Оформление логопедической группы и кабинета логопеда. Оформление логопедического кабинета для дошкольников Логопедический кабинет в доу оформление
ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА ЛОГОПЕДА
Саша, пойдем позанимаемся?
Нет, я лучше в группе поиграю, здесь веселее!
Это частый, но крайне не желательный ответ ребенка на приглашение логопеда на занятие. И действительно, многоразовое повторение речевого материала при автоматизации звуков может привести в уныние любого взрослого человека, что уж говорить о ребенке. Но что же делать педагогу, чтобы заинтересовать ребенка в занятии?
Существует несколько путей решения этой проблемы. Возможен вариант встречи с мамой ребенка, и тогда, после её беседы с ребенком, он к вам обязательно придет. Но с каким настроением?
Я выбрала другой путь. В своем кабинете я постаралась создать такую атмосферу, чтобы ребенок ожидал каждого занятия с нетерпением.
С чего я начала? С изучения теории и норм оформления. И сразу же возник вопрос о том, как воплотить «теорию зонирования» кабинета на ОЧЕНЬ ограниченной территории бывшей кладовой. Помогли совет старшего товарища – логопеда - стажиста и собственная фантазия, а так же мои любимые воспитатели, которые с пониманием относились к просьбам и никогда не отказывали.
Предлагаю вашему вниманию итог работы по оформлению логопедического кабинета.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА ЛОГОПЕДА
Саша, пойдем позанимаемся?
Нет, я лучше в группе поиграю, здесь веселее!
Это частый, но крайне не желательный ответ ребенка на приглашение логопеда на занятие. И действительно, многоразовое повторение речевого материала при автоматизации звуков может привести в уныние любого взрослого человека, что уж говорить о ребенке. Но что же делать педагогу, чтобы заинтересовать ребенка в занятии?
Существует несколько путей решения этой проблемы. Возможен вариант встречи с мамой ребенка, и тогда, после её беседы с ребенком, он к вам обязательно придет. Но с каким настроением?
Я выбрала другой путь. В своем кабинете я постаралась создать такую атмосферу, чтобы ребенок ожидал каждого занятия с нетерпением.
С чего я начала? С изучения теории и норм оформления. И сразу же возник вопрос о том, как воплотить «теорию зонирования» кабинета на ОЧЕНЬ ограниченной территории бывшей кладовой. Помогли совет старшего товарища – логопеда - стажиста и собственная фантазия, а так же мои любимые воспитатели, которые с пониманием относились к просьбам и никогда не отказывали.
Предлагаю вашему вниманию итог работы по оформлению логопедического кабинета.
Игрушки – наши верные друзья и помощники!
В современном обществе без компьютера никуда! Вот и мы поддались влиянию компьютеризации. Теперь слайд – презентации и компьютерные игры наши частые гости.
Веселые стульчики очень полюбились ребятам. И теперь выбор стульчика – это целый ритуал.
Цветотренинг, как средство взаимосвязи с изо – руководителем, а так же как многофункциональный логопедический тренажер. Лишь некоторые направления его использования: согласование существительных и прилагательных, автоматизация и дифференциация звуков, расширение словаря и т.д.
«Чудо - дерево»: закрепление сезонных понятий, автоматизация и дифференциация звуков, расширение словаря и т.д.
Немного расширив произведение К.И. Чуковского, на своем дереве на липучках мы можем «вырастить» любые предметы (которые соответствуют лексическим темам)
Сегодня, приглашая детей на занятие, я не получаю отказа. Ведь каждая наша встреча в логопедическом кабинете – это маленькое путешествие в сказку!
Речевое развитие - одно из главных условий полноценного формирования личности ребенка. Важную роль в коррекции речевых недостатков играет логопед. Его задача заключается в дифференциации диагностики речевых нарушений и проведении коррекционных мероприятий с целью улучшения речевых навыков у ребенка.
Исследования свидетельствуют о том, что большинство дошкольников плохо владеют навыками связной речи или же их словарный запас очень бедный. В связи с этим современный кабинет учителя логопеда должен быть оснащен всем необходимым для создания благоприятной речевой среды, содействующей успешному развитию монологической речи.
Предназначение занятий в логопедическом кабинете
- Совершенствование мимической мускулатуры. Помогает нормализовать работоспособность мышечной ткани лица.
- Улучшение речевых навыков. Содействует стабилизации работы дыхательного и голосового речевого аппарата и их координации.
- Устранение психологических барьеров. Способствует улучшению познавательных психических процессов, направленных на улучшение речи у ребенка.
В современных детских частных и государственных образовательных учреждениях логопедическое помещение играет важную роль в формировании и усовершенствовании лексико-грамматической основы речи. Занятия со специалистом помогают закрепить и расширить словарь по лексическим направлениям, активизировать использование предложенных конструкций и навыков словообразования.
Ведущие направления кабинета логопеда в ДОУ
- Консультирование педагогов и психологов по вопросам наиболее эффективного обучения детей, имеющих какие-либо трудности при произношении.
- Анализ речевых дефектов детей с целью подбора индивидуальной программы обучения.
- Создание коррекционной развивающей базы для исправления имеющихся нарушений.
Оформление кабинета логопеда в детском саду в согласии с ФГОС должно включать в себя зону диагностики, звукокоррекции и игровой терапии. Основная задача - помочь детям обрести навыки связной речи при помощи различных методических пособий и грамотно подобранных игр.
Важные требования к кабинету логопеда
- Наличие прогрессивных технических устройств. Внедрение современных интерактивных устройств является важнейшим условием организации учебно-воспитательного процесса. Ведь оно обеспечивает оперативную обработку выданной информации без потери времени.
- Отсутствие отвлекающих предметов. Кабинет должен выглядеть строго, но в то же время красиво и уютно, ничто не должно отвлекать от занятий и вызывать дискомфорт. Все вокруг должно создавать у ребенка положительное, рабочее настроение.
- Время проведения. Специалисту запрещается самостоятельно удлинять продолжительность занятий с детьми и производить различные сокращения между ними.
Школьный кабинет логопеда должен также соответствовать утвержденным санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Пособия и устройства для кабинета логопеда по ФГОС
- Для формирования звукопроизношения. Комплект публикаций для работы с речевым дыханием, различные надувные игрушки, специальные альбомы для дифференциации звуков.
- Для изучения грамоты. Различные азбуки, схемы и изображения для изучения предложений, интерактивный сенсорный комплекс «Вундеркинд» для освоения компьютерной грамоты.
- Для развития фонематического восприятия и звука. Сигнальные кружки для изучения звуков, пособия для установления звука в определенных словах, специальные картинки, современные интерактивные доски, например, логопедический комплекс it-YAGA .
- Для формирования связной речи. Красочные сюжетные изображения, наборы текстов для пересказывания и различные современные устройства.
- Для развития зрительного внимания и памяти. Сюда можно отнести разнообразные игровые элементы, сборные картинки и пазлы, а также разрезанные картинки различной конфигурации.
Современный кабинет логопеда, помимо наглядных учебных пособий, должен быть оснащен мебелью и специализированной техникой, игровыми устройствами, интерактивными досками и экранозвуковыми средствами обучения.
Правильно оборудованный кабинет специалиста - это нечто среднее между учебным классом и детской игровой комнатой. Профессиональное оснащение кабинета логопеда позволит создать самую продуктивную атмосферу для индивидуальных и групповых занятий в детских садах и школах.
Предметы для развития детей
- Зеркала. Помогают ребенку наблюдать за собственными артикуляционными и мимическими движениями, содействуют освоению речевых навыков.
- Столы с различными предметами. Всевозможные игрушки, отличающиеся по цвету, форме и весу, помогают развить тактильные ощущения.
- Разнообразные вертушки, мыльные пузыри. Здесь могут быть задействованы различные средства для развития речевого дыхания.
- Современные интерактивные устройства. Многие программные комплексы включают в себя игры на логику, внимание, связную речь, звукопроизношение, грамматический строй.
Современные интерактивные комплексы и электронные устройства в последнее время становятся неотъемлемой составляющей кабинета логопеда в школе. Они, в сравнении с обычными предметами обучения, помогают значительно повысить интерес детей к коррекционным занятиям и облегчают занятия по лексико-грамматическому строю и связной речи.
Преподаватели-логопеды оценят удобство и полезность использования таких современных логопедических комплексов, как «Вундеркинд» и IT-YAGA от АНРО технолоджи, в комплекте с которыми идет огромный набор специализированных логопедических игр и заданий: от занятий на дыхание и воздушную струю до игр по окружающему миру и обучению чтению.
- Настенное зеркало (не менее 1,5 - 0,5 м).
- Детские настольные зеркала (9 х 12) по количеству детей.
- Детские столы и стулья для занятий.
- Стол для логопеда.
- Два стула для взрослых.
- Дополнительное освещение у зеркала (настольная лампа).
- Настольные часы.
- Шкафы и полки для методической литературы.
- Навесная школьная доска.
- Наборное полотно.
- Фланелеграф.
- Чистое полотенце.
- Картотека на имеющиеся пособия.
- Коробки или папки одинакового размера и цвета для хранения пособий.
II. Оснащение зоны индивидуальной работы с ребёнком:
- Набор логопедических зондов (содержащихся в чистом стеклянном или специальном медицинском стакане). Возможно вы найдете необходимое оборудование на сайте fortis-med.ru .
- Лоточек.
- Спирт медицинский.
- Шпатели металлические.
- Вата стерильная.
III. Документация:
- Перспективный план работы с детьми на год.
- Календарный план фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий.
- Речевая карта на каждого ребёнка с необходимой документацией:
а) направление от логопеда детской поликлиники на медико-педагогическую комиссию;
б) выписка из истории болезни, выданная педиатром поликлиники;
в) справки от лора, окулиста, невропатолога, врача-психиатра;
г) характеристика на ребёнка, составленная воспитателем я/с, из которого поступает ребёнок.
Запись в речевой карте о продвижении ребёнка производить не реже 1раза в 3 месяца. - Тетради для индивидуальной работы с детьми.
- График логопедических занятий с детьми (хронометраж рабочего времени на все дни недели).
- Перспективный план по подготовке кабинета к новому учебному году.
- План по самообразованию на текущий год.
VI. Литература:
1. Картотека на имеющуюся методическую литературу.
2. Список рекомендованной литературы.
V. Пособия:
1. По обследованию речевого и общего развития детей.
а) материал на обследование интеллекта:
- счетный материал;
- разрезные картинки из 2-4-6 частей;
- пирамидки разной степени сложности;
- исключение 4-го лишнего предмета;
- картинки и тексты со скрытым смыслом;
- картинки-шутки (что нарисовано неправильно?);
- предметы для группировки их по цвету, форме, общей принадлежности к одной из групп;
- почтовый ящик с геометрическими фигурами;
- мелкий строитель, мозаика;
б) материал на обследование всех компонентов речи:
- фонетики (самодельные альбомы или предметные картинки на все звуковые фонемы);
- лексики (по всем темам, см. «словарь»);
- грамматики (сюжетные картинки"- на падежные и предложные конструкции и на связь слов в предложении или самодельные альбомы);
- связной речи (2-3 простых текста для пересказа детьми, серии сюжетных картинок для определения логической последовательности и составление рассказа по ним).
2. Развитие общего внимания, памяти и логического мышления.
а) упражнения на классификацию предметов и их группировку по цвету, форме и т.д.
б) на развитие слухового внимания (например, «Что ты слышишь?», «Дождь или солнце» и ДР-)
в) на развитие зрительного внимания (например, «Найди пару», «Что спрятал Петрушка» и ДР-)
г) на развитие речевого внимания (например, «Повтори, не ошибись!», «Кто тебя позвал?» и др.)
д) на развитие логического мышления (например, «Возьми свой предмет», «Подбери картинку к слову» и др.)
3. Формирование звукопроизношения:
а) артикуляционные упражнения (карточки, ширма или стенд);
б) набор пособий для работы над речевым дыханием (летающие предметы, надувные игрушки и др.);
в) предметные картинки на все изучаемые звуки для фронтальной и индивидуальной работы;
г) альбомы на автоматизацию поставленных звуков (по типу Соколенко и др.);
д) настольно-печатные игры на автоматизацию поставленных звуков;
е) пособия для формирования слоговой структуры слов;
ж) тексты на автоматизацию поставленных звуков.
4. Формирование фонематического восприятия и звукового анализа:
- символы звуков (по желанию);
- сигнальные кружки на дифференциацию звуков;
- схемы на звуко-слоговой анализ слов;
- предметные картинки на дифференциацию звуков;
- пособия для определения позиции звука в слове (карточка с тремя окошками и фишки на каждого ребёнка;
- тексты на дифференциацию звуков.
5. Грамота:
- подвижная азбука;
- азбука в картинках;
- кассы букв или магнитные азбуки на каждого ребёнка;
- схемы для анализа предложений;
- наборы предметных картинок для деления слов на слоги.
6. Работа над словарём:
а) предметные картинки по темам:
«Овощи» «Грибы» «Фрукты»
«Ягоды» «Одежда» «Обувь»
«Головные уборы» «Дом и его части» «Квартира и ее части»
«Мебель» «Посуда» «Продукты питания»
«Рыбы» «Игрушки» «Животные и их детеныши»
«Птицы» «Насекомые» «Транспорт»
«Семья» «Профессии» «Инструменты»
«Предметы туалета» «Предметы быта» «Времена года»
«Растения» «Деревья» «Школьно-письменные принадлежности»
Методические рекомендации ко всем темам (в группах с ФФН эти темы используются на
обобщение предметов).
б) пособия на словообразование:
- суффиксальное (существительное и прилагательное с уменьшительно-ласкательным суффиксом);
- префиксальное (приставочные глаголы);
- относительных (деревянный стол) и притяжательных (лисий хвост) прилагательных от существительных;
- однокоренных слов типа: кот - котик - котенька - котище.
в) предметные картинки на подбор антонимов (большой - маленький).
г) предметные и сюжетные картинки на подбор синонимов (маленький - небольшой).
7. Формирование грамматического строя речи.
Для групп с ОНР:
а) пособия на все падежные формы существительного единственного и множественного числа (в том числе несклоняемых существительных);
б) пособия на все предложные конструкции (составление предложений с простыми и сложными предлогами: на, з. у, из, за, над, под, от, с /со/, к, по, без, через, около, из-за, из-под);
в) пособия на все согласования (прилагательных, глаголов, числительных и местоимений с существительными);
г) пособия для формирования фразы (работа над структурой предложения).
Для групп с ФФН: а) пособия на форму существительного единственного и множественного числа; б)пособия на форму существительного единственного и множественного числа родительного падежа;
в) пособия на предложные конструкции (со сложными предлогами);
г) пособия на все согласования (см. выше).
8. Развитие связной речи.
Для группы с ОНР и логоневрозом:
серия сюжетных картинок;
сюжетные картинки;
наборы предметных картинок для составления сравнительных и описательных рассказов;
наборы текстов для пересказывания и пособия облегчающие этот процесс (например, опорные картинки для восстановления текстов, продуманные планы и др.)
9. Настольно-печатные игры:
(с уточнением программных задач на коррекционную работу с детьми).
10. Методический материал:
б) материал из опыта работы логопедов.
Анастасия Гредякина
Коррекционная предметно-развивающая среда логопедической группы и логопедического кабинета для дошкольников .
Речевое развитие – важнейшее условие полноценного развития детей. Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи необходимо создать благоприятную речевую среду, которая бы служила интересам, потребностям и развитию детей.
Формирование правильной речи, развитие познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями – сложный и многокомпонентный по структуре педагогический процесс. Доказано, что максимальное влияние на развитие коммуникативно-речевых способностей детей оказывает создание комфортных во всех отношениях условий развития, воспитания и обучения и коррекционно-развивающей среды.
Материально-техническое оснащение группы и кабинета в основном соответствует требованиям - носит развивающий и коррекционный характер, создает условия для творческой деятельности каждого ребенка, предоставляет детям возможность для активной целенаправленной и разнообразной деятельности.
Самой заметной и познавательной частью нашей группы является стена ,оформленная в виде города . Она нам очень помогает в работе,изучая лексические темы,на занятиях по математике,грамоте и т. д.
Зону по коррекции произношения мы оформили ,соединив с лексической темой насекомые и обыграли предлогами.
Информативный центр для родителей тоже захотелось сделать своими руками и представить в виде карусели из известного мультфильма.
В группе у нас растет чудо-дерево,на котором в зависимости от времени года меняется съемный материал на липучках.
В оформлении как вы уже заметили мы используем оракал,цветную клеющуюся пленку,она очень хороша для декоративных оформлений ,очень проста в работе.
Детки у нас спят в спальне и видят сказочные сны,которые разносят им маленькие волшебные феи).
Оформление логопедического кабинета :
Сейчас все стенды можно заказать и изготовить на специальных панелях,но своими руками делать методические пособия роднее и милее)
Публикации по теме:
«Профессии на стройке» конспект занятия в логопедической группе учителя-логопеда Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Профессии на стройке» для детей с тяжелыми нарушениями.
Уважаемые коллеги и гости моей странички! В этом году у нас в дошкольном учреждении проводился конкурс для педагогов «На лучшее оформление.
Годовой план учителя-логопеда в старшей логопедической группе Мероприятия Сроки проведенияОрганизационная работаПодготовка кабинета к новому учебному году До 1 сентября Первичное и углубленное обследование.
Все течет, все изменяется. и в нашем учреждении грянули перемены. Мне предоставили новый кабинет, нужно было сделать ремонт и переехать.
В предверии каждого нового года я стараюсь создать неповторимую сказочную атмосферу в логопедическом кабинете. Для этого разрабатываю вместе.
В нашем детском саду, как и во многих детских садах, педагоги стараются украшать свои группы к каждому сезону. Специалисты решили тоже не.
Родительское собрание для родителей логопедической группы «Взаимосвязь работы семьи и логопеда». Родительское собрание. Тема: «Взаимосвязь работы семьи и логопеда». Цель: формирование активной позиции родителей, привлечение их внимания.