Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Значение качественных прилагательных. Разряды имён прилагательных по значению

Прилагательное - часть речи, обозначающая признак предмета и отвечает на вопросы какой? и др. Прилагательные бывают относительные, качественные и притяжательные.

Качественные прилагательные обозначают определенную качественность предмета. Главной характеристикой таких прилагательных является то, что они могут иметь в большинстве случаев степень сравнения и краткую форму. Но также есть ряд и других критериев, которые свойственны только качественным прилагательным.

  • От качественных прилагательные могут образовываться наречия на о, е. Например, быстрый - быстро.
  • Разряд качественных прилагательных сочетается наречиями, которые обозначают меру и степени. Например, очень быстрый.
  • Качественные прилагательные могут входит в антонимичные пары: высокий - низкий, умный - глупый.

При этом стоит помнить, что главными критериями качественности является умение образовывать прилагательными краткие формы и степени сравнения. Совершенно не обязательно должны одновременно в одном слове быть все вышеназванные признаки качественности.

Разряд относительных прилагательных по своей сути обозначает материал, предмет, географическое название и прочее. Например, киевский, железный, морской. Таким прилагательным не свойственны те характеристики, которые свойственны качественным прилагательным. Имеется ввиду степень сравнения, образование краткое формы и др. Например, слово "морской" мы не можем сказать, что признак более или менее морской. А вот слова "длинный" может быть использовано в таких сочетаниях: более длинный и менее длинный.

Притяжательные прилагательные обозначают, что предмет принадлежит кому-либо. Они отвечают на вопросы: чей? чьё? и другие. Папин пиджак, мамина куртка, Димины заботы.

Так же как и относительные прилагательные прилагательные относительные не имеют краткой формы и степеней сравнения.

Переход из одного разряда в другой

Стоит заметить, что иногда один разряд прилагательного может переходить в другой разряд. Например, оловянный солдатик и оловянные глаза. В первом случае у нас относительное прилагательное, а во втором качественное.

По значению и грамматическим характеристикам имена прилагательные традиционно делятся на 3 разряда: качественные, относительные и притяжательные. Но современная лингвистика располагает и другими классификациями. Русская грамматика–1980 (т. 1, с. 540) предлагает классифицировать прилагательные по двум основаниям: во-первых, по характеру называемого признака; во-вторых, по характеру обозначения признака. С учётом того, какой из признаков считается более важным, строится классификация прилагательных.

I вариант. Все прилагательные делятся на два лексико-грамматических разряда: качественные и относительные. Относительные, в свою очередь, делятся на собственно относительные, порядковые и местоименные. На следующем этапе собственно относительные делятся на непритяжательные и притяжательные.

II вариант. По второму признаку классификация делит все имена прилагательные на знаменательные и местоименные. Далее производится деление знаменательных прилагательных на качественные и относительные; относительные делятся на собственно относительные и порядковые. Наконец, собственно относительные делятся на непритяжательные и притяжательные [Русская грамматика–1980, т. 1, с. 540].

В школьной грамматике выделяется 3 разряда: качественные, относительные и при­тяжательные. Эти же разряды выделяются и в ряде вузовских грамматик. Учитывая принятое в настоящей работе широкое понимание термина «имя прилагательное», мы добавляем к ним ещё один разряд – порядковые прилагательные. Рассмотрим каждый из выделенных разрядов.

Качественные прилагательные. Качественные прилагательные обозначают признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени. По лексическому значению они весьма разнообразны и могут называть:

а) цвет: синий, серый, яркий, блёклый и т. д.;

б) свойства предметов, воспринимаемые всеми органами чувств: горький, сладкий, мягкий, упругий, тёплый, густой, длинный и др.;

в) физические качества живых существ: толстый, старый, сильный, высокий, статный и др.;

г) духовные качества людей, черты их характера и т. д.: добрый, гордый, милый, ласковый, строгий, честный и т. п.

Качественные прилагательные могут входить в антонимические пары: длинный – короткий, узкий – широкий, близкий – далёкий, высокий – низкий, толстый – тонкий и т. д. При этом разные ЛСВ могут иметь собственные антонимы, например: свежий хлеб – чёрствый хлеб, свежий ветер – тёплый ветер, свежий огурец – солёный огурец, свежая рубашка – грязная рубашка, свежие новости – старые новости и т. д.

Словообразовательные особенности качественных прилагательных . Качественные прилагательные могут быть непроизводными (в отличие от притяжательных прилагательных, основы которых производны):синий, хороший;

могут иметь собственные суффиксы -ив, -ов, -лив, -чив, -ист, -аст : игр ив ый, шаловл ив ый, задумч ив ый, серебр ист ый;

образуют формы субъективной оценки: беленький, беловатый, белешенький ;

от них образуются отвлечённые существительные с суффиксами -ость, -есть, от(а), -изн(а ) : белый – белизна, строгий – строгость, свежий – свежесть, глухой – глухота;

от них образуются наречия на -о, -е, -и: красивый – красиво, свежий – свеже, зверский – зверски.

Грамматические особенности качественных прилагательных :

способность иметь степени сравнение: белый белее, более белый (сравнительная степень); белейший, самый белый, белее всего (всех) (превосходная степень);

наличие кратких и полных форм (бел – белый, тонок – тонкий );

они могут сочетаться с наречиями степени крайне, весьма, очень и др.: весьма добрый, крайне застенчивый, очень милый .

Главными признаками, отличающими качественные прилагательные, являются грамматические: степени сравнения, краткие и полные формы. Так как не все качественные прилагательные обладают полным набором этих признаков (например: слепой, босой, косой не имеют степеней сравнения; деловой – краткой формы и т. д.), то достаточным для отнесения имени прилагательного к разряду качественных считают наличие двух и даже одного из главных признаков, например: река судоходна.

Относительные прилагательные. Относительные прилагательные обозначают признаки предмета путем указания на его отношение к лицу, животному, предмету, действию, месту, времени, числу, например: детские рисунки – рисунки детей, деревянная ложка – ложка из дерева, украинское село – село в Украине, вчерашний день – день, который был вчера; двойной узел – узел, завязанный дваждыи т. д.

Относительные прилагательные, как правило, характеризуются отсутствием лексических и грамматических признаков, свойственных качественным прилагательным. Синонимами многих относительных прилагательных выступают имена существительные, в том числе родительный приименный (имя существительное в род. п. после существительного): деревенская улица – улица деревни, университетское здание – здание университета .

Замена именами существительными невозможна в следующих случаях:

в географических наименованиях, названиях улиц, гостиниц и т. д.: Дерибасовская набережная, гостиница « Киевская» и др.;

в случае расхождения в значениях именной конструкции и соответствующего прилагательного: городской вид (присущий городскому жителю) и вид города;

в словосочетаниях с прилагательными в переносном значении: шёлковые волосы (не волосы из шёлка, а волосы мягкие, как шёлк) и т. д.

В некоторых случаях относительные прилагательные могут быть заменены именами существительными в род. п. с предлогами: из : бумажный мешок – мешок из бумаги; соломенная шляпа – шляпа из соломы; от : крымский делегат – делегат от Крыма ; для : курительная комната – комната для курения ; именами существительными в вин. п. с предлогом

Притяжательные прилагательные. Притяжательные прилагательные выражают признак предмета путём называния принадлежности предмета владельцу (лицу или животному) и образуются с помощью суффиксов -ов- (-ев-), -ин-, -нин-, -й-, -ск-, -овск- (-евск-), -инск-.

Различают несколько групп притяжательных прилагательных.

1. Адъективы с суффиксами -ин-, -нин-, -ов-, -ев-: сестрин, дедов, братнин, учите­лев. Они употребляются в им. п. только в краткой форме и имеют особое склонение (см. «Склонение прилагательных»). Эти прилагательные образуются путём присоединения указанных суффиксов к основе существительных, обозначающих названия лиц или жи­вотных. В современном русском языке они употребляются крайне редко; вместо них обычно используется род. п. принадлежности имён существительных:книга сестры, пальто брата . Особенно сокращается употребление прилагательных на -ов-, -ев-. Это происходит потому, что подобные слова указывают на принадлежность одному лицу, а в современном языке отмечена тенденция к расширению сферы употребления тех прилага­тельных, в значении которых совмещается указание на принадлежность какому-либо лицу и целому коллективу.

Прилагательные на -нин - употребляются несколько чаще, преимущественно в разговорной речи. Их всего несколько: братнин, дочернин, мужнин, зятнин .

Прилагательные первой группы часто переходят в компоненты фразеологических сочетаний: пиррова победа, крокодиловы слезы, анютины глазки .

2. Следующую группу составляют прилагательные с суффиксом -й- (-ий-): лисий, медвежий, волчий. Они обозначают не индивидуальную, а общеродовую принадлежность, образуются от нарицательных существительных, называющих лиц и животных, и широко распространены в современном русском языке: птичий гомон, рыбий глаз, волчья стая, пастушья дудка, девичья гордость . Некоторые учёные выделяют подобные прилагательные в разряд относительно-притяжательных, другие включают в состав относительных. Необходимо учитывать семантику таких прилагательных: если они обозначают принадлежность животному или лицу, их следует относить к притяжательным (лисий хвост хвост, принадлежащий лисе; волчье ухо ухо волка и т. д.); если же имя прилагательное обозначает материал, из которого что-либо изготовлено, оно принадлежит к разряду относительных прилагательных: лисья шуба – шуба из лисы, соболья шапка – шапка из соболя . Некоторые имена прилагательные с суффиксом -й- (-ий-) имеют не прямое, а переносное значение и входят в устойчивые сочетания: волчий аппетит, медвежья походка, медвежья услуга.

3. Небольшую группу составляют притяжательные прилагательные, указывающие на принадлежность предмета одному лицу и имеющие в своем составе суффиксы -ск-, -овск-, -инск -: чеховский рассказ, пушкинская поэма .

Некоторые лингвисты пытались отнести к притяжательным прилагательные с суффиксами -ск-, -овск-, -инск -, образованные от названий населённых пунктов и обозначающие принадлежность городу и т. п.: симферопольский завод, феодосийский пляж, орловский театр. Такое широкое понимание «притяжательности» противоречит логике. Как известно, семантической основой выделения притяжательных прилагательных является указание на принадлежность лицу или животному; основой выделения относительных прилагательных – способность обозначать признаки предметов по их отношению к другим предметам. Следовательно, прилагательные типа ленинградский (парк), городская (улица), вчерашние (новости) необходимо включать в разряд относительных.

Порядковые прилагательные . Порядковые прилагательные называют признак предмета через отношение к числу, количеству. Они образуются от количественных числительных, например: девять – девятый, девяносто девять – девяносто девятый . Особенностью их склонения в сравнении с соответствующими количественными числительными является то, что изменяется в составных словах только последний компонент.

Таблица 1

тысяча девятьсот девяносто девятому

тысяча девятьсот девяносто девятый

тысяча девятьсот девяносто девятого

тысяча девятьсот девяносто девятым

(о) тысяча девятьсот девяносто девятом

Известный языковед Ю.С. Степанов считал, что различие качественных и относительных значений прилагательных является одним из самых сложных. Такое разделение проводится даже не во всех языках. В русском уже ученики средней школы учатся различать эти разряды прилагательных.

Как Вы, наверное, помните, имена прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

Какой ? – маленький двор, школьный учитель, медвежий коготь.

Какая ? – замечательная погода, деревянная скамейка, лисья мордочка.

Какое ? – превосходное настроение, жемчужное ожерелье, лошадиное копыто.

Какие ? – вежливые ученики, районные соревнования, заячьи ушки.

В каждом ряду приведены примеры качественных, относительных и притяжательных прилагательных. Как же их различать? Как уже стало понятно, просто задать вопрос к прилагательному – не даст результата, разряд таким способом не определишь.

На помощь придут грамматика и семантика (значение слова). Рассмотрим каждый разряд имен прилагательных по значению.

Качественные имена прилагательные

Уже по названию понятно, что эти прилагательные обозначают качество предмета . Что же это может быть за качество? Цвет (лиловый, бордовый, гнедой, вороной ), форма (прямоугольный, квадратный ), физические характеристики живых существ (толстый, здоровый, активный ), временные и пространственные признаки (медленный, глубокий ), общие качества, присущие одушевленному предмету (злой, забавный, счастливый ) и др.

Также большинство (но не все!) качественных имен прилагательных имеют целый ряд грамматических признаков , по которым их довольно легко отличить от остальных прилагательных. Эти признаки не обязательно могут быть целым набором у каждого качественного прилагательного, но если Вы обнаружили, что хотя бы какой-то признак к данному прилагательному подходит, – перед Вами качественное имя прилагательное. Итак:

1) Качественные прилагательные обозначают такой признак, который может проявляться в большей или меньшей степени . Отсюда – возможность образовывать степени сравнения.

Тонкий – тоньше – тончайший. Интересный – менее интересный – самый интересный.

2) Образуют краткие формы . Долгий – долог, мелкий – мелок.

3) Сочетаются с наречиями меры и степени . Очень красивый, чрезвычайно занимательный, совершенно непонятный.

4) От качественных прилагательных можно образовать наречия на -о (-е) и существительные с отвлеченными суффиксами -ость (-есть), -изн-, -ев-, -ин-, -от- : великолепный – великолепно, ясный – ясность, голубой – голубизна, синий – синева, толстый – толщина, красивый – красота.

5) Можно также образовать слова с уменьшительно-ласкательными или увеличительными суффиксами : злой – злющий, грязный – грязненький, зеленый – зелененький, здоровый – здоровенный.

6) Могут иметь антонимы : большой – маленький, белый – черный, острый – тупой, черствый – свежий.

Как видите, признаков много, но совершенно необязательно пользоваться всеми. Помните, что у некоторых качественных прилагательных нет степеней сравнения, некоторые не образуют отвлеченные существительные, некоторые не могут сочетаться с наречиями меры и степени, но зато они подходят по другим признакам.

Например, прилагательное гнедой. Это прилагательное не подходит ни по одному грамматическому критерию, но обозначает цвет = качество предмета , – значит, оно качественное.

Или прилагательное прекрасный. Нельзя сказать очень прекрасный , зато можно образовать наречие прекрасно . Вывод: прилагательное качественное .

Относительные имена прилагательные

Обозначают признак через отношение к предмету. Какие это могут быть отношения – признаки? Материал , из которого изготовлен предмет (железный гвоздь – гвоздь из железа, каменный подвал – подвал из камня, бархатное платье – платье из бархата ); место, время, пространство (сегодняшний скандал – скандал, который произошел сегодня; междугородний автобус – автобус между городами; московская область – область Москвы ); назначение (родительский собрание – собрание для родителей, детский магазин – магазин для детей ) и др.

Признаки эти не временные, а постоянные , поэтому всех особенностей, присущих качественным именам прилагательным, относительные не имеют. Это значит, что они не образуют степеней сравнения (нельзя сказать, что этот дом деревянный, а тот более деревянный ), не сочетаются с наречиями меры и степени (нельзя сказать очень золотой браслет ) и т.д.

Зато словосочетания с относительными прилагательными можно преобразовать, заменив прилагательное. Например, сельский житель – житель села, молочная каша – каша на молоке, пластмассовый кубик – кубик из пластмассы.

Надеемся, что Вам стало понятнее, как различить качественные и относительные имена прилагательные. А о притяжательных прилагательных и о некоторых ловушках поговорим в следующей статье.

Удачи Вам в изучении русского языка!

Остались вопросы? Не знаете, чем отличаются качественные прилагательные от относительных?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

В русском языке имена прилагательные делятся на три разряда. В основе классификации лежат лексические и грамматические особенности обсуждаемых частей речи. Общим для всех прилагательных является обозначение постоянного (не меняющегося со временем) признака предмета; различия начинаются с характера их лексических основ, выражающих непосредственные (проявляющиеся сами по себе), опосредованные (определяющиеся через сравнение с другими явлениями) и «принадлежностные» свойства и качества предметов.

  1. Качественные прилагательные. Качественные имена прилагательные отвечают на вопрос «какой?» и обозначают прямые наименования признаков, связанных с лексическими значениями:
    • цветов (красный, розовый, малиновый);
    • пространственных характеристик (правый – левый, прямой – кривой);
    • физических свойств предметов (кислый – сладкий, горячий – холодный, лёгкий – тяжёлый);
    • внешнего вида и внутренних качеств людей и животных (тонкий – толстый, умный – глупый, ленивый – трудолюбивый).
    Выражаемые качественными прилагательными признаки могут проявляться в большей или меньшей степени, а сами прилагательные – иметь степени сравнения (лёгкий – легче – легчайший), сочетаться с наречиями меры и степени (очень лёгкий) и превращаться в них (легко). Качественные прилагательные могут иметь антонимы (добрый – злой, высокий – низкий). От них часто образуются абстрактные имена существительные (сладкий – сладость, кривой – кривизна). Качественные прилагательные могут иметь полную и краткую форму (лёгкий – лёгок). С помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов говорящие без труда придают им субъективную оценочную форму (лёгонький).
    Все вышеперечисленные признаки не обязательно проявляются в одном и том же слове, но они не характерны для других разрядов прилагательных и наличие хотя бы одного из них уже указывает на качественную характеристику части речи.
  2. Относительные прилагательные. Относительные имена прилагательные отвечают на вопрос «какой?» и обозначают косвенные наименования признаков, определяемых через отношение к другому:
    • предмету или лицу (апельсиновый сок – сок из апельсина, детская одежда – одежда для детей);
    • действию (стиральный порошок – порошок для стирки);
    • времени или месту (весенний дождь – дождь, который идёт весной; городской транспорт – транспорт, функционирующий в городе);
    • понятию (философский трактат).
    Относительные прилагательные не имеют степеней сравнения. Чаще всего их можно заменить предложно-именными сочетаниями со словами, от которых они образованы (см. выше). Для относительных прилагательных свойственен производный характер, в то время как качественные – сами служат основой для других слов.
    Относительные прилагательные могут переходить в разряд качественных. Обычно это происходит в тех случаях, когда слово попадает в иной контент и изменяет своё лексическое значение (железная решётка – решётка, сделанная из железа и железная воля – сильная, крепкая, несгибаемая).
  3. Притяжательные прилагательные. Притяжательные имена прилагательные отвечают на вопрос «чей?» и обозначают принадлежность одного предмета другому. Как правило притяжательные прилагательные указывают на одушевлённое лицо – человека (мамин халат, дядин автомобиль) или животное (медвежья берлога). Принадлежность к неодушевлённым предметам в русском языке обычно выражается с помощью относительных прилагательных или других частей речи, но иногда и здесь (в основном, в художественной литературе, в авторском, метафорическом контексте) можно встретить притяжательные прилагательные – например, ребровы дуги у Маяковского.
    Притяжательные прилагательные образуются от существительных с помощью двух групп суффиксов:
    • -ов (-ев), -ин (-ын);
    • –ий, -ья, -ье, -иный, -ский.
    Притяжательные прилагательные могут переходить в разряд как относительных (бобровый домик – притяжательное значение, бобровый воротник – относительное), так и качественных: (медвежья берлога – притяжательное значение, медвежья услуга – качественное) частей речи.
Подведём итог. Разряд имени прилагательного можно определить, исходя из его лексического значения. В начале стоит задать вопрос и посмотреть, что именно обозначает то или иное слово: самоценно ли оно само по себе (качественное прилагательное) и не относится ли оно к какому-либо неодушевлённому предмету (относительное прилагательное) или одушевлённому лицу (притяжательное прилагательное).

По разнице в вопросах «какой?» - «чей?» притяжательные прилагательные легко отделяются от качественных и относительных. Качественные прилагательные проще всего определить, попробовав изменить их, дав субъективную оценку, поставив в краткую форму или развив их качество до той или иной степени. Относительные прилагательные «видно» по возможности образовывать сочетания из двух существительных.

6 класс.

Русский язык.

Учитель: Арушанян Т.П.

Тема: «Разряды имен прилагательных по значению. Относительные прилагательные». § 42

Цели урока:

Обучающие : познакомить учащихся с разрядами имён прилагательных по значению; формировать умение определять разряд прилагательных.

Развивающие : развивать исследовательскую, творческую деятельность учащихся; развивать коммуникативные способности учащихся.

Воспитательные: воспитывать положительное отношение к процессу познания; интерес к родному языку.

Планируемые результаты:

Предметные: знать разряды прилагательных, их отличительные признаки; уметь различать прилагательные по значению.

Метапредметные:

Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; извлекать информацию из различных источников; давать определения понятиям; объяснять языковые явления; строить рассуждение; приводить примеры в качестве доказательства; устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности; составлять план действий, работать по плану; прогнозировать, корректировать свою деятельность; выдвигать версии решений; анализировать и оценивать собственную работу.

Коммуникативные: уметь сотрудничать в группе; учитывать различные мнения, сравнивать разные точки зрения; высказывать и отстаивать свою точку зрения; договариваться, задавать вопросы по теме; выступать перед аудиторией.

Личностные: выражать положительное, осознанное отношение к учению; оценивать собственную учебную деятельность; применять правила сотрудничества в группе.

Оборудование:

Тетради, учебник.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Метод : исследовательский, частично – поисковый.

Формы работы учащихся : фронтальная, индивидуальная.

Ход урока

    Организационный момент .

    Актуализация опорных знаний .

Приветствие. Объявление темы урока.

Как вы думаете, ребята, какие цели стоят перед нами на сегодняшнем уроке? (Ответ учащихся)

Действительно, мы познакомимся еще с одним разрядом прилагательного – с постоянным морфологическим признаком, узнаем отличительные признаки относительных прилагательных, научимся отличать их от качественных.

Запишем в тетрадь дату и тему урока.

Орфографическая разминка.

О дальней дороге, о столетней ели, из-за ноющей боли, в пахучей жидкости, в соседней деревне, на свежем воздухе, в колючем кустарнике, о летнем зное, во внутренний дворик, о будущем новоселье, в синей дали, о недавнем происшествии, к ближайшей станции, в ближайшем кафетерии.

На прошлом уроке мы изучали разряды прилагательных, а именно, качественные имена прилагательные. Давайте вспомним всё, что о них знаем.

1. Имя прилагательное обозначает признак предмета; отвечает на вопрос какой? / чей?: большой, железный , мамин.

2. Разряды прилагательных:

- качественные - прилагательное называет признак, который может быть выражен в большей или меньшей степени: добрый, добрее, самый добрый ;

- относительные - прилагательное называет признак, который не может быть выражен в большей или меньшей степени: золотые серёжки;

- притяжательные - прилагательное указывает на принадлежность чего-либо лицу или животному: беличий, мамин.

3. Склонение прилагательных

Прилагательные изменяются:

по падежам: красная роза, о красной розе и т. д.;

по числам; красная роза, красные цветы;

по родам (только в единственном числе): красный цвет, красная роза, красное зарево.

Род, число, падеж определяются по существительному.

4.Форма прилагательного (только у качественных):

- полная: весёлый;

- краткая: весел.

5. Степень сравнения (только у качественных):

- сравнительная степень: веселее, более весёлый;

- превосходная степень: веселейший, самый весёлый.

6. В предложении может быть определением, сказуемым: тёплый хлеб. Хлеб был тёплый.

Качественные прилагательные (какой?): прилагательное называет признак,

который может быть выражен в большей или меньшей степени:

яркий свет - ярче. более яркий

Относительные прилагательные ( какой?): прилагательное называет признак, который не может быть выражен в большей или меньшей степени:

компьютерная программа, электронные часы

Притяжательные прилагательные ( чей?): прилагательное указывает на принадлежность чего-либо лицу или животному:

папины документы, лисья нора

III . Изучение новой темы.

- В отличие от качественных прилагательных относительные обозначают такой признак предмета, которые не может проявляться в большей или меньшей степени в предмете.

Работа с теоретическим материалом учебника, стр.8, 10

«Опознавательные признаки относительных прилагательных».

1. Не имеют степеней сравнения.

2. Не имеют краткой формы.

3. Не сочетаются с наречием очень.

4. Не имеют антонимов.

Обозначают:

- материал (стеклянная стена, песчаный берег);

- количество (двухэтажный дом, пятилетняя дочь);

- местонахождение (речной порт, московский житель);

- время (прошлогодний план, январские морозы);

- назначение (стиральная машина, спортивная обувь);

- вес, длину, меру (стограммовая гиря, метровая палка, двухлитровая банка).

IV . Закрепление изученного материала.

    Работа с учебником. Стр. 9, упр. 313, 314

    Из каждой группы словосочетаний выпишите словосочетания с качественными, относительными прилагательными.

Новый плащ.., кожаный плащ..,.; золотая брош.., дорогая брош..; льняная вещ.., нужная вещ..; шерстяное кашне, красивое кашне; элегантное пальто, драповое пальто; дорогое боа, меховое боа; чёрный кофе, кенийский кофе.

V . Итог урока. Рефлексия.

1. Выполнили ли мы задачи, которые стояли перед нами в начале урока?

2. С какими прилагательными познакомились сегодня на уроке?

3. По каким опознавательным признакам мы сможем их определить?

VI . Домашнее задание

Выучить теоретический материал § 42 (правила + тетрадь) . Выполнить упр. 315.