Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Домик Петра I – самое старое жилое строение Нижнего Новгорода. В палатах белокаменных

Палаты Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной одно из старых и самых московских по духу и архитектуре зданий. Да и истории, происходившие в доме — типично московские.
Любые повороты истории непосредственно отражались на палатах и по прошествии столетий в них можно найти черты любой исторической эпохи.

Предлагаем сегодня осмотреть дом снаружи изнутри, а также почитать о нем —>

До XVI века земли, на которых сейчас располагаются палаты принадлежали боярам Беклемишевым, последним владельцем участка в конце XV в был Н.В.Берсень-Беклемишев (отсюда и название набережной), после чего владение сначало перешло в казну, а потом было подарено некому «государеву садовнику» Кириллу. В тех местах где сейчас располагается остров и водоотводной канал в те времена простирался так называемый Царёв сад.

Внук царского садовника Аверкий Кириллов в 1656-1657 гг. на основе деревянного здания с белокаменным подклетом возводит ныне существующие палаты, впоследствии, правда, неоднократно перестроенные.
Два каменных этажа на старом подклете повторили ассиметричность планировки прошлого здания.


План первого этажа палат


А вот так палаты выглядят с крыши Дома на набережной.
(За фото спасибо Александру Иванову. Крайне рекомендуем его блог, а также спешим сообщить, что Александр подготовил отличную экскурсию по Замоскворечью, премьера которой состоится в августе)

Голландец Николаас Витсен в 1664-1665 годах в составе нидерландского посольства побывал в Московии.
20 апреля 1665 года Витсен сделал следующую запись у себя в дневнике:
«Я посетил Аверкия Степановича Кириллова, первого гостя, которого считают одним из самых богатых купцов. Он живет в прекраснейшем здании; это большая и красивая каменная палата, верх из дерева. Во дворе у него собственная церковь и колокольня, богато убранные, красивый двор и сад. Обстановка внутри дома не хуже, в окнах немецкие разрисованные стекла [витражи - прим. moscowwalks]. Короче — у него все, что нужно для богато обставленного дома: прекрасные стулья и столы, картины, ковры, шкафы, серебряные изделия и т.д. Он угостил нас различными напитками, а также огурцами, дынями, тыквой, орехами и прозрачными яблоками, и все это подали на красивом резном серебре, очень чистом. Не было недостатка в резных кубках и чарках. Все его слуги были одеты в одинаковое платье, что не было принято даже у самого царя. Он угощал нас очень любезно»

Аверкий Кириллов и действительно был, по выражению Витсена, «первым гостем». Гостями называли крупных купцов, ведущих исключительно оптовую торговлю (склады продукции таких оптовиков поэтому и назывались Гостиными дворами). В XVII веке в таких гостей во всей России насчитывалось всего около 30 человек, они имели многие привелегии и были при этом подсудны только непосредственно царю, он же лично и жаловал это звание особо отличившимся купцам.

Аверкий Кириллов среди гостей был не самым бедным человеком, имел множество лавок в Москве и других русских городах, собственные земли с селами и деревнями, а также соляные варницы в Соли Камской. Соль тогда была незаменимым продуктом, и не только для того, чтобы делать вкусно, а гораздо больше как сырье для производства и как консервант. Соответственно, подорожание соли приводило к подорожанию всего сразу, отсюда и возникали Солевые бунты.

Царь Алексей Михайлович пожаловал Аверкию Кириллову чин думного дьяка, говоря по-современному, олигарх стал еще и министром. Аверкий Кириллов стал руководить Приказами Большой казны, Большого прихода, Казенным приказом и Приказом Большого дворца, т.е. фактически в своих руках держал все финансовые потоки, всю промышленность и торговлю страны. Но закончилось все это для него прескверно.

В 1682 г. во время Стрелецкого бунта Аверкий Кириллова зверски убили: сначала скинули с Красного крыльца кремлевского Теремного дворца, а затем порубили бердышами. Окровавленный и искромсанный труп потащили на Красную площадь под крики: «Расступитесь, думный дьяк идет!», где на позорном столбе перечислили русские народные прегрешения Кириллова: «Великие взятки имал и налогу и всякую неправду чинил».

Новые хозяева перестраивали дом и в петровское и в послепетровское время.

… отсюда и ассиметричность и дикое разнообразие архитектурных форм

С 1703 г. палатами владел А.Ф. Курбатов, который в 1705-1709 гг. провел кардинальную реконструкцию здания и придал ему вид, уже совсем близкий к современному.

С 1746 г. палаты находились в казне и использовались различными государственными учреждениями.
К концу 1860-х здание находилось в аварийном состоянии, и государство не спешило выделять средства на ремонт памятника древности, общественность испугалась возможного сноса и забила тревогу, в результате в 1870 г. по решению Александра II здание было передано Императорскому археологическому обществу, в ведение которого и находилось до 1923 г., после чего здесь разместились сначала Центральные государственные реставрационные мастерские Игоря Эммануиловича Грабаря, а в 1930-х — общежитие горничных и водителей Кремля.

В 1964 г. в палаты въехал Научно-исследовательский институт краеведческой и музейной работы, ныне, немного-немало, НИИ Культуры, занимающий здание и по сей день.


В 1930-х к палатам была сделана пристройка с лестницей. Не по древнерусским же лестница карабкаться.

На этих фотографиях можно наглядно видеть, насколько с XVII века поднялся культурный слой.

Правое крыло, более поздняя пристройка Аверкия Кириллова выглядит гораздо проще левого


Но давайте уже войдем и посмотрим как оно там внутри

Поднявшись на высокое крыльцо с учетом того, что культурный слой поднялся мы попадаем сразу на бывший второй этаж, откуда лестница срезу же от входа ведет на третий, но туда мы пока не пойдем.

А рядом с центральной лестницей спустимся по старому пути в ныне подвал, бывший некогда первым этажом.

Попадаем в сводчатый зал, выложенный старым кирпичом и белым камнем.

На некоторых кирпичиках видны клейма с двухглавым орлом еще старого вида: крылья смотрят вниз.


Есть и более новые кирпичи.


Возобновлено по древнимъ образцамъ Археологическимъ общ. 1881 г.


Ниши-шкафчики когда-то закрывались дверцами


Сохранились и дверные крепления в белокаменных обрамлениях


Близость реки не самым лучшим способом сказывается на сохранности, то подмывает, то просто влажность высокая. Чтобы избежать последствий в подвале стоит система дренажа и постоянно работают осушители воздуха. Очень хорошо следят.


Низ — белокаменный, своды из кирпича


Еще одно полуподвальное помещение. Читателю самостоятельно предлагается догадаться, кто ныне живет в этом приятном и прохладном помещении палат XVII века. Через 200-300 лет здесь будут копаться историки, археологи и прочие любители древности и с диким восторгом будут обнаруживать мусор, следы других культур, на основе найденного здесь будут писаться диссертации и выстраиваться гипотезы.
Еще одна грань Москвы, которую можно видеть в этом уникальном здании.


Более новая пристройка Кириллова. Понадобилось — просто и быстро пристроили без всяких долгих планировочных решений и согласований. Отсюда и весь такой хаотический характер планировки дома. То же самое, что происходит сейчас, только в XVII веке. Традиция сложилась уже тогда.


Из этой пристройки можно подняться и не используя старую лестницу — по лестнице 1930-х

Узкими коридорами проходим в зал заседаний


Зал заседаний Московского археологического общества, 1870-е


Здесь в потолке и находится плита с закладной надписью, по которой была сделана датировка постройки.


Энергосберегающие лампочки — наше современное всё и везде.


На дверке в зале заседаний также имеются кирпичи с клеймами.


Поднимаеся на третий этаж. Здесь есть световое окно


И еще один зал заседаний с высоким сводчатым потолком, под которым висит массивная сталинская люстра, тоже уже раритет.

Вот и все основные помещения палат — остальное узкие коридоры и стандартные кабинеты.
Удивительно, но как-то спонтанно и сумбурно, но в этом доме сошлись все эпохи: от времен Ивана Грозного и до нынешних дней.

ВСЕ ФОТОГРАФИИ СДЕЛАНЫ В ХОДЕ ЭКСКУРСИИ, ЧАСТНЫМ ЛИЦОМ .

ФОТОСЪЕМКА ВЕЛАСЬ В ПРИСУТСТВИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДИРЕКЦИИ, КАКИХ-ЛИБО ЗАПРЕТОВ ИЛИ ОГРАНИЧЕНИЙ ОЗВУЧЕНО НЕ БЫЛО .

На Варварке стоит небольшое и с виду не особо приметное здание. Белые стены, крохотные окошки, один скромный шатерчик наверху. Мало кто бы это здание замечал, если бы не важная надпись на доске - «Палаты бояр Романовых». Да, именно тех самых, которые потом из бояр превратились в царей-государей-императоров.

Внутри эти палаты, как та сказочная шкатулка (или что еще) - больше и куда интереснее, чем снаружи. И даже не только изнутри. Если просто спуститься по тоже неприметной лесенке вниз с тротуара Варварки, то попадаешь в обширный (хотя сейчас, конечно, уже сильно сократившийся) двор, куда выходят массивные железные ворота.

В воротах сейчас не сидит привратник - там сидят музейные сотрудники, которые и встретили нас, собравшихся на экскурсию от ЖЖ-сообщества «Мосблог » и по приглашению многоуважаемого Государственного исторического музея .
Пока мы дожидались остальных участников похода в палаты, успели рассмотреть их с подножия.

Это мы правильно сделали, потому что когда начался рассказ, мы уже были немножко подготовлены и не так яростно щелкали затворами фотоаппаратов, а все же внимательно слушали, что нам говорит научный сотрудник музея, Елена Алексеевна.

Городская усадьба Романовых занимала не такую скромную площадь, как сейчас. Конечно, спасибо, что хоть столько оставили, но в XVII веке тут на широком огороженном дворе жило до 200 человек (сами господа плюс разнообразная челядь и домочадцы): обширная боярская семья, не переводившиеся гости, слуги всех сортов - от поваров до ткачих…

Так вышло, что еще при Александре II, человеке просвещенном и правильно воспитанном Жуковским, проснулся интерес к истории и предкам. И в первую очередь, конечно, к собственной семье. По некоторым источникам (достаточно убедительным, хотя и косвенным) было известно, что основатель царской династии, сам Михаил Федорович Романов, родился именно здесь, а не в Костроме, потому что во время его появления на свет семья жила тут, так что где же ему еще было рождаться. А что записей нет - ну нет. Времени-то сколько прошло.
По этому поводу домик (который был, судя по местоположению и размерам, не основным усадебным домом, а все же гостевым) царская казна выкупила у монастыря, и в домике после серьезнейшей научной реставрации - первой или одной из первых научных реставраций в России! - был устроен музей.

Конечно, за столько лет домик был здорово перестроен, деревянный верх - терем - вообще отсутствовал, сгорел, так что работы было очень и очень много. Но благодаря ей (и усилиям советских и постсоветских музейщиков, разумеется, тоже) мы, собственно, и видим все то, что видим.

Начали мы знакомство с самой нижней части даже не дома, а двора - с подземного музея. Он образовался тут уже в советское время, когда при раскопках во дворе Романовых была найдена круглая кирпичная печь. Дело в том, что в теплое время тогда старались в доме не готовить во избежание пожаров, и печи складывали во дворе. Вокруг печки - что символично - и выросла вся эта экспозиция.

Вот такой ее, собственно, нашли (и с места не трогали, стоит где стояла)...

А вот такая она была (это реконструкция).

Из одного подвала мы перекочевали в другой - уже в самих палатах. В кирпичной части подземелья выставлены вполне традиционные как для любого краеведческого музея, так и для любого хозяйства XVII века предметы кухонной утвари, разные корзины, ковши, ухваты и коромысла. Беда в том, что фотографировать в музее можно только без вспышки, а освещение в подвале, сами понимаете… Так что вам остается просто представить, как оно бывает обычно.

Соседний подвал - белокаменный. Вот он поинтереснее будет. В нем хранилась «казна». Казна - это не только деньги (тем более, что деньги-то бояре наверняка хранили в основном доме, а не в маленьком, который к тому же стоит на краю двора), это еще и «рухлядь» - вещи, - и оружие, и дорогая посуда, и драгоценности. В общем, все, что может представлять собой ценность и что могут спереть лихие людишки.

Наша провожатая рассказала грустную историю о том, что сейчас из-за сноса «России» нарушился температурно-влажностный режим в подвале - подземные воды сместились и стали проникать в подземелье дома… Пока сотрудники успешно борются, а вот в подземном ТЦ на Манежной после всех тамошних раскопок и перестроек все куда печальнее из-за Неглинки, так что историки и археологи туда на всякий случай не ходят (по крайней мере без гидрокостюмов).

В подклете (он прямо над подвалом, но под «клетью» - основным жилым помещением) находились хозяйственные службы. Сейчас же там небольшая экспозиция с волшебными вращающимися стендами и чудной печью, которая отапливала весь дом по воздуховодам.

Сейчас печь не топят, а воздуховодами пользуются - топят уже современными способами, но по старым ходам. Под печкой же стоит мисочка с едой для музейного домового Кузи. Кузя над нами слегка пошутил - погасил на пару минут свет на стендах. Ну, сами виноваты - угощения-то не принесли!

По парадной лестнице, восстановленной уже Александром II, мы поднялись в покои мужской части семьи - на первый жилой этаж палат. Как положено гостям, сразу прошли в большой зал, где под полукруглыми сводами царствовал широкий стол, покрытый красной скатертью, уставленный богатой посудой и даже солонками и соусницами (соль была в то время очень ценной - не зря дорогих гостей встречали «хлебом-солью»).

Окна палат, несмотря на лето, теперь навечно закрыты зимними «окницами» - тканевыми щитами с небольшими слюдяными оконцами, чтобы тепло не уходило, сквозняки не гуляли, бояр не студили… Ну, а что не проветривалось зимой… увы, что поделать.

С краю важно пыжился буфет, тоже со слюдяными окошками, чтобы было видно, что там поставлена за посуда. Буфет уже потемнел, а когда-то, наверное, поражал гостей своим великолепием.

Так же великолепны тканевые обои и росписи стен и потолка. И те, и другие свое убранство вернули при Александре, поэтому явно отличаются от оригинала… В советское время их тоже успели ободрать, ибо с царскими вензелями, восстановили уже потом.

Рядом с большой «столовой» или даже «гостиной» - две маленькие комнатушки, тоже со сводчатыми потолками. Они условно называются «библиотекой» и «кабинетом».

Библиотека в частном доме - это примерно от 20 до 70 книг. Книги, тогда еще рукописные, стоили дорого и даже очень дорого, поэтому если у тебя штук 50 книг - ты уже профессор. Книги брали почитать друзья, для этого в библиотеке лежал реестрик «должников».

Самое удивительное в «кабинете» - это потрясающие оригинальные обои в «кабинете». Они - кожаные! Впервые о таком слышала, но мало того, что они кожаные, они еще и настоящие, XVII века! Правда, сюда они попали уже в XIX-м, при реставрации, но ведь сохранились, и какие красочные! Не волнуйтесь, полукружия над арками - это копии, никто настоящие обои резать и кроить не рискнул. Это было уже в музейные времена, сами-то бояре, наверное, и перекроить бы велели.

Там же, на первом, «мужском» этаже дома располагается «классная комната» - там учили маленьких боярских детей. Розг и гороха я там не увидела, хотя подозреваю, что могли быть, а вот остальные атрибуты учения присутствовали, в том числе гигантский глобус (увы, реконструкция, оригинал совсем обветшал, но ведь был когда-то, не скупились бояре на обучение детей).

Встретилась нам там еще и царь-птица с бюстом. Не знаю, зачем она была младшим барчатам:)

Впрочем, в этой комнате учили уму-разуму, арифметике и еоргафии только сыновей боярина, и то подросших до 6-7 лет. А до того (а дочки - те вообще до замужества) дети обитали в тереме - на самом верху дома. Деревянный светлый терем - самое приятное, хоть и восстановленное - место в доме. Как здорово было подняться туда по потайной узенькой лестнице, похожей на колокольную, и очутиться в светлом просторном помещении, с деревянными стенами, с широкими окнами!

Тут проходила вся жизнь женщины из знатной семьи. Вообще женщине полагалось сидеть здесь и видеться из мужчин только со своей родней и с мужем (муж спал здесь же в тереме, с женой, естественно), нянчить детей и заниматься рукоделием. Выезжали изредка в гости, выходили в церковь… Просто так болтаться по улице было неприлично. Ну, думаю, все же хозяйка спускалась и во двор, и в кухню, и в подвалы, иначе какая же она хозяйка. Но дальше двора - ни-ни.
Впрочем, судя по тому, сколько труда и времени требовала та же вышивка или шитье, женщине и некогда было куда-то бегать. В 4 часа утра просыпались, а в 6-7 вечера ложились спать.

К светелке мы уже успели здорово устать (я лично, может быть, другие участники прогулки повыносливее) и были очень рады широким скамейкам… С них была хорошо видна жизнь женщин XVII века, хотя бы частичкой той материальной стороны, которая сохранилась до наших дней: все эти кокетливые зеркальца, флакончики, гребешочки, головные уборы, шитые бисером и жемчугом… Интересно было бы хоть на экране машины времени посмотреть, как все было на самом деле. Но пока посмотрелись только в зеркала и потайные экраны.

Наша прогулка по палатам закончилась. Спускаясь по широкой лестнице, куда выходят окошки «классной», я встретила тетеньку, которая тащила вверх по ступеням дочку и внушала ей: «Смотри, как шикарно жили-то!»

Если бы сотрудницы музея не возвращали меня постоянно из мечтаний о древностях суровыми замечаниями: «Нельзя фотографировать эти листы!» (это про листы с описаниями комнат, и я не понимаю, почему нельзя), «Нельзя записывать на телефон рассказ экскурсовода!» - и так далее, - я бы вовсе погрузилась в атмосферу боярского двора. Но, наверное, сотрудницы для того и приставлены, чтобы посетители свое место в палатах помнили. Ладно… Все равно было интересно, когда бы я еще сюда собралась.

На улице нас встретил удивительный дорожный знак.

А на переходе-зебре передо мной вежливо притормозила машина с мигалкой, возможно, приняв меня с моим огромным фотоаппаратом за заграничную туристку. Я еще раз помахала рукой палатам и нырнула мимо древней стены Китай-города в метро. Как в другой мир…

Адрес: Россия, Нижегородская область, Нижний Новгород, улица Почаинская, 27
Дата постройки: конец XVII века
Координаты: 56°19"31.6"N 43°59"42.4"E

Старейший памятник городской гражданской архитектуры был возведен в XVII веке. Существует историческое предание, что именно здесь останавливался царь Петр I, когда в первый раз посетил город на Волге. Благодаря двухэтажному белокаменному дому, мы можем понять, как выглядело богатое купеческое жилье на Нижегородском посаде.

Общий вид Домика Петра I

Петр I в Нижнем Новгороде

Молодой русский государь Петр I впервые приехал в город в середине мая 1695 года. Это произошло, когда он направлялся в Азовский поход. Вместе с государем на деревянных стругах к городу приплыли солдаты, сопровождавшие перевозимую артиллерию. А основная армия шла пешим порядком.

Непогода заставила царя пробыть в городе дольше планируемого, и Петр I прожил в Нижнем Новгороде целую неделю. В это время пушки из коломенских стругов перегрузили на девять паузков, приспособленных для плавания по Волге. Произошло это потому, что в конце весны вода в реке была еще высокой, и плыть с тяжелым грузом на небольших судах царь счел довольно рискованным. Кроме того, в городе русская армия пополнила запасы провианта.

Хотя история пребывания царя в Нижнем Новгороде известна довольно подробна, не осталось ни одного документального свидетельства, в каком именно доме он жил. Считается, что это были каменные палаты, принадлежавшие нижегородскому купцу Ефиму Чатыгину.

Второй раз русский царь навестил Нижний Новгород весной 1722 года, когда отправлялся в военный поход на Персию. В этот раз он останавливался у местного купца Якова Пушникова.

В 1838 году белокаменное здание – дом Чатыгина рисовали российские живописцы братья Никанор Григорьевич и Григорий Григорьевич Чернецовы. Их рисунок стал первым изображением архитектурного памятника.

Вид на юго-восточный фасад здания

История купеческих палат Чатыгина

Во второй половине XVII века возведение каменного здания стоило очень дорого. Оно обходилось примерно в 15 раз дороже деревянного. И даже с учетом того, что в деревнях и городах пожары были частым явлением, строительство каменного жилья было не выгодным. Именно поэтому сохранилось так мало гражданских зданий, возведенных до начала XVIII века. В наши дни в российских городах и поселках можно встретить не более пяти десятков подобных строений.

Точная дата постройки домика Петра I не известна. Предположительно это произошло в 1680-е годы. Белокаменные палаты возвели из большемерного кирпича и отштукатурили белой известью. Выглядели они богато, солидно и нарядно. Первоначально к дому с северной стороны примыкала деревянная галерея. И лестница, соединяющая этажи, находилась в этой пристройке.

В начале XVIII века строением владели купцы Докукины, а позже владельцы здания часто менялись. В 1840-е годы в доме находился винный склад. Путеводитель, изданный в середине XIX века, информировал гостей города, что каменным зданием владел некий господин Польц, а с 1865 года – его вдова, которая сдавала помещения под пивной склад.

Спустя 20 лет, благодаря новой хозяйке - нижегородской мещанке Рахиль Шприц, в здании открылся ночлежный дом для бродяг. Известного нижегородского общественного деятеля и писателя Александра Серафимовича Гациского возмутил этот факт, и он стал добиваться выкупа исторического здания городом. Это произошло в 1888 году. За дом было уплачено 10 000 рублей, которые выделил нижегородский купец Николай Александрович Бугров, и новым владельцем здания стала ученая архивная комиссия Нижегородской губернии.

Главный вход в здание

Старинный дом отреставрировали под руководством губернского инженера Николая Павловича Иванова. На ремонт здания и обустройство внутренних помещений городские власти потратили 5 тысяч рублей, собранные от частных благотворителей. С западной стороны к дому пристроили крыльцо «в русском стиле», выполненное в традициях допетровской архитектуры. На нем строители разместили полихромные изразцы, снятые с древней Сергиевской церкви . Были растесаны старые окна и прорублены новые. Сделанные из резного камня наличники сбили и заменили на гипсовые детали. В результате, несмотря на все старания, внешний облик памятника архитектуры значительно исказили.

В 1895 году внутри здания открыли историческую экспозицию, которая состояла из 1359 предметов. Здесь можно было увидеть артефакты, найденные во время археологических раскопок, древние оружие, доспехи, монеты, домашнюю утварь, картины, а также церковные ценности. Однако, этот музей просуществовал недолго и вскоре его перевели в Дмитриевскую башню Нижегородского кремля. А в белокаменных палатах оставили хранилище древностей и открыли бесплатную библиотеку-читальню для всех желающих.

Но вскоре читальню закрыли, и до революционных событий 1917 года в доме размещались учебные классы городского речного училища. Потом внутри исторического здания жило несколько семей нижегородцев. В 1970-е годы здесь провели масштабную реставрацию, сохранив пристроенное в XIX веке крыльцо. Руководил работами известный в городе архитектор-реставратор С.Л. Агафонов.

С 1973 года в белокаменных палатах размещалось местное отделение общества охраны памятников. Потом в здании находились бар и реставрационный центр.

Вид на юго-западный фасад здания

Современное состояние здания и режим посещения

Белокаменные палаты - это двухэтажный дом с двумя горницами, в плане напоминающий букву «г». Каждую горницу перекрывает сомкнутый свод. Под строением находятся просторные подвальные помещения, куда проложен спуск-пандус. Окна на каждом этаже декорированы многопрофильными килевидными наличниками.

С севера фундамент массивного здания укреплен кирпичной подпорной стеной. В середине 1990-х годов на стене здания закрепили памятный знак – горельеф, на котором изображен Петр I. С 2008 года дом имеет статус объекта культурного наследия. К концу 2015 года его капитально отреставрировали. Внутри исторического здания можно увидеть изразцовую печь XVIII века, чугунную лестницу и старинный лепной декор.

Как добраться

Белокаменные палаты находятся в центре города, в доме 27 по Почаинской улице. К историческому зданию можно подъехать на трамваях (остановка «Улица Добролюбова»).