Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Феодальная раздробленность. Феодальная раздробленность Киевской Руси. Образование самостоятельных гос. центров в XII-XIII веках

История России. С древнейших времен до XVI века. 6 класс Киселев Александр Федотович

§ 13. УДЕЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ НА РУСИ

Удельная раздробленность и её причины. Сын Владимира Мономаха князь Мстислав, верный заветам отца, твёрдой рукой укреплял единство Руси. После смерти Мстислава в 1132 году наступили тяжёлые времена для государства – удельная раздробленность . В середине XII века на Руси было 15 княжеств, наиболее сильные из них Киевское, Полоцкое, Черниговское, Смоленское, Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское; особняком стоял Новгород. В начале XIII века насчитывалось 50, а в XIV веке – 250 княжеств. Современники иронически отмечали: «В Ростовской земле – князь в каждом селе».

Решение съезда князей в Любече (1097) – «пусть каждый владеет отчиной своей» – закрепило земельные владения за местными княжескими династиями и боярами, которые находились у них на службе. В княжеских семьях рождалось много детей, и каждый, взрослея, получал свою долю – удел – на территории княжества отца. В старых и новых княжествах появились свои стольные города, монастыри, епископы, летописцы писали о подвигах местного князя. Каждый из них издавал законодательные акты, руководил политикой и хозяйством своих земель, в случае необходимости объявлял войну, заключал мир, вступал в различные союзы.

Русь в период раздробленности. 30-е гг. XII в. – первая треть XIII в.

Родословная Рюриковичей (вторая половина XI – середина XII века)

В этих условиях усилились княжеские распри: борьба князей за богатые уделы нередко перерастала в войну за земли соседних княжеств. Враждующие стороны больше полагались на силу и часто нарушали принцип старшинства при наследовании уделов.

Изменились отношения между князьями и городами, число которых постоянно увеличивалось, а экономическая мощь усиливалась. Богатая городская верхушка – бояре, посадники, горожане – изгоняли или отказывались принимать князя, не способного защитить население от внешней угрозы. Причинами такого поведения могли быть и излишняя самостоятельность князя или его нежелание считаться с интересами населения города. В. О. Ключевский так писал о галицком боярстве: «Они отменяли княжеское завещание, скреплённое их же крестоцелованием (клятвой. – Авт. ), призывали и прогоняли князей, разбирали по рукам землю в управление, раздавали своим сторонникам волости и доходные казённые статьи, не спросясь у князя».

Другой характер приобрели отношения князя и его дружины. Для дружинников владение земельной собственностью в форме вотчины становилось более надёжным источником экономического благополучия, чем княжеское жалованье. Поэтому они стремились не только получить от князя землю, но и успешно хозяйствовать на ней. Дружинников уже не манили далёкие княжеские походы, связанные с тяготами и опасностями. Обособление отдельных княжеств объяснялось также упадком торгового пути «из варяг в греки», который уже не связывал государство в единое целое.

Киевское княжество. Удельная раздробленность привела к падению авторитета Киева как политического центра. Для современников это был лишь один из многих городов Древнерусского государства. Однако Киев сохранил своё значение как церковный центр русских земель – здесь жил митрополит. Для защиты земель княжества от кочевников на реке Роси расселили вытесненных половцами из степи торков, печенегов, берендеев. Их называли «чёрные клобуки» или «чёрные шапки».

Половцы нарушили привычные торговые связи Киева на пути «из варяг в греки», поэтому возникали новые центры торговли. Туда переселялись купцы и ремесленники. Жители Киевского княжества тоже покидали родные места, спасаясь от половцев. Население Киевской земли сокращалось. Кроме этого появилась опасность со стороны набиравшего силу Владимиро-Суздальского княжества. Его князья, претендуя на лидерство, проводили активную политику на юге Руси с целью подчинить себе другие княжества.

Торговая площадь в русском городе XII века

Черниговское княжество. Прежде единое оно раздробилось на два с лишним десятка уделов. Половцы постоянно совершали набеги в эти земли. В 1185 году Игорь Свя-тославич, северский князь, пошёл на них в поход, который закончился трёхдневной сечей на берегах реки Каялы и уничтожением княжеской дружины. Князь Игорь попал в плен. Эти события легли в основу знаменитого произведения русской литературы «Слово о полку Игореве», написанного в XII веке.

Автор «Слова» на трагическом примере показал обречённость попыток в одиночку справиться с кочевниками, которые разоряли сёла и города, убивали или угоняли в неволю соотечественников. Он призывал русских князей забыть о распрях и объединиться для совместной обороны русских земель: поднимайте меч не брат на брата, а против общего врага – такова центральная идея «Слова о полку Игореве». Автор произведения словно увидел будущее – нашествие Батыя – и предупреждал современников о последствиях княжеских усобиц.

После побоища Игоря Святославича с половцами. Художник В. Васнецов

Галицко-Волынское княжество. После объединения галицких земель и освобождения от власти Киева Галицкое княжество переживало период расцвета. Автор «Слова о полку Игореве» писал о Галицком княжестве при Ярославе Осмомысле:

Галицкий Осмомысл Ярослав!

Высоко сидишь ты на своём златокованом престоле,

Подпёр горы Угорские (Карпаты. – Авт. )

Своими железными полками,

Загородив королю путь,

Затворив Дунаю ворота…

Грозы твои по землям текут,

Отворяешь Киеву ворота,

Стреляешь с отчего золотого престола салтанов (правитель у мусульман. – Авт. ) за землями.

Владимиро-Волынское княжество, обособившееся от Киева, разделили сыновья Изяслава Мстиславича. Его внук, волынский князь Роман Мстиславич, преодолевая сопротивление бояр, утвердил свою власть на волынских землях и объединил их в 1199 году с галицкими. Города Галицко-Волынского княжества – Галич, Перемышль, Владимир-Волынский, Луцк, Бе?рестье (Брест) и другие – застроенные, окружённые крепкими стенами, славились богатством и многолюдностью. После гибели Романа Мстиславича началась борьба за власть бояр, которые обращались за поддержкой к соседним государствам – Венгрии и Польше. Сын Романа Мстиславича, Даниил, в 1236 году, поддерживаемый горожанами, заставил бояр подчиниться. Он укрепил княжескую власть и после длительной борьбы объединил Юго-Западную Русь.

Роман Мстиславич, князь галицко-волынский

Владимиро-Суздальское княжество. Его древней столицей был город Ростов. Впервые Ростов упоминается в летописи под 861 годом, Суздаль – как центр княжества – под 1024 годом. Владимир-на-Клязьме основал Владимир Мономах в 1108 году. Владимиро-Суздальское княжество раскинулось на обширной территории между Волгой и Окой, граничило с Рязанским, Черниговским, Смоленским княжествами и Новгородской республикой.

Ростово-Суздальскую землю в Киеве называли Залесской. Здесь княжил один из младших сыновей Владимира Мономаха – Юрий. За свою тягу к чужим владениям он получил прозвище Долгорукий. Население Киевского и Переяславского княжеств опасалось князя, который стремился приобрести их земли. Киевские летописцы давали ему нелестные оценки: «Сей великий князь был роста немалого, толстый, лицом белый; глаза не вельми великии, нос долгий и накривлённый; брада малая, великий любитель жён, сладких пищ и пития; более о веселиях, нежели о расправе и воинстве прилежал, но всё оное состояло во власти и смотрении вельмож его и любимцев».

Юрий Долгорукий

Юрий Владимирович выделялся как умелый руководитель и дипломат, поддерживающий хорошие отношения с Византией и половецкими ханами. Он женился на дочери половецкого хана с целью заручиться его поддержкой в борьбе с Волжской Булгарией. В 1120 году князь разбил волжских булгар и вернулся домой с богатой добычей. Часть её он отдал на строительство городов и их укрепление. При Юрии Долгоруком были основаны Звенигород на Москве-реке, загородная резиденция князя Кидекша, прикрывавшая Суздаль, Юрьев-Польский, получивший своё название по местоположению в Ополье, в 1154 году – Дмитров.

Достоверные сведения о начале построения Москвы отсутствуют. В 1147 году в связи с приездом к Юрию его союзника черниговского князя Святослава в летописи впервые упоминалась Москва. По одним сведениям, Юрий Долгорукий, приехав на берега реки Москвы в село подвластного ему боярина Степана Ивановича Кучки, приказал за дерзость убить своевольного боярина, а двух его сыновей и дочь отослал в свой удельный город Владимир. Другие источники связывали убийство боярина Кучки не с Юрием, а с сыном князя Андреем Боголюбским. Деревянный городок ещё долго после его образования по привычке именовали Кучковом.

По старинным преданиям, Москва-река изначально называлась Смородинкой, поскольку её верховья изобиловали смородиновыми кустами. Москвой же она якобы была названа позже, когда реку стали пересекать многочисленные мосты и мостки. Как бы то ни было, но Москва, как небольшое село или городок, существовала ещё до княжения Юрия Долгорукого. Однако традиция стойко связывает основание города с именем этого князя.

Встреча князей Юрия и Святослава в Москве. Летописная миниатюра

Последние девять лет княжения Юрий Долгорукий боролся за киевский престол с племянником Изяславом и старшим братом Вячеславом. Упорный Юрий Владимирович добился цели – стал великим князем киевским.

Удельная раздробленность распад единого Древне-русского государства на отдельные самостоятельные государства.

1130 – е г о д ы – начало удельной раздробленности Древнерусского государства.

1147 г о д – первое упоминание в летописи Москвы.

1155 – 1157 г о д ы – княжение в Киеве Юрия Долгорукого.

Вопросы и задания

1. Каковы причины удельной раздробленности Руси?

2. Покажите на карте (с. 89) основные княжества-государства, появившиеся на Руси в этот период.

4. Какова была политика Юрия Долгорукого и какую оценку она получила у современников? Согласны ли вы с этой оценкой?

5. Используя схему (с. 90) и дополнительную литературу, составьте рассказ о Рюриковичах в эпоху удельной раздробленности.

6. Найдите в Интернете материал об образовании Москвы.

7*. Подготовьте доклады о Романе Мстиславиче Волынском и Юрии Долгоруком.

Работаем с документом

Из «Повести о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова»:

«То было в те рати и в те походы; а такой рати не слыхано: спозаранок до вечера, с вечера до рассвета летят стрелы закалённые, гремят сабли о шлемы, трещат копья булатные в поле неведомом, посреди земли Половецкой. Чёрная земля под копытами костями была посеяна, а кровью полита; горем взошли они по Русской земле.

Что это мне шумит, что мне звенит давеча рано перед зорями? Игорь полки оборачивает, потому что жалко ему милого брата, Всеволода. Бились день, бились другой; на третий день к полудню пали стяги Игоревы. Тут оба брата разлучились на берегу быстрой Каялы. Тут кровавого вина не достало; тут пир окончили храбрые сыны русские: сватов напоили, и сами полегли за землю Русскую… Борьба князей против поганых прекратилась, потому что сказал брат брату: «Это моё и то моё же». И стали князья про малое говорить: «Это великое» и сами на себя крамолу ковать; а поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую.

2. Составьте, пользуясь текстом «Слова», рассказ о походе Игоря Святославича против половцев.

Из книги История России с древнейших времен до XVI века. 6 класс автора Черникова Татьяна Васильевна

§ 10. ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ РУСИ 1. Начало раздробленностиВ XII столетии Русь вступила в новый период исторического развития – период раздробленности. Он длился 300 лет – с XII до конца XV в.В 1132 г. сын Владимира Мономаха киевский князь Мстислав Великий умер, и

Из книги История Польши автора Кеневич Ян

Глава II УДЕЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ Система княжеского права заложила основы сильной центральной власти, в зависимости от которой находились даже знать и духовенство. Однако правитель и его аппарат управления не могли добиться полного политического, юридического и

Из книги Учебник русской истории автора Платонов Сергей Федорович

§ 36. Александр Невский, удельная раздробленность Суздальской Руси Развитие удельного порядка. После великого князя Юрия Всеволодовича, погибшего в битве на р. Сити, великим князем в Суздальской Руси стал его брат Ярослав Всеволодович (1238). Когда татарская рать ушла на юг,

автора

ГЛАВА VI. Феодальная раздробленность Руси в XII - начале XIII

Из книги ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до 1618 г.Учебник для ВУЗов. В двух книгах. Книга первая. автора Кузьмин Аполлон Григорьевич

К ГЛАВЕ VI. ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ РУСИ В XII - НАЧАЛЕ XIII вв. Из статьи Д.К. Зеленина «О происхождении северновеликоруссов Великого Новгорода» (Институт языкознания. Доклады и сообщения. 1954. №6. С.49 - 95) На первых страницах начальной русской летописи сообщается о

Из книги Исторические районы Петербурга от А до Я автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Из книги Рюриковичи. История династии автора Пчелов Евгений Владимирович

Удельная Русь К середине XII века Русь окончательно распалась на несколько самостоятельных княжений, в каждом из которых «сидели» представители тех или иных ветвей рода Рюриковичей. В первой половине ХII века на Руси возникло около 10 - 15 княжеств, которые, в свою очередь,

Из книги Северные окраины Петербурга. Лесной, Гражданка, Ручьи, Удельная… автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

2.1. Раздробленность Руси К середине XI в. Древнерусское государство достигло своего расцвета. Но с течением времени единого государства, объединенного властью Киевского князя, уже не стало. На его месте появились десятки вполне самостоятельных государств-княжеств.

Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович

Удельная Русь Удельный (от слова удел) период установился на Руси в середине ХII в. К этому времени окончательно сложилось крупное вотчинное землевладение. В феодальных вотчинах, как и в отдельных крестьянских общинах, господствовало натуральное хозяйство, и только

Из книги Ханы и князья. Золотая Орда и русские княжества автора Мизун Юрий Гаврилович

РАЗДРОБЛЕННОСТЬ РУСИ Куликовская битва показала, что у Руси вполне достаточно сил для того, чтобы оставаться независимым государством. Беда была в том, что не было единого государства, не было единого хозяина. Претендентов на княжение всегда было много, как

Из книги Удельная. Очерки истории автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Из книги Хрестоматия по истории СССР. Том1. автора Автор неизвестен

ГЛАВА VIII ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ В СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ И УСИЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО КНЯЖЕСТВА В XIV - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XV ВЕКА 64. ПЕРВОЕ ИЗВЕСТИЕ О МОСКВЕ По «Ипатьевской летописи».В лето 6655 Иде Гюрги2 воевать Новгорочкой волости, и пришед взя Новый Торг3 и Мьсту всю взя; а

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

Тема 5 Государственная раздробленность Древней Руси (XII–XIII вв.) ПЛАН1. Предпосылки.1.1. Формирование местных княжеских династий.1.2. Укрепление местного боярства.1.3. Развитие ремесла и торговли.1.4. Изменение положения и роли Киева.1.5. Уменьшение половецкой опасности.1.6.

Из книги Образование Русского централизованного государства в XIV–XV вв. Очерки социально-экономической и политической истории Руси автора Черепнин Лев Владимирович

§ 1. Феодальная раздробленность на Руси в XIV–XV вв. - тормоз развития сельского хозяйства Феодальная раздробленность являлась большим тормозом для развития сельского хозяйства. В летописных сводах встречаются (причем в новгородских и псковских летописях - довольно

Из книги Курс отечественной истории автора Девлетов Олег Усманович

1.2. Удельная Русь К середине XII в. на Руси установился удельный порядок. В рамках единого государства отдельные территории удерживала военная сила Киева. С развитием феодального землевладения появилась возможность каждой земле существовать как самостоятельному

Пути христианизации: мирные и воинствующие.

Мирные: княжеские указы, миссионерская деятельность, переводы священных книг, строительство церквей, храмов.

Воинствующий – военные походы князя. Мечом заставляли креститься.

Последствия принятия православия

Православие стало духовной основой для политического объединения русских земель.

Началось приобщение Руси к культуре античного мира – расцвет древнерусской культуры.

Расширение международных связей с европейскими странами

Всестороннее влияние церкви на русское общество - гуманность, отменяется кровная месть, значимость семьи (один муж-одна жена)

Древнерусская культура: 60-е годы 9 века – появление письменности.

Летописи, жития, поучительно-бытовая литература.

1136 год научный труд с вычислением дат.

Школы при монастырях. Высшее учебное заведение – Киевско-Печорский монастырь.

Вопрос экзамена. Проблемы политического и социального развития Киевской Руси 10-12 века.

В 10 веке сложились границы Киевского государства, которые внешне оставались неизменными до 13 века. Внутри государство делилось не по племенам, а по волостям – города с окрестными областями. Границы волостей в 10-12 веках не были устойчивы, менялись в результате усобиц, дележей между князьями. Публичную власть осуществлял великий киевский князь, ему номинально подчинялись владетели волостей. На киевский престол всегда назначался старший из Рюриковичей. После Владимира I в волостях появляются посадники – сыновья Рюриковичей. У князя киевского была боярская дума как совещательный орган управления, все крестьянство зависело от власти князя и бояр. Усиливается монархическая тенденция - монархическая власть у князей. Сохраняется высокая роль свободных общин в сельской местности и вечевых органов власти в городах. Городское вече решало вопросы войны и мира, объявляло созыв ополчения, порой имело право менять князей. Например, Галицко-Волынское княжество, Новгородская земля.



Проблемы социального развития.

10-12 века – феодальный строй.

Феодалы: 1) князь 2) бояре 3)духовенство.

Крестьяне: 1) свободные – смерды 2) полузависимые - закупы и рядовичи 3) зависимые – холопы

Часть земель по-прежнему принадлежала свободным общинникам, имевшим не только хозяйство, но и необходимые орудия труда.

Смерды – самая многочисленная по составу группа крестьянского населения. Часто притеснения со стороны бояр и князя, дружинников вели к разорению смердов и изменению их социального статуса. Смерды могли стать полузависимыми, стать рядовичами (разорившимися, малоимущими крестьянами, которые заключали договор – ряд – об условиях работы на феодала).

Купа – взять в долг зерно, скот, инвентарь для посева.

Закупы – общинники, крестьяне, которые брали в долг купу у боярина. Обязаны были нести различные повинности в пользу феодала - пахали землю, пасли скот – до полного возврата долга и процентов с него.

Если закуп не мог отдать долг, то становился зависимым от феодала. Часто вся семья становилась холопами.

Социальной проблемой для Киевской Руси является переход из свободного состояния в полузависимое вплоть до холопства.

ВЫУЧИТЬ. Закупы, рядовичи, вотчина, посадники, десятина.

вопрос экзамена. Феодальная раздробленность на Руси 12-13 века.

Феодальная раздробленность – политическая и экономическая децентрализация. Создание на территории одного государства независимых друг от друга самостоятельных княжеств, формально имевших общего правителя, единую религию – православие, единые законы «Русской правды».

Альтернатива общественного развития Удельной Руси

Энергичная и честолюбивая политика Владимиро-Суздальских князей привела к росту влияния Владимиро-Суздальского княжества на все русское государство.

Юрий Долгорукий, сын Владимира Мономаха, получил в свое правление Владимирское княжество. 1125-1157.

1147 Москва впервые появляется в летописях. Основатель – боярин Кучка.

Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого. 1157-1174. Столица перенесена из Ростова во Владимир, новое титулование правителя – царь и великий князь.

Расцвета Владимиро-Суздальское княжество достигло при Всеволоде Большое Гнездо. 1176-1212.

Окончательно установилась монархия.

Последствия раздробленности.


Положительные

Рост и усиление городов

Активное развитие ремесел

Заселение неосвоенных земель

Прокладывание дорог

Развитие внутренней торговли

Расцвет культурной жизни княжеств

Усиление местного аппарата самоуправления

Отрицательные

Продолжения процесса дробления земель и княжеств

Междоусобные войны

Слабая центральная власть

Уязвимость для внешних врагов

В конце XI века Древняя Русь вступила в неизбежный период развития феодальных отношений, выразившийся в политической раздробленности. Единое государство распалось на несколько независимых частей, ведущих между собой ожесточенную борьбу. В основе раздела “Русской земли” между Ярославичами лежали глубокие причины.

“Завещание” Ярослава Мудрого и Ярославичи

В 1054 г. Ярослав Мудрый почувствовал приближение смерти и составил знаменитое “Завещание”, разделив Русь между своими сыновьями:

  • Изяслав – Киев;
  • Святослав – Чернигов;
  • Всеволод – Переяславль.

Ярославичи долгое время мирно правили своими землями, но в 70-е гг. между ними вновь вспыхнула борьба, в которой участвовали уже и внуки Ярослава Мудрого.

Рис. 1. Ярослав Мудрый. Реконструкция М. М. Герасимова.

В 1097 г. в Любече состоялся съезд 6 князей, на котором было вынесено решение: “Кождо да держить отчину свою”.

Это решение официально утвердило политическую раздробленность и должно было прекратить междоусобицу.

Сразу же после Любечского съезда Святополк заманил Василько Ростиславовича в ловушку и ослепил его.

“Лествица”

Одной из причин политической раздробленности Руси в 12-13 веке стал “лествичный” порядок великокняжеского наследия, закрепленный на съезде в Любече. Согласно этому порядку Киев доставался старшему сыну великого князя, остальные сыновья по старшинству получали уделы (также начиная от более крупных к мелким).

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Следующими по очереди были дети старшего брата, затем – младших. После смерти очередного великого князя все остальные перемещались по старшинству из удела в удел.

Рис. 2. Схема.

Род Рюриковичей быстро увеличивался, что приводило к путанице. Нередко племянник был старше своего дяди и поэтому начинал оспаривать у него старшинство.

“Лествичный” порядок приводил к появлению князей-изгоев, которые из-за ранней смерти отца вообще не получали уделов.

Споры приводили к вооруженным конфликтам. В XII веке начинают складываться княжеские земельные кланы:

  • Мономашичи;
  • Мстиславичи;
  • Ростиславичи;
  • Ольговичи и т. д.

Рис. 3. Карта “Русские земли в XII веке”.

Эти кланы были заинтересованы в том, чтобы оставаться на своих местах. Главной задачей они считали освобождение от власти Киева.

Социально-экономические причины раздробленности

Древняя Русь с момента образования состояла из нескольких крупных княжеств:

  • Киевское;
  • Черниговское;
  • Галицкое;
  • Волынское;
  • Владимирское;
  • Суздальское;
  • Новгородское.

К началу XIII века на Руси насчитывалось уже около 30 самостоятельных княжеств.

Центральные города этих княжеств постепенно росли, богатели и подчиняли себе окрестные территории. В них формировалась собственная земельная знать, бояре и дружинники.

Развитие феодальных отношений “привязывало” крупных земельных собственников (князей и бояр) к своим землям. Им было выгоднее усиливать собственное княжество, чем добиваться киевского престола.

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 405.





Церковь Спаса Нередицы. Поперечный разрез.





99. «Устюжское Благовещение». Икона конца 12 в. Москва, Третьяковская галерея.



95. Успение Богоматери. Икона 13 в. Москва, Третьяковская галерея.



94. Спас Нерукотворный. Икона конца 12 в. Москва, Третьяковская галерея.

Во второй половине 12 в. произошел окончательный распад Киевского государства. Возник ряд феодальных княжеств, оспаривавших друг у друга первенство. Прогрессивное значение этого периода заключается в росте ряда местных очагов культуры. Вместе с тем, несмотря на княжеские раздоры и постоянные междоусобные войны, народ живо ощущал свою общность.

Древнерусское искусство в ряде политических и культурных центров, где самостоятельно развивались живопись, архитектура, прикладное искусство, обладало многими общими чертами. Больше того, искусство отдельных областей подчас гораздо более ярко, чем это было в 11 в., утверждало единство художественной культуры. Не случайно именно во второй половине 12 в. возникло самое замечательное литературное произведение Древней Руси - «Слово о полку Игореве», в котором общерусские общественные, эстетические и нравственные идеалы выражены в глубоко поэтических формах.

Искусству Новгорода принадлежит одно из почетных мест в культуре Руси второй половины 12 - начала 13 в. Оно претерпело серьезные изменения после восстания 1136 г., в результате которого Новгород превратился в богатую и сильную республику во главе с Советом господ, состоявшим из наиболее именитых бояр и богатых купцов. Власть князя была ограничена: он не имел права владеть новгородскими землями и полностью зависел от веча. Немаловажную роль играли в Новгороде ремесленники, противостоявшие боярству; они существенно влияли на политику Новгорода, на его культуру и искусство. Со временем стала независимой новгородская церковь. Архиепископа избирали новгородцы из местного духовенства, и лишь для рукоположения он отправлялся к митрополиту в Киев. Своеобразие общественной жизни Новгорода определило демократичность его культуры и искусства.

Великолепным примером нового типа городского и монастырского храма служит храм Спаса Нередицы, построенный князем Ярославом Всеволодовичем (заложен в 1198 г., разрушен фашистами во время Великой Отечественной войны, в настоящее время полностью восстановлен). Его размеры были очень скромны по сравнению с княжескими постройками 11-начала 12 в.


Наружный вид этой четырехстолпной однокупольной церкви отличался большой простотой и вместе с тем особенной пластичностью, которая так привлекает в новгородском и псковском зодчестве, Гладкие светлые стены были лишь немного оживлены немногочисленными окнами и простыми лопатками, идущими от основания закомар. Несимметрично расположенные окна и неодинаковой высоты абсиды (средняя вдвое выше крайних) делали церковь очень живописной. По сравнению с храмами начала столетия она казалась приземистой, тяжелой, но ее образ отличался большой поэтичностью. Строгий, простой и суровый храм прекрасно сочетался со скупым равнинным пейзажем. В интерьере храма Спаса Нередицы боковые нефы не играли значительной роли, все сосредоточивалось в центре, в подкупольном помещении, которое было легко обозримо со всех сторон. Лестница на хоры проходила в толще стены: деревянные хоры стали маленькими и занимали пространство лишь против алтаря; в южной и северной их частях находились изолированные приделы. В отличие от соборов прошлого церковь, подобная храму Спаса Нередицы, предназначалась для ограниченного круга лиц, связанных семейными узами или общностью профессии.

В новгородской живописи того времени, так же как и в архитектуре, можно усмотреть решительный отказ от византийских канонов. Среди трех замечательных фресковых ансамблей второй половины 12 в. - церкви Благовещения в Аркажах (1189), церкви Георгия в Старой Ладоге (60-80-е гг. 12 в.) и Спаса Нередицы (1199) - особенно выделяются фрески последней. Они были уникальным памятником не только русской, но и мировой средневековой живописи по своим художественным достоинствам и по сохранности.

Храм был расписан сверху донизу. Все его стены, своды, столбы, как ковром, были покрыты изображениями. В иконографическом отношении система росписи несколько отличалась от более ранних росписей. Так в куполе вместо Христа Пантократора была помещена композиция «Вознесение Христа»; к Богоматери-оранте, изображенной в конхе алтаря, с двух сторон двигалась процессия святых и святых жен, возглавляемая Борисом и Глебом; в жертвеннике находились сцены жизни Иоакима и Анны, наконец, всю западную стену занимала огромная композиция «Страшный суд», которая отсутствует в Киевской Софии.

Художники, украшавшие храм Спаса Нередицы, не были строги в подчинении живописи архитектуре (это решительно отличает их от киевских мастеров 11 в.). Композиции здесь переходят с одной стены на другую, лишая стены и своды конструктивной определенности.

Однако единство росписи было достигнуто определенной системой: несмотря на некоторые отступления, отдельные циклы расположены в твердо установленных местах. Еще большее значение имеет образный строй росписи, единство стилистических приемов, общее колористическое решение. В композициях, отличающихся большой пластичностью и огромным духовным напряжением, новгородские художники трактовали по-своему византийские иконографические схемы. Они не только вводили в традиционные сюжеты различные бытовые детали, но и изменяли самый характер евангельских и библейских сцен.

Если художник писал святого, то прежде всего он стремился передать духовную силу, не ведающую сомнений, исступленную и грозную. В «Крещении Христа» он обратил особенное внимание на характерные детали, которые сообщили сцене большую жизненную достоверность и в то же время дали возможность сосредоточить все внимание на изображении крещения. Весьма показательно в этом отношении и изображение Страшного суда. Хотя новгородский мастер не представлял Страшный суд конечным торжеством справедливости и добра, как это сделал впоследствии Андрей Рублев, но не проявлял и такого интереса к идее возмездия, как скульпторы средневекового Запада. Внимание автора нередицкой росписи прежде всего привлекала обстановка Страшного суда и его главные участники.

Большой духовной силы достигли новгородские мастера и в традиционном образе святителя, «отца церкви», который как бы непосредственно обращен к зрителю. По сравнению с ним образы мозаик и фресок Киевской Софии в гораздо большей степени кажутся отстраненными от мира, от окружающей жизни.

Фрески Нередицы указывают на существование в Новгороде вполне сформировавшейся живописной школы. Но в ее рамках существовало несколько направлений, о чем говорят росписи церкви Георгия в Старой Ладоге и особенно Аркажского храма, многие образы и композиции которых отличаются изысканностью и тонкостью исполнения, благородством и величавостью. Мастера, работавшие в этих храмах, были в гораздо большей степени, чем авторы нередицких фресок, связаны с традициями византийской живописи 12 в.

Существование двух направлений в новгородской живописи подтверждают и иконы 12-13 столетий. В иконописи новгородские мастера достигли выдающихся успехов. Особенно замечательны большие монументальные иконы, на которых лежит отпечаток тонкого вкуса и мастерства. Они свидетельствуют о связях с художественной культурой Византии 11 -12 вв.

Икона «Устюжское Благовещение» (конец 12 в.) дает прекрасное представление о поисках монументального стиля. Свободно, но с тончайшим расчетом очерчивает художник замкнутый силуэт фигуры Богоматери, указывающей правой рукой на входящего в ее лоно младенца Христа, и более сложный, несколько разорванный силуэт архангела. Однако этот контраст не нарушает целостности. Единый ритм плавных, круглящихся линий, сдержанный и строгий колорит, построенный на темно-желтых, синих и вишневых тонах,- все создает торжественное настроение. Лицо Богоматери с маленьким изящным ртом, прямым носом и огромными глазами под чуть сведенными бровями полно внутренней сосредоточенности и затаенной грусти. В лице ангела больше твердости, но и оно выражает беспокойство и глубоко скрытую печаль. В «Устюжском Благовещении» видны настойчивые и более успешные, чем во фресковой живописи, поиски психологической выразительности. Образ Христа в иконе «Спас Нерукотворный» (конец 12 в.) исполнен большой внутренней силы. Взгляд огромных глаз, направленный чуть в сторону, нарушает строгую симметрию лица и делает его более живым и глубоко одухотворенным. В какой-то мере этот образ сродни непреклонным и грозным святым Нередицы, однако духовная мощь и глубина выражены здесь с иным, более облагороженным оттенком. Черты Христа строги и изящны, переходы от света к тени в лице очень тонки, волосы отделаны тонкими золотыми нитями. На оборотной стороне иконы находится изображение ангелов, поклоняющихся голгофскому кресту. Живописная манера здесь более свободна, композиция динамичнее, краски ярче.

Возвышенный эмоциональный строй отличает икону «Успение Богоматери» (13 в.); чувство скорби передано очень сдержанно, художественный образ полон большого этического содержания.

«Голова Архангела» (икона конца 12 в.) заметно отличается от «Спаса». Как и в ангеле из «Устюжского Благовещения», лицо архангела полно грусти и душевной теплоты, но чувства эти выражены с предельным лаконизмом и тактом: голова, украшенная шапкой каштановых волос, в которые вплетены золотые нити, чуть склонена к правому плечу, огромные глаза внимательны и печальны. Колорит иконы не ярок, сочетание немногих - коричневых, красных, оливковых, зеленых - красок отличается удивительной гармоничностью.

Разнообразие эмоциональной выразительности новгородской иконописи заметно при сопоставлении названных произведений с иконой «Николай Чудотворец» из Московского Новодевичьего монастыря (начало 13 в.). Эта икона говорит о том, что в этических идеалах новгородцев находил себе место не только сильный духом подвижник, аскет, но и мудрец, добрый к людям, понимающий их земные стремления, прощающий их грехи.

Естественно, что новгородцам - путешественникам, смелым торговцам и воинам - особенно близок был образ святого Георгия. В виде юного витязя на белом коне изображен он в церкви Георгия в Старой Ладоге. Новгородскому письму принадлежит образ Георгия в воинских доспехах, с копьем в руке (икона 12 в.). Колорит этой иконы, более яркий и звучный, чем в упомянутых выше произведениях, соответствует молодости, красоте и силе воина.

Ни в Византии, ни на Западе не было в то время икон, подобных новгородским. Эти великолепные произведения живописи с их возвышенными образами, с их монументальностью, достигнутой с помощью плавного, музыкально-выразительного линейного ритма и тончайшего сочетания интенсивных, хотя и немного сумрачных красок, говорят об эстетических идеалах не только новгородцев, но и всей русской культуры.

Другое направление в новгородской иконописи представляет хранящаяся в Русском музее икона, изображающая Иоанна Лествичника, Георгия и Власия (13 в.). В ней есть много общего с фресками Нередицы. Иоанн, которого новгородский мастер именует «Еваном», так же прямолинеен, как и «отцы церкви» Нередицы, однако менее неприступен. И впечатление это возникает благодаря тому, что образ его очень упрощен, в нем не чувствуется той мощной живописной лепки форм, которая сообщает образам Нередицы необыкновенную значительность. Упрощение сказывается и в колорите. Плотный и яркий киноварный фон иконы не имеет ничего общего с мерцающим золотым или серебряным фоном икон первой группы и в большой степени способствует впечатлению осязательности, конкретности изображения.

Направление в новгородской живописи, представленное этой иконой, успешно развивалось в 13 и 14 вв.; из него вышел ряд произведений, покоряющих своей непосредственностью и наивной поэтичностью. Среди них выделяются изображения на царских вратах из села Кривого (13 в., Третьяковская галерея) и житийная икона св. Георгия (начало 14 в., Русский музей).

Во второй половине 12 в. самым могущественным на Руси стало Владимиро-Суздальское княжество. Его князья, опираясь на торговцев и ремесленников, на дружинников и мелких земельных собственников, стремились ограничить влияние крупного боярства и боролись за единую княжескую власть.

Притязания владимирско-суздальских князей на первенствующее положение на Руси и их действительное могущество были одной из причин интенсивного архитектурного строительства. Естественным было обращение к традициям киевского зодчества, в котором ярко выражена, идея сильной княжеской власти. Однако во Владимиро-Суздальском княжестве были созданы самобытные, отличающиеся от киевских типы храмов - центральный городской собор и более скромная домашняя церковь для князя и его близких. Владимиро-суздальское зодчество выделяется также обилием скульптурного рельефа. Связанный, возможно, с искусством Галицко-Волынского княжества, скульптурный декор владимиро-суздальских памятников отличается яркой оригинальностью и своими корнями уходит в древнейшие слои народного искусства.

При князе Юрии Долгоруком были сооружены церковь Бориса и Глеба в Кидекше (1152) и Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152).

Обе церкви очень просты в плане: это четырехстолпные однокупольные сооружения с тремя сильно выступающими полуцилиндрами абсид. Четкость основных объемов особенно ощущается в Спасо-Преображенском соборе, суровом и строгом. Несмотря на легкость обозрения отдельных объемов - грузных абсид, гладких, ничем не украшенных и лишь прорезанных вытянутыми вверх окнами стен фасадов и могучего барабана, увенчанного шлемовидным куполом, весь храм, напоминающий вросший в землю куб, отличается необыкновенной цельностью. Впечатление нерасторжимости отдельных частей усиливается материалом и техникой его обработки. Собор сложен из идеально подогнанных друг к другу квадров белого камня, что делает его еще более монолитным.

Ярослав Мудрый попытался предотвратить междоусобицы после своей смерти и установил между своими детьми порядок наследования Киевского престола по старшинству: от брата к брату и от дяди к старшему племяннику . Но и это не помогло избежать между братьями борьбы за власть. В 1097 году Ярославичи съехались в городе Любич (Любический съезд князей ) и запретили князьям переходить на княжение из княжества в княжество . Так были созданы предпосылки для феодальной раздробленности. Но и это решение не прекратило междоусобных войн. Теперь князья заботились о расширении территорий своих княжеств.

На короткое время мир удалось восстановить внуку Ярослава Владимиру Мономаху (1113-1125). Но после его смерти войны вспыхнули с новой силой. Киев, ослабленный постоянной борьбой с половцами и внутренними усобицами, постепенно утрачивает свое ведущее значение. Население ищет спасения от постоянного разграбленная и переселяется в более спокойные княжества: Галицко-Волынское (Верховье Днепра) и в Ростово-Суздальское (междуречье Волги и Оки). Во многом на захват новых земель князей толкало боярство, заинтересованное в расширении своих вотчинных земель. Из-за того, что в своих княжествах князья устанавливали киевский порядок наследования, то и в них начались процессы дробления: если в начале XII века было 15 княжеств, то к концу XIII века уже 250 княжеств.

Феодальная раздробленность была закономерным процессом развития государственности. Она сопровождалась оживлением экономики, подъемом культуры и формировании местных культурных центров. Вместе с тем в период раздробленности не было утрачено осознание национального единства.

Причины раздробленности : 1) отсутствие твердых экономических связей между отдельными княжествами – каждое княжество производило все необходимое внутри себя, то есть жило натуральным хозяйством; 2) возникновение и укрепление на местах собственных княжеских династий; 3) ослабление центральной власти Киевского князя; 4) упадок торгового пути по Днепру «из варяг в греки» и усиление значение Волги как торгового пути.

Галицко-Волынское княжество находиться в предгорьях Карпат. Через княжество проходили торговые пути из Византии в Европу. В княжестве возникла борьба между князем и крупными боярами – землевладельцами. В борьбу часто вмешивались Польша и Венгрия.

Галицкое княжество особенно усилилось при Ярославе Владимировиче Осмомысле (1157–1182). После его смерти галицкое княжество было присоединено к Волыни князем Романом Мстиславовичем (1199–1205). Роман сумел захватить Киев, объявил себя Великим князем, отбросить половцев от южных границ. Политику Романа продолжил его сын Даниил Романович (1205–1264). На его время пришлось нашествие татаро-монголов и князю пришлось признать над собой власть хана. После смерти Даниила в княжестве вспыхнула борьба между боярскими семьями, в результате которой Волынь была захвачена Литвой, а Галиция – Польшей.

Новгородские княжество простиралось по всему Русскому Северу от Прибалтики до Урала. Через Новгород шла оживленная торговля с Европой по Балтийскому морю. В эту торговлю было втянуто и новгородское боярство. После восстания 1136 года князь Всеволод был изгнан и Новгородцы стали приглашать к себе князей, то есть установилась феодальная республика. Княжеская власть была значительно ограничена городским вече (собранием) и Советом господ . Функция князя сводилась к организации обороны города и внешнему представительству. Реально управлял городом избранный на вече посадник и Совет господ. Вече имело право изгнать князя из города. В вече принимали участие делегаты от городских концов (кончанские вече ). Участвовать в кончанском вече могли все свободные горожане данного конца.

Республиканская организация власти в Новгороде носила сословный характер. Новгород стал центром борьбы с немецкой и шведской агрессией.

Владимиро-Суздальское княжество находилось в междуречье Волги и Оки и было защищено от степняков лесами. Привлекая население на пустынные земли, князья основывают новые города, не дают сформироваться городскому самоуправлению (вече) и крупному боярскому землевладению. Вместе с тем, поселяясь на княжеских землях, свободные общинники попадали в зависимость от землевладельца, то есть развитие крепостного права продолжилось и усилилось .

Начало местной династии положил сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий (1125–1157). Он основал ряд городов: Дмитров, Звенигород, Москву. Но Юрий стремился попасть на великое княжение в Киев. Настоящим хозяином княжества стал Андрей Юрьевич Боголюбский (1157–1174). Он основал город Владимир-на-Клязьме и перенес туда из Ростова столицу княжества. Желая расширить границы своего княжества Андрей много воевал с соседями. Отстраненные от власти бояре организовали заговор и убили Андрея Боголюбского. Политику Андрея продолжил его брат Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (1176–1212) и сын Всеволода Юрий (1218–1238). В 1221 году Юрий Всеволодович основал Нижний Новгород . Развитие Руси было замедленно татаро-монгольским нашествием 1237–1241 годов .