Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Бунты и восстания 17 века таблица. Шпаргалка: Городские восстания середины XVII века. Восстание в Соловецком монастыре

Казне все время не хва-тало денег. Правительство придумывало новые налоги. Соль — это продукт, нужный всем, и правительство рассчитывало, введя на не-го налог, пополнить казну. Цены на соль выросли в 3-4 раза. Потре-бление соли в стране сократилось. Но без неё невозможно было за-готовить еду на зиму: засолить грибы , капусту , сало, рыбу . Основным продуктом питания в городах была солёная рыба. Тысячи пудов ры-бы без соли сгнили на Волге. Таким образом, недовольным оказа-лось не только бедное население, но и купцы, которые несли боль-шие убытки. А казна не пополнялась.

В результате общего недо-вольства в 1648 г. в Москве произошёл «соляной бунт». Народ штурмовал ворота Кремля. Были убиты близкие царю люди. Двор боярина Морозова, которого считали главным виновником повы-шения налога на соль, разграбили. Царь испугался. Он отстранил от дел боярина Морозова и сослал его. Бунт в столице пошёл на убыль.

В 1648-1650 гг. по стране прокатилась волна городских восста-ний. Налог на соль был отменен, но народ требовал навести поря-док в государстве и обуздать своеволие чиновников. В Англии в это же время восставшие отрубили голову королю. Во Франции «ко-роль-солнце» был вынужден бежать из восставшего Парижа. А в Рос-сии царь Алексей Михайлович созвал Земский собор и помирился с представителями сословий. Собор в 1649 г. принял Уложение, при-ведя законы в соответствие с новым положением в стране.

Новгородское восстание

Самое крупное восстание в столице вспыхнуло в 1682 г., и вошло в историю под названием Стрелецкий бунт, или Хованщина . Народ-ное недовольство захватом власти боярами, посадившими на пре-стол 10-летнего Петра, возглавили стрельцы и «выборные» (гвар-дейцы) солдаты московского гарнизона. Восставшие расправились с теми, кто безнаказанно притеснял народ, и три месяца держали власть в столице. Восстание охватило и другие города и гарнизоны России.

На Красной площади был поставлен каменный монумент — па-мятник победе восставших. Их представители контролировали работу Боярской думы и приказов. Стрельцы и солдаты были увере-ны, что сословие служилых по прибору должно стоять в государст-ве наравне с дворянством. Но они позволили себя обмануть, подку-пить привилегиями. Восстание закончилось миром с правительст-вом царевны Софьи , которая обещала соблюдать справедливость и правосудие в стране. Материал с сайта

Петру I пришлось прервать пребывание за границей в составе Великого посольства и в 1698 г. срочно вернуться в Россию. В стране начался стрелецкий бунт. Царь жестоко расправился с его участниками. Бунтовщики были повешены на крепостных стенах в Москве, многие казнены на плахах. Царевну Софью Алексеевну Пётр I считал подстрекательницей бунта. Прямых улик не было, но она для него олицетворяла все ненавист-ное ему прошлое. Софью насильно заставили постричься в монахи-ни. Так из царевны Софьи из рода Романовых она превратилась в инокиню Сусанну.

17 век ("Бунташный век") получил весьма символичное название. Он начался Смутой, его середина представляет собой беспокойный период царствования Алексея Михайловича. Социальные движения этого периода характеризуются большим накалом и размахом, напряженностью и длительностью.

В 1645 г. царем стал Алексей Михайлович, который находился под сильным влиянием своего воспитателя - боярина Морозова. После женитьбы на Марии Милославской, новые царские родственники пришли к власти, начали брать взятки, что привело к недовольству народа сложившимся положением.

Выступления, которыми прославился «бунташный век», отличаются небывалой доселе массовостью, доходившей едва ли не до масштабов страны. Это время Соляного, Чумного, Медного бунтов, городских волнений в Новгороде и Пскове, разинщины. Но, несмотря на агрессивность бунтовщиков, власти не составило труда разгромить восстания с помощью частичного удовлетворения требований или применения силы.

Городские восстания охватили многие населенные пункты страны из-за того, что торговцев и ремесленников ежегодно становилось все более тяжелым, а казна пополнялась за счет сокращения жалования служивому люду.

Соляной бунт 1648 года стал одним из мощнейших восстаний, которые знал «бунташный век». Финансовая реформа боярина Морозова, связанная с введением налога на соль, вызвала сильнейшее недовольство посада и стрельцов. Вспыхнувшее в столице восстание закончилось удовлетворением требований его участников: правительство сменило проворовавшихся судей, стрельцам выплатили по 8 рублей, недоимщиков перестали подвергать «правежу» (выбиванию долгов битьем).

Но вслед за московским восстание поднялась волна бунтов и беспорядков в городах на юге страны, в Сибири и Поморье. Самыми значительными стали волнения 1650 года в Новгороде и Пскове. Восставшие сместили воевод и передали власть городским старостам. Волнения в Новгороде были подавлены правительственными войсками, а для уговора псковичей были направлена делегация из столицы, которая даровала прощение повстанцам взамен на их согласие прекратить выступление.

«Бунташный век» продолжился Медным бунтом в Москве (1662 года), который во многом напомнил события времен Соляного бунта. В обороте ходили обесценивающиеся медные деньги, а налоги взимались полноценными серебряными. Посадский люд и стрельцы, рейтары и солдаты московского гарнизона предъявили царю требования и обвинения находящихся у власти бояр в измене, сговоре с поляками и разорении станы. Стрелецкие полки силой разогнали мятежников, явившихся к царю с требованиями «убивства бояр».

«Бунташный век» в России едва ли не в большей мере, чем городскими восстаниями, известен благодаря разинскому движению (рубеж 60-70 годов), которому был присвоен статус войны, хотя до сих пор остаются сомнения на счет того, была война крестьянской или казачьей. Войны со Швецией и Польшей привели к разорению населения. В результате роста недовольства населения на Дону образовалось войско из казаков, которые стремились свергнуть и утвердить вольное правление.

«Народный заступник» - донской казак Степан Разин - был человеком, пролившим реки крови. Насилие низов вызывало ответное насилие со стороны властей. Разинщина зародилась на Дону, где долго оседали беглые крестьяне и представители посада, пожелавшие стать вольными. В 1667 Стенька «собрал вотагу из голытьбы» и «пошел гулять на синее море», чтобы «добыть казны, сколько надобно». Разинцы хитростью взяли и отказались от царской милости взамен на прощение за учинение бунта. Стенька начал свой Каспийский поход, одновременно разбойничий и антифеодальный. Пламя бунта охватило Поволжье. Только в 1671 Разин попал в руки правительства и был казнен на Основные очаги восстания были подавлены.

«Бунташный век» привел к существенным изменениям в дальнейшей жизни России.

XVII века историки называют "бунташным" из-за множества народных выступлений и бунтов, которые происходили в это столетие. Народные восстания охватили огромные массы податного населения. Кроме того, выступления не ограничивались столицей, а происходили по всей России.

Самые массовые восстания XVII века: 1. Соляной бунт в Москве в 1648 году; 2. Хлебные бунты в Пскове и Новгороде в 1550 году; 3. Медный бунт в Москве в 1662 году; 4. Казацко-крестьянское восстание под предводительством Степана Разина в 1667 - 1671 годах.

Причинами народных выступлений были закрепощение крестьян и рост их повинностей, усиление налогового гнета, попытка ограничения казачьих вольностей, церковный раскол и преследование старообрядцев. Городские волнения имели сложный и неоднозначный характер. Основной силой восстаний являлись «черные люди» - низшие и средние слои населения городов. Внутри посадов шла борьба против привилегированных торгово-промышленных слоев (гостей, торговых людей гостиной и суконной сотен), а также «лучших людей» (богачей), которые перекладывали тяжесть налогов на «средний» и «молодший» люд. К посадской бедноте часто примыкали стрельцы, которые по происхождению и роду хозяйственных занятий были тесно с ней связаны. В народных движениях также принимали активное участие казаки, недовольные наступлением правительства на их вольности. С Никоновской церковной реформой армию недовольных и готовых к борьбе с властями пополнили раскольники, терпевшие жесткие гонения.

СОЛЯНОЙ БУНТ , движение низших и средних слоев посадского населения, городских ремесленников, стрельцов и дворовых людей в июне 1648 года в Москве, одно из наиболее крупных городских восстаний середины 17 века. Восстание было вызвано недовольством «тяглого» населения политикой правительства Б.И. Морозова и его ближайших сподвижников Л.С. Плещеева и П.Т. Траханиотова. С целью пополнения государственной казны правительство заменило различные прямые налоги единым налогом на соль, что вызвало ее подорожание в несколько раз. Возмущения крестьян и горожан заставили правительство отменить новый порядок взимания налогов, однако прежние недоимки взыскивались властями за три последних года сразу

МЕДНЫЙ БУНТ (Московское восстание 1662 года), антиправительственное выступление москвичей 25 июля 1662 года, вызванное расстройством хозяйственной жизни в годы войн России с Польшей и Швецией, увеличением налогов, выпуском обесцененных медных денег. С 1654 года начался выпуск в большом количестве медных денег, приравненных к стоимости серебряных, что привело к их обесцениванию, спекуляции предметами первой необходимости, массовому изготовлению фальшивых медных денег, в котором участвовала и правящая верхушка. В стране разразилась финансовая катастрофа. За несколько дней до восстания в народе говорили о «воровских листах», которые в ночь с 24 на 25 июля были расклеены в отдельных районах города.

Крестьянская война под предводительством Степана Разина, Крестьянская война 1670-1671 или восстание Степана Разина - войнавРоссии между войсками крестьян и казаков с царскими войсками. Окончилась поражением восставших.

Причины : В советской историографии причинами указывается то, что срок сыска беглых крестьян стал бессрочным, проявлялся чрезмерный феодальный гнет. Ещё одной причиной было усиление централизованной власти, введение соборного уложения 1649 г. Вполне возможно, что непосредственной причиной войны стало общее ослабление экономики страны в результате затяжной войны с Речью ПосполитойиОсманской империей за Украину. Увеличивается государственный налог. Начинается эпидемия моровой язвы и массовый голод.

Предыстория : К восстанию Степана Разина часто относят так называемый Поход за зипунами(1667-1669) - поход повстанцев «за добычей». Отряд Разина блокировалВолгуи тем самым перекрыл важнейшую хозяйственную артерию России. В этот период войска Разина захватывали русские и персидские купеческие корабли. Получив добычу и захвативЯицкий городок, летом1669 годаРазин двинулся кКагальницкому городку, где стал собирать свои войска. Когда собралось достаточно людей, Разин заявил о походе наМоскву.

Итоги : Масштабы расправы над восставшими были огромны, в некоторых городах было казнено более 11 тысяч человек. Всего было уничтожено более 100 тысяч повстанцев. Разинцы не добились своей цели: уничтожения дворяникрепостного права. Но восстание Степана Разина показало, что русское общество было расколото. Достижение компромисса оказалось невозможным.

"Бунташный век" - это век, который принес России множество потрясений и поставил перед правителями того времени важные задачи, решить которые было очень непросто. На протяжении всех ста лет страну потрясали народные восстания, подробнее о которых будет рассказано ниже.

"Бунташный век": народные восстания, их причины и последствия

Все началось, как известно, со Смутного времени. Этот период стал переломным в истории нашей страны: он подарил не только новую династию, но и множество социальных, политических и экономических проблем, социальную напряженность в обществе и интервенцию. Расхлебывать все пришлось молодому Михаилу Романову. Итак, "бунташный век" в России начался с первой крестьянской войны, возглавил которую Иван Болотников. Война происходила во времена правления Василия Шуйского и дала ясно понять, что он не справляется со своими обязанностями. Стоит отметить сразу одну особенность всех выступлений в то время: волнения были направлены не против царизма, а против бояр, которые устроили произвол как на местах, так и по отношению к власти.

Короткое временное затишье

После восстания Болотникова в стране наступило затишье перед бурей. 17 век -"бунташный век" - пришел в стабильность, но все нарушили опять же бояре: в конце первой половины века вспыхнул Соляной бунт. Причины этого бунта заключались в повышении налогов на соль - важнейший продукт. Власть хотела таким образом увеличить казну страны, но все это привело лишь к тому, что платежеспособность населения значительно упала. Особую ненависть восставшие испытывали к боярину Морозову и князю Милославскому. Одним из последствий стало принятие Соборного уложения - нового свода законов России. Следующими выступлениями в "бунташный век" стали выступления в Новгороде и в Пскове. Как известно, в этих городах большую власть имело вече, и его дух витал над простыми людьми. Причиной выступлений стала отправка хлеба в Швецию. Закончились эти восстания полным подавлением. Следующим потрясением стал Медный бунт, вызванный чеканкой медных денег. Таким шагом правительство хотело приравнять медные деньги к серебряным, однако попытка не увенчалась успехом, и деньги начали обесцениваться, а также активно начало развиваться фальшивомонетничество. Все это вызвало крупные волнения в столице. Закончило "бунташный век" движение Степана Разина, которое охватило большие территории. Донские казаки предприняли известный "поход за зипунами", который оценивался теми же казаками по-разному: кто-то поддержал, а кто-то, наоборот, был против казачьих выступлений. Движение охватило практически весь юг России, однако так и не закончилось успехом: Степан Разин был выдан правительству своими же казаками, после чего был казнен.

Окончание "бунташного века"

"Бунташный век" принес России множество проблем. Страна была разорена, она значительно отставала в своем развитии от европейских государств, была снижена обороноспособность страны, возрастало социальное напряжение. К тому же "бунташный век" окончился Стрелецким бунтом, который завершил эпоху волнений и восстаний.

Важнейшими причинами такого небывалого прежде в России размаха социальных конфликтов явились развитие крепостничества, усиление государственных налогов и повинностей.

«Соборное уложение» 1649 г. юридически оформило крепостное право. Усиление крепостнического гнета встретило ожесточенное сопротивление крестьян и низов городского населения, что выразилось, прежде всего, в мощных крестьянских городских восстаниях (1648,1650,1662, 1670-1671 гг.). Классовая борьба нашла свое отражение и в крупнейшем религиозном движении в России XVII в. - расколе православной русской церкви.

Указ 1607 г.

Законодательные меры против беглых крестьян завершились указом 9 марта 1607 г., который впервые попытался вывести крестьянские побеги из области гражданских правонарушений, преследуемых по частному почину потерпевшего, превратив их в уголовное преступление, в вопрос государственного порядка: розыск и возврат беглых крестьян независимо от исков землевладельцев он возложил на областную администрацию под страхом тяжкой ответственности за неисполнение этой новой для нее обязанности, а за прием беглых, прежде безнаказанный, назначил сверх вознаграждения потерпевшему землевладельцу большой штраф в пользу казны по 10 рублей за каждый двор или за одинокого крестьянина, а подговоривший к побегу сверх денежной пени подвергался еще торговой казни (кнут). Однако и этот указ допустил давность для исков о беглых крестьянах, только удлиненную до 15 лет. Зато он прямо признал личное, а не поземельное прикрепление владельческих крестьян: тем из них, которые за 15 лет до указа записаны в поземельных описях, в писцовых книгах 1592-1593 гг., указано "быть за теми, за кем писаны". Однако указ или не удался, или понят был только в смысле запрещения крестьянских побегов и вывозов, а не как отмена законного выхода крестьян. Крестьянские порядные и после того совершались на прежних условиях; самое допущение 15-летней исковой давности для беглых поддерживало за крестьянскими поземельными договорами характер чисто гражданских отношений. Указ был издан, когда разгоралась Смута, несомненно, помешавшая его действию. Он затягивал узел обязательных отношений крестьян к господам, когда колебались все основы государственного порядка, когда тяглые и несвободные классы сбрасывали с плеч свои старые обязательства и еще менее стеснялись новыми.

XVII век в русской истории обрел репутацию «бунташного». И действительно, он начался Смутой, середина его ознаменовалась городскими восстаниями, последняя треть - восстанием Степана Разина.

Восстания XVII века

«Соляной бунт»

В 1646 г. была введена пошлина на соль, значительно увеличившая ее цену. Между тем, соль в XVII в. являлась одним из важнейших продуктов - главным консервантом, позволявшим хранить мясо и рыбу. Вслед за солью сами эти продукты вздорожали. Продажа их упала, не раскупленный товар стал портиться. Это вызывало недовольство, как потребителей, так и торговцев. Рост государственных доходов оказался меньше ожидавшегося, так как развилась контрабандная торговля солью. Уже в конце 1647 г. «соляной» налог был отменен. Стремясь компенсировать потери, правительство урезало жалование служилым людям «по прибору», то есть стрельцам и пушкарям. Общее недовольство продолжало расти.

1 июня 1648 г. в Москве произошел так называемый «соляной» бунт. Толпа остановила карету возвращавшегося с богомолья царя и потребовала сменить главу Земского приказа Леонтия Плещеева. Слуги Плещеева попытались разогнать собравшихся, что лишь спровоцировало еще большее озлобление. 2 июня в Москве начались погромы боярских усадеб. Был убит дьяк Назарей Чистой, которого москвичи считали вдохновителем соляного налога. Восставшие потребовали выдать на расправу ближайшего сподвижника царя - боярина Морозова, фактически руководившего всем государственным аппаратом, и главу Пушкарского приказа боярина Траханиотова. Не имея сил для подавления восстания, в котором наряду с посадскими, участвовали служилые «по прибору», царь уступил, приказав выдать Плещеева и Траханиотова, которых немедленно убили. Морозова, своего воспитателя и свояка (царь и Морозов были женаты на сестрах) Алексей Михайлович «отмолил» у восставших и отправил в ссылку в Кирилло-Белозерский монастырь.

Правительство объявило о прекращении взимания недоимок, созвало Земский собор, на котором были удовлетворены важнейшие требования посадского населения о запрете перехода в «белые слободы» и дворян - о введении бессрочного сыска беглых. Таким образом, правительство удовлетворило все требования восставших, что свидетельствует о сравнительной слабости государственного аппарата (прежде всего репрессивного) в это время.

Восстания в других городах

Вслед за Соляным бунтом городские восстания прокатились по другим городам: Устюгу Великому, Курску, Козлову, Пскову, Новгороду.

Наиболее сильными были восстания в Пскове и Новгороде, вызванные вздорожанием хлеба из-за поставок его в Швецию. Городская беднота, которой угрожал голод, изгнала воевод, разгромила дворы богатых купцов и захватила власть. Летом 1650 г. оба восстания были подавлены правительственными войсками, правда, в Псков им удалось вступить лишь благодаря раздорам в среде восставших.

«Медный бунт»

В 1662 г. вновь произошло крупное восстание в Москве, вошедшее в историю как «Медный бунт». Он был вызван попыткой правительства пополнить казну, опустошенную тяжелой длительной войной с Польшей (1654-1667 гг.) и Швецией (1656-58 гг.). Дабы компенсировать огромные затраты, правительство выпустило в оборот медные деньги, приравняв их по цене к серебряным. При этом налоги собирались серебряной монетой, а товары предписывалось продавать на медные деньги. Жалованье служилым людям также платилось медью. Доверием медные деньги не пользовались, тем более что их часто подделывали. Не желая торговать на медные деньги, крестьяне перестали привозить в Москву продовольствие, что вызвало взлет цен. Медные деньги обесценивались: если в 1661 г. за серебряный рубль давали два медных, то в 1662 г. - восемь медных.

25 июля 1662 г. последовал бунт. Часть горожан бросилась громить боярские усадьбы, а другие двинулись в подмосковное село Коломенское, где находился в эти дни царь. Алексей Михайлович обещал мятежникам приехать в Москву и разобраться. Казалось, толпа успокоилась. Но тем временем в Коломенское явились новые группы восставших - те, кто ранее разбивал дворы бояр в столице. У царя потребовали выдачи наиболее ненавистных народу бояр и пригрозили, что если государь «добром им тех бояр не отдаст», то они «начнут имать сами, по своему обычаю».

Однако за время переговоров в Коломенское уже прибыли вызванные царем стрельцы, которые обрушились на безоружную толпу и погнали ее к реке. Свыше 100 человек утонули, многие были изрублены или схвачены, а остальные разбежались. По царскому приказу 150 бунтовщиков были повешены, остальных били кнутом и клеймили железом.

В отличие от «соляного», «медный» бунт был жестоко подавлен, так как правительству удалось удержать на своей стороне стрельцов и использовать их против посадского населения.

Восстание Степана Разина

Крупнейшее народное выступление второй половины XVII в. произошло на Дону и на Волге.

Население Дона составляло казачество. Земледелием казаки не занимались. Их основными занятиями были охота, рыбная ловля, скотоводство и набеги на владения соседних Турции, Крыма и Персии. За сторожевую службу по охране южных рубежей государства казаки получали царское жалованье хлебом, деньгами и порохом. Правительство также мирилось с тем, что на Дону находили приют беглые крестьяне и посадские. Действовал принцип «с Дону выдачи нет».

В середине XVII в. в казачьей среде уже не существовало равенства. Выделялась верхушка зажиточных («домовитых») казаков, владевших лучшими рыбными промыслами, табунами коней, получавших лучшую долю в добыче и царском жаловании. Бедные («голутвенные») казаки работали на домовитых.

В 40-х гг. XVII в. казачество лишилось выхода в Азовское и Черное моря, так как турки укрепили крепость Азов. Это побудило казаков перенести свои походы за добычей на Волгу и Каспийское море. Грабеж русских и персидских купеческих караванов наносил большой ущерб торговле с Персией и всему хозяйству Нижнего Поволжья. Одновременно с притоком беглых из России росла и враждебность казаков к московским боярам и приказным людям.

Уже в 1666 г. отряд казаков под началом атамана Василия Уса вторгся с Верхнего Дона в пределы России, дошел почти до Тулы, громя на своем пути дворянские имения. Лишь угроза встречи с большим правительственным войском заставила Уса повернуть назад. С ним ушли на Дон и многочисленные примкнувшие к нему крепостные. Выступление Василия Уса показало, что казачество готово в любой момент выступить против существующих порядков и властей.

В 1667 г. отряд в тысячу казаков отправился на Каспийское море в поход «за зипунами», то есть за добычей. Во главе этого отряда стоял атаман Степан Тимофеевич Разин - выходец из домовитого казачества, волевой, умный и беспощадно жестокий. Отряд Разина на протяжении 1667-1669 гг. грабил русские и персидские купеческие караваны, нападал на прибрежные персидские города. С богатой добычей разинцы вернулись в Астрахань, а оттуда - на Дон. «Поход за зипунами» был чисто грабительским. Однако значение его шире. Именно в этом походе сформировалось ядро разинского войска, а щедрая раздача милостыни простому люду принесла атаману неслыханную популярность.

Весной 1670 г. Разин начал новый поход. На сей раз, он решил идти против «бояр-изменников». Без сопротивления был захвачен Царицын, жители которого с радостью открыли казакам ворота. Посланные против Разина из Астрахани стрельцы перешли на его сторону. Их примеру последовал и остальной астраханский гарнизон. Сопротивлявшиеся воевода и астраханские дворяне были перебиты.

После этого Разин направился вверх по Волге. По пути он рассылал «прелестные письма», призывая простонародье бить бояр, воевод, дворян и приказных. Для привлечения сторонников Разин распустил слух о том, что в его войске находятся царевич Алексей Алексеевич (на самом деле уже умерший) и патриарх Никон. Основными участниками восстания являлись казаки, крестьяне, холопы, посадские и работные люди. Города Поволжья сдавались без сопротивления. Во всех захваченных городах Разин вводил управление по образцу казачьего круга.

Неудача поджидала Разина лишь под Симбирском, осада которого затянулась. Между тем правительство направило для подавления восстания 60-тысячное войско. 3 октября 1670 г. под Симбирском правительственное войско под командованием воеводы Юрия Барятинского нанесли разинцам жестокое поражение. Разин был ранен и бежал на Дон, в Кагальницкий городок, из которого год назад начал свой поход. Он рассчитывал вновь собрать своих сторонников. Однако домовитые казаки во главе с войсковым атаманом Корнилой Яковлевым, понимая, что действия Разина могут навлечь царский гнев на все казачество, схватили его и выдали правительственным воеводам.

Разина пытали и летом 1671 г. казнили на Болотной площади в Москве вместе с братом Фролом. Участники восстания были подвергнуты жестоким преследованиям и казням.

Главными причинами поражения восстания Разина явились его стихийность и низкая организованность, разрозненность действий крестьян, как правило, ограничивавшихся разгромом имения своего собственного барина, отсутствие у восставших ясно осознаваемых целей. Даже в том случае, если бы разинцам удалось одержать победу и захватить Москву (в России такого не случалось, но в других странах, например, в Китае, восставшим крестьянам несколько раз удавалось взять власть), они не смогли бы создать новое справедливое общество. Ведь единственным образцом такого справедливого общества в их сознании был казачий круг. Но вся страна не может существовать за счет захвата и раздела чужого имущества. Любое государство нуждается в системе управления, армии, налогах. Поэтому за победой восставших неизбежно последовала бы новая социальная дифференциация. Победа неорганизованных крестьянских и казацких масс неизбежно привела бы к большим жертвам и нанесла бы значительный урон русской культуре и развитию российского государства

В исторической науке нет единства по вопросу о том, считать ли восстание Разина крестьянско-казацким восстанием или крестьянской войной. В советское время употреблялось наименование «крестьянская война», в дореволюционный период речь шла о восстании. В последние годы вновь преобладающим является определение «восстание».

Говоря о восстании Разина, следует отметить, что большинство крупных восстаний начиналось на окраинах, поскольку там, с одной стороны, скапливалось много беглых, не обремененных большим хозяйством и готовых к решительным действиям, а с другой стороны, власть там была гораздо слабее, чем в центре страны.

Восстание в Соловецком монастыре.

Никон - выходец из семьи мордовского крестьянина Мины, в миру - Никита Минин. Патриархом стал в 1652 г. Отличавшийся непреклонным, решительным характером Никон обладал колоссальным влиянием на Алексея Михайловича, который называл его своим «собинным (особенным) другом».

Централизация Русского государства требовала унификации церковных правил и обрядов.

Важнейшими обрядовыми изменениями явились: крещение не двумя, а тремя перстами, замена земных поклонов поясными, троекратное пение «аллилуйя» вместо двукратного, движение верующих в церкви мимо алтаря не по солнцу, а против него. По-иному стало писаться имя Христа - «Иисус» вместо «Исус». Некоторые изменения были внесены в правила богослужения и иконописи. Все книги и иконы, написанные по старым образцам, подлежали уничтожению.

Для верующих это было серьезным отступлением от традиционного канона. Ведь молитва, произнесенная не по правилам, не просто не действенна - богохульна! Наиболее упорными и последовательными противниками Никона стали «ревнители древнего благочестия» (ранее патриарх сам входил в этот кружок). Они обвиняли его во введении «латинства», ведь греческая церковь со времен Флорентийской унии 1439 г. считалась в России «испорченной». Тем более, греческие богослужебные книги печатались не в турецком Константинополе, а в католической Венеции.

Противники Никона - «старообрядцы» - отказались признавать проведенные им реформы. На церковных соборах 1654 и 1656 гг. противники Никона были обвинены в расколе, отлучены от церкви и сосланы.

Наиболее видным сторонником раскола был протопоп Аввакум, талантливый публицист и проповедник. Бывший придворный священник, участник кружка «ревнителей древнего благочестия» пережил тяжелую ссылку, страдания, смерть детей, но не отказался от фанатического противостояния «никонианству» и его защитнику - царю. После 14-летнего заключения в «земляной тюрьме» Аввакум был заживо сожжен за «хулу на царский дом». Самым знаменитым произведением старообрядческой литературы стало «Житие» Аввакума, написанное им самим.

Церковный собор 1666/1667 г. проклял старообрядчество. Начались жестокие преследования раскольников. Сторонники раскола скрывались в труднодоступных лесах Севера, Заволжья, Урала. Здесь они создавали скиты, продолжая молиться по-старому. Нередко в случае приближения царских карательных отрядов они устраивали «гарь» - самосожжение.

Не приняли реформ Никона монахи Соловецкого монастыря. Вплоть до 1676 г. мятежный монастырь выдерживал осаду царских войск. Восставшие, считая, что Алексей Михайлович стал слугой Антихриста, отказались от традиционной для православия молитвы за царя.

Причины фанатического упорства раскольников коренились, прежде всего, в их уверенности, что никонианство - порождение сатаны. Однако сама эта уверенность питалась определенными социальными причинами.

Основную же массу раскольников составляли крестьяне, уходившие в скиты не только за правой верой, но и за волей, от барских и монастырских поборов.

Идеология раскола, строившаяся на неприятии всего нового, принципиальном отвержении любого иноземного влияния, светского образования, была крайне консервативна.

Все восстания XVII в. были стихийными. Участники событий действовали под влиянием отчаяния и стремления захватить добычу.

бунташный век восстание разин