Error: не определено #11234. Г.в.носовский, а.т.фоменко потерянные евангелия. новые свидетельства об андронике-христе. Триумфальные процессии древнего рима вновь вызывают полемику
Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Г.в.носовский, а.т.фоменко потерянные евангелия. новые свидетельства об андронике-христе. Триумфальные процессии древнего рима вновь вызывают полемику

Для римского солдата триумф был всем. Быть награжденным сенатом Рима триумфом в знак признания заслуг на военном поприще было величайшей почестью, на которую солдат мог надеяться. Триумф приносил ему славу, богатство и восхищение сограждан. Если у солдата были политические амбиции, триумф гарантировал ему голоса, необходимые для занятия высокой должности. Более того, человек возносился до полубожественного статуса триумфатора, руководителя священных церемоний, проводимых в честь победы в храме Юпитера, священнейшего места в Риме. Даже по прошествии времени триумфатора продолжал окружать ореол величественного, почти божественного.

Для римских граждан триумф был кульминационным торжеством города, государства и общества. Парады и празднования, прославляющие великолепие и силу Рима, стали символом того, что значило быть римлянином. Это было время, когда боги спускались с небес на землю, чтобы отпраздновать величие Рима и его народа.

Само собой, ничто в этом мире не могло сравниться с Триумфом.

Удивительно, но для церемонии, столь значительной и пышной, каким являлся триумф, информации о нем очень мало. Главные религиозные обязанности триумфатора были понятными и редко менялись, однако сценарий проведения триумфа мог изменяться, и достаточно существенно. Дело не только в том, что некоторые детали праздника являются для нас полной загадкой, складывается впечатление, что сами римляне, устраивавшие эти праздники, не до конца понимали их значения. Например, мы знаем, что для торжественной церемонии триумфа лицо победоносного полководца раскрашивалось красной краской, но не знаем почему.

Мы знаем, что толпа выкрикивала в адрес шествующей кавалькады непристойности, но не знаем зачем.

Изначально триумфом была простая процессия, устраиваемая солдатами римской армии по возвращении домой в честь очередной победы. Согласно свидетельствам древних писателей, самый первый триумф был проведен в 740 году до н. э. Ромулом, первым царем Рима. Город Рим, будучи на тот момент больше похожим на большую деревню - его население составляло всего несколько сот человек, - воевал с соседней деревней Ценина, расположенной на небольшом расстоянии к северо-востоку. Перед началом сражения Ромул пообещал посвятить свою победу Юпитеру за его участие в роли Феретрия, сокрушителя врага. Ромул убил Акрона, царя Ценины, в первом же бою и разгромил врага. Затем он приказал побежденному народу уничтожить свою деревню и отправляться жить в Рим, увеличив таким образом население собственного царства.

Чтобы выполнить свое обещание, Ромул срубил дуб, священное для Юпитера дерево, и вырезал из него стойку, на которую повесил оружие и доспехи Акрона. Затем он взвалил ее на плечо и понес в Рим, сопровождаемый своими солдатами и жителями Ценины. На голове у Ромула был лавровый венок, надетый в знак победы, солдаты пели песни. Процессия направилась прямо на Капитолийский холм, где Ромул воздвиг свой трофей и отдал дань Юпитеру.

Первый триумф Ромула был относительно простым мероприятием, основанным на греческой традиции. Подношение доспехов, оружия или вещей врага богу - покровителю города, празднующего победу, - было давней устоявшейся традицией. Нововведение Ромула заключалось в том, что шествие солдат стало частью торжественной церемонии. И действительно, римляне сделали процессию главным событием триумфа, отодвинув подношение трофеев на второй план.

Разбив антеманатов, Ромул отпраздновал второй, аналогичный первому, триумф, однако после победы над могущественной армией этрусского города Вейи ввел новшество, которое продержалось до имперских времен. Армия Вейи возглавлялась старым полководцем, одетым в пурпурную мантию, демонстрирующую его главенство. Во время процессии этот старик, закованный в цепи, шел впереди группы пленных. После завершения триумфа пленников отправляли на невольничий рынок. С тех пор и повелась традиция, чтобы в конце церемонии триумфа один из магистратов Рима проводил по Форуму седовласого раба и отводил его на Капитолийский холм. Затем он должен был повернуться лицом к Форуму и прокричать: «Этрусков на продажу».

Нума, второй царь Рима, был слишком занят налаживанием торговли и проблемами религии, чтобы вести захватнические войны, поэтому не организовал ни одного триумфа. Его последователь, Тулл Гостилий, был настроен более воинственно: он сокрушил города Альба и Фидены, разбил сабинов. Единственное, что нам известно о его триумфе, это то, что царь Альбы Миттий после падения своего города был доставлен в Рим и казнен. Четвертый царь, Анк Марций, провел только одну войну, в которой разбил армию латинов. Он организовал триумф, во время которого он и его солдаты прошли через улицы города на Капитолий.

Подробности этого события неизвестны, единственное, что мы знаем, так это то, что он преподнес Юпитеру гораздо больше доспехов, чем кто-либо до него.

После смерти Анка Марция трон был свободным. Римляне устроили выборы и провозгласили королем Луция Тарквиния Приска, сына изгнанного коринфского аристократа. Тарквиний оказался не только талантливым правителем и полководцем, но и большим любителем пышных представлений. Он настоял на том, чтобы должностным лицам предоставили особую одежду и особые привилегии. Тарквиний, будучи царем, имел привилегий и почестей больше, чем кто-либо другой. Город Коринф славился своей роскошью и непомерным богатством, поэтому Тарквиний решил привнести в Рим частичку своего родного города.

Первое, что сделал Тарквиний на «должности» царя, это начал строительство на Капитолийском холме храма Юпитеру. Он не мог поверить, что римляне отдают почести своему верховному богу посредством установки дубового столба, окруженного трофеями и несколькими статуями. Храм Тарквиния выполнили в греческом стиле, впоследствии ему суждено было сыграть выдающуюся роль в торжествах триумфа.

Одним из нововведений Тарквиния стало обеспечение каждого магистрата слугой, ликтором, чтобы тот расчищал ему путь через огромные толпы, бродившие по улицам Рима. Слуга был вооружен топориком, чтобы показать всем и каждому, какая незавидная участь ждет того, кто осмелится обидеть хозяина. Топорик был привязан к пучку прутьев, которые символизировали народ Рима, показывая, что вместе они непобедимая сила. Сам же по себе этот предмет, получивший название фасцы, являлся символом римской власти. Низшие магистраты имели в своем распоряжении по одному ликтору, высшие чины - больше. В свое распоряжение Тарквиний взял двенадцать ликторов.

Помимо этого Тарквиний выделил себе и высшим магистратам новый вид транспорта - колесницу. Безусловно, сам он имел самую большую и красивую колесницу. В ней было достаточно места, чтобы вместить его самого, слугу и возничего.

Корпус колесницы был украшен рельефными изображениями сцен из жизни богов и отделан золотом.

Эти нововведения, как, впрочем, и другие, были использованы во время триумфа Тарквиния, приблизительно в 600 году до н. э., устроенного в честь его победы над латинским городом Апиолы. Для своего триумфа Тарквиний счел унизительным устраивать простое шествие вернувшихся с войны солдат. На протяжении нескольких дней он готовился к своему торжеству, уделяя пристальное внимание каждой мелочи.

Впереди процессии шли сенаторы - Тарквиний, что было очень мудро с его стороны, позволял самым уважаемым гражданам Рима принимать участие в подобных процессиях. Следом - трубачи, играя торжественный марш. Далее шли пленные из Апиол, которым суждено теперь было стать рабами. Следом за пленными ехали повозки, груженные трофеями, захваченными в результате военной кампании. Восторженные римляне смотрели на все то богатство, которое привезли в их город. Они и представить себе не могли, что военная кампания может принести столько денег. Позади повозок маршировали двенадцать ликторов, символически расчищая путь через город к строящемуся храму Юпитера на Капитолии. Далее, одетый в пурпурную мантию и восседая в роскошной колеснице, запряженной четверкой коней, появился сам Тарквиний. И наконец, завершая процессию, маршировала римская армия, вернувшиеся с войны солдаты и офицеры, которые грелись в лучах славы триумфа на глазах у своих родственников и друзей.

После завершения триумфального шествия Тарквиний приступил к традиционным церемониям на Капитолии. Затем он явил народу еще одно новшество: повел население Рима к долине Мурсии смотреть игры, которые он организовал. Впоследствии на этом месте будет построен великий Циркус Максимус, но на тот момент это была всего лишь открытая долина.

Так как Тарквиний являлся поклонником греческой культуры, игры, организованные в честь его триумфа, были показом достижений греческих атлетов. В Греции атлеты состязались полностью обнаженными, чтобы показать гармонию и совершенство своих тел народу как часть поклонения богам. В Риме публичное обнажение сурово порицалось, поэтому атлеты соревновались в нижнем белье. Римлянам пришлись по душе скачки и представления, что же касается атлетики, то ей не удалось завоевать популярность, и в скором времени она была удалена из программы празднеств. Но было одно исключение: пугилатус - бокс.

Бокс, существующий в эпоху античности, имеет некоторое сходство со своим современным аналогом. Как и сегодня, наносить удары можно было исключительно кулаками, удары ногами, ребром ладони или захваты были запрещены, а боксер, применивший запрещенный прием, мог быть дисквалифицирован. Наряду с этим правила римского бокса разрешали наносить удары кулаком в любую часть тела, хотя есть свидетельства, что позднее удары ниже пояса были запрещены.

Во время боя не было ни раундов, ни временных ограничений. Бой продолжался до тех пор, пока один из боксеров не был нокаутирован или сдавался. Даже когда человек лежал на земле, его сопернику разрешалось наносить по нему удары, вынуждая тем самым его сдаться.

Римляне не делили боксеров на весовые или ростовые категории. Соперниками на ринге могли стать боксеры разной комплекции. Перед началом состязаний проводилась жеребьевка: для этого в горшок помещались глиняные дощечки, которые потом вытягивались боксерами. В современном боксе подобное распределение поставило бы легковеса в очень сложное положение. В античном же аналоге в силу того, что ринга как такового не существовало, легковесного боксера нельзя было загнать в угол и заставить сдаться. Наоборот, маленький человек мог вволю бегать, подныривать и приседать, используя преимущества собственного веса, чтобы вымотать более крупного и сильного соперника.

Базовая стойка боксера была аналогична стойке лучника. Левая рука, ладонью вперед, была выставлена перед собой. Это положение позволяло мешать сопернику и отражать его удар. Правая рука находилась возле груди, готовая нанести удар сокрушительной силы.

Первые боксеры, как и те, что участвовали в играх Тарквиния, дрались с кожаными повязками на руках. Приблизительно к 400 году до н. э. повязки превратились в специальные перчатки. Предплечье было защищено толстым кожаным рукавом, подбитым мехом, который позволял смягчать пропущенные удары. Ладонь обматывалась несколькими слоями кожи. Костяшки пальцев, основные «ударные» точки кулака, были дополнительно оснащены толстой полоской из грубой, вареной кожи с острыми углами. В кулаке зажималась D-образная кожаная подушечка, защищающая пальцы во время нанесения удара.

Травмы были частым явлением во время пугилатуса. Сломанные носы, выбитые зубы, подбитые глаза и разорванные уши были обычны, а травмы головы, должно быть, более распространенным явлением, чем сейчас. Смертельные случаи во время боксерских матчей происходили не часто. В основном ущерб здоровью, полученный от занятий боксом, проявлялся по прошествии некоторого времени, так как постоянные сотрясения мозга пагубно влияли на его работу.

После смерти Тарквиния его место занял его приемный сын Сервий Туллий. Будучи латином, Сервий провел серию войн с этрусками, в результате которых отпраздновал три триумфа в той же манере, что и Тарквиний Приск. Сервий был убит собственным зятем, внуком Луция Тарквиния Приска, известным как Тарквиний Гордый. Тарквиний II отпраздновал два триумфа, но самым главным его вкладом в развитие этой церемонии было завершение строительства храма Юпитера. Здание было построено в этрусском стиле, но позднее еще несколько раз переделывалось.

С завершением строительства храма церемония триумфа превратилась в самое грандиозное шествие. Но именно около храма суждено было совершиться большому числу жертвоприношений и пролиться рекам человеческой крови.


Позднереспубликанский период. Триумфальная процессия победоносного полководца шествует по улицам Рима. Триумфатор восседает в парадной колеснице, запряженной белыми лошадьми. Солдаты, проявившие особую храбрость во время военной кампании, идут впереди колесницы, неся флаги подразделений, участвовавших в войне. Каменная арка - знаменитая Триумфальная арка - отмечала начало триумфального шествия по городу.

Самым главным храмом на любом Марсовом поле, несомненно, является храм Марса. Цезарь задумал воздвигнуть храм Марса, какого никогда не было, засыпав для него и сравняв с землёй то озеро, где он устраивал морской бой, но воплотить этот замысел при жизни не успел. Храм предназначался для хранения воинских знамён. В античных источниках нет точных сведений о его существовании. Един­ст­вен­ным свиде­тель­ст­вом в поль­зу хра­ма оста­ют­ся моне­ты того времени с его изо­бра­же­ни­ем. Одна­ко, моне­ты вполне могут отме­чать не посвя­ще­ние хра­ма, а поста­нов­ле­ние о его стро­и­тель­стве. Много противоречивой информации о цели и предназначении храма, но рядом с Марсовым полем такой храм абсолютно уместен.Чаще храм называют именем Марса-Мстителя, но сколько-либо внятного обоснования именно такого названия нет. Иногда упоминают, что рядом с храмом были построены казармы для легионеров.

В С-Петербурге на Марсовом поле стоит здание, известное горожанам, как Казармы Павловского гренадерского полка. К сожалению, здание не только понесло значительный урон во время войны, но и ранее архитекторы не раз меняли его облик, уничтожали исторические интерьеры и скульптурное оформление. У здания казарм типичный храмовый фасад с двенадцатью колоннами, двенадцать - число Бога, украшенный барельефами, изображающими Афину-воительницу, щиты, доспехи римских воинов и богиню победы Викторию-Славу с венком. Самым главным в храме Марса, несомненно, была его скульптура, перед которой зажигали жертвенник и приносились безкровные жертвы, чтобы военный поход был удачным. На втором этаже в здании казарм есть церковь Александра Невского. И в этом случае, Александр Невский, как нельзя лучше подходит к образу Марса-Мстителя.

Понятно, что если бы статуя Марса сохранилась в храме, то ни у кого не повернулся бы язык назвать Марсово поле Потешным или Царицыным лугом, всё было бы слишком очевидным. Для путаницы и передвинули великолепную статую Марса-Победителя,стоящую ранее в центре Марсова поля, на проезжую часть. На основании скульптуры написали имя генералиссимуса Александра Васильевича Суворова, по-которому и назвали площадь. Марсово поле в Rom в его подлинном виде не существует.

На Марсовом поле в Древнем Риме начиналась триумфальная процессия, где её встречали Сенат и магистраты и выстраивались в следующем порядке:

1. Магистраты и Сенат
2. Трубачи
3. Осязаемые плоды победы: оружие, предметы материальной или художественной ценности: ювелирные изделия, картины, скульптуры, рукописи, изображения завоёванных стран, городов, рек, в виде картин, моделей, аллегорических фигур.

Сотни завоёванных народов и племён платили дань за возможность жить своей жизнью. В Рим свозили не только вещи, но и живые трофеи: лучших ремесленников, учёных, художников, писателей, актёров. Поэтому культура Древнего Рима, его религия, наука и искусство формировалась, в значительной степени, из разных культур порабощённых народов. И если вам кто - нибудь бросит в упрёк, что у России всё заимствованное, объясните, что у неё есть и было всё лучшее по праву сильнейшего и могущественнейшего государства.

4. Белый бык, предназначенный для жертвоприношения, которого сопровождали жрецы.
5. Важнейшие пленники в цепях, вместо умершей Клеопатры несли её изображение.
6. Ликторы (палачи) с фасциями (пучками прутьев).

Если вы видите на гербах государств или государственных структур фасции, знайте, это государство рабовладельческое, потому что живёт по римскому праву. Римская империя - самый страшный пример бездушной эксплуатации в истории. Везде, где крылья орла отбрасывали свою зловещую тень, стоял сборщик налогов.

7. Кифаристы танцующие и поющие.
8. Сам полководец в колеснице, запряжённой четвёркой лошадей. Когда триумф праздновался над парфянами, колесницу везли 4 слона.

Император с сенаторами, солдатами, кифаристами и прочей свитой пешим ходом шёл с Марсова поля до Трёхчастного моста, там он садился в колесницу, которая подавалась с Конюшенного двора на Конюшенной площади, чтобы выехать на ней под Триумфальной аркой на Дворцовую площадь и далее, мимо Адмиралтейства до арки Септимия Севера., известной нам, как арка Сената-Синода на Сенатской площади. Пленные и трофеи на повозках, которые они же и тянули, от Марсова поля к Дворцовой площади двигались по нынешней Миллионной улице.

Чтобы эта кульминация человеческих и почти божественных почестей не имела таких дурных последствий, как гордыня, человек, ехавший позади полководца шептал ему на ухо:" Оглянись назад, помни, что ты человек!" Вот бы нашему российскому главному полководцу ежедневно шептали, чтобы не забывал о том же.

Процессию завершала вся масса пехоты в походном порядке с копьями, украшенными лавром. Когда наступал назначенный день, весь народ высыпал из домов в праздничной одежде. Некоторые граждане становились на ступени государственных зданий, другие поднимались на специально воздвигнутые помосты, чтобы целиком увидеть зрелище. Все храмы были распахнуты, цветочные гирлянды украшали каждый храм и статую, на каждом алтаре курился фимиам.

В итальянском Rom туристам экскурсоводы показывают дорогу шириной в 3 метра и рассказывают, что это и есть Священная дорога, по краям которой в древности были канавы для сточных вод. Попробуйте-ка представить на такой дороге колесницу, запряжённую 4-я конями, я уж не говорю о слонах. Вряд ли у вас это получится.

Вдоль Марсова поля в Петербурге идёт Лебяжья канавка, которая выполняет две функции:
1. в неё стекают сточные воды, чтобы поле было сухим и
2. она является водоразделом между мирами живых и мёртвых на кладбище в Летнем саду.
На Дворцовой площади есть ещё Зимняя канавка, не смотря на романтические названия, это всего лишь сточные канавы.

Был в древнем Риме культ бога Януса, который до Юпитера, считался в Риме главным богом. Он обладал даром знать прошлое и предвидеть будущее, поэтому у него было два лица: сзади и спереди и его именем назван первый месяц года - январь. Главным занятием римлян была война и богу Янусу построили небольшой квадратный храм, который выглядел, как две арки, соединённые стенами и не имеющий крыши. В арках были ворота, которые оставались открытыми, если шли военные действие и запирались с наступлением мира.

Плутарх сообщает, что «Последнее случалось весьма редко, ибо империя постоянно вела войны, в силу огромных своих размеров непрерывно обороняясь от варварских племен, её окружающих.» Руины храма в Rom не сохранились, даже не известно точное место, где он стоял.

Триумфальная процессия вступала в город через арку Тита, которую построили в благодарность императору за полный разгром Иудеи. У иудеев до сих пор живо такое древнее суеверие: проходить под аркой Тита к несчастью. Экскурсоводы в Rom замечают, что еврейские группы обходят арку Тита стороной. А между тем, подлинная арка Тита находится в России. В древнем Петербурге арка стояла между зданием Главного штаба и штабом Гвардейского корпуса. Вероятно, она была сильно разрушена и её разобрали, чтобы собрать в другом месте.

И храм богу Янусу сохранился только в С-Петербурге. Это, уж простите, арка Главного штаба. Большое полукружие перед аркой напоминает алтарное пространство перед царскими вратами в церквах. Здесь стоял жертвенник, сюда несли венки, фрукты и подарки, внутри стояла статуя бога Януса. Ворот нет, возможно, они существуют в другом месте, но все признаки храма остались. Обратите внимание, что арок три: две из них одинаковые, а третья даже не параллельна. В узком пространстве можно сделать и десять арок, но видны будут только крайние, то есть эстетически это неоправданно. Даже, как проход или проезд, арка Главного штаба не очень удобна.

Третья арка, ведущая на Большую Морскую улицу - это то, что осталось от арки Тита. Наверху арки, когда-то стояла колесница, с которой богиня Виктория венчала лавровым венком проходящее под ней триумфальное шествие. Она и сейчас стоит, но, получается, уже на храме Бога Януса и арке Тита одновременно, что тоже неплохо.

Теперь и вы можете представить себе, каким был когда-то Триумфальный путь. Это простор и ширина Дворцовой площади и далее, по линии Адмиралтейства, которая точно продолжает линию Зимнего дворца, и до арки около Сената-Синода на Сенатской площади.

И всё-таки сохранена доныне древняя традиция! Все самые торжественные праздничные мероприятия в С-петербурге: концерты шествия, парады проводятся на Дворцовой площади, только вот идут парады теперь не от Марсова поля в центр города, а, наоборот, с Невского проспекта к Марсову полю. Стоит ли удивляться? Раньше ходили с правой ноги и жили по правде, а теперь: левой, левой, левой. В церкви жениха с невестой раньше водили вокруг аналоя - посолонь, то есть по солнышку, а теперь - противосолонь или против движения солнца. Вот так и сбили людям мозги набекрень.

Страница 8

Триумфальная процессия

О том, что было запечатлено на подобных арках или картинах, говорит Иосиф Флавий, описывая один из римских триумфов: «…Веспасиан и Тит появились в лавровых венках и обычном пурпуровом одеянии и направились к портику Октавии. Здесь ожидали их прибытия сенат, высшие сановники и знатнейшие всадники… После молитвы Веспасиан произнес перед собранием краткую, обращенную ко всем речь и отпустил солдат на пиршество, обыкновенно даваемое им в таких случаях самим императором. Сам же он проследовал к воротам, названным триумфальными вследствие того, что через них всегда проходили триумфальные процессии… открыть триумфальное шествие, которое подвигалось мимо театров для того, чтобы народ легче мог все видеть. Невозможно описать достойным образом массу показывавшихся (во время триумфа. – В. М.) достопримечательностей и роскошь украшений, в которых изощрялось воображение или великолепие всего того, что только может себе представить фантазия, как то: произведений искусства, предметов роскоши и имеющихся в природе редкостей… Все в тот день было выставлено напоказ, чтобы дать понятие о величии римского государства… Множество отдельных изображений чрезвычайно живо вопроизводило войну в главных ее моментах. Здесь изображалось, как опустошается счастливейшая страна, как истребляются целые неприятельские толпы, как одни из них бегут, а другие попадают в плен; как падают исполинские стены под ударами машин; как покоряются сильные крепости, или как взбираются на самый верх укреплений многолюднейших городов, как войско проникает через стены и наполняет все кровью; умоляющие жесты безоружных, пылающие головни, швыряемые в храм, дома, обваливающиеся над головами своих обитателей, наконец, после многих печальных сцен разрушения, водяные потоки, – не те, которые орошают поля на пользу людям или животным, а потоки, разливающиеся по охваченной повсюду пожаром местности. Так изображены были все бедствия, которые война навлекла на иудеев. Художественное исполнение и величие этих изображений представляли события как бы воочию и для тех, кто не был их очевидцем. На каждом из этих сооружений был представлен и начальник завоеванного города в тот момент, когда он был взят в плен… Предметы добычи носили массами; но особенное внимание обращали на себя те, которые взяты были из храма, а именно: золотой стол, весивший много талантов, и золотой светильник… Последним в ряду предметов добычи находился Закон иудеев. Вслед за этим множество людей несло статуи богини Победы, сделанные из слоновой кости и золота. После ехал Веспасиан, за ним Тит, Домициан в пышном наряде сбоку».

Римляне очень бы удивились, если бы им кто-нибудь сообщил, что появится на свете такая страна, где народ будет гораздо чаще и охотнее избирать на высокие посты отчего-то тех, чей путь наверх усеян позором предательств и поражений.

К любопытным выводам приходишь, когда внимательнее рассмотришь итоги римского правления в Африке или в Испании… Особый интерес представляет все же именно Африка, поскольку населяющие ее племена в этническом, да и культурном плане дальше остояли от италиков. Обратимся за помощью к книге Т. П. Каптеревой о странах Магриба (Алжир, Тунис, Марокко). Практически тут, в Египте, еще в Ливии и Нубии, на побережье Средиземного моря, влияние греческой и римской культур было наиболее заметно. Напомним, что в суровой схватке Рима с Карфагеном ливийские царства, как и Нумидия с Мавретанией, играли заметную роль. Земли Нумидии (восточный Алжир и западный Тунис) полукольцом охватывали владения Карфагена. Разумеется, нумидийцы, которые известны как прекрасные конники, принимали самое непосредственное участие во всех войнах, захвативших регион. Царь массилов, Масинисса, появляющийся часто в описаниях историков, объединил нумидийские племена, превратил их в земледельцев и приобщил к цивилизации. Полибий писал, что царь сумел, с помощью Рима, коренным образом изменить положение своей страны. Земля тут стала плодоносить, так как он умело использовал, как мы бы сказали, «новые технологии». Он активно повел городское строительство (особенно в столице). С ним стала расцветать и торговля. У карфагенян он перенял некоторые формы пунийской цивилизации, систему управления городов (с помощью суфетов). В итоге этой грамотной взвешенной политики страна скоро преобразилась. Автор пишет: «Цари Нумидии и Мавретании покровительствовали строительству и искусству, они охотно приглашали в свои города греческих мастеров. Как и в пуническую эпоху, в Северную Африку ввозились иноземные художественные произведения. Переданнная римлянами нумидийским царям богатейшая карфагенская библиотека – целый свод знаний – не могла не сыграть значительной роли в развитии духовной жизни африканского общества».



Крылатые кони. Деталь фронтонной композиции храма Ара делла Регина в Тарквинии. Терракота. IV в. до н. э.



Фибула из гробницы Реголини-Галасси и Черветери. Золото. Ок. 650 г. до н. э. Ватикан, Грегорианский этрусский музей



Голова музыканта. Деталь росписи гробницы Леопардов в Тарквинии. 475-455 гг. до н. э.


Так называемый «Черный камень» с древнейшей латинской надписью


Саркофаг с изображением супружеской четы из Черветери. Деталь. Терракота.

Начало VI в. до н. э.

Сервиева стена

Предметы, найденные в погребениях на Форуме

Капитолийская волчица

Тарквиний и Мастарна. Этрусская живопись

Круглый храм на Бычьем форуме в Риме. Ок. 120 г. до н. э.

Храм Фортуны Вирилис на Бычьем форуме в Риме.

Ок. 100-80 гг. до н. э.

Юпитер. Римская работа I в.


Афродита (Венера), так называемая «Афродита в садах».



Арес (Марс).

Римская копия с греческого оригинала V в. до н. э.

Бронзовый гладиаторским шлем из Геркуланума

Бой гладиаторов

Бой гладиаторов. Мозаика времен Империи


Богиня Рома, покровительница города Рима. Статуя в Капитолии, Рим

Реставрированная в I в. колонна Дуилия, украшенная носами разбитых кораблей

Мост Мульвия в Риме. Конец II в. до н. э.


Римский денарий 268-264 гг. до н. э.

На лицевой стороне изображена богиня Рома, на оборотной - Диоскуры

Медный римский асс (aes grave) 311- 271 гг. до н. э. На лицевой стороне - изображение двуликого Януса, на оборотной - нос корабля


Монета (денарий) восставших италиков. Италийский вол попирает римскую волчицу

Монета с изображением Антония и Октавиана


Так называемая гробница Тарквиниев.

Предполагаемый склеп Тарквиниев найден в конце XIX в. в Цере. На его стенах 35 раз выбито имя Тарквиниев по-этрусски: «Тархна». Но этого еще недостаточно для утверждения, что это гробница римских Тарквиниев

Пирр. Мраморный бюст


Гай Цильний Меценат. Резной аметист. Работа знаменитого гравера Диоскорида

Аппиева дорога. Реконструкция Жанина

Сципион Африканский


Переправа войск Ганнибала через реку Родан (Рону)

Ганнибал

(по современной гравюре)

Сулла. Мрамор

Гай Марий. Мрамор

Гней Помпей Великий.

Цезарь. Мрамор. Конец I в. до н. э.

Мраморный бюст I в. до н. э.


Этрусская статуя воина. Бронза

Самнитский воин. Бронза



Самнитские знаменосец и воин. По изображениям на италийской вазе. Вооружение воинов напоминает греческие образцы, но имеет местные особенности, в частности полуки­раса (слева) и боевые бронзовые пояса на обоих воинах

Воины республиканского Рима: триарий, гастат и велит

Боевой порядок римского легиона в III в. до н. э.

Манипулярный боевой порядок


Организация римской армии в III в. до н. э.

Вооружение древних римлян


Щит воина римской конницы

Шлем воина римской конницы

Панцирь богатых римских всадников

Римский большой щит-скутум

Центурион

Метание пилума


Юпитер, посылающий дождь римской армии. Рельеф с колонны Антонина.

Юпитер в виде крылатого старца, распростершего свои длинные руки, с которых льются потоки воды, легионеры собирают ее в шлемы и щиты, а варвары лежат на земле, сраженные молниями

Римский велит

Римский всадник


План римского лагеря для двух легионов. Схематическая реконструкция по Полибию: 1. Преторий, площадь, где находилась палатка командующего. 2. Форум, площадь, служившая для сходок. 3. Алтарь. 4. Помещения преториан­ской когорты, личной стражи командующего. 5. Казармы вспомогательной конницы. 6. Казармы легионеров. 7. Казармы вспомогательных отрядов пехоты. 8. Казармы отряда ветеранов, вновь призванных на военную службу. 9. Пло­щадь, где находилась палатка квестора. 10. Главная улица лагеря. 11. Улица, параллельная главной, на которой помещались торговавшие с солдатами купцы. 12. Улица, отделявшая части, расположенные непосредственно у укреплений,

от внутренней части лагеря. 13. Улица, соединявшая преторий с воротами лагеря. 14. Промежуток между окружавшим лагерь оборонительным валом и первыми казармами. 15. Ворота лагеря

Инсигнии понтификата. Барельеф из музея Сен-Жермен

Триумфальное шествие




Этрусская бирема. Этрусская ваза (находится в Британском музее в Лондоне) ук­рашена живописным изображением биремы, которое показывает нам, на что были похожи корабли этого древнего итальянского народа мореходов около VI в. до н. э. Ясно видны два ряда весел: верхний ряд с уключинами на планшире или, возмож­но, на аутригере и нижний, весла которого выходят из портов в корпусе, или с уключинами вдоль планшира, скрытого за аутригером, как это можно предполо­жить по длинной трещине на вазе. На носу имеется таран и, что особенно инте­ресно, бак, который никогда доселе не был представлен столь длинным и высо­ким на других живописных изображениях. При реконструкции нос был воссоздан наподобие носов древнегреческих бирем того же периода, его образовывали свя­занные вместе окончания продольных планок

Римский военный корабль. Барельеф

Башни на судах


Трирема. Здесь представлен корабль со сплошной боевой палубой и «вороном» на носу. Имеются три ряда весел: для верхнего проделаны овальные порты в аут­ригере, в то время как два нижних выходят из круглых портов в бортах судна. Кожаные рукава, предназначавшиеся для того, чтобы не дать морской воде про­никнуть внутрь через отверстия для нижних весел, не видны. На римских трире­мах число гребцов во всех командах было одинаковым. Помимо гребцов на борту было минимум 10-12 матросов и 80-90 солдат. Приблизительные размеры: дли­на - 18,3 фута (5,6 м), включая 2 фута (0,6 м) для аутригеров по каждому борту,



осадка - 3,2 фута (1 м)

Квадрирема. При раскопках в афинском порту были обнаружены остатки анга­ров, где хранились триремы во время зимнего сезона. Из размеров ангаров был сделан вывод, что греческие триремы были примерно 114,8 фута (35 м) длиной и 16,4 фута (5 м) шириной. В отношении римских квадрирем, которые были круп­нее, можно предположить, что длина их составляла 131 фут (40 м), а ширина - 32 фута (7 м). На судне должно было разме­щаться 200 гребцов плюс 15-20 матросов и сотня солдат - таков был полный экипаж. Согласно Полибию, первой квадриремой римского флота был карфагенский корабль, захваченный в 260 г. во время осады Милаццо


Нумидийский всадник времен Пунических войн и самнит Ш в. до н. э.

Древнегерманский воин

Мечи германцев

Легионер I в. до н. э. - I в., центурион и легионер конца I в. - начала II в.

Организация римской армии в середине I в. до н. э.

Построение легиона по когортам

Гражданская война в Риме в 49-45 гг. до н. э.


План базилики в Помпее План терм Каракаллы в Риме

План Пантеона в Риме

План обыкновенного Римского дома

Боевой порядок легиона Цезаря

Римская дорога

Август, изображенный в позе Юпитера. Статуя из Кум. Первая половина I в.

Октавия, сестра Октавиана. Базальт

Тиберий. Мрамор

Нерон. Мрамор. 60-68 гг.

Калигула. Мрамор. 37-41 гг.


Осада города римлянами. I в. до н. э.

План Рима. I-IV вв.

Колизей в Риме. Фотография XIX в.


Рим. Форум Романум. Реконструкция:!. Храм Сатурна. 2. Священная дорога. 3. Храм Веспасиана. 4. Ростры. 5. Арка Септимия Севера. 6. Курия. 7. Базилика Эмилия. 8. Базилика Максенция. 9. Храм Антонина и Фаустины. 10. Колизей. 11. Круглый храм Ромула. 12. Колонна Фокаса


Большой цирк (Circus Maximus). Реконструкция

Колонна Траяна на Форуме Траяна в Риме. 107-113 гг.

Римский дом. Реконструкция. Релендера.



Интерьер дома богатого римлянина Интерьер римского дома


Конная статуя Марка Аврелия в Риме. Бронза. 161-180 гг.


Стена Аврелиана в Риме. 270-275 гг. Арка Константина в Риме. 312-315 гг.

Амфитеатр в Арле, Франция. I в. Общий вид



Акведук близ Нима, так называемый Гарский мост.

Конец I в. до н. э. - начало I в.



Барельефы с колонны Траяна.

Траян отдает приказ осадить Сармизегетузу (вверху). Децебал изъявляет покорность


Пахарь. Прорисовка с античной геммы

Кузнец с клещами и двуручным молотом. Каменотесы.

Один вытесывает каменный

блок, другой - колонну. По Вергилию Ватиканскому

Ликтор, полководец (консул или пропретор), имагинифер.

Солдаты вспомогательных войск Римской империи. I в.

Воины Римской империи. IV-V вв.

Солдаты преторианской гвардии


Пергамское царство во II в. до н. э.

Парфянское царство

Завоевание Римом Италии в конце VI - середине III в. до н. э.

Подвластная Риму Италия. Ок. середины III в. до н. э.

Римская Средиземноморская держава в середине II в. до н. э.

Вторая Пуническая война. 264-241 до н. э.

Третья Пуническая война. 149-146 гг. до н. э.


Битва при Тразименском озере в 217 г. до н. э.


Бой при Киноскефалах в 197 г. до н. э. Битва при Пидне в 168 г. до н. э.

Македония и Греция во II в. до н. э.



Поход римской армии в Парфию и бой под Каррами в 53 г. до и. э.



Походы армии Спартака в 73-71 гг. до н. э.


Осадные сооружения римлян под Алезией

Осада римлянами Алезии в 52 г. до н. э.

Схема маршрутов походов Цезаря в Галлии


Римская империя в IV-V вв. до н. э. и вторжения племен


Римская империя при Константине (306-337 гг.)

3 Среди многочисленных обзоров литературы по проблемам гибели респуб­лики и становления принципата самыми доступными для российского читателя

2 Быть может, это прозвище он имел еще до галлов просто потому, что жил на Капитолии.

увеличена римской анналистикой.

3 Традиция о войне с Пирром в очень плохом состоянии. Сохранилась она глав­ным образом у поздних или второстепенных писателей и носит чрезвычайно

2 Право одного и того же лица дважды подряд занимать должность народного трибуна было спорно. Хотя, как мы видели, существовал плебисцит Генуция 342 г. (не вполне достоверный), запрещавший до истечения 10-летнего срока выстав­лять свою кандидатуру на ту же должность, но это правило на практике не раз нарушалось. К тому же плебисцит Генуция относился только к магистратам, а народные трибуны, строго говоря, не являлись магистратами. Действительно, в

1 Тиберий Гракх, XX.

дают возможности разграничить вполне точно мероприятия обоих этих перио­

1 В 59 г. Цезарь женился на Кальпурнии, с которой благополучно прожил до самой своей смерти.

(по апрель).

1 В 355 г. провозглашен цезарем, с 361 г. - правил единолично.

Жертвоприношение Юпитеру Капитолийскому. Рельефная панель с триумфальной арки Марка Аврелия (предположительно). Фото: Matthias Kabel

Триумф — это одновременно одна из самых почитаемых и наименее известных римских церемоний. Когда-то Мэри Бирд, автор книги «Римский триумф» (2007), приложила немало усилий, чтобы отделить факты от вымысла. А вот Мэгги Попкин в своей книге «Архитектура римского триумфа» претендует на «первое критическое исследование архитектуры римского триумфа». Что же относилось к этой «архитектуре»? Автор утверждает, что здания и сооружения, стоявшие по маршруту следования триумфальной процессии, «строились в соответствии с тем, как совершали, переживали и помнили триумфальные церемонии римляне, и с тем, что они считали идентичностью своего города».

Maggie L. Popkin. The Architecture of the Roman Triumph: Monuments, Memory and Identity. Cambridge University Press. 350 с. На английском языке

Это заявление верно лишь в том случае, если в Древнем Риме существовал тот самый «триумфальный маршрут». Однако вплоть до недавнего времени ученые доказывали, что постоянного маршрута не было. Так, Питер Вайзман предположил, что, несмотря на некие «определенные пункты» для каждой процессии, полководцы могли соединять их в любом порядке. Бирд обращает внимание на то, что попытки реконструировать маршрут по большей части основываются на фрагменте из труда еврейского историка Иосифа Флавия, описывающем триумф Веспасиана и Тита в 71 году н.э. Хотя, помимо этого источника, ясности здесь нет.

В описании монументов у Попкин немало интересного, но не все убедительно. Например, исследователь придает большое значение словам Иосифа Флавия о том, что процессия шла «через театры», чтобы дать возможность людям лучше ее рассмотреть. Она даже предполагает, что Колизей был построен на триумфальном маршруте, чтобы дать «театральные подмостки» триумфам Домициана. Отрывок из Проперция Попкин толкует как изображение того, как «люди в театрах вставали, чтобы приветствовать» триумфаторов; на самом деле этот фрагмент относится к рано умершему преемнику императора Августа Марцеллу, который никогда не устраивал триумфов.

Самые очевидные «триумфальные памятники» — арки, и Попкин пытается использовать этот факт в своей аргументации, однако, как справедливо утверждает Бирд, «одни арки, возможно, воздвигались на пути процессии, а другие — совершенно точно нет (и не всегда легко определить, какая из них в какую категорию попадает)». Что же касается арок, которые Плиний Старший называет самыми первыми, то следует помнить, что, по легенде, консул Стерциний воздвиг их после того, как были оставлены всякие надежды на триумф. Кандидатом на звание «триумфального памятника» могла бы стать арка Септимия Севера у Капитолийского холма, однако свидетельств того, что этот император когда-либо праздновал триумф, не имеется. При этом Попкин предполагает, что многочисленные памятники, в частности на триумфальном маршруте, воздвигли в его правление, чтобы сформировать «ложную память» о победах императора.