Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Выхожу я в путь открытый взорам блок. Стихотворение А.А. Блока «Осенняя воля» (Восприятие, истолкование, оценка). Анализ стихотворения Блока «Осенняя воля»


Алексей Степанович Молчалин - один из главных героев комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Молчалин служит секретарём Фамусова и пользуется его доверием в служебных делах. Он видит цель своё жизни в чинах, богатстве и карьере. Высшее счастье его «и награжденья брать и весело пожить». Для достижения свои целей Молчалин заводит связи с влиятельными людьми, считая, что это лучший способ подняться по карьерной лестнице. Трепеща перед Фамусовым, всегда говорит, учтиво прибавляя «с» (с бумагами-с»). С влиятельной Хлестаковой играет в карты, восторгаясь её собакой:

Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более напёрстка.

Я гладил всё его – как шёлковая шёрстка.

Он добивается своего, Хлестакова называет его «мой дружок» и «мой родной».

Молчалин обладает говорящей фамилией.

«Вот он на цыпочках и небогат словами» - говорит о нём Чацкий. Молчалин не высказывает своего мнения:

В мои лета не должно сметь

Своё суждение иметь.

Он немногословен, фразы – обрывочны, особенно в общении с людьми по чину выше его. И даже с любящей его девушкой – Софией он молчалив:

Из глубины души вздохнёт,

Ни слова вольного, и так вся ночь проходит.

Несмотря на это, Молчалин свободно разговаривает с Лизой, признаваясь ей в своих чувствах, рассказывает Чацкому о своей низменной позиции. Поэтому мы можем сказать, что немногословность не столько черта характера Молчалина, сколько ещё один способ достижения целей. Не зря Чацкий говорил, что Молчалин дойдёт «до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».

Кроме того, Молчалин свято чтит наставление отца: «угождать всем людям без изъяны»

Таким образом, мы можем сказать, что Чацкий не ошибался, говоря: «Молчалины блаженствуют на свете».

Характер Молчалина раскрывается постепенно, в отношениях с другими людьми.

Так, с Фамусовым он услужливый и тихий молодой человек. Он зависит от Фамусова, поэтому очень скромен. В общении же с Лизой он гораздо эмоциональнее «Весёлое созданье ты! Живое!»). Он откровенно признаётся Лизе в своей любви, при этом оскорбляя Софью. Он цинично называет её: «плачевной нашей кралей». При этом во время общения с Софьей Молчалин почтителен, он прикидывается влюблённым в девушку и ухаживает за ней для продвижения по службе.

В комедии Молчалин противопоставлен Чацкому, истинно влюблённому в Софью. И мы видим, как медленно развязывается драматический узел между Молчалиным, Софьей и Чацким. Также Молчалин - главная фигура в борьбе Софьи и Чацкого. Ведь Чацкий, называя Молчалина глупым, обидел любимого Софьи. И она отомстила, выставив Чацкого сумасшедшим. Ещё мы не можем не заметить, Молчалин – один из главных лиц в последней сцене, где всё встало на свои места. Софья узнала об истинных намерениях Молчалина, он же начал униженно ползать на коленях не потому, что почувствовал вину пред Софьей, а потому, что испугался за свою карьеру. Когда же появился Чацкий, он вовсе сбежал. Здесь в полной мере раскрылась вся трусость и подлость Молчалина.

В итоге мы можем сказать, что Молчалину всегда найдётся место в фамусовском обществе.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-10-04

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

В этой статье обсуждаются два самых известных героя Грибоедова из знаменитой комедии «Горе от ума» - Чацкий и Молчалин. Сочинение, в котором нужно провести сопоставление этих персонажей, давно входит в школьную программу. В этой статье мы представим план возможного сочинения и рассмотрим его пункты. Кроме того, проведем подробную сравнительную характеристику героев.

Сочинение «Горе от ума»: Чацкий и Молчалин.

План для любого задания по развитию речи, предполагающего написание собственного текста, невозможен без детализации. Давайте попробуем его составить:

  • Небольшая характеристика комедии.
  • Описание образа Молчалина.
  • Описание образа Чацкого.
  • Сопоставление героев.
  • Подведение итогов.

О произведении

Главными персонажами пьесы «Горе от ума» являются Чацкий и Молчалин. Сочинение лучше начать с характеристики самого произведения.

Итак, в комедии автор отразил нравы и поведение общества в период с 1808 по 1824 год, а само действие разворачивается после войны 1812 года. Грибоедов поднимает самые главные проблемы этого времени: патриотизм, государственная служба, крепостничество, упадничество в сферах образования и просвещения, человеческие взаимоотношения. И все эти вопросы рассматриваются с двух ракурсов - с точки зрения людей «нынешнего века» и «века минувшего». Именно в борьбе Молчалина и Чацкого наиболее ярко отражается борьба этих поколений.

Образ Молчалина

Но в чем же так несхожи Чацкий и Молчалин? Сочинение должно дать исчерпывающий ответ на этот вопрос. Начнем с рассмотрения образа Молчалина. Он имеет свои идеалы, убеждения и цель в жизни. Вот его цели - высокое положение в обществе, карьерный рост, богатство. Для Молчалина смысл жизни заключается в собственном благополучии: «и весело пожить, и награжденья брать». Чтобы достичь своей цели, он готов на все - хитрить, льстить, обманывать, изворачиваться. Так он сам об этом говорит: «угождать всем без изъятья». Но это относится только к тем, кто выше его по чину. С теми же, кто ниже его, он не церемонится.

Образ Чацкого

Мы начали говорить о том, в чем непохожи Чацкий и Молчалин. Сочинение обязательно должно включать характеристику обоих персонажей, поэтому поговорим об Александре Чацком. Он образованный молодой дворянин, отличающийся передовыми взглядами, типичный представитель «нынешнего века». Чацкий готов к бескорыстному служению Отечеству и желает приносить пользу людям. Герой презирает карьеризм, чинопочитание, лицемерие и притворство. Этот персонаж очень близок к декабристам по своим убеждениям. Чацкий не одобряет крепостничество, с уважением относится к русскому народу, уважает национальную культуру и русский язык. К Молчалину относится с явным презрением.

Отношение к любви

Переходит к описанию отношений героев к любви наше сочинение. Чацкий и Молчалин, характеристика которых здесь представлена, абсолютно по-разному представляют это чувство и соответственно относятся к Софье.

Чацкий искренне привязан к девушке и всем сердцем любит ее. Только ради Софьи он решает вернуться в Москву. Однако его чувства оказываются отвергнуты, что он долгое время не может принять.

Молчалин же обманывает Софью, притворяясь, чтобы добиться продвижения по карьерной лестнице. Несмотря на свою молодость, Молчалин относится к «веку минувшему». Для него нравы и мораль старой Москвы возведены в идеал, поэтому он и принят обществом с таким радушием.

При этом Чацкий слишком поддается собственным эмоциям и не замечает чувств Софьи. Молчалин же остается холодным и расчетливым. Он неспособен на сильное чувство.

Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина (сочинение)

Можно сопоставить персонажей по ряду аспектов:

Молчалин

Характер

Искренний, пылкий, прямолинейней молодой человек. чувства часто мешают ему трезво оценивать ситуацию.

Услужливый, осторожный и очень скрытный. Главная цель - карьера и высокое положение в обществе.

Общественное положение

Московский дворянин без большого состояния. Его принимают тепло из-за происхождения и связей.

Мещанин из провинции. Известен в свете, но не имеет никакого веса.

Образование

Очень просвещенный и умный. Получил хорошее образование.

Очень ограниченный человек, суждения которого примитивны. Не получил достойного образования.

Сфера деятельности

Не имеет должности. Есть упоминания о том, что он служил в армии.

Социальные взгляды

Вольнодумец и патриот. Не боится возмущаться порядками, царящими в обществе.

Абсолютно приемлет и уважает существующий строй.

Карьерные воззрения

Убежден, что высокого чина могут добиться только подхалимы. Считает, что перспектив у него нет.

Готов на все ради карьеры - терпеть унижения, заводит связи. Очень серьезно относится к своей службе.

Особенности речи

Красноречив и остроумен. Говорит на русском языке, но может вставлять и французские предложения.

Чиновничья, весьма почтительная речь. Общаясь со старшими по званию, начинает льстить и лебезить.

Отношение друг к другу

Относится с презрением к Молчалину. Считает, что у того нет никаких достоинств. Старается высмеять при любом удобном случае.

Нейтрально воспринимает Чацкого. Обращается с почтением. Но для себя в этом человеке пользы не видит.

Униженный и оскорбленный уезжает из Москвы. Он разочарован в любви и отвергнут обществом.

Его судьба не определена, так как Фамусов не узнает о связи Молчалина со своей дочерью. Герой может продолжить службу.

Роль в комедии

Главный герой, вокруг которого развиваются все конфликты пьесы.

Основной антагонист. Является воплощением закостенелости.

Итоги

Подходит к концу наше сочинение. Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от ума» противопоставлены друг другу. Автор делает это для того, чтобы ярче проявились характеры героев. Грибоедов на примере этих персонажей дает характеристику веку нынешнему и веку минувшему, а выводы должен сделать читатель. Позиция автора при этом ясна - он принимает сторону Чацкого.

Несмотря на то, что с момента написания шедевра прошло уже два века, комедия сохранила свою актуальность и сегодня.

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова "Горе от ума" стала редчайшим образцом обличительного, сатирического направления литературы. Для классической комедии было характерно деление героев на положительных и отрицательных. Победа всегда была за положительными героями, а отрицательные высмеивались и терпели поражение. У Грибоедова персонажи распределены совершенно другим образом.

Чацкий - смелый и непримиримый борец за дело, за идеи, за правду, остро столкнувшийся с обществом реакционеров и крепостников, оболганный и оскорбленный этим обществом, но не смирившийся перед ним. Грибоедов впервые в русской литературе во весь рост показал "нового" человека, воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры человека, пытливо ищущего новые, более совершенные формы жизни, воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения.

В фамусовском обществе Чацкий чувствует себя одиноким. После трехлетнего путешествия за границей, не заезжая к себе домой, прямо из экипажа, он появляется в доме Фамусова и встречает весьма прохладный прием - и со стороны хозяина и со стороны его дочери. Его первые взгляды вызывают резкий отпор Фамусова и его гостей, а пылкая любовь к Софье наталкивается на холодное, равнодушное отношение с ее стороны.

Он с удивлением замечает, что "век минувший" характеризуется всеобщим страхом, покорностью и раболепством - ведь "тот и славился, чья чаще гнулась шея!". "Век нынешний", по мнению Чацкого, осуждает покорность и раболепство. В это в начале комедии герой еще наивно верит. Позднее, по ходу пьесы он поймет, что "Молчалины господствуют на свете", что "прошедшего житья подлейшие черты" еще имеют прочные корни в обществе, основанном на самодержавии и крепостничестве. Под "веком нынешним" Чацкий понимает революционно-освободительное течение русской общественной мысли конца 1810-х начала 1820-х годов.

Фамусов испуган речами Чацкого: "Он вольность хочет проповедать!" Примечателен монолог Чацкого "А судьи кто?". Чацкий страстно обличает признанные в обществе авторитеты. Он чувствует себя человеком "нынешнего века". В своем монологе Чацкий выступает от имени нового поколения:

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!

Вот наши строгие ценители и судьи!

"Судьям", которые непримиримы к "свободной жизни", Чацкий противопоставляет молодое поколение, идущее другим путем. Во взглядах на общественные порядки, на воспитание и образование, гражданский долг и службу, национальную культуру, в поминании смысла и цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Сплетни, клевета - вот основное орудие борьбы этого общества с такими людьми, как Чацкий. Меткое, свободное, пламенное слово - оружие Чацкого. Это сильное, поистине разящее оружие. Но старый мир еще силен. И ряды его сторонников многочисленны.

Бегство Чацкого нельзя воспринять как его поражение. Он вынужден бежать из дома Фамусова и из Москвы "искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок". Чацкие наносят страшный удар своими обличениями фамусовым и молчалиным. Спокойное и беспечное существование фамусовского общества кончилось. Его осудили, против него восстали. Если чацкие пока слабы в своей борьбе, то и фамусовы бессильны остановить развитие просвещения и передовых идей.

Образ Молчалина противостоит образу Чацкого. Если Чацкий - сын знатного московского дворянина, получивший воспитание в дворянском доме, то Молчалин - человек более низкого происхождения. Он из милости "пригрет" Фамусовым, хотя, безусловно, ему "нужен". Молчалин обладает многими деловыми качествами, достаточно образован. Чацкий напрасно недооценивал Молчалина. Его безмолвие отнюдь не глупость. Не случайно Белинский писал, что "Молчалин дьявольски умен, когда дело касается его личной выгоды".Молчалин. не в пример Чацкому, человеку умному и благородному, умен и подл. Основные качества его натуры - низость, подлость, которые он умело скрывает. Он бессловесен только потому, что он "в небольших чинах". Это расчетливый игрок, который ради своего благополучия продаст кого угодно. До какого цинизма и низости нужно дойти, чтобы использовать влюбленность в себя дочери богатого человека! Софья нужна Молчалину, так как она может "словечко замолвить". Софья Павловна наделяет Молчалина несуществующими добродетелями, не замечая его низости.

Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел:

При батюшке три года служит,

Тот часто без толку сердит,

А он безмолвием его обезоружит,

От доброты души простит.

И между прочим

Веселостей искать бы мог;

Ничуть: от старичков не ступит за порог;

Мы резвимся, хохочем;

А он с ними целый день засядет, рад не рад,

Играет…

Чацкий страдает от своего прогрессивного, свободолюбивого ума. Не случайно фамусовское общество объявляет Чацкого безумным. Молчалин терпит фиаско совершенно случайно. Он "мастер услужить", найдет себе нового покровителя. Если Чацкий, по выражению Герцена, "идет прямым путем на каторжные работы", то Молчалин любым способом устроит свои дела и карьеру. Столкновение между Чацким и Молчалиным - это конфликт между носителями противоположных качеств дворянской молодежи того времени. Комедия заставляет нас размышлять о том, как правильно жить: вмешиваться ли в решение общественных вопросов, терзаться ли общим горем и несправедливостью - или "не сметь свое суждение иметь". Развиваться, расти - или "твердить одну и ту же песнь"? Как относиться к своему народу, России? История доказала, что победа останется за такими настоящими патриотами, как Чацкий. "При резких переходах из одного века в другой, - писал И.А. Гончаров, - чацкие живут и не переводятся в обществе, повторяясь на каждом шагу, в каждом доме, где под одной кровлей уживается старое с молодым, где два века сходятся лицом к лицу в тесноте семейств - все длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым."

    В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» нет ни одного бледного, слабого образа. Наоборот, все характеры резко очерчены, у каждого героя, даже самого второстепенного, - свой незабываемый облик. Фамусов и Молчалин в ряду персонажей занимают одно из центральных...

    «Грибоедов - «человек одной книги», - заметил В.Ф.Ходасевич. - Если бы не «Горе от ума», Грибоедов не имел бы в литературе русской совсем никакого места». Творческая история комедии, над которой драматург работал несколько лет, исключительно сложна....

    Одним из выдающихся произведений первой половины ХIX века является комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума". Каждый герой пьесы, являя собой типичный образ, обладает в то же время неповторимыми индивидуальными чертами. Автор изображает своих...

    Проблема ума и безумия была актуальна во все времена. Умные, передовые люди своего времени часто оставались непонятыми современниками и объявлялись сумасшедшими. Так общество реагировало на идеи, шедшие вразрез с общепринятыми, идеи, которые проповедовали...

Сочинение

«Этой теме я сознательно и бесповоротно

Посвящаю жизнь… Ведь здесь — жизнь и смерть,

Счастье или погибель…»

Из письма А. А. Блока К. С Станиславскому

А. А. Блок — удивительный писатель Серебряного века. Он оставил после себя довольно богатое поэтическое наследие. В его литературном багаже различные циклы, посвященные разным темам. Но, на самом деле, о чем бы ни писал поэт, все его творчество было посвящено Родине. Он сам об этом сказал на одном из поэтических вечеров. Во время чтения стихов его попросили прочесть стихи о России. «Это все о России», — ответил поэт.

Особенно поэта затрагивает природа родной страны. Она — не только излюбленная тема его стихотворений, но и сквозной мотив всей лирики. Блок как бы мыслит образами природы. В ранних стихах Блока прекрасные мгновения и образы природы — символы божественной сущности мира. Заря, туманное утро, «сумерки вешние» — это лики Прекрасной дамы, вечной жены, божественной премудрости. Зрелое творчество поэта пропитано уже более осознанной любовью к России, к ее природе. Это можно очень ярко увидеть благодаря первым строчкам многих стихотворений поэта: «Бушует снежная весна…», «О, весна без конца и без краю…», «Свирель запела на мосту, и яблони в цвету…», «Вербы — это весенняя таль…», «Май жестокий с белыми ночами…» и так далее. Примечательны в этом плане и названия циклов: «Снежная маска», «О чем поет ветер».

Тема родины явственно зазвучала в стихотворении «Осенняя воля». Это произведение открывает серию стихов Блока о России. Строка «Выхожу я в путь, открытый взорам» звучит как лермонтовское «Выхожу один я на дорогу». Но у Блока чувство трагического одиночества преодолевается любовью к бедной, невзрачной природе деревенской России:

Битый камень лег по косогорам,

Желтой глины скудные пласты.

Разгулялась осень в мокрых долах,

Обнажила кладбища земля…

Заканчивается стихотворение искренним восклицанием поэта:

Приюти ты в далях необъятных!

Как и жить и плакать без тебя!

Во всем творчестве Блока явственно ощущается, что Россия для него — начало, к которому должен стремиться каждый поэт. Она для него вечно прекрасная, нестареющая возлюбленная, Невеста, Вечная Жена, которая все поймет и простит.

Огромной любовью и нежностью пропитаны строки поэта:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые,

Как слезы первые любви…

Поэт любит свою родину такой, какая она есть: нищей, серой. Тем не менее, Блок верит в Россию, верит в ее будущее, в приближающийся новый век.

В цикле «На поле Куликовом» Блок пытается осмыслить исторический путь России от татарского ига до наших дней. Для него Куликовская битва — символическое событие, которому суждено повториться. Народная воля, накапливаясь под гнетом в глубине народной жизни, взрывается мятежом, битвой:

Но узнаю тебя, начало

Высоких и мятежных дней!

В этих стихах нет самой битвы, показан только канун этого события. Блок дает понять, что и сейчас Россия находится накануне «невиданных перемен» и «неслыханных мятежей».

Чувствуя свою неразрывную связь с Родиной, поэт часто называет ее «женой». Думаю, это связано с тем, что именно с женой человек проходит свой жизненный путь, разделяя общие невзгоды и радости. Поэтому и Блок чувствует единение своей судьбы с судьбой своей страны. Именно по этой причине тему Родины в творчестве Блока по праву можно назвать главной, лежащей в основе всей его поэзии.

Все творчество А.А. Блока было посвящено, по его словам, единственной теме -России, этому непостижимому «сфинксу», судьбе «роковой страны». Свой жизненный путь и путь Родины поэт никогда не разделял. «Светлой женой» он считал Русь, не мыслил без нее своего существования, своей души. Поэтому по одному стихотворению можно понять взгляды Блока на поэзию в целом, его мировоззрение, постичь то, как эпоха отразилась в судьбе поэта и судьбе страны.

Стихотворение «Осенняя воля», написанное в 1905 году, в смутное время первой русской революции, уже названием призывает нас ощутить какую-то бездомность, неприкаянность. Осень для русского человека связана с прощанием с теплом, с солнцем, а воля - не всегда желанна, особенно, если с ней ты теряешь светлое чувство домашнего очага, оказываешься там, где «битый камень лег по косогорам». Усиливают одиночество встающие перед глазами картины «мокрых долов», где осень «обнажила кладбища земли». Образ одинокого странника органично воспринят Блоком из русского фольклора, из глубины времен. И это объясняет, как мотив пути в представлении автора последовательно соединяет прошлое и будущее. Неотделим от него и образ ветра как природной и исторической стихии, он также присутствует в раскрытии историософской темы: «Выхожу я в путь, открытый взорам, / Ветер гнет упругие кусты <...> Разгулялась осень в мертвых долах <...> И вдали, вдали призывно машет / Твой узорный, твой цветной рукав».

Однако, куда же лежит «знакомый», «открытый взорам» путь лирического героя?

Нет, иду я в путь никем не званный

И земля да будет мне легка!

Отдыхать под крышей кабака.

Очень близки эти строки к есенинской лирике, которая еще только через несколько лет после создания «Осенней воли» заблистает в русской литературе. В подобных стихах сквозит щемящая боль одиночества и бездомности человека, скитающегося по «пьяной Руси» и находящего приют «под крышей кабака».

Стремление лирического героя обрести себя, найти потерянное счастье в любви красавицы Руси слышится в стихотворении:

Вот оно, мое веселье, пляшет

И звенит, в кустах пропав!

И вдали, вдали призывно машет

Твой узорный, твой цветной рукав.

Олицетворение образа Родины привычно для стихов Блока. Он воспринимал Россию как жену-красавицу в узорных и цветных нарядах. Поэт грезил о временах, когда веселье не будет смолкать не только в пьяных кабацких песнях, но будет звенеть по всей Руси. Пока же лирический герой переживает чувство потери - любимая лишь издали машет ему, а веселье пропадает.

Передать все оттенки настроения лирического героя помогает цветовая символика стихотворения. Желтый цвет в пейзаже свидетельствует о чувстве тоски, красный вызывает ощущение мятежной радости, эпитеты «узорный», «цветной» ассоциируются с щедростью, богатством русской натуры. Важную роль в создании образа Руси играют метафоры-олицетворения. Перед нами раскинулись «дали необъятные)*. родной земли, где «разгулялась осень», «веселье пляшет». Все здесь имеет свою душу и наполнено жизнью. Только почему-то герою хочется плакать «над печалью нив», над любимыми просторами. Неслучайно синтаксис стихотворения столь эмоционален - вместе с восторженными интонациями, восклицаниями звучат ироничные вопросы:

Кто взманил меня на путь знакомый,

Усмехнулся мне в окно тюрьмы?

Или - каменным путем влекомый

Нищий, распевающий псалмы?

Лирический герой не одинок в своем странничестве: есть еще персонаж нищего, «распевающего псалмы», словно идущего впереди и манящего за собой. «Каменный путь» его труден. Но герой идет своей дорогой, и земля под его ногами «легка» (Прием антитезы заостряет внимание читателя на жизненном выборе лирического героя, провоцирует нас дать ему оценку). Может быть, пока не увит терниями путь героя, потому что по «пьяной Руси» он идет? Хмелем пытается отогнать печаль? Когда же приходит осознание того, что выбранная стезя гибельна, то душа очищается слезами, прозрение освобождает место светлому чувству любви:

Запою ли про свою удачу,

Как я молодость сгубил в хмелю...

Над печалью нив твоих заплачу,

Твой простор навеки полюблю..

Осенняя воля становится символом загубленной молодости, напрасно пропавшей свободы («Разгулялась осень в мокрых долах, / Обнажила кладбища земли»; «Много нас - свободных, юных, статных - Умирает, не любя...»). Осень для русского человека - это время подведения итогов и прощания с цветущим летом жизни. И лирический герой для себя видит единственное спасение - в любви к России. Глубокая духовная связь с Родиной способна вывести из нравственного тупика, стать светлым, очищающим началом и стимулом к продолжению жизненного пути. Поэтому заканчивается стихотворение таким восклицательным обращением:

Приюти ты в далях необъятных!

Как и жить и плакать без тебя!