Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Общий предок обезьяны и человека. Палеонтологические доказательства происхождения человека. Люди и обезьяны: основные отличия

Задания уровня А

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.

А1. О принадлежности человека к классу Млекопитающие свидетельствует
4) волосяной покров и живорождение.

А2. Человека относят к отряду
2) приматы.

А3. Рудимент человека
1) аппендикс

А4. Прародина человека
4) Восточная Африка

А5. Анатомический признак человека, связанный с прямохождением,
2) пружинящая стопа.

А6. Для эволюции человека характерно
3) единство действия биологических и социальных факторов.

А7. Общим предком человекообразных обезьян и человека является
3) дриопитек

А8. К современному человеку относится
3) кроманьонец.

А9. К древнейшим людям относится
1)синантроп.

А10. Биологическим фактором эволюции человека является
2) изоляция,
3) наследственная изменчивость,
4)естественный отбор.

А11. Предком человека является
4) ни одна из перечисленных обезьян.

А12. Человек отличается от всех других животных
3) наличием второй сигнальной системы.

Задания уровня В

Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

В1. Приспособления к древесному образу жизни у предковых приматов и современных человекообразных обезьян
2) все конечности имеют по пять пальцев,
4) сильное развитие двигательных отделов мозга,
6) сильное развитие плечевого пояса.

В2. Отличительные черты человека (по сравнению с человекообразными обезьянами)
1)подбородочный выступ на нижней челюсти,
2) стопа с сильно развитым большим пальцем, имеющая своды,
4) относительно сильное развитие мозгового черепа.

В3. Данные сравнительной эмбриологии, доказывающие животное происхождение человека
3) двухкамерное сердце у двухнедельного эмбриона,
4) сплошной волосяной покров у плода,
5) развитие из зиготы.

Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

В4. Установите соответствие между признаками человека и систематической группой, для которой они характерны.

В5. Установите соответствие между признаками и группой, к которой они относятся.

В6. Установите соответствие между факторами исторического развития человека и группой, к которой они относятся.

В7. Установите соответствие между признаками и расами, для которых они характерны.


Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.

В8. Установите последовательность этапов появления и эволюции человека, начиная с наиболее древнего.

В9. Определите систематическое положение человека как биологического вида, расположив таксоны в необходимой последовательности, начиная с вида.

Уровень «А».

1. Выберите правильную последовательность эр в истории Земли:

а) протерозой - палеозой - архей - мезозой - кайнозой;

б) архей - протерозой - палеозой - кайнозой - мезозой;

в) архей - протерозой - палеозой - мезозой - кайнозой;

г) архей - протерозой - мезозой - палеозой - кайнозой.

2. Плацентарные млекопитающие возникли:

а) в перми; б) в мелу; в) в палеогене; г) в юре.

3. Цветковые растения широко распространились:

а) в кайнозое; б) в мелу; в) в триасе; г) в палеогене.

4. Наземные позвоночные приобрели современный облик:

а) в антропогене; б) в неогене; в) в мелу; г) после окончания последнего ледникового периода.

5 . Общими предками человека и человекообразных обезь-ян были:

а) лемуры; б) австралопитеки; в) дриопитеки; г) гориллы.

6. Каковы эволюционные связи человека и современных че-ловекообразных обезьян?

а) Человек произошел от общих с человекообразными обезь-янами предков. б) Человек - потомок современных человекообразных обезьян.

в) Человек и человекообразные обезьяны никогда не имели общих предков г) Обезьяны произошли от древних людей.

7. Череп человека отличается от черепа обезьян:

а) массивными, вытянутыми вперед челюстными костями; б) преобладанием мозговой части черепа над лицевой;

в) преобладанием лицевой части черепа над мозговой; г) развитием гребня, к которому прикрепляются шейные мышцы.

8. Человек отличается от человекообразных обезьян:

а) наличием волосяного покрова; б) развитым большим пальцем, противопоставленным всем остальным; в) наличием ногтей; г) формой ушей.

9. Человек в отличие от человекообразных обезьян обладает:

а) способностью к трудовой деятельности; б) четырехкамерным сердцем; в) заботой о потомстве; г) объемным зрением.

10. На ранних этапах эволюции человека под контролем биологических факторов происходило формирование:

а) особенностей его строения и жизнедеятельности; б) членораздельной речи; в) трудовой деятельности г) мышления, развитого сознания.

11. К движущим силам антропогенеза не относится:

а) борьба за существование; б) общественный образ жизни; в) наследственная изменчивость; г) модификационная изменчивость.

12. Какое адаптивное значение имело приспособление пред-ставителей негроидной расы темного цвета кожи?

а) предохранение от ультрафиолетовых лучей; б) усиление обмена веществ;

в) приспособления к морскому климату; г) улучшение дыхательной функции.

13. Обезьяночеловеком называют:

а) австралопитека; б) питекантропа; в) неандертальца; г) дриопитека.

14 . Развитию речи способствовали:

а) коллективная охота; б) пользование огнем; в) прямохождение; г) развитая кисть.

15. В борьбе за существование побеждали в ходе антропогенеза:

а) древние люди; б) популяции людей, изготавливавшие и использовавшие орудия;

в) имевшие объем мозга до 900 см 3 ; г) популяции людей, жившие 2-2,5 млн. лет назад.

16. Выступающий нос у европеоидов:

а) способствует большой теплоотдаче; б) не носит приспособительный характер;

в) защищает от переохлаждения гортань и легкие; г) приспособление к недостатку солнечной радиации.

Уровень «В».

1. Кроманьонцев и ныне живущих людей объединяет:

а) объем мозга до 1600 см 3 ;

б) преобладание мозгового отдела над лицевым;

в) развитый подбородочный выступ;

г) объем головного мозга 1000-1200 см 3 ;

д) использование орудий из металла;

е) относятся к виду Человек умелый.

2. Расположите названия костей нижней конечности в по-рядке от бедра к пальцам:

а) фаланги пальцев; б) плюсна; в) бедренная кость;

г) кости голени (большая и малая берцовые кости); д) предплюсна.

Уровень «С» (задание с развернутым ответом)

1. Почему в процессе эволюции ни одна из рас не достигла в своем развитии уровня вида?

2 вариант

Уровень «А».

Выберите один правильный ответ

1. Накопление кислорода в атмосфере Земли, связанное с фотосинтезом, началось:

а) в палеозое; б) в архее;

в) концентрация кислорода в атмосфере Земли всегда была примерно одинаковой; г) с возникновением эукариот.

2. Первые наземные позвоночные появились:

а) в девоне; б) в карбоне; в) в кембрии; г) в перми.

3. Временем расцвета пресмыкающихся был:

а) силур; б) мезозой; в) палеоген; г) палеозой.

4. Какие из этих животных жили одновременно с первобытным человеком?

а) мул; б) ихтиозавр; в) шерстистый носорог; г) эогиппус.

5 . К древнейшим людям относят:

а) австралопитеков; б) питекантропов и синантропов; в) неандертальцев; г) кроманьонцев.

6. Человеком современного типа был:

а) неандерталец; б) кроманьонец; в) питекантроп; г) синантроп.

7. Основные человеческие расы:

а) европеоиды и монголоиды; б) европеоиды, индейцы, негроиды и монголоиды;

в) европеоиды, негроиды и монголоиды; г) европеоиды, негроиды, монголоиды и неандертальцы.

8. Человек в отличие от животных воспринимает слова как:

а) сочетание отдельных звуков; б) выражение определенной мысли; в) набор звуков, не связанных друг с другом; г) звуковой сигнал.

9. Пример биологического фактора эволюции человека:

а) общение друг с другом с помощью устной и письмен-ной речи; в) трудовая деятельность;

б) способность передавать приобретенные знания по на-следству; г) использование одежды.

10. Действием только биологических факторов эволюции нельзя объяснить появление у человека:

а) диафрагмального дыхания; б) второй сигнальной системы; в) свода стопы; г) S-образного изгиба позвоночника.

11. Какая часть верхней конечности человека наиболее резко изменилась в ходе его эволюции?

а) плечо; б) предплечье; в) кисть; г) лопатка.

12. Видовым признаком человека не является:

а) 48 хромосом; б) возможность метисации представителей разных рас; в) наличие млечных желез; г) живорождение.

13. Общим признаком для человека и человекообразных обезьян является:

а) S -образная форма позвоночника; б) передние конечности хватательного типа; в) слабо развитые надбровные дуги; г) объем мозга от 1000-1500 см 3 .

14 . Укажите биологические предпосылки антропогенеза:

а) постепенное освобождение передних конечностей; б) вскармливание детенышей молоком;

в) дугообразный позвоночник; г) хорошо развитые зрение и слух.

15. Назовите фактор эволюции, обеспечивший развитие че-ловека:

а) модификационная изменчивость; б) дрейф генов; в) стабилизирующий отбор; г) наследственная изменчивость.

16. Зачатками членораздельной речи обладали:

а) неандертальцы; б) кроманьонцы; в) синантропы; г) питекантропы.

Уровень «В».

1. Выберите особенности скелета человека, которые связаны с прямохождением:

а) подбородочный выступ;

б) размер позвонков растет от шейного отдела к крестцовому;

в) позвоночник имеет четыре изгиба;

г) сводчатая стопа;

д) отсутствие хвостового отдела; е) широкий развернутый таз.

2. Расположите названия костей верхней конечности в по-рядке от плеча к пальцам:

а) кости запястья; б) плечевая кость; в) фаланги; г) кости предплечья (локтевая и лучевая); д) пястье.

Уровень «С» (задание с развернутым ответом).

1. Почему расы не являются отдельными биологическими видами?

Оценка результатов контрольной работы №3 по теме «Происхождение жизни на Земле и антропогенез»

вопроса

ответ

Кол-во баллов

вопроса

ответ

Кол-во баллов

Уровень А

Уровень А

Уровень В

Уровень В

б, г, а, д, в

в, г, д, б, а

Уровень С

Уровень С

Почему в процессе эволюции ни одна из рас не достигла в своем развитии уровня вида?

Почему расы не являются отдельными биологическими видами?

Максимальное количество баллов – 23

отметка

количество баллов

Контрольная работа №4 «Экологические взаимоотношения организмов» (к уроку 25)

Цель работы: оценить степень усвоения следующих понятий: экологические факторы, их значение в жизни организмов. Умение объяснять взаимосвязи организмов друг с другом и окружающей средой.

В работе используются задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Задания базового уровня составляют 50% от максимального первичного балла, повышенного – 33%, высокого уровня – 17%. Они соответствуют минимуму содержания основного и среднего (полного) общего биологического образования, требованиям к подготовке выпускников.

Все задания базового уровня (1-10) предусматривают выбор одного верного ответа из четырёх.

Для проверки знаний на повышенном уровне используются задания с выбором нескольких верных ответов (II, III), Выполнение этих заданий служит показателем овладения более сложными и разнообразными видами учебной деятельности. Они позволяют проверить знания учащихся о сущности биологических процессов, явлений и их закономерностях; умения сравнивать, применять знания в знакомой и измененной ситуациях. Задание высокого уровня (IV) предусматривает выбор верных суждений и направлено на проверку знаний о наиболее существенных биологических закономерностях, проявляющихся на всех уровнях организации живого; умений самостоятельно оперировать биологическими понятиями, обосновывать и объяснять биологические процессы и явления, применять теоретические знания на практике.

1 вариант

I . Выберите один правильный ответ:

1. Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое-либо преимущество, не принося другому ни вреда, ни пользы, называется:

2. Симбиотические отношения, при которых присутствие каждого из двух видов становится обязательным для другого партнера, называются:

3. Конкурентные отношения в биоценозе возникают между

4. Форма взаимосвязей между видами, при которой орга-низмы одного вида живут за счет питательных веществ или тка-ней организма другого вида, называется:

5. Если рыба горчак откладывает икру в мантию двустворча-того моллюска, это пример:

а) симпатрией; б) протокооперацией; в) квартирантством; г) акклиматизацией.

а) не оказывает существенного влияния на хозяина; б) всегда приводит хозяина к смерти;

в) приносит определенную пользу хозяину; г) приносит вред, но лишь в некоторых случаях приводит к скорой гибели хозяина.

8. Некоторые грибы растут на корнях определенных деревь-ев. Такой тип взаимоотношений называется:

9. Хищники в природном сообществе:

а) уничтожают популяцию жертв; б) способствуют росту популяции жертв;

в) оздоровляют популяцию жертв и регулируют ее числен-ность; г) не влияют на численность популяции жертв.

10. Организм, в теле которого происходит размножение па-разита, называется:

II . Выберите несколько правильных ответов:

1. В результате внутривидовой конкуренции происходит:

а) самоизреживание растений б) поиск новых мест обитания в) увеличение воспроизводства осо-бей

г) снижение воспроизводства осо-бей д) выработка территориального по-ведения

2 . Примерами симбиоза явля-ются:

а) отношения водоросли и гриба в лишайнике

б) отношения термитов и живу-щих в его кишечнике жгути-ковых простейших

в) отношения бобовых растений с поселяющимися на их корнях клубеньковыми бактериями

г) отношения человека и живу-щей в его кишечнике бактерии кишечной палочки

д)отношения цветковых растений и грибов, образующих микоризу

III . Выберите признаки, характеризующие хищ-ника

IV

    Внутривидовые отношения - механизм, обеспечивающий саморегуляцию численности популяций.

    Межвидовая конкуренция играет важную роль в форми-ровании природного сообщества.

    Пространственное распределение животных в популяции регулируется их поведением.

    Абиотические факторы не оказывают влияния на конку-рентные отношения двух родственных видов.

    Территориальное поведение у животных - способ регуля-ции численности популяции.

    Организмы двух видов одинаково реагируют на повыше-ние плотности их популяции.

    Конкуренция не является формой биотических взаимоот-ношений.

    Конкурентные взаимоотношения, как правило, полезны для обоих организмов.

    Самоизреживание у елей - это пример межвидовой кон-куренции.

    Примером внутривидовой конкуренции являются взаимо-отношения между волками в стае.

2 вариант

Выберите один правильный ответ:

1 . Симбиотические отношения, при которых совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно для них, называются:

а) комменсализмом; б) мутуализмом; в) протокооперацией; г) нейтрализмом.

2. Взаимоотношения акул с рыбами-прилипалами, это пример:

а) взаимополезных отношений; б) полезно-нейтральных отношений; в) полезно-вредных отношений; г) взаимовредных отношений.

3. Самоизреживание у елей - пример:

а) внутривидовой конкуренции; б) межвидовой конкуренции; в) комменсализма г) старения популяции

4. Форма взаимосвязей между видами, при которой один из совместно обитающих видов испытывает угнетение, в то время как другой не получает ни вреда, ни пользы, называется:

5. Распространение муравьями семян некоторых растений леса является примером:

а) мутуализма; б) протокооперации; в) комменсализма; г) нейтрализма.

6. Птицы, собирающие пищу на земле, в траве или на деревьях по способу питания являются:

7. Отношения между популяциями волка и зайца - русака - это

8. Конкурентные отношения между организмами в эко-системах характеризуются

а) угнетением видами друг друга б) ослаблением внутривидовой борьбы

в) созданием среды одними видами для других г) формированием сходных признаков у разных видов

9. Примером межвидовой кон-куренции являются взаимоот-ношения между:

а)волками в стае б)организмом-хозяином и пара-зитическими червями

в) рыжими и черными тараканами г) мышевидными грызунами и лисами

10. В желудке и кишечнике жвачных млекопитающих посто-янно обитают бактерии, вызывающие брожение. Это является примером:

II . Выберите несколько правильных ответов:

1. Примерами конкуренции являются отношения между:

а) хищниками и жертвами

в) видами, использующими одни и те же ресурсы

г) особями одного вида

д) живыми организмами и абио-тическими факторами

2. Примерами комменсализма являются:

а)взаимоотношения львов с гие-нами, подбирающими остатки недоеденной пищи

б)взаимоотношения различных бактерий, перерабатывающих различные органические веще-ства мертвых организмов

в)взаимоотношения пеницилловых плесневых грибов и неко-торых бактерий, для которых выделяемые грибами антибио-тики губительны

г) взаимоотношения синицы и мыши, живущих в одном лесу

д) взаимоотношения эпифитов с деревьями, на стволах и вет-вях которых они поселяются

В течение своей жизни нападает на одну, иногда на не-сколько особей.

В течение своей жизни нападает на большое число особей.

Поедает только часть вещества своей жертвы.

Поедает практически всю жертву.

Приводит свою жертву к гибели.

Наносит вред жертве, но редко приводит ее к быстрой ги-бели.

Цикл развития тесно связан с жертвой

Нападает на жертву и сам ее питается

Нападает на жертву, но сам ею не питается

IV . Выберите правильные суждения.

    Внутривидовые отношения - механизм, обеспечивающий са-морегуляцию численности по-пуляций.

    Межвидовая конкуренция играет важную роль в формиро-вании природного сообщества.

    Пространственное распреде-ление животных в популяции регулируется их поведением.

    Поселение крыс и мышей в домах было вызвано разрушени-ем их естественных местообитаний человеком.

    Абиотические факторы не оказывают влияния на конку-рентные отношения двух родст-венных видов.

    программу Парфенюк О.В. Рабочая программа по информатике Информатика 8 - 9 классы Пояснительная записка. Рабочая программа разработана...

  1. Рабочая программа (541)

    Рабочая программа

    Деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Шамсувалиева Роза Равильевна Ф.И.О I квалификационная... деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Шамсувалиева Роза Равильевна Ф.И.О I квалификационная...

  2. Рабочая программа (653)

    Рабочая программа курса

    Государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в... практическое содержание рабочей программы имеет базовый и продвинутый уровень. Реализация рабочей программы обеспечивает освоение...

  3. Рабочая программа (664)

    Рабочая программа

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике для 9 класса... -2012 уч.год Пояснительная записка Рабочая программа по информатике и информационным технологиям... СПб.: Питер, 2009 При составлении рабочей программы учтены рекомендации иструктивно-методического письма...

Среди первых мелких млекопитающих -- насекомоядных -- в мезозойскую эру обособилась группа таких животных, которые не обладали ни острыми зубами и когтями, ни крыльями, ни копытами. Они жили и на земле, и на деревьях, питались плодами и насекомыми. От этой группы и взяли начало ветви, которые повели к полуобезьянам, обезьянам и человеку.

Древнейшими высшими обезьянами, от которых ведут начало предки человека, считают парапитеков. Эти древние малоспециализированные обезьяны дивергировали на две ветви: одна привела к современным гиббонам и орангутангам, другая-- к дриопитекам, вымершим древесным человекообразным обезьянам. Дриопитеки подверглись дивергенции в трех направлениях: одна ветвь повела к шимпанзе, другая -- к горилле и третья -- к человеку. Человек и человекообразные обезьяны состоят между собой в ближайшем родстве. Но это разные ветви общего родословного ствола.

Ученые предполагают, что прародина человечества была где-то на территории, включающей северо-восточную часть Африки, Южную Азию, юго-восток Европы, откуда люди расселились по всей Земле.

Каковы же были исходные формы, от которых взяли начало древнейшие люди? До настоящего времени такие формы не обнаружены, но представление о них дает хорошо изученная группа южноафриканских обезьян -- австралопитеков («аустралюс» -- южный). Эта группа обитала на Земле одновременно с древнейшими людьми, поэтому не может считаться прямыми предками людей.

Австралопитеки жили среди скал на равнинных безлесных пространствах, были двуногими, ходили чуть наклонившись, знали мясную пищу; их череп имел объем примерно 650 см 3 .

В начале 60-х годов нашего столетия английский ученый Луис Лики в Олдовайском ущелье на территории современной Танзании (Восточная Африка) нашел обломки черепов, кости кисти, стопы, голени, ключицы. Ископаемые существа, которым они принадлежали, по строению стопы и кисти были несколько ближе к человеку, чем австралопитеки, но объем мозга их не превышал 650 см 3 . Там же были найдены гальки заостренной формы и камни, оставлявшие впечатление искусственно обработанных. По мнению большинства советских антропологов, эти существа следует считать также австралопитеками. Морфологически они мало отличались от человекообразных обезьян. Отличие состояло в возникновении первых проблесков сознания, связанных с употреблением природных предметов в качестве орудий, что подготавливало переход к их изготовлению.

Предполагают, что предками древнейших людей был близкий к африканским австралопитекам вид двуногих человекообразных обезьян, у которых на основе наследственной изменчивости в процессе естественного отбора выработалась способность часто и разнообразно использовать палки, камни в качестве орудий.

Об этом мы беседуем с палеоантропологом Александром Беловым.

Александр Иванович, подойдёт новый кандидат на роль нашего предка?

Александр Белов: - Это будет зависеть от того, как выглядит его стопа. Полтора века наука находится под обаянием теории (правильнее было бы её назвать гипотезой) Чарлза Дарвина о том, что предком человека была человекообразная обезьяна . Последователи Дарвина до сих пор разделяют это мнение.

Хотя данная гипотеза имеет очевидные слабости. Вот одна из них: в стопе человека главную опорную функцию выполняет большой палец, на который приходится 30-40% веса. Строение стопы гориллы, орангутанга, шимпанзе - самых, казалось бы, «умных» и похожих на человека обезьян - иное: у них большой палец отстоит под углом от стопы. Это различие ключевое, оно доказывает, что даже человекообразная обезьяна неспособна к длительному прямохождению, а только к перемещению на четвереньках.

Но разве этот довод так уж противоречит Дарвину? Развивалась обезьяна - совершенствовалась и её стопа.

А. Б.: - По этой логике у более древних предков обезьяны и человека стопа должна быть ещё менее похожей на нашу.

Но именно эта логика и затрещала по швам после громких находок последних десятилетий. В конце 70-х гг. XX века нашли окаменелую стопу австралопитека, жившего примерно 4 млн лет назад. И тут-то стало ясно, что он вовсе не «слез с дерева», как того требовала бы эволюционная гипотеза. Этот примат имел стопу, гораздо более похожую на человеческую, чем у человекоподобных обезьян.

В 2000 году нашли кости сахелантропа чадского, жившего 7 млн лет назад. По особенностям прикрепления затылочных мышц к основанию черепа выяснилось, что он был прямоходящим. Вывод поразителен: сахелантроп ещё больше похож на человека, чем австралопитек, и тем более - чем обезьяны.

Видимо, под напором фактов пришлось «скорректировать» концепцию Дарвина: не человек - от обезьяны, а они оба - от какого-то общего предка?

А. Б.: - Дарвинистам хотелось бы уцепиться за эту мысль, да не выходит: почему же тогда человек усовершенствовал формы предка, а обезьяна растеряла все его преимущества и влезла обратно на дерево? Получается, обезьяна продемонстрировала обратное направление развития - инволюцию?

Именно гипотезе инволюции посвящены ваши книги. По ней выходит, что формы живой материи развиваются от более сложных к более простым. То есть живой мир деградирует. Допустим, это так. Но тогда откуда же взялись сложные формы? Кто создал человека?

А. Б.: - На этот важнейший вопрос учёные пока не готовы ответить. Человек разумный - сравнительно молодой вид, он насчитывает около 60 тыс. лет. Против нескольких миллионов лет, отделяющих нас от найденных антропоидов, - это пустяк. Получается, homo sapiens располагается вне линии развития приматов - хоть эволюционной, хоть инволюционной. Поэтому честнее, на мой взгляд, назвать наш вид homo incognitos - человек неизвестный, чем роднить его с обезьянами и их более совершенными предками.

Может, новая эфиопская находка всё поставит на свои места?

А. Б.: - Сомнительно. Ведь мы говорили только о нестыковке «обезьяна - человек». Но ещё более красноречивы нестыковки между любыми двумя ступеньками на лестнице эволюции. К примеру, свинья и даже летучая мышь кое в чём ближе к человеку, чем обезьяна.

Но вы отвергаете предположение о том, что найден более древний предок человека?

А. Б.: - Я готов аргументированно доказывать, что собака и медведь - потомки человека. Скажем, медведь происходит не от мелких древолазающих зверьков типа енотов (как считают палеонтологи). И обезьянам он не родственник, хотя внешне немного на них похож. Стопа медведя напоминает человеческую и гораздо совершеннее, чем обезьянья: в ней и нам ёка нет на отставленный большой палец. Очевидно, некое деградирующее человеческое существо никогда не забиралось на деревья, а нагуливало жирок, шатаясь между деревьями, сначала на двух ногах, потом на четырёх. Ноги у предка медведя укоротились, чтобы удобнее было наступать на всю стопу. Выходит, медведь произошёл от человека?..Досье

Александр Белов, родился в 1963 г. По образованию биолог-анималист. Автор книги «Тайна происхождения человека раскрыта».

Приматы сформировались в Африке — однако их предки эмигрировали из Азии

Общий предок людей и человекообразных обезьян обитал не в Африке, а в Азии. Такой вывод сделали ученые, изучившие найденные в Мьянме останки ранее неизвестного вида приматов. Работа палеонтологов опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Ученые впервые обнаружили останки неизвестного животного возле поселения Ганлеа в Мьянме в декабре 2005 года. Последующий анализ показал, что возраст костей составляет около 38 миллионов лет. Исследователи отнесли останки к новому роду Ganlea и виду Ganlea megacanina. Родовое название произошло от названия населенного пункта, где были найдены кости, а видовое отражает особенности анатомии зубов древнего примата.

У G. megacanina были удлиненные клыки, которые характерны для некоторых современных обезьян. Зубы такой формы необходимы для вскрытия твердой наружной оболочки тропических фруктов, внутри которых находятся питательные семена. Такой способ питания характерен только для высших приматов.

Авторы сомневаются, что анатомические характеристики, необходимые для употребления в пищу фруктов с твердой оболочкой, могли развиться независимо у разных групп обезьян. Исследователи предполагают, что именно обитавшие в Мьянме G. megacanina являются предками высших приматов, в том числе и людей. Потомки этих обезьян мигрировали из Азии в Африку, где и сформировались обезьяны Старого Света (или узконосые обезьяны), приматы и люди.

За последние несколько месяцев было сделано сразу несколько открытий, заставляющих пересмотреть традиционные представления об эволюции отряда приматов. Так, в конце июня группа американских исследователей представила данные, доказывающие что ближайшими родственниками человека являются не шимпанзе, а орангутаны.

Между тем, в начале мая этого года в Африке была обнаружена самая старая человеческая популяция. Группа людей, являющихся самыми близкими родственниками общих предков всего человечества, была обнаружена в ходе масштабного генетического исследования африканского населения.