Что значит определить способ образования слова. Практикум по определению способа образования слов. Переход слов одной части речи в другую
Цели и задачи:
- закрепить знания учащихся о способах образования слов,
- закрепить навыки определения способов словообразования,
- знать основные способы образования слов в русском языке,
- уметь определять способ образования слов.
1. Организационный момент.
Учитель: - Дети, записываем в тетрадях число, “Классная работа”.
(один ученик записывает на доске).
Учитель: - Дети, мы живем с вами на большой планете Земля, которая имеет форму огромного шара. С нашей планетой можно сравнить знания каждого из вас и представить эти знания в виде шара, на котором находится большое количество стран.
(Приложение. Слайд 2)
(ученики отвечают, глядя на слайд, что это за страны: и математика, и литература, и история, и информатика, и, конечно же, русский язык).
Учитель: - В стране Русский язык много городов. Догадайтесь, какие это города?
(Приложение. Слайд 3)
((ученики отвечают, глядя на слайд, что это за города: разделы русского языка: морфология, синтаксис, орфография, фонетика…).
Учитель: - Как вы думаете, в каком городе мы находимся с вами сейчас?
(Словообразование).
2. Проверка домашнего задания.
Учитель: - Какое упражнение вы выполняли дома?
Учитель: - Что нужно было сделать по заданию упражнения?
(необходимо было расположить однокоренные слова с учетом последовательности образования их друг от друга).
Учитель: - Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга правильность выполнения этого упражнения. На проверку вам дается 2 минуты.
(правильный вариант написан на обратной стороне доски)
3. Повторение и закрепление.
Учитель: - Что вы знаете про словообразование?
(Это раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова).
Учитель: - Сегодня у нас урок-практикум по определению способа образования слов в русском языке. Вы должны четко знать основные способы образования слов и уметь определять, как образовано то или иное слово.
Начнем с разминки: Задание классу.
1. Отметьте ту часть слова, которая придает словам новое значение. (Приложение. Слайд 4 )
(дети отвечают с мест устно)
Славный – бесславный, (приставка)
Двор – дворец, (суффикс)
Барабан – барабанщик, (суффикс)
Соберу – разберу, (приставка)
Дно – бездонный (приставка, суффикс)
Расчет – рассчитывать. (суффикс)
(делается вывод: приставка, суффикс).
Учитель: - Для чего служат приставка и суффикс? (для образования новых слов)
Какая еще морфема участвует в образовании слов? (корень)
2. Образуйте новые слова по аналогии.
Каким способом они образованы? (Приложение. Слайд 5 )
На выполнение задания – 2 минуты.
(каждую пару слов дети записывают в тетради, потом отвечают с мест)
Вредный – безвредный,
Облачный - …, (приставочный)
Лес - лесок,
Стол - …, (суффиксальный)
Пеший, ходить – пешеход,
Листья, падать - …,
Вода, проводить - … . (сложение двух основ)
Делается вывод: приставочный, суффиксальный, сложение двух основ.
Учитель: 3. Давайте повторим способы образования слов в русском языке. На каждой
парте есть карточка, по которой вам нужно установить – от чего и с
помощью чего образованы слова. На выполнение задания – 2 минуты.
(работа в парах – 10 пар, которые производят запись своих слов в тетради)
- Карточка 1. каменщик, бетонщик, карандашик, зимний, моржовый (суффикс)
- Карточка 2. зашел, приоткрыть, забежать, рассмешить, приехать (приставка)
- Карточка 3. рассказчик, прибрежный, перебежка, подснежник (приставка и суффикс)
- Карточка 4. звонкоголосый, атомоход, квартплата, плащ-палатка, пылесос (сложение основ и слов)
- Карточка 5. подберезовик, пригорок, затемнение, попутчик (приставка и суффикс)
- Карточка 6. газетчик, педагогика, почетный, редкостный (суффикс)
- Карточка 7. стенгазета, двухэтажный, сверхплановый, птицелов (сложение двух основ и слов)
- Карточка 8. денёчек, садовник, сказочка, умненький (суффикс)
- Карточка 9. пригород, рассказ, обвал, собрал, пересказ (приставка)
- Карточка 10. спортивная, закусочная, столовая, новенький (переход одной части речи в другую).
Учитель: - Свое задание вы уже выполнили, и пришло время подвести итоги: от чего и с помощью чего образованы слова?
(от корней с помощью суффиксов и приставок).
Учитель: - Обратите внимание на наш город Словообразование: какие улицы находятся в нем?
Что они обозначают? (Приложение. Слайд 6 ) (способы образования новых слов)
Учитель: - Расскажите о способах образования слов в русском языке.(ученики рассказывают о способах образования слов)
Учитель: - 4. Перед вами тексты. Необходимо выписать выделенные слова.
Записать в скобках слова, от которых они образованы (Приложение. Слайд 7 )
На выполнение задания – 3 минуты. Работа по вариантам в тетрадях.
Но прежде чем приступить к выполнению задания, надо прочесть стихотворения.
(по одному ученику с каждого варианта читают текст)
Не тронь огнем мою Россию,
Мечом родимую не тронь –
И ты её познаешь силу
Не через меч – через ладонь.
И ты её познаешь верность –
Чужда изменчивость Москве! –
И мир найдет себе оседлость
В добрососедстве и родстве.
Все будет искренно и просто,
Чисты сердца, когда дружны .
А это ли не хлеб и воздух,
Что так отечествам нужны?!
(А.Землянский)
2. Ты у моей стояла колыбели,
Твои я песни слышал в полусне ,
Ты ласточек дарила мне в апреле,
Сквозь дождик солнцем улыбалась мне.
В тебе величие моего народа,
Его души бескрайние поля,
Задумчивая русская природа,
Достойная красавица моя!
И знаю – в этой колосистой шири,
В лесных просторах и разливах рек –
Источник сил и все, что в этом мире
Еще свершит мой вдохновенный век!
(В.Рождественский)
Учитель: - Расскажите, как вы выполняли задание.
(1-2 ученика с каждого варианта объясняют, как выполняли задание).
Учитель: - Физминутка: “погоня за тремя зайцами” - разминаем шею, спину и глазки.
А теперь возьмите стульчики и объединитесь в группы по 4 человека.
Учитель: - 5. 1). Вокруг нас растет множество деревьев, все они имеют корни и ветки. Точно также и в русском языке: есть корень, а от него берут свое начало многочисленные веточки. Сейчас вам предстоит составить словообразовательное дерево. Для каждой группы – свой корень. Сколько веточек может вырасти в каждой группе?
(Приложение. Слайд 8 )
1 группа : ЛЕС
2 группа: САД
3 группа: ДОМ
4 группа: ВОЗ
Учитель: - У кого дерево получится самым ветвистым?
(работа по группам выполняется на отдельном листе для каждой группы, на котором нарисованы очертания дерева)
2). 5 группа задание на карточках выполняет по парам:
1 пара: Выпишите предложения, в которых выделенные слова являются прилагательными.
1. Раненая нога долго не заживала. Раненый тихо стонал.
мороженое . Мороженое мясо долго сохраняется.
3. Столовая Столовая находилась недалеко.
4. Свою норму рабочий рабочий костюм.
2 пара: Выпишите предложения, в которых выделенные слова являются существительными.
1. Раненая нога долго не заживала. Раненый тихо стонал.
2. На перроне вокзала продавали мороженое . Мороженое мясо долго сохраняется.
3. Столовая посуда была аккуратно расставлена на полке. Столовая находилась недалеко.
4. Свою норму рабочий выполнил досрочно. Сталевар быстро надел свой рабочий костюм.
Учитель: - На выполнение задания – 5 минут.
(задания по парам выполняются в тетрадях)
Учитель: Вопросы к группам:
У кого дерево получилось самым ветвистым?
С помощью каких способов образования вы создавали новые слова?
Вопросы к парам:
Как вы смогли определить, чем являются выделенные слова в предложениях?
Таким образом, одно и то же слово может быть как существительным, так и прилагательным?
О каком способе образования слов можно сказать в данном случае?
Учитель: - Ребята, а теперь вернитесь на свои места за парты.
(дети переставляют стулья на место)
Учитель: - 6. Задание для всего класса: заполнить таблицу. Каждому ученику дается таблица, в которой нужно записать слова, образованные с помощью каждого из перечисленных способов, обозначить части слова. На выполнение задания – 5 минут.
(проверочное задание выполняется индивидуально, а потом отдается соседу по парте на взаимопроверку; у слабых учеников в карточках не все способы образования и не все слова)
Учитель: - Пользуясь данной таблицей, запишите слова, образованные с помощью каждого из этих способов. Обозначьте части слова.
Следующий, слет, Ленинград, тишина, рассвет, подснежник, сбить, моржовый, вертолет, столовая, приговаривать, вечнозеленый, вздох, подгруппа, прохожий, сверхмощная, загородный, меч-рыба, стенгазета, рабочий, платочек, выдумать.
(по истечении времени ученики отдают друг другу карточки и проверяют по образцу на слайде) (Приложение. Слайд 9 )
Учитель: - Какие затруднения вызвало выполнение этого задания?
4. Обобщение.
Учитель: - 1. Как образуются новые слова в русском языке?
2. Назовите способы образования слов.
3. С какой целью мы изучаем способы образования слов?
4. Образуйте новые слова с помощью разных способов:
Приставочного от слова РАСЧЕТ,
Суффиксального от слова АВГУСТ,
Приставочно-суффиксального от слова ПЕНЬ.
Учитель: - Выставление оценок.
Домашнее задание: упр.128.
Алгоритм определения способа образования слова
1.Надо растолковать лексическое значение слова и определить исходное слово.
2. Определите, с помощью чего и каким способом образовано слово.
СПРАВКА.
Способы словообразования | Описание и примеры |
1. Приставочный | К исходному слову присоединяется приставка. Этим способом образуются многие части речи (друг-недруг,большой-небольшой,всюду-повсюду), но чаще всего глаголы: Петь-запеть;остановить-приостановить |
2. Суффиксальный | Новое слово образуется путем присоединения суффикса к основе исходного. При этом образуется слово другой части речи. Дельфин-дельфин ий, уверенный-уверенн ость, прополоть - пропол к а |
3. Приставочно-суффиксальный | Новое слово образутся путем присоединения приставки и суффикса одновременно. Под бород ок , по -русс ки , раз мечтать ся . |
«4 .Бессуфиксный | Этим способом образуются только существительные от глаголов (пррубить-прорубь,заходить-заход) или прилагательных (глухой –глушь, синий-синь) |
5. Сложение(неморфемный способ) | В таких словах должно быть не менее двух корней. |
6. Переход слов одной части речи в другую(неморфемный способ) | Особенно продуктивен способ для существительных, которые образовались переходом из других частей речи. Учительская,гостиная, курящие,раненые. |
Лингвистическое сочинение.
Образец сочинения. Из предложения надо выписать слово, образованное приставочно-суффиксальным способом .
Глаза его были открыты, но взор бродил где-там, по далеким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы.
Сначала выделим все слова, которые потенциально могут служить ответом. В данном случае это все слова с приставками: взор, открыты, натыкался,прибрежные .Определим исходные слова и способ образования.
Существительное «взор» образовано от глагола «взирать» бессуффиксным способом
(от основы отсекается суффикс А).
Краткая форма причастия открыты образована от полной- открытые.
Глагол «натыкаться» образован от глагола «наткнуться» с помощью суффикса А суффиксальным способом.
Наконец, прилагательное «прибрежные» с лексическим значением «находящиеся около берега» образовано от существительного «берег» с помощью приставки « при» и суффикса «н».
Таким образом, слово «прибрежные» образовано указанным способом.
Определения способа образования слова
Напишите лингвистическое сочинение –рассуждение.
1 вариант: ?
Допустим, делового человека, который обещал сделать ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека. Да мало ли еще что. Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привез.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2 вариант: Есть ли в данном предложении слово, образованное приставочно-суффиксальным способом ?
Под елочкой такое не хочется петь . Все это написано не от души, а для промоушина.Как тяжкая трудовая повинность.А Рождество и Новый год слишком человечные праздники, чтобы петь на них песни, написанные ради места под солнцем шоу-бизнеса, а не от полноты переполняющих чувств. Поэтому петь мы с вами будем милую,бесхитростную «В лесу родилась елочка», хотя никто из нас не знает ни авторов, ни первых исполнителей этих шлягеров.
____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задание 1 . Распределите слова на две группы: 1) с одним суффиксом, 2) с двумя суффиксами.
Товарный, словарный, фонарный, янтарный, бунтарный, ударный,
Два ^ | Один ^ |
Задание 2
Задание 3 .
9.Новый-..............- обновка
Задание 4. (На дом!) Составьте сл\сч прил.+сущ. со следующими словами.
Букварный-буквальный,волновой-волнистый,вражий-вражеский, гармоничный- гармонический, глиняный- глинистый, голосовой-голосистый, органичный-органический.
Задание 1
Задание 2 .Выделите суффиксы. Определите их значение в словах каждого ряда.
1.Языкастый, мордастый, глазастый, головастый.
2.Практикант, квартирант, магистрант.
3.Патриотизм, анархизм, идеализм.
4.Оленина, осетрина, кабанина.
5.Крестьянство, братство, студенчество.
Задание 3
1.Заразить- ...............- обеззараживать
3.Два- ......................-двойной- двояко
4. Густой-густо-...........................-густонаселенность
5.Бодрый- бодрить-......................приободрить
6.Блок-блокировать_........................блокировочный
7.Долгий-............-дольше-подольше
8.Наставить-наставник-..............- по-наставнически
9.Новый-обновить-..............- обновка
Задание 1 . Выделите суффиксы в словах. Сколько их в слове: два или один?
букварный, пожарный, звонарный, базарный.
Задание 2. Восполните пробелы в словообразовательной цепочке.
Дешевый-дешеветь-.......................- удешевление
Основа-основать-.............-обоснование
____________________________________________________________________
Задание 1 . Выделите суффиксы в словах. Сколько их в слове: два или один?
Товарный, словарный, фонарный, янтарный, бунтарный, ударный,
букварный, пожарный, звонарный, базарный.
Задание 2. Восполните пробелы в словообразовательной цепочке.
Дешевый-дешеветь-.......................- удешевление
Бодрый- бодрить-...................-приободрить
Основа-основать-.............-обоснование
____________________________________________________________________
Задание 1 . Выделите суффиксы в словах. Сколько их в слове: два или один?
Товарный, словарный, фонарный, янтарный, бунтарный, ударный,
букварный, пожарный, звонарный, базарный.
Задание 2. Восполните пробелы в словообразовательной цепочке.
Дешевый-дешеветь-.......................- удешевление
Бодрый- бодрить-...................-приободрить
Основа-основать-.............-обоснование
____________________________________________________________________
1. Приставочный способ словообразования выражается в прибавлении приставки(префикса) к слову, которое выступает в роли производящей основы. Слова сотоварищ, неприятель, сверхранний, придавать, раздавать образованы прибавлением приставок со-, не-, сверх-, при-, раз- к производящим основам путник, товарищ, приятель, ранний, давать. Важно, что при добавлении приставки часть речи не меняется.
2. Суффиксальный способ словообразования осуществляется путем прибавления к производящей основе суффикса. Слова земляк, землячка, землячество образованы прибавлением суффиксов -як, -к-, -еств- к производящим основам земл-, земляк-, земляк-. Важно, существительные с суффиксами -АНИ-е, -ЕНИ-е образуются от глаголов. появлЕНИе – от глагола появиться.
3. Приставочно-суффиксальный способ словообразования заключается в одновременном присоединении к производящей основе приставки и суффикса. Слова взморье, подорожник, простенок, перелесок образованы одновременным присоединением к производящей основе приставок вз-, по-, про-, пере- и суффиксов -j-, -ник-, -ок-, -ок-.
4. Безаффиксный (бессуффиксный) способ словообразования, т.е. лишенный словообразовательных элементов, наименее распространен. Этот способ применяется только при образовании имен существительных от некоторых глаголов и имен прилагательных. При этом основа имени прилагательного, от которого образуется существительное, подвергается изменению (меняется конечный согласный, место ударений), а основа глагола обычно не изменяется (ср.: глубокий – глубь, тихий – тишь, бегать – бег, заливать – залив и т.п.).
Существительные пробег, прилив, припев, вылет, простой (простой транспорта) являются производными основами, однако образование этих слов посредством приставок исключается. Эти слова соотносительны по значению с глагольными основами пробегать, приливать, припевать, вылетать, простоять и образованы безаффиксным способом словообразования. Этот способ обычно используется при образовании существительных от глаголов.
5. Сложение - это такой способ морфологического словообразования, при котором путем объединения двух и более основ образуется новое слово, например: теплоход, самолетостроение, совхоз, кинотеатр и др.
Путем основосложения образуются сложные и сложносокращенные слова. Сложные слова – результат сложения полных основ (вод-о-про-вод), а сложносокращенные – усеченных основ (кол-хоз, ком-со-мол). При основосложении наиболее продуктивным является образование имен существительных мужского рода с ведущей глагольной непроизводной основой (вертолет, атомоход). Глаголы этим способом в русском языке не образуются. Такие слова, как благословить, многословить и т.п., заимствованы из старославянского языка, в котором они были кальками с греческого языка.
Сложение основ обычно производится посредством соединительных гласных о и e (нефтепровод, книготорговля), но нередко основосложение осуществляется и без соединительной гласной (десятилетка, двухмоторный, многотомный).
Слова, имеющие в своем составе два или несколько корней, не всегда образуются посредством основосложения. Так, слова железобетонный, полеводческий, коневодство, радиовещание произведены от сложных слов (железобетон, полевод, коневод, радиовещать) посредством суффиксов -н, -ческ-, -ств-, -ни-, а не образованы путем сложения основ.
Разные виды аффиксации имеют различную продуктивность в образовании частей речи: имена существительные и прилагательные чаще образуются посредством суффиксов, а глаголы – посредством префиксов; суффиксально-префиксальный способ словообразования более продуктивен в области глаголов и менее продуктивен в области имен. Суффиксы и префиксы выступают в процессе словообразования по-разному: суффиксы образуют новое слово от производящей основы, а префиксы – от целого слова; при суффиксально-префиксальном способе словообразования слова образуются и от основы слов (существительных и прилагательных), и от целого слова (глаголов).
Обобщение в виде таблицы (к B1)
1. Приставочный | Действует в словообразовании слов всех частей речи, но наиболее продуктивно в глаголах | писать → Вписать, НАписать, ЗАписать, НАДписать, ПЕРЕписать, ПОДписать, Списать. внук → ПРАвнук, общественный → АНТИобщественныЙ модный → СВЕРХмодный всегда → НАвсегда |
2. Суффиксальный | Этот способ действует в образовании всех основных частей речи | желтый→ желтОК, мечтать→ мечтаТЕЛЬ, глаз →глазНой, красный → краснЕТЬ, красивый→ красивО два → двоЕ, белый → белИЗНа |
3. Приставочно-суффиксальный | Этот способ действует в образовании существительных, наречий, некоторых глаголов(-СЯ) | город → ПРИгородНый, звук → ОзвучИТЬ, пятеро → ВпятерОМ, плотный → ВплотнУЮ, свеча → ПОД свечНИК мечтать → РАЗмечтатьСЯ |
4. Бессуффиксный | Этот способ обычно используется при образовании существительных от глаголов. | синий → синь входить → вход переходить → переход |
5.Сложение:
-слов или основ - сокращением основ - аббревиатура | Этот способ часто действует в образовании существительных. | Язык , знание – языкознание Физ ическая культура – физкультура М осковский Г осударственный У ниверситет – МГУ |
6. Переход слов одной части речи в другую | Учительская (прил.) комната – учительская (сущ.) |
Всё для учебы » Русский язык » Способы словообразования слов в русском языке
Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.
Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/sposoby-slovoobrazovaniya
Словообразование - раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.
Состав слова.
Слово состоит из основы и окончания. В основу водят: приставка, корень суффикс. Приставка, корень, суффикс, окончание - части слова.
Основа и окончание.
В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание, а в неизменяемых - только основа.
Основа - это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение.
Окончание - это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Примечания.
1. Чтобы выделить окончание, надо изменить слово.
2. Неизменяемые слова окончаний не имеют.
При изменении слова или образовании какой- либо его формы: числа, рода, падежа, лица - изменяются окончания.
Окончание выражает разные грамматические значения: у существительных, числительных и личных местоимений (без предлога иди вместе с ним) - падеж и число
; у прилагательных, причастий, некоторых местоимений - падеж, число, род
; у глаголов в настоящем и будущем времени - лицо и число
, а в прошедшем времени - род и число
.
Окончание может быть нулевым
, то есть таким, которое не выражено звуками. Оно обнаруживается при сравнении форм слова. В именительном падеже нулевое окончание (как любое другое в косвенных падежах) означает, что существительное конь, орёл
употреблены в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода, 2-го склонения.
В основе самостоятельного слова можно выделить значимые части слова: приставку, корень, суффикс
.
Корень слова.
Корень - это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.
Примечания.
- Однокоренные слова могут относиться к одной части речи или к разным.
- Следует различать совпадающие по звучанию, но разные по значения (омонимичные) корни. Слова с подобными корнями однокоренными не являются.
- Слов, состоящих из корня и окончания, в русском языке сравнительно немного; большинство основ слов состоит из корня и суффикса; корня, приставки и суффикса.
- Некоторые корни в "свободном" виде (корень + окончание) не встречаются. Они имеются в словах только в сочетании с приставками, суффиксами или другими корнями:
- де - - надеть, переодеть;
- ня - - занять, нанять, отнять;
- пт - - птенец, пташка, птица;
- сяг - - присяга, досягать, посягать;
- у - - разуть, обуть;
- ул - - улица, переулок;
- й - - войти, отойти, пройти, зайти.
Суффикс.
Суффикс - это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.
Примечание.
Суффиксы могут служить для образования форм слов.
Приставка.
Приставка - это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставки образуют слова с новым значением.В слове могут быть не одна, а две и более приставки.
Примечания.
- Абсолютное большинство приставок исконно русские (о-, от-, под-, над-, пере- и др.). Иноязычных приставок в русском языке немного: а-, анти-, архи-, интер-, контр-, ультра-, де-, дез-, дис-, ре-, экс-, им-.
- Приставки могут быть многозначными. Так, приставка при- обозначает приближение, присоединение, неполноту действия, нахождение вблизи чего-либо.
- Во многих словах приставки срослись с корнем и как самостоятельные части слова уже не выделяются: восторгаться, восхищаться, достать, затевать, пасмурный, обожать, исчезать и др.
Способы образования слов.
Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже - предложений, которые для нового слова являются исходными
.
Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом одной части речи в другую
.
Приставочный способ.
При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Так образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия .
Суффиксальный способ.
Суффиксальный способ
заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Таким образом образуются слова всех самостоятельных частей речи.
Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речи
.
Суффиксальный способ является основным для образования имен существительных, прилагательных и наречий. Он является более сложным по сравнению с приставочным способом, так как суффикс прибавляется не к целому слову, а к его основе, причем основа слова иногда видоизменяется: происходит отсечение части основы, изменяется ее звуковой состав, происходит чередование звуков.
Приставочно-суффиксальный способ.
Приставочно-суффиксальный способ
заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.
Наиболее часто образуются этим способом существительные с суффиксами -ник, -й (е), -ок
, глаголы с суффиксом -ся
, наречия в приставкой по-
и суффиксами -и, -ому, -ему.
Бессуффиксный способ.
Бессуффиксный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс.Сложение как способ образования слов.
Сложение заключается в соединении в одном слове двух слов. В результате сложения образуются сложные слова .Сложными называются слова, имеющие в своем составе два (и более) корня. Они образуются. как правило, от самостоятельных частей речи, сохраняя в своем составе целиком слово или его часть. В сложном слове между корнями могут быть соединительные гласные о и е .
Примечания.
- В качестве соединительной гласной может выступать и : пятилетний .
- Сложные слова могут быть без соединительной гласной.
- Сложение целых слов: диван-кровать, лётчик-испытатель;
- Сложением основ слов без соединительных гласных (стенгазета, спортплощадка, автозавод ) или соединительными гласными о и е (снегопад, тепловоз, землекоп );
- С помощью соединительных гласных о и е , соединяющих часть основы слова с целым словом: новостройка, железобетон, хлебозаготовка, декоративно-прикладной ;
- Сложение основ с одновременным присоединением суффикса: земледелие, головокружительный ;
- Слиянием слов: вечнозелёный, высокочтимый, сорвиголова, нижеподписавшиеся.
Сложение сокращенных основ.
Многие слова образуются путем сложения сокращенных основ исходных слов . В результате образуются сложносокращенные слова.
Сложносокращенные слова образуются:
- сложением слогов или частей слов полного названия: колхоз (коллективное хозяйство), ликбез (ликвидация безграмотности), спецкор (специальный корреспондент);
- сложением названий начальных букв: ЦК (Центральный Комитет), ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства);
- сложением начальных звуков: вуз (высшее учебное заведение), МХАТ (Московский Художественный академический театр);
- смешанным способом (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком и др.): главк (главный комитет), районо (районный отдел народного образования).
Переход слов одной части речи в другую.
Слова образуются также путем перехода одной части речи в другую . При этом, употребляясь в роли другой части речи, они приобретают иное общее значение, теряют ряд своих грамматических признаков. Например: ехали шагом (слово шагом , являясь наречием, не изменяется).