Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Вспомнить все меря славянское племя. Меря. Общество — Путеводитель по Золотому кольцу России. Северные и южные карелы: главные отличия

По данным исследований, с этнографической карты России исчезли 13 народностей. Причиной тому стали разные исторические, политические и социальные события. Малые народы теряли свою самобытность, покидали родные земли, смешивались с основной массой русского населения.

Почему народы исчезают? Древние народы, оставшиеся лишь в далекой истории, – заволочская чудь, меря, мурома – имеют схожую причину своего исчезновения. Это ассимиляция представителей этих племен с другими народностями. Многие из них, являясь изначально язычниками, принимали христианство, осваивали быт и традиции славян. Как следствие, терялась самобытность, древняя культура.

Чудь заволочская

Эта народность оставила яркий след в фольклоре и народном творчестве. Столь необычное название люди получили от того, что их речь казалась славянам непривычной, чудной. Чудь встречается во многих сказаниях того времени, о представителях этого народа слагали легенды. Их считали кем-то вроде волшебников. На территории России можно найти Чудское озеро, Чудской берег, несколько деревень и поселений с названием Чуди.


Долгое время этот народ связывали с финно-угорскими племенами, поскольку чудь упоминалась на территориях их проживания. В русском фольклоре существуют предания о древнем народе чудь, не желающим принимать христианскую веру, который покидал свои земли и скрывался в лесах. Много говорят о чуди жители Республики Коми и Прикамье. Они довольно точно описывают внешность, называя их смуглыми, темноволосыми, вспоминают о необычном языке и обычаях. Говорят, что чуди жили в лесах, в землянках, где часто погибали, не соглашаясь сдаваться захватчикам. Существует легенда, что многие из них даже погребли себя заживо.
Часть ученых-этнографов находит связь этого народа с народами манси, часть – с народами коми.

Меря

Этот народ относят к древнему финно-угорскому племени. Они жили на землях, расположенных в центральной части России. В преданиях и летописях о них осталось множество упоминаний. Меря – данники готского царя в произведениях историка Иордана, они же – часть дружины князя Олега в «Повести временных лет».


Этот народ стал инициатором одного из самых крупных крестьянских восстаний, поводом для которого стал охвативший всю суздальскую землю голод в 1024 году. Большинство Мери случившееся бедствие восприняли как наказание от небесных сил, за то, что среди них проповедуют христианство. Люди организовали бунт, но он был подавлен Ярославом Мудрым, а зачинщиков жестоко покарали.
На основе исследований ученых, был восстановлен родной язык меря, который стал диалектом финно-угорского языка. Большая часть упоминаний об этом загадочном народе исчезла еще во времена Петра I, но при этом находятся люди, считающие себя потомками меря. В большей степени это жители Верхнего Поволжья.


Реконструкция костюма народа меря

Мурома

Согласно «Повести временных лет», мурома жили в Муроме. Название переводится как «возвышенное место у воды», что вполне можно отнести к географическим особенностям их места обитания. Мурома отнесены к неславянским народам. Ученые, исследовавшие древние захоронения, не смогли отнести муромов ни к одной из этнических групп – они могли быть частью финно-угорского племени, меря или мордвы.
До нашего времени дошла информация о том, что мурома были соседями с высокоразвитой культурой. У них было качественное оружие, оригинальные ювелирные украшения. Все их изделия отличались высоким качеством и разнообразием форм. На головах они носили специфические украшения, созданные из конских волос, полосок кожи, бронзовой проволоки. Интересно, что аналогов этих украшений не нашли ни у одного племен того времени.


Реконструкция костюма народа мурома
Славянская колонизация этого народа была бескровной, основывалась на взаимовыгодных торговых взаимоотношениях. Мурома – первый мирно ассимилированный народ, который исчез со страниц истории.
Голядь
Этот народ отнесен историками к балто-язычным племенам. Голядью их называли славяне, сами же они величали себя галиндами. Согласно древним летописям, представители этого народа составляли внушительные части войск славянских князей.


Голядь, реконструкция
Голядь были вытеснены славянами в XV веке, в момент освоения новых земель и строительства городов московскими князьями. Имя это народа навсегда закреплено на карте России. На ней можно найти деревни с одноименным названием, речку Голяданку. Потомки этого племени смешались со славянскими переселенцами, перестав существовать как отдельная народность.

Камасинцы

Этот немногочисленный этнос – часть южной группы самодийских народов, родственной современным ненцам, селькупам, энцам. В летнее время камасинцы кочевали по горным плато, занимались оленеводством, охотой, рыболовством. Зимой – спасались в защищенных от холода и ветра долинах рек, где были организованы их стойбища.


Камасинцы
Со временем рядом с ними появились русские переселенцы, с которыми камасинцы поддерживали тесные хозяйственные отношения. В конце XIX столетия в племени произошел олений мор. Это подтолкнуло камасинцев сменить основной род деятельности и заняться земледелием, как их соседи – русские. Общение становилось более тесным, переплетались обычаи, интересы, создавались смешанные браки. Большинство камасинцев со временем забыли свои традиции, обряды и даже родной язык.
В числе исчезнувших народов России также значатся весь, керкеты, моторы, половцы, меланхлены, мещера, угры, эвремейсы. Они давно стали частью истории, сведения об их образе жизни, традициях, языках можно лишь найти в исследованиях ученых. Каждый из этих народов отличался самобытностью, имел свой жизненный уклад и традиции.
Если не предпринимать никаких мер, то к канувшим в лету народам в скором времени могут присоединиться новые. Сейчас исчезновение грозит хантам, манси, эскимосам, чукчам, каюрам, корякам, вогулам, нганасанам, ненцам, нивхам, селькупам, кетам, тофаларам, ительменам, долганам, удегеям. Их численность составляет от нескольких сотен до нескольких тысяч человек.

Славяне были не единственным народом, населявшим Древнюю Русь. В ее котле «варились» и другие, более древние племена: чудь, меря, мурома. Они ушли рано, но оставили глубокий след в русском этносе, языке и народном фольклоре.

Чудь

«Как лодку назови, так она и поплывет». Таинственный народ чудь вполне оправдывает свое название. Народная версия гласит, что славяне окрестили некие племена чудью, поскольку их язык казался им странным, непривычным. В древнерусских источниках и народном фольклоре сохранилось немало упоминаний о «чуди», которую «варяги из заморья обложили данью». Они принимали участие в походе князя Олега на Смоленск, против них воевал Ярослав Мудрый: «и победил их, и поставил город Юрьев», о них слагали легенды, как о чуди белоглазой – древнем народе, сродни европейским «феям». Они оставили огромный след в топонимике России, их имя носит Чудское озеро, Чудский берег, деревни: «Передние Чуди», «Средние Чуди», «Задние Чуди». С северо-запада нынешней России до гор Алтая по сей день прослеживается их загадочный «чудный» след.

Долгое время их было принято ассоциировать с финно-уграми, поскольку о них упоминали там, где проживали или до сих пор проживают представители финно-угорских народов. Но в фольклоре последних также сохранились предания о загадочном древнем народе чудь, представители которого покинули свои земли и ушли куда-то, не пожелав принимать христианство. Особенно много про них рассказывают в Республике Коми. Так поговаривают, что древнее урочище Важгорт «Старая деревня» в районе Удора когда-то был поселением чуди. Оттуда их якобы вытеснили славянские пришельцы.

В Прикамье о чуди можно узнать немало: местные жители описывают их внешность (темноволосые и смуглые), язык, обычаи. Рассказывают, что жили они посреди лесов в землянках, где и погребали себя, отказываясь подчиняться более удачливым захватчикам. Есть даже легенда, что «чудь ушла под землю»: мол, вырыли большую яму с земляной кровлей на столбах, да и обрушили ее, предпочтя смерть плену. Но ни одно народное поверье, ни летописное упоминание не может ответить на вопросы: что это были за племена, куда они ушли и живы ли еще их потомки. Некоторые этнографы относят их к народам манси, другие к представителям народа коми, которые предпочли остаться язычниками. Самая смелая версия, появившаяся после открытия Аркаима и «Страны городов» Синташты, утверждает, что чудь – это древние арии. Но пока что ясно одно, чудь – одни из аборигенов древней Руси, которых мы потеряли.

Меря

«Чудь начудила, да меря намеряла гатей, дорог да столбов верстовых…» - эти строки из стихотворения Александра Блока отражают замешательство ученых его времени по поводу двух племен, когда-то проживавших по соседству со славянами. Но, в отличие от первого, у мери оказалась «более прозрачная история». Это древнее финно-угорское племя когда-то обитало на территориях современных Московской, Ярославской, Ивановской, Тверской, Владимирской и Костромской областях России. То есть, в самом центре нашей страны.

О них осталось немало упоминаний, меря (merins) встречается у готского историка Иордана, который в VI веке называл их данниками готского царя Германариха. Как и чудь, они были в войсках князя Олега, когда он ходил в походы на Смоленск, Киев и Любеч, о чем сохранились записи в «Повести временных лет». Правда, по мнению некоторых ученых, в частности Валентина Седова, к тому времени этнически они уже были не поволжско-финским племенем, а «наполовину славянами». Окончательная ассимиляция, произошла, очевидно, к XVI веку.

С именем меря связано одно из самых крупных крестьянских восстаний Древней Руси 1024 года. Поводом стал великий голод, охвативший суздальскую землю. Причем, согласно летописям, ему предшествовали «безмерные дожди», засуха, преждевременные заморозки, суховеи. Для мери, большинство представителей которых выступало против христианизации, это очевидно выглядело «божественным наказанием». Во главе бунта стали жрецы «старой веры» - волхвы, которые попытались использовать шанс, чтобы вернуться к дохристианским культам. Впрочем, неудачно. Мятеж был разбит Ярославом Мудрым, зачинщики были казнены или отправлены в изгнание.

Несмотря на скудные данные, которые нам известны о народе меря, ученым удалось восстановить их древний язык, который в отечественной лингвистике получил название «мерянский». Его реконструировали на основе диалекта ярославско-костромского поволжья и финно-угорских языков. Ряд слов удалось восстановить благодаря географическим названиям. Так оказалось, что окончания «-гда» в центрально-русской топонимике: Вологда, Судогда, Шогда – наследие мерянского народа.

Несмотря на то, что упоминания о меря полностью исчезли в источниках еще в допетровскую эпоху, сегодня есть люди, которые относят себя к их потомкам. В основном, это жители Верхнего Поволжья. Они утверждают, что меряне не растворились в веках, а составили субстрат (подоснову) северной великорусской народности, перешли на русский язык, и их потомки называют себя русскими. Впрочем, никаких доказательств этому нет.

Мурома

Как гласит Повесть временных лет: в 862 году жили в Новгороде словене, в Полоцке кривичи, в Ростове меря, в Муроме мурома. Последних летопись, как и мерян, относит к неславянским народам. Их название переводится как «возвышенное место у воды», что соответствует положению города Мурома, который долгое время был их центром.

Сегодня на основе археологических находок, обнаруженных в крупных могильниках племени (расположены меж притоками Оки левыми Ушной, Унжей и правым Тёшей), практически невозможным определить, к какой этнической группе они принадлежали. По мнению отечественных археологов, они могли быть как еще одним финно-угорским племенем или частью мери, так и мордвой. Известно лишь одно, это были доброжелательные соседи с высокоразвитой культурой. Их оружие по качеству изготовления было одним из лучших в близлежащих областях, а ювелирные украшения, которые в изобилии найдены в захоронениях, отличаются изобретательностью форм и тщательностью изготовления. Для мурома были характерны дугообразные головные украшения, сплетенные из конского волоса и полосок кожи, которые были спирально оплетены бронзовой проволокой. Интересно, что аналогов у других финно-угорских племен не встречается.

Источники показывают, что славянская колонизация муромы была мирной и происходила, в основном, за счет прочных и экономических торговых связей. Впрочем, итогом этого мирного сосуществования стало то, что мурома было одним из самых первых ассимилированных племен, исчезнувших со страниц истории. К XII веку о них уже не упоминается в летописях.

Ни для кого не секрет, что русский народ не полностью славянский. В нас течёт кровь и финно-угорских, и балтийских племён. Порой русских, пытаются оскорбить этим: например, в риторике украинских националистов есть распространённый тезис, что русские, мол, не славяне, а «мошканцы узкоглазые». Отчасти это так, но для любого здравомыслящего человека такие вещи не могут быть оскорбительными. Богатство нашей страны в её многонациональности, а богатство русского народа - в его разнообразной генетике. В самом начале существования русского государства под властью Новгородского и Владимиро-Суздальского княжеств жило очень много неславянских племён.

Где живут потомки племени меря?

Журнал: История Русская Семёрка №6 , июнь 2018 года
Рубрика: Народы
Текст: Александр Артамонов

Мы не только славяне

Некоторые из них стали народами и существуют сегодня, например водь, веспы, карелы, эстонцы. Другие же полностью ассимилировались и растворились в русском народе. Одним из самых крупных исчезнувших финно-угорских племён было меря.

Кто такие меря

Этот небольшой миролюбивый народ к середине I тысячелетия н.э. расселился на обширных лесных территориях, на которых сейчас расположились Московская, Ивановская, Ярославская, Владимирская, Вологодская и Костромская области. Племенным центром меря считается Сарское городище, которое археологи обнаружили на озере Неро, что в Ярославской области. Представители этого народа жили земледелием и скотоводством. Религия меря была основана на почитании природы. Как и многие другие финские народы, меря поклонялись священным рощам и особым камням. Многие исконно русские города - Суздаль, Владимир на Клязьме, Переяславль-Залесский, Углич, Плёс и, возможно, даже Москва - выросли из мерянских посёлков. По развитию культуры меря почти ни в чём не уступали соседним славянским племенам кривичей и вятичей, кроме одного: они не умели воевать. Поэтому, когда во второй половине I тысячелетия на землях этого народа стали появляться славяне, более опытные и агрессивные, мере пришлось покориться. На землях племени славяне селились сами, а земли других финно-угорских народов, например марийцев, ставили в вассальную зависимость. Именно поэтому племя меря постепенно слилось с русскими, а ближайшие восточные родственники - мордва, марийцы - развились как отдельные этносы.
У нас нет свидетельств того, что славяне истребляли мерю, да и судя по всему этого не было. Русь изначально строилась как сообщество разных племён, и ни о каком предвзятом отношении одних народов к другим речи быть не могло. В IX веке меря платили дань Новгороду и участвовали в походах Олега на Царьград. Когда Русь стала православной, многие меря сопротивлялись христианизации вплоть до XTV века. Возможно, на этом этапе им досталось от русских - христианизация изолированных поселений порой проводилась агрессивно. После XTV века никто из летописцев уже не упоминал мерю как отдельный, реально существующий этнос.

След племени меря в истории русского народа

Меря основали много городов, которые мы привыкли считать исконно русскими. Город Галич под Костромой в древности назывался Галич-Мерьский: до того, как стать форпостом Владимирского княжества на северо-востоке, этот город был поселением племени меря. Много других топонимов этого региона мерянские. Например, всё, что заканчивается на -га и -ва: Москва, Ветлуга, произошли от мерянских слов на водную тематику. Подмосковный Талдом - это «дубовый дом» по-мерянски, а название реки Дубны не связано с дубами, оно произошло от мерянского слова, обозначавшего болота.
Таких мерянских топонимов в центральной, исконно русской части России очень много. Напрямую с меря связаны топонимы с корнем нер-: озеро Неро в Костромской, реки Нерская и Нерехта в Московской области. Кстати, ещё один популярный топоним, особенно часто встречающийся в московском регионе, - мещера, это название очень похожего на мерю близкородственного ей народа, который разделил её судьбу и тоже влился в состав русского народа.
В русский язык вошло немало финно-угорских слов - «тундра», «килька», «салака» и т.д. Порой сложно сказать точно, из какого именно финно-угорского языка позаимствовано то или иное слово, но вполне возможно, что многие из них мерянские. Что до генетики, то здесь судить сложно. Невозможно провести генетические исследования меря и сравнить их гены с русскими. Однако с антропологической точки зрения у многих русских, особенно у северо-восточных популяций, присутствуют черты уральской расы, к которой принадлежали меря и другие финно-угорские народы. Раскосыми глазами, широкими скулами, которые встречаются у многих из нас, мы обязаны нашим финно-угорским предкам. Меря и другие народы этой семьи слились с русскими и обогатили наш генофонд. Русские потомки племени меря живут по всей России. Но их историческая родина - Залесский край, северо-восточные княжества Руси.

Северные и южные карелы: главные отличия

Текст: Николай Сыромятников
Культура ливвиков (северных карелов) и людиков (южных карелов) до сих пор недостаточно изучена, современные учёные стараются сохранить хотя бы то, что осталось. Географическая разница между этими субэтносами наложила отпечаток и на их жизнь - многие её нюансы характерны только для конкретного сообщества карелов.
Языковые, музыкальные и фольклорные особенности народов В наречии ливвиков 8 диалектов и субдиалектов (местных диалектов и говоров), у людиков же их всего три. Людиковское наречие имеет множество заимствований из языка вепсов (финно-угорского народа, который проживал на территории Карелии). У ливвиков этнографы записали знаменитый эпос «Калевала», насчитывающий свыше 22 тысяч стихов. Людики, по наблюдениям учёных, к XX веку более склонялись к русскому фольклору. Для севе-рокарельской музыкальной традиции были характерны напевные призывы домашних животных, исполняемые только женщинами или девушками-пастушками. В Северной Карелии наибольшее распространение получили «волшебные сказки» - особый род магического карельского фольклора. На юге Карелии в основном в ходу были бытовые или сатирические сказания. Ливвики, как и все карелы, большое значение придавали обрядам и верованиям. К примеру, они не рубили липу - считали, что её порубщику суждено заблудиться в лесной чаще. Сухие, «мёртвые» деревья для строительства избы также не использовали - верили, что кто-то из жильцов нового дома непременно умрёт. К слову, покойника ливвики обряжали в лучшие одежды и хоронили в яме-срубе из брёвен. У людиков умершего клали в гроб в повседневной одежде, и эта церемония более походила на русский погребальный обряд.
Во что одевались и обувались Согласно исследованию историка К. Логинова, у южных карелов первые штаны парень мог получить только после того, как вспашет поле, до этого мальчики носили подштанники. На юге Карелии на промысел обычно ходили в берестяных или липовых лаптях, а по двору и дома - босыми. Чаще всего южные карелы стремились заиметь мягкие сапоги с загнутыми носами («каньги»). Северные карелы предпочитали меховые сапоги («койбы»), которые шили из оленьей кожи, а рукавицы - из собачьего меха. На севере Карелии женщины носили нательные рубахи-безрукавки, позже - с укороченными рукавами, на плечи накидывали большой платок. Южнокарельские женщины вместо сарафана могли носить сшитую из нескольких полотнищ юбку и кофту. Северокарельская женская рубаха была с разрезом на спине.
Почему они не ели свинину Как пишут этнографы Е. Клементьев и Р. Никольская, северные карелы засаливали рыбу по-особому, «с запахом», но она не теряла своей формы. Южные карелы подобным образом улов не хранили, хотя рыбу тоже солили. Северные карелы могли употребить сырую солёную рыбу, тогда как южные её всё же варили. Для приготовления ухи южные карелы могли добавить в неё картофель или перловку, а северные сдабривали блюдо рыбьей мукой, яйцами. Северные карелы пекли особый, кислый хлеб, который замораживали для длительного хранения, а для кулинарии южных карелов были характерны пироги с кашей («косовики»). Южные карелы из напитков предпочитали чай, северные - кофе. Северные карелы в старину не ели свинину, сало и курятину, считая эти продукты «нечистыми». У южного субэтноса таких ограничений не было.

Ме́ря - древнее финно-угорское племя, жившее на территории Владимирской, Ярославской, Ивановской, а также частично на землях современных Московской, Вологодской и Костромской областей.

Впервые народ меря под названием мерен упомянул в VI веке готский летописец Иордан, описывая события IV века.

В русских летописях есть упоминания о племени меря, относящиеся к IX – началу X вв. «Повесть временных лет» сообщает: «на Ростовском (Неро) озере меря сидит и на Клещине (Плещеевом) озере меря же», а также, что в 859 году варяги обложили данью меря. Народ меря принимал участие в военных походах Олега. Последнее летописное сообщение 907 года свидетельствует, что племя меря было в составе войска князя Олега, идущего на Царьград. Больше в письменных источниках упоминаний о меря нет.

Но есть еще сведения, полученные в результате раскопок. Благодаря им известно, что меряне были носителями древней и развитой культуры. Это были земледельцы, скотоводы, огородники, охотники и рыболовы. Знали меряне и ремесло. Среди ремёсел особенно были развиты у них кузнечное, бронзолитейное и косторезное.

Племя говорило на мерянском языке, родственном языкам соседних поволжских финно-угорских племён, преимущественно марийскому.

Во что верили эти люди? Они поклонялись священным животным. Находки небольших бронзовых идолов, талисманов – «оберегов», изображающих тотемических животных (особенно коня, утку, медведя) говорят об этом.

Раскопки свидетельствуют, что вторжение варягов в мерянские земли носило мирный характер. Нет следов военных столкновений. Скорей всего, варяги и не стремились завоевывать этот народ. На землях меря они создавали опорные пункты для налаживания и расширения торговых связей с югом.

В IX-XI вв. точно так же, мирно, здесь расселились славяне. Они сорвались с родных земель, спасаясь от притеснений князей и бояр. Славяне шли сюда с севера, из новгородских земель, и с юга, с Верховьев Днепра и Волги. Это были мирные люди, которые хотели просто выращивать хлеб и разводить скот. И они пришли в мирный край. Земли вокруг было достаточно, и славяне расселились по соседству с меря.

Славяне принесли сюда свою культуру, своих богов, и эти боги не отрицали мерянских идолов. Люди мирно уживались друг с другом, точно так же мирно сосуществовали и боги. Постепенно произошло слияние этих народов. Археологические раскопки показывают сосуществование в один и тот же период славянской и финно-угорской культур в одних и тех же поселениях тех веков.

Сильное киевское княжество все больше распространяло свое влияние на этот край, а Киев к тому времени стал христианским. Вместе с княжеской властью сюда пришло христианство. Но с христианской религией все обстояло иначе. Она начисто отрицала другие верования и других богов. Это означало для жителей края отказаться от того, чем жили и во что верили они и их предки. Распространению христианства резко противодействовали жрецы местных культов, а это древняя магия и древняя сила.

Не стало больше мира в этом крае. Жители поднимались на восстания, противодействуя насильной христианизации, убивали киевских миссионеров.

Что произошло при этом с древним племенем меря? О нем перестали упоминать летописи, исчезли следы существования меря в раскопках более поздних периодов. То ли они отказались принять новых богов и ушли из этого края, то ли смирились и полностью утратили свою самобытную культуру? Память о самых древних жителях этого края осталась в названиях рек, озер, населенных пунктов.