Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Основные приемы воображения. Приемы создания образов воображения. Небольшой низкий дом

“Воображение – это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта”?.

Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии . Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой .

Виды воображения. Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.

  • Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
  • Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все, же творчески преобразуется.
  • Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
  • Функции воображения:

    • Образное представление действительности.
    • Регулирование эмоциональных состояний.
    • Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.
    • Формирование внутреннего плана действий.

    Способы создания образов воображения.

    Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.

    Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.

    Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.

    Воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Чем богаче опыт ребенка, чем больше он видел, слышал, пережил, узнал, чем больше впечатлений об окружающей действительности он накопил, тем более богатым материалом располагает его воображение, тем больший простор открывается для его фантазии и творчества, которое активнее и полнее всего реализуется в играх, сочинительстве сказок и историй, рисовании.

    Отсюда следует важный педагогический вывод: созданию благоприятных условий для развития воображения в творчестве детей способствует расширение их реального жизненного опыта, накопление впечатлений.

    В настоящее время становится очевидным, что развитие воображения младших школьников происходит под воздействием телевидения, компьютерных игр, рекламы, что ограничивает возможности детей, заставляет их мыслить шаблонами. Современному ребенку очень трудно представить отвлеченные предметы и необыкновенные явления. Воображаемых героев они копируют с экранов телевизоров.

    Развитие воображения способствует становлению такого важного процесса, как творчество. Воспитание творчески активного молодого поколения одна из главных задач современного общества. И решать ее необходимо уже в дошкольном возрасте.

    Продукт творческого воображения можно оценивать по двум параметрам: по его оригинальности и его значению. Креативный процесс - по чувствительности к проблеме, способности к синтезу, чувству сходства и пониманию различий, способности к воссозданию недостающих деталей; дивергентности мышления (не следовать по избитому пути); предсказательности мышления (проникновение в неизвестное); беглость мысли (беглость речи) и т.д.

    Развитию детского воображения весьма способствует усвоение речи, а задержка речевого развития приводит к отставанию в развитии мышления и воображения. Речь освобождает ребенка от власти непосредственных впечатлений, позволяет выйти за их пределы. По А.Р.Лурия (1998), это приводит к созданию как бы второй действительности. Развитое воображение - это один из показателей готовности ребенка к школе. В школьный период воображение, как и другие психические процессы, приобретает и закрепляет свои произвольные формы.

    Воображение создает образы на основе представлений, полученных восприятием в процессе чувственного опыта и хранящихся в памяти. Представление - обобщенный образ предмета, явления, необходимый компонент речевого отражения окружающего мира. За каждым существующим представлением, образом закрепляется слово. Слово - один из инструментов общения, происходящего посредством речевой деятельности. Следовательно, воображение связано с речью, создание новых образов требует поиска слов для их обозначения.

    Взаимосвязь воображения и речи в психолого-педагогической литературе трактуется неоднозначно. Основополагающей является идея Л.С. Выготского о том, что воображение позволяет овладеть человеческой речью - самым тонким орудием передачи человеческой мысли.

    Речевая деятельность осуществляется по законам языка, который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения. Речь и язык состоят в сложном единстве. Речь, осуществляясь по правилам языка, изменяет и совершенствует язык. Родной язык является средством общения, выражения и формирования мыслей и, по мнению А.И.Сорокиной, служит активным могучим средством всестороннего развития личности ребенка.

    При нормальном речевом развитии ребенка происходит увеличение активного и пассивного словаря. Дети понимают разговорную, повествовательную речь, соответствующую их возрастным особенностям, владеют навыками активной речи, необходимой для общения с окружающими.

    Связная речь - это особая сложная форма коммуникативной деятельности.

    Связная речь, объединяя достижения ребенка в усвоении всех уровней языковой системы, вместе с тем становится важным условием овладения языком - его звуковой стороной, лексикой, грамматикой, а также условием воспитания умений пользоваться языковыми средствами художественной выразительной речи.

    Связная речь - это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.

    У детей с недоразвитием речи эта форма самостоятельно не формируется. При пересказе и рассказе дети, страдающие общим речевым недоразвитием, затрудняются строить фразы, прибегают к перефразировкам и жестам, теряют основную нить содержания, путают события, затрудняются в выражении главной мысли, не заканчивают фразы. Такая речь хаотична, бедна выразительностью оформления.

    Основной задачей работы с детьми III уровня речевого развития является формирование связной речи.

    Начинается работа с пересказа (подробного, выборочного, творческого).

    • Подробный пересказ воспитывает навык последовательного и полного изложения мысли.
    • Выборочный пересказ формирует умение отделить более узкую тему от текста.
    • Творческий пересказ воспитывает воображение, учит детей использовать впечатления из собственного жизненного опыта и определять свое отношение к теме.

    Любому виду пересказа должен предшествовать анализ текста с точки зрения смысловой и выразительной. Это поможет детям овладеть всеми причинно-следственными отношениями, без чего правильный пересказ невозможен. Упражнения в творческом пересказе граничат с составлением устных сочинений. Сочинения - это верхняя ступень развития связной речи детей. Здесь концентрируются наблюдательность, память, творческое воображение, логическое и образное мышление, находчивость, умение увидеть общее в частном.

    Детям, которые затрудняются в пересказывании, можно задавать вопросы (их тоже намечают заранее). Е. И. Тихеева, признавая пользу вспомогательных вопросов, предостерегает учителей от их чрезмерного количества. Вопрос должен быть конкретным, не отвлекающим ребенка от передаваемого текста. Иногда он подсказывает ребенку упущенное действие героя, иногда - необходимое слово, точно передающее смысл сообщаемого.

    Кого сначала вызывать для пересказа - детей с хорошо развитой речью или наоборот, это решает логопед (учитель). Выбор зависит от трудности текста, от конкретных задач, поставленных на данном занятии, и от индивидуальных особенностей детей. Так, если текст небольшой по объему и простой по содержанию и форме, можно сначала вызвать более слабых.

    Важно следить за тем, чтобы каждый ребенок обязательно был вызван. С детьми, речь которых требует повышенного внимания, необходимо проводить индивидуальные занятия.

    На уроке учитель может использовать ряд приемов, помогающих активизировать воображение школьников.

    Игры и задания можно включить в повседневные занятия с детьми на любом этапе речевой работы. Они могут предварять занятие, включаться в середину занятия, носить характер физкультминуток, а также и самостоятельный характер. Чтобы у детей возникал интерес к играм, логопед должен тщательно продумывать оборудование для их проведения (оно должно быть ярким, красочным).

    Игры и задания:

    Помоги колобку

    Цель : развитие познавательного воображения, творческого мышления, памяти, речи; определение последовательности событий.

    Материал : карточки с сюжетом из сказки “Колобок” (изготавливаются из двух книжек-малышек - по карточке на каждый сюжет).

    Ведущий напоминает ребенку сказку про Колобка, показывает карточки. Затем картинки перемешивают, ребенок вытаскивает любую из них и продолжает рассказ с того места, которому соответствует картинка.

    Если ребенок справился, предложите ему рассказать сказку в обратном порядке, как будто пленка прокрутилась назад. Если есть возможность, покажите на видеомагнитофоне, что это значит.

    “Путешествие на теплоходе”

    Цель : развитие воображения и связной речи.

    Дети дают связный рассказ о воображаемом путешествии. Такие рассказы эмоциональны, красочны, в них большую роль играет воображение, но оно постоянно контролируется сознанием, которое направляет его по определенному руслу.

    Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа.

    Цели : формировать умения определять и раскрывать тему текста, собирать материал по теме, точно употреблять слова в речи, определять последовательность частей текста.

    Запасы на зиму

    Сколько грибов на полянке! Суетится рыженькая белочка-хлопотунья. Срывает она крепкий гриб-боровик и осторожно взбирается с ним на дерево. Там выберет веточку покрепче и наколет на неё гриб. Грибы на ветках высохнут.

    А когда придёт зима...

    Работа над предполагаемым окончанием рассказа

    Сможет ли белочка зимой собирать корм на земле? (Выпадет снег. Он укутает землю пушистым одеялом.)

    Чем питается белочка зимой? Чем кормит своих бельчат? (Зимой белка с бельчатами будет грызть в дупле орешки и шишки. Она будет прыгать по веткам деревьев и подкрепляться сушёными грибами. Так и проживёт холодную зиму.)

    Ребята пошли в лес. Вдруг налетел вихрь. Надвинулась тяжелая туча. Сверкнула молния. Загремел гром. Пошел сильный дождь. Ребята...

    После грозы

    Черная туча скрылась за лесом. Солнечные лучи блестят в каплях дождя. Теплый ветерок дует в лицо. Трещат кузнечики. Поют птицы. Ребята...

    Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись...

    Птичка и кот

    Птичка сидела на дереве и пела. Кот сидел под деревом и смотрел на птичку. Вдруг он прыгнул на дерево...

    Про зайца

    Прыгал белый заяц на полянке, искал под снегом сухую травку. Вдруг из-за куста выскочила лиса...

    Необходимо придумать продолжение рассказа, которое оценивается по следующим критериям:

    Законченность,

    Яркость и оригинальность образов,

    Необычность поворота и сюжета,

    Неожиданность концовки.

    Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа. Составление плана рассказа.

    Цели : формировать умение определять и раскрывать тему текста, собирать материал по теме, точно употреблять слова в речи, определять последовательность частей текста, составлять план рассказа и использовать составленный план в творческом пересказе.

    Алёша и уточка

    Крылышко подживало.

    Составление плана рассказа. Определение последовательности частей рассказа.

    В какое время года началась история про Алёшу и уточку? Составьте об этом несколько предложений.

    Наступила осень. Стояли тёплые деньки. Ярко светило солнышко.

    Предложите первый пункт плана. (Осень.)

    Затем Алёша пошёл на пруд. Что он хотел там срезать? Составьте об этом несколько предложений.

    Учитель попросил Алёшу сходить на пруд и срезать для урока природоведения камыш. В субботний день мальчик отправился на пруд. Он быстро дошёл до него. Увидел заросли камышей и вытащил ножик.

    Предложите второй пункт плана. (Алёша идёт на пруд.)

    Что услышал и увидел Алёша? Составьте об этом несколько предложений.

    Вдруг мальчик услышал громкое кряканье. С кочки на кочку с трудом перебиралась худенькая, маленькая дикая уточка. У неё было перебито крыло.

    Предложите третий пункт плана. (Уточка с перебитым крылышком.)

    Какое решение принял Алёша? Составьте об этом несколько предложений.

    Алёше стало жалко уточку. Впереди зима, она может погибнуть. Он решил забрать её домой и вылечить.

    Предложите четвёртый пункт плана. (Решение Алёши.)

    Что он сделал дома? Как ухаживал за птичкой? Составьте об этом несколько предложений.

    Дома Алёша перевязал уточке крылышко и накормил её. Уточка быстро поправилась, стала понемногу летать по комнате. Крылышко поджило.

    Предложите пятый пункт плана. (Уточка выздоравливает.)

    Прочитайте в письме конец рассказа.

    Всю зиму прожила дикая уточка у Алёши. Весной, когда начало пригревать солнышко, Алёша выпустил её на волю.

    Предложите шестой пункт плана? (Алёша выпускает уточку на волю.)

    Образец плана записи в тетради:

    Алёша и уточка.

    1. Осень.
    2. Алёша идёт на пруд.
    3. Уточка с перебитым крылышком.
    4. Решение Алёши.
    5. Уточка выздоравливает.
    6. Алёша выпускает уточку на волю.

    Творческий пересказ по обозначенной середине рассказа. Составление плана рассказа.

    Цели : формировать умения определять и рассказывать тему текста, собирать материал по теме, точно употреблять слова в речи, определять последовательность частей текста, составлять план рассказа и использовать составленный план в творческом пересказе.

    Чтение середины рассказа на доске

    По дороге из школы. Дима думал о случившемся. Когда пришёл домой, он быстро спрятал свой дневник.

    Подумайте, что могло произойти и Димой в школе?

    Подумайте, что могло быть после того, как Дима не показал свой дневник родителям?

    Определение темы текста, последовательности частей текста. Составление плана рассказа.

    Сколько красных строк в этом рассказе? (Три.) Значит, сколько в этом рассказе частей? (Три части.)

    Какая часть рассказа нам дана, известна? (Вторая.) Какие части нам необходимо восстанавливать, придумать? (Первую и третью части.)

    Предложите название рассказа.

    Как вы думаете, о чём первая часть рассказа? (О том, что произошло с Димой в школе.) Что могло произойти в школе?

    Предложите первый пункт плана текста. (В школе./ Двойка./ Замечание.)

    Прочитайте вторую часть рассказа. Предложите второй пункт плана текста. (Дима спрятал дневник.)

    Расскажите, что могло быть после того, как Дима не показал свой дневник родителям.

    Предложите третий пункт плана. (Мама узнаёт о двойке (замечании).)

    Ребята, как вы думаете, правильно ли поступил Дима? Объясните.

    Образец плана:

    ... (название)

    1. В школе./ Двойка./ Замечание.
    2. Дима спрятал дневник.
    3. Мама узнаёт о двойке (замечании).

    Прослушать рассказ. Придумать аналогичный.

    У Маши день рождения

    У Маши день рождения зимой. В этот день к Маше приходят ее друзья: Лена, Коля, Сережа и Саша. Все они приносят Маше подарки. Кто принес книгу, кто игрушку, а другие приносят разные сладости.

    Машина мама печет пирог.

    Машина мама печет сладкий пирог. Пирог украсят свечами. Сколько Маше лет, столько и свечей. Все вместе дети задувают свечи, а потом пьют чай с пирогом.

    Детям весело в гостях у Маши.

    Дежурные

    Рита и Валера сегодня пришли в детский сад раньше всех. Они сегодня дежурные. Много работы у дежурных. Надо полить цветы, покормить попугая и белку. Помочь тете Вале накрыть на стол. Рита аккуратно расставляет тарелки, а Валера раскладывает ложки. Надо все сосчитать, чтобы всем хватило. А когда собираются все дети, у дежурных все в порядке.

    Вывод . Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Материальная и духовная культура, созданная человечеством к настоящему времени, является продуктом развития его воображения. Именно воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может “жить” в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Безусловно, что прогресс общества находится в прямой зависимости от развития воображения сегодняшнего поколения детей. Поэтому методы и приемы его развития - одна из актуальных проблем современного образования.

    Список литературы.

    1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда/ Н.Г. Андреева; под ред. Р.И. Лалаевой. - М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 182с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
    2. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение.-М.,Воронеж: Изд-во ин-та практ.псих.,НПО "Модэк",1996.-392с.
    3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985. - 112 с.
    4. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. - М.: Академия, 2006. - 320 с.
    5. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 “Педагогика и методика нач. обучения”/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др. - М.: Просвещение, 1984.-256с.
    6. Наши дети учатся сочинять и рассказывать: Методическое пособие к Наглядно-дидактическому материалу по развитию воображения и речи детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи / Авт.-сост.: В.П. Глухов, Ю.А. Труханова. - М: АРКТИ, 2003. - 24 с. (Библиотека практикующего логопеда).
    7. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития речи.- СПб.:Дельта,1998.-208с:ил.
    8. Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996
    9. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Издательский центр "Академия", 1998. -160 с.
    10. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1979. - 223 с, ил., 4 л. ил.
    11. Рыжкова Т.В. Литературное развитие младших школьников: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006
    12. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240с., с.7
    13. Ястребова А.В. и др. Учителю о детях с недостатками речи / Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П.-2-е изд. - М.:Аркти,1997.-131с.:ил.-(Б-ка практикующего логопеда).

    Какова бы ни была тема беседы Махараджа, он, похоже, всегда следит за тем, чтобы процесс "вопрос-ответ" следовал правильной линии ведения дискуссии. И каждый раз, когда кто-нибудь задает неуместный вопрос, Махарадж настойчиво, но мягко отклоняет его и возвращает дискуссию в первоначальное русло.

    Иногда, однако, Махараджу приходится по какому-нибудь делу на короткое время покидать комнату, и вот однажды во время такой паузы один из посетителей начал говорить о неком политике, который в то...

    Род земной являет собой единый образ Божий, поэтому каждый человек несет в себе его частицу. Согласно учению Родной Православной Веры, в отдельном человеке образ Божий проявляется стремлением к Богу, а также способностью воспринимать Божественную любовь, стремлением единства с Родными Богами и другими людьми в единой цепи – роде земном, Роде Небесном и Роде Всевышнем.

    Именно этой связью обусловлены все богоподобные черты и умения каждого человека.

    Среди последних особенно следует отметить...

    По всей Земле люди начинают собираться в группы, общины, где ведется подготовка к событиям, которые очень скоро произойдут на планете. Интуитивно чувствуя наступающие перемены, люди группируются по признакам устремленности и уровню сознания.

    В литературе можно часто встретить информацию о том, что в переходное для планеты время на новый уровень сознания легче работать в группе. Это так, но, к сожалению, не у всех людей сознание просветленное и состояние души возвышенное. Слишком много сейчас...

    Уже в самом творении человека видится тайна Триипостасного Божества, в разделении первобытного человеческого рода на три единосущные ипостаси (Адам, Ева и их сын) преп. Анастасий видит образ Пресвятой Троицы: Бог привел в бытие Адама беспричинно и нерожденно.

    Сына же - второго человека - соделал рожденным; Еву же не рожденно и не беспричинно, но по восприятию и исхождению, Он неизреченным образом привел в бытие от сущности беспричинного Адама. И не являются ли эти три лица пращуров всего...

    Супруга Бога Шивы, Богиня Парвати, однажды попросила быка Нанди, верховного животного, охранять вход во дворец в то время, как она принимала ванну, чтобы никто Ее не беспокоил.

    Спустя некоторое время Шива пришел к Ней, и Нанди, растерянный, не осмелился помешать своему Хозяину войти в Его собственный дом.

    Таким образом Парвати была застигнута при совершении своего туалета и была этим очень раздосадована. Она рассказала об этом своим служанкам, которые сказали Ей, что ни один из Ган (слуг...

    Рождение ребёнка - это сложный процесс, разработанный Материальной Системой космоса, занимающейся разработкой форм жизни для физических миров. Ими было решено выращивать новые тела в женском организме, хотя, конечно, рождение могло бы происходить и другими путями: и почкованием, и делением одного старого организма на новые состояния, и искусственным выращиванием в колбах, и клеточным клонированием.

    Существует сто разных способов. Но на Земле был поставлен эксперимент - являться в мир именно...

    Одно из наиболее распространенных мнений утверждает, что существует двойственное употребление слова Мара и существует, следовательно, по крайней мере два уровня использования символа Мары. Один из них - мифологический - основан на древних космологических представлениях и бытует почти в неизменном виде среди неграмотной массы верующих.

    Другой уровень - догматический, основанный на высокоаналитическом толковании природы человеческой личности. На мифологическом уровне перед нами предстает...

    Начинающие должны избегать плохих друзей и держаться добродетельных и хороших.

    Вам следует принять пять или десять заповедей и хорошо знать, когда их соблюдать, и когда обходиться без них (1).

    Вы должны следовать только священным словам златоустого Будды; не обращать внимания на ложь обычных людей.

    Так как вы уже покинули дом, чтобы соединиться с чистым собранием, всегда помните о том, чтобы быть благородными и гибкими, и быть в гармонии с окружающими; не будьте гордыми и высокомерными...

    Создание образов воображения связано с применением ряда приемов. Одним из них является комбинирование, сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях. Им пользуются художники, писатели, ученые, изобретатели.

    Комбинирование – это не простое перемещение или перегруппировка элементов, не механическое сочетание сторон разных предметов, а результат сложной аналитико-синтетической деятельности, в процессе которой существенно преобразуются и сами элементы, из которых строится новый образ. В результате комбинирования получается не просто новое сочетание или комбинация неизменно взятых элементов, а новый образ, в котором отдельные элементы не просто суммированы, а преобразованы и обобщены. Писатели, художники, ученые, изобретатели целенаправленно подбирают элементы и преобразуют их, руководствуясь конкретной идеей, замыслом, общей композицией.

    Частным случаем комбинирования является агглютинация - создание новых образов на основе «склеивания», объединения отдельных представлений в единое целое. На ее основе были созданы многие сказочные образы, которые представляют собой соединение частей тела человека и какого-либо животного или птицы – русалка, избушка на курьих ножках, сфинкс и т.п. Агглютинация проявляется не только в искусстве, но и в технике. Примером может служить создание троллейбуса (автобус и трамвай), аэросаней (самолет и сани) и пр.

    Другим приемом воображения является акцентирование, подчеркивание тех или иных черт. Это достигается на основе выделения, абстрагирования и преобразования отдельных черт. При этом одни из них вовсе опускаются, иные упрощаются, освобождаются от ряда частностей, деталей. В результате преобразуется весь образ.

    Один из видов акцентирования - заострение, подчеркивание каких-либо признаков. Этим приемом часто пользуются в карикатуре. Другой вид акцентирования уменьшение или увеличение всех особенностей изображаемого персонажа (гипербола). Примером чрезмерного преувеличения может служить изображение в сказках и былинах богатырей-великанов небывалых размеров и невиданной силы. Примером уменьшения размеров может служить сказочный «мальчик-с-пальчик».

    В научном и техническом творчестве большое значение имеют такие приемы создания образов воображения, как схематизация. При схематизации отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства четко выступают. Синтез отдельных представлений в воображении может быть произведен при помощи типизации. Для типизации характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе. Этот прием широко применяется в художественной литературе.



    Виды воображения

    При классификации воображения могут быть использованы различные критерии. Различие видов воображения может быть связано с тем, насколько сознательно и активно отношение человека к процессу создания новых образов. По данному критерию различают пассивное и активное воображение.

    Пассивное воображение протекает у человека как бы само собой, без заранее поставленной цели. Оно может проявляться в сновидениях, грезах и некоторых иллюзиях.

    Активное воображение, наоборот, отличается целенаправленностью и обязательно сопровождается волевыми усилиями. Оно проявляется в виде воссоздающего (репродуктивного, воспроизводящего) и творческого воображения, а также мечты.

    В основе деления воображения на творческое и воссоздающее положен критерий новизны и «самостоятельности» создаваемых образов.

    Воссоздающее – вид воображения, в ходе которого у человека возникают новые образы на основе описаний, схем, чертежей, мысленных и материальных моделей.

    Творческое – такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи. При создании таких образов личность проявляет максимум самостоятельности.

    Всякий творческий процесс слагается из следующих основных этапов:

    1. Постановка задачи (творческий замысел), т.е. уяснение и определение того, чего человек хочет достичь в результате своего творчества.

    2. Работа над реализацией задачи. Это самый трудный «черновой» этап. На этом этапе изучается все, что было сделано в данной области ранее. Уточняется план, предпринимаются предварительные попытки практического решения.



    3. Решение задачи, т.е. практическое выполнение в соответствии с творческим замыслом.

    Процесс творчества часто продолжается годы, а иногда и десятилетия.

    Особой формой творческого воображения является мечта. В отличие от других его видов мечта – создание образов желаемого будущего.

    Виды воображения можно различать по соотношению образов с действительностью. Здесь выделяют реалистическое и фантастическое воображение.

    Реалистическое воображение наиболее полно и глубоко отражает действительность, предвосхищает развитие событий и в максимальной степени воплощает в себе основные функциональные его возможности. Типичными продуктами такого вида воображения являются художественные произведения реалистического искусства.

    Фантастическое воображение значительно «отлетает» от действительности, создает неправдоподобные образы, элементы которых в жизни несовместимы. Яркими примерами такого воображения являются мифические образы.

    К фантастическому, нереалистическому воображению относится и такое, образы которого слабо связаны с жизнью. Сюда относится нелепое «фантазерство», пустая мечта, грезы, «маниловщина».

    Воображение одного человека отличается от воображения другого по ряду качеств. Среди них следует отметить такие, как:

    Сила, которая характеризуется степенью яркости возникающих образов;

    Широта, определяющаяся количеством образов, которые способен создать человек;

    Критичность, которая определяется тем, в какой степени фантастические образы создаваемые человеком, сближаются с реальной действительностью.

    Литература

    1. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. М., 1995.

    2. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т. 2. С. 436-454.

    3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1998.

    4. Коршунова Л.С., Пружинин Б.Н. Воображение и рациональность. М., 1989. С. 18-39; 83-97; 113-138.

    5. Найссер У. Познание и реальность. М., 1981. С. 141-165.

    6. Немов Р.С. Психология: В 2 кн. М., 1994. Кн. 1.

    7. Розет И.М. Психология фантазии. Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. Минск, 1977.

    8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 344-360.

    9. Никифорова О.И. Исследование по психологии художественного творчества. М., 1972. С. 4-50.

    10. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М., 1982.

    План-задание для самостоятельной работы

    1. Проведите самозачет, определив понятия: агглютинация, воображение, мечта, схематизация, творчество, типизация.

    2. Подготовьтесь к устному выступлению на семинаре по теме «Воображение и его роль в познании». Используйте рекомендуемую литературу .

    3. Составьте схему видов воображения. Охарактеризуйте каждый вид и покажите его значимость в практической деятельности человека.

    4. Определите особенности воссоздающего воображения учащихся вашего класса. С этой целью зачитайте 2-3 отрывка из литературных произведений. Затем предложите проанализировать особенности приведенных текстов и ответить на вопросы: влияет ли текст на характер воссоздания содержания? Если да, то с чем это связано?

    Предложите испытуемым рассмотреть чертежи различных предметов, а затем зарисовать:

    Затем они должны ответить на вопросы: «Что изображено на плане?», «Что вы изобразили на рисунке?», «Достаточно ли исходного материала для его выполнения?», «Учтены ли в рисунке все детали плана?», «Какой вид воображения проявился в данном случае?»

    Проделанная работа поможет убедиться в том, что воссозданное воображение может развертываться на основе схем, чертежей.

    5. Выявите экспериментальным путем некоторые особенности творческого воображения.

    ” Испытуемые прослушивают начало рассказа, затем им предлагают придумать продолжение и окончание рассказа. Дается время – 10 мин.

    ” В качестве критериев оценки используются следующие показатели: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычность поворота сюжета, неожиданность концовки.

    ” Испытуемым предлагается, используя слова «ключ», «шляпа», «лодка», «сторона», «кабинет», «дорога», «дождь», составить логически связанный рассказ. Оценку проведите с использованием критериев, указанных в предыдущем задании.

    ” Предложите начертить в тетради кружок диаметром 2 см, а затем прибавить к нему сколько угодно штрихов и получить осмысленный законченный рисунок предмета:

    Далее чертится такой же круг, но справа и слева помещается по черточке. Это будет исходный материал. К нему надо добавить сколько угодно других штрихов и получить изображение предмета. После окончания выполнения всего задания предлагается сравнить, при каком варианте задача решается легче и почему. Данное задание позволит выявить особенности творческого воображения.

    6. Определите особенности воображения с помощью несложной методики «Нарисуй дом».

    Испытуемым дается инструкция: «Нарисуйте то, что сразу же возникает в вашем воображении при упоминаний слова «дом». Характер рисунка позволит сделать заключение о некоторых особенностях познавательной деятельности, в том числе воображения. Сопоставьте рисунки с приведенными стандартами.

    Городской дом

    Речь идет о многоэтажном здании. Этот рисунок позволяет судить о чертах сухого, замкнутого человека, склонного сосредоточиваться на своих собственных проблемах, которыми он не делится.

    Небольшой низкий дом

    Человек, который рисует дом с очень низкой крышей, скорее всего, чувствует себя усталым, утомленным, любит вспоминать о прошлом, хотя и в нем обычно не находит ничего приятного.

    Замок

    Такой рисунок раскрывает нечто ребяческое в характере, несерьезное, легкомысленное. Он означает преувеличенное воображение человека, который обычно не успевает справляться со своими обязанностями.

    Просторный сельский дом

    Он означает необходимость расширения своей жилплощади. Если человек, рисующий такой дом, бездетен, одинок, то, возможно в этом выражается его потребность создать семью, растить детей. Если дом окружает железная ограда, то это, скорее всего, говорит о замкнутом характере. Если вокруг дома «живая изгородь», то это означает обратное – доверие к другим. Чем забор (ограда) ниже, тем выше у этого человека склонность к общению. Огромное окно, скорее всего говорит об открытости, радушии, дружелюбии. Одно или несколько небольших окон, окон с решетками, ставнями – показатель скрытности, наличия комплексов, жадности, неумения ни давать, ни принимать что-либо от других.

    Двери

    Если они расположены посередине фасада, это говорит о приветливости, гостеприимстве. А крыльцо – о еще большем великодушии, чувстве уверенности в себе.

    Открытая дверь означает общительность. Закрытая -- замкнутость. Если дверь расположена сбоку, это знак недостаточной общительности. Такой человек не так легко идет на контакт. Если дверь закрывает почти весь фасад, подобное свидетельствует о легкомысленности, непредсказуемости в поступках, но и о великодушии, иногда даже чрезмерном.

    Трубы

    Отсутствие на рисунке трубы – признак бесчувственности. Труба, из которой не идет дым, означает то же самое, но эта черта характера вызвана, без сомнения, целым рядом разочарований в жизни. Труба с дымом – признак великодушия, а если к тому же на трубе прорисованы даже кирпичики, какие-то мелкие летали, то это свидетельствует о жизненном оптимизме.

    Сделайте выводы из проделанной работы.

    7. Решите следующие психологические задачи. Определите, какие приемы (агглютинация, гиперболизация, заострение, типизация) использованы для создания образов творческого воображения. По каким признакам это можно установить?

    В мифах и легендах древних описываются различные фантастические существа – кентавры (существа с головой человека и телом лошади), сфинксы (существа с головой человека и телом льва), драконы и др.

    Какие приемы создания образа воображения использованы изобретателями при конструировании аэросаней, танка-амфибии, дирижабля, экскаватора, троллейбуса и других механизмов?

    «... старый старичок

    Худой, как зайцы зимние,

    Весь бел, и шапка белая,

    Высокая, с околышем

    Из красного сукна,

    Нос клювом, как у ястреба,

    Усы седые, длинные

    И – разные глаза:

    Один, здоровый – светится,

    А левый – мутный, пасмурный,

    Как оловянный грош!

    (Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»)

    Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый - операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй - операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

    Одним из первых психологов, изучавших эти процессы, был выдающийся французский психолог Теодюль Арман Рибо (1839-1916). В своей книге «Творческое воображение» он выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация - отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание.

    Диссоциация - самопроизвольная операция, она проявляется уже в восприятии. Как пишет Рибо, на одну и ту же лошадь художник, спортсмен, торговец и равнодушный зритель смотрят по-разному: «качество, занимающее одного, не замечается другим». Таким образом, вычленяются отдельные единицы из целостной, образной структуры. Образ «подвергается непрестанной метаморфозе и обработке по части устранения одного, прибавления другого, разложения на части и утраты частей». Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация - первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации - существенное препятствие для творческого воображения.

    Ассоциация - создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством. Так, аборигены Австралии называли книгу «раковиной» только потому, что она открывается и закрывается: подобное стремление одушевить все Рибо сводил к двум типам: олицетворение и преобразование (метаморфоза). Олицетворение состоит в стремлении одушевить все, предположить во всем, в чем есть признаки жизни, и даже в безжизненном, желание, страсть и волю. Олицетворение - неиссякаемый источник мифов, суеверий, сказок и т.д.

    Важными условиями для творческого воображения являются его целенаправленность, то есть сознательное накопление научной информации или художественного опыта, построение определенной стратегии, предвидение предполагаемых результатов; продолжительное «погружение» в проблему.

    Е.И. Игнатьев, изучая вопросы творческого воображения, приходит к выводу о возможности возникновения своеобразной творческой доминанты у тех, кто глубоко охвачен творческой работой. Появление такой доминанты ведет к усилению наблюдательности, настойчивому поиску материалов, повышению творческой активности и продуктивности воображения.



    Интересной особенностью творческого воображения является то, что процесс этот не похож на планомерный, непрерывный поиск нового образа. Усиление творческой продуктивности сочетается с периодами спада творческой активности.

    Многие исследователи пытаются разобраться, что же предшествует вспышке творческой активности, и приходят к выводу, что в этом плане особое значение имеет своеобразный период заторможенности, период внешней бездеятельности, когда в подсознании происходят процессы, которые в сознании не формируются. Умственная активность не прекращается в период такого затишья, работа творческого воображения продолжается, но в сознании не отражается. Такие спокойные периоды некоторые авторы называют заторможенным состоянием транса («интервалы вынашивания», когда происходит перегруппировка информации, которая была уже усвоена). После такого внешнего «бездействия» происходит мгновенно процесс окончательного решения проблемы, внезапного рождения творческого образа, возникает ответ на давно мучивший вопрос.

    Интервал транса - «вынашивания» - проявляется в различных внешних признаках: у одних - это особая напряженность, скованность, у других - расслабленность и даже сонливость. Нередко в такие периоды исследователь пытается отвлечься от решения проблемы, вытеснить ее из своего сознания. Но внимание к проблеме все же остается, она живет в воображении и диктует ему свои законы. Когда ничто ему не мешает, нет внешних раздражителей и он находится наедине с собой (часто перед засыпанием), воображение возвращается к беспокоящей проблеме. Она отражается и в содержании сновидений, и в бодрствовании, она не покидает сферы подсознательного, чтобы в конце концов прорваться в сознание, и вот наступает вспышка-озарение, которое в начале еще не получает словесного выражения, но уже вырисовывается в виде образов.

    Ряд авторов в своем изучении роли феномена воображения в открытиях обращает внимание на необходимость на определенном этапе отвлечься от восприятия информации. Процесс познания или знакомства с новой информацией протекает сначала в подсознании, тогда как выбор новых моделей поведения или осознания полученной информации идет в сознании. Двусторонний характер творческого процесса и породил дилемму о том, предшествует ли художественному творчеству период вдохновения или творческий процесс носит спонтанный характер.

    Многие представляют творческий процесс в виде спектра, одна сторона которого дает открытие, совершаемое сознательным и логическим путем, а другая сторона рождает внезапные вспышки вдохновения, которые спонтанно возникают из таинственных глубин воображения.

    По мнению психологов, все великие творения или изобретения требуют внезапного переключения, сдвига или перемещения внимания и обращения к вопросу или области, которая до этого не изучалась или даже не вызывала особого интереса у них.

    «Пришло время» - это значит подошли к своему завершению процессы, которые рождают в воображении идеи, образы, действия. И вот известная, казалось бы, ситуация выглядит в совершенно ином свете, и решение проблемы, которая представлялась логически неприступной, становится реально возможным.

    Подобные ситуации, о которых люди не подозревали или расценивали их как недоступные или аналогичные, ведут к чрезвычайному обострению воображения, восприятию, рождают внезапные прозрения, неожиданную способность спонтанного правильного решения.

    Таким образом, один из компенсаторных механизмов - активация воображения, используемая человеком в условиях недостаточной стимуляции, на определенном этапе может приобретать положительное значение.

    Существуют традиционно выделенные операции творческого воображения, так называемые алгоритмы или приемы воображения: комбинирование, агглютинация, гиперболизация, заострение, схематизация, типизация, уподобление.

    Комбинирование – осуществление анализа и синтеза элементов реальности. Этот процесс позволяет мысленно расчленить реальность на составные части, затем соединить их снова в комбинацию, которая не дана непосредственно в ощущениях. Например, автор художественного произведения может наделить своих персонажей чертами характера, которые он наблюдал в жизни у реальных людей (прототипов художественного образа). Хотя персонаж художественного произведения реально никогда не существовал, но поскольку он несет в себе комбинацию реальных черт, то он воспринимается «как живой».

    Агглютинация – соединение в одном образе разнородных, несоединимых черт. Так, народная фантазия породила такие образы, как русалка (женщина+рыба) или кентавр (человек+конь).

    Гиперболизация – мысленное увеличение какого-либо предмета, явления, персонажа. Поскольку величина предметов познается в сравнении, то и преуменьшение предмета, явления, персонажа тоже есть разновидность гиперболизации. Так, классическим примером гиперболизации является создание Джонатаном Свифтом воображаемой страны лилипутов и страны великанов.

    Заострение – подчеркивание, акцентирование заострение тех или иных черт, особенностей объектов; персонажей. Так, Пиноккио, персонаж сказки Карло Коллоди, отличался длинным носом, который рос вследствие хвастовства (преувеличенной черты характера этого героя).

    Схематизация – прием, при применении которого отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко (например, при создании растительного орнамента).

    Виды образов воображения

    1. Образы предметов и явлений, на данный момент не наблюдаемых, но принципиально доступных для восприятия (существовали в прошлом, известные по описаниям).

    2. Образы объектам, наблюдаемых в силу ограниченности органов чувств, но фиксированные приборами (радиация, магнитное поле).

    3. Образы объектов, которые должны быть созданы человеком или возникнуть в процессе развития (план дома, прогноз).

    4. Образы объектов, не существовали, не существуют и не возможны в будущем (сказочные герои).

    Образы воображения возникают как новый синтез элементов, выделенных в известных предметах и явлениях. При создании образов воображения используется ряд психологических средств. Наиболее известные из них следующие.

    Гиперболизация - преувеличение или уменьшение объектов и их свойств (ковер-самолет, великан, лилипут, гномы).

    Акцентирование - преувеличение отдельных частей с целью вызвать к ним внимание (в карикатурах, шаржах).

    Дополнение - к образу определенного предмета добавляются элементы других в необычном сочетании (модернизация техники).

    Агглютинация - сочетание элементов разных образов (русалка, кентавр, экскаватор).

    Реконструкция - по части образа достраивается целостная структура (работа реставраторов, археологов).

    Типизация - выражение общих признаков группы объектов в конкретном образе (герои художественной литературы Иван Чипка - гиблое сила).

    Символика - предоставление образа дополнительное значение, не следует из его внешних признаков (голубь - символ мира, символы в украинских вышиванках).

    Аллегория - предоставление образа скрытого значения (в баснях действуют звери, а читатель имеет в виду людей).

    Аналогия - моделирование новых образов на основе их сходства с реально существующими. Например, бионика проектирует технику с использованием принципов функционирования живых организмов ("электронный глаз", локатор).

    4. Виды и индивидуальное своеобразие воображения

    Виды воображения выделяют по нескольким критериям.

    По характеру цели деятельности

    По новизной результатов деятельности

    Между продуктивной и репродуктивной воображением нет резкой границы, творческая включая репродуктивные элементы и - наоборот.

    Художественная. Ее образы чувственные (зрительные, слуховые, осязательные и т.д.). Оказывается в работе над произведениями искусства, позволяет художникам подробно и четко видеть воплощаемые ими явления, события. И. Репин, рисуя картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану", признавался, что у него голова идет кругом от их шума. Г. Флобер почувствовал привкус яда в тот момент, когда описывал самоубийство героини романа «Мадам Бовари».

    Техническая. Преобладают образы пространственных отношений, геометрических фигур и построений. Фиксируются в виде чертежей, схем, рисунков, на основе которых создается новая техника - изобретения.

    Научная. Оказывается в научном поиске и открытиях. Предусматривает организацию эксперимента, постановку гипотез, обобщения, учета системы фактов, способность менять взгляд на нее, видеть ее в различных ракурсах.

    По мотивирующей силой

    По связи с действительностью

    Люди различаются характеристиками воображения - такими, как яркость, содержательность, широта, оригинальность, легкость образования. Описание индивидуальных особенностей воображения дается как оценка превосходящих видов воображения.

    Индивидуальные особенности воображения зависят, как от физиологических, так и от личностных факторов. К физиологическим входит тип высшей нервной деятельности, преимущество первой или второй сигнальной системы. К личностным - профессиональный фактор, зависимость от образования, предшествующего опыта.