Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Челяба – жаргонизм или приличное слово? Какой тыловой уральский город во время Великой Отечественной войны был более известен под именем «Танкоград»

"Среди названий славных и наград,
Которыми особенно гордятся,
Есть огненное слово: Танкоград,
Есть боевое званье: танкоградцы!"

Особая благодарность Константину, он же vedmed1969 Без него мое знакомство с Челябинском, этим вторым городом Урала, скорее всего не состоялось бы.
Челябинск это город России, который пережил второе рождение уже при Советской власти, как и многие другие русские города. Из торгово-купеческого он за пару десятилетий превратился в один из крупнейший промышленных центров страны.
А вообще, они так сильно отличатся, даже по духу - Челябинск и Екатеринбург. Но об этом в другой раз.

1, Особенно меня зацепило вот это место в промышленном районе города. С него и хотел бы начать рассказ о своих впечатлениях в Челябинске.
Основной пост о городе будет немного позже.
Это легендарное место - Челябинский тракторный завод , построенный в 30 годы прошлого века. По сути тут, на Урале и была, еще до войны заложена одна из важнейших предпосылок нашей великой Победы в той ужасной войне с западными хищниками. Именно в этом месте.

У меня это имеет и личное измерение. Где-то тут в Челябинске, находился в эвакуации из Краматорска, где ему пришлось оставить семью в оккупации, три года мой дед, Селезов Тимофей. Инженер машиностроитель по профессии. Когда пришла война ему было 43 года и его не призвали, а направили в тыл, сюда на Урал, в опорный край России, который всегда был недосягаемым для нашествий с проклятого Запада.
Я только не уверен, работал ли он именно тут, но то, что в Челябинске - точно. Тут много было заводов, впрочем как и сейчас.

2. Первый Челябинский трактор.

5. Завод был очень быстро построен в рамках программы индустриализации довоенного СССР. При этом использовалась довольно большая помощь США. За все это наша страна платила золотом.
Так и был заложен величайший промышленный потенциал, который дал нам возможность отразить агрессию нацистской Европы в 41 году, а потом и победить.

6. Корпуса, построенные еще по американскому проекту. Кстати первые трактора тоже были лицензионные. Я в этом не вижу ничего постыдного. Сталин понимал - надо поторопиться, большая война практически на пороге.
В то в время каждый знал, что сегодняшний тракторный завод, это через месяц уже - танковый. А то и быстрее.

7. В годы Великой Отечественной войны ЧТЗ совместно с семью частично и полностью эвакуированными в Челябинск предприятиями, образовали танкостроительный комбинат, позднее неофициально именуемый «Танкоград». В частности, сюда были полностью эвакуированы Харьковский моторный завод № 75 и Ленинградский Кировский завод, в связи с чем 6 октября 1941 года завод был переименован в «Кировский завод Наркомата танковой промышленности в городе Челябинске». В сжатые сроки завод стал одним из главных арсеналов фронт а: 18 тысяч танков и самоходных установок; 48,5 тысяч танковых дизельмоторов; 17,7 миллионов заготовок боеприпасов. (Википедия)

Предприятием было создано 13 типов новых танков и САУ, 6 типов танковых дизельмоторов. Впервые в мировой практике танкостроения сборка тяжёлых танков была поставлена на конвейер.

8. Массовое производство танков Т-34 было освоено всего за 33 дня. По общим подсчетам каждая пятая машина, выпущенная для фронта, была сделана в Танкограде, в Челябинске.

9. Если потребуется - можем повторить . Я думаю в НАТО и в вонючем нацистском Куеве, перешедшем на сторону наших врагов, об этом хорошо помнят.
Потенциал имеется.

10. Тракторный завод стал по сути градообразующим предприятием и занимает большую территорию в самом городе. Есть даже целый Тракторозаводский район города Челябинска. Это уже кое о чем говорит.
На фото вы видите театр Челябинского тракторного завода на проспекте Ленина. А он так и идет от самого исторического центра города в район этого, самого важного и известного Челябинского завода.
Заводской театр "сталинские изверги", для рабочих строили оказывается. Печалька - тогда интернета не было.

11. Проспект Ленина.
Обратите внимание на интересную деталь: весь муниципальный городской транспорт Челябинска выкрашен в стандартные цвета - белый и бардовый.

13. Абсолютно промышленный город, но с доброй душой и совсем не либеральный, в отличие от Екатеринбурга. Стоит на границе с Казахстаном и служит воротами в Россию со стороны этого дружественного государства и всей Центральной Азии.

14. Выделенная трамвайная линия в сторону Тракторного завода. Она очень важна, ведь на предприятии работают тысячи людей.

16. Немного фотографий городского транспорта Челябинска.
Трамвай весьма развит и это огромный позитив. Открыт в 1932 году. Имеется 14 маршрутов. Трамвайная система располагает 300-ми вагонами Усть-Катавского производства.
Известный во всем бывшем СССР Усть-Катавский трамвай выпускается тут, в Челябинской области.
Вот он, в традиционной для Челябинска раскраске.

19. И ещё - мои любимые трамваи. Без них город - не город, а непонятно что.

Array ( => Производство, Сварка [~TAGS] => Производство, Сварка => 2648 [~ID] => 2648 => Танкоград [~NAME] => Танкоград => 1 [~IBLOCK_ID] => 1 => 104 [~IBLOCK_SECTION_ID] => 104 =>




[~DETAIL_TEXT] =>

Танкоградом Уральский вагоностроительный завод стал с началом Великой Отечественной войны. Здесь, у отрогов Южного Урала, ковалась победа Советской Армии. Но, можно добавить, что она не только ковалась, но и сваривалась сверхпрочной сваркой Патона.

В начале Великой Отечественной войны Институт электросварки по предложению Е.О. Патона был эвакуирован на Урал, в город Нижний Тагил, и размещен на Уралвагонзаводе имени Ф.Э. Дзержинского.

Здесь уже была внедрена автоматическая сварка в производстве грузовых вагонов из конструкционных низкоуглеродистых сталей. Однако технология дуговой автоматической сварки высокопрочных легированных броневых сталей, из которых в основном изготавливалась военная техника, не была разработана ни в СССР, ни за рубежом.


3а день до знаменитого парада на Красной площади 7 ноября 1941г., когда линия фронта проходила всего в нескольких десятках километров от Москвы, на предпраздничном заседание Моссовета, Сталин обратился к присутствующим с речью. Нет нужды подробно напоминать, о чем говорил тогда Сталин. Но было в докладе одно важное место, прямо адресованное людям украинского завода и научного института, вставшим на Урале на боевую вахту: «У нас не хватает танков, и в этом одна из причин временных неудач нашей армии»

Сталин призывал ликвидировать это превосходство немцев. Перед советской военной промышленностью была поставлена задача увеличить производство танков в несколько раз.


Сил было мало: всего лишь восемь старших научных сотрудников, столько же младших и два инженера. Е.О. Патон хорошо понимал, что предстоит малыми силами в условиях эвакуации и трудностей военного времени решить сложную проблему использования автоматической сварки для увеличения выпуска танков, авиабомб и артиллерии. Вместе с тем эта грандиозная задача воодушевляла ученого и коллектив его единомышленников. Для научных сотрудников института лабораториями стали цеха и участки завода. Вскоре на Уралвагонзаводе был размещен и эвакуированный из Харькова танковый завод имени Коминтерна (№ 183), на котором сотрудники института стали внедрять первые образцы специального оборудования и новую технологию.

Работа на новом месте началась с создания собственной производственной базы для изготовления сварочных головок, электрической и флюсовой аппаратуры. Но не хватало токарей, фрезеровщиков, строгальщиков. Тогда был брошен клич, и в мастерской появились подростки пятнадцати-шестнадцати лет, дети сотрудников и служащих, расторопные ребята, не имевшие, однако, никакого представления о том, как даже подступиться к станкам.

Этот «механизированный детский сад» возглавил лаборант М.Н. Сидоренко в роли старшего токаря и другой лаборант Л. М. Богачек в роли старшего слесаря. Они учились сами и учили ребят.

Проектное бюро института занялось проектированием установок для автоматической сварки корпусов тяжелых танков KB, средних Т-34 и легких Т-60 и Т-70. Специалисты Института электросварки впервые в мире решили сложнейшие научные и технические задачи, связанные с автоматической сваркой брони, разработали совершенную технологию и необходимое оборудование. До конца 1941 года были смонтированы и пущены в эксплуатацию девять автоматических установок для сварки отдельных узлов танков, разработан технологический процесс, смонтированы и пущены установки для скоростной сварки авиабомб, подготовлены сварщики, работающие на автоматах, и мастера-наладчики.

В январе 1942 года на двух установках для автоматической сварки началась сварка бортов корпуса Т-34.

Корпус этого танка требовал большого объема сварочных работ. Днище и подкрылок приваривались к борту двумя мощными швами длиной более 5 метров. На эту работу квалифицированному сварщику было необходимо около 20 часов. Сварочный же автомат, управляемый учеником-подростком, мог выполнить эту работу за 2 часа.

И вот наступил ясный морозный день, один из первых дней января 1942 года, когда из ворот сборочного цеха, поднимая тучи снежной пыли, вылетел мощный красавец-танк и с рокотом промчался по заводской дороге. С момента прибытия украинского завода до рождения этой боевой машины прошло менее двух месяцев!

Теперь коллективу предстоял ответственный и трудный экзамен. Завод, должен дать стране тысячи, может быть, десятки тысяч танков. Но пока было самое смутное представление о том, как сваривать броневую сталь.

Е.О. Патон выдвинул требование перед всеми сотрудниками: «Прежде всего нам следует отрешиться от «штатского» взгляда на танк, взгляда со стороны, взгляда гостя на параде. Это относится ко всем, в том числе и ко мне самому. Мы должны узнать танк, все требования к нему, понять его место в бою, его «душу». Какие швы наиболее ответственные? Каким из них чаще всего приходится принимать на себя вражеский удар? Где наиболее уязвимые места танка, когда он идет в атаку или на таран? Этого всего мы не знаем, а должны знать. Все это имеет прямое отношение к работе сварщиков»

Для того, чтобы швы были не слабее, а даже крепче брони, нужно было научиться варить броню нашими автоматами под флюсом, полностью разработать новую технологию. Задача была не из легких, так как опыт в этой области был скудный и фактически пришлось начинать все с нуля.

В лаборатории института началась напряженная исследовательская работа. Многое из прошлой практики приходилось пересматривать, отвергать. Наконец, после долгих поисков, было нащупано правильное решение, предложенное Дятловым и Ивановым: применить присадочную проволоку.

Вблизи города на полигоне были произведены испытания корпуса танка. На одном из его бортов швы были сварены по-старому вручную, на другом - автоматом под флюсом, так же как и все швы на носовой части. Танк подвергся жестокому обстрелу из орудий с весьма короткой дистанции бронебойными и фугасными снарядами. Первые же попадания снарядов в борт, сваренный вручную, вызвали солидные разрушения шва. После этого танк повернули, и под огонь попал второй борт, сваренный автоматом. Стрельба велась прямой наводкой с ничтожного расстояния. Семь попаданий подряд!..

Но швы выдержали, не поддались, не разрушились. Они оказались крепче самой брони и продолжали прочно соединять изуродованные обстрелом броневые плиты. Так же блестяще выдержали проверку огнем швы на носовой части, ни один из них не сдал под шквальным обстрелом. Двенадцать попаданий привели к образованию пробоин на носу, но швы не потерпели никакого ущерба.

Это была полная победа автоматической скоростной сварки! Испытание в условиях, равных самой трудной фронтовой обстановке, подтвердило высокое качество работы автоматов.

В 1942 году Институт электросварки разработал для заводов Наркомата танковой промышленности и Наркомата боеприпасов 20 проектов установок для автоматической сварки танковых корпусов и 8 - для сварки авиационных бомб и боеприпасов. Применение автоматической сварки под флюсом для изготовления танков сразу же показало исключительные преимущества этого способа. Производительность труда на сварке узлов танков в среднем повысилась более чем в 5 раз.

По инициативе Е.О. Патона на заводе № 183 в Нижнем Тагиле была введена в действие первая в мире поточная линия производства бронекорпусов танков, на которой действовало 19 установок для автоматической сварки под флюсом. Это позволило высвободить 280 высококвалифицированных сварщиков (для других работ), которых заменили 57 рабочими более низкой квалификации.

Кроме работы по автоматической сварке сотрудники института наладили контроль качества электродов и сварки; решили ряд важнейших проблем газовой сварки и резки; предложили ускоренные методы подготовки сварщиков; разработали сопла с коническим каналом, позволившие резко повысить производительность бензорезки при одновременном снижении расхода кислорода и повышении качества...

Были исследованы процессы, происходящие в мощной сварочной дуге, горящей под флюсом, разработаны новые сварочные флюсы и найдено местное сырье для их массового изготовления. Открытие явления саморегулирования дуги легло в основу новых упрощенных и надежных сварочных головок с постоянной скоростью подачи электродной проволоки. Широко проводилось изыскание способов многодуговой и многоэлектродной автоматической сварки под флюсом. Была разработана технология полуавтоматической сварки под флюсом и созданы первые сварочные полуавтоматы.


Работы Института электросварки сыграли важную роль в обеспечении Советской Армии достаточным количеством первоклассных боевых машин - прославленных танков Т-34, самоходных артиллерийских установок и боеприпасов. Во второй половине 1942 года советская промышленность уже выпускала танков больше, чем промышленность Германии.

В мае 1942 года советское правительство наградило Е.О. Патона орденом Красной Звезды за внедрение скоростной автоматической сварки на танковых заводах страны. Это была высокая оценка работы не только Е.О. Патона, но и всего коллектива института, которым он руководил.

Со многих заводов в адрес Института электросварки поступали письма с просьбой прислать инструктивный материал, помочь в приобретении аппаратуры и в налаживании сварочного производства. Е.О.Патон основательно перерабатывает свою книгу «Скоростная автоматическая сварка под слоем флюса», которая вышла в свет в 1942 году третьим изданием.

Эта книга стала пособием по внедрению скоростной автоматической сварки под флюсом на предприятиях страны. Кроме того, на заводы были посланы подробные инструкции. Для помощи оборонной промышленности во внедрении автоматической сварки под флюсом на заводы Челябинска, Свердловска, Сталинграда, Омска, Горького и других городов были направлены все сотрудники института, которые могли работать инструкторами.

К концу 1942 года на танковых, минометных, артиллерийских заводах Советского Союза уже работало около 40 установок для автоматической сварки. Сотрудники Института электросварки внедрили сварку под флюсом в производство корпусов тяжелых танков ИС и САУ на Челябинском тракторном заводе, где были размещены эвакуированные Ленинградский завод имени С.М. Кирова и Харьковский дизельный завод. Этот комплекс стал крупнейшим предприятием по выпуску тяжелых танков. Широкое применение получила сварка в военное время на Уралмашзаводе в Свердловске.

В январе 1943 года за образцовое выполнение задания правительства по увеличению выпуска танков и бронекорпусов Е.О. Патон был награжден орденом Ленина, а в марте 1943 года Е.О.Патону было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» за выдающиеся научно-технические достижения, которые позволили ускорить производство танков и металлоконструкций. За успешное внедрение и освоение сварки в бронекорпусном производстве - орденами и медалями были награждены многие сотрудники института.

Ни в одной стране, кроме Советского Союза, автоматическая сварка под флюсом броневых сталей не была еще разработана, и лишь в последние месяцы войны по примеру СССР в США начали осваивать сварку под флюсом при постройке бронекорпусов танков и самоходных артиллерийских установок. В Германии автоматическая сварка танков так и не была создана до конца войны.

Применение автоматической сварки в оборонной промышленности дало исключительно большой эффект - позволило резко увеличить выпуск боевых машин, боеприпасов и вооружения высокого качества для Советской Армии. Только на танковом заводе № 183 с помощью автоматов для сварки под флюсом было выполнено 2400 километров швов.

В июне 1944 года институт возвратился в Киев, где началось восстановление его научной и лабораторной базы. В ознаменование 75-летия со дня рождения Е.О. Патона институту было присвоено его имя.

Мы будем всегда помнить самоотверженный подвиг тружеников тыла. Тех, которые, в трудный для страны час, проявили подлинный патриотизм и мужество. Тех, кто держал бессменную трудовую вахту… Именно Вы определили исход войны. Мы – в неоплатном долгу перед вами.

=> html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html => Танкоградом Уральский вагоностроительный завод стал с началом Великой Отечественной войны. Здесь, у отрогов Южного Урала, ковалась победа Советской Армии. Но, можно добавить, что она не только ковалась, но и сваривалась сверхпрочной сваркой Патона. [~PREVIEW_TEXT] => Танкоградом Уральский вагоностроительный завод стал с началом Великой Отечественной войны. Здесь, у отрогов Южного Урала, ковалась победа Советской Армии. Но, можно добавить, что она не только ковалась, но и сваривалась сверхпрочной сваркой Патона. => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text => [~DETAIL_PICTURE] => => 07.06.2017 13:23:39 [~TIMESTAMP_X] => 07.06.2017 13:23:39 => 09.05.2015 [~ACTIVE_FROM] => 09.05.2015 => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ => /news/104/2648/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /news/104/2648/ => / [~LANG_DIR] => / => tankograd_pobeda_v_brone [~CODE] => tankograd_pobeda_v_brone => 2648 [~EXTERNAL_ID] => 2648 => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news => news [~IBLOCK_CODE] => news => clothes_news_s1 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 => s1 [~LID] => s1 => => 09.05.2015 => Array ( => Танкоград => танкоград => Танкоградом Уральский вагоностроительный завод стал с началом Великой Отечественной войны. Здесь, у отрогов Южного Урала, ковалась победа Советской Армии. Но, можно добавить, что она не только ковалась, но и сваривалась сверхпрочной сваркой Патона. => Танкоград => Танкоград => танкоград => Танкоградом Уральский вагоностроительный завод стал с началом Великой Отечественной войны. Здесь, у отрогов Южного Урала, ковалась победа Советской Армии. Но, можно добавить, что она не только ковалась, но и сваривалась сверхпрочной сваркой Патона. => Танкоград => Танкоград => Танкоград => Танкоград => Танкоград => Танкоград => Танкоград => Танкоград => Танкоград) => Array ( => Производство, Сварка) => Array () => Array ( => 1 [~ID] => 1 => 15.02.2016 17:09:48 [~TIMESTAMP_X] => 15.02.2016 17:09:48 => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news => s1 [~LID] => s1 => news [~CODE] => news => Пресс-центр [~NAME] => Пресс-центр => Y [~ACTIVE] => Y => 500 [~SORT] => 500 => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ => #SITE_DIR#/news/#SECTION_ID#/#ELEMENT_ID#/ [~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_ID#/#ELEMENT_ID#/ => #SITE_DIR#/news/#SECTION_ID#/ [~SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_ID#/ => [~PICTURE] => => [~DESCRIPTION] => => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text => 24 [~RSS_TTL] => 24 => Y [~RSS_ACTIVE] => Y => N [~RSS_FILE_ACTIVE] => N => 0 [~RSS_FILE_LIMIT] => 0 => 0 [~RSS_FILE_DAYS] => 0 => N [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => N => clothes_news_s1 [~XML_ID] => clothes_news_s1 => [~TMP_ID] => => Y [~INDEX_ELEMENT] => Y => Y [~INDEX_SECTION] => Y => N [~WORKFLOW] => N => N [~BIZPROC] => N => L [~SECTION_CHOOSER] => L => [~LIST_MODE] => => S [~RIGHTS_MODE] => S => N [~SECTION_PROPERTY] => N => N [~PROPERTY_INDEX] => N => 1 [~VERSION] => 1 => 0 [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0 => [~SOCNET_GROUP_ID] => => [~EDIT_FILE_BEFORE] => => [~EDIT_FILE_AFTER] => => Разделы [~SECTIONS_NAME] => Разделы => Раздел [~SECTION_NAME] => Раздел => Новости [~ELEMENTS_NAME] => Новости => Новость [~ELEMENT_NAME] => Новость => [~CANONICAL_PAGE_URL] => => clothes_news_s1 [~EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 => / [~LANG_DIR] => / => www.alfa-industry.ru [~SERVER_NAME] => www.alfa-industry.ru) => Array ( => Array ( => Array ( => 104 [~ID] => 104 => 2015-11-25 18:37:33 [~TIMESTAMP_X] => 2015-11-25 18:37:33 => 2 [~MODIFIED_BY] => 2 => 2015-07-17 14:13:03 [~DATE_CREATE] => 2015-07-17 14:13:03 => 1 [~CREATED_BY] => 1 => 1 [~IBLOCK_ID] => 1 => [~IBLOCK_SECTION_ID] => => Y [~ACTIVE] => Y => Y [~GLOBAL_ACTIVE] => Y => 5 [~SORT] => 5 => Интересные статьи [~NAME] => Интересные статьи => [~PICTURE] => => 9 [~LEFT_MARGIN] => 9 => 10 [~RIGHT_MARGIN] => 10 => 1 [~DEPTH_LEVEL] => 1 => [~DESCRIPTION] => => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text => ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ [~SEARCHABLE_CONTENT] => ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ => [~CODE] => => 104 [~XML_ID] => 104 => [~TMP_ID] => => [~DETAIL_PICTURE] => => [~SOCNET_GROUP_ID] => => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ => /news/104/ [~SECTION_PAGE_URL] => /news/104/ => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news => news [~IBLOCK_CODE] => news => clothes_news_s1 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 => 104 [~EXTERNAL_ID] => 104 => Array ( => Интересные статьи => интересные статьи => => Интересные статьи => Интересные статьи => интересные статьи => => Интересные статьи => Интересные статьи => Интересные статьи => Интересные статьи => Интересные статьи => Интересные статьи => Интересные статьи => Интересные статьи => Интересные статьи)))) => /news/104/)

Танкоград

Танкоградом Уральский вагоностроительный завод стал с началом Великой Отечественной войны. Здесь, у отрогов Южного Урала, ковалась победа Советской Армии. Но, можно добавить, что она не только ковалась, но и сваривалась сверхпрочной сваркой Патона.

В начале Великой Отечественной войны Институт электросварки по предложению Е.О. Патона был эвакуирован на Урал, в город Нижний Тагил, и размещен на Уралвагонзаводе имени Ф.Э. Дзержинского.

Здесь уже была внедрена автоматическая сварка в производстве грузовых вагонов из конструкционных низкоуглеродистых сталей. Однако технология дуговой автоматической сварки высокопрочных легированных броневых сталей, из которых в основном изготавливалась военная техника, не была разработана ни в СССР, ни за рубежом.


3а день до знаменитого парада на Красной площади 7 ноября 1941г., когда линия фронта проходила всего в нескольких десятках километров от Москвы, на предпраздничном заседание Моссовета, Сталин обратился к присутствующим с речью. Нет нужды подробно напоминать, о чем говорил тогда Сталин. Но было в докладе одно важное место, прямо адресованное людям украинского завода и научного института, вставшим на Урале на боевую вахту: «У нас не хватает танков, и в этом одна из причин временных неудач нашей армии»

Сталин призывал ликвидировать это превосходство немцев. Перед советской военной промышленностью была поставлена задача увеличить производство танков в несколько раз.


Сил было мало: всего лишь восемь старших научных сотрудников, столько же младших и два инженера. Е.О. Патон хорошо понимал, что предстоит малыми силами в условиях эвакуации и трудностей военного времени решить сложную проблему использования автоматической сварки для увеличения выпуска танков, авиабомб и артиллерии. Вместе с тем эта грандиозная задача воодушевляла ученого и коллектив его единомышленников. Для научных сотрудников института лабораториями стали цеха и участки завода. Вскоре на Уралвагонзаводе был размещен и эвакуированный из Харькова танковый завод имени Коминтерна (№ 183), на котором сотрудники института стали внедрять первые образцы специального оборудования и новую технологию.

Работа на новом месте началась с создания собственной производственной базы для изготовления сварочных головок, электрической и флюсовой аппаратуры. Но не хватало токарей, фрезеровщиков, строгальщиков. Тогда был брошен клич, и в мастерской появились подростки пятнадцати-шестнадцати лет, дети сотрудников и служащих, расторопные ребята, не имевшие, однако, никакого представления о том, как даже подступиться к станкам.

Этот «механизированный детский сад» возглавил лаборант М.Н. Сидоренко в роли старшего токаря и другой лаборант Л. М. Богачек в роли старшего слесаря. Они учились сами и учили ребят.

Проектное бюро института занялось проектированием установок для автоматической сварки корпусов тяжелых танков KB, средних Т-34 и легких Т-60 и Т-70. Специалисты Института электросварки впервые в мире решили сложнейшие научные и технические задачи, связанные с автоматической сваркой брони, разработали совершенную технологию и необходимое оборудование. До конца 1941 года были смонтированы и пущены в эксплуатацию девять автоматических установок для сварки отдельных узлов танков, разработан технологический процесс, смонтированы и пущены установки для скоростной сварки авиабомб, подготовлены сварщики, работающие на автоматах, и мастера-наладчики.

В январе 1942 года на двух установках для автоматической сварки началась сварка бортов корпуса Т-34.

Корпус этого танка требовал большого объема сварочных работ. Днище и подкрылок приваривались к борту двумя мощными швами длиной более 5 метров. На эту работу квалифицированному сварщику было необходимо около 20 часов. Сварочный же автомат, управляемый учеником-подростком, мог выполнить эту работу за 2 часа.

И вот наступил ясный морозный день, один из первых дней января 1942 года, когда из ворот сборочного цеха, поднимая тучи снежной пыли, вылетел мощный красавец-танк и с рокотом промчался по заводской дороге. С момента прибытия украинского завода до рождения этой боевой машины прошло менее двух месяцев!

Теперь коллективу предстоял ответственный и трудный экзамен. Завод, должен дать стране тысячи, может быть, десятки тысяч танков. Но пока было самое смутное представление о том, как сваривать броневую сталь.

Е.О. Патон выдвинул требование перед всеми сотрудниками: «Прежде всего нам следует отрешиться от «штатского» взгляда на танк, взгляда со стороны, взгляда гостя на параде. Это относится ко всем, в том числе и ко мне самому. Мы должны узнать танк, все требования к нему, понять его место в бою, его «душу». Какие швы наиболее ответственные? Каким из них чаще всего приходится принимать на себя вражеский удар? Где наиболее уязвимые места танка, когда он идет в атаку или на таран? Этого всего мы не знаем, а должны знать. Все это имеет прямое отношение к работе сварщиков»

Для того, чтобы швы были не слабее, а даже крепче брони, нужно было научиться варить броню нашими автоматами под флюсом, полностью разработать новую технологию. Задача была не из легких, так как опыт в этой области был скудный и фактически пришлось начинать все с нуля.

В лаборатории института началась напряженная исследовательская работа. Многое из прошлой практики приходилось пересматривать, отвергать. Наконец, после долгих поисков, было нащупано правильное решение, предложенное Дятловым и Ивановым: применить присадочную проволоку.

Вблизи города на полигоне были произведены испытания корпуса танка. На одном из его бортов швы были сварены по-старому вручную, на другом - автоматом под флюсом, так же как и все швы на носовой части. Танк подвергся жестокому обстрелу из орудий с весьма короткой дистанции бронебойными и фугасными снарядами. Первые же попадания снарядов в борт, сваренный вручную, вызвали солидные разрушения шва. После этого танк повернули, и под огонь попал второй борт, сваренный автоматом. Стрельба велась прямой наводкой с ничтожного расстояния. Семь попаданий подряд!..

Но швы выдержали, не поддались, не разрушились. Они оказались крепче самой брони и продолжали прочно соединять изуродованные обстрелом броневые плиты. Так же блестяще выдержали проверку огнем швы на носовой части, ни один из них не сдал под шквальным обстрелом. Двенадцать попаданий привели к образованию пробоин на носу, но швы не потерпели никакого ущерба.

Это была полная победа автоматической скоростной сварки! Испытание в условиях, равных самой трудной фронтовой обстановке, подтвердило высокое качество работы автоматов.

В 1942 году Институт электросварки разработал для заводов Наркомата танковой промышленности и Наркомата боеприпасов 20 проектов установок для автоматической сварки танковых корпусов и 8 - для сварки авиационных бомб и боеприпасов. Применение автоматической сварки под флюсом для изготовления танков сразу же показало исключительные преимущества этого способа. Производительность труда на сварке узлов танков в среднем повысилась более чем в 5 раз.

По инициативе Е.О. Патона на заводе № 183 в Нижнем Тагиле была введена в действие первая в мире поточная линия производства бронекорпусов танков, на которой действовало 19 установок для автоматической сварки под флюсом. Это позволило высвободить 280 высококвалифицированных сварщиков (для других работ), которых заменили 57 рабочими более низкой квалификации.

Кроме работы по автоматической сварке сотрудники института наладили контроль качества электродов и сварки; решили ряд важнейших проблем газовой сварки и резки; предложили ускоренные методы подготовки сварщиков; разработали сопла с коническим каналом, позволившие резко повысить производительность бензорезки при одновременном снижении расхода кислорода и повышении качества...

Были исследованы процессы, происходящие в мощной сварочной дуге, горящей под флюсом, разработаны новые сварочные флюсы и найдено местное сырье для их массового изготовления. Открытие явления саморегулирования дуги легло в основу новых упрощенных и надежных сварочных головок с постоянной скоростью подачи электродной проволоки. Широко проводилось изыскание способов многодуговой и многоэлектродной автоматической сварки под флюсом. Была разработана технология полуавтоматической сварки под флюсом и созданы первые сварочные полуавтоматы.


Работы Института электросварки сыграли важную роль в обеспечении Советской Армии достаточным количеством первоклассных боевых машин - прославленных танков Т-34, самоходных артиллерийских установок и боеприпасов. Во второй половине 1942 года советская промышленность уже выпускала танков больше, чем промышленность Германии.

В мае 1942 года советское правительство наградило Е.О. Патона орденом Красной Звезды за внедрение скоростной автоматической сварки на танковых заводах страны. Это была высокая оценка работы не только Е.О. Патона, но и всего коллектива института, которым он руководил.

Со многих заводов в адрес Института электросварки поступали письма с просьбой прислать инструктивный материал, помочь в приобретении аппаратуры и в налаживании сварочного производства. Е.О.Патон основательно перерабатывает свою книгу «Скоростная автоматическая сварка под слоем флюса», которая вышла в свет в 1942 году третьим изданием.

Эта книга стала пособием по внедрению скоростной автоматической сварки под флюсом на предприятиях страны. Кроме того, на заводы были посланы подробные инструкции. Для помощи оборонной промышленности во внедрении автоматической сварки под флюсом на заводы Челябинска, Свердловска, Сталинграда, Омска, Горького и других городов были направлены все сотрудники института, которые могли работать инструкторами.

К концу 1942 года на танковых, минометных, артиллерийских заводах Советского Союза уже работало около 40 установок для автоматической сварки. Сотрудники Института электросварки внедрили сварку под флюсом в производство корпусов тяжелых танков ИС и САУ на Челябинском тракторном заводе, где были размещены эвакуированные Ленинградский завод имени С.М. Кирова и Харьковский дизельный завод. Этот комплекс стал крупнейшим предприятием по выпуску тяжелых танков. Широкое применение получила сварка в военное время на Уралмашзаводе в Свердловске.

В январе 1943 года за образцовое выполнение задания правительства по увеличению выпуска танков и бронекорпусов Е.О. Патон был награжден орденом Ленина, а в марте 1943 года Е.О.Патону было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» за выдающиеся научно-технические достижения, которые позволили ускорить производство танков и металлоконструкций. За успешное внедрение и освоение сварки в бронекорпусном производстве - орденами и медалями были награждены многие сотрудники института.

Ни в одной стране, кроме Советского Союза, автоматическая сварка под флюсом броневых сталей не была еще разработана, и лишь в последние месяцы войны по примеру СССР в США начали осваивать сварку под флюсом при постройке бронекорпусов танков и самоходных артиллерийских установок. В Германии автоматическая сварка танков так и не была создана до конца войны.

Применение автоматической сварки в оборонной промышленности дало исключительно большой эффект - позволило резко увеличить выпуск боевых машин, боеприпасов и вооружения высокого качества для Советской Армии. Только на танковом заводе № 183 с помощью автоматов для сварки под флюсом было выполнено 2400 километров швов.

В июне 1944 года институт возвратился в Киев, где началось восстановление его научной и лабораторной базы. В ознаменование 75-летия со дня рождения Е.О. Патона институту было присвоено его имя.

Мы будем всегда помнить самоотверженный подвиг тружеников тыла. Тех, которые, в трудный для страны час, проявили подлинный патриотизм и мужество. Тех, кто держал бессменную трудовую вахту… Именно Вы определили исход войны. Мы – в неоплатном долгу перед вами.

В Челябинской области появится новая памятная дата - 6 октября регион будет праздновать День героев Танкограда. Рассмотренная почти в рекордные сроки инициатива общественников и ветеранов получила 11 августа одобрение комитета Законодательного собрания по социальной политике. Как появилась такая идея, какие надежды на новую памятную дату возлагают ветераны, депутаты и историки - в материале Chelyabinsk.ru.

«6 октября - день рождения Танкограда, в этот день Государственный комитет обороны принял решение эвакуировать Кировский завод из Ленинграда в Челябинск. Наше решение - это дань уважения к тем, кто еще, слава Богу, жив - труженики тыла, которых чествуем всегда. Кроме того, у нас же всегда область ассоциируется с городами, какими-то делами. Когда говорят «Южный Урал», всегда вспоминают что - Магнитку, ММК, ЧТЗ, хоккейную команду «Трактор», теперь «Металлург». Есть тренды, которыми может гордиться любой житель нашей области, - подчеркнул председатель комитета Александр Журавлев , - и если оказывается за пределами региона, и его спросят жители, например, Калининграда, «О, у вас там Танкоград!» и начинают расспрашивать, а он делает такое лицо, и неловкая ситуация, когда житель Калининграда ассоциирует его с Танкоградом тоже, и мы должны дать южноуральцу знания, чтобы он знал о Танкограде всё и мог гордиться».

По словам Александра Журавлева, празднование уже проходило в рамках города и Тракторозаводского района, теперь будет распространено на всю Челябинскую область.

В проекте закона говорится, что памятная дата устанавливается «в целях сохранения исторического наследия и увековечения памяти о деятельности тружеников тыла во время Великой Отечественной войны и в период восстановления разрушенного народного хозяйства, а также формирования в общественном сознании нравственных и духовных ценностей, уважительного отношения к доблести и мужеству старших поколений».

Ранее с подобной идеей обращались в Центр историко-культурного наследия (ЦИКН) Челябинска, сообщила корреспонденту Chelyabinsk.ru директор ЦИКН, кандидат исторических наук Юлия Краснова : «Такая мысль неоднократно обсуждалась на разных заседаниях с представителями ветеранских организаций, властных структур, краеведов, представителей музейного сообщества. Решение о памятной дате аргументировано, обоснованно, оно должно сыграть на формирование положительного имиджа Челябинской области. Кроме того, эта дата актуализирует тему проблем ветеранов и тружеников тыла и показывает историю Великой Отечественной войны не только как боевых действий, а прежде всего - что касается Челябинска - на тыловую жизнь и труд. Это хорошая инициатива, уместная в юбилейный для Челябинска год».

Юлия Краснова подчеркнула, что тема труда в тылу на Южном Урале хорошо изучена историками и не была до этого момента в тени: «Проблема Южного Урала как тылового региона всегда обсуждалась, изучалась - если говорить о научном сообществе. Исследовались не только воинские формирования, созданные в области, но и заводы, это всегда было в центре внимания. Памятная дата - логическое на законодательном уровне признание значимости тылового труда. Кроме того, это логическое завершение прошлого юбилейного года - мы не просто провели 70-летие Победы и забыли. Конечно, Центр историко-культурного наследия примет участие в праздничных мероприятиях».

Но в Заксобрание инициатива пришла не от историков, а из городской думы. Законопроект на комитете по социальной политике представлял депутат Челябинской гордумы Александр Галкин : «В этом году исполняется 75 лет с начала войны. Ветераны области и города вышли с предложением установить памятную дату. Обсуждались разные варианты, ветераны предложили 6 октября как день начала эвакуации Кировского завода в Челябинск. Этот день имеет большое значение для ветеранов, и в этом проявление преемственности».

На вопрос депутата Сергея Жесткова о плане мероприятий Александр Галкин ответил уклончиво: «Нужно учитывать и погодные условия, нужно проводить встречи с ветеранами, но это не должно обременять бюджет. Каждый муниципалитет может отмечать по-своему. Этот день знаменовал бы чествование тружеников тыла».

Рассматривались две даты - 19 июля (начало эвакуации заводов) и 6 октября. В итоге первую дату отвергли из-за летних каникул.

Председатель гордумы Станислав Мошаров подчеркнул, что реализация законопроекта не потребует дополнительных финансовых и материальных затрат областного бюджета и не приведет к негативному воздействию на окружающую среду.

Напомним, ранее этот вопрос рассматривался на заседании городской думы Челябинска.

«Восхищаюсь оперативностью и мудростью Станислава Ивановича Мошарова - 17 марта был у него, и вот в течение месяца вопрос решился положительно. От имени всех ветеранов благодарен депутатам, эта дата - замечательный подарок к 75-летию начала войны, - заявил председатель областного совета ветеранов Анатолий Сурков . - Эта дата не будет альтернативой Дню города, она нужна для консолидации общества и как отличный инструментарий для развития туристического кластера и патриотического воспитания южноуральцев».

Анатолий Сурков также отметил, что День героев Танкограда - это признание подвига тружеников тыла, которые не получали льгот и квартир в отличие от фронтовиков. Городские депутаты подчеркивали, что такая практика есть и в других регионах, памятная дата соответствует закону о днях воинской славы.

Председатель городского совета ветеранов Владимир Груздев сообщил, что в Челябинске порядка 30 тысяч тружеников тыла, работавших на ЧТЗ и Станкомаше: «Тружеников тыла намного больше, около 150 тысяч, но танкоградских около 30 тысяч. Мы планируем отметить их впервые - по четыре человека от района пригласить на приём у главы города к 9 Мая. Когда закон будет принят, могут быть тоже медали, встречи».

Как сообщал Chelyabinsk.ru, инициатива о введении в Челябинской области даты «День героев Танкограда» принадлежит активистам клуба «Танкоград»: «В этом году исполняется 75 лет со дня начала Великой Отечественной войны. Практически с первых дней войны в Челябинск началась эвакуация заводов из западной части страны. 6 октября 1941 г. решением ГКО началась эвакуация танкового производства Кировского завода в Челябинск, было принято постановление о переименовании завода “Челябинский тракторный завод им. Сталина” в “Кировский завод наркомата танковой промышленности в Челябинске”. Героями Танкограда стали все южноуральцы, кто трудился на заводах и фабриках, в конструкторских бюро круглые сутки разрабатывал и модернизировал военную технику. Памятная дата станет частью практического осуществления в Челябинской области постановления правительства “О государственной программе “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы”», - поясняли свою идею активисты.

Почетный ветеран Челябинска и ЧТЗ, председатель клуба «Танкоград» Эдуард Соболев 2 февраля обратился к Анатолию Суркову с просьбой поддержать общественную инициативу по принятию закона Челябинской области о памятной дате «День героев Танкограда» и оказать организационное содействие. После этого председатель совета ветеранов встретился с губернатором Борисом Дубровским и заручился его согласием. 21 июля глава региона направил в адрес председателя Заксобрания Владимира Мякуша официальный ответ: «В соответствии со статьей 46 Устава Челябинской области принятие закона области «О памятной дате Челябинской области - "День героев Танкограда"» поддерживаю».

Как отмечается в пояснительной записке, подготовленной аппаратом гордумы, проект закона разработан «в целях утверждения в общественном сознании любви к своей малой родине, повышения уровня информированности населения об истории области. Памятная дата необходима Челябинской области для продолжения работы по сохранению исторической памяти и преемственности поколений». Итоговое рассмотрение законопроекта в первом и третьем чтениях, а также финальное голосование членов областного парламента состоится 18 августа.

До встречи с ним, с Челябинском, у меня была прямая ассоциация с Великой Отечественной войной и народным статусом города – танкоград. 10 часов утреннего, обеденного и вечернего города определили его, как город контрастов, город суровых жизненных истин, иногда прописных в буквальном смысле слова.

Отправляйтесь со мной, друзья, по улицам города. В дорогу берём квас, к слову, башкирский, с Челябинска – пыльные улицы, зелёные кроны, яркие вывески, разные тематические и без тематики скульптуры.

Вообще-то, Челяба – это вполне себе приличное слово, происходящее от башкирского – челябъ – ведро или бурак. Местоположение Челябинска действительно напоминает ведро-образную котловину. Опускаться на дно не будем, поэтому сразу пойдём по центральным улицам.

Некогда Челябинск был одним из самых главных промышленных центров на Урале, тому свидетельством выступают уникальные экспозиционные материалы Областного краеведческого музея.

Челябинский областной краеведческий музей. Фото: Gelio

Но главное – это даже не артефакты под стеклом, а дома известных промышленников, которые открывают потрясающую панораму центральной улицы города. Здесь всё словно осталось с момента жизни купечества и промышленников Урала, даже придорожная пыль, кажется, из того времени.

Образ города дополняется цветными трамваями, неоновыми вывесками, современными авто и машинами с кранами. Танков не хватает! Дорисовать картинку стоит зелёными парками, граничащими с клубами выхлопных газов труб предприятий города.

Но даже увидев такую картину, нельзя до конца прочувствовать город, если не побывать на его главной пешеходной улице – «челябинский Арбат» — Кировка.

На «челябинском Арбате» размещены памятники, различные бронзовые фигуры: нищего, гитариста, городового, пожарной кареты, Александра Розенбаума. Улица Кирова положила начало всему Челябинску. Она была одной из первых в городе. С 2000 года улица стала пешеходной зоной.

Кировка. Фото: Gelio

Кировка – это абсолютное лицо города: контрастное и самобытное. Здесь соседствуют тонкие, изящные расписные тарелочки, разноцветные галстуки-бабочки, броши с бисером с монументальным и объёмным памятником танкистам. Здесь салон «VIP-соблазн» «поддерживается» пожарным (памятник пожарному, который одобрительно поднимает вверх палец), а sex-shop делит одно здание с банком. И в этом есть своя культура города: в ней нет пошлости, это так гармонично, что одно без другого, казалось бы, уже и быть не может.

Многие жители России и самого города могут сказать, что это истинная Челяба, используя слово с негативным окрасом. Но спешу развеять миф. Челяба – слово достойное, слово историческое, слово мелодичное. И эта самая Челяба имеет своё лицо: лицо города уральской промышленности, лицо танкограда, лицо чуть в пыли, как и полагается.


Центр Челябинска. Фото: Gelio

Удивительным остаётся другое: как только выехать за пределы города, то каждый из нас попадёт в абсолютно уникальную природу с огромными деревьями, озёрами кристальной чистоты, горами и свежим воздухом. Ещё одна сторона контраста? Возможно! Возможно поэтому небесное тело, теперь известное как , выбрало именно Челябинск местом своего падения.

К слову, во время посещения музея, где размещается пришелец из Космоса, у меня был только один вопрос: как точно метеорит рассчитал траекторию своего падения, пролетев над городом, и упав в озеро Чебаркуль?

И Челябу/Танкоград нужно посетить уже хотя бы затем, чтобы посмотреть на тот самый метеорит, ведь только представить: он из Вселенной — прямиком в Челябинск!


Центральный парк культуры и отдыха им. Ю. А. Гагарина. Фото: Gelio

А чтобы закрепить ощущения по городу, нужно побывать в парке имени Юрия Гагарина и прокатиться на катамаране. Там есть наскальная надпись, абсолютно точно отражающая всю житейскую суровость Челябы, нашей Челябы! Мне же совесть не позволяет так написать, но в Душе – согласна с автором надписи!

Интересные факты о Челябинске

«Геологические Порталы»

Многие челябинцы несколько раз в день «путешествуют» из Урала в Сибирь и обратно, не покидая пределы Челябинска. Этот трюк можно объяснить не прибегая к научной фантастике, телепортации, открытию и закрытию порталов и паранормальным явлениям… Дело в том, что одна половина Челябинска находится на Урале, а вторая в Сибири. В огромном городе-миллионере живут и сибиряки, и уральцы.


Ленинградский мост - соединяет Урал и Сибирь. Фото: Gelio

«Город-миллионер»

Челябинск занимает 9 место в списке городов России по численности населения - 1,130 млн. человек.

«Сибирская язва»

Именно в Челябинске, в 1788 году, была изобретена первая в мире сыворотка против «сибирской язвы», спасшая город от массового вымирания.

«Ворота Сибири и Зауральский Чикаго»

Настоящий взрыв социального и экономического развития Челябинска приходится на конец ХIХ века. Связан он исключительно со строительством Транссибирской железнодорожной магистрали. Любопытно, что изначально планируемая железная дорога могла пройти мимо Челябинска, но в момент строительства император Александр III личным указом поменял маршрут строительства дороги с «Казань - Екатеринбург - Тюмень» на «Самара - Златоуст - Челябинск». С тех пор Челябинск неофициально зовется «Воротами Сибирью», а по темпам своего развития «Зауральским Чикаго».

«Масло дороже золота»

В начале XX века в Челябинске, благодаря инициативному городскому депутату-предпринимателю Ивану Васильевичу Заплатину налаживается продажа уральского масла на европейские рынки, которое постепенно вытесняет датское и австралийское. Уже к 1912 году в Берлине, Лондоне, Париже нарасхват покупали масло, сделанное крестьянами и казаками Челябинского и Троицкого уездов. Производилось уральское масло 12 сортов, без искусственных добавок.

В результате Россия сделала этот продукт валютной статьей дохода, а премьер Петр Столыпин сказал, что уральское масло дало золота вдвое больше, чем вся сибирская золотопромышленность.

«Неуемные чиновники»

На протяжении всей своей почти 300-летней истории Челябинск никогда не менял своего названия. Хотя в советский период местные партийные деятели дважды выступали с инициативой переименовать Челябинск. В первый раз (в 1936 году) было предложено новое название города — «город Коба» (подпольная кличка Сталина). В московском архиве имеется резолюция Иосифа Виссарионовича, в которой он в непечатных выражениях инициативным челябинцам отказал.

Но на этом челябинский партийный актив не успокоился и в 1937 году предложил переименовать Челябинск в Каганович-град. Письмо, адресованное Лазарю Кагановичу, попало в руки Сталину, на что тот ответил (свидетельство этому опять же имеется в архивах) «Опять этим дуракам в Челябинске неймется». И отказал…

«Танкоград»

Уже в начале войны Челябинск обрёл второе, неофициальное имя - Танкоград. Массовое производство танков Т-34 в Великую Отечественную было освоено всего за 33 дня. Таких сроков освоения в мировой практике танкостроения еще не было.

Всего за годы войны на заводах Челябинска было произведено 18 тысяч боевых машин, что составляет пятую часть от всех выпущенных в стране. К концу войны в каждом третьем танке и боевом самолёте была челябинская сталь!

«Сфера любви»

Самая романтичная и необычная скульптура во всем Челябинске – «Сфера любви». В любое время «в сфере» играет музыка, позволяя отдохнуть и расслабиться от звуков города. Скульптура стала символом счастливого брака, именно сюда со всего города стекаются молодожены. Здесь делаются первые семейные фотографии, здесь — под куполом сферы совершается ритуальный первый танец в качестве супругов!


«Сфера любви». Фото: Gelio

«Кирпич — предсказатель»

Чувство юмора в России было развито всегда, а в суровом городе Челябинске и подавно. Только здесь мог появиться настоящий «кирпич — предсказатель», «кирпич-синоптик». Он лучше любого метеоролога расскажет, какая сегодня погода. Арт-объект находится на пересечении улиц Сони Кривой и Энтузиастов. Запущен в работу в 2012 году.


кирпич-предсказатель

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

"Среди названий славных и наград

Которыми особенно гордятся.

Есть огненное слово: Танкоград,

Есть боевое званье: танкоградцы!" Е.Ховив

Фото Танкоград. Легендарная Т-34

Во время войны Челябинск имел второе название - . В 2013 свой 80-летний юбилей отметил самый известный челябинский завод, можно сказать бренд Челябинска - ЧТЗ. Челябинский тракторный, а во время войны танковый.

Во время войны именно здесь в Челябинске, а не в Москве, был создан и работал Народный комиссариат танковой промышленности. Это единственный случай. Этот наркомат располагался в здании, где сейчас находится "Детский мир" в центре города. Первым министром был Вячеслав Александрович Малышев. Еще несколько наркоматов было эвакуировано из Москвы.

Первые 6 лет своего существования ЧТЗ выпускал тракторы С-60, скопированные с американского образца. Они работали на каком-то особом топливе похожем на авиационный керосин. Двигатель был не дизельный. Это было дорого. В 1936 году перешли на выпуск тракторов С-65 уже на дизельной тяге. Буква "С" означала "Сталинец". Эта модель и стала в дальнейшем базой для выпуска военной продукции. Сначала это были артиллеристские тягачи С-2. До танков очередь дошла в конце 1940 года. Первым был опытный танк КВ-1. Их собрали за первые полгода всего лишь 25 машин.

Фото Музей военной техники

С началом войны все изменилось. Завод на 100% работал на оборону. В то время в СССР танки производили два завода: Кировский в Ленинграде и В Харькове. они оба оказались сразу же в зоне удара немецкой авиации. Кировский эвакуируют в Челябинск, а Харьковский на Уралвагонзавод в Нижний Тагил.

Кроме двух уральских заводов делали легкие танки в Горьком на автозаводе. Немного танков выпускали в Свердловске и Омске. Но ЧТЗ был главным танковым заводом страны. Сначала выпускали только тяжелые танки, а с августа 1942 года с конвеера пошли знаменитые "тридцатьчетверки". Этот танк признан одним из лучших в мире.

Фото Танкоград. Памятник уральским танкистам в Челябинске

С сентября 1943 года начали выпуск тяжелых танкв ИС (Иосф Сталин). История этих танков началась с приказа Главного комитета обороны СССР в феврале 1943 года. А причина - появление на Восточном фронте новейших немецких "Тигров". Тогда у Советской Армии не оказалось машин, способных бороться с тяжелой броней и мощным вооружением этих фашистких танков.

Главным методом войны для наших войск к тому времени стало наступление и прорыв. Для взламывания хорошо укрепленной обороны противника и постоянной поддержки наступления необходимо было создать эффективный танк с хорошей броневой защитой, мощным вооружением, и высокими маневренными характеристиками. И Танкоград дал фронту сначала ИС-1, а затем ИС-2. Этот танк - собственная разработка ЧТЗ. Основой для разработки послужил КВ-13. У ИС была 120-миллиметровая пушка. Это убойная сила для любого танка.

Фото Танкоград. Танк ИС-3 (Иосиф Сталин) последняя модель этой серии

По мощи танк ИС-2 не имел себе равных в годы Второй мировой войны. Немцы панически боялись этих ИС, их танкам даже запрещалось вступать с ними в открытый бой. Летом 1943 года после тяжелой Курской битвы Советское командование приняло решение что надо изменить конструкцию башни и корпуса. У новой модели ИС-3 башня более обтекаемой формы чем у его старших братьев. Носовая часть несколько выдавалась вперед и танкисты прозвали ее "щучий нос". Механик мог легко выбраться из танка и попасть в него так как люк стал удобнее. Но ИС-3 не успел проявить себя в боях. Он выпустился с конвеера уже в 1945-м. 7 сентября 1945 года эти танки приняли участие в берлинском параде. Стояли на вооружении до 90-х годов. Этот танк ИС-3 стал в Челябинске символом самоотверженного труда рабочих Танкограда, которые в годы войны делали все для фронта, все для Победы.

Фото Танкоград, Т-54

А всего в военное время было разработано и выпущено 13 разных моделей тактов и самоходок.

Малышева в шутку называли "Князем танкоградским". Это прозвище чрезвычайно нравилось Сталину, он Малышева очевидно ценил. За 1944 год советская промышленность выпустила уже 29000 танков, немецкая - 18300. Позле победы В.А.Малышев занимал разные высокие должности, можно сказать, что он сгорел на работе. Его не стало в 1957, ему было лишь 55 лет.

Фото Танкоград. Самоходная установка СУ-100

ЧТЗ всегда делал мощные гусеничные трактора. Они могли работать в экстремальных условиях. Были два ярких эпизода в 1936 году. В феврале того года на советском Памире произошла катастрофа. Из-за схода лавин Алайская долина и весь Памирский тракт оказались погребены под 12-метровым слоем снега. На ликвидацию ЧП были брошены силы армии и направлены специалисты с ЧТЗ. Военные расстреливали снежный массив, а дорогу освобождали челябинские бульдозеры.

Фото

Второй случай произошел в Якутии. Северные районы снабжались через морской путь по Ледовитому океану. Зима 1936-37 годов была очень ранняя и не дойдя 400 километров до Якутска, в устье реки Алдан вмерзли в лед три корабля. И город Якутск для которого предназначались грузы, прежде всего топливо и продовольствие, фактически оказался под угрозой холодной и голодной смерти. Были выделены 7 только что сошедших с конвеера "Сталинцев", была набрана команда из добровольцев-механиков, и они отправились из Челябинска в Якутию.

Фото Танкоград. Музей военной техники

До станции Невер (сейчас Забайкалье) они доехали по железной дороге, дальше своим ходом 1500 км. до Якутска. Они шли по руслам рек, кое-где прорубались через тайгу, участок в 600 км, где ни разу еще не проходила никакая техника. От Якутска еще 400 км до застрявших судов. Груз был перемещен в огромные сани, которые и тянули челябинские трактора. Якутск был спасен. У тех тракторов, надо сказать, не было кабины, и трактористы прошли этот нелегкий путь под открытым небом. Это в октябре-ноябре в Якутии. Это подвиг! "Снежный поход" таково было название этого мероприятия. Конструкторы проверили трактора в экстремальных условиях, получили неоценимый опыт. Не знаю, пришла ли им в голову после этого идея создать хоть какую-никакую кабину?

Фото с сайта 74.ru Антарктида

Была у челябинских тракторов и Антарктическая страница. В 1944 году, видя, что война уже идет к концу, челябинские конструкторы приступили к разработке нового мирного трактора С-80 (уже с кабиной!). Он станет главной рабочей лошадкой в восстановлении страны после войны. Но самая яркая страница в его биографии - это Антарктида. Опыт эксплуатации этого трактора уже был в Арктике. 30 ноября 1955 года из Ленинграда выходит дизельэлектроход "Обь". 5 января 1956 года он приходит к побережью Южного материка. Начинается первая советская антарктическая экспедиция. Причала там на побережье не было. Грузы выгружались рядом с кораблем на специально подготовленные грузовые сани. В трюме "Оби" было три С-80. Они и доставляли оборудование до станции. Они блестяще справились со своей задачей. Заводились на любом морозе, проходили через любые торосы. С этой выгрузкой связана первая, увы, трагедия. 21 января 1956 года при начале транспортировки очередных саней у одного из С-80 провернулись гусеницы и он вспорол лед собой. Трактор и сани наклонились и застыли в этом положении. Один водитель выскочил и тут в дело вмешался другой водитель Иван Хмара. Он рискнул, дал газ и в секунду провалился в воду. А дверка у него была закрыта. Всего 20 лет было парню. Он стал первым советским полярником, погибшем в Антарктиде. Всего за 60 лет освоения ледяного континента погибли более 60 советских и российских граждан. Недалеко от станции "Мирный" есть даже небольшое кладбище русских полярников. Ивану Хмаре установлен памятник. Челябинские тягачи вытянули этот первый антарктический поход и 13 февраля 1956 года была основана первая советская станция "Мирный". Она до сих пор является "столицей" русской Антарктиды. Именно отсюда ведется управление всеми нашими полярными станциями.

Фото Танкоград. Музей военной техники

В чем же секрет столь успешной работы челябинских тракторов в суровых, экстремальных условиях? В наших двигателях, которые отлично пашут при минус 70 и на высоте до 5000 метров. Правда они, выиграв в силе, потеряли в скорости. С 1957 года по наше время в Антарктиде используется целое семейство специальных вездеходов, которые изготавливались на Харьковском заводе транспортного машиностроения. Но сердце у этих харьковских вездеходов челябинское. Харьковчане даже и не пытались создать свой двигатель.

Фото Танкоград. Музей военной техники. Прадед этого мальчика Миши был танкистом и погиб за Родину в 1944 году.

Танков в Челябинске много, старые военные машины на ходу, они постоянно участвуют в параде 9 мая, да и так установлено много, только в саду Победы в Тракторозаводском районе, где расположен музей военной техники под открытым небом, их наверное десятка два. Любимое место у всех детей, у девчонок не меньше чем у мальчишек. А в августе 2014 года наконец-то установили памятник - точную копию того первого трактора "Сталинец" на перекрестке Университетской набережной и улицы академика Королева. На "морду" трактору прицепили эмблему ХК "Трактор".

Фото с 74.ru (наверное)