Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Основные этапы истории Элама. Переселение иранских племен. История Мидийского царства в VII – VI вв. до н.э. Налоговая система и чеканка монет. Социальные и экономические нормы Элама

Древние города и Библейская археология. Монография Опарин Алексей Анатольевич

Столица древнего Элама

Столица древнего Элама

Прежде, чем мы перейдем к рассмотрению археологических находок, давайте сделаем беглый обзор развития Суз и их значение в мировой истории. Город Сузы, что в переводе означает «лилии», на протяжении ряда веков был столицей Эламского царства. История этого государства уходит в глубокое прошлое. Первое упоминание о нем в Библии мы встречаем в книге Бытие 14:9, то есть оно относится, примерно, к 2000 году до Р. Х. Одно время Эламом владел Ур (город, из которого происходил Авраам), затем, около 2020 года Элам стал владеть Уром. Расцвет государства относится к ХIII–ХII в. до Р. Х. Его цари Унташ–Напириша, Китен–Хутран, Шутрук–Наххунте прославились своими завоевательными походами. Последнему удалось разгромить Вавилон, которым тогда владело племя кассиков, и посадить на его престол своего сына Куттир–Наххунте. Но в 1110 году в битве при реке Улай эламиты были разгромлены царем, восстановившего независимость Вавилона, Навуходоносором Первым (не путать с Навуходоносором Вторым, современником пророка Даниила, жившего через 600 лет!). Относительное возрождение Элама происходит лишь в VIII–VI вв. до Р. Х. Предание говорит, что пророк Даниил после смерти Навуходоносора Второго покинул Вавилон, став наместником Эламской области. В это время пророку были показаны великие видения будущей истории, описанные в 8 главе книги Даниила. В шестом веке Элам был завоеван Киром Персидским и навсегда потерял свою независимость. Однако Сузы, столица этого царства, не потеряла своего значения. Город становится второй, зимней столицей Мидо–Персидской империи, наряду с Экбатаной. После крушения Мидо–Персии Сузы начинают терять свое значение. Упадок города через несколько веков привел к тому, что даже местные жители не могли указать его местоположение. Новым рождением город обязан археологу Лофтусу, который в результате раскопок, произведенных в 1852 году, открыл его развалины. Через тридцать лет другой археолог, француз Делафау, работавший на раскопках в 1884–1886 гг., обнаружил остатки царского дворца, описанного в книге Есфирь. Вот некоторые места из книги Есфирь, дающие описание дворца: «И дошел до царских ворот» (4:2), «На третий день Есфирь оделась по–царски и стала она на внутреннем дворе царского дома, перед домом царя; царь же сидел тогда на царском престоле своем, в царском доме, прямо против входа в дом» (5:1); «Аман же пришел тогда на внешний двор царского дома поговорить с царем» (6:4); «И встал царь во гневе своем, и пошел в сад при дворце» (7:7). В результате раскопок Делафау были обнаружены царские ворота, внешний и внутренний дворы, сад, тронный зал, расположение которых полностью совпадало с библейским описанием.

Реставрированная группа Пергамского храма. Бог Зевса с гигантами и океанидами

Реставрированная группа Пергамского храма. Бог Зевса с гигантами и океанидами

В ходе раскопок был найден даже пурий - игральная кость тех времен (3:7). История же подтвердила, что огромный, многонедельный пир, описанный в первой главе, действительно был, ибо Ксеркс (Артаксеркс) перед своим знаменитым походом, во время которого он намеревался покорить Грецию, хотел этим праздником ознаменовать начало похода. Известно также, что Астинь была устранена, действительно, в седьмой год его правления, то есть, в 478 году, о чем говорит и Библия (книга Есфирь 2:16). Город пророка Даниила, Неемии (книга Неемии 1:1) и царицы Есфири - Сузы - сегодня заговорил, убедительно подтвердив библейскую историю.

Из книги Священная Библейская история Ветхого Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Иерусалим - столица царства Давида. 2 Цар. 5–7Филистимляне, узнав, что их вассал стал царем Израиля, решили поймать его и наказать, как мятежника. Мощная филистимская армия вошла в долину Рефаим, к западу от Иерусалима, отрезав таким образом, юг от севера. Давид оказался в

Из книги Русско-борейский пантеон. Боги народов евроазиатского континента автора Шемшук Владимир Алексеевич

Гива - столица царя Саула. 20. В 1922 году американский археолог и востоковед Олбрайт нашел в пяти километрах к северу от Иерусалима развалины Гивы, столицы Саула. Раскопки показали, что это была мощная горная крепость, простая и строгая по конструкции, но совершенно

Из книги Инки. Быт, религия, культура автора Кенделл Энн

Борейская столица Название столицы борейцев, находившейся в астраханской области, до нас сохранили готы - это Асгард или Асград. Но в действительности это уже искажённое название, более вероятно, что столица планеты, которая была посещаема не только всеми людьми

Из книги Китай династии Хань. Быт, религия, культура автора Лёве Майкл

Куско, столица империи Куско расположен на высоте 3560 метров над уровнем моря приблизительно на 13,5 градуса южнее экватора. Он занимает участок в верховьях горной долины с умеренным климатом, где прохладно во время сезона дождей, а по ночам холодно. Куско был небольшой

Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

Из книги Ацтеки, майя, инки. Великие царства древней Америки автора Хаген Виктор фон

3. Столица Иерусалим Столицей «новой земли» является Иерусалим. Согласно Зах. 14, топографические изменения, включая разделение Елеонской горы (стих 4), дают возможность расширения, укрепления и прославления Иерусалима (стих 10). Город будет населен, проклятие снято, и «будет

Из книги Кризис воображения автора Мочульский Константин Васильевич

Из книги Рамаяна автора

ЛЮБОВЬ СТОЛИЦА. Елена Деева. Роман. Из–ство «Медный Всадник».По всему видно, что роман написан стихами: 12 хореических четырехстопных строк образуют строфу: комбинация рифмовок строго выдержана; поэтические образы, сравнения, метафоры - все, как в стихах полагается. И

Из книги Апостол автора Поллок Джон

Глава 5. Царство и столица царя Дашаратхи Правителями земли в те времена были прославленные цари, потомки праджапати и их сыновей, среди которых был Сарага, иссушивший океан и никогда не преступавший границ своего царства без своих шестидесяти тысяч сынов. Великая

Из книги Имам Шамиль автора Казиев Шапи Магомедович

Глава 34. Столица мира Видевшие кораблекрушение жители острова поспешили к берегу. Они помогли потерпевшим, как могли, и развели на берегу большой костер, чтобы вымокшие горе-путешественники высушили одежды.Моряки тем временем узнали, что судьба забросила их на остров

Из книги Имам Шамиль [с иллюстрациями] автора Казиев Шапи Магомедович

Северная столица В Петербург они ехали уже по железной дороге, в специально подготовленном вагоне. Это чудо техники так занимало пленников, что они не сомкнули глаз, пока 26 сентября не прибыли в Северную столицу.На вокзале именитых пленников встретил почетный караул с

Из книги Имам Шамиль автора Казиев Шапи Магомедович

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

Из книги Слово Предстоятеля (2009-2011). Собрание трудов. Серия 1. Том 1 автора

Новая столица – Самарра Халиф неоднократно выезжал в районы, прилегающие к Тигру. Особо его внимание привлекал район Самарры. В те времена там был лишь древний христианский монастырь, находящийся среди широких равнин. Воздух этой страны был очень здоровым. Охотясь в тех

Из книги Сказания евангелистов автора Косидовский Зенон

Патриаршая епархия и столица а) Изменения в системе епархиального управления Со времени прошлогодней нашей встречи в жизни Московской епархии произошли серьезные изменения: значительно более интенсивной стала социальная, образовательная и молодежная работа на

Из книги автора

Антиохия - вторая столица христианства Когда Павел прибыл в Антиохию, город насчитывал уже четыреста лет. Основанный одним из полководцев Александра Македонского на сирийской реке Оронте, он стал, как мы уже говорили, одним из главных городов Римской империи, центром

Эта страна (шумеры называли её «Ним», аккадцы - «Эламту») находилась к востоку от Шумера. Элам был расположен в гористой местности, но наряду с горами, где возможно было лишь разведение скота, имелись и плодородные долины по течению двух больших рек Элама - на западе Хоаспа (современная Керхе) и на востоке Эвлея (современный Карун). На восточном берегу Хоаспы, течение которой здесь сближается с течением Эвлеи, находилось большое поселение Сузы, главный бог которого Иншушинак почитался и в Шумере. Сузы, расположенные на скрещении важнейших путей, проходивших через Элам, сыграли огромную роль в истории страны. В юго-восточной части Элама жили, повидимому, темнокожие племена. Высказывалось предположение, что это были племена, родственные дравидским племенам Индии.

Название Элам — семитическое (евр. Elam, ассир.-вав. жен. р. Ilamtu =»возвышенная страна»), данное семитами низменной Вавилонии (греч.ElumaiV; туземные названия — Увая и Хапирти. Различаются отдельныеобласти: Сузиана (Шушан), с г. Сузой, Анцан или Аншан = приблизительно Мидия, Ямутбал и Дуплиаш (на вавилонской границе); города — Кидалу (у Персидского зал.), Мадакту, Бубилу и др. Население было частью семитическое, но главным образом принадлежало к особой расе, может быть родственной негроидной.

В 3-м тыс. происходили частые столкновения эламитов с государствами Двуречья. Во 2-й половине 3-го тыс. Элам неоднократно попадал под власть Аккада. Самостоятельность он приобрёл при последнем царе из династии Авана Пузур-Иншушинаке, который был первым царём объединённого царства Э. (23-22 вв.). После кратковременного господства гутиев (кутиев) в конце 3-го тыс. верховная власть над Элам оказалась у царей рода Симашки, которые сначала находились в зависимости от правителей III династии Ура (около 21 в.). Однако Элам не только вскоре освободился от этой зависимости, но эламиты даже ненадолго обосновались в южном Двуречье — в царстве Ларса. Последний царь из династии Симашки был свергнут Эпарти (середина 19 в.), основавшим новую династию из Аншана. В период правления царей из династии Аншана (1-я половина 2-го тыс.) и раньше в Э. существовала система правления, допускавшая двоевластие, порой троевластие. Временами правители Элам создавали сильное централизованное государство, соперничавшее с государствами Двуречья. Во 2-й половине 14 в. Э. был завоёван касситами. При царе Унташ-Напирише (1275-1240) Элам освободился от касситской зависимости, и при Китен-Хутране (около 1237-1205) эламиты стали вторгаться в касситскую Вавилонию. Политический подъём начался с правления Шутрук-Наххунте 1 (около 1185-1155), положившего конец касситской династии в Вавилонии (около 1155). Территория Элам была значительно расширена царём Шилхак-Иншушинаком (1150-1120). В конце 12 в. Элам вынужден был уступить Вавилонии господствующее положение над южным Двуречьем. История Э. последующих веков неизвестна. В 8-7 вв. цари Элам находились в союзе с Вавилонией и вели совместную борьбу против Ассирии. Ашшурбанипал в 639 подчинил страну, однако господство Ассирии продолжалось недолго (в конце 7 в. Ассирия перестала существовать). Элам, раздираемый внутренними политическими противоречиями, в начале 6 в. до н. э. был завоёван Мидией, затем — персами.
История художественной культуры Элам тесно связана с искусством стран Двуречья. Среди памятников 4-го — середины 3-го тыс. до н. э. (найденных главным образом в Сузах) — вылепленные от руки керамические сосуды, украшенные чёрной геометризованной росписью, отличающейся строгим изяществом композиций, плоские печати. К памятникам 2-го тыс. до н. э. относятся остатки комплекса культовых и светских построек в Дур-Унташе, наскальные рельефы на скале Куранган к С.-3. от Шираза, выразительные стелы с рельефами, керамика, цилиндрические печати, глиняная и бронзовая мелкая пластика.

Крупным достижением культуры Элама явилось создание своего письма, знаки которого восходили к пиктографическим образцам. В дальнейшем своем развитии эти знаки превратились в комбинации линий, и письмо тем самым приняло своеобразный линейный характер. При Пузуриншушинаке оно начало заменяться клинописью, а эламский язык - семитическим языком Аккада, который и вытеснил в письменных памятниках местный язык Элама. Лишь со второй половины II тысячелетия до н. э. стали писать клинописью обычно на эламском языке.

Благоприятные природные условия способствовали раннему переходу племён, населявших территорию Западного Ирана к земледелию и скотоводству. В 6 –5 тыс. до н.э. племена оседлых земледельцев и скотоводов широко расселяются на территории иранского плато, минуя лишь пустыни. Наличие месторождений медной руды способствовало раннему развитию металлургии. Вавилоняне и ассирийцы называли Юго-Западный Иран “Эламту” (“Горная страна”).

К началу 3 тыс. до н.э. Эламе возникли раннегосударственные объединения. Столицей одного из этих объединений стали Сузы, Крупный город в долине Каруна и Керхи. Кроме Суз существовали и небольшие государства (Аван, Аншан, Симаш и др.). Позже все эти области были включены в единое государство, столица которого находилась в Сузах, а в отдельные периоды – в Аншане.

История Элама на всём своём протяжении была тесно связана с историей Двуречья. В 24 – 22 вв. до н.э. Элам находился в прямой политической зависимости от Аккадского царства. В 22 в. до н.э. весь Элам стал единым независимом государством, но вскоре в страну вторглись племена кутиев, и подчинили её себе. При царях III династии Ура – Элам снова попал в зависимость от Двуручья, но в конце 21 в. до н.э. добился самостоятельности и даже временно подчинил себе Ур. В конце 18 в. до н.э. эламиты вновь вторглись в Месопотамию и превратили Аккад в прах. В конце 14 в. до н.н. Элам был завоёван Касситской Вавилонией. Однако около 1180 г. до н э. Эламский царь Шутрук – Наххунте 1 изгнал вавилонское войско. Около 1150 г. эламиты совершили новый поход против Вавилонии и подчинили себе свою страну. Это было время расцвета Эламского могущества. Однако в 1115 г. до н.э. вавилонское войско нанесло эламитом сокрушительное поражение, после которого Элам на 3 столетия исчезает с исторической арены.

В 8 в. до н.э. Элам становится союзником Вавилона в борьбе с Ассарией и оказывается втянутым в бесконечные войны с ассирийцами. Лишь в период царствования в Ассирии Асархаддона между Ассирией и Эламом установились кратковременные мирные отношения. После разгрома Вавилона, при царе Ашшурванапале, Ассирия разгромила Элам, захватив его столицу Сузы. Около 595 г. до н.э. вавилонскому царю Навуходоносору II удалось подчинить Эламитов своей власти, затем они оказались под властью мидийских царей, возможно, в конце 549 г. до н.э. были покорены персами. После этого Элам навсегда лишился своей независимости.

Общество: В III тыс. до н.э. в Эламе преобладали сельские общины, куда входили все свободные люди, независимо от их родственных уз, коллективно владевшие землёй и совместно обрабатывающие её.

С начало II тыс. до н.э. в Эламе интенсивно развиваются частные хозяйства с использованием рабского труда. Складывание рабовладельческих отношений приводило к имущественной дифференциации, распаду сельских общин и разорению свободных общинников, которые лишались земли и средств производства. Земля стала сосредотачиваться в руках отдельных экономически сильных семей, что привело к возникновению частной земельной собственности. К концу II тыс. до н.э. на смену сельским общинам пришли большесемейные общины, члены которых были связаны родственными узами. Постепенно в домашних общинах началось выделение богатых и бедных. Малоимущим приходилось прибегать к ссуде и многие из них оказывались в долговом рабстве. Постепенно имущественная дифференциация привела к разложению большесемейной общины, что привело к разделу общинного имущества и даже к аренде и продаже земли.

Наряду с общинными, а позднее и частновладельческими хозяйствами в Эламе имелись также царские и храмовые хозяйства, существовали ремесленные мастерские, в которых работали военнопленные, обращённые в рабов, и зависимые от царя ремесленники из местного населения.

Храмы были собственниками крупных земельных владений, а также занимались торговыми и ростовщическими операциями. Часть храмовых земель отдавалась в аренду, остальная обрабатывалась храмовыми рабами и общинниками.

Постепенно в системе государственного управления произошли большие изменения. Характерная для Элама система управления с помощью суккалов к 15 в. до н.э. перестала существовать. Начиная с 13 в. до н.э. царский престол стали передавать по наследству от царя к его старшему сыну. Шло формирование централизованной монархии.

Элам - это древнее государство, которое располагалось к востоку от нижнего течения реки Тигр и к северо-востоку от Персидского залива, в юго-западной части Иранского нагорья. Столицей Элама был город Сузы.

Найденные на этой территории орудия труда свидетельствуют о том, что люди, которые их создали, были оседлыми и их основными занятиями были охота и земледелие. Они выращивали ячмень, эммер и лен. Найдены были и вылепленные из глины статуэтки, на которых встречаются изображения богини плодородия. Сосуды, которые предназначались специально для погребений, делались из хорошо отмученной глины, изготавливались вручную, без гончарного круга.


Позже появились медные орудия труда и оружие. Наряду с металлургией большое значение имело и керамическое производство. В Эламе устанавливается рабовладельческое общество.

Согласно шумеро-аккадским источникам, в III тысячелетии до нашей эры были известны такие эламские города-государства как Шушен (Сузы), Аншан (Анчан), Симашки, Б/Парахсе (позже Мархаши), Адамдун и т.д.

Первые сведения о государстве Элам относятся примерно к концу XXVII - первой половине XXVI века до нашей эры. В этот период в Северном Двуречье правили цари Авана. Около 2 500 года до нашей эры правители шумерского города Киш смогли избавиться от эламского господства. В Аване в это время утвердилась новая династия. Ее основателем был, по всей видимости, Пели. История этого времени недостаточно изучена.

Приблизительно в 2 300 году до нашей эры Элам покорило Аккадское государство. Однако аккадцы не сумели удержать в своей власти страну и оставили ее в покое на некоторое время. Новому аккадскому царю Римушу снова удалось завоевать Элам. Он полностью опустошил эту страну. Но все же несмотря на то, что аккадцы совершили так много военных походов на Элам, полностью покорить эту страну им все же не удалось. Племянник Маништушу, царь Нарам-Суэн, в конце концов, заключил договор с эламитами. Согласно этому договору, Элам должен был согласовывать свою внешнюю политику с Аккадским царством, но при этом он сохранял свою независимость. Во время царствования последнего представителя Аванской династии Кутике-Иншушинака Элам вернул себе независимость, когда Аккад пал под натиском племен кутиев. Однако коварные кутии напали и на Элам. В результате государство распалось на несколько отдельных областей. Спустя сто лет страна снова воссоединилась. Началось новое возвышение Элама под властью царей династии Симашки.

Когда Аванское царство полностью распалось, Элам был завоеван урским царем Шульги. Шумерские чиновники несколько лет управляли страной. Лишь при урском царе Шу-Суэне появились сведения, что в эламском городе Симашки правит некий царь Гирнамме. Его преемником был Энпилухан, который отделился от Ура и захватил города Аван и Сузы. Когда к власти пришел царь Хутрантемпти, эламиты начали нападать на территорию Междуречья. Они отомстили Уру за их владычество в Эламе. При царе Идатту I правители Симашки смогли подчинить себе весь Элам. Эламское государство процветало менее полувека. В первой половине XIX века до нашей эры править в Эламе стала новая династия Суккаль-махов.

Эпарти был основателем династии Суккаль-махов. Самое удивительное заключается в том, что он был выходцем из низов, власть над страной он получил не по наследству, а в результате борьбы. Потомки Эпарти, особенно царица Шильхаха, только усилили Эламское государство.

Интересно узнать: в Эламе была своеобразная структура власти. В стране одновременно существовало три правителя: суккаль Суз, суккаль Элама и Симашки и суккаль-мах. Царем страны считался суккаль-мах, а его резиденция находилась в Сузах. После его смерти на престол Элама вступал суккаль Элама и Симашки. Как правило, это был брат покойного. Своего старшего сына суккаль-мах ставил суккалем Суз (правителем столицы). Получается, что власть в Эламе переходила не от отца к сыну, а от старшего брата к младшему.

В начале XV века до нашей эры династия Суккаль-махов внезапно пресеклась. Предположительно, причиной этому стало завоевание Элама касситами. Лишь спустя сто лет Элам смог снова стать независимым. К власти пришли цари Аншана и Суз.

Новая эламская династия укрепила центральную власть. С начала XIII века до нашей эры эламиты снова начали свои военные походы. Они захватили обширную область на реке Дияле, а также город Эшнунну. Произошло это при царе Унташ Напирише. В результате этих побед Элам освободился из-под власти Вавилонского царства.

Когда к власти пришел царь Китен-Хутран, эламиты осуществили два похода на Вавилонию, где был взят Ниппур, а потом и Исин. Однако укрепиться в Вавилонии эламскому царю не удалось, так как ассирийский царь Тукульти-Нинурта I тоже был заинтересован Вавилонией, и преуспел в этом намного больше эламского царя. Когда Китен-Хутран умер, к власти в Эламе пришла новая династия - Шутрукидов. Названа эта династия по имени царя Шутрук-Наххунте, который совершил удачный поход на Вавилон, полностью разорил город и взял с Вавилонии огромную дань.

При царе Шильхак-Иншушинаке Эламское государство достигло своего наивысшего расцвета. Этот царь расширил эламские владения.

В очередной войне Элама и Вавилонии, царь Вавилона Навуходоносор I нанес Эламу поражение. Но и сама Вавилония понесла поражение в битве с ассирийским царем Тиглатпаласаром I в конце XII века до нашей эры. В результате и Элам и Вавилония находились в периоде упадка. Позже в Эламе восстановилось господство местной знати, которая продолжала бороться за власть уже между собой.

Возникновение государства в Эламе. С VI-V тыс. до н. э. племена по территории Ирана начинают заниматься земледелием и скотоводством. Нали­чие месторождений медной руды способ­ствовало раннему развитию металлургии. В IV тыс. до н. э. отмечается значительный прогресс ремесел: керамика изготовляется с по­мощью гончарного круга, распространяются литые металлические топоры и булавы, появляется плуг. Идет и соци­альное расслоение, обособляется общинная знать во главе с вождями-правителями, которых хоронили в специальных гробницах. Юго-Западный Иран Эламту («гор­ная страна ») превратился в настоящую житницу, уста­новил торговые связи с Месо­потамией.

К началу III тысячелетия до н. э. в Эламе возникли раннегосударственные объединения. Столицей одного из них стали Сузы. Кроме Суз существовали также небольшие госу­дарства (Аван, Аншан, Симаш и др.), из которых наибольшее значение имел аншан. Позднее они были вклю­чены в единое государство со столицей в Сузах, а в отдельные периоды - в Аншане. Эламская цивилизация оказывала зна­чительное влияние на племена других областей Ирана. Во второй половине III тысячелетия до н. э. в Иране идет интенсивная социальная дифференциация, выделение ремесел и формирование городов.

Элам во второй половине III тысяче­летия - первой половине II тысячелетия до н. э. История Элама на всем своем протяжении была тесно связана с историей Двуречья. В 24-22 в. до н, э. он находился в политической зависи­мости от Аккадского царства. Большинство документов и надписей в Эламе составлялись на аккадском языке, здесь поситали аккадского царяМаништушу . Около 2230 г. до н. э. эламский правитель Хита заключил договор с аккадским царем Нарам-Суэном. В начале 22 в. до н. э. весь Элам стал единым и независимым госу­дарством. Но вскоре в страну вторглись племена кутиев и подчинили ее себе. При царях III династии Ура (конец 22 - начало 20 в. до н. э.) Элам снова попал в зависимость от Двуречья, но уже в конце 21 в.. добился самостоятельности и даже на время подчинил сеое Ур. В конце 18 в. до н. э. эламиты вновь вторглись в Месопотамию и на целое столетие подчинили себе Аккад.

В 3-2 тыс. вырабо талась характерная для эламитов система государственной организации . Наряду с верховным правителем страны, кото­рый носил шумерский титул суккалмах_ («великий посланец») и пребывал в Сузах, государством управлял его заместитель - суккалом («посланец») и имел резиденцию в Симаше (на востоке Элама), а после смерти верховного правителя занимал престол в Сузах. На третьей ступени государственной_иерархии стоял наместник или царь города Сузы.

Более мелкими областями управляли «отцы» (адда), подчинявшиеся верховной власти суккалмаха. Для царских семей Элама были характерны браки с сестрами и ле­вират, согласно которому после смерти царя его брат и преемник женился на вдо­ве умершего и тем самым получал право на престол. Браки с сестрами, левират и управле­ние государством тремя лицами - харак­терные черты эламского общества .

Возвышение и гибель Эламского цар­ства. В конце XIV в. до н. э. Элам был завоеван касситским Вавилоном. Однако около 1180 г. до н. э. эламский царь изгнал вавилонское войско с территории Элама и, совершив победоносный поход в Вавилонию, разгра­бил его города, увез в Сузы богатую добычу, в том числе стелу с законами Хаммурапи.

В 1155 г. до н. э. эламиты совершили новый поход против Вавилонии и подчини­ли себе страну. Это было время расцвета эламского могущества. Однако вскоре эламская геге­мония была подорвана. В 1115 г. до н. э. в битве при Дере (крепость на границе Ассирии с Эламом) вавилонское войско во главе с Навуходоносором I нанесло эламитам сокрушительное поражение, после которого Элам на три столетия исчезает с исторической арены.

В VIII в. до н. э., когда _Вавилония боролась за независимость от Ассирии, Элам стал союзником вавилонян и оказал­ся втянутым в бесконечные войны с асси­рийцами. Сначала военная удача была на стороне Элама и его союзников. В 720 г . до н. э. эламиты в кровопролитной битве при Дере нанесли поражение ассирийцам. Однако в развернувшейся затем войне Ассирия одержала победу над своими противниками.

В 692 г. до н. э., когда вавилоняне вновь подняли восстание против Ассирии, Элам, верный своей традиционной поли­тике, решил оказать помощь восставшим, объединив вокруг себя все племена Загр-са, включая персов. В местности Халуле на Тигре эламиты вступили в схватку с ассирийцами, причинили им жестокие по­тери, но и сами оказались настолько ослабленными, что не в состоянии были перенести войну на территорию против­ника.

Лишь в период царствования в Асси­рии Асархаддона (681-669 гг. до н. э.) между Ассирией и Эламом установились кратковременные мирные отношения. Одна­ко в 652 г. до н. э., когда царь Вавилонии Шамаш-шум-укин поднял восстание против Ассирии, эламиты активно поддержали его. После разгрома Вавилона ассирийский царь Ашшурбанапал сосредоточил все си­лы против Элама. Войны с ним окончились около 639 г. до н. э. полным пора­жением Элама и захватом Суз ассирийцам и.

Около 596 г. до н. э. вавилонскому царю Навуходоносору II удалось подчи­нить эламитов своей власти, затем они оказались под властью мидийских царей, а около 549 г. были покорены персами. После этого Элам навсегда ли­шился своей независимости.

Эламское общество . В III тысячелетии до н. э. в Эламе преобладали сельские общины, куда входили все свободные люди независимо от их родственных уз, коллек­тивно владевшие землей и совместно обра­батывавшие ее. Общины управлялись старейшинами, выбранными собранием то­го или иного города или деревни.

С начала II тысячелетия до н. э. в Эламе интенсивно развиваются частные хозяйства с использованием рабского тру­да. Складывание рабовладельческих отно­шений приводило к имущественной диф­ференциации, распаду сельских общин и разорению свободных общинников, которые лишались земли и орудий производства. Земля стала сосредоточиваться в руках отдельных экономически сильных семей, что привело к возникновению частной зе­мельной собственности.

На смену сельским общинам к концу II тысячелетия до н. э. пришли больше-семейные общины, члены которых были связаны родственными узами. Эти общины коллективно владели землей, сообща обра­батывали ее и затем делили доходы между своими членами. С течением времени в них могли объединиться и люди, не являв­шиеся родственниками. Постепенно в домашних общинах началось выделение богатых и бедных.

Наряду с общинными и частновладельческими хозяйствами в Эла­ме имелись также царские и храмовые хозяйства. Храмы были собственниками крупных земельных владений, а также занимались торговыми и ростовщическими операция­ми, отдавая в долг под проценты деньги, зерно.

Цари с по­мощью жрецов внушали народу, что они являются заместителями богов на земле и выполняют волю последних. В течение нескольких веков в Эламе действовали законы Хаммурапи и. Для эламского права были характерны жестокие наказа­ния преступников. Например, за ложную клятву отрезали руки и язык или топили в реке. Нередко нарушителя контракта приговаривали к смертной казни.

Постепенно в системе государственного управления произошли большие изменения. Характерная для Элама система управ­ления с помощью суккалов к XV в. до н. э. перестала существовать. Начиная с XIII в. до н. э. царский престол стали передавать по наследству от царя к его старшему сыну, т. е. по отцовской линии. Шло формирование централизованной мо­нархии.

В Эламе в отличие от Вавилонии и многих других стран Древнего Востока женщина занимала высокое социальное и экономическое положение.

Культура Элама. Около 3000 г. до н. э. эламиты создали пиктографическое (рису­ночное) письмо, которое отличается от шу­мерского, возникшего несколько ранее. Оно называется прото-эламским, употреблялось около 400 лет, имело примерно 150 основных знаков. Пока эламское пиктографическое письмо нерасшифровано. Во второй половине 3 тыс. появилось эламское линейное слоговое письмо. Оно имело около 80 знаков, но недолго находилось в упо­треблении. Вскоре оно было заменено шумеро-аккадской клинописью. В первой половине 2 тыс. эламиты обычно пользовались аккадским языком. Но со второй половины 2 тыс. появляется значительное количество клинописных текстов на элам­ском языке. Клинописью, заимствованной из Месопотамии, эламиты пользовались до V в. до н. э., после чего они перешли на арамейское письмо.

Господствующее место в идеологичес­кой жизни эламитов занимала религия. Религиозным центром страны были Сузы. Во главе эламского пантеона стояла Пинекир («Великая богиня»), которую счи­тали матерью богов. Ее культ свидетельствует о сохранении матри­архальных пережитков. Большую роль играл и культ Иншушинака, покровителя Суз и бога подземного мира. Бог солнца и справед­ливости Наххунте считался создателем дня. В упомянутом договоре между эламским царем Хитой и аккадским царем Нарам-Суэном приводятся имена 37 эламских божеств. Большое значение имел не толь­ко общегосударственный пантеон, но и местные боги, покровители городов и об­ластей. Судя по изображениям на печатях, культовые действия совершали нагие жре­цы. В сценах религиозных церемоний уча­ствовали музыканты, которые, по-види­мому, были также жрецами. Во главе многочисленного жречества стоял верхов­ный жрец , имевший большое влияние при дворе и сопровождавший царя в походах. Еще в IV тысячелетии до н. э. на территории Элама сложилось оригиналь­ное искусство . Эламская керамика, каменные сосуды с изящными геометри­ческими узорами и изо­бражениями птиц, животных и людей. Шедевр эламского искусства - бронзовая статуя царицы Напирасу.

Значительного подъема эламское искус­ство достигло в 13-12 в. до н. э. с усилением политической роли страны. Образцом эламской монументальной архитектуры этого времени является зиккурат , построенный в городе Дур-Унташ в 13 в.. У входа в зикку­рат стояли изображения львов, быков, гри­фонов, статуи богов и царей, изваянные из золота и серебра. Зиккурат имел 4 сту­пени, общая высота которых составляла 42 м. Длина сторон нижнего этажа рав­нялась 105 м. На сооружение зиккурата были израсходованы миллионы кирпичей и сотни тысяч каменных глыб.

Хотя после захвата персами Элам лишился своей независимости, его куль­турные достижения оказали большое влия­ние на материальную и духовную культуру древних персов.


3. История Мидии.

Расселение ираноязычных племен. Ми­дия занимала территорию Северо-Запад­ного Ирана. В 3-2 тыс. здесь обитали племена оседлых зем­ледельцев и скотоводов, говорившие на касситском, кутийском, хурритском и других неиндоевропейских языках. Собственно же мидийцы и родственные им персы говорили на различных диа­лектах иранских языков, принадлежавших к индоевропейской языковой семье.

В настоящее время считается, что пред­ками ираноязычных племен были ското­воды Восточной Европы, откуда часть их направилась через Кавказ, в Иран и Среднюю Азию. Они вторглись в Иран на рубеже 12-11 в. Это не было завое­вание. Шло смешение при­шельцев с местным населением, которое постепенно становилось ираноязычным. Со второй половины VIII в. до н. э. иранцы уже составляли большинство населения Мидии. Иранские племена занимались коневодством. Идет обособ­ление военных предводителей, стоящих во главе воинственных конных дружин.

Ассирийцы в Мидии. Вторжение в Пе­реднюю Азию киммерийцев и скифов. Начиная с IX в до н. э. ассирийцы стали совершать походы на территорию Мидии с целью захвата добычи. В это время в Северо-Западном Иране существовали де­сятки мелких княжеств, в которых жили как мидийцы, так и местное население кутийско-касситского происхождения. В 744 г. до н. э. Тиглатпаласар III совершил поход и получил от мидийцев большую подать. В течение 8 в. до н. э Мидия находилась в зависимости от ассирийцев и платила им регулярные подати ремесленными изделиями и скотом.

В конце VIII в. до н. э. стали возникать первые крупные политические объедине­ния на территории Западного Ирана, во главе которых стояли племенные вожди. Одним из таких объединений было Маннейское цар­ство. Необходимость оказывать сопротивление грабительским ассирийским нашествиям ускорила объеди­нение небольших мидийских кня­жеств в единое государство.

В конце VIII в. до н. э. ситуация в Передней Азии усложнилась из-за втор­жения туда киммерийских племен из Се­верного Причерноморья. В начале VII в. до н. э. следом за киммерийцами вторглись скифы.

Возникновение и расцвет Мидийской державы . В 672 г . до н. э., воспользовав­шись военными действиями между асси­рийцами и киммерийцами, мидийские племена подняли восстание против асси­рийского ига. Его возглавил мидийский вождь Каштарити (Геродот называет его Фраорт). На сторо­не мидийцев выступили также киммерий­цы и скифы, но вскоре ассирийский царь Асархаддон, выдав свою дочь замуж за скифского вождя, сумел добиться, чтобы скифы отошли от восставших. Мидийцы же продолжали борьбу и в 671 г. до н. э. создали независимое государство , изгнав ассирийцев со своей тер­ритории. Каштарити начал постепенно объединять все мидийские племена, лик­видируя мелкие княжества.

К середине VII в. до н. э. Мидия стала крупным государством Древнего Востока. В 653 г . до н. э. мидийский царь Кашта­рити предпринял поход против Ассирии. Но в это время скифы, будучи союзниками ассирийцев, напали на мидийцев. Не вы­держав борьбы на два фронта, мидийцы потерпели поражение, Каштарити погиб, а над страной в 653-625 гг . до н. э. уста­новилось господство скифов .

В 625 г. до н. э. царем Мидии стал его сын Киаксар . Он нанес поражение ски­фам и окончательно объединил все мидий­ские племена в единое государство со сто­лицей в Экбатанах (совр. Хамадан), создал сильную регулярную армию, реор­ганизовав ее по родам оружия (копье­носцы, лучники и конница), вместо преж­него ополчения, собиравшегося по пле­менному принципу.

Теперь мидийцы могли обратиться про­тив своего исконного врага - Ассирии, которая к тому времени уже более десяти лет воевала с Вавилонией. В 614 г. до н. э. войско во главе с Киаксаром захватило столицу Ас­сирии Ашшур и истребило ее жителей. После этого мидийцы и вавилоняне заклю­чили союз против своего общего врага - Ассирии. В 612 г. до н. э., вызвав искусственное наводнение, мидийцы и ва­вилоняне после опустошительного штурма ворвались в столицу Ассирии Ниневию и буквально сравняли ее с землей.

В конце 612 г. до н. э. мидийцы, отя­гощенные добычей, вернулись домой, пре­доставив вавилонянам завершение войны с ассирийцами. Когда ассирийцы укрепи­лись в городе Харране в Верхней Месопотамии, а Египет послал на помощь им значительный отряд войска, вавилонскому царю Набопаласару пришлось обратиться за поддержкой к Киаксару. Мидийское войско сыграло решающую роль во взятии Харрана (609 г. до н. э.). Мидийцы разгромили Ассирийское государство. Наряду с Вавилонией и Египтом Мидия стала крупнейшей державой на Ближнем Востоке.

Еще в период совместной борьбы мидийцев и вавилонян против Ассирии их союз был закреплен династическим бра­ком между Навуходоносором, сыном Набопаласара, и дочерью Киаксара. Когда На­вуходоносор II стал вавилонским царем, отношения с Мидией оставались еще дружественными. Но Навуходоносор опа­сался чрезмерного усиления Мидии и поэ­тому на границе с нею построил сильно укрепленную стену. Кроме того, несколько позднее в Вавилоне стали охотно прини­мать политических беженцев из Мидии и назначали им щедрое содержание. В свою очередь, мидийцы допускали в страну ва­вилонян, бежавших из-за разногласий с Навуходоносором.

Тем временем мидийский царь Киаксар расширял границы своего государства за счет южных и восточных соседей. Была лишена независимости Персия, уда­лось захватить также Парфию и Гирканию, расположенные к юго-востоку от Кас­пийского моря. Около 593 г. мидийцы подчинили своей власти Урарту и захва­тили его столицу Тушпу, а через несколько лет покорили Скифское царство в Сакасене и Манну.

В 590 г. до н. э. вся Каппадокия (вос­ток Малой Азии) до реки Галис была за­хвачена мидийцами, что породило конфликт с Лидией, обеспокоенной завоеваниями Киаксара в Малой Азии. Война между Ми­дией и Лидией длилась 5 лет, но ни одна из сторон не смогла одержать решающей победы. Солнечное затмение 585 г. до н. э. во время одного из сражений было воспринято обеими воюющими сторо­нами как плохое предзнаменование. Поэтому вскоре был заключен мирный до­говор, установивший границей между Лиди­ей и Мидийской державой реку Галис, за договором последовал брак между сы­ном Киаксара Астиагом и лидийской ца­ревной.

В 585 г. до н. э. Киаксар умер, оставив в наследство своему сыну Астиагу, послед­нему царю Мидии (585-550 гг. до н. э.), большую и могущественную державу, под­чинившую своей власти также Элам, ранее находившийся в зависимости от Вавило­нии. Это привело к резкому ухудшению отношений между Вавилонией и Мидией, и бывшие союзники начали готовиться к войне, еще не подозревая о том, что вскоре им поодиночке придется обороняться от нового могущественного врага. Этим врагом были персы , которые восстали против Мидии и в 550 г. до н. э. захватили ее.

Мидийское общество и культура. Мидия в археологическом отношении все еще недостаточно изучена. Большие военные успехи мидийцев можно во многом объяснить тем, что в Мидии в начальный период классовое расслоение было невелико, и вооруженные народные массы играли значительную роль в воен­ной и политической жизни страны. В VII- начале VI в. до н. э. здесь еще не было развитых форм рабства, а лишь патриар­хальное рабовладение, когда бедняк в силу экономических причин сам прибегал к покровительству богатого соседа и таким образом попадал в зависимость от него.

Захват колоссальных богатств ассирий­ских царей и знати заметно ускорил клас­совое расслоение в мидийском обществе, поскольку львиная часть добычи досталась его верхушке. Однако продолжительные войны неблагоприятно сказывались на хо­зяйстве рядовых общинников, составляв­ших ядро мидийской армии. Когда к сере­дине VI в. до н. э. значительная часть об­щинников оказалась порабощенной знатью, страна стала добычей внешних врагов.

В VII - первой половине VI в. до н. э. Мидия была центром иранской культуры, которую заимствовали и развили персы. О ней, однако, известно не много.

Еще совсем недавно знания о мидийской архитектуре ограничивались изображениями на ассирийских рельефах. Теперь недалеко от столицы Мидии найден храм огня VIII в. до н. э., построенный в форме ромба. В храме сохранился алтарь огня высотой 185 см, состоящий из цоколя и четырех ступенек.

Описание царского дворца в Экбатанах сохранилось в трудах Геродота и Полибия. Дворец представлял собой архитек­турный комплекс и был окружен семью крепостными стенами. Дво­рец имел в окружности более одного ки­лометра. Потолок и портики дворцовых покоев были сделаны из кедра, обшитого золотом и серебром.


72. СРЕДНЯЯ АЗИЯ В III-I ТЫСЯЧЕЛЕТИЯХ до н. э.

Древнейшие племена. Раннеклассовое общество Алтын-депе. Земледельцы и скотоводы V - III тыся­челетий до н. э. Древние племена Средней Азии (с VI-V тыс.) вели оседлый образ жизни, занимались земледелием и скотоводством, пользовались кремневыми и костяными орудиями, изготовляли глиняную посуду. В V-IV тыс. осваивают выплавку меди, проводятся небольшие каналы, что положило начало поливному, или ирри­гационному, земледелию. Наряду с небольшими поселками появляются и сравнительно крупные центры от 1000 до 2000 жителей. Накопление прибавочного продукта вело к имущественной дифференциации. Это хоро­шо видно по погребальному инвентарю. Медленный, но неуклонный прог­ресс вел к образованию на юге Средней Азии первых городов и фор­мированию раннегородской цивилизации. В III тыс. в двух центрах - Алтын-депе и Намазга-депе - проживало от 5000 до 10000 человек. В III тыся­челетии до н. э. на юге Средней Азии получает распространение бронза, гончарный круг. Происходит отделение ремесла от земледелия.

Общество Алтын-депе. На рубеже 3-2 тыс. на юге Средней Азии складывается местный вари­ант древневосточного общества, получив­ший по наиболее хорошо изученному па­мятнику наименование культуры Алтын-депе. В общества Алтын-депе существовало социальное неравенство. Выделяются три группы населения: , 1) рядовые общинники, ремесленники и земледельцы, 2)общинная знать, 3)вожди и жрецы. Возможно, в хозяйстве крупной знати уже применялся труд рабов. Таким образом, общество равноправных сельских тружеников сменяет социальная система, основанная на неравенстве и эксплуатации.

Появление городов и формирование ран­неклассового общества способствовали об­щественному прогрессу, развитию ремесел и искусства Алтын-депе.Сохранился большой культовый комплекс.

Жители Алтын-депе, располагавшегося на окраине тогдашнего культурного мира, поддерживали тесные связи со своими вы­сокоразвитыми соседями. В архи­тектуре и скульптуре прослеживаются следы шумерских влияний. В середине II тысячелетия до н. э. куль­тура Алтын-депе приходит в упадок, причи­ны которого полностью еще не выяснены. Возможно, этому способствовало засоле­ние полей. Жизненные центры перемещаются на восток. Освоение долины Мургаба и среднего течения Амударьи привело к формированию новых важных центров среднеазиатской культуры в областях, которые в I тыся­челетии до н. э. стали именовать соот­ветственно Маргианой и Бактрией.

Средняя Азия на рубеже II-I тысячелетий до н. э. Расселение индоиранских племен.

Историческая ситуация на рубеже II-I тыс. в Средней Азии была сложной. Во второй половине II тыс. идет формирование классово­го общества и государства в крупных осед­лых оазисах Бактрии и Маргианы. Одновременно распространяются степные скотовод­ческие племена. Возможно, что с расселением степных племен связано распространение здесь населения индоиранской языковой ветви. Повсюду - в Средней Азии, Иране и Индии-расселявшиеся племена индоиран­ской языковой группы вступали в контакт с местным населением, смешивались с ним.

В этих своеобразных условиях взаимо­действия степняков севера и оседлых зем­ледельцев юга и идет развитие классового общества и формирование государств в пер­вой трети I тысячелетия до н. э. В X-VII вв. появляются железные изделия. В Юго-Восточном Прикаспии и в дельте Мургаба появляются сложные ирригационные системы.

Среднеазиатское общество X-VII вв. до н. э. наряду с материалами археологии ярко характеризуют данные древнеиранского литературно-религиозного памятника- «Авесты». В «Авесте» упоминаются сослов­ные группы общества-жрецы, воины-ко­лесничие, крестьяне-скотоводы и ремес­ленники.

Многочисленные общинные поселения объединялись в отдельные области- «страны». Во главе «страны»-оазиса стоял правитель, являвшийся также и религиозным главой; при нем скла­дывается административный аппарат управ­ления. Прослеживается и тенденция к объединению разрозненных «стран»-оазисов в более крупные образования, во главе которых стоит «владыка над всеми областями». Упоминается совет старейшин такого объединения и общий религиозный глава, бывший одновременно и высшим судьей. Все это указывает на формирова­ние классовых отношений и государства.

Вполне вероятно, что такое крупное политическое объединение сложилось в VII - первой половине VI в. до н. э. в Бактрии. Сохранились предания о сущест­вовании раннего Бактрийского государства с многочисленными укрепленными города­ми во главе с «бактрийским царем».

В степных районах Средней Азии и Казахстана в это время шло также выделе­ние знати и создание крупных политиче­ских объединений, но на иной основе и в иных условиях. Это были объединения раннекочевых племен - прямых наследни­ков пастухов-скотоводов бронзового века. Формирование раннекочевнических об­ществ было важным событием в истории древнего мира, коренным образом изменив­шим всю ситуацию на периферии древне­восточных цивилизаций - в степном поясе Азиатского материка. Использование вер­хового коня ускорило связи и контакты, вооруженные всадники стали новой грозной силой в военном деле. Огромные погре­бальные комплексы свидетельствуют о социальной дифференциации общества, и прежде всего о выделении верховных пра­вителей.

Постоянные набеги и военная угроза кочевых племен способствовали объединению ра­зобщенных оазисов в большие политические образования. Этот процесс нашел отраже­ние и в возникающей здесь в это время, религии, получившей по имени основателя наименование зороастризма.

Средняя Азия в составе державы Ахеменидов. Завершение формирования классового общества в Средней Азии совпало с вхождением ее в состав державы Ахеменидов. Основатель новой ми­ровой монархии Кир II ясно отдавал себе отчет в важности стоящих перед них задач на востоке и около 545 г. до н. э. направил свое внимание на Бактрию и на могущест­венное объединение кочевников. Имеются сведения, что длительная и упорная борьба с Бактрией завершилась признанием бактрийцами власти Ахеменидов.

После присоединения главных оседлых оазисов Средней Азии персы столкнулись со второй военно-политической силой края - союзом кочевых племен. Во главе его стояла женщина - Томирис , а сами племена именовались массагетами. Персидская армия Кира переправилас в 530 г . заманила в ловушку и уничтожила часть войска противника Однако затем отряды Томирис после жестокой схватки наголову разгромили врага. Погиб и сам Кир. Сохранился даже рассказ о том, что предводительница кочевников велела отрубить мертвому Киру голову, погрузить ее в мех, наполненный кровью чтобы насытить ею кровожадного врага.

Области Средней Азии были объедине­ны Ахеменидами в сатрапии , которыми управляли члены правящей динас­тии. Среди этих областей следует прежде всего назвать Парфию , в состав которой входили часть южных районов Туркмении и некоторые области Северо-Восточного Ирана. В VI-IV вв. до н. э. на территории Парфии имелись хорошо укрепленные круп­ные города. В долине реки Мургаб находилась Маргиана. Центром Маргианы был город Гяуркала («крепость неверных»). Наиболее важной областью Средней Азии была безусловно Бактрия, выделен­ная Ахеменидами в отдельную сатрапию, которую обычно возглавляли либо наслед­ник престола, либо лижайший родственник царя. Среди многочисленных городов Бактрии выделялась ее столица, имевшая мощ­ную цитадель,-Бактры. К северу от Бактрии находился Согд со столицей Мараканда (около совр. Самарканда). Особое мес­то занимали Хорезм в низовьях Амударьи и Фергана, представляющие собой как бы островки оседлой цивилизации, вьщвинутые в мир кочевых племен.

Над присоединенными областями Средней Азии Ахемениды осуществляли контроль через административно-фискаль­ный аппарат и расположенные в ряде мест военные гарнизоны. Сатрапии выпла­чивали центральному правительству налоги и выставляли воинские контингенты. Слияние местной аристократии и ахеменидской администра­ции содействовало усилению социальной дифференциации и нарастанию классовых противоречий. Все это особенно ярко проявилось в ходе социально-политического кризиса, потрясшего Ахеменидскую державу в пос­ледние годы правления Камбиза и в начале царствования Дария . Восстания и сепара­тистские движения, охватившие вновь соз­данную державу, докатились и до Средней Азии. Так, восставшие маргианцы избрали своим предводителем соотечественника по имени Фрада , и сатрап Бактрии лишь с большим трудом подавил это движение. Решающее сражение состоялось 10 декабря 522 г. до н. э. Менее зна­чительным, но также весьма активным было движение в Парфии, где с восставшими боролся сатрап страны, отец Дария I- Виштаспа.

Свои успехи на востоке Ахеменидской державы Дарий I попытался закрепить походом на кочевников. Его войска в 519 г. до н. э. вторглись на территорию кочевых племен. Дарий I захватил в плен сакского предводителя и поставил на его место другого правителя, видимо, согла­сившегося на признание верховной власти Ахеменидов.

После драматических событий первых лет вхождения в состав Ахеменидской державы с начала V в. до н. э. для восточ­ных сатрапий наступил период относитель­ного спокойствия. Развиваются города, разнообразные ремесла, распространяется денежное обращение, причем, возможно, в Бактрии чеканится даже своя собственная монета. Постепенно, в связи с ослаблением Ахеменидского государства границы его владений на востоке сокращаются. В начале IV в. до н. э. становится незави­симым Хорезм , не признают даже формаль­ной власти Ахеменидов и кочевые племена.

Таким образом, VI-IV века до н. э. были важным периодом в истории народов Средней Азии. Формирование классового общества и государства завершилось в ус­ловиях пребывания ее основных областей в составе огромной монархии Ахеменидов. С одной стороны, чужеземное завоевание нарушило естественный ход исторического развития. Вместе с тем усиление налогов в пользу центральной власти и тенденция к слиянию местной знати и ахеменидской администрации привели к дальнейшей клас­совой дифференциации. Включение Сред­ней Азии в состав державы Ахеменидов, где многочисленные волнения и восстания жестоко подавлялись, способствовало уве­личению количества рабов за счет военно­пленных.

Противоречивый характер последствий ахеменидского завоевания сказался и на общем историческом развитии Бактрии, Маргианы, Согды, Парфии и Хорезма . Чу­жеземный гнет препятствовал этим уже весьма развитым странам обрести полити­ческую самостоятельность. Дополнительное выкачивание средств в пользу центрально­го правительства отрицательно сказывалось на местной экономике. Однако включение среднеазиатских областей в грандиозную мировую монархию способствовало разви­тию международной торговли, культурных связей и контактов, что положительно сказалось на развитии местной культуры.


1. Аграрные отношения в державе Ахеменидов. VI-IV века до н. э. были важным периодом в истории народов Средней Азии. Формирование классового общества и государства завершилось в ус­ловиях пребывания ее основных областей в составе огромной монархии Ахеменидов. С одной стороны, чужеземное завоевание нарушило естественный ход исторического развития. Вместе с тем усиление налогов в пользу центральной власти и тенденция к слиянию местной знати и ахеменидской администрации привели к дальнейшей клас­совой дифференциации. Включение Сред­ней Азии в состав державы Ахеменидов, где многочисленные волнения и восстания жестоко подавлялись, способствовало уве­личению количества рабов за счет военно­пленных. Рабы, происходившие из Бактрии, попадали и в другие провинции Персид­ской державы. В Среднюю Азию направ­лялись порабощенные жители из других стран, и на новом месте они были обязаны работать на Ахеменидов. Нередко их орга­низовывали во внешнее подобие общины, эксплуатируемой непосредственно царской властью. Целый ряд категорий подчиненных лиц работали в крупных имениях местной знати и представителей персидской адми­нистрации. Все эте делало классовую и со­циальную структуру среднеазиатского об­щества сложной и пестрой. Наряду с ра­бами в прямом смысле этого слова не­сомненно имелись категории зависимого населения, эксплуатируемого как государ­ством, так и частными лицами. Основное земледельческое население, объединенное в общины, сохраняло патриархальные тра­диции, но также было обременено разно­образными налогами и повинностями.


59. Зависимое население древнего Египта. Проблема рабства. Во второй половине IV тысячелетия до н. э., в так называемый герзейский пе­риод (от названия современной деревни Герзе; второй додинастический период), происходят коренные изменения и в социальной структуре. Различия в размерах могил позволяют предполагать, что в общи­нах уже ощущалось имущественное нера­венство и что в них выделились вожди, погребавшиеся с особой пышностью. При раскопках таких могил, в большинстве своем разграбленных, обнаружены рукоят­ки ножей из слоновой кости, нередко с золотой обкладкой, тонкие ткани с худо­жественной росписью. В этот период возникает институт рабства. Скорее всего рабы появились в резуль­тате военных столкновений между пле­менами и родами. Но в условиях первобытного строя, низкого уровня производи­тельных сил было невыгодно брать людей в плен, так как это лишь увеличивало чис­ло едоков. Создание продуктивного земле­делия, дающего большие урожаи, необхо­димость в дополнительной рабочей силе повысили ценность человеческого труда и дали возможность использовать труд плен­ников, которых, вместо того чтобы уничто­жать, теперь оставляли в живых. Древние египтяне называли таких пленников выра­зительным термином «убитый-живой». Итак, прежде всего рабов давали войны. Однако в условиях растущей дифференциации до_уровня__рабов-пленников могли опуститься бывшие общинники. Следовательно, формирующийся класс рабов мог о пополняться из источников как внешних, так и внутренних.

В эпоху Древнего царства были созданы крупные хозяйства трех типов : царские, храмовые и вельможные. На полях господ трудились многочисленные работники, объединение в своего рода рабочие отряды. Работали они под наблюдением надсмотрщиков, вооруженных палками, учетчики и писцы вели тщательную опись урожая. В территориальных, или сосед­ских, общинах земли обрабатывали общинники, которые обозначались терми­ном «царские люди». Они платили многочислен­ные подати в царскую казну и исполняли различные повинности. Работники царских, храмовых и вельможных земель (мерет или хемуу ) и члены египетских общин (нисутиу или хентиуше), включая сюда и ремесленников, составляли две прослойки основного класса египетского общества, ко­торый противостоял господствующему классу во главе с фараоном.

Рабы «бак» составляли особый класс египетского общества эпохи Древнего царства. Их продавали и покупали. Рынки рабов пополнялись за счет продажи военноплен­ных, порабощения впавших в долги бедня­ков. Однако в период Древнего царства эти источники были ограничены: завоева­тельные походы за пределы долины Нила были довольно редкими, а порабощение коренных египтян не поощрялось централь­ной властью, так как большой нужды в ра­бах еще не было. Во времена Древнего царства сложи­лась специфическая система тотальной и жестокой эксплуатации основной массы египетского населения, зависимых работ­ников и рабов (поголовное рабство, по словам К. Маркса), которая станет харак­терной чертой социальной структуры Египта последующих эпох. Эта тщательно орга­низованная центральной властью эксплуа­тация низших слоев египетского общества порождала некоторую близость социальных интересов бедняков и рабов, приводила к возрастанию социальной напряженности в египетском обществе.