Что значит поэтическое творчество для державина. Новаторство в русской литературе. Становление Державина как поэта
Сочинение
Героине русской литературы поражают своей нравственной чистотой и редкой духовной силой, которая позволяет им смело бросать вызов строгим законам и условностям общества. Такова пушкинская Татьяна, тургеневская Лиза Калитина. Такова и Катерина Кабанова из драмы Островского "Гроза". Чем же выделяется среди других действующих лиц пьесы эта юная купеческая жена, не получившая никакого образования, не участвующая в общественно значимом деле? Ее сфера семья, необременительные домашние занятия: рукоделие, уход за цветами, посещения церкви.
Первые слова Катерины, когда она называет Кабаниху родной матерью, явно неискренни, лицемерны. Значит, сначала героиня воспринимается как подневольная, покорная женщина, привыкшая к зависимому положению. Но уже следующая реплика Катерины выводит нас из этого заблуждения, так как здесь она уже открыто протестует против несправедливых обвинений свекрови. В последующем разговоре Катерины с Варварой она произносит необычные слова: "Отчего люди не летают так, как птицы?" Они кажутся странными и непонятными Варваре, но много значат для понимания характера Катерины и ее положения в кабановском доме. Сравнение с птицей, которая может взмахнуть крыльями и полететь, красноречиво говорит о том, как тяжело Катерине переносить гнетущую неволю, деспотизм властной и жестокой свекрови. Невольно вырвавшиеся слова героини говорят о ее затаенной мечте освободиться их этой темницы, где подавляется и убивается всякое живое чувство.
Характер Катерины нельзя до конца понять без ее рассказов о счастливой поре детства и девичества в родительском доме. Уносясь мечтой в этот чудесный, полный гармонии мир, Катерина вспоминает о постоянном ощущении счастья, радости, слиянности со всем окружающим, которого она лишена в доме свекрови. "Да здесь все как будто из-под неволи", говорит героиня, указывая на резкий контраст ее теперешней жизни с милым и дорогим прошлым. Именно эта неспособность Катерины до конца смириться с кабановским гнетом обостряет ее конфликт с "темным царством". История, происшедшая с героиней в детстве, выявляет в ней такие определяющие черты характера, как вольнолюбие, смелость, решительность. И, став взрослой, Катерина все та же. Пророчески звучат ее слова, обращенные к Варваре: "А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!"
Любовь к Борису стала для Катерины причиной пробуждения и возрождения ее души. Она подготовлена всей ее подневольной жизнью в кабановском доме, ее тоской по утраченной гармонии, мечтой о счастье. Но автор на протяжении всей пьесы усиливает контраст между возвышенной, одухотворенной, беспредельной любовью Катерины и приземленным, осторожным увлечением Бориса. Эта способность Катерины глубоко и сильно любить, жертвуя всем ради возлюбленного, говорит о ее живой душе, которая смогла сохраниться в омертвелом кабановском мире, где вянут и иссыхают все искренние чувства. Мотив неволи постоянно переплетается с мыслями Катерины о любви. Особенно отчетливо это звучит в ее знаменитом монологе с ключом. В состоянии тяжелейшей душевной борьбы между долгом верной жены и любовью к Борису Катерина постоянно возвращается к мыслям о ненавистной свекрови и постылых стенах кабановского дома. Подавить в себе любовь, которая сулит так много счастья, ради унылого прозябания в неволе это непосильная задача для молодой женщины. Ведь отказаться от любви значит навсегда отказаться от всего лучшего, что может подарить жизнь. Значит, Катерина сознательно совершает грех, чтобы сохранить свою живую душу, бросая этим вызов кабановским понятиям о нравственности. Каковы же эти понятия? Они довольно четко и конкретно сформулированы своеобразным идеологом "темного царства" Марфой Игнатьевной Кабановой. Она абсолютно убеждена в том, что крепкая семья должна быть основана на страхе жены перед мужем, что свобода ведет человека к нравственному падению. Поэтому она так настойчиво "пилит" Тихона, который не способен прикрикнуть на жену, пригрозить ей или поколотить. Публичное покаяние Катерины еще больше утверждает Кабаниху в правильности и незыблемости ее взглядов на семью.
В чем же все-таки причина публичного покаяния Катерины? Может быть, это страх перед грозной божьей карой? Думаю, что дело здесь не в трусости или боязни наказания, а в исключительной совестливости Катерины, в ее неспособности лгать мужу и свекрови, притворяться перед людьми. Ведь именно так понимаются первые слова ее покаяния: "Все сердце изорвалось! Не могу больше терпеть!" Ни свекровь, которая теперь запирает невестку на замок, ни муж, который ее побил немножко, потому что маменька велела, не могут сильнее осудить и наказать Катерину, чем она сама. Ведь она чувствует свою вину не только перед Тихоном и Кабанихой, но и перед всем миром, перед высшими силами добра и правды. Совершив грех, Катерина утрачивает ту гармонию с миром, которая жила в ней. Пройдя через тяжелые духовные испытания, через изнурительные муки совести, она нравственно очищается. Страданиями Катерина искупает свой грех. Прощание с Борисом убивает последнюю надежду героини на жизнь, в которой еще возможна радость. Она готова ехать за любимым человеком в далекую Сибирь невенчанной женой, но он не может и не хочет противиться грозному дяде, надеясь на мифическое наследство.
У Катерины остается один выход самоубийство. И не потому, что ей опротивела жизнь. Наоборот, в последнем монологе героини, когда она прощается с солнышком, травкой, цветами, птицами, чувствуется ее огромное желание жить, любить красоту земли. Но Катерина все-таки выбирает смерть, потому что только так она может сохранить то лучшее, светлое, чистое и возвышенное, что живет в ее душе. А годы жизни в мрачном доме свекрови равносильны медленному, растянувшемуся во времени умиранию. Катерина отвергает это жалкое подобие жизни и, бросившись в Волгу, утверждает истинную жизнь, полную радостной беззаветной любви к цветам, деревьям, птицам, к красоте и гармонии мира. Может быть, это подсознательно чувствует Тихон, когда завидует мертвой жене. У него впереди скучные, однообразные месяцы и годы, которые до конца убьют его душу, ибо сохранить ее живой в кабановском "темном царстве" можно только ценой жизни. Значит, в образе Катерины А. Н. Островский воплотил живую душу народа, его протест против домостроевской религии, гнетущих условий действительности, зависимости и несвободы.
Живая душа в "темном царстве"
Героини русской литературы поражают своей нравственной чистотой и редкой духовной силой, которая позволяет им смело бросать вызов строгим законам и условностям общества. Такова пушкинская Татьяна, тургеневская Лиза Калитина. Такова и Катерина Кабанова из драмы Островского "Гроза". Чем же выделяется среди других действующих лиц пьесы эта юная купеческая жена, не получившая никакого образования, не участвующая в общественно значимом деле? Ее сфера - семья, необременительные домашние занятия: рукоделие, уход за цветами, посещения церкви.
Первые слова Катерины, когда она называет Кабаниху родной матерью, явно неискренни, лицемерны. Значит, сначала героиня воспринимается как подневольная, покорная женщина, привыкшая к зависимому положению. Но уже следующая реплика Катерины выводит нас из этого заблуждения, так как здесь она уже открыто протестует против несправедливых обвинений свекрови. В последующем разговоре Катерины с Варварой она произносит необычные слова: "Отчего люди не летают так, как птицы?" Они кажутся странными и непонятными Варваре, но много значат для понимания характера Катерины и ее положения в кабановском доме. Сравнение с птицей, которая может взмахнуть крыльями и полететь, красноречиво говорит о том, как тяжело Катерине переносить гнетущую неволю, деспотизм властной и жестокой свекрови. Невольно вырвавшиеся слова героини говорят о ее затаенной мечте освободиться их этой темницы, где подавляется и убивается всякое живое чувство.
Характер Катерины нельзя до конца понять без ее рассказов о счастливой поре детства и девичества в родительском доме. Уносясь мечтой в этот чудесный, полный гармонии мир, Катерина вспоминает о постоянном ощущении счастья, радости, слиянности со всем окружающим, которого она лишена в доме свекрови. "Да здесь все как будто из-под неволи", - говорит героиня, указывая на резкий контраст ее теперешней жизни с милым и дорогим прошлым. Именно эта неспособность Катерины до конца смириться с кабановским гнетом обостряет ее конфликт с "темным царством". История, происшедшая с героиней в детстве, выявляет в ней такие определяющие черты характера, как вольнолюбие, смелость, решительность. И, став взрослой, Катерина все та же. Пророчески звучат ее слова, обращенные к Варваре: "А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!"
Любовь к Борису стала для Катерины причиной пробуждения и возрождения ее души. Она подготовлена всей ее подневольной жизнью в кабановском доме, ее тоской по утраченной гармонии, мечтой о счастье. Но автор на протяжении всей пьесы усиливает контраст между возвышенной, одухотворенной, беспредельной любовью Катерины и приземленным, осторожным увлечением Бориса. Эта способность Катерины глубоко и сильно любить, жертвуя всем ради возлюбленного, говорит о ее живой душе, которая смогла сохраниться в омертвелом кабановском мире, где вянут и иссыхают все искренние чувства. Мотив неволи постоянно переплетается с мыслями Катерины о любви. Особенно отчетливо это звучит в ее знаменитом монологе с ключом. В состоянии тяжелейшей душевной борьбы между долгом верной жены и любовью к Борису Катерина постоянно возвращается к мыслям о ненавистной свекрови и постылых стенах кабановского дома. Подавить в себе любовь, которая сулит так много счастья, ради унылого прозябания в неволе - это непосильная задача для молодой женщины. Ведь отказаться от любви - значит навсегда отказаться от всего лучшего, что может подарить жизнь. Значит, Катерина сознательно совершает грех, чтобы сохранить свою живую душу, бросая этим вызов кабановским понятиям о нравственности. Каковы же эти понятия? Они довольно четко и конкретно сформулированы своеобразным идеологом "темного царства" - Марфой Игнатьевной Кабановой. Она абсолютно убеждена в том, что крепкая семья должна быть основана на страхе жены перед мужем, что свобода ведет человека к нравственному падению. Поэтому она так настойчиво "пилит" Тихона, который не способен прикрикнуть на жену, пригрозить ей или поколотить. Публичное покаяние Катерины еще больше утверждает Кабаниху в правильности и незыблемости ее взглядов на семью.
В чем же все-таки причина публичного покаяния Катерины? Может быть, это страх перед грозной божьей карой? Думаю, что дело здесь не в трусости или боязни наказания, а в исключительной совестливости Катерины, в ее неспособности лгать мужу и свекрови, притворяться перед людьми. Ведь именно так понимаются первые слова ее покаяния: "Все сердце изорвалось! Не могу больше терпеть!" Ни свекровь, которая теперь запирает невестку на замок, ни муж, который ее побил немножко, потому что маменька велела, не могут сильнее осудить и наказать Катерину, чем она сама. Ведь она чувствует свою вину не только перед Тихоном и Кабанихой, но и перед всем миром, перед высшими силами добра и правды. Совершив грех, Катерина утрачивает ту гармонию с миром, которая жила в ней. Пройдя через тяжелые духовные испытания, через изнурительные муки совести, она нравственно очищается. Страданиями Катерина искупает свой грех. Прощание с Борисом убивает последнюю надежду героини на жизнь, в которой еще возможна радость. Она готова ехать за любимым человеком в далекую Сибирь невенчанной женой, но он не может и не хочет противиться грозному дяде, надеясь на мифическое наследство.
У Катерины остается один выход - самоубийство. И не потому, что ей опротивела жизнь. Наоборот, в последнем монологе героини, когда она прощается с солнышком, травкой, цветами, птицами, чувствуется ее огромное желание жить, любить красоту земли. Но Катерина все-таки выбирает смерть, потому что только так она может сохранить то лучшее, светлое, чистое и возвышенное, что живет в ее душе. А годы жизни в мрачном доме свекрови равносильны медленному, растянувшемуся во времени умиранию. Катерина отвергает это жалкое подобие жизни и, бросившись в Волгу, утверждает истинную жизнь, полную радостной беззаветной любви к цветам, деревьям, птицам, к красоте и гармонии мира. Может быть, это подсознательно чувствует Тихон, когда завидует мертвой жене. У него впереди скучные, однообразные месяцы и годы, которые до конца убьют его душу, ибо сохранить ее живой в кабановском "темном царстве" можно только ценой жизни. Значит, в образе Катерины А. Н. Островский воплотил живую душу народа, его протест против домостроевской религии, гнетущих условий действительности, зависимости и несвободы.
Похожие рефераты:
Протест никчемной жизни, темным силам царства домостроя.
Характер состоит в способности действовать по принципам. А. Н. Островский написал много пьес из жизни купечества. Они настолько правдивы и ярки, что Добролюбов назвал их “пьесами жизни”.
В пьесе Островского "Гроза" несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный.
В «Грозе» как в драматическом произведении основу сюжета составляет развитие конфликта. Драма состоит из пяти действий, каждое из которых изображает определенный этап борьбы.
В Катерине видели мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца.
Задачу обличения экономической и духовной тирании в «темном царстве» купечества и поставил перед собой А. Н. Островский в драме «Гроза».
Драма Островского "Гроза" - самое значительное произведение известного драматурга. Она была написана в 1860 году в период общественного подъема, по материалам поездки Островского в 1856 году по Волге. Драматург задумал написать цикл пьес о провинциальном купечестве, который должен был бы н...
Наши писатели XIX века часто писали о неравноправном положении русской женщины. “Доля ты! - русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать”, - восклицал Некрасов.
Драма «Гроза», опубликованная в 1860 г., явилась своеобразным итогом творческих достижений Островского. В ней более отчетливо раскрылась и его сатирическая мощь, и его способность к утверждению возникающих в жизни прогрессивных тенденций.
Островский в своем творчестве не раз обращался к теме патриархального купечества.
Живая душа в "темном царстве"
Героини русской литературы поражают своей нравственной чистотой и редкой духовной силой, которая позволяет им смело бросать вызов строгим законам и условностям общества. Такова пушкинская Татьяна, тургеневская Лиза Калитина. Такова и Катерина Кабанова из драмы Островского "Гроза". Чем же выделяется среди других действующих лиц пьесы эта юная купеческая жена, не получившая никакого образования, не участвующая в общественно значимом деле? Ее сфера - семья, необременительные домашние занятия: рукоделие, уход за цветами, посещения церкви.
Первые слова Катерины, когда она называет Кабаниху родной матерью, явно неискренни, лицемерны. Значит, сначала героиня воспринимается как подневольная, покорная женщина, привыкшая к зависимому положению. Но уже следующая реплика Катерины выводит нас из этого заблуждения, так как здесь она уже открыто протестует против несправедливых обвинений свекрови. В последующем разговоре Катерины с Варварой она произносит необычные слова: "Отчего люди не летают так, как птицы?" Они кажутся странными и непонятными Варваре, но много значат для понимания характера Катерины и ее положения в кабановском доме. Сравнение с птицей, которая может взмахнуть крыльями и полететь, красноречиво говорит о том, как тяжело Катерине переносить гнетущую неволю, деспотизм властной и жестокой свекрови. Невольно вырвавшиеся слова героини говорят о ее затаенной мечте освободиться их этой темницы, где подавляется и убивается всякое живое чувство.
Характер Катерины нельзя до конца понять без ее рассказов о счастливой поре детства и девичества в родительском доме. Уносясь мечтой в этот чудесный, полный гармонии мир, Катерина вспоминает о постоянном ощущении счастья, радости, слиянности со всем окружающим, которого она лишена в доме свекрови. "Да здесь все как будто из-под неволи", - говорит героиня, указывая на резкий контраст ее теперешней жизни с милым и дорогим прошлым. Именно эта неспособность Катерины до конца смириться с кабановским гнетом обостряет ее конфликт с "темным царством". История, происшедшая с героиней в детстве, выявляет в ней такие определяющие черты характера, как вольнолюбие, смелость, решительность. И, став взрослой, Катерина все та же. Пророчески звучат ее слова, обращенные к Варваре: "А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!"
Любовь к Борису стала для Катерины причиной пробуждения и возрождения ее души. Она подготовлена всей ее подневольной жизнью в кабановском доме, ее тоской по утраченной гармонии, мечтой о счастье. Но автор на протяжении всей пьесы усиливает контраст между возвышенной, одухотворенной, беспредельной любовью Катерины и приземленным, осторожным увлечением Бориса. Эта способность Катерины глубоко и сильно любить, жертвуя всем ради возлюбленного, говорит о ее живой душе, которая смогла сохраниться в омертвелом кабановском мире, где вянут и иссыхают все искренние чувства. Мотив неволи постоянно переплетается с мыслями Катерины о любви. Особенно отчетливо это звучит в ее знаменитом монологе с ключом. В состоянии тяжелейшей душевной борьбы между долгом верной жены и любовью к Борису Катерина постоянно возвращается к мыслям о ненавистной свекрови и постылых стенах кабановского дома. Подавить в себе любовь, которая сулит так много счастья, ради унылого прозябания в неволе - это непосильная задача для молодой женщины. Ведь отказаться от любви - значит навсегда отказаться от всего лучшего, что может подарить жизнь. Значит, Катерина сознательно совершает грех, чтобы сохранить свою живую душу, бросая этим вызов кабановским понятиям о нравственности. Каковы же эти понятия? Они довольно четко и конкретно сформулированы своеобразным идеологом "темного царства" - Марфой Игнатьевной Кабановой. Она абсолютно убеждена в том, что крепкая семья должна быть основана на страхе жены перед мужем, что свобода ведет человека к нравственному падению. Поэтому она так настойчиво "пилит" Тихона, который не способен прикрикнуть на жену, пригрозить ей или поколотить. Публичное покаяние Катерины еще больше утверждает Кабаниху в правильности и незыблемости ее взглядов на семью.
В чем же все-таки причина публичного покаяния Катерины? Может быть, это страх перед грозной божьей карой? Думаю, что дело здесь не в трусости или боязни наказания, а в исключительной совестливости Катерины, в ее неспособности лгать мужу и свекрови, притворяться перед людьми. Ведь именно так понимаются первые слова ее покаяния: "Все сердце изорвалось! Не могу больше терпеть!" Ни свекровь, которая теперь запирает невестку на замок, ни муж, который ее побил немножко, потому что маменька велела, не могут сильнее осудить и наказать Катерину, чем она сама. Ведь она чувствует свою вину не только перед Тихоном и Кабанихой, но и перед всем миром, перед высшими силами добра и правды. Совершив грех, Катерина утрачивает ту гармонию с миром, которая жила в ней. Пройдя через тяжелые духовные испытания, через изнурительные муки совести, она нравственно очищается. Страданиями Катерина искупает свой грех. Прощание с Борисом убивает последнюю надежду героини на жизнь, в которой еще возможна радость. Она готова ехать за любимым человеком в далекую Сибирь невенчанной женой, но он не может и не хочет противиться грозному дяде, надеясь на мифическое наследство.
У Катерины остается один выход - самоубийство. И не потому, что ей опротивела жизнь. Наоборот, в последнем монологе героини, когда она прощается с солнышком, травкой, цветами, птицами, чувствуется ее огромное желание жить, любить красоту земли. Но Катерина все-таки выбирает смерть, потому что только так она может сохранить то лучшее, светлое, чистое и возвышенное, что живет в ее душе. А годы жизни в мрачном доме свекрови равносильны медленному, растянувшемуся во времени умиранию. Катерина отвергает это жалкое подобие жизни и, бросившись в Волгу, утверждает истинную жизнь, полную радостной беззаветной любви к цветам, деревьям, птицам, к красоте и гармонии мира. Может быть, это подсознательно чувствует Тихон, когда завидует мертвой жене. У него впереди скучные, однообразные месяцы и годы, которые до конца убьют его душу, ибо сохранить ее живой в кабановском "темном царстве" можно только ценой жизни. Значит, в образе Катерины А. Н. Островский воплотил живую душу народа, его протест против домостроевской религии, гнетущих условий действительности, зависимости и несвободы.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://kostyor.ru/student/
Живая душа в «темном царстве»
Героинирусской литературы поражают своей нравственной чистотой и редкой духовнойсилой, которая позволяет им смело бросать вызов строгим законам и условностямобщества. Такова пушкинская Татьяна, тургеневская Лиза Калитина. Такова иКатерина Кабанова из драмы Островского «Гроза». Чем же выделяетсясреди других действующих лиц пьесы эта юная купеческая жена, не получившаяникакого образования, не участвующая в общественно значимом деле? Ее сфера -семья, необременительные домашние занятия: рукоделие, уход за цветами,посещения церкви.
Первыеслова Катерины, когда она называет Кабаниху родной матерью, явно неискренни,лицемерны. Значит, сначала героиня воспринимается как подневольная, покорнаяженщина, привыкшая к зависимому положению. Но уже следующая реплика Катеринывыводит нас из этого заблуждения, так как здесь она уже открыто протестуетпротив несправедливых обвинений свекрови. В последующем разговоре Катерины сВарварой она произносит необычные слова: «Отчего люди не летают так, какптицы?» Они кажутся странными и непонятными Варваре, но много значат дляпонимания характера Катерины и ее положения в кабановском доме. Сравнение сптицей, которая может взмахнуть крыльями и полететь, красноречиво говорит отом, как тяжело Катерине переносить гнетущую неволю, деспотизм властной ижестокой свекрови. Невольно вырвавшиеся слова героини говорят о ее затаенноймечте освободиться их этой темницы, где подавляется и убивается всякое живоечувство.
ХарактерКатерины нельзя до конца понять без ее рассказов о счастливой поре детства идевичества в родительском доме. Уносясь мечтой в этот чудесный, полный гармониимир, Катерина вспоминает о постоянном ощущении счастья, радости, слиянности совсем окружающим, которого она лишена в доме свекрови. «Да здесь все какбудто из-под неволи», - говорит героиня, указывая на резкий контраст еетеперешней жизни с милым и дорогим прошлым. Именно эта неспособность Катериныдо конца смириться с кабановским гнетом обостряет ее конфликт с «темнымцарством». История, происшедшая с героиней в детстве, выявляет в ней такиеопределяющие черты характера, как вольнолюбие, смелость, решительность. И, ставвзрослой, Катерина все та же. Пророчески звучат ее слова, обращенные к Варваре:«А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. Вокно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты менярежь!»
Любовьк Борису стала для Катерины причиной пробуждения и возрождения ее души. Онаподготовлена всей ее подневольной жизнью в кабановском доме, ее тоской поутраченной гармонии, мечтой о счастье. Но автор на протяжении всей пьесыусиливает контраст между возвышенной, одухотворенной, беспредельной любовьюКатерины и приземленным, осторожным увлечением Бориса. Эта способность Катериныглубоко и сильно любить, жертвуя всем ради возлюбленного, говорит о ее живойдуше, которая смогла сохраниться в омертвелом кабановском мире, где вянут ииссыхают все искренние чувства. Мотив неволи постоянно переплетается с мыслямиКатерины о любви. Особенно отчетливо это звучит в ее знаменитом монологе сключом. В состоянии тяжелейшей душевной борьбы между долгом верной жены илюбовью к Борису Катерина постоянно возвращается к мыслям о ненавистнойсвекрови и постылых стенах кабановского дома. Подавить в себе любовь, котораясулит так много счастья, ради унылого прозябания в неволе - это непосильнаязадача для молодой женщины. Ведь отказаться от любви - значит навсегдаотказаться от всего лучшего, что может подарить жизнь. Значит, Катеринасознательно совершает грех, чтобы сохранить свою живую душу, бросая этим вызовкабановским понятиям о нравственности. Каковы же эти понятия? Они довольночетко и конкретно сформулированы своеобразным идеологом «темногоцарства» - Марфой Игнатьевной Кабановой. Она абсолютно убеждена в том, чтокрепкая семья должна быть основана на страхе жены перед мужем, что свободаведет человека к нравственному падению. Поэтому она так настойчиво «пилит»Тихона, который не способен прикрикнуть на жену, пригрозить ей или поколотить.Публичное покаяние Катерины еще больше утверждает Кабаниху в правильности инезыблемости ее взглядов на семью.
Вчем же все-таки причина публичного покаяния Катерины? Может быть, это страх передгрозной божьей карой? Думаю, что дело здесь не в трусости или боязни наказания,а в исключительной совестливости Катерины, в ее неспособности лгать мужу исвекрови, притворяться перед людьми. Ведь именно так понимаются первые слова еепокаяния: «Все сердце изорвалось! Не могу больше терпеть!» Нисвекровь, которая теперь запирает невестку на замок, ни муж, который ее побилнемножко, потому что маменька велела, не могут сильнее осудить и наказатьКатерину, чем она сама. Ведь она чувствует свою вину не только перед Тихоном иКабанихой, но и перед всем миром, перед высшими силами добра и правды. Совершивгрех, Катерина утрачивает ту гармонию с миром, которая жила в ней. Пройдя черезтяжелые духовные испытания, через изнурительные муки совести, она нравственноочищается. Страданиями Катерина искупает свой грех. Прощание с Борисом убиваетпоследнюю надежду героини на жизнь, в которой еще возможна радость. Она готоваехать за любимым человеком в далекую Сибирь невенчанной женой, но он не может ине хочет противиться грозному дяде, надеясь на мифическое наследство.
У Катерины остается один выход -самоубийство. И не потому, что ей опротивела жизнь. Наоборот, в последнеммонологе героини, когда она прощается с солнышком, травкой, цветами, птицами,чувствуется ее огромное желание жить, любить красоту земли. Но Катеринавсе-таки выбирает смерть, потому что только так она может сохранить то лучшее,светлое, чистое и возвышенное, что живет в ее душе. А годы жизни в мрачном домесвекрови равносильны медленному, растянувшемуся во времени умиранию. Катеринаотвергает это жалкое подобие жизни и, бросившись в Волгу, утверждает истиннуюжизнь, полную радостной беззаветной любви к цветам, деревьям, птицам, к красотеи гармонии мира. Может быть, это подсознательно чувствует Тихон, когда завидуетмертвой жене. У него впереди скучные, однообразные месяцы и годы, которые доконца убьют его душу, ибо сохранить ее живой в кабановском «темномцарстве» можно только ценой жизни. Значит, в образе Катерины А. Н.Островский воплотил живую душу народа, его протест против домостроевскойрелигии, гнетущих условий действительности, зависимости и несвободы.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта kostyor.ru/student/