Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Самая ранняя психологическая теория стенли холла. Г.с.холл. Плоды усердного труда

И организаций, общественных объединений , их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну . Уведомление об отказе вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации.

Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне.

Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения, с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом.

Редакция обязана соблюдать права на используемые произведения, включая авторские права , издательские права, иные права на интеллектуальную собственность .

Редакция не обязана отвечать на письма граждан.

Если редакция СМИ не располагает доказательствами того, что распространенные им сведения соответствуют действительности, она обязана опровергнуть их в том же СМИ.

В опровержении должно быть указано, какие сведения не соответствуют действительности, когда и как они были распространены данным СМИ.

Опровержение в периодическом печатном издании должно быть набрано тем же шрифтом и помещено под заголовком «Опровержение», как правило, на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение или материал. По радио и телевидению опровержение должно быть передано в то же время суток и, как правило, в той же передаче, что и опровергаемое сообщение или материал.

Объем опровержения не может более чем вдвое превышать объем опровергаемого фрагмента распространенного сообщения или материала. Нельзя требовать, чтобы текст опровержения был короче одной стандартной страницы машинописного текста. Опровержение по радио и телевидению не должно занимать меньше эфирного времени, чем требуется для прочтения диктором стандартной страницы машинописного текста.

Моральный (неимущественный) вред, причиненный гражданину в результате распространения СМИ не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина либо причинивших ему иной неимущественный вред, возмещается по решению суда СМИ, а также виновными должностными лицами и гражданами в размере, определяемом судом.

В этом материале мы рассмотрим порядок принятия устава СМИ, разберем перечень обязательных положений устава и разъясним возможности реализации прав учредителем и редакцией СМИ, расскажем о санкциях за нарушение порядка предоставления устава СМИ в Роскомнадзор.

Практика показывает, что учредители отдельных средств массовой информации считают устав редакции СМИ документом скорее формальным и, как следствие, принимают документ на основе шаблона, найденного в интернете, или, того хуже, забывают о нем. Последняя ошибка, не замеченная на этапе запуска СМИ, может сильно осложнить процесс его функционирования в дальнейшем. Помимо того, что за отсутствие устава существуют штрафы, о которых мы поговорим позже, могут возникнуть и другие сложности, например, при перерегистрации СМИ. А может быть и вообще фатальная ситуация, когда отсутствие устава редакции СМИ делает невозможным выпуск СМИ редакцией под тем же названием.

Устав редакции СМИ или устав СМИ? Разберемся в терминологии

Часто устав редакции СМИ называют уставом СМИ, что неверно. Закон о СМИ в статье 20 говорит о необходимости принятия устава редакции СМИ, так как именно редакция СМИ осуществляет выпуск СМИ и устав как раз определяет ее статус. Непосредственно у СМИ - газеты, журнала, сайта, телепрограммы и т. д., - устава быть не может и не должно.

Когда же может понадобиться устав редакции СМИ?

Самое важное - это то, что устав - тот самый документ, который определяет, кто же является редакцией СМИ. Варианты могут быть различны: редакция - юридическое лицо, редакция - структурное подразделение юрлица, редакция - физическое лицо или ИП, редакция - объединение граждан.

Напомним, что цель устава редакции СМИ, согласно ст. 20 Закона о СМИ, - урегулировать отношения между хозяйствующим субъектом (учредителем - физическим либо юридическим лицом) и редакцией (сотрудниками, творческими работниками и др. участниками процесса выпуска и распространения СМИ).

Рассмотрим наиболее распространенные схемы.

1. Юридическое лицо создается одновременно со СМИ для обеспечения его работы, становится после регистрации СМИ - редакций СМИ. При этом учредителем СМИ может быть физическое лицо либо другое юридическое лицо.

Но и в этом случае устав редакции СМИ остается необходим. Устав ЗАО «Московские ведомости» не заменяет устав редакции газеты «Московские ведомости» (если только в Уставе юридическое лица не предусмотрены положения, обязательные для устава редакции СМИ), - это два разных документа. Если все же устав юрлица и редакции СМИ объединен в одном документе, необходимо, чтобы этот документ быть принят на собрании журналистского коллектива и утвержден учредителями СМИ (не путать с учредителями юридического лица, часто это разные субъекты).

2. Уже существующее юридическое лицо учреждает СМИ и само же становится редакцией СМИ и обеспечивает хозяйственную деятельность СМИ.

3. Физическое лицо совмещает функции учредителя, редакции СМИ и главного редактора, то есть редакция СМИ состоит из одного лица. Стоит обратить внимание, что осуществлять предпринимательскую деятельность редакция-физлицо сможет лишь зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя.

Принятие и утверждение такого учредительного документа как устав не наделяет редакцию СМИ статусом юридического лица. Закон определяет СМИ только как форму распространения массовой информации.

В случае смены редакции СМИ (например, сначала выпуск СМИ осуществлял ИП, а потом было создано ООО для этой цели) надо будет внести изменения в устав редакции СМИ.

А если устава нет? Кажется, ну какие правовые проблемы могут стоять за этим? Расскажу историю из нашей практики.

У СМИ один учредитель - ООО. Подготовку, выпуск СМИ осуществляет другое юридическое лицо. По факту обоими юридическими лицами управляет (пусть не лично, а через других физических лиц, но это не важно) один человек, поэтому конфликтов нет и не ожидается, настоятельной потребности урегулировать отношения между редакцией и учредителями СМИ не возникло, устав не был принят и представлен в регистрирующий орган. Так продолжалось не один год, СМИ благополучно печаталось, учредитель занимался своими делами. Но в определенный момент ООО-учредитель ликвидировали, при этом печатное издание продолжало выходить в свет еще не один год. Однако с 1 января в Законе «О СМИ» вступили в силу поправки, предусматривающие, что Роскомнадзор может по своей инициативе исключать из реестра те СМИ, учредители которых прекратили свое существование. Таким образом, это издание могут в любой момент исключить из реестра СМИ. Этот момент показал редакции СМИ всю шаткость положения, и журналисты обратились в «Право в сети» за консультацией.

По закону в случае ликвидации учредителя СМИ - юридического лица - его права и обязанности в полном объеме переходят к редакции. Или в уставе редакции можно предусмотреть, что права переходят какому-то другому лицу. Но, как вы помните, устава-то нет, а без него доказать, что стороннее юридическое лицо является редакцией СМИ оказалось фактически невозможно. В итоге редакция СМИ решила зарегистрировать новое СМИ.

Другой пример.

В уставе прописывается процедура назначения и прекращения полномочий главного редактора, а он далеко не последнее лицо в редакции, так как именно редактор отвечает за выпуск СМИ. От того, какая в уставе будет закреплена процедура, будет зависеть, сможет ли учредитель СМИ единоличным решением поменять главного редактора или для этого нужно будет согласие журналистского коллектива.

Думаю, я вас убедила, что устав редакции СМИ - это не простая бумажка, а важный документ.

Устав редакции СМИ еще может быть нужен, если:
- Роскомнадзор потребует его предоставить;
- вы решите , т. к. в пакете подаваемых документов вам надо будет предоставить копию устава редакции СМИ;
- подан иск, и суд потребует предоставить устав редакции СМИ.

В уставе редакции СМИ должны быть раскрыты существенные условия , а именно:

1) определены взаимные права и обязанности редакции, учредителя, главного редактора, журналистского коллектива;

2) определен круг полномочий коллектива журналистов;

3) установлен порядок формирования органов управления редакцией: редакционной коллегии, главного редактора и других;

4) указаны основания и порядок прекращения и приостановления деятельности СМИ;

5) определен порядок передачи права на название СМИ;

6) установлен порядок принятия, утверждения и изменения устава редакции и другие положения, предусмотренные Законом о СМИ.

После того как устав полностью готов, а именно: вы удостоверились, что в нем отражены все необходимые разделы, прописаны права, обязанности учредителя СМИ и редакции СМИ, оговорены условия их взаимоотношений, - осталось принять устав, оформить его надлежащим образом и направить в Роскомнадзор.

Устав редакции СМИ должен быть направлен в Роскомнадзор

Для того чтобы выполнить требования законодательства, необходимо не просто принять устав, но и направить его в Роскомнадзор (для сетевых СМИ всегда в центральное подразделение) или его территориальный орган, в зависимости от того, где вы регистрировали свое СМИ. Закон о СМИ говорит, что срок предоставления устава - 3 месяца с момента начала выпуска СМИ. Но если, например, ваш сайт уже действует и в какой-то момент вы решаете, что надо зарегистрировать СМИ, то вы обязаны направить устав не позднее трех месяцев после даты регистрации. Если же вы регистрируете сайт, еще находящийся в процессе разработки или еще не запущенный по разным причинам, то трехмесячный срок на предоставление устава в Роскомнадзор начинает течь с момента, когда сайт начал работу. На начало выпуска СМИ по Закону о СМИ у учредителя есть один год с момента регистрации. Таким образом, в любом случае устав должен быть предоставлен в Роскомнадзор не позднее 1 года 3 месяцев с момента регистрации СМИ.

Устав можно предоставить в Роскомнадзор лично, в этом случае не забудьте попросить поставить отметку о получении на втором экземпляре устава редакции СМИ. Или устав редакции СМИ можно направить Почтой России с описью вложения и уведомлением о получении, а также курьерской доставкой.

Уплата штрафа не освобождает учредителя СМИ от предоставления копии устава редакции СМИ в Роскомнадзор. А за дальнейшее нарушение сроков предоставления устава регистрация СМИ может быть признана недействительной в судебном порядке.

Договор вместо устава, возможно?

Законом о СМИ предусмотрена возможность замены устава редакции договором между учредителем и редакцией СМИ . Во время составления и перед принятием устава редакции на общем собрании коллектива журналистов именно на этот случай имеет смысл обратить внимание. Заключить договор между учредителем и редакцией СМИ проще, чем утвердить на общем собрании устав редакции.

Заключение такого договора правомерно, если в составе редакции не более 10 человек. На этот факт прямо ссылается статья 20 Закона «О СМИ». Но вы можете выбрать и принятие устава, это ваше право, вы не обязаны заключать договор, даже если у вас очень маленькая редакция. А что делать, если редакция не маленькая, а очень маленькая, где один человек и учредитель СМИ, и редакция, и главный редактор? В случае с интернет-СМИ, по своим клиентам знаем, это не редкость. По Закону о СМИ устав редакции обязателен и в том случае, когда в составе редакции всего один человек, он же главный редактор и учредитель. Это правило касается и сетевых изданий.

Холл Гренвилл Стэнли (Hall, Granville Stanley 1844-1924) - амер. психолог, один из основателей педологии и амер. экспериментальной психологии; автор работ по детской и педагогической психологии, в которых использовал результаты созданных им опросников детей различных возрастов. Впоследствии опросники Х. были подвергнуты критике за субъективность (Т. Рибо), поскольку вопросы предполагали самонаблюдение детей над своим собственным сознанием.

Придерживался теории рекапитуляции (см . также Биогенетический закон , Периодизация психического развития ), согласно которой ребенок в своем психическом развитии кратко повторяет стадии развития психики человеческого рода. Очевидная биологизация психического развития детей в данной концепции Х. была подвергнута справедливой критике в трудах специалистов по детской психологии последующего периода, в т.ч. К.Н. Корнилова, Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина. (Е.Е. Соколова)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

ХОЛЛ Гренвилл Стэнли (1846–1924) - американский психолог, один из основоположников педологии, сторонник экспериментальной педагогики. С целью исследования детской психики Х. широко распространял вопросники, отвечая на к-рые дети должны были сообщать о своих чувствах (в частности, моральных и религиозных), о своем отношении к другим людям («Юность », 1904). Методика вопросников встретила резкую критику, поскольку строилась на признании достоверности высказываний детей о самих себе. Впоследствии метод вопросников был заменен методом тестов.

В объяснении психического развития ребенка Х. опирался на биогенетический закон , на основе к-рого в детскую и педагогическую психологию вводился принцип рекапитуляции (сокращенного повторения основных этапов развития человечества). Формирование психики детей трактовалось как фатальный переход от одной фазы развития человеческого рода к другой. Например, характер детских игр объяснялся проявлением и «изживанием» охотничьих инстинктов первобытных людей, а игры подростка считались воспроизведением образа жизни воинственных племен.

Из применения биогенетического закона к психологии детей следовали неприемлемые для современной науки выводы. Х. настаивал, в частности, на том, что детям нужно предоставлять возможность проходить через анимистические, религиозные и др. стадии в своем развитии («Проблемы воспитания», 1911).

Литература

  • Холл С. История одной кучи песку // Холл С. Очерки по изучению ребенка. - Б. м.: Пучина, 1925. С.125-141
  • Работы G. Stanley Hall в проекте «Гутенберг»
  • «Aspects of German Culture» (1881)
  • «Hints toward a Select and Descriptive Bibliography of Education» (1886), с John M. Mansfield
  • «The Contents of Children"s Minds on Entering School» (1894)
  • «Adolescence» (два тома, 1904)
  • «Youth: Its Education, Regimen, and Hygiene» (1906)
  • «Educational Problems» (два тома, 1911)

назад в раздел .

(1846 - 1924) - американский психолог, один из основателей педологии.

Биография. После окончания духовной семинарии получил образование в Германии, в том числе у Г.Фехнера и В.Вундта (1878-80). С 1881 преподавал психологию в университете Дж.Хопкинса. Здесь в 1883 г. основал первую психологическую лабораторию. В 1889 г. создал первую педологическую лабораторию. С 1888 по 1920 г. - профессор психологии и президент университета Кларка. В 1887 г. организовал первый в США психологический журнал "American Journal of Psychology", в 1891 г. - журнал по возрастной психологии, в 1915 г. - по прикладной. Один из организаторов и первый президент (1892) Американской психологической ассоциации.

Исследования. Был популяризатором распространения психоанализа в Америке. Основная идея его трудов - идея эволюции. Опирался на теорию рекапитуляции, в которой постулировалось, что ребенок в своем психическом развитии последовательно проходит филогенетические стадии человеческой психики. Отсюда он делал вывод, что при обучении ребенок должен проводиться через все стадии эволюции, в частности через анимистическую стадию, религиозную и пр.

Методы. Разработал ряд самооценочных опросников для детей разных возрастов.

Сочинения. Adolescence. V. 1-2, N.Y., 1904;

Инстинкты и чувства в юношеском возрасте. П., 1920;

Очерки по изучению ребенка. М., 1925

Лекция 3. Биогенетическое и социогенетическое направления в развитии детской психологии.

1.Теория рекапитуляции Ст. Холла.

2.Нормативный подход к исследованию детского развития.

3.Теория трех ступеней детского развития К. Бюлера.

4.Концепция конвергенции двух факторов развития В. Штерна.

1.Теория рекапитуляции Ст. Холла.

Развитие детской психологии в конце ХIХ в. – начале ХХ в. было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной американским психологом Гренвиллом Стенли Холлом. Г. С. Холл был учеником В. Вундта, в психологической лаборатории которого он стажировался несколько лет. По возвращении в США он обратился к проблемам детской психологии, непосредственно связанным с практическими проблемами школьной жизни. Именно его исследования психического развития детей принесли С. Холлу известность. Хотя идея о необходимости изучения психики детей утвердилась еще в 70-е годы ХIХ века, исследований, в центре которых стояла бы именно эта задача, еще не существовало. Холл же в первую очередь обратил внимание на важность изучения процесса становления психики конкретного ребенка, анализ которого может стать генетическим методом общей психологии. Им написаны работы, посвященные проблематике возрастной психологии: «Юность» (1904), «Проблемы воспитания» (1911).

В своей лаборатории Холл исследовал подростков и юношей, разработав для них специальные вопросники, целью которых было изучение различных сторон психики ребят. Первоначально эти вопросники раздавались учителям для сбора сведений о том, как дети представляют окружающий мир. Вскоре их содержание расширилось, появились специальные анкеты для подростков, учителей и родителей. Отвечая на вопросы, дети должны были рассказать не только о своих знаниях, представлении о мире или отношении к другим людям, но и о своих переживаниях, в частности, о своих моральных и религиозных чувствах, ранних воспоминаниях, о радостях и опасениях. Полученные ответы статистически обрабатывались, что помогало составить целостную картину психологических особенностей детей разных возрастов. Материалы, полученные в исследовании Холла, позволяли также составить комплексную характеристику детей, проанализировать их проблемы как с точки зрения взрослых, так и с позиций самих подростков.

Исследуя психическое развитие ребенка, Холл пришел к выводу, что в его основе лежит биогенетический закон , сформулированный учеником Дарвина Э.Геккелем : онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза . Однако Геккель говорил о том, что зародыши в своем эмбриональном развитии проходят те же стадии, что и весь род за время своего существования. Холл же распространил действие биогенетического закона на человека, показав, что онтогенетическое развитие психики ребенка есть краткое повторение всех стадий филогенетического развития психики человека. По его мнению, дети часто просыпаются ночью в стахе и после долго не могут уснуть. Холл объяснял это атавизмом: ребенок попадает в давно прошедшую эпоху, когда человек спал в лесу, подвергаясь всяким опасностям, и внезапно пробуждался. Холл предполагал также, что развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное творчество в истории человечества.

В созданной им теории рекапитуляции (recapitulatio - повторение) Холл утверждал, что последовательность и содержание этих этапов заданы генетически, и потому ни уклониться, ни миновать какую-то стадию своего развития ребенок не может.

Эти положения Ст. Холла, естественно, вызвали критику у многих психологов. Так, С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что подобные аналогии несостоятельны: взрослый человек, как бы примитивен он ни. был, вступает в отношения с природой, в борьбу за существование как готовый, созревший индивид; у ребенка совсем другие отношения с окружающей действительностью. Поэтому то, что кажется похожим, вызвано другими причинами, представляет собой другой феномен. "Было бы антиэволюционно заставлять ребенка переживать все заблуждения человеческого интеллекта",-- остроумно заметил другой ученый, П. П. Блонский. Однако под влиянием работ Ст. Холла изучение детской психологии многих привлекло и приняло необычайно широкие масштабы.

Ученик Холла Гетчинсон (в ряде работ - Гетчесон) на основании теории рекапитуляции создал периодизацию психического развития, критерием в которой был способ добывания пищи, т.е. экономический принцип . При этом действительные факты, которые наблюдались у детей определенного возраста, связывались с идеей Холла и объяснялись изменением способа добывания пищи, который является (по мнению Гетчинсона) ведущим не только для биологического, но и для психического развития. Он выделил 5 основных фаз в психическом развитии детей, границы которых не были жесткими, так что конец одной стадии не совпадал с началом следующей:

от рождения до 5 лет – стадия рытья и копания . На этой стадии дети любят играть в песке, делать куличики и манипулировать с ведерком и совочком;

от 5 до 11 лет – стадия охоты и захвата . На этой стадии дети начинают бояться чужих, у них появляется агрессивность, жестокость, желание отгородиться от взрослых, особенно посторонних, и стремление делать многие вещи тайком;

от 8 до 12 лет – пастушеская стадия. В этот период дети стремятся иметь свой собственный уголок, причем они строят свои укрытия обычно во дворах или в поле, в лесу, но не в доме. Они также любят домашних животных, стараются их завести, чтобы было о ком заботиться и кому покровительствовать. У детей, особенно у девочек, в это время появляется стремление к ласке и нежности;

от 11 до 15 лет - земледельческая стадия , которая связана с интересом к погоде, явлениям природы, а также с любовью к садоводству, у девочек – к цветоводству. В это время у детей появляется наблюдательность и осмотрительность;

от 14 до 20 лет – стадия промышленности и торговли , или стадия современного человека. В это время дети начинают осознавать роль денег, а также значение арифметики и других точных наук. Кроме того, у ребят возникает стремление меняться различными предметами.

Гетчинсон считал, что с 8 лет, т.е. с пастушеской стадии, наступает эра цивилизованного человека и именно с этого возраста детей можно систематически обучать, что невозможно на предыдущих этапах. При этом он исходил из идеи Холла о том, что обучение должно надстраиваться над определенным этапом психического развития, так как созревание организма подготавливает основу для обучения.

И Холл и Гетчинсон были убеждены, что прохождение каждой стадии обязательно для нормального развития, а фиксация на какой- то из них ведет к появлению отклонений и аномалий в психике. Исходя из необходимости для детей переживания всех стадий психического развития человечества, Холл разработал механизм, который помогает переходу с одной стадии на другую. Так как реально ребенок не может перенестись в те же ситуации, которые пережило человечество, то переход от одной стадии к другой осуществляется в игре, которая является таким специфическим механизмом. Так и появляются детские игры в войну, в казаков-разбойников, и т. д. По мнению Холла, игра - это необходимое упражнение для полной утраты рудиментарных и теперь уже бесполезных функций; ребенок упражняется в них подобно головастику, который непрерывно двигает своим хвостом, чтобы он отвалился. Холл подчеркивал, что важно не стеснять ребенка в проявлении его инстинктов, которые таким образом изживаются, в том числе и детские страхи.

Несмотря на ограниченность и наивность концепции рекапитуляции, биогенетический принцип в психологии интересен тем, что это был поиск закона. Как подчеркивал Д.Б.Эльконин, это была неверная теоретическая концепция, но это была именно теоретическая концепция . И если бы ее не было, еще долго не было бы и других теоретических концепций. В концепции С.Холла впервые была сделана попытка показать, что между историческим и индивидуальным развитием существует связь. Однако, как указывает К.Н.Корнилов в работе «Биогенетический принцип и его значение в педагогике» (1922), эта связь выводится из умозаключений по аналогии, т.е. из наименее достоверному из всех типов умозаключений. Т.о., если для теории психологии данная концепция имела значение, то применять ее на практике в воспитании детей «было бы большой неосторожностью».

Холл был также основателем педологии – комплексной науки о ребенке , в основе которой лежит идея педоцентризма, то есть идея о том, что ребенок является центром исследовательских интересов многих профессионалов – психологов, педагогов, биологов, педиатров и т.д. Таким образом, педология как бы объединяет все отрасли знаний, связанные с исследованием детского развития.

Хотя многие положения педологической концепции Холла были довольно скоро пересмотрены, сама наука педология, созданная им, очень быстро завоевала популярность во всем мире и была признана почти до середины ХХ в. популярность педологии объяснялась главным образом ее ориентированностью на практику, т.е. связью с непосредственными нуждами педагогики и практической психологии. Действительно, в реальной педагогической практике учителя и воспитатели сталкиваются с целым комплексом проблем, среди которых и здоровье детей, и их психические качества, и социальный статус, и образование их родителей. Именно эти задачи и решала педология, развивая комплексный подход к исследованию детей. Такое комплексное, всестороннее изучение ребенка и выдвижение проблемы развития в центр исследовательской работы было ценным завоеванием педологии, поэтому многие ведущие психологи, изучавшие развитие детской психики, работали в ее русле.

Таким образом, С.Холл выразил носившуюся в воздухе идею создания экспериментальной детской психологии, соединив требования педагогической практики с достижениями современной ему биологии и психологии.

Однако со временем на первый план вышла именно психологическая сторона исследований, и постепенно, начиная с 20 годов ХХ в., педология стала приобретать ярко выраженную психологическую направленность.

Идеи С. Холла оказали значительное влияние на детскую психологию через исследования двух его знаменитых учеников – А. Гезелла и Л. Термена .

2. Нормативный подход к исследованию детского развития.

А.Гезелл разработал практическую систему диагностики психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста, которая базируется на систематических сравнительных исследованиях (нормы и разных форм патологии) с применением кино-фоторегистрации возрастных изменений моторной активности ребенка, речи, приспособительных реакций и социальных контактов ребенка. Для объективности наблюдений им впервые было применено полупроницаемое стекло («зеркало Гезелла»).

А. Гезелл ввел в психологию метод лонгитюдинального , продольного изучения психического развития одних и тех же детей от рождения до подросткового возраста. Он изучал монозиготных близнецов и одним из первых использовал близнецовый метод для анализа отношений созреванием и научением. В последние годы жизни Гезелл исследовал психическое развитие слепого ребенка, для того, чтобы лучше понять особенности нормального развития. В клинической практике широко используется составленный Гезеллом атлас поведения младенца, содержащий 3200 фотографий, фиксирующих двигательную активность и социальное поведение ребенка от рождения до 2 лет. Периоды младенчества и раннего детства были в центре научных интересов Гезелла в связи с тем, что он считал, что за первые три года своей жизни ребенок проходит большую часть своего психического развития, так как темпы этого развития в первые три года наиболее высоки, а затем со временем постепенно затухают. На этой основе им была создана периодизация психического развития, в которой выделялось 3 периода:

    от рождения до года;

    от года до трех лет;

    от трех до восемнадцати лет.

Первый период характеризуется максимально высокими темпами психического развития, второй - средними, а третий - низкими.

Однако в своих исследованиях А. Гезелл ограничивался чисто количественным изучением сравнительных срезов детского развития, сводя развитие к простому увеличению, «приросту поведения», не анализируя качественных преобразований при переходе от одной ступени развития к другой, подчеркивая зависимость развития лишь от созревания организма. Пытаясь сформулировать общий закон детского развития, А.Гезелл обратил внимание на снижение темпа развития с возрастом: чем моложе ребенок, тем быстрее происходят изменения в его поведении.

Работы А.Гезелла были критически проанализированы Л.С.Выготским, который назвал концепцию Гезелла «теорией эмпирического эволюционизма», раскрывающей социальное развитие ребенка как простую разновидность биологического, как приспособление ребенка к среде.

Л. Термен в 1916 г. стандартизировал на американских детях тесты А. Бине и, расширив шкалу, создал новый вариант тестов для измерения умственных способностей, ввел понятие коэффициента интеллектуальности (IQ) и попытался на основе фактов обосновать положение о том, что он остается постоянным на протяжении жизни. С помощью тестов им была получена кривая нормального распределения способностей в популяции и начаты многочисленные корреляционные исследования, которые ставили своей задачей выявить зависимость интеллекта от возраста, пола, порядка рождения, расы, социоэкономического статуса семьи, образования родителей. Л.Термен осуществил одно из самых длительных в психологии лонгитюдинальных исследований, которое продолжалось в течение 50 лет. В 1921 г. Термен отобрал 1500 одаренных детей, коэффициент интеллекта которых был 140 и выше, и проследил их развитие. Исследование закончилось в середине 70-х годов уже после смерти Л.Термена. Вопреки ожиданиям, ни к чему существенному, кроме самых тривиальных выводов, это исследование не привело. По мнению Л.Термена, «гений» ассоциируется с лучшим здоровьем, более высокой умственной работоспособностью, более высокими достижениями в области образования, чем в остальной популяции.

Термен считал одаренным ребенка с высоким коэффициентом интеллекта. Психологи более молодого поколения (Дж. Гилфорд, Э. Торренс и др.) указали на глубокие различия между показателями интеллекта и креативностью. Основой для такого различения послужило описание Гилфордом конвергентного и дивергентного мышления. Конвергентное мышление -- решение задачи, имеющей один правильный ответ. Дивергентное мышление -- решение задачи, имеющей множество ответов в случае, когда ни один из ответов не может считаться единственно правильным. Важнейшие компоненты дивергентного мышления: число ответов в течение определенного промежутка времени, гибкость, оригинальность. На основе идей Гилфорда Торренс и его коллеги разработали в Миннесотском университете тесты творческого мышления (МТТМ) и применили их в исследовании нескольких тысяч школьников. Эти исследования показали, что дети с развитыми творческими способностями могут иметь значительно более низкие показатели коэффициента интеллекта по сравнению со своими сверстниками. Если оценивать степень креативности детей на основе тестов на интеллектуальность, подчеркивал Торренс, придется исключить из рассмотрения около 70 процентов наиболее одаренных детей. Этот процентный показатель устойчив и практически не зависит ни от метода измерения интеллекта, ни от образовательного уровня испытуемых. Был разработан обширный проект исследования таланта. Программа исследований: изучение соотношений между интеллектом и креативностью; выявление особенностей личности креативных детей; изучение факторов окружения, влияющих на развитие творческих способностей: отношение между родителями и детьми, порядок рождения и половые различия; отношения между одаренными детьми и их сверстниками; социальные и культурные факторы. В результате огромной работы удалось с достоверностью установить лишь то, что креативность проявляется неравномерно: с интервалом в четыре года (5. 9, 13, 17 лет) исследователи единодушно отмечают спад креативности у испытуемых и связывают его с социальными и биологическими факторами. Ориентация на достижение успеха, стремление к стереотипности и конформизму в поведении, боязнь задавать вопросы, противопоставление работы как серьезной деятельности и игры как развлечения -- все это тормозит развитие креативности. Использование награды за необычные ответы, соревнование между детьми, специальная тренировка и упражнение умственных способностей -- стимулирует ее. В добавление к мнению Термена, считавшего, что одаренного человека характеризует упорство в доведении дела до конца, целеустремленность, уверенность в себе и свобода от лишних, отягчающих переживаний, Торренс отмечает, что одаренные дети более социально общительны, дружелюбны, сердечны и в то же время более одиноки. Они отличаются значительно более ярким самосознанием и чувством юмора. Эти дети более реактивны к раздражителям, независимы и чужды конформизму, устойчивы к стрессу и более подвержены эдипову комплексу. Все это вместе взятое рисует сложную картину психической организаций одаренного ребенка, и, как отмечают сами американские авторы, эта картина носит пока несколько несвязный и туманный характер. Отсюда – необходимость дальше разрабатывать тесты на креативность для совершенствования их прогностической ценности, выявлять показатели будущих креативных способностей уже у младенцев, глубже изучать влияние социальных, культурных и ситуационных (особенности личности родителей, их "образ жизни", домашняя обстановка) факторов, которые, взаимодействуя с врожденными характеристиками, стимулируют или подавляют творческое самовыражение ребенка.

Вклад А. Гезелла и Л. Термена в психологию состоит в том, что они положили начало становлению детской психологии как нормативной дисциплины, которая описывает достижения ребенка в процессе роста и развития и на их основе строит разнообразные психологические шкалы. Необходимо подчеркнуть, что основной упор они делали на роль наследственного фактора для объяснения возрастных изменений.

3. Теория трех ступеней детского развития.

Исследователи в европейских странах в большей степени были заинтересованы в анализе качественных особенностей процесса развития. Их интересовали стадии развития поведения в фило – и онтогенезе. Так, после работ И.П.Павлова, Э. Торндайка, В. Келера австрийский психолог К. Бюлер предложил теорию трех ступеней развития :

    инстинкт;

    дрессура;

    интеллект.

К. Бюлер связывал эти ступени не только с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развитием аффективных процессов, с развитием переживания удовольствия, связанного с действием. В ходе эволюции поведения отмечается переход удовольствия «с конца на начало» . По его мнению, первый этап – инстинкты – характеризуется тем, что наслаждение наступает в результате удовлетворения инстинктивной потребности, то есть после выполнения действия. На уровне навыков удовольствие переносится на самый процесс совершения действия. Появилось понятие «функциональное удовольствие». Но существует еще предвосхищающее удовольствие, которое появляется на этапе интеллектуального решения задачи. Т.о., переход удовольствия с конца на начало, по К. Бюлеру – основная движущая сила развития поведения. К. Бюлер перенес эту схему на онтогенез. К. Бюлер заметил сходство примитивного употребления орудия у человекоподобных обезьян и ребенка, и поэтому сам период проявления первичных форм мышления у ребенка он назвал шимпанзеподобным возрастом.

К. Бюлер никогда не причислял себя к биогенетистам. Однако, его взгляды – еще более глубокое проявление концепции рекапитуляции, так как этапы развития ребенка отождествляются со ступенями развития животных. К. Бюлер разделял с почти всей современной ему детской психологией односторонний и ошибочный взгляд ан психическое развитие как на единый и притом биологический по своей природе процесс.

Как подчеркивал Л.С. Выготский, К. Бюлер пытался привести к одному знаменателю факты биологического и социально-культурного развития и игнорировал принципиальное своеобразие развития ребенка. К.Бюлер разделял с почти всей современной ему детской психологией односторонний и ошибочный взгляд на психическое развитие как на единый и притом биологический по своей природе процесс. Много позднее критический анализ концепции К. Бюлера был дан К. Лоренцем. Он указал, что представление К. Бюлера о надстройке в процессе филогенеза высших ступеней поведения над низшими противоречит истине. По мнению К Лоренца, это три независимые друг от друга, возникающие на определенном этапе животного царства линии развития. Инстинкт не подготавливает дрессуры, дрессура не предшествует интеллекту. Развивая мысли К. Лоренца, Д. Б. Эльконин подчеркивал, что между стадией интеллекта и стадией дрессуры нет непроходимой грани. Навык -- это форма существования интеллектуальным образом приобретенного поведения, поэтому может быть иная последовательность развития поведения: сначала интеллект, а затем навык. Если это верно для животных, то тем более это верно для ребенка. В развитии ребенка условные рефлексы возникают на второй-третьей неделе жизни. Нельзя назвать ребенка инстинктивным животным -- ребенка надо учить даже сосать

К. Бюлер глубже, чем Ст. Холл, стоит на позициях биогенетического подхода, так как распространяет его на весь животный мир. И хотя теория К. Бюлера сегодня уже не имеет сторонников, ее значение в том, что она, как справедливо подчеркивал Д. Б. Эльконин, ставит проблему истории детства, истории постнатального развития.

4. Концепция конвергенции двух факторов развития .

В опытах Э. Торндайка (исследование приобретенных форм поведения), в исследованиях И. П. Павлова (изучение физиологических механизмов научения) подчеркивалась возможность возникновения на инстинктивной основе новых форм поведения. Было показано, что под влиянием среды наследственные формы поведения обрастают приобретенными умениями и навыками. В результате этих исследований появилась уверенность в том, что все в поведении человека может быть создано, лишь бы были для этого соответствующие условия. Однако здесь возникает старая проблема – что в поведении от биологии, от инстинкта, от наследственности, ичто от среды, от условий жизни?

Философский спор нативистов ("существуют врожденные идеи") и эмпириков ("человек – чистая доска") связан с решением этой проблемы. Вопрос о том, оправдывается ли теория эмпиризма или теория нативизма при объяснении феноменов детского развития, интересовал одного из основоположников гештальт-психологии -- К. Коффку. В своих исследованиях детского развития К. Коффка выступил против витализма К. Бюлера и механицизма Э. Торндайка. По его мнению, система внутренних условий совместно с системой внешних условий определяет наше поведение. Поэтому развитие заключается не только в созревании, но и в обучении. К. Коффка считал, что поведение только тогда будет полностью описано, когда будут известны обе его стороны, и только такое описание позволит перейти к объяснению поведения. По мнению К. Коффки, надо изучать не только то, что ребенок делает, его внешнее поведение, но и его внутренний мир -- мир его переживаний. Это и есть основной метод исследования К. Коффки, названный им психофизическим. Психофизический метод имеет форму эксперимента. Исследователь создает ситуацию, по возможности, измеряемую, то есть соответствующую требованиям естественнонаучного эксперимента. Затем он изучает поведение испытуемого, планомерно изменяя ситуацию и исследуя изменения в его поведении. В дополнение к этому экспериментатор должен учитывать сообщаемые испытуемым переживания, которые возникли у него в ходе эксперимента. Для объяснения психологических явлений К. Коффка ввел новый принцип -- принцип структурности. Он, с точки зрения К. Коффки, в одинаковой мере применим для раскрытия сущности инстинкта, дрессуры и интеллекта. К. Коффка обнаруживает его в поведении животных и в поведении ребенка. Он охватывает этим принципом и самые простые рефлексы новорожденного, и сложные формы детской игры, и обучение в школьном возрасте... Перечисление здесь можно остановить, ибо когда одним и тем же принципом.объясняются столь разнородные явления, он становится бессодержательными практически ничего не объясняет. Как писал Л. С. Выготский, "преодоление механицизма достигается у Коффки путем введения интеллектуалистического принципа. Коффка преодолевает механицизм уступками витализму, признавая, что структура изначальна, а витализм -- уступками механицизму, ибо механицизм означает не только сведение человека к машине, но и человека к животному". "Тем не менее,-- подчеркивал далее Л. С. Выготский,-- структурный принцип оказывается исторически более прогрессивным, чем те понятия, которые он в ходе развития нашей науки заменил. Поэтому на пути к исторической концепции детской психологии мы должны диалектически отрицать структурный принцип, что означает одновременно: сохранить и преодолеть его".

Спор психологов о том, что же предопределяет процесс детского развития - наследственная одаренность или окружающая среда - привел к теории конвергенции этих факторов. Ее основоположник – В.Штерн. Он считал, что психическое развитие – это не простое проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий. Это – результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. Ни об одной функции, ни об одном свойстве, по мнению В. Штерна, нельзя спрашивать, происходит ли она изнутри или извне? Закономерен лишь вопрос: что именно происходит в ней изнутри ичто – извне? Потому что в ее проявлениях действуют всегда и то и другое, только всякий раз в разных соотношениях. Влияние наследственности и среды анализировалось Штерном на примере некоторых видов деятельности, в частности, игры. Он впервые выделил содержание и форму игровой деятельности, доказывая, что форма неизменна и связана с врожденными качествами, для упражнения которых и создана игра. Содержание же задается средой, помогая ребенку понять, в какой конкретно деятельности он сможет реализовать заложенные в нем качества. Т.о., игра служит не только для упражнения врожденных инстинктов, но и для социализации детей.

За проблемой соотношения двух факторов, которые влияют на психическое развитие ребенка, чаще всего скрывается предпочтение фактора наследственной предопределенности развития. В. Штерн, как и другие его современники, был сторонником концепции рекапитуляции. Часто упоминаются его слова о том, что ребенок в первые месяцы младенческого периода с еще неосмысленным рефлекторным и импульсивным поведением находится на стадии млекопитающего. Во втором полугодии благодаря развитию схватывания предметов он достигает стадии обезьяны. Овладев вертикальной походкой и речью, ребенок достигает начальных ступеней человеческого состояния; первые пять лет игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов; затем следует поступление в школу, что соответствует вступлению человека в культуру с ее государственными и экономическими организациями. Простое содержание античного и ветхозаветного мира наиболее адекватно в первые школьные годы детскому духу; средние годы носят черты фанатизма христианской культуры, и только в период зрелости достигается духовная дифференциация, соответствующая состоянию культуры Нового времени.