Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Формы критики. Конструктивная и деструктивная критика. Как реагировать? Мотивирующая и останавливающая

Критика – это логическая операция, направленная на разрушение ранее состоявшееся процесса аргументации.

По форме:

    Явная – указание на явные недостатки, направленная на разрушение аргументации.

    Неявная – скептическая оценка позиции пропонента без конкретного анализа недостатков.

По направленности аргументационного процесса:

    деструктивная – критика, направленная на опровержение тезиса, аргументов и демонстрации.

(Приёмы)

Критика тезиса-установление ложности тезиса

1.тезис пропонента(Т)-2.следствие из тезиса(С1,С2)-3.опровержение следствий фактами(С1,С2)-4.строится умозаключение(от отрицания следствия к отрицанию основания(ТС1,С2,С1С2)-5.тезсс опровергнут(Т)

Критика аргумента – ложность аргумента

Критика демонстрации – отсутствие логической связи между тезисом и аргументами.

    Конструктивная – обоснование оппонентом собственного тезиса с целью альтернативного утверждения пропонента.

1. Т(тезис пропонента)-2.А(тезис оппонента)-3.оппонент доказывает А.-4. Разделительно-категорическое умозаключение

    Смешанная – конструктивная + деструктивная.

Пропонент – выдвигающий тезис

Оппонент – не согласный с позицией

48.Правила и ошибки по отношению к тезису

Тезис является центральным пунктом рассуждения, раскрытию и обоснованию которого подчинен весь процесс аргументации.

Логичное рассуждение предполагает соблюдение двух правил в отношении тезиса: определенность тезиса и неизменность тезиса.

(1) Определенность тезиса

Правило определенности означает, что тезис должен быть сформулирован ясно и четко.

Четкое определение тезиса наряду с выявлением смысла употребляемых терминов включает также анализ суждения, в форме которого выставляется тезис. Если он представлен как простое суждение, то надо точно выявить субъект и предикат суждения, что не

всегда является очевидным. Требуется также уяснить качество суждения: содержится в нем утверждение или нечто отрицается.

Важное значение имеет количественная характеристика суж-f, дения: формулируется оно как общее суждение (А или Е) или как] частное (I или О). При этом надо выяснить, является оно неопреде-1 ленным («некоторые, а может быть, и все») или определенным («только некоторые») частным суждением.

(2) Неизменность тезиса

Правило неизменности тезиса запрещает видоизменять или отступать от первоначально сформулированного положения в процессе данного рассуждения.

Требование логической точности, определенности и неизменности тезиса достаточно просты и, как правило, выполняются при наличии элементарных навыков логической культуры. Однако в практике встречаются отступления от этих правил.

Первое из них - потеря тезиса.

Подмена тезиса. Общее название ошибки по отношению к тезису - подмена тезиса, которая бывает полной или частичной.

(1) Полная подмена тезиса проявляется в том, что, выдвинув определенное положение, пропонент в итоге фактически обосновывает нечто другое, близкое или сходное с тезисом положение и тем самым подменяет основную идею другой.

(2) Частичная подмена тезиса выражается в том, что в ход, выступления пропонент пытается видоизменить собственный тезис сужая или смягчая свое первоначально слишком общее, npeyaeJ ченное либо излишне резкое утверждение.

2. Правила и ошибки по отношению к аргументам

Логическая состоятельность и доказательное значение рассужде- , ния во многом зависят от качества исходного фактического и теоре-"| тического материала - убеждающей силы аргументов.

Решение стратегической задачи аргументации определяется выполнением следующих требований, или правил в отношении доводов:

(1) Требование достоверности, т.е. истинности и доказанности аргументов определяется тем, что они выступают логическими основаниями, опираясь на которые выводят тезис. Сколь бы вероятными ни были доводы, из них может следовать лишь правдоподобный, но не достоверный тезис. Сложение вероятностей в посылках приводит лишь к увеличению степени вероятности заключения, но не гарантирует получения достоверного результата.

(2) Автономное обоснование аргументов означает: поскольку доводы должны быть истинными, то, прежде чем обосновывать тезис, следует проверить сами аргументы.

(3) Требование непротиворечивости аргументов вытекает из логической идеи, согласно которой из противоречия формально следует все что угодно - и тезис пропонента, и антитезис оппонента.

(4) Требование достаточности аргументов связано с логической мерой - в своей совокупности доводы должны быть такими, чтобы из них по правилам логики в необходимости следовал доказываемый тезис.

При поспешном, не всегда продуманном анализе фактического материала встречается использование и такого аргумента, который не только не подтверждает, а наоборот, противоречит тезису выступающего. В этом случае говорят, что пропонент использовал «самоубийственный довод».

3. Правила и ошибки демонстрации

Логическая связь аргументов с тезисом протекает в форме таких умозаключений, как дедукция, индукция и аналогия.

1) Дедуктивный способ аргументации предполагает соблюдение ряда методологических и логических требований. К важнейшим из них относятся следующие.

1 (1) Точное определение или описание в большей посылке, выполняющей роль довода, исходного теоретического или эмпирического1 положения. Это дает возможность убедительно продемонстриро-1 вать научные позиции или практические соображения, которыми I руководствуются при оценке конкретного события. |

(2) Точное и достоверное описание конкретного события, которое дано в меньшей посылке.

Это требование диктуется методологическим принципом конкретности истины. В противном случае дедуктивное рассуждение будет двусмысленным и далеким от истины.

(3) Дедуктивная аргументация приводит к достоверному обоснованию тезиса при соблюдении структурных правил этой формы вывода, относящихся к терминам, количеству, качеству и логическим связям между посылками умозаключения. Это прежде всего правила категорических, условных, разделительных и смешанных форм силлогизмов, которые изложены в главе о дедуктивных умозаключениях.

2) Индуктивный способ аргументации применяется, как правило, в тех случаях, когда в качестве доводов используются фактические данные.

3) Аргументация в форме аналогии применяется в случае уподобления единичных событий и явлений. При обращении к аналогии надо соблюдать следующие правила этого вида умозаключения.

Во-первых, аналогия состоятельна лишь тогда, когда два явления сходны между собой не в любых, а лишь в существенных признаках.

Во-вторых, при уподоблении двух явлений или событий следует учитывать различия между ними.

Ошибки в демонстрации связаны с отсутствием логической связи между аргументами и тезисом.

Ошибка мнимого следования имеет место и в тех случаях, когда для обоснования тезиса приводят логически не связанные с обсуждаемым тезисом аргументы. Среди множества такого рода уловок назовем следующие.

Аргумент к силе- вместо логического обоснования тезиса прибегают к внелогическому принуждению - физическому, экономическому, административному, морально-политическому и другим видам воздействия.

Аргумент к невежеству - использование неосведомленности или непосвященности оппонента или слушателей и навязывание им мнений, которые не находят объективного подтверждения либо противоречат науке.

Аргумент к выгоде - вместо логического обоснования тезиса агитируют за его принятие потому, что так выгодно в морально-политическом или экономическом отношении.

Аргумент к здравому смыслу используется часто как апелляция к обыденному сознанию вместо реального обоснования. Хотя известно, что понятие здравого смысла весьма относительное, нередко оно оказывается обманчивым, если речь идет не о вещах домашнего обихода.

Аргумент к состраданию проявляется в тех случаях, когда вместо реальной оценки конкретного поступка взывают к жалости, человеколюбию, состраданию. К этому аргументу прибегают обычно в тех случаях, когда речь идет о возможном осуждении или наказании лица за совершенные проступки.

Аргумент к верности - вместо обоснования тезиса как истинного склоняют к его принятию в силу верности, привязанности, почтения и т.п.

Соблюдение логических правил по отношению к тезису, демонстрации и аргументам обеспечивает выполнение стратегической задачи рационального рассуждения, которая выступает ведущим фактором убедительности процесса аргументации в научной и практической областях знаний.

В статье рассказывается о том, что такое критика, для чего она нужна, какой она бывает и что нужно, чтобы стать критиком.

Творчество и обсуждение

Еще в древние времена, когда наши предки и на людей не очень-то были похожи, среди них находились те, кого привлекало все необычное и странное, к примеру, музыка и рисунки. С наскальными художествами все понятно, правда, до наших дней сохранилось их не так много, как хотелось бы, но примитивные музыкальные инструменты произвели фурор, когда их нашли.

По сути, творчество с искусством любят и признают все высокоразвитые существа с высоким (по меркам животного мира) интеллектом. К примеру, дельфины и слоны умеют рисовать, и последние даже воссоздают какие-то картины своей жизни, которые видели много лет назад.

Искусство, как таковое, тесно связано с развитием общества и вообще становлением человека, как личности. Давно было доказано, что без него нормальное развитие цивилизации невозможно. И неотъемлемой частью искусства является его критика. Так что такое критика, для чего она нужна и какой бывает? В этом мы и разберемся.

Определение

В процессе критики разбирается также ценность произведения, если темой критики выступает что-то иное, кроме картины, стихов или песни, то подобное явление помогает найти правильную точку зрения, или же наиболее приближенную к ней. Так что критика может применяться не только в искусстве. К примеру, научные гипотезы и предположения в обязательном порядке подвергаются критике. Так что теперь мы знаем, что такое критика. Но какие виды ее бывают?

Хорошая и плохая

Грубо говоря, бывает хорошая, - конструктивная, и плохая критика. В первом случае ее суждения основываются на беспристрастном разборе материала, когда человек, или группа лиц в процессе обсуждения произведения искусства, научной теории и прочего опирается именно на факты, посылы и действия, а не личное отношение к автору. Проще говоря, хорошая та, которая несет в себе конструктивное обсуждение, с указанием ошибок, недоработок и минусов, и все это, независимо от личного отношения к автору или группе авторов.

Ну, а если говорить о критике плохой, то тут все с точностью наоборот - она не несет в себе ничего здравого, претензии не имеют четкого обоснования, она сильно зависит от личного отношения к автору. К слову, плохой критика может быть и та, которая просто восхваляет произведение или нечто другое, никак не обосновывая положительные оценки.

Смысл

В чем же суть критики? Без обсуждения, оценки и разбора любой творец, автор или ученый не сможет адекватно развиваться. Рано или поздно он или заболеет или же, наоборот, впадет в уныние из-за того, что никто даже не обсуждает плоды его трудов.

В науке же критика просто необходима, обычно, теории и гипотезы разрабатываются дальше, только если выдерживают первоначальную

История критики

Критика как таковая существовала всегда, но, наверное, наиболее известной она стала в Древней Греции и Риме, где было множество талантливых поэтов, скульпторов, художников и ученых. Но все же стоит помнить - порой критика бывает вредна, особенно если дает ее человек, абсолютно ничего не понимающий в данном вопросе. Но правильно ли утверждение о том, что прежде, чем начать что-то или кого-то критиковать, нужно детально разбираться в теме?

И да, и нет. С одной стороны, человек не обязан сам уметь писать стихи для того, чтобы оценить чье-то творение, то же самое с песнями и иными сказаниями.

Но с другой стороны, если человек начинает критиковать технику написания картины, проектировку здания или пропорции скульптуры, ему полезно для начала получить хоть какие-то представления об этих процессах.

Критиковать всегда намного легче, чем создавать. И, кстати, мало кто критикует, к примеру, общую теорию относительности Эйнштейна, или предположения о происхождении древнего урагана на Юпитере, ведь для этого нужно понимать, о чем говоришь.

Некоторые относятся к критикам отрицательно, считая их просто жуликами, которые наживаются на чужих произведениях, и такие случаи порой бывают в самом деле. А некоторые критики специально провоцируют авторов на ссоры, драки и скандалы.

Так что, теперь мы знаем, что такое критика, для чего она нужна, и какой бывает.

Критика имеет разные имена. Развернутое указание на недостатки - это собственно критика. - короткая критика. - тоже форма критики, когда в большей степени звучит возложение вины за обнаруженные недостатки. - эмоциональное выражение критики ситуации, выражение негативных чувств в связи с обнаруженными недостатками. - это критика с требованием. тоже можно считать критикой: критикой высказываний.

Данная статья посвящена преимущественно собственно критике, то есть критике самого человека либо его действий, однако общие положения по поводу критики вообще справедливы и для возражений: как их делать можно, а как стоит едва ли.

Критика по своей сути бывает справедливая и нет, по форме и обычная (к сожалению - неграмотная). Также, критика отличается по тому, на что она направлена: на ситуацию, на личность, на высказывания человека или на его действия. Критика может быть открытая и скрытая, в глаза и за спиной, справедливая и нет, деструктивная и конструктивная. Критика бывает поддерживающая и разгромная, общего плана и конкретная, мотивирующая и останавливающая. Встречается даже критика восхищенная... Какая вас больше воодушевляет?

Критика по форме может звучать очень разнообразно.

Прямая и косвенная

Развернутая и короткая

Развернутое указание на недостатки - собственно критика. Короткая критика - .

Общего плана и конкретная

Критика общего плана говорит в общем. Конкретная - детально, конкретно. Не просто что не работает, а когда и в какой степени. Из-за каких причин. И не просто как сделать лучше, а как это сделать конкретно: куда пойти, к кому обратиться.

Когда полезна

Как правило, конкретность полезна и ценна почти всегда. И чем ее больше, тем лучше. Если же говорить точнее, необходимость конкретики и детализации зависит от уровня компетентности. Если критикуемый не знает, как исправить, как сделать лучше - конкретные подсказки очень ценны. Если же специалист в курсе, ему достаточно подсказать, что ошибка допущена или где-то что-то неисправно: как ситуацию поправить, он знает лучше вас.

Направленная на личность или на действия человека

Согласитесь, это очень разные формулировки: "ты плохой" или "это был неудачный поступок", "твое высказывание некорректно" или "ты сволочь". Критика, направленная на личность, звучит как обвинения. См.

Открытая и скрытая

Поддерживающая и разгромная

Эти формы критики касаются личности, но поддерживающая укрепляет, репутацию поднимает, а разгромная - наоборот.

Разгромная использует переход на личности, использует обвинения, тяготеет к публичности.

Поддерживающая критика - с пряничками, с ресурсной смазкой. Ты талантливый. У тебя получается. Мне вообще в тебе нравится. Ты очень надежный человек. (Ты ОК)

Когда полезна

Поддерживающая критика полезна практически всегда. Если личностно критичная ситуация - просто необходима.

Деструктивная и конструктивная

Мотивирующая и останавливающая

Мотивирующая - создающая желание делать. Останавливающая - ставящая запреты делать недопустимое. Поддерживающая критика касается личности, мотивирующая направлена на действия. Ты молодец - поддерживающий момент критики. «Вперед! У тебя получится!» - момент мотивирующий.

Критика – это то, чего легко можно избежать, ничего не говоря, ничего не делая и будучи никем. Так категорично выразился Аристотель еще в свои античные времена. То есть критика, она как политика - если ты сам не критикуешь, то кто-нибудь будет критиковать тебя. Каждый день люди сталкивается с выражением чувств и оценкой результата не только своих действий.

Критика – что это?

Часто можно услышать – «я не выношу критики в свой адрес» или «этот критик с одобрением отозвался о фильме». И еще много других фраз, в которых фигурирует слово критика, пришедшее из древнегреческого языка. Kritikos у греков означало «искусство разбирать». Критика – это:

  1. Вынесение суждения о достоинствах чего-либо.
  2. Порицание, поиск ошибок.
  3. Искусство анализа и оценки художественной работы.

Кто такой критик?

Критик это не только человек, который судит и оценивает, это еще и специальность. Профессиональный критик анализирует художественные произведения:

  • литературные;
  • музыкальные;
  • театральные;
  • архитектурные;
  • кинематографические.

Для него критиковать это взвешивать все аспекты – рассматривать способы передачи материала, оценивать степень того, насколько автору удалось достичь своей цели, оправданы ли выбранные средства. Хороший критик владеет предметом, который он разбирает. Известным культурным критиком был философ Фридрих Ницше. Он писал критические эссе о религии, морали, современном искусстве и науке.

Критика – психология

Критика в психологии – предмет большого интереса. Психология исследует когнитивные и эмоциональные эффекты критики. Психологам интересны:

  1. Намерения, которые люди имеют для критики.
  2. Влияние, которое оказывает критика на людей.
  3. Как люди реагируют на критику и как справляются с ней.
  4. Формы критики.
  5. Отрицание критики.

Для психологов критика – это форма защиты эго. Они обнаружили, что людей, склонных постоянно оценивать других, часто критиковали в детстве, когда это больнее всего. Дети в возрасте до семи лет во фразе «ты хороший мальчик, но это плохое поведение» видят только вторую часть. Любая критика, даже очень мягкая, означает для ребенка, что он плохой и недостойный.


Критика – это хорошо или плохо?

Критика – это хорошо, если иметь к ней позитивное отношение. Это важный жизненный навык. Каждый человек подвергается критике, порой – профессиональной. Иногда ее трудно принять, но все зависит от реакции. Можно использовать критику:

  • в позитивном ключе, что ведет к совершенствованию;
  • отрицательном, что снижает самооценку и вызывает стресс, гнев или даже агрессию.

Какая бывает критика?

Существует множество разновидностей критики. Они отличаются по сфере употребления, способу подачи и восприятия, и целям, которые преследуют. Критика бывает:

  1. Эстетическая . О красоте и уродстве, вкусе и безвкусице, стиле и моде, смысле и качестве произведения.
  2. Логическая . Об идее, аргументе, действии или ситуации, не имеющих рационального смысла.
  3. Фактическая . Об отсутствии достаточного количества доказательств.
  4. Позитивная . О положительных, но игнорируемых аспектах. Часто люди видят только отрицательную сторону чего-либо, поэтому возникает необходимость выделить положительную. Нередко используется для самозащиты и оправдания.
  5. Негативная . О том, что неправильно и бессмысленно. Выражает неодобрение, несогласие и подчеркивает недостатки. Зачастую интерпретируется как нападение.
  6. Практическая . О полезном эффекте.
  7. Теоретическая . О смысле идей, на которых основана практика.

Видов критики много - она неотъемлемая часть практически всех сфер человеческой жизни. Но самых известных два типа– и деструктивная критика. Действительно, сколько бы вариантов критики не существовало, все их можно поделить на эти два «лагеря». Разница между конструктивной и деструктивной критикой заключается в способе подачи суждения.

Конструктивная критика

Конструктивная критика предназначена для выявления ошибок и помощи, что, где и как можно улучшить. Ее следует рассматривать как полезную обратную связь. Когда критика конструктивна, ее, как правило, легче принять, даже если она немного обижает. Важно помнить, что ее можно использовать в своих интересах. Поэтому отпуская критику в чей-то адрес, стоит задуматься над тем, какую пользу она принесет. Правила конструктивной критики:

  1. Следовать методу «сэндвича»: сначала акцент на сильные стороны, затем - недостатки, и в конце - повтор преимуществ и возможные положительные результаты после устранения минусов.
  2. Делать фокус на ситуации, а не на .
  3. Конкретизировать обратную связь.
  4. Давать рекомендации, как сделать лучше.
  5. Избегать сарказма.

Деструктивная критика

Деструктивная критика задевает гордость и негативно влияет на самооценку, лишает уверенности. Разрушительная критика иногда бывает просто бездумным действием другого человека, но также может быть преднамеренно злой, и в некоторых случаях привести к гневу и агрессии. Виды деструктивной критики:

  1. Необъективность . Критикующий не допускает, что может ошибаться.
  2. Туманность . Оценка дается без конкретики.
  3. Неуместность . Доводы не имеют отношения к делу.
  4. Неуважение . Высказывание суждений в грубой манере.
  5. Голословность . Без примеров и обоснований.
  6. Огульность . Неприятие альтернативных точек зрения.

Как критиковать правильно?

Существуют два типа критического поведения:

  1. Человек объективно взвешивает плюсы и минусы, после – делает заключение.
  2. Критикующий выдает суждения на основе эмоций.

Последний часто сопряжен с жестокостью. Критика в этом случае проистекает из внутреннего чувства неудовлетворенности и непрерывного усилия противостоять ему. Человек, склонный "эмоционально" критиковать, пытается повысить чувство собственного достоинства, отрицая ценность другого человека. Такая критика основана на самонадеянности и является «убийцей» отношений.

Золотое правило, которого психологи рекомендуют придерживаться - «Уважайте человека. Сосредоточьте критику на поведении, которое нужно изменить – на том, что люди делают и говорят на самом деле» . В любом случае, какая бы критика не настигла, нужно помнить, что она может быть крайне полезной, если помнить:

  1. Критика – это форма общения. Принимая критику, получаешь отзыв, а вместе с ним возможность исправиться в лучшую сторону.
  2. Обратная связь помогает стать лучше. Если всегда думать, что ты прав, не получая отзывов ни от кого, как узнать, что это действительно так?
  3. Правильная критика дает преимущество. Особенно это касается профессиональной сферы, если клиент может рассказать, какой идеальный продукт или услуга ему нужны.
  4. Отвечать на критику нужно правильно – язык очень важен. Лучше не вступать в спор.
  5. Не нужно принимать критику, даже кажущуюся крайне несправедливой, близко к сердцу.

    Воронежский государственный технический университет

    Кафедра связей с общественностью и педагогики.

    Контрольная работа.

    По курсу: «Конфликтология».

    Тема: «Критика ее виды и формы».

    Выполнила:

№ группы СО-082, № зачетки 508831

    Проверил:

Воронеж 2011

Введение 3

1. Формы и виды критики 4

2. Грамотная критика 8

3. Критика в конфликтных ситуациях 11

4. Замена критики 13

    Заключение 16

Введение.

Сейчас, в наше бурное, конфликтное время без умения постоять за себя, выйти победителем из конфликтной ситуации, спора человеку просто невозможно выстоять, выжить в этом мире. В последние годы стало очевидно, что каждый, кто стремится не только выжить, но и преуспеть в этом мире, должен и в теории, и на практике постичь такую нелегкую, но нужную науку конфликтологию. С точки зрения теоретического знания конфликтология как наука находится лишь в самом начале своего развития. Поэтому пока она выступает как искусство спора, ведения переговоров и разрешения конфликтов, пишет В. И. Андреев. Конфликтология как зарождающаяся наука прежде всего опирается на синтез социально-психолого- педагогического знания о закономерностях, принципах, правилах разрешения конфликтов, а также методах их предвосхищения, с тем чтобы лица, в них участвующие, имели наименьшие потери и для себя и для окружающих.

Читая некоторую психологическую литературу можно сформировать мнение, что деловая межличностная коммуникация всегда протекает гладко и без каких-либо проблем. Однако далеко не всегда сразу же удается найти полное взаимопонимание с партнером, приходится отстаивать свою и выслушивать его точку зрения. Бывает, что выяснение отношений происходит довольно болезненно, по крайней мере для одной из сторон. Главное не допустить перерастание нормального спора по деловым вопросам в межличностную конфронтацию.

1. Формы и виды критики.

Критика (от греческого kritike - искусство разбирать, судить) – это обсуждение чего-либо с целью дать оценку; Отрицательное суждение о чем-либо, указание недостатков.

Критика может звучать в самой разной форме. Это может быть развернутое указание на недостатки, собственно критика. Замечание - короткая критика. Обвинение - тоже формы критики, когда в большей степени звучит возложение вины за обнаруженные недостатки. Недовольство - эмоциональное выражение критики, выражение негативных чувств в связи с обнаруженными недостатками. Претензия - это критика с требованием. Возражения тоже можно считать критикой: критикой высказываний.

Критика в жизни возникает, когда человек не понимает по-хорошему, когда не можем придумать, как заинтересовать или приучить. В критику невольно впадают, когда плохое настроение, негативные чувства к партнеру. А когда не сердимся, а больше любим - находим возможность поговорить по хорошему, поразмышлять вместе с ним, без явной критики.

Критика по форме бывает:

  1. Деструктивная и конструктивная

Деструктивная критика - высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и/или грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Деструктивная критика разбивает ваши тезисы и аргументы, показывает ваши недостатки и слабости, обнаруживает ваши ошибки и недочеты.

Разрушительность такой критики - в том, что она затрудняет человеку возможность «сохранить лицо», отвлекает его силы на борьбу с возникшими отрицательными эмоциями, снижает у него веру в себя. Деструктивная критика почти всегда безполезна и как правило вредна.

Исключение: если критикуемый эмоционально неуязвим и конструктив легко придумает сам, то критические замечания даже деструктивного плана все равно будут полезны.

Конструктивная критика - критика, в которой говорится не что плохо, а что и как сделать лучше. Что добавить или изменить, чтобы получить требуемый результат. Куда прете? - деструктив. Пройдите левее, пожалуйста! - конструктив.

Конструктивность критики - необходимый элемент психологической грамотности .

Конструктивная критика всегда эффективнее деструктивной, но делать ее такой трудно. Например сказать ребенку: «Драться нельзя! Нельзя давать сдачи!» - несложно, сложнее будет ответить на последующий вопрос: «А как поступать, когда тебя бьют? Когда отнимают у тебя твои игрушки, а пожаловаться некому?»

  1. Прямая и косвенная.

Прямая критика о недостатках говорит прямо.

Косвенная - описывается похожий случай или чужие аналогичные недочеты, из чего критикуемый легко догадывается о недочетах своих. Но прямо вы ему ничего не говорили.

Косвенная критика труднее, но лучше бережет самолюбие.

Чем меньше опасность эмоциональных защит, тем проще и прямее можно говорить, что вы думаете о происшедшем. В случае серьезных ошибок или личностной неустойчивости критика должна быть максимально щадящей: косвенной, скрытой, поддерживающей.

  1. Открытая и скрытая.

    Скрытая - неизвестен.

  1. Поддерживающая и разгромная.

Эти формы критики касаются личности, но поддерживающая укрепляет самооценку , поднимает репутацию (напр. ты талантливый. У тебя получается. Мне вообще в тебе нравится. Ты очень надежный человек), а разгромная – наоборот, переходит на личности, использует обвинения, тяготеет к публичности.

Поддерживающая критика полезна практически всегда. Если личностно критичная ситуация - просто необходима.

  1. Общего плана и конкретная.

Критика общего плана говорит в общем. Конкретная - детально, конкретно. Не просто, что не работает, а когда и в какой степени, из-за каких причин. И не просто как сделать лучше, а как это сделать конкретно: куда пойти, к кому обратиться.

Как правило, конкретность полезна и ценна почти всегда. И чем ее больше, тем лучше.

Если же говорить точнее, необходимость конкретики и детализации зависит от уровня компетентности. Если критикуемый не знает, как исправить, как сделать лучше - конкретные подсказки очень ценны. Если же специалист в курсе, ему достаточно подсказать, что ошибка допущена или где-то что-то неисправно.

  1. Мотивирующая и останавливающая.

Останавливающая - ставящая запреты делать недопустимое.

Мотивирующая критика - создающая желание делать. Вариант мотивирующей - воодушевляющая критика .

Воодушевляющая критика - не обидна, а мотивирует. Вызывает не желание защититься и ударить в ответ, а благодарность за внимание и желание измениться (или поправить сделанное).

Например. У руководителя есть любимый, талантливый сотрудник. Этот сотрудник принес эскиз дизайна, руководитель смотрит и реагирует: «Возмутительно! Это нарисовал мой лучший, самый талантливый сотрудник! Да, мы видим хорошую, качественную работу - в целом. Но, во-первых, вот тут и тут сделано неряшливо, как будто второпях, а во-вторых - где же изюминка? Так нарисуют многие профессионалы, но ты то - не многие! Когда переделаешь?»

    Виды критики.

Кроме того, критика отличается по тому, на что она направлена: на ситуацию, на личность, на высказывания человека или на его действия. Критика ситуации - это недовольство . Критика высказывания - это возражение .

    2. Грамотная критика.

Критика - опасна. Обычная критика вызывает обиды и протесты, провоцирует конфликты, портит отношения, а тот, кого критикуют, лучше не становится. Грамотная критика экологична для партнера, сохраняет отношения и конструктивна - помогает решать вопросы более эффективно.

Что бы критиковать грамотно, нужно учитывать следующее:

  1. Контакт.

Критика уместна, если у вас есть возможность контакта . Нет возможности контакта - критика бессмысленна. Например партнер кричит на вас в истерике, вам это не нравится, но в данной ситуации критика с вашей стороны неуместна - она услышана не будет.

  1. Личностные особенности того, кого критикуют.

Легче с людьми воспитанными , знакомыми с форматом поведения, обязательным для определенного круга ситуаций (это деловой, дружеский, шуточный, личный, официальный формат, формат гражданский и армейский) .

Аккуратнее следует быть с обидчивыми и невротиками . Если ошибка невелика, а человек личностно устойчив , критические замечания в его адрес можно формулировать прямо и открыто, хотя требование конструктивности остается в любом случае. В случае серьезных ошибок или личностной неустойчивости критика должна быть максимально щадящей: косвенной, скрытой, поддерживающей.

Основные факторы, влияющие на грамотный выбор формы критики:

  • наличие личностно критичной ситуации (эмоциональная неусточивость личности и значимость предмета критики),
  • компетентность критикуемого.
  1. Ваш статус.

Например высокостатусной личности и руководителю позволено больше.

  1. Отношения между вами, в первую очередь доверие к вам.

Чем больше у вас есть кредит доверия, тем больше вы можете себе позволить в критике: критику более частую, открытую и жесткую. Если отношения у вас не близкие и доверия вы не завоевали, вы можете позволить себе только редкие критические замечания и только в самой аккуратной форме.

  1. Интересы дела.

Критиковать надо не тогда, когда захочется, и не так, как рвется с души, а чтобы получить нужный результат. Следует ориентироваться на:

Описание работы

Сейчас, в наше бурное, конфликтное время без умения постоять за себя, выйти победителем из конфликтной ситуации, спора человеку просто невозможно выстоять, выжить в этом мире. В последние годы стало очевидно, что каждый, кто стремится не только выжить, но и преуспеть в этом мире, должен и в теории, и на практике постичь такую нелегкую, но нужную науку конфликтологию. С точки зрения теоретического знания конфликтология как наука находится лишь в самом начале своего развития