Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Рабочая программа кружка "занимательная география". Муниципальное общеобразовательное учреждение. Гориной Ирины Алексеевны

МБОУ «Кирилловская средняя школа»

Географический кружок

«ПУТЕШЕСТВИЕ

ПО ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЯМ МИРА»

Разработала
учитель географии:
Буханова М.А.

Пояснительная записка

Программа географического кружка «Путешествие по достопримечательностям мира» обладает новизной для учащихся.

Она заключается в том, что данный курс не изучается в школьной программе. Современная экономика ведущих стран мира во многом зависит от развития международного туризма и услуг – один из видов которых – знакомство с достопримечательностями. Открыты границы для посещения стран туристами и отдыхающими, перед ними удивительный мир прекрасных творений рук человеческих и созданных природой. Поэтому очевидно, что данный курс в современной школе является актуальным и необходимым для изучения.

Современный мир очень интересен и привлекателен тем, что встреча с ним – это знакомство с прекрасным и неизвестным. Каждый учащийся открывает что-то для себя и друзей. Путешествуя по странам через образные рассказы учителя или ученика и красочные презентации заинтересуют уже знакомые образы – Эйфелева башня, Пизанская башня, Елисейские поля, и совсем новые, но прекрасные творения рук человеческих – Мавзолей Тадж-Махал в Агре в Индии, Стоунхендж в Великобритании, Собор Святого Петра в Ватикане. Оперный театр в Сиднее, мечети в Марокко и другие.

Расширяется сеть учебных заведений, в которых открываются факультеты по подготовке специалистов туризма и сервиса, экскурсоводов. Ведущим предметом является география.

Программа построена на основе межпредметной интеграции с историей, биологией, искусством, психологией, архитектурой.

Особенность данного курса то, что некоторые направления данного курса изучаются с использованием новейшей телекоммуникационной технологии. Живя в информационном обществе, дети должны иметь представление о различных информационных процессах, владеть основными элементами информационной культуры. Использование компьютерных технологий позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся: задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям ученика. Также учащиеся получают удовлетворение познавательного интереса, возникает желание познавать мир, используя информационную систему.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Расширить географический кругозор.

ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

    вызвать интерес к странам мира, культурному наследию через знакомство с культурными и природными достопримечательностями;

    показать роль достопримечательностей в воспитании толерантности;

    воспитывать уважение к людям другой нации, к особенностям их жизни;

    расширить знания о столицах и крупнейших городах мира.

Столицы и крупные города мира играют огромную роль в жизни страны. В них сосредоточена большая часть населения страны.

Города – это экономические, культурные и туристические центры страны. Они выполняют различные функции. Одна из них – это встречи туристов и представление ценностей своей страны – достопримечательностей природных и созданных руками человека.

В работе с данным содержанием возможны такие виды деятельности, как пресс-конференция, работа со статистическим материалом, заочные экскурсии, заседание «круглого стола». Занятия по основным вопросам темы проводятся в компьютерном классе.

Результатом успешного прохождения программы может служить участие в иллюстрированной викторине, экскурсия по достопримечательностям в роли гида.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ (ОБЪЯСНЯТЬ):

    страны и столицы;

    знаменитые и наиболее интересные достопримечательности.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ (НАЗЫВАТЬ, ПОКАЗЫВАТЬ):

    уметь работать на компьютере;

    работать с различными источниками информации;

    ориентироваться по карте;

    свободно рассказывать о достопримечательностях мира.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся, прошедшие данный курс, получат необходимые знания, умения и навыки для понимания и познания мира. Постоянная работа с источниками информации, работа и общение в группах позволит сформировать ответственность и самостоятельность. Повысится интерес к предмету и желание познавать мир.

УЧАЩИЕСЯ БУДУТ ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

    о различных видах достопримечательностей;

    о профессии гидов, экскурсоводов и других специальностях данной области;

    об уровне жизни в различных государствах;

    о традициях и обычаях населения стран мира;

    о ценностях культуры данной страны.

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ УСПЕШНОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ КУРСА

В процессе изучения данного курса выполняется 4 зачётных практических работ и 1 итоговая – на последнем занятии:

4 зачётные работы – роль гида по достопримечательностям мира;

Итоговая зачётная работа – участие в иллюстрированной викторине по достопримечательностям мира.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ТЕМА

Кол-во часов

Достопримечательности Франции.

Эйфелева башня.

Триумфальная арка.

Нотр-Дам де Пари.

Парк Версаля.

Достопримечательности Великобритании.

Башня «Биг Бен».

Букингемский Дворец.

Музей Мадам Тюссо.

Достопримечательности Германии.

Трептов-Парк.

Браденбургские ворота.

Достопримечательности Италии.

Пизанская башня.

Дворец Дождей.

Достопримечательности Австралии.

Айерс-Рок

Достопримечательности Китая.

Великая Китайская стена.

Достопримечательности Индии.

Тадж-Махал.

Храм Лотоса.

Достопримечательности Тайланда.

Золотые Дворцы императора.

Заповедник слонов.

Крокодиловая ферма.

Достопримечательности Японии.

Парк Камней.

Достопримечательности Канады.

Ниагарский водопад.

Си-Эн-Тауэр.

Достопримечательности США.

Статуя Свободы.

«Золотые ворота».

Достопримечательности Бразилии.

Гора «Сахарная голова».

Статуя «Спасителя».

Водопад Игуасу.

Достопримечательности Египта.

Пирамиды Долины Гизе.

Достопримечательности России.

Озеро Байкал.

Ученики пробуют себя в роли гида.

Конкурс презентаций.

Образовательная программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Занимательная география»

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 8-9 лет

Пояснительная записка

Жизнь в обществе меняется очень быстро, изменяется политический и общественный уклад, нравственные ориентиры и жизненные ценности. Как помочь ребенку правильно сориентироваться в бурном круговороте жизни? Главная цель учителя помочь ученику и подготовить его, завтрашнего граж-данина, к жизни и работе в обществе. Современные условия жизни предъяв-ляют повышенные требования к человеку. Сейчас преуспевают люди образованные, нравственные, предприимчивые, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству.

Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в начальной школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе внеурочной деятельности, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у учащихся.

Занятия кружка помогут ребятам привить интерес к географии, расширить знания в этой сфере.

Программа кружка рассчитана на 1 год обучения.

Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия предполагают не только изучение теоретического материала, они также ориентированы на развитие практических умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности учащихся. Ребята научатся планировать самостоятельную работу над выбранной темой, оформлять творческие работы. Отдельные темы занятий могут использоваться в качестве тем для ученической исследовательской работы, а результаты соответствующих работ - как основа для докладов (выступлений) на семинарских занятиях, участия в конкурсах различного уровня.

Новизна и отличительная особенность программы кружка состоит в том, что данный курс предполагает примерный объем знаний, умений и навыков, которым должны овладеть школьники, он очень вариабельный. Задача курса состоит в том, чтобы научить ученика добывать знания самостоятельно. Обучение направлено на активную учебную деятельность.

Педагогическая целесообразность программы и методов связана с возрастными особенностями детей данного возраста 9-10 лет: любознательность, наблюдательность; интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами; быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность.

Интересно в работе еще и то, что каждый педагог сможет подстроить программу под свою деятельность , возможности учеников, их запросы, так как в программе дана технология разработки тем. Темы занятий даются приблизительные, всегда есть возможность заменить их на более востребованные в данный момент. Ребятам предоставляется широкая возможность выбора заданий по возможностям, желанию, способностям. Это и сообщения, и рефераты, рисунки, фотографии, и исследовательские работы.

На занятиях курса большую роль играет формирование коммуникативных компетенций: учащиеся учатся говорить, что сейчас очень актуально, отстаивать свою точку зрения, защищать творческие работы, отвечать на вопросы и задавать их. Это очень важное умение, ведь многие стесняются выступать на публике, теряются, волнуются. Для желающих есть возможность выступать перед слушателями, проводить классные часы. Таким образом, раскрываются все способности ребят: интеллектуальные, организаторские, творческие, лидерские.

Работа учащихся не ограничивается рамками занятий, она продолжается дома и во внеурочное время.

Перспектива программы данного курса состоит в том, что, получив необходимые начальные навыки деятельности, ребята продолжают их совершенствовать и в дальнейшем на уроках географии. Им очень пригодится данный материал на уроках в 6 классе, где на изучение тем курса отводится всего 34 часов и за недостаточностью времени отдельные темы рассматриваются поверхностно.

Данная программа может быть востребована учителями географии, педагогами дополнительного образования естественнонаучного направления.

Цель: углубление знаний, умений и навыков учащихся в области географии

Задачи:

Познавательные:

  • Расширить знания учащихся по основным вопросам курса
  • Сформировать навыки проведения простейших исследований, таких как наблюдение
  • Научить применять коммуникативные и презентационные навыки
  • Способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений, работы с различными источниками информации
  • Привить необходимость использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни .

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию навыков географической культуры, ответственного отношения к природе
  • Совершенствовать навыки коллективной работы
  • Воспитывать потребности поведения и деятельности, направленных на улучшение состояния окружающей среды.

Развивающие:

  • Способствовать развитию логического мышления, внимания
  • Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации
  • Способствовать развитию творческих способностей
  • Способствовать развитию эстетической сферы учащихся..
  • Развивать навыки всех видов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой, трудовой и коммуникативной).

Принципы, лежащие в основе работы по программе:

  • Принцип взаимоуважения. Ребята уважают интересы друг друга, поддерживают и помогают друг другу во всех начинаниях;
  • Принцип научности. Весь материал, используемый на занятиях, имеет под собой научную основу.
  • Принцип доступности материала и соответствия возрасту. Ребята могут выбирать темы работ в зависимости от своих возможностей и возраста.
  • Принцип практической значимости тех или иных навыков и знаний в повседневной жизни учащегося.
  • Принцип вариативности. Материал и темы для изучения можно менять в зависимости от интересов и потребностей ребят. Учащиеся сами выбирают объем и качество работ, будь то учебное исследование, или теоретическая информация, или творческие задания и т.д.
  • Принцип соответствия содержания запросам ребенка. В работе мы опираемся на те аргументы, которые значимы для подростка сейчас, которые сегодня дадут ему те или иные преимущества для социальной адаптации.
  • Принцип дифференциации и индивидуализации. Ребята выбирают задания в соответствии с запросами и индивидуальными способностями.
  • Принцип результативности.

Краткие сведения о коллективе: состав коллектива постоянный. Участниками осуществления программы являются дети 3 класса, родители (лица, их заменяющие), руководитель.

Количество обучающихся в коллективе: 28 человек (по 14 человек в каждой группе)

Возраст детей, участвующих в программе - 9-10 лет. В этом возрасте дети любознательны, активны. Ведущей формой деятельности является общение. Ребята активно включаются в исследовательскую деятельность, любят играть, выступать. В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы и методы деятельности.

Режим занятий: занятия в группах проводятся 1 раз в неделю по 1 часу в каждой группе

Формы обучения: групповые, индивидуальные и коллективные.

Форма обучения

Вид занятий

Групповая

Практические работы

Творческие проекты

Экологический десант

Коллективная

Беседы

Просмотр кинофильмов и презентаций

Экскурсии в природу

Выставки работ

Общешкольные компании: «День Земли», «Экологический десант»

Индивидуальная

Исследовательская работа в природе

Творческие проекты

Программа кружка «Природа вокруг нас» рассчитана на 1 год обучения и включает в себя 34 часа учебного времени из них: 8,5 часов теоретических, 25,5 часов практикумов. Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал. Практические занятия проводятся в условиях школьного кабинета и природы.

Прогнозируемые результаты.

В ходе реализации программы учащиеся

Должны знать/понимать:

Основные понятия курса.

Основные методики проведения наблюдений.

Основные географические понятия и термины

Различия плана, глобуса и географических карт

Результаты выдающихся географических открытий и путешествий

Географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека

Воздействие человека на состояние природы и следствия взаимодействия природы и человека

Должны уметь:

Проводить самостоятельный поиск информации

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Называть и показывать основные географические объекты (по темам разделов);

Выделять и описывать по типовым планам существенные признаки географических объектов;

Находить в разных источниках географическую информацию;

Приводить примеры, используя основные источники географической информации;

Определять расстояния и направления на местности и по плану

Чертить простейший план местности

Применять приборы и инструменты (по темам разделов);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

ориентирования на местности

чтения планов местности и географических карт

проведения наблюдений за процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников: картографических, геоинформационных и др.

Критерии оценки знаний, умений и навыков.

Низкий уровень : удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, пассивное участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности.

Средний уровень : достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление об исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень : свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, проводить исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.

Формы контроля

Тема

Форма контроля

Введение

Беседа, игра, результаты экскурсии и творческих работ

Беседа, решение кроссворда, результаты творческих и исследовательских работ

План местности

Беседа, результаты творческих и исследовательских работ

Строение Земли

Беседа. Сообщения. Презентации творческих групп по результатам работы. Викторина

Погода

Беседа, сообщения. Презентации творческих групп по результатам работы

Подведение итогов

Викторина «Занимательная география»

Формы подведения итогов реализации программы.

Диагностическое исследование ЗУНов;

Итоговые выставки творческих работ;

Организация и участие в общешкольных мероприятиях;

Портфолио и презентации исследовательской деятельности на заседании школьного научного общества;

Участие в заседании городского экологического объединения «Чистый город»

Участие в конкурсах различного уровня

Учебно-тематический план

Тема

Всего часов

Теория

Практика

Введение

Земля - планета Солнечной системы

1,5

5,5

План местности

Строение Земли

Погода

Подведем итоги

Всего

8,5

25,5

Содержание программы

Введение (3 часа)

Теоретические знания:

Природа вокруг нас. Природа живая и неживая. Общие признаки живой природы. Объекты живой и неживой природы. Что изучает география? Великие географические открытия

Практикумы.

Знакомство со справочной литературой, просмотр видеофрагментов и презентаций. Игра «Живое - неживое». Решение к россворда «Великие путешественники». Оформление выставки рисунков « Географические открытия и путешественники»

Экскурсия.

В Василевский парк «Живая и неживая природа»

Темы работ

Реферативные:

Великие географические открытия

Знаменитые путешественники

Творческие

Оформление выставки рисунков

Теоретические знания:

Земля - планета Солнечной системы. Представление о форме Земли в древности. Почему день сменяет ночь? Почему бывает зима и лето?

Практикумы.

Знакомство со справочной литературой, просмотр видеофрагментов. Конкурс загадок о времени суток. Решение геозаданий.

Практические работы:

Изготовление модели Земли из цветного пластилина

Экскурсия.

«Наблюдение за изменениями природы»

Темы работ

Исследовательские:

Режим дня школьника

Реферативные:

Земля - наша планета

Солнечная система

Почему приходит день?

Творческие

Оформление выставки рисунков

План местности (8 часов)

Теоретические знания:

Стороны горизонта. Ориентирование по местным признакам. Компас. История его изобретения. Как определить расстояние? Что такое план местности? Для чего он нужен? Знаки на плане

Практикумы.

Решение геозаданий.

Практические работы:

Составление плана класса

Темы работ

Реферативные:

Что такое компас?

История изобретения компаса

Как ориентироваться по Солнцу и местным признакам?

О чем расскажет знак на плане?

Творческие

Оформление выставки планов местности

Строение Земли (8 часов)

Теоретические знания:

Строение Земли. Ядро, мантия, земная кора. Поверхность Земли. Горы и равнины. Вулканы. Землетрясения.

Практикумы.

Знакомство со справочной литературой, просмотр презентаций.

Практические работы:

Изготовление макета «Строение Земли» в различной технике

Темы работ

Реферативные:

Из чего состоит ядро?

Что такое мантия?

Вулканы

Землетрясения

Творческие

Оформление выставки макетов

Погода (6 часов)

Теоретические знания:

Что такое погода и климат. Признаки хорошей и плохой погоды. Метеоприборы. Явления природы. Дождь. Снег. Облака.

Практикумы.

Знакомство со справочной литературой, просмотр презентаций. Решение геозаданий. Выполнение творческих работ.

Практические работы:

Наблюдение за движением облаков

Темы работ

Исследовательские:

Наблюдение за погодой

Реферативные:

Что такое облако?

Почему не из каждой тучки идет дождь?

Как образуется снег?

Зачем нужно изучать погоду?

Творческие

Сочинить сказку «Путешествие капельки воды»

Выставка снежинок

Выставка рисунков

Подведем итоги (1 час) - викторина «Занимательная география»

Данный курс предполагает примерный объем знаний, умений и навыков, которым должны овладеть школьники в области географии. Снижение интереса к предмету и обилие информации не воспитывает у школьников потребности к расширению и углублению своих знаний. На занятиях курса учителю представляется возможность выбрать свою методику из множества инновационных, по новому взглянуть на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний. Задача учителя заключается не в передаче своему ученику определенного объема знаний. Задача состоит в том, чтобы научить его эти знания добывать самостоятельно. Обучение на курсе направлено на активную учебную деятельность. При организации и планировании занятий учитываются возрастные особенности детей: любознательность, наблюдательность; интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами; предметно-образное мышление, быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов в ходе бесед. Основными формами занятий является исследовательские уроки, проблемно-лабораторные и практические занятия, защита групповы х проектов. Итогом проведения практических работ являются отчеты с выводами, рисунками. На занятиях закладываются исследования, за ходом которых наблюдают ответственные и о результатах докладывают на занятии. Знания учащихся проверяются с помощью кроссвордов, геозаданий , при этом требования к знаниям и умениям не должны быть завышены, так как чрезмерность требований порождает перегрузку и ведет к угасанию интереса.

Темы занятий, заданий, работ, исследований даются приблизительные, так как всегда есть возможность их заменить на более востребованные в данный момент. Ребятам предоставляется широкая возможность выбора заданий по возможностям, желанию, способностям. Э то сообщения , рефераты, рисунки, фотографии, и исследовательские работы. На занятиях курса учащиеся учатся говорить, отстаивать свою точку зрения, защищать творческие работы, отвечать на вопросы. Это очень важное умение, ведь многие стесняются выступать на публике, теряются, волнуются. Для желающих есть возможность выступать перед слушателями. Таким образом, раскрываются все способности ребят.

Примерное планирование тем

Введение (4 часа)

Время

Деятельность

Результат

Теория

Практика

1 неделя

Природа вокруг нас. Природа живая и неживая. Общие признаки живой природы. Объекты живой и неживой природы

Игра «Живое - неживое»

Результаты беседы и игры

2 неделя

Экскурсия.

Результаты экскурсии

3 неделя

Что изучает география? Великие географические открытия

Просмотр презентации

Конспект

4 неделя

Подведем итоги

Творческая мастерская

Кроссворд «Великие путешественники»

Географические открытия и путешественники (рисунки)

Выставка рисунков

Земля - планета Солнечной системы (7 часов)

Время

Деятельность

Результат

Теория

Практика

1 неделя

Земля - планета Солнечной системы. Представление о форме Земли в древности

Просмотр презентации

Конспект

2 неделя

Творческая мастерская

Изготовление модели Земли из цветного пластилина

Модель Земли из пластилина

3 неделя

Почему день сменяет ночь?

Конкурс загадок о времени суток

Результаты беседы

4 неделя

Творческая мастерская

Составление режима дня школьника

Режим дня

5 неделя

Почему бывает зима и лето?

Решение геозаданий

Результат работы

6 неделя

Час открытий

Наблюдение за фенологическими и климатическими изменениями в природе

Результаты наблюдений

7 неделя

Подведем итоги

Презентация результатов самостоятельной работы

Модели, сообщения, результаты наблюдений

План местности (8 часов)

Время

Деятельность

Результат

Теория

Практика

1 неделя

Стороны горизонта. Ориентирование по местным признакам

Решение геозаданий

Результаты работы

2 неделя

Компас. История его изобретения.

Определение сторон горизонта по компасу

Результаты работы

3 неделя

Игротека

Игра «Что? Где? Когда?»

Результаты игры

4 неделя

Как определить расстояние?

Определение расстояния с помощью рулетки и шагов

Результаты работы

5 неделя

Что такое план местности? Для чего он нужен? Знаки на плане

Решение геозаданий

Результаты работы

6 неделя

Творческая мастерская

Составление плана класса

План класса

7 неделя

Составление плана «Безопасная дорога в школу»

План местности

8 неделя

Подведение итогов

Презентация результатов самостоятельной деятельности

Сообщения, рисунки

Строение Земли (8 часов)

Время

Деятельность

Результат

Теория

Практика

1 неделя

Строение Земли. Ядро, мантия, земная кора

Решение геозаданий

Результаты работы

2 неделя

Творческая мастерская

Творческая работа «Строение Земли» (рисунки, аппликации, объемные модели)

Результаты работы

3 неделя

Поверхность Земли. Горы и равнины

Решение геозаданий

Результаты игры

4 неделя

Час открытий. Как рождаются горы?

Заслушивание сообщений

просмотр презентации

Результаты работы

5 неделя

Что такое вулкан?

Решение геозаданий

Прослушивание сообщений

Результаты работы

6 неделя

Творческая мастерская

Лепка макета вулкана из пластилина

Макеты вулканов

7 неделя

Землетрясения

Рисуем горы

Выставка рисунков «Горы»

8 неделя

Подведение итогов

Отчеты по творческим заданиям

Погода (6 часов)

Время

Деятельность

Результат

Теория

Практика

1 неделя

Что такое погода? Признаки хорошей и плохой погоды

Загадки и ребусы о погоде

Наблюдение за погодой

Результаты работы

2 неделя

Метеоприборы

Измерение температуры воздуха и направления ветра

Результаты работы

3 неделя

Явление природы. Почему идет дождь?

Рисуем дождь

Составляем сказку «Путешествие капельки воды»

Рисунки

Сказка

4 неделя

Как рождаются облака?

Экскурсия - наблюдаем за облаками

Результаты экскурсии

5 неделя

Почему идет снег?

Мастерим и рисуем снежинки

Выставка снежинок

6 неделя

Подведем итоги

Представление результатов работы

Результаты игры

Подведем итоги (1 час) - игра «Занимательная география»

Методическое обеспечение

Методы и приемы.

Программа предусматривает применение различных методов и приемов. Что позволяет сделать обучение эффективным и интересным.

Словесный метод применяется при объяснении теоретического материала по темам курса, для объяснения применения материала и методики исследования.

Наглядный метод применяется как при объяснении теоретического материала, так и для демонстрации результатов работы учащихся. Используются готовые таблицы, электронные презентации и созданные руками детей.

Практическая работа необходима при отработке навыков и умений оказания первой помощи пострадавшим, проведении эксперимента или исследования.

Творческое проектирование является очень эффективным, так как помогает развить самостоятельность, познавательную деятельность и активность детей.

Исследовательская деятельность помогает развить у детей наблюдательность, логику, самостоятельность в выборе темы, целей, задач работы, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов.

Педагогические технологии, используемые в обучении.

Личностно - ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.

Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.

Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.

Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.

Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.

Оценка эффективности работы:

Входящий контроль - определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, практических работ, викторин, игр.

Промежуточный контроль : коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.

Итоговый контроль: презентации творческих и исследовательских работ, участие в выставках и мероприятиях, участие в конкурсах исследовательских работ в городском научном обществе, экологическом обществе.

Перечень методического обеспечения программы:

Разработки занятий, мероприятий, конференций и круглых столов.

Разработки экскурсий (банк карточек-заданий)

Банк методик для исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Книги, определители, методические рекомендации для проведения практических, лабораторных, исследовательских работ (как в бумажном, так и в электронном виде, ресурсы Интернета)

Необходимое оборудование, химическая посуда и реактивы, муляжи, таблицы (бумажные и рельефные)

Компьютер, программы, необходимые для обработки статистического материала (например, программа БИОСТАТ)

Оборудование

Название

Количество

Гербарии

по географии

Коллекции:

«Почва»

Полезные ископаемые

Глобус (физический)

Компасы

Настенные карты

Альбом по географии «Полезные ископаемые»

Микроскопы

Приборы для опытов

Название методической литературы

Количество

Атласы по географии:

6 класс

7 класс

8-9 класс

Ивановская область

Таблицы:

по географии

Портреты

географов

1 комплект

Презентации к занятиям

Список литературы.

Для учащихся:

Молодцова З.В. Занимательная география. - Новосибирск: НИПКи ПРО, 1997.

ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии - М: Просвещение, 1997.

Запартович Б.Б. С любовью к природе. - Москва: Педагогика, 1976.

Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир. География» - М: ООО «Издательство АСТ»2002

Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир Животные.» - М: ООО «Издательство АСТ»2002

«Охрана природы», п/р профессора Пашканга К. В., Москва, «Просвещение», 1990.

Журналы «Юный натуралист».

Кашинская Е.А. Всё обо всём. М 1999г.

Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2000г.

Для учителя:

  1. «Учебно - исследовательская деятельность школьников» п/р А.П. Тряпицыной, Санкт - Петербург, Каро, 2005
  2. Азбука природы, издательский дом «Ридерс Дайджест», 2003 г.
  3. Андреева В.Н. Предметная неделя географии в школе Серия: Библиотека учителя
  4. Баринова И.И. «Внеурочная работа по географии» Москва, Просвещение, 1988
  5. Войткевич Г.В. «Основы учение о биосфере» «Просвещение», Москва, 1989
  6. География: Все для учителя географии Сайт: http://geo.1september.ru
  7. География:\"Раннее развитие детей\" - География детям Сайт: http://www.danilova.ru
  8. География:Энциклопедическая библиотека. Сайт: http://megacollection.ru
  9. Гладилина И.П., Гришакина О.П., Обручникова А. А., Попов Д.В. «Основы исследовательской деятельности школьников», Москва, ООО «Центр полиграфических услуг «Радуга», 2010.
  10. Клепинина.А.. Тайны окружающего мира. Москва, издательство «Ювента», 2005 г.
  11. Клюшникова Н. М. «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград, 2000
  12. Кулькевич С.В. «Не совсем обычный урок», Воронеж, «Учитель», 2001.
  13. Литвиненко Л.С. «Нравственно-экологическое воспитание школьников», Москва, «5 за знания», 2005.
  14. Лугич М.В.. Прогулки с детьми в природу. Москва, 2006 г.
  15. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/
  16. Плешаков А.А.. Экология для младших школьников. Москва, изд-во «Дрофа», 2000г.
  17. Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся», Москва, «Аркти», 2005.
  18. Тяглова Е. В. «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии», Москва, «Глобус», 2008.

Кружок “Юный исследователь” рассчитан на обучающихся среднего и старшего звена (6- 11кл.), т.к. в начальной школе обучающиеся не имеют достаточных знаний в области географии, биологии, экологии и других дисциплин, необходимых для занятий исследовательской деятельностью.

Цель кружка: привлечение обучающихся к работе по изучению и сохранению исторических и культурных ценностей своего края, по изучению проблем экологического состояния природной среды и практическому участию в решении природоохранных задач.

Исследование предполагает применение различных форм и методов практической деятельности в природе, умение работать с метеорологическими, гидрологическими приборами и оборудованием.

Задача кружка : последовательное расширение и углубление знаний, умений и навыков, полученных на уроках природоведения, географии, биологии; развитие навыков исследовательской деятельности.

Важное место на занятиях кружка уделяется навыкам оформления исследовательских работ и умениям работать с научно- популярной и художественной литературой, со статистическими материалами. Данные навыки и умения обучающиеся могут применять на уроках.

Теоретическая часть программы состоит из 5 разделов:

I. Введение

II. Оформление исследовательских работ

III. Исследования в области экологии

IV. Исследовательская работа в природе

V. Изучение своего края

На занятиях кружка используются наглядные пособия (в т.ч. собственного изготовления), технические средства, подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний об исторических, природных, экологических особенностях своего края.

Практическая часть программы предусматривает выполнение практических работ на местности, проведение экскурсий, полевых практик. Результаты, полученные в ходе экскурсий, полевых практик и практических работ используются для написания исследовательских работ и во внеклассной работе по географии.

Программа кружка рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Однако руководитель кружка вправе вносить коррективы в программу в соответствии с учебно- методическими и материально- техническими возможностями образовательного учреждения, изменять количество часов на изучение отдельных тем, число практических работ, экскурсий.

I. Введение (4 ч.)

Формы и методы организации исследовательской деятельности. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Чтение- просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Особенности и приемы конспектирования. Тезисы.

Экскурсия в библиотеку.

Учащиеся должны знать:

  • формы и методы исследовательской деятельности;
  • правила работы с источниками получения информации;
  • особенности чтения научно- популярной литературы;
  • особенности и приемы конспектирования.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать научно-популярную литературу;

2. Оформление исследовательских работ (11 ч.)

Основы научного исследования. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования. Выбор темы исследовательской работы. Отбор и анализ методической и научно- популярной литературы по выбранной теме. Составление рабочего плана исследования. Обоснование выбранной темы. Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”.

Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу.

Логическое построение текстового материала в работе. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения.

Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление.

Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. Выводы и оформление “Заключения”.

Практические работы: 1 . Оформление исследовательских работ для участия в районной экологической конференции и других конкурсах по проблемам охраны окружающей среды. 2. Выступление с результатами исследований перед обучающимися своей школы. 3 .Конспектирование научно- популярной статьи.

Учащиеся должны знать:

  • требования, предъявляемые к оформлению исследовательских работ;
  • вклад каждого участника группы (если работает несколько авторов) в работу.

Учащиеся должны уметь:

  • оформлять исследовательские работы в соответствии с требованиями;
  • логически выстраивать текстовой материал;
  • обрабатывать результаты экспериментальной деятельности.

3. Исследования в области экологии (18 ч.)

Предмет и задачи экологии. Экология- синтез естественных наук.

Краткая характеристика экологической ситуации в России, Смоленской области, Вяземском районе. Природоохранная деятельность как антропогенный фактор. Рациональное и нерациональное природопользование.

Нормативно- правовые документы, действующие на территории России в области экологии. “Красная книга” Смоленской области. Охрана редких растений, животных и мест их обитания.

Биосфера, границы биосферы. Основные формы организации жизни. Биосфера, биоценоз, популяции, организм - ступени организации жизни. Биосфера как среда жизни человека. Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы. Ноосфера.

Главные источники загрязнения атмосферного воздуха. Меры предотвращения загрязнения воздушного бассейна. Роль растительности в охране и оздоровлении атмосферного воздуха.

Охрана окружающей среды от новых типов загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы и современный источник сырья для различных отраслей промышленности. Шум. Воздействие шума на биологические объекты. Меры предотвращения шумового воздействия на окружающую природную среду. Возможности появления новых видов загрязнений природы и меры по их предупреждению.

Особенности охраны природы в городах и сельской местности. Общность, различия природоохранных мероприятий в городе и сельской местности. Необходимость объединения совместных усилий городских и сельских организаций в области охраны природы.

Наблюдения, эксперименты, другие виды исследований. Навыки исследовательской деятельности в области экологии. Методы обработки результатов наблюдений и исследований.

Практические работы:

1. Составление картосхемы предприятий своей местности, влияющих на окружающую среду.2 . Сбор материалов по охране природы своего края.

3. Загрязнение воздуха автотранспортом на территории своего населенного пункта.

4. Обмен опытом природоохранной работы между городскими и сельскими школьниками.

5. Проведение опытов и наблюдений по выявлению растений, наиболее и наименее устойчивых к загрязнению воздуха. 6 . Подготовка сообщений о растениях и животных “Красной книги”. 7 . Обработка результатов исследований.

Учащиеся должны знать:

  • экологическое состояние природной среды в России, своем крае;
  • основные нормативно- правовые документы в области экологии;
  • растения и животных своего края, находящихся под охраной;
  • понятия “ноосфера”, “биосфера”, границы биосферы;
  • основные формы организации жизни;
  • влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы;
  • новые типы загрязнений;
  • особенности охраны природы в городах и сельской местности;
  • виды исследований;
  • главные источники загрязнения воздуха;
  • меры по предотвращению загрязнения воздуха;
  • роль растительности в охране и оздоровлении воздуха.

Учащиеся должны уметь:

  • давать характеристику экологической ситуации в России, своем крае;
  • приводить примеры рационального и нерационального природопользования;
  • определять степень воздействия хозяйственной деятельности человека на биосферу;
  • прогнозировать возможности появления новых видов загрязнений;
  • осуществлять практическую деятельность по охране природы своего края;
  • обладать навыками исследовательской деятельности;
  • выявлять растения, наиболее и наименее устойчивые к загрязнению воздуха.

3. Исследовательская работа в природе (22 ч.)

Исследования водных объектов. Водоем как замкнутая экологическая система.

Гидробиология как наука, изучающая водные организмы и биологические процессы, происходящие в водоемах. Методы гидробиологических исследований.

Охрана водоемов. Меры охраны и очистки вод от загрязнения.

Общее понятие о распространении водных организмов. Распространение водных организмов в связи с условиями освещенности. Состояние численности водных животных на водоемах своего края.

Значение воды в круговороте веществ. Физические и химические свойства воды.

Изучение климата. Метеорология как наука. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы.

Метеорологические явления по сезонам года. Продолжительность дня. Температура воздуха и ее влияние на жизнь растений и животных. Вскрытие и замерзание водоемов. Осадки, преобладающие виды осадков по сезонам года.

Организация метеорологических наблюдений. Обработка результатов наблюдений.

Особенности рельефа своей местности. Изучение горных пород окружающей территории, их важнейшие свойства и хозяйственное использование. Влияние ветра, воды, температуры воздуха на разрушение горных пород. Образование почвы.

Практические работы:

1. Гидрологические исследования на водоемах своего края.

2 . Изучение физических и химических свойств воды.3 . Ведение дневника погоды. Обработка результатов наблюдений. 4. Изучение режима реки по сезонам года.

5. Построение и анализ диаграммы осадков, графика хода температур.6. Измерение климатических показателей с помощью приборов и подручными средствами.

6. Наблюдения за деятельностью природных факторов (воды, ветра, температуры воздуха) в местных условиях, их роль в формировании рельефа.7. Сбор образцов полезных ископаемых.

Экскурсии на местный водоем; на метеостанцию своего района, на производства по добыче и переработке горных пород.

Учащиеся должны знать:

  • гидрологические и гидробиологические методы исследования водных объектов;
  • меры по охране вод от загрязнения;
  • состояние численности водных организмов на водоемах своего края;
  • метеорологические явления по сезонам года, характерные для своей местности;
  • влияние температуры воздуха на жизнь растений и животных;
  • преобладающие виды осадков по сезонам года;
  • особенности рельефа своей местности;
  • свойства местных горных пород, их хозяйственное использование;
  • процесс образования почвы.

Учащиеся должны уметь:

  • проводить гидрологические и гидробиологические исследования на водоеме;
  • определять физические и химические свойства воды;
  • давать краткосрочные прогнозы погоды;
  • проводить метеорологические исследования с помощью приборов и подручными средствами;
  • обрабатывать результаты наблюдений и измерений;
  • строить и анализировать схемы, диаграммы, графики по результатам измерений;
  • определять свойства горных пород, добываемых в своей местности;
  • прогнозировать разрушение горных пород под действием природных факторов.

5. Изучение своего края (13 ч.)

Особенности географического положения и природы своего края. История заселения территории. Топонимика.

Изучение истории, культуры, своего края. Знаменитые земляки. Рекреационные (природные и антропогенные) объекты, мероприятия по их охране.

Население: численность, рождаемость и смертность, национальный, религиозный, половой и возрастной состав, причины, влияющие на эти показатели. Демографическая ситуация на современном этапе. Традиции и обычаи народов, проживающих на территории своего населенного пункта. Трудовые навыки населения в прошлом и в настоящее время.

Практические работы:

1. Участие в охране, восстановлении и озеленении исторических и природных памятников.

2 . Составление карты или плана местности с нанесением памятников природы (усадебные парки, растительные сообщества, устья рек, родники, отдельно стоящие деревья и др.).

3. Сбор материала и помощь в оформлении стендов для школьного краеведческого музея.

4 .Написание статей и заметок в районные периодические издания об истории, культуре, природе своего края.

5. Встречи со знаменитыми земляками (ветеранами войны и тыла, литераторами, руководителями предприятий).

Экскурсия в краеведческий музей.

Учащиеся должны знать:

  • особенности географического положения и природы своего населенного пункта;
  • состояние исторических, культурных, природных памятников своего края;
  • основные демографические характеристики населения своей местности;
  • традиции, обычаи, трудовые навыки населения своей местности.

Учащиеся должны уметь:

  • определять географическое положение своего населенного пункта;
  • принимать участие в мероприятиях по охране исторических, культурных, природных памятников.

Рабочая программа

учебного предмета «География»

объединения дополнительного образования

«В мире географии»

для учащихся 9-А класса

на 2017-2018 учебный год

Составитель:

Поликарпова Е.Е., учитель географии

Высшей квалификационной категории.

г. Воскресенск

2017 год

Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа дополнительного образования «В мире географии» для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне, при разработке была использована авторская рабочая программа Арван Е. Ю.

Данная программа предназначена для углубления знаний учащихся 9 класса по географии и повышения интереса к предмету. Она систематизирует и обобщает знания учащихся. Кружок «В мире географии» помогает развивать у учащихся умственные способности, расширять и углублять знания в области географии, формировать коммуникативную культуру. Материал программы опирается на знания учащихся по географии, истории, литературе. Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической и географической картами, глобусом), профилями, диаграммами, рисунками, схемами и др. Результатом деятельности объединения дополнительного образования является участие в различных олимпиадах, конкурсах по предмету.

Цели программы : повышение интереса к естественным наукам на основе расширения географического кругозора учащихся, углубление содержания основного курса и его практической направленности, развитие познавательной активности; формирование положительной мотивации к изучению географии, геоэкологии, воспитание бережного отношения и любви к окружающему миру и Родине.

Основные задачи программы:

Образовательные:

  • развитие у учащихся научных взглядов на взаимосвязь природы и общества, на пространственные особенности этой взаимосвязи;
  • закрепление картографических представлений о размещении основных географических объектов на территории России;
  • углублённое изучение самой большой страны материка Евразия – России, своей Родины;
  • совершенствование языка географической науки у учащихся.

Развивающие:

  • развитие пространственного представления, использовать географические знания на практике, в повседневной жизни;
  • развитие мотивации к самосовершенствованию, учебной деятельности.

Воспитательные:

  • воспитание гражданственности и патриотизма с широким взглядом на мир, любви к природе;
  • овладение географической культурой, воспитание толерантности;
  • воспитание у детей бережного отношения к природе и историческому наследию родного края.
  • включение учащихся в значимую общественно-полезную деятельность.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Планируемые результаты

В ходе реализации программы учащиеся

Должны знать/понимать:

  • основные понятия курса;
  • основные методики проведения наблюдений;
  • основные географические понятия и термины;
  • различия плана, глобуса и географических карт;
  • результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;
  • географическую зональность и поясность;
  • различия в хозяйственном освоении разных территорий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов;
  • специфику географического положения и административно-территориального устройства РФ, особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальных уровнях; меры по сохранению природы и защиты людей от стихийных природных и техногенных явлений;
  • воздействие человека на состояние природы и следствия взаимодействия природы и человека.

Должны уметь:

  • проводить самостоятельный поиск информации;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
  • называть и показывать основные географические объекты (по темам разделов);
  • выделять и описывать по типовым планам существенные признаки географических объектов;
  • находить в разных источниках географическую информацию;
  • составлять краткую характеристику разных территорий;
  • приводить примеры, используя основные источники географической информации;
  • определять расстояния и направления на местности и по плану;
  • находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • ориентирования на местности;
  • чтения планов местности и географических карт;
  • проведения наблюдений за процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию;
  • проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников: картографических, геоинформационных и др.;
  • повышения собственной географической культуры.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

словесные (рассказ, диалог), наглядные (иллюстрационные и демонстрационные с привлечением ИКТ, различных источников географической информации), практические (разбор учебных и олимпиадных заданий), проблемно-поисковые и исследовательские под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

Формы занятий: лекция, эвристическая беседа, практикум, исследование, интеллектуальная игра, викторина, решение географических задач, конкурсы.

Учебно-тематический план

Название раздела

Часы

Введение.

Основы теории и практики физической географии.

Экономическая география. Население и хозяйство России.

Всего

Основное содержание программы

Введение – 1 ч.

Значение географии в жизни человека Знакомство с деятельностью кружка, планирование.

Раздел I. Основы теории и практики физической географии. – 28 часов

Тема 1. Источники географической информации – 6 часов

Основные источники географической информации. Виды изображения Земли. План местности, географическая карта, глобус. Картографические проекции. Градусная сеть. Географические координаты. Определение направлений и измерение расстояний на плане и карте. Масштаб. Условные знаки. Чтение плана местности и географической карты. Решение олимпиадных заданий: «План и карта».

Предпосылки Великих географических открытий. Четыре экспедиции Колумба. Васко да Гама и открытие морского пути в Индию . Открытие Южной Америки соперниками Колумба . Америго Веспуччи и происхождение названия «Америка» . Магеллан и первое кругосветное плавание . Кортес и завоевание Мексики . Происхождение легенды об Эльдорадо . Открытие Амазонки и бассейна Ла-Платы . Испанские и французские открытия в Северной Америке в 20 - 40 годах XVI века. Голландская экспансия в Азии, открытие Австралии и островов Океании . Этапы и методы изучения территории России. Поход Ермака Тимофеевича и его гибель . Открытие русскими Средней и Восточной Сибири . Интерактивная викторина: «Исследователи России».

Геологическое прошлое планеты. Литосфера. Строение Земли. Геологическая история Земли. Внутренне строение Земли. Земная кора и ее строение. Горные породы. Платформы и складчатые пояса. Рельеф как результат взаимодействия внутренних и внешних сил Земли. Основные формы рельефа. Минеральные ресурсы.

Атмосфера. Значение атмосферы, состав и структура. Атмосферная циркуляция. Постоянные ветры. Воздушные массы. Погода и климат. Научное объяснение разнообразия климатов Земли. Климатообразующие факторы. Проблемы изменения климата и как следствие природы планеты. Значение Антарктиды и океанов в климате Земли.

Гидросфера. Части гидросферы. Мировой океан и его части. Источники пресной воды на Земле. Реки. Речная система. Режим и питание рек.

Биосфера. Разнообразие природных зон и комплексов Земли. Особенности распространения живых организмов на Земле. Границы биосферы. Почва как особое природное образование. Разнообразие почв. Природный комплекс. Природные зоны. Широтная зональность и высотная поясность. Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Сообщения учащихся, презентации, составление коллажей.

Путешествие по материкам и океанам. Происхождение материков и впадин океанов. Географическое положение, площадь материков. Особенности рельефа и климата. Основные природные и экономические объекты. История освоения. Разнообразие природы. Типичные ландшафты. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Составление диаграмм. Занимательный материал по материкам (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия). Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитных карточек материков. Выполнение презентаций: «Рекорды материков».

Тема 5. Природа России - 6 часов

Пространство России. Особенности физико-географического положения России. Границы России. Россия на карте часовых поясов. Часовые зоны. Решение задач на определение разницы во времени отдельных территорий.

Административно-территориальное деление РФ. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые, и их взаимосвязь. Оценка природно-ресурсного потенциала страны.

Факторы, определяющие климат России. Типы климата России, климатические пояса. Внутренние воды России. Байкал – жемчужина России. Главные речные системы. Размещение основных типов почв России.

Растительный и животный мир России. Природно-хозяйственные зоны России. Экологические проблемы. Заповедная Россия. Памятники природы.

Работа по карте. Занятия по тестам. Решение практических задач.

Раздел II. Экономическая география. Население и хозяйство России. – 5 часов

Административно-территориальное деление как один из видов районирования. Работа по карте. Население России. Численность, особенности воспроизводства населения. Половозрастной, этнический и религиозный состав населения. Особенности расселения. Сельское и городское население, урбанизация. Направления и типы миграций. Трудовые ресурсы.

Хозяйство России. Структура хозяйства и ее особенности. Первичный, вторичный и третичный сектора хозяйства: состав, особенности отраслей, роль и значение. Экономические районы России. Географическое положение района, состав территории. Природные особенности и природно-ресурсный потенциал. Население, крупные города. Географические особенности экономических регионов России. Хозяйство регионов, их специализация и крупные центры производства. Проблемы экономических регионов. Определение субъектов РФ по географическому описанию. Занятия по тестам и слоганам. Решение практических задач.

Итоговое тестирование учащихся. Самоанализы учащихся по работе факультатива. Защита творческих работ.

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Для учащихся:

  1. Запартович Б.Б. С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976.
  2. Кашинская Е.А. Всё обо всём. М., 1999 г.
  3. Ляхов П.Р. Энциклопедия «Я познаю мир. География» - М: ООО «Издательство АСТ», 2002.
  4. Ляхов П.Р. Энциклопедия «Я познаю мир Животные.» - М: ООО «Издательство АСТ», 2002.
  5. Маркин В. А. Я познаю мир. Москва, 2000 г.
  6. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПК и ПРО, 1997.
  7. ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997.
  8. Селищев Е.Н «География для любознательных или о чем ты не узнаешь на уроках географии», Ярославль, Академия Развития, 2006.

Для учителя:

  1. «Учебно – исследовательская деятельность школьников» п/р А.П. Тряпицыной, Санкт – Петербург, Каро, 2005.
  2. Азбука природы, издательский дом «Ридерс Дайджест», 2003 г.
  3. Андреева В.Н. Предметная неделя географии в школе Серия: Библиотека учителя .
  4. Баринова И.И. «Внеурочная работа по географии» Москва, Просвещение, 1988.
  5. В.А. Низовцев «География. Школьные олимпиады», Москва, Айрис – Пресс, 2006 год
  6. Войткевич Г.В. «Основы учение о биосфере» «Просвещение», Москва, 1989.
  7. География: Все для учителя географии. Сайт: http://geo.1september.ru
  8. География: Энциклопедическая библиотека. Сайт: http://megacollection.ru
  9. География:\"Раннее развитие детей\" - География детям. Сайт: http://www.danilova.ru
  10. Гладилина И.П., Гришакина О.П., Обручникова А. А., Попов Д.В. «Основы исследовательской деятельности школьников», Москва, ООО «Центр полиграфических услуг «Радуга», 2010.
  11. Клепинина.А. Тайны окружающего мира. Москва, издательство «Ювента», 2005 г.
  12. Клюшникова Н. М. «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград, 2000.
  13. Кулькевич С.В. «Не совсем обычный урок», Воронеж, «Учитель», 2001.
  14. Литвиненко Л.С. «Нравственно-экологическое воспитание школьников», Москва, «5 за знания», 2005.
  15. Лугич М.В. Прогулки с детьми в природу. Москва, 2006 г.
  16. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин. М.: ООО «Издательство Астрель», 2002-302 с.
  17. Наумов А.С. «По материалам олимпиад National Geographic и Всероссийской олимпиады», Москва, Аст – Астрель, 2007 год
  18. Плешаков А.А. Экология для младших школьников. Москва, изд-во «Дрофа», 2000 г.
  19. Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся», Москва, «Аркти», 2005.
  20. Тяглова Е. В. «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по географии», Москва, «Глобус», 2008.

Перечень материально-технического обеспечения: географические карты, атласы, коллекции, раздаточный материал, таблицы, дополнительные дидактические материалы, учебные пособия, компьютер, мультимедийный проектор, экран. (полный перечень указан в паспорте кабинета).

Календарно-тематический план

кружка «В мире географии»

для 9-А класса

на 2017-2018 учебный год

Номера уроков

по порядку

№ урока

в разделе, теме

Тема занятия

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Введение – 1 час

Значение географии в жизни человека Специфика занятий и общие требования.

01.09-08.09

Раздел I. Основы теории и практики физической географии - 28 часов

Тема 1. Источники географической информации - 6 часов

Источники географической информации и методы географических исследований

11.09-15.09

План местности. Масштаб. Решение задач.

18.09-22.09

Географическая карта, глобус. Картографические проекции.

25.09-29.09

Решение задач на определение географических координат.

02.10-06.10

Чтение плана местности и географической карты.

09.10-11.10

Решение олимпиадных заданий: «План и карта».

16.10-20.10

Тема 2. Великие географические открытия – 5 часов

Предпосылки Великих географических открытий.

23.10-27.10

Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия.

30.10-03.11

Великие географические открытия и расширение их ойкумены.

06.11-10.11

Этапы и методы изучения территории России.

13.11-17.11

Интерактивная викторина: «Исследователи России».

27.11-01.12

Тема 3. Удивительное разнообразие природы Земли – 5 часов

Геологическое прошлое планеты.

04.12-08.12

Атмосфера. Научное объяснение разнообразия климатов Земли.

11.12-15.12

Проблемы изменения климата и как следствие природы планеты. Значение Антарктиды и океанов в климате Земли.

18.12-22.12

Гидросфера и ее части. Составление коллажа: «Мировой океан».

25.12-29.12

Разнообразие природных зон и комплексов Земли.

09.01-12.01

Тема 4. Природа материков. Рекорды планеты. – 6 часов

Происхождение материков и впадин океанов.

15.01-19.01

Население Земли. Численность населения

Земли. Человеческие расы, этносы. Составление диаграмм.

22.01-26.01

Основные черты природы Африки, Австралии. Составление визитной карточки.

29.01-02.02

Основные черты природы Антарктиды, Южной Америки. Составление визитной карточки.

05.02-09.02

Основные черты природы Северной Америки и Евразии. Составление визитной карточки.

12.02-21.02

Конкурс презентаций: «Рекорды материков».

26.02-02.03

Тема 5. Природа России – 6 часов

Пространство России. Границы. Особенности географического положения

России.

05.03-09.03

Часовые зоны. Решение задач на определение разницы во времени отдельных территорий.

12.03-16.03

Рельеф и недра России. Оценка природно-ресурсного потенциала страны.

19.03-23.03

Климат. Внутренние воды. Байкал – жемчужина России.

26.03-30.03

Почвы, природные зоны России. Составление коллажей.

02.04-06.04

Заповедная Россия. Памятники природы.

16.04-20.04

Раздел II. Экономическая география. Население и хозяйство России - 5 часов

Административно-территориальное деление как один из видов районирования. Работа по карте. Особенности населения России.

23.04-27.04

Основные межотраслевые комплексы.

30.04-04.05

Географические особенности экономических регионов России.

07.05-11.05

Определение субъектов РФ по географическому описанию. Занятия по тестам и слоганам.

14.05-18.05

Итоговое занятие. Защита творческих работ.

21.05-25.05

Итого

часов

В том числе:

по программе

выпол нено

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по ВР __________/Москотельникова Н.В./

«___» августа 2017 г.

Руководитель ШМО _____________ / Содонова О.А./