Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Русское освободительное движение. Боец последней сотни

УДК 94:325.2:316.356.4(410.1)"1920/1970" Ратушняк Олег Валерьевич

кандидат исторических наук, доцент кафедры новой, новейшей истории и международных отношений Кубанского государственного университета

КАЗАКИ В АНГЛИИ В 1920-1970-Е ГГ.

Аннотация:

В статье предпринята попытка описания характера пребывания казаков в Англии, переселившихся в результате первой и второй волн эмиграции. В числе главных причин малочисленности представителей казачества на территории Великобритании автор выделяет удаленность страны от границ России, враждебность позиции Англии по отношению к России до Первой мировой войны, образ жизни и мышления англичан, отличный от казачьего. После Второй мировой войны в Англии наблюдалось увеличение числа казаков-эмигрантов.

Ключевые слова:

казачество, казачья эмиграция, Англия, казачье зарубежье, общеказачья станица, М.А. Таратухин, журнал «Пикет», «Россиянин».

Ratushnyak Oleg Valeryevich

PhD in History, Assistant Professor, Modern, Contemporary History and International Relations Department, Kuban State University

COSSACKS IN ENGLAND IN 1920-1970-S

The article makes an attempt to describe the character of residence in England of those Cossacks, who moved there during the first and second waves of emigration. Among the main reasons for the small number of Cossacks in the UK, the author mentions the remoteness of the country from the borders of Russia, England"s hostile attitude towards Russia before the World War I, the way of life and thinking of Englishmen different from the Cossacks" one. There was increasing number of Cossack emigrants in England after the World War II.

Cossacks, Cossack emigrants, England, Cossacks abroad, Cossacks" village, M.A. Taratukhin, magazines "Picket", "Russian".

В отечественной историографии, посвященной российскому зарубежью, четко выделяются целые направления, исследующие те или иные аспекты данной проблемы: по сферам жизни и деятельности (политическая, социальная, экономическая), по социальным (военные, торгово-промышленники, интеллигенция, студенчество, казачество) или этническим (украинцы, евреи, калмыки и т. д.) группам эмиграции, по странам рассеяния эмигрантов (Франция, Германия, Чехословакия, Болгария, Югославия и т. д.).

Примерно с конца 1990-х гг. ряд исследователей сосредоточили свое внимание на тех или иных аспектах жизни казаков-эмигрантов. Публикуются комплексные исследования, посвященные казачьему зарубежью в целом. Ведется работа по анализу пребывания в эмиграции представителей отдельных казачьих войск. Изучается пребывание казаков в отдельных странах, исследуются вопросы, связанные с политическими исканиями и культурным наследием казачьей диаспоры. Появляются первые работы о казаках-эмигрантах, посвященные непосредственно периоду Второй мировой войны. Исследователи занимаются отдельно источниковой базой, дающей возможность анализировать различные аспекты существования и деятельности казачьего зарубежья. Появляются первые историографические работы по истории казачьей эмиграции.

В то же время остается еще много неизученных или слабо изученных проблем, связанных с пребыванием казаков за рубежом. Это и вопросы адаптации, ассимиляции казаков-эмигрантов, и взаимоотношения казаков-эмигрантов с другими представителями российской эмиграции и населением принимающих стран, и взаимоотношения казаков-эмигрантов первой и второй волн российской эмиграции. Практически не изучена проблема пребывания казаков-эмигрантов за рубежом после окончания Второй мировой войны.

В отечественной историографии определенное внимание уделено размещению и пребыванию казаков-эмигрантов в странах их наибольшего размещения: Болгарии, Франции, Чехословакии, Югославии. Однако немаловажный интерес представляет изучение казачьей эмиграции и в государствах, где их численность была относительно невелика. Подобного рода исследования помогают получить сведения о причинах малочисленности эмигрантов в данной стране, отличительных особенностях их адаптации, поддержке (или утере) связи с основными центрами казачьей эмиграции и атаманами, общих и отличительных аспектах и факторах их отдельного проживания от основной массы российских эмигрантов и т. п.

Целью настоящего исследования является попытка ответить на данные вопросы применительно к пребыванию казаков-эмигрантов в Великобритании.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 3)

Численность казаков-эмигрантов в Великобритании была крайне мала. Фактически можно говорить только об отдельных представителях казачества, проживавших на территории данного государства. В связи с этим сразу же возникает вопрос о причинах малочисленности казаков-эмигрантов в Великобритании и соотношении их количества с общим количеством российских эмигрантов.

Вопрос о численности российской эмиграции в целом до сих пор является открытым в связи с отсутствием достаточно четкой системы их учета. Данное замечание характерно и для российских эмигрантов в Великобритании. При этом различие в данных колеблется от 10 тыс. до 100 тыс. человек . Скорее всего, вторая цифра относится, во-первых, ко всем эмигрантам с территории бывшей Российской империи, во-вторых, к 1917-1920 гг. - периоду их наибольшего наплыва. Данные же касательно цифры в 10-15 тыс. человек относятся преимущественно к русскому зарубежью, объединенному в клубы, общества, организации на протяжении 1920-1930-х гг. Как показывает опыт определения численности эмигрантов в различных странах, их общая численность обычно примерно в 2 раза превышает данные тех или иных организаций, занимающихся учетом беженцев. В целом численность российских эмигрантов в Великобритании уступает их численности в так называемых центрах российского зарубежья - Франции, Германии, Болгарии, Югославии и Чехословакии. Данные государства приняли большинство казаков-эмигрантов.

Процент казаков-эмигрантов от общей численности российской эмиграции в основных центрах российского зарубежья примерно одинаков. И это вполне объяснимо. В данном случае играли важную роль пути выхода за рубеж, а также причины, по которым указанные государства приняли наибольшее число эмигрантов из России и были привлекательны для последних. Болгария, Чехословакия и Югославия были притягательны для беженцев из России в силу близости расположения к ее границам. Ведь большинство эмигрантов рассматривали свою эмиграцию как временную и надеялись в ближайшее время вернуться на родину, веря в то, что большевистский режим будет недолговечен. Кроме того, это были страны с преобладанием славянского населения, близкого по культуре, языку и обычаям беженцам из России. В Югославии и Чехословакии приему эмигрантов из России способствовала политика правительств данных государств. Привлекательность Франции заключалась прежде всего в том, что, понеся большие потери в ходе Первой мировой войны, страна остро нуждалась в рабочих руках для восстановления разрушенной экономики. Кроме того, высокое качество жизни при наличии постоянного заработка также являлся определенным стимулом для переезда в данную страну. Значим и тот факт, что именно французское правительство дольше всего обеспечивало существование российских беженцев (хотя фактически за счет «российской казны»). Немцев и русских в значительной степени сближал факт определенной обездоленности в результате Первой мировой войны и последующих революционных событий.

В этом плане Великобритания была менее привлекательна для российских эмигрантов. Она была наиболее удалена от России. До вынужденного сближения с Россией накануне Первой мировой войны Великобритания являлась ее основным соперником и часто проводила далеко недружелюбную политику (например, в ходе Русско-японской войны).

Незначительное (фактически единичное) присутствие казаков-эмигрантов в Великобритании объясняется и теми путями, которыми эмигранты попадали в страну. Большая часть эмигрантов прибыла в Великобританию с английскими судами, эвакуировавшими белые армии из Архангельска, Мурманска и частично с Черноморского побережья Российской империи весной 1920 г., в то время как основная масса казаков эмигрировала из Крыма осенью 1920 г., преимущественно на российских судах, и была размещена на территории Балканского полуострова.

В силу этого до окончания Второй мировой войны упоминания о казаках-эмигрантах в Великобритании носят фрагментарный и единичный характер. Не способствовала популярности Великобритании среди российских беженцев и политика правительства. Кроме того, британский образ жизни, отношение самих англичан также создавали неблагоприятную среду для социальной адаптации российских эмигрантов. Как верно отметила О.А. Казнина, «со своей "островной" культурой, своими жизненными ценностями, даже со своей логикой мышления Англия в значительной мере подавляла "русскость" в эмигрантах» . В силу этих обстоятельств Великобритания стала «второй родиной» для тех российских эмигрантов, которым она была близка политически, в силу семейных (династических), экономических, научных и культурных связей: «...преимущество в ней составляли "англофильски" настроенные кадеты, члены царской семьи и их ближайшее окружение, представители аристократии, буржуазии, научная интеллигенция, деятели культуры и искусства» .

Незначительное присутствие отдельных казаков в Великобритании определило отсутствие здесь каких-либо казачьих организаций и обществ, станиц и хуторов, создаваемых казаками-эмигрантами в местах их пребывания за границей. Казаки в Великобритании были фактически оторваны от своих атаманов и собратьев в других государствах. Это подтверждается отсутствием упоминаний о них в списках организаций, входящих в Казачий союз (по состоянию на 1925 г.), в вольно-казачье движение (по состоянию на 1933 г.), в именных списках казаков - участников выборов атамана Всевеликого войска Донского (1935 г.) .

В культурной жизни Великобритании казаки проявили себя выступлением Донского казачьего хора под руководством С. Жарова, состоявшимся во второй половине 1925 г. Особенно ярким было выступление в Виндзорском дворце, которое посетил английский король Георг V .

Ситуация с присутствием казаков-эмигрантов в Великобритании кардинально изменилась после Второй мировой войны. Как известно, часть советских граждан, оказавшись в силу разных причин за пределами родины, не изъявила желание возвратиться в родные края. Более того, некоторые из них панически этого боялись и стремились уехать как можно дальше от границ СССР, что привело к переселению большинства российских эмигрантов в страны Западной Европы, США, Канаду, Австралию, государства Латинской Америки. В свою очередь начавшаяся холодная война создала благоприятную обстановку для тех выходцев из России / СССР, которые негативно относились к советскому режиму. Это способствовало тому, что в Великобритании, являвшейся ближайшей союзницей США в холодной войне, обосновалось много новых эмигрантов из России / СССР, в том числе и казаки.

В 1950-1970-е гг. наблюдаем не только отдельных представителей казачества на берегах Туманного Альбиона, но и целые казачьи объединения, организации и общества. Так, в Лондоне было образовано объединение кубанцев во главе с М.А. Таратухиным . Более того, казаки принимали активное участие в жизни казачьего зарубежья. Например, в ноябре 1956 г. казачьи станицы в Лондоне и Брэдфорде участвовали в выборах Донского войскового совета за рубежом .

В 1950-е гг. в Англии издавался журнал «Пикет», который фактически был журналом о казаках и для казаков. Много внимания уделял казачеству и журнал «Россиянин», также издававшийся на берегах Туманного Альбиона. Многие послевоенные эмигрантские журналы публиковали рассказы и стихи казака, проживавшего в Англии. Чаще всего они публиковались под псевдонимом Белоинок Захарий.

Лидеры казачества за рубежом особый упор делали на необходимость сохранения казачьих традиций, казачьей культуры. Они всячески стремились избежать ассимиляции и видели в сохранении казачьего самосознания и культуры наиболее действенный способ этого. В Великобритании казаки также внесли определенный вклад в сохранение казачьего самосознания. Так, в 1950-1960-е гг. на квартире кубанского казака Н.М. Барсука собиралась и хранилась так называемая Казачья национальная библиотека .

Как и везде за границей, в местах небольшого присутствия представителей казачьих войск России они чаще всего объединялись в общеказачьи организации. М.А. Таратухин долгое время возглавлял общеказачью станицу в Лондоне. Кроме того, он являлся официальным представителем Кубанского войскового атамана в Великобритании. При этом казаки, находившиеся в Великобритании, по-прежнему активно участвовали в жизни казачьей диаспоры. Они участвовали в выборах кубанского войскового атамана за рубежом. Совместно с рядом казачьих объединений США, Канады и Латинской Америки общеказачья станица в Лондоне в 1974 г. выступила резко против деятельности так называемых казаков-самостийников .

Таким образом, казачество в Великобритании прошло путь от отдельных представителей казачества до казачьих организаций, принимавших активное участие в жизни казачьего зарубежья.

1. Казнина О.А. Русские в Англии (эмиграция 1920-30-х гг.) // Зарубежная Россия. 1917-1939 гг. : сб. ст. СПб., 2000.

2. Казнина О.А. Русская эмигрантская община в Англии: 1920-30-е гг. // Русский мир. 2000. № 1.

3. Ульянкина Т.И. Опыт изгнания: русские ученые-эмигранты в Великобритании: 1917-1940-е гг. // Русский мир. 2000. № 1.

4. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 6679. Оп. 1. Д. 9 ; Ф. 6473. Оп. 1. Д. 218 ; Ф. 6461. Оп. 1. Д. 223 ; Оп. 2. Д. 98.

5. Клинский Е. Сергей Жаров и его Донской казачий хор. Берлин, 1931.

6. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. Р-1864. Оп. 1. Д. 19. Л. 2.

7. ГАКК. Ф. Р-1864. Оп. 1. Д. 96. Л. 23.

И Черчиллем , британское правительство обязалось выдать после окончания войны Советскому правительству всех перемещённых лиц , бывших гражданами СССР на 1939 год .

На 25 мая 1945 года в Лиенце, по данным Якоба Хорнбергера, находилось 2479 казаков, среди которых было 2201 солдат и офицеров, остальные 278 являлись мирными гражданами.

С семи часов утра 1-го июня казачьи семьи собрались на равнине за лагерной оградой вокруг полевого алтаря, где проводилось траурное богослужение. Когда настал момент причащения (причащали одновременно 18 священников), появились британские войска. Солдаты бросились на толпу; началась расправа: сопротивлявшихся казаков избивали и кололи штыками, пытаясь загнать в машины. Стреляя, действуя штыками, прикладами и дубинками, они разорвали заградительную цепь безоружных казачьих юнкеров. Избивая всех без разбора, бойцов и беженцев, стариков и женщин, втаптывая в зем­лю детей, они стали отделять от толпы отдельные группы людей хватать их и насильно бросать в поданые грузовики, откуда их в последствии бросали в советские железнодорожные вагоны

Массовая выдача обитателей Казачьего Стана продолжалась до середины июня 1945 г. К этому времени из окрестностей Лиенца в СССР было депортировано свыше 22,5 тыс. казаков и кавказцев, в том числе как минимум 3 тыс. старых эмигрантов. Более 4 тыс. человек бежало в леса и горы. Не менее тысячи (по другим данным, около 13 тыс.) погибли во время кровавой драмы 1 июня.

Комментируя выдачу, ряд авторов отмечают, что казаки, сражавшиеся на стороне нацистов, принимали участие в массовом истреблении мирных жителей и подавлении антифашистких выступлений. Согласно показаниям Г. фон Паннвица, данным на суде, он в апреле 1943 года по указанию рейхсфюрера СС Гиммлера сформировал 15-й казачий корпус СС и командовал им в карательных операциях против югославских партизан, совершая массовые убийства и изнасилования :

Зимой 1943-1944 годов в районе Сунья-Загреб по моему приказу было повешено 15 человек заложников из числа югославских жителей… В конце 1943 года в районе Фрушка-Гора казаки 1-го кавалерийского полка повесили в деревне 5 или 6 (точно не помню) крестьян. Казаки 3-го, 4-го и 6-го кавалерийских полков в этом же районе учинили массовое изнасилование югославских женщин. В декабре 1943 года подобные же экзекуции и изнасилования были в районе города Брод (Босния). В мае 1944 года в Хорватии, в районе южнее города Загреб, казаки 1-го полка сожгли одну деревню. Этим же полком в июне 1944 года было совершено массовое изнасилование жительниц города Метлика. По приказу командира 4-го кавалерийского полка подполковника германской армии Вольфа была сожжена деревня Чазьма, что западнее города Беловар. В этот же период, то есть летом 1944 года, казаки кавалерийского полка сожгли несколько домов в Пожего-Даруварском районе. Я также вспоминаю, что в декабре 1944 года казаки 5-го кавалерийского полка под командованием полковника Кононова во время операции против партизан в районе реки Драва, недалеко от гор. Вировитица, учинили массовое убийство населения и изнасилование женщин…

Судьба казаков

Шкуро и фон Паннвиц

П. Н. Краснов

Большинство выданных казаков вместе с семьями были отправлены на спецпоселение и в 1955 году были амнистированы. Группа генералов, а также некоторые офицеры и рядовые были признаны виновными в военных преступлениях и приговорены к смертной казни.

Признание военными преступниками и казнь

По приговору Военной Коллегии Верховного Суда СССР казачьи генералы П. Н. Краснов , А. Г. Шкуро , Т. Н. Доманов , Султан-Гирей Клыч были признаны советским судом виновными в антисоветской деятельности и военных преступлениях и повешены в Москве 16 января 1947 года .

Вместе с ними был казнён и командир 15-го Казачьего конного корпуса генерал-лейтенант группенфюрер СС Гельмут фон Паннвиц , кадровый офицер, добровольцем воевавший против России ещё в Первую мировую войну .

По сведениям некоего Франсуа де Ланнуа, суд над генералами начался 15 января 1947 года в 18 часов 25 минут. Суд проводился в закрытом заседании, без присутствия прокурора и без участия защитников, представляющих интересы генералов. После трех часов процесса в 21:25 заседание было закрыто и возобновлено 16 января 1947 года в 11:25. В 15:15 суд удалился, чтобы вынести приговор. Приговор был вынесен в 19:39 и был приведен в исполнение в 20:45 во внутреннем дворе тюрьмы.

Высылка и амнистия

Длительные сроки заключения получили некоторые офицеры и рядовые, остальные казаки вместе с семьями были отправлены на спецпоселение сроком на шесть лет. 17 сентября 1955 года Президиум Верховного совета принял указ «Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупационными властями в период Великой Отечественной войны», по которому высланные казаки были амнистированы .

Вопросы реабилитации

В 1996 году Главная военная прокуратура Российской Федерации посмертно реабилитировала генерала фон Паннвица на основании пункта «а» ст. 3 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года («Подлежат реабилитации лица, которые по политическим мотивам были: а) осуждены за государственные и иные преступления»). Однако, как сообщил начальник Управления реабилитации жертв политических репрессий Главной военной прокуратуры РФ генерал-майор юстиции Валерия Кондратова, в 1996 году не была учтена статья 4 того же правового акта, в часности пункты «б» и «г», в которых говорится, что лица, в делах которых имеются достаточные доказательства по обвинению в совершении преступлений реабилитации не подлежат.

Через 5 лет, в 2001 году, после публикации в одном из российских СМИ, с санкции главного военного прокурора решение пятилетней давности было отменено. 28 июня 2001 года управлением ГВП было вынесено заключение, что фон Паннвиц за совершённые преступные деяния осуждён обоснованно и реабилитации не подлежит. Одновременно Главной военной прокуратурой было признано, что справка о реабилитации фон Паннвица не имеет юридической силы .

17 января 2008 года депутат Государственной думы от партии «Единая Россия », атаман Всевеликого Войска Донского Виктор Водолацкий подписал приказ о создании рабочей группы по политической реабилитации атамана Краснова. По мнению заместителя войскового атамана по идеологической работе полковника Владимира Воронина, который входит в рабочую группу, Краснов не был предателем:"Краснов был казнен за предательство родины, хотя не являлся ни гражданином России, ни Советского союза и никого не предавал".

Депутат Госдумы от «Справедливой России» Михаил Емельянов назвал инициативу казаков серьезнейшей политической ошибкой, которая получит международный резонанс: «Казаки своими заявлениями существенно ослабляют позиции нашей дипломатии». Депутат Госдумы из фракции КПРФ Николай Коломейцев заявил, что казаки «специально создают шумиху накануне региональных выборов» и пообещал, «что даже попытка реабилитации этого человека вызовет массовые протесты».

28 января 2008 года совет атаманов организации «Всевеликое войско донское» принял решение, в котором отмечалось: «…исторические факты свидетельствуют о том, что активный борец с большевиками в годы Гражданской войны, писатель и публицист П. Н. Краснов в годы Великой Отечественной войны сотрудничал с фашистской Германией; <…> Придавая исключительную важность вышеизложенному, Совет атаманов решил: отказать в ходатайстве некоммерческому фонду „Казачье зарубежье“ в решении вопроса о политической реабилитации П. Н. Краснова» . Сам Виктор Водолацкий заявил: «факт его сотрудничества с Гитлером в годы войны делает совершенно неприемлемой для нас идею его реабилитации» .

Память

На территории храма Всех Святых находится «Мемориал Примирения народов России и Германии, воевавших в мировых войнах». Мемориал создан по инициативе троих православных ветеранов Великой Отечественной войны, которых поддержало «Товарищество ветеранов 15 кавалерийского корпуса». На мемориале установлена плита, на которой написано «Воинам русского общевоинского союза, русского корпуса, казачьего стана, казакам 15 кавалерийского корпуса, павшим за веру и отечество» и перечисляются казачьи командиры 15 кавалерийского корпуса СС : фон Паннвиц, Краснов, Шкуро, Келеч-Гирей, Доманов и другие . Она установлена по адресу г. Москва, Ленинградский проспект, д. 75. .

В мае 2007 года мраморная плита была разбита. По данному факту возбуждено уголовное дело по статье «Вандализм». По данным некоего Ильи Васюнина «„Не для протокола“ сотрудники говорят прямо: „Унесли бы плиту - никаких проблем не было бы“». Настоятель храма протоиерей Василий Баурин отметил, что данная плита не имеет никакого отношения к храму Всех Святых: «мы сами были бы рады перенести эту плиту, поскольку не хотим участвовать ни в каких политических баталиях. Плита была установлена в конце прошлого столетия, но сейчас храм не имеет к ней никакого отношения» . В том же году памятник был восстановлен.

5 июня 2004 года состоялась траурная церемония и церковное поминовение атаманов и казаков XV Казачьего кавалерийского корпуса и Казачьего стана, членов их семей, насильственно выданных с 28 мая по 5 июня 1945 г. английским правительством советскому. Траурная служба была проведена в храме Всех святых на Соколе. Церемония была приурочена к 59-летию трагических событий и насильственной выдаче казаков. Затем состоялся крестный ход от храма Всех Святых до православной часовни во имя Преображения Господня на Всероссийском военном братском кладбище героев Первой Мировой войны и жертв красного террора.

Примечания

  1. Илья Крамник. Нацистская станица . РИА Новости (05.06.2008). Проверено 30 декабря 2008.
  2. Jacob G. Hornberger Repatriation - The Dark Side of World War II .
  3. КАЗАЧИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК// Лиенц
  4. О пастырском окормлении Казачьего Стана в Северной Италии в годы Второй мировой войны
  5. Баймухаметов С. Казаки-эсэсовцы // Русский Базар, № 26 (532), 29 июня - 5 июля, 2006
  6. Нестеров В. За веру, фюрера и отечество // gazeta.ru , 26 августа 2005
  7. Турченко С. Коричневый туман // Труд , № 176, 22 сентября 2005
  8. Лавренов С. Я., Попов И. М. Крах Третьего рейха . M.: OOO «Фирма „Издательство ACT“, 2000. - 608 с ISBN 5-237-05065-4.
  9. С запросом о реабилитации генералов-коллаборационистов обращались региональная общественная организация „Добровольческий корпус“, журнал „Посев“ и ряд частных лиц. Вот отчёт . Дело было рассмотрено. В соответствии с заключениями Главной военной прокуратуры об отказе в их реабилитации определениями Военной коллегии Верховного суда Российской Федерации от 25 декабря 1997 граждане Германии Краснов П. Н., Шкуро А. Г., Султан-Гирей Клыч, Краснов С. Н. и Доманов Т. И. признаны обоснованно осужденными и не подлежащими реабилитации.
  10. Франсуа де Ланнуа. Казаки Паннвица. 1942-1945. М.:»АСТ". - 2006, стр. 185.
  11. Улитвинов, A. Ради друга Гельмута - «Независимое военное обозрение», 14 декабря 2001 года.
  12. Реабилитация атамана Краснова
  13. Донские казаки отказались реабилитировать П.Краснова
  14. Кустов М. Реабилитации не подлежит // Трибуна, № 3, 1 февраля 2008
  15. // scepsis.ru
  16. Памятник нацистам в Москве
  17. «Примирение народов» завершилось панихидой с участием гитлеровцев
  18. Настоятель храма Всех Святых на Соколе опроверг информацию о том, что разрушенная памятная плита имеет отношение к храму // patriarchia.ru, 14 мая 2007
  19. Поминовение казаков состоялось в храме Всех святых на Соколе // pravoslavie.ru

В эти дни 65 лет назад в окрестностях тихого австрийского городка Лиенц с 28 мая по 4 июня 1945-го английские войска насильственно репатриировали в СССР более ста тысяч кубанских, донских и терских казаков и русских эмигрантов - женщин, детей и стариков. О тех страшных страницах читателям «КИ» рассказывает старший научный сотрудник Краснодарского историко-археологического музея-заповедника им. Е. Д. Фелицына Наталия Корсакова...

Евангелие с казачьей Голгофы

Судьба русских эмигрантов и кубанских казаков в Европе была решена еще в феврале 1945 года на Ялтинской конференции, где приняли секретные документы о выдаче советскому правительству всех воинских соединений и гражданских лиц, принимавших участие в войне против СССР и находившихся на территориях его противника. Без суда и следствия правительства США и Великобритании обрекли миллионы русских людей, не принявших советский режим и бежавших от Гражданской войны, расказачивания и голода в Германию, Австрию, Францию, Италию и другие страны Европы, на тюрьмы или смерть. Среди них были сотни тысяч казаков, надеявшихся получить статус политических беженцев.

Малой части из них уже в 1946 году помог покинуть Европу и уехать в Новый свет Толстовский фонд, которым руководила дочь писателя Льва Толстого Александра. Фонд же вел учет репатриированных: за 1945 год в СССР отправили почти 123 тысячи казаков. Из них более 25 тысяч - из Лиенца, где на берегу реки Дравы на двадцать пять километров растянулся Казачий стан - лагерь бежавших от советской власти с Кубани, Дона и Терека. В Лиенце, окрестностях соседних городов Обердраубург и Клагенфурт были штабы генералов Т. И. Доманова и П. Н. Краснова, 15-го казачьего кавалерийского корпуса генерала Гельмута фон Паннвица. Только в палаточном лагере под Лиенцем, где находились лишь мужчины, стояло около пяти тысяч кавалеристов. Неподалеку в бараках жили 20 тысяч стариков, женщин и детей: в импровизированных «станицах» и «хуторах» (в один из них доставили регалии Кубанского казачьего войска) работали пекарни и мастерские, школы и юнкерское училище.

Почти всех этих безоружных людей с 30 мая по 1 июня британские войска силой отправляли в СССР. Эту трагедию историки и современники назвали казачьей Голгофой, - говорит Наталия Корсакова. - Сейчас в Кубанском войсковом музее в американском городе Нью-Джерси хранится четырехметровое полотно «Выдача казаков в Лиенце». Оно написано очевидцем тех событий Сергеем Георгиевичем Корольковым, донским казаком из-под Новочеркасска. Там же, в США, находится знамя с Николаем Чудотворцем, которое в 1943 году вывезли кубанские казаки из станицы Екатериновской: с ним они стояли на молебне 1 июня 1945-го, когда началась бойня. А вот другая реликвия из стана, рукописное Евангелие священника станицы Брюховецкой Кокарева, подарена нашему музею.

Завод превратили в крематорий

- План выдачи Казачьего стана и всех русских у Лиенца был жесток, четко спланирован с учетом психологии офицеров старой русской армии: дисциплинированности, чувства товарищества, веры в союзнический долг. Его исполнителями стали части 8-й Английской армии генерала Александера, 8-й Аргильский и Сутерландский батальоны, - продолжает Наталия Александровна. - 28 мая поступило предписание о том, что все офицеры, чиновники и генералы должны прибыть на «конференцию» в лагерь Шпиталь, где решат их судьбу. Там их разоружили, изъяв ценные вещи, и отправили в Советский Союз. Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила шестерых генералов Казачьего стана: Г. фон Паннвица, П. Краснова, А. Шкуро, Султан Келеч Гирея, С. Краснова и Т. Доманова - к смертной казни, они были повешены 16 января 1947 года.

Из них только Доманов попадал под Ялтинское соглашение как служивший фашистам, а остальные даже не были гражданами России. Келеч Гирея выкупил король Иордании, ему вернули личные вещи и освободили, но генерал сказал: «Я прошел с казаками две войны и с ними умру» . Фон Паннвицу покровительство предложили британцы, но тот почти дословно повторил слова соратника… А 1 июня 1945-го британцы окружили Казачий стан на берегу Дравы, где священники Русской православной церкви за границей служили молебен о спасении казаков. Английские солдаты не дали завершить его, открыв огонь по хоругвям и иконам. Ударами прикладов они сгоняли священнослужителей, безоружных казаков, женщин, детей и стариков к грузовикам: тех, кто сопротивлялся, кололи штыками, расстреливали из винтовок и пулеметов, давили танками и бронемашинами.

По пути следования колонны машин матери выбрасывали детей в Драву или на дорогу, чтобы использовать хоть малейший шанс на их спасение, и сами бросались вслед. Для некоторых конечной точкой страшного маршрута стал город Юденбург, куда доставили две тысячи четыреста избитых казаков и гражданских. Часть военных в течение двух суток расстреляли, а их тела сожгли в печах старого литейного завода, который работал без перерыва несколько дней. Позже более 110 тысяч оставшихся в живых казаков в товарных вагонах отправили в СССР, где их ждали лагеря. Когда после смерти Сталина они были амнистированы, в живых осталось только 60 человек, уехавших в Европу.

Люди семьями молили о смерти

В каждую из своих поездок в США, в которых историк изучает историю казачества, Наталия Александровна записывает воспоминания эмигрантов и их потомков в «американскую» тетрадь. В прошлом году она пополнилась рассказами трех очевидцев событий в Лиенце. Казачке из станицы Владимирской Маше Сухенко на пути в Юденбург вместе с матерью удалось выпрыгнуть из грузовика и спрятаться в канаве, где в спешке на них никто не обратил внимания. Кубанский казак Александр Палмер вместе с родителями сбежал в лес.

Казачка из станицы Белореченской Ия Хаустова, которую я попросила написать воспоминания о трагедии в Лиенце для нашего музея, вспоминала, как во время молебна подъехали 60 английских грузовиков, а неподалеку уже стояли товарные вагоны. Казаков и гражданских стали сгонять, и первой из толпы вышла девятилетняя девочка. Она подала британскому офицеру записку на английском, которую переводчик громко прочел по-русски: «Лучше расстреляйте нас, но не выдавайте тем, от кого мы бежали» , - говорит историк. - Какой-то мужчина пытался объяснить, что он подданный Сербии, но руководивший операцией майор Дэвис через переводчика же ответил: «Документы покажете Сталину» , и тогда казак стал просить убить его вместе с женою и двумя детьми... Через две недели англичане собрали оставшихся в стане казаков у себя в лагере, чтобы объяснить, что приостанавливают выдачу. Когда британцы вошли в палатку, сотни русских людей в едином порыве встали и запели «Вечную память». Повисла долгая минута молчания. А через две-три недели англичане окончательно прекратили выдачу «изменников советской родины».

Позже, в 1970-е, английский офицер, свидетель расстрела казаков в Юденбурге, Эдуард Стюарт пришлет кубанцам за океан письмо: «Ружейная стрельба продолжалась две ночи и день на фоне самого прекрасного, что мне довелось в жизни слышать, пения мужского хора. Казаки пели песни и с песней они умирали. По нашим подсчетам, было сделано более двух тысяч выстрелов... Я много раз пытался рассказать о трагедии в Лиенце, но мне не верили: разве такое преступление могли совершить цивилизованные страны?»

Священный погост в долине Дравы

Первым, кто собрал и опубликовал исторические документы, воспоминания и свидетельства очевидцев о Лиенце, были казак станицы Петровской и атаман Кубанского казачьего войска в эмиграции Вяче-слав Науменко. В 1962-м и 1970-м он издал два тома книги «Великое предательство. Выдача казаков в Лиенце и других местах в 1945-1947 гг.» : тираж последнего из них в Нью-Йорке был раскуплен за один день, став библиографической редкостью, - рассказывает Наталия Александровна. - В 1970-м британец лорд Бэттел воспользовался материалами Науменко для книги о Лиенце «Последняя тайна», большие исследования о казачьей Голгофе написали итальянец Корниер и японец Мацкевич.

…В октябре 1945 года под Лиенцем местные жители установили монумент в память о погибшем русском казачестве, неподалеку разбили погост, где покоятся убитые в долине Дравы кубанские, донские и терские казаки. Каждый год в конце весны сотни людей в казачьей форме из разных уголков мира приезжают в Лиенц на Kosakenfriedhof, «Казачье кладбище»: на панихиду и тризну.

Для казачьей эмиграции кладбище в Лиенце - священное место. Атаман Кубанского казачьего войска в эмиграции Александр Певнев бывал на ежегодных поминовениях. Для него этот австрийский край памятен вдвойне: под Лиенцем, чудом избежав гибели, он встретил будущую супругу Елизавету, - объясняет Наталия Александровна, которой в годовщину трагедии в Лиенце предстоит показать регалии Кубанского казачьего войска в нашем музее гостям из Австрии. - Как память о казачьей Голгофе Наталья Назаренко - дочь другого кубанского атамана Вячеслава Науменко - подарила нашему музею свою картину «Лиенц. Напрасный зов»: на ней казаки в кольце британцев, брошенные лошади и палатки Казачьего стана.

Старший научный сотрудник Краснодарского историко-археологического музея-заповедника им. Е. Д. Фелицына Наталия Корсакова

В июне 1945 произошла насильственная выдача войсками Англии и США Советскому Союзу казаков и эмигрантов первой волны. Тогда стало понятно: с Европы выдача есть. Но вспоминать это событие не любят.

Расказачивание

Открытое сопротивление власти казаки начали практически сразу после событий революции, и согласно директиве ЦК РКП(б) было принято решение о необходимости провести «массовый террор против богатых казаков, истребляя их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью».

Данная операция в дальнейшем получила название «расказачивания», у казачьего населения отнимали продукты, скот и земли. Если бы не резкая политика большевиков, казаки могли бы стать хорошими союзниками Советов: первоначально атаманы казачьих войск хотели сделать Доно-Кавказский союз суверенным государством, соблюдающим нейтралитет в войне красных и белых, и общественное настроение после слухов об экономических успехах большевиков и массовой красной агитации склонялось к выбору большевиков своими союзниками. Однако террор большевиков сначала в Оренбургской губернии, а, затем, и в других казачьих регионах заставил казаков перейти на сторону белогвардейского движения.

Свои

Земли казаков завоевывали и освобождали для переселенцев, расстреливая и угнетая местное население, в том числе женское, как противников советской власти. Все казачьи станицы большевики обложили гигантскими налогами, несмотря на то, что далеко не все казаки поддерживали сопротивление.

После того, как перешедшие на сторону Советов красные казаки взяли столицу Дона, Новочеркасск, в город прибыли каратели-чекисты и расстреляли городскую интеллигенцию и офицеров, глумясь над трупами. После этого даже красные казаки стали противодействовать недавним союзникам.

Массовый расстрел около 5.5 тысяч нелояльных советской власти казаков в 1918-1919 на территории Кубани, Ставрополья и в области Войска Донского стал печальным исходом политики расказачивания. Однако на этом советская власть не остановилась, и в начале 30-х было проведено раскулачивание казаков, их арест и массовая депортация (около 300 000 человек) в Ставропольские и Сальские степи.

Чужие

В 1942 году Новочеркасск, бывшую столицу Войска Донского, оккупировали немецкие войска. Гитлер одобрил идею создания казачьих объединений под патронажем Германии, так как считал, что казаки – потомки готов – арийцев, не принадлежащих к «низшей» славянской расе. Казачьим сходом было решено создать казачье войско в составе Вермахта. После отступлений немецких войск (а с ними и казаков) в 1943, С. В. Павлов, занимавшийся созданием казачьих вооруженных формирований, приступил к организации «Казачьего стана». В Берлине в 1944 было образовано Главное управление казачьих войск, которые принимали участие в боевых действиях в Беларуси, подавляли восстание в Варшаве, а затем были передислоцированы в Италию для борьбы с антифашистским движением. Казачий стан укоренился на севере Италии: туда за счет земель местного населения были переселены семьи казаков, там расквартировывались казачьи войска, выходила газета «Казачья земля», многие города стали станицами.

30 апреля генерал немецких войск в Италии Ретингер принял решение о капитуляции, вследствие чего сорокатысячный Казачьий Стан вынужден был переселиться в восточный Тироль в Австрии. В мае начался сложный переход через Альпы, в ходе которого казакам пришлось вести ожесточенные бои с итальянскими партизанами. Спустя 10 дней, несмотря на сложности с погодой и нападениями, казаки добрались до города Лиенца, в котором они надеялись сдаться англичанам, чтобы не попасть в руки Советского Союза.

Выдача казаков

После того, как 18 мая Казачий Стан капитулировал перед англичанами, пленных казаков расположили в лагерях неподалеку от Лиенца. Несмотря на то, что командование казаков пыталось объяснить руководству Англии и США обстоятельства их союза с Германией и показать оборотную сторону сталинского режима, по результатам Ялтинской конференции было вынесено безоговорочное решение о выдаче всех пленных, имеющих советское гражданство на 1939 год Советскому Союзу.

Для того, чтобы не вызвать подозрения больших масс казаков, пусть и разоруженных, сперва было решено вызвать офицеров на некое «совещание», вследствие чего более 1500 офицеров было обмануто и вывезено английскими войсками. Казаки не думали, что офицерские понятия о чести позволят англичанам обмануть их: «Люди были прямо ослеплены… Да оно, отчасти, и понятно. Такой подлости еще не помнит история всех войн на земном шаре. Мало кто этого ожидал». Англичане умело манипулировали доверием казаков: заранее были пущены слухи о том, что военных Казачьего Стана собираются вывезти в Африку, а их семьи поселить в Англии. Много говорилось о раздоре между Сталиным и союзниками, якобы даже покинувших посольства в Москве. На самом же деле все вывезенные офицеры были переданы НКВД.

Выдача

На следующий день казакам сообщили, что все они будут репатриированы, и в случае нежелания возвращаться на родину, будет применена сила. Еще через несколько дней павших духом казаков ожидала новая трагедия: 1 июня, во время совершения траурного богослужения близ лагеря Пеггец, британские войска взяли в кольцо толпу собравшихся: «многотысячная толпа была охвачена кольцом танков, танкеток и грузовых машин». Сопротивление было жестоко подавлено, безоружных казаков стреляли и кололи штыками, «затрещал помост и были перевернуты столы, служившие престолом и жертвенником. Были задавленные насмерть».

Народ молился и покорно ожидал смерти, однако английский офицер кричал: «Казаки! Мы знаем, что вы храбрый народ, но в данном случае всякое сопротивление бесполезно. Вы должны быть возвращены на родину».

Казаков посадили в грузовики, разбежавшихся по лесам и горам ловили и также депортировали. Всего было выслано около 22 000 казаков, а также эмигрантов из Югославии и других стран. Казаков вывозили не только из Лиенца; страшная трагедия произошла и в Юденбурге. По словам очевидцев, рядом с поселком вдруг неожиданно заработал старый завод, хотя рабочие в это время находились по домам. Объяснение, невероятное, но очевидное, напрашивалось само: «Советы сжигают казаков…»

Казаков выдавали из Австрии, Франции, Италии, Англии, Дании и других государств Западной Европы. После акта передачи большинство командиров, офицеров, высших чинов были казнены, а основная масса казаков, в том числе и их семьи, была отправлена в ГУЛаг и на работу на шахтах. Многие умерли, а те казаки, что прошли через лагеря, постепенно переводились на режим спецпоселения, а после 1955 года согласно указу амнистировались и продолжили жить в СССР, утаивая страшные страницы истории своего прошлого.

Андрей Золотов – корреспондент РИА Новости в Австрии специально для «Правмира»

В эти дни, в первых числах июня в дальнем уголке Австрии, на берегу горной реки Дравы (Драу), молились о погибших русских и украинских казаках, освящали часовню Русской Зарубежной Церкви и вспоминали тяжелый, для всех неудобный эпизод Второй мировой войны, получивший в истории название «Трагедия в Лиенце».

Название маленького австрийского города прошумело в этом году в отечественных блогах и СМИ, когда один из казачьих активистов Владимир Мелихов обвинил российских пограничников в том, что они намеренно испортили его паспорт в аэропорту «Домодедово», чтобы не допустить его на торжества в Лиенце. Но другие гости из России были здесь вместе с казаками из Германии, Канады, Австралии и других стран, а имя Патриарха Кирилла как Предстоятеля воссоединившейся в 2007 году Русской Церкви возносилось на богослужении в память о тех, кого большинство россиян по-прежнему считает предателями.

«Это очень больная, сложная тема. Если мы говорим про казаков в России, то это тема известная. Про нее знают, но говорить не принято. Война пока еще не закончилась - еще есть живые свидетели. Через сто лет можно будет на эту тему говорить», - рассуждает на берегу Дравы казачий полковник из Москвы Сергей Пига Петренко, председатель Движения по признанию казачества нематериальным наследием ЮНЕСКО.

Семьдесят лет назад британские оккупационные власти насильственно выдали СССР тысячи антисоветских казаков, пришедших с Кубани и Дона с отступающей немецкой армией и воевавших в составе вермахта в Италии и Югославии.

Вместе с военнопленными, которые добровольно сдались здесь англичанам, ища прибежища в последние дни войны, в ГУЛАГ отправляли их жен и детей, а вместе с гражданами СССР - эмигрантов «первой волны», которые присоединились к казачьим формированиям Вермахта, но не подлежали репатриации в соответствии с Ялтинскими соглашениями. Казаки оказали сопротивление, которое было подавлено британскими военнослужащими. Возникла давка, многие кончали жизнь самоубийством. Другим удалось бежать.

Афиша выставки “Когда-то беженец, сегодня – турист. К 70-летию трагедии казаков в Лиенце”

Разные источники дают разное количество как выданных казаков, так и погибших при выдаче. В выдержавшей череду судов с британским правительством книге Николая Толстого «Жертвы Ялты» говорится о 32 тысячах казаков, пробившихся в начале мая 1945 года из северной Италии и сдавшихся англичанам в Лиенце. Австрийский историк, профессор Института археологии Университета Инсбрука Харальд Штадлер утверждает, что, опираясь на британские списки, можно говорить о 22-25 тысячах выданных казаков. Считается, что на мемориальном «Казачьем кладбище» в районе Лиенца Пеггец в 28 могилах похоронено 300 человек. Но сотни лежат в других местах или не имеют могил, утонув в водах Дравы и Мура.

Казачьи командиры белые генералы Петр Краснов, Андрей Шкуро, командир «Дикой дивизии» Клыч Султан-Гирей, бывший майор Красной армии, а впоследствии генерал-майор Вермахта Тимофей Доманов и их «верховный походный атаман», группенфюрер СС Гельмут фон Паннвиц были повешены по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР в 1947 году (решением от 1997 года они не подлежат реабилитации). А сколько рядовых казаков были расстреляны или скончались в советских лагерях, подсчитать вряд ли возможно.

Паломничество к казакам

В среду состоялось паломничество прихожан Русской Зарубежной Церкви в город Юденбург, который находился на границе британской и советской оккупационных зон. Там служили литию на могилах казаков, погибших при выдаче. Сюда еще 29 мая 1945 года доставили грузовики с офицерами, которых обманным путем выманили под предлогом «конференции» с британским командованием. А начиная с 1 июня 1945 года туда пошли и вагоны с рядовым составом, женщинами и детьми. Также 3 июня в здании вокзала в Лиенце открылась выставка, посвященная казачеству. А накануне в католической церкви святого Антония в центре Лиенца, которая еще в 1945 году была предоставлена в распоряжение православных, организатор сегодняшней русской православной общины Лиенца протодиакон мюнхенского собора РПЦЗ Георгий Кобро читал лекцию о казачестве.

Казаки на берегу Дравы

Но главное событие мемориальных дней состоялось в годовщину начала депортации, 1 июня в Пеггеце - предместье Лиенца, где 70 лет назад стояли казармы и палатки казачьего лагеря, а теперь маленькое казачье кладбище окружено складами, магазинами и мелкими предприятиями вдоль берега шумной Дравы. Начиная с 1960-х годов, каждый год в этот день здесь собирались на молитву сначала уцелевшие казаки, а потом их дети и внуки, съезжавшиеся из разных частей Русского Зарубежья.

В год 70-летия трагических событий на мемориальном кладбище освятили часовню во имя Покрова Божией Материи и святого Цесаревича Алексия - небесной заступницы казаков и их последнего державного верховного атамана. Деревянную часовню построила австрийская общественная организация по уходу за военными захоронениями «Черный крест» на деньги жертвователей - как местных жителей, так и из других стран, включая Россию.

По словам протодиакона Кобро, руководство Лиенца, осознавшее, что казачья трагедия - часть «печального городского маркетинга», подарило земельный участок, вплотную примыкавший к кладбищу и, по счастью, остававшийся свободным. Земля Тироль ассигновала 40 тысяч евро, а частные дарители жертвовали от 20 до тысяч евро на строительство. За пять лет собралось около 170 жертвователей.

По заказу «Черного креста» часовню в русском стиле строили инженеры и строители из Западной Украины, с которыми организация сотрудничает в поддержании австрийских солдатских могил галицийского фронта Первой мировой войны.

Интерьер часовни

Освящение и последовавшую за ним Божественную Литургию возглавили два архиерея РПЦЗ - архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (Арндт) и архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил (Донсков).

Архиепископ Марк

За Литургией вслед за молитвой о мире на Украине возносили прошение «о всех зде лежащих убиенных казаках и казачках». Сама часовня служила алтарем, а сотни молящихся, многие в колоритных казачьих формах, стояли перед ней на небольшом мемориальном кладбище в окружении строя не менее колоритных тирольских стрелков в национальных костюмах и шляпах с перьями.

«Мы вспоминаем 70-летие преступной выдачи казаков англичанами советской власти. Большей частью они пошли на расстрел. Часто говорят о военных преступлениях немцев, а о преступлениях англичан, например, не говорят. Пора об этом заговорить и помнить, что это было страшное преступление, которое совершилось здесь, в Австрии,» - сказал в интервью после Литургии архиепископ Марк. Он поблагодарил австрийские власти за то, что они выделили землю и поддержали инициативу постройки часовни. «Некоторые, человек 300, здесь похоронены, но большей частью они просто истреблены, погибли в волнах реки. Важно, чтобы мы всегда помнили об этом страшном времени», - добавил он.

Живые свидетели

Среди присутствовавших была и живая свидетельница событий 70-летней давности, жительница Лиенца Матильда Валльнер. Сегодня ей 91 год, а в 1945 году она работала служанкой в сельскохозяйственном училище. В разговоре с Правмиром старушка вспоминала, как видела казачьи повозки, как казаки держали много животных, в том числе десятки коров, и как однажды директор школы послал ее к казакам подоить их корову - время было голодное.

«Казаки не были для нас опасными, они были добрые люди», говорит Валльнер. Помнит ли она события 1 июня? «Я все это наблюдала. Там, из училища, - говорит она, указывая в сторону вокзала, - я смотрела из окна и видела, как англичане их согнали и били прикладами винтовок. Кровь с них текла. Еще я видела одну семью. Их ребенка отвели в другое место, а потом они все окна (вагонов) уже забили досками, и один мужчина выломал эти доски, вылез из вагона и вытащил ребенка из другого вагона к себе. Так я поняла, что родители не знали, где их дети. Это было так печально!»

Была здесь и Соня Вальдер - дочь казаков, воспитанная в австрийской семье. «Я всегда знала, что моя мать была казачка,» говорит по-немецки госпожа Вальдер. По семейному преданию, мать хотела бросить ее в Драву, но рядом оказалась австрийка по имени Антония Ханзер, которая взяла ее на воспитание. «Впоследствии я встретила человека, который присутствовал при том, как мать передавала меня госпоже Ханзер. Он сказал, что это было очень драматично и он потом долго думал, что случилось с этой девочкой,» – говорит Соня, которая каждый год приезжает сюда 1 июня.

В книге «Жертвы Ялты», впервые вышедшей в 1979 году, где британский историк Николай Толстой собрал огромную массу свидетельств и доступных документов о насильственной репатриации россиян западными союзниками, рассказывается, что после того, как казаки были разоружены под видом обмена их оружия, а офицеры не вернулись в лагерь в Пеггеце после отправки на «конференцию», казаки уже понимали, что их ждет. Они вывесили черные флаги и плакаты «Лучше умереть здесь, чем вернуться в СССР».

Архиепископ Михаил и скауты

«Рассвет 1 июня застал казаков в разгар приготовлений к их крестному пути: (комендант лагеря) майор Дэвис должен был прибыть в лагерь в 7 утра и начать погрузку. Узнав об этом, священник донских казаков, отец Василий Григорьев, велел за час до приезда Дэвиса собрать всех казаков по станицам на службу на лагерной площади; только Бога оставалось им просить о помощи,» пишет Толстой.

По прибытии в Пеггец, комендант увидел сомкнутые ряды казаков, молившихся на богослужении. Он дал им время закончить службу, но потом, не дождавшись ее окончания, начал операцию по разделению толпы, направив на нее солдат с винтовками и саперными инструментами. Первая группа была вырвана из толпы и отправлена в грузовики. Среди остальных возникла давка.

Перевернутый престол, порванные ризы

Толстой приводит воспоминания уцелевшей казачки: «Толпа сжалась и заметалась, были раздавленные, я сама стояла на чьем-то теле и только старалась не стать на его лицо. Солдаты выхватывали отдельных людей и бросали в грузовики, которые тут же отъезжали полунаполненные. Со всех сторон в толпе слышались крики: «Сгинь, сатана! Христос Воскресе! Господи, помилуй!»

Те, которых хватали, отчаянно сопротивлялись, и их избивали. Я сама видела, как английский солдат выхватил у матери ребенка и хотел бросить его в автомобиль. Мать уцепилась за ногу дитяти, и они так и тянули его: один в одну, а другая в другую сторону. Потом я видела, что мать не удержала ребенка и дитя ударилось о край машины. Что было дальше, не знаю.

Перевернутый престол, порванные ризы духовенства… Толпа сдавила нас так, что мама, у которой висела на груди икона Казанской Божьей Матери, посинела и стала задыхаться.

Господи,- молилась я,- как я смела иметь в такое время ребенка? Господи! Что мне делать? Святой Феодосий Черниговский, спаси мою девочку! Если я сохраню ее хотя бы только в эту ужасную пятницу, я обещаю всю жизнь поститься по пятницам строгим постом, чтобы никогда этого не забыть!

И вот свершилось чудо: та же самая толпа, которая только что угрожала нас раздавить, теперь стала постепенно вытеснять нас, неудержимо вытеснять. И вытеснила… Но не на цепь солдат, а в противоположную сторону таким образом, что теперь перед нами открывалась прямая дорога на мост, через реку и в лес.

С юга лагерь огибала река Драва, и через нее был перекинут мостик. Течение Дравы даже летом отличается невероятной быстротой. Когда пленные ринулись на мост, одна женщина бросилась с ребенком в бурную воду. Семья молодой казачки, о которой мы рассказываем, уцелела: ей удалось скрыться в горах; и с тех пор она свято соблюдала свой обет, по пятницам ограничиваясь хлебом и водой.

Казакам показалось, что английских солдат охватило какое-то безумие. Размахивая палками и прикладами, они обрушивали удары куда попало - на мужчин и женщин, малых и старых. Священника и его сослужителей повалили, а потом унесли, их облачения и иконы втоптали в землю. Немолодого казака, который во время службы держал икону, избили так, что кровь текла по его лицу, рукам, рубашке и по самой иконе.”

«Казакам – жертвам»

Трагедия в Лиенце стала важным элементом идентичности русской эмиграции первой и второй волны в целом и Русской Зарубежной Церкви в частности. Она представляет русских людей как жертв не только большевиков, но и Запада.

Значительная часть казаков, оказавшая сопротивление большевизму, воевавшая в Белой армии, подвергнутая потом репрессиям и «расказачиванию» со стороны советской власти, увидела, вместе с частью русской эмиграции, в нацистской Германии силу, способную сокрушить коммунизм, и встала на их сторону. В соответствии с этим нарративом, нацистское руководство тоже не доверяло русским частям в составе своих вооруженных сил.

Церковь св. Антония в центре Лиенца, в которой с 1945 года разрешено служить православным

Одни из них, как часть власовского движения, мнили себя «третьей силой», способной освободить Россию от коммунизма и добиться независимости от Германии. Другие, как многие казаки в Лиенце, мечтали о том, что англичане отправят их в одну из своих колоний, где дадут возможность жить традиционным укладом, как им удалось организовать свою жизнь в период немецкой оккупации сначала на Кубани, потом в Белоруссии, а в конце войны на севере Италии. Но и англичане, в соответствии с этим нарративом, предали их на заклание сталинскому режиму.

«Это место - последнее в истории человечества, в котором казачество боролось против большевизма,» - говорит в интервью после Литургии архиепископ Михаил, родившийся в Париже в семье донских казаков. «Они попали в очень сложную обстановку и мировые обстоятельства и решили с оружием как-то действовать. Погибли почти все, во всяком случае вожди, и это было так задумано. Но они постарались дать бой и показать миру, что они верны своему преданию. И они оказались жертвой, то есть мучениками здесь,» - продолжает он.

Архиепископ Михаил

Владыка указывет на увенчанный восьмиконечным крестом обелиск с терновым венцом, установленный на кладбище его создателем, архиепископом Стефаном (Севбо), обосновавшимся в конце войны в Зальцбурге и окормлявшим десятки тысяч «перемещенных лиц» из России в западных оккупационных зонах Австрии. «Видите, написано „Казакам-жертвам“? Это особая жертва, последняя жертва, которая была произведена в 1945 году… Это не только память, но и духовное общение с их подвигом, их примером», - говорит архиерей.

А как же быть с тем, что казаки все же воевали в Вермахте, на стороне нацистской Германии, и большинство людей в современной России смотрит на них как на предателей Родины? Владыке явно неприятен этот вопрос. «Я дам ответ совершенно другого типа, если позволите. Если он одел немецкую форму, значит немец? Тогда все наши кубанцы - они чеченцы, хорошо?» - отвечает он с напряжением в голосе.

«Разделить легко – соединить трудно»

Казачий полковник из Москвы Пига Петренко, который приехал в Лиенц из Италии, где изучает опыт самоорганизации казачьих станиц в конце Второй мировой войны, замечает, что в современной России стали вспоминать трагедии казаков периода Гражданской войны - такие как последний бой на Кубани или расстрел десятков тысяч терских казаков при депортации в 1921 году.

«В России сейчас начинают отмечать казачьи трагедии, но Лиенц получается в стороне. Нельзя говорить про Великую Отечественную войну, нельзя говорить про отношения с Европой - много чего нельзя,», говорит он.

Можно ли считать, что в том, что касается Гражданской войны 1918-20 годов, примирение состоялось, а в том, что касается той ее части, которая, по определению Александра Солженицына, продолжилась в рамках Второй мировой войны, - нет?
«Тема Гражданской войны сейчас стала темой моды - там есть какое-то благородство. А про Великую Отечественную - пока жив хоть один человек (который был ее участником), об этом лучше не говорить. Наверное, это правильно,» - отвечает Пига Петренко.

И тут же добавляет: «Разделения казаков - искусственные: белые, красные, реестровые, общественные - это все способы административного управления. А есть же дух, есть судьба: защищать и, если нужно, где-то сложить свою голову. Судьба казачества является ярким примером того, что сейчас происходит на Украине: разделить легко, а соединить трудно,» заключает он.