Результаты обследования слоговой структуры слова. Методики обследования слоговой структуры слова. VIII. Обследование звукового анализа слова
Серия заданий направлена на выявление характера нарушений слоговой структуры слов у детей со стертой дизартрией. Для обследования слоговой структуры и звуконаполняемости слов подбираются слова с определенными звуками и с разным количеством слогов. Типы слогов варьируются: открытые [СГ], закрытый [ГС], со стечением [ССГ], [ГСС], [СССГ] в начале, середине и в конце слова. Исследуется возможность произнесения слов разной слоговой структуры: односложные, двусложные, со стечением и т.д., последовательно обследуются слова 13 классов по Марковой. Также исследуется возможность воспроизведения ритмического рисунка слов, восприятие и воспроизведение ритмических структур (изолированных ударов, серии простых ударов, серии акцентированных ударов). Детям предлагается назвать предметные картинки, повторить слова отраженно за логопедом, ответить на вопросы.
Кроме того, предлагают повторить ряды слогов, состоящие:
~ из разных гласных и согласных, например, «ка - ту - бо»;
Из разных согласных, но одинаковых гласных, на
пример, «ка - га - да»;
Из разных гласных, но одинаковых согласных, на
пример, «та - то - ту»;
Из одинаковых гласных и согласных звуков, но с
разным ударением (акцентированные) па - па - па,
да - да - да, па - па - па.
В исследование включено отраженное повторение предложений со словами сложной слоговой структуры.
Цель исследования:
1. Выявить те частотные классы слов, слоговая
структура которых сохранна в речи ребенка.
2. Выявить те классы слоговой структуры слов, ко
торые грубо нарушены в речи ребенка.
3. Определить тип нарушения слоговой структуры
слова.
Виды нарушения слоговой структуры слова - см. п. 5.2.
По характеру нарушения слоговой структуры можно определить уровень О HP.
1. Исследование сформированное™ слоговой структуры слов 1-3 классов (по Марковой)
1 класс - двусложные слова из открытых слогов:
вода
муха зубы
2 класс - трехсложные слова из открытых слогов:
собака
ягоды молоко
3 класс - односложные слова:
мяч
1 класс: 2 класс 3 класс:
лыжи машина кот
мыло лопата лес
пила корова нож
Критерии оценки:
4 балла - четко воспроизводит слоговую структуру всех
слов.
2 балла - произносит замедленно, по слогам, некоторые
слова искажает.
1 балл - большинство слов искажает, искажает звукона-полняемость слов.
О баллов - искажение слоговой структуры слов и при повторе, и при самостоятельном воспроизведении по картинке.
2. Исследование сформированности слоговой струк
туры слов 4-6 класса (по Марковой)
1) Инструкция: «Повтори слова за логопедом».
4 класс - двусложные слова с закрытым слогом:
веник
утюг паук
5 класс - двусложные слова со стечением в середи
не слова:
юбка письмо
6 класс - двусложные слова с закрытым слогом и
стечением согласных:
поднос компот
2) Инструкция: «Назови картинки».
4 класс: 5 класс 6 класс:
лимон мышка фартук
топор кошка альбом
пенал вилка тетрадь
Критерии оценки:
3 балла - воспроизводит слоговую структуру правильно, но напряженно, замедленно.
2 балла - произносит скандированно, со второй попытки.
1 балл - большинство слов воспроизводит, искажая слоговую структуру.
О баллов - некоторые слова отказывается повторить и назвать картинки, остальные искажает по структуре и звукона-полняемости.
3. Исследование сформированности слоговой струк
туры слов 7-9 класса (по Марковой)
1) Инструкция: «Повтори слова за логопедом».
7 класс - трехсложные слова с закрытым слогом:
колобок
помидор ананас
8 класс - трехсложные слова со стечением согласных:
яблоко
шахматы ананас
9 класс - трехсложные слова со стечением соглас
ных и закрытым слогом:
кузнечик
осьминог
2) Инструкция: «Назови картинки».
7 класс: 8 класс 9 класс:
телефон конфеты памятник
огурец рубашка цыпленок
самолет котлеты карандаш
Критерии оценки:
4 балла - верно повторяет слова и называет картинки.
3 балла - воспроизводит слоговую структуру правильно, но с запинками.
2 балла - слоговая структура воспроизводится в замедленном темпе.
1 балл - искажается слоговая структура большинства слов.
О баллов - отказывается повторить некоторые слова и назвать отдельные картинки.
Воспроизведенная слоговая структура других слов искажена.
4. Исследование сформированности слоговой структуры слов 10-13 классов (по Марковой)
1) Инструкция: «Повтори слова за логопедом».
10 класс - трехсложные слова с двумя стечениями
согласных:
матрешка
11 класс - односложные слова со стечением соглас
ных в начале или конце:
слова: флаг хлеб волк
12 класс - двусложные слова с двумя стечениями
согласных:
13 класс - четырехсложные слова из открытых сло-
кукуруза
2) Инструкция: «Назови картинки.
10 класс: 11 класс: 12 класс: 13 класс:
кисточка стол клетка черепаха
лампочка стул краски гусеница
корзинка ключ кнопка пирамида
Критерии оценки:
4 балла - слоговая структура всех слов 10-13 классов воспроизводится верно.
3 балла - слоговая структура воспроизводится, но звуко-наполняемость нарушается.
2 балла - слова воспроизводятся в замедленном темпе, скандировано, по слогам, хуже по картинкам, чем отраженно.
1 балл - искажается слоговая структура по всем классам слов и нарушается звуконаполняемость.
О баллов - отказ от выполнения задания.
5. Исследование сформированности слоговой структуры слов сложной слоговой структуры
1) Инструкция: «Повтори слова за логопедом».
Примечание 1. Предварительно выясняется понимание значения слов. В случае необходимости уточняется значение слова разными способами сементизации (показ картинки, пояснение через контекст и др.) Если слово отсутствует в пассивном словаре, то это слово снимают из лексического материала обследования.
Примечание 2. Слова, сложные по семантике, подчеркнуты.
скворечник
простокваша
лекарство
троллейбус
телевизор
транспорт
строительство
парикмахерская
2) Инструкция: «Назови картинки».
танкист
сковорода
космонавт
аквалангист
термометр
кинотеатр
милиционер
аквариум
Критерии оценки:
4 балла - слоговая структура всех слов воспроизводится верно.
3 балла - замедленное, скандированное, послоговое воспроизведение слова нарушается.
2 балла - искажает слоговую структуру при назывании картин.
1 балл - искажается слоговая структура более половины всех слов.
О баллов - грубо искажает слоговую структуру слова как отраженно, так и при самостоятельном назывании по картине. Отказ от выполнения задания.
6. Исследование возможности повторения ряда слогов
1) Инструкция: «Повтори за логопедом». Примеча
ние: предлагают слоги, состоящие из разных гласных и
согласных звуков.
ПА - ТУ - КО ТА - ПУ - БО ДА - ТУ - ПО
2) Инструкция: «Повтори за логопедом».
ных согласных, но одинаковых гласных звуков.
КА - ГА - ДА ПО - КО - КО БУ - ПУ - ГУ
3) Инструкция: «Повтори за логопедом».
Примечание: предлагают слоги, состоящие из раз
ных гласных, но одинаковых согласных звуков.
ПА - ПО - ПУ БО - БУ - БА КУ - КА - КО
4) Инструкция: «Повтори за логопедом». Примечание: предлагают одинаковые слоги, но произносимые с разной силой голоса (т.е. под ударением). ТА - ТА - ТА ТА - ТА - ТА ТА - ТА - ТА
Критерии оценки:
4 балла - правильно повторяет все ряды слогов во всех четырех пробах.
3 балла - затруднение только в четвертой пробе на акцентированные слоги.
2 балла - затруднения в 1, 2, 4 пробах.
1 балл - не справляется с пробами, состоящими из трех слогов, но выполняет 1,2, 3 пробу из двух слогов.
0 баллов - не справляется со всеми пробами. Отказ от
выполнения задания.
Примечание: трудности воспроизведения ряда из трех слогов могут быть связаны с недостатками слуховой памяти на линейный ряд. В этом случае предлагается сократить слоговые ряды до двух слогов в ряду.
7. Исследование возможности воспроизведения ритмических структур
1) Инструкция: «Послушай как постучу я, а теперь повтори за мной удары» (! - удар - пауза).
Примечание: ритмический рисунок можно отхлопывать рукой по столу, молоточком по металлофону, по барабану, палочкой, погремушкой, хлопать в ладоши, ударять в бубен и т.п.
2) Инструкция: «Хлопни в ладоши столько раз, сколько точек на карточке».
Примечание: предварительно предъявляются карточки с разным количеством точек.
3) Инструкция: «Повтори за мной удары как можно точнее».
Отхлопывание ритмического рисунка с разной силой: ! - тихо, ! - громко.
Примечание: лучше проводить исследование восп-|роизведения ритмических акцентированных структур, используя бубен, металлофон, барабан.
Критерии оценки:
4 балла - точное воспроизведение ритмических структур после первого предъявления.
3 балла - правильное воспроизведение после второго предъявления.
2 балла - появление ошибок после второго предъявления.
1 балл - ошибочное воспроизведение после третьего предъявления;
О баллов - отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения проб.
8. Исследование возможности воспроизведения ритмического рисунка слова ударами
1) Инструкция: «Скажем вместе слово по частям (по слогам) и отхлопаем каждую часть (слог). Скажи, сколько частей (слогов)?»
Маша лето молоко ракета
Мыши мыло машина газета
Мука лапа лопата котята
Критерии оценки:
4 балла - сопряженно воспроизводит ритмическую структуру слов и правильно производит подсчет количества частей слова (слогов).
3 балла - сопряженно не воспроизводит ритмическую
структуру слов 2 класса, но подсчет количества частей (сло
гов) осуществляет верно, ориентируясь на утрированное от-
хлопывание логопеда.
2 балла - сопряженно воспроизводит ритмическую струк
туру слов 1 класса, но подсчета количества частей (слогов)
слов не производит.
1 балл - отхлопывает без учета ритмической структуры
слов. Количество ударов не соответствует количеству слогов.
Количество слогов не определяется.
0 баллов - не включается в сопряженную деятельность.
Отказ от выполнения.
2) Инструкция: «Назови картинку, а потом отхлопай слово по частям (слогам)».
слова 1 класса слова 2 класса
лыжи - бананы -
часы - собака -
г | луна - корова -
ff коза - лисица -
ваза - береза -
рыба - кубики -
бусы - радуга -
муха - сапоги -
Критерии оценки:
4 балла - ритмическую структуру слов воспроизводит
правильно.
3 балла - воспроизводит ритмическую структуру слов не
синхронно с произнесением.
2 балла - воспроизводит ритмическую структуру только
слов 1 класса.
1 балл - количество ударов не соответствует количеству
слогов.
О баллов - не воспроизводит ритмический рисунок слова после многократных попыток.
9. Исследование возможности произнесения предложений со словами сложной слоговой структуры
Инструкция: «Повтори за логопедом предложения».
Слова, сложные по семантике, поясняются, уточняются. Если слова отсутствуют в пассивном словаре ребенка, то предложения, включающие эти слова, исключаются из материала обследования. Слова, сложные по семантике, в тексте подчеркнуты.
# Экскурсовод проводит экскурсию.
# Водопроводчик чинит водопровод.
# Регулировщик регулирует движение транспорта.
# В аквариуме плавают разноцветные рыбки.
# Строители работают на строительстве высотного
дома.
# Волосы подстригают в парикмахерской.
# Весело журчат весенние ручьи.
# На сковороде жарятся котлеты.
Критерии оценки:
4 балла - слоговая структура слов в предложении воспроизводится правильно.
3 балла - замедленное, скандированное, послоговое воспроизведение слоговой структуры слов.
2 балла - искажает слоговую структуру в 2-3 предложениях после двукратного повторения.
1 балл - искажает слоговую структуру в 4-5 предложениях после двух- трехкратного повторения.
О баллов - во всех ответах допускает грубые искажения слоговой структуры слов. Отказ от ответов.
10. Исследование слоговой структуры слов при ответах на вопросы
Инструкция: «Послушай и ответь на вопросы». Слова, сложные по семантике, уточняются, поясняются.
Что жарят на сковороде? (котлеты) Кто чинит водопровод? (водопроводчик) Кто проводит экскурсию? (экскурсовод) Кто регулирует движение транспорта? (регулировщик)
Кто подстригает волосы? (парикмахер)
Как называют водный дом для рыб? (аквариум)
Кто учит учеников? (учительница)
Критерии оценки*:
4 балла - правильное воспроизведение слоговой структуры слов.
3 балла - замедленное, скандированное воспроизведение слоговой структуры слов.
2 балла - искажает слоговую структуру в 2-3 ответах.
1 балл - искажает слоговую структуру в 4-5 ответах. Допускает ошибки даже после двух- трехкратного повторения.
О баллов - во всех ответах допускает грубые искажения слоговой структуры слов, либо не отвечает. Отказывается от ответа: «Я так сказать не могу».
В результате исследования слоговой структуры ребенка со стертой дизартрией можно составить профиль развития слоговой структуры ребенка.
Обследование слоговой структуры слова по З.Е. Агранович. Варианты нарушений слоговой структуры слова.
Методика обследования
Для обследования слоговой структуры и звуконаполняемости подбираются слова с определенными звуками и с разным количеством и типами слогов. Предлагается отраженное и самостоятельное называние картинок.
Для обследования детей 3 лет предлагаются 1, 2 и 3 – сложные слова. Детям более старшего возраста предлагают различные типы слов, в том числе со стечением согласных и гласных в разных позиция слова. В случае выявления нарушений ребенка просят: повторить ряды слогов, состоящих из разных гласных и согласных (па-ту-ко); из разных согласных, но одинаковых гласных (па-та-ка); из разных гласных, но одинаковых согласных (па-по-пы); из одинаковых гласных и согласных, но с разным ударением. А также ребенка просят отстучать ритмический рисунок слова.
После 5 лет детям дается задание повторить за логопедом предложения с большой концентрацией сложных слов: Водопроводчик чинит водопровод. Волосы подстригают в парикмахерской. Детям школьного возраста предлагается чтение слов сложной слоговой структуры, чтение скороговорок; списывание сложных слов и предложений, запись сложных слов и предложений под диктовку.
Нарушения слоговой структуры слова
Пропуски звуков в слогах часто обусловлены структурой слога, при стечениях согласных одна из них чаще опускается. В сложных по слоговой структуре словах часто отмечаются замены, пропуски и перестановки звуков, более выражена аппроксимация, причем чем длиннее слово, тем больше вероятности появления в нем фонематических нарушений [Ковшиков В.А., 2001].
Вид нарушения слоговой структуры |
Пример |
Нарушение количества слогов |
|
1. Сокращение (пропуск) слога: |
«моток» = «молоток», «вадос» = «водолаз». |
2. Опускание слогообразующей гласной: |
«пинино» = «пианино», «прасоник» = «поросёнок». |
3. Увеличение числа слогов за счёт вставки гласных в стечения согласных: |
«команата» = «комната», «дупело» = «дупло». |
Нарушение последовательности слогов в слове |
|
1. Перестановка слогов: |
«деворе» = «дерево», «чимхистка» = «химчистка». |
2. Перестановка звуков соседних слогов: |
«гебемот» = «бегемот». |
Искажение структуры отдельного слога |
|
1. Сокращение стечений согласных: |
«тул» = «стул». |
2. Вставки согласных в слог: |
«лимонт» = «лимон». |
3. Уподоблениеслогов: |
«кококосы» = «абрикосы», «мимидор» = «помидор». |
4. Персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение) |
«били…били…билитекарь» = «библиотекарь», «вввво…вововодичка» = «водичка». |
5. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): |
«нананасы» = «ананасы». |
6. Контаминации (смешение слов): |
«в холодильнице» = «в хлебнице и холодильнике», «персин» - персик и апельсин, «деволяет» - девочка гуляет). |
А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова у детей с алалией:
- Усечение слогового контура слова за счет выпадения целого слога или нескольких слогов, или слогообразующей гласной (например, «весипед» или «сипед» вместо «велосипед», «прасоник» вместо «поросенок»).
- Инертное застревание на каком - либо слоге (например, «вввво-дичка» или «ва-ва-водичка»). Особенно опасна персеверация первого слога, поскольку может перерасти в заикани Уподобление одного слога другому (например, «мимидор» вместо «помидор»)
- Добавление лишней слогообразующей гласной на стыке согласных, за счет чего увеличивается количество слогов (например, «дупело» вместо «дупло»).
- Слияние частей слов или слов в одно (например, «персин» - персик и апельсин, «деволяет» - девочка гуляет.
Назначение: описание методики обследования состояния процессов восприятия и проговаривания слов различной слоговой структуры и предпосылок их формирования у дошкольников.
Источник: Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М.: Книголюб, 2005. Серия «Логопедические технологии». - 96 с.
Возраст: дети дошкольного возраста с ОНР.
Методика обследования включает четыре серии заданий.
Первая серия
состоит из комплексов заданий, направленных на выявление особенностей слогового оформления слов разной степени сложности (изолированно и в составе минимального контекста).
Вторая
- включает комплексы заданий, позволяющих определить особенности восприятия ритмических и структурных характеристик слова (на основе предъявления на слух слогов, слов и квазислов).
Третья
- включает комплексы заданий, направленных на выявление состояния сложных параметров двигательных актов - динамического и ритмического (при выполнении серийных движений).
Четвертая серия
состоит из комплексов заданий, направленных на исследование особенностей оптико-пространственной ориентации (сомато-пространственной и ориентации в трехмерном и двухмерном пространстве).
1. Обследование произношения слов различной структурной сложности
Задачи первой серии заданий:
1. Определение уровня доступности слоговой структуры слова для спонтанного изолированного воспроизведения; определение характера и количества возможных искажений.
2. Исследование возможностей детей использовать слова простой и сложной слоговой структуры в составе минимального контекста, характера и количества возможных искажений при различных вариантах употребления слов.
При отборе вербального материала каждое слово рассмотрено с позиций его известности детям, частотности употребления и сложности его звуко-слогового состава. Речевой материал составили незнакомые, знакомые, часто и мало употребляемые слова различной слоговой сложности.
Изучение особенностей слогового оформления слов дошкольниками с общим недоразвитием речи предлагается осуществлять с помощью нескольких комплексов экспериментальных заданий (А, Б, В, Г, Д), разработанных нами на основе приня- тых в логопедической практике традиционных методов обследования слоговой структуры слова (предложенных Р.Е. Левиной и сотрудниками сектора логопедии НИИ дефектологии Академии педагогических наук А.К. Марковой, Л.Ф. Спиро-вой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой).
Комплекс А
Задания на выявление особенностей спонтанного произнесения изолированных слов различной слоговой сложности. Предлагаются с целью определения уровня сложности слоговой структуры слова, доступного для самостоятельного проговаривания; а также установления характера и особенностей искажений слов. Ведущий прием - называние предъявляемых предметных картинок по инструкции: «Скажи, что (кто) это».
Задание 1. Произнесение односложных слов без стечений согласных звуков. дом, дым, мак, кот, бык, кит.
Задание 2. Произнесение двусложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал:
а) слова типа СГСГ - муха, лиса, вода, вата, коты, ноты;
б) слова типа СГСГС - петух, банан, диван, хомяк, вагон, веник.
Задание 3. Произнесение односложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал:
а) слова со стечениями согласных звуков в начале слова - гном, хлеб, стул, блин, внук, клен;
б) слова со стечениями согласных звуков в конце слова - бант, танк, зонт, бинт, винт, лист.
Задание 4. Произнесение двусложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал:
а) слова со стечениями согласных звуков на стыке слогов - утка, банка, банты, кофта, тапки, медведь;
б) слова со стечениями согласных звуков в начале слова - знаки, гномы, слоны, шкафы, столы, ступа.
Задание 5. Произнесение трехсложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал:
а) слова типа СГСГСГ - панама, кубики, лисята, собака, машина, лопата;
б) слова типа СГСГСГС - котенок, помидор, колобок, телефон, бегемот, барабан.
Задание 6. Произнесение трехсложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал:
автобус, апельсин, виноград, конфеты, карандаш, автомат;
пистолет, цыпленок, яблоко, будильник, клубника, скакалка.
Задание 7. Произнесение многосложных слов.
Речевой и картинный материал:
а) слова без стечений согласных звуков - Буратино, черепаха, самолеты, кукуруза, гусеница, макароны; пуговицы, пирамида, карусели, барабаны, телевизор, велосипед;
б) слова со стечениями согласных звуков - полотенце, светофоры, сковородка, космонавты, учительница, воспитательница.
Комплекс Б
Задания на отраженное (при необходимости - замедленное) и сопряженное проговаривание слов, в том числе сложных по структуре и малочастотных. Предлагаются с целью установления характера искажений в данном варианте употребления слов, выяснения влияния эталона произнесения лексической единицы на качество проговаривания детьми. Ведущий прием - повторение слов за логопедом (или совместно с логопедом) со зрительной опорой на предметные или сюжетные картинки. Инструкции: «Посмотри, послушай, повтори», «Повторяй вместе со мной».
Задание 1 - Отраженное (сопряженное) произнесение односложных слов без стечений согласных звуков.
Речевой и картинный материал: мох, мех, пух, бак, Бим, Бом.
Задание 2. Отраженное (сопряженное) произнесение двусложных слов без стечений согласных звуков.
Речевой и картинный материал:
а) слова типа ГСГ и СГСГ - ива, боты, дети, кофе, киты, дома;
б) слова типа СГСГС - венок, гамак, газон, дымок, кабан, салат.
Задание 3. Отраженное (сопряженное) произнесение односложных слов со стечениями согласных звуков.
Речевой и картинный материал: два, двор, сноп, лифт, мост, куст.
Задание 4. Отраженное (сопряженное) произнесение двусложных слов со стечениями согласных звуков.
Речевой и картинный материал:
а) слова со стечениями согласных звуков на стыке слогов - овца, тыква, нитки, зайка, миска, индюк; кактус, фонтан, кувшин, магнит, солдат, каштан;
б) слова со стечениями согласных звуков в начале и середине слова - клюква, фрукты, звезда, гнездо, кнопка, спутник;
в) слова с несколькими стечениями согласных звуков - конверт, проспект, пингвин, Москва (Кремль), верблюд, актриса.
Задание 5. Отраженное (сопряженное) произнесение трехсложных слов без стечений согласных звуков.
Речевой и картинный материал:
а) слова типа СГСГСГ - дорога, ворона, сорока, ворота, Галина, малина;
б) слова типа СГСГСГС - воробей, петушок, соловей, василек, потолок, колосок.
Задание 6. Отраженное (сопряженное) произнесение трехсложных слов со стечениями согласных звуков.
Речевой и картинный материал:
а) слова с одним стечением согласных звуков - комната, гантели, аптека, осьминог, охотник, памятник;
б) слова с двумя стечениями согласных звуков - Незнайка, квартира, гвоздика, продукты, футболист, спутники.
Задание 7. Отраженное (сопряженное) произнесение многосложных слов.
Речевой и картинный материал:
а) слова без стечений согласных звуков - водолазы, чемоданы, носороги, самокаты, бегемоты, телефоны; капитаны, тараканы, ящерица, раковина, паутина, пианино;
б) слова со стечениями согласных звуков - выключатель, холодильник, Снегурочка, шахматисты, экскурсовод, велосипедист.
Комплекс В
Задания на выявление особенностей многократного отраженного воспроизведения слов. Предлагаются с целью выяснения возможностей удержания программы действия в процессе проговаривания.
Задание 1. Многократное повторение слова с опорой на предъявляемый образец. Инструкция: «Послушай, повтори три-четыре раза».
Примерный речевой материал: банан, хлеб, медведь, магнит, пингвин, памятник, воробей, петушок, апельсин, молоток, космонавт, ящерица, воспитательница и др.
Задание 2. Многократное повторение слова без опоры на эталон.
Инструкция: «Посмотри, назови, повтори несколько раз».
Примерный речевой и картинный материал: лимон, гамак, гном, винт, овца, кактус, звезда, спутник, панама, малина, самолет, колосок, аптека, футболист, Буратино, гусеница, учительница и др.
Примечание. Используется картинный материал предыдущих комплексов.
Комплекс Г
Задания на выявление особенностей состояния слогового состава слова в минимальном контексте. Предлагаются с целью выяснения возможностей использования слов различной степени сложности в составе словосочетаний и предложений.
Задание 1. Завершение словосочетаний и предложений (подстановка нужного слова) с опорой на картинку.
Инструкция: «Я начну говорить, а ты закончишь. Тебе поможет картинка».
Речевой и картинный материал:
а) добавление слова без изменения его грамматической формы: «Желтый... (лимон); Катина... (панама); плывет... (пароход); колючий... (кактус); отважный... (солдат); длинноносый... (Буратино)»;
б) добавление слова с изменением его грамматической формы: «Я рисую... (гусеницу); мы кормили... (Бима); мы полетим на... (самолете); я положу письмо в... (конверт); я хочу быть... (космонавтом); я мечтаю о... (велосипеде)».
При необходимости логопед использует указующий жест на картинку и/или вопрос (например: «Мы полетим...на чем?»).
Примечание. Картинный материал дан к словам, взятым в скобки.
Задание 2. Отраженное проговаривание конструкций, включающих слова различной структурной сложности.
Инструкция: «Посмотри, послушай, повтори».
Речевой и картинный материал:
а) Бим дома; Бим спит; Бим отдыхает; лохматый Бим; Бим подметает; Бим охотится;
б) Бим едет на грузовике; Бим играет на пианино; Бим кормит цыпленка; Бим увидел пингвина; Бим покупает продукты; Бим работает милиционером.
Комплекс Д
Задания на выявление особенностей многократного воспроизведения словосочетаний и предложений. Предлагаются с целью выяснения возможностей удерживать программу действия в процессе проговаривания.
Задание 1. Многократное (3-4 раза) воспроизведение конструкции с постоянным предъявлением образца.
Инструкции: «Послушай, повтори»; «Еще раз послушай, повтори». И т.д.
Речевой и картинный материал: скачет зайчишка; едут танкисты; комнатный цветок; гном ест хлеб; Галина ест малину; садовник поливает шиповник.
Задание 2. Многократное (3-4 раза) воспроизведение конструкции без постоянного предъявления образца.
Инструкция: «Послушай, повтори несколько раз».
Речевой и картинный материал: едет машина; цветная бумага; сладкие бананы; знаки на перекрестке; в космосе спутники; под кустом лиса.
Уровень сложности слоговой структуры слова, доступный для произнесения;
Количество и характер искажений;
Состояние ритмического рисунка слов при воспроизведении (скандирование, наличие ударений);
Темпинговые характеристики воспроизведения слов (скорость, паузирование);
Наличие/отсутствие определенного типа искажений;
Стратегия анализа структуры лексической единицы;
Контроль правильности при произнесении слова.
2. Обследование восприятия лексических единиц
Задачи второй серии заданий:
1. Выявление возможностей восприятия и оценки длины слова, наличия или отсутствия акцентно выделяемых компонентов в слоговом ряду, определение дисритмии и искажений в лексической единице.
2. Исследование способности к вероятностному прогнозированию и посегментному анализу слова и определение специфики прогностических операций на различном материале.
3. Выявление зависимости, определяющей уровень сформированности механизмов упреждающего синтеза, вероятностного прогнозирования, посегментного анализа от степени овладения слоговой структурой слова в процессе проговаривания.
4. Исследование способности к динамике овладения процессами восприятия слова в рамках экспериментального времени.
Теоретических исследований П.К. Анохина, в частности, сформулированного им закона опережающего отражения действительности как всеобщей прогнозирующей способности живой материи;
Исследований по физиологии Н.А. Бернштейна о возможностях мозга осуществлять предвосхищение реального речевого воздействия;
Психологической теории восприятия как процесса посегментного анализа через синтез, детерминированного вероятностным прогнозированием (Д. Фрай, П. Ладефогд, Л.Р. Зиндер, И.А. Зимняя и др.).
Комплекс А
Задания на определение длины слова или слоговой цепочки, наличия акцентной выделенности и количества структурных элементов. Предлагаются с целью выявления наличия/отсутствия чувствительности к просодическим и ритмическим характеристикам языковой единицы.
Задание 1. Определение длины слова. Ребенку предлагаются слова односложной и многосложной слоговой структуры для прослушивания и символы в виде коротких и длинных полосок. Вначале объясняется назначение символов (большая полоска - для длинного слова, маленькая - для короткого слова). Затем следует инструкция: «Послушай слово. Покажи нужную полоску».
Речевой материал: бах, пух, стук, пароход, бегемот, самосвал и др.
Задание 2. Определение количества структурных элементов слоговой последовательности. Ребенку предлагаются слоговые последовательности для прослушивания и символы в виде кружочков.
Инструкция: «Послушай, сколько раз сыграла дудочка. Положи столько же кружочков».
Речевой материал: серии слогов, произносимых с четким послоговым делением, но без акцентуации (например: ту-ту, ла-ла-ла).
Задание 3. Определение акцентно выделяемых компонентов в слоговом ряду. Ребенку предлагаются цепочки слогов для прослушивания и символы - изображение цветка с бабочкой для слоговой цепочки, содержащей акцент, цветка без бабочки для слоговой цепочки без акцента. После объяснения назначения символов следует инструкция: «Послушай песенку. Покажи (подними) нужный цветок».
Речевой материал: серии слогов, предъявляемых с акцентами (например: пА-па-па, ту-ту-тУ, ко-кО-ко) и без акцентов (например: та-та-та).
Комплекс Б
Задания на определение наличия/отсутствия ритмических и структурных искажений в слове. Предлагаются с целью выявления особенностей восприятия дисритмии и структурных изменений слова.
Задание 1 Определение наличия и отсутствия ритмического искажения в слове. Ребенку предлагаются для прослушивания квазислова:
Инструкции:
а) «Правильно ли говорит Буратино: «Это нОга. Это слОны?»;
б) «Послушай, правильно ли говорит Буратино: «Болит рУка?»
Речевой материал:
а) квазислова - нОга, слОны;
б) квазислова - рУка, гОлова.
Задание 2. Определение наличия и отсутствия структурного искажения в слове.
Ребенку предлагаются для прослушивания нормативные слова и квазислова:
а) с опорой на предметные картинки;
б) без опоры на предметные картинки.
Инструкции:
а) «Посмотри, скажи, здесь есть машина? амасина? тамалок? молоток?» И т.д.;
б) «Послушай, скажи, есть такое слово - сковородка? касавотка?» И т.д.
Речевой и картинный материал:
Нормативные слова - машина, молоток, самолет, чемодан; пуговица, тумбочка, сковородка, капуста;
Квазислова - представлены вариантами собственных искажений детей (амасина, тамалок, амает, масалет, са-карвотка и т.д.).
Примечание. Дополнительно можно использовать «Картинный материал для проведения игр» - см. иллюстрации: тапки, тыква, гном, зонт, медведь, газета, собака, радуга, пингвин, фонтан, магазин, сарафан, автобус, кузнечик, телефон, колобок, пароход, гусеница, барабаны, помидоры, самокаты, телевизор, велосипед и др.
Комплекс В
Задания на опознание слова. Предлагаются с целью выявления возможностей вероятностного прогнозирования и упреждения в процессе восприятия структур, требующих трансформации.
Задание 1. Завершение начатого слова. Ребенку предлагаются для прослушивания незаконченные слова:
а) с опорой на предметные картинки;
б) без опоры на предметные картинки.
Инструкция: «Закончи мое слово».
Речевой и картинный материал:
а) чере...(паха), лисе...(нок), поду.-.(шка), раке...(та); поми...(доры), само...(леты), мура...(вей), вело...(сипед);
б) соба...(ка), руба...(ха), пана...(ма), каран...(даш), газе...(та), мага.-.(зин).
Задание 2. Преобразование квазислов в нормативные. Ребенку предлагаются для прослушивания квазислова с нормативным началом, но измененной последующей структурой, которые медленно проговариваются экспериментатором.
Инструкция: «Послушай, угадай, какое слово спряталось в моем слове».
Речевой материал: чашак, шапак, пилак, тывка, фрутки, магазан, молотак, стульчак.
Задание. 3.. Опознание и дифференциация слов, имеющих одинаковые фрагменты (при опоре на предметные картинки).
Ребенку предлагаются слово и три картинки. При этом в названии одной-трех из них имеется общий фрагмент с предъявляемым словом, а картинка для названного слова отсутствует.
Инструкция: «Скажи, здесь есть <пила>?».
Речевой и картинный материал:
слово «пила», картинки - лапа, санки, волк;
слово «барашки», картинки - носки, рубашки, кошки;
слово «Чебурашка», картинки - дельфины, лягушка, черепаха;
слово «листок», картинки - гриб, елка, цветок;
слово «крот», картинки - кукла, торт, кот;
слово «радуга», картинки - гора, зебра, гамак;
слово «пугало», картинки - помидор, попугай, мухомор;
слово «луковица», картинки - шапка, цапля, курица;
слово «капли», картинки - туфли, лист, вафли;
слово «кабан», картинки - банка, банан, мышка.
Анализ результатов второй серии заданий рекомендуется осуществлять с учетом следующих критериев:
Количество и характер ошибок;
Соотнесенность количества и характера ошибок восприятия с выраженностью искажений воспроизведения слов различной слоговой структуры;
Контроль правильности воспринимаемой структуры.
3. Обследование возможностей динамической и ритмической организации серийных движений и действий
Задачи третьей серии заданий:
1. Выявление состояния сложных параметров двигательных актов: ритмического и динамического.
2. Изучение возможностей построения серийно организованных движений, характера и количества возможных трудностей.
3. Определение динамики обучения ритмизации, построению и удержанию серийно организованных движений в процессе обследования.
Изучение сложных параметров движений и действий у детей осуществляется с помощью нескольких комплексов заданий (А, Б, В, Г, Д), разработанных авторами на основе тестов Н.И. Озерецкого, М.Б. Эйдиновой и методики А.Р. Лурия.
Комплекс А
Задания на выявление динамических параметров движений органов артикуляции.
Задание 1. Чередование движений губ:
а) «Улыбка»-«Трубочка»;
б) «Улыбка»-«Трубочка»-«Окошко».
Задание 2. Чередование движений языка:
а) вверх-вниз - «Качели»;
б) вправо-влево - «Часики».
Комплекс Б
Задания на выявление динамических параметров мелких движений рук.
Задание 1. Выполнение движения «пересчет пальцев» («Пальчики здороваются»).
Задание 2. Выполнение движения «перекрест пальцев» (второй палец кладется на третий, и наоборот).
Задание 3. Выполнение последовательных движений одной рукой («кулак-ладонь»).
Примечание. Задания комплексов А и S предлагается воспроизвести по образцу, затем самостоятельно, затем под счет.
Инструкции: «Делай как я»;
«Продолжай сам»;
«Продолжай под мой счет».
Комплекс В
Задания на изучение динамических параметров движений рук и ног при выполнении серийных действий.
Задание 1. Воспроизведение заданного количества хлопков (ударов ногами) без акцентуации в заданном темпе:
а) два хлопка (удара);
б) три хлопка (удара).
Ребенку предлагаются для прослушивания и последующего воспроизведения серии хлопков и ударов ногой (разное количество):
а) в умеренном темпе;
б) в быстром темпе;
в) в медленном темпе.
Инструкция: «Послушай, запомни, сделай так же».
Задание 2. Воспроизведение последовательно организованных серий движений руками или ногами:
1) серии из двух движений -
а) руки в стороны, руки на пояс;
б) руки на пояс, руки на плечи;
в) руки в стороны, руки вверх;
2) серии из трех движений -
а) руки на пояс, на плечи, вверх;
б) руки вверх, в стороны, вниз;
в) нога назад, вперед, на место.
Примечание. Выполнять задания предлагается совместно с экспериментатором, затем продолжать самостоятельно.
Инструкции: «Делай как я»; «Продолжай сам».
Задание 3. Воспроизведение последовательно организованных движений руками и ногами:
а) ногой, рукой (топ, хлоп - ТХ);
б) рукой, ногой (хлоп, топ - XT);
в) ногой, рукой, ногой (ТХТ);
г) рукой, ногой, рукой (ХТХ).
Ребенку предлагается воспроизвести действия по образцу.
Инструкция: «Посмотри, запомни, сделай так же».
Примечание. При необходимости экспериментатор подкрепляет демонстрируемые действия словами, например: «Топ, хлоп. Хлоп, топ».
Комплекс Г
Задания на исследование особенностей воспроизведения ритмически организованных серий движений руками.
Задание 1. Воспроизведение ритмической модели типа х-Х (тихий хлопок - громкий хлопок).
Задание 2. Воспроизведение ритмической модели типа Х-х (громкий хлопок - тихий хлопок).
Задание 3. Воспроизведение ритмической модели типа х-х-Х.
Задание 4. Воспроизведение ритмической модели типа Х-х-х.
Задание 5. Воспроизведение ритмической модели типа х-Х-х.
Задание 6. Воспроизведение ритмических моделей:
а) типа хх-х (- - пауза);
Ребенку предлагаются для прослушивания и последующего воспроизведения ритмические структуры, которые выполняются при помощи хлопков. Рекомендуется предоставлять возможность визуального контроля за действиями экспериментатора.
Инструкция: «Послушай, запомни, прохлопай так же».
Примечание. При необходимости экспериментатор подкрепляет действия словами, например: «Раз, ДВА, РАЗ, два».
Задания на исследование особенностей воспроизведения ритмически организованных серий движений ногой.
Комплекс Д
Ребенку предлагаются задания, аналогичные перечисленным в комплексе Г, но вместо хлопков необходимо топать.
Анализ полученных материалов по третьей серии заданий предполагает учет следующих критериев:
Количество удержанных двигательных серий;
Количество правильно воспроизведенных ритмических моделей;
Количество попыток, их результативность;
Характер допущенных ошибок, их стойкость;
Точность воспроизведения предложенной последовательности движений (полнота или фрагментарность воспроизведения);
Темп, плавность, амплитуда, целенаправленность движений;
Степень самостоятельности при выполнении заданий.
4. Обследование состояния оптико-пространственной ориентации
Задачами четвертой серии заданий является изучение:
Сомато-пространственной ориентации и пространственной организации движений рук и ног;
Состояния пространственных представлений и ориентации в трехмерном и двухмерном пространствах;
Возможностей удержания предложенной стратегии пространственно организованной деятельности;
Возможностей выполнения пространственно-ориентированных действий в процессе изобразительной и конструктивной деятельности;
Особенностей манипулирования предметами в трехмерном пространстве, геометрическими фигурами на плоскости;
Возможностей развития оптико-пространственных ориентировок в рамках экспериментального времени.
Изучение особенностей оптико-пространственной ориентации у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с помощью трех комплексов специальных заданий (А, Б, В), составленных авторами на основе практических разработок, предлагаемых отечественными и зарубежными специалистами (Б.Г. Ананьев, Л.А. Венгер, Э. Вюрпилло, Р.Я. Лехтман-Абрамович, А.А. Люблинская и др.).
Комплекс А
Задания на выявление особенностей сомато-про-странственной ориентации и возможностей пространственной организации движений.
Задание 1 Манипулирование реальными предметами одежды и обуви (их использование). Ребенку предлагают в произвольном порядке варежки и ботинки.
Инструкция: «Возьми и примерь то, что ты хочешь».
Задание 2. Копирование положений одной руки: вверх, в сторону, вперед, назад.
Задание 3. Копирование положений одной ноги: сгибание в колене, отведение в сторону, вытягивание вперед, отведение назад.
Задание. 4. Копирование несимметричных движений двух рук:
правая рука поднята вверх, левая отведена в сторону;
правая рука находится на поясе, левая поднята вверх;
правая рука отведена назад, левая вытянута вперед.
Задание 5. Копирование движений руки и ноги:
левая рука поднята вверх, правая нога отведена в сторону;
правая рука отведена в сторону, левая нога согнута в колене;
левая рука - на плече, правая нога вытянута вперед.
Процедура проведения обследования по копированию движений следующая: экспериментатор поворачивается спиной к ребенку и осуществляет показ действий. Инструкция: «Сделай как я».
Комплекс Б
Задания на выяснение особенностей пространственных представлений и ориентации в трехмерном пространстве.
Задание 1. Перемещения в знакомом пространстве, направляемые:
а) одноступенчатыми инструкциями экспериментатора;
б) двухступенчатыми инструкциями экспериментатора. Перемещения осуществляются в знакомой комнате. Для организации обследования используются постоянно находящиеся в помещении предметы мебели и расположенные на ковре игрушки.
Инструкции:
а) «Сделай два шага вперед»; «Отступи на шаг назад»; «Встань около шкафа»; «Встань рядом с мишкой»; «Встань позади мишки»; «Встань впереди мишки»;
б) «Встань около стола, а затем рядом с мишкой»; «Встань около стула, а потом перед мишкой»; «Встань возле стула, а потом позади мишки».
Задание 2. Манипулирование предметами в пространстве:
а) в соответствии с одноступенчатой инструкцией экспериментатора;
б) в соответствии с двухступенчатой инструкцией экспериментатора.
Инструкции:
а) «Положи мячик перед собой»;
«Посади куклу позади себя»;
«Поставь пирамидку близко к себе»;
«Положи мячик далеко от себя»;
«Посади куклу между пирамидкой и мячиком»;
б) «Поставь кубик ближе всех, а куклу посади дальше всех»;
«Поставь пирамидку за куклой, а кубик перед куклой».
Комплекс В
Задания на исследование особенностей пространственных представлений и ориентации в двухмерном пространстве.
Задание 1. Построение линейного ряда в порядке, заданном экзаменатором (копирование).
Ребенку предлагается продолжить горизонтальный и вертикальный линейные ряды из трех геометрических фигур, попеременно сменяющих друг друга, например: круг, квадрат, треугольник, круг, квадрат, треугольник и т.д.
Задание 2. Изображение графических знаков на листе бумаги:
а) в заданных пространственных позициях;
б) относительно друг друга с учетом заданных пространственных координат.
Процедура обследования следующая:
а) ребенку предлагается карандаш и чистый лист бумаги. Инструкции: «Нарисуй кружок в середине листа»; «Поставь крестик наверху листа»; «Нарисуй треугольник внизу листа»;
б) ребенку предлагается карандаш и лист бумаги, в центре которого - схематичное изображение домика, в правой половине листа - схематичное изображение дерева. Инструкции: «Нарисуй кружок вверху над домиком»; «Поставь крестик внизу под домиком»; "Нарисуй квадратик между домиком и деревом».
Задание 3. Манипулирование элементами изображаемой фигуры в процессе создания аппликации («Рыбка»).
Выполнение задания осуществляется в два этапа. На первом этапе экспериментатор предлагает план-образец расположения элементов фигуры на плоскости.
Инструкция: «Смотри, запоминай».
На втором этапе ребенку предоставляются геометрические фигуры, необходимые для создания аппликации. Образец остается перед ребенком.
Инструкция: «Сделай сам».
Задание 4. Рисование пространственно организованной фигуры («Дерево»).
Выполнение задания осуществляется в два этапа.
На первом этапе экспериментатор предлагает план-образец изображения.
Инструкция: «Смотри, запоминай».
На втором этапе ребенку предлагается карандаш и чистый лист бумаги. Образец остается перед ребенком. Инструкция: «Нарисуй сам».
Анализ результатов четвертой серии заданий рекомендуется осуществлять с учетом следующих критериев:
Количество правильно выполненных заданий;
Автоматизированность, точность, скорость, самостоятельность выполнения действия;
Возможность удержания программы последовательных пространственно организованных действий, точность ее выполнения (полнота или фрагментарность воспроизведения);
Характер стратегии и тактики всей оптико-пространственной деятельности в целом;
Возможность оценивать собственные действия.
Скачать готовый расчет по данной методике
|
По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.
Для комментирования, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
За основу обследования взяты классификации А.К. Марковой и З.Е. Агранович. Успешность выбора методик зависит от их доступности, возможности модификации и удобства в использовании. Также эти методики включают в себя широкий диапазон обследования, что способствует достаточному исследованию по данной теме.
Основой подбора слов послужила классификация Марковой А.К., которая выделяет 14 классов слоговой структуры по возрастающей степени сложности, а слова делит на группы еще и по месту ударения в них.
1. Двусложные слова из открытых слогов (дети, сова, вата)
2. Трехсложные слова из открытых слогов (малина, долина, поляна)
3. Односложные слова (дом, кот, кит)
4. Двухсложные слова с закрытым слогом на конце (диван, банан, мебель)
5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка, киска)
6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан, медведь)
7. Трехсложные слова с закрытым слогом на конце (бегемот, телефон, ананас)
8. Трехсложные слова со стечением согласных (яблоко, колбаса, конфета)
9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом на конце (кузнечик, садовник, апельсин)
10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка, избушка, игрушки)
11. Односложные слова со стечением согласных в начале или слова (шкаф, стол, винт)
12. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (гнездо, птенцы, гвозди)
13. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха,пианино, буратино)
14. Четырехсложные слова со стечением согласных (остановка, воспитатель, земляника)
По методике З.Е. Агранович детям предлагаются различные типы слов: простые из открытых слогов без стечения согласных; более сложные из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине и конце лова. Виды работ должны варьироваться:
· Назвать предметные картинки;
· Повторить слова за логопедом;
· Отвечать на вопросы.
Если у ребенка выявляются трудности в воспроизведении слоговой структуры слова, его звуконаполняемости, то предлагается:
· Повторить ряды слогов, состоящих из разных гласных и согласных звуков (па-ту-ко); из разных согласных звуков (ка-га-да); из одинаковых гласных и согласных звуков, но с разным ударением (та-та-та);
· Отстучать ритмический рисунок слова.
При исследовании особенностей искажений слогового состава слова использовались эксперимент и специальная методика, в процессе которых выявлялись состояния абсолютно всех компонентов речевого недоразвития (произношение, словарный запас, грамматический строй), а кроме того состояние психических процессов, принимающих участие формировании речи (сенсорная, артикуляционная и другие сферы). Эксперимент осуществлялся в естественных для ученика условиях, применялся привычный для детей учебный материал (рассматривание предметных и сюжетных картинок, проговаривание отдельных звуков, слов, слоговых рядов, предложений).
Экспериментальное исследование проводилось на базе ГБОУ ШКОЛА
№875 ДГ «Надежда» города Москвы. В экспериментальную группу вошли дети 5ти летнего возраста с общим нарушением речи III уровня. Исследуемая группа состоит из 12 детей. Обследование проводилось с сентября по ноябрь 2016 года.
На этапе констатирующего эксперимента, по обследованию слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР), были поставлены следующие задачи :
1) Определить уровень доступности слоговой структуры слова для спонтанного изолированного воспроизведения.
2) Определить характер и количество вероятных искажений.
3) Выявить умение применять слова простой и сложной слоговой структуры в составе минимального контекста, характера и количества вероятных искажений при разных вариантах использования слов.
Программа проведения исследования заключалась в следующих этапах.
Первым этапом исследования послужила адаптированная методика А.К. Марковой. В нее включены задания на повторение ряда слогов, воспроизведение ритмических структур и ритмического рисунка из методики З.Е. Агранович.
1. Исследование сформированности слоговой структуры слов 1- 3 классов.
2. Исследование сформированности слоговой структуры слов 4- 6 класса.
3. Исследование сформированности 7-9 класса.
4. Исследование сформированности слоговой структуры слов 10- 13 классов.
7. Исследование возможности воспроизведения ритмических структур.
10. Исследование слоговой структуры слов при ответах на вопросы. Вторым этапом было усложнение слов по методике З.Е. Агранович.
При оценке ответов применялись следующие критерии оценок:
4 балла - четко воспроизводит слоговую структуру всех слов.
3 балла - воспроизводит слоговую структуру правильно, но напряженно, замедленно.
2 бала - произносит замедленно, по слогам, некоторые слова искажает. 1 балл - большинство слов искажает, искажает звуконаполняемость слов.
0 баллов - искажение слоговой структуры слов и при повторе, и при самостоятельном воспроизведении по картинке.
Первый этап исследования проводился по адаптированной методике А.К. Марковой.
1. Исследование сформированности слоговой структуры слов 1-3 классов.
1 класс - двусложные слова из открытых слогов:
Вода муха зубы
2 класс - трехсложные слова из открытых слогов:
Собака ягоды молоко
3 класс - односложные слова:
Мяч дом нос
лыжи, мыло, пила; 2 класс:
машина, лопата, корова; 3 класс:
кот, лес, нож.
2. Исследование сформированности слоговой структуры слов 4-6 класса.
1) Инструкция: «Повтори слова за логопедом».
4 класс - двусложные слова с закрытым слогом: Веник, утюг, паук;
5 класс - двусложные слова со стечением в середине слова: Банка, юбка, письмо;
6 класс - двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных: Чайник, поднос, компот.
2) Инструкция: «Назови картинки».
лимон, топор, пенал; 5 класс:
мышка, кошка, вилка; 6 класс:
фартук, альбом, тетрадь.
3. Исследование сформированности слоговой структуры слов 7-9 класса.
1) Инструкция: «Повтори слова за логопедом».
7 класс - трехсложные слова с закрытым слогом: Колобок, помидор, ананас;
8 класс - трехсложные слова со стечением согласных: Яблоко, шахматы, ананас;
9 класс - трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: Автобус, кузнечик, осьминог.
2) Инструкция: «Назови картинки».
7 класс: телефон, огурец, самолет;
8 класс: конфеты, рубашка, котлеты;
9 класс: памятник, цыпленок, карандаш.
4. Исследование сформированности слоговой структуры слов 10-13 классов.
1) Инструкция: «Повтори слова за логопедом».
10 класс - трехсложные слова с двумя стечениями согласных: Матрешка, избушка, игрушка;
11 класс - односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова: Флаг, хлеб, волк;
12 класс - двусложные слова с двумя стечениями согласных: Звезда, штанга, гнездо;
13 класс - четырехсложные слова из открытых слогов: Пианино, ежевика, кукуруза.
2) Инструкция: «Назови картинки.
10 класс: кисточка, лампочка, корзинка; 11 класс: стол, стул, ключ;
12 класс: клетка, краски, кнопка;
13 класс: черепаха, гусеница, пирамида.
5. Исследование сформированности слоговой структуры слов сложной слоговой структуры.
1) Инструкция: «Повтори слова за логопедом».
Примечание. Заранее выясняется понимание значения слов. В случае необходимости уточняется значение слова разными способами сементизации (показ картинки, пояснение через контекст и др.) Если слово отсутствует в пассивномсловаре, то это слово снимают из лексического материала обследования.
Скворечник простокваша лекарство троллейбус телевизор транспорт строительство парикмахерская
2) Инструкция: «Назови картинки».
Танкист сковорода космонавт аквалангист термометр кинотеатр милиционер аквариум
6. Исследование возможности повторения ряда слогов.
Примечание . Слоги, состоящие из разных гласных и согласных звуков.
ПА - ТУ - КО
ТА - ПУ - БО
ДА - ТУ - ПО
2) Инструкция: «Повтори за логопедом».
Примечание . Слоги, состоящие из разных согласных, но одинаковых гласных звуков.
КА - ГА - ДА ПО - КО - КО БУ - ПУ - ГУ
3) Инструкция: «Повтори за логопедом».
Примечание. Слоги, состоящие из разных гласных, но одинаковых согласных звуков.
ПА - ПО - ПУ БО - БУ - БА КУ - КА - КО
4) Инструкция: «Повтори за логопедом».
Примечание. Одинаковые слоги, но произносимые с разной силой голоса (т.е. под ударением).
ТА - ТА - ТА ТА - ТА - ТА ТА - ТА - ТА
Критерии оценки:
4 балла - правильно повторяет все ряды слогов во всех четырех пробах.
3 балла - затруднение только в четвертой пробе на акцентированные слоги. 2 балла - затруднения в 1, 2, 4 пробах.
1 балл - не справляется с пробами, состоящими из трех слогов, но выполняет 1, 2, 3 пробу из двух слогов.
0 баллов - не справляется со всеми пробами. Отказ от выполнения задания.
7. Исследование возможности воспроизведения ритмических структур
1) Инструкция: «Послушай, как постучу я, а теперь повтори за мной удары» (! - удар - пауза).
2) Инструкция: «Хлопни в ладоши столько раз, сколько точек на карточке».
Примечание. Заранее предъявляются карточки с разным количеством точек.
3) Инструкция: «Повтори за мной удары как можно точнее».
Отхлопывание ритмического рисунка с разной силой.
Критерии оценки:
4 балла - точное воспроизведение ритмических предъявления структур после первого
3 балла - правильное воспроизведение после второго предъявления. 2 балла - появление ошибок после второго предъявления. 1 балл - ошибочное воспроизведение после третьего предъявления; 0 баллов - отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения проб.
8. Исследование возможности воспроизведения ритмического рисунка слова ударами.
1) Инструкция: «Скажем вместе слово по частям (по слогам) и отхлопаем каждую часть (слог). Скажи, сколько частей (слогов)?»
Слова 1 класса:
Маша, лето, мыши, мыло, мука, лапа.
Слова 2 класса:
Молоко, ракета, машина, газета, лопата, котята.
Критерии оценки:
4 балла - сопряженно воспроизводит ритмическую структуру слов и правильно производит подсчет количества частей слова (слогов). 3 балла - сопряженно не воспроизводит ритмическую структуру слов 2 класса, но подсчет количества частей (слогов) осуществляет верно, ориентируясь на утрированное отхлопывание логопеда.
2 балла - сопряженно воспроизводит ритмическую структуру слов 1 класса, но подсчета количества частей (слогов) слов не производит.
1 балл - отхлопывает без учета ритмической структуры слов. Количество ударов не соответствует количеству слогов.
0 баллов - не включается в сопряженную деятельность. Отказ от выполнения.
2) Инструкция: «Назови картинку, а потом отхлопай слово по частям (слогам)».
Слова 1 класса:
Лыжи, часы, луна, коза, ваза, рыба; Слова 2 класса:
Бананы, собака, корова, лисица, береза, кубики, бусы, радуга, муха, сапоги.
Критерии оценки:
4 балла - ритмическую структуру слов воспроизводит правильно.
3 балла - воспроизводит ритмическую структуру слов не синхронно.
2 балла - воспроизводит ритмическую структуру только слов 1 класса. 1 балл - количество ударов не соответствует количеству слогов.
0 баллов - не воспроизводит ритмический рисунок слова после многократных попыток.
9. Исследование возможности произнесения предложений со словами сложной слоговой структуры.
Инструкция: «Повтори за логопедом предложения».
Примечание. Слова, сложные по семантике, поясняются, уточняются. Если слова отсутствуют в пассивном словаре ребенка, то предложения, включающие эти слова, исключаются из материала обследования.
Экскурсовод проводит экскурсию. Водопроводчик чинит водопровод. Регулировщик регулирует движение транспорта. В аквариуме плавают разноцветные рыбки.
Строители работают на строительстве высотного дома. Волосы подстригают в парикмахерской.
Весело журчат весенние ручьи. На сковороде жарятся котлеты.
10. Исследование слоговой структуры слов при ответах на вопросы.
Инструкция: «Послушай и ответь на вопросы».
Примечание. Слова, сложные по семантике, уточняются, поясняются.
Что жарят на сковороде? (котлеты)
Кто чинит водопровод? (водопроводчик) Кто проводит экскурсию? (экскурсовод)
Кто регулирует движение транспорта? (регулировщик) Кто подстригает волосы? (парикмахер)
Как называют водный дом для рыб? (аквариум) Кто учит учеников? (учительница)
Второй этап исследования слоговой структуры слова проводился по адаптированной методике З.Е. Агранович.
1. Исследование сформированности слоговой структуры слов в четырехсложных словах из открытых слогов.
Инструкция: «Повтори за логопедом».
пианино гигиена океаны механика методика раковина ящерица витамины ежевика гусеница мухоморы паутина мычание чемоданы течение
2. Исследование сформированности слоговой структуры слов в пятисложных словах из открытых слогов.
Инструкция: «Повтори за логопедом».
академия обучение поведение дуновение кукование увядание выжигание насекомое заведение кинокамера
3. Исследование сформированности слоговой структуры слов в четырехсложных словах со стечением согласных.
Инструкция: «Повтори за логопедом».
внимание экономный витаминка незабудка воспитатель этикетка ступенечка медвежата мотоцикл окошечко движение гармония
4. Исследование сформированности слоговой структуры слов в пятисложных словах со стечением согласных.
Инструкция: «Повтори за логопедом».
автономия многоэтажный медикаменты сновидения основание затемнение география геометрия фотография акробатика мясокомбинат
Анализ результатов экспериментального исследования
Целью нашего экспериментального исследования было выяснить особенности восприятия и проговаривания слов разной слоговой структуры и неречевых процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
В экспериментальную группу входили дети 5ого года жизни с диагнозом общее недоразвитие речи III уровня, которые посещали подготовительную к школе логопедическую группу №8 в составе 12 человек. Обследование слоговой структуры слова проводилось с соблюдением определенной последовательности этапов эксперимента. Речевой материал был подобран с учетом возрастных показателей развития речи ребенка.
В результате обследования слоговой структуры слова были выявлены следующие результаты:
В таблице 1 приведены оценки обследования слоговой структуры слова у детей с ОНР по первому этапу обследования (методика А.К. Марковой).
Андрей С. |
||||||||||||
Андрей Ч. |
5 человек искажают слова сложной слоговой структуры; имеют сложности в повторении ряда слогов; сложность в возможности воспроизведения ритмических структур и ритмического рисунка слова; искажают слова сложной слоговой структуры в предложении; происходит искажение слоговой структуры слова при ответах на вопросы.
Обследование развития слоговой структуры выявило, что 7 человек удачно справляются со всеми предложенными заданиями.
В таблице 2 приведены оценки обследования слоговой структуры слова у детей с нормой по первому этапу обследования (методика А.К. Марковой).
Полина Ч. |
||||||||||||
В таблице 3 приведены оценки обследования слоговой структуры слова у детей с ОНР по второму этапу обследования (методика З.Е. Агранович).
Андрей С. |
||||||
Андрей Ч. |
У 9 человек из обследуемой группы сохраняются трудности при произношении слов усложненной слоговой структуры. Четырехсложные и пятисложные слова со стечением согласных произносят замедленно, по слогам, искажают звуконаполняемость слов.
3 человека воспроизводят слоговую структуру правильно, но напряженно и замедленно.
В таблице 4 приведены оценки обследования слоговой структуры слова у детей с нормой по второму этапу обследования (методика З.Е. Агранович).
4х сложные слова из открытых слогов |
5ти сложные слова из открытых слогов |
4х сложные слова со стечением согласных |
5ти сложные слова со стечением согласных |
|||
Полина Ч. |
||||||
Анализ обследования направленный на выявление особенностей произнесения слов разной степени сложности показал следующие результаты:
На диаграммах видно, что дети с нормой вдвое лучше выполняют задания. Слоговая структура слова у них нарушается изредка, чаще всего в почти не знакомых словах. В отличие от детей с нормой у дошкольников с ОНР выявляются трудности в произношении слов с более трудной слоговой структурой. У них появляются трудности в выполнении заданий: повторение слов сложной слоговой структуры; повторение ряда слогов; воспроизведение ритмических структур и произнесение предложений со словами сложной слоговой структуры. Наиболее хороший результат мы наблюдает в заданиях направленные на повторения слов 7-9 классов; слов 10- 13 классов и в ответах на вопросы. Лучше дети справились с заданиями, которые включают в себя повторение слов 1-3 классов; слов 4-6 класса и воспроизведение ритмического рисунка слова ударами.
При обследовании слоговой структуры слова у детей с ОНР были отмечены следующие нарушения:
Пропуск слогов;
Увеличение количества слогов за счет добавления слогообразующей гласной в месте стечения согласных;
Сокращение стечения согласных;
Перестановка слогов в слове;
Застревание на одном слоге.
По результатам исследования можно сделать вывод о том, что у детей выявляются стойкие нарушения речи. Ритмическая организация движений, оптико-пространственная ориентация и способность к последовательной обработке информации представляются базовыми предпосылками развития слоговой структуры слова. Таким детям важна правильно организованная коррекционная работа.
речевой слог ребенок
И ПРЕДПОСЫЛОК ЕЕ СТАНОВЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
В специальной литературе представлен материал, содержащий богатый методический опыт по коррекции слогового оформления слов детьми с различными речевыми трудностями.
Вместе с тем недостаточность теоретических сведений о состоянии предпосылок, значимых для становления слоговой структуры слова, обусловливает преимущественную ориентированность дидактических программ на коррекцию речевой деятельности детей.
Изучение особенностей оптико-пространственной ориентации, сложных параметров движений и действий (динамического и ритмического), способности к серийно-последовательной обработке информации позволит определить условия оптимизации процесса коррекции слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.
Цель данного раздела - описание методики обследования состояния процессов восприятия и проговаривания слов различной слоговой структуры и предпосылок их формирования у дошкольников.
Для ее достижения предстояло решить следующие задачи:
Определить составляющие модели обследования восприятия и проговаривания структуры лексических единиц, предпосылок ее формирования;
Отобрать и систематизировать содержание заданий с учетом возрастных особенностей детей;
Проанализировать полученные результаты.
Методика обследования включает четыре серии заданий.
Первая серия состоит из комплексов заданий, направленных на выявление особенностей слогового оформления слов разной степени сложности (изолированно и в составе минимального контекста).
Вторая - включает комплексы заданий, позволяющих определить особенности восприятия ритмических и структурных характеристик слова (на основе предъявления на слух слогов, слов и квазислов).
Третья - включает комплексы заданий, направленных на выявление состояния сложных параметров двигательных актов - динамического и ритмического (при выполнении серийных движений).
Четвертая серия состоит из комплексов заданий, направленных на исследование особенностей оптико-пространственной ориентации (сомато-пространственной и ориентации в трехмерном и двухмерном пространстве).
Обследование произношения слов различной структурной сложности
Задачи первой серии заданий:
1. Определение уровня доступности слоговой структуры слова для спонтанного изолированного воспроизведения; определение характера и количества возможных искажений.
2. Исследование возможностей детей использовать слова простой и сложной слоговой структуры в составе минимального контекста, характера и количества возможных искажений при различных вариантах употребления слов.
При отборе вербального материала каждое слово рассмотрено с позиций его известности детям, частотности употребления и сложности его звуко-слогового состава. Речевой материал составили незнакомые, знакомые, часто и мало употребляемые слова различной слоговой сложности.
Изучение особенностей слогового оформления слов дошкольниками с общим недоразвитием речи предлагается осуществлять с помощью нескольких комплексов экспериментальных заданий (А, Б, В, Г, Д), разработанных нами на основе приня- тых в логопедической практике традиционных методов обследования слоговой структуры слова (предложенных Р.Е. Левиной и сотрудниками сектора логопедии НИИ дефектологии Академии педагогических наук А.К. Марковой, Л.Ф. Спиро-вой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой).
Комплекс А
Задания на выявление особенностей спонтанного произнесения изолированных слов различной слоговой сложности.
Предлагаются с целью определения уровня сложности слоговой структуры слова, доступного для самостоятельного проговаривания; а также установления характера и особенностей искажений слов.
Ведущий прием - называние предъявляемых предметных картинок по инструкции: «Скажи, что (кто) это».
Задание 1. Произнесение односложных слов без стечений согласных звуков. дом, дым, мак, кот, бык, кит.
Задание 2. Произнесение двусложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал:
а) слова типа СГСГ - муха, лиса, вода, вата, коты, ноты;
б) слова типа СГСГС - петух, банан, диван, хомяк, вагон, веник.
Задание 3. Произнесение односложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал:
а) слова со стечениями согласных звуков в начале слова - гном, хлеб, стул, блин, внук, клен;
б) слова со стечениями согласных звуков в конце слова - бант, танк, зонт, бинт, винт, лист.
Задание 4. Произнесение двусложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал:
а) слова со стечениями согласных звуков на стыке слогов - утка, банка, банты, кофта, тапки, медведь;
б) слова со стечениями согласных звуков в начале слова - знаки, гномы, слоны, шкафы, столы, ступа.
Задание 5... Произнесение трехсложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал:
а) слова типа СГСГСГ - панама, кубики, лисята, собака, машина, лопата;
б) слова типа СГСГСГС - котенок, помидор, колобок, телефон, бегемот, барабан.
Задание 6. Произнесение трехсложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал:
автобус, апельсин, виноград, конфеты, карандаш, автомат;
пистолет, цыпленок, яблоко, будильник, клубника, скакалка.
Задание 7. Произнесение многосложных слов.
Речевой и картинный материал:
а) слова без стечений согласных звуков - Буратино, черепаха, самолеты, кукуруза, гусеница, макароны; пуговицы, пирамида, карусели, барабаны, телевизор, велосипед;
б) слова со стечениями согласных звуков - полотенце, светофоры, сковородка, космонавты, учительница, воспитательница.
Комплекс Б
Задания на отраженное (при необходимости - замедленное) и сопряженное проговаривание слов, в том числе сложных по структуре и малочастотных. Предлагаются с целью установления характера искажений в данном варианте употребления слов, выяснения влияния эталона произнесения лексической единицы на качество проговаривания детьми. Ведущий прием - повторение слов за логопедом (или совместно с логопедом) со зрительной опорой на предметные или сюжетные картинки. Инструкции: «Посмотри, послушай, повтори», «Повторяй вместе со мной».
Задание 1 - Отраженное (сопряженное) произнесение односложных слов без стечений согласных звуков.
Речевой и картинный материал:
мох, мех, пух, бак, Бим, Бом.
Задание 2. Отраженное (сопряженное) произнесение двусложных слов без стечений согласных звуков.
Речевой и картинный материал:
а) слова типа ГСГ и СГСГ - ива, боты, дети, кофе, киты, дома;
б) слова типа СГСГС - венок, гамак, газон, дымок, кабан, салат.
Задание 3. Отраженное (сопряженное) произнесение односложных слов со стечениями согласных звуков.
Речевой и картинный материал: два, двор, сноп, лифт, мост, куст.
Задание 4. Отраженное (сопряженное) произнесение двусложных слов со стечениями согласных звуков.
Речевой и картинный материал:
а) слова со стечениями согласных звуков на стыке слогов - овца, тыква, нитки, зайка, миска, индюк; кактус, фонтан, кувшин, магнит, солдат, каштан;
б) слова со стечениями согласных звуков в начале и середине слова - клюква, фрукты, звезда, гнездо, кнопка, спутник;
в) слова с несколькими стечениями согласных звуков - конверт, проспект, пингвин, Москва (Кремль), верблюд, актриса.
Задание 5. Отраженное (сопряженное) произнесение трехсложных слов без стечений согласных звуков.
Речевой и картинный материал:
а) слова типа СГСГСГ - дорога, ворона, сорока, ворота, Галина, малина;
б) слова типа СГСГСГС - воробей, петушок, соловей, василек, потолок, колосок.
Задание 6. Отраженное (сопряженное) произнесение трехсложных слов со стечениями согласных звуков.
Речевой и картинный материал:
а) слова с одним стечением согласных звуков - комната, гантели, аптека, осьминог, охотник, памятник;
б) слова с двумя стечениями согласных звуков - Незнайка, квартира, гвоздика, продукты, футболист, спутники.
Задание 7. Отраженное (сопряженное) произнесение многосложных слов.
Речевой и картинный материал:
а) слова без стечений согласных звуков - водолазы, чемоданы, носороги, самокаты, бегемоты, телефоны; капитаны, тараканы, ящерица, раковина, паутина, пианино;
б) слова со стечениями согласных звуков - выключатель, холодильник, Снегурочка, шахматисты, экскурсовод, велосипедист.
Комплекс В
Задания на выявление особенностей многократного отраженного воспроизведения слов. Предлагаются с целью выяснения возможностей удержания программы действия в процессе проговаривания.
Задание 1. Многократное повторение слова с опорой на предъявляемый образец. Инструкция: «Послушай, повтори три-четыре раза».
Примерный речевой материал: банан, хлеб, медведь, магнит, пингвин, памятник, воробей, петушок, апельсин, молоток, космонавт, ящерица, воспитательница и др.
Задание 2. Многократное повторение слова без опоры на эталон.
Инструкция: «Посмотри, назови, повтори несколько раз».
Примерный речевой и картинный материал: лимон, гамак, гном, винт, овца, кактус, звезда, спутник, панама, малина, самолет, колосок, аптека, футболист, Буратино, гусеница, учительница и др.
Примечание. Используется картинный материал предыдущих комплексов.
Комплекс Г
Задания на выявление особенностей состояния слогового состава слова в минимальном контексте. Предлагаются с целью выяснения возможностей использования слов различной степени сложности в составе словосочетаний и предложений.
Задание 1. Завершение словосочетаний и предложений (подстановка нужного слова) с опорой на картинку.
Инструкция: «Я начну говорить, а ты закончишь. Тебе поможет картинка».
Речевой и картинный материал:
а) добавление слова без изменения его грамматической формы: «Желтый... (лимон); Катина... (панама); плывет... (пароход); колючий... (кактус); отважный... (солдат); длинноносый... (Буратино)»;
б) добавление слова с изменением его грамматической формы: «Я рисую... (гусеницу); мы кормили... (Бима); мы полетим на... (самолете); я положу письмо в... (конверт); я хочу быть... (космонавтом); я мечтаю о... (велосипеде)».
При необходимости логопед использует указующий жест на картинку и/или вопрос (например: «Мы полетим...на чем?»).
Примечание. Картинный материал дан к словам, взятым в скобки.
Задание.2. Отраженное проговаривание конструкций, включающих слова различной структурной сложности.
Инструкция: «Посмотри, послушай, повтори».
Речевой и картинный материал:
а) Бим дома; Бим спит; Бим отдыхает; лохматый Бим; Бим подметает; Бим охотится;