«Я жду… Соловьиное эхо…» А. Фет. Афанасий Афанасьевич Фет. «Я жду… Соловьиное эхо…
Я жду… Соловьиное эхо
Несется с блестящей реки,
Трава при луне в бриллиантах,
На тмине горят светляки.
Я жду… Темно-синее небо
И в мелких и в крупных звездах,
Я слышу биение сердца
И трепет в руках и в ногах.
Я жду… Вот повеяло с юга;
Тепло мне стоять и идти;
Звезда покатилась на запад…
Прости, золотая, прости!
(No Ratings Yet)
Еще стихотворения:
- Звезда, прости! Пора мне спать, Но жаль расстаться мне с тобою, С тобою я привык мечтать, А я теперь живу мечтою. И даст ли мне тревожный сон Отраду ложного виденья?...
- Сопровождают окна вас повсюду. Они, как звезды, незаметны днем, Но вечером они, подобно чуду, Внезапным озаряются огнем. Скользит их свет, пронзая теплый воздух. Звезда. Звезда. Еще одна звезда. И на...
- Вот бомбами разметанная гать, Подбитых танков черная стена. От этой гати покатилась вспять Немецкая железная волна. Здесь втоптаны в сугробы, в целину Стальные каски, плоские штыки. Отсюда, в первый раз...
- Время новое повеяло — смотри, Время новое повеяло крылом: У одних глаза вдруг вспыхнули огнем, Словно луч в лицо ударил от зари, У других глаза померкли и чело Потемнело, словно...
- О чем я думаю? О падающих звездах… Гляди, вон там одна, беззвучная, как дух, алмазною стезей прорезывает воздух, и вот уж путь ее — потух… Не спрашивай меня, куда звезда...
- Пять звезд увенчали чело вдохновенной: Поэзии дивной звезда, Звезда благодатная милой надежды, Звезда беззакатной любви, Звезда лучезарная искренней дружбы, Что пятая будет звезда? Да будет она, благотворные боги, Душевного счастья...
- Вот падучая звезда Покатилась, но куда? И зачем ее паденье, И какое назначенье Ей от промысла дано? Может быть, ей суждено, Как глагол с другого света, Душу посетить поэта, И...
- У всех одинаково бьется, Но разно у всех живет, Сердце, сердце, придется Вести тебе с небом счет. Что значит: «сердечные муки»? Что значит: «любви восторг»? Звуки, звуки, звуки Из воздуха...
- Вы теперь к разлукам привыкайте, К пуританству телеграфных строк. Вы теперь, пожалуйста, на карте Отыщите порт Владивосток. Там, оставив берег за кормою, В море отправляются суда. Тихо там восходит надо...
- Мы можем идти по широким равнинам, Идти, не встречаясь в пути никогда. И каждый пребудет, один, властелином,- Пока не взойдет роковая звезда. Мы можем бросать беспокойные тени, Их месяц вытягивать...
- Звездой любви тебя именовали; Жрец Пафоса тебя боготворил; И девы юные восход твой выжидали… Звезда надежд моих, звезда младой печали, Опять твой бледный луч закат осеребрил! Светило тихое любви и...
- Извечно покорны слепому труду, Небесные звезды несутся в кругу. Беззвучно вращаясь на тонких осях, Плывут по вселенной, как рыбий косяк. В раздумье стоит на земле человек, И звезды на щеки...
«Я жду… Соловьиное эхо…» Афанасий Фет
Я жду… Соловьиное эхо
Несется с блестящей реки,
Трава при луне в бриллиантах,
На тмине горят светляки.Я жду… Темно-синее небо
И в мелких и в крупных звездах,
Я слышу биение сердца
И трепет в руках и в ногах.Я жду… Вот повеяло с юга;
Тепло мне стоять и идти;
Звезда покатилась на запад…
Прости, золотая, прости!
Анализ стихотворения Фета «Я жду… Соловьиное эхо…»
Стихотворение «Я жду… Соловьиное эхо…» написано в 1842 году и относится к раннему творчеству Фета. В тот период поэт сильно увлекался поэзией великого немецкого романтика Генриха Гейне, его влияние ощутимо и в манере рассматриваемого произведения. Главная особенность анализируемого текста, которая сразу бросается в глаза, — недосказанность. Фактически Афанасий Афанасиевич дает читателям лишь намеки, с их помощью они должны самостоятельно воссоздать лирический сюжет. Начало каждого четверостишия – фраза «я жду», в конце стоит многоточие, призванное подчеркнуть вышеупомянутую недосказанность. Новая строфа – новая картина ожидания, при изображении которой важное место отведено ярким пейзажным деталям. В первой – соловьиное эхо, трава, блестящая при лунном свете, светлячки. Во второй – темно-синее небо, усыпанное мелкими и крупными звездами. В третьей – покатившаяся на запад золотая звезда. От всех картин веет умиротворением, спокойствием, гармонией человека с самим собой и окружающим миром.
Рассказ более или менее внятной истории Фета здесь не интересует. Более того – нельзя даже точно сказать, чего ждал лирический герой стихотворения. Идет ли речь о свидании с возлюбленной? Или имеется в виду падение звезды? Все это дается на откуп читательской фантазии. Стихотворение носит характер фрагмента, что часто встречается в творческом наследии Афанасия Афанасиевича. Современники нередко высмеивали эту особенность лирики Фета, писали многочисленные пародии. В большинстве случаев насмешки были связаны с непониманием поэтического метода Афанасия Афанасиевича, неспособностью объяснить, почему он тяготеет к фрагментарности, недосказанности, малому количеству глаголов. Люди, с симпатией относившиеся к поэзии Фета, зачастую главные черты его лирики связывали с влиянием Гейне. Гораздо позже в литературоведении наибольшее распространение получили другие взгляды. «Неясность» стихотворений начали обусловливать близостью лирики Афанасия Афанасиевича к музыкальным произведениям, а также импрессионистической манерой.
Поэзия Фета оказала огромное влияние на авторов Серебряного века. В их творчестве нередко встречаются отсылки к его произведениям. Например, анализируемый текст нашел отражение в стихотворении Бальмонта «Колеблются стебли зеленой долины…». Там есть и употребление анафоры «я жду», и несколько напрямую соотносящихся строк.
Афанасий Афанасьевич Фет
Я жду… Соловьиное эхо
Несется с блестящей реки,
Трава при луне в бриллиантах,
На тмине горят светляки.
Я жду… Темно-синее небо
И в мелких и в крупных звездах,
Я слышу биение сердца
И трепет в руках и в ногах.
Я жду… Вот повеяло с юга;
Тепло мне стоять и идти;
Звезда покатилась на запад…
Прости, золотая, прости!
Стихотворение «Я жду… Соловьиное эхо…» написано в 1842 году и относится к раннему творчеству Фета. В тот период поэт сильно увлекался поэзией великого немецкого романтика Генриха Гейне, его влияние ощутимо и в манере рассматриваемого произведения. Главная особенность анализируемого текста, которая сразу бросается в глаза, — недосказанность. Фактически Афанасий Афанасьевич дает читателям лишь намеки, с их помощью они должны самостоятельно воссоздать лирический сюжет. Начало каждого четверостишия - фраза «я жду», в конце стоит многоточие, призванное подчеркнуть вышеупомянутую недосказанность. Новая строфа - новая картина ожидания, при изображении которой важное место отведено ярким пейзажным деталям. В первой - соловьиное эхо, трава, блестящая при лунном свете, светлячки. Во второй - темно-синее небо, усыпанное мелкими и крупными звездами. В третьей - покатившаяся на запад золотая звезда. От всех картин веет умиротворением, спокойствием, гармонией человека с самим собой и окружающим миром.
Рассказ более или менее внятной истории Фета здесь не интересует. Более того - нельзя даже точно сказать, чего ждал лирический герой стихотворения. Идет ли речь о свидании с возлюбленной? Или имеется в виду падение звезды? Все это дается на откуп читательской фантазии. Стихотворение носит характер фрагмента, что часто встречается в творческом наследии Афанасия Афанасьевича. Современники нередко высмеивали эту особенность лирики Фета, писали многочисленные пародии. В большинстве случаев насмешки были связаны с непониманием поэтического метода Афанасия Афанасьевича, неспособностью объяснить, почему он тяготеет к фрагментарности, недосказанности, малому количеству глаголов. Люди, с симпатией относившиеся к поэзии Фета, зачастую главные черты его лирики связывали с влиянием Гейне. Гораздо позже в литературоведении наибольшее распространение получили другие взгляды. «Неясность» стихотворений начали обусловливать близостью лирики Афанасия Афанасьевича к музыкальным произведениям, а также импрессионистической манерой.
Поэзия Фета оказала огромное влияние на авторов Серебряного века. В их творчестве нередко встречаются отсылки к его произведениям. Например, анализируемый текст нашел отражение в стихотворении Бальмонта «Колеблются стебли зеленой долины…». Там есть и употребление анафоры «я жду», и несколько напрямую соотносящихся строк.