Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Сообщение природные условия и здоровье человека. Влияние природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Загрязнение окружающей среды

Человечество, несмотря на всю свою сегодняшнюю мощь и независимость, было и остается составной частью единой многообразной природы. Человек, общество неразрывно с ней связаны и не в состоянии существовать и развиваться вне природы, и в первую очередь без окружающей их природной среды.

Связь человека с окружающей средой особенно ярко выражена в сфере материального производства. Природные богатства (в первую очередь такие, как полезные ископаемые) служат естественной основой материального производства и жизни общества в целом. Даже «выйдя из природы», человечество не в состоянии существовать без продуктов труда, полученных в результате материального производства, «очеловечивания природы», а следовательно, без природы как таковой. Она является естественной основой жизнедеятельности человека и общества в целом.

Наиболее тесно человек связан с такими составляющими природы и биосферы, как географическая и окружающая среда. Географическая среда есть та часть природы (растительный и животный мир, вода, почва, атмосфера Земли), которая вовлечена в сферу жизни человека, прежде всего в производственный процесс. Она оказывает существенное влияние на самые разные стороны жизни человека и в первую очередь на развитие материального производства. Многообразие свойств природы явилось естественной основой разделения труда человека (охота, рыбная ловля, земледелие, скотоводство, добыча полезных ископаемых). От особенностей географической среды зависят конкретные направления человеческой деятельности, в частности развитие тех или иных отраслей производства в различных странах и на континентах.

Влияние природы в виде конкретной географической среды на историческое развитие того или иного народа различно и может быть весьма существенным, как, например, в виде наличия или отсутствия полезных ископаемых, благоприятных природных условий для производства сельскохозяйственных продуктов. Данное различие было особенно чувствительным для человека на ранних ступенях существования общества, когда преобразование предметов природы составляло лишь весьма незначительный процент по сравнению с прямым их использованием в готовом виде.

В период невысокого уровня развития общества неблагоприятные природные условия существенно его тормозили. Не случайно, поэтому древние цивилизации возникли первоначально в наиболее комфортных для человеческого вида условиях - в южных, близких к экватору странах (на берегах Нила, Евфрата, Тигра, Ганга, Инда). Благоприятный климат требовал значительно меньших затрат труда на изготовление жилищ и одежды, на производство продуктов. На Юге открывались большие возможности для дальнейшего разделения труда, возникновения прибавочного продукта, появления культуры.

Однако лучшие природные условия южных стран обеспечивали эти преимущества главным образом на ранних ступенях развития человечества. В дальнейшем же положительная роль благоприятного для общества климата парадоксальным образом стала превращаться в отрицательную, ибо отсутствовал стимул для последующего развития производства и общества в целом.

Если бы человек находил все необходимые ему средства к существованию в готовом виде, то он не имел бы стимулов для совершенствования производства, а, следовательно, и для своего собственного развития. Таким образом, не только наличие тех или иных природных условий для производства, но и одновременно их недостаток также оказывал ускоряющее влияние на развитие общества. Практика показала, что именно наличие разнообразных природных условий является наиболее важным благоприятным фактором развития человека.

Мультимедийный урок

Составила и провела:

Посохова Т.М

учитель географии МБОУ «Троицкая СОШ»

Аннотация к уроку

Изучение физической географии завершает раздел «Человек и природа». Один из последних уроков этого раздела «Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека», подводит итоги работы в 8классе по формированию ключевых компетенций по географии через использование интерактивных технологий, в том числе информационных и телекоммуникативных.

Урок по названной теме систематизирует, обобщает знания о значении природы в жизни и хозяйственной деятельности человека, о природных ресурсах, о роли географической науки и обеспечивает переход к изучению экономической и социальной географии нашей страны.

Огромен образовательно-воспитательный потенциал данного урока.

Школьники приходят к выводу, что географические знания играют огромную роль в решении различных проблем народного хозяйства, увидят место человека в природе. Возможности его положительного и отрицательного влияния на природу в условиях научно- технического прогресса.

И самое главное школьники должны осознать необходимость географических знаний в реальной жизни для того, чтобы уметь беречь и защищать природу. Разумно использовать ее богатства, уметь сохранить свою жизнь при неблагоприятных явлениях.

Урок географии в 8 классе.

Тема урока: Человек и природа. Влияние природных условий на жизнь и

здоровье человека..

Цели и задачи урока:

1.Формирование новых знаний и умений о проблемах взаимодействии человека и природы, особенности влияния природных условий на образ жизни людей их здоровье и занятия.

2.Обобщить и систематизировать знания о взаимосвязи природных факторов с условиями и образом жизни населения, научить учащихся давать оценку неблагоприятных и комфортных условиях жизни.

3.Разработать правила поведения при неблагоприятных и стихийных явлениях природы и меры защиты природы от неблагоприятного антропогенного воздействия.

4. Познакомить с объектами природного и культурного наследия в России. 5.Развивать навыки самостоятельной работы с источниками географической информации.

6. Выступать перед аудиторией и слушать, отбирать необходимую информацию.

Учебно-наглядный комплекс:

Урок проходит в компьютерном классе , используется мультимедийный проектор.

Интерактивные карты: физическая, климатическая, экологическая

Тип урока: комбинированный с использованием мультимедийный ресурсов и ресурсов Интернет

Справочно-информационный материал; самостоятельно составленные презентации; электронный учебник «География России. Природа» 8 класс.

Термины и понятия: среда обитания, природные условия, природные

ресурсы, благоприятные условия, экстремальные

Условия проживания, медицинская география,

рекреационная география, мурмончане, якуты, горцы,

таежники стихийные бедствия, объекты всемирного

природного и культурного наследия России.

Географические объекты : Кольский полуостров. Мурманск, Якутия, Сочи,

Республика Коми, Камчатка, Кавказ, Краснодар

Обязательные для усвоения на уроке знания и умения:

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека;

Благоприятные условия для жизни и деятельности человека;

Экстремальные условия;

Причины стихийный природных явлений и меры личной безопасности;

Влияние деятельности человека на природные комплексы;

Мероприятия по охране отдельных объектов природы (Объекты Всемирного природного наследия Росси)


Справочно-информационный материал.

(на рабочем столе у каждого ученика)

Название

Местоположение

Особенности

Астраханская дельта

Дельта р.Волга

Заповедник с уникальной флорой и фауной

Ладожское оз.

Уникальная природа. Монастырь 14 в.

Северо – Запад России

Морено – холмистый ландшафт, оз. Селигер, исток Волги

Излучина р.Волги

Рассеченные оврагами горы. Своеобразная природа

Марциальные воды

Первый курорт России, основанный в 1719 году

Валдайская возвышенность

Озеро с уникальным ландшафтом

Девственные леса Коми

Республика Коми

Нетронутые леса

Уникальные природные объекты Русской равнины.

Комплекс упражнений для глаз.

Упражнения выполняются сидя или стоя. Отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании с максимальной амплитудой движений глаз.

ВАРИАНТ 1.

    Закрыть глаза. Не напрягая глазные мышцы, на счет один – четыре затем закрыть глаза расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

    Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз

    Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево. Вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

    Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Ход урока.

1.Организационный момент. Постановки цели и задачи урока.

Презентация «Человек и природы» - слайд 1

2.Работа с терминами

Презентация «Человек и природы» - слайд 2. (на экране)

(обучаемые работают со справочником электронного учебника « География России» Образовательная коллекция 8 класс. Под редакцией В.П.Дронова.

3. Исследовательская работа . КАК ЧЕЛОВЕК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕТ С ПРИРОДОЙ.

Индивидуальная рабочая папка учащихся на рабочем столе – Презентация № 1 «Взаимодействие человека и природы»

(Работа в парах.) Задания:

1пара.-Изучить материалы и установить: как человек взаимодействует с литосферой;

2-я - какие стихийные явления происходят в литосфере и меры защиты жизни и здоровья при стихийных явлениях;

3-я- влияние климата на жизнь и деятельность человека;

4-я-взаимодействие - вода и человек;

5-я- стихийные явления, связанные с водой;

6-я пара- изучить мероприятия по охране органического мира и предложить свои

Координационный совет: готовить вопросы парам и выступает с опережающим заданием «Как люди охраняют природу.»Памятники природы России

Работа с информационно- справочным материалом.

Презентация №2

Физкультминутка (отдых для глаз)

3.Коллективная работа . Продолжить презентацию… Природные и антропогенные ландшафты» Презентация №3

Мы знаем, что человек приспосабливается к окружающей среде (одежда, жилище, образ жизни). Но человек и изменяет окружающую среду: осушает болота, добывает полезные ископаемые, орошает. Часто из0меняет природу непреднамеренно, не ожидая конечных, непредсказуемых результатов. Приведите свои примеры ….

ВЫВОДЫ И ОБОБЩЕНИЯ

Физкультминутка (подвижная)

    Новая тема

Влияние природных условий на жизнь и здоровье людей.

Групповая работа.

Природные условия влияют на жизнь и здоровье человека. Давайте. сегодня рассмотрим это влияние

1 группа – мурмончане работа с презентацией № 4.

2..группа – якуты работа с презентацией №5

3.группа – горцы работа с презентацией №6

4 группа – краснодарцы работа с презентацией № 7

5.группа - жители тундры работа с презентацией №8

6.группа- жители Валдая работа на сайте http :// www . li 4 ki . ru

Описать условия жизни, образ жизни:

Основное занятие населения;

Дополнительные занятия населения;

Природные условия, в которых живут народы;

Из чего изготовляют одежду

Объяснить причины такого образа жизни.

Представитель каждой группы делает сообщение, демонстрируя презентацию.

Выводы:

Человек приспосабливается к условиям жизни. Но в условиях Севера, где живет 10 млн. человек (из 12,5 млн. человек мировых северян) людям приходится тратить много сил на преодоление трудностей. На Севере необходимо больше топлива, больше топлива, больше расход стройматериалов (более толстые стены домов), нужны более теплая дорогая одежда, более теплая, дорогая одежда, более калорийная пища .

- Почему люди живут в трудных природных условиях Севера?

Почему добыча нефти обходится нам дороже, чем в странах Персидского залива. Более дорогой уголь и другие ресурсы?

- Природные условия влияют на здоровье. Найдите в тексте учебника, чем занимается медицинская география?

4. Работа с географическими объектами. Нанести на к/к России; слайд №2 презентация «Человек и природы»

5 . Рефлексия

6.Домашнее задание: инд. задания: подготовить сообщения (можно презентации)- о наводнениях, землетрясениях, ураганах;

О мерах защиты от стихийных явлениях

Мероприятиях по охране природы

Памятники Всемирного природного наследия России

Использованная литература:

1.География России. В 2 кн. Кн.1:Природа. Население. Хозяйство. 8 кл.: учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. Учреждений/В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А.Лобжанидзе; под ред. В.П.Дронова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009

2.Географияч России: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. Учреждений/ Под ред. А.И.Алексеева: В 2 кн. Кн.1: Природа и население. 8 кл.- 4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2003

3.География России. 8-9 кл.: Метод.пособие. Баринова И.И. Ром В.Я – М.: Дрофа, 1997.

4.География России. Природа. 8 класс: Твой справочник. Материалы к урокам. Элькин Г.Н.- СПб.: «Паритет», 2005

5.География России.Природа. 8 класс: Метод. Пособие. Элькин Г.Н - СПб.: «Паритет», 2003

6.Уроки географии с использованием инфыормационных технологий. 6-9 классы. Меодическое пособие. Кугут И.А., Елисеева Л.И и др.-М.: Глобус, 2008

7.Ресурсы Интернет.

ВЛИЯНИЕ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Цель урока : изучение влияния природных условий на жизнь и здоровье человека.

Задачи урока :

Формировать знания о проблемах взаимодействия человека и природы на территории России;

Развивать умения работать с различными источниками географической информации;

Формировать потребности в ЗОЖ, ответственности человека за сохранение природы как великого оздоровителя, понимания отдыха человека как рекреационной деятельности для восстановления физических и духовных сил человека.

Тип урока :

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, комбинированный

Учащихся в классе (аудитории): 15

Используемое оборудование:

Оборудование: компьютеры, медиа - проектор, презентация со слайдами «Природа и человек», контурные карты, атласы, карты России.

Методы урока: репродуктивный, иллюстративно – объяснительный, частично – поисковый.

Формы и приёмы урока: рассказ учителя, презентация, работа с учебником, практическая работа с картой, схемой, групповая работа с таблицей.

Термины и понятия: среда обитания, природные условия, природные ресурсы, благоприятные условия проживания, неблагоприятные условия проживания, экстремальные условия, медицинская география, рекреационная география, поморы, горцы, степняки, таежники, стихийные природные явления, стихийные бедствия.

Жетоны- оценки: за каждый ответ дети получают жетон определенного цвета (красный -не правильный ответ, желтый – частично правильный, зеленый – правильный)

Жетоны –знания:

Урок усвоил

Урок не усвоил

Ход урока.

    Организационный момент.

    Используется видеоролик «Природа и человек»

    Психологический настрой

    сообщение темы урока.

II. Изучение нового материала.

    Рассказ учителя.

    Работа со схемами.

    Работа с учебником.

III . Практическая работа

IV . Рефлексия

Приветствие учеников. Отметить с дежурным класса отсутствующих учащихся.

Прежде чем начать наш урок, я предлагаю вам посмотреть видеоролик, и самостоятельно определить чему посвящается тема нашего сегодняшнего урока.

Видеоролик «Природа и человек»

Варианты ответов детей.

Тема и цель нашего урока посвящены ВЛИЯНИЮ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА.

Человек –часть природы и вне ее жить не может.

Работа со схемами.

Что необходимо человеку для жизни?






Природные факторы, оказывающие влияние на здоровье человека




Природа географической оболочки является для человека СРЕДОЙ ОБИТАНИЯ, так как потребность в пище, воде, одежде, жилье и духовном развитии человек удовлетворяет за счет разнообразных предметов и свойств природы.

Природа –источник существования человека. Часть природы, с которой человечество взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности –

(На доске схема)

Природная среда

Природные условия природные ресурсы

Свойства и особенности природы, оказывающие непосредственное влияние на расселение людей, их жизнь и здоровье, на размещение производства и др. формы человеческой деятельности

Приведите примеры природных условий . (климат, рельеф, заболоченность и др.)

Компоненты природы и их свойства, которые используются или могут использоваться в хозяйственной деятельности человека

- Приведите примеры природных ресурсов. (лесные, водные, минеральные и т.д.)

- Что мы еще знаем о природных ресурсах? (они бывают исчерпаемые и неисчерпаемые; исчерпаемые- возобновимые и невозобновимые)

Очевидно, что есть ощутимая связь между здоровьем человека и природными условиями. На состояние здоровья и самочувствие человека влияет качество воды, почвы, воздуха и основные климатические условия. Ведь от чего зависит трудоспособность человека и нормальная продолжительность жизни? От воздуха, которым он дышит, он еды, которой питается и от среды, в которой живет. По этой причине вопрос экологии так важен в современном мире. Природные факторы, как морская и минеральная вода, солнце, лесной и горской воздух, целебные грязи существенно способствуют оздоровлению человека.

Но и важную роль на здоровье человека играют природные условия

Природные условия

Благоприятные Неблагоприятные

оказывают благотворное воздействие на организм человека

оказывают отрицательное воздействие на организм человека

-Приведите мне примеры благоприятных и неблагоприятных факторов воздействия на здоровье человека

-Учащиеся приводят примеры

Благоприятные условия для существования человека

Значительная часть России является благоприятной зоной для здоровой жизни людей. Это относится к таким условиям, как достаточно теплое, солнечное лето, умеренная холодная зима и достаточное количество осадков.

Территорией с благоприятными условиями для жизни является средняя и юная часть европейской территории, юг Северного Кавказа и Западной Сибири. Еще издавна эти регионы имеют высокую плотность населения, так как климат этих территорий очень хорошо влияет на здоровье людей.

Экстремальные условия

Но есть территории, которые характеризуются малоблагоприятными условиями для жизни людей. Что собой представляют экстремальные условия? Это те условия природы, которые воздействует на организм человека плохо. к ним относят низкие температуры зимы и высокие температуры лета, повышенную влажность и сильные ветры. Это территории тундры, пустыни, дальневосточная муссонная зона и области резко континентального климата в Сибири. Например, регион Восточной Сибири является самым холодным районом Северного полушария, и здесь зафиксированы самые большие годовые амплитуды температур. Зимой здесь может быть-50 ... -60 °С, а летом наоборот - очень высокая температура до +30 °С. Такой контраст не может не влиять на здоровье. Такая температура проблематична не только для жизни людей, но и для орудий труда и различных материалов, которые должны быть морозоустойчивыми.

Поэтому освоение территорий с экстремальными условиями жизни является довольно сложным процессом. который требует значительных материальных затрат и новых достижений в науке и технике.

Существуют стихийные природные явления , которые неблагоприятно влияют на жизни и здоровье человека. Это обусловлено тем, что зачастую стихийные природные явления - это непредвиденные и разрушительные нарушения нормального хода природных процессов. Последствия этих явлений не способствуют дальнейшему развитию человека и порой крайне негативно влияют на здоровье человека, на протяжении долгого времени.

Работа с учебником. § 46 стр 263

Человек приспосабливается к условиям жизни. Природные условия оказывают большое влияние на жизнь и здоровье человека. Связь между природными условиями и здоровьем человека очевидна.

Существует специальная отрасль науки – МЕДИЦИНСКАЯ ГЕОГРАФИЯ и РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ – попрошу вас открыть учебники на стр …. Найдите в учебнике определение и запишите их в тетрадь. .

И так, каковы же определения ….

МЕДИЦИНСКАЯ ГЕОГРАФИЯ , изучающая закономерности распространения заболеваний человека.

РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ – наука о территории организации отдыха людей.

Анализ столбчатых диаграмм позволяет сравнить территорию России по наличию площадей с благоприятными условиями с другими ведущими странами мира.

Площадь, благоприятных для жизни населения территорий по странам мира

(в млн. кв. км)

- Какие мы можем сделать выводы?

Выводы учеников:

Сложные природные условия создают большие трудности при освоении территорий, требуют значительные материальные затраты на строительство и поддержание определенного уровня жизни.

Физминутка

Практическая работа :

Следующий этап нашего урока - это практическая работа.

    Какие районы нашей страны отличаются наибольшей плотностью населения? (работа с атласами)

    Какие особенности климата ухудшают условия жизни человека?

    Как влияют природные условия на образ жизни человека?

У каждого из вас на парте лежат атлас, контурная карта и листок с заданием. Вам необходимо определить территории с благоприятным и неблагоприятным воздействием природы на человека, расставив флажки: красный –благоприятные условия, синий - неблагоприятные условия. Для получения своего результата вам необходимо работать с атласом, используя климатическую карту –которая даст возможность определить климат данной территории, также использовать карту природных зон, растительный и животный мир. На данную работу вам отводиться 10 минут.

А теперь предлагаю вам провести взаимопроверку – поменяйтесь с соседом своими работами. Правильный результат вы увидите на слайде. За каждый правильный ответ -1 балл.

Молодцы – почти каждый из вас с этим заданием справился.

Но не только природа оказывает влияние на здоровье человека, порой и человек нарушает законы природы, тем самым отрицательно воздействует на организм. Сейчас мы в этом убедимся.

Видеоролик «Человек и природа» часть 2

Рефлексия:

На столах у вас лежат зеленые листочки с фразами, вам необходимо завершить их, приклеивая листочек на дерево, и таким образом мы озеленим наше дерево, которое будет оказывать на нас только благоприятное воздействие.

    сегодня я узнал…

    было интересно…

    было трудно…

    я выполнял задания…

    я понял, что…

    теперь я могу…

    я почувствовал, что…

    я приобрел…

    я научился…

    у меня получилось …

  1. я попробую…

    меня удивило…

    урок дал мне для жизни…

    мне захотелось…

Д/з -§ 46

Чтобы закрепить наши знания и повторить пройденный материал, я предлагаю вам дома выполнить задания и заполнить таблицу:

Окружающая среда

Способы защиты от неблагоприятного воздействия среды

Медицинская география

Нозогеография

Рекреационная география

    Климат и погода

    Рельеф

    Ландшафты и состав почв

    Растительный и животный мир

    Характер внутренних вод

    Природные зоны

    Природные ресурсы

    Природные явления

    Жилища

    Одежда

    Продукты питания

    Электроэнергия

    Изменение среды (строительство инженернотехнич. сооружений, осушение болот, орошение земель и т. д.)

    Здравоохранение

    Развитие географ., знаний об окр. среде

Изучение природных особенностей территорий с целью выяснения их влияния на состояние здоровья населения

Изучение закономерностей распространения заболеваний, связанных с особенностями среды

Наука о влиянии при­родных факторов на рекреационную деятельность, о территориальной организации отдыха

Расскажите, как вы представляете себе образ жизни одного из этих народов?

1 ряд - таежники

2 ряд - степняки

3 ряд - горцы

Объясните, почему вы так думаете. Используйте план ответа.

а. Занятия населения.

б. Основы ремесла.

в. Из чего делают одежду?

г. Из чего строят жилища?

д. Где и как размещаются жилища?

е. Какие используют средства передвижения?

После завершения урока прошу оценить свои знания, полученные за урок, ЖЕТОНАМИ в наш ПОРТФЕЛЬ ЗНАНИЙ

Урок усвоил - урок не усвоил

Спасибо за урок!

Природные условия влияют практически на все стороны повседневной жизни населения, особенности его труда, отдыха и быта, здоровье людей и возможности их адаптации к новым, непривычным условиям.

Суммарная оценка природных условий определяется уровнем их комфортности для человека. Для его измерения используется до 30 параметров (продолжительность климатических периодов, контрастность температур, влажность климата, ветровой режим, наличие природных очагов инфекционных заболеваний и пр.).

По уровню комфортности выделяются:

экстремальные территории (полярные регионы, высокогорные
районы высоких широт и т.п.);

дискомфортные территории - районы с суровыми естественными
условиями, малопригодные для жизни неадаптированного населения;
подразделяются на холодные гумидные (арктические пустыни, тундра), аридные
территории (пустыни и полупустыни), а также на горные районы;

гиперкомфортные территории - районы с ограниченно
благоприятными природными условиями для переселенческого населения,
подразделяются на бореальные (леса умеренного пояса) и семиаридные (степи
умеренного пояса);

прекомфортные территории - районы с незначительными
отклонениями от естественного оптимума для формирования постоянного
населения;

комфортные территории - районы с практически идеальными
условиями внешней среды для жизнедеятельности населения, характерны для
южной части умеренного пояса, в России представлены незначительными по
площади ареалами.

Наибольшая часть нашей страны - самой холодной в мире (среднегодовая температура территории России в целом ниже -5 градусов Цельсия) - относится к экстремальным и дискомфортным территориям. Однако основная доля населения проживает в регионах с прекомфортными и комфортными условиями. В их пределах - в Центральной России, на Северном Кавказе, в Среднем Поволжье - расположены 25 субъектов РФ, большинство крупнейших городских агломераций.


Понятие "природные условия" уже само по себе предполагает тот или иной вид хозяйственной деятельности. Именно природные условия зачастую предопределяют хозяйственное многообразие человеческой деятельности, отраслевую специализацию отдельных регионов, темпы экономического и социального развития. Существенно при этом, что влияние природных условии на народное хозяйство неоднозначно и во многом зависит от уровня развития и экономического положения страны или региона.

Первостепенное значение природные условия имеют для тех отраслей народного хозяйства, которые функционируют под открытым небом. Прежде всего это сельское, лесное и водное хозяйство. Их специализация и эффективность развития непосредственно связаны с плодородием почв, климатом, водным режимом территории. Под их влиянием находится также транспорт и многие другие отрасли и



сферы хозяйства.

Известно, например, что при организации добычи полезных ископаемых учитываются не только их запасы и качественные характеристики, но и условия их залегания, которые прямо влияют на способ, масштабы и себестоимость добычи. В практике горной промышленности нередко бывает так, что наиболее экономичными становятся не самые богатые, а относительно бедные, но расположенные в более благоприятных природных условиях месторождения.

В огромной зависимости от природных условий находятся практически все виды строительства. Его себестоимость предопределяется такими параметрами местности как прочность и обводненность грунтов, степень сейсмичности, заболоченность территории, наличие вечной мерзлоты, гористость рельефа и т.д. Создание однотипного функционального объекта в северных и северо-восточных районах России может быть на порядок дороже, чем на юге Европейской территории страны.

Естественные параметры территории оказывают существенное влияние и на организацию городского коммунального хозяйства. Так, стоимость отопления, водоснабжения, канализации, освещения жилищ, как и их строительства, также значительно различаются в зависимости от климата и инженерно-геологических условий. В северных районах России отопительный сезон длится до 10 месяцев в году в сравнении с 4-5 месяцами на юге страны. Соответственно возрастают и затраты.

На севере и в других регионах с экстремальными природными условиями возникает потребность в создании специальных технических средств, адаптированных к этим условиям, например, с повышенным запасом прочности. В северном варианте - это способность выдерживать низкие температуры, в южном -высокие, а для регионов с мусонным климатом - способность нормально работать в особо влажных условиях. Для России, большая часть территории расположена именно в таких - экстремальных природных условиях - это особенно существенно.



Особого внимания заслуживает вопрос о природных условий для сельского хозяйства, где они играли и играют определяющую роль. Специализация и эффективность аграрного сектора экономики, особенно для России, напрямую связаны с естественным плодородием почв, климатом, водным режимом территории.

Способы выращивания различных культур и разведения сельскохозяйственных животных зависят от агроклиматических условий - ресурсов Ъшмата применительно к интересам (запросам) сельского хозяйства. Влияние климатических условий на сельскохозяйственное производство можно выразить количественно через агроклиматические показатели. Сельскохозяйственная оценка климата основана на сопоставлении агроклиматических условий территории с


требованиями различных в экологическом отношении культурных растений к их факторам жизни.

Очевидно, что агроклиматические условия имеют существенные отличия от места к месту. Понимание закономерностей агроклиматической дифференциации необходимо не только для управления аграрным сектором народного хозяйства, но и для целей политико-экономического анализа. Подсчитано, например, что агроклиматический потенциал США приблизительно в 2,5 раза выше, чем в России. Из этого естественнонаучного факта следует, что при равных затратах результативность сельского хозяйства США всегда будет выше как минимум на эту же величину, чем в нашей стране.

При оценке агроклиматических условий, как, впрочем и для ряду других практических целей, пользуются данными о зональных различиях территории страны. На территории России наблюдается смена природных зон с севера на юг: арктических пустынь, тундр, лесотундры, лесов (с подразделением на подзоны тайги и смешанных и широколиственных лесов), лесостепей, степей, полупустынь и субтропиков.

За все время я побывала в различных городах и местах. Трудно не заметить, что наше самочувствие может быть разным в зависимости от местонахождения. Это происходит потому, что состояние организма меняется под воздействием природных условий. Именно поэтому люди, проживающие на загрязненных участках нашей планеты, не могут похвастаться отменным здоровьем. Природа оказывает значительное воздействие на нашу жизнь.

Как природные условия влияют на жизнь и здоровье людей

Человеческий организм довольно остро реагирует на воздействие природных факторов. На состоянии здоровья отражаются:

  • качество питьевой воды;
  • состояние почвы;
  • уровень загрязнения воздуха;
  • климат.

Если мы будем есть продукты низкого качества, дышать загрязненным воздухом, постоянно подвергаться опасным природным воздействиям, то от этого не только пострадает наше здоровье, но и уменьшится продолжительность жизни. Именно поэтому вопросы, связанные с экологией, в современном мире стоят очень остро.

Благоприятные и неблагоприятные условия для жизни человека

По количество населения на той или иной территории планеты можно определить, насколько подходящие условия для жизни в этом месте. Например, довольно большая часть России считается территорией с благоприятными условиями для здоровья и жизнедеятельности человека. К таким условиям относят:

  • тёплое лето;
  • достаточное количество солнечных дней в году;
  • отсутствие предельно низких температур в зимнее время;
  • нормальный уровень осадков.

Но наша планета имеет и места, где условия для существования человека можно назвать экстремальными . К таким местам относят пустыни, тундры и территории с резко континентальным климатом . Кроме того, природа может испытывать и различные стихийные явления, при которых выживет далеко не каждый.


На таких территориях летом стоит знойная жара, а температура воздуха может значительно превышать +30°С. Зимой ситуация обратная. Столбик термометра опускается до -50°С. Конечно же, все эти капризы природы существенно подрывают человеческое здоровье. В таких условиях я с трудом представляю нормальную жизнь, но, тем не менее, на нашей планете таких мест очень много.