Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Детская психологическая травма – как избавиться. Семь травм дочери эмоционально отстраненной матери

Как ни хочется уберечь ребенка от жестокостей мира, он неизбежно с ними сталкивается. Травма мешает жить, отнимает силы, нужные для развития. Как помочь ребенку пережить потрясение? Как самому взрослому справиться с последствиями давних детских травм? Об этом — семейный психолог Людмила ПЕТРАНОВСКАЯ.

Почему они не ломаются?

— Можно ли обезопасить своего ребенка от возможных потрясений и травм?
— С какими-то травмами растут все дети: трудно найти семью, в которой ничего не случается. Кто-то сильно обжегся, кто-то упал и расшибся, у кого-то умерла бабушка, собаку сбила машина… Это случается со всеми, это часть жизни. Этот опыт обязателен для человека. Любая жизнь — это баланс травм и ресурсов. Это сумма двух разных сил: с одной стороны, то, что тебя обессиливает, с другой — то, что тебя поддерживает и придает сил.

— Бывает, что ребенок чего только не натерпелся в детстве, а вырастает нормальным человеком — вот как Горький вырос среди «свинцовых мерзостей» и даже стал большим писателем… А кто-то ломается при полном, кажется, благополучии.
— Мне довелось общаться с детьми беженцев, которые в самом деле пережили ужас — где-то бежали под бомбами, прятались в грязной канаве… но они были с родителями, и никто из родителей не погиб, не потерялся, и взрослые сохранили присутствие духа. Дети помнили, что с ними было, но это не разрушило их картину мира. У маленького ребенка нет объективного представления об опасности. Оно основано на том, как он воспринимает ситуацию субъективно: мама рядом — хорошо, нет мамы рядом — плохо. Мне недавно одна знакомая рассказывала про свою свекровь, которая в возрасте трех-четырех лет пережила ленинградскую блокаду. У нее сохранились конкретные воспоминания об этом времени, но нет ощущения ужаса, потому что мама поставила перед собой цель показать детям, что все нормально. Когда они шли в бомбоубежище, мама говорила, что они идут гулять, они спускались туда со сказками и рассказами…

Детское восприятие основано на привязанности. Если ребенок привязан к взрослому, он делегирует ему отношения с миром и сам живет спокойно: взрослый за все отвечает. Именно поэтому, кстати, у многих детей был шок в девяностых годах, когда люди вроде бы не голодали, не падали и не умирали на улицах, но родители не справлялись с жизнью, и детей травмировал этот опыт.

— Но некоторые дети воспринимают мир трагически, даже когда у них благополучная жизнь и хорошие отношения с родителями…
— Дети сами по себе очень разные. И травма бывает разная: один тип — это когда что-то плохое случается (ну, скажем, человек ногу сломал); второй — это когда ему постоянно, хронически недостает чего-то необходимого: любви, родительского тепла, привязанности. Этот второй тип травмы называют депривацией. Известно, что на депривацию разные дети реагируют по-разному: есть дети, которых как будто что-то хранит, а других депривация сильно разрушает. Отчего это зависит, никто не знает: вот как одни дети часто болеют и ловят любую инфекцию, а другие почти совсем не болеют. Я знакома с человеком, у которого всегда были хорошие отношения с отцом. Но однажды папа настолько вышел из себя, что этого ребенка избил, и этого одного раза ему хватило на всю жизнь: сейчас ему 60 лет, и он до сих пор заикается.

Боль стучит из коробочки

— Чем можно помочь травмированному ребенку?
— Чтобы помочь, важно помнить про баланс травм и ресурсов. Чем сложнее ситуация, в которой находится ребенок, тем больше ресурсов нужно в нее вкладывать. Преодоление травмы может идти через регрессию — ребенок спускается назад, к более младшему возрасту, если может рассчитывать, что взрослый ему поможет. Но взрослые часто не желают иметь дела с детской болью, им кажется — пусть он поскорее забудет. Они подают ребенку сигналы: перестань это чувствовать, не говори об этом, забудь. И дети в этом случае не переплавляют свою боль, не перерабатывают ее, а запирают чувства, примораживают их во внутренней коробочке. А вместе с ними непременно примораживается и часть внешнего опыта. И кажется, что ребенок все забыл, не помнит травмы, не говорит об этом, но нельзя приморозить одно чувство, не замораживая все остальные. Если он заморозил горе, заморозятся и другие чувства. А травма не просто так лежит в этой коробочке: она из нее стучит, хочет вырваться наружу. И тут нужен внутренний караул, чтобы охранять ее, не выпускать. Очень много душевных сил тратится не на выполнение задач возраста, не на рост и взросление, а на стучащую из коробочки боль.

— Как это влияет на дальнейшую жизнь человека?
— Если ребенок не пережил травму в объятиях взрослого, его развитие притравлено этой травмой, даже если кажется, что у него все благополучно. Часто бывает, что общаешься со взрослым человеком, который в детстве пережил что-то тяжелое, и непонятно даже, что не так, но есть общее ощущение неблагополучия. Он может, например, об ужасных событиях своей жизни рассказывать с буратинской улыбкой, это признак потери чувствительности, это свидетельство не пережитой и не переработанной травмы.

— Как помогать ребенку, которому плохо?
— Что бы ни произошло, задача взрослого — контейнировать чувства ребенка. Быть для них контейнером, стать психологической утробой для другого. Обнять его вместе с его чувствами — и не разрушиться от этого. Этому не надо специально учиться на курсах, это в каждом из нас заложено. Скажем, когда на работе кому-то из коллег внезапно сообщают плохую новость — какой наш первый порыв? Обнять за плечи, ничего не спрашивать по работе, не требовать от него действий, может быть, принести ему воды… Не надо пытаться отвлекать человека от того, что у него случилось, забалтывать его, не нужна установка на то, что надо немедленно развлечь его, сводить в «Макдоналдс», не надо объяснять, что все будет хорошо, до того, как человек проживет свои чувства. Наша задача — позволить ребенку выплеснуть чувства: его боль, его гнев, его страх, — только тогда он может восстановиться, хотя и со шрамом. Но если закрываться от ребенка, отгораживаться, стыдить его за его чувства — тогда ребенок отмораживается.

С другой стороны, если мы берем на себя задачу сохранить чувствительность ребенка и не дать ему приморозиться, мы должны понимать, что мир вокруг неласковый. Что чувствительный ребенок в этом мире обречен плавать в бассейне с серной кислотой, и всегда будет испытывать боль, и не покроется коркой. Моя дочь, например, испытала в начальной школе настоящий экзистенциальный шок: не могла понять, как это — зачем продолжать дразнить человека, если он уже плачет?

— А где же золотая середина? Чтобы ребенок и чувствительность не вполне потерял, и не был в этом мире человеком с ободранной кожей?
— Если мы хотим сохранить ребенка живым, надо его беречь. По крайней мере до подросткового возраста. Большинство детей так или иначе успевают потерять чувствительность, хотя другие — нет. Потому в хорошие школы с безопасным психологическим климатом и конкурс по двадцать пять человек на место, что это не просто место, где дают образование, но еще и заповедник, куда можно сунуть свою не отмороженную детку и надеяться, что ее там не обидят и не будут говорить «ну чего вы хотите, она же не такая, как все».

— И что же делать родителям «не таких» детей? Если, к примеру, ребенок веселый, открытый, еще играет в куклы, а вокруг — уже скептически настроенные семиклассницы с пивом и сигаретами?
— Моя дочь, пока не сменила школу, прогуливала. Есть возможность сменить школу — надо менять. Если это единственная школа в маленьком городке, то надо снижать количество общения, искать для ребенка другие среды. Для моей дочери такой средой стали тренинги в «Далекой радуге», она именно там разместила свой центр общения. Это может быть туристическая секция, кружок, дачная компания — другое место, где ребенок может разместить свои главные чаяния. Если сверстники относятся к ребенку неприязненно, надо учиться отвечать им так, чтобы самому не разрушаться. Для девятилетнего ребенка это задача преждевременная. Для четырнадцатилетнего — вполне соответствует задачам возраста.

Пора объявить демобилизацию

— Иногда родители, сталкиваясь с проблемами своих детей, начинают вспоминать собственное детство — и там оказывается полно незаживших ран. Что делать?
— Если с человеком в детстве происходило что-то очень плохое, в это лучше не лезть самому. Самодеятельность в таком случае только навредит, надо искать профессионального психотерапевта. Но если это мелкая хроническая травматизация — то помочь себе вполне возможно. Надо относиться к себе как к своему ребенку —.не игнорировать свои потребности, заботиться о себе.

К сожалению, взрослые часто воспроизводят модели собственных родителей по отношению к себе самому. Но такая позиция съедает много энергии. Правда, бывают и ошибки детского восприятия: дети неправильно понимают отношение родителей к ним. Скажем, разговариваешь с человеком и видишь, что его тип отношения к миру — как у пережившего жестокое насилие. Биография благополучная, а он воспринимает мир так, будто об него тушили сигареты. Потом оказывается, что он в полтора года пережил ожог, в течение многих недель мама делала ему болезненные перевязки, он ее умолял их не делать, а она делала. Ребенок не понимал тогда, что это нужно, а мама, видимо, не справилась с чувствами, прикрикнула на него — и так получается травма, и уже потом специалисту надо будет расцепить мамины действия и детское восприятие. Часто бывает опыт насильственной госпитализации в раннем возрасте без мамы; дети это обычно воспринимают как предательство родителей: отдали и бросили.
Если госпитализация без мамы все-таки случилась — надо говорить о чувствах. Не стремиться отвлечь, развлечь — надо проговаривать чувства: больно, страшно, плохо, — показать, что взрослый готов с ними справляться. Ни в коем случае не показывать: мне и так тяжело, прекрати, пожалуйста, это чувствовать.

— Если понимаешь, что твои нынешние проблемы — это результат давней травмы, что с этим делать?
— Можно пытаться работать и с нынешним поведением, и разбираться с прошлым: у психотерапевтов есть разные методики — рисунки, разговоры. Обычно грамотный специалист поймет, с чем имеет дело.

— Но многие это воспринимают как унылое самокопание — участь слабаков и нытиков.
— Нет, конечно, важно, чтобы забота о себе не превращалась в самокопание. Но многим мамам наоборот свойственно состояние гипермобилизации — я думаю, переданное по наследству от их родителей: стиснуть зубы, прожить это, пережить… такой бокс интенсивной терапии, полная мобилизация сил, когда расслабляться нельзя. Так предыдущие поколения жили, так переживают войну, но некоторые застревают в этом состоянии, даже когда время уже не военное. Это часто замечают психологи, которые работают с родителями выздоровевших онкобольных детей. Они привыкли бороться, они не могут перестать это делать, выйти их этого состояния и начать получать удовольствие. Этот тип поведения женщины в семье существовал много лет и передается по наследству. Но мобилизация — это тоже не бесплатно, она тоже происходит за счет примораживания чувств. Причем сама мать, может быть, и не обратится за помощью, ей-то кажется, что она правильно живет, и даже не допускает мысли, что уже пора объявить демобилизацию.

— У многих людей сама идея о том, что в основе их проблем может лежать детская травма, вызывает скептическую усмешку.
— А тут могут быть разные причины. Травма ведь это не всегда ужас-ужас: разбить коленку — это тоже травма. Бывают такие люди, у которых в самом деле не происходило ничего страшнее разбитых коленок — с телом и страшнее разлуки — с душой. И эти травмы не оставили на них никакого следа. Или, может быть, им было плохо, но благодаря мудрому поведению взрослых они смогли это пережить. А может быть, травма была и сил с ней справиться не хватило. Прикасаться к боли нельзя, человек накладывает на нее заморозку — да и не всегда это нужно. Связь между травмой и взрослыми проблемами может быть вообще неочевидной. Например, на одном тренинге для родителей у меня была мама, которая очень бурно реагировала на детскую ложь — притом что вполне терпимо относилась к другим нарушениям. И на второй день тренинга она вдруг вспомнила, как в три или четыре года родители сказали ей, что они едут к бабушке — а сами оставили ее в детском санатории. Немудрено, что ее всю жизнь травмирует вранье. Но она никогда не думала об этой связи, не видела ее, хотя понимала, что есть что-то неправильное в том, как она взвивается от безобидного детского вранья. Так что если у человека есть непережитая травма, ее последствия все равно будут очевидны. А если очевидных проблем нет — так нечего и выискивать их, разумеется.

Почему некоторые люди вырастают несамостоятельными, неуверенными в себе, неловкими в общении? Психологи скажут: ищите ответ в детстве. Возможно, их родители просто не отдавали себе отчет, зачем они хотят ребенка, считает Пэг Стрип, автор книги «Плохие матери».

Я много общаюсь с женщинами, которых воспитывали холодные, эмоционально отстраненные матери. Самый болезненный вопрос, который тревожит их после «Почему она не любила меня?» – «Зачем она меня родила?».

Рождение детей не обязательно делает нас счастливее. С появлением ребенка в жизни пары многое меняется: им приходится уделять внимание не только друг другу, но и новому члену семьи – трогательному, беспомощному, временами назойливому и упрямому. Все это может стать источником подлинного счастья, только если мы внутренне подготовили себя к рождению детей и приняли это решение сознательно.

К сожалению, так бывает не всегда. Если мы делаем выбор, руководствуясь сторонними причинами, это может привести к проблемам в будущем.

1. Чтобы иметь кого-то, кто любит вас

Многие женщины, с которыми я говорила, верили: ребенок поможет им заглушить ту боль, которую причиняли им окружающие на протяжении жизни. Одна моя клиентка забеременела в результате случайной связи и решила оставить ребенка – как утешение. Позже она называла это решение «самым эгоистичным в своей жизни». Другая говорила, что «дети не должны заводить детей», имея в виду, что у нее самой не хватало зрелости и эмоциональной стабильности для того, чтобы быть хорошей матерью.

Если мы заводим ребенка, только чтобы не разочаровать других, мы забываем о собственной готовности к этому шагу

Проблема в том, что смысл существования ребенка сводится к функции – быть эмоциональной «скорой помощью» для матери. В таких семьях вырастают эмоционально незрелые и несамостоятельные дети, которые рано учатся угождать другим, но плохо осознают собственные желания и потребности.

2. Потому что от вас этого ждут

Неважно, кто – супруг, мать, отец или кто-то из окружения. Если мы заводим ребенка, только чтобы не разочаровать других, мы забываем о собственной готовности к этому шагу. Это решение требует сознательности. Мы должны сами оценить свою зрелость и понять, в состоянии ли мы обеспечить ребенка всем необходимым.

В результате дети таких родителей жалуются на то, что, хотя у них есть все – крыша над головой, одежда, еда на столе, – никому нет дела до их эмоциональных потребностей. Они говорят, что ощущают себя только очередной галочкой в списке жизненных целей родителей.

3. Чтобы придать жизни смысл

Появление ребенка в семье действительно может придать жизни родителей новый импульс. Но если это единственная причина – это паршивая причина. Только вы сами можете определить для себя, зачем вы живете. Другой человек, пусть даже новорожденный, не сможет сделать это за вас.

Ребенок, которому мы готовим место в семейной династии, растет в обстановке огромного давления


Такой подход может в будущем переродиться в гиперопеку и мелочный контроль над детьми. Родители стараются вложить в ребенка как можно больше. У него нет своего пространства, своих желаний, права голоса. Его задача, смысл его существования – сделать жизнь родителей менее пустой.

4. Чтобы обеспечить продолжение рода

Иметь кого-то, кто унаследует наше дело, наши сбережения, будет молиться за нас, в чьей памяти мы будем жить после своей смерти – эти рассуждения издревле толкали людей к тому, чтобы оставить потомство. Но насколько это учитывает интересы самих детей? Как насчет их воли, их выбора?

Ребенок, которому «на роду написано» занять свое место в семейной династии или стать хранителем нашего наследия, растет в обстановке огромного давления. Потребности детей, которые не укладываются в семейный сценарий, обычно встречают сопротивление или попросту игнорируются.

«Мать подбирала мне одежду, друзей, даже университет, ориентируясь на то, что было принято в ее кругу, – говорила мне одна из моих клиенток. – Я стала юристом, потому что она так хотела. Когда однажды я осознала, что ненавижу эту работу, она была в шоке. Особенно ее задело то, что я бросила высокооплачиваемую престижную работу и пошла работать учителем. Она припоминает мне это в каждом разговоре».

5. Чтобы спасти брак

Несмотря на все предостережения психологов, десятки и сотни статей в популярных изданиях, мы по-прежнему верим, что появление ребенка может исцелить отношения, которые дали трещину. На какое-то время партнеры действительно могут забыть о своих проблемах и сосредоточиться на новорожденном. Но в конце концов ребенок становится еще одной причиной для ссор.

Разногласия по поводу того, как воспитывать детей, остаются частой причиной развода


Разногласия по поводу того, как воспитывать детей, остаются частой причиной развода – вместе с неверностью, пьянством и денежными проблемами. «Не скажу, что нас разлучили именно споры о воспитании, – говорил мне один мужчина средних лет. – Но они определенно стали последней каплей. Моя бывшая жена отказывалась приучать сына к дисциплине. Он рос беспечным и безалаберным. Я не мог этого выносить».

Разумеется, все индивидуально. Даже если решение завести ребенка было недостаточно продуманным, вы можете стать хорошим родителем. При условии, что вы решите быть честными с собой и научитесь вычислять те бессознательные желания, которые управляют вашим поведением.

К сожалению как бы ни хотели этого родители, но бывает, что их чадо получает различные детские травмы. В данной статье можно прочесть про детские психологические травмы и как их избежать.

Психологическая травма всегда считалась реактивным психологическим образованием. Скорее всего, этому явлению предшествовали какие-то действия. Так, причиной может стать любое значимое для человека событие.

Будь то обман, разочарование, смерть близкого человека и т. д. Взрослые люди способны справиться с этим самостоятельно, а вот дети нет.

Как бороться с последствиями такой травмы ребенку? Ведь со временем это способно принимать другой характер и вылиться серьезной проблемой. В данном случае разбирать все следует поэтапно. Так, знает ли человек о своих ранах? Точнее сказать о том, что стало причиной психологической травмы. Осознание того что произошло, является уже половиной пути к успеху. В основном человека в более зрелом возрасте беспокоят негативные переживания, но сути самой проблемы он не помнит. Желательно в таком случае обращаться к психологу за помощью. Ведь только благодаря нему можно вспомнить причину и осознать всю сущность того, что скрывается глубоко в душе. Зачастую такие вот детские травмы откровенно портят жизнь человеку в дальнейшем. Причем он даже понять не может, что с ним происходит. Поэтому в данном случае помощь психолога будет уместной, он поможет разобраться с тем, что когда-то познал человек. Благодаря специалисту избавиться от негативного ощущения будет проще, да и жизнь станет легче. Поэтому «лечить» последствия детской травмы нужно. Откуда вообще берутся эти проблемы? Зачастую виновниками этого становятся сами родители, ведь они сами того не осознавая пугают ребенка. Любое нарушение семейных взаимоотношений откладывает отпечаток на психике малыша. Это не может пройти бесследно, и родители просто обязаны такое понимать!

Детский опыт общения с родителями является бесспорным лидером появления всех травм. Нет, в данном случае речь не идет о том, что мама и папа в любом случае нанесут ребенку вред. Просто в большинстве случае многими своими поступками они это и делают, причем, даже не задумываясь над происходящим. Постоянные ссоры, конфликты в семье, полное безразличие к ребенку и многое другое. Вот они проблемы современных семей. Точнее сказать они были и ранее, но сейчас активизировались в полную силу. Многие дети познали дефицит общения или же испытали какую-либо неприятную ситуацию. Поэтому, будучи взрослыми и уже сформированным человеком, люди не могут совладеть сами собой. Они замыкаются и отчуждаются от других. Таким образом, людям не удается найти работу, реализовать себя в жизни и даже банально поговорить с другими. Эти индивидуумы требуют немедленной помощи, ведь избавиться от неприятных воспоминаний можно. В этом случае способен помочь психолог, который выявит причину такого поведения и попытается раскрыть душу человека. Данная ситуация является довольно сложной. Ведь если люди замыкаются в себе, то это серьезная проблема. Если детская травма в любых других случаях не оказывает такого сильного явления, то здесь нужно решить все быстро. Преодолеть это необходимо. Для этого подойдет обыкновенная консультация с психологом. Вполне можно попытаться справиться со всем самостоятельно, главное разобраться в причине и все проанализировать.

Как преодолеть последствия детской психологической травмы? Многие люди несут в себе болезненные переживания из прошлого. Все травмы, которые не были исцелены, препятствуют нормальному развитию человека. Чувства, которые сопровождались какими-либо негативными воспоминаниями, могут быть разными. Так, детей часто обижают, от этого у них появляется страх и тревога. В более зрелом возрасте это выливается в полную неуверенность в себе, чувство неполноценности и неадекватности. Если ребенок стыдился чего-то или же ощущал свою вину, то будучи взрослым человеком это набирает серьезный характер. Так, появляется желание изолироваться от других, укрыться от мира в целом, ведь в этом они видят единственный выход из ситуации. Поэтому первым делом следует понять причину всего происходящего. Это и есть первый этап преодоления детской травмы. Человека необходимо аккуратно подвести к болезненным воспоминаниям. Ни в коем случае нельзя давить! Все делается крайне осторожно, дабы не усугубить ситуацию. Ведь зачастую люди считают все происходящее особенностями характера, но никак не хотят верить в том, что все это является последствиями травмы. Поэтому порой ситуация набирает довольно сложный характер. Чтобы действительно осознать то, что происходит, человеку нужно дойти до этого самостоятельно. Недолюбленность в детстве наносит серьезную травму ребенку и выливается все это уже в зрелом возрасте.

Если бы живые организмы не могли извлекать собственные раны и заболевания, то долго просуществовать им бы не удалось. Люди, по своей натуре не способны справиться со многими страхами. Они не могут обдумать ситуацию и взять свою волю в кулак. Точнее сказать они способны это сделать, но не у всех, к сожалению, хватает смелости. Поэтому нужно постараться развить эту способность, дабы суметь отпустить детские травмы. В этом случае помочь человеку может только лишь он сам. Правда, некоторые психотерапевты могут оказать такую помощь. После общения со специалистами человеку удается избавиться от своих комплексов, которые образовались в детстве и копились до того дня, пока он сам не отправился за решением проблемы. Психолог в свою очередь способен вернуть «пострадавшего» к жизни и дать ему почувствовать всю полноту эмоций. Благодаря квалифицированной помощи можно постараться извлечь из глубины души все наболевшее и постараться избавиться от этого.

Существуют серьезные стадии развития психологической травмы. Порой человек настолько замыкается в себе, что просто неспособен самостоятельно что-либо предпринять. Так, речь идет об угрозе увечья или же чувстве бесконтрольного страха, который просто напросто не дает спокойно жить. В этом случае контролировать ситуацию самостоятельно невозможно. Предугадать, что может произойти в тот ли иной момент сложно. Человек может чувствовать себя хорошо, а потом резко впасть в депрессию и замкнуться в себе. Стоит отметить, что большинство людей, которые пережили в детстве психологическую травму, не нуждаются в помощи специалистов. Душа способна сама «забыть» все это. Только лишь малая часть людей, действительно нуждается в какой-либо помощи. Если в этом есть необходимость, то применяются в данном случае только лишь самые эффективные методики, которые способны преодолеть все последствия. Как оказать помощь после пережитой психологической травмы? Для этого нужно стабилизировать состояние пациента, причем совершенно неважно, когда произошел этот неприятный инцидент. Человек нуждается в том, чтобы его успокоили. Детские психологические травмы серьезно травмируют психику. Поэтому необходимо постараться преодолеть переживания. Для этого применяются различные методики. Важно дать пациенту высказаться и вспомнить все то, что с ним произошло. После чего пытаться возобновить способности человека вернуться к нормальной жизни и комфортно себя чувствовать.

Конечной целью курса реабилитации является оказание эффективной помощи, в ходе которой пациент больше не будет таковым. Он никогда не должен возвращаться к своей детской травме. Главная задача его жизни нормально существовать, без угнетения эмоций и комплексов. Есть несколько самым эффективных способов справиться с психологической травмой. Так, это когнитивно-педагогическая терапия, которая направлена на выяснение причины такого поведения человек. Специалист по этому методу определяет все детали, из-за которых сформировалось нынешнее состояние человека. После чего, пациента необходимо вернуть в нормальное психическое состояние. В некоторых случаях нельзя обойтись и без медикаментозного лечения. Но это только лишь тогда, когда травма была пережита относительно недавно и человек никак не может прийти в себя. Ну и наконец, следует научить пациента бороться со стрессом. К психологам часто обращаются за советом, человек в этом случае делает акцент на «я с травмой». Настолько выражено говорит об этом не стоит.

Согласно статистике, такой метод лечения является эффективным. Главное это разобраться в проблеме и найти оптимальный путь ее решения. Для этого пациенту и психологу нужно работать сообща.

Выдержка из онлайн-консультации психолога (имя и местность клиента изменены для соблюдения конфиденциальности ).

Вопрос:

Здравствуйте, уважаемые психологи! Большое вам спасибо за нелегкий труд и реальную помощь людям, которых Вы поддерживаете на пути к счастливой жизни!

Нуждаюсь в вашем совете, как преодолеть страх повторения родительского жизненного сценария? Как побороть психологическую зависимость от них? Как перестать стесняться фактов своей биографии?

Вот моя история. Детство прошло в круглосуточных яслях и садах (пятидневках), так как родители трудились в поте лица и "ни на что не хватало времени". Однако, когда доход отца значительно вырос (мама уже не работала, появился личный водитель и гувернантка), меня все равно определили в школу-интернат для неблагополучных/многодетных семей. Не буду описывать все "прелести" этого заведения, думаю, и так ясно, что было там не по-детски "весело". Мама, как я теперь понимаю, просто не хотела мной заниматься. Впрочем, то, что я была нежеланным ребенком, слышала от нее и будучи малышкой.

В 7-м классе, после развода родителей (который переживался мной страшно тяжело, по большей части из-за прогрессирующего алкоголизма матери и частых побоев), меня, наконец, перевели в обычную школу. Через год я переехала жить к отцу и на время обрела нормальную жизнь. Правда, не надолго.

Отец, поднимаясь по карьерной лестнице, шел на поводу у многих соблазнов и пороков (алкоголь, азартные игры, тщеславие, блуд). В его жизни произошло несколько сильных потрясений, после которых он стал совершать ошибки, а затем вовсе неадекватные поступки, и в конце концов все потерял: деньги, власть, движимое и недвижимое имущество, новую семью. Мне пришлось на время бросить институт, чтобы обеспечивать себя и отца. Дальше хуже - у папы приступ психоза и страшный диагноз: шизофрения. Не могу передать, что я тогда испытывала...

В общем, ближе к теме вопроса. У меня ощущение, что родители не только лишили меня счастливого детства, но и сейчас будучи взрослой, я не могу полностью жить своей жизнью, так как вынуждена нести за них ответственность. Сначала я занималась маминым здоровьем (сейчас она, слава Богу не пьет), теперь же все время отцом (поддерживаю финансово, бегаю по врачам, достаю лекарства, с ужасом жду рецидива, который неизменно случается). У меня, безусловно, есть чувство дочернего долга перед ними и даже любовь (не близость) но я ощущаю опустошающую моральную усталось.

Мне уже 30 лет, а я боюсь замужества, боюсь быть плохой мамой, истеричкой, шизофреничкой... Уж простите за такой "букет фобий". Стесняюсь своего прошлого и настоящего. Любимый мужчина ничего вышеописанного не знает. На приеме у психотерапевтов (была у трех) ни разу не смогла об этом рассказать, общалась совсем на другие темы, зачем-то пытаясь казаться сильной.

Заранее спасибо тем, кто потратил свое бесценное время и осилил большое количество слов и букв) Жду профессионального взгляда со стороны.

Ответ:

Здравствуйте!

Действительно, простое выражение человеческой благодарности специалистам нашего сайта, вызывавет у меня почти что слезы умиления. Очень приятно, и хочется ответить на такое письмо, тем более, что и тема ваша и интересная, и сложная одновременно.

Вы спрашиваете: "как преодолеть страх повторения родительского жизненного сценария?" Предположу, что вы осуждаете, не принимаете такой судьбы, стыдитесь своих родителей. Да, и мамина, и папина судьба – не конфетка и не фунт изюма. Но ваши родители, как это ни парадоксально, показывают вам, что если вы СОЗНАТЕЛЬНО вступите на этот путь, то последствия будут таковы, как вы сейчас наблюдаете. Это ваши тренеры, как вам не надо. Если вы сознательно ХОТИТЕ стать алкоголичкой, или сознательно хотите приобрести шизофрению, то это одно, а если вам напротив, такой расклад никак не улыбается, то это совсем другое. Может вам не дает покоя замечательная русская пословица, что от осины не родятся апельсины или что яблоко от яблоньки недалеко падает, то я вам скажу, что как в любом хорошем правиле ВСЕГДА бывают исключения. Сейчас докажу.

У великой русской оперной певицы Галины Вишневской папа был пропащий алкоголик. Бросил семью, ни морально, ни материально никак не поддерживал. А когда его дочь стала знаменитой, судился с ней за то, чтобы она выплачивала ему алименты. Это общеизвестный факт, я знаю о нем из интервью самой певицы по Центральному телевидению. В суде Вишневская показала папе кукиш с маслом, и выиграла дело. Но материальные средства она ему выплачивала ДОБРОВОЛЬНО, и потому, что она сама так решила, а не суд так постановил. Она была благодарна своему биологическому родителю за то, что он пусть и самым примитивным образом, как животное, но все же принимал участие в ее появлении на свет! Это первый факт. Теперь второй.

Известная писательница и психолог Луиза Хей многими своими достижениями обязана своей далеко не легкой жизни. Луиза родилась в Лос-Анджелесе. В 5 лет она была жестоко изнасилована отцом. В 15 забеременела, а в 16, отказавшись от ребенка, не окончив среднюю школу, она переехала в Чикаго. Дальше, в 1950 Нью-Йорк. Там, под иным именем Луиза она начала карьеру модели. В 1954 году Луиза вышла замуж за английского бизнесмена.

Таких примеров вы можете найти много, если захотите. У нее были очень тяжелые отношения с матерью. И Луиза не делает из этого никакого секрета. И не комплексует. И не потому, что так у нее само собой получилось, а потому, что проблемы были ею глубоко проработаны. И теперь она может помочь и другим таким же, именно потому, что прочувствовала все это на себе.

Не только наши родители и наше детство определяют наше настоящее и будущее. Мы сами во многом определяем его. Есть, конечно, безсознательные модели поведения, неблагоприятные семейные сценарии, с которыми необходимо разбираться и исцелять их. Я почему-то за вас спокойна. Вы знаете, где искать помощи. Наше прошлое – это не то, что с нами было, а то, что мы делаем с тем, что с нами было.

Вам, как мне видится, хорошо бы поисследовать в направлении работы со страхом повторения негативного сценария жизни. Со страхом необходимо встретиться и рассмотреть его.

С принятием факта ТАКОЙ жизни ваших родителей и определелиться, чего же вы хотите для себя, как вы хотите (намереваетесь) этого достичь.Проработать энергии зависимость- . В связи с этим встает вопрос психологического отделения от родителей и гипертрофированного и ответственности, которые есть у вас по жизни. А также вопрос отдавания родителям ИХ части отвественности за их жизнь. И благодарности им за жизнь вашу.

Если готовы работать - обращайтесь. Успехов вам и прекрасного настроения.

Психологические травмы детства

Ц ель любой психотерапии – помочь отбросить прошлое, хорошее оно или плохое, и отбросить хорошее или плохое будущее, чтобы просто быть. Быть – значит развивать свою уникальность, свою способность быть живым, всем тем, кто ты есть, здесь и сейчас. (с)
/Карл Витакер/

Сегодня мы поговорим о психологических травмах, иногда, в житейской психологии, последствия этих травм называют «психологическими комплексами».

И в первую очередь речь пойдет о детских психологических травмах и о том, какое влияние они оказывают на дальнейшую взрослую жизнь.

Психологическая травма – реактивное психическое образование (реакция на значимые для данного человека события), вызывающее длительные эмоциональные переживания и имеющее длительное психологическое воздействие.

Причины психологической травмы

Причиной травмы может стать любое значимое для человека событие, а источников существует огромное количество:
Семейные конфликты .
1. Тяжёлые болезни, смерть, гибель членов семьи.
2. Развод родителей.
3. Гиперопека со стороны старших.
4. Холодность внутрисемейных отношений и отчуждение.
5. Материально-бытовая неустроенность.

З нает ли человек о своих психологических травмах? Одного знания оказывается недостаточно. Люди обращаются за психологической помощью относительно своих негативных переживаний или неконструктивных способов поведения, но не связывают свое нынешнее состояние с психологическими травмами , особенно детскими.

В большинстве случаев психотравмирующее воздействие носит неявный, скрытый характер.

Речь идет, как правило, о неспособности ближайшего окружения, прежде всего матери, обеспечить для ребенка атмосферу доверия и эмоциональной защищенности. Травмирующая ситуация может скрываться за внешне вполне благополучной домашней обстановкой, в частности, за ситуацией гиперопеки и гиперпротекции , когда никто даже и не подозревает о том, что в отношениях родителей с детьми не хватает очень важных чувственных и поведенческих компонентов.

Значимые родительские фигуры часто сами страдают различными формами личностных расстройств, постоянные конфликты в семье, напряженные отношения, признаки домашнего и психологического насилия препятствуют полноценному эмоциональному взаимодействию в семье и, как следствие, – нормальному психическому развитию потомства.

Жизненные сценарии

И звестный психолог Эрик Берн предложил идею о «жизненных сценариях» , которые диктуют нам наши поступки и наше поведение в целом.

Это бессознательный жизненный план, который мы позаимствовали у родителей, и который создает нам иллюзию контроля над ситуацией и жизнью.

Обычно к 7 годам этот сценарий уже заложен , и в дальнейшем человек строит свою жизнь во многом обусловленный влиянием этого бессознательного сценария. Решая свои жизненные проблемы, человек вынужден решать проблемы своих родителей, своих бабушек и дедушек. Нужно понимать, что это не детальная точная копия родового сценария, но общее направление и постоянная работа над ошибками, своими и своих предков.

Эта ситуация усугубляется в детстве директивными посланиями родителей своему ребенку , когда родители из «благих намерений» внушают своему чаду установки как нужно жить.

Директива – это скрытое приказание, неявно сформулированное словами или действиями родителя, за неисполнение которого ребенок будет наказан.

Не явно (поркой или подзатыльником, молчаливым шантажом или руганью), а косвенно - собственным чувством вины перед родителем, давшим эту директиву. Причем истинные причины своей вины ребенок не может осознать без посторонней помощи. Ведь именно исполняя директивы, он чувствует себя “хорошим и правильным” .

Негативные установки (директивы)

Главной директивой, в которую можно было бы включить все остальные, является:
“Не будь самим собой” . Человек с этой директивой постоянно неудовлетворен собой. Такие люди живут в состоянии мучительного внутреннего конфликта. Остальные приведенные ниже директивы поясняют это. Вот краткие примеры таких директив (их можно насчитать десятки и очень подробно разбирать каждую из них):
“Не живи” . Как много проблем ты нам принес, появившись на свет.
“Не верь самому себе” . Мы лучше знаем, что тебе нужно в этой жизни.
“Не будь ребенком” . Будь серьезным, не стоит радоваться. И человек, став взрослым, никак не может научиться полноценно отдыхать и расслабляться, так как чувствует вину за свои “детские” желания и потребности. Ко всему прочему, у такого человека стоит жесткий барьер в общении с детьми.
“Не чувствуй” . Это послание может передаваться родителями, которые сами привыкли сдерживать свои чувства. Ребенок приучается “не слышать” сигналы своего тела и души о возможных неприятностях.
“Будь самым лучшим” . Иначе ты не сможешь быть счастлив. А так как невозможно быть самым лучшим во всем, то и не видать этому ребенку счастья в жизни.
“Никому нельзя верить, – уж вы мне поверьте!” . Ребенок приучается к тому, что окружающий мир является враждебным и выживает в нем только хитрый и вероломный.
“Не делай!” . В результате ребенок боится принимать какие-либо решения самостоятельно. Не зная, что безопасно, испытывает трудности, сомнения и чрезмерные опасения в начале каждого нового дела.

Но насколько сильно влияют психологические травмы на сегодняшнюю жизнь?

Я лишь приведу два примера, которые подтверждены научными исследованиями, хотя исследований гораздо больше. Всемирная организация здравоохранения провело исследование среди людей, у которых в детстве были какие-либо психологические травмы. Оказалось, что таким людям гораздо труднее сделать карьеру , чем тем, у кого в детстве не было сильных эмоциональных потрясений.

Оказывается, расстройства психики в детстве приводят к замедлению социального развития человека – ему становится сложнее заводить друзей, адаптироваться к новым коллективам и уживаться с людьми. По словам доктора Норито Каваками из университета Токио, возглавлявшего научную группу, которая проводила исследование, ученые нашли четкую взаимосвязь между случавшимися в детстве депрессиями, недостатком внимания, пережитыми случаями физического или психического насилия и низким уровням достатка во взрослой жизни.

Результаты эксперимента справедливы и для мужчин, и для женщин. В ходе исследования были опрошены почти 40 000 человек из 22 стран, в возрасте от 18 до 64 лет. Ученые собирали информацию об уровне дохода, общественном положении, образовании каждого респондента, и при этом уточняли данные о состоянии психического здоровья опрошенных, начиная с рождения. Действительно, детские горести рождают желание замкнуться, отгородиться от мира, а успешную карьеру в большинстве случаев невозможно сделать в затворничестве…

Д ругое исследование проведенное специалистами из центра здоровья «BioMed Central» и опубликованное в журнале «Substance Abuse Treatment, Prevention, and Policy». Так в исследовании, проведенном под руководством доктора Тары Штрайн (Tara Strine) показано, что неблагоприятные события детства эмоциональные, физические или сексуальные травмы, могут стать причиной развития никотиновой зависимости . И в этом случае, лечение сигаретной аддикции необходимо начинать с терапии детских травм.

В исследовании приняло участие больше чем 7000 человек, приблизительно 50% из которых – женщины. Принимая во внимание ранее выявленные факторы риска, такие как употребление алкоголя и курение родителей, физические и эмоциональные травмы, произошедшие в детстве, достоверно заняли первое место в группе риска. Однако подобная картина наблюдалась только в женской выборке. Так женщины , в анамнезе которых, были выявлены травмирующие события детства, в 1,4 раза чаще подвержены данному пристрастию. У мужчин же, как полагают исследователи более широкий диапазон защитных и компенсаторных механизмов, которые еще только предстоит изучить. Результаты исследования показывают, что механизмом, провоцирующим связь между детскими травмами у женщин и тягой к табаку , является психологический стресс. Особенно велик риск у тех, кто пережил эмоциональное или физическое насилие.

Что же делать с детскими психологическими травмами?

Все мы родом из детства, поэтому несем в себе большое количество болезненных переживаний и неосознанных ран, которые всячески будут препятствовать здоровому гармоничному развитию личности человека.

Эти переживания могут быть самыми разными и сопровождаться различными чувствами: вины, стыда, тревоги, страха, неполноценности, потерянности, недоверия, бессмысленности своего существования и пр. Чувство боли «защищает» от осознания этих травм, и человек искренне считает это своей особенностью характера. Потому что осознание приведет к необходимости пересмотра и переоценки слишком многих вещей в своей жизни. Здесь появляется страх, который сознательно и бессознательно препятствует излечению, блокирует его. Волевым усилием не избавиться от подобного страха, потому что расплатой за подобное усилие будет служить усиление контроля, и потеря своей витальности и жизненной энергии.

Многие виды психотерапий (в том числе гештальт-терапия) занимаются тем, чтобы человек развивал свою спонтанную способность к жизни, преодолевал барьеры и стереотипы, заложенные в прошлом.

Характерной психологической особенностью славянского менталитета является то, что люди у нас терпят «до последнего». Что бы не случилось, мы будем «мужественно» терпеть, сносить, держать в себе до конца. Н. Тихонов писал о таких людях: “Гвозди бы делать из этих людей! В мире бы не было крепче гвоздей”!!!

На приеме у психолога или в психологической группе можно встретить молодых женщин, сломленных своими психологическими травмами, с блеклыми лицами, пустыми глазами и опущенными плечами. Некоторые из них выглядят совершенно безжизненно, раздавлено, обескровлено. Другие же напротив – настолько беспокойны и невротически возбуждены, что неспособны сосредоточиться на актуальном состоянии. Но все они помнят себя другой, не похожей на теперешнюю и не понимают как они стали такой.

Учиться заботиться о себе

В нутренний психологический комфорт является сегодня одним из определяющих понятий современной жизни. Оказывается “ухаживать” за собой нужно не только снаружи, но и внутри. И достижения современной психологии достаточно легко и быстро позволяют делать это (это то, чего мы были лишены вплоть до 90х годов 20 века).

К сожалению, многие люди у нас в стране относятся к этому с непониманием и недоверием, предпочитая терпеливо мучиться и страдать, полагая, что всё пройдёт само, думая, что к психологам, психотерапевтам и психоаналитикам только “психи” ходят лечиться. Но сегодня к психологам обращаются современные, умные люди, которые испытывают определенное личностно-психологические проблемы.

С егодня с помощью хорошего специалиста можно полностью освободить свой внутренний мир от нежелательных, мучительных последствий:
– любой эмоционально-душевной травмы,
– любой психотравмирующей ситуации, имевшей место в жизни (независимо от срока давности),
– любых тяжёлых или острых психоэмоциональных переживаний или воспоминаний,
– любых эмоционально-шоковых потрясений.

Обращайтесь ко мне за помощью, буду рад Вам помочь!

Comment on "Детская психологическая травма"