Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Трагедия моцарт и сальери краткое содержание. Божественный дар и традиции. Исторические персоны в трагедии

Трагедия «Моцарт и Сальери» входит в число камерного цикла драматических произведений А.С.Пушкина, который сам автор назвал «Маленькие трагедии». Написанные в 1830-м году, они поднимали философско-нравственные проблемы, которые были важны для поэта и его близкого окружения: вызов судьбе, противопоставление чувств любви ханжеской морали общества в «Каменном госте»; разрушающая власть денег в «Скупом рыцаре»; человеческая и божественная природа гения, ответственность его за свои дела и произведения в «Моцарте и Сальери»; нежелание смеряться перед обстоятельствами, протест против фатализма в жизни в «Пире во время чумы».

«Моцарт и Сальери»

Трагедия «Моцарт и Сальери», краткое содержание которой можно свести к небольшому пересказу - философски глубоко насыщенное произведение. Автор рассматривает в нём такие важнейшие для каждого истинно талантливого деятеля искусства вопросы, как, может ли гений творить зло и останется ли он после этого гением. Что должно нести искусство людям? Может ли гений в искусстве позволить себе быть обыкновенным, несовершенным человеком в повседневной жизни, и многие другие. Потому, сколько бы раз не перечитывалось в оригинале «Моцарт и Сальери», краткое содержание этого драматического произведения, для вдумчивого читателя всегда найдётся, над чем поразмыслить.

В основу трагедии положены слухи о том, что композитор из зависти отравил гениального Моцарта. Прямых доказательств, конечно, этого преступления нет. Но не это важно Пушкину. Беря столь спорный детективный сюжет, поэт заостряет своё и наше внимание на другом: почему Сальери решает прервать жизнь своего гениального друга? или нечто другое? Можно ли соотнести гения и ремесленника? С первого прочтения «Моцарт и Сальери», краткое содержание трагедии ответа, конечно, не даёт. В Пушкина нужно вдуматься!

Итак, Сальери. Мы знакомимся с ним в самом начале произведения. Уже в годах, обласканный славой, он вспоминает о своих первых шагах в музыке. В юности, чувствуя в себе талант, он, тем не менее, не смеет поверить в себя, старательно изучает творчество великих музыкантов и подражает им, постигает «гармонию алгеброй», не творя вдохновенно музыку, согласно полёту своей души и фантазии, как это сделал бы гений, а «разнимая её, как труп», на составляющие, подсчитывая ноты и их вариации в каждом аккорде и звуке. И лишь только тщательно изучив теорию, механизмы создания музыки, её правила, Сальери сам начинает сочинять, многое сжигая, что-то, после придирчивой критики, оставляя. Постепенно он становится известен, признан. Но свою славу композитор «выстрадал»: сочинительство для него - тяжкий труд. Он сам понимает, что не Мастер - подмастерье в Великом Искусстве. Но у него нет зависти к тем, кто более знаменит и талантлив, ибо герой знает: его современники добились славы на музыкальном поприще тоже благодаря тяжкому, кропотливому труду. В этом они равны.

Иное дело Моцарт, «гуляка праздный». Он сочиняет гениальные вещи легко, шутя и, словно бы смеясь над той философией творчества, которую столь долго вынашивал и создавал для себя Сальери. Молодому гению чужд сальеривский аскетизм, строжайшая самодисциплина и боязнь отойти от признанных канонов в искусстве. Моцарт творит, как дышит: естественно, согласно природе своего таланта. Пожалуй, это более всего возмущает Сальери.

«Моцарт и Сальери», краткое содержание его, сводятся, по сути, к внутреннему спору Сальери с самим собой. Герой решает дилемму: нужен ли искусству Моцарт? Готово ли сейчас время воспринимать и понимать его музыку? Не слишком ли тот гениален для своей эпохи? Недаром Антонио сравнивает Моцарта с ангелом, светлым херувимом, который, прилетев на землю, будет служить людям упрёком в их несовершенствах. Моцарт, задав своим творчеством определённую эстетическую и этическую планку, с одной стороны, поднимает искусство и души людей к новым высотам, с другой - показывает, чего стоят нынешние композиторы и их творения. Но готовы ли самолюбивые посредственности или просто люди не слишком талантливые признать за кем-то пальму первенства? Увы, нет! Пушкин сам оказывался в подобной ситуации не раз, намного опережая своё время. Потому даже краткое содержание «Моцарт и Сальери» помогает понять, чем жил поэт, что волновало его в период создания трагедии.

К Сальери приходит Моцарт. Он хочет показать другу новую «вещицу», которую сочинил недавно, а заодно «угостить» его шуткой: проходя мимо трактира, Вольфганг услышал, как нищий скрипач играет его мелодию, нещадно фальшивя. Подобное исполнение показалось гению забавным, и он решил развеселить Сальери. Однако тот шутку не принимает и прогоняет исполнителя, бранит Моцарта, упрекая, что он не ценит свой талант и вообще недостоин сам себя. Моцарт исполняет мелодию, сочинённую недавно. И Сальери в ещё большем недоумении: как можно, сочинив столь замечательную мелодию, обращать внимание на фальшивые пассажи доморощенного скрипача, находить их забавными, а не оскорбительными. Неужели он не ценит себя, свою гениальность? И вновь возникает тема возвышенной природы истинного искусства: Сальери сопоставляет друга с Богом, который не догадывается о своей божественности. В конце сцены приятели договариваются вместе пообедать, и Моцарт уходит.

При чтении трагедии «Моцарт и Сальери», анализ следующей сцены сводится к тому, как, какими аргументами Сальери убеждает себя в необходимости оборвать жизнь гениального товарища. Он считает, что без Моцарта искусство только выиграет, что композиторы получат возможность писать музыку в силу своих скромных талантов и без оглядки на великого современника. Т.е., погубив Вольфганга, Сальери окажет неоценимую услугу искусству. Для этого Антонио решает воспользоваться ядом, полученным в дар от былой возлюбленной.

Последняя сцена - в трактире. Моцарт рассказывает другу о каком-то странном визитёре, чёрном человеке, который его преследует в последнее время. Затем речь заходит о Бомарше, таком же, как и Моцарт, гениальном человеке, драматурге с ярким, искромётным талантом и полной свободой в творчестве. Был слух, что Бомарше отравил кого-то, но Моцарт в это не верит. По его словам, злодейство и гениальность не смогут сосуществовать в одном человеке. Гений может быть только воплощением Добра и Света, Радости, а потому не может нести в мир Зло. Он предлагает выпить за них троих, собратьев по Свету - Сальери, Бомарше и его, Моцарта. Т.е. Вольфганг считает Антонио своим единомышленником. А Сальери бросает ему в бокал с вином яд, Моцарт пьёт, искренне полагая, что рядом с ним сердце такое же искреннее и большое, как и у него.

Когда Моцарт играет «Реквием», не зная даже, что, по сути, это поминальная месса по нему самому, Сальери плачет. Но это не слёзы раскаяния и боли за друга - это радость от того, что долг выполнен.

Моцарту плохо, он уходит. А Сальери размышляет: если прав Моцарт, то он не гений, ведь он совершил злодейство. Но ведь знаменитый Микеланджело тоже, как говорят, убил своего натурщика. Однако суд времён признал его гениальность. Значит он, Сальери, всё же гений? А если про Буанаротти всё выдумки глупой толпы, если скульптор не убивал никого? Тогда Сальери - не гений?

Финал трагедии открыт, за ним, как это часто бывает у Пушкина, «бездна пространства», и каждый должен решить сам, чью точку зрения, Сальери или Моцарта, признать за истину.

В своей комнате сидит композитор Сальери. Он сетует на несправедливость судьбы. Вспоминая детские годы, он говорит о том, что родился с любовью к высокому искусству, что, будучи ребенком, он плакал невольными и сладкими слезами при звуках церковного органа. Рано отвергнув детские игры и забавы, он самозабвенно предался изучению музыки. Презрев все, что было ей чуждо, он преодолел трудности первых шагов и ранние невзгоды. Он овладел в совершенстве ремеслом музыканта, «перстам/Предал послушную, сухую беглость/И верность уху». Умертвив звуки, он разъял музыку, «поверил алгеброй гармонию». Только тогда решился он творить, предаться творческой мечте, не помышляя о славе. Нередко уничтожал он плоды многодневных трудов, рожденные в слезах вдохновенья, найдя их несовершенными. Но и постигнув музыку, он оставил все свои знания, когда великий Глюк открыл новые тайны искусства. И наконец, когда достиг он в безграничном искусстве высокой степени, слава улыбнулась ему, он нашел в сердцах людей отклик на свои созвучья. И Сальери мирно наслаждался своей славой, не завидуя никому и не зная этого чувства вообще. Напротив, он наслаждался «трудами и успехами друзей». Сальери считает, что никто не вправе был назвать его «завистником презренным». Ныне же душу Сальери угнетает сознание, что он завидует, мучительно, глубоко, Моцарту. Но горше зависти обида на несправедливость судьбы, дающей священный дар не подвижнику в награду за долгие и кропотливые труды, а «гуляке праздному», тяжелее зависти сознание, что дар этот дан не в награду за самоотверженную любовь к искусству, а «озаряет голову безумца». Этого Сальери не в силах понять. В отчаянии произносит он имя Моцарта, и в этот момент появляется сам Моцарт, которому кажется, что Сальери потому произнес его имя, что заметил его приближение, а ему хотелось появиться внезапно, чтобы Сальери «нежданной шуткой угостить». Идя к Сальери, Моцарт услышал в трактире звуки скрипки и увидел слепого скрипача, разыгрывавшего известную мелодию, это показалось Моцарту занятным. Он привел с собой этого скрипача и просит его сыграть что-нибудь из Моцарта. Нещадно фальшивя, скрипач играет арию из «Дон-Жуана». Моцарт весело хохочет, но Сальери серьезен и даже укоряет Моцарта. Ему непонятно, как может Моцарт смеяться над тем, что ему кажется поруганием высокого искусства Сальери гонит старика прочь, а Моцарт дает ему денег и просит выпить за его, Моцарта, здоровье.

Моцарту кажется, что Сальери нынче не в духе, и собирается прийти к нему в другой раз, но Сальери спрашивает Моцарта, что тот принес ему. Моцарт отговаривается, считая свое новое сочинение безделицей. Он набросал его ночью во время бессонницы, и оно не стоит того, чтобы утруждать им Сальери, когда у того плохое настроение. Но Сальери просит Моцарта сыграть эту вещь. Моцарт пытается пересказать, что испытывал он, когда сочинял, и играет. Сальери в недоумении, как мог Моцарт, идя к нему с этим, остановиться у трактира и слушать уличного музыканта Он говорит, что Моцарт недостоин сам себя, что его сочинение необыкновенно по глубине, смелости и стройности. Он называет Моцарта богом, не знающим о своей божественности. Смущенный Моцарт отшучивается тем, что божество его проголодалось. Сальери предлагает Моцарту вместе отобедать в трактире «Золотого Льва». Моцарт с радостью соглашается, но хочет сходить домой и предупредить жену, чтобы она не ждала его к обеду.

Оставшись один, Сальери говорит, что не в силах более противиться судьбе, которая избрала его своим орудием. Он считает, что призван остановить Моцарта, который своим поведением не поднимает искусство, что оно падет опять, как только он исчезнет. Сальери считает, что живой Моцарт - угроза для искусства. Моцарт в глазах Сальери подобен райскому херувиму, залетевшему в дольний мир, чтобы возбудить в людях, чадах праха, бескрылое желанье, и поэтому будет разумнее, если Моцарт вновь улетит, и чем скорей, тем лучше. Сальери достает яд, завещанный ему его возлюбленной, Изорой, яд, который он хранил восемнадцать лет и ни разу не прибегнул к его помощи, хотя не раз жизнь казалась ему невыносимой. Ни разу не воспользовался он им и для расправы с врагом, всегда беря верх над искушением. Теперь же, считает Сальери, пора воспользоваться ядом, и дар любви должен перейти в чашу дружбы.

В отдельной комнате трактира, где есть фортепьяно, сидят Сальери с Моцартом. Сальери кажется, что Моцарт пасмурен, что он чем-то расстроен. Моцарт признается, что его тревожит Requiem, который он сочиняет уже недели три по заказу какого-то таинственного незнакомца. Моцарту не дает покоя мысль об этом человеке, который был в черном, ему кажется, что тот следует за ним повсюду и даже сейчас сидит в этой комнате.

Сальери пытается успокоить Моцарта, говоря, что все это - ребячьи страхи. Он вспоминает своего друга Бомарше, который советовал ему избавляться от черных мыслей с помощью бутылки шампанского или чтения «Женитьбы Фигаро». Моцарт, зная, что Бомарше был другом Сальери, спрашивает, правда ли, что он кого-то отравил. Сальери отвечает, что Бомарше был слишком смешон «для ремесла такого», а Моцарт, возражая ему, говорит, что Бомарше был гений, как и они с Сальери, «а гений и злодейство две веши несовместные». Моцарт убежден, что Сальери разделяет его мысли. И в это мгновение Сальери бросает яд в стакан Моцарта. Моцарт поднимает тост за сыновей гармонии и за союз, их связующий. Сальери делает попытку остановить Моцарта, но поздно, тот уже выпил вино. Теперь Моцарт намерен сыграть для Сальери свой Requiem. Слушая музыку, Сальери плачет, но это не слезы раскаяния, это слезы от сознания исполненного долга. Моцарт чувствует недомогание и покидает трактир. Сальери, оставшись один, размышляет над словами Моцарта о несовместности гения и злодейства; как аргумент в свою пользу вспоминает он легенду о том, что Бонаротти принес жизнь человека в жертву искусству. Но внезапно его пронзает мысль, что это всего лишь выдумка «тупой, бессмысленной толпы».

В своей комнате сидит компо-зитор Сальери. Он сетует на неспра-вед-ли-вость судьбы. Вспо-миная детские годы, он говорит о том, что родился с любовью к высо-кому искус-ству, что, будучи ребенком, он плакал неволь-ными и слад-кими слезами при звуках церков-ного органа. Рано отвергнув детские игры и забавы, он само-заб-венно предался изучению музыки. Презрев все, что было ей чуждо, он преодолел труд-ности первых шагов и ранние невзгоды. Он овладел в совер-шен-стве ремеслом музы-канта, «перстам/Предал послушную, сухую беглость/И верность уху». Умертвив звуки, он разъял музыку, «поверил алгеброй гармонию». Только тогда решился он творить, предаться твор-че-ской мечте, не помышляя о славе. Нередко уничтожал он плоды много-дневных трудов, рожденные в слезах вдох-но-венья, найдя их несо-вер-шен-ными. Но и постигнув музыку, он оставил все свои знания, когда великий Глюк открыл новые тайны искус-ства. И наконец, когда достиг он в безгра-ничном искус-стве высокой степени, слава улыб-ну-лась ему, он нашел в сердцах людей отклик на свои созвучья. И Сальери мирно насла-ждался своей славой, не завидуя никому и не зная этого чувства вообще. Напротив, он насла-ждался «трудами и успе-хами друзей». Сальери считает, что никто не вправе был назвать его «завист-ником презренным». Ныне же душу Сальери угне-тает сознание, что он зави-дует, мучи-тельно, глубоко, Моцарту. Но горше зависти обида на неспра-вед-ли-вость судьбы, дающей священный дар не подвиж-нику в награду за долгие и кропот-ливые труды, а «гуляке празд-ному», тяжелее зависти сознание, что дар этот дан не в награду за само-от-вер-женную любовь к искус-ству, а «озаряет голову безумца». Этого Сальери не в силах понять. В отча-янии произ-носит он имя Моцарта, и в этот момент появ-ля-ется сам Моцарт, кото-рому кажется, что Сальери потому произнес его имя, что заметил его прибли-жение, а ему хоте-лось появиться внезапно, чтобы Сальери «нежданной шуткой угостить». Идя к Сальери, Моцарт услышал в трак-тире звуки скрипки и увидел слепого скри-пача, разыг-ры-вав-шего известную мелодию, это пока-за-лось Моцарту занятным. Он привел с собой этого скри-пача и просит его сыграть что-нибудь из Моцарта. Нещадно фаль-шивя, скрипач играет арию из «Дон-Жуана». Моцарт весело хохочет, но Сальери серьезен и даже укоряет Моцарта. Ему непо-нятно, как может Моцарт смеяться над тем, что ему кажется пору-га-нием высо-кого искус-ства Сальери гонит старика прочь, а Моцарт дает ему денег и просит выпить за его, Моцарта, здоровье.

Моцарту кажется, что Сальери нынче не в духе, и соби-ра-ется прийти к нему в другой раз, но Сальери спра-ши-вает Моцарта, что тот принес ему. Моцарт отго-ва-ри-ва-ется, считая свое новое сочи-нение безде-лицей. Он набросал его ночью во время бессон-ницы, и оно не стоит того, чтобы утруж-дать им Сальери, когда у того плохое настро-ение. Но Сальери просит Моцарта сыграть эту вещь. Моцарт пыта-ется пере-ска-зать, что испы-тывал он, когда сочинял, и играет. Сальери в недо-умении, как мог Моцарт, идя к нему с этим, оста-но-виться у трак-тира и слушать улич-ного музы-канта Он говорит, что Моцарт недо-стоин сам себя, что его сочи-нение необык-но-венно по глубине, смелости и строй-ности. Он назы-вает Моцарта богом, не знающим о своей боже-ствен-ности. Смущенный Моцарт отшу-чи-ва-ется тем, что боже-ство его прого-ло-да-лось. Сальери пред-ла-гает Моцарту вместе отобе-дать в трак-тире «Золо-того Льва». Моцарт с радо-стью согла-ша-ется, но хочет сходить домой и преду-пре-дить жену, чтобы она не ждала его к обеду.

Остав-шись один, Сальери говорит, что не в силах более проти-виться судьбе, которая избрала его своим орудием. Он считает, что призван оста-но-вить Моцарта, который своим пове-де-нием не подни-мает искус-ство, что оно падет опять, как только он исчезнет. Сальери считает, что живой Моцарт — угроза для искус-ства. Моцарт в глазах Сальери подобен райскому херу-виму, зале-тев-шему в дольний мир, чтобы возбу-дить в людях, чадах праха, бескрылое желанье, и поэтому будет разумнее, если Моцарт вновь улетит, и чем скорей, тем лучше. Сальери достает яд, заве-щанный ему его возлюб-ленной, Изорой, яд, который он хранил восем-на-дцать лет и ни разу не прибегнул к его помощи, хотя не раз жизнь каза-лась ему невы-но-симой. Ни разу не восполь-зо-вался он им и для расправы с врагом, всегда беря верх над иску-ше-нием. Теперь же, считает Сальери, пора восполь-зо-ваться ядом, и дар любви должен перейти в чашу дружбы.

В отдельной комнате трак-тира, где есть форте-пьяно, сидят Сальери с Моцартом. Сальери кажется, что Моцарт пасмурен, что он чем-то расстроен. Моцарт призна-ется, что его тревожит Requiem, который он сочи-няет уже недели три по заказу какого-то таин-ствен-ного незна-комца. Моцарту не дает покоя мысль об этом чело-веке, который был в черном, ему кажется, что тот следует за ним повсюду и даже сейчас сидит в этой комнате.

Сальери пыта-ется успо-коить Моцарта, говоря, что все это — ребячьи страхи. Он вспо-ми-нает своего друга Бомарше, который сове-товал ему избав-ляться от черных мыслей с помощью бутылки шампан-ского или чтения «Женитьбы Фигаро». Моцарт, зная, что Бомарше был другом Сальери, спра-ши-вает, правда ли, что он кого-то отравил. Сальери отве-чает, что Бомарше был слишком смешон «для ремесла такого», а Моцарт, возражая ему, говорит, что Бомарше был гений, как и они с Сальери, «а гений и злодей-ство две веши несов-местные». Моцарт убежден, что Сальери разде-ляет его мысли. И в это мгно-вение Сальери бросает яд в стакан Моцарта. Моцарт подни-мает тост за сыновей гармонии и за союз, их связу-ющий. Сальери делает попытку оста-но-вить Моцарта, но поздно, тот уже выпил вино. Теперь Моцарт намерен сыграть для Сальери свой Requiem. Слушая музыку, Сальери плачет, но это не слезы раска-яния, это слезы от сознания испол-нен-ного долга. Моцарт чувствует недо-мо-гание и поки-дает трактир. Сальери, остав-шись один, размыш-ляет над словами Моцарта о несов-мест-ности гения и злодей-ства; как аргу-мент в свою пользу вспо-ми-нает он легенду о том, что Бона-ротти принес жизнь чело-века в жертву искус-ству. Но внезапно его прон-зает мысль, что это всего лишь выдумка «тупой, бессмыс-ленной толпы».

Трагедия «Моцарт и Сальери» состоит всего из двух сцен. Действующих лиц, кроме появления слепого музыканта, тоже двое – два композитора. Один – уже пожилой музыкант – Сальери. Он достиг своих высот в искусстве с помощью тяжелого и долгого труда, изучая музыку как науку. Второй – молодой, ветреный, но невероятно талантливый – Моцарт.

Начинается действие этой пьесы с монолога Сальери. Он вспоминает о том, как, еще в детстве, услышав звучание церковного органа, полюбил это искусство и решил посвятить свою жизнь ему. Вспоминает, как он трудился, изучая его, добиваясь своих высот. Рассуждает герой о том, что сейчас он, достигнув величия и славы и, наслаждаясь их плодами, завидует своему молодому другу Моцарту. Зависть берет Сальери именно из-за того, что его легкомысленный, как он считает, приятель действительно очень талантлив. Он не изучает музыку, а создает ее, она льется из него. Он один из немногих, в которых есть какая-божественная искра, позволяющая творить неповторимое.

Дальше появляется сам Моцарт. Еще и приводит с собой слепого скрипача с целью повеселить своего друга. Говорит, что встретил его на улице, когда тот играл арию из Дон-Жуана и просит того повторить. Слепец играет фальшиво. Моцарта это смешит, а Сальери – злит. Он удивляется, как можно смеяться, когда какай-то бездарь коверкает произведение. Называет Моцарта богом. Скрипача прогоняют.

Моцарт хотел показать Сальери свое новое произведение. С этим он и шел к нему. Но, увидя своего друга в плохом и гневном настроении, решает, что тому сейчас не до него. Сальери же разубеждает его в этом и друзья договариваются пообедать в трактире. Моцарт решает сходить домой и предупредить жену.

После его ухода Сальери и решается на исполнение вынесенного им же самим приговора. Он решает отравить своего друга, воспользовавшись ядом, оставленным ему его возлюбленной, которой уже не было в живых. Музыкант пытается оправдать свои действия, убеждает себя в своей правоте. В качестве аргумента он приводит довод о том, что Моцарт своим талантом только загубит искусство. Он же легкомыслен, не оставит наследника своего таланта и после его ухода искусство рухнет опять вниз. Так рассуждает пожилой музыкант.

Вторая сцена этого произведения происходит уже в трактире. Там Моцарт играет для товарища свой «Реквием» и рассказывает ему странную историю. Рассказывает о том, как человек в черном, обладающий весьма деликатными манерами в общении заказал у него этот самый «Реквием» и ушел. С тех пор он не приходил больше. Но странным было то, что молодой музыкант ощущал его присутствие и ему было не по себе от этого. Казалось юноше даже, что будто и в данный момент он присутствовал с ними.

Заходит разговор о Бомарше, который якобы кого-то убил. В итоге Моцарт приходит к выводу, что гений и злодейство несовместимы. В это время яд был уже подсыпан ему в бокал его коварным собеседником. Выпив, исполнив «реквием», Моцарт заявляет, что ему нехорошо и уходит. Отравитель же, оставшись наедине с собой, начинает уже сомневаться в правильности своего решения. Но больше его мучает вопрос – а гений ли он сам? Ему запомнились слова Моцарта, о том, что гений и злодейство несовместимы.

Это произведение показывает разницу между людьми, по-разному мыслящих и живущих. Здесь показано, как талант «поддельный» завидует таланту «настоящему» и не может его принять, «боится» его и в итоге устраняет. Ни к чему хорошему не может привести зависть, удовлетворив ее, легче герою не стало.

Читать краткое содержание Моцарт и Сальери Пушкина

Сальери - композитор, он часто жалуется на свою жизнь, вспоминая, что родился с любовью к искусству и наслаждался игрой органа. После чего стал усердно заниматься и практиковаться. После долгих лет старании его все же заметили и признали его талант. После чего он только и наслаждался своей славой, но не завидуя другим, а только радовался успехами товарищей. Но все же в его душе зарождается чувство зависти к Моцарту, к его игре.

Моцарт по пути к Сальери видит как играет слепой на скрипке, сразу замечает, что его игра не очень - это высмеивает он при Сальери. Но для друга это не смешно, а наоборот неприемлемо. Поэтому Сальери прогоняет старика, дав ему денег. Моцарт хочет уйти, видя, что товарищ не в настроении, но Сальери настаивает, чтоб он остался и показал то, с чем пришел. Моцарт играет свое произведение, написанное ночью и пересказывает чувства и ощущения во время написания. Сальери поражен и обескуражен творчеством Моцарта.

После ухода товарища, Сальери задумывает остановить его. Ему чудится, что Моцарт представляет большую угрозу для всего искусства. Он достает яд, который хранил около восемнадцати лет.

На следующий день Сальери приходит к Моцарту и застает его за написанием реквиема, который заказал незнакомый человек в черном, его беспокоит этот человек, но Сальери пытается успокоить друга.

Дальше Сальери рассказывает историю о друге Бормаше, который отравил человека. Разговаривая об этом, Сальери подсыпает яд в стакан Моацарта, и оба пьют за гармонию и искусство. Пока яд не подействовал, Сальери успевает сыграть свой реквием, в это время Сальери плачет, но не от восхищения, а от понимания, что выполнил свой долг. После чего Моцарту становится плохо, и он выходит из комнаты, где Сальери остается один наедине со своими мыслями.

Рассказ учит тому, что не нужно завидовать другим, это может привести к преступлению и отречению от самого себя. Также рассказ показывает, что слава в искусстве играет второстепенную роль, нужно любить искусство и творить ради людей, как это делал Моцарт, а не для того, чтобы слава была в кармане. Сальери - прототип завистливого человека, который жаждет славы, он уверен в том, что идет по верному пути и готов устранить любого, кто смеет помещать ему. Он не хочет признавать искусство, как творение чего-то прекрасного, а воспринимает только как средство заработка и признание своей персоны.

Картинка или рисунок Моцарт и Сальери

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Рыбаков Выстрел

    Мальчик Витька Буров, по прозвищу Альфонс Доде, утвердился среди младших мальчишек главарем банды. Под его руководством мальчики собирали и сдавали бутылки. Вырученные деньги отдавали Витьке.

  • Краткое содержание Бремя страстей человеческих Моэм

    В возрасте девяти лет, Филип Кэри становится сиротой, и его забирает к себе дядя, священник из Блэкстэбла. В доме священника, который не испытывает к Филипу родственных чувств, мальчик спасается от одиночества чтением книг.

  • Краткое содержание Бунин Окаянные дни

    «Окаянные дни» были написаны Буниным в 1918 году в виде дневника, в котором велись учетные записи. Именно в них и были употреблены все случаи, произошедшие в те года, которые изменили жизнь многих людей в России.

  • Краткое содержание Лесков Пигмей

    В рассказе поднимается проблема безразличия одного человека к другому человеку, пока не вскроется хоть какая-нибудь выгода.

  • Краткое содержание Воронкова Девочка из города

    Произведение повествует историю маленькой девочки, потерявшей родных в момент обстрела, и теперь, сирота пытается укрыться в одном из сел.

Александр Сергеевич Пушкин

«Моцарт и Сальери»

В своей комнате сидит композитор Сальери. Он сетует на несправедливость судьбы. Вспоминая детские годы, он говорит о том, что родился с любовью к высокому искусству, что, будучи ребёнком, он плакал невольными и сладкими слезами при звуках церковного органа. Рано отвергнув детские игры и забавы, он самозабвенно предался изучению музыки. Презрев все, что было ей чуждо, он преодолел трудности первых шагов и ранние невзгоды. Он овладел в совершенстве ремеслом музыканта, «перстам/Предал послушную, сухую беглость/И верность уху». Умертвив звуки, он разъял музыку, «поверил алгеброй гармонию». Только тогда решился он творить, предаться творческой мечте, не помышляя о славе. Нередко уничтожал он плоды многодневных трудов, рождённые в слезах вдохновенья, найдя их несовершенными. Но и постигнув музыку, он оставил все свои знания, когда великий Глюк открыл новые тайны искусства. И наконец, когда достиг он в безграничном искусстве высокой степени, слава улыбнулась ему, он нашёл в сердцах людей отклик на свои созвучья. И Сальери мирно наслаждался своей славой, не завидуя никому и не зная этого чувства вообще. Напротив, он наслаждался «трудами и успехами друзей». Сальери считает, что никто не вправе был назвать его «завистником презренным». Ныне же душу Сальери угнетает сознание, что он завидует, мучительно, глубоко, Моцарту. Но горше зависти обида на несправедливость судьбы, дающей священный дар не подвижнику в награду за долгие и кропотливые труды, а «гуляке праздному», тяжелее зависти сознание, что дар этот дан не в награду за самоотверженную любовь к искусству, а «озаряет голову безумца». Этого Сальери не в силах понять. В отчаянии произносит он имя Моцарта, и в этот момент появляется сам Моцарт, которому кажется, что Сальери потому произнёс его имя, что заметил его приближение, а ему хотелось появиться внезапно, чтобы Сальери «нежданной шуткой угостить». Идя к Сальери, Моцарт услышал в трактире звуки скрипки и увидел слепого скрипача, разыгрывавшего известную мелодию, это показалось Моцарту занятным. Он привёл с собой этого скрипача и просит его сыграть что-нибудь из Моцарта. Нещадно фальшивя, скрипач играет арию из «Дон-Жуана». Моцарт весело хохочет, но Сальери серьёзен и даже укоряет Моцарта. Ему непонятно, как может Моцарт смеяться над тем, что ему кажется поруганием высокого искусства Сальери гонит старика прочь, а Моцарт даёт ему денег и просит выпить за его, Моцарта, здоровье.

Моцарту кажется, что Сальери нынче не в духе, и собирается прийти к нему в другой раз, но Сальери спрашивает Моцарта, что тот принёс ему. Моцарт отговаривается, считая своё новое сочинение безделицей. Он набросал его ночью во время бессонницы, и оно не стоит того, чтобы утруждать им Сальери, когда у того плохое настроение. Но Сальери просит Моцарта сыграть эту вещь. Моцарт пытается пересказать, что испытывал он, когда сочинял, и играет. Сальери в недоумении, как мог Моцарт, идя к нему с этим, остановиться у трактира и слушать уличного музыканта Он говорит, что Моцарт недостоин сам себя, что его сочинение необыкновенно по глубине, смелости и стройности. Он называет Моцарта богом, не знающим о своей божественности. Смущённый Моцарт отшучивается тем, что божество его проголодалось. Сальери предлагает Моцарту вместе отобедать в трактире «Золотого Льва». Моцарт с радостью соглашается, но хочет сходить домой и предупредить жену, чтобы она не ждала его к обеду.

Оставшись один, Сальери говорит, что не в силах более противиться судьбе, которая избрала его своим орудием. Он считает, что призван остановить Моцарта, который своим поведением не поднимает искусство, что оно падёт опять, как только он исчезнет. Сальери считает, что живой Моцарт — угроза для искусства. Моцарт в глазах Сальери подобен райскому херувиму, залетевшему в дольний мир, чтобы возбудить в людях, чадах праха, бескрылое желанье, и поэтому будет разумнее, если Моцарт вновь улетит, и чем скорей, тем лучше. Сальери достаёт яд, завещанный ему его возлюбленной, Изорой, яд, который он хранил восемнадцать лет и ни разу не прибегнул к его помощи, хотя не раз жизнь казалась ему невыносимой. Ни разу не воспользовался он им и для расправы с врагом, всегда беря верх над искушением. Теперь же, считает Сальери, пора воспользоваться ядом, и дар любви должен перейти в чашу дружбы.

В отдельной комнате трактира, где есть фортепьяно, сидят Сальери с Моцартом. Сальери кажется, что Моцарт пасмурен, что он чем-то расстроен. Моцарт признается, что его тревожит Requiem, который он сочиняет уже недели три по заказу какого-то таинственного незнакомца. Моцарту не даёт покоя мысль об этом человеке, который был в чёрном, ему кажется, что тот следует за ним повсюду и даже сейчас сидит в этой комнате.

Сальери пытается успокоить Моцарта, говоря, что все это — ребячьи страхи. Он вспоминает своего друга Бомарше, который советовал ему избавляться от чёрных мыслей с помощью бутылки шампанского или чтения «Женитьбы Фигаро». Моцарт, зная, что Бомарше был другом Сальери, спрашивает, правда ли, что он кого-то отравил. Сальери отвечает, что Бомарше был слишком смешон «для ремесла такого», а Моцарт, возражая ему, говорит, что Бомарше был гений, как и они с Сальери, «а гений и злодейство две веши несовместные». Моцарт убеждён, что Сальери разделяет его мысли. И в это мгновение Сальери бросает яд в стакан Моцарта. Моцарт поднимает тост за сыновей гармонии и за союз, их связующий. Сальери делает попытку остановить Моцарта, но поздно, тот уже выпил вино. Теперь Моцарт намерен сыграть для Сальери свой Requiem. Слушая музыку, Сальери плачет, но это не слезы раскаяния, это слезы от сознания исполненного долга. Моцарт чувствует недомогание и покидает трактир. Сальери, оставшись один, размышляет над словами Моцарта о несовместности гения и злодейства; как аргумент в свою пользу вспоминает он легенду о том, что Бонаротти принёс жизнь человека в жертву искусству. Но внезапно его пронзает мысль, что это всего лишь выдумка «тупой, бессмысленной толпы».

В комнате одиноко сидит композитор Сальери. Он ругает судьбу, что так несправедливо с ним обошлась. Вспоминая детство, он говорит, что плакал невольно при звуках мелодии органной музыки. Вместо детских игр, он постигал изучению звучания тонкой музыки, переступая первые трудности и ранние невзгоды. Потом он овладел ремеслом музыканта, где руки его послушно передавали мелодию той музыки, которую он чувствовал. Были такие дни, когда он рвал в клочья свои плоды многодневных трудов, обнаружив их пустыми. Слава улыбнулась ему тогда, когда он нашёл отклик в сердцах людей на свои созвучия. Сальери наслаждался успехами и трудами своих друзей так, что никто не имел права назвать его завистником, да ещё презренным.

В душе Сальери завидует Моцарту тем, что судьба, дающая священный дар, даёт гуляке праздному, озаряя тем самым голову безумца. Сальери просит Моцарта сыграть вещь, которую он принёс, а потом говорит, что его сочинение необыкновенно по глубине и смелости. Называет Моцарта Богом, который не знает о своей божественности. Моцарт в глазах Сальери подобен Херувиму, залетевшему в неизведанный мир, чтобы возбудить в людях желание, но лучше будет, если Моцарт улетит. Сальери достаёт яд, завещанный ему Изорой, которым он ни разу не воспользовался. Хотя жизнь не раз казалась ему невыносимой. Теперь настал момент, когда дар любви должен перейти в чашу дружбы.

В одной из комнат трактира, где стоит фортепьяно, находятся Сальери и Моцарт. Моцарт говорит, что его тревожит произведение, которое он сочиняет давно и по заказу незнакомца, который следует повсюду за ним. Сальери успокаивает и советует Моцарту избавиться от мыслей, с помощью чтения» Женитьбы Фигаро. Моцарт знает, что Бормаше был другом Сальери, и был гений, как Моцарт и Сальери, а гений и злодейство-это две вещи несовместимые. Незаметно Сальери бросает в стакан Моцарта яд. Моцарт поднимает тост за сыновей гармонии и их союз.

Моцарт играет для Сальери, а тот слушает музыку и плачет, но это слёзы не раскаяния, а слёзы исполненного долга. Моцарт чувствует недомогание и покидает трактир.