Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Что такое феодальный строй определение. Разложение цехового ремесла.  Роль насилия в становлении капитализма

Основу производственных отношений этого строя составляет собственность феодалов на средства производства, прежде всего на землю (самое понятие «феодализм» происходит от латинского слова «феод» - так назывались земельные угодья, раздаваемые королями своим приближенным, которые обязывались нести за это военную службу). Крестьяне зависели от феодалов, но уже не были их полной собственностью *. Феодалы имели право на труд крестьян, последние прикреплялись к земле и обязаны были отбывать повинности в пользу своих господ.

В феодальном обществе существовала также собственность крестьян и ремесленников на свое личное хозяйство. V крепостного крестьянина был свой надел земли, было личное хозяйство, продукты с которого по выполнении повинностей в пользу феодала оставались в его распоряжении.

Эта особенность производственных отношений открывала новые возможности для роста производительных сил. У непосредственного производителя появилась известная материальная заинтересованность в результатах своего труда. Поэтому он не ломает, не портит орудия, а, напротив, бережно сохраняет и совершенствует их. Сельское хозяйство развивается: вырабатывается трехпольная система земледелия, все шире применяется удобрение полей.

Еще более значительных успехов добивается ремесло, поставлявшее сельскохозяйственные орудия, предметы обихода, употреблявшиеся в быту феодалов и купцов, разнообразную

_____________
* В некоторых странах, например в России, крепостное право приняло особенно грубые, приближавшиеся к рабству формы: помещик мог продать, купить крестьян и т. д.

утварь, а также оружие и военное снаряжение. Развитие ремесла и торговли способствовало подъему городов. Со временем города стали крупными хозяйственными, политическими и культурными центрами, колыбелью нового, капиталистического способа производства.

В эпоху феодализма были сделаны многие выдающиеся открытия, оказавшие большое влияние на дальнейшую историю человечества: люди научились делать железо из чугуна, строить пригодные для дальних путешествий килевые парусные суда, изготовлять простейшие оптические приборы (очки, зрительные трубы), изобрели компас, порох, бумагу, книгопечатание, механические часы. Мускульная энергия человека и животных все шире дополняется энергией ветра (ветряная мельница, парусные корабли) и падающей воды (водяная мельница, водяное колесо - простейший двигатель, получивший широкое распространение в средние века).

Смена рабовладельческих производственных отношений феодальными повлекла за собой перемены во всей жизни общества.

Изменилась прежде всего классовая структура. Господствующим классом стали феодалы - собственники земли. Другим основным классом феодального общества были крепостные крестьяне. Отношения между этими классами носят антагонистический характер, основываются на непримиримой противоположности классовых интересов. Формы эксплуатации, хотя и несколько смягчившиеся по сравнению с рабством, отличаются большой жестокостью. Эксплуатация крестьян по-прежнему основывается на внеэкономическом принуждении. Под воздействием экономических стимулов, материальной заинтересованности крепостной работает лишь в личном хозяйстве. Большую же часть времени он отдает работе на феодала, за которую не получает никакого вознаграждения. Здесь главным побуждением к труду служит страх перед наказанием, физической расправой, а также угроза утраты всего личного имущества, которое может быть отнято помещиком.



Классовая борьба в феодальном обществе поднимается на более высокий уровень в сравнении с рабовладельческим обществом. Восстания крестьян охватывают подчас крупные территории. О силе их сопротивления феодалам свидетельствуют потрясавшие одну страну за другой крестьянские войны: восстание Уота Тайлера в Англии (14 век) и Жакерия во Франции (14 - 15 века), крестьянская война в Германии (16 век), тайпинское восстание в Китае (19 век), восстания сикхов в Индии (17 - 18 века), восстания Болотникова. Разина (17 век) и Пугачева (18 век) в России и т. д.

Политическая и идеологическая надстройка феодального общества отражает особенности форм эксплуатации и классо-

вой борьбы. Чтобы эксплуатировать и удерживать в узде крепостных, феодальному государству постоянно приходится прибегать к вооруженной силе, которой располагает не только центральная власть, но и каждый феодал. В своих владениях он является полновластным государем, самолично творит суд и расправу.

Право закрепляет социальное и экономическое неравенство феодального общества, классы и отдельные их прослойки выступают в виде сословий (феодальное общество делится на такие сословия, как дворянство, духовенство, крестьянство, купечество и др.). Отношения между сословиями и внутри них основываются на системе строгого подчинения, личной зависимости. Неподвижность социальных перегородок затрудняет переход с одной ступеньки феодальной иерархической лестницы на другую. В духовной жизни феодального общества главенствующую позицию завоевывает церковь, религия.

Со временем развитие производительных сил приходит в столкновение с господствующими в феодальном обществе производственными отношениями и определяемой ими политической и идеологической надстройкой. Наряду с мелкими ремесленными мастерскими возникают крупные мануфактурные предприятия, основанные на ремесленной технике, но широко применяющие разделение труда и использующие труд свободных от крепостной зависимости работников. Создавая мануфактуры, молодая буржуазия Европы, конечно, не знала и не задумывалась над тем, к каким общественным последствиям это приведет, она преследовала лишь цели своей непосредственной выгоды. Как правильно указал И. В. Сталин, нарождавшаяся буржуазия «не сознавала и не понимала, что это «маленькое» новшество приведёт к такой перегруппировке общественных сил, которая должна кончиться революцией и против королевской власти, милости которой она так высоко ценила, и против дворян, в ряды которых нередко мечтали попасть её лучшие представители...» 5

Точно так же не думали об общественных последствиях своих действий и предприимчивые купцы, развивавшие торговлю, с помощью королевских войск захватывавшие новые рынки в заморских странах. Рост обмена в свою очередь вел к быстрому развитию производства. Способствовали ему и научно-технические открытия, сделанные в 16 - 17 столетиях.

В недрах феодального строя постепенно складывается новый, капиталистический способ производства. Его дальнейшее развитие требует ликвидации феодальных порядков. Буржуазии - классу, который выступал носителем нового способа производства, - нужен «свободный» рынок труда, т. е. освобожденные как от крепостной зависимости, так и от собственности работники, которых голод погнал бы на заводы и фабрики. Ей нужен общенациональный рынок, устранение тамо-

женных и всяких иных барьеров, созданных феодалами. Она добивается ликвидации налогов, которые шли на содержание двора и многочисленной дворянской челяди, и уничтожения сословных привилегий. Она борется за возможность свободно хозяйничать во всех областях жизни общества.

Вокруг буржуазии сплачиваются все классы и прослойки, недовольные феодальными порядками, - от крепостных крестьян и городских низов, терпящих нищету, унижения и притеснения, до передовых ученых и писателей, которых независимо от их происхождения душит духовный гнет феодализма и церкви.

Начинается эпоха буржуазных революций.

ФЕОДАЛЬНЫЙ СТРОЙ КАК ТИП СОЦИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА

1. Феодализм: единственное число или множественное?

По мнению Монтескье, установление феодализма в Европе было уникальным явлением, «которое возникло единственный раз в мире и не возникнет больше никогда». Вольтер, не столь искушенный в юридических формулировках, зато обладавший более широким кругозором, возражал: «Феодальный строй вовсе не явление; оно достаточно древняя форма общества, которая с разными формами правления существовала на трех четвертях нашего полушария {338} ». Наука наших дней придерживается мнения Вольтера. Египетский феодальный строй, ахейский, китайский, японский - для примера хватит, - подобные сочетания слов стали привычными. Историкам Запада они, правда, внушают некоторую опаску. Поскольку кому как не им знать, сколько самых разных определений этого феномена возникло на его родной почве. Бенжамсн Гсрар считает, основой феодального общества землю. Ему возражает Жак Флаш: нет, объединение людей. Экзотические виды феодализма, которыми пестрит теперь всемирная история, какие они? По Герару? По Флашу? Для того чтобы разобраться в этой проблеме, наверное, нужно вернуться к исходной точке. По всей очевидности, такое количество отдаленных друг от друга во времени и пространстве обществ не могли получить одинакового названия, не обладай они сходством, подлинным или мнимым, с нашим феодальным строем; главные характеристики именно нашего феодализма как центра, с которым соотносятся все остальные, и должны быть выявлены прежде всего. Но начать мы должны с устранения тех заведомо неверных употреблений понятия «феодализм», которые не могли не появиться с тех пор, как это понятие стало общеупотребительным.

Мы уже знаем, что крестные, нарекавшие общественное явление этим именем, выбрали его, видя в нем противоположность централизованному государству. Перенести потом это понятие на любое государство, где власть разделена между многими, оказалось легко. Но констатация факта всегда оказывалась еще и оценкой. Господствующая роль государства казалась правилом, все, что нарушало принцип государственности, размещалось за пределами нормы. И как могло не заслужить осуждения общественное устройство, порождающее хаос? Иногда мы встречаем другое его употребление. Так, например, в 1783 году скромный муниципальный чиновник, занимающийся рынком в Валансьене, видит причину вздорожания продуктов в «феодализме крупных сельских помещиков» {339} . Сколько обвинителей с тех пор пригвождали к позору феодализм банкиров или промышленников! Для некоторых журналистов это слово со смутным историческим ореолом превратилось либо в синоним грубого управления, либо в обозначение захвата экономическими структурами власти над обществом. Надо сказать, что и в самом деле, соединение богатства - чаще всего земельного - с властью было одной из самых характерных черт феодального общества. Но связано это было не с его «феодальностью», то есть дело было не в феодах, а с тем, что большую роль в нем играли сеньории.

Феодализм, сеньориальный режим - путаница в этих понятиях началась еще раньше. Началась она с того, как употреблялось слово «вассал». Отпечаток аристократизма слово «вассал» получило в результате исторического развития, отпечаток этот никогда не был определяющим; в средние века вассалом могли называть серва - сервов и вассалов сближало то, что они были лично зависимы, - а могли так называть и просто держателя. По сути, это было заблуждением, смысловой ошибкой, характерной для районов, которые не были полностью феодализированы, таких, как Гасконь или Леон, но по мере того, как забывалось изначальное содержание подлинных вассальных отношений, это употребление становилось все более распространенным. В 1786 году Пересьо пишет: «Общеизвестно, что во Франции сеньор называет своих слуг вассалами» {340} . Одновременно с этим возникает обыкновение называть, вопреки этимологии, «феодальными правами» те повинности, которые были связаны с крестьянскими держаниями: объявив о своем намерении разрушить феодализм, деятели Революции в первую очередь думали о разрушении сеньорий. Но и в этот вопрос необходимо вмешательство историка. Сеньория, основополагающий элемент феодального общества, - институт гораздо более древний, чем феодализм, и существовавший дольше него. Эти два понятия должны быть разведены для того, чтобы можно было ими пользоваться.

Постараемся же связать - в самых общих чертах - с европейским феодализмом именно то, что открыла нам его история.

Из книги Сумерки Российской империи автора Лысков Дмитрий Юрьевич

Глава 7. Cословия как основа общественного устройства Важной особенностью российского дореволюционного общества была сословность, вокруг которой выстраивались правовые и общественные отношения страны. Для каждого из сословий существовали свои юридически определенные

автора Успенский Федор Иванович

Глава I Общая характеристика. Военные приготовления, Происхождение фемного устройства С началом VII в. в истории Византии можно наметить не только определенные факты, служащие показателем окончательного разрыва с римскими традициями и идеалами, но, вместе с тем, в

Из книги История Византийской Империи VI – IX вв автора Успенский Федор Иванович

Глава VII Основания фемного устройства При изложении военных событий второй половины VII в. в истории Византии все чаще и чаще входит в употребление термин фема, которым обозначается новое административное и военное устройство империи1. Т. к. фемное устройство составляет

Из книги История России. XX век автора Боханов Александр Николаевич

Глава 9. К новой модели общественного устройства

Из книги От нашествия варваров до эпохи Возрождения. Жизнь и труд в средневековой Европе автора Буассонад Проспер

ГЛАВА 1 Феодальный строй на Западе. – Правящие классы и владение землей Первый период Средних веков оставил Западу в наследство новый политический, общественный и экономический строй, который полностью оформился к X в., а достиг расцвета в следующие 300 лет. Этот строй,

Из книги Эпоха крестовых походов автора Лависс Эрнест

Из книги Крестовые походы. Священные войны Средневековья автора Брандедж Джеймс

Глава 4 Феодальный Крестовый поход I В августе 1096 года, когда участники Крестьянского крестового похода обосновались в Киветоте в ожидании своей судьбы, первые отряды европейской знати, откликнувшейся на призыв папы Урбана II, как раз отправлялись на Восток. Армия Первого

Из книги Исландия эпохи викингов автора Байок Джесси Л.

Глава 4 Эволюция и деволюция социального устройства Кроме того, можно говорить также и о деволюции, то есть об эволюционном движении назад, обратно к ранговому или эгалитарному обществу, а равно о циклах эволюций и деволюций, когда в обществе не возникает ни стабильной

Из книги История Византийской империи. Эпоха смут автора Успенский Федор Иванович

Глава VII Основания фемного устройства При изложении военных событий второй половины VII в. в истории Византии все чаще и чаще входит в употребление термин фема, которым обозначается новое административное и военное устройство империи . Т. к. фемное устройство

Из книги Славянские древности автора Нидерле Любор

Глава VII Начало права и государственного устройства Общество Основой всей политической, экономической, правовой и религиозной жизни древних славян был род, затем племя и родоплеменное объединение. Каждая из этих общностей, представлявшая собою ступень в развитии

Из книги Французское общество времен Филиппа-Августа автора Люшер Ашиль

Из книги Вспомогательные исторические дисциплины автора Леонтьева Галина Александровна

Глава 8. Генеалогия и системы социального этикета

Из книги Жизнь Константина автора Памфил Евсевий

ГЛАВА 34. Описание устройства святейшей гробницы Эту пещеру, как главу всего, христолюбивейшая щедрость василевса наперед одела отличными колоннами, и многочисленными

автора Блок Марк

Глава IV. ВТОРОЙ ФЕОДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ 1. Некоторые черты новой культуры Появление во Франции XI в. больших эпических поэм можно рассматривать как один из симптомов могучего культурного расцвета последующего периода. Нередко говорят:

Из книги Феодальное общество автора Блок Марк

3. Родственные связи и феодальный строй Не стоит думать, что после эпохи родового строя шло постепенное освобождение индивидуума. Похоже, что, по крайней мере на континенте, отчуждение собственности во времена варварских королевств гораздо меньше зависело от доброй воли

Из книги Феодальное общество автора Блок Марк

Книга третья. ФЕОДАЛЬНЫЙ СТРОЙ КАК ТИП СОЦИАЛЬНОГО

В период распада римского государства приток основной массы капитала производился за счет торговли, морепла­вания и мануфактур. Капитал в основном вкладывался в земельную собственность. Когда императорская военная власть, администрация и законы больше уже не могли гарантировать обществу социальную стабильность и надеж­ность его существования, люди стали "пристраиваться" к крупным землевладельцам. Эта категория римских граждан имела в своем распоряжении вооруженные военные стру­ктуры, которые в любой момент могли быть использованы для защиты и наведения порядка. На всех территориях быв­шего Западного Рима, а позже и Восточного Рима, возникли новые социальные формы организации, которые были в сос­тоянии создать условия для внутренней и внешней безопас­ности. Эта общественная форма организации римского обще­ства, получившая название "феодальный строй", представ­ляла собой общественную структуру, состоявшую из военной власти крупных землевладельцев. Одна из отличительных особенностей этой общественной формации состояла в том, что даже само производство было сконцентрировано в руках крупных землевладельцев, а города и рынки перешли под их непосредственную защиту.

Правовые корни феодального общества относились к фор­мированию юридических понятий еще в позднеантичную эпоху. Небогатые римские граждане искали защиту у крупных землевладельцев. В обмен на нее они отдавали землевла­дельцам свои небольшие участки земли, а потом свою же землю брали у них в аренду (precaria) или отдавали себя под полную их защиту (commendatid). Во втором случае нередко бывало так, что тот, кто искал защиту у крупного землевла­дельца, не брал у него землю в аренду, а давал ему для боль­шей убедительности и достоверности в письменном виде сос­тавленное послание, в котором он, в частности, упоминал об обещании защиты и покровительства со стороны "хозяина", Такие землевладельцы назывались "сеньорами" (старшими, отсюда - senor, seigneur, sieur, sire u sir и т. д.), а те, кто искал у них защиту и покровительство - вассалами (vassus). Если слу­жебный долг вассала заключался в военной службе у феода­ла, то в этом случае он назывался "precaria beneficium" (облаго­детельствованный леном, т. е. вассал в этом случае получал

"феод", небольшой земельный налел за военную службу). Дру­гая характерная черта феодального строя в той форме, в какой он возник во франкском государстве и затем распро­странился по всей Европе (за исключением Швеции, Нор­вегии и Финляндии), заключалась в правовом иммунитете как самого феодала, так и его чиновников. Это в той же мере относилось и к собственности церквей. Королевские чинов­ники даже не имели права и ногой ступить на землю феодала или его вассала. Не имели они и права вершить какой бы то ни было суд или чинить расправу и устраивать экзекуции на их земле, т. е. исполнять свои прямые обязанности по долгу и службе на этих землях. Земли феодалов и их вассалов не подлежали официальному обложению налогами.


В результате политической борьбы вокруг феодальных институтов Европы XVIII в. понятия "феодализм" и "фео­дальная система" как форма институтов претерпели значи­тельные изменения. Термин "феодализм" ("феодальный строй") стал обозначать определенную систему организации общественных отношений, в которой привилегированный слой богатых землевладельцев начал "прижимать" и эконо­мически закабалять подвластных им сограждан. Так произо­шло в России, феодальный строй которой покоился на прин­ципах византийского феодализма, и именно так это произо­шло (хотя в менее слабо выраженной форме) и в странах Западной Европы в период Позднего средневековья и самом начале Нового времени. Но первоначально, как уже упомина­лось, эта феодальная система представляла собой не что иное, как инструмент для организации социальной и эконо­мической защиты общества, в котором государственная власть больше уже не функционировала. Такая первоначаль­ная форма феодализма предусматривала формирование прав и обязанностей, соблюдать которые в равной мере должны были как крупные феодалы, так и кормившиеся возле них вассалы. Мы уже говорили о письменных посланиях тех, кто обращался к феодалам с просьбой о защите и покровитель­стве.

В качестве наглядного примера мы приводим одно из таких посланий. Данное послание содержалось в одном из текстов формулярного сборника некоего Tours (Тоурса), отно­сящегося приблизительно к 750 г. н. э. Текст представляет собой послание гражданина, ищущего у богатого землевла­дельца защиты и покровительства: "Тот кто отдает себя во власть другому. Благородному Господину (такому-то и тако­му-то). Я (такой-то и такой-то). Так как всем хорошо изве­стно, что я ничем не владею, что могло прокормить и одеть меня, то прошу обратить на меня Ваше милосердие, а я, со своей стороны, по своей доброй воле решил отдать себя под Вашу защиту и довериться Вам. И я делаю это следующим образом: Вы будете помогать мне и поддерживать меня в моем пропитании и одежде в той мере, в какой я смогу слу-

жить Вам как свободный человек и быть Вам полезен. До тех пор, пока я буду оставаться в живых, я как свободный человек буду служить Вам и оказывать Вам свое послушание, и я не буду противиться Вашей власти и Вашему превосход­ству, а всегда, пока я буду жив, буду оставаться под Вашей властью и Вашей защитой. Мы договариваемся о том, что если кто-нибудь из нас захочет расторгнуть это соглашение, то он должен будет заплатить другому штраф (в такой-то и такой-то сумме), а соглашение при этом будет по-прежнему сохранять свою силу. На этом основании мы договариваемся о том, что такое соглашение составляется обеими сторонами и подтверждается ими как имеющее одинаковую силу единый документ".

Как видно из представленного документа, вассал обязы­вался оставаться во власти феодала и подчиняться ему в течение всей жизни. Эта "собственность на жизнь" с самого начала представляла собой естественный момент такого сог­лашения. Феодал в подобного рода случаях должен был точно знать, какими именно военными, а главное, людскими ресурсами он располагал, поскольку в такой ситуации он брал на себя ответственность за жизнь и безопасность доверив­шегося ему свободного гражданина и его защиту от посяга­тельств извне, за соблюдение внутреннего порядка в своих владениях и за материальное положение своего подопечного. Однако, с другой стороны, особенность положения, в которое попадал доверившийся феодалу свободный гражданин, а также шаткость этого положения в конце концов оборачива­лась для доверившегося тем, что он попадал в полную лич­ную зависимость от своего покровителя, которая на практике означала, что он становился обычным рабом своего госпо­дина и в этом качестве оказывался у него в рабстве и, таким образом, по своему положению приравнивался к классу несво­бодных граждан, т. е. к классу, который в свое время вышел из недр рабовладельческого строя античной эпохи. Положе­ние этого класса несвободных граждан иногда несколько смягчалось или даже улучшалось за счет влияния церкви. Первоначально свободные, ставшие затем заложниками соб­ственной жизни, эти категории граждан в конечном счете попадали под пресс новой системы социального гнета.

Рождение новой феодальной системы соповождалось интенсивным усилением экономической власти крупных зем­левладельцев, которые обеспечивали увеличение общего объ­ема производства продукции в стране, а вместе с тем и коры­стное присвоение всех доходов. Усиление экономической вла­сти одновременно сопровождалось также укреплением поли­тических и правовых позиций землевладельцев, которые полностью завладели всеми структурами военной власти, подчинили себе все исполнительные функции администра­тивной и юридической властей, а также взяли под свой конт­роль все производство. Феодальный строй в эпоху Средневе-

ковья в различных частях Европы имел свои отличитель­ные особенности, оказавшие на различные страны различное влияние. Несмотря на то, что в XVIII и XIX вв. этот строй был уже подорван и как таковой ушел с исторической арены Западной Европы, он как форма социальной организации общества тем не менее в виде отдельных проявлений про­должал сохраняться на довольно больших территориях Вос­точной Европы, среди которых можно назвать, например, Польшу, Чехословакию и Венгрию, где он просуществовал вплоть до 1945 г. Но даже когда феодальная система в начальный период Позднего средневековья приняла жесткие застывшие иерархические формы, т. е. когда появились вас­салы короны или, другими словами, вассалы короля (вассалы, которым король жаловал земли в награду за их верность союзническому долгу с ним), даже тогда среди послушных вассалов и у вассалов этих вассалов и т. д. отмечалось силь­ное влияние со стороны прогерманских взглядов на обще­ство и его членов. Входившие в структуру богато развитой феодальной иерархической системы граждане (сюда не отно­сились категории граждан, о которых мы говорили выше, т. е. граждан, добровольно доверявших свою жизнь феодалам) внимательно следили за сохранением своего правового поло­жения. Феодальная система сохраняла свои позиции, с одной стороны, за счет строгого соблюдения развивавшихся фео­дальных правовых норм, а с другой - за счет верности гер­манским традициям, которые были ее идеологическим ядром. Аналогичным образом обстояло дело и во вновь воз­родившейся и начавшей процветать общественной городской жизни. Это началось в последний период эпохи Великого переселения народов. Германское влияние привело к образо­ванию различных, на добровольных началах формировав­шихся и взаимодействовавших одна с другой общественных структур, среди которых на первый план выдвинулись такие развитые и богатые корпоративные системы, как купеческие структуры и союзы ремесленников. Лаже сами города как таковые основывались на базе добровольных сообществ, как правило, со своим правовым статусом. Одновременно с этим создавались общие правовые нормы, принимавшиеся жите­лями городов на добровольной основе.

Рождение новой феодальной системы сопровождалось интенсивным увеличением экономической мощи крупных землевладельцев, которые обеспечивали нарастание общего объема производства продукции в стране, а вместе с тем и корыстное присвоение всех доходов. Усиление экономической власти феодалов одновременно сопровождалось также укреплением политических позиций землевладельцев, которые подчиняли себе структуры исполнительной власти, существенно влияли на определение военной политики государства.

Осознавая себя как класс, землевладельцы постепенно создавали свою корпоративную систему. Назовем ее феодальное право. Однако в разных странах она обозначается разными терминами. Так, в Германии используется термин "ленное право" (нем. "lehn" - участок земли). В России привился термин "поместное право", произошедший от слова "поместье", которым назывался участок казенной, государственной земли, данный государем в личное владение служилому человеку за службу. Однако это вовсе не означает, что в России наличествовала только такая форма землевладения. Нет, было и вотчинное землевладение, а после проведения крестьянской реформы 1861 г. стало появляться и крестьянское землевладение и др. Поместное землевладение, однако, было для России наиболее типичным.

Обозначение феодального права разными терминами - это только надводная часть айсберга. Подводная его часть, гораздо более объемная, - это различный характер феодальных корпоративных норм в разных странах. Вот почему обзор феодального корпоративного права (как, впрочем, и других сословных корпоративных систем) можно дать лишь самый общий и фрагментарный. Укажем на некоторые общие черты феодального корпоративного права, существовавшего в любом традиционном обществе.

1. Предмет феодального права. Феодальное (поместное) право регулировало порядок приобретения землевладения и взаимоотношения между собственниками земли . Конечно, костяк феодального права составляла первая группа отношений.

Существует много различий между порядком приобретения земельных владений в Западной Европе и в России. Главное же отличие состоит в том, что в Западной Европе оно основывалось на системе покровительства и принципе субфеодализации, согласно которому каждый держатель земли должен иметь сеньора (иначе на принципе "нет земли без сеньора"), тогда как в России земля признавалась собственностью государя и он волен был ею распоряжаться, даруя отдельные ее части "своим слугам", т.е. людям, состоящим у него на службе. Это принципиальным образом сказалось на характере политического строя в России. Развитие демократических начал по сравнению с западноевропейскими государствами в России по этой причине отодвинулось на много веков. Однако общим для всех стран было то, что феодальное право закрепляло исключительные привилегии феодалов, дворянства, а затем и духовенства на землю . Свободная крестьянская собственность на землю, существовавшая на самом раннем этапе возникновения феодального строя, и в период разложения Римской империи в том числе, практически исчезла. Правда, право феодальной собственности сочеталось с элементами общинного крестьянского землепользования (леса, луга).

Феодальное право закрепляло и расщепленность права собственности на землю . Согласно его нормам земля не находилась в неограниченной собственности одного лица, а выступала как собственность двух и более феодалов и/или как собственность государства (государя). При этом сеньор, государь сохранял определенные административно-судебные права и контроль за распоряжением переданным участком земли. Лишь позднее право обладания землей стало трансформироваться в право собственности и наследоваться. Это произошло тогда, когда в феодальном праве появилась норма, устанавливающая давность обладания землей (в разных странах срок давности был различным - от 10 до 30 лет). Одним словом, феодальное право закрепляло иерархическую структуру феодальной земельной собственности и соответственно структуру класса феодалов.

Важными были и отношения между феодалами, в процессе осуществления которых возникали многочисленные споры. Если в России все эти споры улаживались могущественной и жесткой царской рукой (все феодалы считались слугами государя!), то в Западной Европе дело обстояло принципиально иначе. Часто спорные вопросы между феодалами улаживались силой, и "указ" короля был для многих феодалов ничто, поскольку некоторые крупные феодалы были гораздо его могущественнее.

2. Содержание феодального права. Основной его костяк составляли различные виды личных повинностей феодалов господам (сеньору, государю). В дальнейшем они превратились в имущественные обязательства . Таким образом, прямое экономическое господство перешло в форму податей, которые взимались продуктами, мехами и др. Это давало вассалам значительно больше личной свободы и экономической независимости.

Какие же личные повинности должны были нести феодалы по отношению к сеньорам?

Их было немало: обязанность нести военную службу, право сеньора жениться на дочери вассала или выдавать ее замуж, право сеньора на личную помощь вассала при нужде в ней и др.

Содержание феодального права полностью соответствовало его главной цели. Главной же целью феодального (поместного) права была защита землевладения . Так, собираясь на свои съезды, западноевропейские феодалы формулировали свои требования королевской власти, соглашались на несение определенных обязанностей перед государством и оговаривали, причем старались это делать письменно, обязанность королевской власти не устанавливать без всеобщего согласия феодалов для них новые обязанности. В России дворянство долго боролось за превращение поместного землевладения в наследственное и лишь в XVIII в. это правило было окончательно установлено. Положение 1831 г. давало дворянским обществам право делать высшему начальству представления не только о своих сословных нуждах, но и о прекращении местных злоупотреблений и вообще об устранении неудобств, замеченных в местном управлении, и, таким образом, делало губернское дворянское общество ходатаем о нуждах всей губернии.

3. Форма феодального права. Многие феодальные нормы носили неписаный характер . И в этом нет ничего удивительного. Феодальное право выросло из обычаев. В качестве примера можно привести установление ленного держания путем принесения присяги. Проходила она следующим образом. Положа руку на Библию, вассал клялся в верности своему сеньору. Часто после этого сеньор вручал ему какой-либо предмет, например, флаг, крест или ключ, что должно было символизировать установление в правах ленного держания, т.е. пожалование феода.

Использовалась также договорная форма урегулирования прав по передаче землевладения, которая имела место, как правило, между равными феодалами и означала чаще ничто иное как куплю-продажу земли. Заключались также и договоры о приобретении определенного правового положения (договор о присяге на верность или договор о присяге на верную службу без присяги на верность). Хотя надо сказать, что содержание самого договора о присяге, т.е. его права и обязанности, было предписано опять-таки обычным правом и не могло изменяться по воле сторон. Лишь согласие вступить в такого рода договорные отношения здесь было договорным аспектом. Кроме того, договор о верности не мог быть расторгнут по обоюдному согласию сторон, потому что он был основан на священном обете пожизненного обязательства.

Впоследствии государственная власть берет на себя письменное фиксирование правил приобретения и осуществления землевладения. Позднее нормы феодального права стали записываться во множестве хартий, городских статутах. Со временем феодальные обычаи, как неписаные, так и писаные, попали и в поле зрения западных ученых-юристов, которые стремились определить их основные принципы. Так, между 1095 и 1130 гг. миланский консул Умберто де Орто написал книгу под названием "Обычаи феодов", где попытался систематически изложить феодальное право. В качестве примера письменного изложения норм феодального права можно привести Соборное Уложение (1649), которое запретило людям неслужилых классов, например боярским холопам, покупать и брать земли в заклад.

4. Правосудие по феодальным делам. Оно носило коллективный , причем сословный характер . Это относится как к Западной Европе, так и к России.

На Западе местные народные собрания стали заменяться феодальными судами , которые возглавлялись сеньорами или их представителями (сеньориальные суды). Эти суды судили находящихся в зависимости вассалов. Практически же это выглядело так: в случае какого-либо спора сеньор созывал всех своих вассалов (держателей). Председательствуя в таком собрании, сеньор оказывал на всех присутствовавших значительное влияние и, конечно же, любыми путями старался провести свое решение. Кроме спорных ситуаций, в феодальных судах рассматривались и другие общие для всех вопросы. Получалось так, что правосудие было способом управления земельным владением, а само управление имело форму осуществления юрисдикции путем судебных заседаний.

Однако вассал при несогласии мог подать жалобу в суд своего господина. Зарождавшаяся иерархия судебных юрисдикции в Западной Европе подкреплялась, как считает Г. Берман, любовью к сутяжничеству, считавшемуся показателем доблести 1 . Впоследствии это сыграло важную роль в формировании правового сознания Запада, которое отличается от правосознания многих стран, и прежде всего России, своей сильной приверженностью к формальной защите прав как способу разрешения споров.

В России судебная власть очень поздно отделилась от власти административной. Первую такую попытку сделал Петр I. Затем губернаторам и воеводам была возвращена власть судебная. Лишь при Екатерине II было проведено отделение судебной власти и введены сословные суды в низшей и средней инстанции. Одним словом, при осуществлении правосудия проводился в жизнь принцип: судить могут только суды равных.

Традиция коллективного правосудия укоренилась довольно глубоко, в то время как традиции профессионального судопроизводства юридически образованными должностными лицами почти совсем не было (в Западной Европе вплоть до XII в., а в России гораздо позднее). Феодальные суды были не просто органами разрешения споров. Это были своего рода собрания, которые советовали и принимали решения по многим вопросам, представлявшим общий сословный интерес, а не только органы, разрешавшие конкретные споры. Например, в сеньориальный суд могла поступить просьба установить размер платежей вассалов для обеспечения военной кампании, или объявить правила использования общих полей и лесов, или дать согласие на предоставление нового феода держателю, или изгнать другого за невыполнение обязательств. Коллективный характер феодальных судов был отчасти вызван и особенностями принимаемых во внимание доказательств, таких как, например, судебный поединок и испытание. В процессе их осуществления возникали спорные вопросы. Для их же разрешения часто назначалось жюри. Процедура носила устный и неформальный характер и для фиксации ее результатов требовала достаточного скопления народа.

Таким образом, феодальное (поместное) право представляло собой самостоятельную правовую систему. Оно, конечно, носило объективный характер, поскольку вытекало из сложившихся экономических условий жизни общества. По мере того, как оно постепенно стало приобретать письменный характер, а затем систематизироваться, оно стало разрастаться. Возрастала конкретность его норм, единообразие его принципов постепенно поглощало местные различия. И, наконец, затем оно органично влилось в целостную систему права общегосударственного.

1 См.: Берман Г. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1994. С. 294.

8.4. Манориальное (крепостное) право

1. Разделение общества на два противоположных класса: феодалов (помещиков) и зависимых крестьян.

2. Господство частной собственности на основные средства производства: землю, скот. Изменение форм эксплуатации. Появление полуэкономической зависимости с сохранением принуждения. Дальнейшее развитие общественных институтов. Формирование основных монотеистических религий: христианство, ислам, буддизм.

II. Периодизации феодального строя в Древней Руси

Киевская Русь IX-нач. XII в.:

а) Объединение древнерусской народности в единое государство, формирование Киевской Руси – IX в. – первая половина X в.;

б) расцвет Киевской Руси – IX в. – первая половина X в.

в) распад древнерусского государства, приведший к феодальной раздробленности – конец XI – нач. XII в.

Вывод:

В период феодальной раздробленности на территории Руси возникло 10 независимых государств.

Период феодальной раздробленности начался с 30-х годов XII века. Первые признаки распада относятся еще к концу правления князя Владимира.

Княжеские усобицы окончательно развалили политическое единство Древней Руси, возник ряд феодальных государств (земель). Наиболее крупными из ни были Новгородская, Владимиро-Суздальская и Галицко-Волынская земли.

Лекция 6.

Новгородская республика

Новгородская земля была одним из крупнейших политических центров периода феодальной раздробленности.

Она занимала огромную территорию от Ледовитого океана до верховьев Волги, от Белого моря до Урала.

Возвышению Новгорода способствовало исключительно выгодное географическое положение:

Город находился на перекрестке торговых путей, связывающих Русь с Западной Европой, а также с Востоком и с Византией.

Новгородская земля находилась далеко от кочевников и не испытала бедствий от их набегов.

Новгород раньше других земель вел борьбу за свою независимость от Киева. Используя народное восстание 1136 года, новгородское боярство сумело победить князя в борьбе за власть.

Власть в Новгороде установилась в форме феодальной боярской республики. Высшим её органом было вече, на котором избиралось Новгородское управление, рассматривались важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Хозяевами на вече были 300 крупнейших бояр Новгорода.

Высшим должностным лицом был посадник – он был главой правительства, в его руках были управление и суд.

Тысяцкий управлял городским ополчением и судом по торговым делам. Вече выбирало главу церкви – епископа, распоряжавшегося казной и контролировавшего внешние сношения Новгорода.

Вече приглашало князя, который управлял армией во время военных походов.

Лекция 7.

Владимиро-Суздальская земля

Занимала территорию в междуречье Оки и Волги.

Этот район был богат плодородными почвами, хорошо защищен от врагов.

Здесь проходили выгодные торговые пути, соединяющие северо-восточную Русь со странами востока и Западной Европы. В Суздальской земле княжил сын Владимира Мономаха Юрий(1125-1157).

За постоянное стремление расширить территорию княжества его прозвали «Долгоруким».

В 1147 году в летописи впервые встречается упоминание о Москве, выстроенной на месте бывшей усадьбы боярина Кучки, конфискованной Юрием Долгоруким.

Сын Юрия Долгорукова Андрей бежал из Киева в Ростово-Суздальскую землю, куда был приглашен местным боярством. Так он стал князем северо-восточной Руси. Он перенес столицу из Ростова во Владимир, который застроил с необычайной пышностью. Белокаменные «Золотые ворота», величественный Успенский собор.

В 6 километрах от столицы князь Андрей основал свою загородную резиденцию «Боголюбово», за что был прозван «Боголюбским».

В 1174 году он был убит в результате заговора бояр.

Политику Андрея Боголюбского продолжил его брат Всеволод «Большое гнездо».

Всеволод жестоко расправился с боярами-заговорщиками, убившими его брата.

Власть в княжестве окончательно установилась в форме монархии.

Владимиро-Суздальская земля сохраняла первенство среди русских земель и после смерти Всеволода.

Однако в 1238 году княжество было завоевано монголо-татарами и распалось на ряд более мелких земель.

Лекция 8.

Галицко-Волынское княжество

Занимало северо-восточные склоны Карпат, и к югу от них территорию между реками Днестр и Прут. Здесь были благодатные земли, обширные леса и большие запасы сои, которые вывозили за все соседние страны. Удобное географическое положение позволяло вести активную внешнюю торговлю.

Как и во Владимиро-Суздальском княжестве, здесь наблюдался значительный экономический подъем. В первые годы отделения от Киева Галицкое и Волынское княжества существовали отдельно. Объединение произошло при Волынском князе Романе Мстиславовиче, который в 1199 году получил титул Великого князя.

Образовалось одно из крупнейших государств Европы. Старшему сыну Роману Мстиславичу Даниилу было 4 года когда умер отец. Ему пришлось выдержать длительную борьбу за престол с венгерскими, польскими и русскими князьями. Только в 1238 году ему удалось утвердить свою власть в княжестве. В 1240 году Даниил захватил Киев и объединил Юго-Западную и Киевскую Русь.

Однако в этом же году Галицко-Волынское княжество было захвачено монголо-татарами.