Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

А фет на стоге сена ночью южной. В стихотворении «На стоге сена ночью южной» перед человеком

Цацуро А.Н. МБОУ СОШ №2 г. Гулькевичи

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе по теме

Поэзия Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

" Земная жизнь кругом объята сна", " Земля, как смутный сон немая" .

Тип урока: урок - размышление.

Цели урока:

Образовательные:

формирование у учащихся представления о художественном мире поэзии Ф.И. Тютчева и А.А.Фета; умения выявлять особенности эстетики поэзии на примерах произведений автора.

Развивающие:

развитие предметной компетенции: навыков выразительного чтения, устной и письменной монологической речи; активного усвоения нового материала; самостоятельной работы; взаимооценки и самокоррекции выполненных заданий; развитие навыков группового взаимодействия; учебно – познавательных компетенций: исследовательские навыки познания, умение действовать самостоятельно, добывание знаний непосредственно из реальности; развивать творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

Формирование социокультурной компетентности: бережного отношения к родному русскому языку, воспитание чувства патриотизма на основе изучаемых произведений; воспитание эстетического отношения и интереса к поэзии Ф.И. Тютчева; развитие чувства ответственности за индивидуальную и совместную деятельность.

Оборудование:

Портрет поэта; книги со стихами Тютчева.

Компьютер и проектор с презентацией учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Планируемый

результат

1. Орг.момент.

Цель: мотивировать учащихся к изучению темы

В среднем звене вы часто обращались к творчеству этих поэтов, в основном к стихам, посвященным теме природы. Нередко вы путаете их стихи. Сегодня мы с вами попытаемся уловить творческую неповторимость, оригинальность каждого поэта, его творческий почерк.

Прослушивание сообщений и беседа:

Л.: формирование читательского мастерства:

К.: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Учащиеся готовы к дальнейшей работе, настроены научиться отличать поэтов исходя их особенностей поэтического мира.

2. Учебно-познавательна деятельность

Цель: развитие навыков анализа поэтического текста, выявление особенностей лирики поэтов.

Работа с предложенными текстами. Анализ стихотворений «Сны» Тютчева и «На стоге сена ночью южной» Фета.

1.Оттолкнемся от названия стихотворения «Сны», представим жизненную ситуацию. Насколько поэтический образ соотносим с физическим состоянием человека?

Какие оппозиции, характерные для творчества Тютчева, вы можете выделить в этом стихотворении?

Назовите лексический ряд и эпитеты, относящиеся к ним.

Определите ключевую антитезу стихотворения

Что же стоит за образом «пылающей бездны»?

Как он создается?

Какую роль этот философский образ играет в контексте творчества поэта?

2. Обратимся к стихотворению Фета. В чем оно повторяет тютчевское? Человек показан наедине с мирозданьем? В чем отличие? Какими художественными средствами поэт добивается этого? Есть ли отличия в ритме? Что оно дает? Каким показан человек?

3. Соотнесите стихотворения в эмоциональном плане.

Анализируют стихотворения, вступают в беседу с учителем, отвечают на вопросы

Океан-земля

волны шар земной

стихия берег

прилив пристань

звучные, волшебный - горящий, таинственно, пылающий

Человек-Мирозданье

Находят средства выразительности

в лексике, сама ситуация

мир красоты и гармонии

анализируют образную систему

У Фета четырехстопный ямб, придает легкость стиху, у Тютчева пятистопный, торжественный и суровый.

Человек-часть Вселенной

Дисгармоничность у Тютчева противостоит оптимистичности Фета

К.: работать индивидуально и в группе: находить общее решение

П.: развитие исследовательских навыков познания: умение действовать самостоятельно, добывание знаний непосредственно из реальности

Р.: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале

планировать пути достижения целей;

устанавливать целевые приоритеты

Учащиеся выявили особенности поэтического мира каждого поэта в ходе анализа поэтического текста

3Физминутка

4. Интеллектуально-преобазовательная деятельность

Цель: обобщение и систематизация результатов анализа, сравнение двух творческих миров.

Оформите свои наблюдения Заполняют таблицу

в виде таблицы

П.: осмысление роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений

Учащиеся смогли сформулировать и записать основные особенности лирики Фета и Тютчева, провели сравнение и увидели специфику двух разных художественных миров.

4. Рефлексия

Цель: подведение итогов занятия

Поразмышляйте над вопросом:

Насколько личность писателя влияет на содержание и воплощение образов в поэзии? В чем «непохожесть» поэзии наших героев?

Устные ответы учащихся

Л.: адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности

– следование в поведении моральным нормам и

этическим требованиям

Осознание различия двух творческих систем.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Ф. И. Тютчев . Сны

Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами...
Настанет ночь – и звучными волнами
Стихия бьет о берег свой.

То глас ее: он нудит нас и просит...
Уж в пристани волшебный ожил челн;
Прилив растет и быстро нас уносит
В неизмеримость темных волн.

Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины, –
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.

Ф. И. Тютчев. Сны

Автор сравнивает два мира: величественный и грозный мир стихии океана и мир ночи, завораживающей человека. Сон – состояние сознания, когда человек не может управлять своим телом и мыслями, когда он получает информацию из иного мира, сон – граница между загадкой и реальностью, связующее звено между материальным и духовным мирами, “днем и ночью”. Стихии похожи, но одна властвует над телом человека, а другая - над его мыслями.
Герои увлечены волшебством ночи, которая “нудит и просит”. В ночном сумраке герои должны найти путь, который выведет их к суше, но прилив уносит их.
Стихии, окружающие героев, объединяются в одно целое, выражая себя через друг друга. “Глубокое небо” и “Пылающая бездна” - полное слияние стихий, катарсис, важнейший момент в жизни человека. Герои окружены бездной, они находятся во власти мироздания – гармоничного, но неизвестного мира. Челн – спасительная лодка, не дающая захватить героев, но она не может вечно противостоять стихиям. Автор обрывает повествование, предоставляя героев самим себе и окружающему миру.

А.А.Фет

На стоге сена ночью южной...

На стоге сена ночью южной

Лицом ко тверди я лежал,

И хор светил, живой и дружный,

Кругом раскинувшись, дрожал.

Земля, как смутный сон немая,

Безвестно уносилась прочь,

И я, как первый житель рая,

Один в лицо увидел ночь.

Я ль несся к бездне полуночной,

Иль сонмы звезд ко мне неслись?

Над этой бездной я повис.

И с замираньем и смятеньем

Я взором мерил глубину,

Все невозвратнее тону

А.А.Фет. На стоге сена ночью южной...

В стихотворении, которое великий русский композитор Петр Ильич Чайковский называл «гениальным», легко различить лермонтовское влияние - поэтому, прежде чем приступать к анализу, обязательно перечитайте стихотворение Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…».

На стоге сена ночью южной

Лицом ко тверди я лежал,
И хор светил, живой и дружный,
Кругом раскинувшись, дрожал.

Помните, лирический герой Лермонтова выходил на пустынную ночную дорогу, чтобы остаться один на один с ночью и услышать, как «звезда с звездою говорит»? Лирический герой Фета тоже обращен лицом к ночному южному небу, к небесной «тверди»; он тоже воспринимает Вселенную как живое существо, слышит согласный хор звезд, ощущает их «дрожь».

Однако у Лермонтова «пустыня» внемлет Богу, а в картине мира, которую создает Фет, Бог пока отсутствует. Это тем более ощутимо, что поэтические выражения, которые он использует, связаны с традицией религиозно-философской поэзии, с жанром оды: «твердь», «хор светил». Подготовленные читатели той поры легко различали эти стилистические оттенки, да и вы, если вспомните оду Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве…», сами уловите их.

Земля, как смутный сон, немая,
Безвестно уносилась прочь,
И я, как первый житель рая,
Один в лицо увидел ночь.

Во второй строфе, казалось бы, больше нет этого противоречия: лирический герой Фета уподобляет себя «первому жителю рая» Адаму. А значит, говорит о «божественном» происхождении природного величия. Ho давайте будем внимательны, не станем спешить с выводами. Мы ведь имеем дело с поэтическим, а не с богословским сочинением; в поэзии вполне возможен образ, немыслимый для религиозной картины мира: рай без Бога, творение без Творца.

Лучше обратим пока внимание на эпитеты; некоторые из них приходят в противоречие с первой строфой. Там речь шла о небе, о звучном звездном хоре; здесь - о земле, немой, да и еще и смутной, как сон. Лирический герой словно раздваивается между светлым - и при этом ночным! - небом и неразличимо-темной землей. Более того, в какой-то момент он утрачивает чувство границы, у него возникает ощущение, что он парит в поднебесье, а земля где-то далеко, под ним!

И вот в этот самый миг в стихотворении появляется совершенно новый образ:

Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани мощной

Над этой бездной я повис.

Чья эта «длань»? Фет по-прежнему отказывается говорить о Боге прямо и непосредственно. Однако теперь уже нет сомнений - лирический герой, который считал себя убежденным атеистом, внезапно сознает божественное присутствие во всем. И в «хоре» звезд, «живом и дружном». И в самом себе. Стихотворение, которое открывалось картиной одушевленного, всеживого мира природы, завершается внезапной «встречей» героя с тайной Творения. Главное сравнение второй строфы - «как первый житель рая» - наконец-то наполняется реальным смыслом. Лирический герой и впрямь уподобился Адаму, которого только что сотворил Господь. И потому он видит Вселенную впервые, смотрит на нее свежим, изумленным взглядом. Это и есть взгляд художника; каждый художник, каждый поэт смотрит на жизнь так, будто до него никто ее видеть не мог.

И с замираньем и смятеньем

Я взором мерил глубину,
В которой с каждым я мгновеньем

Все невозвратнее тону.

Я и мироздание. Космическое сознание

Нет сословных характеристик.

Я = природа

Взгляд на мир

Мыслитель

Созерцатель

Язык

Образный параллелизм, ораторские нотки, восклицания, вопросительные интонации, риторические интонации, высокая патетика

Импрессионален, непосредственен, субъективно-впечатлителен, музыкален. Наличие повторов, анафор, вопросов, напевных интонаций.

Работа над сопоставительным анализом усложняется, когда перед учащимися ставится задача — найти единство и различия сразу в нескольких стихотворениях обоих авторов. У Тютчева это «День и ночь» (1), «Святая ночь на небосклон взошла…» (2), «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…» (3), «О чем ты воешь, ветр ночной?» (4).

У Фета — «На стоге сена ночью южной…»(1′), «Заря прощается с землею…» (2′), «Благовонная ночь, благодатная ночь…» (3′), «От огней, от толпы беспощадной…» (4 ‘) (из цикла «Вечера и ночи»).

Сквозной образ предложенных стихотворений обнаруживается легко и безошибочно. Это образ ночи. Чему он противопоставлен? У Тютчева ночной мир противопоставляется миру дневному (1,2). В этой оппозиции светлое начало связано с образом дня. Он эмоционально притягателен, ему присваивается положительная оценочность: «день отрадный, день любезный», он как «покров златотканый» («золотой покров»), чья «ткань — благодатная». Наконец, прямо говорит поэт: день — «друг человеков и богов». Ночь же, несмотря на то что она святая, страшна; это «бездна безымянная», «с своими страхами и мглами», пропасть темная»; с ночью ассоциируется нечто таинственное, «чуждое, неразгаданное». Человек ночью одинок («на самого себя покинут он», «сирота бездомный»), слабосилен («упразднен ум», «мысль осиротела», «Нет… опоры, ни предела»), испытывает страх («ночь страшна»).

У Фета ночь иная. Ни одной темной краски нет в ее описании. Ощущение эстетического совершенства, эмоциональной притягательности исходит от этого образа: «благовонная ночь, благодатная ночь…» (3′), «лазурная ночь» (3′, 4′), «полночь безмолвна, кротка, серебриста» (4′), «огни (звезды) золотые горят» (3′). Его стихам свойственна оппозиция «мир ночного неба» — «мир ночной земли».

Ночное небо предстает с «сонмами звезд», «хором светил, живым и дружным», «небесной зарей», месяцем. Земля ночью также прекрасна. Она, «как смутный сон немая», — тиха. Сад ли перед нами или стог сена, или лес и долины — неважно. Этот мир русской природы, которая ночью умиротворена. Самые громкие звуки здесь — плеск ключа, шепот струй воды, напев гитары.

Есть ли пропасть между этими мирами? Нет. Есть грань… Но! Есть и готовность слиться. Связующим звеном может стать человек, деревья, звезды, месяц — образы как небесного, так и земного мира.

Прежде всего, лирический герой ощущает тонкую связь с миром ночного неба, таким близким, в котором он «все невозвратнее тонет»:

Я ль несся к бездне полуночной,

Иль сонмы звезд ко мне неслись?

Обращается к ночи:

Все бы слушал тебя.

Один из своих излюбленных приемов — олицетворение — использует Фет, чтобы показать связь и между неживыми образами того и другого мира: «распахнется окно / Поглядеть в серебристую ночь», «месяц в лицо прямо смотрит», «От людей утаиться возможно,/ Но от звезд ничего не сокрыть…». Деревья «как будто, чуя жизнь иную / И ей овеяны вдвойне, / И землю чувствуют родную /И в небо просятся оне» (небо, конечно же, ночное.

Ночь пробуждает в человеке не страх, а мысли о вечном, чистом (полночь «видит…, что вечно и чисто, что навеяно ею самой…»). Ночь — олицетворение высшего человеческого предназначения, жизни его души и духа. Иными словами, ночь открывает человеку небо (дух!), отрешая его от дневной суеты земной жизни (материя!). Эта мысль довольно понятна ученикам. Труднее бывает постичь смысл образов стихотворений Тютчева. Почему в ночном (чуждом и неразгаданном!) мире человек узнает наследье родовое (т.е. что-то изначально присущее роду человеческому вообще), а светлое и живое (дневное начало!) чудится ему всего лишь сном, чем-то нереальным? (2) Не парадоксален ли конец стихотворения? И почему бездной поэт называет еще и душу человека (в душе своей, как в бездне, погружен)? Нет ли здесь сближения, разгадки? Несомненно.

Две бездны — бездна ночного неба и бездна души человека — имеют единые черты. Они непостижимы, иррациональны, неупорядоченны, и человеческое сознание не в силах постичь законы, которым они подчинены. Поэтому ночь и пугает человека, и манит одновременно. Одно из лучших стихотворений, в котором сближены два эти образа — «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…».

Образ ночного сада в начале стихотворения дан в поистине фетовской манере. Здесь переливы цветов (темно-зеленый, голубой, убеленный, золотой) и гармоничных звуков (музыки дальней, говор ключа), природа изображена в состоянии покоя («изнемогло движенье», «труд уснул», «спящий град»). Но это — не картина ночи, это картина уходящего дня. И все изображение еще носит отпечаток его гармонии, упорядоченности и красоты.

Настоящую тютчевскую ночь мы видим только в последних пяти строках. Проснулся чудный, еженочный гул… гул непостижимый. Какие ассоциации рождает этот образ? Гул — нечто немузыкальное, а значит, дисгармоничное; стихийное, а значит, неуправляемое и опасное, страшное. Если Фет рисует ночное небо как гармоничный космос, то Тютчев как хаос. И это слово звучит в последней строке — «хаос ночной». Откуда этот гул? Его рождает не природа. Это гудят смертные (значит, человеческие) думы, освобожденные сном. Так в сознании поэта сближается мир человеческой души и природы. Критерий сближения — дисгармоничность, непостижимость, неуправляемость.

Образ ветра ночного («О чем ты воешь, ветр ночной?») — олицетворение стихийности мира.

Ветер издает не гул, а вой, но смысл звучания тот же — это голос стихии, враждебной человеку. И вновь парадокс — голос ветра понятен человеческому сердцу. Потому что звуки сердца тоже могут быть неистовыми, потому что хаос чувств сердечных и хаос мира — родимый. Душа ночная, жаждущая слияния с общим хаосом представляется стихией, дисгармонией.

А.Д.Баландина

«Сборник стихотворений» - Красочный сборник стихотворений «Времена года в творчестве А.С. Пушкина». Варианты оформления сборника. Критерии оценки. Как вы сами оцениваете свою работу? Составление. Посмотреть пример. Подборка стихотворений. Презентация Брошюра Веб-страница. Как создать сборник стихов. Обсуждение результатов. Инструкция.

«Анализ стихотворения» - В основе ритма стихотворения – пятистопный хорей… Какова роль звуковых повторов в стихотворении? 2. Выявите в тексте ключевые слова. Можно сказать, что лирический герой… В основе ритма стихотворения четырехстопный ямб. Немаловажную роль играют… Имманентный анализ стихотворения И. Бунина «Настанет день – исчезну я…».

«Стихотворения Заболоцкого» - Использование анафоры и антитезы. Гони, тащи, не разрешай спать, держи, не снимай, хватай, учи и мучай. Коль - если. Определите размер, рифму, звукопись. Толочь воду в ступе; И день и ночь! Использование фразеологизмов. Однокоренные слова, определяющие позицию человека. Обязана трудиться! (риторическое восклицание).

«Стихотворение в прозе» - И.С.Тургенев. Стихотворение. Определение особенностей жанра стихотворения в прозе. Стихотворение стихотворение в прозе. Авторские критерии нравственности в произведении «Довольный человек». Возило Павел Михайлович, учитель русского языка и литературы. Стихотворения в прозе, особенности жанра. Литература – 1) вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова; 2) совокупность художественных произведений: проза, поэзия, драма.

«Стихотворение Фета» - Здесь лирик вершит суд над самим собой. Сюжет. Ассонанс и аллитерация. Я встретил вас - и все былое … Приведите примеры из текста. Как возникает фетовский образ ночи? И заря, заря!.. Афанасий Фет и Мария Лазич. 1 строфа. Ночь. МУЗЫКА красота. Основные факты биографии. Мимолетность и изменчивость природы и мира; ночь как время поэтического вдохновения.

«Анализ стихотворения Тютчева» - Выводы. Ф.И. Тютчева "Весенние воды". Лирический герой несет в себе обобщение. Олицетворения. Глаголы, которые характеризуют изменения, происходящие в природе. Части речи. Сравнительный анализ стихотворений. Вывод: В стихотворении Ф.И. Тютчева глаголы более динамичные, чем в стихотворении А.А. Фета.







В 1879 году Фет посещает братское кладбище участников севастопольской обороны годов. « Нигде и никогда не испытывал я такого подъёма духа, который так мощно овладел мною на братском кладбище. Этот тот самый геройский дух, отрешённый от всяких личных стремлений, который носится над полем битвы и один способен стать предметом героической песни », - писал Фет.





Читая первую строфу, мы проникаемся грустным трагическим и одновременно очень возвышенно - торжественным настроением и чувством. Поэт использует риторические восклицания, эпитет « каменных », метафору « рукою набожной сложила здесь отчизна священный прах своих сынов ».


Поэт достоверно изображает место события и свои скорбные чувства выражает при помощи таких слов, как: Кипарис – южное вечнозелёное хвойное дерево. Мирт, мирта – южный вечнозелёный кустарник, дерево с белыми цветами. Тризна (устар.) – пир в честь погибших, поминки.


Читая вторую строфу, яснее начинаешь представлять героев Севастопольского сражения и чувствовать горечь их утраты. Они и под землёй отвагой прежней дышат… Боюсь, мои стопы покой их возмутят, И мнится, все они шаги живого слышат. Но лишь молитвенно молчат. Поэт использует шестистопный ямб, перекрёстную рифму, чередование мужских и женских рифм. Память о героях помогает поэту использовать метафору « отвагой прежней дышат ».






В этом стихотворении очень много противоречивых сочетаний: Простота и торжественность. Горечь утраты и восхищение подвигом погибших. Скорбь и патриотизм. Мёртвые и живая память о них. Простая разговорная и возвышенная лексика. Использование антонимов и оксюморона.




Остановимся на анализе одного из стихотворений. Пойду навстречу к ним знакомою тропою. Какою нежною янтарною зарёю Сияют небеса, нетленные, как рай. Далёко выгнулся земли померкший край, Прохлада вечера и дышит, и не дышит, И колос зреющий едва-едва колышет.


В этом стихотворении органично сочетается простота и величественность. Стихотворение написано в 1859 году. При чтении его возникает необыкновенное чувство зримого осязания знакомых мест. Реальный мир передан в таких конкретных деталях, что кажется, что его не просто видишь, а осязаешь. А ты сам « под сенью дуба » и душа твоя полна « всем, всем, что жизнь дала …» Поэт использует эпитеты « знакомою », « нежною », « нетленные ».


Каковы же поэтические особенности стихотворения? В этих строках мы наблюдаем метафору «янтарною зарёю сияют небеса», сравнение «как рай», олицетворения «выгнулся земли край», «прохлада и дышит и не дышит». Торжественности, величию картины способствуют использование причастий « померкший », « зреющий », прилагательного « нетленные », инверсии.


Нет, дальше не пойду: под сению дубов Всю ночь, всю эту ночь я просидеть готов, Смотря в лицо зари иль вдоль дороги серой … Какою молодой и безграничной верой Опять душа полна! Как в этой тишине Всем, всем, что жизнь дала, довольная вполне, Иного уж она не требует удела. Собака верная у ног моих присела И, ухо чуткое насторожив слегка, Глядит на медленно ползущего жука.




Какие же картины открываются в другом стихотворении Фета? Лениво смотрится в окно волоковое; В печи трещит огонь - и серый дым ковром Тихонько стелется над кровлею с коньком. Петух заботливый, копаясь на дороге, Кричит … а дедушка брадатый на пороге Кряхтит и крестится, схватившись за кольцо, И хлопья белые летят ему в лицо. И полдень настаёт. Но, Боже, как люблю я, Как тройкою ямщик кибитку удалую Промчит – скроется … Идолго, мнится мне, Звук колокольчика трепещет в вышине г.




Вся эта картина – поэтический образ русской деревни. (Г.А. Очкасова) Автор использует поражающие воображение метафоры и неожиданные эпитеты: хлопья -« белые », петух – « заботливый », кибитка – « удалая ». Использует необычное Сравнение « коньком стелется », описывая клубы дыма из трубы. Эпитет « волоковое » не просто досоздаёт картину приглушённого зимнего рассвета, а также точно указывает на деталь избы.




Родина для Фета – это земля, на которой он родился и живёт, русская природа с её многоцветьем, звуками, запахами … Это мир в целом: земля, небо, звёзды – вселенная, частицей которой он себя ощущает. Так ли это? «Земля – его колыбель, Вселенная – Родина…» А вы как считаете?


Проанализируем стихотворение «На стоге сена ночью южной…» На стоге сена ночью южной Лицом ко тверди я лежал, И хор светил, живой и дружный, Кругом раскинувшись, дрожал. Стихотворение относится к зрелой лирике, написано в 1857 году, когда поэт сотрудничал с журналом « Современник », был дружен с Некрасовым, Тургеневым.




Каждая строфа стихотворения написана четырёхстопным ямбом с использованием перекрёстных рифм. Читая строки, легко представить необыкновенную красоту деревенской ночи. Этому способствуют образы сена, земли, неба. Для описания природы поэт использует « характерные » эпитеты « живой » и « дружный », « южной », развёрнутую метафору « хор светил, живой и дружный, кругом раскинувшись, дрожал ». Поэт также применяет инверсию, параллелизм, аллитерацию.


В первых строках стихотворения Фет передаёт при помощи слова необыкновенную лёгкость и одновременно торжественность, царящую в природе. Этому способствуют слова разговорные и высоко поэтические: « стог », « лежал », « твердь », « хор светил ». Твердь (высок.) – земля, суша. Светило – светящееся небесное тело (солнце, устар.), здесь, в тексте, луна, звёзды.


Стихотворение, которое открывалось картиной одушевлённого, все живого мира природы, завершается внезапной «встречей» героя с тайной Творения. Земля, как смутный сон немая, Безвестно уносилась прочь, И я, как первый житель рая, Один в лицо увидел ночь. Лирический герой словно разделяется между землёй и небом. В какой - то момент он словно парит в поднебесье, а земля где - то далеко под ним.




Импрессионистический стиль давал Фету возможность «заострить» и умножить изобразительную силу слова. Вторая строфа представляет собой так же, как и первая, сложносочиненное предложение. Поэт использует и характерные эпитеты « немая », « смутный ». В этой строфе он использует развёрнутые сравнения « как смутный сон немая », « как первый житель рая ». Лирический герой словно разделяется между небом и землёй, в какой - то момент он словно парит между землёй и небом.


Лирический герой находится Божьих руках. Он сознаёт внезапно божественное присутствие. Я ль нёсся к бездне полуночной, Иль сонмы звёзд ко мне неслись? Казалось, будто в длани мощной Над этой бездной я повис. Поэт использует старославянизмы: « длань » (архаизм, высок.) – рука, ладонь; « мощной », « бездной » (разг.) – тьмой, « сонмы », сонм (стар. высок.)- скопление, множество кого - нибудь.


Стихотворение близко к оде М.В. Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве». В третьей строфе поэт использует риторический вопрос, инверсию, развёрнутое сравнение « будто в длани мощной », описывает необыкновенные чувства при помощи разговорной и торжественной, высоко поэтической лексики. Примером разговорной лексики являются глаголы « нёсся », « уносилась ».


Лирический герой и впрямь уподобился Адаму, которого только что сотворил Господь. И с замираньем и с волненьем Я взором мерил глубину, В которой с каждым я мгновеньем Всё невозвратное тону. Четвёртая строфа представляет собой сложноподчинённое предложение. Для выражения глубины чувств поэт использует эмоционально оценочную лексику: « замиранье », « волненье », « взор », « тону », « невозвратное ».