Название городов портов тихого океана. о.Доини, Папуа-Новая Гвинея. Мировое морское судоходство
Особенности природных условий общегеографического и ЭГП величайшего океана нашей планеты формируют его главные черты как транспортного звена, морские пути которого связывают разные страны мира. На просторах проходят многие трассы мирового и регионального судоходства, а на берегах расположено большое количество портов, на долю которых приходится 26% грузооборота портов капиталистических стран. Тихоокеанские порты концентрируют значительную часть судов мирового торгового флота.
Для тихоокеанского транспортного бассейна прежде всего характерна очень большая протяженность широтных трансокеанских путей. Они вдвое длиннее, чем трансатлантические, поэтому использование Тихого океана для транзитных перевозок довольно неудобно.
Интенсивные судоходные трассы пролегают главным образом вдоль обоих побережий океана. Вместе с тем одна из важнейших линий морских связей проходит от североамериканских берегов к дальневосточным берегам Азии. По ней совершается обмен в основном между двумя центрами империалистического соперничества на Тихом океане - США и Японией. Правда, связи между ними гораздо менее интенсивны, чем между США и Западной Европой.
Самая разветвленная сеть морских трасс сложилась на путях к Японии, ведущей весьма оживленный обмен с различными странами-поставщиками разнообразного сырья и потребителями готовой японской продукции. Наконец, сравнительно много трансокеанских маршрутов располагается в южной части океана, примерно до 40° ю.ш., что объясняется развитием морских сообщений восточного побережья Австралии и Новой Зеландии с другими странами.
Трассы и маршруты Тихого океана
В общем Тихий океан уступает Атлантическому по густоте морских путей и по объему грузопотоков, но опережает его по темпам роста перевозок. Тенденция к возрастанию значения Тихого океана для мировой торговли проявляется в настоящее время и представляет собой его существенную черту как крупнейшего транспортного бассейна.
Экономические и социально-политические различия тихоокеанских стран во многом определяют особенности размещения судоходных линий, объемы и структуру грузоперевозок. Большой густотой и грузонапряженностью характеризуется сеть трансокеанских путей, соединяющих западные и восточные берега океана. Они группируются по двум главным направлением американо-азиатскому и американо-австрийскому.
В первом из них сформировались три разных по объему и напряженности маршрута. Трассы самого оживленного здесь судоходства связывают тихоокеанские порты США и Канады (Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Ванкувер) с портами Японии, Китая, Филиппин (Иокогама, Шанхай, Манила). Несмотря на большую протяженность и суровые навигационные условия, по этому маршруту перевозится очень большой объем разнообразных грузов, что объясняется высоким экономическим потенциалом Японии и притихоокеанских районов США. Эти государства по прилегающим здесь трассам интенсивно обмениваются между собой и с другими странами. Из США и Канады в Японию вывозятся: каменный уголь, лес и лесные грузы, зерно, руда, различные полуфабрикаты и т.п. В обратном направлении идут разные виды промышленной продукции: изделия из стали, трубы, автомобили, электроприборы, радиотовары, шелк, рыба и рыбные продукты. Для структуры грузопотоков США-Китай, США-Филиппины характерен экспорт промышленных изделий из США и импорт сырьевых и сельскохозяйственных (в основном рис) продуктов в эту страну.
Несмотря на хорошие навигационные условия, менее интенсивно судоходство развито на маршруте от Панамского канала и западных портов Южной Америки к Сингапуру и от тех же начальных пунктов через Гавайские острова на Иокогаму и Манилу. Заметное место в этом маршруте занимают транзитные перевозки через Панамский канал из Атлантического океана к портам восточных берегов Индийского океана и в обратном направлении.
Южноамериканские страны Тихого океана характеризуются сравнительно невысоким уровнем экономического развития и небольшими масштабами внешних экономических связей, что сказывается на объемах и структуре грузопотоков этого маршрута. Из южноамериканских портов и Манилы вывозится преимущественно горно-рудное и сельскохозяйственное сырье в Японию, а из этой страны в них поступают промышленные изделия. В Сингапур поступают преимущественно материалы и оборудование, необходимые для обеспечения ремонта судов - одной из основных отраслей хозяйства этого государства-порта.
Довольно редко используется маршрут от Магелланова пролива через Гавайские острова или, минуя их, в порты Азии. Здесь пролегают трассы большой протяженности, для южных участков которых характерны сложные навигационные условия. По этим путям обмениваются грузами в основном южные районы Аргентины и тихоокеанские страны. В целом американо-азиатское направление концентрирует подавляющую часть трансокеанских путей, по которым проходят очень большие по объему и различные по структуре грузопотоки. Они отражают крупный внешнеторговый оборот стран северной части Тихого океана.
Американо-австралийское трансокеанское направление связывает порты Северной и Южной Америки с портами Австралии и Новой Зеландии. Здесь проходят судоходные линии из портов США и Канады в Сидней, от Панамского канала к Сиднею и от южноамериканских портов в Сидней. Объемы и структура морских перевозок по этим путям во многом определяются уровнем развития и характером экономики Австралии и Новой Зеландии. Обе эти страны вместе с тем находятся в сильной экономической и политической зависимости от США и Великобритании. Австралия выступает на мировом рынке как поставщик промышленного сырья и продовольственных товаров, а Новая Зеландия - как экспортер продукции мясо-шерстного животноводства. В США они доставляют свинец, цинк, шерсть, мясо, в обратном направлении идут станки, машины и другое промышленное оборудование. Перевозки осуществляются в основном транспортным флотом США и Великобритании.
Более короткие, чем трансокеанские, линии, но не менее напряженные пролегают вдоль азиатских и американских берегов Тихого океана, где соответственно господствуют морские связи Японии и США с тихоокеанскими и другими странами. Западные меридиональные пути образуют азиатско-австралийское направление. Японские судоходные компании организовали здесь регулярные линии, по которым из Австралии в Японию вывозятся железная руда, каменный уголь, шерсть и другое сырье, а в Австралию из Японии поступают различные промышленные товары. В этом же районе океана от Малаккского пролива к японским портам проходит весьма грузонапряженная трасса, по которой ближневосточная перевозится в Японию. Среди других морских путей она выделяется большими объемами перевозок жидких грузов.
Восточные меридиональные маршруты связывают южноамериканские страны (через Панамский канал) с тихоокеанскими и атлантическими портами США и Канады. В этих районах превалируют перевозки США. Около 1/5 объема внешней торговли тихоокеанских портов этой страны приходится на государства Южной Америки, откуда в США поступают железная руда, руды цветных , селитра, сера и другое сырье. Из США в южноамериканские порты транспортируются оборудование для горнодобывающей промышленности, машины, станки и другие товары. По существу это грузообмен развитых и зависимых стран.
Кроме трансокеанских и меридиональных путей в Тихом океане немало сравнительно коротких трасс проходит возле материков и по прилежащим к ним морям. Так, оживленное судоходство развито в Японском море, австрало-азиатских морях, вблизи Австралии и Новой Зеландии, в водах, омывающих берега Центральной Америки, и т.д. Объемы и структура грузопотоков здесь отличаются неустойчивостью.
Краткий обзор хозяйственной деятельности разных стран в Тихом океане позволяет выявить несколько ее существенных черт. В настоящее время здесь сложилось многоотраслевое океанское хозяйство, в котором ведущее место занимает рыболовство, включая морепродукты. За ним идет транспортное использование океана. Далее следует разработка богатств прибрежно-морских россыпей и добыча «морской» нефти.
Шанхай, Сингапур, Сидней и Ванкувер
Достаточно сложно определить, какой порт сегодня самый большой порт Тихого океана. Проблема заключается в существовании нескольких критериев, по которым можно проводить оценку.
Тем не менее, крупнейшими из существующих можно назвать такие порты Тихого океана, как Шанхай, Сингапур, Сидней и Ванкувер. Например, Шанхай, начиная с 2010-го года, считается крупнейшим в мире портом по грузообороту. Расположен порт недалеко от одноименного мегаполиса и занимает выгодное положение, так как имеет открытый выход к морю. Благодаря порту Китай осуществляет связь с 200 странами. Около 99% оборота всей внешней торговли страны осуществляется именно через эти ворота. Работает порт круглосуточно, невзирая на праздники и выходные. Через Шанхай транспортируют нефть, уголь, металлическую руду, строительные материалы.
Еще один большой порт Тихого океана – Сингапур. С 1997-го года порт считается крупнейшим в мире по величине тоннажа судов. Ранее этот порт был крупнейшим и по грузообороту, пока не уступил 1-е место Шанхаю. Ежедневно Сингапур способен принять 150 судов и обслуживает до 250-ти линий. Причальный фронт ВМБ протянулся более чем на 3 километра. Суммарная величина морских перевозок порта составляет 112 млн тонн.
Сидней против Ванкувера
Сидней уступает своим конкурентам в грузообороте, его пропускная способность составляет примерно 1,8 млн тонн. Однако данный порт обладает причальным фронтом длиной около 0,6 км. 100 причалов с глубиной 3,5 метров способны принять судна класса авианосца. Сегодня через Сидней перевозят шерсть, уголь, молочные продукты, зерна, фрукты, шкуры, какао, нефть, промышленное оборудование.
Ванкувер – крупнейший порт Канады, расположенный в северо-восточной части пролива Джорджия. Гавань прекрасно защищена от ветра и не замерзает в зимние время. Общая длина причалов Ванкувера составляет порядка 16-ти километров. Суммарный оборот грузоперевозок равняется 45 млн тонн. Через Ванкувер проходят лес, зерно, цветные металлы, бумага, рыба, фанера, целлюлоза.
Российские порты
Так как Россия также имеет выход в Тихий океан, не удивительно, что существуют и российские довольно крупные порты. Одним из них является Владивосток, расположенный на юге полуострова Муравьев-Амурский. Преимущества порта заключается в том, что он вполне доступен для любого существующего сегодня класса судов. Правда в период с ноября по март судоходство в данной области осуществляется при помощи ледоколов. Ежегодно через порт проходит до 7-ми млн тонн грузов. По территории порта проходят железнодорожные линии, общей протяженностью 21 километр. Протяженность причалов составляет 3,1 километра. Специализация порта – каботажные перевозки в порты России, расположенные на Тихом океане и на востоке Арктики.
Находка – морской порт России, имеющий федеральное значение. Расположен в северо-западной части побережья Японского моря. В его составе – нефтяные и универсальные морские терминалы. Грузооборот порта доходит до 15-ти млн тонн. В основном через Находку перевозят нефть, металл, уголь, рефгрузы, контейнеры.
Конечно, Владивосток и Находка не конкуренты иностранным портам, расположенным на Тихом океане, таким как Шанхай, Ванкувер или Сингапур. Однако это одни из наиболее крупных портов России.
список морских портов российские фильмы 2018, список морских портов российский флаг
Перейти к: навигация, поиск
В реестр морских портов России включены 63 порта, которые входят в пять морских бассейнов и расположены на берегах 12 морей трёх океанов и Каспийского моря. Общий грузооборот российских морских портов в 2012 году составил 565,5 млн т, основную долю грузов составляют нефть (34,8 %), нефтепродукты (20,2 %) и уголь (15,8 %). 2006 году грузооборот морского транспорта составил 48 млрд т-км, пассажирооборот - 30 млн пасс-км, зарегистрировано 173 тыс. грузовых и 6 тыс. пассажирских и грузопассажирских морских судов.
Главная роль морского транспорта России заключается в осуществлении экспортно-импортных перевозок грузов, развиваются малый и большой каботаж. Основная проблема морского транспорта России - нехватка портов в целом и крупных портов с большим грузооборотом в частности, а также мелководность 60 % российских портов.
Наибольший грузооборот приходится на порты Черноморского бассейна , где в структуре экспорта преобладают нефть и нефтепродукты, уголь, металлы, лес, строительные материалы, а в структуре импорта - зерно, сахар, машины и оборудования, трубы для трубопроводов, продукты питания. Наличие курортов определяет значительное развитие пассажирских перевозок в бассейне (до 30 млн человек в год). Через Балтийский бассейн из России вывозят нефть, лес, металлы, а ввозят - машины, промышленные и продовольственные товары. Географическое положение и хорошая обеспеченность транспортными путями определили ведущую роль внешней торговли (90 % грузооборота). Каспийском бассейне преобладают каботажные перевозки, где преобладают нефть и нефтепродукты, соль, зерно, хлопок, шерсть, рыба. Дальневосточный бассейн осуществляет каботажные и экспортно-импортные перевозки. Через порты Дальнего Востока вывозят рыбу, лес, уголь, нефть, продовольствие, ввозят машины, оборудование, металлы. бассейне действует морская железнодорожная переправа Ванино - Холмск. Северный бассейн - район быстрого роста морских перевозок, где важную роль играет Северный морской путь. структуре экспорта преобладают уголь, лес, нефтепродукты, руды цветных металлов, оборудование, в структуре импорта - продовольствие.
- 1 Список портов по бассейнам
- 1.1 Черноморский бассейн
- 1.2 Балтийский бассейн
- 1.3 Каспийский бассейн
- 1.4 Тихоокеанский бассейн
- 1.5 Северный бассейн
- 2 Карта
- 3 Грузооборот портов
- 4 См. также
- 5 Примечания
- 6 Литература
- 7 Ссылки
Список портов по бассейнам
Ниже представлен список портов Российской Федерации с их основными характеристиками. Голубым цветом в таблице выделены незамерзающие порты, зелёным - порты Северного морского пути.
Черноморский бассейн
Порт | Расположение | Координаты | Площадь (акв + терр), км² |
Грузооборот, тыс. тонн (2011) |
Габариты судов (дл / шир / осад), м |
Кол-во причалов (протяжённость) |
Кол-во стивидоров |
Изображение | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Атлантический океан | |||||||||
Азовское море | |||||||||
Азов | гор. Азов Ростовская область |
47°07′05″ с. ш. 39°25"21" в. д. (G) | 11 + 1,34 | 4 756,8 | 150 / 18 / 3,7 | 27 ед. (3 909,5 м) | 10 | ||
Ейск | гор. Ейск Краснодарский край |
46°43′31″ с. ш. 38°16"33" в. д. (G) | 0,87 + 0,69 | 3 998,2 | 142 / 18 / 4,5 | 15 ед. (2 649 м) | 9 | ||
Ростов-на-Дону | гор. Ростов-на-Дону Ростовская область |
47°12′10″ с. ш. 39°41"26" в. д. (G) | 12,84 + 2,84 | 10 366,6 | 140 / 16,7 / 3,5 | 54 ед. (8 978,9 м) | 24 | ||
Таганрог | гор. Таганрог Ростовская область |
47°12′21″ с. ш. 38°57"07" в. д. (G) | 9,76 + 0,54 | 3 467,5 | 149 / 18 / 4,7 | 9 ед. (1 765,7 м) | 3 | ||
Темрюк | гор. Темрюк Краснодарский край |
45°19′33″ с. ш. 37°22"40" в. д. (G) | 22,68 + 2,29 | 2 347,9 | 140 / 17,5 / 4,8 | 10 ед. (1 394,8 м) | 5 | ||
Чёрное море | |||||||||
Анапа | гор. Анапа Краснодарский край |
44°53′52″ с. ш. 37°18"25" в. д. (G) | 2,09 + 0,02 | 0 | 114 / 16 / 3,7 | 5 ед. (589 м) | 1 | ||
Геленджик | гор. Геленджик Краснодарский край |
44°34′26″ с. ш. 38°01"34" в. д. (G) | 10,7 + 0,07 | 382,6 | 114 / 14 / 3,8 | 9 ед. (795,8 м) | 3 | ||
Кавказ | Темрюкский район Краснодарский край |
45°20′28″ с. ш. 36°40"22" в. д. (G) | 23,24 + 0,46 | 8 304,2 | 150 / 21 / 5 | 8 ед. (988 м) | 4 | ||
Новороссийск | гор. Новороссийск Краснодарский край |
44°43′49″ с. ш. 37°46"51" в. д. (G) | 344 + 2,38 | 116 139,5 | 295 / 45 / 13,1 | 88 ед. (15 287,7 м) | 9 | ||
Сочи | гор. Сочи Краснодарский край |
43°24′36″ с. ш. 39°55"58" в. д. (G) | 17,72 + 0,38 | 2 446,1 | 190 / 27 / 8 | 20 ед. (2 390,0 м) | 2 | ||
Тамань | с. Волна Темрюкский район Краснодарский край |
45°07′39″ с. ш. 36°41"13" в. д. (G) | 89,51 + 0,36 | 1 235,0 | 225 / 32,3 / 11,4 | 4 ед. (937,0 м) | 2 | ||
Туапсе | гор. Туапсе Краснодарский край |
44°05′34″ с. ш. 39°04"37" в. д. (G) | 25,18 + 0,38 | 19 404,7 | 250 / 44 / 12 | 31 ед. (5 025,4 м) | 7 |
Балтийский бассейн
Порт | Расположение | Координаты | Площадь (акв + терр), км² |
Грузооборот, тыс. тонн (2011) |
Габариты судов (дл / шир / осад), м |
Кол-во причалов (протяжённость) |
Кол-во стивидоров |
Изображение | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Атлантический океан | |||||||||
Балтийское море | |||||||||
Выборг | гор. Выборг Ленинградская область |
60°42′43″ с. ш. 28°43"46" в. д. (G) | 2,87 + 0,17 | 1 103,6 | 135 / 24 / 6,5 | 9 ед. (1 327,0 м) | 2 | ||
Высоцк | гор. Высоцк Выборгский район Ленинградская область |
60°37′06″ с. ш. 28°33"39" в. д. (G) | 1,26 + 1,44 | 13 422,0 | 250 / 44 / 13,2 | 8 ед. (1 595,7 м) | 2 | ||
Калининград | гор. Калининград Калининградская область |
54°40′08″ с. ш. 20°24"14" в. д. (G) | 17,73 + 8,32 | 13 352,2 | 200 / 30 / 9,5 | 101 ед. (14 100,0 м) | 30 | ||
Приморск | гор. Приморск Выборгский район Ленинградская область |
60°21′28″ с. ш. 28°37"08" в. д. (G) | 31,36 + 2,47 | 75 124,9 | 307 / 55 / 15,85 | 10 ед. (2 788,4 м) | 3 | ||
Санкт-Петербург (Большой порт) | гор. Санкт-Петербург | 59°52′50″ с. ш. 30°11"57" в. д. (G) | 628,9 + 5,29 | 59 989,6 | 320 / 42 / 11 | 145 ед. (22 364,2 м) | 29 | ||
Санкт-Петербург (Пассажирский порт) | гор. Санкт-Петербург | 59°55′34″ с. ш. 30°14"07" в. д. (G) | 3,04 + 0,33 | 0 | 311 / 42 / 8,8 | 7 ед. (2 171,0 м) | 1 | ||
Усть-Луга | Кингисеппский район Ленинградская область |
59°40′29″ с. ш. 28°24"37" в. д. (G) | 67,56 + 10,56 | 22 692,9 | 285,4 / 50 / 14,8 | 19 ед. (4 061,7 м) | 9 |
Каспийский бассейн
Порт | Расположение | Координаты | Площадь (акв + терр), км² |
Грузооборот, тыс. тонн (2011) |
Габариты судов (дл / шир / осад), м |
Кол-во причалов (протяжённость) |
Кол-во стивидоров |
Изображение | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Каспийское море | |||||||||
Астрахань | гор. Астрахань Астраханская область |
46°19′00″ с. ш. 47°59"40" в. д. (G) | 54,96 + 2,0 | 4 655,5 | 150 / 20 / 4,2 | 33 ед. (4 510,0 м) | 20 | ||
Махачкала | гор. Махачкала Республика Дагестан |
42°59′23″ с. ш. 47°30"16" в. д. (G) | 5,58 + 0,59 | 5 371,1 | 150 / 20 / 6,5 | 20 ед. (2 113,0 м) | 2 | ||
Оля | с. Оля Лиманский район Астраханская область |
45°46′51″ с. ш. 47°33"09" в. д. (G) | 53,12 + 3,25 | 557,7 | 135 /16,2 / 4,5 | 4 ед. (688,2 м) | 1 |
Тихоокеанский бассейн
Порт | Расположение | Координаты | Площадь (акв + терр), км² |
Грузооборот, тыс. тонн (2011) |
Габариты судов (дл / шир / осад), м |
Кол-во причалов (протяжённость) |
Кол-во стивидоров |
Изображение | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Тихий океан | |||||||||
Петропавловск-Камчатский | гор. Петропавловск-Камчатский Камчатский край |
53°00′06″ с. ш. 158°39"25" в. д. (G) | 1792,16 + 1,37 | 2 411,0 | 200 / 25 / 9 | 56 ед. (6 089,1 м) | 8 | ||
Охотское море | |||||||||
Корсаков | гор. Корсаков Сахалинская область |
46°37′26″ с. ш. 142°46"02" в. д. (G) | 65,50 + 0,33 | 1 431,6 | 300 / б/о / 17,5 | 30 ед. (2 737,3 м) | 8 | ||
Магадан | гор. Магадан Магаданская область |
59°32′03″ с. ш. 150°46"01" в. д. (G) | 17,38 + 0,33 | 1 222,2 | 162,1 / 22,9 / 9,9 | 10 ед. (1 707,6 м) | 6 | ||
Москальво | с. Москальво Охинский район Сахалинская область |
53°32′50″ с. ш. 142°31"09" в. д. (G) | 52,3 + 0,18 | 32,8 | 150 / 40 / 6 | 6 ед. (657 м) | 2 | ||
Мыс Лазарева | пгт Лазарев Николаевский район Хабаровский край |
52°14′14″ с. ш. 141°30"42" в. д. (G) | 0,07 + 0,02 | 0 | 120 / 14 / 0,9 | 4 ед. (582 м) | 0 | ||
Николаевск-на-Амуре | гор. Николаевск-на-Амуре Хабаровский край |
53°08′08″ с. ш. 140°42"45" в. д. (G) | 6,93 + 0,17 | 129,9 | 140 / 18 / 4,5 | 8 ед. (791,6 м) | 2 | ||
Охотск | пгт Охотск Хабаровский край |
59°21′38″ с. ш. 143°14"29" в. д. (G) | нет данных | 105,9 | 105 / 15 / 3,8 | 9 ед. (615 м) | 2 | ||
Поронайск | гор. Поронайск Сахалинская область |
49°13′49″ с. ш. 143°07"03" в. д. (G) | 12,50 + 0,04 | 0 | 37 / 7 / 1,9 | 6 ед. (386,7 м) | 0 | ||
Пригородное | Корсаковский район Сахалинская область |
46°37′29″ с. ш. 142°54"25" в. д. (G) | 57,80 + 0,20 | 16 328,4 | 300 / б/о / 17,5 | 4 ед. (951,3 м) | 1 | ||
Японское море | |||||||||
Александровск-Сахалинский | гор. Александровск-Сахалинский Сахалинская область |
50°53′47″ с. ш. 142°07"50" в. д. (G) | 3,69 + 0,04 | 0 | 34 / 7,2 / 2,4 | 4 ед. (442,1 м) | 1 | ||
Ванино | пгт Ванино Хабаровский край |
49°05′16″ с. ш. 140°16"18" в. д. (G) | 16 + 4,58 | 19 066,0 | 292 / 45 / 18 | 21 ед. (3 382 м) | 3 | ||
Владивосток | гор. Владивосток Приморский край |
43°06′48″ с. ш. 131°53"08" в. д. (G) | 131,06 + 2,26 | 11 836,2 | 290 / 35 / 13 | 57 ед. (12 315,7 м) | 24 | ||
Восточный | гор. Находка Приморский край |
42°44′03″ с. ш. 133°04"44" в. д. (G) | 62,66 + 3,86 | 38 356,8 | 290 / 45 / 16 | 25 ед. (5 497,2 м) | 8 | ||
Де-Кастри | с. Де-Кастри Ульчский район Хабаровский край |
51°27′59″ с. ш. 140°46"58" в. д. (G) | 68,48 + 0,03 | 8 056,4 | 250 / 50 / 15 | 4 ед. (361 м) | 2 | ||
Зарубино | пгт Зарубино Хасанский район Приморский край |
42°38′40″ с. ш. 131°04"58" в. д. (G) | 27,0 + 0,39 | 117,1 | 130 / 18 / 7,5 | 7 ед. (841 м) | 2 | ||
Находка | гор. Находка Приморский край |
42°48′23″ с. ш. 132°52"48" в. д. (G) | 127,45 + 2,84 | 14 986,6 | 245 / 44 / 11,5 | 108 ед. (16 810,4 м) | 27 | ||
Невельск | гор. Невельск Сахалинская область |
46°40′06″ с. ш. 141°51"11" в. д. (G) | 2,25 + 0,85 | 107,6 | 120 / 16 / 5,5 | 26 ед. (2 701 м) | 13 | ||
Ольга | пгт Ольга Приморский край |
43°44′25″ с. ш. 135°16"52" в. д. (G) | 57,36 + 0,43 | 1 631,5 | 200 / 18 / 8 | 11 ед. (1 566,2 м) | 5 | ||
Посьет | пгт Посьет Хасанский район Приморский край |
42°39′05″ с. ш. 130°48"27" в. д. (G) | 22,5 + 0,88 | 5 317,4 | 183 / 32 / 9 | 16 ед. (2 467,2 м) | 5 | ||
Советская Гавань | гор. Советская Гавань Хабаровский край |
48°57′27″ с. ш. 140°15"55" в. д. (G) | 24 + 1,36 | 524,7 | 180 / 25 / 10 | 18 ед. (2 974 м) | 11 | ||
Холмск | гор. Холмск Сахалинская область |
47°02′48″ с. ш. 142°02"29" в. д. (G) | 15,62 + 0,49 | 2 192,4 | 130 / 22 / 8 | 27 ед. (2 469,4 м) | 6 | ||
Шахтёрск | гор. Шахтёрск Углегорский район Сахалинская область |
49°09′44″ с. ш. 142°03"17" в. д. (G) | 12,42 + 0,14 | 1 566,5 | 150 / 20 / 4,6 | 28 ед. (2 113 м) | 4 |
Северный бассейн
Порт | Расположение | Координаты | Площадь (акв + терр), км² |
Грузооборот, тыс. тонн (2011) |
Гарбариты судов (дл / шир / осад), м |
Кол-во причалов (протяжённость) |
Кол-во стивидоров |
Изображение | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Северный Ледовитый океан | |||||||||
Баренцево море | |||||||||
Варандей | с. Варандей Заполярный район Ненецкий АО |
68°49′28″ с. ш. 58°04"08" в. д. (G) | 24,98 + 0,02 | 4 010,6 | 120 / 15 / 3,5 | 2 ед. (199,9 м) | 2 | ||
Мурманск | гор. Мурманск Мурманская область |
68°58′25″ с. ш. 33°03"33" в. д. (G) | 53,70 + 6,46 | 25 687,2 | без ограничений | 97 ед. (11 525,8 м) | 20 | ||
Нарьян-Мар | гор. Нарьян-Мар Ненецкий АО |
67°38′48″ с. ш. 52°59"39" в. д. (G) | 5,62 + 0,22 | 103,8 | 114 / 14 / 3,6 | 4 ед. (384,6 м) | 1 | ||
Белое море | |||||||||
Архангельск | гор. Архангельск Архангельская область |
64°32′04″ с. ш. 40°30"48" в. д. (G) | 112 + 2,12 | 4 264,3 | 190 / 30 / 9,2 | 61 ед. (7 454,3 м) | 19 | ||
Витино | с. Белое Море Кандалакшский район Мурманская область |
67°04′46″ с. ш. 32°19"28" в. д. (G) | 11,59 + 0,19 | 4 153,1 | 230 / 32,2 / 11,1 | 4 ед. (512 м) | 1 | ||
Кандалакша | гор. Кандалакша Мурманская область |
67°09′14″ с. ш. 32°23"24" в. д. (G) | 5,09 + 0,26 | 916,7 | 200 / 30 / 9,8 | 5 ед. (584,5 м) | 2 | ||
Мезень | гор. Мезень Архангельская область |
65°52′01″ с. ш. 44°12"21" в. д. (G) | нет данных | 14,6 | нет данных | 2 ед. (220 м) | 3 | ||
Онега | гор. Онега Архангельская область |
63°55′50″ с. ш. 38°01"57" в. д. (G) | 845,59 + 0,03 | 71,0 | 242 / 32,4 / 13,6 | 7 ед. (880 м) | 4 | ||
Восточно-Сибирское море | |||||||||
Певек | гор. Певек Чукотский АО |
69°41′41″ с. ш. 170°15"32" в. д. (G) | 8,9 + 0,19 | 189,0 | 172,2 / 24,6 / 9 | 3 ед. (500 м) | 1 | ||
Карское море | |||||||||
Амдерма | с. Амдерма Ненецкий АО |
69°45′21″ с. ш. 61°39"08" в. д. (G) | нет данных | 0 | нет данных | 5 ед. (445 м) | 0 | ||
Диксон | пгт Диксон Таймырский район Красноярский край |
73°30′14″ с. ш. 80°29"59" в. д. (G) | нет данных | 0 | нет данных | 2 ед. (200 м) | 0 | ||
Дудинка | гор. Дудинка Красноярский край |
69°24′32″ с. ш. 86°09"19" в. д. (G) | 30,22 + 0,25 | 1 102,1 | 260,3 / 32,2 / 11,8 | 9 ед. (1 795,6 м) | 2 | ||
Игарка | гор. Игарка Туруханский район Красноярский край |
67°27′42″ с. ш. 86°33"19" в. д. (G) | нет данных | 2,5 | нет данных | 16 ед. (2 380 м) | 1 | ||
Море Лаптевых | |||||||||
Тикси | пгт Тикси Республика Якутия |
71°37′59″ с. ш. 128°53"22" в. д. (G) | 96,78 + 0,07 | 55,5 | 129,5 / 15,8 / 3,9 | 2 ед. (315,0 м) | 1 | ||
Хатанга | с. Хатанга Таймырский район Красноярский край |
71°58′49″ с. ш. 102°27"24" в. д. (G) | нет данных | 0 | нет данных | 2 ед. (700 м) | 1 | ||
Тихий океан | |||||||||
Берингово море | |||||||||
Анадырь | гор. Анадырь Чукотский АО |
64°44′11″ с. ш. 177°30"51" в. д. (G) | 45,33 + 0,12 | 215,6 | 177 / 25 / 7 | 6 ед. (686 м) | 1 | ||
Беринговский | пгт Беринговский Анадырский район Чукотский АО |
63°03′47″ с. ш. 179°21"20" в. д. (G) | 4318 + 0,22 | 48,8 | 34 / 7 / 2 | 5 ед. (269 м) | 1 | ||
Провидения | пгт Провидения Чукотский АО |
64°26′08″ с. ш. 173°13"03" з. д. (G) | нет данных | 22,5 | ? / ? / 9 | 6 ед. (524 м) | 1 | ||
Эгвекинот | пгт Эгвекинот Чукотский АО |
66°14′44″ с. ш. 179°05"03" з. д. (G) | 5,75 + 0,07 | 128,4 | 177 / 25 / 12 | 3 ед. (565,3 м) | 1 |
Карта
Величина грузооборота крупнейших портов за 2011 год:
- - от 1 млн до 10 млн т
- - от 10 млн до 20 млн т
- - от 20 млн до 50 млн т
- - от 50 млн до 100 млн т
- - свыше 100 млн т
Грузооборот портов
Ниже представлен алфавитный список морских портов России и величина их грузооборота (в тыс. т) за 2003-2011 годы.
Порт | Населённый пункт |
Бассейн | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Азов | Азов | Черноморский | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4684 | 4273 | 4757 |
Александровск-Сахалинский | Александровск-Сахалинский | Тихоокеанский | 144 | 92 | 120 | 95 | 162 | 100 | 113 | 98 | 0 |
Амдерма | Амдерма | Северный | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Анадырь | Анадырь | Северный | 280 | 132 | 271 | 283 | 307 | 223 | 269 | 224 | 216 |
Анапа | Анапа | Черноморский | 0 | 0 | 0 | 5 | 0 | 0 | 4 | 0 | 0 |
Архангельск | Архангельск | Северный | 3124 | 5500 | 6470 | 5293 | 5307 | 4680 | 3256 | 3667 | 4264 |
Астрахань | Астрахань | Каспийский | 3760 | 5495 | 5128 | 4518 | 5756 | 2568 | 3928 | 5014 | 4656 |
Беринговский | Беринговский | Северный | 114 | 96 | 216 | 209 | 203 | 133 | 44 | 47 | 49 |
Большой порт Санкт-Петербург | Санкт-Петербург | Балтийский | 42039 | 51266 | 57573 | 54247 | 59519 | 60008 | 50405 | 58048 | 59990 |
Ванино | Ванино | Тихоокеанский | 7397 | 7040 | 8727 | 9497 | 9967 | 10261 | 14516 | 17304 | 19066 |
Варандей | Варандей | Северный | 0 | 0 | 593 | 501 | 576 | 1901 | 7380 | 7510 | 4011 |
Витино | Белое Море | Северный | 5715 | 3704 | 1626 | 4758 | 3942 | 4394 | 4359 | 4376 | 4153 |
Владивосток | Владивосток | Тихоокеанский | 11263 | 11559 | 10156 | 7811 | 8528 | 9561 | 9976 | 11185 | 11836 |
Восточный | Находка | Тихоокеанский | 15754 | 20815 | 20231 | 20499 | 21685 | 20573 | 18902 | 35638 | 38357 |
Выборг | Выборг | Балтийский | 1078 | 1357 | 901 | 1253 | 1111 | 1300 | 1184 | 1100 | 1104 |
Высоцк | Высоцк | Балтийский | 2405 | 5200 | 10416 | 13811 | 16527 | 16015 | 17318 | 14843 | 13422 |
Геленджик | Геленджик | Черноморский | 63 | 36 | 77 | 127 | 256 | 239 | 267 | 331 | 383 |
Де-Кастри | Де-Кастри | Тихоокеанский | 1685 | 1767 | 1944 | 3487 | 11618 | 9771 | 8441 | 7373 | 8056 |
Диксон | Диксон | Северный | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Дудинка | Дудинка | Северный | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2876 | 1065 | 1093 | 1102 |
Ейск | Ейск | Черноморский | 0 | 0 | 2792 | 3331 | 4345 | 3849 | 4262 | 3554 | 3998 |
Зарубино | Зарубино | Тихоокеанский | 0 | 235 | 220 | 210 | 224 | 252 | 93 | 128 | 117 |
Игарка | Игарка | Северный | 56 | 0 | 49 | 37 | 59 | 59 | 0 | 0 | 3 |
Кавказ | Порт Кавказ | Черноморский | 6869 | 9198 | 7115 | 7182 | 6382 | 7760 | 8609 | 10055 | 8304 |
Калининград | Калининград | Балтийский | 12722 | 13808 | 14571 | 15150 | 15625 | 15369 | 12363 | 13809 | 13352 |
Кандалакша | Кандалакша | Северный | 1020 | 342 | 339 | 248 | 655 | 963 | 1060 | 863 | 917 |
Корсаков | Корсаков | Тихоокеанский | 2351 | 2683 | 2832 | 3716 | 2818 | 2169 | 1033 | 1106 | 1432 |
Магадан | Магадан | Тихоокеанский | 1006 | 997 | 1066 | 1108 | 1075 | 1093 | 989 | 1128 | 1222 |
Махачкала | Махачкала | Каспийский | 3548 | 5838 | 5056 | 5488 | 6260 | 6392 | 5274 | 4863 | 5371 |
Мезень | Мезень | Северный | 12 | 14 | 33 | 45 | 24 | 24 | 22 | 23 | 15 |
Москальво | Москальво | Тихоокеанский | 4 | 70 | 80 | 55 | 0 | 37 | 29 | 29 | 33 |
Мурманск | Мурманск | Северный | 14838 | 24759 | 28070 | 26294 | 24609 | 24832 | 35276 | 32809 | 25687 |
Мыс Лазарева | Лазарев | Тихоокеанский | 183 | 63 | 72 | 88 | 76 | 26 | 0 | 0 | 0 |
Нарьян-Мар | Нарьян-Мар | Северный | 112 | 67 | 194 | 291 | 84 | 125 | 61 | 103 | 104 |
Находка | Находка | Тихоокеанский | 14025 | 16671 | 14097 | 13430 | 13462 | 15178 | 15761 | 15365 | 14987 |
Невельск | Невельск | Тихоокеанский | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 90 | 108 |
Николаевск-на-Амуре | Николаевск-на-Амуре | Тихоокеанский | 735 | 129 | 290 | 359 | 208 | 251 | 172 | 164 | 130 |
Новороссийск | Новороссийск | Черноморский | 85483 | 97767 | 113061 | 113148 | 113489 | 112607 | 122865 | 117079 | 116140 |
Ольга | Ольга | Тихоокеанский | 1324 | 1268 | 1471 | 1500 | 1503 | 1221 | 1107 | 1438 | 1632 |
Оля | Оля | Каспийский | 70 | 135 | 167 | 290 | 636 | 866 | 775 | 1050 | 558 |
Онега | Онега | Северный | 784 | 232 | 100 | 104 | 101 | 109 | 74 | 65 | 71 |
Охотск | Охотск | Тихоокеанский | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 59 | 41 | 106 |
Пассажирский порт Санкт-Петербург | Санкт-Петербург | Балтийский | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Певек | Певек | Северный | 137 | 88 | 98 | 108 | 140 | 61 | 55 | 142 | 189 |
Петропавловск-Камчатский | Петропавловск-Камчатский | Тихоокеанский | 1536 | 1499 | 1805 | 1909 | 1849 | 1984 | 2485 | 2266 | 2411 |
Поронайск | Поронайск | Тихоокеанский | 26 | 3 | 12 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Посьет | Посьет | Тихоокеанский | 1332 | 1815 | 2260 | 2002 | 2528 | 3907 | 4535 | 4650 | 5317 |
Пригородное | Пригородное | Тихоокеанский | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 199 | 10697 | 16102 | 16328 |
Приморск | Приморск | Балтийский | 17685 | 44565 | 57337 | 65956 | 74230 | 75582 | 79157 | 77640 | 75125 |
Провидения | Провидения | Северный | 88 | 32 | 35 | 70 | 30 | 33 | 21 | 27 | 23 |
Ростов-на-Дону | Ростов-на-Дону | Черноморский | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 6166 | 7713 | 10367 |
Советская Гавань | Советская Гавань | Тихоокеанский | 483 | 451 | 530 | 566 | 475 | 358 | 359 | 408 | 525 |
Сочи | Сочи | Черноморский | 220 | 166 | 200 | 406 | 517 | 529 | 408 | 2690 | 2446 |
Таганрог | Таганрог | Черноморский | 2057 | 2850 | 3043 | 2451 | 3264 | 2630 | 3026 | 2895 | 3468 |
Тамань | Волна | Черноморский | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 10 | 86 | 200 | 1235 |
Темрюк | Темрюк | Черноморский | 1004 | 646 | 1003 | 1155 | 1349 | 2305 | 2119 | 1940 | 2348 |
Тикси | Тикси | Северный | 12 | 0 | 0 | 0 | 20 | 0 | 39 | 40 | 56 |
Туапсе | Туапсе | Черноморский | 17712 | 20226 | 21381 | 21292 | 19634 | 19435 | 18445 | 18611 | 19405 |
Усть-Луга | Усть-Луга | Балтийский | 442 | 801 | 708 | 3766 | 7143 | 6763 | 10358 | 11776 | 22693 |
Хатанга | Хатанга | Северный | 16 | 0 | 62 | 5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Холмск | Холмск | Тихоокеанский | 2342 | 1996 | 2181 | 2169 | 2097 | 2017 | 1635 | 1870 | 2192 |
Шахтёрск | Шахтёрск | Тихоокеанский | 714 | 537 | 706 | 527 | 702 | 892 | 785 | 1069 | 1567 |
Эгвекинот | Эгвекинот | Северный | 118 | 248 | 134 | 153 | 112 | 105 | 119 | 135 | 128 |
См. также
- Список портов по контейнерному грузообороту
- Список речных портов России
Примечания
- 1 2 Морские порты России. ЕСИМО. Проверено 5 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 14 февраля 2013.
- Реестр морских портов Российской Федерации. Министерство транспорта Российской Федерации. Проверено 5 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 14 февраля 2013.
- Грузооборот морских портов России за 2012 год. Ассоциация морских торговых портов. Проверено 8 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 14 февраля 2013.
- 1 2 Винокуров, 2008, с. 242-243
- Видяпин, 2010, с. 258-263
- Лобжанидзе, 2008, с. 502-503
- Севморпуть. Министерство транспорта Российской Федерации. Проверено 8 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 14 февраля 2013.
- гарбариты судов для внутренней акватории; внешний рейд позволяет принимать суда с гарбаритами 260 / 46 / 16
- гарбариты судов для внутренней акватории; внешний рейд позволяет принимать суда с осадкой до 19 м, выносные причалы - суда с длиной 324 м и шириной 58 м
- 1 2 без ограничений
- гарбариты судов для внутренней акватории; внешний рейд позволяет принимать суда с гарбаритами 140 / 14 / 4,5
- гарбариты судов смешанного типа; гарбариты для морских судов - 90 / 16 / 3,6
- гарбариты судов для внутренней акватории; внешний рейд позволяет принимать суда с гарбаритами 162,1 / 22,8 / 9,9
Литература
- Видяпин В. И., Степанов М. В. Экономическая география России. - Москва: ИНФРА-М, 2010. - 567 с. - 3 000 экз.
- Винокуров А. А., Глушкова В. Г., Плисецкий Е. Л., Симагин Ю. А. Введение в экономическую географию и региональную экономику России. - Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2008. - 550 с. - 7 000 экз.
- Неклюкова Н. П., Душина И. В., Раковская Э. М., Кузнецов А. П., Лобжанидзе А. А., Берлянт А. М. Справочник по географии. - Москва, 2008. - 656 с. - 8 000 экз.
Ссылки
- Морские порты России
- Реестр морских портов Российской Федерации
- Росморпорт
- Грузооборот морских портов России за 2012 год
Морские порты России | ||
---|---|---|
Азовского моря | Азов Ейск Кавказ Ростов-на-Дону Таганрог Темрюк | |
Балтийского моря | Выборг Высоцк Калининград Санкт-Петербург (Большой порт и Пассажирский порт) Приморск Усть-Луга | |
Баренцева моря | Варандей Мурманск Нарьян-Мар | |
Белого моря | Архангельск Беломорск Витино Кандалакша Кемь Мезень Онега Северодвинск | |
Берингова моря | Анадырь Беринговский Провидения Эгвекинот | |
Восточно-Сибирского моря | Певек Черский | |
Карского моря | Амдерма Диксон Дудинка Игарка | |
Каспийского моря ¹ | Астрахань Махачкала Оля | |
Моря Лаптевых | Тикси Хатанга | |
Охотского моря | Корсаков Магадан Москальво Мыс Лазарев Николаевск-на-Амуре Охотск Поронайск Пригородное | |
Тихоокеанского побережья Камчатки и Курильских островов |
Петропавловск-Камчатский | |
Чёрного моря | Анапа Геленджик Евпатория4 Керчь (торговый рыбный)4 Новороссийск Севастополь (рыбный торговый)4 Сочи (торгово-пассажирский грузовой) Тамань ² Туапсе Феодосия4 Черноморск4 Ялта4 | |
Чукотского моря | Мыс Шмидта ³ | |
Японского моря | Александровск-Сахалинский Бошняково Ванино Владивосток Восточный Де-Кастри Дунай Зарубино Находка Невельск Ольга Пластун Посьет Преображение Рудная Пристань Светлая Славянка Советская Гавань Углегорск Холмск Шахтёрск | |
¹ Каспийское море фактически является озером. ² Порт Тамань строится, но уже открыт для сообщения. ³ Порт Мыс Шмидта с 2006 г. входит в состав порта Певек. 4 Находится на территории, являющейся объектом территориального спора между Россией и Украиной. |
список морских портов российские детективы, список морских портов российские фильмы 2018, список морских портов российский флаг, список морских портов российское кино
Список морских портов России Информацию О
Атлантический океан – второй по величине после Тихого океана . Его площадь составляет 91,6 млн км 2 . Подобно Тихому океану, Атлантический расположен во всех полушариях Земли и омывает берега пяти материков. В Северном полушарии береговая линия океана более сильно расчленена по сравнению с Южным. На востоке океан глубоко впадает в сушу, образуя внутренние моря – Средиземное, Черное, Балтийское.
Принято считать, что котловина океана формировалась в мезозое одновременно с распадом Лавразии и Гондваны. Таким образом, Атлантический океан является более молодым по сравнению с Тихим. В океане более отчетливо выражен срединно-океанический хребет. В его осевой части расположена рифовая зона. Здесь происходит раздвижение литосферных плит, выходы мантийного веществ и формируется молодая земная кора океанического типа. Наиболее высокие части хребта лежат выше уровня океана, образуя острова (Исландия).
Преобладающие глубины океана составляют около 3500 м. Ширина шельфовой зоны неодинакова. Ее максимальная протяженность (более 500 км) – в районе Северного моря, минимальная – у побережья Аргентины. В пределах шельфа расположены группы островов материкового происхождения (Ньюфаундленд, Фолклендские, Большие и Малые Антильские ). Площадь вулканических (Азорские ) и коралловых (Багамские ) островов невелика. При этом большинство коралловых островов находится у побережий Северной и Южной Америки.
Подобно Тихому, Атлантический океан расположен во всех климатических поясах, кроме арктического. Его наиболее широкая часть находится в тепловом поясе между 40-ми параллелями обоих полушарий. Здесь наиболее высокие температуры поверхностных вод (+20-26° С). Более суровый климат имеют Южные районы океана у берегов Антарктиды. Средняя соленость вод слегка повышена из-за значительного оттока влажного воздуха на сушу. В целом, зональность водяных масс в океане сильно осложнена системой поверхностных течений. Большинство из них вследствие сильной вытянутости океана с севера на юг имеют субмеридиональные направления. Наиболее мощными из теплых течений являются система Гольфстрима и его продолжение, Северо-Атлантическое течение. Из холодных – Лабрадорское у восточного побережья Северной Америки, а также Канарское и Бенгальское у западных берегов Африки.
В зимнее время в северной части океана льды образуются лишь во внутренних морях (Балтийское, Северное, Азовское) ; южная часть океана замерзает полностью. В высоких широтах встречаются плавучий лед и айсберги, представляющие значительную опасность для судоходства.
По разнообразию видов органического мира (200 тысяч) Атлантический океан уступает Тихому. Одной из главных причин этого считается его геологическая молодость. Однако вследствие широких шельфовых зон, в пределах которых условия жизни организмов наиболее благоприятны, Атлантический океан является самым продуктивным на единицу площади. При этом значительно различается видовой состав организмов низких и высоких широт. В экваториальных и тропических широтах наиболее распространены медузы, крабы, летучие рыбы, акулы, кашалоты, а в умеренных и холодных – сельдь, тресковые и камбаловые рыбы, киты, ластоногие.
Велико промысловое значение Атлантического океана. Он обеспечивает 2/5 мирового улова рыбы. К основным промысловым рыбам относятся сельдь, треска, тунец, морской окунь. Главные районы морского промысла (места столкновения теплых и холодных течений) – так называемые банки . Наиболее известна Ньюфайндлендская – у берегов Северной Америки, а также Доггер-банка в Северном море.
Атлантический океан интенсивнее других используется в транспортных целях. На его берегах расположено большинство мировых портов – Роттердам (самый крупный в мире по грузообороту), Антверпен, Лондон, Гамбург, Марсель, Нью-Йорк, Новый Орлеан, Буэнос-Айрес. На побережье Средиземного, Карибского морей находятся крупнейшие рекреационные центры. Между полуостровом Флорида, Бермудскими островами и островами Пуэрто-Рико располагается печально известный Бермудский треугольник – часть Атлантического океана, которая отличается невероятно сложными условиями для навигации.
сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.