Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Подвиг минина и пожарского краткое содержание. Минин и Пожарский — кто они такие, что сделали на самом деле? Князь Пожарский и его героическая роль в истории

12 лет на Руси Смута. 12 лет Русь после смерти Ивана Грозного трясет, как в лихорадке. 12 лет нет ни постоянного правителя, ни правительства. В стране голод, неурожаи. Появляется бесчисленное количество самозванцев и просто желающих завладеть опустевшим троном. Сто лет крымские татары не нападали, но они пользуются моментом и доходят до Москвы и грабят все по дороге. Приходят и шведы, и поляки претендовать на трон. По дорогам и лесам бесчинствуют шайки разбойников. В такой обстановке собралось ополчение Минина и Пожарского, чтобы спасти страну.

Царь Борис

После смерти Ивана IV некоторое время на престоле был его болезненный сын Федор Иванович, женатый на Ирине Годуновой. При нем работает «опекунский совет», состоящий из бояр. Но его члены быстро между собой ссорятся. В результате набирает большую силу брат царицы - Борис Годунов. Он человек государственного ума, но невезучий.

По его совету Федор освобождает дворян от уплаты пошлин, укрепляет статусы высших чинов церкви и, наконец, улучшает положение купцов и ремесленников постройкой новых городов. Царь Федор, умирая, не имеет детей, а его младший брат Дмитрий при загадочных обстоятельствах погибает в Угличе. Нет больше династии Рюриковичей. Земский собор избирает царем Бориса Годунова. Цепь случайностей и закономерностей не дала основать новому царю династию. Совокупность произошедших после этого событий вызвала подвиг Минина и Пожарского. Три года в России стихийные бедствия и голод: дожди заливают посевы, ранние морозы побивают урожай. По стране идет молва, что новый царь не угоден Богу. Многие крестьяне бегут на юг, сохраняя ненависть к своим бывшим хозяевам. Старая московская знать, завидуя Годунову, всячески мешает его действиям, и, наконец, оживились соседи - поляки и шведы, видя слабость страны. Они активно вмешиваются в ее дела, посылая на Русь войска. Это впоследствии и определит подвиг Минина и Пожарского как спасителей Отечества.

Кто первый претендент на престол?

Авантюрист, присвоивший себе имя погибшего в Угличе царевича Дмитрия. Дав обещание польскому королю Сигизмунду III привести Православную Русь в католичество, I вторгся с отрядами на территорию России.

Он не скупился на обещания раздарить русские города и земли тем, кто ему давал деньги на ополчение, и потому собрал значительное войско. К тому же удача была с ним. Внезапно скончался царь Борис, готовивший себе замену. Но юный царевич Федор Борисович был слаб и, как покажут обстоятельства, трона не удержал. Приспешники вошедшего в Москву Лжедмитрия I его просто убьют.

А сам Лжедмитрий боялся русского боярства. Царя Бориса больше нет, и он лишний.

Боярам самим нужна власть. Укрепляя свои позиции, он женится на католичке Марине Мнишек, рассчитывая на помощь ее отца-воеводы. Православный царь и католичка - это уж слишком. Это последняя капля, за которой последовало возмущение москвичей. Впоследствии и это вызовет подвиг Минина и Пожарского.

Василий Шуйский

Из древнейшего рода, занесенный в бархатные книги, он стал боярским царем в то время как к Москве шли спасать Лжедмитрия I. Сторонники Шуйского убили польского ставленника в кремлевских покоях, похоронили, но не успокоились, раскопали тело и сожгли. Василия Шуйского избрали царем. Но спокойнее на Руси не стало. Обласканный самозванцем юг и юго-запад не стал присягать новому царю. Тем более что шли слухи, которые распространял Юрий Мнишек, что Дмитрий жив, а убит двойник царя. Он распорядился, чтобы в Самборе объявился новый Дмитрий, которого потом будут называть и вторым, и «тушинским вором». Из Москвы было послано большое войско, чтобы подавить южное восстание. Но к мятежникам присоединялись все новые и новые отряды, и царское войско было разгромлено. Главная задача была в захвате Москвы. Москвичи, поняв, какой кровью им это грозит, объединились вокруг Шуйского. Настало очень шаткое равновесие сил. Мятежники, терпящие поражение и под Калугой, и под Тулой, очень сильно надеялись на появление чудом спасшегося «царя Дмитрия Ивановича». И если бы не появившиеся позже Минин и Пожарский, спасители Отечества, неизвестно, чем бы окончилась эта кровавая история. Тем временем Лжедмитрий II начал поход на Москву. Брянск, Карачев, Козельск - все было в его власти. Лагерь он устроил в Тушино, неподалеку от Москвы.

Началась ее осада. Москвичи стали голодать. Народ поверил в воскресшего «доброго царя», и к нему присоединились города Владимир, Псков. Марина Мнишек сразу признала нового Дмитрия своим мужем.

Однако молодой родственник царя, очень одаренный полководец, с жалким отрядом в 3000 человек одерживал победу за победой над польско-литовскими войсками. К Москве же приближался сам польский король Сигизмунд, который намеревался посадить своего сына на московский престол. Не страна, а кровавая баня, и если бы не Минин и Пожарский, спасители Отечества, то долго бы еще мучились русские люди.

Они бы совсем перестали обрабатывать землю, торговать, вести спокойную мирную жизнь.

Заговор против Шуйского

Молодого победителя отравили, и у Шуйских начались поражения. Царя свергли и насильно постригли в монахи. Власть захватила Они пошли на предательство - пустили польские войска в Москву и дали согласие, что католик будет у православных царем. В это время Лжедмитрий II бежал в Калугу, где его и убили. Жители Москвы не желали видеть у себя иностранцев и хотели православного царя. Поляки, спасая положение, подожгли Москву. Восстание против них было приостановлено.

Продолжение русских потерь

Поляки взяли осажденный Смоленск, шведы взяли новгородские земли и объявили, что шведский королевич будет на престоле в Новгороде. В таких условиях в Нижнем Новгороде земский староста (1568-1616) объявляет сбор средств для ополчения. Но ему отказывают купцы. Минин собрал по дворам жен и детей купеческих и предложил купцам, чтобы они выкупили своих домочадцев.

Такой хитростью набираются деньги для ополчения. Нашелся и опытный воевода - князь Пожарский (1578-1641).

Действия ополчения

В Ярославле ополченцы пробыли несколько месяцев, готовя силы для похода на Москву. Ополчение Минина и Пожарского было под угрозой. За это время к князю Пожарскому был подослан убийца. Только случайно князь остался жив. Силы ополчения ждет Москва. Минин и Пожарский ведут бои с поляками на улицах города, выбивая их из Кремля и Китай-города. В итоге после упорных боев и осады поляки в Москве сдались.

Но Король спешит к Москве и требует престола для своего сына. Несколько сражений, и король потерпел провал и отправился в Польшу. Оставался большой мятежный отряд атамана Заруцкого, ставшего третьим мужем Марины Мнишек, который отступил под Астрахань, а затем его разбили на реке Яик и казнили.

Национальные герои

Если бы не подвиг Минина и Пожарского, кратко говоря, спасших русскую землю от врагов, неизвестно, сколько времени продлилось бы кровопролитие, и как в дальнейшем сложилась бы политическая обстановка, которая была чрезвычайно острой и напряженной, с большими территориальными потерями: Запорожье, Смоленск, Чернигов, часть Карелии, выход к Финскому заливу. Хозяйственная жизнь страны тоже пришла в упадок. Неизвестно, сколько раз интриганы всех мастей пожелали бы захватить русские земли, а самих русских превратить в покорных рабов. Князь Пожарский собрал представителей для выбора нового царя, и после долгих споров на престол взошел юный Михаил Романов. был провозглашен думным дворянином. Князя Пожарского из стольников возвели в бояре. Так закончилась смута.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Перевозского муниципального района Нижегородской области

«Дубская основная общеобразовательная школа»

Конкурс

«Корни истории уходят в будущее»

Номинация

«Историческая личность: подвиг в судьбе России»

Творческая работа

«Подвиг Дмитрия Михайловича Пожарского»

Выполнил:

ученик 6 класса Власенко Владислав

2012 г.

Подвиг Дмитрия Михайловича Пожарского

Князь Дмитрий Михайлович Пожарский - один из выдающихся вождей освободительного движения начала ХVII века. По отзывам современников и согласно историческим документам, его отличали справедливость и великодушие, скромность и порядочность, храбрость и способность к самопожертвованию. Главным в его жизни была деятельность по защите Родины от вражеских нашествий. Это – воинский долг, и он выполнял его добросовестно и честно. Патриотический подвиг Дмитрия Пожарского стал символом самоотверженного служения Отечеству.

Представим себе российское государство в начале XVII века. В государстве Смута. Россия в это время пришла в упадок. Самозванцы, литовцы и поляки буквально разоряли страну. Когда Лжедмитрий II пытался захватить Коломну, боевое крещение принял князь Дмитрий Пожарский. Он принадлежал к почётному дворянскому роду, был образован и целеустремлён. Ему была не безразлична судьба своего государства, в нём был силён дух патриотизма!

Устав от бесконечной Смуты, Россия мечтала о твёрдой власти, но в это время в государстве некому было навести порядок. Пришла идея народного ополчения.

«-Православные люди, - обратился к жителям Нижнего Новгорода староста Кузьма Минин, - не пожалеем животов наших. Дворы свои заложим – освободим Русскую землю…». Возглавить войско попросили Дмитрия Пожарского. Ходили легенды о великодушии и щедрости Великого князя. Даже не смотря на то, что Пожарский был сильно ранен, он согласился быть предводителем. Дмитрий осознавал всю ответственность за судьбу государства. Он был истинным патриотом своей Родины. Нижегородское ополчение двинулось освобождать Москву. По дороге к ополчению присоединились местные крестьяне, и война стала народной! Со своими войсками князь вошёл в город и окружил Кремль. Здесь он основал свой лагерь. Под осадой поляки были лишены провизии и испытывали сильный голод. Но на предложение Пожарского сдаться ответили отказом. Пятнадцатитысячное войско пришло из Польши на помощь противнику. 24 августа 1612года поляки начали штурмовать крепость Дмитрия, ему пришлось сражаться в неравном бою. Пожарский сберёг большую часть пехоты и отступил. Когда на горизонте появился Минин с подкреплением, началась контратака. Часть войск противника отступила, а другая была зажата в Москве. Через два месяца поляки сдались русским. Освобождение Москвы – сердца России вызвало мощный подъём всенародной борьбы против оставшихся на территории России захватчиков.

С освобождением Москвы, наконец, закончилось Смутное время, русские княжества вновь объединились. Началось правление Романовых! Дмитрий Пожарский поистине народный герой и освободитель России от польского гнёта!


Подвиг Минина и Пожарского. День народного единства.

1603 г. На престоле царь Борис Годунов, а на земле Российской лютует голод. Царские указы и меры, принятые государем для уменьшения голода, не увенчались успехом. Люди дохли как мухи, а трехлетние страдания не прошли бесследно для народного сознания и даже породили мрачные легенды и предзнаменования.

В конце 1604 г. засияла на небе необычайно яркая комета. В Нижегородском крае она была доступна взгляду даже среди бела дня. «Быть беде!» - толковали в народе. В это же время, как кометы, вспыхивали народные восстания, которые с трудом удавалось погасить. А весть о том, что царевич Дмитрий жив и направляется с войском к Москве, вовсе породила смуту в народе. Кто же истинный царь?

Смерть Бориса Годунова открыла вход в Кремль тем, у кого была могущественная поддержка среди бояр. С этого момента и до 1610 г. на Руси наступил период Лжедмитриев и боярского предательства. А народ покорно ждал от боярской думы разумного и справедливого решения. И безмолвно дождался, когда в августе 1610 г. бояре тайно от народа призвали на московский трон польского короля Владислава. А в сентябре интервенты уже вошли в Кремль. По всей Руси гремят набаты - будущее Московского государства под угрозой. Москва оказалась захваченной польско-литовской шляхтой. Шведы вступили в Великий Новгород, на север готовилась высадка английского десанта, Русь разваливалась на глазах.

И в это время в Нижнем Новгороде произошли истинно великие события, имевшие значение для утверждения силы и славы русского государства.

В феврале 1611 г. нижегородская рать из 1200 человек, в которую входили воины из Казани, Ярославля, Чебоксар, двинулась на Москву. В рядах ратников был и нижегородский доброволец Козьма Минин. Однако первый поход ополчения потерпел поражение, которое не давало покоя патриоту земли русской Козьме Минину.

Решив перейти от мысли к действию, посадский староста начал разговаривать в земской избе с приходящими по делам посетителями. Козьма указывал на необходимость создать казну и предлагал сделать пожертвования. Так он собрал первую сумму на снаряжение ополчения. Но этих денег было недостаточно, и Минин решил обратиться с воззвание ко всему нижегородскому народу. Известно, что большое влияние на Минина оказали послания патриарха Гермогена, который отверг требования поляков призвать народ к покорности и смирению. На спуске, что идет от Ивановских ворот к торгу, начал собираться народ. Никто не остался равнодушным к обращению земляка: «Захотим помочь Московскому государству, так не жалеть нам имени своего!». Минин: «Не жалеть ничего, свои дворы продавать, жен и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был бы у нас начальником». Это воззвание не оставило равнодушным никого. Широкой волной потекли пожертвования. Многие приносили последнее. Именно это событие отражено на картине Константина Маковского «Воззвание Минина к народу», которая пожалована государем Николаем Александровичем городу Нижнему Новгороду, а сегодня составляет гордость экспозиции художественного музея города.

Итак, после событий, состоявшихся на площади у Ивановской башни Нижегородского Кремля, Нижний начал готовиться к ополчению. В зиму город больше походил на большой воинский стан. По совету Минина нижегородцы стали отдавать на нужды ополчения третью часть имущества. По его же предложению предводителем похода был выбран опытный воин князь Дмитрий Пожарский (потомок Стародубских князей). 28 октября 1611 г. Пожарский принял решение возглавить нижегородскую рать, и прибыл в Нижний Новгород.

Ядром ополчения стали закаленные в сечах смоляне. Они нашли временное пристанище в Арзамасе. Соединились с ними вязьмичи, дорогобужане, служилый люд из Коломны, Гороховца и других городов. Вместе с русскими вступали в ополчение татары, чуваши, мордва, черемисы. Вся великая Русь по зову нижегородцев встала на защиту Москвы. «Купно за едино. Вместе за одно!» - эти слова стали девизом войска.

В конце зимы 1612 г. ополчение выступило в поход. Оно было небольшим: всего несколько тысяч человек. Пошли на Ярославль, в обход опасных мест, занятых казаками. По дороге к ополчению примыкали все новые ратники. Самые большие отряды присоединились к войску в Ярославле.

С иконой Казанской Божьей Матери и под стягом князя Пожарского ополчение вступило в Москву. Выбора у Пожарского не было. Оставалось или победить, или положить всю рать на поле брани. Кровопролитная сеча длилась два дня. Летописец рассказывает, как «Минин, не искусен воинским стремлением, но смел дерзновением», в критический момент битвы попросил у Пожарского три конные дворянские сотни. Перебрался через крымский брод Москвы-реки и ударил врага с тылу. Гетманское войско не успело подготовиться к отпору. В панике вражеская рота налетела на седлавших коней рейтар и смяла их порядки. На помощь Минину пришли казаки. Тем временем ратники Минина уже достигли городского внешнего вала. Поляки отступили к Донскому монастырю.

На исходе октября 1612 г. они с позором оставили окраины Москвы.

После победы Дмитрий Пожарский вместе с князем Трубецким возглавил временное правительство. Начиная с 1628 г. в течение почти трех лет Дмитрий Михайлович был воеводой в Новгороде. Минину, новый царь Михаил Романов пожаловал звание думного дворянина и наградил вотчиной - селом Богородским в Нижегородском уезде. С 1613 г. герой нижегородского ополчения жил при царском дворе, участвовал в заседаниях боярской Думы. 20 января 1616 г. по возвращению из Черемисских земель Минин скоропостижно скончался. Его похоронили на одном из кладбищ Нижнего Новгорода. Затем прах перенесли в усыпальницу Спасо-Преображенского собора. До середины XIX в. центральное место на гробнице занимала надпись - «Избавитель Москвы - Отечества любитель». Сейчас собор разрушен. Ныне прах находится в Михайло-Архангельском соборе кремля.

Подвиг гражданина Минина и князя Пожарского золотыми буквами вписан в историю России. Их имена всегда ассоциировались с истинным патриотизмом и самоотверженностью. Не случайно в сложные для страны периоды память о героическом ополчении поднимала россиян на новые подвиги.

Памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому, один из наиболее известных памятников Москвы. Находится на Красной площади, рядом с собором Василия Блаженного. Автор памятника Минину и Пожарскому Мартос Иван Петрович.

Памятник Минину и Пожарскому был первым памятником в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев. Средства на памятник были собраны по всенародной подписке. Мартос работал над памятником с 1804 по 1817 г. Это лучшее творение И. П. Мартоса, сумевшего воплотить в нем высокие идеалы гражданской доблести и патриотизма. Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час.

Памятник Минину и Пожарскому принадлежит к тем произведениям, которые при осмотре их с разных точек зрения постепенно раскрывают свой идейный смысл. Ещё издали четко вырисовывается силуэт памятника, и первое на что мы обращаем внимание, - это высоко поднятая рука Минина, его призывной жест. Когда мы подходим ближе, перед нами встает во весь рост мужественная фигура Минина, который призывает Пожарского подняться с ложа и возглавить ополчение. Устремленным вперед взволнованным взглядом и движением руки, берущей меч, Пожарский как бы откликается на призыв. Если обойти памятник с другой стороны, то можно видеть, что Пожарский опираясь рукой на щит, как бы приподнимается на встречу Минина. С задней стороны отчетливо видны скрещенные на мече руки Минина и Пожарского символизирующие крепкое единство обоих героев. Таким образом, превосходное композиционное решение всей группы делает её выразительной с любой точки зрения.

В 2005 г. 4 ноября в нашей стране впервые отмечали новый всероссийский праздник - День народного единства. Дата выбрана не случайно: 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 г. вошло в отечественную историю как знаменательный день освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков Нижегородским ополчением под предводительством Минина и Пожарского в союзе с другими патриотическими силами.

В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и «продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе». В ополчении, собранном Мининым, объединились «русские люди, поволжские и сибирские татары, башкирские и марийские стрельцы, мордовские и удмуртские ратники». Потому и назван праздник Днем народного единства

^ Звучит песня о Родине.

С такого лирического вступления мы начинаем завершающее занятие курса «Основы Православия». Необъятна наша Родина, огромны ее природные богатства, но главное её богатство – это народ. Мы с вами – частица этого богатства. Киками вы станете, какой путь проложите, таким будет настоящее и будущее нашей Родины. Изучая истоки Православия, мы говорили о культуре и духовном мире человека, о его назначении на Земле. Каждый должен стремиться к тому, чтобы оставить добрый след. А учиться этому есть у кого. В православной культуре тысячи примеров служения во имя человека и для человека.

^ Колокольный звон. Слайдовая презентация храмов Красноярского края.

Православие у нас в стране пережило длинный и трудный путь гонения. Более 80 лет основы православия не преподавались в школе. Можно смело сказать, что вы стали первыми на пути исправления этой ошибки. Несколько поколений выросли отлученными от своих корней. Сейчас мы говорим о возрождении православия в России. Православие выжило несмотря на гонения и уничтожение святынь. А сохранилось оно благодаря стойкости священнослужителей и прихожан.

На территории Красноярского края возрождено более 270 храмов. Только в Красноярске сейчас 46 действующих соборов и храмов. Мы были гостями Новоселовского Свято-Крестовоздвиженского храма. Какие впечатления вы испытывали в это время?

Сообщение Лушникова Никиты.

Презентация «Монастыри»

Сообщение Сергея Семерикова о «Сергии Радонежском»

Сообщение Матвея Воронова о Святителе Войно-Ясенецком.

Сообщение Курпас Ульяны

Частью православия является духовная литература, мудрые изречения и наставления. Они так прочно укоренились в нашей жизни, что мы не найдем, наверное, человека, который не пользовался бы в своей речи словами из православного лексикона.

Вы любите разгадывать кроссворды? Тогда задание: нужно разгадать ключевое слово по вертикали.

Разгадывание кроссворда.

На Руси всегда любили меткие остроумные изречения, и часто в них упоминали имена святых и Бога.

Раздам карточки, в которых записана вторая часть пословиц или поговорок. Я буду говорить начало, а вы - продолжение. В случае правильного ответа вы получите карточку с первой частью.

Бог дал – Бог взял.

Перед Богом все равны.

Победит тот, у кого больше правильных ответов.

Православная Русь всегда славилась своими заступниками. Их имена навеки остались в памяти человечества. И сегодня мы с почитанием и благодарностью вспоминаем о тех, чьи подвиги золотыми буквами вписаны в историю страны.

«История назвала Минина и Пожарского спасителями Отечества: отдадим справедливость их усердию, не менее и гражданам, которые в сие решительное время действовали с удивительным единодушием». Такими словами оценил подвиг этих людей русский писатель Николай Карамзин.

Меркушева Белла о подвиге Минина и Пожарского.

Лактюшина Валя о принятии закона о празднике

Хочется надеяться, что у вас этот праздник нашёл в душе достойное место, чтобы вы поняли, что только вместе мы можем многое. Пусть все мы разные, по-своему смотрим на мир, но живем мы в одной стране, и она должна быть нашим домом. А дом свой каждый должен любить и беречь.

Звучит песня: «Большой хоровод».

Задание к кроссворду

1. символ Христианства

3. Приобщение к таинствам

4. Православная обитель

5. Место распятия Христа

6. Родина Иисуса Христа

7. Книга книг

8. Обращение к Богу, святым

9. Служитель церкви

задание к кроссворду

1. символ Христианства

2. Доверительная беседа со священником

3. Приобщение к таинствам

4. Православная обитель

5. Место распятия Христа

6. Родина Иисуса Христа

7. Книга книг

8. Обращение к Богу, святым

9. Служитель церкви

Задание к кроссворду

1. символ Христианства

2. Доверительная беседа со священником

3. Приобщение к таинствам

4. Православная обитель

5. Место распятия Христа

6. Родина Иисуса Христа

7. Книга книг

8. Обращение к Богу, святым

9. Служитель церкви

Задание к кроссворду

1. символ Христианства (крест)

2. Доверительная беседа со священником (исповедь)

3. Приобщение к таинствам (причастие)

4. Православная обитель (монастырь)

5. Место распятия Христа (Голгофа)

6. Родина Иисуса Христа (Вифлеем)

7. Книга книг (Библия)

8. Обращение к Богу, святым (молитва)

9. Служитель церкви (священник)

Пришло Рождество – начинай торжество.

С Евдокии погоже – все лето пригоже.

Пророк Илья лето кончает – жито дожинает.

Пророк Наум – наставляет на ум.

Великий пост всем прижмет хвост.

Девка косы не заплетает, птица гнезда не вьет – Благовещенье.

В Сретенье – зима с летом встретились.

Кто рано встает - тому Бог подает.

Даст Бог день – даст Бог и пищу.

Человек предполагает, а Бог располагает.

Бог не выдаст – свинья не съест.

Бог дал – Бог взял.

Перед Богом все равны.

На Бога надейся – а сам не плошай.

Святое место – пусто не бывает.

Кто без крестов – тот не Христов.

Подвиг и судьба Кузьмы Минина

Под Москвой, в самую критическую минуту борьбы, когда нужно было убеждать выступить «таборы» князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого против общего врага – гетмана Яна Кароля Ходкевича, еще раз сказался талант Кузьмы Минина, умевшего увлекать за собой других людей. Автор «Повести о победах Московского государства» сравнил его речь к казакам, воевавшим под началом боярина князя Дмитрия Трубецкого, с зажженной в темноте «светлой» свечой:

««Ныне бо от единоверных отлучаетеся, – говорил Кузьма Минин свою яркую проповедь, – впредь к кому прибегнете и от кого себе помощи чаете». Он не остановился на этом и сам взял саблю в руки, ходил вместе с дворянскими сотнями воевать против литовских рот «у Крымского двора» за Москвою-рекою» .

Такое необычное для посадского человека участие в военных делах не укрылось от осажденного в столице польско-литовского гарнизона. Отвечая на призыв о сдаче, отправленный князем Дмитрием Пожарским после «гетманова отходу», рыцарство давало надменную отповедь «шпыням» и «блинникам», собравшимся под Москву, в свою очередь, указывая Пожарскому: «Кузьмы пусть занимаются своей торговлей» .

Кузьма Минин дождался освобождения Москвы, хотя в объединенных полках князей Дмитрия Трубецкого и Дмитрия Пожарского он уже не играл прежней роли. Можно даже думать, что казаки из подмосковных «таборов» продолжали испытывать к нему враждебность, возникшую по приходе ополчения из Ярославля в Москву. Автор «Нового летописца» писал, что когда земское ополчение отказалось объединиться с казацкими «таборами», то «казаки начаша на князь Дмитрея Михайловича Пожарсково и на Кузму и на ратных людей нелюбовь держати» . Раздражение казаков должно было вызвать и то, что московские бояре договаривались о своем выходе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым, чтобы те «пожаловали их, приняли без позору» . При освобождении Москвы казаки из полков Трубецкого и Пожарского разграбили двор временщика при польско-литовских управителях дьяка Федора Андронова. Сидевший в осаде в Москве дьяк Марк (Марко) Поздеев свидетельствовал, что он был в это время «с Кузмою Мининым и казаки им ничего имать не давали» .

После освобождения столицы Минин продолжал оставаться в Москве и исполнял финансовые поручения. Возможно, ему было поручено наблюдать за имуществом, конфискованным в Москве у разных лиц. Известно, что к нему обращались за заступничеством ограбленные казаками выходцы из Москвы и родственники тех, кто служил королю Сигизмунду III. Минин не отказал в помощи даже сестре сидевшего в тюрьме одиозного дьяка Федора Андронова, вспоминавшей потом, как она «после Московского разоренья при Кузьме Минине пришла в Чюдов монастырь в полату, где всякие поклажея лежали» и про «платьишко, что дал ей Кузьма Минин в те поры, как она вышла из Москвы» . Еще одна черта характера или обычное распоряжение чиновника, которому было поручено конфискованное имущество? Почему-то верится, что в этом малозаметном деле отразилась именно «милость к падшим».

Когда началась подготовка избирательного Земского собора, Кузьма Минин был все еще заметен в московском управлении. Плененный после боя с передовыми отрядами короля Сигизмунда III под Москвой «смольнянин» Иван Философов показывал в своих расспросных речах в ноябре 1612 г., что московских бояр не пускали заседать в Думу, «а делает всякия дела князь Дмитрий Трубецкой, да князь Дмитрий Пожарской, да Куземка Минин» . Затем оба главных воеводы ополчения князь Дмитрий Трубецкой и князь Дмитрий Пожарский, по сообщению «Повести о Земском соборе 1613 года», сами включились в «избирательный процесс», а в Москве стали преобладать казаки . Тогда, видимо, влияние Кузьмы Минина на дела управления стало уменьшаться. Например, его, как известно, не оказалось среди членов посольства Земского собора в Кострому к Михаилу Федоровичу. Не упоминается его имя в переписке с Боярской думой, снова взявшей власть в свои руки после избрания на царство Михаила Романова 21 февраля 1613 г. Но роль Кузьмы Минина в освобождении Москвы признавалась всеми. Не случайно, что он удостоился упоминания в «Утвержденной грамоте» об избрании на царство Михаила Федоровича. Правда, о призыве Кузьмы Минина к нижегородцам о сборе казны на устроенье ополчения в ее тексте ничего не было сказано. Составителям «Утвержденной грамоты» 1613 г. важнее было написать о том, что происходило под Москвой, и как действия воевод соответствовали местническим представлениям.

В грамоте говорилось, что «Московского государства столник и воевода» князь Дмитрий Михайлович Пожарский «собрався» вместе со всеми чинами и «ратными людьми», «пришол под Москву в сход к боярину и воеводе» князю Дмитрию Тимофеевичу Трубецкому. И уж только потом в ней вспоминались «служба и раденье ко всей земле» князей Трубецкого и Пожарского, «да выборного человека ото всего Московскаго государства Кузмы Минина» . Напомним, что в ополчении Кузьму Минина называли все-таки «выборным человеком ото всей земли». Замена в «Утвержденной грамоте» слов «всей земли» на «Московское государство» не была случайной редакционной правкой. Новое «звание» Кузьмы Минина отражало перемены, произошедшие после передачи власти от земского ополчения царю Михаилу Романову и его Боярской думе. После такого упоминания Кузьме Минину можно было не заботиться о наличии своей подписи на экземпляре «Утвержденной грамоты», да там и нет его рукоприкладства. Нижний Новгород представляли на Земском соборе 1613 г. совсем другие лица: протопоп Савва, дворянин Мисюрь Соловцов, посадский человек Самышка Богомолов, стрелец Якунька Ульянов.

Отдали должное Кузьме Минину и в дни венчания на царство Михаила Федоровича. 12 июля 1613 г. в день Михаила Малеина «на государев ангел» Кузьму Минича (так уважительно стали называть его со времен освобождения Москвы) пожаловали из земских старост в думные дворяне . Совершенно небывалое для Московского государства дело! На языке приказной практики той эпохи это называлось «пожалован выше своея меры». Согласно своему новому чину, Кузьма Минич получил денежный оклад в «200 рублев» и вотчину «за московское ачищенье» – село Богородское с деревнями «в Закудемском стану Нижегородского уезда» 20 января 1615 г.

Опыт Минина как «финансового администратора» был использован при первом сборе пятинных денег в апреле 1614 г. на нужды правительства Михаила Романова. Ему был поручен сбор пятины в Москве с посадских людей, купцов гостиной и суконных сотен, а также гостей. Доверялись Кузьме Минину и другие ответственные поручения, в декабре 1615 г. его послали в Казанский уезд «для сыску, что черемиса заворовала» . Возвращаясь из охваченной восстанием Казанской земли, он умер весной 1616 г.

Кузьма Минин, имя которого всегда стоит рядом с именем князя Пожарского (а иногда даже впереди него), – народный герой. Таким он навсегда останется и в памяти будущих поколений. За прошедшие столетия не без помощи историков из его биографии сотворен миф, с успехом подменивший реального человека. Мифологический образ Минина жив и поныне . Хочется надеяться, что настоящий очерк приблизит читателя к исторической реальности.

Из книги История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты автора

Гражданский подвиг Козьмы Минина и Второе ополчение Осенью 1611 г., казалось, приблизился час национальной катастрофы. Поляки, спалив посады Москвы, превратили Китай-город и Кремль в свою неприступную крепость и засели там. Рухнула центральная власть, страна разваливалась

Из книги За кормой сто тысяч ли автора Свет Яков Михайлович

Подвиг Фа Сяня В начале III века Китайская империя на довольно продолжительное время распалась. В течение двух с лишним столетий страна раздиралась феодальными усобицами, и тяжелые последствия непрерывных внутренних смут усугублялись частыми вторжениями

Из книги Космоземные связи и НЛО автора Дмитриев Алексей Николаевич

Из книги Московские слова, словечки и крылатые выражения автора Муравьев Владимир Брониславович

Борода-то Минина, а совесть-то глиняна Александр Николаевич Островский в 1854-м завел тетрадь для записей. О том, что именно он собирался записывать, дает представление ее пространное название: «Замечательные русские простонародные рассказы, притчи, сказки, присказки,

Из книги Истребители автора Ворожейкин Арсений Васильевич

Подвиг 1Шел пятый день воздушной битвы.В монгольском небе состоялось уже несколько крупных и мелких схваток. Японцы, имея численное преимущество в истребительной авиации, поднимали в воздух, как правило, крупные группы. Мы с зари до зари не покидали своих кабин.

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1611, осень Призыв Козьмы Минина и Второе ополчение В Нижнем Новгороде возник новый очаг сопротивления, появилось новое общенародное движение. Его возглавил староста Козьма Анкудинович Минин. Осенью 1611 г. наступил редкий в истории момент, когда множество порядочных людей

Из книги Тайны Берлина автора Кубеев Михаил Николаевич

Судьба города - судьба людей Среди столиц Европы Берлин сегодня, пожалуй, отличается своей новой энергетикой. Его центр продолжает застраиваться, перестраиваться, его окраины обновляются. Но и седой старины в нем достаточно. А стоит пройтись по Унтер-ден-Линден к

Из книги История России. Смутное время автора Морозова Людмила Евгеньевна

Подвиг Сусанина Поселившись в Домнино, Марфа надеялась, что в этом отдаленном от столицы месте можно будет отдохнуть от всех бед и невзгод и существенно поправить здоровье. В усадьбе был собран хороший урожай зерновых и овощей. Здесь в избытке были парное молоко, свежие

автора Эскин Юрий Моисеевич

Как звали… Кузьму Минина О происхождении и времени рождения Кузьмы Минина достоверно ничего не известно. Удивительно, но даже само имя становилось предметом научных обсуждений. Дело в том, что у посадских людей в те времена рядом с имене собственным стояло имя или

Из книги День народного единства: биография праздника автора Эскин Юрий Моисеевич

Воззвание Минина Во времена забытого ополчения 1608–1609 гг. под руководством нижегородского воеводы Андрея Алябьева, защищавшего вместе с местными дворянами Нижний Новгород от наступавших «тушинцев», роль посада была не видна . Поэтому можно лишь

Из книги Огнем и мечом. Россия между «польским орлом» и «шведским львом». 1512-1634 гг. автора Путятин Александр Юрьевич

ГЛАВА 22. УСПЕХИ ПОЛИТИКИ МИНИНА И ПОЖАРСКОГО. СВЕРЖЕНИЕ ПОСЛЕДНЕГО САМОЗВАНЦА. ОСВОБОЖДЕНИЕ МОСКВЫ На землях, признавших власть Минина и Пожарского, устанавливался более или менее четкий порядок. Воины Второго ополчения постепенно вытесняли из окрестных городов и сел

Из книги Исторические заметки автора Печерский Андрей

IV. О родственниках Козьмы Минина В одном из писем г. Бантыш-Каменского к г. Малиновскому сказано о родственниках Минина, Подсевальщиковых. Дополним это известие: у Михайлы Алексеева Подсевальщикова, внука Михайлы Петрова, который будто бы был родной внук сестры Козьмы

Из книги Наследие татар [Что и зачем скрыли от нас из истории Отечества] автора Еникеев Гали Рашитович

Глава 13 «Смутное время» – что это было. Ополчение Минина и Пожарского из Татарии Как было упомянуто в предыдущей главе, первая в рассматриваемое время и довольно успешная попытка захвата Московии иезуитами и их пособниками-западниками была предпринята, скорее всего, в

Из книги Мифы и загадки нашей истории автора Малышев Владимир

А подвиг был! Однако когда пушки стихают, приходит время говорить правду, хотя иногда она может оказаться очень горькой. Увы, не все это понимают. Несмотря на, казалось, неопровержимые выводы прокуратуры, запущенная в годы войны версия о «28 панфиловцах», продолжала жить. В

Из книги Жанна д’Арк, Самсон и русская история автора Носовский Глеб Владимирович

3.1. Разгром гробницы Минина В книге «Библейская Русь» (см. также ХРОН6, гл. 10:7) мы подробно говорили о гробнице Минина в Нижнем Новгороде.В начале августа 2001 года А.Т. Фоменко и Т.Н. Фоменко посетили Кремль Нижнего Новгорода, где, как мы знали, еще в начале нашего века

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Кузьмы-Демьяна Народное название дней памяти святых Косьмы и Дамиана (еще «кузьминки», «безморозники»); православная церковь отмечает по житиям святых 14 июля, 30 октября и 14 ноября по новому календарю. Летний день памяти – «летние кузьминки» – отмечали женщины, обращаясь


Князь Дмитрий Михайлович Пожарский:
"Деды наши из Руси татар прогнали. Так не посрамим же их славы! Пусть знают дети наши и внуки наши и правнуки наши и все РУССКИЕ ЛЮДИ, которые будут, что послужили мы Отечеству ВЕРНО! Что крепка наша земля, что будет стоять она нерушимо навечно!"

Кто такие Минин и Пожарский?

С сентября 1610 года Москва была заня-та польскими войсками. Боярское прави-тельство договорилось с королем Польши Сигизмундом III о признании его сына Владислава русским царем, но на условиях независимости государственной жизни, православной церкви и национального быта.

Однако поляки не собирались выпол-нять этот договор. Реальной властью в Мо-скве обладали польские военачальники и их пособники из русских бояр. По стране разъезжали отряды польских панов. За-хватчики начисто обирали население, топтали посевы, резали скот, сжигали города и села, зверски убивали или угоняли в плен жителей, издевались над русскими обычаями. В то же время на северо-западе страны объявился новый враг - шведы: они захватили древний Новгород.

К осени 1611 года значительная часть России на западе и северо-западе была в руках иноземцев. В полусожженной и раз-грабленной столице стоял вражеский гар-низон. Повсюду рыскали шайки лихих лю-дей (разбойников). Страна пришла в пол-ный упадок. Она не имела ни центрального правительства, ни армии, ни материаль-ных средств. Ей угрожала потеря государ-ственной независимости. Эту страшную по-ру народ прозвал «лихолетьем».

Мириться с гибелью государства было просто невозможно. Осенью 1611 года в Нижнем Новгороде по почину земского старосты Кузьмы Минина начали формиро-ваться отряды народного ополчения для борьбы с врагами. Их ядро составили ни-жегородские посадские и служилые люди. Нужно было избрать военного предводите-ля будущей народной рати. Выбор пал на одного из лучших военачальников того времени, известного своей храбростью и честностью, - князя Дмитрия Михайлови-ча Пожарского. Всеми же хозяйственными делами и организацией ополчения ведал Кузьма Минин.

Нижегородское войско быстро преврати-лось в общерусское. Оно ставило своей целью освобождение Москвы и изгнание из страны интервентов.

Весной 1612 года ополчение двинулось на Ярославль, в котором пробыло около четырех месяцев, продолжая подготовку к походу на Москву. За это время оно значи-тельно возросло и окрепло. В июле 1612 года народная дружина Минина и Пожар-ского выступила на Москву.

24 августа в самой столице произошла упорная и кровопролитная битва. Русские разгромили армию гетмана Ходкевича, ко-торый шел на помощь польскому гарнизо-ну, занимавшему Кремль.
В октябре 1612 года, не выдержав голо-да, осажденный вражеский гарнизон сдал Кремль. Ополчение Минина и Пожарского полностью освободило столицу от врагов.

Вскоре и вся русская земля была очи-щена от разрозненных отрядов польских панов. Так русский народ, тесно сплотив-шись перед лицом опасности, спас свою землю от иностранного порабощения.
В память о патриотической деятельно-сти Минина и Пожарского в 1818 году на Красной площади в Москве установлен па-мятник работы скульптора И.П.Мартоса. На нем выбита надпись: «Гражданину Ми-нину и князю Пожарскому благодарная Россия».