Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Что на месте гостиницы. Ночью особенно видно, как умирает гостиница: огромный черный квадрат с парой освещенных окон по углам. Парковая зона с панорамным комплексом «Мир»

Архитектура столичных зданий позволяет с точностью до десятилетия определить, когда и при каком правителе они были возведены. Не все жилые здания, построенные в прошлом веке, дожили до наших времен. Чего нельзя сказать о гостиницах. В этом материале мы рассмотрим пять «гостиничных героев» в различных категориях, «жизненный путь» которых может рассказать о политических и исторических вехах в развитии города Москвы.

Пять звезд - гостиница «Москва»

Гостиница «Москва», занимающая целый квартал, стала одной из первых гостиниц, построенных в советской Москве. Массивное здание играет доминирующую роль в формировании района, непосредственно прилегающего к Кремлю. «Москва» отличается сложной архитектурной пластикой, призванной согласовать строение с соседствующими Кремлём и зданием Исторического музея. Строительство отеля велось с 1933 по 1935 годы по проекту архитекторов Л. Савельева, О. Стапрана и А. Щусева.

Охотный ряд, считавшийся в начале XX века одним из самых антисанитарных районов города, стал первым московским районом, подвергшимся коренной реконструкции в 1920-е годы. Что неудивительно: ведь там располагались многочисленные лавки и трактиры. Советские власти решили «подчистить» центр города, а на месте торговых рядов построить что-нибудь монументальное.В 1922 году здесь планировали возвести Дворец труда. Проведённый представительный конкурс на лучший проект не привёл к воплощённым результатам. В силу финансовых трудностей строительство было отложено. Однако работы по реконструкции застройки начались: в том же году снесли часовню Александра Невского на Манежной площади, в 1924 году начался массовый снос торговых лавок в южной части Охотного Ряда (преимущественно деревянные строения). В 1930 году снесли церковь Параскевы Пятницы, а всю рыночную торговлю перенесли на Цветной бульвар.

Первоначальный проект гостиницы Моссовета (проектное название), выполненный в конце 1920-х годов молодыми архитекторами О. Стапраном и Л. Савельевым, был решён в духе конструктивизма и входил в очевидное противоречие со сложившимся историческим обликом района. Суровый аскетизм массивного здания не увязывался с ансамблем Кремля, застройкой Охотного Ряда, Тверской и Моховой улиц.

Вариант Савельева

В качестве соавтора, призванного исправить «ошибки» проекта, пригласили Алексея Щусева. Каркасная коробка здания к тому времени уже достраивалась, и внести значительные изменения не представлялось возможным. Однако Щусев с большой изобретательностью и тактом внёс изменения в проект, добавив лаконичный декор в духе неоклассицизма, не нарушив при этом конструктивистскую основу проекта здания.

Генеральный план (Щусев)

В результате появился строгий и монументальный восьмиколонный портик высотой в шесть этажей с открытой террасой, просторные лоджии-аркады по центру главного фасада, многочисленные балконы. Углы здания были акцентированы башенками. Само здание приобрело большую пластичность благодаря более выраженному членению главного фасада.

Специально для гостиницы архитекторами было сделано 18 комплектов мебели из разных пород деревьев. И 20 декабря 1935 года первые посетители смогли увидеть всю роскошь первого советского отеля.

План номера

Рассказывают, что некоторые премированные поездкой в «Москву» граждане так боялись замарать интерьер комнат, что спали прямо на полу. Помимо рабочих и колхозников в числе постояльцев были замечены Алексей Стаханов, Валерий Чкалов, Демьян Бедный, Георгий Жуков, Людмила Целиковская, Михаил Жаров, Аркадий Райкин, Юрий Гагарин, Борис Ельцин, а последним «звёздным» проживающим стал Роберт Де Ниро.

Тогда же Щусев выполнил эскизы второй очереди гостиницы, но до строительства новых корпусов дело не дошло. 10-этажный корпус, выходящий на площадь Революции (фасадом на здание Музея Ленина), и 6-этажный, обращённый к Театральной площади, начали строить только в 1968 году. Для осуществления проекта понадобилось снести ряд строений, примыкавших к «Москве» с востока, в том числе и старую гостиницу «Гранд-отель». Архитекторы А. Борецкий, Д. Солопов и И. Рожкин в целом учли композиционные идеи, заложенные предшественниками. Вторая очередь гостиницы была сдана в эксплуатацию в 1977 году, к 60-летию Октябрьской революции; тем самым корпуса гостиницы «Москва» заняли собой целый квартал. Однако декор новых корпусов получился более сухим по рисунку; 6-этажный корпус вообще был решён в духе обыкновенной бетонной коробки, что внесло, по мнению некоторых специалистов, резкий диссонанс в ансамбль Театральной площади.

Любители выпить наверняка заприметили фасад не только в старых советских фильмах, но и на этикетке водки. По легенде, поместить туда здание придумали аналитики госбезопасности. Считалось, что такую водку употребляют начальство и творческие личности, а соответственно, по версии чекистов, они когда-нибудь да остановятся в гостинице, которую часто видят у себя на столе. А там уже их можно будет прослушать и сделать выводы.

В 1942 году в «Москве» погиб народный поэт Белоруссии Янка Купала. Он поскользнулся на мраморной лестнице и упал в лестничный пролёт с 10-го этажа. Милиция посчитала это несчастным случаем, хотя в народе ходили слухи, что НКВД приложил руку к этой смерти. А когда в 2003 году гостиницу начали разбирать, ходили слухи, что, на шестом этаже найден секретный бункер Берии: стены его были в полтора метра толщиной, так что строителям пришлось изрядно потрудиться, чтобы разобрать это укрытие. Под зданием же была обнаружена взрывчатка, которую заложили ещё в начале Великой Отечественной войны, чтобы взорвать отель, если до него доберутся немцы.

Но тогда разрушать гостиницу не пришлось. Это начали делать спустя 60 лет, когда здание было признано аварийным. Последние постояльцы получили в качестве бонуса ваучер на проживание в уже новой гостинице в течение недели. Власти обещали, что воспользоваться подарком можно будет уже в 2010-м.

Гостиница «Москва» на почтовой марке СССР, 1946 Здание Совета министров СССР (слева) и фрагмент гостиницы «Москва» на почтовой марке СССР, выпущенной к 800-летию Москвы

Существует легенда о том, что И. В. Сталин лично утверждал окончательный проект гостиницы, представленный Щусевым, и именно это обстоятельство стало причиной заметной асимметрии главного фасада здания. Архитектор для утверждения подготовил проект главного фасада с двумя вариантами оформления. Оба варианта были совмещены в одном чертеже и разделялись осью симметрии: на правой части чертежа был изображён более строгий вариант, на левой части — вариант с большим количеством декоративных деталей. Сталин поставил свою подпись посредине: уточнить, что именно имел в виду Иосиф Виссарионович, никто из проектировщиков не решился, и Щусев реализовал в одном фасаде оба варианта оформления, в буквальном соответствии с утверждённым чертежом. Якобы по этой причине ризалиты главного фасада отличаются друг от друга. Это не более чем красивая легенда. Сталин не ставил подписи под проектами. По факту всё оказалось гораздо прозаичнее: подпись под одним из вариантов фасада, разделённого осью симметрии, ставил Щусев. Далее чертежи ушли строителям, которые сделали всё как на рисунке. В то время параллельно строительству здания возводились леса, которые скрыли ошибку до момента их демонтажа.

Общая площадь комплекса составит 183 000 кв. м. Проект нового здания на месте разрушенной гостиницы разработан архитектором ГУП «Моспроект-2 им. М. В. Посохина» В. В. Колосницыным. Заказчиком реконструкции является ОАО «Декмос».

Четыре звезды - гостиница «Космос»

Гостиничный комплекс «Космос» был построен для обслуживания XXII летних Олимпийских игр, проходивших в Москве в 1980.

Гостиница «Космос». 1980-е годы

Архитектура и дизайн здания с видом на ВДНХ и на монумент «Покорителям космоса» разрабатывались совместно командой советских и французских архитекторов (В. Андреев, Т. Заикин, В. Стейскал — Моспроект-1; О. Какуб, П. Жуглё, С. Эпстейн — Франция).

Гостиница включала: 1718 стандартных номеров на 2 кровати, 53 двухкомнатных номера, 6 четырёхкомнатных номеров и около 3600 мест гостиничной сети общественного питания.

При планировании помещений пришлось строго придерживаться советских норм, которые не только сильно отличались от западных, но и были гораздо строже. Строительством здания занималась французская фирма «Sefri».

Официальное открытие отеля состоялось 18 июля 1979 года. На нем присутствовало множество видных политических деятелей, бизнесменов, звёзд эстрады. Пел специально приглашенный певец Джо Дассен.

«Космос», в отличие от подобных ей «Зари» и «Туриста», представляет собой двадцати пяти этажное здание, напоминающее форму подковы.

Во время олимпийских игр в гостинице размещался олимпийский пресс-центр. Так же в гостинице было множество других массовых мероприятий: Фестиваль молодежи и студентов, телепередачи «Утренняя звезда», «Песня года», конкурс «Хрустальная ладья », а в 2004 году в гостинице Космос проходил проект «Народный артист-2». Среди гостей гостиницы были такие известные личности как: Джо Дассен, Алла Пугачева, Гарри Каспаров и другие известные люди.

Также «Космос» прославился тем, что Тынис Мяги исполнил песню «Олимпиада 80» у главного входа в гостиницу.

А в фильме «Дневной дозор» гостиница была штабом темных сил. Часть съёмок производилась в гостинице.

Однако, несмотря на то, что разработчики гостиницы утверждали, что в безопасности объекта можно не сомневаться, в 2010 году сотрудница клининговой компании, следившая за чистотой в гостиничной парикмахерской, сварилась в шахте лифта заживо. Трагедия произошла, когда она спускалась на лифте на цокольный этаж с мешками мусора. Когда открылись двери лифта, внезапно прорвало основную отопительную трубу. Температура жидкости (воды с добавлением особых присадок) в резервуарах на момент аварии составляла около 130 градусов. Мощная струя кипятка обдала несчастную. Женщина скончалась на месте. Авария на теплотрассе произошла в результате выхода из строя вентиля.

В настоящее время в гостинице Космос останавливаются российские и зарубежные туристы и деловые люди, участники выставок, которые проходят на ВВЦ, все, кому удобно расположение гостиницы.

Три звезды - гостиница «Измайлово»

История гостиницы «Измайлово» тесно связана c историей города Москвы. В 1980 Москва была выбрана центром проведения Олимпийских игр. Город ожидал большой наплыв иностранных спортсменов, болельщиков и репортеров, привлеченных зрелищными играми и состязаниями центрального спортивного события года.

Было принято решение построить гостиницу в самом зеленом районе Москвы - Измайлово.

Над проектом строительства гостиницы «Измайлово» работала большая команда: архитекторы Д. Бурдин и Ю. Рабаев, инженер Е. Скородумов, знаменитый скульптор З. Церетели и многие другие.

В итоге в Москве за четыре года был построен достойный архитектурный памятник, за работу над которым авторы были удостоены госпремии.

Несмотря на то, что участие в Олимпийских играх-1980 было бойкотировано большинством капиталистических государств, гостей и участников собралось немало.

По задумке создателей, гостинично-туристический комплекс должен был быть связан с Олимпийскими Играми на всех уровнях: и в пространственном воплощении, и в цветовом исполнении. За основу были взяты олимпийские кольца - символы континентов Земли. Именно поэтому гостиница «Измайлово» представляет собой комплекс из пяти высотных зданий в 30 этажей каждое, два из которых соединены торцами. А названия зданиям были даны по буквам греческого алфавита: Альфа, Бета, Вега, Гамма-Дельта. Корпуса комплекса расположили вокруг площади, на которой построили концертный зал.

Народ их называл на русский манер - «АБВГД-йкой». Все 5 корпусов могли одновременно разместить до 10 тысяч человек, что было зафиксировано в книге мировых рекордов Гиннеса. Разумеется, при строительстве такого объекта международного значения были изначально заложены передовые технологии того времени, внутренний интерьер гостиницы и оборудование соответствовали мировым стандартам безопасности и сервиса.

Так, гостиничная система теплоснабжения по своей мощности не уступает трем районным котельным. При строительстве «Измайлово» были применены и инновационные разработки советских ученых: система автоматического учета номеров, механического пыледымоудаления. Разработчики внедрили также принципиально новую систему вентиляции и кондиционирования, спринклерного огнетушения.

После проведения Олимпийских игр Измайлово было переведено в ведомство гостиниц СССР и корпуса открылись для размещения обычных граждан и гостей столицы. Позднее гостиничный комплекс принимал еще участников массовых и всесоюзных международных мероприятий - Игр доброй воли, Фестиваля молодежи и студентов, Спартакиад народов СССР. По советской классификации уровня сервиса Измайлово соответствовало уровню Интурсервиса.

После распада СССР начался период реформ, и гостиничный комплекс Измайлово не избежал проблем того времени: централизованное управление гостиничным комплексом и бюджетное финансирование прекратились. Нужно заметить, что руководство гостиницы Измайлово приняло не самое плохое решение - предприятие было акционировано и выставлено на приватизационный залоговый аукцион, причем, не полностью, а по корпусам. Такой ход позволил потенциальным покупателям выгоднее приватизировать гостиничные корпуса по частям. Таким образом, Измайлово в структуре гостиничного бизнеса в 90-х годах стало позиционироваться как 5 самостоятельных гостиничных предприятий. Это разделение в ведении коммерческой и хозяйственной деятельности существует и сейчас, но москвичи по-прежнему воспринимают полюбившуюся им «АБВГДэйку» как единый гостиничный комплекс.

В настоящее время все корпуса гостинично-туристического комплекса «Измайлово» по международной сертификации соответствуют трехзвездочному уровню сервиса.

Две звезды - гостиница «Славянка»

Гостиница «Славянка» также является гостиницей «с историей». В этом году ей исполнилось 77 лет, большую часть которых она была известна как гостиница Центрального дома Советской Армии (ЦДСА), став «Славянкой» лишь в 1995 году.

Ее построили на месте снесенной церкви Иоанна Воина на Божедомке. Само место было связано с армией.

В гостинице Славянка в разное время останавливались многие известные военачальники, в частности, А. И. Покрышкин, И. Н. Кожедуб. В годы Великой Отечественной войны здесь размещались наиболее отличившиеся фронтовики, приезжавшие в столицу для получения правительственных наград, проходившие реабилитацию после лечения в госпиталях. В это время в истории гостиницы были моменты, когда раскладушки стояли даже в коридорах. Немало ночей на них скоротали будущие генералы и маршалы нашей армии. Жили здесь и французские летчики полка «Нормандия-Неман».

Боевые товарищи могли найти потерянных однополчан. Часто там проводили встречи герои обороны Брестской крепости. Много свидетельств случайных встреч ветеранов, которые думали, что больше не увидятся.

Нынешнее руководство «Славянки» хотело бы иметь уголок истории гостиницы, но пока не может найти многих важных документов. Более 60 лет гостиница была структурным подразделением Центрального дома Советской Армии, но в документах о ней - ни слова. Сохранились лишь приказы по личному составу.

Москвичи и гости столицы, кто проходит мимо серого семиэтажного здания, у входа в которое стоят скульптуры летчика и танкиста в форме 30-х годов прошлого века, полагают, что и внутри военная гостиница ненамного изменилась со времени своего открытия.

К руководству «Славянки» даже обращались съемочные группы исторического фильма с просьбой поснимать в старых интерьерах. Каково же было удивление режиссера, когда выяснилось, что от гостиницы-общежития, каким она была долгие годы, от старой предвоенной и послевоенной обстановки в настоящее время фактически ничего не осталось. Разве что только скульптуры у входа, ставшие яркой достопримечательностью «Славянки» и возле которых очень любят фотографироваться как отечественные постояльцы, так и иностранцы.

И сегодня в Славянке рады каждому гостю, но особое отношение здесь, конечно же, к военнослужащим и членам их семей. К услугам посетителей - 305 комфортабельных номеров различных категорий. Гостиница Славянка отличается удобным расположением: в центре города, недалеко от Театра Российской Армии и спорткомплекса «Олимпийский». При этом цены на проживание доступны многим.

Congress hotel - «Ирис Конгресс Отель»

С именем Святослава Федорова на протяжении многих десятилетий было связано понятие прогресса в медицине. В шестидесятых годах он приступил к решению сложнейшей в медицинском и социальном аспектах проблемы — замене помутневшего хрусталика искусственным. А в конце семидесятых предложил миру еще одну инновационную технологию - избавление пациентов от близорукости при помощи надрезов («насечек») на роговице.

После многогранных экспериментальных исследований Святослав Николаевич провел первую в СССР успешную имплантацию интраокулярной линзы, открыв тем самым новое направление в науке. Последующие десятилетия доказали перспективность выбранного им научного направления. Только в России С.Н. Федоровым и его учениками проведено около 1,5 млн. таких операций.

Однако мало кто знает, что Святослав Федоров был причастен к открытию первого сетевого отеля мирового класса в СССР.

В 1989 он решил построить при МНТК «Микрохирургия глаза» шикарный отель для богатых клиентов-иностранцев, которые приезжали в Москву для того, чтобы сделать операцию на глазах. Для проектирования и строительства гостиницы была приглашена французская компания Bouygues.

Проект Iris стал первым для компании в России. В дальнейшем у Bouygues было много успешных проектов в РФ — строительство торговых центров «Атриум» и «Мега Белая Дача», а также реконструкция Главного здания МГУ в Москве, здания отеля Hyatt в Екатеринбурге и др.

Федоров предполагал, что иностранные граждане охотнее будут приезжать в СССР, если им будут предложены все условия для проживания на высшем уровне.

Архитектура отеля была уникальна для России. Внешняя облицовка отеля у многих ассоциировалась с прибрежными гостиницами мировых курортов.

Кроме того, впервые в отеле был реализован огромный атриум, с куполом, по форме напоминающим глазную радужку. А сам отель имел форму человеческого глаза.

К управлению отелем была привлечена французская сеть Accor Это был один из первых зарубежных операторов на зарождавшемся российском рынке. Французы управляли гостиницей под luxury-брендом Pullman Iris 5* который в начале 1991 года открыл свои двери для первых гостей.

Одни название объекта связывали с латинским словом «ирис», что означает радужную оболочку глаза, другие расшифровывали как заглавные буквы имен жены Федорова - Ирэны и его самого - Славы.

В 1993 управляющая компания заменила бренд гостиницы на более демократичный - Sofitel Iris 5*.

Многие граждане во времена дефицита приходили в Iris ознакомиться с французской кухней, так как на первом этаже функционировал ресторан Champs-Elysees, в котором можно было полакомиться устрицами и «божоле».

Однако после распада СССР и успехов японских медиков в области офтальмологии, планы Федорова рухнули, как карточный домик. Iris так и не увидел наплыва богатых постояльцев со слабым зрением. И в 1998 сеть Accor вышла из проекта, а отель, строительство которого велось на кредитные средства, после трагической гибели Федорова ушел с молотка.

Однако с развитием гостиничного бизнеса в России, стало понятно, что отель, расположение которой находится далеко не в центре города (Коровинское шоссе, дом 10), никак не может именоваться «пятизвездочным». Отель меняет владельцев, которые преобразовывают систему управления, стремясь найти нишу Iris на рынке. Гостиница переименована в «Ирис Конгресс Отель».

Упор на конференции и мероприятия стал спасением для экономики отеля. Позиционирование в таком ракурсе позволило вдвое увеличить выручку объекта. Появившийся в середине 2000-х новый собственник Amtel Properties усиливает акцент на оказание конгресс-услуг.

А то, что рядом с гостиницей работает ЗАГС - на годы вперед обеспечило «Ирис Конгресс Отель» заказами на проведения свадебных торжеств и прочих праздников. Так как по соотношению качества и предоставляемых услуг с «Ирисом» мало кто из столичных отелей может посоревноваться.

Интересным фактом является то, что в одном из залов гостиницы Федоров задумывал, соорудить операционную. И по легенде успел провести в ней несколько удачных операций.

В течение всех 20 лет его гостями становились известные люди: видные политики, ученые, музыкальные коллективы, звезды отечественной и зарубежной эстрады, именитые тренеры и спортсмены - участники гонки «Формула-1», знаменитые футбольные, баскетбольные и хоккейные команды.

И сейчас гостиница сохраняет свою индивидуальность и историю. Так, уникальная архитектура и интерьеры привлекают внимание не только постояльцев, но и деятелей кино - в стенах гостиницы регулярно снимаются художественные фильмы и сериалы.

В номерном фонде гостиницы 201 номер, включая 20 двухкомнатных номеров «люкс» и один президентский. В «Ирис» также входит: фитнес-центр, 12 конференц-залов и переговорных комнат, многофункциональный зал-трансформер со сценой, бизнес-центр, парковка и несколько лужаек для барбекю.

Анастасия Кременчук

В январе стало известно, что на пустыре на месте снесенной гостиницы «Россия» будут делать парк и, возможно, киноконцертный зал — эту идею поддержал тогда еще премьер-министр Путин. Но что именно будет устроенно и как это будет выглядеть, известно не было, и Москомархитектура решила узнать общественное мнение: полтора месяца чиновники собирали предложения по развитию территории на месте «России» — любой желающий мог прислать свой вариант. Из них отобрали 118 заявок от архитекторов, выставили их в «Доме на Брестской» и вывесили на сайте Москомархитектуры — до 6 апреля за понравившиеся проекты можно проголосовать . Имена авторов скрыты за шестизначными номерами, среди проектов — сад экзотических растений, парк отечественной истории, концертный комплекс в виде пасхальных яиц и еще масса как очень странных, так и более-менее реалистичных предложений. Гарантий того, что какой-то из этих проектов будет воплощен в жизнь, нет, но власти собираются учитывать предпочтения москвичей при благоустройстве этой территории. «Афиша» отобрала десять вариантов того, как могло бы выглядеть Зарядье.

Парк «Реки времени»

Авторы проекта предлагают создать на месте гостиницы сеть каналов, которая будет отражать историческую сетку переулков Зарядья — района, находившегося раньше на месте «России» и уничтоженного в 1930-х годах. Назвать их хотят так же, как и не существующие уже переулки: Псковский, Кривой, Мокринский и т.д. Псковский, по планам авторов, будет вливаться водопадом в Москву-реку. Набережные всех каналов станут исключительно пешеходными, летом по каналам можно будет плавать на лодке, а зимой — кататься на коньках. На оставшейся территории планируется сделать цветочный газон, посадить декоративные кустарники и построить концертный зал — подробностей о нем авторы не сообщают.

Топиарный парк «Россия»

Авторы этого проекта предлагают накрыть проезжую часть Москворецкой набережной озелененной пешеходной платформой, тем самым увеличив площадь территории почти на три гектара. На месте гостиницы должен появиться «Зеленый городок» — историческую застройку Зарядья восстановят из художественно подстриженных кустов, а также стекла и хрусталя. Под «Зеленым городком» появится «Зимний парк» — там будет киноконцертный зал на 3500 мест, а также площадка для карнавалов и «творчества уличных художников». Кроме того, на поверхности авторы проекта предполагают сделать водоем под открытым небом с прозрачным дном — смотреть на плавающих людей можно будет снизу вверх из «Зимнего парка».

Парк с башней Татлина

На территории Зарядья предлагают возвести башню Татлина высотой 180 метров — ту самую, которую художник предлагал построить в Ленинграде в честь III Интернационала, но которая так и осталась проектом. Под башней будет открытый амфитеатр для концертов. Кроме того, на территории гостиницы авторы проекта хотят создать парк круглогодичного использования — земля будет все время подогреваться за счет теплого подземного уровня. У западной границы парка появится новая станция метро «Зарядье».

Парковая зона с панорамным комплексом «Мир»

Центральное место в этом проекте занимает панорамный театр «Мир», напоминающий Землю в лепестках цветов, — там будут идти 3D-постановки, воссоздающие события из истории России и древнерусских легенд. Экран в зале расположен по всему периметру, а подиум с сидениями крутится вокруг своей оси. По ночам парк с театром будут зловеще светиться.

Парк в стиле Кандинского

Этот парк, по задумке авторов, должен напоминать москвичам полотна Кандинского и стать любимым местом тех, кто устал от серого города. На территории парка появятся 4-х и 6-этажные выгнутые административные здания и распластанные концертно-музейные блоки — музей «Зарядье», залы этноджаза, станковой живописи и авангардного театра. Кроме того, среди объектов обновленной территории значатся еще лес романтических свиданий, площадь «Приют скейтера» и Гайд-парк.

Офисный центр

Этот проект — единственный, где на территории гостиницы не предполагается парк. Автор считает, что пробираться из жилых домов через магистрали мамы с колясками не станут и вместо парковой зоны на месте «России» нужно сделать офисный центр из пяти корпусов с огромной подземной торгово-развлекательной галереей. По мнению автора, подстраиваться под низкую историческую застройку вокруг Зарядья нет необходимости и каждый корпус должен быть высотой 120 метров.

Сад с цветами

Почти всю территорию Зарядья планируют занять двумя комплексами в форме цветов, облицованными состаренным кирпичом. В одном будет концертный зал, в другом — музеи и выставочные пространства. В прозрачных крыльях зданий расположат зимние сады, которые будут разбиты на разные аллеи — зоны берез, голубых елей и экзотических растений. Среди деревьев разместят кофейни и рестораны. Фасады зданий будут зеркальными, поэтому в них будет отражаться сад, окружающий концертный комплекс.

Парк экзотических растений

В Зарядье предполагают сделать вечнотеплую зону — для этого территорию нужно накрыть колпаком, под которым спокойно будут расти пальмы, кактусы и орхидеи и расположится открытый амфитеатр. Там же хотят сделать арт-объект — восстановить контуры разрушенной части Китайгородской стены из металла, окрашенного в белый цвет. Людям, находящимся внутри купола, вид на реку будет открыт, как обычно, а ночью этот купол будет красиво подсвечиваться.

Парк из хохломы

Авторы этого проекта вдохновлялись хохломской росписью — водоемы, светомузыкальные фонтаны, галереи и концертный зал, часть которого находится под землей, выполнены в форме цветов, стеблей и ягод. На территории этого парка появятся велосипедные дорожки, а над ними — пешеходные мосты, с которых будет открываться вид на кленовые массивы. В Зарядье планируют разместить также центр современного искусства и астрономическую обсерваторию.

Парк в яйцах

Как пишут создатели проекта, их парк — пародия на русскую самобытность. Бары, рестораны и концертный зал они планируют разместить в растянутых пасхальных яйцах, как бы лежащих на мешковине, — на самом деле это металлическая сетка, которая в жару будет защищать посетителей парка от солнца, а зимой — от падающего снега. Подо всем этим будет подземный паркинг на 1500 автомобилей.

Гостиница «Москва» на Охотном Ряду, 2 одна из самых больших в столице России. Изначально была построена в период с 1933 по 1935 годы. Проект был разработан группой архитекторов, в которую входили Леонид Иванович(?) Савельев и Освальд Андреевич Стапран, при значительном участии Алексея Викторовича Щусева .

Гостиничный комплекс был разобран в 2004 году, а на его месте возведено здание, которое построено по действительным первоначальным чертежам и практически полностью воспроизводит былые формы демонтированного ранее (так заявляют застройщики).

Фото 1. Гостиница "Москва", центральный фасад которой выходит на

Манежную площадь

История строительства первой очереди

Гостиница «Москва» вошла в список первых строений такого типа в советской России. Занимает целый квартал, ограниченный улицей Охотный ряд и площадями - Манежной и Площадью Революции . Массивное здание стало доминантой прилегающей территории.

Стоит отметить, что район Охотного ряда считался в начале XX столетия одним из самых неблагополучных по санитарному состоянию в городе Москве. Так как это место было запланировано при новой власти под площадку для строительства Дворца труда, то окрестности начали расчищать и приводить в более достойный вид.

Без перегибов, результатом которых стал снос в 1920-е годы часовни во имя Александра Невского и церкви Параскевы Пятницы, не обошлось. Но, между тем, здесь развалили все зловонные ветхие лавки, большая часть которых находилась в южной оконечности этого района, а тамошний рынок перенесли из самого центра первопрестольной на Цветной бульвар .


Фото 2. Вид на гостиничный комплекс со стороны улицы Охотный ряд и

Театральной площади

Авторами стали, как писалось выше, архитекторы Стапран и Савельев. Будущее здание должны были возвести в модном тогда стиле конструктивизма, что явно вступало в противоречие с архитектурным обликом этого района: массивность и строгий аскетизм никак не вписывались сюда.

К тому времени, когда была уже практически завершена каркасная коробка здания, к реализации проекта строительства будущей гостиницы «Москва» привлекли известного архитектора еще дореволюционной школы Алексея Щусева. Почему?

Дело в том, что к наступлению 1930-х годов архитектура страны Советов начала отходить от авангардной стилистики в контуре зданий и повернулась лицом к градостроительному наследию прошлого, т.е. классическому стилю, который и стал фактором появления так называемого «сталинского ампира».

Так вот, Алексей Иванович и должен был подправить первоначальную задумку своих молодых коллег.

Значительные изменения внести уже было невозможно из-за уже выстроенной монолитной коробки, но Щусев сумел многое подправить, не ущемляя самолюбия Савельева и Стапрана, и создать лаконичный декор, исполненный в духе неоклассицизма.

Так здесь появился восьмиколонный портик с открытой террасой, высотой в шесть этажей, многочисленные балконы по фасаду и лоджии-аркады со стороны главного входа. На углах здания появились башенки, а оно само после всех нововведений получило некую пластичность, которую помогло выразить членение на фрагменты всего фасада.

Здание гостиницы «Москва» изначально должно было быть разновысотным: главный фасад со стороны Манежной площади насчитывал 14 этажей, а корпус по Охотному ряду - всего 10.

Стоит отметить, что строение должно было иметь архитектурную связку с будущим Дворцом Советов, который планировалось возвести на месте разрушенного храма Христа Спасителя , а потому и центральный фасад ориентирован на ту сторону и теперь «смотрит» прямо на воссозданное культовое здание.

В те же годы архитектор Щусев принимается за выполнение плана по строительству второй очереди гостиницы «Москва», но к практической реализации проекта тогда так и не приступили.

Два дополнительных корпуса начали возводить лишь в 1968 году. Это были 10-этажное здание со стороны Площади Революции и 6-этажное строение, выходящее фасадом на Театральную площадь. Для этих целей были снесены некоторые постройки, находящиеся рядом с уже построенной частью гостиничного комплекса, в т.ч. и гостиница «Гранд-отель».

Работы были завершены в 1977 году в канун празднования 60-летнего юбилея Октябрьской революции.

Хотя здания и старались возвести в той же архитектурной концепции, что и бывшие строения, но декор фасадов получился несколько сухим. Многие критики высказывали особенные претензии корпусу со стороны Театральной площади , который представлял собой обычную бетонную коробку.

История строительства первой очереди гостиницы «Москва» связана легендой с самим Иосифом Виссарионовичем Сталиным - руководителем Советского государства той поры.

Якобы, архитектор Алексей Викторович Щусев представил на подпись вождю проект оформления главного фасада в двух вариантах, совмещенных в одном рисунке и разделенных срединной линией: левый был более помпезный, а правый выполнен в более строгих формах. Подпись Сталина пересекла осевую линию, и решить, какой из них утвержден на самом деле, уточнить побоялись. Так и построили фасад с некоторой асимметричностью.

В подтверждение этому указывают на различающиеся друг от друга правый и левый ризалиты.

Легенда может и красивая, но не соответствует фактам. Сталин никогда не ставил свои подписи на архитектурных проектах.

«Реставрация путем сноса» - архитектурное течение времен Лужкова

В 2004 году старые корпуса гостиницы «Москва», занимавшие целый квартал, демонтировали, а на их месте начали возводить новодел, который по своим формам должен был напоминать прежнее строение. К 2013 году основные работы были завершены, и скоро начнется новая история этого комплекса в центре столицы.

Стоит заметить, что на строительство были выделены огромные деньги, из которых порядка 90 миллионов долларов были банально похищены. Многие считают, что перестройка здания потребовалась именно для этих целей - распила.

Гостиница «Москва» была построена лишь в 30-х годах прошлого столетия, и здесь можно было обойтись щадящей реконструкцией, позволяющей привести здание к уровню лучших мировых отелей, тем более, что такой опыт в столице уже имелся. В качестве примера можно привести гостиницы «Метрополь», «Националь», «


Проект Д.Н.Чечулина ("выдающийся советский зодчий, лауреат Сталинской премии, действительный член Академии архитектуры СССР, народный архитектор СССР, Герой Социалистического Труда, главный архитектор Москвы"). От его фамилии даже глагол был образован. "Отчечулить". Отчечулил Москву он изрядно.
Высотка предназначалась для Наркомата тяжелой промышленности.

Проект отчечуленной Красной площади:


Фото 1930-х гг. Снос Зарядья. На первом плане ц.Николы Мокрого в Зарядье.

Фото нач.1950-х гг. На заднем плане - строительство высотки. Вид с Варварки.

Зарядье радостно снесли. Не так чтобы полностью, но большую часть. А вот с башней не сложилось, хотя и стилобат выстроить успели, и нулевой цикл завершили, и даже стальной каркас до восьмого этажа возвели (позже он был частично использован при строительстве Центрального стадиона в Лужниках). Но умер Сталин и стало не до высоток (я хоть и иронизирую, но проект-то очень интересный был, только что совершенно не на месте).

Фото сер.1950-х. Разборка построенных восьми этажей несостоявшейся высотки.
Датировка "1964 г." ошибочная. Мачта ЛЭП видна, а их в кон.50-х демонтировали. Плюс неоднократно читал, что частично каркас для Лужников использовали (см.выше), но к 1964 г. Лужники давно уже построили. И на ряде снимков конца 1950-х гг. каркаса уже нет.

Началась борьба с "излишествами в архитектуре". Строить начали стекло-бетонные сараи.
И в Зарядье решили построить гостиницу. На фундаментах несостоявшейся высотки. Архитектором позвали всё того же Чечулина .
А посему в начале 1960-х остатки Зарядья доломали окончательно.


Фото 1960 г. Второй этап сноса Зарядья. Точнее даже третий. Второй этап был в 1951 г.

Следующим шагом был проект эстакады к строящемуся зданию гостиницы "Россия", которая должна была соединить транспортную стоянку гостиницы "Россия" с Театральной площадью. Этот бредовый проект со сносом церкви Максима Блаженного, Знаменского собора, здания Старого Гостинного двора, остатков Богоявленского и Заиконоспасского монастырей вызвал решительный протест Комиссии МОСХа и возмущение общественности Москвы. Письмо, подписанное художником Павлом Кориным и писателем Леонидом Леоновым, было направлено Хрущёву, который вынужден был приостановить эту чудовищную акцию. Благодаря этому мы имеем хотя бы те остатки былого Зарядья, которые можно увидеть по чётной стороне улицы Варварка. Да ещё церковь Зачатия св.Анны, что в Углу.


Фото 1961 г. Слева видны недоснесённые ещё дома Зарядья и Москворецкой улицы. И строительный забор. Там скоро поднимет свои этажи гостиница "Россия".

Изначально гостиница задумывалась девятиэтажной:


Первоначальный проект Чечулина. Визуализация.

Но по повелению Хрущёва пришлось увеличить высоту на три этажа - все делегаты и депутаты не помещались в 9 этажей (а гостиницу строили, в первую очередь, как раз для делегатов партсъездов и депутатов Верховного Совета, которые пару раз в год съезжались на его заседания).


Воплощённый проект.

Фото нач.1960-х гг. Три в одном: слева - реставрация "оставшихся в живых" памятников архитектуры,
в центре - руины Зарядья, справа - возводимое здание гостиницы "Россия".



Фото 1960-х гг. Строительство гостиницы "Россия".



Фото 1964 г. Jacques Dupâquier


Фото 1960-х гг. Строительство гостиницы "Россия".


Фото 1960-х гг. Строительство гостиницы "Россия".


Фото 1966 г. из архива В.Царина. Ц.Максима Исповедника на Варварке и почти достроенная гостиница "Россия".



Фото 1966 г. А.Л. и А.А.Зиловых.

Архитекторами «России», помимо Д.Н.Чечулин, стали А.Ф.Тархов, В.А.Лебедев, В.В.Лукьянов, В.А.Мазурин, П.П.Штеллер, Н.Д.Чекмотаев и И.А.Чекалин.
В плане гостиничный комплекс представлял собой замкнутый четырехугольник высотой 12 этажей, стороны которого ориентированы по сторонам горизонта, с врезанным в него по центру Северного фасада высотным башенным объемом высотой 23 этажа. Первоначально в верхней части высотной части был расположен ресторан «Фонарик» на 3800 мест. Проектная вместимость гостиницы – 5890 чел. Весь комплекс после открытия состоял из трех ресторанов, многочисленных кафе, баров, буфетов, двухзального кинотеатра "Зарядье" (на 750 мест каждый зал), концертного зала (на 2600 мест), бани с бассейном, прачечных, телефонной станции, магазина и других помещений. Конструктивная схема здания имела в своей основе сборный каркас с крупными (на два этажа) панелями наружных стен и перекрытий. В отделке интерьеров вестибюлей и ресторанов были применены разные сорта естественного камня – гранита и мрамора.
Открыта гостиница была в 1967 г.


Фото кон.1960-х гг.

Это был настоящий советский отель с правилами внутреннего распорядка, с запрещением гостям пребывать в номерах после 23-00. Социалистическое общежитие охраняли коридорные, милиция, швейцары и агенты КГБ, выступавшие в роли полиции нравов…

Главная забота работников «России» на протяжении первых 20 лет – участники партсъездов. Делегации жили компактно, что, как справедливо считалось, "способствовало поддержанию дисциплины". Члены Политбюро ЦК КПСС и лидеры республиканских партий размещались отдельно, а вот секретари обкомов, не говоря уж о горкомах и райкомах, чувствовали себя в «России» действительно как дома. Живали здесь и иностранные партбратья – гости съездов, но опять же без своих вождей.


Фото 1980-х гг.

В перерывах между съездами (помимо коммунистических, естественно, «обслуживались» комсомольские, профсоюзные и иные, низшие по рангу "форумы") статус "придворцовой" гостиницы также обязывал "держать планку" – гостили командиры социалистической промышленности и советской армии, передовики и победители всевозможных соревнований. Процент заполняемости "России" стабильно держался на ирреальной цифре 105% (освобождаемый ранее оплаченного срока номер немедленно заселялся). "Рядовому" гражданину поселиться в "России" было практически невозможно. Герои вышедшего в 1977 году на экраны блистательного фильма Георгия Данелия "Мимино" стали постояльцами "России" исключительно благодаря тому, что их приняли за делегатов съезда эндокринологов. И были немедленно выселены из гостиницы, когда выяснилось, что к медицинскому форуму ни один из них отношения не имеет.

Кадр из фильма "Мимино".


Фото нач.1970-х гг. Логотип на гостинице ещё старый (заменён в кон.1970-х гг.) и буквы в надписи чёрные.

В 1970 году "Россия" была занесена в Книгу рекордов Гиннеса как самая большая гостиница в мире. На момент закрытия гостиница сохранила за собой статус самого крупного отеля Европы и одного из самых крупных в мире. Площадь гостиницы составляет 233.259 квадратных метров (почти 13 гектаров), общая длина коридоров – 8 километров, а общая длина технических трубопроводов равна расстоянию от Москвы до Волгограда. Имелась собственная АТС на 6.000 номеров, около 100 пассажирских и грузовых лифтов. Освещение гостиницы "Россия" обеспечивали свыше 73.000 светильников.
На момент закрытия в отеле было около 3 тысяч номеров:
– 762 одноместных номера, состоящих из 1 комнаты жилой площадью 11,2 м2;
– 1877 двухместных номеров, состоящих из 1 комнаты жилой площадью 14,2 м2;
– 228 номеров "полулюкс", состоящих из 2 комнат жилой площадью 30,3 м2;
– 9 номеров "люкс", состоящих из 3 комнат жилой площадью 56м2.


Фото 1970-х гг.

Работали здесь 1320 человек. За одну ночь в "России" могло переночевать население небольшого городка – 4 тысячи 722 человека. За 37 лет своей работы "Россия" приняла и обслужила свыше 11 млн. гостей столицы, в том числе и более 2 млн. иностранцев.

Перечень услуг

Статистика хозяйственной деятельности отеля "Россия" впечатляет. В 2004 году на нужды гостиничных услуг было израсходовано 12 тонн стирального порошка, 5 тонн чистящих и моющих средств, 675.129 кусков фирменного мыла с символикой гостиницы, 5.223 парфюмерных набора, 437.747 флаконов шампуня. В месяц гостиница стирает 108 тонн белья, а за год эта цифра вырастает до 1.286 тонн.
Централизованная бухгалтерия гостиницы состоит из 40 человек, включая и тех, кто стоит за стойками на каждом из четырех входов в отель и центральной кассы. 20 бухгалтеров-кассиров несут свою вахту круглосуточно. Даже на стойках организована работа представителей этой профессии для осуществления срочных расчетов. Это для тех гостей, кто решил выехать раньше времени или ночью.

В 1977 г. в гостинице случилась трагедия. 25 февраля произошёл сильный пожар. Загорелись одновременно 5-й, 11-й и 12-й этажи северного корпуса. Люди, находившиеся выше 12 этажа, в том числе посетители ресторанов на 17-м и 22-м этажах, оказались в ловушке. Огонь распространялся с высокой скоростью - есть версия, что виной тому были синтетические ковровые покрытия и обои. В результате пожара погибло 42 человека, в том числе пять сотрудников гостиницы. Травмы различной степени тяжести получили 52 человека, в том числе 13 пожарных. Были эвакуированы более 1000 человек. Выгорели более 100 гостиничных номеров.


Пожар в гостинице "Россия". Реконструкция событий.

Согласно официальной версии происшедшего, причиной пожара послужил неотключенный от электрической сети паяльник в помещении радиоузла («службы слабых токов») на пятом этаже. Начальник и старший инженер службы были вскоре арестованы и 5 мая 1978 судимы (приговорены к полутора годам и году лишения свободы соответственно), мастер смены службы на вторые сутки после пожара покончил с собой.
Несмотря на заключение экспертной комиссии, истинная причина возникновения очага возгорания так и осталась невыясненной, на этот счет существует несколько версий, одной из которых считается умышленный поджог огромного здания.

Интерьеры гостиницы:

Фото 2006 г. usolt (с)


Фото 2006 г. usolt (с)


Фото 2006 г. usolt (с). Буфет.


Фото 2006 г. usolt (с)

И интерьеры номеров:

Фото 2005 г. dkphoto (с) Двухместный номер повышенной комфортности западного корпуса с видом на Кремль.


Фото 2005 г. dkphoto (с)


Фото 2005 г. dkphoto (с)
"Стоил такой номер, если мне не изменяет память, от 3500 рублей где-то в самом начале 2005 года до 4200 рублей к декабрю. Меня порадовало, что там, в отличие от стандартных номеров, был телефонный аппарат, подключенный к европейской розетке, то есть его легко было отключить, просто выдернув штекер. В стандартных же номерах шнур наглухо уходил в стену. Это было неприятно, если вспомнить, как часто звонили поздними вечерами агентства, предлагающие услуги дам легкого поведения. До сих пор улыбаюсь, как вспомню грудной томный голос с придыханием в трубке выдающий перл: «Молодой человек, а вам не одиноко одному?» Агентства явно были местные, как-никак в гостинице действовала весьма строгая пропускная система, а самих таких контор наверняка было несколько, так как, невзирая на резкие отказы, разные дамы звонили по нескольку раз за ночь, что весьма раздражало, не говоря уже о том, что банально мешало спать. В номерах повышенной комфортности я сразу после заселения выдергивал телефон из розетки на все время своего пребывания в Москве – и не знал печали. В стандартных же номерах я по необходимости вскоре освоил хитрый трюк командировочных: на ночь снимал трубку и клал рядом с аппаратом, а чтобы не беспокоило пищание свободной линии, нажимал любую цифру, что переводило телефон в режим набора номера, и он замолкал".

Московские археологи нашли старейшую улицу столицы, сообщили многочисленные СМИ. «Потенциально самую древнюю», уточнило агентство РИА Новости. «Древнейшую улицу московского посада», заявлено в пресс-релизе Института археологии РАН. Разумеется, верить надо первоисточнику, но его стоит комментировать почти построчно, иначе значение находки трудно оценить.

Итак, место действия - археологические раскопки на территории будущего парка «Зарядье», на месте бывшей гостиницы «Россия». Находка - мостовая Великой улицы, ведшей от Константино-Еленинских ворот Кремля к пристани на Москве-реке. Как пишут авторы пресс-релиза, «уже верхние слои показали, что археологи оказались на трассе улицы Великой (т.е. Большой): почти всю ширину раскопа (6,5 метров) занимают бревна верхнего яруса мостовой (XVII-XVIII веков), на которую местами легли остатки первого каменного подмащивания. Из-под этого яруса видны (курсив наш - ред.N+1) бревна более ранних уровней».

Старые русские города, как правило, состояли из двух частей - центральной укрепленной, то есть кремля или детинца, и неукрепленной - посада или подола. В посаде селились ремесленники и торговцы. В первые столетия существования Москвы Зарядье было как раз таким посадом. Оно лежало восточнее Кремля у самой реки. Если принять во внимание, что Москва строилась как княжеская крепость, то понятно, что древнейшие улицы и постройки находятся внутри Кремля и в силу понятных обстоятельств недоступны для ученых.

Соответственно, для исследования остаются доступны, хотя и довольно условно, территории посадов, и именно там обнаруживаются «древнейшие» и «старейшие» объекты.

Итак, археологи теперь могут показать, как выглядела самая большая улица в самой старой части города за пределами Кремля.

И, как справедливо оговаривается РИА Новости, «потенциально самая древняя»: пока ни о каких находках в районе Великой, относящихся к XII веку, нынешние археологи не говорят. Впрочем, раскопки, которые велись в Зарядье в конце 1940-х - начале 1950-х, выявляли единичные предметы XII века и даже предположительно более ранние.

По иронии судьбы Зарядью сначала не везло с археологическими исследованиями, а теперь именно оно становится самым интересным объектом на городской карте. В предвоенные и послевоенные годы обустройство набережных, строительство нового Москворецкого моста и огромной гостиницы «Россия» скрыло большие участки Зарядья от ученых. Но теперь, когда гостиница снесена, а на ее месте предполагается разбить современный парк (настоятельно рекомендуем прочитать текст Григория Ревзина на эту тему), на короткое время открылось окно в историю, извините за клише.

Вернемся к Великой (в значении «большая», а не «выдающаяся») улице, которая называлась так до XVII века. Впоследствии, т.е. до середины она была известна как Мокринский переулок, по храму Николы Мокрого, ныне несуществующего. Прежде чем добраться до древнейших уровней мостовой археологи должны будут разобрать верхние. В сущности, это большая удача: если все пойдет по плану, то составляющие мостовую бревна помогут в составлении дендрохронологической шкалы для Москвы. Для нескольких старых русских городов такие шкалы составлены, и их успешно удается перекрестно сопоставлять со шкалами других регионов - Скандинавии, Германии и т.д. Замечательно было бы, если бы удалось составить такую шкалу и для столицы.

Большая торговая улица, а такой была Великая, означает множество артефактов, потерянных или выброшенных не только жителями, но и приезжими.

Благодаря таким находкам удается уточнить картину связей местных торговцев с ближними и дальними соседями. Еще летом 2015 года археологи рассказывали о сотнях предметов, найденных за первые недели раскопок в Зарядье. В их числе были шведская монета, ключи, гребенки, игрушка, торговые пломбы. В основном, все летние находки датировались XVII и началом XVIII века. Среди керамических фрагментов оказались и более древние, например, черепки XV века.

Самая интересная находка, о которой упоминает сентябрьский пресс-релиз Института археологии - это каменный пилястр (архитектурная деталь, имитирующая четырехгранную колонну, но на самом деле являющаяся частью стены). Пилястр украшен резьбой, имитирующей плетение. Этот не самый распространенный орнамент известен в Западной Европе и, по мнению археологов, «позволяет связать камень с этапом русско-итальянского строительства, временем создания стен современного Кремля, его главных соборов и великокняжеского дворца».

В 1968 году каменный фрагмент с таким же орнаментом нашли при раскопках у Грановитой палаты. Принадлежал этот кусок Золотой палате, возведенной около 1500 года. В конце XV - середине XVI веков в Москве работал ряд итальянских зодчих, в том числе Пьетро Антонио Солари (Грановитая палата и шесть кремлевских башен), Алевиз Новый (Архангельский собор), Бон Фрязин (колокольня Ивана Великого). Вполне вероятно, что найденный пилястр связан с одним из больших проектов времен княжения Ивана III или его преемника Василия III.

Раскопки в самом центре города очень интересны и неимоверно сложны, поскольку против археологов работают и время, и заказчик. Спешка невозможна, но тянуть тоже нельзя: необходимо либо разбирать и вывозить, либо на месте консервировать найденное. Консервация и музеефикация - отдельная труднейшая проблема. В 2012 году, до того, как появился нынешний проект парка «Зарядье», на выставке «Архмосква» судьба Зарядья обсуждалась специалистами. Владимир Дукельский, один из участников диспута , констатировал: «Мы профессионалы, мы можем восхищаться: «Ах, как здесь красиво провалились камушки», но для нормального человека все эти камушки — мусор, за редчайшим исключением». Увы, это - чистая правда. Так что хорошо, если в парке удастся сохранить кусочек старой Великой улицы - просто, чтобы показать, «как это было». Остальные находки наверняка отправятся в музеи. Главное - пусть дадут еще поработать.