Сказочные геометрические фигуры. Занимательные факты по математике на тему: Сказки про геометрические фигуры
Подборка сказок про геометрические фигуры.
Страна Геометрия
Давным-давно в замечательной стране Геометрия жили не обычные люди, а геометрические фигуры: Круг, Овал, Треугольник, Квадрат и Прямоугольник. Были они хорошими друзьями и всегда друг другу помогали.
Однажды друзья поссорились, доказывали, что каждая фигура лучшая.
Круг говорил: «Я лучше всех, таких как я, не счесть: круглая тарелка, колесо, монета. Не найдешь углов, у меня их нету».
Овал кричал: «Я красивее всех, у меня удлиненная окружность. В ванной зеркало овал, и блюдо, и яйцо, а еще лицо у человека».
Треугольник перебивал всех: «Нет красивее, чем я, ведь у меня три одинаковых угла. Треугольное седло у велосипеда и крыло у самолета».
Тут рассерженный Квадрат говорит: «Ты дольку шоколада отломи и получится квадрат. На стене плакат-квадрат, и окно квадратное, и стул квадратный. Доска, где шахматы стоят, и каждая клетка на ней тоже квадрат. Квадрат – четыре стороны, все стороны равны, и все углы прямые».
Прямоугольник говорит Квадрату: «Я почти такой же, как ты, у меня тоже четыре угла, правда, я длиннее. Дверь – прямоугольник, книга – прямоугольник».
Круг им всем говорит: «Ребята, что же мы делаем? Зачем спорим? Ведь все фигуры хороши, по-своему красивые».
Друзья поняли, что были неправы и помирились.
Чтоб и у каждого из вас, детишки, были добрые друзья!
"Рассказ о квадрате и круге"
Жил-был Квадрат. В его стране все было квадратным: дома, клумбы, часы. Даже блинчики, которые пекла его мама, были квадратными.
Все друзья и соседи были одинаковые. Однажды Квадрат спросил у своей мамы: "Почему мы никогда не ходим в соседний город?"
- "Там живут другие фигуры, они не такие, как мы!" - ответила мама.
Квадрату стало очень любопытно. Неужели есть другие фигуры? Решил он отправиться в путешествие. И вот, Квадрат вошел в соседний город. И вдруг, он увидел, как прямо на него несется что-то непонятное. Квадрат зажмурил глаза.
- "Привет, ты кто?" - вдруг услышал он. Он открыл глаза и увидел мальчика, у которого совсем не было углов.
- "Я квадрат. Я из соседнего города. А ты кто?"
- "А я - Круг".
- "Как ты можешь двигаться так быстро?"
- "Это я на велосипеде. Машина ездит еще быстрее!"
- "А у нас нет ни машин, ни велосипедов".
- "Конечно, ведь квадратные колеса не могут крутиться".
Круг повел нового друга смотреть город. Все было круглым: окна, двери, столы.
Мальчики подружились и стали ходить к друг другу в гости. Велосипед очень понравился жителям квадратной страны.
Однажды ребята задумались, а вдруг есть и другие фигуры. Они отпросились у своих мам и отправились в путешествие. Там они познакомились с овалами, ромбами, прямоугольниками и другими геометрическими фигурами. И потом, все города разных фигур стали дружить.
"Математическая сказка"
В двумерном пространстве жила-была Окружность. Она была такая кругленькая и беленькая. Однажды Окружность решила погулять и встретила Круг.
- "Привет, меня зовут Круг, а тебя?"
- "Меня зовут Окружность. Давай дружить".
Целый день гуляли они по прямой, кривой и замкнутым линиям. И, когда наступил вечер им не хотелось расходиться по домам.
Через неделю рано утром Окружность разбудил звонок. Это звонил Круг.
- "Привет, это Круг. Слушай, у меня есть изумительный домик в Треугольном переулке. В нем три ванных, две кухни и пять спален. Переезжай ко мне жить", - волнуясь, предложил Круг.
- "Я согласна", - радостно сказала она.
Через год у них появились две очаровательные окружности, и два задиристых толстеньких круга!
Сказка «Город геометрических фигур»
В одной удивительной стране под названием Математика, в городе Геометрических фигур, жили два друга. (Демонстрация круга с улыбающимся лицом и квадрата с грустным лицом) .Один из них был очень весёлый и озорной. Он никогда не скучал, всё время кружился и двигался с одного места на другое (показ). И за это жители города Геометрических фигур прозвали его Кругом. Любимым занятием Круга были прогулки по ровной гладкой дороге, вместе с детьми, катающимися на роликовых коньках, а зимой - пробежки с горы, следом за гурьбой детей, мчавшихся на санках.
А друг Круга, наоборот, был спокойным, серьёзным и рассудительным. Он очень прочно стоял на ногах, никогда не торопился и, почти всегда, скучал и был в одиночестве, потому что Круг то справа где-то носился, то слева с горы катался и никогда не был с ним рядом. И звали его в городе Геометрических фигур - Квадратом, уважали за постоянство и скромность.
Когда друзья ссорились, Круг ругал Квадрата за его медлительность и неповоротливость. Иногда Квадрат обижался и сердито бормотал: «Тебе хорошо, ты кругленький и гладенький, ты катишься как колобок и никогда не останавливаешься, когда тебя просят. Ты можешь остановиться только тогда, когда тебе подставят подножку или у тебя закончатся силы». А я умею только переваливаться с боку на бок. У меня уголки острые, и их у меня четыре (демонстрация и показ). Вот они и мешают двигаться».
Когда Круг понимал, что обидел друга, он начинал его успокаивать. «Не расстраивайся дружок, ты потому и квадрат, что у тебя четыре прямых красивых угла. А не будь их, ты бы был таким же как и я. А каждый должен быть самим собой. Я считаю, что Квадрат гораздо полезнее для людей, чем Круг. Вот представь себе машину без колёс. Это машина, нуждающаяся в ремонте. А теперь представь колёса без машины. Колёса есть колёса. Это только небольшая деталь для того, чтобы машина поехала».
Квадрат слушал внимательно друга и думал: «Спасибо тебе Круг за утешение. Всё ты говоришь правильно, но только не знаешь одного - не будь кругов и колёс, мы бы так и шли пешком, переваливаясь с боку на бок, черепашьим шагом, и никогда бы не дошли до города Геометрических фигур. »«ПРИКЛЮЧЕНИЯ РОМБИКА»
В одной стране геометричческих фигур, в славном городе Математика жил-был добрый Ромбик, которого все очень любили. Ромбик всегда приходил на помощь и много улыбался. поэтому все-все-все хотели с ним дружить.
В это утро Ромбик встал рано. Поздоровался с ярким солнышком, сияющим на небе. Полил любимые цветы на клумбе под окошком и отправился путешествовать.
Шел Ромбик по лесу, слушал пение птиц, радовался хорошей погоде, красивым цветам. И... Вдруг... Ромбик услышал, что кто-то плачет. Тихо, но так жалобно. На полянке под кустиком сидел круглый малыш и горько-горько плакал.
- Что случилось? Почему ты плачешь? Кто ты? - Я...я... Кругляш...- всхлипнул малыш и заплакал еще сильнее.
Ромбик удивленно посмотрел на Кругляша и строго сказал:
-Прекрати плакать, как маленький. И расскажи, что случилось.
Кругляш всхлипнул последний раз и начал рассказывать:
- У меня был мой любимый домик. такой же кругленький, как я. Я так его любил. В моем домике были круглые окошечки, и на них стояли мои любимые круглые цветочки. Даже дым из трубы шел такими замечательными круглыми колечками. Я сегодня рано утром ушел собирать грибы и ягоды. Я всегда, когда ухожу свой домик привязываю вот к этому колышку, чтобы домик не укатился... А тут... Пока я был в лесу, поднялся такой сильный ветер, что веревочка порвалась и домик укатился. Я искал его искал, но домика нигде нет. Где я теперь буду жить? Как я буду без моего любимого домика?
Кругляш тяжело вздохнул и снова начал плакать.
- Стой, стой. Хватит плавать. А то от твоих слез скоро все лягушки из всей страны геометрических фигур сюда сбегутся.
- Это еще почему? - удивился Кругляш
Ромбик весело рассмеялся:
- Да потому что нельзя столько плакать, Ведь от слез болото появится, а наши лягушки знаешь, как сырость любят. Мы не будем вешать нос! Мы будем строить новый дом!
Целый день Ромбик и Кругляш cтроили новый дом. И дом получился просто замечательный. Красная крыша, крылечко и на окошечке любимые цветы Кругляша.
- Спасибо тебе, Ромбик - сказал Кругляш. - Приходи почаще в гости. а плакать я больше не буду. Ведь,если есть друзья, все можно решить и даже дом построить.
Вот так закончилось маленькое путешествие Ромбика. Вечером, когда на небе зажглись яркие звездочки, Ромбик сидел на крылечке своего домика, пил чай с пирожками из грибов, которые насобирал Кругляш ему в подарок и думал: "А куда бы мне отправиться завтра..."На этом приключения Ромбика не заканчиваются. И если вы ребята будете вести себя хорошо, он расскажет вам еще очень много интерессных сказок. а теперь... ПОКА!
Математические сказки про геометрические фигуры помогают воспитателям и учителям начальных классов формировать у детей познавательный интерес к «царице наук». Усвоение сложных терминов точной науки предполагает определенные знания образного, абстрактного характера. Такой дидактический прием, как про геометрические фигуры, дает возможность объединять конкретику цифр и законов.
Суть понятия
Малыши гораздо быстрее усваивают язык цифр в виде образов. Математические сказки про геометрические фигуры - это сказочные рассказы, которые знакомят детей с миром математических понятий. Необычные путешествия цифр способствуют развитию логического мышления у дошкольников. Малыши, включаясь в необычную задачу, приобретают определенные навыки:
- установление причинно-следственных связей;
- приобретение навыков логического мышления;
- аргументация собственной позиции.
Героями историй могут стать геометрические фигуры, цифры, сказочные персонажи, занимающиеся математическими вычислениями.
Математические сказки про геометрические фигуры - способ активизации мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, сравнения. Все эти методики активно используются в детских садах и начальной школе.
Цели и задачи метода
Проект «Математические сказки» предполагает использование цифровых и геометрических историй, направленных на формирование у детей первоначальных представлений о геометрии. К примеру, можно рассказать детям историю о трех братьях: Круге, Квадрате, Треугольнике.
В средней группе детского сада предполагается работа с некими сказочными персонажами, которые основаны на математических терминах и величинах. Например, проект «Математические сказки» можно создать на основе эталонных мер, включив в него человечков: Метра и Сантиметра.
Для детей старшей группы детского дошкольного учреждения можно подготовить сказочное представление, в котором главные герои должны будут выполнять элементарные действия: вычитание, сложение. Ребята с удовольствием пойдут на такое занятие. Геометрические фигуры, ожившие в умелых руках педагога, станут для дошкольников настоящими друзьями, помогут ребятам освоить сложную науку.
Классификация
При подборе сказочных историй воспитатель должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности дошкольников.
Например, есть существенные отличия в сказочных математических историях, предлагаемых дошкольникам и школьникам. Отличия состоят в функции персонажа. Если у малышей Баба-Яга или Колобок занимаются изучением основ геометрии вместе с детьми, то в истории для школьников они выполняют только вспомогательную функцию.
Разные виды геометрических фигур - сюжет для кукольного представления, причем «озвучиванием» сказочных персонажей могут заняться дети.
Сказки могут быть краткосрочными, помогающими отрабатывать конкретные вычислительные действия.
«Гуси-лебеди»
Жили-поживали дед да баба. Были у них сын и дочка. Ушли они как-то на работу, а дочери наказали за братцем следить. Как только родители покинули отчий дом, девочка забыла о наказе, посадила братика на солнышко, а сама убежала играть с подружками. Вернувшись, она не обнаружила братца, его унесли гуси-лебеди. Поплакала Алена, а потом побежала искать малыша. На пути ей встретилась печка, которая обещала указать дорогу в ответ на правильно решенную задачку про пирожки.
Побежала Аленка по тропинке, на ее пути встретилась яблоня.
Чтобы та указала ей путь к гусям-лебедям, девочке пришлось найти среди фигур круги (ребята помогают сделать правильный выбор).
Яблоня сказала, что братец Иванушка живет в избушке Бабы-Яги. Вошла девочка в избу и говорит: «Здравствуй, бабушка Яга. Отдай мне, пожалуйста, моего младшего братика».
Яга попросила навести порядок в избе, разложив вещи по следующим признакам:
- по названию: чашки, тарелки, мячики, кружки;
- по размеру;
- по цвету;
- по форме.
Алена с помощью школьников быстро решает задачу Яги и возвращается вместе с братом домой.
Сказка про окружность
Интересная наука - математика. Геометрические фигуры можно «оживить», сделав их главными героями удивительного сюжета. Жили-поживали Прямая и Отрезок. Захотелось как-то Отрезку круг. Он говорит Прямой: «Дорогая, испеки мне круг!» Та отвечает: «Ну как же я тебе его испеку, если у меня нет муки».
«У тебя так много точек, что можешь и на круг наскрести», - ответил Отрезок и отправился спать.
Прямая погоревала-погоревала, да и наскребла точки на окружность, испекла его, сама пошла отдыхать. Окружность с окошка спрыгнула, побежала вглубь Геометрии. Катилась она, а на пути встретила Трапецию. Та говорит: «Окружность, я тебя сейчас съем!»
«Не кушай меня, Трапеция, ведь я тебе пригожусь: если суммы двух твоих противоположных сторон одинаковы, я могут вписаться в тебя».
Трапеция проверила свои стороны, но они не подходили под подобное свойство, поэтому она не стала «есть» Окружность. Покатилась та дальше, увидела на дороге Прямоугольник. Тот и говорит: «Окружность, я сейчас тебя съем!» Отвечает ему Окружность: «Послушай мою песенку, не спеши. Я от Прямой ушла, от Трапеции сбежала и от тебя, Прямоугольник, убегу».
Последним на пути оказался Треугольник. Пока Окружность собиралась спеть ему песню, он ее проглотил. Так она стала вписанной в треугольник окружностью.
Детективная история про биссектрису
Шел Угол по дороге, а мимо него пробегала Биссектриса, которая поделила пополам его и убежала. Расстроился разделенный Угол и обратился в полицию. Начальник полиции Квадрат и сержант Ромб выслушали гражданина Угла, после чего объявили Биссектрису особо опасным преступником. К вечеру город узнал о поиске Биссектрисы, но никто не смог опознать ее среди множества иных лучей, проживающих в Геометрии.
Проживала в этом городе и Высота, которая в силу своего роста могла видеть всех жителей Геометрии. Она смогла описать представителям полиции приметы преступницы. Словесный портрет Биссектрисы выглядел так: "Маленькая крыса, которая прыгает по Углам, делит их ровно пополам". Благодаря бдительности Высоты преступница была достаточно быстро обнаружена, но ее решили помиловать.
Математические сказки помогают педагогам в работе, стимулируют деятельность ребят.
Донскова Вероника Алексеевна
Математика играет огромную роль в жизни человека.
Без математики невозможно полностью и адекватно описать, исследовать, понять многие явления не только природы и познания, но и общества, социально-экономических областей.
В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности.
Источником элементарных математических представлений для ребенка является окружающая реальная действительность, которую он познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.
Эта математическая сказка поможет в непринуждённой форме закрепить знание детей и побольше узнать о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике и др.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ Буревестниковская школа.
Тема «Сказки о геометрических фигурах»
Выполнила:
Донскова Вероника
5 «а» класс
Руководитель:
Учитель математики
Будылина Татьяна Юрьевна
п.Буревестник 2016 г.
1. Введение 1ст р.
2.Сказка о бароне квадрате. 2стр.
3.Загадки. 3стр.
4.Спор геометрических 4стр.
5.Заключение. 5стр.
6.Список использованных источников. 6стр.
7.Приложение. 7стр.
Введение
Математика играет огромную роль в жизни человека.
Без математики невозможно полностью и адекватно описать, исследовать, понять многие явления не только природы и познания, но и общества, социально-экономических областей.
В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности.
Источником элементарных математических представлений для ребенка является окружающая реальная действительность, которую он познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.
Эта математическая сказка поможет в непринуждённой форме закрепить знание детей и побольше узнать о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике и др.
Сказка о бароне квадрате.
Давным – давно в мире было много разных волшебных стран.
И особым волшебством отличалась страна – Всезнаек! В ней правила мудрая царица Геометрия. В то время из одной страны в другую бродил Лист. Его края были неровными, с множеством загибов, потому что его вырвал из тетради мальчик по имени Ваня, и уже долгое время Лист находился в пути. А нашему герою очень хотелось, чтобы все его стороны стали вновь ровными.
Собравшись с силами, Лист отправился к царице Геометрии. Только она могла ему помочь. Лист целых пять дней провел в пути, потому что двигаться он мог только с помощью ветра, а ветреная погода была не каждый день. На шестой день своего пути Лист оказался у дворца самой царицы. Она ласково встретила его, выслушала его просьбу и сказала:
Хорошо, я помогу тебе, только мне нужны помощники: Карандаш, Линейка и Ножницы.
Хлопнула царица в ладоши три раза и перед ней явились её слуги: Карандаш, Линейка и Ножницы.
Ну, теперь ты будешь квадратом! - спросила царица Геометрия
Квадратом? - удивился Лист.
Да! Да! Квадратом! - убедительно ответила царица Геометрия.
А что это такое? - спросил Лист.
Это прямоугольник, у которой все стороны не только ровные, но и равные, - объяснила царица Геометрия.
Да, мне это подходит, - ответил Лист.
Тогда все принимайтесь за работу, - сказала царица.
Карандаш чертил ровно. Линейка замеряла стороны так, чтобы все они были одинаковой длины, а ножницы ровно отрезали лишние части. Когда работа была сделана, царица Геометрия объявила:
Теперь ты превратился в настоящий Квадрат.
Лист обрадовался. Он поблагодарил Карандаша, Линейку и Ножницы, а царица Геометрия велела принести ему зеркало. Он долго смотрелся в него, а потом закричал:
Квадрат! Квадрат! Ура! У меня теперь все стороны равны!!!
Лист – квадрат поблагодарил царицу Геометрию, а она присвоила ему звание – барона. Барон квадрат пошёл гулять по странам с высоко поднятой головой. Ему очень понравился его внешний вид и звание.
Загадки.
Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я….
(квадрат).
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат…
(прямоугольник).
***
Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность -
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым вдруг стал.
Получился здесь …. (овал).
Как его нам не вертеть
Равных граней ровно шесть.
С ним в лото сыграть мы сможем,
Только будем осторожны:
Он не ласков и не груб
Потому что это…
(куб).
***
Спор геометрических фигур.
Однажды в математическом городе, на фигурной улице в теплом доме жили волшебные геометрические фигуры. И вот в один из дней они подняли между собой спор, кто из них лучше.
Квадрат говорит: - Я, самый лучший, у меня все стороны всегда равны, я очень точный во всем.
Его перебил круг: - не говори ерунды, кому нужны твои ровные углы? Вот я совсем без углов, круглый, веселый у меня нет не начала, ни конца!
Тут вмешались треугольники: - Не спорьте, все знают, что треугольники лучше всех мы можем меняться и быть с разными углами. С острыми, тупыми, и даже с одинаковыми углами как у квадрата!
Поднялся шум, крики, споры, прямоугольник хвалил себя, овал его перебивал и говорил, что лучше его нет. Только один ромб смотрел на них и молчал. Он не мог понять, что происходит. Подумав немного, он вмешался в их спор.
Зачем вы ссоритесь? – спросил ромб. Вы все хорошие фигуры и очень нужны человеку, люди всегда используют нас при строительстве. В каждом доме, есть что-то квадратное, круглое, прямоугольное или треугольное.
Люди изучают нас, даже в школе. Они без нас не могут обойтись, мы им все нужны. Люди любят нас. Фигуры молчали, они поняли, что важно не то, кто лучше или сильней, а главное, что ты кому-то нужен и кто-то нуждается в твоей помощи.
Заключение
Эти сказки помогут детям узнать как много на самом деле геометрических фигур, как их отличить между собой и как одна фигура легко может превратиться в другую. С помощью интересной, веселой сказки можно быстро и легко познакомиться с разными геометрическими фигурами. На примере спора геометрических фигур можно сказать, что каждая фигура имеет свою ценность. Нет лучшей фигуры, все они по своему важны и всем нужны.
Список использованных источников:
1.Интернет страница Школьные знания
2 . Интернет страница Инфоурок
3.Интернет страница маам.ru
Приложения
Ромб квадрат прямоугольник круг
нож ницы линейка
карандаши - 7-
Сказка о бароне квадрате.
Давным - давно в мире было много разных волшебных стран.
И особым волшебством отличалась страна - Всезнаек! В ней правила мудрая царица Геометрия. В то время из одной страны в другую бродил Лист. Его края были неровными, с множеством загибов, потому что его вырвал из тетради мальчик по имени Ваня, и уже долгое время Лист находился в пути. А нашему герою очень хотелось, чтобы все его стороны стали вновь ровными.
Собравшись с силами, Лист отправился к царице Геометрии. Только она могла ему помочь. Лист целых пять дней провел в пути, потому что двигаться он мог только с помощью ветра, а ветреная погода была не каждый день. На шестой день своего пути Лист оказался у дворца самой царицы. Она ласково встретила его, выслушала его просьбу и сказала:
Хорошо, я помогу тебе, только мне нужны помощники: Карандаш, Линейка и Ножницы.
Хлопнула царица в ладоши три раза и перед ней явились её слуги: Карандаш, Линейка и Ножницы.
Ну, теперь ты будешь квадратом! - спросила царица Геометрия
Квадратом? - удивился Лист.
Да! Да! Квадратом! - убедительно ответила царица Геометрия.
А что это такое? - спросил Лист.
Это прямоугольник, у которого все стороны не только равны, - объяснила царица Геометрия.
Да, мне это подходит, - ответил Лист.
Тогда все принимайтесь за работу, - сказала царица.
Карандаш чертил ровно. Линейка замеряла стороны так, чтобы все они были одинаковой длины, а ножницы ровно отрезали лишние части. Когда работа была сделана, царица Геометрия объявила:
Теперь ты превратился в настоящий Квадрат.
Лист обрадовался. Он поблагодарил Карандаша, Линейку и Ножницы, а царица Геометрия велела принести ему зеркало. Он долго смотрелся в него, а потом закричал:
Квадрат! Квадрат! Ура! У меня теперь все стороны равны!!!
Лист - квадрат поблагодарил царицу Геометрию, а она присвоила ему звание - барона. Барон квадрат пошёл гулять по странам с высоко поднятой головой. Ему очень понравился его внешний вид и звание.
Сказка «Город геометрических фигур»
Эта математическая сказкапоможет педагогам и родителям в непринуждённой форме познакомить маленьких детей с геометрическими фигурами: кругом и квадратом.
В одной удивительной стране под названием Математика, в городе Геометрических фигур, жили два друга. (Демонстрация круга с улыбающимся лицом и квадрата с грустным лицом) . Один из них был очень весёлый и озорной. Он никогда не скучал, всё время кружился и двигался с одного места на другое (показ) . И за это жители города Геометрических фигур прозвали его Кругом. Любимым занятием Круга были прогулки по ровной гладкой дороге, вместе с детьми, катающимися на роликовых коньках, а зимой - пробежки с горы, следом за гурьбой детей, мчавшихся на санках.
А друг Круга, наоборот, был спокойным, серьёзным и рассудительным. Он очень прочно стоял на ногах, никогда не торопился и, почти всегда, скучал и был в одиночестве, потому что Круг то справа где-то носился, то слева с горы катался и никогда не был с ним рядом. И звали его в городе Геометрических фигур - Квадратом, уважали за постоянство и скромность.
Когда друзья ссорились, Круг ругал Квадрата за его медлительность и неповоротливость. Иногда Квадрат обижался и сердито бормотал: «Тебе хорошо, ты кругленький и гладенький, ты катишься как колобок и никогда не останавливаешься, когда тебя просят. Ты можешь остановиться только тогда, когда тебе подставят подножку или у тебя закончатся силы». А я умею только переваливаться с боку на бок. У меня уголки острые, и их у меня четыре (демонстрация и показ) . Вот они и мешают двигаться.
Когда Круг понимал, что обидел друга, он начинал его успокаивать. Не расстраивайся дружок, ты потому и квадрат, что у тебя четыре прямых красивых угла. А не будь их, ты бы был таким же, как и я. А каждый должен быть самим собой. Я считаю, что Квадрат гораздо полезнее для людей, чем Круг. Вот представь себе машину без колёс. Это машина, нуждающаяся в ремонте. А теперь представь колёса без машины. Колёса есть колёса. Это только небольшая деталь для того, чтобы машина поехала.
Квадрат слушал внимательно друга и думал: «Спасибо тебе Круг за утешение. Всё ты говоришь правильно, но только не знаешь одного, если не было бы кругов и колёс, мы бы так и шли пешком, переваливаясь с боку на бок черепашьим шагом, и никогда бы не дошли до города « Геометрических фигур».
Тема: «Сказка о геометрических фигурах» (младшая группа)
Цель: совершенствовать умение сравнивать две неравные группы предметов, пользоваться выражениями поровну, больше, меньше; умение различать знакомые геометрические фигуры: круг,квадрат, треугольник
Упражнять определять пространственное расположение предметов, используя предлоги на, за, в, под.
Задачи:
Образовательные: Продолжать учить правильно пользоваться приёмом приложения, раскладывать слева направо. Зрительно определять величину предметов, ориентировки в пространстве, правильно отвечать на вопросы.
Развивающие: Развивать внимание, мышление.
Воспитательные: Воспитывать чувство сопереживания, интерес к математике.
Словарная работа: высокое, низкое, больше меньше, поровну, столько сколько, часть круга.
Методические приёмы: сюрпризный момент, игровой, словесный, наглядный.
Материал: демонстрационный: геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), три домика с разной формы окон (круглой, квадратной, треугольной), плоскостные изображения деревьев разной высоты (3-4 шт.), и кустов разной величины (2 шт.); плоскостные изображения зайцев большой и маленький, белка, лиса, круг разделённый на 4 части.
Раздаточный: карточки с двумя полосками, бельчата (по 4-5 шт.), грибочки (по4-5 шт.), круг разделенный на 4 части
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня, мы с вами, отправимся в сказку. Жили – были геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Жили они вот в таких домиках (выставляю три домика. С круглым окошком, треугольным, и квадратным)
Воспитатель: Угадайте ребята, где чей дом? Маша, как ты думаешь, какая фигура живет в этом домике?
Маша: В этом домике живёт треугольник.
Воспитатель: Почему ты так решила?
Маша: Потому что, окно треугольной формы.
Аналогично выясняем про остальные домики
Воспитатель: Каждое утро геометрические фигуры любили играть вместе. (открываю окошки домиков, где находятся соответствующие фигуры, выставляю фигуры на доску. Последним открываю окошко круглой формы)
Ой, ребята, а круга в домике нет. Наверно он куда-то укатился. Интересно куда он мог пропасть, укатиться? Треугольник с квадратом очень огорчились, посмотрите, какие они стали грустными. Они просят вас, помочь им, найти их друга. Поможем им найти круг?
Дети : Поможем.
Воспитатель: Мы пойдём вот по этой широкой дорожке. Вперёд! В путь! Посмотрите, ребята мы попали в лес. (Помещаю на доску изображения деревьев). А в лесу, много деревьев, высоких и низких.
Воспитатель: Максим покажи самое высокое дерево?
Максим:( указывает на самое высокое дерево). Это дерево самое высокое.
Воспитатель: Таня покажи самое низкое дерево?
Таня:( находит и показывает самое низкое дерево.) Это дерево самое низкое.
Воспитатель: Пора нам идти дальше, квадрат и треугольник переживают за своего друга, хотят быстрее найти своего друга. Ой, посмотрите, кто это? (выставляю двух зайчиков, большой и маленький.
Дети: Зайчата.
Воспитатель: Одинаковые ли зайчата по величине?
Дети: Один зайчонок большой, а другой- маленький?
Воспитатель: Ой, зайчата, что- то хотят нам сказать. Они просят спрятать их от волка.
Квадрат и треугольник предлагают спрятать зайчат под большим и маленьким кустом.
Большого зайчика под каким кустом спрячем?
Дети: Большого зайчика спрячем под большим кустом..
Воспитатель: Ваня, спрячь большого зайчика. (Ребёнок закрывает изображение зайчика изображением большого куста).
Воспитатель: А маленького, зайчика под каким кустом спрячем?
Дети: Маленького под маленьким кустом.
Воспитатель: Саша, помоги спрятать маленького зайчонка. (Ребёнок закрывает изображение зайчика изображением маленького куста). Молодцы ребята, хорошо спрятали зайчат, теперь волк их не увидит.
Воспитатель: пора нам идти дальше, искать круг.
Шли друзья, шли и встретили белку. (выставляю на доску изображение белки и грибы)
Белка- мама собрала грибы, и просит помочь разделить грибы между маленькими бельчатами.
Работа с раздаточным материалом.
Воспитатель: Давайте поможем разделить. Положите на верхнюю полоску белочек. Сколько белочек?
Дети: Белочек много.
Воспитатель : Что нужно сделать, чтобы проверить, хватит ли всем бельчатам грибов?
Дети: Надо к каждому бельчонку приложить гриб. (на нижнюю полоску, под каждой белочкой выкладывают гриб).
Воспитатель: Что вы заметили?
Дети: Грибов меньше чем белочек?
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы грибов стало столько же сколько и белочек?
Дети: Нужно добавить ещё один гриб.
Раздаю детям ещё по одному грибочку. Дети добавляют гриб.
Воспитатель: Олеся, сколько теперь грибов?
Олеся: Грибов столько, сколько и грибов.
Воспитатель: Диана, как по другому, можно сказать о количестве грибов и белочек?
Диана: Грибов и белочек поровну.
Белочки поблагодарят, и предлагают поиграть в игру.
Физминутка «сколько ты услышишь звуков, столько выполни движений» (много и один)
Воспитатель: Пора нам идти дальше. Встретили лисичку. (выставляю изображение лисички
Воспитатель: Почему ты плачешь?
Я играла со своим новым другом, зовут его круг. Мы с ним бегали, прыгали, круг зацепился за пенёк и рассыпался на части. Помогите найти части круга. Ребята, квадрат и треугольник просят вас побыстрее найти части круга.
Дети: Определяют и называют местонахождения каждой части круга.
За деревом, под кустом, на пеньке, в дупле.
Воспитатель: что нужно сделать, чтобы круг стал целым?
Дети: нужно из частей сложить круг.
Воспитатель: но квадрат и треугольник не умеют складывать, покажите, как надо сделать.
Дети составляют из частей круг.
Воспитатель: квадрат и треугольник очень обрадовались своему другу, говорят вам, большое спасибо за помощь. Посмотрите, какие они стали весёлыми. Теперь всем пора возвращаться домой. А чтобы веселее было идти, давайте споём песенку.