Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Скифы против славян. Скифы - это русы, наши прямые предки. Этническое единство Великой Скифии

11 ноября в Москве в зале президиума РАН на традиционном чаепитии объявлены лауреаты общенациональной неправительственной научной Демидовской премии 2013 года. Ими стали:
академик Юрий Леонидович Ершов (г. Новосибирск) - за выдающийся вклад в развитие математической логики;
академик Александр Сергеевич Спирин (г. Москва) - за выдающийся вклад в изучение биологических основ функционирования живой клетки;
академик Климент Николаевич Трубецкой (г. Москва) - за выдающиеся исследования в области горных наук.

…Наградить академика Черешнева Валерия Александровича Золотой медалью имени академика С.В. Вонсовского за выдающиеся достижения в области фундаментальной и прикладной иммунологии и значительный вклад в развитие академической науки на Урале.

… Присудить премии имени выдающихся ученых Урала 2013 года ученым Уральского отделения Российской академии наук:
премию имени академика Н.А. Семихатова - доктору физико-математических наук Наймарку Олегу Борисовичу (Институт механики сплошных сред УрО РАН) за серию работ «Структурно-скейлинговые переходы и механизмы деформирования и разрушения материалов в широком диапазоне интенсивностей нагружения»;
премию имени Н.В. Тимофеева-Ресовского - доктору биологических наук Позолотиной Вере Николаевне (Институт экологии растений и животных УрО РАН) за цикл научных работ «Изучение последствий действия радиации на растения»;

Вице-президенту Российской академии наук,
Председателю Уральского отделения Российской академии наук
академику РАН

Чарушину Валерию Николаевичу

Уважаемый Валерий Николаевич!
Поздравляю Вас с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне.
Великая Победа - бесценное достояние нашего народа. Мы должны бережно хранить память о подвиге наших отцов и дедов, которые отстояли свободу и независимость Родины, подарили человечеству радость мирной жизни. И эту историческую правду передать своим детям и внукам.
Уверен, что День Победы всегда будет символом нашего национального триумфа, народного единения, воинской славы и трудовой доблести.
Желаю Вам успехов, осуществления намеченных планов и всего самого доброго.

Редакция газеты «Наука Урала» горячо поздравляет вас с наступающим 2018 годом и желает вам стабильного финансирования фундаментальной и прикладной науки, щедрых грантов, творческих командировок, интересных конференций и высокорейтинговых публикаций! Крепкого вам здоровья и высокого индекса Хирша! И, конечно, пусть всегда будут мир и дружба в научных коллективах и в наших семьях. Счастья вам, дорогие наши читатели!

Пишите нам, звоните, делитесь своими достижениями, присылайте статьи и фотографии. Мы и впредь будем с удовольствием рассказывать о вас, ведь наша уральская академическая наука интересна и разнообразна, как сама жизнь.

До новых публикаций в новом году!

Традиционное новогоднее интервью «Науки Урала » с председателем УрО РАН академиком В .Н . Чарушиным состоялось в конце декабря в Москве , сразу по завершении Общего собрания РАН , выборов в члены -корреспонденты и действительные члены Академии . Естественно , прежде всего мы попросили Валерия Николаевича прокомментировать их результаты , для Отделения весьма выигрышные .

10 февраля в резиденции губернатора Свердловской области прошла традиционная церемония вручения общенациональной неправительственной научной Демидовской премии 2011 года - красивое торжество, неизменно дающее заряд позитивной энергии. На сей раз этот заряд был особенно ощутимым. В предыдущем номере наша газета подробно представляла новоиспеченных лауреатов фирменной уральской награды академиков А.Ф. Андреева, Ю.Н. Журавлева и В.М. Котлякова. Открывая церемонию, председатель попечительского совета Научного демидовского фонда академик Г.А. Месяц лаконично определил их место среди коллег: «Все они - настоящие классики в своих отраслях знаний». Но прежде чем получать награды и говорить друг другу заслуженные комплименты, классики откровенно поделились своими взглядами на состояние современной российской науки и науки вообще на пресс-конференции, состоявшейся в уральском представительстве ИТАР – ТАСС после блистательных лекций, прочтенных в УрФУ.

1–2 марта состоялась рабочая поездка представителей руководства УрО РАН в г. Тобольск. В состав делегации вошли председатель Отделения академик В.Н. Чарушин, главный ученый секретарь член-корреспондент Е.В. Попов, зам. председателя по финансово-экономическим вопросам Б.В. Аюбашев, зам. председателя по общим вопросам и капитальному строительству И.Л. Манжуров, зам. директора Института экологии растений и животных по научным вопросам член-корреспондент В.Д. Богданов, зам. председателя Объединенного ученого совета по гуманитарным наукам, директор Института философии и права член-корреспондент В. Н. Руденко. Цель визита - знакомство с Тобольской комплексной научной станцией, которая с 1 января 2012 г. входит в состав Уральского отделения.

С 16 марта каждый четверг в 13.30 зав. отделом аппроксимации и приложений Института математики и механики УрО РАН доктор физико-математических наук Н.И. Черных читает студентам Пермского государственного национального исследовательского университета и аспирантам Иститута механики сплошных сред спецкурс «Теория вейвлет-функций», рассчитанный на семестр. При этом находится Николай Иванович не в Перми, а в Екатеринбурге, в стенах родного института, а студенты и молодые ученые слушают и наблюдают его на экране в своей аудитории. Это стало возможным благодаря созданию в рамках проекта GIGA академической оптоволоконной сети, связывающей центры Отделения в единое информационное пространство. Видеосвязь обеспечивается с помощью технологий, разработанных научно-производственным центром «Видикор» совместно с Институтом математики и механики УрО РАН.

…У математиков - невосполнимая потеря. И не только у математиков. 4 апреля в Екатеринбурге на 88-м году ушел из жизни Николай Николаевич Красовский, один из самых ярких ученых современности, академик РАН, глава широко известной в мире уральской школы по теории устойчивости движения и математической теории управления.

Общее собрание УрО РАН 20 апреля открылось отчетным докладом председателя Отделения академика В.Н. Чарушина. Напомнив участникам о наиболее ярких событиях минувшего года (практически все они были отражены на страницах «Науки Урала»), докладчик представил основные научные результаты и проанализировал их исходя из требований, предъявляемых к государственным академиям наук.

В дни, когда отмечается очередная годовщина Победы в Великой Отечественной войне, в год 25-летия УрО РАН и 80-летия академической науки на Урале предлагаем вниманию читателей очерк об ученых Коми в военные годы - документальное свидетельство их самоотверженного труда в глубоком тылу.

Очередная сессия Общего собрания РАН привлекла рекордное число участников и журналистов. Задолго до форума стало известно, что в гости к ученым приедет президент Владимир Путин. Всем было интересно, что скажет академическому сообществу избранный на новый срок глава государства, который только что утвердил на должность министра образования и науки Дмитрия Ливанова, постоянно выступающего с жесткой критикой РАН.

О прошедшей сессии Общего собрания РАН «НУ» недавно рассказывала - с помощью коллег из газеты «Поиск» (см. предыдущий номер). Главное, что отметили и они, и журналисты других изданий - символичность приезда в Академию наук Президента РФ В.В. Путина, доброжелательность тона его общения с учеными. Были, впрочем, другие нюансы освещения события в СМИ. О них, о значении сессии для будущего Академии и ее уральской ветви - комментарий председателя Отделения академика В. Н. Чарушина.

Присуждение уральским академическим ученым Государственной премии РФ в области науки и технологий за 2011 год привлекло небывалое внимание СМИ. Спустя несколько недель после вручения награды академики Олег Чупахин и Валерий Чарушин продолжают выступать на пресс-конференциях и давать интервью местным и центральным газетам, телеканалам, радиостанциям. И это понятно, ведь они стали первыми уральскими лауреатами Государственной премии нового формата. В советское и «перестроечное» время, вплоть до 2004 года получение этой награды не было событием исключительным. Размер ее оставался достаточно скромным, авторский коллектив мог включать до 8 участников, и присуждалась она во многих номинациях. В Уральском отделении РАН немало лауреатов государственных премий, есть ученые, получавшие ее неоднократно. В последние годы награда приобрела иной, гораздо более престижный статус: число номинаций в области науки и технологий уменьшилось до 3, существенно вырос ее размер - до 5 миллионов рублей на номинацию, и авторский коллектив не может теперь включать более трех участников, т.е. по сути премия присуждается научным лидерам. За семь предыдущих лет, с 2004 по 2010 год включительно лауреатами стали около 90 человек, и среди них не было ни одного уральца. И вот, наконец, премия пришла на Урал. То, что произошло это нынче, ценно вдвойне: 2011 год был Международным годом химии, а нынешний - юбилейный для УрО РАН.

2 июля в Уфе, в Доме республики состоялась встреча президента Башкортостана Р.З. Хамитова с вице-президентом РАН академиком Г.А. Месяцем и руководством УрО РАН в лице его председателя академика В.Н. Чарушина и зам. председателя члена-корреспондента Н.В. Мушникова. Во встрече приняли участие председатель Уфимского научного центра член-корреспондент РАН У.М. Джемилев и президент Академии наук Башкортостана профессор Р.Н. Бахтизин .

С 12 по 15 июля в новом современном выставочном центре Екатеринбург-Экспо проходила Уральская международная выставка и форум промышленности и инноваций «ИННОПРОМ-2012». Это грандиозное мероприятие руководство Свердловской области проводит в третий раз, и с каждым разом увеличиваются его территория и число участников. Ежегодно «ИННОПРОМ» в Екатеринбурге принимает более чем 50 000 тысяч посетителей из 30 стран мира во главе с представителями федеральных и региональных органов власти, международных бизнес-экспертов и ученых. Тема выставки, заявленная в этом году, - «Технологии для человека: планируем будущее, строим будущее» - перекликается с темой уральской заявки на проведение ЭКСПО-2020: «Глобальный разум: будущее глобализации и ее влияние на наш мир».

…Такого количества государственных жилищных сертификатов для молодых ученых, как в нынешнем году, Уральское отделение РАН прежде не получало. Их так много, что вручение документов, подтверждающих право на обладание 33 квадратными метрами жилплощади, происходило в несколько этапов по мере их готовности. Напомним, что первая очередь выдачи сертификатов состоялась 2 апреля. Тогда их было выдано 44 (см. «Наука Урала», №8 с.г.).

В конце лета - начале осени в Оренбурге случились два события, значимых не только для южноуральского региона, но и для всей России - в плане сохранения важнейших страниц истории ее науки и богатейшего природного наследия. Тридцатого августа на Привокзальной площади города открыт памятник Петру Ивановичу Рычкову - выдающемуся географу, историку, экономисту, естествоиспытателю XIX века, первому члену-корреспонденту Императорской Академии наук. А 7–8 сентября здесь же торжественно отметили 1ОО-летие Природоохранительной комиссии Русского географического общества, сыгравшей ключевую роль в становлении в стране заповедного дела и теперь возобновившей свою работу. Оба эти события между собой прямо связаны: Рычков стоял у истоков исследований, продолженных РГО. И сегодня в Оренбурге, где он плодотворно трудился, активно действует региональное отделение Русского географического общества во главе с его вице-президентом, директором Института степи УрО РАН членом-корреспондентом А.А. Чибилевым, председателем обновленной природоохранительной комиссии. Все это вместе стало поводом для нашего интервью.

5 октября в Екатеринбурге на улице Вильгельма де Геннина в районе «Академический» сотрудники УрО РАН вместе с учителями и учениками школы № 16 заложили аллею в честь 80-летия академической науки на Урале. Председатель Отделения академик В. Н. Чарушин и генеральный директор ЗАО «Ренова - СтройГруп - Академическое» А. П. Воробьев поздравили собравшихся с Днем учителя, рассказали о плодотворном и взаимовыгодном сотрудничестве возглавляемых ими организаций.

О проекте Государственной программы Российской Федерации
«Развитие науки и технологий» на 2013–2020 годы

Глубокоуважаемый
Владимир Владимирович!

Зная и поддерживая Ваши усилия по развитию фундаментальных научных исследований в нашей стране, Президиум Уральского отделения Российской академии наук хотел бы выразить свое отношение к проекту Государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 годы, подготовленному Министерством образования и науки РФ.

2012

80 лет академическим исследованиям на Урале

25 лет Уральскому отделению РАН

20 лет Научному Демидовскому фонду

Дорогие коллеги!
В этом году мы отмечаем сразу три знаменательные даты: 80-летие начала академических исследований на Урале, 25-летие Уральского отделения РАН и двадцатилетие Научного Демидовского фонда. Эти юбилеи являются по-настоящему знаковыми для развития научных исследований в регионе и этапными для всей российской истории.

80 лет назад, в 1932 году в Свердловске был создан Уральский филиал Академии наук, и это положило начало серьезному научному обеспечению индустриального освоения края. С честью выдержала уральская академическая наука, укрепленная эвакуированными специалистами, испытание Великой Отечественной войной, внесла значительный вклад в Победу. В 1960-е годы в УФАНе уверенно заявляют о себе уральские научные школы международного класса. Рамки филиала становятся тесными, и в 1971 он преобразуется в Уральский научный центр АН СССР.
Важнейшим качественным рубежом в развитии академической науки в регионе стало создание в 1987 году на базе Уральского научного центра, Башкирского и Коми филиала Академии наук СССР Уральского отделения АН во главе с академиком Г.А. Месяцем. Структурами «большой» академической науки стал охвачен не только весь Урал, но и прилегающие к нему районы Европейского Севера. В итоге родился многоотраслевой научно-исследовательский комплекс с широким диапазоном и разнообразием фундаментальных и прикладных исследований.
Еще одна знаменательная дата - 20-летие Научного Демидовского фонда, возродившего традицию вручения премий лучшим ученым страны, заложенную в XIX веке членом знаменитой семьи промышленников и предпринимателей Павлом Демидовым. Новой Демидовской премией отмечены уже семьдесят человек, цвет российской науки.
Тройной юбилей мы отмечаем масштабным Уральским научным форумом, организованным УрО РАН и Уральским федеральным университетом. В нем примут участие крупнейшие отечественные исследователи во главе с президентом РАН Ю.С. Осиповым, лауреат Нобелевской и Демидовской премий академик Жорес Алферов, многие лауреаты Государственной и Демидовской премий, зарубежные гости. Форум поддержали руководство Свердловской области, администрация города Екатеринбурга, государственные корпорации и научные центры, промышленные предприятия и вузы. Неделя академической науки на Урале пройдет на разных площадках Екатеринбурга и вместит множество мероприятий: лекции корифеев из различных областей научных знаний, встречи с представителями власти и бизнеса, круглые столы по актуальным проблемам исследований, «демидовский» прием в резиденции Губернатора Свердловской области. К этим событиям издано несколько книг, в том числе уникальная художественная энциклопедия «Демидовские лауреаты», снят документальный фильм.
С праздниками вас, дорогие коллеги, друзья! Надеюсь, что наш Уральский форум пройдет содержательно и интересно, а также принесет реальную пользу региону и стране в деле воспитания новых поколений талантливых ученых.
Председатель УрО РАН
академик В.Н. ЧАРУШИН

Для всех, кто включен или близок к научно-образовательному полю, вторая половина ноября в Екатеринбурге была очень насыщенной и яркой. Здесь проходил Уральский научный форум - возможно, самый масштабный в истории интеллектуальной жизни края. Поводом стали сразу три даты: 80-летие начала академических исследований на Урале, 25-летие Уральского отделения РАН и 20-летие Научного Демидовского фонда. Каждая - крупная веха не только в летописи региона, но и всей страны. Неслучайно география участников «покрыла» огромную территорию от Москвы до Владивостока, от Архангельска и Магадана до Ростова и Волгограда, плюс - зарубежные страны, прежде всего Германия. В Екатеринбург приехали более 100 членов Российской академии наук во главе с президентом Юрием Сергеевичем Осиповым, из них тринадцать - лауреаты престижной общенациональной неправительственной научной Демидовской премии, обретшей вторую жизнь в Екатеринбурге. Плюс - представители вузовской и академической научной общественности, многих областных и краевых администраций, бизнесмены, заинтересованные в связях с учеными. Главными организаторами форума, что вполне логично, выступили УрО РАН и крупнейший в ареале Уральский федеральный университет. Форум поддержали правительство Свердловской области, администрация Екатеринбурга, государственные корпорации, такие, как «Росатом» и «Роскосмос», РФФИ, РГНФ, Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей, крупные предприятия, вузы.

В самом конце декабря 2012-го по традиции мы встретились с председателем Уральского отделения РАН академиком В.Н. Чарушиным и попросили его подвести итоги года уходящего и задать перспективу на будущее.

- 2012-й год был трижды юбилейным для уральской академической науки и завершился масштабным Уральским научным форумом, который мы подробно освещали в «НУ». Какие еще события минувшего года вы бы отметили?
- Этот год, конечно, запомнится нам не только как юбилейный. Во второй его половине Академии пришлось приложить немало усилий, чтобы в очередной раз отстоять свои позиции. Как известно, в стране шла подготовка новой государственной программы развития науки и технологий на 2013–2020 годы. Предложенный Министерством науки и образования проект программы был подготовлен без активного участия РАН и практически не предусматривал развития фундаментальных исследований в государственных академиях наук. Уральцы дали негативную оценку документу в постановлении президиума УрО РАН и в открытых письмах руководителям страны, главам палат Федерального собрания и лидерам ведущих политических партий. Во многих академических институтах, в частности в московском ФИАНе, в нашем Институте физики металлов прошли собрания трудовых коллективов, где ученые также выразили свое неприятие проекта. Благодаря совместным усилиям РАН, ее региональных отделений и региональных центров (особо следует отметить Казанский научный центр), а также принципиальной позиции Совета РАН по координации деятельности региональных отделений и региональных научных центров, прессы, в том числе газет «Поиск» и «Наука Урала», Академии удалось отстоять свои интересы в Программе развития науки и технологий, а также получить утвержденную Программу фундаментальных исследований государственных академий на 2013–2020 гг. И это, безусловно, важнейший результат минувшего года, позволяющий академическим институтам в дальнейшем развивать свою материально-техническую базу, международное сотрудничество и другие виды научной деятельности на основе конкурсов, к активному участию в которых я всех и призываю.

Дорогие коллеги! Сердечно поздравляю вас с Днем российской науки!

8 февраля 1724 года (28 января по старому стилю) Указом правительствующего Сената по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук. Символично, что именно в этот день вот уже почти пятнадцать лет отмечается праздник всей российской науки. Ведь именно Академия на протяжении своей богатейшей истории играла и продолжает играть исключительно важную роль в решении многих проблем национального уровня, создавая новые знания, укрепляя интеллектуальный фундамент нашей страны.

Уральская академическая ветвь является существенной частью этого фундамента, что ярко подтвердилось во время недавних юбилеев - 80-летия начала академических исследований на Урале, 25-летия УрО РАН, а также 20-летия Научного Демидовского фонда. Форум, посвященный знаменательным датам, собрал цвет научной общественности России, зарубежных гостей, приехавших отдать дань уважения уральским коллегам, поддержать их непростой и важный труд. Форум стал своеобразным подведением итогов восьмидесятилетнего пути и еще раз обозначил ориентиры на будущее. А в будущее, после значительных потерь тяжелейшего периода постсоветского переустройства страны мы смотрим с возрастающим оптимизмом, основанным прежде всего на том, что в наши ряды после длительного перерыва приходит все больше молодежи. Уже сегодня из трех тысяч исследователей Уральского отделения более тысячи моложе 35 лет, и этот показатель имеет тенденцию к улучшению. Только в 2012 году в Уральском отделении выдано более 200 сертификатов молодым ученым на жилье, у них хорошие перспективы - как профессиональные, так и социальные. В сочетании с опытом наставников, развивающих традиции ведущих научных школ, их энергия, увлеченность должны помочь в решении амбициозной задачи - достижения мирового уровня по ряду перспективных научных направлений. Этому же будут способствовать развитие региональных научных центров, открытие новых подразделений, укрепление связей с ведущими вузами и предприятиями региона.

Очень важно, что 2013 год объявлен в России и странах СНГ годом экологической культуры и охраны окружающей среды. Многие наши институты профессионально занимаются этими проблемами, и теперь есть серьезный повод, чтобы привлечь к ним самое широкое внимание. Кроме того, в 2013 году мы отмечаем 25-летие Института истории и археологии, Института философии и права, и, конечно, он пройдет в УрО РАН под знаком не только экологической, но и гуманитарной культуры. А самое главное для всех нас - продолжать сохранять и умножать среду интеллекта, культуру знаний и их практического применения. Уверен, что очередное, двадцатое по счету вручение общенациональной неправительственной научной Демидовской премии и приуроченные к нему «демидовские» дни в Екатеринбурге также внесут лепту в это благородное дело.

Еще раз с праздником, дорогие коллеги, всех вам благ, здоровья и новых открытий!

Председатель УрО РАН

академик В.Н. ЧАРУШИН

7 февраля, накануне Дня российской науки, в Уральском федеральном университете, в здании бывшего УрГУ прошли Демидовские чтения: лекции лауреатов общенациональной неправительственной научной Демидовской премии 2012 года. Напомним, что в этот раз она присуждалась по 3 номинациям: физика, химия и гуманитарные науки.

Гостей в недавно отреставрированном и специально подготовленном для таких событий Демидовском зале приветствовал ректор УрФУ В.А. Кокшаров. «Для нас это традиционно большое событие, поскольку будущее и настоящее российской науки бьется именно в таких стенах - в стенах университета», - сказал Виктор Анатольевич. Он выразил удовлетворение тем, что светила отечественной науки, обладатели высшей негосударственной научной награды имеют возможность зажечь искорки знания в глазах современных студентов, привить тягу к научным свершениям. Университет в свою очередь сделает все возможное, чтобы зажженный огонь не погас: предоставит современные лаборатории, уникальное оборудование, а самое главное - хороших преподавателей.

Затем слово взял председатель попечительского совета научного Демидовского фонда, вице-президент РАН академик Г.А. Месяц, кратко представивший своих коллег - лауреатов Демидовской премии. Особо Геннадий Андреевич подчеркнул качество награды академика Е.М. Примакова: как правило, вопрос о присуждении премий по гуманитарным наукам вызывает много споров, но кандидатура Евгения Максимовича единодушно была признана блестящей.

15 февраля в президиуме УрО РАН состоялось совместное заседание руководства УрО РАН и Совета профсоюза Отделения. Напомним, что такие заседания проводятся уже пять лет. Поставленные вопросы нынче были традиционными, волнующими всех: заплаты, жилье, путевки для детей, командировочные расходы, аттестация, коммунальные платежи, аспирантура. И многие ответы вселили оптимизм.

Открыл заседание председатель УрО академик В.Н. Чарушин. Отметив наиболее яркие события ушедшего года, он подчеркнул, что в решении жилищной проблемы произошел настоящий прорыв: реализовано 208 сертификатов по федеральной целевой программе «Жилище» для молодых ученых, впервые приобретено служебное жилье, а также началось поступление квартир по инвестиционным проектам.

Председатель Совета профсоюза УрО РАН А.И. Дерягин остановился на наиболее важных акциях профсоюза, проведенных в минувшем году. Вместе с президиумом Отделения профсоюз УрО и профсоюз РАН участвовали в акции по принятию программы фундаментальных исследований. Почти во всех институтах в Екатеринбурге по инициативе профсоюза прошли собрания, в адрес властных структур были направлены письма. В результате совместных действий программа фундаментальных исследований была включена в программу развития российской науки, а это важнейший документ, который определяет дальнейшую жизнь Академии.

В октябре с привлечением СМИ («Науки Урала» в частности) прошла акция, призванная изменить давно устаревшие нормы командировочных расходов. Направлено соответствующее письмо в Министерство юстиции, откуда получена отписка, что вопрос находится в стадии рассмотрения. Тем не менее профсоюзная организация Института механики УрО РАН (Ижевск) решила обратиться к председателю правительства РФ Д.А. Медведеву и в комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, собрав более 50 подписей всех категорий научных сотрудников под обращением о пересмотре норм командировочных расходов. 1 февраля Советом профсоюза УрО РАН принято решение поддержать акцию, и сегодня подписи собраны почти во всех институтах. 8 февраля профсоюз РАН решил поддержать инициативу уральцев и провести сбор подписей по всей РАН.

12 марта в президиуме УрО РАН состоялся прием южно-корейской делегации, посетившей Екатеринбург при содействии администрации округа Кёнггидо и Корейско-российского центра научно-технологического сотрудничества. В большинстве своем приехавшие представляли машиностроительные, приборостроительные фирмы и предприятия, осуществляющие разработки в сферах электроники, автомобилестроения, металлообработки, создания оптических систем. Конечно же, при организации визита принимался во внимание спектр исследований и прикладных разработок академических институтов Екатеринбурга. Поэтому за круглым столом быстро установилась деловая, оживленно-заинтересованная атмосфера.

Вели встречу заместители председателя УрО РАН академик Э.С. Горкунов и член-корреспондент Н.В. Мушников. Начальник отдела внешних связей А.В. Сандаков в короткой компьютерной презентации ознакомил гостей с географией и составом Отделения, его историей, международными связями, инфраструктурой, основными направлениями исследований и наиболее востребованными разработками. Южно-корейские коллеги - давние партнеры уральцев, но не лидеры во взаимообмене (на первом месте Германия, далее - Франция, США, Китай) - значит, есть к чему стремиться. В 2004 г. было подписано соглашение о сотрудничестве Уральского отделения Российской академии наук с Южной Кореей, и сразу же последовал интенсивный обмен визитами.

Основным содержанием мартовской встречи стала презентация для корейских инженеров и предпринимателей четырех екатеринбургских академических институтов. Заместитель директора Института физики металлов М.В. Дегтярев в качестве перспективных разработок института представил спиновый клапан для датчиков, алмазоподобные покрытия и технологию их нанесения, устройство для закрытой штамповки деталей из металла. С.Н. Паранин (Институт электрофизики УрО РАН) рассказывал о новых методиках получения и применения пучков заряженных частиц, о конструируемых электрофизиками устройствах различного назначения, способах получения нанопорошков и на их основе - литья тонких пленок, о магнитно-импульсном прессовании и областях его применения. Заместитель директора Института машиноведения С.В. Буров представил портативный измерительно-вычислительный комплекс для исследования материалов в процессе производства и при эксплуатации, оборудование для неразрушающего контроля, новые абразивные нанодисперсные материалы, а также систему автоматического проектирования технологических процессов ковки, которая позволяет не в течение нескольких дней, а примерно за 20 минут спроектировать весь процесс вплоть до транспортировки готового изделия. Заместитель директора Института химии твердого тела Е.В. Поляков более подробно рассказал о своем институте в целом, а наиболее интересными разработками назвал изучение сложных оксидных соединений и работу над созданием морфологически особенных оксидов (в частности, в виде нанотрубок); отметил также разработки быстротвердеющих припоев, алюмоскандиевых сплавов (материалы для литиевых батарей и др.), люминофоров объемного свечения.

С академиком В.А. Черешневым, председателем Комитета Государственной думы по науке и наукоемким технологиям и директором Института иммунологии и физиологии УрО РАН (недавно коллектив института вновь переизбрал его на эту должность) мы встретились в Екатеринбурге, на следующий день после приезда в город делегации Международного бюро выставок (МБВ). Как известно, уральская столица включилась в борьбу за проведение у себя всемирной выставки ЭКСПО 2020, и Валерий Александрович вместе с главой УрО академиком В.Н. Чарушиным активно участвовали в презентации суперпроекта гигантского вернисажа. Конечно же, разговор начался с этого события. Но главной темой стала все же фундаментальная иммунология, ее вклад в борьбу со СПИДом и в целом ситуация вокруг фундаментальной науки в стране, конкретно - РАН, которую трудно назвать однозначной.

- …Валерий Александрович, получается, уральский проект ЭКСПО 2020 - это и академическое детище?

А каким еще может быть проект под девизом «Глобальный разум: будущее глобализации и ее влияние на наш мир»? Кому, как не ученым, его продвигать? Ноосфера, сфера разума как высшая стадия эволюции биосферы - идея академика Вернадского, и в Екатеринбурге полны решимости представить ее во всей полноте. Для этого есть все возможности: серьезный интеллектуальный потенциал, подходящая территория площадью больше чем в пятьсот гектаров за Верх-Исетским прудом, хорошая динамика развития города и региона. На самом деле масштабы ЭКСПО сопоставимы с масштабами Олимпийских игр, только всемирные выставки проводятся раз в пять лет и продолжаются дольше - целых полгода. Борьба за право их проведения идет напряженная. Сейчас кроме Екатеринбурга за него борются города Измир в Турции, Аюттхая в Таиланде, Дубай в Арабских Эмиратах и Сан-Паулу в Бразилии. В конечном итоге речь идет о том, чтобы убедительно показать, как можно поднять качество жизни на всей планете, где сегодня два миллиарда людей живут на один доллар двадцать пять центов в день. Уральский план выставки - это больше сотни павильонов, скомпонованных по нескольким основным направлениям: глобальный разум и качество жизни, глобальный разум и безопасность, глобальный разум и инновации и так далее. Это огромный Экспо-парк площадью 186 га, Экспо-деревня, которые останутся неоъемлемой частью города, это новый уровень всей городской и транспортной инфраструктуры. За инновации, и не только за них, конечно, должна отвечать наука. Моей задачей на презентации было сформулировать концепцию глобального разума, Валерий Николаевич Чарушин с насытил ее конкретным содержанием. Надеюсь, у экспертов осталось хорошее впечатление от Екатеринбурга. Проект активно поддерживается руководством страны, рассматривается как мощнейший стимул к подтверждению статуса Екатеринбурга как крупного международного центра. Итоговое голосование по выбору места проведения ЭКСПО 2020 состоится на генеральной ассамблее МБВ в ноябре 2013 года в Париже. И у Екатеринбурга есть все шансы на победу.


Около 750 года до н. э. на черноморском побережье возникли первые колонии ионических городов-метрополий. Очень скоро Понт Аксинский («негостеприимный») сменил свой эпитет на Эвксинский – «гостеприимный». Литературным следствием греческой колонизации Черного моря было появление первого историко-этнографического описания северной части ойкумены, принадлежавшее Геродоту (ок. 484–425 гг. до н. э.). Более десяти лет им владела «охота к перемене мест». За это время он объездил почти все страны Передней Азии и побывал в Северном Причерноморье. Геродот наблюдал и изучал обычаи и нравы чужих народов без тени расового высокомерия, с неистощимым интересом подлинного исследователя, «чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности», – за что был причислен Плутархом (ок. 46–после 119 г. н. э.) к «филоварварам» – любителям чужого, презираемым образованными людьми того времени. К сожалению, исконно славянские земли остались совершенно неизвестными «отцу истории». Области за Дунаем, пишет он, «по-видимому, необитаемы и беспредельны». Он знает только одну народность, живущую севернее Дуная, а именно сигиннов, кочевое ираноязычное племя. Сигинны во времена Геродота заняли территорию почти по всему степному левобережью Дуная; на западе их земли простирались до владений адриатических венетов. Из этого можно заключить, что в V веке до н. э. области славянского поселения все еще находились к северу от почти непрерывной горной цепи – Рудных гор, Судет, Татр, Бескид и Карпат, – протянувшейся по Центральной и Восточной Европе с запада на восток. Гораздо больше сведений Геродоту удалось собрать о Скифии и скифах. Скифы, в VIII веке до н. э. вытеснившие из Северного Причерноморья полулегендарных киммерийцев, вызывали живой интерес у греков из-за их соседства с греческими колониями в Крыму, снабжавшими хлебом Афины и другие эллинские города-государства. Аристотель даже упрекал афинян за то, что они целые дни проводят на площади, слушая волшебные повести и рассказы людей, возвратившихся с Борисфена (Днепра). Скифы слыли по-варварски храбрым и жестоким народом: они сдирали кожу с убитых врагов и пили вино из их черепов. Сражались они как пешими, так и конными. Особенно славились скифские лучники, чьи стрелы были обмазаны ядом. В изображении образа жизни скифов античным писателям редко удавалось избежать тенденциозности: одни рисовали их людоедами, пожиравшими собственных детей, тогда как другие, наоборот, превозносили чистоту и неиспорченность скифских нравов и упрекали своих соотечественников за то, что они развращают этих невинных детей природы, приобщая их к достижениям эллинской цивилизации. Помимо личных пристрастий, заставлявших греческих писателей выпячивать те или иные черты скифских нравов, правдивому изображению скифов мешало одно, чисто объективное затруднение. Дело в том, что греки постоянно путали скифов, принадлежавших к ираноязычным народностям, с другими народами Северного Причерноморья. Так, Гиппократ в своем трактате «О воздухе, водах и местностях» под именем скифов описал каких-то монголоидов: «Скифы походят только на самих себя: цвет кожи их желтый; тело тучное и мясистое, они безбороды, что уподобляет их мужчин женщинам» (1). Сам Геродот затруднялся сказать что-либо определенное о преобладающем в «Скифии» населении. «Численности скифов, – пишет он, – я не мог узнать с точностью, но слышал два разных суждения: по одному, их очень много, по другому, скифов собственно мало, а кроме них живут (в Скифии. – С.Ц.) и другие народы». Поэтому Геродот называет скифами то всех обитателей причерноморских степей, то только один народ, господствующий над всеми другими. При описании образа жизни скифов историк также вступает в противоречие сам с собой. Его характеристика скифов как бедного кочевого народа, не имеющего ни городов, ни укреплений, а живущего в повозках и питающегося продуктами скотоводства – мясом, кобыльим молоком, творогом и проч., тут же разрушается рассказом о скифах-пахарях, торгующим хлебом. Это противоречие проистекало из того, что античные писатели плохо представляли себе политическое и социальное устройство степняков. Скифское государство, представлявшее собой конфедерацию собственно скифских родов, было устроено по образцу всех прочих кочевых империй, когда одна сравнительно небольшая в численном отношении орда господствовала над чужеплеменными кочевыми ордами и оседлым населением. Согласно Геродоту, главной скифской ордой были «царские скифы» – их самоназвание было «сколоты» (2), которых историк называет самыми доблестными и наиболее многочисленными. Всех прочих скифов они считали подвластными себе рабами. Цари скифов-сколотов одевались с поистине варварской пышностью. На одежде одного такого владыки из так называемой Куль-Обской могилы близ Керчи были пришиты 266 золотых бляшек общим весом до полутора килограммов. Кочевали сколоты в Северной Таврии. Восточнее, в соседстве с ними, жила другая орда, именуемая у Геродота скифами-кочевниками. Обе эти орды и составляли собственно скифское население Северного Причерноморья. Скифия простиралась на север не очень далеко (днепровские пороги не были известны Геродоту), охватывая довольно узкую в то время степную полосу Северного Причерноморья. Но как любые другие степняки, скифы нередко отправлялись в военные набеги на своих близких и дальних соседей. Судя по археологическим находкам, они достигали на западе бассейна Одера и Эльбы, разоряя по пути славянские поселения. Территория лужицкой культуры подвергалась их нашествиям с конца VI века до н. э., и эти удары в спину, надо полагать, значительно облегчили венетам покорение славян. Археологами обнаружены характерные скифские наконечники стрел, застрявшие в валах лужицких городищ с внешней стороны. Часть городищ, относящихся к этому времени, хранит следы пожаров или разрушений, как, например, городище Вицин в Зеленогурском регионе Чехии, где помимо прочего найдены скелеты женщин и детей, погибших во время одного из скифских набегов. Вместе с тем своеобразный и изящный «звериный стиль» скифского искусства находил множество поклонников среди славянских мужчин и женщин. Многочисленные скифские украшения на местах лужицких поселений свидетельствуют о постоянных торговых сношениях славян со скифским миром Северного Причерноморья. Торговля велась скорее всего через посредников, так как между славянами и скифами вклинились известные Геродоту племена ализонов и «скифов-земледельцев», живших где-то по течению Буга. Вероятно, это были какие-то подчиненные скифами ираноязычные народности. Далее на север простирались земли невров, за которыми, по словам Геродота, «идет уже безлюдная пустыня». Историк сетует, что проникнуть туда невозможно из-за метелей и вьюг: «Земля и воздух там полны перьев, а это-то и мешает зрению». О самих неврах Геродот рассказывает с чужих слов и очень скупо – что обычаи у них «скифские», и сами они колдуны: «…каждый невр ежегодно на несколько дней обращается в волка, а затем снова принимает человеческий облик». Впрочем, Геродот добавляет, что не верит этому, и, разумеется, правильно делает. Наверное, в данном случае до него дошли в сильно искаженном виде сведения о каком-то магическом обряде, или, быть может, обычае невров во время ежегодного религиозного праздника одеваться в волчьи шкуры. Высказывались предположения о славянской принадлежности невров, поскольку легенды об оборотнях-волкодлаках позднее были чрезвычайно распространены на Украине. Однако это маловероятно. В античной поэзии есть короткая строка с выразительным описанием невра: «...невр-супостат, в броню одевший коня». Согласимся, что невр, восседающий на бронированном коне, мало похож надревнего славянина, каким его рисуют античные источники и археология. Зато известно, что кельты были искусными металлургами и кузнецами; культ лошади был у них чрезвычайно популярен. Поэтому более естественно допустить кельтскую принадлежность геродотовскихневров, связав их имя с названием кельтского племени нервиев (Nervii). Такова Скифия и прилегающие к ней земли по сообщениям Геродота. В классическую эпоху Греции, когда сложилась и оформилась античная литературная традиция, скифы были самым могущественным и, главное, наиболее известным грекам народом варварской Европы. Поэтому впоследствии имя Скифии и скифов использовалось античными и средневековыми писателями как традиционное название Северного Причерноморья и обитателей юга нашей страны, а иногда вообще всей России и русских. Об этом писал уже Нестор: улучи и тиверцы «седяху по Днестру, по Бугу и по Днепру до самого моря; суть грады их и до сего дня; прежде эта земля звалась греками Великая Скуфь». В X веке Лев Диакон в своем описании войны князя Святослава с болгарами и византийским императором Иоанном Цимисхием назвал русов их собственным именем – 24 раза, зато скифами – 63 раза, тавроскифами – 21 и таврами – 9 раз, не упомянув при этом вообще имени славян (Сюзюмов М. Я., Иванов С. А. Комментарии к кн.: Лев Диакон. История. М., 1988. С. 182).Западноевропейцы очень долго использовали эту традицию, именуя «скифами» жителей Московского государства даже в XVI–XVII веках. 1. А. Блок в соответствии с «монгольской» теорией происхождения скифов, популярной в конце XIX – начале XX в., наделил их в своем известном стихотворении «раскосыми очами», каковых у них в действительности никогда не было. 2. Академик Б. А. Рыбаков в своих трудах настойчиво отождествлял скифов-сколотов с протославянами. В качестве главного аргумента он использовал слово «сколотный» в значении «внебрачный сын», ссылаясь на один сюжет из древнерусских былин, повествующий о рождении у Ильи Муромца сына от степной поляницы-богатырши. Этого мальчика по имени Сокольник (или Подсокольник) его сверстники и дразнили «сколотным». Обидчики были жителями степи, следовательно, делал вывод Рыбаков, «сколоты» в их устах есть древнейшее название славян, т.е. геродотовских скифов-сколотов. Удивительно, что уважаемый ученый, увлеченный своей смелой гипотезой, не удосужился в данном случае заглянуть хотя бы в словарь Даля, где слово «сколотный» в его упомянутом значении отнесено к глаголам «сколачивать, сколотить». Таким образом, «сколотный сын», «сколоток», «сколотыш» означает то же, что и более позднее выражение «б… сын», т. е. «семибатечный» ребенок, зачатый гулящей матерью от неизвестного отца (по аналогии со «сколотным платьем» – одеждой, сшитой из нескольких лоскутов ткани). Скифы-сколоты на поверку оказываются совершенно ни при чем. Что довольно убедительно сделал Рыбаков - так это показал, что сколоты легенды о трех сынах Таргитая никак не могут быть одним народом с собственно скифами. Сколоты автохоны (потомки "дочери Борисфена") и земледельцы (золотой плуг с ярмом - в первой тройке сакральных сокровищ), а скифы - исторически недавние на момент описанных Геродотом событий пришельцы и кочевники, не знающие земледелия и не имеющие полей, что неоднократно Геродотом подчеркивается. А вот со славянами их он отождествил действительно напрасно. Тут весьма серьезной преградой является факт, что земледельцы-сколоты, "борисфениты", активно торговали с греками - в то время как славяне общались с этим народом не иначе как через римское посредство, на что указывает само слово "греки". *** 5. По рассказам скифов, народ их – моложе всех. А произошел он таким образом. Первым жителем этой еще необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена (я этому, конечно, не верю, несмотря на их утверждения). Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксаис, Арпоксаис и самый младший – Колаксаис. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша6. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошел, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошел третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему. 6. Так вот, от Липоксаиса, как говорят, произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата – племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев – царя – племя паралатов. Все племена вместе называются сколотами, т. е. царскими. Эллины же зовут их скифами. 7. Так рассказывают скифы о происхождении своего народа. Они думают, впрочем, что со времен первого царя Таргитая до вторжения в их землю Дария прошло как раз только 1000 лет (*) Вот, собственно, приводимое Геродотом предание, вокруг которого столько споров. Пресловутому Б.А. Рыбакову вменяют в вину, что он-де привязал это предание к скифам-земледельцам, тогда как оно имело в виду всех скифов. Я, со своей стороны, затрудняюсь понять уважаемыхскифологов. Как можно приписывать всем скифам - о которых Геродот несколько раз повторяет, что они "не землепашцы, а кочевники" - почитание золотого плуга? Далее, обращаю внимание на выделенные мною в тексте места. Там ясно сказано, что прародительницей сколотов являлась "дочь Борисфена", Днепра - то есть это легенда автохтонов Приднепровья, более того, легенду относили ко временам за тысячу лет до похода Дария - то есть к середине второго тысячелетия до нхл. Собственно же скифы, как во времена Геродота отличнейше помнили, не так давно пришли в северное Причерноморье из земель массагетов. Итак, "сколоты", о которых говорится в предании, цитируемом Геродотом, это пахари-автохтоны. Скифы, о которых говорит он же, это кочевники-пришельцы. Совершенно очевидно, что без путаницы не обошлось. Сколоты и скифы не могут быть одним народом.

СКИФЫ. СКИФСКАЯ ПРИНЦЕССА (АЛТАЙСКАЯ ПРИНЦЕССА)


Скифы- название применяющееся к некоторым племенам и народам, обитавшим в Восточной Европе, Средней Азии и Сибири в эпоху античности и времена Великого переселения народов. Кто же они такие скифы? Все помнят со школьной скамьи известные строки Александра Блока: Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы. Попробуйте, сразитесь с нами! Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы, С раскосыми и жадными очами! («Скифы» Александр Блок) Вот такой стереотип скифов и сложился у нас, что скифы- это кочевые воинственные племена монголоидной расы, что-то типа монголо-татар. А стереотип оказался ошибочным. Прежде всего определимся где именно жили скифы? Вопрос о географии Скифии сложный. Различают две ее большие части: восточную, степную, между Доном и Днепром, включая северный степной Крым, занятую кочевниками, и западную, заселенную земледельческим населением -в основном до Приднестровья и частично до Буга. Западная граница расселения скифов постоянно менялась. Влияние скифской культуры распространялось в период IV-III вв. до н. э. далеко на запад, в Карпато-Дунайскую область и фракийский мир, и на север. Более стабильной была восточная граница расселения скифов. По сведениям Геродота, она проходила по Дону, разделявшему скифов с сарматами. В горных долинах Алтая: Пазырык, Укок и на Кош-Агачском плато, жил древний народ (его самоназвание не зафиксировано у древних авторов), известный по памятникам пазырыкской культуры. В центре Южной Сибири, в Хакасско-Минусинском районе по обоим берегам Енисея, в пределах степных и лесостепных долин и на север до линии Красноярск -Ачинск - Мариинск располагалась территория татарской культуре -наиболее мощного центра культуры скифского мира на востоке. В верховьях Енисея и долине Тувы жили племена уюкской культуры. Наконец, восточную часть скифо-сибирского мира занимала культура ордос в Восточной Азии. Из этого перечисления очевидно, что в скифскую эпоху европейские и азиатские степи и прилегающие к ним лесостепи, полупустыни, горные долины и предгорья были заселены различными племенами в основном иранской языковой группы. В схеме классификации языков скифский язык относится к древнеиранским, а сарматский и аланский языки - к среднеиранским языкам. Археологический материал отмечает сходство предметов изобразительного искусства (вооружение, детали конской сбруи и произведения искусства) как из южнорусских курганов скифской знати, так и из курганов, раскопанных в Южной Сибири. В степях Евразии в скифское время наряду с местными культами сложились имеющие древнюю подоснову общие скифо-сибирские культы: предков, животных, солнца, растительных сил природы (Древа жизни), а позднее, с V в. до н. э.,- культ огня. Они были отражением представлений о мире, о Вселенной, идеи борьбы добра и зла, обожествления солнца и других сил природы, таинства круговорота в природе. Отголоски этой сложной мифологической системы прослеживаются прежде всего в погребальном обряде и искусстве так называемого звериного стиля, которые являются убедительным доказательством идеологического единства культур и народов скифо-сибирского мира. Среди этого окружения можно выделить культуры скифского облика, настолько близкие к группе основных культур, что их инвентарь фактически ничем не отличался от скифского. К ним можно отнести культуру лесостепной Скифии, милоградскую и ананьинскую культуры на периферии скифов, на юге культуры скифского времени Узбекистана, на востоке-культура скифского времени Забайкалья. Наконец, можно отметить культуры со специфическим обрядом погребения, устройством погребальных сооружений, керамикой, хозяйственным инвентарем. Но и в них ощущается влияние скифо-сибирского звериного стиля, скифских форм предметов вооружения, бронзового и железного инвентаря. Это саргатская культура в Барабе, большереченская на Оби, культуры Красноярско-Канского района и Южного Приангарья. К тому же этнический и языковой состав этого древнего населения не был единым, здесь были и финно-угры, как, например, ананьинцы, и, возможно, прототюрки - к востоку от Енисея. Таким образом: Основными носителями культуры скифо-сибирского мира были древние индоиранцы. По соседству с ними жили народы финно-угорской, самодийской, протославянской, прототюркской и других групп. Культура этих народов была близка скифской вследствие взаимопроникновения из-за происходящих в то время миграционных процессов. Как выглядели скифы? Индоиранцы- это представители индо-европейской расы, т.е. выглядели они как мы с вами. Хорошее доказательство этому предположению является находка на плато Укок мумии молодой женщины, которую прозвали "алтайская принцесса" или "скифская принцесса". Так выглядела принцесса Укока при жизни (реконструкция ученых) Вкраце история такова:в 1993 году новосибирские археологи проводили раскопку кургана на плато Укок и обнаружили хорошо сохранившуюся мумию девушки. Колода, в которую было помещено тело похороненной, была заполнена льдом. Именно поэтому мумия женщины хорошо сохранилась. В камере обнаружили шесть коней под сёдлами и со сбруей, а так же деревянная колода из лиственницы, заколоченная бронзовыми гвоздями. Исследования показали, что захоронение относится к периоду пазырыкской культуры Алтая, сделано в 5-3 веках до нашей эры.Онабыла одета в шелковую рубашку, шерстяную юбку, войлочные носки, шуба и парик, на ее руках имелись узорчатые татуировки. Рост девушки около 172 см. Находку перевезли в Новосибирск, хотя местные жители были категорически против-нельзя тревожить прах предков. В Новосибирске мумия стала катастрофически чернеть (т.е. пошел процесс разложения тканей), ученые испугались и обратились за помощью в Москву в НИИ, который занимался мумифицированием тела Ленина. Ученые взялись восстановить кожный покров принцессы. В процессе этой работы конечно же взяли образцы тканей на исследования ДНК и обнаружилось, что принцесса не имеет отношения к тюркским народам и принадлежит к индо-европейской расе. Эти данные подтвердила и реконструкция лица по черепу. Генетически населявший в то время народ близок к современным селькупам. Она умерла в молодом возрасте (около 25 лет от роду) и принадлежала к средним слоям пазырыкского общества. Поскольку алтайцы относятся к монголоидной расе, они с возмущением восприняли информацию ученых, посчитали, что так их лишают наследия предков. Однако не существует особого гена, отвечающего за расу. До половины популяции алтайцев имеют Y-хромосому, принадлежащую к гаплогруппе R1a, условно считающейся восточноевропейской. С другой стороны, в разных погребениях пазырыкской культуры обнаруживаются черепа, характерные как для монголоидов, так и для европеоидов, а также промежуточные варианты. Таким образом, нет причин для сомнения в генетической связи народа пазырыкской культуры с современными народами региона.

Напомню, мы пытаемся понять, с кем воевали древние римляне, выйдя на восточную границу Дакии. Слово "волохи", которым русская летопись обозначала древних римлян и предков современных румын и молдован, однако, - скифо-сарматское. Начнём с легенды об Андрее Первозванном, приведённом в «Повести временных лет». Важна одна деталь, касающаяся летописного эпизода об Андрее Первозванном. Византийское церковное предание говорит о том, что апостол Андрей проповедовал христианство среди жителей крымских городов и скифов. Русский летописец, поместив эту легенду в свой текст, заменяет скифов на славян днепровских. Случайна эта замена, или за ней скрыт намёк на родство славян и скифов? Геродот приводит легенду о зарождении скифов от Колоксая, получившего в подарок от отца, бога Таргетая золотые плуг, секиру и конскую сбрую (символы скифов-землепашцев, скифов-воинов и скифов-скотоводов). До XVII века русские люди, в том числе и князья, носили медальоны-обереги, на одной стороне которых изображались христианские сюжеты, а на другой — голова, реже фигура женщины, обрамлённая лучеобразными змеями. Археологи нашли множество таких "змеевиков". Скифское изображение змееногой богини на золотом конском налобнике стилистически является образцом для древнерусских змеевиков, изображавших богиню в полный рост. На некоторых таких змеевиках есть надписи, относящиеся к этой "Медузе Горгоне": "Дна", подобная змее или дракону, "родильница" ("матица"). Что же это за "матица Дна", способная защитить хозяина оберега от напастей наравне с распятием? Не являются ли змеевики-обереги отражением другой легенды о происхождении скифов, приведённой Геродотом в явно эллинизированном виде? Эта легенда рассказывает о рождении скифов от змееногой богини и Геракла, пасшего когда-то коней то ли в Северном Причерноморье, то ли в Крыму. Не в связи ли с этой легендой "проговорился" польский хронист Галл Аноним, безусловно, знавший труды Геродота, назвав славян-язычников "змеиным родом"? Знал, значит, скифский вариант родословной славян! На “иранском” (скифском) наречии слово «Дн» означало реку вообще. Отсюда названия многих рек южной Руси - Дон, Днепр, Днестр и т.п. Змееногая богиня Дна – видимо, символ одной или всех этих рек с многочисленными притоками - “змеями”. Геракл же (“отец скифов”, разумеется, имел другое имя в скифском эпосе) – мифологический символ некоего конного племени, давшего начало причерноморским скифам. Скифы, как и сарматы, антропологически сходны древним славянам. Уже теплее! Много общего и в их "характерах": неприхотливость и одновременно чистоплотность, свободолюбие, отчаянная храбрость, своеобразные принципы справедливости, приверженность коллективизму, традиции многочисленных и длительных застолий с хмельным питьём, драчливость, сочетавшаяся с долготерпением и уникальной верностью дружбе. Кельты, скифы и славяне умели изготавливать уникальный по своим свойствам хмельной мёд, который сбраживался каким-то таинственным способом без участия дрожжей. Много общего у славян и скифов в тематике и стилистике изобразительного искусства. Один скифский «звериный стиль» чего стоит! Он воспринят и древними славянами, и кельтами и скандинавскими германцами в их предметах быта и украшениях. Ещё теплее! От скифов в русский язык попали многие слова: топор, колос, молоко, корова, собака и т.п. Обратите внимание, что эти слова употребляются в хозяйственной деятельности. В отличие от юго-западных кандидатов на «отцовство» славян, скифо-сарматы в области материальной культуры гораздо ближе к нашим древним предкам. Скифы-сколоты жили в Среднем Поднепровье практически в тождественных с древними славянами хозяйственных условиях. В верованиях скифов и древних славян много общего. Яркий пример – культ меча. Слово "бог" - "иранское"! Если бы славяне были только соседями скифов, то «те праславянские племена, которые жили близко к населению лесостепной полосы скифского времени, были бы связаны и культурно, и, как показывает археологический материал, этнически со скифами», как справедливо пишет в своей книге о скифах историк А.П. Смирнов. Но скифская тематика и стилистика в изобразительном искусстве распространена особенно сильно не на юге, граничащем с лесостепью, а на севере Руси (по сей день)! Большинство историков хором называют скифов, как и ариев, и киммерийцев кочевниками. Однако, археологи убедительно доказывают, что и до прихода в Европу, и после этого у скифов наряду со скотоводством было развито земледелие (у саков - даже орошаемое земледелие!). Те же археологи приводят сведения о том, что скифы от Днепра до Алтая жили в посёлках вроде Бельского или Никопольского городищ, в глинобитных или бревенчатых домах. Крымские и причерноморские греки покупали у скифов ХЛЕБ! Высочайший уровень ремесленного и ювелирного дела кочевникам не свойственен. Удивительный парадокс! На большой карте Великой Скифии в скифском зале Эрмитажа показаны больше десятка скифских городищ, найденных археологами. Экскурсовод, рассказывая о скифах, называет их кочевниками. А в ответ на простой вопрос пожимает плечами! «Почему у кочевников – десятки городов и городищ? Но как же быть с описанием жизни скифов, приведённым Геродотом? Из этого описания следует, что скифы жили в кибитках, питались кобыльим молоком и мясом диких и домашних животных. Это же типичные признаки быта кочевников! А каков мог ещё быть быт конного полка воинов и их слуг, проводивших почти всю жизнь в походах и «летних лагерях»? Ведь именно с ними, с царскими скифами, общался учёный грек. Вероятно, кочевой образ жизни являлся своеобразной привилегией воинской элиты – кшатриев – царских скифов, быт которых описывал Геродот и запечатлели древние ремесленники в своих драгоценных шедеврах. Академик Б.А. Рыбаков изучил и замечательно описал в своих работах о Киевской Руси процесс сбора дани у подвластных соплеменников их князьями – полюдье. Полюдье заключалось в ежегодном объезде княжеской дружиной во главе, как правило, с самим князем своих земель по издавна определённому маршруту. Сборщики полюдья отправлялись в путь в начале зимы, объезжали населённые пункты, куда окрестное население свозило установленное для сдачи в качестве налогов (дани) имущество. Здесь же князь чинил суд и решал вопросы «на местах». К концу зимы обоз с данью возвращался в столицу (племенной центр). Таким образом собирали дани не только стольно-киевские князья, но и князья племенные. Казалось бы проще было сдавать дань в установленные места – погосты государственным чиновникам, под охрану местных гарнизонов, которые свозили бы собранное в Киев. Такую организацию и установила княгиня Ольга, но поводом для изменения существовавшего порядка было чрезвычайное обстоятельство – убийство князя во время полюдья. Видимо, у полюдья были глубокие корни, уходящие в древнюю традицию, когда племена ариев (киммерийцев, скифов, сарматов) имели варновую структуру. «Кочевники»-кшатрии собирали дань, ипользовавшуюся для поддержания обороноспособности племени, демонстрировали свою силу защитников, решали текущие вопросы управления повседневной жизни. В этом состояла их служба племени и их привилегия. Получается, что сходство скифов с древними славянами совершенно конкретное. Но… Великая Скифия погибла в III веке до нашей эры под ударами сарматов. А где же праславяне?

Здесь сам собой ставится вопрос: не было ли среди этих народов наших предков - славян? На этот вопрос ряд русских ученых отвечал утвердительно, основываясь на толковании речных названий и личных имен Геродотовой Скифии и на чертах быта, как он описывается Геродотом. Так, по мнению Забелина, некоторые имена скифских рек звучат совершенно по-славянски. Таковы - Борисфен (Днепр), Истр (Дунай), Тирас (Днестр), Пората (Прут). Борисфен, по догадке Забелина, испорченное греками имя Березины, как, вероятно, назывался в старину Днепр (теперь это название удержалось только за его верхним притоком, принимавшимся прежде за его верхнее течение); Тирас - очевидно, испорченное греками «Старый», как и называется теперь один из верхних притоков Днестра; Истр и Пората - несомненно, славянские имена. Забелин усматривает славянство и в самоназвании скифов, приводимом Геродотом: сколоты - то же, что позднейшие «склавы», греко-римских писателей; саклаб, секалиб, сиклаб - арабов. Аналогия быта скифов с бытом позднейшего приднепровского славянства также склоняет Забелина к мысли о тождестве скифских племен с славянами: то же занятие земледелием в среднем Приднепровье, та же торговля с Грецией, те же морские набеги на берега Малой Азии. Легко видеть, как шатка вся эта аргументация, основанная на рискованных филологических сближениях имен, на аналогиях быта, которые могли проистекать вовсе и не из родства племен, а из одинаковых условий жизни нашего юга. Между прочим в гипотезе Забелина не объясняется, почему же при постоянном славянском населении нашего юга исчезли старые якобы славянские имена рек «Борисфен», «Тирас», «Истр» и заменились новыми «Днепр», «Днестр» и «Дунай».

Самоквасов в своих «Исследованиях по истории русского права» пошел еще дальше Забелина и признал тождество скифов вообще с славянами. За это тождество, по его словам, говорит прежде всего литературная традиция греко-римских писателей, которые обычно называют нашу страну Скифией, а русских славян - скифами. Иорнанд, например, делит варварскую Европу на две части: Германию и Скифию, разделяемые р. Вислой; в Скифии он помещает «давний и многолюдный народ Винидский, по различию племен и поселений называемый различными именами, но преимущественно склавинами и антами». Византийские писатели, говорящие о нападении руссов на Царь-Град - патриарх Фотий, Георгий Амартол и др. - совсем даже не упоминают имени славян: определяя народность неприятеля, осадившего Царь-Град, они называют его россами, народом «скифского» происхождения. В то же время землеписец Равенский (около 886 года), перечисляя европейские страны, называет Скифией прародиной славян: Sexta ut hora noctis scytharum est patria, unde sclavinorum est prosapia. Лев Диакон в своем описании войны Святослава с болгарами и греческим царем Иоанном Цимисхием совсем не пользуется именами «славяне» и «анты». Русская земля называется у него Скифией; русские воины - скифами; лодки, одежда, вооружение и оружие руссов, русские верования и русский язык называются скифскими; сам Святослав Игоревич именуется скифом. Даже в нашей летописи, по словам Самоквасова, есть данные, свидетельствующие о тождестве славян и скифов. Начальная летопись, перечисляя славянские племена, жившие в восточной Европе, говорит между прочим: «улучи, тиверци, седяху по Днестру, по Бугу и по Днепру оли до моря; суть грады их и до сего дне; да то ся зваху от грек Великая Скуф». Но что следует из всех приведенных данных? Только то, что имя Скифии в приложении к нашей стране в литературной, книжной традиции греков и римлян пережило бытие самого племени скифов в нашей стране, что скифами они называли по книжной традиции всех обывателей нашего юга, независимо от их происхождения и только. Что касается известия нашей летописи, то оно, очевидно, заимствовано у греков. Само по себе это свидетельство таково, что из него нельзя в сущности вывести заключение о тождестве славян и скифов. Здесь констатируется только то, что страна, занятая известными славянскими племенами, называлась раньше у греков «Великой Скифией».

Не ограничиваясь приведенными доказательствами, Самоквасов пытался найти подтверждение своей гипотезы о тождестве скифов и славян в остатках скифского языка, сохранившихся в собственных именах скифов. Но уже Шафарик в своих «Славянских древностях» пришел к иному выводу относительно этих остатков скифского языка. «Удивительно, - говорит он, - что даже при поверхностном знании языков зендского, мидийского и персидского замечается ясное и разительное сходство скифских слов с языками зендским и мидийским». Шафарик указывал на окончание xais в приводимых Геродотом личных именах, которые равняются зендскому kšies, новоперсидскому šah, в греческой передаче ξης; на окончание πειτης в тех же именах, которое равняется зендскому paitis, и т. д. Позднейшие исследования К. Цейса, К. Мюлленгофа, В. Томашека и В. Ф. Миллера над именами скифских царей и божеств вполне подтвердили эти первоначальные наблюдения и приводят к выводу, что скифы, если не все, то по крайней мере господствующие племена, были иранского происхождения. С этими выводами филологов вполне совпадают и некоторые известия о родстве скифов с иранцами, идущие от древних писателей. Сам Геродот роднит скифов с савроматами, жившими за Доном, позднейшими сарматами. Но сарматов Диодор Сицилийский называет выходцами из Мидии; Плиний считает их также ветвью мидян. Аммиан Марцеллин самих скифов считает единоплеменниками персов. Так падают вышеизложенные аргументы Самоквасова о тождестве скифов и славян.

Но центр тяжести в аргументации Самоквасова покоится на сопоставлении быта скифов и славяноруссов. Геродотовы скифы, - говорит он, - и славяноруссы последних столетий язычества одинаково поклонялись огню, небу, земле, солнцу, луне и богам борьбы с природой и людьми. Скифы и славяноруссы не имели храмов, поклонялись своим богам только посредством жертвоприношений, и особенно почитали бога войны, не имели специальных служителей богам - класса жрецов, но имели многочисленных гадателей, знахарей-волхвов, кудесников и т. д. И в разных подробностях верований и культа скифов и славян встречаем черты разительного сходства. Скифы, встречавшие труп царя, проделывали приблизительно то же самое, что и славяне на похоронах своих покойников, по туземным свидетельствам (житие Константина Муромского) и иноземным (Ибн-Даста), - отрезывали себе часть уха, обрезывали волосы, делали порезы на руках, царапали лоб и нос, прокалывали левую руку стрелами и т. д.; в могилу царя скифы клали одну из его жен, предварительно задушивши ее, а также виночерпия, конюха, вестовщика, т. е. делали то же самое, что позже делали русские, погребавшие вместе со своими государями их жен, рабов, рабынь и близких людей - секретаря, визиря, лекаря и любимца, как рассказывают арабы. Над могилой умершего царя скифы делали земляную насыпь, на которой по истечении года справляли поминки, принося в жертву 50 всадников, подобно тому как справляли тризну на могильном холме и родственники умершего у славян.

Но все это сходство верований и обрядов скифских и славянских вовсе еще не есть доказательство непременного тождества скифов и славян. Ведь с подобными же верованиями и обычаями, какие констатированы Геродотом у скифов, приходится встречаться и у других народов, а не у одних славян. Подобные же верования и обычаи можно констатировать и у германцев; отдельные черты можно заметить и в культе египтян и финнов и т. д. Очевидно, что в религиозной эволюции, через которую проходят разные народы, как в эволюции общечеловеческой психики встречаются сходные моменты.

То же самое в сущности приходится сказать и о сходстве юридических обычаев скифов и славян, на которые также ссылается Самоквасов в доказательство тождества славян и скифов. Скифские цари, по рассказу Геродота, вместе с преступником казнили и его детей мужского пола. Самоквасову этот обычай напоминает постановление Русской Правды, в силу которого разбойник осуждался на поток и разграбление с женой и детьми, и он не прочь видеть здесь одно из доказательств тождества скифов и славян. Но несомненно, что здесь проявляется не тождество племен, а общий всем первобытным народам инстинкт общественного самосохранения - желание уничтожить врагов общества со всем их отродьем. Точно так же у разных народов на известной ступени их политического развития существовал обычай решать свои тяжбы убийством и кровью - око за око, зуб за зуб, на что также указывает Самоквасов как на доказательство тождества скифов и славян.

Итак, в распоряжении исторической науки нет данных, которые бы давали право с уверенностью говорить не только о тождестве скифов и славян, но и нахождении среди скифов славян, о распространении первоначальной славянской оседлости в южных степях России. Лингвистические данные обнаруживают иранство скифов или, по меньшей мере, присутствие среди них иранских племен.