Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

В простом углу моем средь медленных трудов. Анализ стихотворения «Мадонна» Пушкина. Александр Пушкин — Мадонна: Стих

Итак, мы продолжаем разговор о любовной лирике Пушкина. На сей раз коснёмся его сонета «Мадонна», который он посвятил своей жене – Наталье Николаевне Гончаровой.

Пушкин познакомился с семейством Гончаровых зимой 1828 года, на балу, Наталье Николаевне тогда было всего 16 лет, она привлекала всеобщее внимание своей необыкновенной внешней красотой и скромностью.

По свидетельству современницы (А.П. Араповой), «Наталья Николаевна была скромна до болезненности; при первом знакомстве их его (Пушкина) знаменитость, властность, присущие гению, - не то что сконфузили, а как-то придавили её. Она стыдливо отвечала на восторженные фразы, но эта врождённая скромность только возвысила её в глазах поэта».











Всё окружение молодого поэта тут же заговорило о предстоящей свадьбе. Причина тому была в общем-то веская - сам Пушкин неоднократно заявлял в обществе, что намерен покончить с холостяцкой жизнью, будучи пленён Натальей Гончаровой.

Сонет Пушкина «Мадонна» (1830) адресовано именно Наталье Николаевне.

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный Спаситель -

Она с величием, он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Мы видим, на какую высоту духовную поднимает поэта любовь к его Прекрасной Даме, которая для него есть «чистейшей прелести чистейший образец». Сама форма произведения – сонет – и высокий стиль изложения рождают ассоциации с эпохой Возрождения.

Вересаев В.В. Пушкин в жизни: Систематический свод подлинных свидетельств современников. – М.: Моск. рабочий, 1987. – С. 133.

Летом 1830 года светское общество двух столиц бурлило: обсуждалась помолвка и предстоящая свадьба «первого романтического поэта нашего времени на первой романтической красавице ». А сам Пушкин в это время пишет невесте
из Петербурга в Москву.

«Я мало бываю в свете. Вас ждут там с нетерпением. Прекрасные дамы просят меня показать ваш портрет и не могут простить мне, что его у меня нет. Я утешаюсь тем, что часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды; я бы купил её, если бы она не стоила 40000 рублей».

В.Гау Портрет Натальи Ниолаевны 1844

Дотошные пушкинисты раскопали, что картина, о которой идёт речь в письме, была выставлена в книжном магазине на Невском проспекте, куда Пушкин заходил часто. И была это старинная копия картины Рафаэля, которая выдавалась за подлинник. Баснословных денег на покупку портрета, похожего на его невесту «как две капли воды », у Пушкина не было. Зато, благодаря этой картине, появился сонет «Мадонна», посвящённый Наталье Николаевне:

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель —

Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Оригинал рафаэлевский «Мадонны с младенцем» много странствовал по свету, пока его не купил герцог Бриджуотер (Duke of Bridgewater, 1756 — 1829). С тех пор картина стала называться по имени владельца — «Madonna Bridgewater». В начале Второй Мировой войны, когда начались ожесточённые бомбардировки Лондона, «Бриджуотерская Мадонна» наряду с другими бесценными картинами была отправлена подальше от британской столицы, в Шотландию, в Национальную галерею, которая не прекращала своей работы даже во время войны. После окончания войны картину решено было оставить в Эдинбурге.

Рафаэль Санти 1507

П ушкин не забыл упрёки петербургских дам и в первый же год их семейной жизни заказал А.П. Брюллову портрет своей милой «жёнки». Александр Павлович Брюллов (не путать с его младшим братом, Карлом, автором «Последнего дня Помпеи»!) прославился в Европе своими акварельными портретами Неудивительно, что поэт захотел, чтобы акварельный портрет Натальи Николаевны писал именно он. Жена его уже была представлена в свете и имела ослепительный успех в обществе, где горячо обсуждалась не только её поэтическая красота, но и её всегдашняя немногословность и меланхоличность. Графиня Дарья Фикельмон пишет как раз в дни написания портрета «Жена его хороша, хороша, хороша! Но страдальческое выражение её лба заставляет меня трепетать за её будущность».

А.П..Брюллов Портрет Н.Н. Пушкиной 1831

Брюллов начинает портрет в декабре 1831 года. Н. Н. на четвёртом месяце беременности, пока незаметной. На этом портрете ей 19 лет. Она в светло — розовом бальном платье с двумя рядами пышных кружев вокруг декольте. Длинные бриллиантовые серьги и большая ферроньера на лбу придают портрету парадность. Несмотря на парадность портрета, образ получился необычайно трогательным и воздушным. Это единственный анфасный портрет, на котором Н. Н. смотрит прямо на художника и на зрителей. Поэт искренне гордился своей «жёнкой», когда писал ей «будь молода, потому что ты молода и царствуй, потому что ты прекрасна !» Этот портрет так и остался единственным портретом Н. Н., сделанным при жизни поэта. В мае 1836 года Пушкин хотел заказать ещё один портрет жены у прославленного Брюллова,но тот наотрез отказался писать её портрет. А когда этому своенравному живописцу не нравилась модель, никто и ничто не могло заставить его писать. Видно сам тип красоты жены Пушкина. был не в его вкусе. Карл Брюллов любил писать женщин рубенсовского типа, а тут Натали, с её осиной талией…

После смерти мужа Наталья Николаевна с детьми 2 года прожила в имении брата,потом вернулассь в Петербург,где поселилась в съёмной квартире и долгое время вела очень уединённую жизнь. В конце 1841 года в Аничковом дворце готовился костюмированный бал, на который Н. Н. получила личное приглашение царя, её богатая бездетная тётка Загряжская опять не поскупилась и подарила «своей отшельнице» чудное одеяние в древнееврейском стиле, по известной картине на библейский сюжет, изображавшей Ребекку. Длинный фиолетовый бархатный кафтан, почти закрывая широкие палевые шальвары, плотно облегал стройный, почти девичий, стан; яркий национальный головной убор, одним концом наброшенный на плечо, добавлял выразительности прекрасному лицу. Появление такой «Ребекки» во дворце было настоящим триумфом и вызвало общую волну восхищения. Как только начались танцы, император Николай Павлович направился к Н. Н. и за руку подвёл к императрице, сказав во всеуслышание: «Смотрите и восхищайтесь!». Императрица Александра Федоровна навела на неё лорнет и ответила с благодушной улыбкой: — «Да, прекрасна, в самом деле, прекрасна! Ваше изображение таким должно бы перейти к потомству».Сказано сделано. Придворный живописец (предположительно В.И.Гау) написал портрет.

Н.Н. Пушкина. В.И.Гау. 1841г

Известны ещё два портрета Н. Н. Пушкиной, относящихся к периоду 1841-1843 годов, которые точно принадлежат кисти В.И. Гау. Они были заказаны тёткой Загряжской к 30-тилетию любимой племянницы.Один портрет представляет её в скромном закрытом платье, причёсанной по моде того времени с локонами вдоль щёк. Это уже не «воздушное создание» с брюлловского портрета 1831 года. Но всё в её облике напоминает пушкинское «чистейшей прелести чистейший образец », и она по-прежнему так похожа на Мадонну Рафаэля!

В.Гау Портрет Н.Н. Пушкиной 1842 -1843

Как и на самом известном портрете кисти В.И. Гау, где Наталья Пушкина — в ослепительном бальном туалете и шляпе со страусовым пером, ниспадающим на обнажённое плечо.

В. И. Гау. Н. Н. Пушкина. 1843

Через семь лет после смерти Пушкина, Наталья Николаевна приняла предложение генерала Ланского и вышла за него замуж. Есть портреты Пушкиной-Ланской. Но это уже из её другой жизни...

В 1830 году А. С. Пушкин создает невероятно нежное произведение - сонет с лирическим названием «Мадонна». Литературоведы отчетливо разглядели здесь образ его, на тот момент, невесты - Натальи Николаевны Гончаровой. Действительно, есть множество доводов, позволяющих интерпретировать «Мадонну» как признание в любви именно этой прекрасной женщине: «Творец тебя мне ниспослал, моя Мадонна…»

Возвращаясь из Петербурга в Москву летом 1830 года, А. Пушкин написал своей невесте письмо, в котором сравнивал ее с Бриджуотерской мадонной Рафаэля. Копию этой работы он незадолго до своего отъезда видел на выставке на Невском проспекте. Неподъемная цена в 40 тысяч рублей не позволила поэту приобрести картину. В письме он сокрушался, что не имеет возможности сохранить при себе этот образ, как две капли воды схожий с образом Натальи. Сама Гончарова, в ответ на это написала, что печалиться не стоит, ведь он совсем скоро уже будет любоваться не картиной, а ее лицом. Свадьба состоялась спустя полгода, в марте 1831 года.

Позже А. Пушкин все же приобрел гравюру этой картины. Она до сих пор висит в музее в Царском селе, в рабочем кабинете поэта.

А сам текст стиха «Мадонна» Вы можете прочесть ниже:

Сонет

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель -

Она с величием, он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

«Мадонна» Александр Пушкин

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель —

Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Анализ стихотворения Пушкина «Мадонна»

Среди любовной лирики Александра Пушкина есть несколько произведений, которые он посвятил своей супруге Наталье Гончаровой. Одним из них является стихотворение «Мадонна», написанное в 1830 году, за полгода до свадьбы.
В это время поэт находится в Москве, где повторно просит Наталью Гончарову стать его женой. Получив согласие, Пушкин пребывает в эйфории и начинает готовится к свадьбе, в то время как его невеста с семьей на время покидает столицу, отправившись в родовое имение. Чтобы скрасить дни разлуки, Пушкин вешает у себя в комнате портрет «белокурой мадонны», которая, по утверждению поэта, как две капли воды похожа на его избранницу . Об этом удивительном сходстве он даже сообщает в письме, адресованном Наталье Гончаровой, получая весьма обнадеживающий ответ, в котором молодая девушка сообщает – совсем скоро Пушкину не нужно будет любоваться картиной, так как у него появится жена.

Вдохновленный этим посланием, поэт посвящает Наталье Гончаровой стихотворение «Мадонна», которое написано в форме сонета . В первых же строчек автор заявляет о том, что всю свою жизнь мечтал не о том, чтобы украсить дом портретами знаменитых художников, а о том, чтобы в нем царили любовь и взаимопонимание. По мнению поэта, именно счастливый брак способен создать в доме ту удивительную атмосферу гармонии и благополучия, которая так легко улавливается другими. И именно она притягивает людей, которым приятно бывать в семьях, построенных на любви, взаимном уважении и доверии.

Таким же счастливым и гармоничным Пушкину видится его будущий брак, поэтому поэт отмечает в стихотворении, что мечтает «быть вечно зритель» всего лишь одной картины, которая бы отражала его жизнь. Герои этого полотна – «она с величием, он с разумом в очах», т.е. идеальная супружеская пара, которой суждено прожить долгую и счастливую совместную жизнь.

Свой предстоящий брак Пушкин видит как бы со стороны, однако это не мешает ему предаваться мечтам о семейном благополучии . Казалось бы, для этого есть все основания, ведь Наталья Гончарова хороша собой, достаточно умна и образованна. Именно поэтому поэт благодарит Всевышнего за то, что тот «тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
чистейшей прелести чистейший образец». Автор не подозревает, что буквально через несколько месяцев между ним и его избранницей произойдет первый серьезный конфликт, связанный со свадебным приданным. Пушкин знал, что его невеста принадлежит к благородному, но, увы, обнищавшему роду. Однако не предполагал, что вместе с женой ему достанется куча семейных долгов. Погашать их никак не входило в планы поэта, поэтому его женитьба оказалась на грани провала. Отправившись в Болдино для того, чтобы вступить в права владения имением, Пушкин даже написал своей будущей теще, что Наталья Гончарова свободна от каких-либо обязательств перед ним, хотя сам он если и женится, то только на ней. В итоге свадьба все же состоялась, но образ Мадонны, созданный поэтом в одноименном стихотворении, померк . Известно, что после бракосочетания поэт не посвятил своей супруге ни одного стихотворения. Этому есть несколько причин, хотя сам поэт и утверждает, что обрел в этом браке подлинное счастье. Однако во время венчания в церкви Большого Вознесения Наталья Гончарова сперва уронила обручальное кольцо поэта, а позже у него в руках погасла свеча. Будучи человеком достаточно суеверным, Пушкин воспринял это, как дурной знак. И с тех пор воспринимал свой брак не как дар небес, а как кару, которая неизбежна.

Собственно говоря, в этом поэт оказался прав, так как роковая дуэль с Дантесом, оборвавшая его жизнь, состоялась именно из-за Натальи Гончаровой. Тем не менее, до самой смерти супруга оставалась для поэта самой желанной и любимой женщиной на свете, за обладание которой он заплатил своей жизнью.