Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Дронов станица островская. Минаев Дмитрий Николаевич Казаки на стороне красных. Бойцы. Противоречивые, неполные и неточные сведения. Развлекался, стреляя по окнам соседей

убит 23.10.1920 г.

Дроганов Афанасий

родился в станице Северская (Кубанская область) ??

убит 29.06.1919 г.

казак станицы Северской Кубанского казачьего войска

убит в бою 29.06.1919 г.

Дрожжев Павел Григорьевич

родился в станице Кужорская (Кубанская область) ??

убит 7.08.1920 г.

казак станицы Кужорской Кубанского казачьего войска

во время Революции и Гражданской войны:

убит в бою 7.08.1920 г.

Дроздов Ф ё дор Кононович

родился в станице Бобровка? (Кавказский отдел, Кубанская область) ??

умер...02.1921 г.

казак Кубанского казачьего войска

во время Революции и Гражданской войны:

командир отделения, ?

умер...02.1921 г.

Дронов Георгий

родился в станице Островская (область Войска Донского) ??

убит... г. (сведений нет)

казак станицы Островской Донского казачьего войска

во время Революции и Гражданской войны:

убит... г. (сведений нет)

Дронов Егор Григорьевич

родился в станице Митякинская (область Войска Донского) ??

умер 29.07.1919 г.

казак станицы Митякинской Донского казачьего войска

во время Революции и Гражданской войны:

умер от ран 29.07.1919 г.

Дружин Михаил

родился в станице Николаевская (область Войска Донского) ??

убит... г. (сведений нет)

казак станицы Николаевской Донского казачьего войска

во время Революции и Гражданской войны:

убит... г. (сведений нет)

Дручина Стефан Васильевич

родился в станице Петропавловская (Кавказский отдел, Кубанская область) ??

убит 31.10.1919 г.

казак станицы Петропавловской Кубанского казачьего войска

во время Революции и Гражданской войны:

командир отделения, ?

убит в бою 31.10.1919 г.

Дудин Григорий Андреевич

родился на хуторе Мокрый Эльмут станицы Платовская (область Войска Донского) ??

убит 25.02.1921 г.

казак станицы Платовской Донского казачьего войска

во время Революции и Гражданской войны:

убит 25.02.1921 г.

Дудников Лукьян Ф ё дорович

родился на хуторе Петропав. ? Петропавловский? станицы Новоуспенская? Новониколаевская? (область Войска Донского) ??

умер 1.10.1920 г.

казак станицы Новониколаевской? Донского казачьего войска

во время Революции и Гражданской войны:

умер 1.10.1920 г.

Думнов Александр Яковлевич

родился в станице Каменская (область Войска Донского) ??

умер 24.06.1920 г.

казак станицы Каменской Донского казачьего войска

во время Революции и Гражданской войны:

умер 24.06.1920 г.

Дунидин Василий Павлович

родился на хуторе Раковка? станицы? (область Войска Донского) ??

казак Донского казачьего войска

во время Революции и Гражданской войны:

умер 29.03.19... г. (год не указан)

Дыркачев Григорий Антонович

родился в станице Тихорецкая (Кубанская область) ??

убит 17.05.1921 г.

казак станицы Тихорецкой Кубанского казачьего войска

во время Революции и Гражданской войны:

убит в бою 17.05.1921 г.

Дьяконов Фрол Иосифович

родился на хуторе Баграк-Биниткин? Буерак-Сенюткин? станицы Усть-Медведицкая? (Усть-Медведицкий округ, область Войска Донского) ??

убит 24.04.1921 г.

казак станицы Усть-Медведицкой Донского казачьего войска

во время Революции и Гражданской войны:

убит в бою 24.04.1921 г.

Дюкарев Филипп Леонтьевич

родился в станице Безленев? Бесленеевская? (Майкопский отдел, Кубанская область) ??

умер... г. ?

казак станицы Бесленеевской? Кубанского казачьего войска

во время Революции и Гражданской войны:

умер от тифа... г. ?

Евдокимов Александр Васильевич

родился в станице Кособретская? Кособродская? (Троицкий уезд, Оренбургская губерния) ??

убит 22.08.1920 г.

казак станицы Кособродской? Оренбургского казачьего войска

Добавить рассказ

1 /

1 /

Все памятные места

Волгоградская область, Даниловский район, станица Островская

Памятник "Скорбящая", станица Островская

Гордиться славою своих предков
не только можно, но и должно,
не уважать оной есть
постыдное малодушие.
А.С. Пушкин
70 лет прошло со времени окончания Великой Отечественной войны, но события тех грозных лет никогда не изгладятся в памяти.
Всё дальше в историю уходят суровые годы Великой Отечественной войны. И всё полнее и ярче проявляется величие героического подвига советского народа, мужественно защищавшего в невиданно жестокой борьбе с фашизмом нашу Родину.
В каждом городе, поселке, селе Волгоградской области воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, установлены памятники, обелиски, стелы. Они, словно часовые, несут вечную бессменную вахту памяти. И у каждого из них свой автор, своя история создания.
Даниловский район, где мы живём, занимает северную часть Волгоградской области. В центре станицы Островской стоит памятник «Скорбящая».
Памятник был создан на средства совхоза «Краснянский», а также при непосредственной инициативе, помощи и участии директора совхоза – Светлова А. А.
Проект памятника создал Дедов Олег Александрович (24.01.1937-17.09.2006г.г.) - один из ведущих мастеров скульптуры г. Волгограда.
На территории Островского сельского совета боевых действий не было, но из архивных данных по Островскому сельскому поселению мы узнали, что из станицы и близлежащих хуторов ушло на войну около шестисот человек, а вернулось только в пределах трёхсот.
9 мая 1978 года в ст. Островской состоялось открытие памятника «Скорбящая».
Памятник представляет собой величественную фигуру - скульптуру женщины (высота 6м), склонившей голову в скорби.
Это олицетворение матерей, сестёр, жен, не дождавшихся с фронта сыновей, братьев, мужей.
По обеим сторонам памятника расположены плиты с названиями хуторов, входящих в состав Островского сельского поселения.
У подножия скульптуры плита, на которой высечены слова:
Ни камню скорби,
Ни камню славы,
Не заменить
Погибшего солдата.
Да будет вечной
О героях память…
Перед памятником - Вечный огонь. Зажигают его в особо торжественных случаях.

Справа от скульптуры три плиты с названиями населённых пунктов: Островская, Климов, Тарасов.
Слева – Попов, Каменный, Филин. Немного левее - надгробная плита со звездой и именем героя гражданской войны - Карасёва Степана Ефтеевича
Каждая плита символизирует собой память о земляках, не вернувшихся с фронта.
22 июня 2011г. у памятника «Скорбящая» состоялся митинг «Памяти и скорби», посвящённый 70-летию с начала Великой Отечественной войны.
К этому дню на средства Администрации Островского сельского поселения памятник был обновлён. У подножия скульптуры разместили мемориальные доски со списками жителей Островского сельского поселения, погибших на фронтах Великой Отечественной войны.

«Скорбящая» в центре станицы стоит.
Я папу спросила: «Что значит «скорбит»?
«Значит, печалится». И замолчал…
Папа мне много всего рассказал:
О страшной войне, о погибших в боях,
О ветеранах и их орденах.

Кто она? Мать или чья - то жена?
Может, невеста? А, может, сестра?
Долго с войны солдата ждала.
Время прошло, и она поняла,
Что не увидит его никогда,
Что быть ей печальной теперь навсегда.

Так и застыла в печали своей…
Сколько же было таких матерей!..
Сколько невест и сестёр! Сколько жён!
Вечный огонь у подножья зажжён
В память о тех, кто за нас воевал,
О тех, кто солдат своих преданно ждал.

(Жалнина Н.)

Учащиеся 8 класса МКОУ Островской СОШ
Это часть исследовательской работы по теме: "История создания памятника "Скорбящая", которую мы представляли на районном Фестивале проектов и исследовательских работ и получили Диплом победителей.
Учитель МКОУ Островской СОШ Козлова Ирина Борисовна
Жалнина Полина, Жукова Светлана, Клейменова София, Озерина Любовь.

Еще в этой местности

Добавить рассказ

Как принять участие в проекте:

  • 1 Заполните информацию о памятном месте, которое находится недалеко от Вас или имеет для Вас особенное значение.
  • 2 Как найти на карте расположение памятного места? Воспользуйтесь строкой поиска на самом верху страницы: наберите приблизительный адрес, например: «Усть-Илимск, улица Карла Маркса », далее выберите один из вариантов. Для удобства поиска, можно переключить типа карты на «Спутниковые снимки » и всегда можно вернуться к обычному типу карты. Максимально увеличьте масштаб карты и кликните на выбранное место, появится красная метка (метку можно перемещать), это место и будет отображаться при переходе к Вашему рассказу.
  • 3 Для проверки текста можно воспользоваться бесплатными сервисами: ОРФО Online / «Орфограммка» .
  • 4 При необходимости, внесите изменения по ссылке, которую мы пришлем на указанный Вами e-mail.
  • 5 Разместите ссылку на проект в социальных сетях.

НА САЛУ, ПОСРЕДИ СТЕПЕЙ

Задонские степи на левобережье Дона стали населяться в конце XVIII века. В связи с увеличением казачьего населения в Области войска Донского усиливалось стремление к колонизации его окраин. Свободной земли на Дону становилось всё меньше, так казаки появились в междуречье рек Дон и Сал. На берегах Сала приютились самые восточные в Войске станицы: Андреевская, Атаманская, Бурульская, Потаповская, Эркетинская.

Первопоселенцы столкнулись с трудностями полупустынной степной жизни. Условия для земледелия суровые: светло-каштановые почвы с солонцами, засушливый климат, полынно-типчаковая растительность, неудовлетворительная обеспеченность водными ресурсами. Земли, на которые они прибыли, были малопродуктивны, что делало жизнь людей чрезвычайно тяжёлой.

Что двигало людей в эти суровые, позабытые Богом края? Обширность равнины, новые земли, крепостные порядки в России, принудительные переселения, долг службы, стремление уйти от преследований их «старой» веры, чувство первооткрывателя, поиски лучшей доли? Нелегко дать однозначный ответ.

Большинство наименований, которые получили населённые пункты в XIX веке, образовались от фамилий первопоселенцев, основателей или владельцев хуторов. Отсюда произошли названия Кудинов, Марьянов, Плетнёв, Тарасов и многих других казачьих хуторов. Чаще всего это были казаки правобережных станиц Верхне-Курмоярской, Гугнинской, Потёмкинской, Терновской, Филипповской.

На карте Андреевского сельского поселения можно видеть балки, лиманы и урочища. Это балки Грязнушка, Сальская, Тарасов Кут, Уртугул (Уртюгур), лиман Хомутец, урочища Лопатин Луг, Калинин.

Крутой обрывистый склон реки Сал и простирающаяся за ним возвышенность носит название Ергени (Ергенинская возвышенность), от калмыцкого слова Эргэ — яр, крутизна, а также «66 прибрежных возвышенностей». Тюркское обозначение реки Сал — приток, рукав реки, извилистый, а с калмыцкого переводится балка, ветвь, овраг. Связывают также с этнонимом, названием гуннского племени сал. Возможно, истоки наименования реки найдём в воспоминаниях современника: «Переправу через широкие реки казаки переняли от азиатцев, для сего клали седло и вьюк на несколько пуков камыша, плотно связанного, что называлось салой, привязывали его верёвкой к шее или к хвосту лошади, сам же казак, держась за узду, пускался с конём вплавь».

Была пересыхающая речка, впадающая в Сал напротив станицы Андреевской, — под названием Уртугул (Уртюгур), теперь это балка, примыкающая к станице Эркетиновской. Возможно, это производное от кочевников «уртигуров», владевших в IV веке левобережьем Дона.

По сравнению с нынешним временем климатические условия складывались более благоприятными. Берега Сала были не столь высоки, как сейчас, река на всём своём протяжении глубоководная, ежегодно разливалась на обширных пространствах, образовывались заливные луга, дававшие обильные урожаи для покоса. Грунто¬вые воды залегали на 2-5 метров выше горизонта, устанавливающегося после спада полой воды, благодаря чему она дренировала окружающую поверхность, обеспечивая осушение. Источники выходили на склоны русла и долины, вызывая заболоченность, здесь степь была покрыта множеством мелких западин — степных блюдец, называемых по-местному лиманчиками, глуби¬ной не более 1 метра и шириной до 40 метров. В этих блюдцах весною скапливались талые воды, всё лето сохранялась зелёная трава, что привлекало первопоселенцев.

На правобережье Сала первыми населились казачьи хутора станицы Нижне-Курмоярской: Плетнёв, Марьянов и Кудинов. Плетнёв в первый раз упоминается в 1811 году — девять дворов с населением 107 человек. Кудинов встречается в письменных источниках до 1812 года, первоначальное его название — Клочков, а с 1837 года он стал Кудиновым. Марьянов основан в это же время.

Из карты Области войска Донского, 1880

В районной газете «Светоч» директор Жуковского музея И.С. Ковалёв поведал об одной удивительной семейной легенде.

Хутор Плетнёв находился вверх по реке Сал от усадьбы помещика Ильина, которая основалась примерно в 17 верстах ниже по реке. Слободской помещик распоряжался крепостными, как угодно, бил розгами, отдавал в солдаты, продавал и женил по своему усмотрению. Однажды, проходя по улице слободы, он увидел паренька стройного и с приятной внешностью. Спросил, чей он будет, как зовут. «Кона Плетнёв», — ответил тот. Пан послал за ним слугу. Кону привели, Ильин велел остричь по-модному, переодеть в чистую одежду. Потом стала понятной задача помещика. У него была дочь, звали её Наташей. Школ тогда не было, помещики для обучения своих детей нанимали учителей в городе. Приехал учитель и на усадьбу Ильина. А чтобы той не было скучно заниматься, тот приставил к ней Кону и приказал не выходить из подчинения барышни.

Парень и девушка понравились друг другу. Наташа забыла, что она барского рода, а Кона запамятовал, что он холоп, сын крепостного. Когда парню исполнилось 22 года, а Наташе 20, она сказала: «Нам надо обвенчаться». Кона испугался и говорит ей: «Голубушка моя, ведь меня засекут розгами». «Мой отец религиозный, — сказала девушка, — и мы с мамой запугаем его Богом. Ложно скажем, что я беременна, и он разрешит нас обвенчать». На это Ильин распорядился запороть Кона плетьми. Но дочь сказала, что умрёт вместе с ним, а жена настояла их тайно обвенчать, потом снабдить молодых всем необходимым для жизни и отправить на хутор.

Ильин вспомнил об излучине Сала, где недавно стал осваивать богатые луга помещик Лапин. Выделил зятю две пары быков, корову, коня с седлом, зерна и необходимую одежду. Кона, выбрав место у яра, стал строить себе дом. Потом поехал в станицу Нижне-Курмоярскую, чтобы приписаться в казаки. К. Плетнёв рассказал юртовому атаману о том, что место, где он поселился, красивое и богатое, посоветовал, чтобы люди ехали туда жить. Поехали к излучине Сала нижнекурмоярские казаки и по своей охоте, и по жребию. Так бывший крепостной завлёк казаков богатым краем, образовался хутор Плетнёв.

Эту притчу берегут в семьях потомки Кона и Натальи. У Кона был сын Парашон Кононович, у Парашона — Алексей Парашонович, у Алексея два сына — Ионий и Николай. У Иония родились Яков и Петр, а у Николая Алексеевича — Александр. У Александра Николаевича был сын Александр Александрович. Вот такой почти что Ветхий Завет.

Николай Алексеевич служил в лейб-гвардии казачьем полку, там выучился ветеринарному делу, потом долго заведовал в станице Андреевской ветеринарным участком. Сын Н.А. Плетнёва Александр окончил военную академию, служил на Балтийском флоте. Когда в 1941 году советские корабли вошли в открытое море, немецкая авиация начала их бомбить. Корабль, на котором шёл Александр Николаевич, был потоплен, моряк продержался на воде в течение 2 часов, пока подошло спасательное судно. После войны он был назначен начальником финансового управления Балтийского флота. Его сын, Александр Александрович, окончил военное училище, проходил службу на Камчатке подводником.

Пётр Иванович Плетнёв во время войны служил в артиллерии в должности командира орудия. В феврале 1945 года в Венгрии отважный воин отразил три атаки противника, из личного автомата уничтожил 11 гитлеровцев и пленил одного, за что награждён медалью «За отвагу». Во время штурма рейхстага его пушка находилась на площади около Бранденбургских ворот и прямой наводкой била по рейхстагу.

В Жуковском музее имеется фотография потомков К.Плетнёва.

Ученики-краеведы из Андреевской средней школы приводят свою вариацию основания хутора Плетнёва. Они вместе с учителем А.Д. Колесниковым в 60-е годы записали воспоминания старожилов Г.И. Плетнёва, И.А. Карпова, А.Ф. Сулацкого.

К атаману Нижне-Курмоярской станицы пришёл человек, по обличию казак, с виду лихой, по одежонке не из богатых. Атаман спросил:

— С чем добрым Бог прислал?

— Пусть писари твои мне бумагу отпишут, поселиться хочу на Сал-реке, — ответил казак, — у меня грамота от Атамана Войска Донского Матвея Платова. В ней написано выделить мне землицу 12 десятин, а где селиться, то пусть скажет атаман станицы Курмоярской.

— Вот тебе бумага, казак Плетнёв. Иди, живи у Красного яра. Найдешь?

Так в начале XIX века на правом берегу реки Сал появился небольшой казачий курень, помазанный красной глиной, на крутом спуске к реке сделаны порожки. Потом появились сараи, амбар, навес. Обживался на новом месте Илья Плетнёв. В 1832 году в семье новоселов родился сын. Имя младенцу батюшка дал Афанасий. На его глазах происходили события, связанные с тем, как рос хутор, какие совершались дела, каким был уклад жизни в середине прошлого века. И обо всем, что помнил, он рассказал своему внуку Григорию, который воспоминаниями о своей жизни донёс до наших дней бесценные крупицы той эпохи.

Впрочем, обе версии не противоречат друг другу.

Первопоселенцы пользовались простыми орудиями труда: серпом, косой, плугом, чаще всего деревянным, редко железным.


Соха. Фото Мигулинского краеведческого музея

Поначалу хуторское строительство было примитивным. Наполовину врытые землянки строили из самана, а то из дёрна, обмазанного глиной, пол земляной, крыша тоже. Ни о какой планировке и речи не было, селились группами землянок, чаще всего по родственному принципу. В хуторе проживало по 2-3 семьи Ковалёвых, Плетнёвых, Текучёвых, а если учесть, что в каждой семье было от пяти до 11 детей, то понятно, отчего до сих пор столь распространены эти фамилии.

Много проживало казаков Пупковых, переселившихся из станицы Нижне-Курмоярской. Иван Михайлович Пупков родился в 1852 году в казачьей семье, в службе казаком с января 1872 года. Служил в полку №5 с 1876 года, где через 3 года ему был присвоен чин урядник.

Шло время, количество жителей в хуторе Плетнёве увеличивалось, в 1837 году дворов стало 35, в них проживало 128 казаков «мужеского полу». На то время в Задонье больше населения было только в придонских хуторах Малолучном и Комаревском (43 и 53 двора соответственно). Все они были причислены ко Второму Донскому округу Области войска Донского.

В начале XIX века рядом с казачьми хуторами основывались владельческие посёлки с крепостными крестьянами. Их покупали офицеры и селили на земельных наделах, полученных по чину. В казачьем хуторе Тарасове было 138 человек, а близлежащий владельческий посёлок Тарасов насчитывал крестьянских 49 душ. Такие же порядки существовали в Марьяновском хуторе: казаков 260, а в крестьянском хуторе Марьянове — 31 житель.


Казаки Плетнёвы из х. Плетнёва, предпол. начало XIX в.

Фото URL: сайт Андреевской с/а.

В хуторе Плетнёве после реформы 1861 года появились иногородние крестьяне, которых казаки кликали «хохлами». Место, где они компактно проживали (справа от нынешнего моста через Сал), называлось «Хохлацкой слободой». В 1897 году их было около 200 человек, к 1914 году численность иногороднего населения увеличилась. В хуторе Кудинове насчитывалось 680 казаков и 124 крестьянина. Наличие непримиримых противоречий между этими двумя социальными группами оказались главной причиной расслоения и конфронтации во время Гражданской войны.

Хутор Ново-Сальск образовался на месте бывшей экономии калмыка-конезаводчика А. Шавелькина. После Гражданской войны Адуча куда-то исчез, в США проживала его родственница Дорджма, дочь Бадьмы Шавелькина. В поселение стали прибывать люди из Украины — Великородные, Пономарёвы, Яценко, Глушко, Плещенко.

Неподалёку от хутора Плетнёва во второй половине XIX века появились молокане, которые прибыли из Крыма. Они обратились к руководству Области войска Донского с просьбой о переезде на новые земли. Переселенцам выделили под аренду участки, они образовали хутор Сиротский, что в 4 верстах от хутора Плетнёва. Построили из глины и камыша землянки, работали по найму у казаков-калмыков. Они не употребляли в пищу свинину, спиртное, не курили, вели себя трезво и скромно.

В 20-е годы XX века стали появляться молокане, которые переселялись из города Ленинска Сталинградской области. До 1919 года он назывался Пришиб (с ударением на первом слоге). Поэтому новый хутор, образовавшийся около хутора Ново-Сальска, к востоку от балки, назвали Пришиб, в 1926 году проживало 130 человек. После образования колхоза «Новая жизнь» жители перебрались ближе к Ново-Сальску и населённый пункт стал общим.

Молокане также проживали в хуторе Ивановке.

Н.В. Гунькина, последняя молоканка хутора Новосальского, вспоминает: «Отец не разрешал иметь в доме гармошку. Он рассказывал причту о том, как Дьявол говорил Богу: “Поклонись мне и я покажу тебе все царства”. Поэтому нельзя смотреть телевизор, ибо там — все царства. У меня до сих пор нет в доме телевизора». Улицы северной части хутора Новосальского были заселены молоканами, южные православными. Старики следили, чтобы молодёжь не ходила на другую сторону, не встречались с парнями и девушками другой веры. Танцевать было нельзя, песни петь никакие, кроме молоканских. Новосальские молокане ежегодно по 2-3 раза проводили скачки. Скакали и на лошадях, и на верблюдах. Правнуки молокан и сейчас выделяются основательностью, работоспособностью, выдержанным поведением. Они на хорошем счету в агрофирме «Андреевская», доверяют ответственные участки работы. А.Г. Гунькина уже несколько созывов избрана в местное Собрание депутатов. Потомок молокан М.В. Синько избирался в 2014-2016 годах председателем районного Собрания депутатов — главой Дубовского района.

До сих пор около хутора Новосальского можно видеть молоканское кладбище, примечательное отличие — на могилах нет крестов, только деревянные столбики.


Молоканское (молокайское) кладбище в х. Новосальском, 2011

В начале 80-х годов прошла административная реформа, хутор Плетнёв вошёл в состав 1-го Донского округа.


Из переписи 1897 г.Первая всеобщая перепись населения Российской Империи, 1897 г. / Под. ред. Тройницкого Н.А. М., 1905 г.

По переписи 1897 года в хуторе проживало 258 домохозяев, всего 1 420 человек. По сословиям: казаков 1 047, крестьян 370, духовенство 3 чел.

В 1915 году шесть хуторов станицы Нижне-Курмоярской (Плетнёв, Марьянов, Тарасов, Кудинов, Дубовский и Минаев) ходатайствовали перед правлением Войска Донского об образовании из них юрта новой станицы. Центром мог стать Плетнёв, самый заселённый в округе. Данный факт не оставил равнодушным казаков хутора Дубовского. Для обсуждения вопроса об учреждении станичного правления в их хуторе, а не в Плетнёве, была созвана комиссия под председательством помощника окружного атамана

1-го Донского округа. От всех хуторов были направлены уполномоченные, которые должны были решить вопрос о центре станицы. От хутора Дубовского представителями общества были инициаторы решаемого вопроса: урядник Василий Кузнецов, жители Онисим Королевский и Афанасий Корнев. Аргументы были следующими: хутор Плетнёв расположен в степи и находится далеко от промышленных центров и железной дороги, доставка стройматериалов для постройки станичных зданий потребует больших денежных затрат со стороны общества.

Однако и Плетнёв к тому времени был далеко не малым поселением, в нём более 300 казачьих дворов, не считая жилья иногородних. Хутор заселён по специальному плану с установленной шириной улиц от 15 до 20 сажен, разбит на семь кварталов. В центре располагались две большие торговые площади, имелись церковь и две школы, министерская и церковно-приходская. Так что Плетнёв вполне мог составить конкуренцию Дубовскому. На заседании комиссии высказывались делегаты от всех хуторов. Большинство уполномоченных (из Плетнёва, Марьянова, Тарасова и Кудинова) высказывались в пользу Плетнёва.

Окружные власти, рассмотрев все прошения, пришли к выводу, что станичное управление должно всё-таки находиться в Плетнёве ввиду того, что Дубовский находится на самой границе юрта в 30-50 верстах от остальных хуторов. Кроме того, были опасения, что он расположен близ станции Ремонтная с массой пришлого населения, преимущественно иногороднего. С образованием станицы в Дубовском в ней среди казаков, особенно молодежи, «разовьется упадок нравственности, что крайне нежелательно». Не стали разбавлять казачье население.

Ходатайство было удовлетворено, образовали новую станицу. В результате в декабре 1915 года состоялись решения областного Правления: «Об образовании ст. Андреевской из 6 хуторов Нижне-Курмоярской станицы 1 Донского округа», «Об основании вновь организованной станицы из 6 хуторов (Плетнёва, Марьянова, Тарасова, Кудинова, Дубовского, Минаева) станицы Нижне-Курмоярской».

Казаки давали своим населённым пунктам имена царей, цариц, Великих князей дома Романовых и их министров. Так родились названия станиц Романовской, Милютинской, Орловской, Великокняжеской, Константиновской, села Киселёвского. Отсюда и постановление Правления: «О переименовании хутора Плетнёва Нижне-Курмоярской станицы в станицу “Княже-Андреевскую” в честь великого князя Андрея Владимировича». Полный титул звучит внушительно: Его Императорского Высочества генерал-майор Свиты Его Императорского Величества князь Андрей Владимирович. Он был сенатором, до Первой мировой войны командовал лейб-гвардии 6-й Донской казачьей артиллерийской батареей. Внук Александра II, двоюродный брат Николая II. После революции эмигрировал во Францию.

Так вместо хутора Плетнёва появилась станица Андреевская. Юрт станицы поначалу назывался Княже-Андреевский.

Андреевцы чаще всего призывались во 2-й Донской генерала Сысоева казачий полк. Служивые убывали в дальние края, полк дислоцировался в Сувалкской губернии, что в Польше, на то время — Российская Империя.


Сотня 2-го Донского казачьего полка. Фото предоставлено С.Г. Ковалёвым

Было два правления, станичное и хуторское, соответственно два атамана — станичный и хуторской.

Станичными атаманами избирались:

— в 1917-1918 годах подхорунжий А.А. Ченцов,

— в 1918 году урядник Н.Д. Селиванов.

Хуторские атаманы:

— в 1900 году урядник В.А. Бородин,

— в 1905 году казак Н. Яковлев,

— в 1910-1912 и 1914-1915 годах урядник П. Бородин.

Пётр Бородин избирался атаманом дважды, был крепким владельцем, выстроил новое хозяйство, нанял двоих постоянных батраков.

Его сменил прибывший из станицы Нагавской урядник Андрей Андреевич Ченцов, руководил станицей до весны 1918 года. Он оказался состоятельным хозяином, одной только зяби поднимал до 800 десятин. Подхорунжий А.А. Ченцов во время Гражданской войны служил в составе военно-полевого суда Донской армии в станице Цымлянской (ст. Цимлянская, н/в г. Цимлянск). Затем эмигрировал за границу, умер в начале 50-х годов во Франции.

Николай Дмитриевич Селиванов атаманил в смутные годы, его отец — бывший крепостной крестьянин, ставший впоследствии казаком и крепким хозяйственником. Н.Д. Селиванов владел водяной мельницей, затем поставил и паровую мельницу.

Вся обыденная жизнь в станице была подчинена военным правилам. Ежедневно назначались дежурные подразделения, как в станице, так и в юртовых хуторах, несли службу дневальные в Правлении. Станичный атаман мог своей властью подвергать телесным наказаниям, налагать штраф, арестовать, назначить провинившихся на общественные работы, разрешал в мирное время казакам служилого возраста отлучаться из станицы с выдачей увольнительного вида. Были и другие обязанности. Самым интересным было требование: «Наблюдать за тем, чтобы казаки, как люди военные, сохраняли непременно между собою чинопочитание и оказывали должное уважение к людям заслуженным и старикам».

Основой экономики была паевая система землевладения. Служба и юртовой пай стали для казаков основными источниками существования. По достижению 14-16 лет каждому казаку-мужчине сроком на 5-6 лет выделялся надел из станичного клина. В Андреевской он был (в разное время) от 30 до 50 десятин. По мере увеличения казачьего населения пай уменьшался. Крестьяне в соседней слободе Ильинке имели по 0,9 десятины на душу. Иногородние, проживающие в юрте станицы, земли не имели, они нанимались на работу в казачьи хозяйства или арендовали участки из земельного фонда станицы.


Большой малороссийский плуг

Основа хозяйства — выращивание крупного рогатого скота, лошадей, овец. Земледельческие посевы поначалу были незначительными, ибо сеяли вручную, косили косами, хлеб обмолачивали цепами или гоняли скот по разложенным на утрамбованной земле колосьям, на ветру веяли зерно от половы.

Зажиточные казаки и крестьяне для обработки земли впрягали в плуг или в борону от трёх до четырёх пар быков. Большие массивы земель использовались под пастбища.

В последней четверти XIX века произошла массовая распашка земель. Стали выращивать товарное зерно, которое приносило хозяйствам основной доход. Средние урожаи были небольшими, за 1889-1890 годы зерновые в Сальском округе дали по 4,6 пудов с десятины (в современном исчислении 4-5 центнеров с гектара), в целом по ОВД 5,9 пудов с десятины.

Жители сальских берегов лакомились раками. Их на зиму солили, сушили впрок, особенно ценилась раковая икра. Переработанный в порошок хитиновый покров (жерновка) служил для ветеринарных целей и продавался задорого.

В конце 70-х годов в хуторе появилось первое торговое заведение — лавка П.А. Пирогова. Купец понял, что место выгодное, находилось рядом с проходящим шляхом, который вёл на станицу Атаманскую, на Заветное, к калмыцким станицам. Близлежащими соседями станицы были казаки-калмыки из хутора Эркетинского, на востоке — крестьянский хутор Сиротский, в хуторе Марьянове подавляющее большинство населения составляли казаки, южнее были земли крестьянской слободы Ильинки.

П.А. Пирогов построил дом, на котором красовалась вывеска: «Лавка Пироговъ П.А.» Рядом соорудил редкий по тем временам

6-комнатный курень, для его строительства купец нанял плотников из Цымлы. Торговал различными товарами в том числе — бакалейным товаром и железом. Организовал амбары и базы для продажи, для перегона скота. До сих пор в станице Андреевской можно видеть остатки складов, построено было прочно, на века. Жительница станицы Н.М. Бударина рассказывала, что в Великую Отечественную войну её родственники прятались от бомбёжки в подвалах амбаров Пирогова.


Склад купца П.А. Пирогова, 2011

Мануфактуру продавали в лавках И.А. Носова, В.П. Плотникова, Краснова. Конезаводчик М.М. Пупков добился таких успехов, что построил дом на станции Ремонтная. Казак Н.П. Егоров стал членом торгового общества, владел имением, вокруг которого был разбит парк, в народе именуемый «Егорьевой рощей». Зажиточными казаками были Дегтярёв, Чернов.

Не обошлось и без питейных домов, их основали М. Медведев и С. Хохлачёв.

Развивался финансовый капитал, финансисты создали Плетнёвское ссудо-сберегательное общество, оно располагалось в слободе Ильинке (223 пайщика).

Особое место в хозяйственной жизни занимали конезаводчики. Они арендовали у Войсковой казны участки под выпас табунов. Донское частное коннозаводство было главным поставщиком лошадей для регулярной кавалерии. Владельцы получали значительные прибыли. Однако налоговая дисциплина была жёсткой, за соблюдение Правил использования земель строго спрашивали. Областная Канцелярия рассмотрела вопрос о взыскании штрафов с конезаводчиков Сальского округа за недопоставку и ремонт кавалерии лошадей по сроку. В хуторе Плетнёве, в табуне казака А.Е. Пупкова, установили нарушение обязательств, был наложен штраф в сумме 2 560 рублей. Это очень большая сумма, после смерти конезаводчика его дочери А.А. Пупковой пришлось рассчитываться с Войсковой казной, она продала дворовое место под названием «Куток» с деревянными постройками и садом.

В Андреевской был и свой станичный конно-плодовый табун — для формирования запаса годных под казачье седло коней и для возможности казакам приобретать коней для строевой службы.

Хозяйственные порядки были строгими. За впуск быков в хлеб взыскали с казака Антона Кузнецова в пользу казаков Николаева и Анания Плетнёва 2 рубля 40 копеек как за потраву.

Во второй половине XIX века поселения начинают обустраиваться, жизнь приобретает прочность и основательность. По переписи 1873 года хутора Марьянов, Тарасов, Кудинов насчитывали каждый более 300 жителей.

У зажиточных казаков и крестьян появились конные сеялки, лобогрейки, заводские 1-лемешные и 2-лемешные плуги. Некоторые собственники стали внедрять передовые методы ведения хозяйства: сеять новые сорта зерновых культур, усовершенствовать технологию обмолота пшеницы. Сеяли яровую пшеницу. Пшеница арнаутка, по-местному гарновка, любила сухую и тёплую почву, была устойчива к зною. Пшеница гирка даже шла на экспорт за границу. Яровой ячмень, озимая рожь тоже были рыночными культурами. Для собственного потребления сеяли просо и овёс. Поднялась урожайность, она составляла по Сальскому округу (в современном исчислении) по зерновым 6-8 центнеров с гектара.

В это время произошло интенсивное заселение, хутора стали увеличиваться, за 40 лет Плетнёв увеличился в семь раз, Кудинов вырос впятеро.

В 1907-1914 годах процесс технической оснащённости ускорился. Убогие саманные постройки были заброшены, заменены деревянными. На улицах станицы стали появляться добротные дома из дубовых пластин, либо пород хвойных деревьев, снаружи они были обмазаны глиняным раствором и побелённые, изнутри ошелёваны досками, потолок тоже дощатый.

На месте примитивных базов строились конюшни, крытые навесные сараи. Паровые молотилки постепенно вытесняли каменные молотильные катки, косарей заменяли сенокосилки и жнеи, стали применяться локомобили.

В центре хутора Плетнёва в 1855 году появилась первая церковь. В разобранном виде её перевезли из станицы Нижне-Курмоярской после того, как там возвели каменный храм. Собрали стены из деревянных брусьев, скреплённых между собой деревянными гвоздями, покрыли железной кровлей. В честь иконы Божьей матери, находящейся в церкви, она получила название Успенской. Церковь имела крестообразную форму с возвышающейся звонницей.

Священник из станицы Нижне-Курмоярской Григорий Власов после неоднократных просьб жителей в 1888 году обратился к архимандриту Новочеркасскому Сергию с прошением, в котором просил дать «добро» на сооружение нового храма. Бумага вернулась с размашистой резолюцией, позволяющей строить церковь. Но средства Синод не выделил. Это не смутило жителей хутора, тем более что имелось богатое казачество: Пироговы, Красновы, Гочевы. Они были глубоко верующими людьми, готовыми выделить необходимое количество денег на сооружение храма Божьего. Первая служба прошла в новой Успенской церкви в октябре 1889 года. Приход состоял из граждан хуторов Кудинова, Марьянова, Плетнёва, Тарасова. Служили священник, диакон и псаломщик, солидный годовой доход — 2 040 рублей и 700 пудов хлеба. По воспоминаниям старожилов колокольный звон в хорошую погоду был слышен даже в хуторе Дубовском. Из соседней казачьей калмыцкой станицы Эркетинской (н/в Эркетиновская) приезжал атаман со своими помощниками просить «бачку» не звонить так громко, но постепенно свыклись. Храм числился в Потёмкинском благочинии Донской епархии. В 1893 году вёл службу дьяк Феофан Труфанов. Священниками также служили Симеон Макаров, Константин Иванович Кожин, Иоанн Калиникович Казанский. После революции окормлял паству священник Сахаров, в 20-е годы его сменил Рождественский. Это был очень образованный человек, окончивший университет и имевший друзей среди ведущих учёных того времени. Большинство жителей хутора было православным, но по переписи 1897 года числилось также пять старообрядцев.

Первое учебное заведение в хуторе Плетнёве появилось в 1876 году, когда было открыто сельское приходское училище. Почётным блюстителем был казак Е.А. Пупков, законоучителем — священник Павел Васильев. Спустя 12 лет приходской священник Александр Власов открыл церковно-приходскую школу, в которой учились 87 учеников, из них 25 детей калмыков. Школа сначала помещалась в церковной сторожке, затем в наёмной квартире, потом казаки приобрели для школы отдельное помещение. Почётным блюстителем стал казак торгового общества Н.П. Егоров. Преподавали учителя И.К. Лозин, П. Киевский и Е. Фролов.

Обучение длилось 6 месяцев в году. Для исправления шаловливых и ленивых учеников применялись дисциплинарные меры: замечание, внушение, выговор наедине, выговор в классе, лишение места и отделение от товарищей, оставление в классе по окончании занятий, записывание в классный журнал, лишение очереди читать молитвы школе, лишение права на исполнение обязанностей чтеца при богослужении в храме.

Калмыки тоже привозили своих детей, нанимали квартиры и оплачивали обучение. Однако по настоянию калмыцкого духовенства и родителей через 3 года в школу не возвратилось ни одного ученика-калмыка.

Затем открылась 3-классная школа, почётный блюститель — казак Е.А. Пупков, учителя А.С. Архипов и Н.С. Челикин, законоучители священники И. Лаврентьев и И.К. Казанский, гимнастикой занимался урядник В. Нагорнов.

Плетнёвская школа значилась одной из лучших в Области войска Донского в воспитательном и в учебном отношении. В отчёте Донской епархии было отмечено особое усердие и приспешность в деле обучения и воспитания детей законоучителя псаломщика Артамона Клочкова. Законоучение также преподавал Антоний Зеленский, он вёл своё дело толково и усердно, успехи учеников были весьма хорошие. Синод отметил в хорошем плане Плетнёвскую школьную библиотеку, она открылась в 1903 году. Заведующий библиотекой учитель А.С. Архипов писал в отчёте: «Книгами пользуются 36 учеников, четыре посторонних мужчины и одна женщина. Ученики читают по большей части сказки, а посторонние — произведения Гоголя. Средств библиотека никаких не имеет, и извлекать их неоткуда. Книги выдаются 3 раза в неделю: по понедельникам, средам и пятницам, от 2 до 4 часов».

К середине XIX века установилась сеть дорог, соединявших Маныческие соляные промысла и Астрахань с территорией Войска Донского. Они имели нумерацию, назывались большими просёлочными, содержались за счёт станиц, по юртам которых пролегали. Дорога №19 проходила от реки Большой Гашун через балку Уртигур, после переправы через реку Сал — на хутор Плетнёв, посёлок Марьянов, далее на станицу Нагавскую. Через хутор пролегала мерная, с верстами, столбовая почтовая дорога шириной 60 сажен. Она вела из слободы Ильинки в станицу Атаманскую.

На Первую мировую войну проводили 67 плетнёвских казаков разного возраста. Многие остались лежать в Мазурских болотах, на полях Галиции, в предгорьях Буковины. Казак П.Н. Егоров служил младшим офицером в 1-м Донском запасном полку. В Гражданскую войну воевал на стороне белых, хорунжий в 5-м Донском казачьем полку Донской армии. Попал в плен, содержался в Ряжском концлагере Рязанской области. Освобождён по распоряжению Рязанского ГубЧК, в ноябре 1921 года был назначен «на фронт труда» (трудармия). Впоследствии попал в комплектуемые части 1 Конной Армии для участия в военных действиях против панской Польши, где перешёл на сторону армии С.Н. Булак-Балаховича.


Казаки ст. Андреевской, слева направо Александр Калмыков, Георгий Михайлович Плетнёв, Калмыков, предпол. 1914

В начале 1917 года казачья станица Андреевская была перечислена из 1-го Донского округа в Сальский с центром в станице Великоняжеской. В Княже-Андреевский юрт входили: станица Андреевская, хутора Дубовский, Кудинов, Марьянов, Минаев и Тарасов.

Накануне революции в хуторе, ставшем станицей Андреевской, проживало около 1 800 человек.

Станица в мае 1917 года делегировала на 1 Большой войсковой Круг представителей: сотник В.В. Антонов, П.С. Антонов, М.В. Крылов, Ф.А. Пастухов, Н.В. Текучёв, Ф.А. Текучёв. В 1918 году в Новочеркасске состоялся очередной Большой войсковой Круг. От станицы Андреевской депутатами были избраны П.Ф. Текучёв и частный поверенный Г.А. Кузнецов.

Предреволюционные настроения станичников были на стороне казачества. По итогам выборов в Учредительное собрание получилась такая картина: по станице с хуторами за список казаков проголосовало 2 037, по списку старообрядцев 413, за эсеров и Совет крестьянских депутатов 325, РСДРП (б) — 6 чел.

ЛИТЕРАТУРА

Александровская Л. Судьбою связаны одной. Элиста, 2009.

Безнощенко А.И. Имена рек Сальской степи. // Донской временник. 2009.

Богачёв В. Очерки географии Всевеликого Войска Донского. Новочеркасск, 1919.

Бондарев В.А. Самсоненко В.А. Социальная помощь в колхозах 30-х годов: на материалах Юга России. Новочеркасск, 2010.

Бородин А.И. Вехи большого пути. Ростов н/Д., 1991.

  • А.И. Преображённая земля. // На степных просторах.

Ростов н/Д., 1983.

Броневский В. Описание Донской земли, нравов и обычаев жителей. СПб., 1834. С. 15.

Бударина Н.М. Цикл статей в газ. «Светоч».

Волков С.В. Офицеры казачьих войск. М., 2013.

Дронов В.А. Очерки истории Дубовского района (1781-1917). Дубовское, 2014.

Емельянов Э.И. Мы не забыли. Ростов н/Д., 2003.

Карпенко В.В. Тучи идут на ветер. Ростов н/Д. : Ростовское кн.

изд-во, 1989.

Кириллов А. Донская епархия в её настоящем положении. Новочеркасск, 1896.

Ковалёв И.С. Родословие станицы Андреевской. // Светоч. 1991.

Ковалёв И.С. Цикл статей в газ. «Светоч».

Ковалёв С.Г. Цикл статей в газ. «Светоч».

Кожевников В. Степной поход. Волгоград, 1972.

Меркулова Л.И. Цикл статей в газ. «Светоч».

Родин Г.Г. Продовольственный плацдарм революции. Волгоград, 2000.

Скорик А.П. 1-й Донской округ: опыт исторической реконструкции. Новочеркасск, 2012.

  • И.М. Краткое описание станиц области войска Донского. // Донские Епархиальные ведомости. 1893.

Тимощенков И.В. Труды по экономическому исследованию казачьих станиц Области войска Донского (с 1877 по 1907 гг.) Новочеркасск, 1908.

Хатукаев А.Т. Славой овеянные. Нальчик: изд-во Эльбрус, 1985.

Вся Область войска Донского на 1899 год. / Под сост. Нейфельд Д.С. Ростов н/Д., 1899.

  • Область войска Донского и Северный Кавказ, 1903 г. Ростов н/Д., 1903.

Донские епархиальные ведомости. 1873-1893.

Помните нас поимённо. Книга Памяти Дубовского района Ростовской области. / Сост. Терехов А.В. Шмыгаль И.А. Ростов-н/Д., : Альтаир. 2015.

85 лет Дубовскому району. / Под ред. Колесниченко В.Ф. Дубовское, 2009.

80 лет Дубовскому району. / Под ред. Романенко Ю.И. Ростов н/Д., 2004.

Материалы архива С.Г. Ковалёва

Материалы газеты «Светоч» («На подъёме»). 1936-2014.

Материалы интернет-сайта URL: Объединённая компьютерная база данных МО РФ (ОБД Мемориал).

Материалы интернет-сайта URL: Подвиг народа в Великой

Отечественной Войне.

Материалы URL: сайт Андреевской сельской администрации.

Материалы интернет-сайта URL: dubovskoe.ucoz.org.

Материалы ГАРО.

Материалы Дубовского районного архива по личному составу.

Материалы Дубовского муниципального архива.

Материалы Жуковского районного музея краеведения.

Материалы ЦДНИ РО.

Материалы исследователей С.А. Заярного, С.Г. Ковалёва, Э.М. Птухина, А.В. Терехова, А. Тихонова, И.А. Шмыгаль.

СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ

Земля Донского войска. Список населённых мест по сведениям 1859 года. СПб., 1864.

Область войска Донского по переписи 1873 года. Новочеркасск, 1879.

Памятные книжки войска Донского на 1900, 1904-1916 гг. Новочеркасск.

Первая всеобщая перепись населения Российской Империи, 1897 г.

/ Под. ред. Тройницкого Н.А. М., 1905 г.

Сборники Областного войска Донского Статистического Комитета. 1901-1902 гг., 1904-1915 гг. Новочеркасск.

Списки населённых мест Российской Империи. XII. Земля Донского Войска. / Под ред. Н. Вильсона. СПб., 1864.

Статистическое описание Области войска Донского. Новочеркасск, 1884 г. / Сост. С.Ф. Номикосов.

ИСТОРИЯ СТАНИЦЫ ОСТРОВСКАЯ
Бороды не брить, платья немецкие не носить
Наталья НАЗАРОВА, заведующая Островской сельской библиотекой.
Газета Волгоградская правда

История станицы Островской Даниловского района – неотъемлемое звено общей истории Донского казачества, его многовековой борьбы за свободу и достойную жизнь.
И графу пришлось уступить
Более двухсот лет назад на том месте, где сейчас расположен центр станицы Островской, был остров. Здесь в 17-18-м веках скрывались преследуемые раскольники – старообрядцы, в числе которых была бабушка богатого графа Шувалова. Чуть поближе озера Ямного, окружавшего остров, ей был построен каменный дом. Граф дал ей работников, которые ухаживали за ней, вели хозяйство. После смерти ее похоронили на том месте за озером, где сейчас кладбище староверов. А самыми первыми поселенцами на острове были Тушкановы, потому и поселение называлось поначалу Тушканов городок. Это было время, когда крестьяне бежали из центра России.
Потом городок стали заселять из донских станиц по жребию: из Арчединской, Александровской, часть – из Трехостровской, расположенной на Дону. Так что название произошло или от того, что поселение было на острове, или его принесли с собой бывшие жители Трехостровской. Поскольку население Островской стремительно росло, между казаками и жившими неподалеку крестьянами графа Шувалова часто происходили ссоры из-за земель и лугов. Дело дошло однажды до того, что казаки, взяв колья, выгнали с лугов крестьян, и графу пришлось спорную территорию уступить. После заселения станица Островская была включена в Усть-Медведицкий округ. В ней было построено здание правления с кабинетом для атамана, комнатой сидельцев, которые наблюдали за порядком, арестантская комната станичного судьи.
Первое письменное упоминание о поселении на наших землях относится к 1700 году. Прибывший с Дона в Москву атаман зимовой станицы Пахом Сергеев сообщал, что к концу века на берегах Медведицы насчитывается 17 станиц. Население трех верхнеостровских станиц было невелико: 62 строевых казака и столько же семей, да 46 бурлаков. Однако численность быстро росла за счет старообрядцев и беглых крестьян.
Народ в станицах проживал воинственный. В 1700 году казаки трех верхнемедведицких станиц подошли к стенам Дмитриевска (Камышина) и потребовали от его жителей, чтобы впредь люди бород не брили, платья немецкого не носили, старой веры не меняли и в том государя не слушали, а были б с ними, казаками, заодно. В том же году в зиму на новый 1701 год казак Черногаевской станицы Нестерко Зиновьев послал новопоселившихся станичников к Дмитриевску отыскать у служилых табун лошадей, чтобы далее ехать по городкам, по Медведице и поднимать станицы. На его призыв отозвались многие, и в 1708 году мятежные городки были преданы огню и мечу. После экспедиции царских войск исчезли с лица земли Черногаевская, Неврюевская (Галюгаевская) и Бурлуцкая станицы. Многие казаки погибли, а часть ушла на Куму и Кубань с Иваном Некрасовым.

Как трудились и строились
С середины 18-го века жители Островской стали все больше внимания уделять земледелию, а с конца века оно стало главным видом хозяйственной деятельности. Казаки использовали переложную и заложную систему земледелия. После двух-трех лет обработки участок использовали под пастбище или сенокос. Убирали хлеб серпами и косами, зажиточные казаки применяли конные косилки-лобогрейки. Имелись в станице и общественные амбары. Их содержали на случай неурожая или для помощи семье, у которой урожай погиб. Потом эта семья должна была вернуть долг. Из зерновых островские казаки сеяли пшеницу и рожь. Пшеницу продавали, а ели ржаной хлеб. Сеяли также овес и ячмень. На баштанах (огородах) выращивали помидоры, морковь, самосад (табак), фасоль, горох. На левадах (огороженных или окопанных лугах или пастбищах) картофель, тыкву, подсолнух, кукурузу, коноплю. На бахчах – арбузы и дыни.

Ремесленным делом казаки занимались мало, предпочитая покупать готовые изделия. По свидетельству старожилов, ремесленные мастерские держали иногородние. На краю станицы располагались кожевенные, кузнечные, гончарные, овчинные мастерские, имелись бондари и колесники. В 1905 году был построен кирпичный завод. Правда, в домашнем хозяйстве казаки все же занимались некоторыми видами ремесел.

По воспоминаниям старожилов станицы, до середины 19-го века традиционное жилище казаков представляло собой тип мазанки: глинобитные и саманные хаты, беленные мелом, с четырехскатной крышей, крытой соломой или камышом. Но с распространением плотничьего промысла дерево стало превращаться в основной строительный материал, начали нанимать плотничьи артели, ходившие по хуторам и станицам и предлагавшие свои услуги.

После постройки дома принимались за мебель. Иногда ее заказывали плотникам, но часто хозяева делали сами. Первым делом обустраивали передний угол, где приделывали «поличку» для икон, подвешивали лампадку. Делали длинные лавки (по три-четыре метра), стулья, столы, деревянные кровати. В углах ставили тумбочки с прямоугольной задней стенкой или сундук. К потолку на длинных ремнях крепили полати. Они служили спальным местом для детей или местом для складывания одежды.

Со строительством дома было связано много примет, обычаев. Лес рубили в «снимальное» время: в новолуние или под этот день. Нельзя было рубить сухостойное дерево, иначе хозяин высохнет от чахотки, не годилось дерево, поваленное бурей – будущий дом разрушится, дерево с дуплом – нечистое. Хорошей приметой было строить дом на муравейнике – «богато будет житься». А сооружение дома на пепелище или месте, где пролегала дорога, считалось, могло привести к смерти хозяина.

Сейчас уже не скажешь, на каком именно месте при атамане Иване Чиркове была построена в 1910 году школа из кирпича местного производства, но прослужила она более полувека. Сохранилось в памяти и имя первого учителя – Михаил Смолин. Школа называлась – Островская приходская школа с трехлетним образованием. Учились в основном дети зажиточных казаков. В каждом классе насчитывалось до сотни учеников, а зарплата учителя была сто рублей. Но главное достояние станицы – это ее Трехпрестольный Богоявленский храм, заложенный в 1905 году. В настоящее время в храме открыта воскресная школа.

Наша станица, расположенная вдали от оживленных дорог, опоясанная цепью прекрасных озер, живет своей размеренной жизнью. Здесь рождаются дети. Здесь колосятся хлеба. Здесь, по православным праздникам, звучит звон церковных колоколов. Здесь настоящая жизнь, где нет ничего наносного и лишнего. Вот такими селами, деревнями, станицами и сильна Россия, потому что они отражают ее сущность и самобытность, лицо и душу. Так было всегда и пусть так будет всегда!

№:
9 от 20.01.2012

1.Трехпрестольный Богоявленский храм и сегодня поражает своей красотой...Фотография сделана 15 августа 2008г.В это время в церкви велись реставрационные работы.

2.

3.Этот храм является главной достопримечательностью и украшением станицы Островской. Как и многие храмы, он был построен в 1711 году из дерева, затем в 1905 году перестроен в каменный.

Пятиглавая церковь Богоявления привлекает взгляды благодаря своему нарядному и красочному декору. Это памятник архитектуры областного значения.

В годы гражданской войны снаряд красных попал в колокольню. Казаки отстояли храм, не дав его закрыть и приспособить под хозяйственные нужды.

Однако 16 марта 1931 года церковь все равно закрыли. В 1934 году храм сильно пострадал во время пожара, и лишь в 1946 году его разрешили открыть. Чудом уцелел. Ведётся ремонт. Богослужения совершаются по воскресным и праздничным дням во временно обустроенном молитвенном доме. Есть библиотека, воскресная школа, которая сотрудничает с местной средней школой. Настоятель окормляет Дом престарелых и казачью общину Березовского юрта Войска Донского.

Настоятель - священник Василий Запольский.

Адрес: 403390, Волгоградская область, Даниловский район, станица Островская.

4.


Сегодня Островская - сельский административный центр Даниловского района Волгоградской области. До 1967 года она входила в состав Котовского района. Еще раньше подчинялась Ждановскому району.
Станица Островская расположена на северо-востоке Даниловского муниципального района Волгоградской области в 30 километрах от районного центра Даниловка. В состав Островского сельского поселения: станица Островская (центр сельского поселения), хутора Каменный, Попов, Филин, Тарасов. Населенные пункты занимают 614 гектаров земли. Численность населения на 01.01.2012 года составляет 2267 человек.

Островское сельское поселение богато водными ресурсами. Видимо, и называется станица Островской потому, что она представляет собой остров, окруженный со всех сторон озерами, рекой Медведицей и прудами.