Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Жираф произведение. Поэтическое наследие Гумилёва и его ценность для современного читателя. К какому направлению принадлежал Гумилев

Данный урок предлагается в системе уроков по поэзии Серебряного века, в которой творчеству непосредственно Н. С. Гумилева отводится три часа учебного времени.

Цель урока: продолжить знакомство учащихся с великим таинством поэтического текста через выявление сложных внутренних связей его содержания и формы.

Задачи:

  • обучать приемам анализа стихотворения;
  • развивать творческое мышление и навыки письменной речи;
  • формировать умение чувствовать красоту, изысканность и глубину поэтического текста.

Оборудование: портреты Н. Гумилева и А. Ахматовой, рисунки А. Модильяни, музыкальный альбом группы “Машина времени” “Место где свет”.

Структура урока.

  1. Запись в тетрадях темы, эпиграфа,ознакомление учащихся с целями и задачами урока.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Проверка домашнего задания.
  4. Чтение стихотворения Н. Гумилева “Жираф”, беседа по тексту.
  5. Запись наблюдений в таблицу.
  6. Прослушивание песни А. Макаревича “Место где свет” с одноименного диска
  7. Итоги урока. Запись домашнего задания.

Эпиграф урока:

Вот рай, пропитанный
звучаньем и тоской,
Не рай, так подступы к нему,
периферия
Той дивной местности,
Той почвы колдовской,
Где пятая откроется стихия.

А. Кушнер.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Рассказ о приезде семьи Гумилевых в 1903 году в Царское Село, о встрече семнадцатилетнего Николая с удивительной девочкой, утверждающей, что к ней “приплывала зеленая рыба”, “прилетала белая чайка” , а она “была дерзкой, злой и веселой/ И вовсе не знала, что это-счастье. /В песок зарывала желтое платье,/ Чтоб ветер не сдул, не унес бродяга…” Она была равнодушна к влюбчивому юноше, но он привык всегда добиваться своего, пусть на это уйдут даже годы…

Потом Н. Гумилев стал поэтом, воином, путешествовал по Африке, Абиссинии, Мадагаскару. В результате появились замечательные стихотворения, некоторые из которых посвящены экзотическим животным.

Проверяем домашнее задание: учащиеся выразительно читают подготовленные дома стихотворения (“Гиена”, “Носорог” и другие), отмечают четкие и яркие описания животных, их повадок, даже внутреннего мира.

Стихотворение “Жираф” читает учитель.

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелиться только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, как много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…
Ты плачешь? Послушай…далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Беседа по вопросам.

Чем стихотворение “Жираф” отличается от текстов, которые уже обсуждались на уроке?

Оно не является рассказом о животных, оно о любви.

Если оно о любви, то почему называется “Жираф”? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте понаблюдаем над текстом.

Каково настроение стихотворения?

(оно грустное, почти тревожное)

Можно ли пересказать его сюжет?

(да, легко. Слушаем рассказ ученика.

Где происходит действие? Как оно происходит?

(Маленькая комната, дождь за окном. Маленькая хрупкая девушка, обнимая колени, сидит на диване. Рядом с ней юноша.)

Когда происходит действие?

(Сегодня. Но время как будто остановлено. Сегодня равно сейчас, в любое мгновение).

Кто ведет повествование?

(Лиричекий герой.)

Каким вы представляете его себе?

Он романтичен, одновременно реален, только опечален грустным взглядом на мир своей возлюбленной. Как счастлива может быть девушка, рядом с которой такой удивительный друг!

Он нежный, терпеливый, мудрый. Любимая для него – ребенок, нуждающийся в утешении и поддержке, поэтому нужна СКАЗКА… про ЖИРАФА… про черную деву…И он рассказывает, как будто рисует яркими красками плавный и величавый бег грациозного животного, по красоте сравнимого с мерцающей лунной дорожкой на широкой глади озера.

Помогла сказка?

(Нет, любимая плачет. Может быть, это те слезы, что спасут от одиночества?)

Следующие вопросы запишем в тетрадь, оставляя место для ответов и оформив работу в виде таблицы, которая поможет при выполнении письменного домашнего задания.

Какова композиция стихотворения, сколько в нем строф, сколько предложений в каждой строфе ?

Определите виды рифм, назовите рифмующиеся слова.

Приведите примеры звукописи.

Приведите примеры эмоционально окрашенной лексики.

Как выражается художественное пространство?

(Из маленькой комнаты - в Африку, на озеро Чад! Погружение в экзотический мир помогает уйти от проблем.)

Найдите ошибку в употреблении деепричастного оборота. Почему эта стихотворная строчка- одна из самых завораживающих в тексте ?

(…и руки особенно тонки, колени обняв…)

Итоги урока.

Стало ли более понятным стихотворение после беседы на уроке? Почему оно называется “Жираф”?

Как вы понимаете эпиграф, предложенный к уроку?

А сейчас давайте послушаем песню Андрея Макаревича “Место где свет”.

Чем созвучны стихи и мелодия песни со стихотворением Гумилева?

Домашнее задание.

Выучить стихотворение “Жираф” наизусть.

Написать работу “Размышление над стихотворением Н. Гумилева” или

“Жираф” Н. Гумилева и “Место где свет” А. Макаревича. Сравнительная характеристика.

Анализ стихотворения Н. Гумилёва "Жираф"

Николай Гумилёв сочетал в себе отвагу, мужество, поэтическую способность предсказывать будущее, детское любопытство к миру и страсть к путешествиям. Эти качества и способности поэт сумел вложить в стихотворную форму.

Гумилёва всегда привлекали экзотические места и красивые, музыкою звучащие названия, яркая почти безоттеночная живопись. Именно в сборник "Романтические цветы" вошло стихотворение "Жираф" (1907), надолго ставшее "визитной карточкой" Гумилёва в русской литературе.

Николай Гумилёв с ранней юности придавал исключительное значение композиции произведения, его сюжетной завершённости. Поэт называл себя "мастером сказки", сочетая в своих стихотворениях ослепительно яркие, быстро меняющиеся картины с необыкновенной мелодичностью, музыкальностью повествования.

Некая сказочность в стихотворении "Жираф" проявляется с первых строчек:

Послушай: далеко, далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Читатель переносится на самый экзотический континент - Африку. Гумилёв пишет, казалось бы, абсолютно нереальные картины:

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полёт…

В человеческом воображении просто не укладывается возможность существования таких красот на Земле. Поэт предлагает читателю взглянуть на мир по-иному, понять, что "много чудесного видит земля", и человек при желании способен увидеть то же самое. Поэт предлагает нам очиститься от "тяжёлого тумана", который мы так долго вдыхали, и осознать, что мир огромен и что на Земле ещё остались райские уголки.

Обращаясь к загадочной женщине, о которой мы можем судить лишь с позиции автора, лирический герой ведёт диалог с читателем, одним из слушателей его экзотической сказки. Женщина, погружённая в свои заботы, грустная, ни во что не хочет верить, - чем не читатель? Читая то или иное стихотворение, мы волей-неволей выражаем своё мнение по поводу произведения, в той или иной мере критикуем его, не всегда соглашаемся с мнением поэта, а порой и вовсе не понимаем его. Николай Гумилёв даёт читателю возможность наблюдать за диалогом поэта и читателя (слушателя его стихов) со стороны.

Кольцевое обрамление характерно для любой сказки. Как правило, где действие началось, там оно и завершается. Однако в данном случае создаётся впечатление, что поэт может рассказывать об этом экзотическом континенте ещё и ещё, рисовать пышные, яркие картины солнечной страны, выявляя в её обитателях всё новые и новые, невиданные прежде черты. Кольцевое обрамление демонстрирует желание поэта снова и снова рассказать о "рае на Земле", чтобы заставить читателя взглянуть на мир по-иному.

В своём сказочном стихотворении поэт сравнивает два пространства, далёкие в масштабе человеческого сознания и совсем близкие в масштабе Земли. Про то пространство, которое "здесь", поэт почти ничего не говорит, да это и не нужно. Здесь лишь "тяжёлый туман", который мы ежеминутно вдыхаем. В мире, где мы живём, остались лишь грусть да слёзы. Это наводит нас на мысль, что рай на Земле невозможен. Николай Гумилёв пытается доказать обратное: "…далеко, далеко, на озере Чад // Изысканный бродит жираф". Обычно выражение "далеко-далеко" пишется через дефис и именует нечто, совершенно недостижимое. Однако поэт, возможно, с некоторой долей иронии акцентирует внимание читателя на том, так ли уж на самом деле далёк этот континент. Известно, что Гумилёву довелось побывать в Африке, собственными глазами увидеть описанные им красоты (стихотворение "Жираф" было написано до первой поездки Гумилёва в Африку).

Мир, в котором живёт читатель, совершенно бесцветен, жизнь здесь как будто течёт в серых тонах. На озере Чад, словно драгоценный алмаз, мир блестит и переливается. Николай Гумилёв, как и другие поэты-акмеисты, использует в своих произведениях не конкретные цвета, а предметы, давая читателю возможность в своём воображении представить тот или иной оттенок: шкура жирафа, которую украшает волшебный узор, мне представляется ярко оранжевой с красно-коричневыми пятнами, тёмно-синий цвет водной глади, на котором золотистым веером раскинулись лунные блики, ярко оранжевые паруса корабля, плывущего во время заката. В отличие от мира, к которому мы привыкли, в этом пространстве воздух свежий и чистый, он впитывает испарения с озера Чад, "запах немыслимых трав"…

Лирический герой, кажется, настолько увлечён этим миром, его богатой цветовой палитрой, экзотическими запахами и звуками, что готов без устали рассказывать о бескрайних просторах земли. Этот неугасаемый энтузиазм непременно передаётся читателю.

Николай Гумилёв не случайно остановил свой выбор именно на жирафе в данном стихотворении. Твёрдо стоящий на ногах, с длинной шеей и "волшебным узором" на шкуре, жираф стал героем многих песен и стихов. Пожалуй, можно провести параллель между этим экзотическим животным и человеком: он так же спокоен, статен и грациозно строен. Человеку также свойственно возвеличивать себя над всеми живыми существами. Однако, если жирафу миролюбие, "грациозная стройность и нега" даны от природы, то человек по своей натуре создан для борьбы прежде всего с себе подобными.

Экзотика, присущая жирафу, очень органично вписывается в контекст сказочного повествования о далёкой земле. Одним из наиболее примечательных средств создания образа этого экзотического животного является приём сравнения: волшебный узор шкуры жирафа сопоставляется с блеском ночного светила, "вдали он подобен цветным парусам корабля", "и бег его плавен, как радостный птичий полёт".

Мелодия стихотворения сродни спокойствию и грациозности жирафа. Звуки неестественно протяжны, мелодичны, дополняют сказочное описание, придают повествованию оттенок волшебства. В ритмическом плане Гумилёв использует пятистопный амфибрахий, рифмуя строки при помощи мужской рифмы (с ударением на последнем слоге). Это в сочетании со звонкими согласными позволяет автору более красочно описать изысканный мир африканской сказки.

Стихотворение "Жираф" было написано поэтом и путешественником Николаем Гумилевым в 1907 году. Оно не осталось незамеченным. Многие критики обвинили автора, что в переломные для страны времена он пишет про экзотику и "изысканных жирафов". Читатели же были очарованы мелодией произведения, его изяществом и светлой грустью. Развернутый анализ стихотворения "Жираф" Гумилева поможет нам лучше понять авторский замысел.

История создания

Николай Гумилев обожал "дальние странствия". В 1907 году он предпринял путешествие в Африку. Поводом для него послужила личная драма: Анна Ахматова, будущая жена поэта, дважды отвергла его предложение руки и сердца. Многое на экзотическом континенте поразило молодого человека. Под конец он успел пресытиться туземцами, жарким солнцем, "декоративными жирафами" и "злыми обезьянами".

Тем не менее, африканские образы часто встречаются в творчестве поэта. Не стал исключением и знаменитый "Жираф" Гумилева. Анализ позволяет выявить в стихотворении две части: "африканскую", навеянную впечатлениями от путешествия, и "реальную". В последней главенствует образ таинственной, грустной женщины, до которой поэт не может достучаться. Возможно, здесь слышны отголоски трудных взаимоотношений Гумилева с Анной Ахматовой.

Образ лирического героя

Анализ стихотворения "Жираф" Николая Гумилева мы начнем с описания субъекта высказывания. Кто тот таинственный "Я", который рассказывает сказки про далекое озеро Чад печальной спутнице? С одной стороны, это путешественник, который побывал в экзотических местах, своими глазами видел таинственного жирафа, черную деву и тропические сады. Он же - романтик, рисующий перед слушательницей волшебные картины, приглашающий пойти за ним в тот чудесный мир.

С другой стороны, это влюбленный юноша, который не может найти контакта со своей избранницей. Она грустна, она сидит, обняв колени и отгородившись от него. В стихотворении чувствуется его беспомощность. Лирический герой пытается отвлечь женщину прекрасными сказками, но натыкается на стену непонимания и слезы: "Ты плачешь?" В произведении показаны его растерянные, но настойчивые попытки найти выход из этого замкнутого круга.

Два мира

Противопоставление беспросветного "сегодня" и райского "далеко" видим мы в "Жирафе" Гумилева. Анализ двух миров поможет лучше понять основную идею стихотворения. Начинается оно с образа грустной женщины с тонкими руками. Подчеркивается ее изящество и беспомощность перед окружающим миром. В нем присутствуют только дождь и "тяжелый туман", словно придавливающий к земле. Существование в таком мире убивает веру в лучшее, вызывает слезы безысходности. Возможно, это ощущение породили страшные перемены, происходившие в России того времени.

Совсем другим показан африканский мир, где бродит "изысканный жираф". Этот образ своей утонченностью перекликается с обликом печальной женщины. Но в отличии от нее, жираф окружен чудесами, он способен оторваться от земли - его бег сравнивается с радостным полетом птицы. Эта часть стихотворения наполнена яркими образами, "запахами немыслимых трав", веселыми сказками и страстью. Лирический герой предпочел этот мир. Райскую страну он хочет подарить своей возлюбленной, чтобы вырвать ее из печального "сегодня". Но она отказывается верить ему, она закрывается, отгораживается слезами.

Композиция

Анализ стихотворения Н. Гумилева "Жираф" позволяет выявить его родство с народными сказками. Подобно многим из них, здесь присутствует кольцевая композиция. Начинается повествование с минорных нот. Перед нами предстает грустная, одинокая героиня. Лирический герой пытается утешить ее рассказами об изысканном жирафе.

Эта часть наполнена светом и радостью. Рисуется идиллическая картина. Ее олицетворяет таинственный жираф, прячущийся на закате в мраморном гроте. Чувствуется, что рассказчик увлечен и очарован его описанием. Он хотел бы рассказать своей возлюбленной и другие сказки, полные веселья, страсти. Но натыкается на стену непонимания.

Женщина далека от него. Она погружена в свой тяжелый, ненастный мир. Лирический герой не может увести любимою за собой в "прекрасное далеко", защитить от тусклой действительности. Но упрямо продолжает попытки: "далеко, на острове Чад, изысканный бродит жираф". Кольцевая композиция указывает на замкнутость этого круга и на то, что лирический герой не оставит своих попыток, даже зная заранее об их тщетности.

Художественные средства

Несмотря на грустные ноты, стихотворение наполнено светом и волшебством. Чтобы понять, как поэт добился этого, прибегнем к анализу. "Жираф" Гумилева написан пятистопным амфибрахием. Используется мужская рифма, когда ударение падает на последний слог. Звонкие согласные, тягучие "а, о, е" делают строки мелодичными, плавными, как бег изысканного жирафа.

Описать яркий мир Африки помогают запоминающиеся эпитеты: "грациозная стройность", "таинственные страны", "волшебный узор", "немыслимые травы". Пятна жирафа сравниваются с бликами луны на воде, его бег - с радостным полетом птицы, а облик - с цветным парусом. Эти образы обычно ассоциируются с романтикой, красотой, свободой и надеждой. Показать, что волшебный мир живой, помогают олицетворения: "луна осмелится", "земля видит".

Мир героини, напротив, описан без использования выразительных средств. Можно отметить только эпитет "тяжелый туман", словно противопоставление летящему бегу жирафа.

Основная идея

Какая главная мысль произведения "Жираф" Гумилева? Анализ показывает, что в стихотворении описываются извечные проблемы коммуникации. Кто-то говорит о противостоянии романтика и его приземленной возлюбленной, кто-то - о несовместимости реальности и мечты. Кто-то видит за строками трагическое предвидение, попытку спасти себя и любимую от надвигающегося краха страны.

Бесспорно одно: в стихотворении показаны попытки лирического героя защитить возлюбленную от суровой действительности, а также их разобщенность. Все произведение наполнено ощущением одиночества. Одинок герой, одинока героиня у окна. Безнадежна попытка соединить два противоположных мира. Невозможно осчастливить другого, если он не делает шагов навстречу. Но лирический герой продолжает свои упорные попытки, отказываясь мириться с этим.

Анализ стихотворения Гумилева "Жираф" позволяет читателю понять, что хотел сказать поэт. Осознать его призыв верить в лучшее и бороться за любимых до конца, даже если исход заранее предрешен. Именно этот посыл заставляет нас вновь и вновь возвращаться к полюбившимся строкам.

В 11 классе школьники изучают творчество Н. Гумилева. Многие его произведения поражают оригинальными экзотическими образами, не исключение и «Жираф», которому посвящена статья. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Жираф» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1907 г., под впечатлением от путешествий в экзотические страны.

Тема стихотворения – грусть женщины и рассказы о таинственных дальних странах.

Композиция – стихотворение являет собой монолог лирического героя, адресованный печальной слушательнице. По смыслу оно делится на две части: описание грустной женщины и рассказ о таинственных краях, в центре которого образ жирафа. Формально стихотворение состоит из пяти катренов, постепенно развивающих центральные мотивы.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «…узор, с которым равняться осмелится только луна, дробясь и качаясь на влаге широких озер», «много чудесного видит земля».

Эпитеты «руки тонки», «грациозная стройность», «таинственные страны», «изысканный жираф».

Сравнения «вдали он подобен цветным парусам корабля», бег, «как радостный птичий полет».

История создания

История создания анализируемого стихотворения связана со страстью Н. Гумилева к путешествиям. Мужчина любил поездки на Восток, в Турцию и Африку. Культура и природа этих стран очень отличается от русской, поэтому не могла оставить поэта равнодушным. Так экзотические мотивы появились в его лирике. «Жираф» был написан в 1907 г., а уже в 1908 г. Николай Гумилев включил его в сборник «Романтические цветы». Этим сборником поэт доказал, что его лирический герой может быть разным: отшельником, созерцателем, проигравшим игроком и, наконец, путешественником. Последнего видим в анализируемом произведении.

Тема

Первые строки являются вступительной частью, показывающей, что подтолкнуло лирического героя к рассказу о далеких краях. Мужчина увидел, что женщина особо грустна. Кто скрывается, под женским образом, жена или сестра, неизвестно. Чтобы поднять ей настроение, герой решил поведать о жирафе.

Он говорит, что животное живет на озере Чад. Видно, что жираф очень нравится лирическому герою, ведь тот первым делом отмечает изысканный вид животного, « грациозную стройность» и волшебные рисунки на шкуре. Последние ассоциируются у мужчины с лунным светом, падающим на воду. Очаровывает героя и очертания жирафа, плавность его бега.

Образ экзотического животного подталкивает лирического героя к прекрасным воспоминаниям о далеких странах. Он рассказывает женщине вещи, необычные для нас. Вскоре рассказчик останавливается, видя что не смог развеселить слушательницу. Наоборот, та начала ронять слезы. Можно предположить, что грусть стала острее от того, что героиня оказалась заточенной в туманах, и очень сожалеет, что не могла видеть все, о чем услышала.

Благодаря интересной интерпретации экзотических мотивов, стихотворение заняло почетное место в русской литературе.

Композиция

При разборе стихотворения привлекает внимание композиция. По смыслу оно делится на две части: рассказ о загрустившей женщине и рассказ о жирафе, таинственных краях. Первая часть обрамляет вторую, хоть и гораздо меньше по объему. Формально произведение делится на пять катренов.

Жанр

Произведение можно определить как элегию, это ведь в нем представлен размеренный рассказ лирического героя, а некоторые стихи «окрашены» грустным настроением. Написан «Жираф» четырехстопным амфибрахием. Н. Гумилев использовал перекрестную рифмовку АВАВ.

Средства выразительности

В тексте есть метафоры - « …узор, с которым равняться осмелится только луна, дробясь и качаясь на влаге широких озер», «много чудесного видит земля» ; эпитеты - «руки тонки», «грациозная стройность», «таинственные страны», «изысканный жираф» и сравнения - «вдали он подобен цветным парусам корабля», бег, «как радостный птичий полет».

Психологические акценты расставляются при помощи интонации. Поэт использует разные виды синтаксических конструкций: риторические восклицания и вопросы, оборванные предложения. Некоторым строкам выразительности придает аллитерация . Например, в первой грусть героини подчеркивается нанизыванием слов с согласными «ж», «з», «с»: «Сегодня я вижу особенно грустен твой взгляд».

Николай Степанович Гумилев – великий поэт и прозаик, переводчик и теоретик 20 века, именно ему предписывают обоснование теории акмеизма. Однако не только теорией знаменит автор, но и практикой. Многие его стихи известны и любимы русским читателем. Например, «Жираф».

Говоря о поэте, невозможно не вспомнить его жену – Анну Андреевну Ахматову. Семья Гумилёвых вплоть до начала Первой Мировой войны была единственной отрадой для молодого автора, но 1914 год стал неким Рубиконом для Николая Гумилева – начались постоянные разлады с женой относительно образа жизни, взаимные измены и неверие. Можно смело утверждать, что из-за таких сильных переживаний и эмоций, у литератора начинается очень продуктивный период творчества. Человек огромного таланта, к сожалению, прожил очень короткую жизнь: был арестован в 1921 году по подозрению в государственном заговоре и в этом же году был расстрелян, оставив после себя бессмертные произведения. Одним из таких лирических произведений можно смело назвать стихотворение «Жираф».

Всю свою жизнь Николай Гумилев посвятил путешествиям, своей главной страстью поэт считал не литературу, а именно непреодолимое желание найти «рай на земле». Он изведал огромное количество дальних уголков Земли, и вот, вернувшись в 1907 году в России из весьма продолжительного путешествия по Африке, Николай Степанович пишет стихотворение «Жираф» — некий неловкий диалог с таинственной собеседницей.

Жанр, направление и размер

Гумилев – «отец русского акмеизма», именно он наиболее точно и полно изложил положения нового для 20 века литературного модернистского течения. Акмеизм ставил своей целью писать «искусство ради искусства». Первые акмеисты практически полностью отказались от принципов символизма, провозгласили ясность языка и эстетизм в поэзии.

Стихотворение «Жираф» написано амфибрахием с использованием перекрестной рифмы (АВАВ). Согласно статье М. Л. Гаспарова «Метр и смысл», амфибрахий — наиболее подходящий стихотворный размер для изображения легкого, спокойного чувства и бытия, поэтому Гумилев и использует его.

Образы и символы

Присутствие лирического героя в стихотворении ощущается сразу. Произведение открывает обращение рассказчика к своей загадочной собеседнице. Систему образов и символов в «Жирафе» нельзя назвать разветвлённой, Гумилев рисует нам образ «райского места», в котором ему удалось оказаться.

Центральным образом стихотворения становится сам жираф – некое волшебное существо, символ неги, расцветка которого напоминает паруса корабля, а плавные движения похожи на «радостный птичий полет». У поэта это животное вызывает неподдельный восторг и ассоциируется с мечтами о свободе и независимости, поиски которых заставляют Николая Гумилева предпринимать фантастические экспедиции на самые отдаленные континенты.

Темы и настроение

  • Тема счастья . Основой лирического произведения точно можно считать описание идеалистической картины, которую мастерски воспроизводит Гумилев, окунувшись в воспоминания. Зеленый оазис, прохладное и кристально чистое озеро чад, на берегу которого бродит диковинное существо, именуемое жирафом – вот что наполняет сердце и душу лирического героя спокойствием и счастьем.
  • Тема мечты . Герой осознает то, что идеальный мир иллюзорен, но это не вовсе не означает для него, что мечта не может быть исполнена. В своем творчестве поэт, испытывающий глубокое разочарование в жизни, по-прежнему остается романтиком. Гумилев продолжает верить в сказочные миры, поэтому жираф в его стихотворении предстает неким мифическим созданием, а не конкретным экзотическим животным.
  • Проблема тревожности и суетности бытия, побег от реальности . У рассказчика буря чувств и сомнений, от которых невозможно избавиться даже на берегу волшебного озера Чад в компании вольного и свободного жирафа. Но он столь хочет ощутить мечту, что готов убедить и себя, и свою таинственную собеседницу, ведь главное хотя бы на миг забыть эти переживания, чтобы на мгновение приостановить бесконечный поиск рая на Земле.

Основная идея

Смысл стихотворения состоит в том, чтобы напомнить человеку простую вещь – нужно находить счастье в жизни. Неважно, сколько испытаний встретится на пути, сколько времени займут поиски, но нельзя сдаваться. Лирический герой, как и Гумилев, находится в вечном поиске благодати, но рассказчик позволяет себе насладиться негой ситуации, даже если обстановка не совсем идеальна.

Главная мысль стихотворения – утверждение ценности мечты, ее неизбывная значимость в жизни человека. Только грёзы дают ему приют в пучине будней и тревог. Они же надувают паруса его корабля, который несется навстречу своей гавани.

Средства художественной выразительности

Относительно небольшое по объему стихотворение наполнено изобразительно-выразительными средствами, преимущественно эпитетами и метафорами.

Говоря в первую очередь об эпитетах, стоит отметить их высокую образность:

  • «радостный птичий полет» — передает ту магию и легкость образа жирафа, ведь что может быть невесомее полета;
  • «таинственные страны» — эпитет, передающий не то, что государства покрыты тайной или секретом, а иллюстрируется их далекость и экзотичность. Передается надежда на то, что, хотя бы в таких неблизких странах станет возможным найти «рай»;
  • «тяжелый туман» — эпитет грузной жизни, в которой нет места обычному мирскому счастью;
  • «немыслимые травы» — эпитет опять же передает отдаленность «рая» от места обычной жизни, ведь мыслить мы не можем лишь о том, чего никогда не видели, и даже не догадываемся, что подобное существует.
  • Интересно? Сохрани у себя на стенке!