Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Психофизиология сознания в профессиональной деятельности человека. Психофизиология человека. Кроль В.М. Системные основы психофизиологии

Года в Гёттингене, где его отец был профессором литературы. Первоначальное образование Бунзен получил в гимназиях Гёттингенской и Гольцмюнденской, а в г. поступил в Университет своего родного города, где изучал физику , химию и геологию . Завершив свое образование в Париже, Берлине и Вене, он защитил в г. диссертацию по химии, в Гёттингенском университете, а в г. занял кафедру химии в Кассельском политехническом институте, освободившуюся по уходе оттуда Вёлера; в Касселе он пробыл до г., пока не был приглашен в качестве экстраординарного профессора химии в Марбургский университет , где в г. был избран ординарным профессором и директором Химического института. В г. Б. переселился в Бреславль по приглашению Университета и предпринял там постройку химической лаборатории; но вскоре (в г.) покинул Бреславль и занял кафедру химии в Гейдельбергском университете; здесь на своем 50-тилетнем докторском юбилее (17 окт. г.) Б. получил чин тайного советника первого класса и только в г. передал кафедру Виктору Мейеру.

Наука обязана Бунзену весьма важными исследованиями: его имя занимает одно из самых почетных мест на страницах истории химии. Первые работы Б. касаются различных вопросов неорганической химии, но вскоре его внимание было привлечено арсеноорганическими соединениями (см. Алкарзин и Мышьяк ); результатом этих исследований было, между прочим, получение какодила (арсендиметила), с таким восторгом встреченное сторонниками теории сложных радикалов . Работы с газообразными веществами привели Б. к открытию новых методов, совокупность которых создала нынешний «анализ газов». Но наиболее важное и замечательное открытие Бунзена, давшее для науки столько богатых результатов и сделанное им в сообществе с его другом Кирхгофом (в г.), составляет спектральный анализ (см. это сл., а также Анализ ), с помощью которого, как самим Бунзеном, так и другими химиками, было открыто немало новых редких элементов, встречающихся в природе лишь в очень малых количествах (рубидий , цезий и др.). Вообще своими исследованиями в области органической, физической, аналитической, и минеральной химии Бунзен много содействовал развитию химических знаний и всюду умел приложить новые, оригинальные методы; его профессорская и педагогическая деятельность, обнимающая более половины столетия, была весьма плодотворна: у Бунзена в Гейдельберге учились точным приемам анализа и минеральной химии значительное большинство современных учителей химии не только из немцев, но из англичан и русских. Кроме упомянутых работ в области химии, особенного внимания заслуживают: открытие рубидия и цезия и изучение этих редких элементов, исследование двойных цианистых солей, работы относительно химического сродства, определение атомного веса индия , анализы пороховых газов (совместно с Л. Н. Шишковым) и газов доменных печей, систематическое изложение реакций окрашивания в пламени бунзеновской горелки . Человечество обязано Бунзену открытием противоядия (водной окиси железа) при отравлении мышьяком (мышьяковистой кислотой). Во время своей летней поездки в Исландию , в г., Бунзен произвел целый ряд геолого-химических исследований, весьма важных для уяснения вулканических явлений. К области физики и физической химии относятся исследования относительно удельных весов, о влиянии давления на температуру затвердевания расплавленных веществ; исследования, иллюстрирующие справедливость закона Генри Дальтона о зависимости растворимости газов от давления, работы относительно явлений горения газов и о сгущении сухой угольной кислоты на поверхности стекла, калориметрические исследования и др.; сюда же примыкают: получение электролитическим путем щелочных и щелочноземельных металлов и фотохимические исследования; магнезиальный свет, нашедший себе применение в фотографии и для других целей, также открыт (в г.) Бунзеном, получившим впервые магний в больших количествах. В химической и физической практике в большом ходу многие приборы, изобретенные Бунзеном и носящие его имя, напр.: Бунзеновская горелка (см. Лампы), Бунзеновский водяной насос (см. Насосы) и регулятор (см. это слово), Бунзеновская батарея , Бунзеновский абсорбциометр и др.

Большинство работ Бунзена напечатано в специальных химических журналах (гл. обр. «Liebig’s Annalen der Chemie und Pharmacie» и «Poggendorff’s Annalen der Physik und Chemie»); в отдельном издании имеются следующие сочинения:

  • «Enumeratio ac descriptio Hygrometrorum» (Геттинг ., 1830);
  • «Das Eisenoxyd, ein Gegengift der arsenigen Säure» (вместе с Бертольдом, Геттинген , 1834; 2 изд., 1837);
  • «Schreiben an Berzelius über die Reise nach Island» (Марб., 1846);
  • «Ueber eine volumetrische Methode von sehr allgemeiner Anwendbarkeit» (Гейдельб., 1854);
  • «Gasometrische Methoden» (Брауншвейг , 1857; 2 изд., 1877; перевед. Роско на английский и Шнейдером на французский яз.);
  • «Anleitung zur Analyse der Aschen und Mineralwässer» (Гейдельб., 1874).

Важнейшие работы, помещенные в Poggendorff’s Annalen :

  • «Eigenthümliche Verbindungen d. Doppelcyanüre mit Ammoniak», 34, 131;
  • «Untersuchung d. Doppelcyanüre», 36, 404;
  • «Organische Verbindungen mit Arsen als Bestandtheil» 40, 219 и 42, 145;
  • «Untersuchung d. Hochofengase und deren Benutz. als Brennmaterial», 45, 339 und 46, 193;
  • «Spannkraft einig, condensirt. Gase», 46, 97;
  • «Unte rsuchung d. Gichtgase d. Kupferschieferofens zu Friedrichshütte», 50, 81 и 637;
  • «Anwendung der Kohle z. Voltasch. Batterien», 54, 417;
  • «Bereit. ein. Kohle als Ersatz d. Platins in d. Grove’schen Kette», 55, 265;
  • «Verbesserte Kohlenbatterie», 60, 402;
  • «Phys ikalische Beobachtungen über die Geisire Islands», 72, 159;
  • «Einfluss d. Drucks auf die chem. Natur d. pluton. Gesteine», 81, 562;
  • «Ueber die Processe vulcan. Gesteinsbildung m Island», 83, 197;
  • «Darstellung d. metall Chroms auf galvan. Wege», 91, 619;
  • «Ueber electrolytische Gewinnung d. Erd- u. Alkalimetalle», 92, 648;
  • «Zur Kenntnis d. Cäsiums», 119, 1;
  • «Thermoketten von grosser Wirksamkeit», 123, 505;
  • «Ueber die Erscheinungen beim Absorptionsspectrum des Didyms», 128, 100;
  • «Ueber die Temperatur der Flammen des Kohlenoxyds und Wasserstoffs», 131, 161;
  • «Calorimetrische Untersuchungen», 141, 1;
  • «Spectralanalytische Untersuchungen», 155, 230 и 366;
  • «Verdichtung v. trockner Kohlensu äre an blanken Glasflächen» 20, 545 (1883) и 22, 145 (1884);
  • «Ueber Kapillare Ga sabsorption», 24, 321 (1885);
  • «Zersetzung des Glases durch Kohlensäure enthaltende Capillare Wasserschicht», 29, 161 (1886);
  • «Ueber die Dampfcalorimeter», 31, 1 (1887).
  • Совместно с Л. Н. Шишковым : «Chemische Theorie des Schisspulvers», 102, 321.
  • Вместе с Роско (Roscoe): «Photochemische Untersuchungen», 96, 373; 100, 43; 100, 481; 101, 235; 108, 193; 117, 529.
  • С Кирхгофом : «Chemische Analyse durch Spectralbeobachtungen», 110, 161; 113, 337.
  • В Liebig’s Annalen : «Untersuchungen uber die Kakodylreihe», 37, 1; 42, 14; 46, 1;
  • «Beitrag zur Kenntniss d. islä nd. Tuffgebierges», 61, 265;
  • «Ueber d. innern Zusammenhang d. pseudovulcan. Erschein. Islands», 62, 1 и 65, 70 (Bemerkungen);
  • «Ueber quantitative Bestimmung d. Harnstoffs», 65, 375;
  • «Darstellung des Magnesiums au f electrolyt. Wege», 82, 137;
  • «Zusammensetzung d. Jodstickstoffs», 84, 1;
  • «Untersuch. über d. chem. Verwandschaft», 85, 137;
  • «Ueber Sartorius v. Waltershausen’s Theorie d. Gesteinsbild», 89, 90;
  • «Darstellung d. Lithiums», 94,107;
  • «Darstellung reiner Cerver bindungen; Ceroxyde», 105, 40 и 45;
  • «Unterscheidung und Trennung d. Arseniks von Antimon und Zinn», 106, 1;
  • «Löthrohrversuche», 111, 257;
  • «Flammenreactionen», 138, 257;
  • «Verfahren zur Bestimmung des specif. Gewichts von Dämpfen und Gasen», 141, 273;
  • «Ueber das Rhodium», 146, 265;
  • «Ueber das Auswaschen der Niederschläge», 148, 269;
  • «Trennung d. Antimons vom Arsenik», 192, 305.
  • Вместе с Баром: «Ueber Erbinerde und Yttererde», 137, 1.

Этот длинный (но все-таки неполный) список работ всего красноречивее свидетельствует о разностороннем и необыкновенном даровании Бунзена, как химика-экспериментатора, и о тех важных заслугах, которыми ему обязана наука.


Цели психофизиологии человека
(а) Изучение естественных принципов управления в психофизиологических системах человека и принципов управления поведением человека в целом. Создание теоретической основы дисциплины: получение данных о психических и физических механизмах поведения человека, систематизация этих данных и синтез законов психофизиологии. Эти цели имеет фундаментальная, или теоретическая психофизиология.
(б) Использование теории психофизиологии для предсказания поведения человека, для оптимизации управления человека своим поведением и для морально оправданного эффективного внешнего управления поведением человека. Эти цели имеет практическая, или прикладная психофизиология.
Психофизиология призвана решать задачи, соответствующие ее главным целям.
(1) Задачами теоретической психофизиологии является описание организации отношений между элементами внутри каждой из трех сущностей (духовное - психическое - физическое) человека, а также между этими сущностями в норме и при патологии.
(2) Задачами прикладной психофизиологии является разработка научно обоснованных мероприятий по структурно-функциональной оптимизации поведения человека в целом и составляющих его систем в норме и при патологии.

  • Эти цели имеет практическая, или прикладная психофизиология . Психофизиология призвана решать задачи , соответствующие ее главным целям . (1) Задачами теоретической психофизиологии является описание организации отношений между элементами внутри...


  • Цели и задачи психофизиологии .
    Психофизиологическая проблема. Как подчеркивает известный отечественный историк психологии М.Г. Ярошевский (1996), Декарт, Лейбниц.


  • Цели психофизиологии психофизиологических .
    Задачи психофизиологии и физиологической психологии практически совпадают.


  • Цели и задачи психофизиологии . Цели психофизиологии человека (а) Изучение естественных принципов управления в психофизиологических ... подробнее ».


  • В такой формулировке она составляет основное содержание предмета психофизиологии . Первое решение этой проблемы можно обозначить как психофизиологический параллелизм.
    Целью психофизиологического исследования, согласно их мнению, должно являться...


  • Цели и задачи психофизиологии … Понятие этики как науки. Этика в контексте культуры. … Цель и предмет дисциплины … Общие санитарно-технические требования к производственным помещениям и рабочим местам …


  • В этом состоит его главная цель . В то же время существует целый спектр целей предприятия, которые лежат в русле достижения его главной цели .
    Задачи указывают в общих чертах на направление реализации конкретной цели .


  • Цели прогнозирования: – по виду объекта; (технические, экологические, социальные, биологические и др.) – по масштабу объекта; (мега, макро, микро, локальные, глобальные)
    Задачи прогнозирования: 1.Получить научный прогноз вперед/ назад для какого-то показателя.


  • 6) Реализация тех или иных спланированных состояний, решений. Функции и задачи управления системой взаимосвязаны, а также взаимозависимы. По характеру управления, охвата подсистем и подцелей (цели системы) управление может быть: - стратегическое...


  • Цели и задачи сравнительного правоведения. Целью сравнительного правоведения является изучение законов и правовых систем различных государств с целью выявления новых закономерностей в развитии права и использования этих закономерностей для стимулирования...

Найдено похожих страниц:10


Учебное пособие подготовлено для широкой аудитории учащихся естественнонаучных» гуманитарных и технических специальностей.
Особенностью пособия является многоплановость изложения материала. Пособие содержит большое количество сопоставлении, изучаемых в разных областях науки, таких как нейро- и психофизиология, молекулярная биология, этология, психология. На современном уровне развития смежных областей науки возможность таких сопоставлений является очевидной и ее реализация полезна для формирования научного и социального мировоззрения учащихся. Автор ввел в текст учебного пособия удачно сформированную систему вопросов самопроверки для самостоятельной работы и семинарских занятий.

СИЛЫ человеческой души, называемые в просторечии психическими актами, способностями, процессами, функциями, действиями и деятельностями, выступали и выступают предметом изображения в мифологии и искусстве, предметом размышления в теологии и философии, предметом изучения в психологии и других науках о человеке. Искусство и философия отдельно или совместными усилиями порождают и задают науке (разумеется, непроизвольно) смысловой внутренне напряженный образ, который рано или поздно выступает для науки в качестве исходного, поискового при построении возможного предмета научного исследования. Так, например, античностью были заданы образ апейрона (атома), образ души, образ разума, образ памяти, образы человеческих страстей, героических поступков, мужества, воли и многого другого.

Попытки сведения в единое целое различных гуманитарных и естественно-научных данных для объяснения, а еще лучше, понимания того, что самые разные люди интуитивно называют душой, душевными переживаниями, мыслями и чувствами, является важной, хотя и трудно разрешимой задачей психофизиологии. Такие попытки со стороны физиологии делались неоднократно в прошлом, и надо сказать, что сближение психологии с ее физиологическими (нейрофизиологическими) механизмами представляется совсем не простым равномерным процессом. Скорее этот процесс можно сопоставить с причудливым и зависящим от многих понятных и непонятных причин слиянием дождевых струй и капель на ветровом стекле автомашины.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 8
Введение 20
Часть I
КОГНИТИВНЫЕ (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ) ПРОЦЕССЫ
Глава 1. Восприятие и узнавание 22

Каждый зрительный акт - процесс построения мира из хаоса 22
Зрительное узнавание: как видят мир люди после снятия катаракты 24
Восприятие - бессознательное умозаключение 28
Как можно заново увидеть «затертый», старый мир 30
Увидеть - значит понять. Анализ восприятия «неоднозначных фигур» 33
Специфика восприятия картин 40
Зрение способно к восприятию «невозможных фигур» 45
Скрытые этапы восприятия изучают на животных 47
Резюме 50
Темы и вопросы для семинаров и самопроверки 51
Глава 2. Психология памяти 52
Память неразрывно связана с восприятием, мышлением и личностью человека 52
Характеристика памяти как феномена 54
Виды памяти 57
Декларативная и процедурная память 61
Образная память 64
Образная память при раздражении мозга электрическим током 71
Семантическая, или вербальная, память 74
Кратковременная память: последовательные образы и иконическое запоминание 78
Долговременная память: оценки объема 81
Резюме 88
Вопросы и задания для самопроверки и семинаров 88
Глава 3. Запоминание, забывание, воспроизведение 90
Способы запоминания, используемые людьми с выдающейся памятью 90
Мы помним все? 96
Количественные оценки параметров запоминания и забывания 101
Оценки параметров процесса воспроизведения информации, хранящейся в памяти человека 105
Закон Хика. Модель иерархической структуры памяти 109
Первичные представления о временной организации памяти: амнезии 112
Подходы к изучению механизмов памяти. Концепции активной памяти 115
Резюме 119
Вопросы и задания для самопроверки и семинаров 121
Глава 4. Элементы механизмов формирования следов памяти 122
Изменение формы и размера синаптических структур - молекулярные механизму индивидуального долговременного запоминания 122
Роль «ранних» и «поздних» генов в процессах формирования следов индивидуальной памяти 128
Основные черты механизмов генетической памяти: планы и инструкции построения клеточных структур, органов и тканей записаны в кодах молекул ДНК 133
Для процессов индивидуального обучения и запоминания необходимы гены, регулирующие работу внутриклеточных посредников Са2+ и циклического АМФ 140
Гипотезы формирования следов индивидуального запоминания на.основе молекул ДНК 144
Резюме 148
Вопросы и задания для самопроверки и семинаров 149
Глава 5. Инстинктивное поведение 150
Место инстинкта в спектре поведенческих актов 150
Тропизмы и таксисы - элементарные автоматизмы в составе сложного поведения 151
Запечатление (импринтинг) - зона обучения в «жесткой» схеме инстинктивного поведения 154
Сложность общей программы этапов «жесткого» инстинктивного поведения 156
Инстинктивное поведение: сочетание элементов жесткого автоматизма и пластичности 159
Принципиальные ограничения возможностей инстинктивного поведения 163
Ограниченность обучения, ритуалы и суеверия 168
Резюме 171
Вопросы и задания для самопроверки и семинаров 171
Глава 6. Элементарные интеллектуальные функции 172
Элементарные изменения поведения и их нейронные корреляции 172
Привыкание и сенситизация связаны с рядом особых синаптических процессов 174
Условный рефлекс - элементарный ассоциативный процесс 178
Пресинаптические механизмы образования ассоциативных связей условного рефлекса 182
Совпадение пре- и постсинаптического возбуждения как общая схема ассоциативного обучения 185
Условно-рефлекторная ассоциация может быть выработана на одном нейроне 190
Резюме 193
Вопросы и задания для самопроверки и семинаров 193
Глава 7. Высшие интеллектуальные функции. Мышление и обучение 194
Трудности, возникающие при формулировании понятия «мышление» 194
Неразрывная связь процессов мышления и обучения 197
Виды мыслительной деятельности 198
Основные операции и процедуры мышления 202
Становление мыслительной деятельности ребенка 204
Элементы решения проблемных задач в экспериментах с животными.... 208
Резюме 213
Вопросы и задания для самопроверки и семинаров 214
Часть II
ЛИЧНОСТЬ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
Глава 8. Общее представление о личности человека 216

Понятие личности, структура личности 216
Жизненный путь личности. Сенситивные периоды 219
Ролевые функции, кризисы развития 222
Личностные факторы и психоанализ 226
Неврозы как следствие дефектов функции защиты 230
Резюме 232
Вопросы и задания для самопроверки и семинаров 233
Глава 9. Личность человека и ее характеристики 234
Методы личностного тестирования 234
Основные типы и черты характера человека 237
Темперамент человека и его характер 241
Пример практического самоопределения своего типа характера 244
Тест. Личностный опросник Г. Айзенка 245
Обработка результатов 247
Ключ к опроснику Г. Айзенка 248
Психофизиологические корреляты личностных факторов 250
Резюме 253
Вопросы и задания для самопроверки и семинаров 254
Глава 10. Мотивации человеческого поведения 255
Мотивации как основа формирования жизненных целей 255
Иерархия мотиваций человека. Мотивации животных 257
Формирование новых мотиваций и корни духовных ценностей 260
Переключение энергии и механизмы сублимации у животных: церемонии и ритуалы.
Истоки культурных традиций у человека 264
Мотивации и понятие смысла жизни: 269
Резюме 270
Вопросы и задания для самопроверки и семинаров 271
Глава 11. Эмоциональный мир личности 272
Эмоции и регуляция мотивационной деятельности 272
Эмоции и регуляция познавательной деятельности 275
Способы выражения и измерения эмоций в процессе общения 278
Эмоции и язык социально значимых жестов и поз 282
Настроения, стрессы, аффекты 284
Психофизиология механизмов мотиваций и эмоций 288
Психофизиология механизмов стрессов и аффектов 292
Полушария мозга управляют различными сторонами эмоционального поведения 294
Резюме 297
Вопросы и задания для самопроверки и семинаров 298
Список литературы 299