Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Открытый урок по сольфеджио. Открытый урок сольфеджио — Обращение трезвучий

  • воспитывать целенаправленное восприятие
  • развивать музыкальное мышление учащихся, т.е. способность осознавать услышимое, делать сравнение и дифференцировать материал.
  • необходимость научить детей слышать себя при пении, следить за качеством звука с различных точек зрения: точность высоты, сила звучания и т.д.

Оборудование: карточки наглядности, столбица ступеней

Ход урока

1. Мотивационно-организационный этап

Не секрет, что сейчас в музыкальную школу набирают детей без конкурса и, зачастую, не все дети обладают высокими показателями вокально-интонационных природных данных. Поэтому на музыкальных занятиях ребенок должен свободно себя чувствовать, а не бояться получить плохую отметку. Для устранения этих комплексов предлагаю психологическое упражнение (методика Пола и Гейла Деннисонов)

Берем лист бумаги. В каждой руке любое пишущее средство. Начинаем рисовать одновременно двумя руками фигуры, находящиеся в зеркальной симметрии по отношению друг к другу. А затем включим музыку и повторим упражнение под музыку. В двухдольном размере рисуем зигзаги, а в трехдольном – треугольники.

2. Этап учебно-познавательной деятельности

Оглашение темы, плана урока и ожидаемые результаты.

1. Распевки-скороговорки:

ДО-РЕ-МИ-ФА-СОЛЬ-ФА-МИ-РЕ-ДО
Свили себя ласточки гнездо

МИ_ФА_СОЛЬ_ЛЯ_СИ_ЛЯ_СОЛЬ_ФА_МИ
Мышки бегают в норе

2. Пение гаммы: способствует слуховому укреплению чувства ладотональности. На примере знакомства с гаммой соль мажор дети усваивают местоположение тона и полутона, устойчивых звуков и неустоя. Для лучшего усвоения ступеней используем болгарскую столбицу с наглядным материалом .

Пение гаммы представляет определенную трудность, т.к. охватывает большой диапозон. У детей младшего возраста края диапозона развиты слабо. Предлагается:

а) пение по тетрахордам
б) пение вверх и вниз
в) одно и двухголосно

3. Пение устойчивых и неустойчивых ступеней: способствует развитию чувства ладотональности. Пение основано на внутреннем слухе. Этот навык на этапе 1-3 кл. связан с умением спеть гамму “ про себя”. Рекомендуется петь следующие последовательности:

а) гаммообразные ходы от разных ступеней к тонике

3-7-1, 4-3-2-7-1, 5-6-7-1 и т.д.

б) опевание устойчивых ступеней
в) разрешение неустойчивых в устойчивые в трехдольном размере
г) тоническое трезвучие
е) игра “сколько слышим звуков”
ж) игра “мама и оленята”

К знакомству с гаммой соль мажор переходим после того, как дети поют ряд упражнений. При интонировании гамм в младших классах следует ее гармонизировать, благодаря чему развивается функциональный слух.

4. Пение главных ступеней

Детям представляю сказку “Корпорация функций” Приложение 2

На маленьком острове стоял семиэтажный дом, где проживали жители функциоанальностей, т.е. национальностей. Самая старшая из трех функций была ТОНИКА Ивановна, которой было около 500 лет, а сейчас она на пенсии. Пишет стихи и вяжет чепчики. Живет она на первом этаже семиэтажного дома.

(слуховое восприятие)

Часто к ней заходит на чай красавица ДОМИНАНТА с 5-го этажа

(слуховое восприятие)

Прямо под красавицей ДОМИНАНТОЙ живет проказник СУП ДОМИНАНТ. (Буква изменена специально для лучшего восприятия). Ночью, когда все ложатся спать, он залетает в чужие квартиры и поедает СУП до последней капельки.

(слуховое восприятие)

А еще он влюблен в красавицу ДОМИНАНТУ. Он дарит ей подарки и цветы, но гордая красавица не отвечает его чувствам, поэтому к нему в гости она не заходит никогда, только в редких случаях.

Ребята, давай те теперь построим 7-ми этажный дом в Соль мажоре и найдем наших главных героев.

А теперь поиграем в игру “эхо” – повторение ступеней голосом за инструментом. Молодцы!

5. Слуховой анализ мотивов (каждый новый мотив начинается с последней ноты)

“Эта форма работы в курсе сольфеджио чрезвычайна важна. В ней объединяются все знания и умения учащихся, получаемых на уроках. Но самое главное состоит в том, что в анализе на слух полнее всего осознаются, понимаются и определяются различные элементы музыкального языка и связи между ними. Специфику метода работы над анализом на слух можно определить так: “слуховая наглядность”. Осознание слышимого зависит, прежде всего, от умения правильно и целенаправленно слушать. Многократное слушание ведет к запоминанию, к узнаванию различных явлений, развивает музыкальное мышление, учит дифференцировать или синтезировать слышимое, и далее – проникать в образную сущность музыки. Работа над анализом на слух имеет большое практическое значение для занятий по специальности, для чтения с листа, и особенно для записи диктантов” – Шумарина Е.В. преподаватель теоретических дисциплин, школа искусств, город Ртищево

Соль мажор
I-II-I; I-IV-V; V-VI-VII; VII-II-I; I-V-I и т.д.

6. Диктант (устно-показательный)

1 вариант: На доске пишет педагог или ученик, а в обсуждении участвует весь класс.

2 вариант: педагог предлагает несколько вариантов записи диктанта на плакате или на доске, а учащиеся должны дать правильный ответ после 3-4 прослушиваний, при этом указав на ошибки: (нет ключевого знака, не указан размер)

Предмет сольфеджио, как и другие предметы ДМШ, должен соответствовать уровню современной педагогической науки. Одна из ведущих проблем активизация мыслительной деятельности учащихся. Такого рода деятельность в сфере музыкального мышления и восприятия направлена на развитие осознанного восприятия слышаемого, умение анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщить умения и т.д. Такая форма работы как диктант и дает возможность обобщить все накопленные знания и умения

7. Заключает нашу работу чтение с листа. Эта форма работы сводится в комплекс навыков:

а) умение определить лад и тональность
б) умение определить размер и особенности ритма
в) умение настроиться в данной тональности
г) умение точно интонировать и соблюдать строй
д) умение ощущать и выдерживать пульсацию долей в темпе, опираясь на дирижирование
е) умение владеть голосом без поддержки инструмента

Для работы берем номер №__32__ Г. Фридкин “Чтение с листа” в тональности соль мажор:

Итак, подводим итоги: уч-ся даем домашнее задание, выставляем оценки.

По пунктам определяем алгоритм интонационных и слуховых упражнений. Для того чтоб развить в себе внутренний слух, музыкальное мышление надо работать над такими упражнениями:

1. Пение гаммы.
2. Пение устойчивых и неустойчивых ступеней, схема тяготения.
3. Пение главных ступеней.
4. Пение трезвучий главных ступеней
5. “Эхо” ступеней в пределах регистровой зоны
6. Слуховой анализ “связанных” мотивов
7. Устные диктанты
8. Чтение с листа

Правильно организованный начальный период занятий имеет большое значение для всего дальнейшего обучения. Методика преподавания и формы работы в начальных классах определяются психофизическими особенностями детей младшего возраста:

1. Тяготение к подражанию.
2. Не способность к абстрактному мышлению.
3. Эмоциональная восприимчивость.
4. Неустойчивость внимания

Необходимыми качествами урока должны быть: увлекательность, занимательность, доступность, которые будут способствовать пробуждению интереса к знаниям, усвоению новых навыков и эффективного развития.

За основу педагог взял классические формы работы с добавлением игровых упражнений, новую тему описал в форме сказки, чередует активные и пассивные формы работы и предпочтение отдает коллективной форме с использованием наглядности.

Список используемой литературы:

  1. Иванчикова О. Свободные вариации на тему нетрадиционные методы музыкального воспитания. С.126. Симферополь, 2005.
  2. Научно-методический журнал для музыкантов, психологов и психотерапевтов
  3. Букреева Г.Б. “Интересная музыка” обучаема книга – Богдан, 2006.
  4. Калужская Т. Сольфеджио” учебно-методическое пособие. 2 класс ДМШ.
  5. Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио.

Каждый педагог регулярно показывает свой опыт работы на открытых занятиях.Такие уроки можно проводить как для своих коллег -преподавателей,так и для родителей учеников.Открытые уроки для родителей я провожу регулярно перед выпускными и переводными экзаменами. Это открытый устный контрольный урок, на который обязательно приглашаются все родители.Такой урок -своеобразная "репетиция" устного экзамена. Дети ответственно готовятся к нему,стараются показать свои знания родителям. А для меня сразу становится ясно над чем надо еще побольше поработать.Подробнее про эти уроки здесь:

Другой тип открытого урока -это урок для коллег-преподавателей.На таких уроках педагог показывает свою работу, делится опытом,методическими находками, показывает достигнутые результаты.Вот пример такого урока:

открытый урок по сольфеджио для 5 класса 2013г

"Работа с трезвучиями главных ступеней"

В рамках работы над педагогическим проектом "Сольфеджио за рамками урока" я проводила открытые уроки,на которые приглашала и своих коллег и родителей учеников.Это были итоговые уроки,посвященные музицированию.

открытый урок по сольфеджио на тему "музицирование" 3 класс 2017г.

открытый урок по сольфеджио на тему "музицирование" 2класс 2016г.


открытый урок по сольфеджио на тему "музицирование" 1 кл 2015г.

2015 г-методич. разработка.

открытый урок на тему "музицирование"2кл.1-е полуг.

2015 г -ход.урока.

открытый урок по сольфеджио для 3 кл."Подготовка к теоретической олимпиаде для 3 кл" 2012г.

открытый урок по сольфеджио для 7кл. "Подготовка к устному экзамену в присутствии родителей"(2017г.)


открытый урок по сольфеджио для 4 класс."Подготовка к устному контрольному уроку"

Тема: «От игры – к знаниям» (практическое использование интервалов в творческих заданиях на уроках сольфеджио).

Адресат: 4 класс фортепианного и хорового отделений.

Цель:

показать практические возможности игровых форм и приемов обучения в работе над темой «Интервал» на уроках сольфеджио, направленных на развитие личности, творческую самореализацию всех участников образовательного процесса.

Задачи:

Формирование понятийного начала в единстве с творческим;

Укрепление взаимосвязи теоретических знаний и музыкальной практики;

Формирование музыкально – слуховых представлений;

Воспитание и развитие музыкального слуха;

Формирование навыков владения элементами музыкального языка;

Развитие эмоциональной отзывчивости к музыке;

Формирование навыков импровизации и ансамблевого музицирования;

Развитие музыкального мышления;

Совершенствование гармонического слуха;

Воспитание раскованности, уверенности в себе;

Воспитание чувства формы;

Воспитание потребности творческой деятельности.

Тип урока: урок закрепления

Жанр урока: творческая лаборатория

Вид урока: урок - презентация

Методы: музицирование, импровизация, познавательная игра, словесный (беседа), наглядный, иллюстративно-практический, исполнительский, побуждающий, поисковый.

Музыкально-иллюстративный материал;

Пособия «Гороскоп» и «Алфавит»;

План урока:

1. Организационный момент.

2. Исполнение песен про интервалы.

3. Игра «Я прошу спеть тебя».

4. Беседа об интервале как образе и абстракции.

5. Рассказ – история о совершенных консонансах.

6. Музицирование интервальных цепочек (совершенные консонансы) на цифровом фортепиано в режиме «орган».

7. Исполнение песни «Консонанс и диссонанс».

8. Импровизация с «поющими» интервалами.

9. Исполнение песни «Обращение интервала».

10. Импровизации на тему «Гороскоп».

11. Целотонная гамма. Импровизация «Колдовство со звуками» и «Страшилки».

12. Анализ на слух интервалов с аудионосителя («Пранайама» автор и исполнитель Корциолли).

13. Игра – досочинение «Интересно, чем же закончилось это произведение?».

14. Исполнение сочинений учащихся, где интервал выполняет функцию бас-остинато.

15. Игры с интервалами: «Эстафета», «Алфавит», «Я знаю».16. Заключение. Подведение итогов урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «От игры – к знаниям» (практическое использование интервалов в творческих заданиях на уроках сольфеджио).

Адресат: 4 класс фортепианного и хорового отделений.

Цель:

показать практические возможности игровых форм и приемов обучения в работе над темой «Интервал» на уроках сольфеджио, направленных на развитие личности, творческую самореализацию всех участников образовательного процесса.

Задачи:

Формирование понятийного начала в единстве с творческим;

Укрепление взаимосвязи теоретических знаний и музыкальной практики;

Формирование музыкально – слуховых представлений;

Воспитание и развитие музыкального слуха;

Формирование навыков владения элементами музыкального языка;

Развитие эмоциональной отзывчивости к музыке;

Формирование навыков импровизации и ансамблевого музицирования;

Развитие музыкального мышления;

Совершенствование гармонического слуха;

Воспитание раскованности, уверенности в себе;

Воспитание чувства формы;

Воспитание потребности творческой деятельности.

Тип урока: урок закрепления

Жанр урока: творческая лаборатория

Вид урока: урок - презентация

Методы: музицирование, импровизация, познавательная игра, словесный (беседа), наглядный, иллюстративно-практический, исполнительский, побуждающий, поисковый.

Используемые дидактические пособия:

Музыкально-иллюстративный материал;

Пособия «Гороскоп» и «Алфавит»;

План урока:

1. Организационный момент.

2. Исполнение песен про интервалы.

4. Беседа об интервале как образе и абстракции.

5. Рассказ – история о совершенных консонансах.

6. Музицирование интервальных цепочек (совершенные консонансы) на цифровом фортепиано в режиме «орган».

7. Исполнение песни «Консонанс и диссонанс».

8. Импровизация с «поющими» интервалами.

9. Исполнение песни «Обращение интервала».

10. Импровизации на тему «Гороскоп».

11. Целотонная гамма. Импровизация «Колдовство со звуками» и «Страшилки».

12. Анализ на слух интервалов с аудионосителя («Пранайама» автор и исполнитель Корциолли).

13. Игра – досочинение «Интересно, чем же закончилось это произведение?».

14. Исполнение сочинений учащихся, где интервал выполняет функцию бас-остинато.

15. Игры с интервалами: «Эстафета», «Алфавит», «Я знаю».

16. Заключение. Подведение итогов урока.

Ход урока

1. Организационный момент: 1) приветствие; 2) эмоциональный настрой; 3) информация о теме, цели и задачах урока.

Педагог : Сегодня урок сольфеджио необычный. Главный персонаж нашего урока - интервал . Еще в подготовительном классе мы, ребята, познакомились с вами с музыкальной страной «Интервалией», где все герои, не смотря на различие характеров, живут дружно и счастливо. Вы стали старше и научились не только слушать и определять интервалы в нотах и на слух, но и умело использовать их в своих творческих заданиях. А еще, не менее важно то, что интервал живет не обособленно, а в тесной дружбе с гаммами, аккордами, тональностями, знаками альтерации, ритмом, а также является частью таких выразительных средств в музыке как мелодия и гармония. Поэтому, цель нашего урока – показать взаимоотношения интервала в содружестве с различными понятиями на примере творческих заданий.

Итак, отправляемся в гости к Интервалу с песней.

2. Исполняются: «Песенка об интервалах» и Песенки – попевки .

Педагог : Предлагаю воспользоваться образными характеристиками интервалов для дальнейшего задания. Кто они такие интервалы и как звучат?

Ученики предлагают разные варианты сравнительных характеристик, исполняя интервалы в гармоническом и мелодическом виде вверх или вниз.

Ученики:

Кварта – «жесткая», «упрямая», «не только холодная, но и суровая»;

Квинта – «пустая», «холодная как медуза», «бесчувственная, как из замка Снежной королевы», «старинный, заброшенный замок» (в нижнем регистре);

Октава – звуки в ней «совершенно согласны друг с другом», «хорошо ладят»;

Терция – «добрая, красивая, стройная», имеет ладовую окраску (малая – «зов кукушки»);

Секунды – «сердятся, дразнятся, дерутся и хохочут при этом», «злючка-колючка», «сцепились, клубочком покатились», «скребущая, царапающая», «ябеда, плакса, хныкалка», «обида, печаль»;

Септима – «и страданье, и полет», «ворчунья», «великаны», «терпкая, грубоострая»;

Секста – «всеобщая любимица», «излучает любовь и доброту», «королева» русских романсов, «мягкая, бархатистая, сочная», имеет ладовую окраску;

Тритон – «пират, шпион, злодей», «интервал дьявола», «блики, отсвет, полутона света и тени», «тревога, напряженность», «таинственный, сказочный», «хитрый, вредный», «Змей Горыныч», «зубастые псы».

Попробуем с помощью образных характеристик спеть интервалы от любого звука.

3. Игра «Я прошу спеть тебя». Педагог исполняет музыкальную фразу, построенную на одном звуке. В котором упоминается один из интервалов. Ученик должен допеть второй звук вверх или вниз. В игре использовались интервалы – 2м, 2б, 3м, 3б, 5ч. С заданием справились хорошо, но наверняка все знают, что в гармоническом звучании интервалы показывают свое второе лицо. Не случайно образные характеристики так разноплановы.

4. Педагог : Для успешного усвоения темы «Консонанс и диссонанс» ребятам была предложена удивительная история о церковном музыканте . Вот она:

Давным-давно, в XI веке, много лет назад, жил-был музыкант. Он сочинял музыку, которую исполняли в церкви. Он мечтал, чтобы люди, слушая ее. Были счастливы. И вот однажды приснилась ему музыка, не простая – волшебная! Слушая ее, люди забывали о своих бедах, страданьях и тревогах. Мысли их уносились к звездам, к Богу, и ничто происходящее в мире не волновало их.

Наутро музыкант записал мелодию и раздал ноты церковному хору. И как только зазвучали звуки волшебной музыки, все люди забыли о своих горестях. Музыканту казалось, что он сделал всех счастливыми. Люди все шли и шли в церковь, ведь всем хотелось забыть о своих бедах. Но вскоре оказалось, что забыли они не только о тревогах – из их сердец вместе с волнениями ушли и радость, и любовь. Торжественно и спокойно звучала музыка под сводами церкви, потому что составляли ее только чистые интервалы. (Исполняется двухголосие на цифровом фортепиано в режиме «орган»).

Что же случилось с людьми? – думал музыкант. – Я хотел, чтобы они были счастливы, но я не вижу на их лицах радости. Значит, не может человек быть по-настоящему счастлив, если он не волнуется, не тревожится и не любит».

Музыка все звучала и звучала, а люди, слушая ее, не становились счастливыми. Тогда музыкант решил сочинить другую музыку, такую, чтобы в ней было все: и покой, и радость, и страданье, и мысли о Боге, и любовь.

«Это невозможно!» - говорили ему. Но он ее сочинил.

Ученикам было предложено исполнить подобное двухголосие, виртуально отправившись в XI век и попробовать представить себя в роли церковного музыканта.

Итог: Главная тайна музыки – в гармонии, когда различные звуки, сочетаясь, образуют единое прекрасное целое.

5. Исполняется песня «Консонанс и диссонанс».

6. Педагог: На уроках сольфеджио большое значение придаем игре на фортепиано различных упражнений для создания неких звуковых образов - «абстрактных» объектов. Увлекательными заданиями являются упражнения за фортепиано с несовершенными консонансами, мы их называем «поющие». Но для успешного выполнения этого задания необходимо усвоить два правила. Во-первых, надо очень захотеть, чтобы интервалы пели, и тогда появится красивый, певучий звук, а это уже основа основ, самое главное. А во-вторых, надо строго соблюдать параллельное движение правой и левой руки. И, конечно же, в «поющих» интервалах действуют два основных закона - квадраты и повторения.

Исполняются упражнения на фортепиано в терцию, сексту и дециму, используются различные размеры, ритмы (жанры).

7. Педагог: Интервалы – это удивительные музыкальные существа. Больше всего они любят кувыркаться, то есть становиться вверх ногами. Такой переворот называется обращением.

Исполнение песни «Обращение интервалов» .

10. Педагог: Особенно интересно ученикам составлять «Гороскоп» . Показывается иллюстрация гороскопа. Каждому созвездию принадлежит свой звук. Теперь найдите созвездия близких вам людей, например мамы, папы и т.д. Не пугайтесь, если между вашими звуками окажутся секунды, септимы или тритоны. Это вовсе не значит, что вы плохо относитесь друг к другу, наверняка между вами возникают споры. Зато вам никогда не бывает скучно! Сочините волшебную мелодию вашей семьи. В волшебной книге написано, что такая мелодия помогает людям жить в согласии, понимании и никогда не разлучаться. В мелодии можно использовать любой ритм, размер.

Даже с двумя звуками можно пофантазировать, ведь в обращении они дают шесть интервалов! А если воспользоваться разнообразием регистров и ритмов?

Исполняются музыкальные миниатюры «Гороскоп». Предварительно учениками показаны возможные варианты использования конкретных интервалов.

11. Педагог: В классе мы очень любим колдовать. Возьмем, к примеру, необычную гамму, которую в ДМШ и ДШИ никогда не играют. А зря … Гамма действительно необычная. И звучит она как-то по-особенному. Эта гамма широко использовалась русскими и зарубежными композиторами. Достаточно вспомнить волшебника Черномора из оперы Глинки М.И. «Руслан и Людмила» или призрак графини из оперы Чайковского П.И. «Пиковая дама».

Наше «колдовство в звуках» целиком и полностью основано на этой гамме (целотонная). Поэтому давайте для начала, ее сыграем. Если играть эту гамму двумя руками на сплошной педали, постоянно меняя силу и окраску звука, то это уже похоже на «колдовство». В особенности, если педагог в это время в басовом регистре будет играть октавами остинатную фигуру – fis-gis-ais… Но это еще не «колдовство», это только подступы к «колдовству». Внутри целотонной гаммы спрятаны различные интервалы, среди всех – есть особо волшебные. Попробуем сыграть гамму в ломаном виде, чередуя белую клавишу с черной… На словах звучит немного страшновато, а играть-то очень просто. Попробуем правой рукой вверх в две октавы на сплошной педали и так же меняя силу и окраску звука. И обратно. Кто они, эти волшебные интервалы? Узнали? Конечно же – тритоны! Не «колдовство» ли это? Добавив к необычным созвучиям аккомпанемент в виде баса - остинато, варьируя мелодию, получились следующие зарисовки – миниатюры.

Импровизация «Звездочка» и «Страшилка» (исп. Шумакова Валерия, Лобода Софья).

12. Анализ на слух интервалов с аудионосителя («Пранайама» автор и исполнитель Корциолли). Письменно ученики выполняют задание по вычленению интервалов из трека.

13. Педагог: Интересной формой развития творческих навыков на уроках сольфеджио является досочинение . Дети охотно импровизируют окончание фраз (мелодическое или ритмическое), особенно если задание усложнено конкретными указаниями, а не заканчивается банальным статическим завершением. Интересным поводом для творческого задания явилась одна история, которая называется «Чем же интересно кончилась эта пьеска?» .

Однажды у знакомых я обнаружил листок нотной бумаги с какими-то нотными записями. Листок был оборван. В этом доме никто не учился музыке, и даже инструмента не было. Бог весть как туда попал этот обрывок нотной бумаги. Я заинтересовался, посмотрел внимательнее. Там был какой-то детский стишок, песенка на этот стишок, потом короткий вальсик и колыбельная. Стишок сохранился целиком. Он был довольно забавный. Я даже сразу его запомнил.

Воронята – у ворон,

У слонов – слонята.

А у наших макарон

Есть макоронята…

Что же касается музыкальных пьесок, то концы их были оборваны. А поначалу мне они очень понравились. И я даже взял этот листок, чтобы дома проиграть на пианино. Песенка начинается так: (исполнение педагогом) . На этом запись обрывается, так что как заканчивается песенка – неизвестно.

Вальсик был тоже приятный: (исполняется педагогом).

И опять запись обрывается. Но здесь-то чувствуется, что до завершения пьески осталось совсем немного, каких-нибудь такта четыре, не больше.

А вот и колыбельная (исполняется педагогом).

Обратили внимание с учениками на развитие мелодии, форму пьесок, аккомпанемент. На уроке попытались восстановить нотный текст, не нарушая общей структуры и мелодики. Получилось, но не красочно, не интересно. «Что-то не хватает, попробуем найти необычное решение дома», - решили всем классом. Особо заинтересованные ученики по-своему интерпретировали окончание (с использованием проходящих хроматических звуков, распевов) и даже сочинили текст к «Колыбельной», что в целом не нарушило целостности пьес и говорит об индивидуальном стиле ребенка, который выработался в течение не одного урока, являясь следствием систематической творческой работы.

Исполняются несколько вариантов пьес: песенка, вальс и колыбельная с разнообразными окончаниями, не нарушающими общего стиля неизвестного автора.

14. Педагог: Часто используется интервал в аккомпанементе. Очень удобной для исполнения является квинта (бурдонная, убаюкивающая и вальсирующая), которая несет не только функциональную, но и эмоциональную нагрузку, а также октава в виде бас-остинато. Непростой задачей для педагога является нахождение и закрепление учеником правильного соотношения по звучанию между мелодией и аккомпанементом. Эта задача еще и осложняется и тем, что квинты звучат в низком, басовом регистре, и добиться оптимального баланса очень трудно. Многое зависит и от технических возможностей ученика, навыков музицирования. Обращаем внимание учеников на то, что «колдовство» действует сильнее, когда повторяются короткие попевки или возгласы. Это колдовские заклинания! .

Две пьесы собственного сочинения: «Танец маленьких негритят» и «Ночной поезд» (исп. Коваль Полина).

14. Педагог: Хочешь интервалы знать на «пять» - научись играть в игру «Я знаю» . Правила игры: строим на классной доске, в тетрадке или на фортепиано от одного звука вверх или вниз (уточняет педагог или сами ученики) интервалы, озвучивая:

1. Я знаю четыре (семь) совершенных консонанса.

2. Я знаю четыре (шесть) несовершенных консонанса.

3. Я знаю четыре (шесть) диссонанса.

4. Я знаю четыре (пять) малых интервала.

5. Я знаю четыре (пять) больших интервала.

Игра «Эстафета». Класс делится на две группы. Смысл игры в том, что ученики по «цепочке» строят какой-либо интервал (например, только чистые квинты), причем каждый следующий

Ученик строит его от того звука (вверх или вниз), на котором закончил предыдущий. Интервалы пропеваются или находятся устно.

Игра «Алфавит». В игре используется алфавит в соотношении с музыкальными интервалами. Педагог играет цепочку интервалов в гармоническом или мелодическом звучании (можно использовать исполнение в разных регистрах), где каждому интервалу соответствует определенная буква. Определив на слух интервалы, ученики отгадывают зашифрованные музыкальные термины: звук, квинта, септима, гамма, тоника, тетрахорд и т.д.

15. Итог урока. Рефлексивно-оценочные суждения. Каким вам запомнился Интервал?

Тема «Интервал» является одной из центральных в курсе музыкально-теоретических дисциплин. Изучение и освоение интервалов в классах сольфеджио имеет большое значение: правильно слышать и верно интонировать интервалы в тональности и от звука необходимо для совершенствования навыка чтения с листа. Владение интервалами, то есть умение их петь, слышать и называть, необходимо для всего хода развития навыков чтения с листа, записи диктантов и подбора по слуху. Овладение интервалами – длинный путь, работа должна вестись на протяжении всего курса сольфеджио. Работа над освоением интервалов требует от педагога продуманной методики и четкой постепенности в нарастании трудностей.

Применение игровых форм работы в обучении помогает учащимся легче усваивать новые знания, заниматься с радостью и увлечением. Традиционная методика преподавания предметов теоретического цикла, дополненная увлекательным музыкальным материалом и игровыми наглядными пособиями станет доступной, а занятия более живыми и интересными.

Постижение теоретических основ музыки на уроках сольфеджио через обучение путем исполнения песенок-правил, сочинения мелодий, импровизации, подбора аккомпанемента в значительной степени экономит время на уроке, поскольку позволяет отказаться от утомительных записей. Предлагаемые музыкальные игры и творческие задания позволяют не только закрепить изученный материал, вовлечь учеников в мир фантазии, творчества, но и сделать предмет сольфеджио привлекательным и даже любимым, а уроки превратить в увлекательную игру.

Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Живые и любознательные, знакомые с компьютером и Интернетом, они не терпят скуки, им свойственно познание, опережающее их развитие. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умелое руководство со стороны педагога. У каждого ребенка есть способности и таланты. Просто кого-то из них не растормошили, недоучили. Нельзя упускать такой благодатный, с точки зрения развития разнообразных способностей, детский возраст, когда ребенок наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира, пока он не разучился удивляться лучику солнца, пробившемуся сквозь тучу и многому другому, чему мы, взрослые, разучились радоваться. Поэтому, одной из основных задач проведения урока надо считать организацию познавательной деятельности учащихся. Она включает в себя формирование понятий, развитие мышления, воображения, формирование умений и навыков. Обращаясь к специфике урока необходимо, прежде всего, отметить многочисленные точки соприкосновения его с уроком традиционным. Во многом совпадают дидактические цели, воспитательная направленность. Так же важны профессиональный уровень, человеческие качества педагога, «психологический климат» в классе. Педагогу необходимо создать такую атмосферу, с помощью которой ученик сам подойдет к «открытию» теоретических, технических или исполнительских проблем через активную творческую деятельность, самостоятельность мышления.

Данный урок сольфеджио является следствием многолетнего опыта работы преподавателя, но не является примером для подражания. Каждому преподавателю свойственен свой индивидуальный стиль, поэтому отдельные элементы урока могут быть использованы в качестве «материала». Каким бы ни был захватывающим сам процесс творчества, без ощущения видимого и слышимого конечного результата, без эмоционального отклика слушателей, близких или, в крайнем случае, преподавателя, творческая инициатива «засохнет», так и не дав ощутимых «плодов».

Более подробную информацию о значении творческого урока на современном этапе можно получить в методической разработке преподавателя «Современный подход к реализации содержания образования и развитию творческого мышления на уроках теоретических дисциплин в ДШИ».

  1. Бергер Н.А. Сначала - ритм. Ребенок, играя, творит музыку. Учебно – методическое пособие для общеобразовательных и музыкальных школ, школ искусств, отделений педагогической практики музыкальных училищ и консерваторий. СПб.: Композитор, 2004. – 72 с.
  2. Борзухон Л.М., Волчек Л.Л. Азбука музыкальной фантазии. Пособие для детей младшего и среднего школьного возраста по развитию творческих навыков. Как сочинить мелодию. Тетрадь I. СПб.: Композитор, 1995.–44 с.
  3. Боровик Т.А. Изучение интервалов на уроке сольфеджио. Методические рекомендации. М.: Классика-XXI, 2007. – 68 с.
  4. Булаева О.П., Геталова О.А. Учусь импровизировать и сочинять. Творческая тетрадь I. СПБ.: Композитор, 1999. – 29 с.
  5. Ефремова Л.В. Учиться интересно! Пособие по сольфеджио. СПб.: Композитор, 2006. – 38 с.
  6. Камаева Т.Ю., Камаев А.Ф. Азартное сольфеджио: методическое пособие по сольфеджио и теории музыки. М.: Гумнитар. изд. Центр ВЛАДОС; ЦРТС Доминанта, 2004. – 31 с.
  7. Камозина О.П. Неправильное сольфеджио, в котором вместо правил – песенки. Картинки и разные истории! Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 92 с.
  8. Первозванская Т.Е. Теория музыки для маленьких музыкантов и их родителей. Учебник-сказка, I-II части. СПб.: Композитор, 2001. – 79 с.
  9. Первозванская Т.Е. Сольфеджио на «пять». Рабочие тетради 4,5 класс. СПб.: Композитор, 2001. – 44 с.
  10. Соколов Ф. В. Музыкальный конструктор. Пособие по развитию музыкального творчества детей. Краткий систематизированный курс из 16 уроков. СПб.: Композитор, 2009. – 132 с.

Урок сольфеджио по теме «Интервалы»

Конспект урока по предмету «Сольфеджио» на тему: «В гостях у интервалов» для учащихся 2 класса детской школы искусств

Буторина Е.И., преподаватель теоретических дисциплин.
Место работы: МБУ ДО «Детская школа искусств» г. Горнозаводска, Пермский край.
Пояснительная записка:
Данный урок может быть интересен преподавателям детских музыкальных школ и школ искусств при изучении темы «Интервалы» на уроках сольфеджио. Урок построен на сочетании как традиционных, так и новых форм работы; особое внимание уделяется практическим заданиям с использованием наглядных материалов, созданных на основе компьютерных технологий.
Выбор темы урока обоснован учебным планом по предмету «Сольфеджио», 2 класс, III-IV четверти, тема «Интервалы» (Дополнительные предпрофессиональные программы в области музыкального искусства, предметная область «Теория и история музыки», примерная программа по учебному предмету «Сольфеджио», главный редактор И.Е. Домогацкая, Москва, 2012).
Для всесторонней проверки знаний учащихся рекомендуется использовать репродуктивный метод, а для успешного выполнения практических заданий – поисковый метод. «Самое важное - это не результат поиска, а сам поиск. Правда должна открываться понемногу. Если тебе предоставить ее целиком, ты можешь просто не принять ее», - считает американская писательница Урсула Ле Гуин. С этим нельзя не согласиться!
Тема урока: «В гостях у интервалов».
Целевая аудитория: 2 класс инструментального и вокального отделений детской школы искусств (детской музыкальной школы).
Возраст обучающихся: 8 - 9 лет.
Учебный предмет: сольфеджио, 2 класс, III четверть.
Время учебного занятия: 1 час 05 минут.
Оборудование: учебный класс, мультимедийный проектор, компьютер (ноутбук), экран, колонки, наглядные пособия (презентация, карточки с заданиями для практической работы).
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: определение количественной величины простых интервалов.
Задачи:
- проверить теоретические знания по теме «Интервалы»;
- расширить и закрепить круг вопросов по изучаемому материалу в новом аспекте;
- использовать наглядные материалы для решения учебных задач;
- учиться сосредоточенному восприятию нового учебного материала;
- развивать творческие способности учащихся, память, внимание, логическое мышление;
- повышать самооценку учащихся;
- учить детей эмоциональному раскрепощению;
- учить преодолевать трудности в работе с новым учебным материалом.

Ход урока:

1. Организационный этап
Преподаватель: Здравствуйте, дорогие дети! Настроение отличное?
Ученики: Да!
Преподаватель: Все готовы к уроку, к новым знаниям?
Ученики: Да!
Преподаватель: Тогда начинаем!
2. Постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности
Преподаватель: Дети! Сегодня мы продолжаем изучать интереснейшую тему «Интервалы», а урок наш называется: «В гостях у интервалов».
На экран проецируется слайд № 1:

Преподаватель: Я приготовила для вас новые задания, которые вам помогут в освоении новых знаний. Надеюсь, что они вам понравятся.
В ходе урока нам предстоит выяснить, что такое «величина» музыкального интервала, как её правильно определить и обозначить. Итак, цель нашего занятия - определение количественной величины простых интервалов.
Прежде чем приступить к главному, давайте вспомним, что мы уже знаем об интервалах. Слово «интервал» (промежуток, расстояние) очень часто встречается в разных областях нашей жизни. Где же именно? Давайте вспомним!
На экран проецируются слайды № 2-4:




Преподаватель: Дети, знаете ли вы, как измеряется расстояние? Например, расстояние между двумя точками измеряется в сантиметрах, между городами – в километрах.
На экран проецируется слайд № 5:


Преподаватель: Интервал, точнее, интервалы встречаются и в музыке. Музыканты всего мира знают, что это такое. А вы? Кто-нибудь из вас может дать определение музыкальному интервалу? Если кто-нибудь забыл, не волнуйтесь. Посмотрите на экран, изображение подскажет вам правильный ответ.
На экран проецируются слайды № 6-7:



Преподаватель: «В музыке интервал – это расстояние между двумя музыкальными звуками». Надеюсь, вы помните названия интервалов? Помогите мне составить список интервалов, расположить их по порядку в пределах октавы.
Задание для учащихся: На рабочем столе в свободном порядке разложены 8 карточек с названиями интервалов и 8 карточек с цифрами ступеней. Ученикам нужно расположить интервалы по порядку в соответствии с количеством ступеней.
Карточки для задания:


Преподаватель: Давайте проверим, все ли правильно мы сделали?
Проверка задания по образцу из презентации: у детей должна получиться схема №1.
На экран проецируется слайд № 8:


Преподаватель: Не забыли ли вы, как называется нижний и верхний звуки интервала?
Ученики отвечают: Основание и вершина.
На экран проецируется слайд № 9:


Преподаватель: Дети! Как же выглядят интервалы в нотном тексте? Как они могут быть написаны?
Ученики: Звуки в интервалах пишутся друг над другом (вертикально), либо рядом (горизонтально). А ещё интервалы можно спеть, или сыграть на любом музыкальном инструменте.
Преподаватель: Позвольте я поправлю: на любом музыкальном инструменте, кроме, разумеется, ударных инструментов без определенной высоты звучания, таких к примеру, как барабан или бубен. Как же определить музыкальный интервал?
На экран проецируется слайд №10:


Ученики: Надо посчитать количество ступеней между нижним и верхним звуками, затем по количеству ступеней можно легко определить название интервала.
На экран проецируется слайд №11:


Преподаватель: Какие молодцы! Давайте посмотрим на экран, выполним задание «Кто прав?».
На экран проецируется слайд № 12:


Преподаватель: Все верно. Молодцы! Предлагаю вам немного отдохнуть. Я приготовила для вас сюрприз в виде музыкальной паузы. Вам всем - большой привет от кота Леопольда (эмоциональная разрядка). Слушаем и подпеваем!
Видеофрагмент: песня кота Леопольда «Неприятность эту мы переживем» из мультфильма «Лето кота Леопольда» (слова А. Хайт, музыка Б. Савельева).

3. Актуализация знаний (поиск решения учебной задачи, способ поиска информации, поиск информации)
Преподаватель: Отдохнули? Тогда за дело! Дети, задумывался ли кто-нибудь из вас о том, что любая мелодия состоит из интервалов? И мы с вами можем определить, из каких именно интервалов состоит мелодия. Только надо помнить о том, что два звука мелодии должны находиться рядом друг с другом. Хотите попробовать?
Ученики: Да!
Преподаватель: На примере этой замечательной песенки мы будем определять интервалы, точнее сказать, определять их количественную величину (у интервалов есть ещё и качественная величина, информацию о которой вы видели на слайде № 10, но об этом не сегодня).
На экран проецируется слайд № 13:


Преподаватель: Для правильного выполнения заданий вам помогут ваше внимание и сообразительность, а также те правила, которые мы повторили в начале урока.
4. Первичное усвоение новых знаний
Ученикам раздаются карточки с нотным текстом песни (задание №1)


Слова А. Хайт, музыка Б. Савельева, песенка «Неприятность эту мы переживем».
На экран проецируется слайд №14:


Задание для учащихся: На карточке, как и на слайде, вы видите выделенные разным цветом интервалы. Давайте сначала выпишем выделенные интервалы, расположив их вертикально, затем определим количество ступеней между выделенными звуками, и наконец подпишем данные интервалы (индивидуальная работа). У вас должно получиться следующее:

На экран проецируется слайд № 15 с заданием для учащихся:


Преподаватель: Дети! Кто мне подскажет, как правильно выполнить такое задание? Какая схема может вам помочь?
Ученики: Наверное, схема №1.
Преподаватель: Молодцы, верно мыслите! Если затрудняетесь, как выполнять задание, то можно первый музыкальный интервал определить вместе, а остальные интервалы вам нужно будет определить самостоятельно.
Проверка полученных результатов самостоятельно (по схеме №1), затем сравнение с правильным вариантом.
На экран проецируется слайд № 16:


Преподаватель: По традиции мы с вами сейчас споем эти интервалы и сыграем.
Молодцы! Справились с первым заданием на отлично. Предлагаю приступить к следующему упражнению. Нам необходимо решить музыкальные примеры на интервалы. Складывать и вычитать умеете?
Ученики: Да!
Преподаватель: Тогда справитесь с заданием, я в вас верю!
5. Первичная проверка понимания
Ученикам раздаются карточки с примерами на интервалы (задание №2). Работа в командах: одна команда выполняет примеры на сложение, другая команда – на вычитание.


Преподаватель: Не теряйте время, приступайте к выполнению задания.
Преподаватель: Как ваши успехи? Нужна ли кому-нибудь помощь?
После выполнения задания преподаватель и учащиеся проверяют результаты, сравнивают с правильным вариантом на экране.
На экран проецируется слайд № 17:


Преподаватель: Дети! Следующее задание вы будете выполнять самостоятельно, поэтому будьте очень внимательны. Это задание поможет вам закрепить полученные на уроке навыки для определения количественной величины интервалов.
Ученикам раздаются карточки, на которых задание №3 (индивидуальная работа). На выполнение задания дается время. Выполненное задание проверяется преподавателем, выявляются ошибки, оценивается работа на уроке.


На экран проецируется слайд № 18 с образцом выполнения задания:


6. Первичное закрепление учебного материала
Преподаватель: Дорогие дети! Все ли вам понятно было на уроке? Давайте проверим, как вы усвоили новые знания. Поиграем в «Путаницу». Условия игры простые: если согласны с утверждением, написанном на слайде, то говорите «согласны»; если не согласны – говорите, почему не согласны, и даете правильный ответ.
На экран проецируется слайд № 19:


7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении
1) найти интервалы в мелодии любой детской песенки (на ваше усмотрение) и подписать (образец - задание №1);
2) придумать музыкальные примеры на сложение и вычитание интервалов (образец – задание №2);
3) написать в тетради несколько разных интервалов, определить их количественную величину, подписать (образец – задание №3).
8. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Преподаватель: Дорогие ученики! Наступило время подведения итогов нашего урока. Предлагаю провести этот этап работы в виде блицопроса. Напоминаю, что отвечать надо очень быстро, «молниеносно». Готовы?
Ученики: Готовы!
Преподаватель задает вопросы, учащиеся отвечают.
1 вопрос: Какое из заданий вам больше всего запомнилось?
2 вопрос: Какие задания на уроке вам показались самыми трудными?
3 вопрос: Помогли ли вам наглядные материалы в выполнении заданий?
4 вопрос: Как вы считаете, урок прошел с пользой, или вы зря потратили время?
Проголосуйте изображениями героев мультфильма, фрагмент из которого использовался во время музыкальной паузы. Если вам понравился урок, то выберите рисунок кота Леопольда, если урок не понравился, выберите изображение мышей-проказников.

Работа на хоровом отделении детской музыкальной школы отличается своей спецификой. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, хоровые отделения, как правило функционируют, на базе общеобразовательных школ, а значит территориально находятся отдельно от основной школы. Это обстоятельство меняет отношение учеников к занятиям: они ошибочно начинают считать, что это обыкновенный кружок, что, в какой-то степени, делает их отношение к занятиям менее серьёзным. Иногда это приводит к случаям невыполнения домашнего задания, поэтому работа педагога на хоровом отделении должна осуществляться в тесном контакте с родителями.

Во-вторых, не секрет, что на хоровое отделение практически отсутствует конкурсный отбор, берут всех желающих учиться. И естественный отбор происходит уже в процессе учёбы: кто-то отсеивается из-за потери интереса к занятиям, кто- то не справляется с программой хорового отделения. В итоге нередко к концу седьмого класса до выпускных экзаменов доходит только половина. Таким образом, педагогам приходится учитывать специфику хорового отделения и находить такие формы работы и общения с детьми, которые были бы для них интересны, полезны и не очень обременительны.

Тема: Доминантсептаккорд

Цель: Показать умение и навыки учащихся, закрепление пройденного ранее материала - Д7.
Задачи:
Образовательные
Научиться определять на слух Д7 в мелодии.
Знать определение и строение Д7.
Уметь строить в тетради, на доске и на инструменте Д7.

Тип урока: урок-закрепление
Форма работы: практическая, групповая.


Ход урока:

1. Приветствие.

2. Разминка. Викторина «Вопрос-ответ: тональности до 4-х знаков и их параллельные тональности». Викторины - привычная и любимая учащимися форма работы, устраиваемая в начале каждого урока. Кроме тональностей до 4-х знаков и их параллельных тональностей, таким же образом повторяются интервалы, аккорды и др. «Повторение - мать учения», а в нашем случае это очень актуально.

3. Распевание: интонационная настройка в тональности А dur, определение ключевых знаков, интонирование вводных ступеней, главных трезвучий тональности и их обращений. Затем переходим к септаккорду, построенному на V ступени - доминантептаккорду.

4. Септаккорд, определение Д7 (интервальный состав: б 3 +м 3 +м 3). Пение песенки о доминантсептаккорде. Это самое приятное занятие для учащихся, они очень любят петь песенки на разные темы. Это облегчает восприятие и усвоение темы. Поэтому любой урок сольфеджио всегда включает много песенного материала, тем более, что работа ведётся с учащимися хорового отделения.

5. Построение Д7 на фортепиано и разрешение его очень сложно дается ребятам, так как ребята хорового отделения не все имеют общий инструмент: фортепиано. Кто-то учится игре на домре, баяне, гитаре и т. д. Тем не менее, регулярное включение этой формы работы в общий ход урока даёт свои плоды.
Построение Д7 на инструменте, интонирование и разрешение его в мажоре и одноименном миноре в тональностях: G dur-g moll, F dur–f moll, D dur– d moll и т.д.

6. Аккордовые последовательности также строятся на уроках в разных тональностях.
Построение аккордовых цепочек на доске и в тетради:
а) T35 - S46 - T46 - D7 - T3; б) T35 - T6 - T46 - D7 - T3.

7. Диктант неполный, подготовлены заранее заготовки. На них педагогом написаны только головки нот, а ребята выполняют другие задачи.
Музыкальный диктант из сборника Н. Новицкой. Задача: определить лад, тональность, расставить длительности и разделить на такты.

8. Чтение с листа . Определение лада, тональности, размера. № 150 и 154 из учебника А. А. Варламовой и Л. В. Семченко.
Чтение с листа - не самая любимая форма работы у ребят на уроке, поскольку они ощущают определённые сложности с чтением нот в правильном темпе и дирижировании.
Тем не менее, такой вид сольфеджирования обязательно должен присутствовать на уроке, навыки чтения с листа постепенно нарабатываются.

9. Игра наоборот - самое любимое занятие ребят на уроках. В чистом виде игра остаётся на самый конец занятия, но часто элементы игры вплетаются в разные виды работы, что делает урок увлекательным и интересным. Игра развивает в детях коммуникативные качества, соревнование стимулирует к достижению лучшего результата, играя ребёок легко вступает в контакт и начинает легче общаться.

Игра «Угадай-ка».

Ученики делятся на 2 группы: каждой группе, по очереди, педагог играет интервалы, трезвучия, аккорды. Учащиеся определяют из на слух, а затем строят на доске. Кто всё правильно определил и построил, тот победитель.

1 группа: б 2 -ч4 - М35 - D7; 2 группа : м 3 - ч8 - Б35 - D7.

В школе искусств формирование навыков сольфеджио происходит практически на всех уроках: сольфеджио, хоре, общем инструменте, вокале, музыкальной литературе др. Любой урок в конечном итоге направлен на воспитание духовной культуры учащихся разными средствами музыки.

Литература:

1. Г. Ф. Калинина. Сольфеджио. Рабочая тетрадь 4 класс. - М., 2007
2. А. А. Варламова. Л. В. Семченко. Сольфеджио 3 класс. - М., 2010
3. Н. Новицкая. Музыкальные диктанты. - СПб., 2000
4. Т. Сиротина. Музыкальная азбука. - М., 2014