Error: не определено #11234. Центральная Евразия в первом тысячелетии нашей эры. Проблемы этногенеза восточных славян. Восточная Европа и славяне в I тысячелетии
Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Центральная Евразия в первом тысячелетии нашей эры. Проблемы этногенеза восточных славян. Восточная Европа и славяне в I тысячелетии

СИБИРЬ И ДАЛЬНИЙ ВОСТОК В I ТЫСЯЧЕЛЕТИИ Н. Э.

I тысячелетие н. э. в истории степных областей Сибири явилось вре­менем возникновения и расцвета государственных образований тюрко-язычных степных народностей. Возникший в середине VI в. тюркский каганат объединил различные племена Центральной Азии и восточной части Средней Азии, причем основным ядром его были алтайские тюрки. Во главе их государства стоял каган. Род кагана, вместе с знатью осталь­ных племен, образовывал правящий слой тюркского эля, т. е. племенного союза. Свободные члены родов, т. е. основная масса кочевников, носили наименование будун. Были также клиенты и рабы. В целом общественный строп тюрков был патриархально-феодальным.

В условиях тесных связей с Китаем, Ираном и отчасти даже Византией древние тюрки достигли довольно высокого уровня культуры. Они имели собственную письменность с руническим шрифтом, хорошо приспособ­ленным к фонетически точной передаче звуков тюркской речи. У них было своеобразное и богатое искусство.

За быстрым ростом тюркской степной державы скоро, впрочем, после­довал ее упадок. В 558 г. тюркский каганат распался на две части, во­сточную и западную, а в середине VII в. тюрки подпали под власть Китая и утратили самостоятельность. Только после пятидесятилетнего китай­ского ига сделаны были первые попытки освободиться от него. Затем, по возвышении Гудулу-кагана (Кутлуга), вновь было воссоздано тюрк­ское государство на Орхоне, где сохранились вещественные памятники этого государства, в том числе своеобразные политические декларации - знаменитые рунические надписи в память покойных ханов и близких им лиц, выдающихся деятелей тюркского государства.

В бассейне Енисея, выше Красноярска, во время существования пер­вого тюркского, а затем орхонского государства и сменившего послед­нее - уйгурского каганата жили потомки хягасов - кыргызы, в прош­лом носители европеоидного антропологического типа, но около начала нашей эры смешавшиеся с тюрками и постепенно целиком отуреченные.

Кыргызы жили оседло, в жилищах, крытых древесной корой. Они разводили скот, но одновременно занимались и земледелием: сеяли просо, ячмень, пшеницу, гималайский ячмень. Землю пахали сохами, желез­ными лемехами, хлеб жали серпами, зерно мололи парными вращающи­мися жерновами. Поля орошались оросительными канавами.

В стране кыргызов существовала аристократия, владевшая большими стадами. Главой народа являлся ажо.

Высокою развития достигла обработка металла - железа, золота и олова; были искусные кузнецы, оружейники, ювелиры-художники, велась торговля с Китаем, с арабами и лесными племенами Си­бири.

Как сообщают китайцы, в стране кыргызов большого развития достигла музыка. Народ любил зрелища циркового характера, с участием акроба­тов, наездников-виртуозов, а также дрессированных животных. Китайцы упоминают, например, верблюда и льва, обученных для цирковых выступ­лений.

Кыргызские ювелиры оставили после себя замечательные образцы своего мастерства в виде найденных в могилах знатных кыргызов драго­ценных изделий. С особенной любовью изображали они живые охотничьи сцены: лошадей, распластанных в летучем галопе, натянутые до ушей стрелка луки и разбегающуюся в паническом страхе дичь. Такие же ри­сунки уцелели и на скалах Минусинского края, где, кроме воинов, лоша­дей, всадников, охотничьих и военных сцен, появляются странные фигуры жрецов или сакральных вождей в длинных мантиях, с жезлами в руках, а также удивительно жизненно схваченных с натуры дерущихся самцов - верблюдов и даже барсов с дубинами в лапах.

Социально-политический строй кыргызов и их культура были близки к строю и культуре других тюрков. Рядом с кыргызами на Енисее и в со­седних районах обитали различные другие, не тюркоязычные племена, жившие в лесах, занимавшиеся охотой, рыболовством и отчасти скотовод­ством. Племена эти стояли на значительно более низком культурном уровне, чем кыргызы. Таковы, например, дубо - вероятные предки позднейших тубаларов и тофаларов (карагасов). Им могли принадлежать пещерные стоянки и многочисленные городища в районе Красноярска, к востоку от него, а также писаницы, исполненные красной краской, найденные на pp. Мане и Бирюсе. Среди других племен, соседних с кыргызами, упоминаются также курыканы (гулигани китайцев, кури или фури араб­ских источников). Курыканы жили вокруг Байкала - в низовьях Селенги, по Ангаре и верхней Лене.

Большая часть остатков многочисленных укреплений-городищ вокруг Байкала относится к курыканскому времени, о чем свидетельствует на­ходимая на них характерная керамика - обломки грубых сосудов с пло­ским дном. Найденные на о. Ольхон многочисленные могилы курыканов имеют вид конических юрточек из плит гнейса; там, где не было плитняка, хоронили мертвых в обычных грунтовых могилах.

Подобно кыргызам, курыканы разводили лошадей, коров и верблюдов; сеяли хлеб, владели рунической письменностью и имели искусство, близ­кое к искусству кыргызов и алтайских тюрков.

Важнейшим средоточием памятников курыканского искусства явля­ются писаные скалы у дер. Шишкино на верхней Лене, где изображены лошади в летучем галопе, всадники с знаменами в руках, на богато укра­шенных султанами и подшейными кистями конях и верблюдах. Как эти рисунки, так и целые охотничьи и военные сцены, изображенные на лен­ских скалах, имеют много общего с искусством енисейских кыргызов и алтайских тюрков I тысячелетия н. э.

Курыканы враждовали с орхонскими тюрками и находились в друже­ственных связях с их врагом - Китаем.

Из страны курыканов, самых северных в то время тюрков, должны были выйти тюркские предки якутов - сахаларов. Последние впервые покинули Прибайкалье до X-XIII вв. н. э., ибо в это время здесь уже распространяются ранние монгольские переселенцы, хотя позднее на север по Лене ушла новая тюркоязычная группа, очевидно, и давшая яку­там их самоназвание - саха.

К югу от курыканов, в бассейне р. Селенги, располагались, повидимому, селенгинские уйгуры, соседившие с орхонскими тюрками. После этих се- ленгинских уйгуров остались многочисленные керексуры, т. е. каменные курганы с прямоугольными или круглыми оградками и сопровождающими их дополнительными сооружениями в виде кругов и конских могил. Как показали работы антропологов, черепа из керексуров, как и более ранние находки из плиточных могил, характеризуются высоким и пло­ским лицом и слабо выступающими носовыми костями. Они отличаются брахикранией, покатым лбом и сильно развитым надбровьем.

В то время как в степях Забайкалья происходило возвышение хуннов, а на Енисее появлялись зачатки кыргызской государственности и склады­вались государства других тюркоязычных народностей, у их северных со­седей - племен тайги и тундры - продолжали развиваться своя куль­тура и социальные отношения, хотя процесс формирования проходил и не так быстро, как у степняков. История отношений степных племен с лес­ными была очень сложной и до конца еще не выяснена.

Во всяком случае несомненно, что лесные племена на протяжении ты­сячелетий устойчиво сохраняли свой самобытный облик, но вместе с тем испытывали ускоряющее, прогрессивное влияние связей со степью. Осо­бенно глубоким по своим последствиям оказалось влияние связей со степ­ными племенами на культуру лесных племен в тайге северо-западной Си­бири. Уже к концу I тысячелетия до н. э. в Приобье все чаще встреча­ются степные изделия из бронзы. В свою очередь и в выделке местных изде­лий заметно становится подражание привозным степным изделиям, выделы­ваются, например, глиняные сосуды, в точности копирующие котлы скифского типа. Самым ярким примером взаимодействия местной, лес­ной, аборигенной культуры и степной являются замечательные находки в устье Полуя на Оби, где среди многочисленных находок с древнего жертвенного места оказались вещи скифо-сарматского типа, а также образцы искусства, сходные как с пьяноборскими образцами Приуралья, так и со степными скифскими, но относящиеся, как показал М. П. Гряз- нов, уже в более позднему времени, к половине и даже к концу I тысяче­летия н. э.

Богатые данные, освещающие жизнь лесных племен средней Оби и их взаимоотношения со степняками, доставили многолетние исследования М. П. Грязнова в районе с. Большая речка, в местности Нижние Елбаны. М. П. Грязнов проследил здесь смену культурных этапов от андроновско- карасукского времени до XVII в. Как показали эти работы, жители сред­ней Оби в I тысячелетии н. э. жили своей, особенной жизнью лесных охот­ников и рыболовов и создали собственную культуру, резко отличную от культуры степных племен. Наиболее ярко выражены эти отличия в памят­никах VII-VIII вв. н. э. («фоминская культура»). Соседние с ними кочев­ники-тюрки, обитавшие в горах и степях Алтая, хоронили своих сороди­чей с полным набором боевого оружия, в том числе с саблей и с оседланным конем. При похоронах обязательно резали барана и клали в могилу его курдюк. Глиняной посуды в этих кочевнических могилах нет. Лесные племена, носители фоминской культуры, напротив, лишь в редких случаях снабжали мертвых оружием и то охотничьим. В их могилах нет остатков домашних животных, а встречаются лишь глиняные сосуды со следами растительной или молочной пищи.

Таким образом, здесь рядом друг с другом существовали два культур­ных мира, разделенных только р. Обью: мир воинственных степных ското­водов и мир лесных охотников-рыболовов. Замечательно поэтому, что ма­териалы из памятников фоминской культуры обнаруживают ближайшее сходство с материалами из памятников, оставленных лесными племенами, жившими не только в районах Томска, Ачинска и в долине р. Тары, но и в северной части Уральских гор и даже в бассейнах pp. Камы и Вятки. Сюда относятся, в частности, поясные бляхи и пряжки с изображениями медведя, известные в Приуралье с пьяноборского времени (около начала нашей эры), подвески в виде птиц и литые плоские изображения «чудского типа». О том же свидетельствует и посуда, для которой характерно не пло­ское, а круглое дно и тщательно выполпенный орнамент, напоминающий орнаментику сосудов ананьинского времени на Каме.

По физическому облику население лесной части средней Оби принадле­жало к европеоидной группе, что еще более резко подчеркивает различие между ним и степняками - тюрками, монголоидными по расовому типу.

В IX-X вв. европеоидные оседлые носители фоминской культуры были вытеснены кочевниками с правобережья Оби, но продолжали жить к северо-западу от него, сохраняя свои древние культурные традиции, обычаи и образ жизни. Как полагает В. Н. Чернецов, взаимодействие между лесными и степными племенами на северо-западе Сибири выража­лось не только в форме обмена или военных столкновениях, но и привело к появлению глубоко на севере новых насельников - степного происхо­ждения, о чем свидетельствует само название остяков (хан-тэ, хун-ты), а также и их соседей вогулов (мань-си). Угры по языку, эти переселенцы оказали глубокое влияние на местные племена (металлургия, следы зна­комства с лошадью в культе и фольклоре).

К концу I тысячелетия н. э. здесь начинается оформление двух близких по языку и культуре народностей - мапси (вогулы) и хантов (остяки). Затем на территории Обь-Енисейского междуречья распространяются, как полагают, из Саяно-Алтайского района представители новой этниче­ской группы - самоедские (самодийские) племена. В результате их прихода в Нарымском крае со временем образовалась еще одна народность, селькупы, соединившая в своей культуре с исконными самоедскими элементами элементы культуры кетов, угров и тунгусов.

Перейдем теперь из северо-западных областей Сибири, где обитали самоедские и угорские племена, в другой ее конец, в мир палеоазиатских племен северо-восточной Азии.

Примерно в то же самое время, т. е. к X в. н. э., как мы видели, большие события совершаются и на северо-востоке Сибири, где аналогичная роль носителей новых начал в культуре выпала на долю не угров и самоедов, а тюрков - предков якутов. К этому времени северные соседи якутов, жившие на средней и нижней Лене (вероятно предки юкагиров) уже пе­решли к широкому употреблению железа, хотя еще, повидимому, сохра­няли каменные скребки, стрелы, а также выделывали по древним образ­цам круглодонную глиняную посуду.

Еще далее на северо-восток от Лены простиралась область древней приморской культуры, где веками жили охотники на морского зверя. Как и когда появилась здесь эта культура, еще неизвестно. Можно лишь только уверенно сказать, что ей предшествовала материковая культура бродячих охотников на северного оленя.

Древнейший этап приморской культуры, названный по первым наход­кам оквикским, а по находкам на Чукотке уэлено-оквикским, характери­зуется наличием поворотных гарпунов, орнаментированных в особом, прямолинейно-геометрическом стиле, сходных по форме и узору с гарпу­нами Курильских островов и северной Японии, где в эпоху неолита жили предки айнов. Затем эта культура прошла в своем развитии ряд дальней­ших этапов, отраженных в богатом вещественном материале, собранном на территории Чукотского полуострова. Материал этот происходит из много­численных древних поселений, расположенных вдоль Ледовитого океана, к востоку от Колымы и по берегам Берингова моря.

Поселения состояли из жилищ, углубленных в землю. Обитатели их, приморские охотники на морского зверя, вышедшие в значительной своей части из соседних районов Дальнего Востока (о чем напоминает как более ранняя оквикская, так и позднейшая, криволинейная орнамен­тика), проявили удивительную стойкость и поистине неистощимую изоб­ретательность в борьбе с природой. Отсутствие строительного леса они возместили широким применением китовой кости. Не имея больших запа­сов дров, они с успехом заменяли их тюленьим жиром, который применяли для отопления и освещения жилищ, используя жировые лампы из глины или камня. При отсутствии материала для деревянных или корьевых лодок они изобрели кожаные лодки. Полярные зверобои остроумно усовершен­ствовали гарпунную снасть, создав гарпун поворотного типа. Они раз­вили с течением времени также ездовое собаководство. Исключительный интерес представляет оригинальное и богатое искусство этих древних арк­тических племен, выделяющееся в эпоху его расцвета на так называемом древнеберингоморском этапе фантастически пышным криволинейным орнаментом и реалистическими скульптурными изображениями живот­ных, реже людей.

По материалам приморских поселений устанавливается постепенное из­менение материальной культуры, развитие хозяйства и отчасти социаль­ных отношений их обитателей. Первоначально оседлые приморские жители держались у берега, круглый год добывая моржей и тюленей. Позднее наблюдается возрастание роли китового промысла, в связи с чем следует отметить появление специальных гарпунов, развивается ездовое собако­водство. Распространение рыболовных крючков и боласов для ловли птиц тоже, п видимому, указывает на улучшение способов охоты и рыболов­ства.

Возрастающее обилие добычи и развитие обмена с соседними племе­нами одновременно вели к переходу от древнего матриархально-родового к новому, патриархально-родовому укладу. Переход этот нашел свое от­ражение в фольклоре приморских племен Арктики, центральные сюжеты которого связаны (миф о Седне) с борьбой мужского и женского начала, с тем «всемирноисторическим по масштабам поражением женского пола», о котором писал Фридрих Энгельс.

Около полутора тысяч лет тому назад в эти отдаленные приморские1 области северо-восточной Азии, заселенные предками эскимосов, чук­чей, коряков и камчадалов (ительменов), впервые проникает железо. Правда, племена Севера все еще жили в условиях господства техники и бытового уклада каменного века, но у них уже прочно вошли в быт спе­циальные режущие инструменты, своего рода резцы, из железа. Железо они могли получать как с юго-запада, от нижнеленских племен, так и- с юго-востока, с Амура и через Курильские острова.

На Амуре и вообще в южных районах советского Приморья историчег ские судьбы местных коренных племен в I тысячелетии н. э. очень своеоб­разны. Если в арктической области вдоль берегов Тихого и Ледовитого океана тысячелетиями господствовали отсталые формы хозяйства и обще- ственного строя, здесь благодаря соседству с Китаем и Кореей весьма рано, еще в последних веках I тысячелетия до н. э., совершаются большие про­грессивные сдвиги. Уже к началу нашей эры распространяется железо, вытеснившее каменные орудия; местами в благоприятных естественных условиях возникает земледелие и скотоводство, усиливается обмен.

В Приморье и бассейне Амура, куда еще очень рано проникают тунгус­ские племена, а также в соседних областях не только происходит интен­сивное смешение местных племен с аборигенами, но в конце I и начале II тысячелетия н. э. возникают собственные государственные образования местных племен.

Процесс классообразования начинается здесь еще в IV-V вв. до н. э. Как сообщают китайские летописи, обитавшие здесь племена мохэ давно уже занимались земледелием и скотоводством. Из домашних животных они имели лошадь и свинью, из культурных растений разводили рис, просо, пшеницу. В стране мохэ добывали соль, гнали из риса водку. Мохэ продавали китайцам и корейцам речной жемчуг, целебные корни жень­шеня, кречетов и соболей. Взамен они получали металлические изделия, посуду, ткани, в том числе шелковые.

Начиная с 471 г. н. э., завязываются постоянные культурно-полити­ческие связи мохэских племен с Китаем. С начала VI в. мохэские посоль^ ства регулярно посещают китайский двор, а часть племен мохэ подпадает под власть Китая и выплачивает дань. Подчиняя отдельные мохэские пле­мена, китайский двор опирался на их родоплеменную верхушку. В ки­тайских летописях особо отмечен один из мохэских вождей - Тудики, который добровольно подчинился Китаю со своим племенем, за что и по­лучил важный гражданский чин и знак власти в виде золотой печати на бордовом шнуре, а также парадное одеяние - шляпу и пояс. Тудики «полюбил» обычаи Срединного государства и неизменно проявлял предан­ность императору, а последний за то благоволил к нему и щедро отдари­вал его узорчатыми шелковыми тканями. Сопровождая императора в по­ходах, Тудики при каждой боевой удаче получал награды и титулы.

Большое значение для дальнейшего развития культуры и возникнове­ния местной государственности в стране мохэ имели события в соседней с ней Корее.

В 668 г. вспыхнула война между корейским княжеством Гаоли и Ки­таем. Гаоли было разгромлено, множество народа было истреблено, мно­гие же корейцы бежали на север, за о. Тумень-Ула, где и поселились среди мохэ. Здесь они развивали земледелие, скотоводство и металлургию, насаждали высокую китайско-корейскую культуру. Под прямым влиянием этих событий у мохэских племен впервые возникает настоящее государ­ство - Бохайское царство.

Основателем Бохайского государства летописи считают мохэского князя, вассала королевства Гаоли, Цици Чун-сяна, который, спасаясь от преследований китайских войск, укрывается под защиту неприступных гор. Усилившись, Цици Чун-сян объявляет свои земли княжеством Чжень, а себя князем, приняв титул Чжень-го-гуна. Сын его, Цзо-жун, значи­тельно расширяет свои владения и в 699 г. объявляет себя королем го­сударства Чжень.

Разбив в 712 г. войска китайского императора Жуй-цзуна, Цзо-жун принимает титул Бохай-цзюнь-вана, т. е. удельного князя Бохая, по на­званию завоеванного им древнего китайского округа Бохай, давшего имя целому государству.

Первоначально это государство охватывало еще незначительную тер­риторию, протяжением около 1000 км на запад от моря, а страна не имела правильного административного деления.

В VIII-IX вв. Бохайское царство значительно расширилось, выросло как в культурном, так и в политическом отношении и превратилось в мо­гущественное по тому времени государство. На юге оно достигало сере­дины Кореи, на востоке - океана, включая нынешние районы Влади­востока и Ворошилова, на западе - Нингуты, на севере его граница до­ходила до Амура.

Сельское население Бохая возделывало гаолян, бобы, хлебные злаки, разводило скот, занималось различными промыслами. Существовали го­рода, являвшиеся центрами административного управления и культурной жизни. Бохайцы имели 5 столиц, 15 областных и 60 окружных городов.

Один из крупных областных центров Бохайского царства, главный го­род области, Шуайбинь, находился на месте нынешнего города Ворошилова.

Город Шуайбинь был обнесен зем­ляным валом с бастионами и рвами.

Внутри находились здания со сте­нами, сложенными из хороше обожженных кирпичей красного и темносерого цветов, крыши зданий нередко покрывались черепицей и были богато украшены узорными керамическими плитками с расти­тельным рисунком, в том числе стилизованными цветами лотоса.

На коньках крыш помещались скульптурные головы драконов.

Бохайское государство имело прочный административный аппа­рат. Во главе государства стоял правитель с титулом князя. Ему подчинялись два министра, пра­вый и левый, каждый министр воз­главлял по три департамента. Сог­ласно китайскому обычаю, чинов­ники являлись ко двору со зна­ками достоинства в виде серебря­ных или золотых рыбок. Военное управление осуществлял совет вое­начальников. Надежной опорой внешнеполитического влияния и независимости Бохая были армия и флот. Китайский двор стремился дер- жать правителей Бохая под своим влиянием. Но на самом деле вассальная зависимость Бохая от кишилова-Уссурийского. VIII-XI вв. н. э. тайского императора не простира­лась далее формальной инвеституры его правителей. Правители Бохая утверждались императором Китая в своем титуле и получали от него впоследствии почетное посмертное имя.

Лестные для варваров китайские титулы поднимали престиж прави­теля Бохая среди подданных и усиливали его влияние на соседей.

Однако и эта формальная зависимость от китайского двора продол­жалась недолго. Уже сын основателя Бохайского государства Цзо-жун разбил китайские войска и объединил под своей властью ряд соседних племен. Китайский император Жуй-цзун вынужден был отправить в 713 г. в Бохай послов и признать за Цзо-жуном титул владетельного князя, властителя «великого поморского государства» - Бохая.

С Бохаем было связано не только возникновение собственного го­сударства дальневосточных племен, но и расцвет цивилизации. Бохай слыл у китайцев страной просвещения и ученых.

Бохайское царство было уничтожено киданями, кочевыми первоначально племенами, возвысившимися в первой половине IX в.

Между 922 и 924 гг. вождь киданей Амбагянь, основатель династии Ляо, разбил бохайскую армию и захватил западную часть страны, тогда как на северо-востоке Маньчжурии, на юге Уссурийского края, сохраня­лись независимые владения бохайцев.

К XI в. государство Ляо было, однако, сильно расшатано внутренними беспорядками. На смену ему появляется новое государственное образо­вание, созданное чжурчженями. Чжурчжени, народ тунгусо-маньчжур­ского происхождения, входивший в состав мохэских племен, издавна обитали в северной Маньчжурии и соседних с ней районах Дальнего Вос­тока. Они занимались земледелием, разводили домашний скот; немало­важное место в их жизни принадлежало охоте. Они умело выслеживали зверей, добывали изюбров, приманивая их с помощью трубы из бересты, любили облавы. Жили чжурчжени уже не в первобытных землянках, а в надземных жилищах, отапливаемых иечью, горячий воздух из кото­рой проходил под широкими нарами-канами.

На теплых канах чжурчжени спали и проводили домашний досуг. Остатки таких жилищ, с канами, выложенными плитняком, встречаются во многих местах по Амуру и в Приморье. Согласно китайским источни­кам, у чжурчженей имелись рабы. Внутри родов существовали резкие различия. Выделилась знать. При похоронах знатных людей сжигали живыми рабов, любимых слуг и служанок.

Князья чжурчженей постоянными завоеваниями расширяли террито- торию страны и увеличивали свое могущество. В 1113 г. во главе чжур­чженей встал Агуда, основатель новой, цзиньской династии. Он бросил прямой вызов киданям, в зависимости от которых находились чжурчжени. В битве на р. Лалин он разбил киданей и поднял восстание, которое в ко­нечном счете закончилось разгромом киданьского государства. В 1122 г. государство Ляо пало; остатки киданей ушли на запад, к Байкалу и да­лее, в Среднюю Азию, в Семиречье, где возникло новое каракитайскоіг государство.

После смерти Агуды в 1123 г. его наследникам досталось огромное про­странство, куда входили значительная часть Северного Китая, Мань­чжурии и Монголии.

В цзиньское время наше Приморье было густо заселенной страной.

Поблизости от бохайского города Шуайбина, взятого и разрушенного цзиньскими войсками, был построен город Фурдупчэн. Здесь сохранились монументальные надгробные сооружения в честь цзиньских князей, в том числе уцелели гранитные черепахи, на спинах которых были укреплены плиты с надписями и фигурами драконов. Многочисленные развалины древних укреплений, дорог, рудников этого времени встречаются в При­морье повсеместно.

Одним из самых выдающихся памятников средневековой истории Даль­него Востока является Краснояровское городище около г. Ворошилова. Начало этому городищу положили, видимо, бохайцы, а затем там жили чжурчжени.

Уже первые исследователи Уссурийского края не раз в удивлении останавливались перед древними оборонительными сооружениями высо­кой Краснояровской сопки на левом берегу р. Суйфуна против г. Вороши­лова.

На протяжении почти восьми километров тянется здесь в соответствии с рельефом сопки оборонительный пояс древней крепости. Валы его и сейчас еще достигают 3-4, а то и пяти метров в высоту. Но всего тщатель­нее укреплена юго-восточная часть городища. За высоким валом в ней помещалась, очевидно, центральная часть городища, то место, где стояли дворцовые здания и храмы бохайцев, или скорее всего чжурчженей, обнесенные дополнительной высокой оградой. На месте этих построек сразу же под верхним почвенным слоем сплошь залегала черепица. Это были остатки крыш древних зданий, лежавшие в удивительном порядке. Среди массы черепиц уцелели местами и фрагменты изображений чудо­вищных фантастических су­ществ, украшавших угловые концы крыши зданий. Под слоем черепицы выступали большие глыбы тесаного кам­ня, опоры для деревянных столбов, на которых держа­лась кровля.

Это был, следовательно, такой же «запретный город», город дворцов и храмов, какой имелся, например, в танской столице Чаньане, в столице бохайского царства около Нингуты на месте ны­нешнего г. Дунцзинчэна, или в позднейшем Пекине. Его архитектура тоже имела в основе резко выраженный отпечаток высокой китайской культуры. Да вряд ли могло быть иначе в то время, когда Приморский край. Сучан. XI в. н. э. блестящий Китай танской эпохи был образцом и учи­телем для всех соседних стран дальневосточного мира. У китайцев учились, по китайским образцам строили дворцы и храмы не толь­ко в Бохае, но и в Корее и в Японии. Но тем интереснее, что в об­щей планировке «запретного города» на Краснояровской сопке имелась одна наиболее существенная и в высшей степени характерная черта, от­личающая этот город от городов Бохая, а также от китайских городских центров ганского времени в Китае. В бохайской столице у Нингуты и в тан­ской столице Чаньане весь город был размещен на ровной плоскости и имел в плане вид правильного прямоугольника. Прямые улицы пересе­кали его с юга на север и с востока на запад и делили в шахматном порядке на квадратные блоки-кварталы. На Краснояровской же сопке план го­родища подчинялся естественным формам рельефа возвышенности. Кроме того, все здания «запретного города» размещались не на плоскости, а на специально срезанных для этой цели уступах возвышенности, распо­ложенных ступенями, в виде террас. И здесь, следовательно, в пла­нировке древнего города, отразились свои, самобытные традиции племен Дальнего Востока, черты их самобытного культурного творче­ства.

Древний город на Краснояровской сопке стал, однако, жертвой вра­жеского нападения. Удар был так стремителен, что защитники его не успели даже использовать запасы каменных ядер, которые так и лежат до сих пор целыми грудами на его стенах.

Из китайских летописей известно, что цзиньское государство стало жертвой монгольских завоевателей. Монголы Чингис-хана взяли штур­мом цзиньские города, уничтожили их население и опустошили всю страну с такой жестокостью, что она с тех пор более уже никогда не могла оправиться.

Та грозная сила, которая с необыкновенной быстротой сокрушила могущественную империю чжурчженей, а затем устремилась на завоева­ние других стран, поднялась рядом с Амуром, в степях по Онону и Керулену.

К наиболее раннему моменту монгольской истории на нашей террито­рии могут быть отнесены некоторые погребения в долине Селенги у дер. Зарубино. Они дают представление о жизни бедных кочевников-скотово- дов и охотников, вооруженных луком и стрелами с железными наконеч­никами. Замечательна находка в этих могилах такого характерного му­зыкального инструмента степняков, как монгольский варган хур. Жен­щин провожали на «тот свет» с ножницами для стрижки овец. В аналогич­ных могилах на Лене, в устье Манзурки, при женщинах оказалась кругло­донная глиняная посуда древних монголов, о которой говорят письмен­ные источники XIII в. На ленских скалах уцелели резные изображения повозок, украшенных кистями, коврами и флагами. На рисунках эти по­возки везут быки. Точно так же описываются в «Сокровенном сказании» повозки древних монголов XII-XIII вв.

Время расцвета монгольской империи отражено в Сибири такими архео­логическими находками, как известный «Нюкский клад» вблизи Кабанска на Селенге, где была найдена серебряная пайдза, богатые погребения на Часовенной горе у Красноярска и ряд погребений в Тунке, где найдены остатки луков сложного типа, серебряные кубки, остатки роскошных ко­жаных одежд, шитых золотом, украшения из золота и жемчуга, изделия, крытые китайским лаком, и бронзовые зеркала с узором из виноградных гроздьев и голубей. Все это - могилы монгольских нойонов, а вместе с тем прямые следы грабительских походов на культурные земледельче­ские народы того времени монгольских армий.

Как показал Л. П. Потапов, варварское господство завоевателей монголов отразилось и в археологических памятниках, относящихся ко времени монгольского господства на Алтае, но в совершенно другом плане. Алтайские памятники XIII-XIV вв. настолько бедны, что дают право сделать вывод о крайнем обнищании оставившего их населения, которое беспощадно эксплуатировали монгольские феодалы.

То самое наблюдается, повидимому, и на Селенге, в ее среднем те­чении и низовьях. Вопиющая бедность находок в могилах массового типа, которые могут быть отнесены ко времени монгольской империи, настолько очевидна, что позднейшие грабители даже и не пытались их разрывать. И это в Забайкалье, где, независимо от размеров, нет ни одной сколько- нибудь выделяющейся на поверхности почвы могилы более раннего вре­мени, которая не была бы затронута хищниками-гробокопателями.

События, связанные с возникновеннем монгольской империи, имели и другие не менее важные и глубокие последствия. В результате возвыше­ния монголов, завоевательной и организационно-политической деятель­ности их императоров, происходят новые важные перемены во взаимоот­ношениях различных племен и народов Сибири.

Монголия отныне становится почти сплошь монгольской. Тюрки, за немногими исключениями, окончательно концентрируются с тех пор к западу от Саянских гор. Лесостепи Прибайкалья и до времен Чингиса в значительной части заселенные монголоязычными племенами: баргу- бурятами, хори, булагатами и ихиритами, смешавшимися с остатками древнего тюркского населения, становятся в XII-XVI вв. родиной бу­рятского народа.

В остальном же этнографическая карта Сибири со времен Чингис­хана и до прихода русских в основном устойчиво сохраняет тот свой об­щий характер, который определился к концу I тысячелетия н. з.

4-3 тыс. лет до н.э. – прародина праславян – среднее течение Дуная.

Середина 2 тыс. лет до н.э. – переход к оседлому образу жизни. На западе – реки Эльба и Одер, на севере – Балтийское море, на востоке – среднее течение Днепра, на юге – Причерноморье, нижнее и среднее течение Дуная. Т.е. практически вся Восточная Европа.

На рубеже 2-1 тыс. лет до н.э. славяне продолжают заселять Восточную Европу двумя потоками:

1. С южных берегов Балтики к берегам Волхова и Ладоги. Ассимиляция с угро-финнами.

2. Через Карпаты на Днепр.

Причины формирования Древнерусского государства:

1. Экономическое развитие – повышение уровня производительных сил, связанное с разделением труда (разделение скотоводов и земледельцев, выделение ремесленников, развитие торговли).

2. Социальные – появление неравенства и классов.

3. Политические – необходимость объединения против врагов.

О ранней истории восточных славян известно очень мало. Среди причин - отсутствие собственной письменности (глаголица была создана около 863 года специально для славянских языков) и удалённость от европейских и азиатских культурных центров того времени. Поэтому не существует общепризнанной теории этногенеза восточных славян.

Первые достоверные сведения письменных источников о славянах относятся к началу новой эры, когда римские историки писали о племенах венедов. В VI веке славянские племена, населявшие Восточную Европу, начинают совершать походы на Византию. С этого времени можно говорить о формировании славянского этноса. Многие племена славян переселяются на Балканы, занимая земли Восточной Римской империи. Нашествие кочевников авар в V-VII веке отделило эти группы от остального славянского мира и положило начало формированию южных славян (сербы, болгары, хорваты). Западные славяне (поляки, чехи, словаки) и восточные разделились еще раньше.Славяне принадлежат к индоевропейской языковой семье. Местом их формирования явились, видимо, области в среднем течение Днепра и к северу от Карпат, в южной части современной Польше. Этнической основой древнерусского государства Киевской Руси явились Восточные славяне. Они сплотились к середине первого тысячелетия нашей эры, в VI веке постепенно заселили Русскую равнину. Восточные славянские племена явились следствием смешения различных расовых линий: индоевропейской, арийской, урало-алтайской ветвей, монгольских, тюркских и финских народов. Они рассматривали себя как часть европейского мира, осознавали свою близость с ним.



Главным занятием славян было земледелие: сеяли рожь, пшеницу, ячмень, просо. Издавна они использовали железо, применяли железный топор, пахали сохой с железными наконечниками. У славян рано развилось пашенное земледелие. Это было огромным шагом в развитии производительных сил. Оно стало возможным после того, как люди овладели производством железа. Хлеб был главной пищей славян. Занимались также скотоводством, рыболовством, охотой, бортничеством.

Славяне жили родовыми общинами, которые объединялись в племена. Во главе племени стояли князья. К VI веку нашей эры восточные славяне были на стадии разложения первобытнообщинного строя, жили в условиях "Военной демократии", т.е. присутствовало социальное неравенство, возросла политическая активность, имели место военные конфликты. Известны походы славян на Византию в IX веке. К Каспийскому морю. "Повесть временных лет" называет основные славянские племена: поляне, древляне, северяне, радимичи.вятичи, кривичи, дреговичи, дулебы, волыняне, уличи, ильменскиесловене. Историки предполагают, что летопись ведет речь не просто о племенах, а о более высоком типе объединения - племенных союзах. Такие формы организации были типичны для периода военной демократии и являются предгосударственной стадией развития народов.

Религия славян была языческой. Они поклонялись силам природы: Солнцу - Ярило, ветру - Стрибогу, грозе - Перуну, небесному огню - Сварогу, прародителям всего живого - Роду и Рожанице и др. Религи восточных славян несет следы как общих для многих народов индоевропейской семьи верований, так и чисто славянских, возникших под влиянием родной природы (лешии, водяные, русалки и т.п.).

Согласно китайским источникам, местом первоначального обитания тюрок был небольшой район в западной части китайской провинции Шаньси. В IV веке, когда эта провинция была завоевана кочевыми племенами хунну и сянь-би, здесь обитало небольшое племя тюрок во главе с ханом Ашиной. (Самоназвание «тюрки» в переводе означает «сильные», «крепкие».) Сначала племя Ашины, говорившее, по-видимому, на одном из монгольских языков, подчинилось хуннскому хану Муганю, владевшему Хэнси (областью к западу от Ордоса, между излучиной Хуанхэ и Наньшанем). Но после того как в 439 году сяньбийское племя тоба победило хунну и присоединило Хэнси к своей империи Северная Вэй, Ашина с 500 семейств бежал к жужаням (господствовавшим тогда в Монголии) и поселился на южной стороне Алтайских гор. Предгорья Монгольского Алтая, куда попали беглецы, было населено племенами, происходившими от хунну и говорившими на языках, впоследствии получивших название тюркских. С этими аборигенами слились дружинники хана Ашина и наделили их именем «тюрк», хотя сами в конце концов усвоили их язык. Слияние пришельцев с местным населением оказалось настолько полным, что через сто лет, к 546 году, они представляли ту целостность, которую принято называть древнетюркской народностью. А сама тюркоязычная среда в то время успела уже распространиться далеко на запад от Алтая, в страны, где жили гузы, печенеги, хазары, болгары и гунны. На арену мировой истории тюрки вышли в 545 году, когда их хану Бумыну покорились старые противники жужаней — телесцы, кочевавшие в то время в Джунгарии. Общая численность телесцев достигала 50 тысяч кибиток, и это значительно усилило могущество Бумына. (Никаких сражений между тюрками и телесцами не было. Видимо, последние отдались под власть Бумына исключительно из ненависти к жужаням, которых не имели сил победить самостоятельно.) Некоторое время спустя Бумын посватался к дочери кагана жужаней Анахуая, но получил грубый отказ. Тогда зимой 552 год Бумын напал на жужаней и нанес им жестокое поражение. В том же году он умер. На престол вступил его сын, принявший титул Кара-Иссык-хана. В 553 году в сражении у горы Лайшань он нанес жужаням новое поражение, но вскоре умер при загадочных обстоятельствах. Его сын Шету был отстранен от власти, и на престол вступил младший сын Бумына, Кушу, принявший титул Мугань-хана. Он был тверд, жесток, храбр, умен и ничем не интересовался, кроме войны. Поздней осенью 553 год он снова разбил жужаней, а в 556 год принял остатки их орды под свою власть. Так тюрки стали хозяевами всей восточной части Великой степи. (В Восточной Монголии тогда кочевали три народа: татабы, кидани и татары. Все они прежде подчинялись жужаням и теперь отдались под власть их победителей.) Владения тюрок на востоке достигли Желтого моря. В то же время брат Бумына, Истеми-хан, начал завоевания на западе. Первый поход в этом направлении был совершен еще в 552 году. В 555 году тюрки вышли к «Западному морю», под которым, видимо, надо понимать Аральское, то есть границы Тюркского каганата достигли низовьев Аму-Дарьи. Здесь тюрки вступили в противоборство с другой кочевой империей, созданной эфталитами. (Им принадлежали Средняя Азия, Афганистан и Пенджаб.) В то же время на севере от Арала тюрки столкнулись с хионитами (возможно, это были ираноязычные потомки сарматов) и огорами (их отождествляют с утрами). К 558 году все они были покорены, после чего тюрки стали хозяевами в приуральских степях. В 560 году Истеми-хан начал войну с царем эфталитов Гатфаром. Эфталиты сосредоточили свои силы у Бухары, но Гатфар не решился принять бой на равнине, где тюркская конница имела значительное преимущество, и отступил в горы. Решительный бой произошел в 565 году у Несефа (Карши). Он продолжался восемь дней и закончился полным разгромом эфталитов. Средняя Азия вошла в состав Тюркского каганата, который, таким образом, стал соседом Ирана. Истеми-хан потребовал, чтобы персы выплачивали ему ту дань, которую раньше платили эфталитам. Шах Хосров I ответил отказом, после чего тюрки переправились через Аму-Дарью и попытались продвинуться в глубь иранских владений. Однако линия мощных приграничных укреплений, воздвигнутая персами еще в V веке против эфталитов, оказалась для них неприступной. Наступление захлебнулось, и уже в 569 год тюрки вернулись в Соглиану. Истеми вступил с Хосровом в переговоры, благополучно завершившиеся через два года. По договору 571 года прежние владения эфталитов были поделены следующим образом: шах получил земли нынешнего Афганистана, а к тюркам отошла Согдиана. Еще прежде Истеми-хан совершил поход на Северный Кавказ, подчинил болгар и хазар. Западная граница Тюркского каганата достигла Азовского моря и у Боспора сомкнулась с византийской. Держава тюрок вступила в эпоху расцвета своего могущества. (При Мугань-хане территория каганата, простиравшаяся от Хингана до Кубани, была разделена на четыре удела, а при его преемнике Тобо-хане — на восемь. Во главе каждого удела стоял близкий родственник кагана из рода Ашина. Ставка самого кагана находилась около Алтая, в исконных тюркских землях.) В 576 год Истеми-хан умер. Власть на западе с титулом Тардуш-хана унаследовал его сын Кара-Чурин. При нем в 576 году тюрки взяли Боспор, а в 580 год совершили набег на Крым. Конец западным завоеваниям положили внутренние распри в самом каганате. После смерти Тобо-хана каганом стал его племянник Шаболио, человек храбрый, умный и энергичный. В 582 году, перебросив свою армию через Гоби, он напал на Северный Китай, где за год до этого утвердилась династия Суй. Пограничные китайские войска были разбиты и укрылись за Великой стеной. Однако тюрки сумели прорваться за нее через проходы, которые находились в провинции Ганьсу, и ограбить шесть северо-западных областей Китая. Но вскоре китайским разведчикам удалось рассорить между собой тюркских ханов. Шаболио заподозрил в измене своего двоюродного брата (сына Мугань-хана) Торэмен-хана и в феврале 584 года внезапно напал на его ставку. Во время учиненной здесь резни погибла мать Торэмена. Сам он бежал на запад к Кара-Чурину. Необузданность и несправедливость Шаболио, видимо, вызвали возмущение в орде. Кара-Чурин дал Торэмену войска для войны с каганом. Чтобы развязать себе руки, Шаболио должен был заключить мир с императором Вэнь-ди и даже номинально признать его верховную власть. Вэнь-ди дал ему вспомогательные войска. В том же 584 год Торэмен был разбит и откочевал со своими сторонниками к Бухаре. В 587 году Шаболио умер. Престол перешел к его брату Чулоху. Он довершил разгром Торэмена под Бухарой и казнил его. Но на этом вражда между западными и восточными тюрками не прекратилась. Зимой 587 год произошло сражение с Кара-Чурином. Чулоху был разбит и погиб. Каганом стал его племянник Юн Юйлюй. В 593 году он заключил мир с Кара-Чурином и формально восстановил единство каганата. Однако раскол между западом и востоком сохранялся. В 597 год императору Вэнь-ди удалось подкупить подарками брата кагана Жангара, который женился на китайской царевне и откочевал с частью тюрок на юг, в приордосскую степь. В 598 год суйцы выступили против тюрок, и Жангар был их союзником. В 599 году им удалось разбить Кара-Чурина. В том же году был убит в своей ставке Юн Юйлюй. Кара-Чурин немедленно объявил себя каганом. Но он был очень непопулярен среди восточных тюрок. Многие из них стали перебегать к Жангару. В 601 год Кара-Чурин совершил набег на ставку своего противника, но был отбит китайцами. Вскоре против него подняли восстание телесцы, поддержанные абарами, и нанесли тюркам несколько поражений. Отрезанный от своих наследственных владений, Кара-Чурин не мог получать подкрепления. Восточные тюрки оставили его и разъехались по своим кочевьям. Каган бежал в Тогон и был там убит тибетцами. Когда каганом объявили китайского ставленника Жангара, западные тюрки не признали его и провозгласили каганом малолетнего правнука Кара-Чурина, Тамана. Тюркский каганат распался на две части — Западный и Восточный (границей между ними стал хребет Восточного Алтая), и у каждого отныне была своя собственная судьба. Восточнотюркский каган Жангар жил в Ордосе под защитой китайцев и боялся показаться в степи. Чувствуя, что благополучие его зиждется исключительно на поддержке Китая, он пошел на большие уступки и предоставил своих воинов в распоряжение императора. Так с помощью тюрок китайцы разгромили в 608 году своего старого противника — тибетское ханство Тогон. Жангар не только охранял китайскую границу, но и приучал свой народ к китайским обычаям. Он пытался заставить тюрок носить китайскую одежду, строить дома и сеять хлеб. Сам он жил в городках Кинхо и Динсян, построенных для него китайцами. В 609 году Жангар умер, и император Ян-ди провозгласил каганом его сына Дуги, принявшего титул Шабир-хана. Однако он оказался совсем не так лоялен Китаю, как его отец. В 615 году он внезапно поднял восстание против императора Ян-ди, осадил его в крепости Яймынь, но захватить не смог и ушел в степи. В 618 году в Китае началось мощное восстание против династии Суй, что сделало Шабир-хана фактическим хозяином Северного Китая. Грабительские набеги тюрок в эти годы простирались до стен Цзинь-яна. Когда на престол взошел Ли Юань, основавший династию Тан, Шабир-хан поддержал его и до самой смерти оставался союзником нового императора. В 619 году ему наследовал брат Чуло-хан, резко изменивший политику. Он объявил себя защитником дома Суй и стал открыто поддерживать противников новой династии. Назревала новая война с Китаем, но в 620 году Чуло-хан неожиданно заболел и умер. Незадолго до его смерти восстали восточные телесцы — уйгуры, во главе которых встал род Яглакар. Для тюрок это был тяжелый удар, так как уйгуры представляли из себя значительную силу и могли выставить 15-тысячное отборное войско. Наследовавший Чуло-хану брат Дуби, принявший титул Кат Иль-хана, перенес свою ставку в Хангай, так как все восточные степи оказались в руках восставших. Неудачи на западе тюрки решили поправить успехами на юге. В 621 год Кат Иль-хан вторгся в Шаньси и взял крепость Май. Попытки танских войск перейти в контрнаступление и выбить тюрок из Май окончились неудачей, после чего тюрки взяли Яймынь, разорили области Фынчжоу и Луч-жоу и угнали в степь 50 тысяч пленников. Император должен был отправить кагану богатые дары и таким образом добился перемирия. В 624 год война возобновилась, но шла вяло. Положение изменилось в 626 году, когда танским императором стал энергичный и волевой полководец Тайдцзун. В том же году Кат Иль-хан со 100-тысячным войском подступил к Чанъаню, но увидев многочисленную китайскую армию, не решился на открытое сражение и заключил мир. В 627 году каган попробовал вновь подчинить уйгуров, однако и эта война кончилась неудачей. Вскоре против него восстал племянник Толос-хан, который вместе с подчиненными ему киданями перешел под протекторат Китая. В 629 год китайцы выбили тюрок из Май и вернули себе Ордос. В 630 году сразу шесть китайских армий перешли в наступление на фронте от реки Лу-аньхэ до Биньчжоу. В ночном бою у гор Оянлин (в Шаньси) Кат Иль-хан потерпел поражение и отступил через пустыню Гоби на север. Вскоре он был окончательно разбит, взят в плен и доставлен в Чанъань. После этого большинство западнотюркских племен изъявили свою покорность императору Тай-дзуну. Он милостиво обошелся с побежденными, простил Кат Иль-хана, вернул ему всех домочадцев, половину земли и зачислил в свою гвардию. Около 190 тысяч тюрок были приняты в подданство Китая и поселены в степях Ордоса и Алашаня в качестве вспомогательных войск. В 634 году умер каган Кат Иль-хан. Восточнотюркский каганат прекратил свое существование. Судьба западных тюрок была тяжелей и трагичней. Вся недолгая история существования их каганата заполнена ожесточенными внутренними войнами. Малолетний Таман был возведен в 601 год на престол вопреки законному порядку бегами племен дулу, имевших кочевья в Семиречье и Западной Джунгарии. Против Тамана выступило племенное объединение нушиби (их кочевья располагались в западном Тянь-Шане, вокруг озера Иссык-Куль). Последние выдвинули своего претендента на престол — дядю Тамана, Шегуя. В 611 году тот напал на племянника и разбил его. С остатками своих сторонников Таман бежал на восток и сдался китайцам (в 618 году его убили по требованию восточных тюрок). В 618 году Шегую наследовал его брат Тун-джабгу, которому удалось отчасти восстановить власть тюрок над соседними племенами. Так в 619 году кагану добровольно подчинились телесцы. В 628 году тюрки вторглись в Закавказье, взяли и разграбили Тбилиси. В 630 году, пользуясь слабостью Ирана, они опустошили Армению. Но в том же году против Джабгу-хана восстали карлуки, жившие на Черном Иртыше, а вслед за ними поднялись и другие племена союза дулу. Их возглавил дядя кагана, Багадур, принявший титул Кюлюг Сибир-хана. Тун-Джабгу-хан был захвачен и убит. Племена нушиби этот переворот застал врасплох. Однако они быстро оправились от растерянности и выступили против врагов. В Западном каганате началась внутренняя война, сильно его ослабившая. В эти годы от каганата отпали Закавказье, Гибинь и Тохаристан. В Джунгарии отложились телесские племена, а в Поволжье — болгары. Но тюркам было уже не до них. Против Сибир-хана выступил его племянник Нишу (его удел располагался в Пайкен-де, и ему подчинялась богатая Бухара), который возвел на престол сына Тун-Джабгу, Шили, принявшего титул Ирбис Болдун-джабгу-хана. Сибир-хан бежал к Алтайским горам, но в 631 году был настигнут нушибийцами и убит. Однако и новый каган вскоре разочаровал тюрок. Недоверчивый, упрямый, высокомерный и подозрительный Шили к своим сподвижникам был жесток и неблагодарен. Некоторых из них он казнил. Даже Нишу, которому каган был обязан всем, не избежал общей участи и должен был искать убежища в Карашаре. Но такое положение не могло долго продолжаться. Против Шили поднялось возмущение. Он бежал к Балху и вскоре умер. Нушибийцы вызвали из Карашара Нишу и провозгласили его каганом под именем Дулу-хана. Северные племена признали его власть, и смута утихла. В 634 год Нишу умер. Престол перешел к его младшему брату Тонг-шаду, который принял титул Ышбар Толис-шада. В 636 году он вернул под власть тюрок Джунгарию, однако ему пришлось признать автономию союзов дулу и нушиби. Их племена стали управляться не принцами из рода Ашина, а местной знатью. В 638 год против Ышбара возник заговор. Недовольные напали на его ставку. Каган отбился, но должен был бежать в Карашар. Нушиби приняли его сторону, в то время как западные племена провозгласили каганом сына Кат Иль-хана, Юкук-шада, который был в то время правителем Гаочана (так китайцы называли княжество в Турфанском оазисе). Юкук-шад принял титул Ирбис Дулу-хана. Между претендентами началась кровопролитная война, но силы их были равны, и на реке Или соперники заключили мир, согласно которому эта река стала границей их владений. Однако в том же году Ышбар был низложен и бежал в Фергану, где умер в 639 год Нушибийские вожди провозгласили каганом сына покойного Иль-кюлюга, а когда тот в 640 год умер, каганом стал его двоюродный брат Багадур с титулом Ирбис Ышбара-джабгу-хан. В 641 году он был захвачен в плен Юкуком и казнен. Вскоре ему удалось распространить свою власть на Тохаристан, но Согдиана на западе и горы вокруг Иссык-Куля на востоке оставались вне его контроля. Владычество его, впрочем, было недолгим. В 642 году Юкук совершил набег на Самарканд и завладел большой добычей. При ее разделе он по каким-то причинам обделил вождей дулу, и те восстали. Этим воспользовались нушиби — они напали на кагана и нанесли ему сильное поражение. Юкук укрылся в Тохаристане, а нушибийцы провозгласили каганом сына Иль-кюлюга, Ирбис-шегуй-хана. Племена дулу сначала признали его власть, но потом, в 646 году, отложились от каганата. Своим каганом они избрали царевича Халлыга, который принял титул Ышбар-хана. Все эти распри еще больше ослабили тюрок. Между тем Танская империя наращивала свои силы. В 640-х годы китайцы овладели всем Восточным Туркестаном и Джунгарией. Границы империи приблизились к границам каганата. Халлыг, не имея возможности бороться с нушибийцами, решил отдаться под покровительство императора. Вместе со своими сторонниками он откочевал в Восточный Туркестан и получил под свое управление Бишбалык. В 651 году, собравшись с силами, он внезапно напал на ставку Ирбис-шегуй-хана и убил его. Наследники кагана бежали к хазарам и образовали на берегах Каспийского моря самостоятельный Хазарский каганат. В 652 год Халлыг попытался отнять у китайцев Джунгарию. Это привело к войне с Танской империей, которая оказалась роковой для Западного каганата. В 653 году китайцы заняли Бишбалык, в 654 году было разбито джунгарское племя чумычун. В 656 году танская армия появилась в долине реки Или. Халлыг собрал все свои силы, чтобы остановить наступление врага. Но их было не достаточно — в сражении у реки Или тюрки потерпели поражение. После этого нушиби и дулу признали власть империи. Но сам Хал-лыг и его дружина успели отступить. В начале 657 году китайские войска подошли к ставке кагана, располагавшейся тогда на склонах Тарбагатая, внезапно напали на нее и нанесли тюркам большой урон. Халлыг с остатками своих войск отступил за реку Или. Китайцы преследовали тюрок до реки Чу и там принудили сдаться. Однако Халлыг с сыном и несколькими верными соратниками вновь ускользнул от преследователей и бежал на юг. Но около Чача (в Ташкентском оазисе) он был схвачен местным правителем и выдан китайцам. В оковах бывшего кагана доставили в Чанъань. Император Гаоцзун сохранил ему жизнь, но Халлыг не вынес неволи и умер в 659 году. Остатки его сторонников сложили оружие еще раньше — в 658 году. Западно-тюркский каганат прекратил свое существование и больше никогда не восстанавливался. Его земли были разделены на округа и уезды, из которых образовались два китайских губернаторства.

Флаг Тибета

1. История Тибета в эпоху его расцвета (VII–IX вв.) в XIX - первой половине XX века изображалась крайне однобоко. В распоряжении историков были только сочинения буддийского направления, трактовавшие местную религию бон как демонопоклонничество и уделявшие крайне мало внимания событиям политической истории, этногенезу тибетцев и историческим судьбам народов, сопредельных с Тибетом. В настоящее время эти пробелы в известной мере восполнены, но встали новые вопросы, уже не о ходе событий, а о генезисе их и интерпретации тибетской этнической истории на фоне общей истории Восточной Азии.

2. О начале тибетской истории нам известно, что в начале н. э. на Тибетском нагорье было четыре этнические группы:

а) индоарийские племена дардов и монов в верховьях Инда; оседлые земледельцы, управлявшиеся родовыми князьями;

б) кяны (цяны) - воинственные кочевники в Амдо, Цайдаме и Каме. По ошибке их в XIX в. называли тангутами. Они управлялись родовыми старейшинами и воевали против империи Хань в союзе с хуннами;

в) Шаншун - Северный Тибет - был населен иранскими кочевниками, близкими к сакам. О них известно лишь то, что они внесли в Тибет религию бон;

г) оседлые тибетцы - боты, распространявшиеся по долине Брахмапутры (Цангпо); они положили начало созданию Тибетского царства. Согласно легенде, они произошли от брака самца обезьяны с горной ведьмой, что можно интерпретировать как метисацию пришлого этноса с аборигенами. История их до VI века легендарна. Можно лишь предполагать, как наиболее вероятное, что тесного контакта между перечисленными этносами не было.

3. В 439 г. в Южный Тибет прикочевала небольшая сяньбийская орда, быстро ассимилированная аборигенами. Никаких изменений это не принесло.

4. В начале VII века началось усиление южных тибетцев, завоевания которых к середине VII века охватили весь Тибет, в VIII веке распространились на западный Китай (Ганьсу и Шэнси), Памир и Хотан, а в IX веке - на Уйгурию. Но в момент самого большого торжества в 861 г. Тибетское царство распалось. Почему?

5. Пристально рассмотрев внешнюю и внутреннюю историю Тибета, можно отметить общее повышение активности среди ботов при относительно стабильном состоянии прочих этносов. В долине Цангпо воздвигаются дворцы, готовятся походы, введена письменность, идут религиозные диспуты между буддистами и жрецами бон, сооружаются пагоды, идет борьба царя против знати. Накал политических страстей неуклонно возрастает, пока в 842 г., после убийства сторонника бона царя Лангдармы, не вспыхивает внутренняя война, приведшая к разделению страны на множество мелких княжеств и племен, активность которых была ничтожна, и, что особенно важно, рост активности мало отразился на развитии производительных сил, а ушел в агрессию, как внешнюю, так и внутреннюю. Случайно ли это?

6. Сравнивая историю Тибетского царства с современными ему государствами и кочевыми державами, мы видим, что аналогичный подъем наблюдается, но отнюдь не повсеместно. Он охватил довольно большой широтный регион по обе стороны 30-й параллели:

а) в Аравии - проповедь Мухаммеда и создание Халифата;

б) в Индии - начало движения раджпутов и разгром ими империи Гупта;

в) в Китае - националистическая реакция, опрокинувшая сяньбийскую империю Тоба-Вэй, переходит к созданию агрессивных империй Суй и Тан;

г) в Центральной Азии выходцы из Алашаня, тюрки Ашина создают Великий Тюркский каганат. Допуск плюс-минус 50 лет невелик.

7. Страны за пределами очерченного региона не обнаруживают подъема активности и становятся жертвами своих соседей. Таковы: Южный Китай - царство Чэн; Южная и Восточная Индия; Сасанидский Иран; Византия, утерявшая Сирию и Африку; Испания; Аквитания; Южная Сибирь, захваченная тюркютами, и Восточная Европа, куда вторглись авары. Через несколько веков положение меняется радикально, но это уже другая проблема. Итак, взлет тибетского политического могущества и быстрое его падение - не исключение, а знамение эпохи.

8. Рассматривая явление целиком, можно исключить возможности культурных заимствований, экономической инфильтрации социальной взаимообусловленности, а равно и популяционно-генетических связей. Одинаковые процессы возникали в одно и то же время в совершенно непохожих условиях. Разумеется, результаты их были различны, несмотря на схожесть модели процесса. Следовательно, здесь наблюдается не общественная форма движения материи, а другая, подлежащая изучению.

9. Общим во всех отмеченных вариантах было явление этнической интеграции. На местах былого этнического разнообразия создались массивы: арабский - с исламом и единой системой управления; индийский - с кастовой системой при политической разобщенности; «Тюркский вечный эль» - сочетание орды и племенных союзов; Срединная империя Тан, где «варварские» племена смешались с аборигенами в единый этнос; Тибет, ставший монолитной страной в своих географических границах. Лишь немногие из подавленных этносов сумели впоследствии возродиться (персы, испанцы, кидани), но далеко не в первоначальном виде. Значит, с описанным толчком связаны процессы этногенеза.

10. Процессы сложения и распадения этносов связаны не только с природой той или иной страны (вмещающим ландшафтом), но и с исторической судьбой ее населения, а последняя зависит в значительной мере от этнического и социального окружения. Если природные условия влияют на этнос через его повседневную экономику, то окружение вмешивается в политическую и идеологическую жизнь страны, причем иногда дело доходит до полного истребления целых народов, не оказавших вовремя должного сопротивления. Так, китайская агрессия эпох Хань и Тан покончила с жунами, ди, юэ, и, южными хуннами и сяньбийцами, но в Тибете натолкнулась на жестокое сопротивление и отступила. Однако и сам победитель - тибетская монархия, - хотя и смог объединить народы своей страны, распался и погиб от глубокой внутренней розни.

11. До VII века фактическая власть в Тибете принадлежала родовой аристократии и жрецам религии бон. Царь Сронцзэнгампо открыл двери идеологическому вторжению, пригласив из Индии и Китая буддийских проповедников. К социальной борьбе знати и короны прибавилась война за веру, шедшая с переменным успехом и унесшая огромное число жертв. С обеих сторон гибли наиболее горячие, искренние и смелые люди, а равнодушные меняли свои симпатии, нарушали клятвы в верности и прозябали. Кроме того, много жертв уносили походы, даже удачные; внутренняя и внешняя войны вытягивали все достояние населения, отрываемого от труда и лишенного покоя. Поэтому царство пало в момент наибольшего успеха на всех фронтах от внутренней смуты. Но оставшееся население было уже интегрировано, и этническое единство оказалось наследием жестокого периода расцвета тибетской монархии.

12. Теперь мы можем интерпретировать этническую историю Тибета. Около VI века в субтропическом поясе Евразии родилось некоторое количество особей со стремлением к повышенной активности, так называемых пассионариев. К началу VII века потомство появившихся стало столь многочисленно и деятельность их столь значима, что это было зафиксировано в истории. Продолжая развивать активность, тибетцы подавили независимость племен, не затронутых толчком (живших севернее ареала толчка), затем вступили в войну с китайцами и арабами - завоевателями Средней Азии - и, наконец, в борьбу между собою. Лозунгами или символами этой внутренней борьбы стали исповедания бона и буддизма, но под этими индикаторами крылось соперничество царя и знати, которое в условиях малой напряженности не принимало столь острых и кровавых форм. Так как активная часть тибетцев по большей части гибла в войнах и распрях, то, когда процент их в сформированном ими этносе уменьшился, уцелевшее население разошлось по родным ущельям, вернувшись к состоянию равновесия со средой, как природной, так и этнической. Ущерб, понесенный Тибетом, был столь велик, что лишь через двести лет наблюдается некоторое возобновление интереса к идеологическим проблемам. Тогда новая проповедь буддизма Атишей имела успех, и с того времени Тибет превратился в цитадель буддизма, но уже никогда не вернул себе военного могущества.

Работы по истории Тибета – 7

Материал с благодарностью взят с Gumilevica http://gumilevica.kulichki.net/articles/tibet14.htm

«Центральная Азия и Тибет: История и культура Востока Азии.»:Новосибирск; 1972

Исторические события, повлиявшие на развитие славянской ис­тории, связаны с одним из самых крупных государств древности – Римской империей. Все историческое пространство от Европы и Ближ­него Востока до Парфии в Средней Азии было связано общностью су­деб. Падение Римской империи, сопровождавшееся «великим переселе­нием народов» (III – IV вв.), повлияло на историческую ситуацию в Европе. Варварские завоевания повлекли за собой новую организацию жизни не только на бывших римских территориях, но на всем огром­ном пространстве Европы и Средней Азии.

24 августа 410 года вестготский король Алярих вступил в Рим. Победа варваров произвела огромное впечатление на правящую вер­хушку империи, ее охватил ужас. Церковный писатель Иероним так выразил эти чувства: «Когда погас самый блестящий свет, когда отсечена была глава Римской империи, скажу вернее, целый мир погиб в одном городе, онемел язык мой, и был я глубоко унижен».

Победа варваров была не просто победой над римскими легиона­ми. Начиналась новая страница истории. Римские рабы вышли ночью из темных подвалов и с радостью и надеждой открыли ворота вестго­там.

Западная Римская империя закончила свое бытие в 476 году. Но еще до этого, в 455 году, вслед за вестготами в Риме побывали вандалы. История средневековой Европы началась с вандализма.

В это время на севере от земледельческих районов Средней Азии жили тюркоязычные племена – усуни и гунны, которые в первые века нашей эры начали двигаться в южном и западном направлениях. Тюркоязычные кочевники в IV веке создали сильный союз гуннских племен и в 70-х годах IV века обрушились на славян и готов.

Варвары «тучами» шли с Востока. То было великое переселение народов: в распаде первобытнообщинного строя и все нарастающем развитии производства множество племен, особенно скотоводческих, пришло в движение, захватывая новые земли в поисках новых просто­ров и новых оборонительных рубежей. В этом водовороте гибли и возникали недолговечные государства, в смешении племен рождались новые народы, новые культуры. Тесня на запад готские и сарматские племена, гунны ворвались в причерноморские степи, и тогда вместе с гуннами, опережая их или сливаясь с ними, весь мир кочевников, мир бескрайних степей, обрушился на те земли, где издавна царил «римский порядок». Гунны все сметали на своем пути, не делая раз­личия между римлянами и варварами: вытаптывали своей конницей за­сеянные поля, вырубали сады, сжигали города и убивали их жителей.

В V веке вождь гуннов Аттила властвовал над мощным союзом племен, центром которого была долина Среднего Дуная. Провоевав в Европе около 80 лет, этот племенной союз распался. В 451 году ос­татки римлян в союзе с варварами – франками, вестготами и бургун­дами – остановили Аттилу, на Каталунасской равнине близ города Труа (Франция). Более двухсот тысяч воинов пало с обеих сторон. «Завязывается битва – жестокая и повсеместная, ужасная, отчаян­ная…, – писал в следующем веке про эту бойню готский историк. – Если верить рассказам стариков, протекавший… в низких берегах ручей широко разлился от крови, струившейся из ран сраженных». Могущество гуннов было подорвано. Гуннская держава распалась. Часть гуннов ушла на восток, но другая часть осталась на Дунае и в Причерноморье.

В конце VI века в Средней Азии возникает еще одно тюркское государство – Тюркский каганат. В Причерноморье, на Северном Кав­казе и Поволжье образовались три тюркских государства – Аварское, Хазарское и Болгарское.

Авары повторили движение гуннов, обрушившись на славян и создав Аварский каганат на территории между Карпатами и Дунаем.

Хазарское государство сложилось в VII веке в низовьях Волги. Хазары вплоть до Х века были кочевниками-скотоводами, во главе их стоял каган. Главные доходы давала дань и таможенные пошлины с купцов. Они распространили свою власть на Крым, Приазовье и на часть болгарских и славянских племен на Нижнем Дону.

Около VIII века на северо-западе от Хазарии появились венгры – приуральские племена, кочевавшие на запад. В IX веке они прош­ли на Дунай, где основали свое государство.

Родственные хазарам болгары в VII веке кочевали из района Азовского моря на северо-запад, разделившись на четыре группы. Две из них остались в Приазовье – черные болгары, третьи в конце VII века пришли на Дунай и подчинили себе часть славянских пле­мен, проживавших в этом районе. Четвертая группа болгар – сереб­ряные болгары – перекочевала в Среднее Поволжье, подчинила мест­ные племена и создала государство Волжская Булгария, просущество­вавшее до XIII века.

Сильным государством периода раннего средневековья остава­лась Византия. После падения Рима в V веке, восточная половина империи укрепила свои рубежи, военную мощь, государственную власть. В VI веке Византия представляла собой огромное государс­тво, в состав которого входили земли Балкан, Малой Азии, большая часть Италии, земли Причерноморья и Северной Африки. При импера­торе Юстиниане началось продвижение греков на Дунай и вглубь При­черноморья, в земли славян. ответили на это, прорвав ук­репления Византии на Дунае, дошли до центра Балкан, а их флотилии осаждали Константинополь и плавали по Эгейскому и Средиземному морям. Восточная часть Балкан была заселена славянами из Поднест­ровья и Приднепровья, а также славянами-хорватами, пришедшими из Прикарпатья. В заселении центральной Европы принимали участие и западнославянские племена. Откуда же пришли славяне? Кто они? Где их прародина?

Цит. по: Евразия в середине 1 тысячелетия нашей эры // История России с древнейших времен до 1917 года: Учебное пособие/Под ред. В. Ю. Халтурина. Иваново, 2003. С. 6 – 8.