Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Уверенное поведение в рискованных ситуациях. Уверенность в себе - по каким признакам ее можно определить? Самооценка и уверенность в себе

Главная особенность неуверенной в себе личности состоит в том, что в социальной деятельности она стремится в максимально возможной степени избегать любых форм личного самопроявления. Любая форма презентации личных мнений, достижений, желаний и потребностей для них либо крайне неприятна (вследствие чувств страха, стыда, вины, связанных с самопроявлением), либо невозможна (вследствие отсутствия соответствующих навыков), либо не имеет смысла в рамках их системы ценностей и представлений. В реальности, конечно, мы чаще всего имеем дело со сложной комбинацией и взаимозависимостью этих трех факторов, в совокупности приводя щей к отказу от личного и личностного участия в социальной жизни. Налицо отказ не только от активных действий по достижению некоторых целей, но и 6-ти этих целей как таковых, отсутствие веры в себя и реальность осуществления собственных намерений.

В современной психологии наиболее детально исследована «поведенческая» основа уверенности в себе. Изучая причины неуверенности в себе, Арнольд Лазарус предположил, что причиной неуверенности в себе может быть недостаток способов поведения, которые должны обеспечивать полноценное овладение социальной реальностью, ригидность и неадаптивность небольшого количества поведенческих альтернатив. Недостаток поведенческих альтернатив, навыков поведения Лазарус назвал «дефицитом поведения» и основой уверенности в себе предложил считать его отсутствие. Лазарус выделил четыре группы навыков, которых» по его мнению, достаточно для полноценной жизнедеятельности, а следовательно, и для уверенности в себе. Согласно А. Лазарусу, взрослый человек должен обладать: способностью открыто говорить о своих желаниях и требованиях; способностью сказать «нет»; способностью открыто говорить о своих позитивных и негативных чувствах; способностью устанавливать контакты, начинать и заканчивать разговор.

Наличие этих навыков является необходимой, но еще недостаточной предпосылкой уверенности в себе. Анализируя особенности уверенного в себе поведения, психологи столкнулись С проблемой определения тонкой грани между уверенностью и агрессивностью. Некоторые из них, например Дж. Вольпе, вообще не видели разницы между ними, и более того, в качестве метода коррекции неуверенности практиковали тренинг напористого и агрессивного самоутверждения. Другие (А. Ландж и П. Якубовски) считали, что уверенность представляет собой нечто среднее между агрессивностью и неуверенностью, имеющее ясные отличия как от одного, так и от другого. Третьи утверждали, что агрессивность и неуверенность по сути являются двумя различными формами проявления отсутствия уверенности, при которых нереализованная во внешнем взаимодействии энергия, вызванная актуализацией некоторых потребностей, либо переносится внутрь самого организма и приводит к аутодеструкции (чаще всего к невротизаций), либо оборачивается против других и приводит к неоправданной агрессивности.

Но большинство авторов считает, что агрессивность И неуверенность представляют собой два разных свойства личности. Это подтверждается, в частности, очень низкими корреляциями по шкалам агрессии и уверенности в себе. Высокая степень уверенности и агрессивности могут совпадать, если агрессивными действиями человек легко и надежно достигает осуществления своих потребностей и не видит никаких негативных побочных эффектов. В этом случае агрессивность должна пониматься как еще одна индивидуальная черта личности наряду с уверенностью.

Точно также могут сосуществовать неуверенность и агрессивность, если в репертуаре поведения человека присутствует лишь агрессивное поведение. Даже если агрессивность ничего не приносит, человек продолжает вести себя агрессивно всегда, когда, преодолевая неуверенность, он все же решается на чтолибо. Но чаще всего уверенные в себе люди крайне редко бывают агрессивны, поскольку для жизни, которая их устраивает, вполне достаточно неагрессивных действий.

Существуют также вполне очевидные и простые для наблюдения характеристики поведения, отличающие уверенных в себе людей. Методология анализа невербального поведения в ситуациях, вызывающих затруднения в общении, хорошо разработана в отечественной психологии и создает надежную базу для дальнейших исследований. Назовем лишь наиболее четкие отличия уверенного, неуверенного и агрессивного поведения. Уверенные в себе люди говорят громко и ясно, но никогда не переходят на крик, часто смотрят в глаза собеседнику, но не «сверлят собеседника глазами», всегда выдерживают оптимальную дистанцию общения, не приближаясь к собеседнику вплотную. Они умеют держать паузу в разговоре, редко перебивают партнеров, способны ясно и четко выражать свои мысли. На словах (в вербальной плоскости) они открыто говорят о своих чувствах, желаниях и претензиях, сопровождая их кратким и четким обоснованием, часто используют местоимение «я», не боятся выражать личное мнение. Оскорбления, упреки, обвинения редко можно услышать от уверенных в себе людей. Все претензии к окружающим они высказывают от своего собственного лица.

Нельзя сказать, что эти особенности формируются сами собой или же что человек уже рождается уверенным в себе. Как и все социальнопсихологические качества личности, уверенность в себе формируется в ходе социализации, т.е. во взаимодействии с другими людьми и социальным окружением.

ЛИТЕРАТУРА
1. Лабунская ВА. От проблемы затрудненного общения к постановке проблемы «субъект затрудненного общения» // Психологический вестник РГУ. Ростов н/Д, 1997. Вып. 2. Ч. 1. С. 2441.
2. МайерсД. Социальная психология. СПб., 1997. С. 234,499-502.
3. РамекВГ. Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии // Психологический вестник. Ростов н/Д, 1996. Вып. 1. Ч. 2. С. 138-146.
4. Эмоциональные и познавательные характеристики общения. Ростов н/Д, 1990. С. 80-90.

Я не буду подробно писать о том, что именно детство, подростковый возраст — это период, который во многом определяет дальнейший жизненный Путь человека. Вы, родители, должны осознавать, что именно в это время формируется у ребёнка общее представление о себе, жизненных целях и ценностях. От того, насколько благополучно протекает этот процесс, напрямую зависят дальнейшие жизненные успехи человека. Данная статья позволит расширить ваше представление о том, что в себя включает уверенное поведение.

Уверенно вести себя — значит, уметь ставить и достигать цели, осознавать свои действия, контролировать себя, отстаивать свои интересы без агрессии и застенчивости, с достоинством выходить из любой конфликтной ситуации. Естественно, данные качества развиваются на протяжении всей жизни, но в наибольшей степени на их формирование влияет тот опыт, который накоплен в подростковом возрасте. Именно поэтому основной акцент имеет смысл делать на формировании уверенного поведения именно у подростков.

Уверенное поведение — это собирательное понятие, включающие в себя различные составляющие.

Уверенное поведение:

  • Целенаправленное. Уверенный человек конкретно представляет свои цели и выстраивает собственные действия таким образом, что они позволяют приблизиться к намеченным целям. При этом цель должна быть: конкретной и позитивной, амбициозной и достижимой одновременно.
  • Ориентированное на преодоление возникающих препятствий, а не на переживание по их поводу . Самые непреодолимые преграды это те, которые человек сам ставит перед собой. Есть даже понятие такое в спорте "Психологический барьер". Поэтому, с уверенностью скажу, что уверенное поведение — это постоянное расширение мысленных рамок, взрыв внутреннего барьера. Уверенный человек способен к рациональному анализу возникающих затруднений, способен к принятию решений.
  • Гибкое, подразумевающее адекватную реакцию на быстро меняющую обстановку. Такой человек мгновенно ориентируется в ситуациях новизны и неопределённости, способен оперативно пересматривать своё поведение, если оно не приводит к нужному результату. Уверенный человек гибок, текуч и непредсказуем, обладает самоконтролем. Такой человек способен менять стиль своего общения в зависимости от того, с какими собеседниками он контактирует и в каком контексте это происходит.
  • Социально-ориентированное. Направленное на построение конструктивных отношений с окружающими: движение "к людям", а не "от людей" или "против людей". Такой человек стремится к установлению гармоничных взаимоотношений с окружающими, основанных на доверии, взаимопонимании и сотрудничестве. Главное, это осознать! Что и будет на тренинге. И тогда данная стратегия поведения будет сохраняться и тогда, когда человек встретится с трудностями, затруднениями. В этом случае человек будет при необходимости обращаться к окружающим за поддержкой. Понимая это, он и сам будет поддерживать в трудную минуту своих друзей, коллег и т.д. Другие стратегии подразумевают либо уход в себя, замыкание в своём внутреннем мире, одиночество, то есть движение "от людей". Либо, что тоже встречается крайне часто, противопоставление себя окружающим, вражду с ними, агрессию, то есть движение " против людей". Это очень важно. Важно, что бы подросток осознал своё поведение при возникновении трудностей. Чему мы и учимся на тренинге "Уверенное поведение".
  • Сочетающее спонтанность с возможностью произвольностью произвольной регуляции . Когда ситуация требует немедленных действий, человек их совершает, при этом вполне осознанно может управлять своими спонтанными реакциями. Это относится как к поведению, так и эмоциональному реагированию.
  • Настойчивое, но не переходящее в агрессивное. Человек прилагает усилия для достижения своих целей, но делает это, по возможности, не в ущерб интересам других людей. И даже готов отстаивать свои интересы весьма жёстко и идти ради них на конфликт. Но в таких конфликтах человек концентрируется конкретно на отстаивании своих интересов, и никогда, что бы оскорбить, унизить, обидеть собеседника как личность. Более того, уверенный в себе человек не конфликтует без объективных причин. Для него предпочтительнее не идти на принцип, а разрешать конфликт гибко и даже в некоторых случаях уступить, пожертвовать своими интересами ради сохранения гармоничных взаимоотношений.
  • Направленное на достижение успеха, а не на избегание неудачи. Человек сконцентрирован на том, чтобы получить нечто позитивное, и руководствуется именно этой целью, но не тем, чтобы избежать возможных неприятностей. Моделируя результат, размышляя над целью, такой человек создаёт образ их успешного достижения, а не то, как он терпит неудачу. Например, начиная готовиться к экзамену, уверенный в себе человек воображает его успешную сдачу и действует и верит в это. Неуверенный человек представляет, как он "проваливает" экзамен, и нацелен на то, чтобы избежать эту ситуацию. Что очень сильно усугубляет дело.
  • Созидательное : человек, проявляющий уверенное поведение, не тратит силы на борьбу с кем или чем бы то ни было, а вместо этого создаёт то, что считает нужным. Например, заменить дурную привычку на хорошую. Движение к созиданию, творчеству, успеху.

Всё это в комплексе и есть уверенное поведение.

Конечно, уверенное поведение ребёнка во многом зависит от особенностей семейного воспитания и взаимоотношений с родителями. Но проявляется оно, в первую очередь, в общении не с родителями, но со сверстниками. Таковы особенности подросткового возраста.

Тренинг уверенного поведения даёт широкие возможности для развития навыков уверенного поведения посредством специально организованной работы в подростковых группах, участники которых интенсивно взаимодействуют между собой. Для того чтобы дети научились такому поведению, недостаточно рассказов о нём, а необходимо смоделировать условия, в которых у участников будет возможность соприкоснуться с ним непосредственно, прожить его на собственном опыте и осознать. Оптимальные и безопасные условия для этого создаёт тренинг.

Тренинг — особая разновидность обучения через непосредственное "проживание" и осознание возникающего в межличностном взаимодействии опыта. Особенно важна такая форма обучения для детей и подростков, так как потребность в общении у них обострённа, а жизненного опыта недостаточно, зато ярко выражено влечение к его приобретению.

Тренинг позволяет получить именно опыт в максимально сконцентрированном виде, и в психологически безопасных условиях, облегчающих его осознания. Ведь главное это осознанность и осмысленность своих образов, чувств, действий, мыслей. Чему мы и уделяем особое внимание.

Тема: Уверенное поведение.

Критерии уверенного поведения

Составила:

Максимяк Е.Н.

I блок. Уверенное поведение

Цель: формирование навыка уверенного поведения в обществе.

Задачи:

Восстановление навыка общения.

Знакомство с теоретическим материалом.

Формирование установки на самоанализ и обязательный успех.

Планируемое время - 2 ч. 40 мин.

Обратная связь.

Разминка «Веселый мячик»

Цель упражнения : разминка, выработка умения говорить и выслушивать комплименты.

- Начнем сегодняшний день с игры. Бросая по очереди, друг другу этот мяч, будем говорить о безусловных достоинствах, сильных сторонах того, кому бросает мяч. Будем внимательны, чтобы мяч побывал у каждого.

Уверенность в себе - одно из самых интересных свойств человеческой психики. Разные люди вкладывают в слово «уверенность» совершенно разный смысл.

На ваш взгляд, что такое уверенность?

Какие признаки говорят об уверенном поведении?

У большинства людей уверенное поведение ассоциируется с самоуверенным, с агрессивным поведением, когда человек может зайти и сказать: «Я тут хозяин». Уверенное поведение - это социально компетентное поведение, которое позволяет добиваться своего без применения насилия и принуждения. Оно характеризуется определенными интонациями голоса, определенной жестикуляцией, знанием своих прав и умением их предъявлять, или отказом от чего-либо, когда тебя принуждают. Очень большое значение имеет навык говорить «Нет».

Люди боятся сказать «нет». «Ну да, скажешь «нет», тебя тут же выгонят». Возникает элементарный страх, что «нет» говорить нельзя. Надо знать свои права, чтобы быть уверенным. И не только знать, но и уметь отстоять свои права. Самое первое правило: надо просто знать, что ты существуешь, что ты есть. Это не есть попирание прав других людей.

Пример: Один парень, который был у специалиста в качестве пациента. Растрепанный, неряшливый, с оживленной жестикуляцией, он состоял в криминальной группировке. Ходили стайками и снимали шапки. Через несколько лет, он социально адаптировался, и рассказал такую историю: - «Мы ходили толпой пацанов, и если видели, что человек неуверенный, мы могли с него шапку снять даже днем. И что интересно, он даже не кричал. Мы подходили, кто-то снимал шапку, и спокойно уходили, а он молча зимой без шапки куда-то шлепал. А бывали и другие случаи, когда даже ночью мы толпой идем, и навстречу нам мужчина, и видно по нему, что он уверенный человек. Мы его не трогали. Вы, пожалуйста, учите людей, что бы они себя вели на улицах уверенно». Это рассказывает парень, который был в этих группировках. Когда человек уверен в себе, он очень спокойно может рассказать о чувствах, рождающихся по поводу того или иного события, того или иного поступка. И рассказ об этих чувствах является выражением уверенного поведения.

Можно выделить три ключевых определения:

. «Уверенность в себе - это вера в то, что в нас есть нечто большее, чем мы о себе знаем»". У каждого имеется скрытый потенциал! Подумайте, ведь когда-то вы даже ходить не умели! А теперь? Было время, когда вы не могли читать и писать, не умели плавать или водить машину. Все это вы постепенно освоили. Ведь человек - существо обучаемое. Причем обучаемое достаточно быстро. Если вы чего-то не способны сделать сейчас, это вовсе не значит, что так будет всю жизнь.

. Уверенность в себе - это вера в то, что в трудной ситуации на себя можно положиться)). У всех нас не раз в жизни бывали сложные моменты. Иногда мы могли рассчитывать только на себя, иногда - еще и на помощь окружающих. И все же нет человека, который хоть раз не был бы вынужден действовать по примеру барона Мюнхгаузена: собственноручно вытягивать себя за волосы из болота.

. «Уверенность в себе зависит от ответа на вопрос: Кто ты в этом мире - эксклюзив или посредственность (бездарный человек, среднее звено) заурядный (ничем не выделяющийся)?». Действительно, кто вы - выскочка (человек, который выдвинулся слишком быстро или занял видное общественное место не по заслугам) или «человек из толпы» ?

Я задаю этот вопрос вам всем, раз речь заходит об уверенности.

Под уверенностью в себе понимают способность человека предъявлять свои требования и запросы в процессе общения с окружающими и добиваться их осуществления. Кроме этого к уверенности относится способность разрешать себе иметь запросы и требования, осмеливаться их проявлять и обладание навыками их осуществления.

Что такое уверенное или неуверенное поведение?

Главная особенность неуверенной в себе личности состоит в том, что в социальной деятельности неуверенные в себе люди стремятся в максимально возможной степени избегать любых форм личного самопроявления.

Психолог Лазарус выделил четыре груп пы навыков, которых, по его мнению, достаточно для полноценной жизнедеятельности, а, следовательно, - и для уверенности в себе. По А. Лазарусу, взрослый человек должен обладать: способностью от крыто говорить о своих желаниях и требованиях; способностью сказать "Нет"; способностью открыто говорить о своих позитивных и негативных чувствах; способностью устанавливать контакты, начинать и заканчивать разговор. Уверенность в себе оказывает магическое воздействие на окружающих вас людей. Умение уверенно вести себя в любой ситуации - тот ресурс, который каждому способен увеличить шансы в достижении чего бы то ни было. Так, например, не секрет, что лучшая должность, лучшая зарплата, и пр., зачастую достаются далеко не всегда самому профессиональному и компетентному, но - практически всегда - тому, кто умеет вести себя более уверенно, «продать» себя - именно поэтому уверенность считается одной их важнейших составляющих такого явления, как харизма. Уверенное поведение необходимо как продавцам разных мастей - розничным, «активным», «консультативным» и пр., так и руководителям - они позволяет не только эффективно распределять загрузку и ставить цели, но и гибко вести себя с разными - в т.ч. не всегда конструктивными - подчиненными, и пр. Если же говорить о конфликтных ситуациях, то можно наверняка сказать: что в них значимость уверенного поведения переоценить просто невозможно - так, например, сложно себе представить неуверенного в себе работника службы приема претензий, или финансового контролера.

Что значит «быть уверенным в себе»? Выглядеть уверенно и чувствовать себя уверенно - это не одно и то же, и необходимо научиться проявлять внешнюю уверенность, при этом - сохранять уверенность внутреннюю. Чему же нужно научиться, чтобы в самых сложных ситуациях уметь вести себя уверенно? Для начала, необходимо научиться четко определять разницу между агрессивным, уступчивым и уверенным поведением, и понимать - как в зависимости от нашего поведения будут вести себя окружающие. Почему, например, наш какой-то безобидный вопрос вызывает бурную реакцию у собеседника, или же на наше стремление помочь наш собеседник почему-то обижается? Возможный ответ - ваша поза в момент задавания свидетельствовала о том, что вы не столько спрашиваете, сколько «наезжаете», или же предложение помощи было сделано раздраженным тоном. Таким образом, первое чему необходимо научиться - это привести наши слова в соответствие с языком тела и голосом, четко осознав - что может быть понято собеседником как проявление агрессии, а что - как проявление неуверенности. То есть, на первом этапе мы учимся уверенность распознавать и «изображать».

Следующая важнейшая составляющая, без которой невозможна эффективная деловая коммуникация - это управление эмоциями. Ключевая задача тут состоит отнюдь не в том, чтобы свои эмоции подавлять, скрывать или сдерживать - каждый знает, что рано или поздно все равно «прорвет»; основным шагом на пути управления своими эмоциями является умение правильно свои эмоции выражать, чтобы переживаемые вами чувства не лишали вас способности здраво мыслить и рационально действовать. Есть точка зрения, что мы живем тогда, когда переживаем какие либо чувства, однако, если вы не умеете управлять своими эмоциями - то тогда ваши эмоции будут управлять вами. Есть и другая известная мысль: «Кто вызывает ваш гнев - то управляет вами». Таким образом, умение управлять своими эмоциями нам необходимо, чтобы полноценно управлять своей жизнью.

Следующим пунктом нашего списка напишем способность внятно и понятно выражать свои мысли. Зачастую, а особенно - в спорной ситуации, мы неосознанно исходим из предпосылки, что оппоненту наша позиция абсолютно ясна и понятна, но как правило, это бывает не так! Мы можем получить отказ, или вызвать раздражение собеседника лишь потому, что слишком долго и путано ходили «вокруг да около». Таким образом, следующее над чем надо поработать - это умение коротко и емко формулировать суть своего сообщения или просьбы.

Не менее важным является умение отказывать, причем, делать это так, чтобы и самому не оставаться с чувством вины, и тот кому вы отказали - ушел без обиды на вас. Другой по содержанию, но аналогичной по используемым приемам является ситуация, когда вам необходимо сообщить кому-то плохую новость, или дать неприятное распоряжение, и пр. Описанные выше навыки - управление эмоциями и выражение своих мыслей - позволят отказать достаточно твердо (чтобы избежать у собеседника соблазна вступить в дискуссию, «упрашивать и пр.), но - корректно (без эмоционального вовлечения).

Зачастую, вести себя уверенно мешают различные «тараканы» на тему «что такое хорошо - что такое плохо». Например, «Я должен нравиться», «Я должен быть сильным», «Я должен, раз обещал» и пр. Именно на этом основано большинство манипулятивных приемов, таких как: «Вы же мужчина, поэтому вы должны мне уступить»; или «С вашей стороны будет просто некрасиво мне отказать»; или «Вы разумный человек, поэтому должны войти в мое положение», и пр. У каждого из нас в голове масса подобных представлений - кому и за что он должен; и благодаря им мы становимся легкой добычей для профессиональных манипуляторов и прочих «хищников».

Упражнение «Помоги другу». Представьте, что вы работаете на популярном молодёжном радио, и вам позвонил подросток с проблемой, что он очень неуверенный, и просит у вас помощи и поддержки. Что бы вы ему пожелали?

Очень часто человек испытывает чувство огорчения, обиды, но не может это выразить. Когда человек уверен в себе, он очень спокойно может рассказать о чувствах, рождающихся по поводу того или иного события, того или иного поступка. И рассказ об этих чувствах является выражением уверенного поведения. Люди неуверенные больше подвержены манипуляциям со стороны других, хотя никто не говорит, что уверенный человек не подвержен манипуляциям. Просто у него больше возможностей их заметить. И противодействовать. Хороший манипулятор отлично скрывает свои трюки под нормальным социально-правильным поведением. У уверенного человека есть больше возможностей не поддаваться этим манипуляциям. Или достигнуть с помощью них того, чего он хочет, причем сделать это сознательно. Уверенный человек не отслеживает особо манипуляции других, поскольку для него это лишняя трата энергии. Когда я знаю, что я хочу, то я буду делать, что хочу. Я или пойду вам навстречу, удовлетворю ваше желание, или я не сделаю этого и не поддамся манипуляциям, но в это время отслеживать, манипулируют мной или нет, достаточно энергозатратно и стоит ли это делать.

Пример: Когда мама постоянно кричит на ребенка, она выражает агрессию. На самом деле так она выражает свою неуверенность в его воспитании. Ребенок это прекрасно чувствует и пользуется этим. Если мама кричит, значит, она не в состоянии справиться. Она демонстрирует свою беспомощность. Ребенок начинает прекрасно манипулировать родителями, направлять эту энергию туда, куда ему надо. Великолепные манипуляторы

* Как вы считаете, агрессия присутствует в уверенных или неуверенных людях?

Кроме этого некоторые ученые, анализируя особенности уверенного в себе поведения, столкнулись с проблемой определения тонкой грани между уверенностью и агрессивностью. Высокая степень уверенности и агрессивности могут совпадать, если агрессивными действиями человек легко и надежно достигает осуществления своих потребностей и не видит никаких негативных побочных эффектов. Точно также могут сосуществовать неуверенность и агрессивность, если в репертуаре поведения кого-либо присутствует лишь агрессивное поведение. Даже если агрессивность ничего не приносит, человек продолжает вести себя агрессивно всегда, когда, преодолевая неуверенность, он все же решается на что-либо. Но чаще всего уверенные в себе люди крайне редко бывают агрессивны, поскольку для жизни, которая их устраивает, вполне достаточно иных, неагрессивных, действий.

Важно научиться адекватно оценивать собственное поведение, обращать внимание на такие качества, как уверенность или неуверенность в себе. Можно утверждать, что неуверенное поведение вредит человеку, приводит к тому, что неуверенный в себе человек сдерживает свои чувства вследствие тревоги, ощущения вины и недостаточных социальных умений. Необходимо отличать уверенное поведение от неуверенного и агрессивного Агрессивный человек нарушает права других путем доминирования. Агрессивность не основывается на зрелом самоуважении и представляет собой попытку удовлетворить свои потребности за счет другого человека. Уверенное же поведение увеличивает возможность выбора и контроль над собственной жизнью.

Уверенный в себе человек знает, что он имеет определенные права, умеет точно определить и выразить свои желания, потребности и чувства так, чтобы это не затронуло окружающих. Он умеет строить отношения с другими людьми, что называется "на равных", вне зависимости от положения, которое те занимают. Можно, таким образом, сказать, что уверенный в себе человек убежден в праве на реализацию потребностей своего "Я" и владеет способами и формами такой реализации, уважает позиции и статус других людей.

Мы назовем лишь наиболее четкие отличия уверенного, неуверенного и агрессивного поведения. Уверенные в себе люди говорят громко и ясно, но никогда не переходят на крик, часто смотрят в глаза собеседнику, но не "сверлят собеседника глазами", всегда выдерживают оптимальную дистанцию общения, не приближаясь к собеседнику вплотную. Уверенные в себе люди умеют держать паузу в разговоре, редко перебивают партнеров, способны ясно и четко выражать свои мысли. На словах (в вербальной плоскости) уверенные в себе люди открыто говорят о своих чувствах, желаниях и претензиях, сопровождая их кратким и четким обоснованием, часто используют местоимение я, не боятся выражения личного мнения. Оскорбления, упреки, обвинения редко можно услышать от уверенных в себе людей. Все претензии к окружающим они высказывают от своего собственного лица. Нельзя сказать, что эти особенности формируются сами собой или же что человек уже рождается уверенным в себе. Как и все социально-психологические качества личности, уверенность в себе формируется в ходе социализации - т.е. во взаимодействии с другими людьми и социальным окружением.

Признаки неуверенного поведения (я-плохой,ты-хорошнй):

Человек:

Смотрит в пол;

не может отстаивать свою позицию;

Первое же «нет» приводит его к отказу от дальнейших попыток добиться своего;

не может просить;

Не может отказывать;

Ему трудно убеждать собеседника, приводя аргументы;

Отвечает односложно «да» «нет» ;

При разговоре не садиться;

Прячет ноги под стул;

Держит себя на большой дистанции от собеседника;

Мнет руки;

Говорит тихо

Признаки агрессивного поведения (я-хороший, ты-плохой):

Человек:

Не аргументирует свою позицию;

После отказа не уходит, а упорно пытается добиться своего;

Любит восхвалять себя;

Во время общения сокращает дистанцию между собой и собеседником;

Смотрит в упор;

Может просить и отказывать;

Может оказывать давление на собеседника (« Я знаю, что вы...», « Мне очень нужно...», «Вы должны...»)

Признаки уверенного поведения(я -хороший, ты-хороший):

Человек с уверенным поведением:

Использует «я-высказывания»;

Применяет эмпатическое слушание;

Умеет говорить о своем желании;

Отражает высказывания;

Отражает чувства;

Умеет просить;

Умеет отказывать;

Умеет принимать отказ;

Говорит прямо и открыто;

Склонен к компромиссам, предлагает их сам.

"НЕУВЕРЕННЫЕ, УВЕРЕННЫЕ И АГРЕССИВНЫЕ ОТВЕТЫ"

Каждой подгруппе предлагается продемонстрировать в заданной ситуации неуверенный, уверенный и агрессивный типы ответов. Ситуации можно предложить следующие:

В автобусе проверка билетов. У вас по каким то причинам билета нет. К вам подходит контролёр. Вы говорите ему…

Собака вашего соседа испортила ваш коврик. Вы звоните в дверь соседа. Он показывается на пороге. Вы говорите ему…

Группа молодых весёлых людей в кинотеатре мешает вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним…

Ваш приятель не отдал вам в назначенный срок взятые в долг деньги. Вы говорите…

В поликлинике, какой то тип прорывается к врачу вне очереди. Все молчат. Вы говорите…

Вопросы для обсуждения:

Какое чувство может вызывать неуверенный в себе человек? (чувство жалости). С таким человеком хочется находиться рядом?

Какое чувство может вызывать агрессивный человек? (страх, неприятные ощущения). С таким человеком хочется находиться рядом?

Какое чувство может вызывать уверенный человек? (чувство надёжности и с ним хочется находиться рядом)

«Крутой» - это какой человек?

Для того, чтобы быть «крутым», нужен какой то атрибут: «Я «крутой», потому что у меня в руках банка пива, сигарета, золотая печатка, толстая золотая цепь, хороший автомобиль. Если у «крутого» человека нет этого атрибута, выглядит ли он как «крутой», можно назвать его «крутым»? Как вы считаете, какое поведение скрывается под «крутостью»? Под «крутостью» скрывается неуверенное поведение: если этого атрибута нет, то я уже не «крутой».

Итак, прежде всего, необходимо разобраться как часто и какие признаки уверенности или неуверенности у вас присутствуют

Упражнение «Уверенные интонации». Вызываются два добровольца. Ведущий с помощью наводящих вопросов выясняет спорную для участников тему, так чтобы они придерживались противоположной точки зрения. После того, как спорная тема выяснена, ведущий объявляет «публичные дебаты» (3 мин.). За это время каждый из спорщиков должен попытаться склонить на свою точку зрения оппонента. По окончании отведённого времени остальные участники должны голосованием выявить, у кого из участников в голосе присутствовали наиболее уверенные интонации. В случае, если в процессе дебатов один из оппонентов сдался, то другой автоматически побеждает. Все участники должны пройти через дебаты.

В заключение, хотелось привести одно из определений понятия «уверенность», логично воплощающего в себе все вышеперечисленные пункты: «Уверенность - это умение открыто и понятно заявлять о своих мыслях, чувствах и желаниях, не ожидая от окружающих никакой реакции или немедленных действий, и признание за окружающими права вести себя так же».

II блок. Критерии уверенного поведения

Прежде чем развивать поведенческие навыки, необходимо определить какое именно поведение будет наилучшим результатом. С этой целью определим основные критерии уверенного поведения.

1. Конкретность и открытость в проявлении своих чувств и эмоций

Люди не обладают способностью читать мысли друг друга, но они могут спрашивать, и открыто заявлять о своих чувствах, желаниях и потребностях.

Открытость заключается в искреннем выражении своих чувств «здесь и сейчас», уважительном отношении к другому, в умении доносить информацию о своих чувствах, не унижая другого, говорить всегда от первого лица.

Интерпретация эмоций лучше всего получается у людей с высокой степенью тревожности, подозрительности, зависимости, обидчивости, эмпатии. Презентация эмоций лучше получается у лиц с высокой степенью доверчивости, открытости и выразительности.

Люди с низкими способностями к презентации и интерпретации характеризуется направленностью на себя, самодостаточностью, подозрительностью и низкой способностью к эмпатии.

2. Поведенческая гибкость

Гибкость в поведении — это в первую очередь умение отказаться от неработающих черт характера и жизненных стратегий, убеждений и способов.

Обычно человек не может расстаться с той или иной своей ролью, чертой, так как она несет в себе какую-то очень важную функцию, так называемую вторичную выгоду. Примечание: Вторичная выгода - это когда за видимой проблемой скрыта истинная причина, по которой эта проблема присутствует.

Реализация нового образа жизни натыкается на препятствие, которое называется «привычка». У каждого из нас есть три основные привычки, это - привычка быть во всем правым, привычка «быть крутым», хорошо выглядеть и не упасть в глазах других и привычка все и всех контролировать.

Задание. Подумайте о своей проблеме, задайте себе вопрос «Что хорошего, какие выгоды я получаю, когда у меня есть эта проблема?». Сначала сознание, возможно, будет возмущаться, что за странный вопрос, я так страдаю, какие тут могут быть выгоды…Но, нужно задавать продолжать задавать себе этот вопрос до тех пор, пока не будут получены ответы. После получения ответов сделайте для себя какие то выводы о том, как вам оставить выгоды при себе, при этом всё же решить проблему.

Сформулируйте проблему.

Начинаем искать вторичную выгоду, отвечая письменно на вопросы:

Самое плохое в этом то…

Самое хорошее в этом то…

Если бы я достиг желаемого, чтобы я при этом потерял?

Достигаю ли я с помощью этой проблемы того, что без неё не добился бы?

Что положительного делает для меня эта проблема?

С чем мне не надо сталкиваться, пока у меня есть такая проблема?

Что бы мне хотелось изменить?

Каким бы мне хотелось стать?

Чего не хватает, чтобы достичь этого?

Когда я хочу, чтобы это случилось?

Как я узнаю, что достиг желаемого результата?

Какие у меня есть ресурсы, чтобы преодолеть проблему?

Как можно использовать то, что мешает преодолеть проблему?

Как я могу начать решать эту проблему?

«Мои привычки…»

«Моя вторичная выгода…»

1…

2…

3…

1…

2…

3…

3. Ответственность

Ответственность это принятие авторства над своими действиями . Ответственность не равна вине , т.к. вина это навязанное социальными правилами и моралями чувство , которое помогает сделать человека удобным для общества . Ответственность не равна грузу . Поскольку отвечаем мы только за свою жизнь и только за свои чувства . Но никто из нас не отвечает за то , какие выборы делают другие люди , за то , что они чувствуют . Если вы не берете ответственность за свою жизнь , ее берет кто-нибудь другой . И тогда этот другой делает с вашей жизнью то , что он считает нужным . Не принимать решение и не делать выбор это тоже решение и выбор .

4. Самопринятие ( принятие себя, любовь к себе (безусловную), к такому какой ты есть, отношение к себе как к личности, которая достойна любви, уважения, веру в себя, в свои силы и возможности, доверие к себе)

Людям, имеющим оптимальный уровень самоодобрения и самопринятия, свойственны следующие навыки и способности:

1. Верность своим принципам, несмотря на противоположные мнения других, в сочетании с достаточной гибкостью и умением изменить свое мнение, если оно ошибочно.

2. Способность действовать по своему усмотрению, не испытывая вины или сожаления в случае неодобрения со стороны других.

3. Способность не тратить время на чрезмерное беспокойство о завтрашнем и вчерашнем дне.

4. Умение сохранять уверенность в своих способностях, несмотря на временные неудачи и трудности.

5. Умение ценить в каждом человеке личность и чувство его полезности для других, как бы он ни отличался уровнем своих способностей и занимаемым положением.

6. Относительная непринужденность в общении, умение как отстаивать свою правоту, так и соглашаться с мнением других.

7. Умение принимать комплименты и похвалу без притворной скромности.

8. Умение оказывать сопротивление.

9. Способность принимать свои и чужие чувства, умение подавлять свои порывы.

10. Способность находить удовольствие в самой разнообразной деятельности, включая работу, игру, общение с друзьями, творческое самовыражение или отдых.

11. Чуткое отношение к нуждам других, соблюдение принятых социальных норм.

12. Умение находить в людях хорошее, верить в их порядочность, несмотря на их недостатки.

Упражнение 1. Удобно начинать с самого простого. Возьмите лист бумаги и напишите не менее 10 предложений, каждое начинается словами «Я прощаю себя за…». Перечисляйте всё, что вас огорчает в себе, за что вы злитесь на себя. Какие бы ни были вами совершены ошибки, помните, вы заслуживаете того, чтобы принять себя вместе с ними. Через неделю вместо местоимения «Я» пишите тех людей, которые вас раздражают, бесят, обижают, притесняют. Это важно, т.к в других мы реагируем на то, что осуждаем и отвергаем в себе («нельзя быть таким-то…»). Затем пишите не менее 10 предложений, начинающихся со слов: «Мне нравится в себе…». Аналогично, в неприятных вам людях ищите достоинства. Помимо развития объективности восприятия происходящего, вы таким образом, и в себе будете легче находить позитивные вещи. Не обязательно здесь писать какие-либо грандиозные достоинства. Обращайте внимание на любые мелочи.

5. Принятие похвалы и умение делать комплименты

Принятие похвалы рассматривается как отказ от самоуничижения и недооценки своих сил и качеств. Это умение с улыбкой сказать «спасибо» в ответ на комплимент, а также смелость сказать другому, что в нем нравится, а что нет. Комплимент всегда должен быть искренним и конкретным. Его главная функция - это воодушевить человека. Комплимент, лишенный искренности и веры, является лестью и манипуляцией.

Упражнение 2. «Похвала себе». Каждый день, для кого-то самое удобное время - перед сном, хвалите себя за что-либо. За переведенную через дорогу старушку, за удачно провернутую сделку, за проявленную выдержку и т.д. Бывают отговорки - мне не за что похвалить себя, - которые вроде бы смахивают на некую ложную скромность, это больше признак лени ума, отсутствие привычки думать и искать нужное. Тренируйтесь.

6. Принятие другого

Способность принимать другого тесно связано с таким явлением как эгоцентризм мышления (это скрытая умственная позиция, означающая неспособность индивида изменить исходную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом очевидных противоречий. Собственная точка зрения абсолютна, что не позволяет понять возможность существования других, противоположных точек зрения) .

Все конфликты и разногласия возникают именно из - за неумения понимать друг друга. Как следствие мы осуждаем, критикуем людей, которые на нас непохожи. Уверенный в себе человек знает, что каждый имеет право испытывать то, что он чувствует, говорить то, что считает нужным, так как не бывает неправильных чувств и мыслей, есть мысли и чувства каждого отдельного человека. Понимание этого вносит гармонию и доверие в отношения.

7. Искренность

Эта трудная вещь — искренность. Искренность в своих чувствах и ценностях, в своих мнениях и заявлениях. Но искренность — это самая большая сила в мире, так как в ней содержится правда. Люди, из - за страха осуждения, критики, высмеивания, обесценивания, боятся своих искренних проявлений, поэтому искренность обескураживает, но вызывает уважение и доверие. Быть искренним по отношению к самому себе выражается в способности делать то, что я должен и могу на данный момент, ни больше, ни меньше. Способность делать то, что можешь - составная искренности, спасающая от смятения и увеличивающая уверенность.

8. Умение говорить «НЕТ»

Просьба — это когда человек обращается к нам за чем-то, принадлежащим нам. И если согласие не соответствует нашим интересам, сказать «нет» мы имеем полное право.

Когда с вами вступают в общение вы вправе либо отказаться от взаимодействия, либо определить меру своего участия в нем. Говоря «нет», мы защищаем свои интересы и свои границы. Если мы скажем «да», когда это против наших интересов, мы нанесем ущерб себе. Одновременно мы опасаемся ухудшения отношений с этим человеком — и это важно как в бизнесе, так и в быту. Мы понимаем, что если откажем, «он обидится», «разозлится на меня» «будут отношения хуже», «будет вредить», «потом не даст что-то». Мы предугадываем возможные последствия того «удара», который наносим своим отказом.

Поэтому когда мы хотим научиться правильно и вовремя говорить «нет», перед нами встает несколько проблем одновременно — как минимизировать силу удара по самооценке другого человека, как уменьшить свой дискомфорт в ситуации отказа, как предотвратить возможные негативные последствия этой ситуации в будущем.

9. Использование в речи местоимения «Я»

Использование местоимения «Я» во всех его языковых формах является важным индикатором уверенности, так как отражает то, что за словами стоит человек, который не пытается спрятаться за неопределенными формулировками. Например, как часто описывая собственные переживания, человек применяет местоимение «ты», вместо «я»: «там ты чувствуешь себя чужим». Этот речевой парадокс человек употребляет в том случае, когда смущается собственных переживаний, мыслей, потребностей, приписывая их другим. Такой человек боится критики, не доверяет себе и ждет осуждения от других, стремится соответствовать их ожиданиям.

10. Проактивность

Это понимание того, что будущее зависит от настоящего, от того что сейчас происходит в уме человека. Настоящая жизнь проактивного человека состоит в том, что он абсолютно доволен настоящим, но хочет большего.

Три позиции на происходящие события

«Человек Прошлого» - принятие ситуации и отсутствие желания что-то менять: «я принимаю эту ситуацию, все нормально, надо смириться, вот раньше было хорошо, а сейчас….,но ничего не поделать».

«Человек Будущего» - непринятие ситуации и стремление к скорейшему изменению: «меня полностью не устраивает это, придется приложить усилия, чтобы ускорить будущие события».

«Человек Настоящего» - принятие ситуации и желание и вера в ее улучшение: « я доволен тем, что происходит сейчас, я это принимаю и верю в лучшее ».

Проактивный человек не ставит в зависимость от внешних обстоятельств своё настроение, он не боится остаться один, быть непризнанным, непонятым, выделившимся из толпы, потому что он понимает, что для того чтобы ему быть счастливым у него уже все есть.

Задание. «Карта уверенности». Нарисуй карту собственной уверенности. Возьми лист бумаги, лучше А4, и ручки/карандаши/фломастеры. На одной части карты будет зона уверенности, на другой - зона неуверенности, и по карте распределены люди, с кем ты общаешься или хочешь общаться. Где-то ближе к границе должны быть люди (или события), с которыми ты себя чувствуешь средне. В дальней зоне неуверенности - люди и случаи, когда ты чувствуешь себя крайне волнительно, тяжело. А в зоне уверенности - ситуации, в которых ты чувствуешь себя отлично, смело, с лёгкостью общаешься.

Можешь дополнить свою карту: создать в зоне уверенности города доверия, лёгкости. В зоне неуверенности - заводы по производству скованности, фабрики комплексов… Прилагаю тебе пример в помощь. Как видишь, карта нарисована простым человеком, не художником, и ты можешь сделать также!


Традиционно в психологии личности выделяют 3 типа поведения: неуверенное, агрессивное и уверенное (ассертивное).

Неуверенное поведение – отказ от собственных желаний с целью помочь кому-либо, постоянное игнорирование своих потребностей.

Агрессивное поведение – это попытки доминирования или достижение своей цели в ущерб другим людям, удовлетворение своих потребностей происходит за счет других.

Ассертивное (уверенное) поведение – выражение себя и удовлетворение своих собственных потребностей (или большинства из них), душевный комфорт и доброжелательное отношение к окружающим. При этом достижение своих целей идет без ущерба для других.

При работе с данной проблемой очень важно найти те особенности поведения человека, которые отличают его неуверенное поведение, ставшего уже привычным, от ассертивного. И сосредоточиться на развитии навыков подлинной уверенности в себе.

В чем же суть такого поведения? Термин «ассертивность» происходит от английского assert , что в переводе означает «отвоевывать свои права», придерживаясь при этом вежливого тона в общении. Быть ассертивным – это значит оставаться уверенным и спокойным в трудной и конфликтной ситуации, значит быть настойчивым и умеющим настоять на своем. Данный навык является важнейшим элементом при проведении любых переговоров, решении конфликтов, при отстаивании своих собственный границ личности. Это способность человека отстаивать свою точку зрения и добиваться того, что ему нужно, добиваться удовлетворения своих потребностей, сохраняя при этом уважение и к себе и к партнеру, не нарушая границы личности другого. И делает он это уверенно, открыто и целеустремленно.

Что и говорить, такой собеседник может вызвать у многих бурю негодования, разжечь искру зависти, и, в то же время, – стать объектом для подражания среди окружающих. И далеко не всегда его волевые качества находят поощрение среди друзей и знакомых, но, тем не менее, он все же продолжает настойчиво вести собственную линию поведения. Такой человек часто использует такие фразы, как: «вот что я думаю», «я считаю» или: «я уверен в своих словах, но если вы не согласны, я выслушаю ваше мнение, и, возможно, мы придем к компромиссу».

Ассертивное поведение кардинально отличается от агрессивного или пассивного поведения. И если, к примеру, на работе возникают конфликтные ситуации, уверенный в себе сотрудник вряд ли позволит себе проявить всплеск негативных эмоции или оскорбить своего оппонента, будь то начальник или уборщица. Он будет отстаивать свое мнение, опираясь на аргументы, факты и логику. И не отступит до тех пор, пока его точка зрения будет не только учтена, но и, хотя бы отчасти, разделена в процессе спора. Ведь ясность и прямота собственных высказываний являются его главным оружием в ходе любой дискуссии. Такое поведение нельзя назвать хладнокровным или расчетливыми, а скорее – уверенным и волевым. В отличие от конфликтных или, наоборот, мягкосердечных и пассивных людей, ассертивные люди открыто говорят о своем недовольстве и не носят в себе груз отрицательных эмоций, при этом умея не переходить на личности. И что очень важно – не испытывают за свое поведение ни капли вины, тревоги или застенчивости. Ассертивное поведение не возникает само по себе, оно формируется в процессе воспитания. Его также можно приобрести или усилить в течение жизни, формируя навыки уверенности в себе, в своих силах.

Сейчас проводится огромное количество тренингов по развитию уверенного поведения, но необходимо помнить, что на тренинге отрабатываются всего лишь поведенческие навыки без их глубинной проработки. А так как в основе любого неуверенного поведения лежит какой – либо страх, повышенная тревожность, а может быть даже базовое недоверие к миру, поэтому очевидно, что для действенного решения данной проблемы наиболее эффективно будет сочетание отработки необходимых поведенческих навыков с более глубинной индивидуальной психологической проработкой личности. В этом случае индивидуальная психологическая работа ведётся в техниках гештальт-терапии, когнитивно-поведенческой терапии, НЛП, символдрамы, экзистенциальной терапии .

Развитие навыков уверенного поведения в своей основе предполагает:

– глубинная психологическая проработка страхов;
– развитие и удержание навыка внутреннего состояния уверенности;
– тренировку модели уверенного поведения;
– спокойное и адекватное принятие критики в виде получения обратной связи от другого человека;
– осознание и принятие жизненных правил уверенного в себе человека.

В ходе индивидуальной психологической работы клиент получит новый опыт по всем вышеперечисленным позициям.

Личные жизненные правила уверенного человека:

1. Живите по своим правилам.
2. Стремитесь к осуществлению своих желаний.
3. Не оправдывайтесь.
4. Не бойтесь просить.
5. Не бойтесь говорить «нет», когда это вам необходимо.
6. Помните: вы, как и все люди, имеете право на ошибку.
7. Не бойтесь, когда необходимо, говорить громко и твёрдо, при этом не впадать в гнев, оставаясь внутренне спокойным.
8. Приучайте других общаться с вами так, как вы того хотите.
9. Чаще улыбайтесь. Улыбка – признак уверенного в себе человека.
10. Помните: только тогда вы сможете помочь другим, когда сами станете сильным.
11. Умейте выдерживать неопределённость.
12. Не забывайте: свобода других заканчивается там, где начинается ваша свобода, и ваша свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

ВСЕГДА ПОМНИТЕ:
КРУТАЯ ЛИЧНОСТЬ = УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ + МНОГО АГРЕССИИ
СИЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ = УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ + МНОГО ПОДДЕРЖКИ ДРУГИМ