Error: не определено #11234. Что такое современная фундаментальная и прикладная наука? Научная медицина
Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Что такое современная фундаментальная и прикладная наука? Научная медицина

Исторически сложилось так, что медицина сама по себе для философии беспроблемна, т.е. познавательно неинтересна, то есть не вносит каких-либо спорных моментов в сложившуюся манеру научного мышления и не является предметом философских дискуссий. В имеющихся философских системных классификаторах наук медицина обозначена как прикладная ветвь биологии и таким образом является «узким предметом исследования». Однако это является наиболее узким и наименее развитым в эволюционно-историческом плане взглядом на философские основании медицины.

Однако на протяжении многих лет остается невыясненным вопрос – что есть медицина? наука или совокупность наук? Парадоксальность ситуации заключается также в том, что к какому разряду наук не причисляй медицину, она остается, прежде всего, наукой о человеке. А потому отнести ее к «прикладывающейся к чему-то» науке никак нельзя. А еще Гиппократ утверждал, что ясное познание человека заимствуется только из медицинского искусства.

В дальнейшем, на фоне классического естествознания, статус медицинских наук меняется, происходит разделение медицины на доктринальную (теоретизирует на принципах более развитых наук), она рассматривалась как «истинная», и клиническую (как искусство врачевания болезней). Но и эта точка зрения оспаривалась, ведь мало иметь только знания, нужно постигнуть искусство медицины.

Методологически медицина до сих пор определяется в терминах науки и искусства. И самое важное в единстве и противоречии этих терминов, что медицина не только наука, но и искусство. Такое антиномичное самоопределение медицины в терминах науки и искусства как бы защиту от воздействия технократизма и других вариантов восприятия медицины.

Термин «искусство» может рассматриваться как степень овладения врачом профессиональными практическими навыками, а также умении разрешать с пользой для пациента ситуации в сфере теоретически непроработанного знания. Однако «искусство» подобного рода можно встретить не только в медицине. Однако творческой компонентой врача остается его клиническое мышление, ни в одной из фундаментальных наук не прописана его предметно-специфическая логика.

Также интересно, что медицину, не смотря на определение «фундаментальная наука», интересует, прежде всего, индивид. Каждый пациент для врача представляет очередную, но уникальную «теорему». Ведь каждый человек уникален и имеет одну уникальную болезнь, состоящую из сочетания недугов всех его органов и систем. Сложности и трудности клинического мышления усугубляются тем, что врачу приходиться зачастую соединять несоединимые по своему предметно-научному основанию методы мышления. Получается этакий «гибрид» доктринальной и клинической медицины.

Еще одно противопоставление - это анатомический подход и физиологический подход в медицине.

Анатомический подход не считается с целостностью любого организма и рассматривает человека по законам любого живого организма. Физиологический подход настроен на постижение целостности организма, то есть учитывает видовую определенность.

Аналитичность органопатологии, которая благоприятствовала торжеству общей патологии, в некотором смысле обосновывалась на общебиологической терминологии, то есть давала фундаментальную широту обобщений.

Наиболее адекватный и реально отражающий специфику и потребности медицинского познания принцип – это клинико-антропный принцип, сформированный в последние 50 лет. Его основа, что при переходе от частной патологии к системе представлений о болезнях человека особенно резко выступает существенная разница между животным и человеком. И эта разница значительно усложняет, а иногда вовсе исключает перенос экспериментальных данных в клинику, то есть ученый должен позаботиться о постижении физиологического смысла открытого процесса, а затем собственного медицинского смысла. Ведь медицина – это, прежде всего наука о человеке.

Понятие «теория» определяется как система взглядов по какому либо вопросу. В отличие от гипотезы как научного предположения или концепции как системы взглядов, то или иное понимание явления/проблемы, система взглядов теории уже подтверждена практикой и проверена временем, и, что немаловажно, принята определенной частью или всеми членами научного сообщества, а, при ее жизненности и значимости, и вообще обществом. Не смотря на столь емкое определение в одной и той же отрасли науки теорий, как правило, несколько. Большая часть из них носит соподчиненный характер, отражая те или иные стороны целого. Современное глубокое разделение целого на части в любой отрасли знаний, со специализацией, требующей постоянного их накопления «по горизонтали», на первый взгляд, вообще снимает необходимость у отдельного члена научно-практического (в медицине) сообщества присутствия понятия об общетеоретических знаниях. В самом деле, вся теоретическая часть медицины представлена фундаментальными знаниями в физиологии/патофизиологии, анатомии/патологической анатомии, химии, биологии, фармакологии, гистологии. Представители этих дисциплин в меру заинтересованности и более других, практических, специалистов владеют знаниями других дисциплин. Чего не скажешь об их практической компетенции, им самим, в общем то, не нужной. То же, с обратным знаком, относится к врачам. Анестезиологи владеют основами клинической фармакологии и патофизиологии, хирурги - анатомии и патологической анатомии и т.д.

Известным фактом является перегруженность теоретическими предметами студентов медицинских вузов в первые три года обучения. Предметно-практическое преподавание в последующем резко снижает качество и количество обобщающих представлений, утрируя их до узко конкретных приложений. По окончании вуза обучение, уже самостоятельное, носит характер «постановки руки», перенятия штампов практической работы. Вопросам теории медицины места уже нет.

По роду своей деятельности, связанной со складом ума, общетеоретическими построениями занимаются представители так называемой теоретической медицины. Прежде всего - патанатомии и патофизиологии. Так, целлюлярная патология Р. Вирхова, сводившая всю патологию к патологии клеток, по определению Ю.П. Лисицина представляла собой:

Работы К. Бернара, И.М. Сеченова, И.П. Павлова заложили основы теории нервизма и кортико-висцеральной патологии, в полной мере сохраняющих свое научно-практическое значение до настоящего времени.

Закономерным продолжением двух основных теоретических платформ стали работы на основе фактов молекулярной биологии и медицины, адаптационно-трофических процессов. Так, теория повреждений клеток свободными радикалами, процессами естественного метаболизма с возникновением атеросклероза, канцерогенеза легла в основу так называемой теории старения или теории «четырех моделей медицины» В.М. Дильмана . Автором выделяется десять «нормальных болезней» (ожирение, сахарный диабет тучных, гиперадаптоз, климакс, атеросклероз, метаболическая иммунодепрессия, аутоиммунные болезни, гипертоническая болезнь, психическая депрессия и рак) как результат развития и взаимодействия экологических, генетических, онтогенетических (развитие организма) и инволюционных (аккумуляционных) факторов.

А.А. Алексеевым сформулирована соединительно-тканная теория биологии и медицины . Автор называет соединительную ткань, которая составляет 85% всей массы человеческого тела, двигателем и механизмом реализации эволюции в сложных живых системах, а интегрирующим заболеванием - соединительно-тканную недостаточность. Значимо, что речь идет о энергоинформационной роли соединительной ткани.

В основу общей теории медицины академика А.Д. Сперанского («Элементы построения теории медицины», 1934) легли общие закономерности адаптационно-трофических процессов в нервной системе.

Появление знания о нейроэндокринных взаимодействиях обусловили появление учения Г. Селье о стрессе и общем адаптационном синдроме - одном из самых ярких явлений теории медицины, теснейшим образом определяющим его практическое применение.

Развитием наших представлений уже на уровне психической жизнедеятельности, где в развитии заболеваний учитываются не только реакции неосознаваемого, но собственно психические процессы, ментально-эмоциональные проявления, стали теории, объединившиеся во фрейдистское (психоаналитическое) и психосоматические направления.

Все вышеперечисленные фундаментальные медицинские теории/концепции охватывали, прежде всего, внутренние процессы, происходящие в организме при взаимодействии с внешними факторами.

Еще более узки направления неогиппократизма/биотипологии, которые, с одной стороны, родились как ответ на технизацию и специализацию в медицине с разрушением целостного восприятия человека, а, с другой стороны, создавали и применяли на практике границы типажа человеческой личности на любом уровне. Следует сказать, что такой подход не нов. В Аюрведе, Тибетской медицине, у Гиппократа, И.П. Павлова, В. Кречмера, М. Мартини, Н. Пенде мы находим классификаторский подход к определению типа личности с лечебно-профилактическими выводами. Идя еще «глубже» Э. Уильямс в работе «Биохимическая индивидуальность» (1960) на основе анализа и синтеза анатомического, биохимического и клинического материала, создает очередную классификацию, которая широкого признания не получила.

Не меньшее в количественном отношении теоретическое наследие представляют теории, так сказать, внешнего опосредования болезни, куда относят теорию социальной обусловленности здоровья и социобиологические концепции. Вообще не касаясь механизмов патогенеза заболеваний, они исследуют их несомненную взаимосвязь с социальными факторами. Поведенческая сторона, определяющая образ жизни индивидуума и сама являющаяся частью образа жизни, формирует наряду с внешне средовыми факторами, от экологических до политических, факторы риска здоровья, роль образа жизни и здорового образа жизни.

Ряд социолого-биологизаторских теорий - теория этологии (К. Лоренц, Н. Тинберген, Н. Фриш), человеческой экологии (Р. Парк, Э. Бюргесс), социобиологии (Э.О. Уилсон) - переносят законы биологических сообществ на человеческую жизнь и еще более опосредованы в вопросе о причинах и характере заболеваний.

Наиболее общей и объединяющей теорией происхождения болезней является теория болезней цивилизации и социальной адаптации. Термин «адаптация» как процесс преодоления организмом неадекватных условий, не соответствующих свойствам организма, не менее популярен, чем «стресс». Дезадаптация как результат неадекватной адаптации (адаптации с нарушением жизнедеятельности) рассматривается как основа заболевания. Теория социальной адаптации от рождения была за рамками только медицинской, и в одном из первых трудов на эту тему («Болезни нашего общества» Э. Гюан, А. Дюссер) рассматривался целый спектр проблем, обусловливающих биологическую, природную, социальную, психологическую дезадаптацию.

Область решения проблемы лежит за пределами медицины, подпадая под известные нам законы развития цивилизации. Такие видные теоретики как Р. Дюбо и О. Тоффлер достаточно пессимистичны в своих прогнозах относительно тенденций развития дезадаптации. Ранее им в противовес, и в большей мере справедливо, звучали возражения теоретиков из стран соцлагеря, дружно строивших коммунизм без травм, болезней и пр. Да и и что возразишь: ради чего зарабатывать деньги в Нью-Йорке, Лондоне или Москве, выматываясь и стараясь «быть как все», если в нищей Кубе одна из самых развитых в мире систем здравоохранения и одна из самых высоких продолжительностей жизни? Вопрос «заезженный», но «направление движения» прежнее - к новым победам цивилизации!

Теория географического детерминизма, конвергенции Т. Мальтуса (1798 г.) и в последующем неомальтузианцев имеет, пожалуй, самое отдаленное отношение к собственно медицине. Справедливый постулат о болезнях и вырождении членов общества как прямом результате увеличения его численности выше критической отметки справедлив, но более приложим, например, к экологии.

Академиком Ю.П. Лисициным и В.П. Петленко сформулирована детерминационная теория медицины, в основу которой были положены принципы детерминации, отражения в живой системе. «Основная цель построения детерминационной теории», - по мнению авторов, - свести в единую систему все основные современные знания, накопленные в области медико-биологического исследования».

Внешнее разнообразие всех освещенных концепций с оригинальностью представлений действительно нового, никак не предполагает их эксвизитности в системе взглядов. Теории по своей сути ассимилируют, плавно перетекают по мере накопления новых знаний в более широкие представления. Временной, исторический детерминизм какой-либо из них сменяется другим, расширение концептуального поля рождает представление, ассимилирующее, взаимодействующее с уже известными.

Парадоксальной особенностью всех фундаментальных теорий медицины является то, что, проясняя и увязывая теоретические вопросы, они ни слова не говорят о самом лечении. Определение медицины как системы наук и практической деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья человека, продление его жизни, предупреждение и лечение болезней , не учитывает удельного веса наук о профилактике, здоровье и, собственно, лечении. Профилактикой здоровья, его укреплением занимаются все от ЖКХ и ГИБДД до Госдумы. На деле нормы гигиены, если иметь ввиду освещенность, состав воздуха, норму квадратного метра жилья на человека, попираются повсеместно. Дело гигиенистов в руках каждого. То же - в вопросе об удлинении жизни. Заметьте, что патогенез болезней - вообще частный вопрос, которому в определении места не нашлось.

Что же на деле и по большей части представляет собой медицина? Да, вопросы санологии. Да, вопросы гигиены. Но, прежде всего, получение новых данных о строении и функции живого человека и разработка средств диагностики и лечения. Так вот, ни одна из теорий от целлюлярной до четырех моделей медицины и от нервизма до теорий адаптации не анализирует лечебные подходы.

Не корректно было бы не сказать, что фрейдизм с психоанализом - это метод и диагностики и лечения, а общий адаптационный синдром определил подходы в лекарственной терапии, казавшиеся автору универсальными. Фармакотерапия уже рассматривается как аксиоматический базис, а разработка нового препарата - практическим воплощением теоретических построений. К чему мудрствовать в любой из хирургических специальностей? Отрезал часть желудка с язвой - больной выздоровел! Чего уж проще, если не задаться вопросом, а почему стало лучше? Почему выздоровел? То же с антибиотиками или любым другим лекарством/операцией/трансплантацией - не задавай вопросов - не будет проблем.

Истоки такого подхода лежат в другой плоскости. Характерным для всех освещенных теоретических изысканий является их односторонняя, ортодоксальная направленность. Иные, не западные медицинские системы просто не замечаются. Включение же их в общефилософские рассуждения, несомненно, потребовало бы как анализа других взглядов на патогенез и лечение, так и пересмотра представлений по основному вопросу - причинности в медицине.

Теоретическая и практическая медицина

В медицине выделяют теоретическую медицину, или медицинскую науку, или медицинскую теорию, - область науки, изучающую организм человека, его нормальное и патологическое строение и функционирование, заболевания, патологические состояния, методы их диагностики , коррекции и лечения с теоретических позиций.

Выделяют также практическую, или клиническую, медицину, или медицинскую практику - практическое применение накопленных медицинской наукой знаний для лечения заболеваний и патологических состояний человеческого организма.

Конвенциональная и альтернативная медицина

Традиционная медицина - система обширных медицинских знаний, навыков и умений, передающихся в письменной форме и применяемых на протяжении нескольких тысяч лет и по настоящее время в решении вопросов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации. Традиционная медицина подразделяется на китайскую медицину , индийскую, тибетскую, уйгурскую, греческую и арабскую медицину. Народная медицина - система околомедицинских знаний, обнаруженных эмпирическим путём, передаваемых в рамках одной династии, чаще в устной форме.

Конвенциональная медицина - не синоним научной медицины в современном смысле слова. Так, в официальной, конвенциональной медицине многих стран мира, включая и Россию, до сих пор нередко используются методы лечения, базирующиеся на устаревших или несовременных теориях и представлениях, не соответствующих современным критериям доказательной медицины. Одним из примеров такого подхода является всё ещё встречающееся в конвенциональной медицине применение при артериальной гипертензии препаратов типа диабазола или папаверина , эффективность которых не подтверждена рандомизированными контролируемыми испытаниями, вместо препаратов, имеющих высокий уровень доказанности эффекта (ингибиторы АПФ, диуретики и др.), или необоснованно широкое применение физиотерапии , чья доказательная база также слаба и не отвечает современным строгим критериям.

Доказательная медицина

В современной научной медицине всё шире применяются критерии доказательной медицины , которая требует строгих доказательств эффективности тех или иных методов лечения или диагностики путём методологически корректно выполненных РКИ (рандомизированных контролируемых испытаний) - двойных слепых плацебо -контролируемых клинических испытаний. Любые другие методы лечения, не получившие подтверждения эффективности в РКИ, просто отвергаются как нерелевантные и неэффективные, вне зависимости от их кажущейся эффективности в не-слепых опытах (то есть для пациента или для практикующего врача). Поскольку вероятность основных заболеваний увеличивается с возрастом, большую популярность в последнее время получает развитие разделов геронтологии , имеющих отношение к замедлению старения, развитие антивозрастной (antiaging) медицины, а также попытки перехода парадигмы лечения возникших болезней к их предотвращению (профилактическая медицина).

См. также

  • VA VistA - свободная медицинская информационная система
  • Медицинские стандарты: SNOMED, HL7

Ссылки

  • Сергей Петрович Капица & Борис Григорьевич Юдин. Медицина XXI века: этические проблемы // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 3. - С. 75-79.
  • М.С. Киселева. Врачевание в Москве и в Киеве (по текстам XVII в.) // Традиционное и нетрадиционное в культуре России. - М.: Наука, 2008, с. 50-60

Коды в системах классификации знаний

  • Государственный рубрикатор научно-технической информации (ГРНТИ)(по состоянию на 2001 год): 76 МЕДИЦИНА И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Научная медицина" в других словарях:

    Означенный термин обыкновенно неправильно употребляется в смысле противоположности медицине практической; но последняя во всех своих проявлениях у постели больного, при решении санитарных или судебных вопросов, есть не что иное, как прикладное… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Современная энциклопедия

    Медицина - [латинское medicina (ars) врачебная, лечебная (наука и искусство)], область науки и практическая деятельность, направленные на сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение болезней. Вершиной врачебного искусства в древнем мире … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

    медицина (генезис) - Как рождается медик и научная медицина Самая древняя медицинская практика восходит к жреческой. Согласно мифологии, первым, кто начал обучать людей искусству врачевания, был кентавр Хирон. Асклепий, ученик Хирона, был сыном Бога, носил… … Западная философия от истоков до наших дней

    Содержание 1 Банщики цирюльники 2 Святые 3 Амулеты 4 Больницы … Википедия

    Научная библиотека Южно Уральского государственного университета … Википедия

    Издательство, Москва. Основано в 1918. Научная и учебная литература по медицине, медицинской промышленности, медицинские журналы … Большой Энциклопедический словарь

    - «МЕДИЦИНА», издательство, Москва. Основано в 1918. Научная и учебная литература по медицине, медицинской промышленности, медицинские журналы … Энциклопедический словарь

Все базовые теории современной медицины, так или иначе, связаны с философией медицины, определяющей фундаментальные постулаты и позиции общих теоретических систем. Так, современные философские исследования (философская антропология, философия сознания, социальная философия) лежат в основе -медицинской теории адаптивного реагирования (теория адаптации – общебиологическая теория медицины, однако медицина имеет дело не только с биологическими адаптациями, но и с адаптацией социальной, т.е. приспособлением человека к общественной жизни),-теории детерминизма (причинной обусловленности и связи патологических процессов, происходящих в организме),-а так же теории нормальной (оптимальной) саморегуляции и теории общей патологии.

Философскими основами клинической медицины становится так называемая «философия врачевания», т.е. теория постановки диагноза, лечения, реабилитации и т.д., выстроенная в соответствии с пониманием сущности человека как психо-био-социального существа. В качестве философской основы профилактической медицины можно рассматривать исследования в области теории гигиены как оптимального состояния человека и окружающей среды. Философская теория ценностей составляет философский фундамент врачебной этики, деонтологии, клинической практики.

Современная философия выступает в качестве методологического фундамента медицинского знания, что призвано объединить разрозненные частные исследования и системно применить их к изучению качественно своеобразной живой системы – человека. На первый план в деятельности современного врача выступает диалектический метод, поскольку только он обеспечивает комплексный, системный подход к вопросам болезни, её лечения, профилактики, проведения реабилитационного периода.

Задача философии медицины, конечно, не сводится к тому, чтобы просто приводить те или иные положения диалектики в связи с медицинским знанием, её главная цель - учить студентов, врачей-клиницистов применять диалектику к анализу конкретных естественно-научных и клинических факторов, а затем от знаний переходить к умению применять диалектику на практике. Врач, не владеющий диалектическим методом, каким бы хорошим специалистом он не был, не сможет правильно оценить взаимопересекающиеся и противоречивые патологические процессы в организме и в лучшем случае интуитивно сможет прийти к правильным выводам – правильно поставить диагноз и назначить лечение.

Системный подход, характерный в целом для современной науки, особенно важен в медицине, т.к. она работает с чрезвычайно сложной живой системой – человеком, сущность которого отнюдь не сводится к простому взаимодействию органов человеческого тела. По сути, сама теория лечения есть специфическая теория управления живой системой, поскольку лечение есть система мер, направленных на психосоматическую оптимизацию состояния человека.

Вооруженный системным методом, современный врач не имеет права забывать, что на клинической койке лежит не организм, а человек: врач в данном случае должен учитывать не только состояние его сомы, но и состояние психическое, личностные и индивидуальные характеристики. То же можно сказать и по проблеме постановки диагноза, который включает в себя анализ гносеологических проблем диагностики, анализ субъективных и объективных причин диагностических ошибок, учет социально-культурной «подоплеки» болезни.

К сожалению, современное состояние теоретической медицины (учения о болезни, компенсаторно-приспособительных процессах, механизмах компенсации нарушенных функций, связях и взаимоотношениях частей в организме и т.д.) позволяет констатировать тот факт, что теоретическая медицина сегодня не является еще комплексным знанием и пока еще представлена в виде отдельных фрагментов, но не целостной системы.

Без постоянной опоры на философскую доктрину – общую методологию науки (исследования по философской антропологии, сознанию, проблемам познавательной деятельности и т.д.) практически невозможно из разрозненных фактов создать единую стройную теоретическую базу современной медицины. Врач-клиницист сможет действовать наиболее целесообразно и эффективно в каждом конкретном случае только тогда, когда он будет опираться не только на частные знания, но и на знание общих закономерностей работы организма, когда будет рассматривать человека как сложную био-социальную систему. Решение данной задачи видится только через синтез философского и медицинского знания, на основе интерпретации фактического материала медицинской науки с позиций и через призму философского знания, что является прерогативой и предназначением философии медицины.

Мировоззренческие основания медицины включают в себя всю совокупность принципов, законов и категорий, отражающих универсальные свойства и законы бытия материи, применительно к объекту медицины (законы диалектики, принципы связи и развития, целостности, структурности, детерминизма). Гносеологические основания медицины включают в себя совокупность принципов познавательной деятельности врача, законы развития и смены гипотез и теорий в медицине, систему методов научного. познания. Социологические основания медицинской науки включают в себя систему принципов и методов, выражающих место данной науки в общем человеческом знании, ее цель и назначение в плане удовлетворения социальных потребностей и ориентации, взаимоотношение медицинской науки, морали, искусства, движущие силы и закономерности развития научной теории как социального явления. Этими вопросами занимается социология медицины. Методологические проблемы медицины возникают как в силу внутренней логики развития медицины, так и на стыке философской теории и медицинских (естественных) наук; в обоих случаях они выступают в качестве особой формы объединения знания - методологической интеграции научного знания. Методологическая интеграция - это новое научное направление XX века, рожденное на уровне всеобщих свойств исследуемого объекта с помощью принципов материалистической диалектики. Методология теории медицины раскрывает роль философии как методологического основания теории медицины, соотношение общебиологических и философских оснований в теории медицины.

    Философия медицины, ее предмет, цели, задачи и основная проблематика.

Философия медицины - это самосознание медицинского сообщества. Она выражает то, что вынуждены постоянно осмысливать современные врачи, фармацевты, мед.сестры и многие другие категории работников системы здравоохранения. Философия медицины как бы демонстрирует свою метафизическую креативность (лат.creation- создание, становление) и инновационность (франц.innovation- нововведение, обновление), которые проявляются в некой экспансии рефлексии на новые явления в расширении междисциплинарных узлов в медицинской науке и практике. Она стремится понять и оценить медицинские знания о здоровье человека и пути освобождения его от болезней. Философия медицины имеет дело с всеобщими знаниями, т.е «второй реальностью», созданной научной и практической деятельностью медиков. Основными разделами в ней являются: онтология медицины как науки и практики, гносеология медицинских наук, методология научно-медицинского постижения заболевания людей - этиологии, вопросы биоэтического регулирования современной научно-исследовательской деятельности. Философию медицины давно представляют как метафизику - учение, рассматривающее наиболее общие знания.

Проблемы философии медицины занимают сегодня в отечественной философской науке особое место. Процесс смены парадигм в медицинской сфере пока не завершен. Для медицины все еще не наступил звездный час признания ее некой завершенной, цельной наукой (наряду с физикой, химией, биологией и т. д.). Смене научной парадигмы, как правило, предшествует период, когда появляются такие научные результаты, которые невозможно вписать в существующую систему убеждений. В этом случае ученые обращаются «за помощью» к философии. Так, всеобщее научное признание того, что элементарные частицы участвуют во всех видах взаимодействия, побудило ученых-медиков сосредоточить свое внимание на генах и молекулах, так как многие проблемы диагностики и лечения могут решаться только на молекулярном уровне, в оборудованных по последнему слову техники клиниках. Академик РАН и РАМН А. Н. Пальцев считает, что без молекулярной медицины вXXIвеке не может быть эффективного врачевания. А для этого необходим тесный союз медицины с фундаментальными науками и философией. Философия медицины как особо специфическая форма осмысления врачевания способствует созданию и обогащению поистине бесценной сокровищницы общезначимых идей. Она призвана выполнять такие наиважнейшие социальные и интеллектуальные функции в практическом здравоохранении, как мировоззренческая, методологическая, аксиологическая и многие другие. Философия медицины имеет прямое отношение абсолютно ко всем сферам познания феномена человека (его организма, души, воли, совести и т. д.). Что же касается теоретического медицинского знания, то здесь роль философии исключительно важна, прежде всего - в сфере углубленного осмысления целостного восприятия медиками научной картины мира и человека нем. Философия всегда была органично связана с теоретической медициной двумя ключевыми функциями.

Первая функция - методологическая. Философия как бы предлагает медицине всеобщий метод научно-теоретического постижения жизни. Вторая функция - аксиологическая. Она связана с внутренней этико-смысловой и социально-нравственной установкой, данной медику как хранителю здоровья.

    Объект и предмет медицины. Специфика медицины как науки, базирующейся на естественно-научных и социально-гуманитарных знаниях.

Первые представления о медицине сформировались историческим путем практического использования достижений фундаментальных и прикладных наук при лечении людей. Но для современных представлений о медицине характерна и опора (кроме естествознания) на ведущие социально-гуманитарные дисциплины. Само слово «медицина», несущее в своем основании латинское «medicina» и близкое к нему слово «medicare», имеет два значения - лечить и отравлять, а слово «medicamen» - медикамент и яд. Такие противоположные значения латинских слов указывают на меру профессионального осознания сложности медицины. Кроме того, слово «медицина» имеет и индоевропейский корень «med» - середина. Медицина находится на рубеже между естественными и общественными науками.

Взгляд на медицину лишь как на сферу, имеющую дело с болезнями, является узким и односторонним. Подобное мнение может быть отнесено к отдельным разделам медицины. В целом же она является не только наукой о больном, но и наукой о здоровом человеке. Она преследует цель предотвращения болезней, укрепления здоровья, продления активного, творческого долголетия человека.

Медицина как наука - некое целостное единство познавательных, лечебных и ценностных форм. В ней аккумулируются знания о болезнях и здоровье человека, лечении и профилактике, норме и патологии, о патогенном и саногенном влиянии на него природных и социокультурных условий и факторов. Современная медицинская наука претерпевает процесс глубоких научно-технических и технологических преобразований. Медицинская наука - комплекс медико-биологических, клинических и социально-гигиенических дисциплин. Она развивается на стыке естественно-научных, социальных и гуманитарных дисциплин. Задача состоит в том, чтобы систематизировать все открытия, сделанные в лоне науки и связанные непосредственно с человеческой природой. Современная медицина, опираясь на биологию и физиологию человека, познает и объясняет структуру и функции всех органов уникального человеческого организма.

    Дифференциация и интеграция медицинских знаний. Медицина как наука и искусство, теория и практика.

В условиях продолжающейся дифференциации медицины неизбежно происходят процессы интеграции. Философия - это методологическая интеграция, обеспечивающая целостность и эффективность процесса научного познания в медицине. Союз философии и медицинских наук - одна из важнейших методологических форм интеграции научных знаний во всей системе врачебной теоретической и практической деятельности. Философия на всех исторических этапах развития медицины играла роль науки, способствующей созданию целостной и адекватной научной картины жизнедеятельности человека, осуществляющей синтез знаний в медицине. Объект познания у всей современной науки (в том числе и у научной философии) один - это объективный мир (природа, общество, человек). Общее и специфическое в самом объекте познания взаимосвязаны. Следовательно, и науки, изучающие это всеобщее (философия) и специфическое (медицина), должны быть взаимосвязаны. Общий для всей медицинской науки объект познания, в свою очередь, тоже расчленяется в процессе дифференциации медицинской науки на отдельные части, стороны, отношения и аспекты, которые являются объектами специальных медицинских наук. Но для того, чтобы создать единую целостную научную картину мира в медицине, реконструировать в знании объект, необходимо связать, объединить те теоретические фрагменты научного знания, которые даются этими науками. Наибольшей степенью общности (и универсальности) обладают принципы, законы и категории философии. В современной иерархии наук методы и принципы каждой из более общих наук действуют также внутри менее общих наук, имеющих близкую предметную область исследования. Например, методы и принципы биологии действуют и в медицине. Принципы, законы и категории диалектики проявляются в метатеориях, фундаментальных и прикладных науках. Методы каждой фундаментальной науки преломляются и действуют в специфических методах прикладных наук, замыкающихся на данную фундаментальную науку, которая обеспечивает определенную интеграцию заключенного в них знания. В этом плане каждая теоретическая конструкция более общего плана выполняет методологическую функцию по отношению к специальным теориям. Вот почему мы считаем рассматриваемые теории медицины как элементы ее методологии. В медицинской науке можно выделить несколько видов теоретических оснований: историческое основание - история выработки теоретических принципов, постановки проблем, анализ дискуссий в медицине; эмпирическое основание - совокупность научных фактов, на которые опирается медицинская наука и строятся ее теории; теоретическое основание - обобщение научных фактов, синтез их вокруг определенной интегративной идеи в медицине; формальнологическое основание - формальнологические принципы и законы мышления в теоретической и клинической медицине; философские основания - мировоззренческие, методологические и социологические основания медицинской теории [Петленко В. П., 1968].

Медицина: теория и практика

Медицина - область научной и практической деятельности по исследованию нормальных и патологических процессов в организме человека, различных заболеваний и патологических состояний, по сохранению и укреплению здоровья людей.

В медицине выделяют теоретическую медицину или биомедицину - область науки, изучающую организм человека, его нормальное и патологическое строение и функционирование, заболевания, патологические состояния, методы их диагностики, коррекции и лечения с теоретических позиций.

Теоретическая медицина исследует теоретические основы лечения, предлагает пути развития практической медицины. Теоретическая медицина основана на логическом медицинском мышлении, подтвержденным научными теоретическими знаниями. Обобщение различных подходов дает теоретической медицине возможность создавать медицинские гипотезы, которые будут являться неотъемлемой частью практического мышления. Теоретическая медицина - это первый шаг практики.

Практическая медицина

В медицине выделяют также практическую, или клиническую, медицину (медицинскую практику) - практическое применение накопленных медицинской наукой знаний, для лечения заболеваний и патологических состояний человеческого организма.

В современной научной медицине всё шире применяются критерии доказательной медицины, которая требует строгих доказательств эффективности тех или иных методов лечения, профилактики или диагностики путём методологически корректно выполненных клинических испытаний. Любые другие методы лечения, не получившие подтверждения эффективности, просто отвергаются как неэффективные, вне зависимости от их кажущейся эффективности.

    Специфика познания в медицине, особенности предмета, средств, методов и целей.

Современное медицинское познание развивается, как и всякое научное исследование, в пределах определенной философско-категориальной системы с активным использованием того или иного набора научных понятий, а также терминов обыденного языка. Для развития в медицинских науках новой современной концептуальной модели познания необходимо постоянное совершенствование своего собственного категориально-понятийного аппарата. Общетеоретическое и прикладное знание в современной медицине продуктивно настолько, насколько анализ возникающих перед ними проблем связан с достижением фундаментальных наук, а также умелым использованием философско-методологических принципов. А такой подход возможен только на путях критического философского переосмысления широкого комплекса проблем, выдвинутых самим ходом научного познания. Общепризнано, что любое научное познание мира, в том числе и медицинское, в каждую конкретную историческую эпоху осуществляется в соответсвии с определенной системой философских категорий и научных понятий.

    Социальные концепции общества и их влияние на решение проблем общественного здоровья, организацию здравоохранения, профилактику и клиническую деятельность.

Здравоохранение, медицинская наука и промышленность XXI в. предоставляют практикующим врачам принципиально новые медицинские технологии, лекарственные средства, медицинские приборы, инструментарий и устройства, что, казалось бы, должно существенным образом повлиять на конечные показатели здоровья населения: смертность, заболеваемость, инвалидность. Многие страны из года в год увеличивают расходы на здравоохранение, однако должной отдачи от этих вложений нет. Практика показывает, что увеличение объема финансирования, выделяемого на здравоохранение, способствует улучшению качества и доступности медицинской помощи, однако величина средств, выделяемых на здравоохранение, не всегда коррелирует с конечным показателем эффективности здравоохранения - уровнем здоровья населения.

В рамках демографического перехода к современному способу воспроизводства населения происходит реструктуризация патологии: нарастают ресурсоемкие нозологические формы (в первую очередь хронические заболевания), снижается удельный вес патологий, лечение и профилактика которых требуют гораздо меньших затрат. Эти и другие причины (инфляция, внедрение новых, более дорогих технологий и медикаментов) обусловливают рост расходов на здравоохранение, выражающийся в его увеличении на 1% ВВП каждое десятилетие. Так, если в 20-е годы XX в. цивилизованный мир тратил на нужды здравоохранения 0,7-1,2% ВВП, то в настоящее время в странах Европы эти затраты составили уже 7-9%, а в США - около 15%

Социальные условия непосредственно обусловлены социально-экономической структурой общества, это производное способа общественного производства и производственных отношений. Для конкретного человека или группы людей социальные условия проявляются в виде условий его труда и быта - условий жизни, т.е. социальных факторов. Следовательно, здоровье и болезнь - это категории, являющиеся результатом воздействия социальных условий и факторов.

Состояние здоровья в целом зависти от различных факторов:

биологических, психологических (наследственность, конституция, тип нервной

системы) свойств организма; социально-экономических, политических факторов;

природных (климат, ландшафт местности, погодные условия) факторов;экологического фактора (загрязнение воды и воздуха, состояния окружающей среды);эффективности функционирования системы охраны здоровья и др.Первое ранговое место по отношению влияния не только на общую заболеваемость, но на заболеваемость отдельными болезнями занимает образ жизни (курение, употребление алкоголя, наркотиков, несбалансированное питание, стрессы, вредные условия труда, гиподинамия – низкая физическая активность, злоупотребление лекарствами, напряженные семейные и производственные отношения, низкий культурный и образовательный уровень), его доля с точки зрения влияния на здоровье 50-55%.

Доля факторов внешней среды (загрязнение среды обитания (воздуха и воды) канцерогенными и другими вредными веществами, среднегодовая температура, уровень солнечной радиации), занимающих второе ранговое место, 20-25%.Далее расположены социально-биологические – генетические факторы (наследственность, возраст родителей, пол, течение антенатального периода)– 15-20%. и организационные или медицинские (уровень и организация медицинской помощи, состояние системы здравоохранения, ятрогении) – 10-15%.

    Влияние научно-технического прогресса на развитие медицинского знания и здравоохранения.

Формирование и развитие эффективных систем обеспечения качества медицинской

помощи (КМП) остается одной из наиболее актуальных проблем современного отечественного и зарубежного здравоохранения.

На разных этапах развития здравоохранения проблемы КМП являлись наиболее важными, так как они оказывали определяющее влияние на организационные, экономические и

правовые механизмы системы медицинского обеспечения.

Наибольшее развитие вопросы обеспечения КМП получили в ХХ веке. С конца 50-х

годов внимание к КМП становится всеобщим и начинает носить интернациональный характер. Создаются национальные, международные организации, а ВОЗ публикует ряд программных документов и докладов, связанных с обеспечением КМП. Всемирная организация здравоохранения в своем докладе «Задачи по достижению здоровья для всех» поставила цель, чтобы к 2000 году все государства - члены имели соответствующие структуры и механизмы для обеспечения непрерывного повышения качества медико-санитарной помощи и совершенствования соответствующего развития и использования технологии здравоохранения.

К 70-м годам в большинстве развитых стран мира были приняты концепции и программы повышения качества, разработаны критерии КМП.

В конце 80-х – начале 90-х годов в процессе новейших реформ здравоохранения в Европе особое внимание уделялось программам повышения КМП и внедрению эффективных

форм медицинской помощи, что потребовало реструктуризации работы больниц и повышения потенциала сектора первичной медико-санитарной помощи. Возникло «движение за повышение результативности медицинской помощи», основанное на понимании существования значительных пробелов в знаниях об эффективности методов лечения, а также на отсутствии информации о доказательно подтвержденных данных и их применении в лечебно-диагностическом процессе. Оценив влияние прогресса в области медицинских технологий, врачи все чаще стали приходить к выводу, что современные технологии не всегда эффективны. Возникло противоречие между технологическим прогрессом и медицинской эффективностью.

На практике сложилось неоднозначное понимание терминов «качество продукции» и,

соответственно, «качество медицинской помощи».

С философской точки зрения качество представляет собой категорию, выражающую

неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря которой он

является именно этим, а не другим объектом. Качество отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, наличие существенных признаков, свойств, особенностей, которые определяют его специфику и дают возможность отличать один объект от других. Вместе с тем, качество выражает и то общее, что характеризует весь класс однородных объектов.

    Количество, качество и мера как категории философии медицины. Мера и норма в медицине.

Медицина, как и любая другая отрасль творческой деятельности людей, базируется на некотором комплексе философских категорий и понятий, а также фундаментальных научных представлений о природе, обществе и, конечно, человеке. Все они в сумме образуют некую картину мира (мировоззрение), характерную для представителей медицины. Понятия (общая идея) и категории (греч.kategoria- суждение) - результат осознания становления и развития предмета научного исследования. Слово «категория» было введено еще Аристотелем для обозначения фундаментальных понятий, отражающих всеобщие свойства и качества бытия, а также процесса его познания. Философские категории и понятия в науке и медицине являются некими ступеньками или узловыми пунктами познания мира, общества и человека. Философские категории сформировались на определенном этапе интеллектуального развития человечества. Их становление свидетельствует о революционном скачке в развитии абстрактного мышления. Для медицинской науки важны многие парные философские категории, отражающие взаимосвязи, отношения в природе, обществе и человеческой жизнедеятельности, такие как: «количество-качество», «мера и норма» и многие другие. Все они имеют кроме всего прочего еще и большое философско-методологическое значение в философии медицины, ибо в них отражаются универсальные законы познания объективного мира. Это - признание за ними наличия наиболее общих связей и отношений в реальном мире, свойственных всем явлениям материального мира, жизни вообще, жизни общества и социальных сообществ, а также духовной жизни людей. Широко используемую диалектическую формулу «переход количества в качество» нужно понимать, как переход одного качества в другое на основе количественных измерений. Качество - относительно устойчивая и относительно существенная определенность явлений и процессов, отличающая их друг от друга. Проблема количества и качества неразрывно связана с философской категорией «мера». Она, по сути, служит тем интервалом количественных изменений, в которых сохраняется данное качество. Мера является демаркационной линией, отделяющей одно качество от другого. Эта категория имеет большое философско-методологическое значение для анализа и осознания роли и значения такого важного медико-биологического понятия, каковым является «норма». Норма (от лат.norma– требование, правило, образец) - установленный эталон или стандарт для оценки существующих и создания новых объектов. Нормы существуют лишь там, где есть общечеловеческие потребности и соответствующие цели и средства жизнедеятельности. В природе, не включенной в человеческую жизнедеятельность, норм как таковых нет. Каждая норма формулируется на основе определенных законов и включает четыре основных элемента. Первый - это содержание как действие, являющееся объектом регуляции (познания, практика). Второй - характер, т.е то, что данное правило разрешает (предписывает). Третий - это условия приложения или обстоятельства, в которых должно или не должно выполняться действие. Четвертый - это субъект в виде группы лиц, которым адресована норма. Типы норм многообразны: правила, предписания, медицинские нормы; частные и общие; познавательные и технические; методологические и логические и т. п. Норма - это частный случай меры - интервала, в котором предмет, изменяясь количественно, сохраняет при этом свое качество. Иногда границы нормы и границы меры совпадают. Поэтому норма - это некие демаркационные грани (верхние и нижние), в пределах которых могут происходить различные количественные сдвиги.

медицина, медицина 21 века
Медици́на (лат. medicina) - система научных знаний и практических мер, объединяемых целью распознавания, лечения и предупреждения болезней, сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности людей, продления жизни. Слово «медицина» происходит от латинского словосочетания ars medicina - «лечебное искусство», «искусство исцеления», - и имеет тот же корень, что и глагол medeor, «исцеляю».

При необходимости противопоставления «народной», «нетрадиционной» медицинам и прочим «практикам» уточняют - общепринятая медицина (либо конвенциональная, от англ. conventional - обычный, традиционный; общепринятый).

  • 1 Символы
  • 2 История
    • 2.1 Древний мир
      • 2.1.1 Древний Египет
    • 2.2 Средние века
      • 2.2.1 Медицина в средневековой Западной Европе
      • 2.2.2 Средневековая Русь
    • 2.3 Эпоха Возрождения
    • 2.4 Новое время
  • 3 Направления и области медицины
    • 3.1 Профилактическая медицина
    • 3.2 Клиническая медицина
    • 3.3 Фармакология (фармацевтика)
    • 3.4 Медико-биологические отрасли
    • 3.5 Отдельные области медицины
    • 3.6 Теоретическая медицина
    • 3.7 Практическая медицина
    • 3.8 Доказательная медицина
  • 4 См. также
  • 5 Ссылки
  • 6 Литература
  • 7 Коды в системах классификации знаний
  • 8 Примечания

Символы

В современном мире наибольшее символическое значение для обозначения медицины получили четыре варианта.

Один из внешних символов медицины с конца XX века - шестиконечная «Звезда жизни». Более древним символом медицины является посох Асклепия, который, согласно преданию, принадлежал великому целителю. Третий популярный знак - красный крест и красный полумесяц; его слава тесно связана с деятельностью Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Четвертый символ медицины - чаша с обвившейся вокруг неё змеёй - связан с Авиценной, который в лечении применял яд змей и древнегреческой богиней здоровья Гигиеей, изображавшейся с чашей и со змеёй.

    «Звезда жизни»

    Посох Асклепия

    Эмблема Международного Красного Креста

    Эмблемма Международного Красного Полумесяца

    Эмблемма IFRC

    Чаша Гигиеи

История

Основная статья: История медицины Череп периода энеолита со следами трепанации, найденный в местечке Чалагантепе (Агдамский район). 5-е тысячелетие до н. э. Музей истории Азербайджана, Баку Изображение на деревянных досках Хеси-Ра, философа, архитектора, придворного библиотекаря и, вероятно, первого официально упомянутого врача в истории Знаменитый греческий врач - Гиппократ Древнеримский катетер

Древний мир

Основная статья: Доисторическая медицина

Первоначально возникновение заболевания рассматривались как некое внешнее и совершенно враждебное человеку живое существо, которое каким-либо образом проникает в его тело и способно вызвать болезненное состояние. Таким образом, абсолютная беспомощность человека той эпохи перед силами природы в сочетании с непониманием сущности и законов окружающего мира способствовали возникновению ложных представлений о существовании злых духов, способных вселяться в организм человека, а также привели к разработке и применению целого ряда магических средств и приёмов лечения (заклинания, заговоры, молитвы и так далее), которые являлись, по сути, зачатками психотерапии. Зарождение и развитие зна́харства и шама́нства на ранних этапах существования человека привело к возникновению понятия лечения как такового. странах Древнего Востока получила развитие так называемая жреческая, или храмовая, медицина. Значительных успехов достигла медицина в развитых античных государствах: есть исторические документы, донесшие до нас свидетельства современников-очевидцев и труды древнегреческого врача Гиппократа, римского естествоиспытателя Клавдия Галена, александрийских врачей Герофила и Эрасистрата. Кроме того, письменные памятники Древнего Востока (древнеегипетские медицинские папирусы; Хаммурапи законы; Ману законы и Аюрведа в Индии и другие) свидетельствуют, что в древних государствах законодательным путём были регламентированы условия деятельности врачей вплоть до размеров гонораров за лечение и установления различных степеней ответственности за нанесение ущерба больному.

Таким образом, в древнем мире врачи и жрецы, наряду с мистическими, магическими формами врачевания, использовали рациональные лечебные приёмы и целебные средства народной медицины. Немаловажное значение уделялось диететике, гигиеническим предписаниям, массажу, водным процедурам, гимнастике. Известны дошедшие до наших дней свидетельства успешного (следы восстановления костной ткани в области рукотворных трепанационных отверстий, наличие костных мозолей на сломанных костях и так далее) применения хирургических методов лечения: трепанация черепа, кроме того, описано применение в случае патологических родов или гибели роженицы кесарева сечения, а в случае внутриутробной гибели плода - эмбриотомии и так далее. Древнекитайская медицина использовала более 2 000 лекарственных средств, среди которых особое место занимали женьшень, ртуть, корень ревеня, камфора и другие. Несколько тысячелетий насчитывает своеобразный метод иглотерапии. Относительно высокого уровня достигли в Древней Индии анатомия и хирургия.

Древний Египет

Врач, который лечит пациента

Древнеегипетская медицина представляла собой смесь суеверных, доисторических воззрений со строго проверенными наблюдениями и выводами. Врач должен был следовать лишь тем правилам, которые жрецы изложили в особых сочинениях. Все открытия в медицине приписывались богам и богиням: Озирису, Изиде, Гору, Баст и Тоту. Врачебное дело находилось в руках жрецов - пастофоров. Они принимали больных в храмах. Преподавание медицины производилось в особых школах.

Гигиена в Египте играла видную роль: были точно определены образ жизни граждан, их пища, сон, обмывания. Многие из подобных правил были заимствованы евреями и вошли в их священные книги. Каждые 3 дня (по другим данным - 3 месяца) предписывалось принимать слабительные и рвотные для очищения тела, в определённые промежутки времени назначался пост. Здоровье поддерживалось также играми. Особые счётчики вели записи о рождаемости и смертности, с обозначением причин болезней. Погребение производилось на кладбищах, в горах; для трупов фараонов возводились особые пирамиды. Трупы свободных граждан подвергались бальзамированию, в трёх видах, сообразно общественному положению умершего.

Привычные современному человеку понятия Анатомия и физиология практически отсутствовали в древнеегипетской медицине, а представление о них было идеалистическим. Согласно этим взглядам, телом управляют 4 духа (деканы). До 50 лет тело увеличивается в весе ежегодно на 1/2 лота (примерно 6,5 граммов), а позже начинает уменьшаться, отчего и происходит смерть.

Египтянам были известны свойства 700 средств природного происхождения. Были известны опиум и гашиш. По сравнению с современной медициной, внутренних средств было не очень много. Они употреблялись всегда свежими и подогретыми, а также замешивались с тестом и давались в виде хлеба. Чтобы ввести лекарство детям, кормилица принимала его и оно с молоком поступало к младенцу. Кроме лекарственных средств применяемых внутрь (через рот) существовал весьма разнообразный выбор: клизмы, тампоны, окуривания, мази, припарки. Зубы пломбировались, недостающие заменялись искусственными, которые привязывались золотыми проволоками к соседним зубам. По мнению Эберса, заклинания имели значение лишь для низших сословий.

Средние века

Абу Али Ибн Сина - один из наиболее известных средневековых врачей Основная статья: Средневековая медицина

Накопление практических медицинских наблюдений продолжалось и в средние века. Возникли специальные учреждения для лечения больных и раненых, монастырские больницы для гражданского населения (VII век). Крестовые походы, сопровождавшиеся миграцией населения, способствовали возникновению опустошительных эпидемий и обусловили в Европе создание карантинов.

В VII веке в исламских странах начинают активно развиваться науки: учёные исламского мира в числе прочего продолжают развивать медицинские знания древних цивилизаций. Халифы покровительствуют наукам и учёным. Харун ар-Рашид устраивает в Багдаде школы, больницы и аптеки. Его сын Мамун основывает в Багдаде Академию, призывает к себе учёных из всех стран. Школы устраиваются во многих местах: в Куфе, Басре, Бухаре и других городах.

В 873 году при Ахмаде ибн Тулуне была создана первая крупная государственная больница, предназначенная исключительно для бедных слоёв населения. При поступлении в больницу одежда и деньги сдавались на хранение управителю, а при выписке из больницы пациент получал в качестве последнего рациона одну курицу и один хлеб. Больница включала также отделение для умалишённых.

Арабы находились в условиях, по-видимому, особенно способствовавших развитию медицины, так как ислам призывает искать лекарства от болезней и превозносит тех, кто лечит людей. Арабские учёные-медики переводили и изучали сочинения древних медиков. Ибн Зухр (Авензоар) является первым известным врачом, осуществлявшим анатомирование и посмертное вскрытие человека. Знаменитейшие из арабских медиков: Аарон, Бактишва (несколько врачей-несториан), Гонен, Ибн аль-Вафид (англ.)русск. (Абенгефит), Ар-Рази, Али ибн Сахль Раббан аль-Табари (Гали-Аббас), Ибн Сина (Авиценна), Альбукасис, Ибн Рушд (Аверроэс), Абдул-Латиф аль-Багдади.

Византийская и арабская медицина обогатила мировую медицинскую науку новыми описаниями симптомов болезней и лекарственных средств. Значительную роль в развитии медицины сыграл среднеазиатский учёный Ибн-Сина (Авиценна).

Медицина в средневековой Западной Европе

Гравюра, изображающая врачей и пациентов Салернской врачебной школы XI-XII век

В средневековой Западной Европе, по сравнению с античностью, эмпирическая наука находилась в упадке, приоритет имели теология и схоластика. Сосредотачивалась наука в университетах. Начиная с IX века, в университетах на территории современной Германии, Англии и Франции, наряду с другими науками преподавалась, в том числе, и медицина. Лечением занимались монахи и светские люди. Самой знаменитой из врачебных школ в Европе в средние века была Салернская. Сочинения этой школы были приняты, как образцовые, в других училищах. Наиболее известной была гигиеническая поэма «лат. Regimen Sanitatis». К Салернской школе принадлежали врачи духовного и светского звания, а также женщины. Они заведовали больницами, сопровождали армии в походах и состояли при королях и принцах. Только с XIII века у немногих представителей медицины того времени обнаруживается стремление изучать природу болезней путём наблюдений и опытов. Таковы Арнольд из Виллановы и Р. Бэкон. XIV веке начинается разработка анатомии как науки на основании вскрытий и М. де Луцци (англ.)русск. (1275-1326) издаёт сочинение, содержащее точные изображения органов. Тем не менее, до XV века арабы доминировали в европейской медицине, так что даже сочинения Галена в Европе распространялись в переводах с арабского.

Средневековая Русь

На Руси наряду с монастырской медициной продолжала развиваться народная медицина. XI-XII веках в Переяславе и Киеве, в XIII веке во Львове были созданы больницы. Лекарственным делом в России издавна занимались врачи-эмпирики («ликовци»), аптекари («зелийникы»), костоправы, цирюльники.

Эпоха Возрождения

Значительный шаг в развитии медицины был сделан в эпоху Возрождения (XV-XVIII веках). Швейцарский врач Парацельс выступил с пропагандой медицины, основанной на опыте и знаниях, ввел во врачебную практику различные химические вещества и минеральные воды. А. Везалий описал строение и функции тела человека. Английский врач У. Гарвей создал учение о кровообращении.

В области практической медицины важнейшими событиями XVI века были создание итальянским врачом Дж. Фракасторо учения о контагиозных (заразных) болезнях и разработка первых научных основ хирургии французским врачом А. Паре.

Новое время

Врач, который посещает своих пациентов в 1682 году Операция в семнадцатом веке нашей эры

Рост промышленного производства привлек внимание к изучению профессиональных заболеваний. На рубеже 17-18 веков итальянский врач Б. Рамаццини положил начало изучению промышленной патологии и гигиены труда.

С развитием медицины зарождаются в разных странах медицинские учебные заведения. 18 в. в Российской империи была создана Академия наук (1724 г) и медицинскую коллегию (1763 г) - административные центры в области медицины, а также открыто несколько медицинских школ.

В 1773 году открыт Медицинский коллегиум во Львове, который в 1784 объединился с медицинским факультетом Львовского университета, 1787 - открыта Елизаветградская медико-хирургическая школа. Одним из основных источников, комплектовали слушателей медицинских школ, была Киевская академия, где в конце XVIII века начали преподавать медицину (в 1802 был открыт медицинский класс - первым его преподавателем стал А. Ф. Масловский).

Во второй половине XVIII века - первой половине XIX века были заложены основы военной и морской гигиены. Немецкий ученый Р. Кох стал одним из основоположников микробиологии. Основы экспериментальной фармакологии и токсикологии заложил французский физиолог и патолог К. Бернар. Труды немецкого физиолога Г. Гельмгольца, чешского биолога Я. Пуркине способствовали прогрессу офтальмологии.

В это время увеличивается количество медицинских учебных заведений.

Направления и области медицины

Профилактическая медицина

Основная статья: Профилактическая медицина

Ранее эта область называлась Санитария и гигиена. Имеет целью предупреждения заболеваний, как в отношении одного индивидума, так и в отношении групп, популяций людей.

  • Гигиена изучает влияние факторов внешней среды на организм человека с целью оптимизации благоприятных и профилактики неблагоприятных воздействий.
  • Дезинфектология
  • Санитария
  • Эпидемиология изучает демографию болезненных процессов, мероприятия по их локализации и снижению заболеваемости, и включает в себя, но не ограничивается изучением эпидемий.

Клиническая медицина

Выявление и лечение больных людей и предотвращение повторного заболевания одного и того же пациента.

  • Диетология изучает влияние еды и питья на здоровье и болезни, особенно при определении оптимального питания. Диетолог назначает терапевтическую диету при сахарном диабете, сердечно-сосудистых заболеваниях, лишнем весе и расстройствах пищеварения, аллергии, недоедании и опухолях. (иногда, ошибочно путают с гигиеной питания).
  • Терапия
  • Хирургия
  • Психиатрия
  • Педиатрия
  • Геронтология
  • Кардиология
  • Неврология
  • Эндокринология изучает гормоны и их влияние на тело
  • Офтальмология
  • Стоматология
  • Урология

Фармакология (фармацевтика)

Основная статья: Фармакология
  • Фармакоэпидемиология
  • Фармация
  • Фармакология биохимическая
  • Клиническая фармакология
  • Молекулярная фармакология
  • Фармакогеномика
  • Экспериментальная фармакология

Медико-биологические отрасли

  • Анатомия изучает физическое строение организмов. отличие от макроскопической анатомии, цитологии и гистологии, анатомия изучает микроскопические структуры.
  • Биохимия изучает химические процессы, происходящие в живых организмах, особенности структуры и функции их химических компонентов.
  • Биомеханика изучает структуры и функции биологических систем с помощью механических методов.
  • Биологическая статистика - это применение статистики к биологическим полям в самом широком смысле. Знание биостатистики имеет важное значение в планировании, оценке и интерпретации медицинских исследований. Также биостатистика является основой для эпидемиологии и доказательной медицины.
  • Биофизика - это междисциплинарная наука, которая использует методы физики и физической химии для изучения биологических систем.
  • Цитология занимается микроскопическим исследованием отдельных клеток.
  • Эмбриология изучает раннее развитие организма.
  • Генетика изучает гены и их роль в биологической наследственности.
  • Гистология изучает структуры биологических тканей с помощью световой микроскопии, электронной микроскопии и иммуногистохимии.
  • Иммунология изучает иммунную систему, которая включает в себя врождённый и адаптивный иммунитет.
  • Инфектология изучает инфекции.
  • Комбустиология изучает ожоги и их лечение.
  • Медицинская физика изучает применение принципов физики в медицине.
  • Микробиология изучает микроорганизмы, в том числе простейшие, бактерии, грибы и вирусы.
  • Молекулярная биология изучает молекулярные основы процесса репликации, транскрипции и трансляции генетического материала.
  • Нейробиология включает в себя те дисциплины науки, которые связаны с изучением нервной системы. основном, нейробиология сфокусирована на физиологии головного мозга и спинного мозга. Некоторые связанные клинические специальности включают в себя неврологию, нейрохирургию и психиатрию.
  • Патология как наука изучает причины болезней, их ход, прогрессию и разрешение.
  • Фотобиология изучает взаимодействие между неионизирующими излучениями и живыми организмами.
  • Физиология изучает нормальное функционирование организма и лежащие в его основе механизмы регулирования.
  • Радиобиология изучает взаимодействие между ионизирующими излучениями и живыми организмами.
  • Токсикология изучает опасные эффекты лекарств и ядов.

Отдельные области медицины

  • Авиационная медицина
  • Арктическая медицина
  • Военная медицина
  • Космическая медицина
  • Медицина катастроф
  • Подводная медицина
  • Спортивная медицина
  • Судебная медицина
  • Медицина труда
  • Хрономедицина

Теоретическая медицина

В медицине выделяют теоретическую медицину или биомедицину - область биологии, изучающую организм человека, его нормальное и патологическое строение и функционирование, заболевания, патологические состояния, методы их диагностики, коррекции и лечения с теоретических позиций.

Теоретическая медицина исследует теоретические основы лечения, предлагает пути развития практической медицины. Теоретическая медицина основана на логическом медицинском мышлении, подтвержденным научными теоретическими знаниями. Обобщение различных подходов дает теоретической медицине возможность создавать медицинские гипотезы, которые будут являться неотъемлемой частью практического мышления (из тезисов Райтера Д. В.). Теоретическая медицина - это первый шаг практики (проф. Соловьев В. З.).

Как правило, теоретическая медицина не затрагивает практику медицины в такой степени, в какой она занята теорией и исследованиями в медицине. Результаты теоретической медицины делают возможным появление новых лекарственных средств, более глубокое, молекулярное понимание механизмов, лежащих в основе болезни и процесса выздоровления, тем самым создавая фундамент для всех медицинских приложений, диагностики и лечения.

Практическая медицина

В медицине выделяют также практическую, или клиническую, медицину (медицинскую практику) - практическое применение накопленных медицинской наукой знаний, для лечения заболеваний и патологических состояний человеческого организма.

Доказательная медицина

Основная статья: Доказательная медицина

В современной медицинской науке всё шире применяются критерии доказательной медицины, которая требует строгих доказательств эффективности тех или иных методов лечения, профилактики или диагностики путём методологически корректно выполненных РКИ (рандомизированных контролируемых испытаний) - двойных слепых плацебо-контролируемых клинических испытаний. Любые другие методы, не получившие подтверждения эффективности в РКИ, отвергаются как нерелевантные и неэффективные, вне зависимости от их кажущейся эффективности в открытых исследованиях, когда некоторые участники исследования знают, какое именно воздействие получает пациент.

Поскольку вероятность многих заболеваний увеличивается с возрастом, интенсивно развиваются с позиций доказательной медицины такие разделы, как геронтология и гериатрия, изучающие проблемы замедления старения, антивозрастной терапии и профилактической медицины в пожилом и старческом возрасте.

См. также

  • Лечебно-профилактические учреждения
  • Хронология медицины и медицинской технологии
  • Список медицинских журналов
  • Медицинские стандарты (неполный список)
    • SNOMED

Ссылки

  • Капица С. П., Юдин Б. Г. Медицина XXI века: этические проблемы // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 3. - С. 75-79.
  • Словарь медицинских терминов (рус.). Проверено 28 Марта 2010. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011.
  • Основы медицинской помощи (рус.). Проверено 13 июня 2011. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011.
  • Тэннер М. Сравнительный анализ систем здравоохранения в разных странах.

Литература

  • Ковнер С. История древней медицины. - К., 1878-1888. Вып. 1-3
  • Лахтин М. Ю. Этюды по истории медицины. - М., 1903.
  • Мороховец Л. З. История и соотношение медицинских знаний. - М., 1903.
  • Мейер-Штейнег Т., Зудгоф К. История медицины. - М., 1925.
  • Менье Л. История медицины. - М.;Л., 1926.
  • История медицины / Под ред. Б. Д. Петрова. - М., 1954. - Т. 1.
  • Заблудовский П. Е. История отечественной медицины. - М., 1960-1971.
  • Бородулин Ф. Р. История медицины. - М., 1961.
  • Мультановский М. П. История медицины. - 2-е изд.. - М., 1967.
  • Глязер Г. О мышлении в медицине. - М., 1969.
  • Выдающиеся имена в мировой медицине. - К., 2002.
  • 60 лет Российской Академии медицинских наук / Под ред. В. И. Покровского.. - М., 2004.
  • Мирский М. Б. Медицина России Х-ХХ вв. - М., 2005.
  • Очерки истории медицины XX в. - Казань, 2006.
  • Литвинов А. В., Литвинова И. А. Нобелевская плеяда медицинской науки: Энциклопедия лауреатов. - Смоленск, 2008.
  • Сорокина Т. С. История медицины. - 9-е изд.. - М., 2009.
  • Скороходов Л. Я. Краткий очерк истории русской медицины / Л. Я. Скороходов; науч. ред. и коммент. М. В. Супотницкого. - М.: Вузовская книга, 2010. - 430 с.: ил. ISBN 978-5-9502-0428-9

Коды в системах классификации знаний

  • УДК 61
  • Государственный рубрикатор научно-технической информации (ГРНТИ) (по состоянию на 2001 год): 76 МЕДИЦИНА И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Примечания

  1. 1 2 3 Медицина / Ю. П. Лисицын, Ю. А. Шилинис, А. Д. Адо, П. Е. Заблудовский. - БСЭ / Под общей ред. Б. В. Петровского. - 1969-1978.
  2. Черных П. Я. Историко-этимологический словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1999. - Т. 1. - С. 519-520. - 623 с. - ISBN 5-200-02685-7.
  3. Звезда жизни - статья из Электронной еврейской энциклопедии
  4. Гигиея, Популярный словарь русского языка. Толково-энциклопедический. - М.: Русский язык-Медиа. А.П. Гуськова, Б.В.Сотин. 2003.
  5. Adolphe Gutbub, Mélanges Adolphe Gutbub, Université de Montpellier 1984, p.190
  6. Мец А. Мусульманский Ренессанс / Отв. ред. В. И. Беляев. - Наука, Восточная литература, 1973. - С. 303. - 473 с.
  7. Rose, Nikolas (2007) The Politics of Life Itself: Biomedicine.Power, and Subjectivity in the Twenty-First Centuty. Princeton, New Jersey: Princeton University Press. p.372. ISBN 0-691-12191-5

медицина, медицина 21 века, медицина в россии, медицина гинекология, медицина для вас, медицина и здоровье, медицина картинки, медицина катастроф, медицина онлайн, медицина пророка

Медицина Информацию О