Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

История создания вечернее размышление о божием величестве. «Утреннее размышление о Божием величестве», «Вечернее размышление о Божием величестве, при случае великого северного сияния

Михаил Васильевич Ломоносов

Лице свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы черна тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.

Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!

Уста премудрых нам гласят:
Там разных множество светов;
Несчетны солнца там горят,
Народы там и круг веков:
Для общей славы божества
Там равна сила естества.

Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!

О вы, которых быстрый зрак
Пронзает в книгу вечных прав,
Которым малый вещи знак
Являет естества устав,
Вам путь известен всех планет,-
Скажите, что нас так мятет?

Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от земли в зенит?
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?

Там спорит жирна мгла с водой;
Иль солнечны лучи блестят,
Склонясь сквозь воздух к нам густой;
Иль тучных гор верхи горят;
Иль в море дуть престал зефир,
И гладки волны бьют в эфир.

Сомнений полон ваш ответ
О том, что окрест ближних мест.
Скажите ж, коль пространен свет?
И что малейших дале звезд?
Несведом тварей вам конец?
Скажите ж, коль велик творец?

В мае 1743 года Ломоносов был заключен под стражу. Причиной тому послужил конфликт с иностранными профессорами, работавшими в Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге. Михаил Васильевич пробыл в тюрьме восемь месяцев. Этот период отмечен его активной научной и творческой деятельностью. В частности, он написал «Вечернее размышление о Божием Величестве...». Упоминание о Господе в официальном названии продиктовано желанием угодить цензуре. При этом в самой оде Ломоносов высказывал мысли, которые вызвали негодование со стороны церковников того времени. Речь идет в первую очередь о вполне материалистических представлениях, касающихся устройства вселенной. С большой долей уверенности можно сказать, что Михаилу Васильевичу были близки некоторые идеи деизма. Последователи этого религиозно-философского течения не отрицают существования Бога и факта сотворения Им мира, но отказываются принимать религиозный догматизм, значительную часть явлений, носящих сверхъестественный и мистический характер. Когда Ломоносов в стихотворениях упоминает Господа, то в качестве синонимов стоит рассматривать слова «природа», «естество».

Стихотворение «Вечернее размышление о Божием Величестве…» тесно связано с научными изысканиями Михаила Васильевича, что легко подтверждается на примере буквально нескольких строк. Примерно в середине оды написано следующее: «Там разных множество светов». Ломоносов утверждал наличие большого количества населенных миров. Мысль эту он пытался доказать в труде «Явление Венеры на Солнце», написанном в 1761 году. Значительная часть стихотворения посвящена рассуждениям о природе северных сияний, изучению которых Михаил Васильевич посвятил немало времени. В оде задается вопрос:

Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?

Адресован он немецкому ученому Христиану фон Вольфу.

Христиан фон Вольф

По его мнению, северные сияния образуются вследствие возгорания в небе «тонких испарений», рождающихся в земных недрах. Далее следует обращение к группе бреславльских ученых-натуралистов: «…Иль тучных гор верхи горят…». В 1716 году они высказали идею о том, что северные сияния тесно связаны с исландским вулканом Гекла. Якобы его огни отражаются в морских льдах при их передвижении. Ближе к финалу Ломоносов транслирует собственную теорию: «…И гладки волны бьют в эфир». Согласно гипотезе Михаила Васильевича, северные сияния имеют электрическую природу. Надо отметить, что необычным явлением он интересовался в течение всей жизни. В 1743 году (время создания рассматриваемой оды) приступил к регулярным наблюдениям за северными сияниями. В научной работе «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих» (1753) имеется их описание в прозе, удивительное по силе и красоте.

«Вечернее размышление о Божием Величестве…» Ломоносов включил в «Риторику» (1748) - книгу по мировой литературе, в которую также вошли произведения русских писателей. Затем ода была напечатана в двух собраниях сочинений Михаила Васильевича, изданных в 1751 и 1758. Каждый раз текст стихотворения подвергался изменениям. Главная задача переделок - воспроизведение хода научной мысли с максимальной точностью и простотой. В итоге цели автор достиг. Четырехстопный ямб в сочетании с мужскими рифмами позволил идеально воплотить в стихотворной форме пафос естествоиспытателя и поэта.

Современники по достоинству оценили «Вечернее измышление о Божием Величестве…». Ода приобрела необыкновенную популярность не только в образованных кругах. Она часто встречалась в рукописных песенниках, широко распространенных в восемнадцатом столетии.

Поля покрыла мрачна ночь,

Взошла на горы черна тень,

Лучи от нас склонились прочь,

Открылась бездна звезд полна,

Звездам числа нет, бездне дна.

2. Песчинка как в морских волнах,

Как мала искра в вечном льде,

Как в сильном вихре тонкий прах,

В свирепом как перо огне,

Так я в сей бездне углублен

Теряюсь, мысльми утомлен!

3. Уста премудрых нам гласят:

Там разных множество светов,

Несчетны солнца там горят,

Народы там и круг веков:

Для общей славы Божества

Так равна сила естества.

4. Но где ж, натура, твой закон?

С полночных стран встает заря!

Не солнце ль ставит там свой трон?

Не льды ль мещут огнь моря?

Се хладный камень нас покрыл!

Се в ночь на землю день вступил!

5. О вы, которых быстрый зрак

Пронзает в книгу вечных прав,

Которым малой вещи знак

Являет естества устав:

Вам путь известен всех планет,

Скажите, что нас так мятет?

6. Что зыблет ясной ночью луч?

Что тонкий пламень в твердь разит?

Как молния без грозных туч

Стремится от земли в зенит?

Как может быть, чтоб мерзлый пар

Среди зимы рождал пожар?

7. Там спорит жирна мгла с водой,

Иль солнечны лучи блестят,

Слонясь сквозь воздух к нам густой

Иль тучных гор верхи горят,

Иль в море дуть престал зефир,

И гладки волны бьют в эфир.

8. Сомнений полон ваш ответ,

О том, что окрест ближних мест.

Скажите ж, коль пространен свет?

И что малейших дале звезд?

Неведом тварей вам конец?

Скажите"ж, коль велик Творец?

УТРЕННЕЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ О БОЖИЕМ ВЕЛИЧЕСТВЕ

1. Уже прекрасное светило

Простерло блеск свой по земли,

И Божия дела открыло:

Мой дух, с веселием внемли,

Чудяся ясным толь лучам,

Представь, каков Зиждитель сам!

2. Когда бы смертным толь высоко

Возможно было возлететь,

Чтоб к солнцу бренно наше око

Могло приблизившись воззреть,

Тогда б со всех открылся стран

Горящий вечно Океан.

3. Там огненны валы стремятся

И не находят берегов,

Там вихри пламенны крутятся,

Борющись множество веков,

Там камни, как вода, кипят,

Горящи там дожди шумят.

4. Сия ужасная громада

Как искра пред тобой одна,

О, коль пресветлая лампада,

Тобою, Боже, возжена,

Для наших повседневных дел,

Что Ты творить нам повелел!

5. От мрачной ночи свободились

Поля, бугры, моря и лес,

И взору нашему открылись

Исполнены Твоих чудес.

Там всякая взывает плоть:

Велик Зиждитель наш Господь!

6. Светило дневное блистает

Лишь только на поверхность тел,

Но взор Твой в бездну проницает,

Не зная никаких предел.

От светлости Твоих очей

Лиется радость твари всей.

7. Творец! покрытому мне тьмою

Простри премудрости лучи,

И, что угодно пред Тобою,

Всегда творити научи,

И, на Твою взирая тварь,

Хвалить Тебя, безсмертный Царь.

ПРЕЛОЖЕНИЯ ПСАЛМОВ

ПРЕЛОЖЕНИЕ ПСАЛМА 1

1. Блажен, кто к злым в совет не ходит,

Не хочет грешным в след ступать,

И с тем, кто в пагубу приводит,

В согласных мыслях заседать,

2. Но волю токмо подвергает

Закону Божию во всем,

И сердцем оный наблюдает

Во всем течении своем.

3. Как древо он распространиться,

Что близ текущих вод растет,

Плодом своим обогатиться,

И лист его не отпадет.

4. Он узрит следствия поспешны

В незлобивых своих делах,

Но пагубой смутятся грешны,

Как вихрем восхищенный прах.

5. И так злодеи не возстанут

Пред Вышняго Творца на суд,

И праведные не вспомянут

В своем соборе их отнюдь.

6. Господь на праведных взирает,

И их в пути Своем хранит,

От грешных взор Свой отвращет,

И злобный путь их погубит.

Между 1743 и началом 1751

ПРЕЛОЖЕНИЕ ПСАЛМА 14

1. Господи, кто обитает

В светлом доме выше звезд,

Кто с Тобою населяет

Верх священный горних мест?

2. Тот, кто ходит непорочно,

Правду завсегда хранит,

И нелестным сердцем точно

Как языком говорит.

3. Кто устами льстить не знает,

Ближним не наносит бед,

Хитрых сетей не сплетает,

Чтобы в них увяз сосед.

4. Презирает всех лукавых,

Хвалит Вышнего рабов

И пред Ним душою правых,

Держится присяжных слов,

5. В лихву дать сребро стыдиться,

Мзды с невинных не берет.

Кто так жить на свете тщится,

Тот вовеки не падет.

Между 1743 и 1747

Михаил Ломоносов - это Леонардо да Винчи русской истории. Человек, за свою жизнь успевший внести вклад в развитие многих наук, поспособствовавший появлению высшего образования в России, писавший научные труды по химии и физике, литературе и лингвистике, истории и географии. Оставивший после себя чертежи вертолета и теории о строении русского языка. В этой статье даются: краткое содержание оды, которую написал в 1743 году Ломоносов, данной оды и история написания.

Ломоносов как поэт

Как блестящий ученый и государственный деятель Михаил Ломоносов известен многим. Но ведь он был ещё и поэт, и по признанию многих едва ли не лучший поэт своей эпохи. Очень много сделавший для развития русского языка и литературы, он писал замечательно. Многие стихи Ломоносова сейчас входят в программу по изучению литературы того периода.

Заниматься поэзией, как сообщают источники, Ломоносов начал в раннем возрасте. После него осталось очень много произведений в совершенно различных жанрах: это и оды, и лирические стихотворения, и басни, и трагедии, и стихотворения, наполненные патриотическим пафосом. Но всё же, как и многие поэты той эпохи, предпочтения свои Ломоносов отдавал такому жанру, как ода. Давайте поподробнее разберём данный жанр стихосложения.

Что такое ода

Данный вид лирических стихотворений зародился ещё в античной Греции. Суть оды - это высказать восторг, вызванный каким-либо предметом или явлением, и передать исключительно возвышенным слогом, с должным пафосом. Оды могут быть на вступление какого-либо императора на трон, обращенные к Богу, навеянные грандиозными событиями, повлиявшими на историю. В переводе с греческого "ода" - это "песнь". В Древней Греции самым известным поэтом, написавшим самые знаменитые оды той эпохи, был Пиндар. Одна из главных тем, вдохновлявших его на новые песни, - это победители Олимпийских игр. Собственно, тогда и родилось выражение "воспевать героев". В Древнем Риме самым значимым поэтом, писавшим оды, был Гораций Флакк. Проведя в этой статье для оды "Вечернее размышление о Божием величестве" (Ломоносов) анализ, мы с вами выясним, далеко ли Ломоносов "ушёл от канонов".

Оды в Российской Империи

Расцвет данного жанра в России пришёлся на восемнадцатый век. Первым творить в таком жанре стал один из известнейших русских поэтов "допушкинской эпохи" В. К. Тредиаковский. Главная идея оды в России, как и Античности, - это прославление, часто очень напыщенное, а потому излишне пафосное. Следом за Тредиаковским в данном жанре стал писать Михаил Ломоносов, а в конце восемнадцатого века - Г. Державин. Влияние данных поэтов и жанра сказывается на раннем творчестве Александра Пушкина, но в течение девятнадцатого века жанр оды как одного из главнейших в творчестве русских поэтов угас. Хотя в начале двадцатого века поэт Владимир Маяковский написал произведение "Ода революции". Но это всё же исключение, ибо поэзия нашла себя в иных формах.

"Вечернее размышление о Божием величестве": история создания

В 1743 году, в мае-месяце, Ломоносова из-за конфликта с иностранными профессорами, работающими в Санкт-Петербургской академии наук и художеств, взяли под стражу. Пробыл в камере Михаил Ломоносов ровно восемь месяцев. Исследователи его биографии отмечают, что этот период отмечен его активной деятельностью как в науках, так и в творчестве. Именно находясь в заключении, Михаил Ломоносов пишет стихотворение «Вечернее размышление о Божием величестве» в жанре оды.

Вообще внесение в заглавие Бога - это попытка угодить царской цензуре. Не станем обвинять в этом прославленного русского ученого и поэта, ибо в сложных ситуациях к такому методу прибегали многие - и Александр и Достоевский, писавшие какие-либо восхваления и посвящения императорской семье или событиям из русской истории. Так поступил и Ломоносов с целью достигнуть скорейшего освобождения.

А вот в самом произведении Михаил Ломоносов провёл несколько мыслей, которые вызвали сильное негодование церковных властей. Но содержание оды "Вечернее размышление о Божием величестве" (Ломоносов), анализ данного произведения, основная мысль - в последующих разделах. Давайте начнем.

"Вечернее размышление о Божием величестве": краткое содержание

За что же так церковные власти невзлюбили оду? Давайте разберемся. В данном произведении Ломоносов, называя человека "песчинкой перед величественным и бездонным мирозданием", совершенно не преуменьшает значимость человека и его возможности.

На землю опускается ночь, покрывает тенью все вокруг, и человек видит бездну, что звезд полна. И, видя эту бездну, человек осознает себя песчинкой в бесконечной Вселенной. И перед открывшейся бездонной бездной человек начинает чувствовать себя песчинкой в этой Вселенной. "Утопая" в этой бездне, человек в поисках ответов обращается к тому, кто знает решительно все. И пусть ответы на вопросы не даются, человек продолжает поиск. И в оде "Вечернее размышление о Божием величестве", главная мысль - это показать человека именно таким: никогда не отступающим перед нехваткой знаний или ответов, постоянно ищущим, постоянно сомневающимся.

Пожалуй, именно это не понравилось церковным властям. Человек, по их разумению, должен быть робок, смиренен и податлив, а тут - совершенно иной образ.

Анализ произведения

Данное стихотворение - это не просто ода. Это стихотворные размышления Ломоносова о науке. Действительно, в стихотворении говорится о "множестве светов", а ведь Ломоносов утверждал о множестве населенных миров, пусть и за многие тысячи и миллионы километров от Земли. Часть произведения посвящена северному сиянию как природному явлению, которое также изучал Михаил Ломоносов.

Ода при каждой публикации подвергалась изменениям: видно, что Ломоносов искал идеальную форму для изложения своих мыслей. Впервые произведение было опубликовано в "Риторике" в 1748 году. Позже переиздано дважды - в 1751 и 1758 годах. Как отмечают исследователи в окончательном варианте поэту удалось достигнуть максимально качественной "смеси" Ломоносова-поэта и Ломоносова-ученого.

Критика и оценка

В 1765 году впервые стихотворение было опубликовано во Франции. В 1766 и 1778 годах вышли два других перевода, которые были очень благосклонно приняты французскими читателями. В 1802 году в городе Ревель (сейчас Таллинн) оду выпустили на немецком языке.

Русский писатель девятнадцатого века Николай Гоголь писал, что "в подобных произведениях Ломоносова виден скорее натуралист, чем поэт". Ему вторит Плеханов: "По-настоящему чувствующим поэтом Ломоносов становится не тогда, когда пишет о чем-то с точки зрения мифа, а когда смотрит на вещи как естествоиспытатель".

Значение произведения

Оды духовного направления выделяются специалистами из всего стихотворного наследия Ломоносова как наиболее зрелые и совершенные не только по содержанию, но и по форме произведения. Стиль их и манера написания весьма отточены Ломоносовым посредством очень частых переделок. А образы, рисуемые метафорами, остаются очень яркими и живыми и по сей день.

Тема "Вечернего размышления о Божием величестве" Михаила Ломоносова не однажды найдёт отклик и в будущем - в произведениях поэтов конца восемнадцатого и начала девятнадцатого веков, таких как Державин, Пушкин, Тютчев. Проблемы взаимоотношений человека и Бога будут волновать наших классиков, ведь где как не в русской литературе такие понятия, как "земное" и "небесное", встречаются повсеместно. Безусловно, когда классицизм с очень жесткими канонами и формами ушёл в прошлое, уступив свое место поэзии более реалистичной и менее возвышенной, оды как стиль по большей части также изжили себя. Но остался эмоциональный накал, духовные искания, смятения человека "посредине мира", как напишет Арсений Тарковский уже в двадцатом веке. Никуда не исчезнут попытки "наладить контакт" между человеком и Богом посредством не молитв, но поэзии. И никуда не исчезнет череда пророков, несущих вечное, искреннее, божественное. И, начиная с "Пророка" Александра Пушкина, затем Михаила Лермонтова, русские поэты и писатели будут пророчествовать, стараться говорить от лица Бога или пытаться договориться с ним. Но главное, что они будут творить.

Заключение

Михаил Ломоносов оставил огромный след в русской культуре и науке. Часть его исследований, несмотря на развитие науки, актуальна, его исторические труды поражают глубиной познания, а стихи Ломоносова читают и изучают. Пожалуй, мало можно назвать таких людей, которые успели за свою жизнь столько сделать для Отечества. Историк и географ, лингвист и химик, поэт и физик - перечислять можно долго, но главное - это то, что он был настоящим патриотом своей страны. В данной статье был дан на оду "Вечернее размышление о Божием величестве" (Ломоносов) анализ (довольно подробный), краткое содержание произведения, а также показаны основные темы творчества, рассказано о фактах биографии по-настоящему "большого человека для русской истории".

В 1753 г. М. В. Ломоносов (см. его краткую биографию на нашем сайте) в «Изъяснениях», приложенных к «Слову о явлениях, от электрической силы происходящих», сообщал: «Ода моя о северном сиянии, которая сочинена 1743 года, а в 1747 году напечатана, содержит мое давнишнее мнение, что северное сияние движением эфира произведено быть может».

Там спорит жирна мгла с водой;
Иль солнечны лучи блестят,
Склонясь сквозь воздух к нам густой;
Иль тучных гор верхи горят ;
Иль в море дуть престал зефир,
И гладки волны бьют в эфир .

Сомнений полон ваш ответ
О том, что окрест ближних мест.
Скажите ж, коль пространен свет?
И что малейших дале звезд?
Несведом тварей вам конец?
Скажите ж, коль велик творец?


Там разных множество светов. – Мысль о множестве населенных миров Ломоносов отстаивал и пытался обосновать научными доводами также в своем сочинении «Явление Венеры на Солнце» (Спб., 1761).

С полночных стран встает заря! – Наблюдения над северными сияниями, хорошо известными ему с юности, Ломоносов вел и в Петербурге. Для подготовлявшейся им книги «Испытание причины северного сияния» были исполнены гравюры, сделанные с его собственных зарисовок во время наблюдений.

1. Лице свое скрывает день,

Поля покрыла мрачна ночь,

Взошла на горы черна тень,

Лучи от нас склонились прочь,

Открылась бездна звезд полна,

Звездам числа нет, бездне дна.

2. Песчинка как в морских волнах,

Как мала искра в вечном льде,

Как в сильном вихре тонкий прах,

В свирепом как перо огне,

Так я в сей бездне углублен

Теряюсь, мысльми утомлен!

3. Уста премудрых нам гласят:

Там разных множество светов,

Несчетны солнца там горят,

Народы там и круг веков:

Для общей славы Божества

Так равна сила естества.

4. Но где ж, натура, твой закон?

С полночных стран встает заря!

Не солнце ль ставит там свой трон?

Не льды ль мещут огнь моря?

Се хладный камень нас покрыл!

Се в ночь на землю день вступил!

5. О вы, которых быстрый зрак

Пронзает в книгу вечных прав,

Которым малой вещи знак

Являет естества устав:

Вам путь известен всех планет,

Скажите, что нас так мятет?

6. Что зыблет ясной ночью луч?

Что тонкий пламень в твердь разит?

Как молния без грозных туч

Стремится от земли в зенит?

Как может быть, чтоб мерзлый пар

Среди зимы рождал пожар?

7. Там спорит жирна мгла с водой,

Иль солнечны лучи блестят,

Слонясь сквозь воздух к нам густой

Иль тучных гор верхи горят,

Иль в море дуть престал зефир,

И гладки волны бьют в эфир.

8. Сомнений полон ваш ответ,

О том, что окрест ближних мест.

Скажите ж, коль пространен свет?

И что малейших дале звезд?

Неведом тварей вам конец?

Скажите"ж, коль велик Творец?

УТРЕННЕЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ О БОЖИЕМ ВЕЛИЧЕСТВЕ

1. Уже прекрасное светило

Простерло блеск свой по земли,

И Божия дела открыло:

Мой дух, с веселием внемли,

Чудяся ясным толь лучам,

Представь, каков Зиждитель сам!

2. Когда бы смертным толь высоко

Возможно было возлететь,

Чтоб к солнцу бренно наше око

Могло приблизившись воззреть,

Тогда б со всех открылся стран

Горящий вечно Океан.

3. Там огненны валы стремятся

И не находят берегов,

Там вихри пламенны крутятся,

Борющись множество веков,

Там камни, как вода, кипят,

Горящи там дожди шумят.

4. Сия ужасная громада

Как искра пред тобой одна,

О, коль пресветлая лампада,

Тобою, Боже, возжена,

Для наших повседневных дел,

Что Ты творить нам повелел!

5. От мрачной ночи свободились

Поля, бугры, моря и лес,

И взору нашему открылись

Исполнены Твоих чудес.

Там всякая взывает плоть:

Велик Зиждитель наш Господь!

6. Светило дневное блистает

Лишь только на поверхность тел,

Но взор Твой в бездну проницает,

Не зная никаких предел.

От светлости Твоих очей

Лиется радость твари всей.

7. Творец! покрытому мне тьмою

Простри премудрости лучи,

И, что угодно пред Тобою,

Всегда творити научи,

И, на Твою взирая тварь,

Хвалить Тебя, безсмертный Царь.

ПРЕЛОЖЕНИЯ ПСАЛМОВ

ПРЕЛОЖЕНИЕ ПСАЛМА 1

1. Блажен, кто к злым в совет не ходит,

Не хочет грешным в след ступать,

И с тем, кто в пагубу приводит,

В согласных мыслях заседать,


2. Но волю токмо подвергает

Закону Божию во всем,

И сердцем оный наблюдает

Во всем течении своем.


3. Как древо он распространиться,

Что близ текущих вод растет,

Плодом своим обогатиться,

И лист его не отпадет.


4. Он узрит следствия поспешны

В незлобивых своих делах,

Но пагубой смутятся грешны,

Как вихрем восхищенный прах.


5. И так злодеи не возстанут

Пред Вышняго Творца на суд,

И праведные не вспомянут

В своем соборе их отнюдь.


6. Господь на праведных взирает,

И их в пути Своем хранит,

От грешных взор Свой отвращет,

И злобный путь их погубит.


Между 1743 и началом 1751

ПРЕЛОЖЕНИЕ ПСАЛМА 14

1. Господи, кто обитает

В светлом доме выше звезд,

Кто с Тобою населяет

Верх священный горних мест?


2. Тот, кто ходит непорочно,

Правду завсегда хранит,

И нелестным сердцем точно

Как языком говорит.


3. Кто устами льстить не знает,

Ближним не наносит бед,

Хитрых сетей не сплетает,

Чтобы в них увяз сосед.


4. Презирает всех лукавых,

Хвалит Вышнего рабов

И пред Ним душою правых,

Держится присяжных слов,


5. В лихву дать сребро стыдиться,

Мзды с невинных не берет.

Кто так жить на свете тщится,

Тот вовеки не падет.


Между 1743 и 1747

ПРЕЛОЖЕНИЕ ПСАЛМА 26

1. Господь Спаситель мне и Свет:

Кого я убоюся?

Господь Сам жизнь мою блюдет:

Кого я устрашуся?


2. Во злобе плоть мою пожрать

Противны устремились.

Но злой совет хотя начать,

Упадши, сокрушились.


3. Хоть полк против меня восстань,

Но я не ужасаюсь.

Пускай враги воздвигнут брань,

На Бога полагаюсь.


4. Я только от Творца прошу,

Чтоб в храм Его вселиться,

И больше в свете не ищу,

Как в оном веселиться.


5. В селении своем покрыл

Меня Он в день печали,

И неподвижно укрепил,

Как злые окружали.


6. Возвысил Он мою главу