Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Предпосылки буржуазных реформ. Предпосылки буржуазных реформ XIX в

В первой половине XIX в. сформировались социально-политические и иные предпосылки для буржуазных реформ в России. Феодальные производственные отношения становятся препятствием для развития капиталистических производительных сил. Россия вступает в полосу кризиса феодально-крепостнической системы хозяйства.

К ним следует отнести следующие:

Социально-экономические предпосылки:

1. В промышленности интенсивно шел процесс вытеснения вотчинной и посессионной мануфактуры капиталистической фабрикой с наемными рабочими.

Уже к 20-м годам вольнонаемные рабочие в промышленности составляли 50%, а к 60-м – абсолютное большинство. За период с 1856 по 1860 г. в России возникает такое количество акционерных компаний, которое превысило их численность за предыдущие двадцать лет.

2. Крепостное право сдерживало развитие рынка и крестьянского предпринимательства.

3. Помещичьи хозяйства включались в рыночный оборот: те, кто не мог приспособиться к новым экономическим условиям, теряли свои земли, попадавшие в заклад.

Основным источником существования для большинства дворян становятся государственная служба, предпринимательская деятельность, интеллектуальный труд, а не доходы с земельных владений.

5. Происходит разорение крестьянства, отрыв его от земли, распространяется практика отходничества.

Политические предпосылки:

1. Крымская война стимулировала быстрое развитие промышленности. Поражение в войне показало неэффективность социальной и экономической системы России.

2. Кризисная ситуация проявилась в нарастании числа крестьянских бунтов и развитии революционного движения, пик которого пришелся на 1859-1861 гг.

3. Кризис переживает феодальная государственность, абсолютизм вынужден использовать буржуазные методы управления (Государственный совет, систематизация законодательства).

4. В судах царили взяточничество, произвол, затягивание дел.

Идеологические предпосылки:

1. Мощный удар по феодальной идеологии нанесли идеи, провозглашенные Великой французской революцией.

2. К 60-м годам в России складывается три основных политико-идеологических лагеря:

– официально-правительственный консервативный лагерь, который стоял на позициях теории официальной народности, стремился сохранить незыблемость самодержавия;

– либеральный лагерь, проповедующий эволюционное капиталистическое развитие без социальных потрясений по западноевропейскому образцу (западники) или по особому русскому пути (славянофилы);

– революционный лагерь, который моделью будущего развития видел насильственное свержение феодального строя с целью построения общества на основе социального равенства, однако этот лагерь также выражал интересы капиталистического развития.


Несмотря на полярность точек зрения, все они сходились в необходимости разрешения крестьянского вопроса, приспособления государственного аппарата к новым условиям. Различия же состояли в формах, средствах, глубине и целях преобразований.

В феврале 1855 г. на престол вступает Александр II. В манифесте 19 марта 1856 г., в котором описывались неблагоприятные для России условия Парижского мира, была сделана первая заявка правительства на предстоящие реформы. Через несколько дней после этого в речи перед предводителями дворянства в Москве император, говоря об освобождении крестьян, произнес: «Гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».

Царское правительство, поставленное перед фактом усиления крестьянского движения против крепостников, вынуждено было заняться вопросом освобождения крестьян от крепостной зависимости.

В. И. Ленин в статье «Пятьдесят лет падения крепостного права» подчеркивал, что «отмена крепостного права была проведена не восставшим народом, а правительством, которое после поражения в Крымской войне увидело полную невозможность сохранения крепостных порядков».

Появилось большое число проектов и предложений об отмене крепостного права.

В начале 1857 г. был создан Секретный комитет по крестьянскому делу (возглавил его шеф жандармов А. Орлов).

Однако проведение кардинальной реформы требовало большей гласности и комитет, просуществовав около года, был преобразован в Главный комитет по крестьянским делам , опиравшийся в своей работе на губернские дворянские комитеты, от которых исходили предложения по проведению реформ.

В 1858-1859 гг. образовалось около пятидесяти губернских комитетов . Они были выборными дворянскими органами , их деятельность контролировали назначаемые правительством члены (по два в каждом комитете). В состав комитетов вошли представители различных политических убеждений, стали образовываться фракции.

Позиция правительства и Главного комитета колебалась между прогрессистами и реакционерами.

Весной 1858 г. Главный комитет склонялся к безземельному освобождению крестьян и введению военного управления в форме генерал-губернаторств. Но крестьянские волнения 1858 г. в Эстляндии показали, что освобождение крестьян без земли не решает проблемы.

Начинает укрепляться мнение, что конечной целью реформы должно стать превращение крестьян в собственников своих наделов, в уничтожение вотчинной власти помещиков и приобщение крестьян к гражданской жизни и правам. В конце 1858 г. эта точка зрения становится превалирующей.

В заседаниях Главного комитета определились две позиции: одна предполагала сохранение всей земельной собственности в руках помещиков и настаивала на развитии крупного помещичьего хозяйства, вторая предполагала передачу полевой земли в собственность крестьян за выкуп и создание в деревне двух форм землепользования: помещичьего и крестьянского. Программа крестьянской реформы была утверждена императором в конце 1858 г. - выкуп крестьянских наделов и образование класса крестьян-собственников. Либеральное направление в реформе победило (позиции Н.А. Милютина было отдано предпочтение перед позицией Я.И. Ростовцева).

В Главный комитет продолжали поступать проекты губернских комитетов, для обобщения и редактирования которых в начале 1859 г. были созданы Редакционные комиссии , работавшие независимо от Главного комитета и Государственного совета. В их вошли представители министерств, ведомств и эксперты (из помещиков и специалистов) по крестьянскому вопросу. После смерти Я.И. Ростовцева руководителем комиссии стал Н.А. Милютин, непосредственно подчинявшийся императору. Комиссии рассматривались как представительные органы . Эти своеобразные учреждения были закрыты сразу же после составления и кодификации ими проектов крестьянской реформы в конце 1860 г. В проекте комиссий крестьянская реформа делилась на две главных стадии:

1) освобождение помещичьих крестьян от личной зависимости;

2) превращение их в мелких собственников при сохранении значительной части дворянского землевладения. При этом предполагалось избежать последствий «прусского варианта» – сосредоточения земельной собственности в узком кругу владельцев и развития батрачества. Предпочтительным казался «французский вариант» – создание мелкой поземельной собственности широкого круга владельцев. Стремились избежать революционных преобразований, а реформу провести в русле законных мер (по образцу Пруссии): выкуп крестьянами земли в собственность и сохранение помещичьего землевладения.

Проведение реформы не должно было разрушать существующий порядок: сохранение в собственности дворян их запашки; сохранение за крестьянами сначала в пользовании (за повинности), а потом в собственности (за выкуп) их дореформенных наделов; исчисление повинностей от их дореформенных размеров (несколько сниженных), исчисление величины выкупа от установленных повинностей; участие государства в выкупной операции в роли кредитора.

Чтобы предотвратить пролетаризацию крестьян проект предполагал два условия: 1) крестьянам запрещалось отказываться от надела в течение девяти лет; 2) в роли землепользователя выступал не отдельный крестьянин, а крестьянская община в целом.

Крестьяне должны были возвратить полученную от государства ссуду в течение сорока шести лет.

Правовое положение крестьян должно было решительно измениться: уничтожались их личная зависимость и вотчинная власть помещиков. Вводилось крестьянское самоуправление: волостное общество, сельское общество, сходы, сельские должностные лица.

Эти органы стали основой для участие крестьян в земских и судебных учреждениях, порожденных реформами. Они контролировались местной администрацией. В будущем предполагалось ослабить власть общины над крестьянином, отменить круговую поруку, ликвидировать сословность крестьянства, увеличить наделы за счет государственных земель.

После закрытия Редакционных комиссий их проекты были переданы сначала в Главный комитет по крестьянскому делу, а затем в Государственный совет (конец I860 - начало 1861 гг.). Давление оппонентов и «слева» и «справа» не изменило существа проектов, хотя и повлияло на детали: были уменьшены размеры наделов и повышены крестьянские повинности и выкупные платежи.

Шел процесс разложения феодально-крепостнического строя и развития буржуазных отношений, который усилился в первой половине XIX в. и привел к кризису феодализма. Во всех основных отраслях экономики постепенно формировался капиталистический уклад.

Сельское хозяйство все больше связывалось с рынком, производило часть продуктов специально для продажи. Широкое распространение стали получать денежные оброки, что подрывало натуральные основы и барского, и крестьянского хозяйства. Капиталистические отношения проникали и в крестьянское хозяйство, усиливая процесс социального расслоения крестьянства. Большая часть крестьян беднела, разбогатевшие крестьяне вели торговлю, заводили промыслы, вкладывали свои капиталы в промышленность.

Вторая половина XIX в. характеризуется буржуазными реформами в сфере правового положения крестьян, структуры органов управления земствами и городами, судебной и полицейской систем. Этому послужили различные социально-экономические, политические и идеологических предпосылки.

Социально-экономические предпосылки: к 1820-е гг. стал активно применяться труд вольнонаемных рабочих, к 1860-м гг. их число уже превысило 50% от числа всей рабочей силы на фабриках. Вотчинная и посессионная мануфактуры уступили место новым буржуазным отношениям. Промышленный прорыв 1830-1840-х гг. обнажил проблему нехватки рабочих кадров, так как большинство населения находилось в крепостной зависимости. Земля начала стремительно переходить от дворянства другим сословиям, распространялась практика отходничества крестьян. Основными источниками существования дворянства становились предпринимательство и служба государю, а поместья, скорее, наоборот, требовали новых капиталовложений. Поэтому в среде дворянства также появлялись сторонники буржуазных реформ.

Росло мелкотоварное производство: кустарная и мелкая городская промышленность, крестьянские промыслы.

Важным явлением в развитии капиталистических отношений было перерастание мануфактуры в капиталистическую фабрику.

Политические предпосылки: в 1850-х гг. постоянно возрастала классовая борьба Между дворянством и крестьянами, обострившаяся после Поражения в Крымской войне 1853-1855 гг. Усиление эксплуатации крестьян, произвол помещиков и администрации вызывали крестьянские волнения. Участились выступления рабочих на мануфактурах, особенно на заводах Урала.

Чтобы удержать абсолютную монархию, требовалось принятие скорейших мер по установлению некоторых гарантий гражданам государства. Перестройки требовал весь государственный аппарат, полицейские и судебные органы. Немаловажным фактором, послужившим предпосылкой для проведения реформ второй половины XIX в., явились либеральные взгляды Александра II.

Идеологические предпосылки: толчком к установлению буржуазных порядков в России послужили идеи Великой французской революции: свобода, равенство, братство, законность.

В России сформировались три главные идейно-политические силы, считавшие необходимостью проведение буржуазных реформ: официально-правительственная, либеральная и революционная. 1861 г. ознаменовался крестьянской реформой, в результате которой были отменены крепостное право и монополия дворян на населенные земли.

Подготовка крестьянской реформы заняла довольно много времени. В 1857 г. по указанию императора образован Секретный комитет (позднее Главный комитет по устройству сельского населения). Проекты реформы рассматривались и в дворянских губернских комитетах. Разработанные проекты рассматривались редакционными комиссиями, закончившими работу в 1860 г. и передавшими материалы в Главный комитет по крестьянскому делу.

Крестьяне получили ряд следующих прав и свобод:

0 личную свободу;

0 ограниченную свободу передвижения (а именно оставалась зависимость от крестьянских общин);

0 право на общее образование за исключением особо привилегированных учебных заведений;

0 право заниматься государственной службой;

0 право заниматься торговлей и прочей предпринимательской деятельностью;

0 прав крестьян вступать в гильдии;

0 право обращаться в суд на равных основаниях с представителями других сословий.

Крестьяне находились на положении временно обязанных у помещиков до выкупа себе надела земли. При этом объем работ или оброк оговаривались законом в зависимости от размера надела; земля не переходила безвозмездно крестьянам, которые не имели достаточных средств, чтобы выкупить себе наделы земли, из-за чего процесс полного освобождения крестьянства затянулся до революции 1917 г. Если крестьянин не мог выкупить весь надел, то он выплачивал лишь часть надела, а остальную - государство.

Порядок выкупа земельного надела крестьянами был следующим: крестьянам полагалась только их оседлая доля от помещичьей земли, за которую они должны были выплатить 25% выкупной суммы наличными. Денежные средства поступали собственнику земли из казны, однако эту сумму с процентами крестьяне должны были возместить государству в течение 49 лет.

Крестьяне должны были учреждать сельские общества. Поселки, принадлежавшие одному или нескольким владельцам, объединялись в волости (приходы).

Формировалось самоуправление крестьян. Во главе волости стояли волостной староста и волостной сход, составленный из домохозяев волости, которые имели хозяйственно-административное значение.

В зависимости от вида земельного надела (нечерноземной, черноземной или степной полосы) крестьянам устанавливались разные размеры подушного надела.

В местности устанавливался максимальный размер земельного надела, выделяемого крестьянам. Он определял конкретный размер выкупаемого надела, который не мог быть меньше "/3 максимального размера. Собственники земли могли безвозмездно предоставить земельный надел меньшего размера (нищенский надел).

Высшая норма крестьянского надела составляла семь десятин, а низшая - три.

Главным итогом крестьянской реформы явилось уравнение крестьян в естественных правах с другими слоями общества, а главное - в праве на личную свободу.

Недостатки крестьянской реформы: сохранение крупного помещичьего землевладения; маленький размер крестьянских наделов; учреждение общин и установление круговой поруки. 50.

Вторая половина XIX в. ознаменовалась проведением буржуазных реформ в сфере правового положения крестьян, структуры органов управления земствами и городами, судебной и полицейской систем.

Виды предпосылок буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в. :

1) социально-экономические;

2) политические;

3) идеологические.

Социально-экономические предпосылки : к середине XIX в. стал очевиден упадок феодального уклада производства, на промышленную арену все более открыто выступали буржуазные черты производства, появлялись и широко распространялись капиталистические формы хозяйствования, приходя на смену старым феодальным порядкам производства. Уже к 20-м гг. XIX в. все больше и больше применялись вольнонаемные рабочие, а к 1960-м гг. их число превысило 50 % рабочей силы на фабриках, вотчинная и посессионная мануфактуры прекращали свое существование, уступая место новым буржуазным отношениям. Промышленный переворот 30-40-х гг. XIX в. остро поставил проблему нехватки кадров, так как большинство населения находилось в крепостной зависимости и не имело возможности отлучиться от своих помещиков. Одновременно мельчало дворянское землевладение, земля начала стремительно переходить в руки других сословий, на этом фоне распространялась практика отходничества крестьян. В среде дворянства также появлялись сторонники буржуазных реформ, так как все меньше доходов поступало с земель, основными источниками существования дворянства становились предпринимательство и служба государю, а поместья скорее, наоборот, требовали значительных материальных затрат.

Политические предпосылки : основной предпосылкой реформ 60-70-х гг. XIX в. явилась предреволюционная ситуация, сложившаяся в те годы в России. Политическая обстановка 50-х гг. XIX в. была такова, что постоянно возрастала классовая борьба, разгоравшаяся на фоне противоречий между дворянством и крестьянами. Эта борьба резко обострилась после поражения в Крымской войне 1853–1855 гг., когда уже после застигшего волнения декабристского выступления вновь значительно оживилась деятельность общественно-политических кружков. Феодальные порядки полностью изживали себя, требовалось принятие скорейших мер по установлению некоторых гарантий гражданам, чтобы удержать в силе хотя бы саму абсолютную монархию. Перестройки требовал весь государственный аппарат, полицейские и судебные органы, так как везде царили взяточничество и беззаконие, резко возрастала преступность в стране.

На фоне такой неблагоприятной обстановки в России немаловажным фактором, послужившим предпосылкой для проведения реформ второй половины XIX в., явились собственно либеральные взгляды правившего в те годы Александра II .

Идеологические предпосылки : важнейшим идеологическим толчком к установлению буржуазных порядков во всем мире, в том числе и в России, послужили идеи Великой французской революции : свобода, равенство, братство, законность.

В России же непосредственно в тот момент сформировались 3 главных идейно-политических силы :

1) официально-правительственный;

2) либеральный;

3) революционный.

Все они одновременно считали необходимым проведение буржуазных реформ, хотя и расходились во мнениях о способе их проведения.

Во второй половине XIX в. в России продолжали развиваться капиталистические отношения. Их развитие оказывало преобразующее воздействие на все сферы жизни общества. Развивалась промышленность, возникали новые промышленные районы. Сельское хозяйство все в большей мере связывалось с рынком. Росли крестьянские промыслы, продолжался процесс экономической специализации районов.

Но дальнейшее развитие промышленности и экономики в целом тормозилось существованием крепостного права. Имевшиеся в стране противоречия вели к обострению классовой борьбы, усилению крестьянского движения. Кризис феодально-крепостнического строя еще в большей мере обострился в результате поражения России в Крымской войне, жестко показавшей всю глубину отставания России от стран Запада, сделавших к тому времени огромный скачок в своем развитии.

Попыткой преодоления кризиса были буржуазные реформы, проведенные в правление Александра II.

Уже в первой половине XIX в. сформировались социально-экономические и политические предпосылки для буржуазных реформ в России. Крепостное право сдерживало развитие рынка и крестьянского предпринимательства. Помещичьи хозяйства включались в рыночный оборот: те, кто не мог приспособиться к новым экономическим условиям, теряли свои земли, попадавшие в заклад.

В ХIХ в. по размерам территории и количеству населения Россия значительно отличалась от Русского государства начала предыдущего столетия. Так, в 1858 г. страна занимала площадь в 19,6 млн.кв. км, в ее состав вошли Финляндия, Бессарабия, почти весь Кавказ, большая часть Казахстана и Приморский край. К моменту очередной переписи в 1857 г. население ее достигло 67,8 млн. человек, подавляющая часть населения была занята в сельском хозяйстве. За первые шестьдесят лет XIX в. ежегодный вывоз хлеба из России увеличился в 6 раз. Создается впечатление, что крепостническая система оставалась мощной и динамичной.

Однако к середине века вывоз хлеба из Северной Америки почти в 4 раза превышал российский. Для того, чтобы удержать свои позиции перед наступлением американского фермера, империя должна была форсировать производство хлеба, увеличивая его объемы, расширять посевы пшеницы за счет ржи, (последняя не пользовалась за границей значительным спросом). Эта гонка привела в тупик, прежде всего, барщинное хозяйство. Из-за относительного малоземелья экстенсивный путь расширения производства зерна за счет увеличения посевных площадей был для него закрыт, а интенсификации производства (повышению производительности труда) мешало крепостничество. Не мог помещик и до бесконечности усиливать эксплуатацию крестьянства, так как рисковал, изнурив его, подорвать источник своего благосостояния. Не мог он и дальше сокращать пахотный клин крепостных, потому что в подобном случае результат был столь же неутешительным. В поисках выхода из кризиса часть помещиков обратилась к новой агротехнике и технологии, но успеха не добилась: крепостной крестьянин не был готов к новым подходам ведения хозяйства.

В оброчных имениях появились свои трудности, связанные с усилением конкуренции между крестьянами-отходниками и городским ремесленниками. Необходимо учесть, что во второй половине XVIII в. 10-20 % мужского крестьянского населения центрального, к примеру, региона занимались отходничеством, а в 1850-х гг. их стало 30-40 %. Расширение сети мелких промыслов привело к сокращению заработков крестьян, к падению их платежеспособности. Последнее моментально сказалось на доходах помещиков: к моменту падения крепостного права дворянство было должно кредитным учреждениям государства 425 млн. руб.

Не менее серьезные процессы происходили в первой половине XIX в. и в российской промышленности. С 1799 по 1860 г. количество мануфактур в стране увеличилось с 2094 до 157338. Однако гораздо более важным представляется тот факт, что если первая треть нового века характеризуется ростом числа мануфактур, то в 1830-1850-х гг. в России начинается промышленный переворот, т.е. переход от мануфактуры к фабрике, и процесс окончательного формирования капиталистических классов. Когда к 1850-м гг. производительность труда в промышленности выросла в 3 раза, то 2/3 продукции крупной промышленности приходилось на долю машинного производства.

Развитие капиталистической промышленности, тесно связанной с выработкой товаров на рынок, приводило к увеличению городского населения. Однако процесс расширения внутреннего рынка проходил значительно медленнее, чем развитие промышленности. Это объяснялось тем, что подавляющая часть населения страны вела натуральное хозяйство. Крепостные крестьяне не могли быть полноценными потребителями промышленной продукции.

Однако и эти времена встречали на пути своего развития значительные трудности. Пока промышленность находилась на мануфактурной стадии, она могла относительно эффективно базироваться на крепостном труде. Так, в 1799 г. посессионные и вотчинные мануфактуры обрабатывающей промышленности поглощали 58,9 % всего состава рабочих, т.е. на вольнонаемных мастеров приходилось 41,1 %. Позже это соотношение значительно меняется: 1825 г. - 45,6 % и 51,4 %; 1860 г. - посессионные и вотчинные рабочие составляли всего 18,2 %. Причина столь разительной перемены заключалась в том, что фабрика требовала совершенно иной организации труда и дисциплины, т.е. качественно нового рабочего (прежде всего свободного человека). Таким образом, 81,8 % вольнонаемных - это не только факт втягивания крепостных в новые для них отношения, но и показатели кризиса важнейшей отрасли промышленности.

Успехи в промышленности повлекли за собой резкое оживление в торговле. Достаточно сказать, что с 1801 по 1860 г. среднегодовой вывоз товаров вырос с 59 до 226, а ввоз с 42 до 206 млн. руб. Первая половина XIX в. - время строительства в России шоссейных и железных дорог. Шоссе соединили Петербург с Москвой и Варшавой, Москву с Ярославлем и Нижним Новгородом (к 1860 г. в стране имелось 9 тыс. верст шоссе). В 1837 г. начала действовать первая железная дорога Петербург - Царское Село, в 1851 г. - Петербург-Москва.

Значительное влияние на развитие российской экономики в первой половине XIX в. оказали крупные войны, которые стране пришлось вести с Наполеоном (1812-1814 гг.), а затем с объединенными франко-английскими силами (1853-1856 гг.). В результате первой из них, значительная часть страны была разорена, на огромной территории оскудели и крестьянские, и помещичьи хозяйства. Многие города лежали в развалинах. Дефицит бюджета в России за 1812-1815 гг. достиг 530.925.351 руб. Общая сумма материальных потерь превысила 1 млрд. руб. Еще более тяжелые последствия для экономики страны имела Крымская война (1853-1856 гг.). Дефицит государственного бюджета за 1853-1856 гг. достиг астрономической цифры: 800 млн. руб. серебром и в 3 раза превосходил сумму годовых поступлений в казну.

Крымская война, с одной стороны, стимулировала быстрое развитие промышленности. За период с 1856 по 1860 г. в России возникает такое количество акционерных компаний, которое превысило их численность за предыдущие двадцать лет.

Вместе с тем, Крымская война (1853-1856 гг.) существенно ухудшила экономическое положение России. Рекрутские наборы в годы войны, реквизиция скота, фуража и продовольствия, рост денежных и натуральных повинностей, вызванных войной, разоряли население, Рекрутские наборы оторвали от народного хозяйства более 10 % работников. В результате реквизиций и эпизоотии численность скота сократилась на 13 %. Война серьезно подорвала финансы крепостной России. За годы войны дефицит государственного бюджета составил около 800 млн. руб. и в 3 раза превосходил сумму годовых поступлений в казну. Война нанесла заметный ущерб промышленности и торговле. Резко сократился экспорт и импорт товаров. Экспорт хлеба снизился за годы войны в 13 раз, льна -- в 8 раз, пеньки -- в 6 раз, что болезненно отразилось на помещичьих хозяйствах, связанных с заграничными рынками. В эти же годы в 2,5 раза сократился ввоз хлопка, в 1,5 раза -- красителей, в 10 раз -- машин. Сокращение ввоза этих товаров нанесло значительный экономический ущерб большинству предприятий, что повлекло за собой свертывание производства и увольнение рабочих. Уровень жизни народа стремительно падал. В стране нарастало антикрепостническое движение крестьянства. В 1854-1855 гг. происходили массовые побеги крестьян от помещиков. Поводом их явились царские указы о наборе в морское (1854 г.) и сухопутное (1855 г.) ополчения. Вскоре после окончания войны, весной -- летом 1856 г., крестьяне ряда южных губерний России устремились в Крым «за волей». Эти массовые акции крестьян произвели сильное впечатление на правящие круги России. Наиболее дальновидным из них стала очевидной целесообразность отмены крепостного права.

В феврале 1855 г. на престол вступает Александр II. Пользуясь выражением Николая I, «команда» была сдана Александру I не в полном порядке. Внезапная смерть отца, проигранная, но еще не оконченная война, обострившая напряженность в стране, делали ситуацию весьма сложной. Воевать Россия уже не могла. К 1856 г. из более чем миллиона ружей в ее арсеналах оставалось 90 тыс. штук, из 1656 орудий - 253. страна производила 300 пудов пороха в год, а только оборона Севастополя требовала 250 пудов за 1854-1855 гг. Обстоятельства требовали быстрых и решительных действий.

В первые месяцы царствования Александра II о реформах не могло быть и речи. Необходимость закончить войну вытесняла все остальные мысли. В марте 1856 г. удалось заключить унизительный Парижский договор. Территориальных потерь Россия не понесла, но лишилась права иметь на Черном море военный флот и его базы. Международному престижу страны был нанесен серьезный ущерб, но руки у правительства оказались развязанными, и оно занялось внутренними проблемами. Император отменил прежние указы, наиболее нарушавшие права граждан России и отправил в отставку самых одиозных деятелей прежнего царствования: Клейнмихеля, Нессельроде, Долгорукова.

Таким образом, основные причины необходимости буржуазных преобразований второй половины XIX в. были следующими:

Во-первых, экономика России неуклонно и закономерно развивалась по пути дальнейшего становления капиталистических отношений. Однако данному развитию мешало крепостное право, сковывающее рынок свободных рабочих рук. Сужение рынка сбыта промышленных товаров являлось следствием барщинной системы хозяйства и натурального крестьянского хозяйства, которое переживало упадок.

Во-вторых, социальная политика царского правительства отражалась на усилении эксплуатации народных масс, что не могло не выплескиваться в стихийные массовые выступления и восстания крестьян.

В-третьих, потеря международного престижа, вследствие поражения в Крымской войне.

БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

1. Отмена крепостного права

Вопрос о необходимости отмены крепостного права и проведении преобразований в социально-политической сфере назрел уже в начале XIX века. Россия оставалась к этому времени единственной европейской державой, сохранившей феодально-крепостническую экономику и абсолютную монархию.

Эффективность российской экономики в первой половине XIX в. была на порядок ниже, чем в развитых европейских странах, где уже в 30-е годы данного столетия произошло перевооружение промышленных предприятий на паровые двигатели, что привело к резкому повышению производительности труда и утверждению капиталистического уклада.

Экономический провал крепостнической России с особой наглядностью проявился в конце царствования Николая I, во время Крымской войны 1853-1856 гг. ., где Россия потерпела жестокое поражение, несмотря на героизм солдат, матросов и офицеров. Парусный флот России на Чёрном море не мог противостоять пароходам европейских держав. Отсутствие железных дорог не позволяло снабжать армию продовольствием и боеприпасами в необходимом количестве.

Поражение в Крымской войне показало, что после периода сближения с Европой (XVIII - начало XIX вв.) вновь накопилась отсталость как кадровая, так и техническая. Логика экономических и политических взаимоотношений с капиталистическими державами Европы поставили перед Россией задачу модернизма отсталого общества. Но поражение в войне вызвало также и общественную активность. К решительным переменам подталкивали правительство крестьянские волнения конца 1850-х годов, а также необычные акции, как стремление записаться в армию во время Крымской войны (прошёл слух, что добровольцы

получат вольную), или "трезвенное движение", охватившее ряд губерний, когда сельские общества запрещали крестьянам пить вино под угрозой жестокой расправы.

После смерти Николая I на престол вступил его сын Алек сандр II (1855-1881) .. Впервые о необходимости отмены крепостного права было официально заявлено Александром II в речи, произнесённой им 30 марта 1856 г. перед представителями московского дворянства.В этом выступлении были произнесены знаменитые слова: "... лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, когда оно само будет отменено снизу". Надо отдать должное этому царю, решившемуся на проведение реформ, перед которыми остановились его предшественники и продолжить которые не смогли его сын (Александр III) и внук (Николай II).

Для разработки реформы были созданы губернские комитеты, которыми руководил "Главный комитет по крестьянскому делу". Подготовка реформы заняла около трёх лет. Как видим, подготовка заняла довольно много времени, но тщательность проработки и явилась, вероятно, одной из причин первоначального успеха реформы.

Результатом работы комитетов явились следующие основные концепции: освобождение крестьян с землёй без выкупа, освобождение крестьян без земли и освобождение крестьян с землёй, но за выкуп. Последний вариант был положен в основу реформы.

По общему положению крестьянин признавался лично свободным человеком, наделённым всем комплексом гражданских прав. Он мог предъявить иск и отвечать в суде, владеть движимым и недвижимым имуществом, заниматься торговлей и промыслами. Помещик более не мог ни продавать, ни покупать крестьян, ни запрещать им устраивать свою судьбу по их усмотрению. Личнаязависимость крестьян ликвидировалась полностью.

Для определения надела все земли были разделены на три категории: нечерноземные, черноземные и степные. В целом по стране на одного крестьянина приходилось от 1 до 12 десятин (1 десятина = 1 га) земли, а в среднем получалось по 3.3 десятины на крестьянина.

В течение двухлетнего срока все помещики и крестьяне должны были составить и подписать Уставную грамоту, в которой определялся размер и характер выделяемой земли. В случае возникновения разногласий по каким-либо вопросам приглашались мировые посредники (из дворян). До выкупа земли крестьянин считался временнообязанным и в Уставной грамоте были точно перечислены его обязанности (оброк, барщина, порядок и сроки его выполнения). В том случае, если крестьянин заключал выкупную сделку и вносил 20% стоимости своего надела, то он становился свободным крестьянином-общинником.

После освобождения от помещика крестьяне в большей части России сохраняли зависимость от общины, ибо вся надельная земля считалась принадлежавшей миру - общине. Община распределяла и перераспределяла земли между крестьянами. Передел участков осуществлялся в среднем через 7-12 лет (а кое-где и не производился), преимуществом пользовались хозяйства с большим количеством мужчин-работников. Выпасы и леса находились в общем пользовании. Круговая порука сдерживала выход крестьян из общины. Эта система подверглась изменению лишь в начале XX в. в связи с реформой Столыпина.

16 февраля 1861 г. Государственный совет завершил обсуждение проекта "Положений". 19 февраля (в день восшествия на престол в 1855 г. Александра II) они были подписаны царём и получили силу закона. В тот же день царь подписал и Манифест, возвещавший об освобождении крестьян.

"Положения 19 февраля 1861 г." . распространялись на 45 губерний Европейской России, в которых насчитывалось 22.5 млн. крепостных крестьян, в том числе 1467 тыс. дворовых и 543 тыс. приписанных к частным заводам и фабрикам.

Ликвидация феодальных отношений - не единовременный акт 1861 г., а длительный процесс, растянувшийся на несколько десятилетий. Полное освобождение крестьяне получали не сразу с момента обнародования Манифеста и "Положений 19 февраля 1861 г.". В Манифесте объявлялось, что крестьяне в течение двух лет (до 19 февраля 1863 г.) обязаны отбывать те же самые повинности, что и при крепостном праве. Отменялись лишь так называемые добавочные сборы (яйцами, маслом, льном, холстом, шерстью и т.п.), барщина ограничивалась 2 женскими и 3 мужскими днями с тягла в неделю, несколько сокращалась подворная повинность, запрещался перевод крестьян с оброка на барщину и в дворовые. Но и после 1863 г. крестьяне ещё долго находились на положении "временнобязанных", т.е. продолжали нести регламентированные "Положениями" феодальные повинности: платить оброк или выполнять барщину. Завершающим актом в ликвидации феодальных отношений являлся перевод крестьян на выкуп.

Перевод крестьян на выкуп являлся завершающим этапом освобождения их от крепостной зависимости. "Положения 19 февраля 1861 г." никакого окончательного срока прекращения временнообязанного состояния крестьян и перевода их на выкуп не определяли. Только законом 28 декабря 1881 г. устанавливался перевод крестьян на обязательный выкуп, начиная с 1 января 1883 г. К этому времени на временнообязанных отношениях оставалось 15% крестьян.

Перевод их на выкуп завершился к 1895 г. Однако этот закон распространялся только на 29 "великороссийских губерний". В Закавказье перевод крестьян на выкуп не был завершён даже к 1917 г. Иначе обстояло дело в 9 губерниях Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины, где под влиянием польского восстания 1863 г. и широкого крестьянского движения крестьяне в количестве 2.5 млн. душ мужского пола были переведены на выкуп уже в 1863 г. Здесь были установлены и более льготные по сравнению с остальными губерниями России условия освобождения: возвращены отрезанные от наделов земли, снижены повинности в среднем на 20%.

Условия выкупа для большей части крестьян были тяжёлыми. В основу выкупа ставились феодальные повинности, а не действительная, рыночная стоимость земли. Иначе говоря, крестьянам приходилось платить не только за землю, но и потерю помещиком крепостного труда. Выкупная сумма определялась путём "капитализации оброка", то есть ежегодно уплачиваемый крестьянином оброк приравнивался к годовому доходу в размере 6% с капитала. Вычисление этого капитала и означало определение выкупной суммы. Например, если крестьянин выплачивал душевой надел в размере 10 руб. в год, то выкупная сумма за этот надел должна была составить 166 руб. 67 коп.

Дело выкупа взяло на себя государство путём проведения выкупной операции. Она заключалась в том, что казна выплачивала помещикам сразу же деньгами и ценными бумагами 80% выкупной суммы, если крестьяне данного имения получали высший надел, и 75% если им предоставлялся надел менее высшего. Остальные 20-25% крестьяне уплачивали непосредственно помещику (сразу или в рассрочку). Выкупная сумма, выплаченная государством помещикам (она рассматривалась как предоставленная крестьянам ссуда), затем взыскивалась с крестьян в размере 6% в год в течение 49 лет. Таким образом, за это время крестьянин должен был выплатить до 300% предоставленной ему "ссуды".

Проведение государством выкупа крестьянских наделов в централизованном порядке решало ряд важнейших экономических и социальных задач. Правительственный кредит обеспечивал помещикам гарантированную уплату выкупа и избавлял их от непосредственного столкновения с крестьянами. Выкуп оказался, кроме того, операцией, выгодной также и государству. Общая выкупная сумма за крестьянские наделы была определена 867 млн. руб., в то время как рыночная стоимость этих наделов по ценам 1863-1872 гг. составляла 648 млн. руб. С 1862 по 1907 г. , до отмены выкупных платежей, бывшие помещичьи крестьяне выплатили казне 1540570 тыс. руб. выкупных платежей и всё ещё оставались ей должны!

Проводя выкупную операцию, казна решила и проблему возврата дореформенных долгов с помещиков. К 1861 г. 65% крепостных крестьян были заложены и перезаложены их владельцами в различных кредитных учреждениях, а сумма долга этим учреждениям составила 425 млн. руб. Этот долг был вычтен из выкупной ссуды помещика. Таким образом, реформа 1861 г., освободив помещиков от долгов, спасла их от банкротства.

Как видим, противоречивый характер реформы 1861 г. ярко проявился в вопросе о выкупе. С одной стороны, выкуп несомненно носил грабительский, крепостнический характер, но с другой - он способствовал развитию капиталистических отношений в стране. Выкуп, во-первых, способствовал более интенсивному проникновению товарно-денежных отношений в крестьянское хозяйство, во-вторых, давал помещикам денежные средства для перевода своего хозяйства на капиталистические основы, в-третьих, означал дальнейшее отделение крестьянского хозяйства от помещичьего и, в-четвёртых, ускорил процесс социального расслоения крестьянства.

Откупа вызывали наибольшую ненависть народа. С 1863 г. винные откупа были упразднены и введена свободная торговля водкой с уплатой акцизного сбора в казну. В дальнейшем (в конце XIX века) введена была вновь государственная монополия на водку, но с продажей ее в казенных лавках (без откупов). Упразднен также архаичный соляной налог. Подушная подать, которая бралась с мужских ревизских душ-крестьян...

Развитию промышленности и торговли. Это привело к росту социальной напряжённости на рубеже 50-х - 60-х гг. XIX в. Социальная напряжённость выразилась в подъёме крестьянского движения и выступлениях радикальных общественных деятелей - Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова и др. Вследствие этого в 60-х гг. в России сложилась революционная ситуация. По мнению В.И. Ленина, революционная ситуация не...

Уточните, как внешняя политика России создавала благоприятные условия для решения внешнеполитических задач. Задания для самоконтроля. 1. Проблемные вопросы: а) В чем заключается буржуазный характер реформ 60-70х гг. XIX в.? б) Чем была вызвана половинчатость реформы по отмене крепостного права? Какими могли быть последствия немедленной и полной реформы в земельном вопросе? в) Могло ли...