Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Что означают эти слова пифия. Оракул Древней Греции: зачем обнажались предсказательницы. Самые известные пророчества

ПИФИЯ или Pytxoness . (Греч.) Современные словари поясняют, что этот термин означает ту, которая изрекала предсказания в Дельфийском храме, а также "любая женщина, которая считается обладающей даром предсказания, - ведьма" (Вебстер). Это ни верно, ни справедливо, ни правильно. Пифия, по авторитетным утверждениям Ямблиха , Плутарха и других, была жрицей, избранной среди сенситивов беднейших слоев и помещенной в храм, где развивались ее пророческие способности. Там она имела комнату, уединенную от всех, за исключением верховного Иерофанта и Провидца, и, однажды принятая, была, подобно монахине, потеряна для мира. Она сидела на треножнике из желтой меди над расселиной в почве, через которую поднимались опьяняющие испарения; эти подземные испарения, проникая во весь ее организм, вызывали пророческую манию, и в этом анормальном состоянии она изрекала предсказания. Аристофан в "Vaestas", I, reg. 28, называет Пифию ventrilogus vatas или "чревовещательной прорицательницей", из-за ее чрево-вещания. Древние считали, что душа человека (низший Манас), или его личное самосознание, помещается в пупе. В четвертом стихе второго гимна "Набханедишта" браминов мы читаем: "Внимайте, о сыновья богов, тому, кто говорит через свой пуп (набха), ибо он приветствует вас в ваших жилищах!" Это есть сомнамбулический феномен современности. В древности пуп рассматривали как "круг солнца", местопребывание божественного внутреннего света. Поэтому оракул Аполлона находился в Дельфах, городе Delphus, что означает утроба или живот - тогда как место где находился храм, назывался omphelos, пуп. Как известно, многие загипнотизированные субъекты могут читать, слышать, осязать и видеть через это место своего тела. В Индии по сей день существует верование (а также у парсов), что в пупах у адептов имеется пламя, которое освещает им всю тьму и раскрывает духовный мир. Зороастрийцы называют это лампой Дештура или "верховного Жреца"; а индусы - светом или излучением Дикшита (посвященного).

Источник: Блаватская Е.П. - Теософский словарь

ПИФИИ или ПИФОНЕСЫ – Словарь Уэбстера отделывается от этого слова очень кратко, сообщая, что так называли тех, кто изрекали предсказания, служили оракулами в Дельфийском храме, а также «любую женщину, в которой предполагается дар предсказательницы – ведьму», что ни лестно, ни точно, ни справедливо. Пифия, по авторитетным словам Плутарха , Ямвлиха , Ламприаса и других, была нервным сенситивом; ее выбирали среди беднейших классов, молодую и чистую. Прикрепленная к храму, в пределах которого она имела комнату, удаленную от всех других и в которую кроме священнослужителя или прозорливца никто не допускался, она вела более строгую и аскетическую жизнь, чем католическая монахиня. Она сидела на треножнике из желтой меди над щелью в почве, через которую поднимались опьяняющие испарения; эти подземные испарения, проникая в ее организм, производили пророческую манию. В этом ненормальном состоянии она произносила оракульские изречения. Иногда ее называли ventriloqua vates, чревовещательная пророчица.

Древние считали, что астральная душа человека, ψυχη, или его самосознание помещается в пупе. Брахманы разделяли это верование вместе с Платоном и другими философами. Также мы находим в четвертом стихе второго гимна Набханедишта следующие слова:

«Внимайте, о, сыновья богов (духи), человеку, который говорит через свой пуп (набха) ибо он приветствует вас в ваших обиталищах!»

Многие из санскритских ученых согласны в том, что это верование является одним из наиболее древних в Индии. Современные факиры так же как и древние гимнософы соединяются со своим Атманом и божеством, становясь недвижимыми в созерцании и в сосредоточении всей своей мысли на своем пупе. Как и в современных сомнамбулистических феноменах, пуп рассматривается как «круг солнца», местопребывание внутреннего божественного света. Должен ли тот факт, что многие современные сомнамбулы обладают способностью читать письма, слышать, обонять и видеть через эту часть тела, – должен ли этот факт опять рассматриваться, как простое «совпадение», или же мы должны допустить, что древние мудрецы знали чего-то больше о физиологических и психологических тайнах, чем наши современные академики? В современной Персии, когда в случаях покраж и в других трудных случаях обращаются к магу (часто просто месмеризатору) за советом, последний совершает свои манипуляции над пупом своего живота, чем приводит себя в состояние ясновидения. Среди современных парсов, говорит переводчик «Ригведы», до нынешнего времени держится верование, что их адепты имеют пламя в своих пупах, которое освещает им всю темноту и раскрывает духовный мир так же, как все невидимое или на далеких расстояниях. Они называют это лампой Дештура, или верховного жреца; также называют это лампой Дикшита (посвященного) и многими другими именами.

ПИФИЯ

ПИФИЯ

(греч., от pythios - прозвище Аполлона дельфийского). Пророчествующая жрица Аполлона дельфийского, избиравшаяся из низшего класса и сажаемая на треножник, из которого выходили одуряющие пары.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

ПИФИЯ

греч. pythia , от Pythios , прозвище Аполлона дельфийского. Жрица Аполлона в Дельфийском храме, предвещавшая будущность.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

ПИФИЯ

жрица Аполлона, прорицательница в дельфийском храме (дельф. оракул). Для этого она садилась близ храма на треножник, поставленный над расщелиной, из которой выделялись одуряющие испарения, и под влиянием последних произносила бессвязные слова, которые и толковались жрецами. Отсюда выражение «говорит как пифия» - знач. говорить темно, двусмысленно.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

ПИФИЯ

жрица-прорицательница в храме Аполлона в Дельфах; она садилась на треножнике над расщелиной скалы и, одуренная выходящими оттуда испарениями, произносила бессвязные слова, которые переставлялись и толковались жрецами и передавались затем в неясных, туманных или двусмысленных выражениях вопрошавшим оракула.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

Пи́фия

(гр. pythia) Др. Греции - жрица-прорицательница в храме Аполлона в Дельфах, восседавшая над расщелиной скалы, откуда поднимались одурманивающие испарения, и произносившая под их влиянием бессвязные слова, которые истолковывались жрецами как прорицания, пророчества.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Пифия

[П прописное ], пифии, ж. [греч. Pythia ] (книжн.). В древней Греции – жрица при храме Аполлона, восседавшая над расселиной скалы, откуда поднимались одурманивающие испарения, и произносившая под их влиянием бессвязные слова, которые истолковывались жрецами как прорицания, пророчества.

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Пифия

и, ж. , одуш. , с прописной буквы (греч. Pythia).
В Др. Греции: жрица-прорицательница в храме Аполлон а в Дельфах, восседавшая над расщелиной скалы, откуда поднимались одурманивающие испарения, и произносившая подих воздействием бессвязные речи, которые исполковывались жрецами как прорицания, пророчества.
|| Ср. Кассандра , оракул , Сивилла .

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ПИФИЯ" в других словарях:

    См … Словарь синонимов

    - (Пифия), (П прописное), пифии, жен. (греч. Pythia) (книжн.). В древней Греции жрица при храме Аполлона, восседавшая на треножнике над расселиной скалы, откуда поднимались одуряющие испарения, и произносившая под их влиянием бессвязные слова,… … Толковый словарь Ушакова

    ПИФИЯ, в Древней Греции жрица прорицательница в храме Аполлона в Дельфах … Современная энциклопедия

    В Др. Греции жрица прорицательница в храме Аполлона в Дельфах … Большой Энциклопедический словарь

    Жрица прорицательница в храме Аполлона в Дельфах. (Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь справочник.» EdwART, 2009.) … Энциклопедия мифологии

    - (PuJia) прорицательница в Дельфах. При дельфийском святилищев древние времена, когда обращались к оракулу, по видимому, лишь одинраз в год, было две П. и одна заместительница их; впоследствии, приболее частом вопрошении оракула, была лишь одна П … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Пифия - ПИФИЯ, в Древней Греции жрица прорицательница в храме Аполлона в Дельфах. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Пифия (значения). Пифия, Джон Кольер … Википедия

    Или Pytxoness. (Греч.) Современные словари поясняют, что этот термин означает ту, которая изрекала предсказания в Дельфийском храме, а также любая женщина, которая считается обладающей даром предсказания, ведьма (Вебстер). Это ни верно, ни… … Религиозные термины

    В Древней Греции жрица прорицательница в храме Аполлона в Дельфах. * * * ПИФИЯ ПИФИЯ, в Др. Греции жрица прорицательница в храме Аполлона (см. АПОЛЛОН (бог)) в Дельфах (см. ДЕЛЬФЫ) … Энциклопедический словарь

Πῡθία , лат. Pythia) - в Древней Греции жрица -прорицательница Дельфийского оракула в храме Аполлона в Дельфах , расположенного на склоне горы Парнас . Именование Пифия происходит от змея Пифона (др.-греч. Πύθων ), охранителя Дельфийского оракула до занятия его Аполлоном, сразившего змея стрелами .

Культ

Дельфийский оракул был основан в VIII веке до н. э. и просуществовал до 393 года н. э., когда император Феодосий I приказал уничтожить языческие храмы. На протяжении всего своего существования он был самым авторитетным, и просить пророчества приходили люди со всей Греции, среди них был и великий Александр Македонский .

Согласно античным описаниям, при дельфийском святилище в древние времена, когда обращались к оракулу , по-видимому, лишь один раз в год, было две пифии и одна их заместительница. Впоследствии, при более частом вопрошении оракула, была лишь одна пифия. Пифия была жрицей, избранной среди сенситивов из низших слоёв и помещённой в храм, где у неё, отрешённой от мирской жизни, развивали её пророческие способности . Она готовилась к прорицанию трёхдневным постом и омовением в . Перед прорицанием надевала роскошную одежду, возлагала лавровый венок на голову, пила воду источника Кассотиды и жевала лист священного лавра . Затем она садилась на колоссальный треножник (из жёлтой меди , по др. вар. золотом ), стоявший над расселиною, и, впадая в экстаз от одуряющих паров, пророчествовала. Пары эти были вредны. Известен один случай, когда пифия, соскочив с треножника, упала в бесчувствии и умерла. Согласно описанию толкового словаря Л. П. Крысина , «восседавшая над расщелиной скалы, откуда поднимались одурманивающие испарения, и произносившая под их воздействием бессвязные речи, которые истолковывались жрецами как прорицания, пророчества» .

Пифия произносила чаще всего бессвязные слова, которые облекались дельфийскими жрецами в форму прорицаний Аполлона , или же в стихотворную форму , переставлялись и толковались жрецами и передавались затем в неясных, туманных или двусмысленных выражениях вопрошавшим оракула . Отсюда пошло выражение (устар.) «говорит как пифия» - знач. говорить темно, двусмысленно (Словарь Ф. Павленкова , 1907) .

Её прорицания разным героям неоднократно упоминаются в мифах .

По одному из мифов, она отказалась дать ответ Гераклу , но затем согласилась .

Галерея

См. также

  • Кассандра , оракул , Сивилла .
  • Фемоноя - первая пифия в Дельфах.

Напишите отзыв о статье "Пифия"

Примечания

Литература

  • Щукарев А. Н. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Пифия

«Mais assez de bavardage comme cela. Je finis mon second feuillet, et maman me fait chercher pour aller diner chez les Apraksines. Lisez le livre mystique que je vous envoie et qui fait fureur chez nous. Quoiqu"il y ait des choses dans ce livre difficiles a atteindre avec la faible conception humaine, c"est un livre admirable dont la lecture calme et eleve l"ame. Adieu. Mes respects a monsieur votre pere et mes compliments a m elle Bourienne. Je vous embrasse comme je vous aime. Julie».
«P.S.Donnez moi des nouvelles de votre frere et de sa charmante petite femme».
[Вся Москва только и говорит что о войне. Один из моих двух братьев уже за границей, другой с гвардией, которая выступает в поход к границе. Наш милый государь оставляет Петербург и, как предполагают, намерен сам подвергнуть свое драгоценное существование случайностям войны. Дай Бог, чтобы корсиканское чудовище, которое возмущает спокойствие Европы, было низвергнуто ангелом, которого Всемогущий в Своей благости поставил над нами повелителем. Не говоря уже о моих братьях, эта война лишила меня одного из отношений самых близких моему сердцу. Я говорю о молодом Николае Ростове; который, при своем энтузиазме, не мог переносить бездействия и оставил университет, чтобы поступить в армию. Признаюсь вам, милая Мари, что, несмотря на его чрезвычайную молодость, отъезд его в армию был для меня большим горем. В молодом человеке, о котором я говорила вам прошлым летом, столько благородства, истинной молодости, которую встречаешь так редко в наш век между двадцатилетними стариками! У него особенно так много откровенности и сердца. Он так чист и полон поэзии, что мои отношения к нему, при всей мимолетности своей, были одною из самых сладостных отрад моего бедного сердца, которое уже так много страдало. Я вам расскажу когда нибудь наше прощанье и всё, что говорилось при прощании. Всё это еще слишком свежо… Ах! милый друг, вы счастливы, что не знаете этих жгучих наслаждений, этих жгучих горестей. Вы счастливы, потому что последние обыкновенно сильнее первых. Я очень хорошо знаю, что граф Николай слишком молод для того, чтобы сделаться для меня чем нибудь кроме как другом. Но эта сладкая дружба, эти столь поэтические и столь чистые отношения были потребностью моего сердца. Но довольно об этом.
«Главная новость, занимающая всю Москву, – смерть старого графа Безухого и его наследство. Представьте себе, три княжны получили какую то малость, князь Василий ничего, а Пьер – наследник всего и, сверх того, признан законным сыном и потому графом Безухим и владельцем самого огромного состояния в России. Говорят, что князь Василий играл очень гадкую роль во всей этой истории, и что он уехал в Петербург очень сконфуженный. Признаюсь вам, я очень плохо понимаю все эти дела по духовным завещаниям; знаю только, что с тех пор как молодой человек, которого мы все знали под именем просто Пьера, сделался графом Безухим и владельцем одного из лучших состояний России, – я забавляюсь наблюдениями над переменой тона маменек, у которых есть дочери невесты, и самих барышень в отношении к этому господину, который (в скобках будь сказано) всегда казался мне очень ничтожным. Так как уже два года все забавляются тем, чтобы приискивать мне женихов, которых я большею частью не знаю, то брачная хроника Москвы делает меня графинею Безуховой. Но вы понимаете, что я нисколько этого не желаю. Кстати о браках. Знаете ли вы, что недавно всеобщая тетушка Анна Михайловна доверила мне, под величайшим секретом, замысел устроить ваше супружество. Это ни более ни менее как сын князя Василья, Анатоль, которого хотят пристроить, женив его на богатой и знатной девице, и на вас пал выбор родителей. Я не знаю, как вы посмотрите на это дело, но я сочла своим долгом предуведомить вас. Он, говорят, очень хорош и большой повеса. Вот всё, что я могла узнать о нем.
Но будет болтать. Кончаю мой второй листок, а маменька прислала за мной, чтобы ехать обедать к Апраксиным.
Прочитайте мистическую книгу, которую я вам посылаю; она имеет у нас огромный успех. Хотя в ней есть вещи, которые трудно понять слабому уму человеческому, но это превосходная книга; чтение ее успокоивает и возвышает душу. Прощайте. Мое почтение вашему батюшке и мои приветствия m lle Бурьен. Обнимаю вас от всего сердца. Юлия.
PS. Известите меня о вашем брате и о его прелестной жене.]

Расположенного на склоне горы Парнас .

Культ

Согласно античным описаниям, при дельфийском святилище в древние времена, когда обращались к оракулу , по-видимому, лишь один раз в год, было две пифии и одна их заместительница. Впоследствии, при более частом вопрошении оракула, была лишь одна пифия. Она готовилась к прорицанию трёхдневным постом и омовением в . Перед прорицанием надевала роскошную одежду, возлагала лавровый венок на голову, пила воду источника Кассотиды и жевала лист священного лавра . Затем она садилась на колоссальный треножник , стоявший над расселиною, и, впадая в экстаз от одуряющих паров, пророчествовала. Пары эти были вредны. Известен один случай, когда пифия, соскочив с треножника, упала в бесчувствии и умерла.

Многие учёные нового времени скептически относились к подобным описаниям.

Её прорицания разным героям неоднократно упоминаются в мифах (см. также Фемоноя).

По одному из мифов, она отказалась дать ответ Гераклу , но затем согласилась .

В честь пифии назван астероид (432) Пифия , открытый в 1897 году.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Пифия" в других словарях:

    - (греч., от pythios прозвище Аполлона дельфийского). Пророчествующая жрица Аполлона дельфийского, избиравшаяся из низшего класса и сажаемая на треножник, из которого выходили одуряющие пары. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… … Словарь иностранных слов русского языка

    См … Словарь синонимов

    - (Пифия), (П прописное), пифии, жен. (греч. Pythia) (книжн.). В древней Греции жрица при храме Аполлона, восседавшая на треножнике над расселиной скалы, откуда поднимались одуряющие испарения, и произносившая под их влиянием бессвязные слова,… … Толковый словарь Ушакова

    ПИФИЯ, в Древней Греции жрица прорицательница в храме Аполлона в Дельфах … Современная энциклопедия

    В Др. Греции жрица прорицательница в храме Аполлона в Дельфах … Большой Энциклопедический словарь

    Жрица прорицательница в храме Аполлона в Дельфах. (Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь справочник.» EdwART, 2009.) … Энциклопедия мифологии

    - (PuJia) прорицательница в Дельфах. При дельфийском святилищев древние времена, когда обращались к оракулу, по видимому, лишь одинраз в год, было две П. и одна заместительница их; впоследствии, приболее частом вопрошении оракула, была лишь одна П … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Пифия - ПИФИЯ, в Древней Греции жрица прорицательница в храме Аполлона в Дельфах. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Или Pytxoness. (Греч.) Современные словари поясняют, что этот термин означает ту, которая изрекала предсказания в Дельфийском храме, а также любая женщина, которая считается обладающей даром предсказания, ведьма (Вебстер). Это ни верно, ни… … Религиозные термины

    В Древней Греции жрица прорицательница в храме Аполлона в Дельфах. * * * ПИФИЯ ПИФИЯ, в Др. Греции жрица прорицательница в храме Аполлона (см. АПОЛЛОН (бог)) в Дельфах (см. ДЕЛЬФЫ) … Энциклопедический словарь

Книги

  • Пифия , Майк Резник. То было время гигантов. Джон Далеко - отсюда первым ступил на землю более чем пяти сотен новых миров, но так и не понял, чего он ищет. На счету Свистуна было не меньше сотни покойников. Нелли…

Прорицательница и оракул
картина Роджера Пейна

Древние люди полагали, что жизнь человека определяется роком, предназначением. Даже боги были в значительной степени подвластны велениям судьбы, хотя в обязанности Зевса, главы греческого пантеона, входило следить за тем, чтобы их жизнь шла по предначертанному пути. Люди верили, что можно приподнять завесу будущего, и в случае необходимости обращались за советом к разного рода оракулам. Самым знаменитым был оракул бога предсказаний Аполлона, расположенный близ Дельф. Узнать судьбу помогали жрецы-прорицатели, истолковывающие волю божества, или знамения, например брошенные игральные кости. Особым видом гадания были ауспиции – наблюдения за полетом и криком птиц, чрезвычайно популярные в Древнем Риме. Будущее, верили его жители, мог определить жребий или вид сожженных жертвоприношений. Еще одним видом пророчеств являлись сны, посылаемые богами, иногда, правда, лишь для того, чтобы сбить людей с толку. За предсказаниями было принято обращаться к оракулам как живым, так и к уже умершим. Римляне также часто бросали жребий, пытаясь узнать свою судьбу, но весьма редко прибегали к пророчествам в вопросах политики.

Оракул (лат. oraculum) – в древности одно из средств, с помощью которых человек старался вступать в непосредственное общение с божеством. Изречения оракула считались откровениями божества; они получались вопрошающими в определенном месте, через известных посредников, большею частью жрецов данного божества, являвшихся и истолкователями полученного откровения. Все оракулы могут быть подведены под три категории: предсказания получались или в виде сентенций, или в виде символов, или в виде сновидений. В знаменитейшем из всех оракуле – дельфийском – одуряющие пары, выходившие из расщелины скалы, приводили пророчицу в состояние ясновидения; в Додоне о воле божества судили по движениям листьев на священном дубе, по звукам, исходившим от металлических сосудов, по журчанью священного источника, в Делосе следили за шелестом лавра. В оракуле Зевса Аммонского в Ливии – за известными явлениями на изображении божества, составленном из драгоценных каменьев; в Риме, по повелению сената и в присутствии магистрата, раскрывали сивиллины книги.

Трудно судить, насколько сами жрецы убеждены были в истинности откровений; во всяком случае усматривать в оракулах один лишь сознательный обман со стороны жрецов было бы суждением односторонним и лишенным исторической перспективы. Даже туманная форма ответов, особенно характерная для дельфийского оракула, сама по себе не свидетельствует о сознательном обмане, хотя нельзя отрицать, что жрецы часто обеспечивали свою непогрешимость двусмысленностью ответов, подходящих для любого случая. Возникновением оракула данное место было обязано или благодетельному источнику, с которым греческая мысль обыкновенно связывала близость божества, или явлением природы (пары из горячего источника и т.п.), вызывавшим состояние экзальтации. Возникали оракулы и в местностях, где покоились останки какого-нибудь знаменитого ясновидца. В последнем случае вопрошающие обыкновенно лично подвергались одухотворяющему действию божества; так например, в оракуле Амфиарая вопрошающий, после трехдневного воздержания от вина и однодневного поста, должен был заснуть в храме, чтобы ему в сновидении открылась воля божества.


картина художника Джона Огастеса Нэппа

Назначение оракула состояло не в том только, чтобы раскрывать будущее, но и в том, чтобы от имени божества руководить жизнью народа в тех исключительных случаях, когда человеческая мудрость оказывалась несостоятельной. К оракулам прибегали и государственные люди, когда их личный авторитет оказывался недостаточным для проведения той или другой меры. Поэтому для известных периодов греческой истории оракулы получают значение политических институтов. Оракулы, совета которых испрашивали во всех важных начинаниях, много содействовали поддержанию среди разрозненных греков сознания национального единства и осуществлению общегреческих предприятий. Они покровительствовали сельскохозяйственной культуре, колонизации новых земель и т.п.

Древнейшим из всех оракулов считался оракул в Мероэ, в Египте, а за ним непосредственно следовали оракул в египетских Фивах и оракул Зевса Аммонского. В Греции величайшим авторитетом пользовался оракул в Додоне, позднее – оракул в Дельфах. Кроме того Зевс имел своих оракулов еще в Элиде, Пизе и на Крите, Аполлон – в Кларосе близ Колофона и на Делосе. Оракул Бранхидов в Милете посвящен был Аполлону и Артемиде. Оракулами героев были оракул Амфиарая в Оропосе, оракулы Трифония и Геракла – в Буре и в Ахайе. Оракулы с вызыванием духов усопших существовали в Гераклее Понтийской и на Авернском озере. К оракулам должны быть причислены и изречения так называемых сивилл, особенно эритрейских и (в Италии) кумейских. У римлян существовали оракулы Фавна и Фортуны в Пренесте, оракул Паликов; но они охотно обращались и к греческим, и к египетским оракулам. В Греции оракулы потеряли свое значение лишь после полного падения свободы и независимости греков, но и затем, лишенные всякого авторитета, они влачили свое существование до царствования Феодосия, когда окончательно были закрыты.

Дельфийская Сивилла
(Пифия), Микеланджело, Сикстинская капелла, Ватикан, Рим

Пифия (Πῡθία )– прорицательница в Дельфах. При дельфийском святилище в древние времена, когда обращались к оракулу, по-видимому, лишь один раз в год, было две пифии и одна заместительница их; впоследствии, при более частом вопрошении оракула, была лишь одна пифия. Пифия выбиралась независимо от социальной принадлежности. От неё требовалось преданность Аполлону и целомудрие. Первые пифии Дельфийского оракула были девственницами. Но когда одну из них соблазнил проситель, явившийся за советом, вместо девственниц стали выбирать зрелых замужних женщин, имеющих детей, или старух, чтобы в будущем избежать подобных случаев дискредитации авторитетного оракула. Пифия отказывалась давать прорицания человеку, осквернённому преступлением. Она готовилась к прорицанию трехдневным постом и омовением в Кастальском источнике; перед прорицанием надевала роскошную одежду, возлагала лавровый венок на голову, пила воду источника Кассотиды и жевала лист священного лавра. Затем она садилась на колоссальный треножник, стоявший над расселиною, и, впадая в экстаз от одуряющих паров, пророчествовала. Пары эти были вредны. Известен случай, когда пифия, упала с треножника без чувств и умерла. Может быть его описал Плутарх, когда был свидетелем того, как священники вынудили Пифию работать в неурочный день. Против своего желания она спустилась в адитон и вдруг пронзительно закричала, рухнула наземь, а через несколько дней умерла. В древности прорицания давались один раз в год – в день рождения Аполлона – 7 Бисия (середина февраля – середина марта), когда он возвращался от гипербореев. С VI века до нашей эры стали проводиться ежемесячно по седьмым числам, кроме трёх зимних месяцев, когда Аполлон гостил у гипербореев, а ещё позже – ежедневно, кроме нечистых дней.

Дельфийский оракул – есть прорицалище при храме Аполлона в Дельфах. Согласно греческой мифологии был основан самим Аполлоном на месте его победы на чудовищным змеем Пифоном. Дельфийский оракул, которым заведовала пифия, был одним из главных прорицалищ в эллинском мире. Расцвет Дельфийского оракула относится к VII–V векам до нашей эры, когда он выступал посредником в межполисных конфликтах. Было принято по всем важным вопросам государственной и личной жизни обращаться к оракулу. Был осуществлён политический союз со Спартой, которая стала светским мечом храма. В Дельфы спешили посольства с богатыми дарами из многих царств Древнего мира. Мидас преподнес в подарок храму золотой трон. Крез был поклонником дельфийского Аполлона. Ослабление влияния храма началось со времени греко-персидских войн, когда Дельфы приняли сторону персов, надеясь стать религиозным центром Персидская империя Персидской империи. Но ещё во во времена римского владычества в храме хранились денежные вклады из разных районов Средиземноморья. Храм неоднократно был разграблен, горел во время нашествия галлов в 279 году до нашей эры, а при императоре Феодосии (391 год) его окончательно закрыли.

История храма началась с того, что однажды козы, бродившие между скалами Парнаса, приблизившись к некоему отверстию, откуда выходили испарения, вдруг пришли в необыкновенное судорожное движение. Сбежавшиеся люди тоже ощутили действие этих паров: в помешательстве своего ума они стали отрывисто произносить несвязные слова. Тотчас же эти слова приняли за предсказания (оракулы), а пар, выходивший из земного отверстия – за божественное вдохновение. На этом месте и построили знаменитый храм. Изначально оракул принадлежал Гее, охранялся драконом Пифоном, или Дельфинием и место называлось Пифо (древнегречское πύθω – подвергать гниению). Первой пророчицей Геи была горная нимфа Дафна (др.-греч. ἡ δάφνη – лавр). От матери Геи Фемида получила Дельфийский оракул, который передала сестре Фебе, а та – внуку Аполлону, который, обучившись искусству прорицания у Пана, прибыл в Дельфы, где убил охранявшего вход в прорицалище дракона Пифона и овладел оракулом. Тёмные хтонические пророчества сына Земли уступили место воле Зевса, отца богов и устроителя нового, Олимпиского космического порядка, выразителем которой выступил «метатель солнечных лучей», вызывающие в земле испарения для прорицания. После поражения дракона Аполлон собрал его пепел в саркофаг и установил траурные игры в честь Пифона. Затем Аполлон отправился искать жрецов для своего храма. В море он увидел корабль идущий из Кносса, что на Крите. Обернувшись дельфином, он силой своих чар привёл корабль в Крису, где открылся морякам и поведал о их предназначении. В Крисе моряки воздвигли жертвенник Аполлону и он был назван Дельфийским, в честь образа, в котором Аполлон им явился. Из Крисы моряки отправились к Парнасу, где стали первыми жрецами храма Аполлона. Пчёлы принесли из страны гипербореев храм из воска, а все последующие храмы сооружались по его образцу.
Храм Аполлона, расположенный в живописной горной местности в Дельфах, был самым почитаемым местом в древней Греции. Горожане шли сюда за помощью, надеясь решить свои житейские проблемы, поправить здоровье; воины – за советом перед сражением; переселенцы, отправлявшиеся в Италию, Испанию или Африку, ожидали его напутствия. Оракул поддержал Ореста в намерении отомстить за убийство отца и предсказал Эдипу, что тот убьет отца и женится на своей матери.

Храм Аполлона Пифейского
Дельфы

Описание святилища дает античный историк Павсаний в Х книге своего "Описания Эллады". В городе Дельфы протекал ручей Касталия, берущий начало из ущелья между двумя скалами – Фэдриадами, у подножия которых находилось святилище. Священный округ был наполнен статуями, всякого рода посвятительными сооружениями, доходившими иногда до размеров целых зданий и т.п. Самый храм был построен в дорическом стиле и имел богатый скульптурный убор. Весь архитрав был увешан щитами, добытыми от персов и галлов. В пронаосе были начертаны изречения семи мудрецов ("Познай самого себя", "Ничего чрез меру" и т.д.) и находилось сакральное изображение символа «Ε» в трех экземплярах: деревянном, посвященном семью мудрецами, бронзовом – афинянами и золотом – императрицей Ливией. Во внутренней части храма (адитон), недоступной для вопрошающих, находились золотая статуя Аполлона, лавровое дерево, беломраморный Омфал с двумя золотыми орлами, а под ним находился саркофаг с пеплом Пифона. В самом святилище, куда никто, кроме пифии и жрецов, не допускался, находилась знаменитая расщелина в скале, из которой выходили одуряющие пары. Над ней стоял треножник, на который садилась пифия для приведения себя в экстаз под влиянием паров. Первоначально пифия выбиралась из молодых девушек, но после того, как одна из них не соблюла невинности, выбирали пожилую девушку. На краю расселины находился ключ Кассотида, воду которого пила пифия перед гаданием, и лавровое дерево, листья которого она жевала. Дерево это каким-то неизвестным способом приводилось в содрогание. Здесь же находился так называемый "пуп земли" – конусообразное возвышение из мрамора, обвитое священными повязками. Из бесчисленного количества всяких посвящений (после массового вывоза произведений искусства в Рим, при Нероне, оставалось еще до 3000 статуй) заслуживает особого упоминания колоссальный золотой треножник, посвященный греками из варварской добычи после Платейской битвы. Золотая чаша его подперта была снизу бронзовой колонной в виде трех свившихся змей. Все золотые части стали добычей фокийцев, бронзовая же колонна, на которой написаны имена всех греческих государств, сражавшихся с персами, перевезена была Константином Великим в Константинополь, где она и теперь находится. На стенах так называемой "Лесхи Книдийцев" находились знаменитейшие композиции Полигнота, изображавшие падение Трои и подземное царство. Близ Дельф, в отрогах Парнаса, также находится сталактитовый грот, посвященный в древности нимфам и Пану.