Error: не определено #11234. Баженов история. Загадочный русский архитектор василий баженов. Большой Кремлевский дворец
Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Баженов история. Загадочный русский архитектор василий баженов. Большой Кремлевский дворец

Рассказ об архитектуре города Москвы был бы неполным без упоминания имени такого выдающегося русского зодчего, как Василий Иванович Баженов.

Нежная готика - таков стиль большинства сохранившихся творений Баженова. В этой манере построен комплекс Царицыно. Большинство зданий и сооружений очень пострадало от времени, однако реставрационные работы, проведённые в годы советской власти и в постсоветское время, помогли восстановить большинство из них.

Детство и юность

Точное место и дата рождения Василия Баженова не известно. Родился он 1 марта 1737 или 1738 года, умер 2 августа 1799 года. Великий русский архитектор был из семьи мелкого церковного чиновника. По одним сведениям он родился в Москве, по другим - в Малоярославце, а в Москву переехал в трёхмесячном возрасте. В 1753 году Василий поступил в ученики к Дмитрию Ухтомскому. У него он получил первые уроки архитектуры и строительства. Полный курс обучения будущий архитектор Баженов не прошёл, так как тяжёлое материальное положение семьи заставило его бросить учёбу и идти работать. В 1755 году он начал учиться в Московском университете. Первый биограф Баженова, киевский митрополит Евгений Болховитинов, писал, что Василий также учился в Славяно-греко-латинской Академии. Последующими исследователями этот факт был опровергнут. Вероятно, таким способом духовное лицо пыталось поднять престиж подведомственных ему учебных заведений.

Проявление таланта

В 1758 году Василий Баженов в числе 16 лучших студентов по рекомендации Ивана Шувалова был направлен в Санкт-Петербург в недавно созданную Академию художеств. Свой первый экзамен талантливый ученик Василий Баженов сдал блестяще и занял первое место в рейтинге успеваемости. Главный архитектор Российского Адмиралтейства Чевакинский стал личным наставником подающего большие надежды, очень способного и толкового юноши.

Три года спустя Василий Баженов и Антон Лосенко стали первыми студентами Академии художеств, удостоенными стипендии.

Дальнейшее обучение ремеслу происходило в Париже в мастерской Шарля де Вайи. Впоследствии архитектор Баженов стал главным пропагандистом французского неоклассицизма в России и по идеям Де Вайи установил стилистический канон неоклассической Москвы.

Он вернулся в Россию в мае 1765 года с блестящими отзывами относительно его безупречных профессиональных и моральных качеств. Тем не менее новое руководство Академии подвергло его труд строгой экспертизе и потребовало предоставить новый работы. Молодой русский архитектор был замечен Екатериной II и её сыном Павлом. Наследник престола заказал Баженову проект и строительство особняка на Каменном острове, а в 1766 году Григорий Орлов поручил ему возведение Арсенала. На этом деятельность Василия Ивановича в Санкт-Петербурге закончилась. Архитектор Баженов переехал в Москву, где жил и трудился до конца своей жизни.

Кремлёвский дворец

Екатерина предложила идею обновления ветхих дворцов Московского Кремля. Баженов с энтузиазмом принялся за дело. Уже в 1767 году он представил на Высочайшее рассмотрение фантастический проект Большого Орлов усомнился в целесообразности строительства такого огромного здания, но архитектор в своём видении Императорской резиденции остался непреклонен и к концу лета 1768 года завершил создание проекта. По его замыслу должен был получиться крупнейший в Европе дворцовый комплекс, исполненный в стиле неоклассицизма. Он должен был заменить старый Кремль полностью. В неизменном виде планировалось сохранить лишь соборы, которые становились не видны со стороны реки, ибо заслонялись стенами будущего дворца. По плану всю южную сторону, то есть шестисотметровую стену от Константиновской башни на востоке до Боровицкой на западе и далее, вдоль западной стены Арсенала на север, должен был занять новый четырёхэтажный дворец. Его Баженов планировал разместить прямо на крутом склоне между плато и которую предполагалось снести. Архитектор предусмотрел укладку каменных контрфорсов для предотвращения сползания строения в реку. Планировалось укрепить берег насыпью и просмоленными брёвнами.

По проекту историческая соборная площадь сохранялась, а в восточной части Кремля надлежало разбить новую. Она должна была положить начало новым радиальным улицам, идущим от центра на север, северо-запад и северо-восток. Из дворца намечался выход на Тверскую улицу. Реализация проекта должна была стать началом модернизации всей Москвы. В 1775 году совместными усилиями под руководством Петра Кожина и Николая Легранда план был официально утверждён.

Царицыно

Летом 1775 года Баженов разработал первый проект Царицыно, который к настоящему времени не сохранился. Постройки Баженова представляли собой согласованный комплекс отдельно стоящих зданий в русском неоклассическом стиле. После доработки и согласования с императрицей этот план был одобрен. Доминирующим объектом должен был стать дворец, состоящий из двух зданий, соединяющихся оранжереей. Одно крыло предназначалось для Екатерины, а второе - для её сына и наследника Павла. В качестве оформления планировались традиционные русские цветные изразцы с орнаментами. Екатерина возражала и настаивала на более простом варианте - стены из красного кирпича с белыми украшениями и жёлтая глазурованная черепица на крыше.

Баженов начал строительство комплекса с переднего ряда небольших зданий, ворот и мостов, украшенных мелкой изящной отделкой, которая впоследствии была утрачена. В 1776 году был окончательно завершён декоративный Фигурный мост через овраг. Работы шли тяжело из-за нехватки высококвалифицированных мастеров и перебоев с финансированием.

В 1777 году Баженов снёс старый деревянный дом бывших владельцев усадьбы и начал строительство главного дворца. Он был возведен в течение восьми лет. К двум основным корпусам был добавлен ещё один - центральный, для детей Павла. Губернатор Иаков Брюс, который осмотрел Царицыно в 1784 году, был озадачен отсутствием главного, официального здания. Но он тем не менее отправил Екатерине восторженный отчёт.

Прекращение работы над царицынским проектом

В июне 1785 года Екатерина неожиданно посетила Царицыно и осталась недовольна медленными темпами работы. Дворец императрица оценила как непригодный для проживания: очень тёмные помещения, низкие потолки, узкая лестница. В этом году отношения между Екатериной и Павлом необратимо ухудшились. Императрица занималась вопросами престолонаследования. И дворцы-близнецы стали явлением политически некорректным. Екатерина приказала снести строения и возвести новый главный дворец. Баженову и Казакову было приказано разработать новые проекты. Архитектор Баженов представил свой проект к концу 1785 года, однако он был отклонён, а Василий Иванович уволен. Екатерина выбрала проект Казакова. Дворец Баженова снесли летом 1786 года. Существует мнение, что Екатерина не приняла проект Баженова из-за масонской символики и готического стиля. Это не может быть правдой, так как Казаков в своих проектах сохранил и повторил готику и масонские символы.

Кухонный корпус

В Царицыно сохранилось ещё одно строение Баженова - кухонный корпус, или Хлебный дом. Это квадратное здание со скруглёнными углами изначально предназначалось для кухонь, хранилищ-кладовых и жилья для прислуги. Входы в него сделаны с внутренней стороны - чтобы слуги и различные хозяйственные перемещения не попадались на глаза гостям и хозяевам усадьбы. В цокольном этаже из белого камня выложены ледники, которые прекрасно удерживают температуру. Весь фасад украшен различными символами: караваи хлеба с солонками, гирлянды бокалов, масонские линейки и пр. В настоящее время Хлебный дом используется для проведения концертов и других культурно-массовых мероприятий. Иногда в нём проходят банкеты.

Средний дворец

Оперный дом, или Средний дворец Екатерины, с двуглавыми орлами на парапетах фасадов изначально предполагалось задействовать для малых официальных приёмов, а также для проведения концертов и спектаклей летом. Очень долгое время дворец никак не использовался. От него остались только стены. В 1988 году начались восьмилетние Прекрасная акустика здания позволяет проводить в нём концерты. Там же устраиваются выставки произведений искусства.

Дом Пашкова

Василий Баженов - архитектор, создавший один из всемирно известных символов Москвы. Это построенный в 1785-1786 годах Дом Пашкова. Узнаваемое сооружение часто можно встретить на картинах, гравюрах, открытках, почтовых марках, коробках конфет и т.д. После снятия с проекта «Царицыно» Василий Иванович Баженов стал брать частные заказы у богатых москвичей. Так, на Ваганьковском холме он построил роскошный дворец из белого камня для капитан-поручика и его жены. Фасад строения смотрит в направлении Староваганьковского переулка, а к Кремлю обращена его тыльная сторона. Предполагается, что таким способом архитектор продемонстрировал императрице свою обиду за Царицыно.

После смерти бездетных владельцев Пашков дом унаследовал дальний родственник, который, счастливо женившись на богатой невесте, дочери золотопромышленника, смог содержать строение в порядке. Впоследствии Пашковы продали дом казне.

Возрождение русского стиля в архитектуре

Приверженец неоклассической русской архитектурной школы, художник-график, теоретик архитектуры и педагог Василий Иванович Баженов и его коллеги и ученики Матвей Казаков и Иван Старов создали русский национальный архитектурный язык, прерванный Петром I. В то время в Российском градостроительстве задавали тон иностранные архитекторы - Кваренги, Ринальди, Камерон и другие.

Печальная судьба талантливого зодчего

Раннее проявление таланта зодчего привело Баженова в круг богатых, облеченных властью магнатов и политиков-царедворцев. Неопытность в коммерции и дипломатии послужили причиной трагедий в личной и профессиональной сферах жизни Василия Ивановича. Два главных его строительных проекта были заброшены по политическим или финансовым причинам. Ему не удалось осуществить свой проект по реконструкции Большого Кремлёвского дворца. Императорский дворец в Царицыно, который должен был стать ядром всего царицынского комплекса, был уничтожен Екатериной II. Ещё один проект, здание МГУ, послужил поводом к острейшему конфликту с бывшим благодетелем архитектора, Прокофием Демидовым, и привёл Баженова к полному банкротству. Перед смертью Василий Иванович больше всего тревожился о судьбе своих детей, поскольку боялся, как бы они не оказались втянутыми в строительный бизнес, который он считал делом бесчестным и предательским.

Наследие Баженова

Наследие Баженова до сих пор остаётся не до конца изученным. Есть сомнения относительно авторства некоторых приписываемых ему объектов. В частности, относительно того, строил ли Баженов-архитектор Дом Пашкова? Существует мнение, что это работа его учеников, которых он подготовил немало за годы преподавания в Академии художеств. После смерти Екатерины Павел I назначил Василия Ивановича вице-президентом Академии. Изучением его наследия занимались многие исследователи, в частности Игорь Грабарь, Швидковский Д.О. Благодаря им многое, хотя и не всё, стало понятнее. В «Записках о достопримечательностях Москвы» Карамзин сравнивает проекты Баженова с республикой Платона и утопией Томаса Мора. Может быть, поэтому они и не были осуществлены.

Что известно о великом архитекторе Василии Баженове, то, что он родился в 1737 году, и маленьком селе. Ранние годы жизни провел в Москве. Известно, что отец работал в церкви церковным служащим.

С детства было стремление к архитектуре. Поэтому первые азы освоил в архитектурной команде Ухтомского. После поступает учиться в гимназию при Московском университете.

А уже в 1758 году успешно сдает вступительные экзамены и поступает в Академию художеств в Петербурге. Завершив с отличием обучение был направлен в Италию, для дальнейшего обучения.
В 1765 году получил звание академика. А в 1767 году приступает к созданию Кремлевского дворца в Москве.

Строительство осуществлялось до 1775 года, но так и не завершилось. Екатерина 2 запретила дальнейшее строительство. Данный проект требовал многих затрат, на которые правительство было не согласно. В эти годы шла война русских с турецкими войсками.

Василия Баженова не остановило полученное разочарование и он продолжил дальше осуществлять свои замыслы.
По его чертежам был построен не один дом. Также архитектор разрабатывал грандиозный проект Михайловского замка в Петербурге, он был сооружен в 1797 по 1800 год.

Помимо архитектурной карьеры достиг и художественную, мог работать преподавателем и преподавать архитектуру теоретически.

В 1799 году принял должность вице-президента в Академии художеств. Но к большому сожалению не успевает осуществить всех своих замыслов и умирает в Петербурге 13 августа 1799года.

Исторические факты о личной жизни Василия Ивановича Баженова остаются не известными.

Василий Баженов прожил достаточно насыщенную и интересную жизнь. Успел добиться многих целей в своей жизни и доказать всем насколько он талантливая личность. Ведь не каждый человек сможет не опустить руки после потерпевших неудач, а у выдающегося архитектора получилось. Он, несмотря на многие разочарования в работе, не останавливался, не падал духом и продолжал свою творческую деятельность. Поэтому им можно гордиться, а его ставить в пример подражания.

Биография 2

Никто точно не знает, когда (в 1737 или 1738 году) и где (Москва или Калужская область) родился архитектор. Он происходил из семьи бедного священнослужителя - младшего дьяка одной из многочисленных кремлевских церквей. В детстве он служил в Страстном монастыре в Москве и, согласно традиции, суждено было следовать по пути своего отца. Но он любил рисовать лучше. «Я мысленно положил святых на стены и сделал их частью моего сочинения, и меня часто избивали за это», - писал он позже в своей автобиографии. Помимо рисования, он также любил моделировать различные кремлевские здания из деревянных осколков.

В 15 лет ему удалось найти учителя рисования, художник-сверстник, который взял мальчика «ради Бога» (т. Е. Бесплатно) и научил его некоторым элементарным приемам. Вскоре они оба оказались участниками огромного и срочного проекта строительства. Деревянный императорский дворец в пригороде Лефортово внезапно сгорел, и императрица Елизавета приказала немедленно перестроить. Он был установлен как в сказке - всего за один месяц. Вероятно, в это время молодой Василий, чья работа заключалась в том, чтобы рисовать печи в подражание мрамору, начал думать о том, чтобы стать архитектором.

Его способности были замечены на строительной площадке, и главный московский архитектор князь Дмитрий Ухтомский начал задавать ему некоторые творческие задачи. В 1755 году Василий был принят в недавно созданный Московский университет. В следующем году он был переведен в гимназию Академии художеств в Санкт-Петербурге, а в 1758-1606 годах - в архитектурные классы Академии художеств.

Он познакомился с императрицей Елизаветой и прошел обучение в мастерской архитектора Саввы Чевакинского. Здесь Баженов изучал французский язык и математику и усердно копировал рисунки антикварных колонн и напольных покрытий (в то время Азбука архитектурного образования). Летом он работал на строительных объектах в Санкт-Петербурге, которые контролировались его энергичным и трудолюбивым наставником, в том числе Свято-Николаевским морским собором

В 1760 - 1764 годах Василий Баженов продолжил учебу во Франции и Италии. Он стал одним из первых двух получателей стипендии на поездки из Академии художеств (другой был награжден Иваном Старовым, который также позже превратился в видного архитектора).

Баженов вернулся в Санкт-Петербург именно для большого празднования в честь нового устава Академии художеств. Но Академия оскорбила Баженова. Умная униформа была приспособлена для него в 1765 году - одного из академиков, но ему не давали давно обещанного профессора. Кроме того, Баженов должен был пройти тест, чтобы подтвердить свое академическое звание - создать небольшой архитектурный дизайн. Он исполнил его красиво, намного превысив скромные требования к испытаниям, но тем не менее должен был искать работу самостоятельно.

Баженов работал на графа Григория Орлова, миньона Екатерины II и командующего артиллерией и укреплениями, а также на Павла Петровича, преемника юного престола (будущего императора Павла I), поддержку которого он пользовался до конца своей жизни. Наконец Орлов представил Баженова на суд императрицы, необычный для архитектора с званием артиллерийского капитана.

В 1792 году Баженов переехал в Санкт-Петербург, чтобы заполнить относительно скромную должность главного архитектора в Адмиралтействе. В 1796 году Екатерина II умерла, и Павел, старый покровитель Баженова, стал императором. Вступив на трон, Павел I поручил Баженову спроектировать Михайловский дворец с его золотым запахом и отдельными павильонами.

Накануне 19-го века Баженов был полон великих планов, но, как оказалось, у него не было времени их реализовать. Архитектору суждено было умереть в возрасте 62 лет. Летом 1799 года он был поражен параличом и умер 2 августа.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Иван Грозный

    Иван Грозный - прозвище Иоанна IV Васильевича, знаменитого князя Столичного и всей Руси, 1-ый российский правитель, управлявший с 1547 года в течении пятидесяти лет - что является абсолютным рекордом правления Отечественным правительством

  • Клод Дебюсси

    Дебюсси является великим французским композитором, критиком, дирижером, пианистом и основателем музыкального импрессионизма. Родился Ашиль Клод Дебюсси в небольшом городке в 1862 году

  • Краткая биография Петра 1 самое важное

    Петр Первый родился в Москве в 1672 году. Родители его – Алексей Михайлович и Наталья Нарышкина. Петра воспитывали няни, образование у него было слабое, но зато здоровье у мальчика было сильное, он болел меньше всех в семье.

  • Бах Иоганн Себастьян

    С самых малых лет Иоганн был связан с музыкой. Его семья состояла из профессиональных музыкантов. Отца его звали Иоганн Амброзиус Бах

  • Фалес Милетский считается основоположником греческой философии, а, соответственно, и европейской философии вообще. Милет – город на периферии греческой цивилизации, где по большей части и зарождалась философия

Родился в Малоярославском уезде Калужской губернии. Сын дьячка дворцовой церкви.

Первоначальное образование получил в Славяно-греко-латинской Академии в Москве. Посещал архитектурную школу Д. Ухтомского, который записал его в гимназию при Московском университете. Продолжил образование в гимназии при Академии наук в Петербурге, затем в архитектурном классе Академии художеств, став одним из первых учеников только образованной Академии и одним из первых пенсионеров, посланных за границу. В 1760-1762 годах обучался в Парижской Королевской академии живописи и скульптуры. Совершенствовал мастерство в Италии. С солидным образованием и известностью, будучи членом парижской и нескольких итальянских академий, в 1765 году вернулся в Петербург. Работал главным архитектором в артиллерийском ведомстве.

С 1767 года работал в Москве в Экспедиции Кремлевских строений. Автор двух грандиозных, но незавершенных проектов. Первый – проект Кремлевского дворца, работать над которым Баженов начал в 1767 году по приказу Екатерины II. По замыслу зодчего перестройке и реконструкции должны были подвергнуться весь Кремль и Красная площадь: стены и башни снесены, новый торжественный дворец долженствовал стать центром Кремля, а на площади перед ним должны были сойтись все основные радиальные улицы. За несколько лет архитектор создал модель нового дворца, был произведен снос некоторых строений, башен и стен, совершена торжественная закладка дворца. Но Екатерина II остановила, а затем запретила все работы в Кремле.

Второй проект постигла та же участь. В 1775 году Баженов получил заказ от Екатерины II на сооружение дворца в Царицыне под Москвой. Баженов с семьей переселился в сырые места Царицына и несколько лет посвятил работе над дворцом. Им были выполнены Большой дворец и еще более десяти построек, входивших в ансамбль, заложен пейзажный парк, построены живописные мосты. В 1785 году Екатерина II прекратила и эту стройку, приказав сломать уже построенный дворец. Баженов, оставшись без средств, вернулся в Москву и открыл Архитектурную школу.

Для императрицы не осталась незамеченной связь Баженова с масонами и близость его к великому князю Павлу Петровичу, что во многом объясняет ее недовольство архитектором.

В 1792 году Баженову пришлось перебраться в Петербург, где он занял скромную должность архитектора при Адмиралтействе. Строил он теперь, главным образом, в Кронштадте.

С восшествием на престол Павла – покровителя Баженова, его жизнь резко изменилась. В 1799 году он был назначен первым вице-президентом Академии художеств. Но этот год оказался последним в его жизни.

Архитектором В.И. Баженовым построены дворец в Павловске, крепость в Гатчине, дом Пашкова в Москве, Петровский дворец и др. Не меньшую ценность, чем его осуществленные постройки, имеют его чертежи и рисунки, где воплотились идеи и проекты архитектора.

Учеником, помощником и достойным продолжателем замыслов Баженова был архитектор М. Казаков.

Женат на дочери московского купца Аграфене Лукиничне Долговой. Имел детей: Ольгу, Надежду, Веру, Константина, Владимира, Всеволода. Один из сыновей умер в Царицыне.

Архитектор умер в Санкт-Петербурге от паралича. Погребен в селе Глазово.

Василий Иванович Баженов - русский архитектор, обладающий ярким неординарным талантом и своеобразной загадочной судьбой. Историей ему приписывается множество прекрасных мощных строений, тогда как в действительности он не мог являться их вдохновителем и созидателем. С другой стороны, подлинные работы архитектора Баженова поражают своеобразной творческой фантазией автора, самобытностью его стиля и смелостью его замыслов.

Кем на самом деле был этот выдающийся таинственный зодчий? Чем он прославился? И каков его истинный вклад в российское искусство? Давайте узнаем.

Окутанное тайной детство

Будущий архитектор Василий Баженов родился в Москве, в семье церковнослужителя низшего разряда - дьячка, исполняющего свои обязанности в одной из небольших придворных церквушек Кремля.

Год рождения будущего зодчего до конца не известен. Многие исследователи склонны считать, что это 1738-й, хотя в некоторой научной литературе можно найти как 1737-й и даже как 1732-й.

Как бы там ни было, влечение к изобразительному искусству маленький Вася начал испытывать с самого детства. Он любил рисовать и лепить разного рода здания и фигурки, хотя по велению родителя должен был стать обычным певчим. Юный Василий даже обучался этой должности в монастыре, и лишь случай резко изменил его традиционно уготованную судьбу.

Путь к градостроительству

На детские незрелые работы Баженова обратил внимание местный художник (имя которого так и осталось безызвестным) и взял его себе на обучение.

Как раз в этот период сгорели императорские палаты в пригороде Москвы, и тогда были созваны все окрестные мастера, дабы по приказу Елизаветы Петровны как можно быстрее восстановить постройки.

Шестнадцатилетний будущий архитектор Баженов внес и свою лепту в восстановление дворянских хором. На его талантливое, оригинальное раскрашивание стен обратил внимание князь Дмитрий Васильевич Ухтомский - главный архитектор Москвы того времени. Благодаря этому знакомству одарённый начинающий зодчий имел возможность прослушать курс лекций своего наставника, занять почетное место в его команде и работать под его надзором.

Обучение технике мастерства

Влиятельный благодетель давал возможность Баженову самостоятельно выполнять некоторые заказы, а спустя какое-то время помог поступить в художественный класс гимназии, созданной при Московском университете.

Во время обучения талантливый Василий уверенно заявил о себе как о лучшем и старательном ученике. Его усердие и дарование не остались не замеченными известным меценатом того времени - Иваном Ивановичем Шуваловым, фаворитом действующей императрицы Елизаветы. Благодаря протекции нового покровителя начинающий архитектор Баженов был принят на обучение в Академию художеств.

Там талант молодого человека обрел необходимую виртуозность и грамотность, благодаря чему он стал первым помощником своего преподавателя Чевакинского (главного архитектора Адмиралтейства), когда тот работал над пристройкой к Никольскому морскому монастырю.

Спустя некоторое время одаренный молодой архитектор Баженов был направлен на усовершенствование своего мастерства заграницу.

Обучение за рубежом

Углубляя свои знания и лучше познавая архитектурное искусство, талантливый зодчий несколько лет проработал в Париже и Риме, где не только улучшал своё мастерство в проектировании, но и разрабатывал собственные проекты. За свои труды и умения был удостоен несколькими иностранными грамотами и дипломами.

Говорят, что сам Людовик XV приглашал архитектора Баженова работать при своём дворе. Однако Василий Иванович отказался, возлагая большие надежды на родину. Там ему обещали профессорскую должность, солидный оклад и много дополнительных заказов.

Первые работы в России

Вернувшись в Москву, архитектор Баженов был неприятно удивлен. Академии художеств, где к тому времени поменялось начальство, он уже был не нужен, звания профессора ему не присвоили, да еще и заставили доказывать свой профессионализм в виде пробного бесплатного проекта.

Однако ничто не устоит перед настоящим талантом. Проект был создан в кратчайшие сроки. Он вызвал столько восхищений и восторгов, что на молодого архитектора обратила внимание императорская семья.

Екатерина Великая поручила Баженову разработать план первого в России женского учебного заведения, расположенного при Смольном монастыре, а наследник престола доверил зодчему построить собственный дворец на Каменном острове. И хотя такая удача могла принести архитектору много денег и признания, он потерпел полное фиаско.

Его проект женского института был расхвален, но отвергнут, а строительство Каменноостровского дворца было доверено еще нескольким талантливым мастерам, так что имя начинающего Баженова затерялось в толпе заслуженных зодчих.

Далее искусного ремесленника постигло еще одно разочарование. Императрица Екатерина велела реконструировать московский Кремль. Проект Василия Ивановича был снова одобрен, но потом начались проблемы - из-за рытья котлованов могли пострадать древние памятники.

Чем было утешиться невезучему мастеру?! Фаворит Екатерины Григорий Орлов выхлопотал для своего друга чин капитана и место главного архитектора в артиллерийской ведомости. В этой должности зодчий создал несколько военных зданий и приступил к возведению величественных сооружений.

Резиденция Царицыно

Одним из таких важных императорских заказов был десятилетний строительный проект дворцово-паркового ансамбля на юге Москвы. Ему архитектор Василий Иванович Баженов отдал всю свою душу.

Он жил на стройке всей семьей, сам закупал материалы, сам подбирал рабочих, сам руководил финансами.

Примечательно, что при возведении дворца зодчий не придерживался определенного стиля. Он легко и смело сочетал барокко с готикой, нотки народного фольклора с государственной символикой.

Императрица была в восторге от проекта архитектора, она называла его “мой Баженов” и хотела как можно скорее увидеть в Царицыно достойную резиденцию для своих увеселительных утех.

Мастер старался как никогда. В согласии со вкусами императрицы, как и своими собственными, он отказался от монументальности и величественности единого дворца, создав из белого камня и красного кирпича (таких отличительных друг от друга материалов) настоящий городок. Строительный ансамбль включал в себя несколько великолепных дворцовых сооружений для императорской семьи, а также различные оригинальные и изящные домики для знати и прислуги. Все это было украшено другими, небольшими и изысканными объектами, находящимися в парковой зоне: Фигурными воротами, Кавалерскими корпусами, Оперным театром, Большим мостом, Хлебным домом. Давайте остановимся на этих конструкциях подробнее.

Фигурный мост

Эта часть дворцового комплекса, расположенная на крутом склоне, воспринималась в виде въездных ворот, ненавязчиво скрывавших панораму всего строительного ансамбля.

Выполненный из красного кирпича по принципу виадука и украшенный разнообразными геометрическими рельефами и Георгиевскими крестами, мост стал отзвуком рыцарских времён и старых романтических легенд.

Он дошел до наших дней неперестроенным, ярко отображая силу таланта своего создателя.

Кавалерские корпуса

Так называются три постройки в Царицыно, очень схожие друг с другом: небольшие по размеру, одноэтажные в высоту, с явными геометрическими пропорциями.

Первый из них имеет форму квадрата с изъяном, второй построен в виде восьмиугольника, а третий представляет собой округлое сооружение, возведенное в форме полуротонды.

Именно этот корпус, сооружённый на холме и увенчанный башенкой-бельведером, выполнен настолько изящно и роскошно, что им пользовалась сама императрица.

Печальна и уныла история других построек архитектора Баженова, возведенных в Царицыно. По субъективным причинам они не понравились Екатерине Великой, и она велела их разрушить. Скорее всего, на решение императрицы повлияли масонские символы, которые применил в оформлении известный зодчий. Или же сам гений не понравился императрице своим частым общением с наследником престола.

Как бы там ни было, Баженов был отстранён от строительства и впал в немилость. Главным архитектором Царицына стал его ученик - Матвей Казаков.

Частные строения

После своей опалы Василий Иванович стал заниматься проектированием для частных лиц. Среди работ, устно приписываемых его авторству, можно отметить дом Пашкова - впечатляющее здание, возведённое на возвышенном холме.

В отношении главной улицы дом поставлен несколько скошено, что делает его более особенным и необычным на вид. Особняк, обладая “П”-образной планировкой, поражает своим великолепием и интересным силуэтом. Впечатляет также принцип контраста, применённый архитектором, где противопоставляются большие и малые размеры всего комплекса.

Примечательно также оформление фасадов дома Пашкова - большой ордер, три портика, колоннада, балюстрада, бельведер. Все это гармонично соединяется в одну, устремлённую ввысь композицию.

Другой частной постройкой архитектора Баженова считается дом Долгова, украшенный дорическим ордером в виде фасадного декора с пилястрами.

Окна усадьбы отличаются своими большими объёмами, увенчанными массивными карнизами и декоративными аттиками.

Культовые здания

Здание, облицованное белым камнем, имеет два этажа и сочетает в себе фантастическое соединение форм готики и барокко.

Церковь в Быково архитектора Баженова оснащена великолепной внушительной лестницей на два всхода и световой ротондой, украшенной высоким шпилем. Внутренний и внешний декор храма необыкновенно богат и разнообразен.

Судьба мастера

Чем закончился жизненный путь великого зодчего? Пережив несколько горьких разочарований и неудач, потеряв сына и царскую благосклонность, на старости лет Василий Баженов был обласкан Павлом I. Ему предоставили почётную должность в Академии художеств и предложили заняться эпохальным архитектурным исследованием. Талантливый зодчий был готов отдать всего себя новому важному делу.

Возможно, он мог бы многое свершить и много добиться. Но его жизнь резко оборвалась. В возрасте шестидесяти двух лет, окруженный заботливыми и любящими детьми, Василий Иванович Баженов скончался.

Баженов Василий Иванович (1 (12) марта 1738 – 2 (13) августа 1799 гг.) – художник, архитектор, педагог, основатель русской псевдоготики, ярчайший представитель классицизма, масон, а также с 1784 года член Российской академии, действительный статский советник, вице-президент Академии художеств.

Ранние годы

Василий Иванович родился в семье дьячка придворной кремлевской церкви Ивана Федоровича Баженова. Художественные способности, обнаруженные им в раннем детстве, обратили на маленького Баженова внимание архитектора Д.В. Ухтомского, который в 1754 году был главным архитектором в Московском университете. Именно по его рекомендации Василий Иванович в 1754 году был зачислен в художественный класс гимназии Московского университета.

По итогам обучения в 1756 году, Баженов попал в девятку лучших выпускников класса и был переведен в Санкт-Петербургскую гимназию, а после того, как в 1758 году открылась Академия художеств, был зачислен и в нее.

Очень быстро талант будущего знаменитого архитектора раскрылся в такой мере, что преподаватель С. И. Чевакинский привлек Баженова к работе над постройкой Никольского морского собора, а в сентябре 1760 года, вместе с А. П. Лосенко Василий Иванович был отправлен в Париж для совершенствования своих талантов.

Реализованные проекты

Во Франции под руководством профессора Шарля Девайи, Баженов учился гравированию, а также изготавливал из пробки и дерева копии таких известных сооружений как Луврская галерея и собор Святого Петра.

Возвратившись в Москву, Баженов стал одним из лучших строителей-практиков. Его работы отличались изяществом форм и искусной планировкой. Так называемый французский вкус ярко выразился его в сооружении под названием Пашков дом.

Рисунок 2. Пашков дом. копии известных сооружений. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Так и не дождавшись от Императрицы Екатерины должности «профессора комплекса увеселительных сооружений», Баженов покинул академическую службу. Вскоре князь Г. Г Орлов определяет Баженова в Артиллерийское ведомство и и дарует ему чин капитана. Именно в то время и был выстроен дом Пашкова в Москве, а в ее окрестностях – Царицынский дворцовый комплекс. Там же, в усадьбе Царицыно Баженов строит изящный мост через овраг.

Баженов пытается организовать свою академию и набрать в нее учеников, но к сожалению, как говорил сам Василий Иванович: «препятствиев к моему намерению весьма есть много».

Масон, член ложи «Латона», а также член ложи «Девкалион» остался без средств к существованию, но все же начал заниматься частными постройками.

В 1792 году Василия Ивановича вновь принимают на службу в адмиралтейство в Петербург.

Замечание 1

После того, как на престол взошел Павел I, Баженов был назначен вице-президентом Академии художеств. Занимая пост, Баженов, по поручению императора, готовил собрание чертежей российских зданий для дальнейшего исследования архитектуры Отечества.

Нереализованные проекты

Грандиозный проект планировал реализовать Василий Иванович на месте крепостных стен Московского Кремля со стороны Москва-реки. Комплекс имел название Большой Кремлевский дворец на Боровицком холме или «Форум великой империи». Он должен был быть выполнен в виде общественного центра с площадью, к которой должны были стягиваться все улицы Кремля. Также в сооружении присутствовал грандиозный театр. Возможно проект был бы реализован если бы при разборке стен Кремля на стенах древних храмов не появились трещины. Строительство отложилось, а затем, в 1775 году было остановлено насовсем.

Та же участь постигла и архитектурный ансамбль в Царицыно, который представлял собой соединение готического декора западной Европы и нарышкинское барокко конца XVII века. Данное сочетание опробовалось Баженовым не в первый раз: он применял его еще в 1775 году, сотрудничая с М.Ф. Казаковым над увеселительными павильонами на Ходынском поле, по случаю заключения мира с турками.

Вероятнее всего Баженов не имеет никакого отношения к приписываемому ему и утраченному памятнику в Санкт-Петербурге - Старому Арсеналу на улице Литейной. Дворец на Каменном острове (Каменноостровский дворец) и Гатчинский дворец, также бездоказательно причисляют к работам Василия Ивановича. Документами было подтверждено участие Василия Ивановича в проектировании Михайловского замка. Проект несколько раз редактировался различными архитекторами, построена же была последняя версия под редакцией В. Бренна.

Замечание 2

Василий Иванович Баженов скончался и был похоронен в Санкт-Петербурге, но в 1800 году его останки были перенесены на родину, в село Глазово, в Тульской области.

Самые известные творения архитектора

Проекты В. И. Баженова:

  • Михайловский замок – 1792 год, с дальнейшей переработкой В. Бренна;
  • Ходынское поле – 1775 год, оформление к празднику в честь мира в Русско-Турецкой войне;
  • Несколько не снесенных Екатериной II построек в Ансамбле Царицыно – 1776-1786 годы;
  • Дом Пашкова – 1784-1786, спорно с архитектором Леграну;
  • Дом Юшкова – 1780-е годы – возможно работа Баженова;
  • Каменносстровской дворец – предположительно, строительство велось под руководством Кваренги и Фельтена;
  • Здание Арсенала (Санкт-Петербург) – маловероятно авторство Баженова;
  • Дом Долгова Л.И.;
  • Усадьба Ермолова – село Красное -1780 год – возможное авторство Баженова;
  • Усадьба Тутоломина-Ярошенко – 1788-1901 года – совместно с Казаковым;
  • Работы в Павловском и Гатчинском дворцах – 1793-1796 года – не подтверждаются;
  • Скорбященская церковь на Большой Ордынке – 1783-1791 года – выстроена Бове;
  • Усадьба Румянцева – 1782 год – совместно с Казаковым;
  • Усадьба Гендрикова И.С. – 1775 год, совместно с Леграном;
  • Церковь Владимирской Божьей Матери - 1789 год