Значение качественных прилагательных. Разряды имён прилагательных по значению
Прилагательное - часть речи, обозначающая признак предмета и отвечает на вопросы какой? и др. Прилагательные бывают относительные, качественные и притяжательные.
Качественные прилагательные обозначают определенную качественность предмета. Главной характеристикой таких прилагательных является то, что они могут иметь в большинстве случаев степень сравнения и краткую форму. Но также есть ряд и других критериев, которые свойственны только качественным прилагательным.
- От качественных прилагательные могут образовываться наречия на о, е. Например, быстрый - быстро.
- Разряд качественных прилагательных сочетается наречиями, которые обозначают меру и степени. Например, очень быстрый.
- Качественные прилагательные могут входит в антонимичные пары: высокий - низкий, умный - глупый.
При этом стоит помнить, что главными критериями качественности является умение образовывать прилагательными краткие формы и степени сравнения. Совершенно не обязательно должны одновременно в одном слове быть все вышеназванные признаки качественности.
Разряд относительных прилагательных по своей сути обозначает материал, предмет, географическое название и прочее. Например, киевский, железный, морской. Таким прилагательным не свойственны те характеристики, которые свойственны качественным прилагательным. Имеется ввиду степень сравнения, образование краткое формы и др. Например, слово "морской" мы не можем сказать, что признак более или менее морской. А вот слова "длинный" может быть использовано в таких сочетаниях: более длинный и менее длинный.
Притяжательные прилагательные обозначают, что предмет принадлежит кому-либо. Они отвечают на вопросы: чей? чьё? и другие. Папин пиджак, мамина куртка, Димины заботы.
Так же как и относительные прилагательные прилагательные относительные не имеют краткой формы и степеней сравнения.
Переход из одного разряда в другой
Стоит заметить, что иногда один разряд прилагательного может переходить в другой разряд. Например, оловянный солдатик и оловянные глаза. В первом случае у нас относительное прилагательное, а во втором качественное.
По значению и грамматическим характеристикам имена прилагательные традиционно делятся на 3 разряда: качественные, относительные и притяжательные. Но современная лингвистика располагает и другими классификациями. Русская грамматика–1980 (т. 1, с. 540) предлагает классифицировать прилагательные по двум основаниям: во-первых, по характеру называемого признака; во-вторых, по характеру обозначения признака. С учётом того, какой из признаков считается более важным, строится классификация прилагательных.
I вариант. Все прилагательные делятся на два лексико-грамматических разряда: качественные и относительные. Относительные, в свою очередь, делятся на собственно относительные, порядковые и местоименные. На следующем этапе собственно относительные делятся на непритяжательные и притяжательные.
II вариант. По второму признаку классификация делит все имена прилагательные на знаменательные и местоименные. Далее производится деление знаменательных прилагательных на качественные и относительные; относительные делятся на собственно относительные и порядковые. Наконец, собственно относительные делятся на непритяжательные и притяжательные [Русская грамматика–1980, т. 1, с. 540].
В школьной грамматике выделяется 3 разряда: качественные, относительные и притяжательные. Эти же разряды выделяются и в ряде вузовских грамматик. Учитывая принятое в настоящей работе широкое понимание термина «имя прилагательное», мы добавляем к ним ещё один разряд – порядковые прилагательные. Рассмотрим каждый из выделенных разрядов.
Качественные прилагательные. Качественные прилагательные обозначают признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени. По лексическому значению они весьма разнообразны и могут называть:
а) цвет: синий, серый, яркий, блёклый и т. д.;
б) свойства предметов, воспринимаемые всеми органами чувств: горький, сладкий, мягкий, упругий, тёплый, густой, длинный и др.;
в) физические качества живых существ: толстый, старый, сильный, высокий, статный и др.;
г) духовные качества людей, черты их характера и т. д.: добрый, гордый, милый, ласковый, строгий, честный и т. п.
Качественные прилагательные могут входить в антонимические пары: длинный – короткий, узкий – широкий, близкий – далёкий, высокий – низкий, толстый – тонкий и т. д. При этом разные ЛСВ могут иметь собственные антонимы, например: свежий хлеб – чёрствый хлеб, свежий ветер – тёплый ветер, свежий огурец – солёный огурец, свежая рубашка – грязная рубашка, свежие новости – старые новости и т. д.
Словообразовательные особенности качественных прилагательных . Качественные прилагательные могут быть непроизводными (в отличие от притяжательных прилагательных, основы которых производны):синий, хороший;
могут иметь собственные суффиксы -ив, -ов, -лив, -чив, -ист, -аст : игр ив ый, шаловл ив ый, задумч ив ый, серебр ист ый;
образуют формы субъективной оценки: беленький, беловатый, белешенький ;
от них образуются отвлечённые существительные с суффиксами -ость, -есть, от(а), -изн(а ) : белый – белизна, строгий – строгость, свежий – свежесть, глухой – глухота;
от них образуются наречия на -о, -е, -и: красивый – красиво, свежий – свеже, зверский – зверски.
Грамматические особенности качественных прилагательных :
способность иметь степени сравнение: белый – белее, более белый (сравнительная степень); белейший, самый белый, белее всего (всех) (превосходная степень);
наличие кратких и полных форм (бел – белый, тонок – тонкий );
они могут сочетаться с наречиями степени крайне, весьма, очень и др.: весьма добрый, крайне застенчивый, очень милый .
Главными признаками, отличающими качественные прилагательные, являются грамматические: степени сравнения, краткие и полные формы. Так как не все качественные прилагательные обладают полным набором этих признаков (например: слепой, босой, косой не имеют степеней сравнения; деловой – краткой формы и т. д.), то достаточным для отнесения имени прилагательного к разряду качественных считают наличие двух и даже одного из главных признаков, например: река судоходна.
Относительные прилагательные. Относительные прилагательные обозначают признаки предмета путем указания на его отношение к лицу, животному, предмету, действию, месту, времени, числу, например: детские рисунки – рисунки детей, деревянная ложка – ложка из дерева, украинское село – село в Украине, вчерашний день – день, который был вчера; двойной узел – узел, завязанный дваждыи т. д.
Относительные прилагательные, как правило, характеризуются отсутствием лексических и грамматических признаков, свойственных качественным прилагательным. Синонимами многих относительных прилагательных выступают имена существительные, в том числе родительный приименный (имя существительное в род. п. после существительного): деревенская улица – улица деревни, университетское здание – здание университета .
Замена именами существительными невозможна в следующих случаях:
в географических наименованиях, названиях улиц, гостиниц и т. д.: Дерибасовская набережная, гостиница « Киевская» и др.;
в случае расхождения в значениях именной конструкции и соответствующего прилагательного: городской вид (присущий городскому жителю) и вид города;
в словосочетаниях с прилагательными в переносном значении: шёлковые волосы (не волосы из шёлка, а волосы мягкие, как шёлк) и т. д.
В некоторых случаях относительные прилагательные могут быть заменены именами существительными в род. п. с предлогами: из : бумажный мешок – мешок из бумаги; соломенная шляпа – шляпа из соломы; от : крымский делегат – делегат от Крыма ; для : курительная комната – комната для курения ; именами существительными в вин. п. с предлогом
Притяжательные прилагательные. Притяжательные прилагательные выражают признак предмета путём называния принадлежности предмета владельцу (лицу или животному) и образуются с помощью суффиксов -ов- (-ев-), -ин-, -нин-, -й-, -ск-, -овск- (-евск-), -инск-.
Различают несколько групп притяжательных прилагательных.
1. Адъективы с суффиксами -ин-, -нин-, -ов-, -ев-: сестрин, дедов, братнин, учителев. Они употребляются в им. п. только в краткой форме и имеют особое склонение (см. «Склонение прилагательных»). Эти прилагательные образуются путём присоединения указанных суффиксов к основе существительных, обозначающих названия лиц или животных. В современном русском языке они употребляются крайне редко; вместо них обычно используется род. п. принадлежности имён существительных:книга сестры, пальто брата . Особенно сокращается употребление прилагательных на -ов-, -ев-. Это происходит потому, что подобные слова указывают на принадлежность одному лицу, а в современном языке отмечена тенденция к расширению сферы употребления тех прилагательных, в значении которых совмещается указание на принадлежность какому-либо лицу и целому коллективу.
Прилагательные на -нин - употребляются несколько чаще, преимущественно в разговорной речи. Их всего несколько: братнин, дочернин, мужнин, зятнин .
Прилагательные первой группы часто переходят в компоненты фразеологических сочетаний: пиррова победа, крокодиловы слезы, анютины глазки .
2. Следующую группу составляют прилагательные с суффиксом -й- (-ий-): лисий, медвежий, волчий. Они обозначают не индивидуальную, а общеродовую принадлежность, образуются от нарицательных существительных, называющих лиц и животных, и широко распространены в современном русском языке: птичий гомон, рыбий глаз, волчья стая, пастушья дудка, девичья гордость . Некоторые учёные выделяют подобные прилагательные в разряд относительно-притяжательных, другие включают в состав относительных. Необходимо учитывать семантику таких прилагательных: если они обозначают принадлежность животному или лицу, их следует относить к притяжательным (лисий хвост – хвост, принадлежащий лисе; волчье ухо – ухо волка и т. д.); если же имя прилагательное обозначает материал, из которого что-либо изготовлено, оно принадлежит к разряду относительных прилагательных: лисья шуба – шуба из лисы, соболья шапка – шапка из соболя . Некоторые имена прилагательные с суффиксом -й- (-ий-) имеют не прямое, а переносное значение и входят в устойчивые сочетания: волчий аппетит, медвежья походка, медвежья услуга.
3. Небольшую группу составляют притяжательные прилагательные, указывающие на принадлежность предмета одному лицу и имеющие в своем составе суффиксы -ск-, -овск-, -инск -: чеховский рассказ, пушкинская поэма .
Некоторые лингвисты пытались отнести к притяжательным прилагательные с суффиксами -ск-, -овск-, -инск -, образованные от названий населённых пунктов и обозначающие принадлежность городу и т. п.: симферопольский завод, феодосийский пляж, орловский театр. Такое широкое понимание «притяжательности» противоречит логике. Как известно, семантической основой выделения притяжательных прилагательных является указание на принадлежность лицу или животному; основой выделения относительных прилагательных – способность обозначать признаки предметов по их отношению к другим предметам. Следовательно, прилагательные типа ленинградский (парк), городская (улица), вчерашние (новости) необходимо включать в разряд относительных.
Порядковые прилагательные . Порядковые прилагательные называют признак предмета через отношение к числу, количеству. Они образуются от количественных числительных, например: девять – девятый, девяносто девять – девяносто девятый . Особенностью их склонения в сравнении с соответствующими количественными числительными является то, что изменяется в составных словах только последний компонент.
Таблица 1
тысяча девятьсот девяносто девятому тысяча девятьсот девяносто девятый тысяча девятьсот девяносто девятого тысяча девятьсот девяносто девятым (о) тысяча девятьсот девяносто девятом |
Известный языковед Ю.С. Степанов считал, что различие качественных и относительных значений прилагательных является одним из самых сложных. Такое разделение проводится даже не во всех языках. В русском уже ученики средней школы учатся различать эти разряды прилагательных.
Как Вы, наверное, помните, имена прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
Какой ? – маленький двор, школьный учитель, медвежий коготь.
Какая ? – замечательная погода, деревянная скамейка, лисья мордочка.
Какое ? – превосходное настроение, жемчужное ожерелье, лошадиное копыто.
Какие ? – вежливые ученики, районные соревнования, заячьи ушки.
В каждом ряду приведены примеры качественных, относительных и притяжательных прилагательных. Как же их различать? Как уже стало понятно, просто задать вопрос к прилагательному – не даст результата, разряд таким способом не определишь.
На помощь придут грамматика и семантика (значение слова). Рассмотрим каждый разряд имен прилагательных по значению.
Качественные имена прилагательные
Уже по названию понятно, что эти прилагательные обозначают качество предмета . Что же это может быть за качество? Цвет (лиловый, бордовый, гнедой, вороной ), форма (прямоугольный, квадратный ), физические характеристики живых существ (толстый, здоровый, активный ), временные и пространственные признаки (медленный, глубокий ), общие качества, присущие одушевленному предмету (злой, забавный, счастливый ) и др.
Также большинство (но не все!) качественных имен прилагательных имеют целый ряд грамматических признаков , по которым их довольно легко отличить от остальных прилагательных. Эти признаки не обязательно могут быть целым набором у каждого качественного прилагательного, но если Вы обнаружили, что хотя бы какой-то признак к данному прилагательному подходит, – перед Вами качественное имя прилагательное. Итак:
1) Качественные прилагательные обозначают такой признак, который может проявляться в большей или меньшей степени . Отсюда – возможность образовывать степени сравнения.
Тонкий – тоньше – тончайший. Интересный – менее интересный – самый интересный.
2) Образуют краткие формы . Долгий – долог, мелкий – мелок.
3) Сочетаются с наречиями меры и степени . Очень красивый, чрезвычайно занимательный, совершенно непонятный.
4) От качественных прилагательных можно образовать наречия на -о (-е) и существительные с отвлеченными суффиксами -ость (-есть), -изн-, -ев-, -ин-, -от- : великолепный – великолепно, ясный – ясность, голубой – голубизна, синий – синева, толстый – толщина, красивый – красота.
5) Можно также образовать слова с уменьшительно-ласкательными или увеличительными суффиксами : злой – злющий, грязный – грязненький, зеленый – зелененький, здоровый – здоровенный.
6) Могут иметь антонимы : большой – маленький, белый – черный, острый – тупой, черствый – свежий.
Как видите, признаков много, но совершенно необязательно пользоваться всеми. Помните, что у некоторых качественных прилагательных нет степеней сравнения, некоторые не образуют отвлеченные существительные, некоторые не могут сочетаться с наречиями меры и степени, но зато они подходят по другим признакам.
Например, прилагательное гнедой. Это прилагательное не подходит ни по одному грамматическому критерию, но обозначает цвет = качество предмета , – значит, оно качественное.
Или прилагательное прекрасный. Нельзя сказать очень прекрасный , зато можно образовать наречие прекрасно . Вывод: прилагательное качественное .
Относительные имена прилагательные
Обозначают признак через отношение к предмету. Какие это могут быть отношения – признаки? Материал , из которого изготовлен предмет (железный гвоздь – гвоздь из железа, каменный подвал – подвал из камня, бархатное платье – платье из бархата ); место, время, пространство (сегодняшний скандал – скандал, который произошел сегодня; междугородний автобус – автобус между городами; московская область – область Москвы ); назначение (родительский собрание – собрание для родителей, детский магазин – магазин для детей ) и др.
Признаки эти не временные, а постоянные , поэтому всех особенностей, присущих качественным именам прилагательным, относительные не имеют. Это значит, что они не образуют степеней сравнения (нельзя сказать, что этот дом деревянный, а тот более деревянный ), не сочетаются с наречиями меры и степени (нельзя сказать очень золотой браслет ) и т.д.
Зато словосочетания с относительными прилагательными можно преобразовать, заменив прилагательное. Например, сельский житель – житель села, молочная каша – каша на молоке, пластмассовый кубик – кубик из пластмассы.
Надеемся, что Вам стало понятнее, как различить качественные и относительные имена прилагательные. А о притяжательных прилагательных и о некоторых ловушках поговорим в следующей статье.
Удачи Вам в изучении русского языка!
Остались вопросы? Не знаете, чем отличаются качественные прилагательные от относительных?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!
сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
В русском языке имена прилагательные делятся на три разряда. В основе классификации лежат лексические и грамматические особенности обсуждаемых частей речи. Общим для всех прилагательных является обозначение постоянного (не меняющегося со временем) признака предмета; различия начинаются с характера их лексических основ, выражающих непосредственные (проявляющиеся сами по себе), опосредованные (определяющиеся через сравнение с другими явлениями) и «принадлежностные» свойства и качества предметов.
- Качественные прилагательные.
Качественные имена прилагательные отвечают на вопрос «какой?» и обозначают прямые наименования признаков, связанных с лексическими значениями:
- цветов (красный, розовый, малиновый);
- пространственных характеристик (правый – левый, прямой – кривой);
- физических свойств предметов (кислый – сладкий, горячий – холодный, лёгкий – тяжёлый);
- внешнего вида и внутренних качеств людей и животных (тонкий – толстый, умный – глупый, ленивый – трудолюбивый).
Все вышеперечисленные признаки не обязательно проявляются в одном и том же слове, но они не характерны для других разрядов прилагательных и наличие хотя бы одного из них уже указывает на качественную характеристику части речи. - цветов (красный, розовый, малиновый);
- Относительные прилагательные.
Относительные имена прилагательные отвечают на вопрос «какой?» и обозначают косвенные наименования признаков, определяемых через отношение к другому:
- предмету или лицу (апельсиновый сок – сок из апельсина, детская одежда – одежда для детей);
- действию (стиральный порошок – порошок для стирки);
- времени или месту (весенний дождь – дождь, который идёт весной; городской транспорт – транспорт, функционирующий в городе);
- понятию (философский трактат).
Относительные прилагательные могут переходить в разряд качественных. Обычно это происходит в тех случаях, когда слово попадает в иной контент и изменяет своё лексическое значение (железная решётка – решётка, сделанная из железа и железная воля – сильная, крепкая, несгибаемая). - предмету или лицу (апельсиновый сок – сок из апельсина, детская одежда – одежда для детей);
- Притяжательные прилагательные.
Притяжательные имена прилагательные отвечают на вопрос «чей?» и обозначают принадлежность одного предмета другому. Как правило притяжательные прилагательные указывают на одушевлённое лицо – человека (мамин халат, дядин автомобиль) или животное (медвежья берлога). Принадлежность к неодушевлённым предметам в русском языке обычно выражается с помощью относительных прилагательных или других частей речи, но иногда и здесь (в основном, в художественной литературе, в авторском, метафорическом контексте) можно встретить притяжательные прилагательные – например, ребровы дуги у Маяковского.
Притяжательные прилагательные образуются от существительных с помощью двух групп суффиксов:- -ов (-ев), -ин (-ын);
- –ий, -ья, -ье, -иный, -ский.
- -ов (-ев), -ин (-ын);
По разнице в вопросах «какой?» - «чей?» притяжательные прилагательные легко отделяются от качественных и относительных. Качественные прилагательные проще всего определить, попробовав изменить их, дав субъективную оценку, поставив в краткую форму или развив их качество до той или иной степени. Относительные прилагательные «видно» по возможности образовывать сочетания из двух существительных.
6 класс.
Русский язык.
Учитель: Арушанян Т.П.
Тема: «Разряды имен прилагательных по значению. Относительные прилагательные». § 42
Цели урока:
Обучающие : познакомить учащихся с разрядами имён прилагательных по значению; формировать умение определять разряд прилагательных.
Развивающие : развивать исследовательскую, творческую деятельность учащихся; развивать коммуникативные способности учащихся.
Воспитательные: воспитывать положительное отношение к процессу познания; интерес к родному языку.
Планируемые результаты:
Предметные: знать разряды прилагательных, их отличительные признаки; уметь различать прилагательные по значению.
Метапредметные:
Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; извлекать информацию из различных источников; давать определения понятиям; объяснять языковые явления; строить рассуждение; приводить примеры в качестве доказательства; устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности; составлять план действий, работать по плану; прогнозировать, корректировать свою деятельность; выдвигать версии решений; анализировать и оценивать собственную работу.
Коммуникативные: уметь сотрудничать в группе; учитывать различные мнения, сравнивать разные точки зрения; высказывать и отстаивать свою точку зрения; договариваться, задавать вопросы по теме; выступать перед аудиторией.
Личностные: выражать положительное, осознанное отношение к учению; оценивать собственную учебную деятельность; применять правила сотрудничества в группе.
Оборудование:
Тетради, учебник.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Метод : исследовательский, частично – поисковый.
Формы работы учащихся : фронтальная, индивидуальная.
Ход урока
Организационный момент .
Актуализация опорных знаний .
Приветствие. Объявление темы урока.
Как вы думаете, ребята, какие цели стоят перед нами на сегодняшнем уроке? (Ответ учащихся)
Действительно, мы познакомимся еще с одним разрядом прилагательного – с постоянным морфологическим признаком, узнаем отличительные признаки относительных прилагательных, научимся отличать их от качественных.
Запишем в тетрадь дату и тему урока.
Орфографическая разминка.
О дальней дороге, о столетней ели, из-за ноющей боли, в пахучей жидкости, в соседней деревне, на свежем воздухе, в колючем кустарнике, о летнем зное, во внутренний дворик, о будущем новоселье, в синей дали, о недавнем происшествии, к ближайшей станции, в ближайшем кафетерии.
На прошлом уроке мы изучали разряды прилагательных, а именно, качественные имена прилагательные. Давайте вспомним всё, что о них знаем.
1. Имя прилагательное обозначает признак предмета; отвечает на вопрос какой? / чей?: большой, железный , мамин.
2. Разряды прилагательных:
- качественные - прилагательное называет признак, который может быть выражен в большей или меньшей степени: добрый, добрее, самый добрый ;
- относительные - прилагательное называет признак, который не может быть выражен в большей или меньшей степени: золотые серёжки;
- притяжательные - прилагательное указывает на принадлежность чего-либо лицу или животному: беличий, мамин.
3. Склонение прилагательных
Прилагательные изменяются:
по падежам: красная роза, о красной розе и т. д.;
по числам; красная роза, красные цветы;
по родам (только в единственном числе): красный цвет, красная роза, красное зарево.
Род, число, падеж определяются по существительному.
4.Форма прилагательного (только у качественных):
- полная: весёлый;
- краткая: весел.
5. Степень сравнения (только у качественных):
- сравнительная степень: веселее, более весёлый;
- превосходная степень: веселейший, самый весёлый.
6. В предложении может быть определением, сказуемым: тёплый хлеб. Хлеб был тёплый.
Качественные прилагательные (какой?): прилагательное называет признак,
который может быть выражен в большей или меньшей степени:
яркий свет - ярче. более яркий
Относительные прилагательные ( какой?): прилагательное называет признак, который не может быть выражен в большей или меньшей степени:
компьютерная программа, электронные часы
Притяжательные прилагательные ( чей?): прилагательное указывает на принадлежность чего-либо лицу или животному:
папины документы, лисья нора
III . Изучение новой темы.
- В отличие от качественных прилагательных относительные обозначают такой признак предмета, которые не может проявляться в большей или меньшей степени в предмете.
Работа с теоретическим материалом учебника, стр.8, 10
«Опознавательные признаки относительных прилагательных».
1. Не имеют степеней сравнения.
2. Не имеют краткой формы.
3. Не сочетаются с наречием очень.
4. Не имеют антонимов.
Обозначают:
- материал (стеклянная стена, песчаный берег);
- количество (двухэтажный дом, пятилетняя дочь);
- местонахождение (речной порт, московский житель);
- время (прошлогодний план, январские морозы);
- назначение (стиральная машина, спортивная обувь);
- вес, длину, меру (стограммовая гиря, метровая палка, двухлитровая банка).
IV . Закрепление изученного материала.
Работа с учебником. Стр. 9, упр. 313, 314
Из каждой группы словосочетаний выпишите словосочетания с качественными, относительными прилагательными.
Новый плащ.., кожаный плащ..,.; золотая брош.., дорогая брош..; льняная вещ.., нужная вещ..; шерстяное кашне, красивое кашне; элегантное пальто, драповое пальто; дорогое боа, меховое боа; чёрный кофе, кенийский кофе.
V . Итог урока. Рефлексия.
1. Выполнили ли мы задачи, которые стояли перед нами в начале урока?
2. С какими прилагательными познакомились сегодня на уроке?
3. По каким опознавательным признакам мы сможем их определить?
VI . Домашнее задание
Выучить теоретический материал § 42 (правила + тетрадь) . Выполнить упр. 315.