Error: не определено #11234. Целое дробное собирательное числительное. §2. Разряд по значению. Дробные количественные числительные
Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Целое дробное собирательное числительное. §2. Разряд по значению. Дробные количественные числительные

Числительное как часть речи представляет собой непополняемую группу слов.

Термин "числительное" традиционно употребляется также для наименования всех слов с количественно-числовым и счетно-порядковым значениями. Такие слова отвечают на вопросы "сколько?" и "который?": два, три, пятеро, тысяча, миллион, нуль (и ноль); первый, второй, десятый, сотый. Слова эти принадлежат к разным частям речи: к числительным, существительным, прилагательным; их объединяет то что все они являются счетными словами.

Помимо сходства лексической семантики все счетные слова обладают и некоторыми общими грамматическими особенностями: их лексические значения часто препятствуют последовательному выражению в них морфологической категории числа. Например, счетное прил. многие, определяющее существительные в форме множественного числа, не имеет форм единственного числа; соотношение словоформ один - одни не обозначает противопоставления по числу: словоформа одни (за исключением тех случаев, когда она определяет сущ. pluralia tantum или, реже, названия парных предметов: одни ножницы, одни перчатки) выступает в знач. (только) (в группе были одни девочки) или в знач. неопределенного местоимения (какие-то, некоторые) (одни мои знакомые недавно переехали в другой город). Однако грамматическая неоднородность счетных слов значительно сильнее их грамматического сходства: различия в морфологических категориях и парадигматике таких слов, как два и второй, оба и второй, трое и третий, много и многие, определяют их принадлежность к разным частям речи.

Счетно-порядковые прил. типа второй, третий, десятый (называемые иногда также порядковыми числительными), а также счетно-местоименное слово один не имеют своих собственных, отличающих их от прилагательных морфологических признаков. С другой стороны, такие слова, как миллион, миллиард, нуль, не имеют морфологических признаков, отличающих их от существительных. В особую часть речи - имя числительное - выделяются только те количественные и собирательные слова, которые обладают своими собственными морфологическими признаками, не позволяющими объединить их ни с существительными, ни с прилагательными. Счетно-порядковые прилагательные и счетно-местоименное слово один во всех падежах с определяемым существительным последовательно согласуются. Существительные, лексически обозначающие число или количество кого-чего-н., во всех падежах управляют существительным, называющим считаемые предметы: тысяча человек, тысячей (и тысячью) человек (и человеками), тысячей (и тысячью) рублей (и рублями); о тысяче человек; миллион книг, миллионом книг.

Объединение количественных и собирательных числительных в особую часть речи определяется специфическими особенностями этих слов: их морфологическими категориями и общностью их синтаксических функций. Характерной синтаксической особенностью количественных и собирательных числительных является специфическое противопоставление образуемых ими сочетаний в формах им. и вин. п. и в формах др. косв. падежей: в формах им. и вин. п. числительное (количественное и собирательное) управляет неодушевл. существительным в форме род. п.: два стола, пять суток, трое саней; во всех других падежах числительное с таким существительным согласуется: двух столов, двум столам; пяти суток, пятью сутками. Количественные числительные обозначают собственно количество, а собирательные - количество как совокупность: пришли три человека, у троих были в руках цветы; [Маша:] ... а ведь дом принадлежит не ему одному, а нам четверым! (Чех.); Он стоит между двух красавиц, У обеих зрачки в слезах (Асеев).

В пределах первых десяти единиц счета могут иметь место случаи семантического неразличения количественных и собирательных числительных: Двум из осужденных, а всех их было четверо, - Думалось еще - из четырех двоим (Пастерн.); Когда я теперь думаю о тех деятелях в области таланта, которых я знал, то я готов прийти к выводу, что те двое, два странных, юных, небрежных, хохочущих мальчика, - мастера (Олеша).

Количественные и собирательные числительные различаются способами выражения морфологических категорий и системами падежных форм.

По составу количественные числительные делятся на простые, сложные и составные. Простые числительные - это слова с простой основой - немотивированные и суффиксальные: два, пять, десять, сорок, сто, сколько, столько, пятнадцать, тридцать; сложные числительные - это слова со сложной основой: шестьдесят, восемьсот Составные числительные состоят из нескольких слов (двух и более), каждое из которых само является простым или сложным числительным: двадцать пять, восемьсот тридцать восемь. В составное числительное может входить существительное со значением числа; например: тысяча девятьсот семьдесят шесть; (один) миллион пять тысяч сто девяносто пять. При обозначении очень больших чисел или количеств (миллиард, тысячи миллиардов) употребляются сущ. биллион (миллиард) , триллион (число, равное тысяче миллиардов) , квадрильон (условное название числа, изображаемого единицей с пятнадцатью или двадцатью нулями) , которые выступают в разных сочетаниях с числительными или другими существительными: один триллион пять биллионов восемь миллионов сто тысяч двести восемьдесят один.

В том случае, если в форме творительного падежа слово тысяча не имеет при себе определения, оно может, подобно числительному, согласовываться в падеже с зависящим от него существительным: с тысячью рублей и рублями (но только с одной тысячей рублей, с каждой тысячей рублей).

В некоторых классификациях к составным числительным причисляются так называемые дробные числительные типа две пятых (подразумеваются доли единицы), семь двадцатых, девять тридцать вторых; одна целая шесть десятых, три целых и двадцать пять сотых. Однако такие сочетания не могут быть отнесены к числительным. Они представляют собой имеющие количественное значение сочетания слов (часто с союзом и), относящихся к разным частям речи. В отличие от сочетаний с количественными и собирательными числительными существительное при таком сочетании слов всегда имеет форму родительного падежа единственного числа: пять десятых участка, три пятых суток; пяти десятым участка, трем пятым суток.

Счетно-местоименное прилагательное один при счете употребляется в одном ряду с количественными числительными: один (одна, одно), два (две), три, четыре, пять... В тех случаях, когда счет обращен непосредственно на считаемые предметы, наряду со словом один возможно употребление слова раз (разг.): раз, два, три... С количественными числительными слово один сближает его участие в формировании составных числительных: двадцать один, сто один, тысяча двести тридцать один. Таким образом, слово один при счете (во всех родовых формах им. п. ед. ч.) и в составных числительных (во всех формах ед. ч.) совмещает в себе формальные признаки прилагательного с функциями количественного числительного.

Тема: Имя существительное

Урок: Собирательные количественные числительные

1. Значение собирательных числительных и их сочетаемость с именами существительными.

Собирательные числительные обозначают количество чего-либо как целое.

К этой группе относятся 10 слов: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, вóсьмеро, дéвятеро, дéсятеро, оба/обе.

Эти числительные сочетаются только с некоторыми существительными:

С существительными, которые называют лиц мужского пола (двое мужчин ); числительное обе сочетается также и с существительными, обозначающими лиц женского пола (обе подруги ),

С существительными дети, ребята, люди, лицо (трое детей/ребят/лиц/людей ),

С названиями детенышей животных (пятеро котят, семеро козлят ),

С существительными, имеющими формы только множественного числа (четверо суток, двое ножниц, трое саней ); с этими существительными сочетаются преимущественно числительные двое, трое и четверо ,

С существительными, называющими парные предметы (двое туфель ), а также с личными местоимениями мы, вы, они (Не было вас троих ).

Сочетаемость собирательных числительных

+ лица мужского пола

двое мужчин

оба +

лица мужского пола

лица женского пола

оба друга

обе подруги

+ дети, ребята, люди, лицо

трое детей, ребят, лиц, людей

+ названия детенышей животных

пятеро котят, семеро козлят

+ сущ., имеющие только формы мн.ч.

четверо суток, двое ножниц, трое саней

+ сущ., обозначающие парные предметы

двое туфель

+ мест.мы, вы, они, все

Не было вас троих.

Таблица 1. Сочетаемость собирательных числительных

2. Морфологические признаки собирательных числительных.

Собирательные числительные изменяются по падежам и не имеют категорий рода и числа, за исключением числительного оба , которое имеет форму м. р и ср. р. - оба и форму ж.р. - обе .

Я послушал оба диска.

Обе книги показались мне интересными.

3. Склонение собирательных числительных.

Собирательные числительные склоняются, как прилагательные во множественном числе.

При этом оба/обе склоняется в двух родовых формах.

м.р. и ср.р.

мн.ч.

Тв.п.

хорошими

Пр.п.

о хороших

трое

пятеро

мн.ч.

Тв.п.

пятерыми

хорошими

Пр.п.

о пятерых

о хороших

Таблица 2. Склонение собирательных числительных

При сочетании собирательных числительных с неодушевленными существительными, имеющими только форму множественного числа, и с неодушевленными существительными, обозначающими парные предметы, собирательное числительное используется только в формах И. п. и В. п. В остальных падежах используется соответствующее количественное числительное.

трое суток

двое туфель

трое суток

двое туфель

трёх суток

двух туфель

трём суткам

двум туфлям

трое суток

двое туфель

тремя сутками

двумя туфлями

о трёх сутках

о двух туфлях

Таблица 3. Склонение собирательных числительных с неодушевленными существительными, имеющими только форму множественного числа, и с неодушевленными существительными, обозначающими парные предметы

При сочетании собирательных числительных с существительными существительное стоит в форме Р. п.

При сочетании с оба + Р. п. ед. ч.. Остальные собирательные числительные + Р. п. мн. ч.:

оба сапога, трое мужчин.

4. Синтаксическая функция собирательных числительных.

В предложении количественные числительные составляют один член предложения с существительным, при котором они стоят.

Однако собирательные числительные могут использоваться и без существительного.

Приехала она домой через двое с половиной суток (А. Чехов).

Семеро одного не ждут.

В коляске сидели двое (А. Чехов).

Перед полуднем все трое садятся на берегу реки (А. Чехов).

Домашнее задание

Замените число «7» словами. Укажите пословицу с собирательным числительным.

Задание №2

Вставьте числительные оба/обе в нужной форме.

1. На (…) стенах висели картины.

2. Добрососедские отношения установились между (…) государствами.

3. (…) детей, брата и сестру, отправили отдыхать в летний лагерь.

4. Во время движения держитесь за поручни (…) руками.

1. Московский государственный университет печати ().

Литература

1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.

2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.

3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.

Класс:6

Предмет: русский язык

Тема урока : «Разряды количественных имен числительных».

Тип урока : урок новых знаний.

Формы работы : индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор

Цель урока : знакомство с отличительными признаками разных разрядов имен числительных, формирование навыка классификации количественных имен числительных на целые, дробные и собирательные.

Задачи:

    выявить степень усвоения обучающимися знаний о признаках имени числительного как части речи, делении на количественные и порядковые, простые и составные;

    формировать умения ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

    организовать групповую работу с целью развивать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, выражать свои мысли, прислушиваться к высказываниям других;

    научить обучающихся опознавать в устной и письменной речи количественные имена числительные, определять их разряд, отличать от порядковых;

    развивать у обучающихся познавательный интерес, творческие способности.

1. Орг. Момент

2. Актуализация опорных знаний

А)фронтальный опрос

На слайде

«Как обойтись бы без числа

Наука целая могла?

Расчёт во всяком деле нужен.

И ты с … будь дружен»

Как вы думаете, какое слово пропущено?

Упражнение верное/неверное утверждение

    Имя числительное – это служебная часть речи.

    Имена числительное отвечает на вопросы сколько, какой, который.

    По значению числительные делятся на простые, сложные, составные

    Числительное восемь – простое

    Сложные числительные состоят из двух и более слов.

    Составные числительные состоят из двух и более слов

    В предложении числительные могут быть только дополнением

    Количественное числительное в сочетании с существительным выполняют одну синтаксическую роль.

    Порядковые числительные в предложении выступают в роли определения.

    Числительное двадцать пятый – порядковое, сложное

Исправляем неверные утверждения после проверки

1 –Имя числительное – это служебная часть речи.

2 +

3 – По значению числительные делятся на простые, сложные, составные

4 +

5 – Сложные числительные состоят из двух и более слов

6 +

7 – В предложении числительные могут быть только дополнением

8 +

9 +

10 +

Определите разряд числительного «миллион» по значению и строению

(простое, количественное)

Числительные второго десятка к какому разряду по строению относятся?

(простые)

Проверка домашнего задания: как появилось числительное миллион и образовались числительные второго десятка

Определение темы урока:

На доске слова:

семь, двое, три пятых, двадцать, семеро, одна вторая

К какому разряду по значению можно отнести эти числительные? Как вы это определили? Все ли эти числительные одинаковы по смыслу? На сколько групп их можно разделить? Сформулируйте тему урока: «Разряды количественных числительных по значению»

Какую цель вы поставите сегодня перед собой на уроке?

Достичь одной из целей, которые вы перед собой поставили, вам помогут девочки, которые подготовили информацию по теме урока.

(В это время сильные учащиеся готовят объяснение новой темы для учащихся класса

Информация по теме урока

Внутри группы количественных числительных с точки зрения значения и грамматических свойств можно выделить следующие подгруппы:

целые числа,

- количественные числительные, обозначающие дробные числа,

- собирательные числительные.

Количественные числительные, обозначающие целые числа, – это числительные, называющие количество чего-либо в целых единицах: два стола, пять билетов, тридцатьтри корабля. Отметим, что данные слова сочетаются с существительными, которые называют предметы, поддающиеся счету (нельзя сказать два золота или три молодежи).

Эти слова изменяются по падежам ( пять, пяти, пятью ) и не имеют категорий рода и числа (кроме числительных один, два ). Слово один может иметь формы мужского, среднего и женского рода: один, одно, одна и форму множественного числа: одни .

Числительное два/две изменяется по родам, сохраняя различия по роду в И.п. и В.п.: две рубашки, два стола.

Дробные количественные числительные обозначают дробные числа и дробное количество ( две третьих, ноль целых семь десятых ). Эти числительные сочетаются как с названиями предметов, поддающихся счету, так и с вещественными и собирательными существительными: две третьих стола, одна десятая молодежи, три пятых золота.

Слова этой подгруппы изменяются по падежам: три четвертых, трёх четвертых и т.д., но не имеют рода и числа.

Исключение составляют числительное полтора , которое имеет две формы: м. и ж. р. ( полтора месяца, полторы минуты), а также дробные числительные, в состав которых входят числительные один и два . При этом, сохраняя категорию рода, данные слова в составе дробных числительных по родам не изменяются и всегда используются только в форме ж. р. Одна седьмая стола, две пятых книги .

Последняя подгруппа количественных числительных – собирательные числительные. К этой подгруппе относятся 10 слов: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро, оба/обе .

Все эти слова изменяются по падежам ( двое, двоих, двоим и т.д.).

Слово оба/обе изменяется по падежам и по родам, где оба – форма мужского и среднего рода, обе – женского рода)

3.Изучение нового материала - работа в группах

4. Первичное закрепление знаний:

Что вы узнали о разрядах количественных числительных? Сколько их?

Какие количественные числительные сочетаются с существительными, называющими только те предметы, которые поддаются счету?

Числительных какой группы всего 10 слов?

Какие числительные сочетаются как с названиями предметов, поддающихся счету, так и с вещественными и собирательными существительными?

5. Закрепление

Работа с текстом

Наурзумский заповедник находится в Костанайской области, занимает восемьдесят пять целых шесть десятых тысяч гектар. Среднегодовая температура две целых четыре десятых градуса, средняя температура июля - девятнадцать целых три десятых градуса, средняя температура января - минус семнадцать градусов. В заповеднике зарегистрировано шестьсот восемьдесят семь видов растений, встречаются двадцать пять видов млекопитающих, полтораста видов птиц.

-назовите числительные, распределите их в колонки по разрядам.

- дополните колонки числительными:

Семь лебедей, пятьдесят журавлей, пятеро лисят, одна восьмая площади, пять целых одна десятая градуса, двести тетеревов, трое зайчат, три сокола, три четвертых всего времени, две пятых озера, восемь выхухолей.

Работа в группах составление текста

1 группа – выхухоль (до двадцати целых пяти десятых сантиметра, около пятисот грамм, по двое – пятеро детенышей)

Выхухоль - маленький зверек длиной до двадцати двух см и весом около пятисот грамм. Длинный хвост покрыт чешуйками, а тело покрыто плотным мехом. Всю свою жизнь выхухоль проводит либо в воде, либо в норе. Питаются выхухоли моллюсками, личинками насекомых, а зимой мелкой рыбой. Самки приносят по трое - пятеро детенышей. Выхухоль занесена в Красную книгу Казахстана.

2 группа – сапсан (сорок пять целых, пять десятых - сантиметров, до двухсот восьмидесяти километров в час, два - четыре яйца)

Сапсан - хищная птица длиной сорок пять целых, пять десятых сантиметров. У сапсана мощное телосложение, широкая грудь, плотное, прилегающее к телу жесткое оперение. Основная пища - птицы. Ловит птиц на лету, при этом развивает скорость до двухсот восьмидесяти километров в час. В кладке два - четыре яйца красно-коричневого цвета. Эта очень редкая птица занесена в Красную книгу Казахстана и нуждается в строгой охране.

3 группа – ирбис (полутораста сантиметров, от двадцати трех до сорока килограмм, двое –трое детенышей, до восемнадцати лет)

Ирбис – хищное животное семейства кошачьих. Длина тела достигает полутораста сантиметров, весит ирбис от двадцати трех до сорока килограмм. Лапы широкие и массивные. Предпочитает скальные участки. Живут барсы парами. В январе-мае у него рождается двое –трое детенышей. Продолжительность жизни ирбиса до восемнадцати лет. Снежный барс занесен в Красную книгу

Образец: СЕРЫЙ ВАРАН - самая крупная ящерица, длина туловища варана - 60 см, хвоста – 100 см, а вес достигает 3,5 кг. Выглядит животное как допотопный ящер. Серый варан активен 5 месяцев в году, а с сентября по март залегает в спячку. В июне самка откладывает в песок 20-25 яиц. Серый варан занесен в Красную книгу Казахстана.

Выступление: 1. Прочитать получившийся текст. 2.Назвать имена числительные, указать их разряд.

6. Итог урока

- я узнал…

-я научился…

-я испытывал затруднения в …

- мне было интересно работать с…

7. Рефлексия – лесенка успеха

Числа от 1 до 999999 обозначаются при помощи 13-ти корней: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, сорок, сто, тысяча. Простые числительные состоят из корня и окончания (шесть) или из корня и суффикса (шестнадцать). Сложные числительные образуются с помощью двух корней (шестьдесят, шестьсот). Составные числительные образуются комбинацией простых и сложных числительных (шесть тысяч шестьсот шестьдесят шесть).

Морфологические признаки

Перечислим морфологические (грамматические) признаки целых количественных числительных.

1. Количественные числительные до тысячи не имеют рода и числа. Исключение два слова: один, два.

  • Два - средний и мужской род (два моря, два материка);
  • Две - женский род (две реки);
  • Один - мужской род (один материк);
  • Одна - женский род (одна река);
  • Одно - средний род (одно море).
    Примечание. Если составное целое числительное заканчивается на один, то существительное употребляется в единственном числе: шестьдесят один ученик (а не учеников).
  • Одни - обычно употребляется с существительными, имеющими только множественное число, но значения множественности не передает: одни ножницы, одни часы, одни санки. Примечание. Слово одни в остальных случаях выступает в роли других частей речи.
    В классе были одни мальчики (одни в значении частицы «только»).
    Одни важные гости не приехали на встречу, а другие опоздали (в значении неопределенного местоимения «какие-то, некоторые»).

2. Если числительные один и два имеют изменяемую категорию рода, то числительные тысяча, миллион, миллиард - неизменяемую: тысяча - только женский род, миллион, миллиард - только мужской род.

4. Количественные числительные склоняются, то есть изменяются по падежам все без исключения, но они не имеют единого образца. Различают семь способов склонения.

  • Числительное один склоняется как прилагательное в единственном числе.
  • Числительные два, три, четыре - как прилагательные во множественном числе.
  • Числительные от пяти до десяти и числительные на -дцать и -десят - как существительные 3-го склонения (как ночь). У числительных на -десят склоняются обе части.
  • Числительные сорок, девяносто, сто имеют всего две формы.
  • В числительных пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят склоняются обе части как существительные 3-го склонения.
  • В числительных от двухсот до девятисот склоняются обе части: первая часть - как простое числительное, а вторая часть - как существительное во множественном числе.
  • Числительные тысяча, миллион, миллиард, биллион, триллион и др. сходны по морфологическим признакам с именами существительными. Они имеют: род (тысяча - женский род, миллион - мужского рода), число (тысяча - тысячи, миллион - миллионы), склоняются как существительные (тысяча - по 1-му склонению, миллион - по 2-му склонению). Многие лингвисты данные слова относят к существительным, но в школьной программе они считаются числительными.

Синтаксические функции

Если числительные употребляются без существительных, то обозначают отвлеченное число: Шесть да два - восемь. Если числительные употребляются с существительными, то обозначают количество предметов: Двадцать пять мячей положили в корзину. Если числительное стоит в им.п. (вин.п.), то оно управляет существительным:

  • числительные два, три, четыре, а также числительные, оканчивающиеся на эти числа (двадцать два), требуют постановки существительного в родительный падеж единственного числа: два обруча, три обруча;
  • остальные числительные (от пяти) требуют постановки существительного в родительный падеж множественного числа: пять обручей, одиннадцать обручей.

Если числительное стоит в косвенных падежах, то оно зависит от существительного и согласуется с ним: род.п. - (чего?) пяти мячей, дат.п. - (чему?) пяти мячам, тв.п. - (чем?) пятью мячами.

– Количественные числительные обозначают количество предметов (пять яблок, три дерева) или отвлеченное число (сто, два) и отвечают на вопрос сколько?

Количественные числительные делятся на три разряда:

1) целые числительные (обозначают целые числа), например: три километра, сто книг;

2) дробные числительные (обозначают не целые числа, а часть от целого или целое и его часть), например: две третьих огорода, одна пятая процента;

3) собирательные числительные (обозначают определенное количество предметов как одно целое), например: трое друзей, четверо зайчат, обе подруги.

200. I. Прочитайте сказку В. Даля и рассмотрите иллюстрации на с. 147. Попробуйте отгадать загадки.

Старик-годовик

Вышел старик-годовик. Стал он м..хать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.

Махнул старик-годовик третий раз – стало жарко.

Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половинапера белая, другая – черная. Махнет птица раз – станет светлым-светло, махнет другой – станет темным-темно.

Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?

Какие семь перьев в каждом крыле?

Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая – черная?

II. Выпишите слова с пропущенными буквами. Объясните их правописание.

III. Найдите числительные, назовите их морфологические признаки. Определите, к какому разряду по составу они относятся.

В. Конашевич. Иллюстрации к сказке “Старик-годовик”

201. Выпишите из сборника русского фольклора несколько пословиц и поговорок, в состав которых входит числительное пять. Укажите постоянные и непостоянные морфологические признаки этого числительного. Каким членом предложения оно является в каждом случае?

202. Спишите загадки, вставляя пропущенные буквы. Укажите количественные числительные. Отгадайте загадки.

1. Один пастух тысячи овец п..сет. 2. Две сестриц.. в ряд бегут, вместе не сойдутся. 3. Четыре брата одним кушаком* подп..ясаны, под одной шляпой стоят. 4. У маленькой ск..тинки сто серебряных монеток на спинке. 5. У матери двадцать деток, все детки однолетки.

ЗАГЛЯНЕМ В СЛОВАРЬ

Кушак – пояс.

203. I. Запишите количественные числительные, распределив их в колонки по разрядам.

Тридцать, семеро, две пятых, шесть седьмых, двести сорок один, одиннадцать, полтора, оба, двое, шестеро, пятьдесят семь, девятнадцать.

II. Придумайте и запишите с двумя-тремя числительными по предложению.

204. Со словами в рамке и количественными числительными составьте три словосочетания, запишите их, определите главные и зависимые слова.

Дробные числительные и 1,5 можно прочитать: одна целая и одна вторая; один с половиной; одна целая и пять десятых. Но можно все эти выражения заменить одним словом – полтора у которое тоже относится к дробным числительным, как и слово полтораста (150).

Слово полтора сочетается с существительными мужского и среднего рода (полтора часа, полтора яблока, полтора килограмма). Слово полторы – с существительными женского рода (полторы минуты, полторы ложки, полторы тонны).

205. Прочитайте. Запишите сочетания слов, заменяя цифры числительными. Объясните правописание числительных.

1,5 года ребенку; 1,5 тонны груза; 1,5 часа перерыва; 100,5 килограмма веса; опоздание на минуты.

ПИШЕМ ГРАМОТНО

Секретарь

Программа

Портфель

206. Спишите, вставляя числительное полтора в нужной форме.

1. К… километрам пути неожиданно прибавилось еще и поле. 2. Лес находится в… километрах от лагеря. 3. До цели осталось около… километров. 4. Наша прогулка сегодня… километрами длинней прежней.

– Собирательных числительных небольшое количество. Это числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро и оба (обе).

Первые девять собирательных числительных сочетаются: а) с именами существительными, обозначающими лиц мужского пола (трое малышей, пятеро мальчиков) или детенышей животных (семеро козлят, трое поросят); б) с именами существительными, употребляющимися только во множественном числе (трое суток, шестеро ножниц).

Числительное оба употребляется с существительными мужского и среднего рода и имеет в формах косвенных падежей букву о (оба мальчика – обоих мальчиков).

Числительное обе употребляется с существительным женского рода и имеет во всех падежах букву е (обе девочки – обеих девочек).

207. Запишите словосочетания, раскрывая скобки и заменяя числительные словами.

2 (ребята), 5 (болгарин), 2 (учительница), 3 (мужчина), 7 (котенок), 6 (теленок), 4 (сани), 3 (ножницы), 4 (сутки), 4 (солдат), 6 (подруга), 4 (студент).

208. Составьте и запишите с собирательными числительными двое, трое, четверо предложения, подчеркните числительные как члены предложения.

209. Назовите в данном списке существительные, с которыми сочетаются собирательные числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро. Докажите, что вы правильно выполнили задание.

Мальчишки, дома, книги, сутки, девочки, женщины, мужчины, туфли, козлята, очки.

210. Запишите данные числительные в одну колонку. Переведите их с русского на украинский язык, запишите украинские числительные в другую колонку, сопоставьте написание.

Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять.

211. Образуйте нужную форму от слов оба, обе и запишите получившиеся словосочетания.

С (оба) друзьями, с (обе) подругами, к (оба) братьям, с (обе) сестрами, (оба) щенков, (обе) мышей, (оба) воронят.

212. I. Спишите, вставляя числительные оба, обе и согласуя их с существительными. Расставьте пропущенные знаки препинания в пятом предложении.

1. На… стенах висели карты. 2. Мы путешествовали… странами. 3. Договор был заключен с… государствами. 4. … детей, брата и сестру, приняли в секцию. 5. Держитесь крепче, … руками сказала мама. 6. С… сторон нависали густые кроны деревьев. 7. У… ребят отличные оценки.

II. Сделайте синтаксический разбор второго предложения.

213. I. Прочитайте текст. Выпишите слова со значением числа, количества. Спишите второе и последнее предложения, записав цифры словами.

Колли – очень старая порода собак шотландского происхождения. Первые упоминания о ней относятся к XIII веку. Колли пережила несколько взлетов популярности и бурного распространения: впервые при королеве Виктории, во второй раз – накануне Второй мировой войны и в третий раз – вскоре после войны.

Колли – чуткие и даже нервные собаки, отличные товарищи, которые любят детей и верны своим хозяевам.

Высота взрослой особи колеблется от 53 до 61 сантиметра, а вес – от 20 до 29 килограммов.

(Из книги “Собаки”)

II. Рассмотрите иллюстрацию и устно опишите изображенную на ней собаку, используя имена числительные.


(No Ratings Yet)



Схожі записи:

    4 класс Предложение Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Записать и прочитать предложения. Подчеркнуть однородные члены предложения. 1. На...

    РЕЧЬ ТИПЫ И СТИЛИ РЕЧИ § 60. ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ: ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ, ЗАМЕТКА В ГАЗЕТУ О ПОСТУПКАХ ЛЮДЕЙ – Публицистический стиль реализуется в форме...

    Урок 42. ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ СЛОВА Учимся называть и обозначать значимые части слова 255. Прочитай. Какое настроение передает это стихотворение? Белый снег-снежок Жжется, колется, Выходи, дружок,...

    ЯЗЫК МОРФОЛОГИЯ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ § 28. ПРАВОПИСАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. НЕ С ИМЕНАМИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ. БЕЗУДАРНЫЕ ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ Прочитайте слова, данные в...

    Урок 45. РАЗЛИЧИЯ В ОБРАЗОВАНИИ СЛОВ В РУССКОМ И УКРАИНСКОМ ЯЗЫКАХ Учимся переводить слова с украинского языка на русский и определять, как они образованы 280....

    Урок 47. ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ ПО ПРОЧИТАННОМУ МОЛЧА ТЕКСТУ Развиваем умение составлять вопросы к тексту, находить нужный отрывок при просмотре текста 294. Прочитай, правильно проговаривая звуки:... ЯЗЫК МОРФОЛОГИЯ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ § 26. СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. УПОТРЕБЛЕНИЕ В РЕЧИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В СРАВНИТЕЛЬНОЙ И ПРЕВОСХОДНОЙ СТЕПЕНИ МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ Прочитайте... 38. Однородные члены предложения (продолжение). Говорим: подбираем тематические группы слов. Читаем выразительно 302. Прочитайте текст. Слова в языке можно объединять в группы по разным признакам....