Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Начало космической эры. Нина Ивахненко. Исследование мировых пространств реактивными приборами (1926)* (фрагменты)

Изобретения начинаются с фантазии. Фантастика в древнейших первоистоках начинается с изобретательской мечты. Мы не знаем, кто изобрел колесо, но, бесспорно, это был гениальный изобретатель. Мы не знаем, кто придумал миф об Икаре, но, несомненно, это был великий фантаст.

В мифах и сказках воплотились прототипы гипотез, по прошествии многих столетий возрожденные в новом качестве - как смелые задания науке и технике, а затем - как модели ситуаций, рисующие воображаемые последствия воображаемых изобретений и открытий.

От изобретательской мечты давно минувших веков к инженерно-технологической фантастике сравнительно недавнего прошлого, а от нее - к литературе нашего времени, рассматривающей деятельность ученых в нравственнопсихологическом и социальном аспектах - таковы в историческом плане важнейшие вехи в развитии изобретательской темы. Не вдаваясь в подробности, проследим ее трансформацию, чтобы нагляднее показать, какие резкие сдвиги произошли за последние десятилетия в этой области литературного творчества, прочно связанной с современным научным мышлением и чутко улавливающей перемены в общественном сознании.

«Волшебная сказка, - пишет советская исследовательница Т. Чернышева, - поднимает те же проблемы, над разрешением которых вот уже много лет бьется научная фантастика; проблема времени и пространства, жизни и смерти человека (перенесение героя в одно мгновение в тридесятое царство, сапоги-скороходы, позволяющие преодолевать пространство, нестареющие феи, живая вода и т. д.)».

Сказочная поэтика опирается на чудо, колдовство, магию, и это отличает ее от научнои фантастики, стремящейся объяснить небывалое, необыкновенное, невозможное на данном отрезке времени воздействием материальных сил - природы, науки и техники, изобретательского гения человека или других разумных существ. С развитием знаний, пусть еще совсем примитивных, возникает потребность найти для фантазии какие-то обоснования, снять с нее налет магии и волшебства.

Одним из первых к этому подошел греческий сатирик Лукиан (II в. н. э.), заставивший своего Мениппа не просто подражать Икару («Икароменипп, или Заоблачный полет»), но и поведать, с помощью каких именно приспособлений ему удалось подняться в воздух: «Я старательно отрезал у орла правое крыло, а у коршуна левое и привязал их крепкими ремнями к плечам. Приладив к концам крыльев две петли для рук, я стал испытывать свою силу: сначала просто подпрыгивал, помогая себе руками, затем, подобно гусям, летел над самой землей, слегка касаясь ее ногами во время полета. Однако, заметив, что дело идет на лад, я решился на более смелый шаг: взойдя на Акрополь, я бросился с утеса и… долетел до самого театра».

По справедливому замечанию той же Т. Чернышевой, здесь найден один из важнейших литературных приемов научной фантастики: иллюзию правдоподобия создают реалистические детали. В описании полета героя на Олимп, а потом на Луну якобы достоверные сведения соседствуют с баснословной выдумкой, но показательно само стремление логически обосновать невероятное.

От эпохи первоначального накопления до промышленного переворота, до тех пор, пока наука не выявила своего могущества, инженерная фантастика сосуществовала с изобретательской мечтой в ее первозданном виде, отчетливо кристаллизуясь в рамках других жанров - социальной утопии, философского просветительского романа, романа путешествий и т. д.

Томмазо Кампанелла в «Городе Солнца» (1623) и Фрэнсис Бэкон в «Новой Атлантиде» (1627) выдвигают на первое место науку и технический прогресс, без которых не мыслят совершенного общественного устройства. Например, солярии - обитатели «Города Солнца» - применяют всякого рода изобретения: особые суда и галеры, ходящие по морю без помощи весел и ветра, посредством удивительно устроенного механизма, самоходные парусные повозки, способные двигаться против ветра, аппараты, воспроизводящие в комнатах любые атмосферные явления… Еще больше технических новаций мы встречаем у жителей Бенсалема в знаменитой книге Фрэнсиса Бэкона «Новая Атлантида», где изобретатели окружены всенародным почетом.

Вместе с тем авторы многочисленных «лунных» романов не могут предложить ничего более эффективного, кроме тех же крыльев Икара, деревянного летающего голубя или упряжки диких лебедей. И только Сирано де Бержерак в сатирическом романе «Иной свет, или государства и империи Луны» (1657) среди множества забавных способов достижения ночного светила придумывает еще один, поражающий гениальной догадкой, - ни более ни менее как кабину с несколькими рядами последовательно поджигаемых «летучих ракет».

Завоевание воздушного океана становится па долгие годы главной темой зародившейся научной фантастики. В рассказе Эдгара По «История с воздушным шаром» (1844) аэростат «Виктория», снабженный архимедовым винтом, впервые осуществляет трансатлантический перелет, а затем менее чем через двадцать лет усовершенствованная Жюлем Верном «Виктория» пересекает Африканский континент («Пять недель на воздушном шаре»).

Воздушные шары использовались и для космических путешествий. «Некий Ганс Пфааль» достигает Луны в герметической гондоле аэростата, покрытого тройным слоем лака и наполненного неизвестным газом, плотность которого в 37,4 раза меньше плотности водорода (!). Эдгар По в этом рассказе полемизирует со своими предшественниками, обвиняя их в «ненаучности». Вскоре подобные же упреки бросит Эдгару По автор «С Земли на Луну» (1865) и «Вокруг Луны» (1870), придумавший качественно иное решение, которое, как впоследствии выяснилось, содержало дальновидный прогноз. Трое пассажиров цилиндро-конического вагона-снаряда, выброшенные в пространство гигантской пушкой, испытывают эффекты невесомости, огибают Луну и падают в Тихий океан неподалеку от места старта (полуостров Флорида), где их вылавливает сторожевой корвет. До более действенного способа придания снаряду с людьми необходимой скорости Жюль Верн не додумался, но его романы стимулировали изобретательскую мысль. Вспомним признание Циолковского: «Стремление к космическим путешествиям заложено во мне известным фантазером Ж. Верном. Он пробудил работу мозга в этом направлении. Явились желания. За желаниями возникла деятельность ума. Конечно, она ни к чему бы не привела, если бы не встретила помощь со стороны науки».

Гениальные догадки, как и технически обоснованные прогнозы, вопреки распространенному мнению, в фантастике очень редки. Смелые задания науке и технике - гиперболы реальных возможностей. За немногими исключениями, фантасты не столько предвидят, сколько истолковывают идеи изобретателей. Воображение писателей либо идет вровень с наукой и техникой, либо несколько отстает - даже тогда, когда фантастические изобретения не расходились с ньютоновой механикой.

Характерно, что до появления машины Уатта ни один фантаст не предвидел революционного действия энергии пара. Но как только она стала реальной силой, слово «машина» обрело новый смысл.

Жюль Верн в изображении техники будущего опирался на проекты изобретателей, прославлял энергию электричества, дающую человеку власть над природой, и «проглядел» двигатель внутреннего сгорания.

Неожиданной оказалась для фантастов и возможность беспроволочной связи. Но коль скоро эта связь появилась, писатели, обгоняя друг друга, показали, какие блестящие перспективы здесь открываются. «В фантастических романах, - иронически заметил в записной книжке Илья Ильф, - главное это было радио. При нем ожидалось счастье человечества. Вот радио есть, а счастья нет».

Открытие радиоактивности тоже не было предусмотрено фантастами, но позволило безошибочно экстраполировать в будущее применение атомной энергии в мирных и военных целях, даже с указанием точных сроков введения в действие атомной электростанции и взрыва атомной бомбы. Именно это гигантское открытие и цепь последовавших за ним породили в западной фантастике тему мировых катастроф.

И тут мы подошли к главной проблеме, актуальность которой коренится в самой действительности: двойственному отношению писателей-фантастов к научно-техническому прогрессу, как к источнику благоденствия и потенциальной угрозе. Еще задолго до того, как Пьер Кюри в 1903 году при вручении ему Нобелевской премии заявил, что новейшие научные открытия таят в себе величайшую опасность, хотя в конечном счете принесут человечеству больше пользы, чем вреда, писатели говорили о скрытых в природе демонических силах, которые, как джинн из бутылки, когда-нибудь вырвутся на свободу…

Немецкий романтик Эрнст Теодор Амадей Гофман, восхищаясь безукоризненным искусством механиков, наделял заводные автоматы несвойственной им самостоятельностью, видел в них своего рода предвестие бездушного машинного века («Автомат», «Песочный человек»). Тема механических слуг, таящих в себе неведомые опасности, от Гофмана тянется к Чапеку с его «универсальными роботами», затем к Азимову, Лему и многим другим авторам, заполонив современную фантастику.

Франкенштейн, герой одноименного романа дсвятнадцатилетней англичанки Мэри Шелли (1818 г.) - гениальный ученый, мечтающий постигнуть тайны живой материи, чтобы возвращать к жизни умерших и победить смерть. Созданный Франкенштейном уродливый человекоподобный гигант страдает от одиночества, от невозможности найти себе место в человеческом обществе и жестоко мстит людям. Имя Франкенштейна становится нарицательным для ученого, создавшего злую силу, с которой он не может справиться.

Тему искусственного человека, трактованную Мэри Шелли в философско-обобщенном плане, продолжают Вильс де Лиль-Адан («Ева будущего»), Буссенар («Тайна доктора Синтеза») и современные писатели. От средневекового голема и человечка в колбе - гомункулуса - фантастика ведет к биологическому роботу - андроиду. Зловещая коллизия Франкенштейна воскресает во многих романах (например, «Остров доктора Моро» Уэллса) и нарастает крещендо в фантастике XX века, отображающей в гиперболизированных образах противоречия научно-технического прогресса в условиях капиталистического общества. Крупнейшие ученые не раз говорили об зтих противоречиях, может быть, несколько преувеличивая угрозу негативных последствий. Норберт Винер, например, утверждал, что саморазвивающиеся кибернетические устройства теоретически способны совершать непредусмотренные действия, и ссылался то на балладу Гете «Ученик чародея», то на «Франкенштейна» Мэри Шелли.

Свойственный современной фантастике дух свободного исследования, вольное обращение с незыблемыми прежде понятиями - пространства, времени, тяготения, энергии, массы, законами оптики и т. п. - сближает ее с физикой XX столетия. Уэллс проложил здесь дорогу, подняв принципиально новые темы, получившие дальнейшую разработку у его многочисленных последователей. Фантастические идеи Уэллса были навеяны предчувствием гигантских социальных катаклизмов и предстоящей ломки общепринятых научных доктрин - механистического видения мира. Фантастика, прежде оперировавшая конкретными понятиями, научилась претворять в зримые образы отвлеченные математические истины. Но в какую бы химерическую форму они ни облекались, их нельзя считать произвольными измышлениями, «чистой» игрой ума, как, скажем, «машину времени», придуманную тем же Уэллсом еще в 1895 году, за десять лет до опубликования первого трактата Эйнштейна. Позже, когда ученые стали рассматривать время как некую изменяющуюся физическую реальность, а не только как математическую абстракцию, на просторы Галактики вырвались созданные воображением писателей звездолеты разных конструкций. Теоретически обоснованный парадокс времени породил поразительные сюжеты. Путешествия в прошлое и будущее с вытекающими из них «хроноклазмами» заставили работать фантазию в доселе неизведанных направлениях.

Теория относительности и атомная физика, молекулярная биология и кибернетика революционизировали науку, а вместе с ней и научную фантастику. Ученые подарили ей «сумасшедшие» идеи, которые осуществляют «сумасшедшие» изобретатели. Они встретятся и на страницах этого сборника, дающего вслед за ранее изданным в общем верное представление о современной изобретательской фантастике.

Из книги в книгу, из рассказа в рассказ переходит почти в неизменном виде схематизированный образ гениального ученого, одержимого маниакальными идеями чудака, который часто сам не ведает, что творит и к каким неожиданным последствиям может привести эксперимент. Главное в таких рассказах - изобретение, а сам изобретатель или исследователь оттеснен на задний план, это нарочито упрощенный характер с едва намеченными индивидуальными свойствами. Очевидно, фантастический сюжет, особенно если мы имеем дело с рассказом, не выдерживает двойной нагрузки: обоснование и реализация замысла оттесняют «человековедческое» начало.

Эта литературная условность сохраняется в первую очередь в англо-американской фантастике и сохраняется лишь по традиции. Если в 1901 году в Соединенных Штатах 82 % всех патентов было выдано независимым изобретателям и 18 % фирмам, то в 1967 году 77 % патентов получили фирмы вместе с правительственными организациями и только 23 % - отдельные лица. Крупные изобретения и открытия в наше время делаются чаще всего научными коллективами, но фантасты по-прежнему извлекают эффекты из заведомо неправдоподобного допущения: «сумасшедший» изобретатель производит парадоксальные опыты на свои скромные средства, на свой страх и риск, в каком-нибудь заброшенном сарае, на чердаке или в затхлом погребе. Действуя по наитию, как средневековый алхимик, один или вдвоем с помощником, он достигает изумительных результатов - вторгается в неведомое и вырывает у природы ее сокровенные тайны, нарушающие мировое равновесие.

В рассказе Робина Скотта «Короткое замыкание» агрегат, сконструированный наобум из бросовых деталей простецким парнем, замыкается ни больше ни меньше как со всей Вселенной, черпая энергию в ином пространстве и времени. Происходит короткое замыкание вдоль восточного побережья Северной Америки. Неожиданно возникает, воплощаясь в металле и пластике, искусственный интеллект - одухотворенное Нечто, готовое мгновенно выполнить любые три желания. Стоит ли говорить, что изобретатель и его дружок используют внезапно обретенное могущество далеко не лучшим образом, как, впрочем, и герои «Обновителя» Джона Рэкхема, которым удается расшифровать найденный в рукописях деда таинственный рецепт омолаживающего состава и успешно испытать его свойства на молодой женщине.

В этих рассказах, изобилующих фарсовыми ситуациями, проблема моральной ответственности ученого решается в откровенно юмористическом плане, на уровне юмористики Джерома К. Джерома или Уильяма Джекобса. Другие писатели, вроде Роальда Даля и Дональда Уондри - оба они англичане, - развивают богатейшие традиции английской литературной сказки (Кэролл, Барри, Милн, Толкиен, Дэнсани и другие) с ее явно парадоксальным видением мира.

Нарушение экологического баланса, порча окружающей среды, разрыв человека с природой могут вызвать необратимый процесс, если люди вовремя не опомнятся. Все это вселяет тревогу, получает прихотливое преломление в философско-аллегорических образах. Изобретатель «Звуковой машины» в рассказе Р. Даля с ужасом убеждается, что срезаемые растения испытывают физическую боль, издают вопли и стоны. В «Странной жатве» Д. Уондри таинственный аппарат некоего Джонса улавливает и концентрирует универсальные излучения, оживляющие растительный мир. Фруктовые деревья, злаки и овощи, наделенные подвижностью и зачатками разума, ускользают от фермеров, переходят затем в наступление, поднимают бунт…

Так в современной фантастике возрождается поэтика волшебной сказки. Возрождаются в наукообразном обличье и вечные фольклорные сюжеты: живая вода, источник забвения, эликсир долголетия и молодости, магические силы, дающие власть над природой, палочка-выручалочка, скатерть-самобранка, животные и растения, обладающие чудесными свойствами, и т. д. В этом ответвлении изобретательская фантастика смыкается с fantasy, фантастикой ненаучной, не требующей от автора правдоподобных научных обоснований. Но и рассказы с научными обоснованиями нередко воспринимаются читателями как «научные сказки».

Любопытно мотивируется в «Практичном изобретении» Леонарда Ташнета материализация оптической иллюзии, создаваемая «овеществленной» голограммой. Однако мирное изобретение может превратиться в опасное оружие. Изобретатели, предвидя нежелательные последствия, удерживаются от соблазна взять на него патент. Л. Ташнет - доктор философии, он относится к группе американских ученых, время от времени выступающих с научно-фантастическими произведениями. Тема моральной ответственности - едва ли не главная в его литературном творчестве. Близок ему по духу Джон Робинсон Пирс, известный специалист в области электроники и теории связи, член Национальной Академии наук США, увлекшийся фантастикой еще в 30-е годы, когда подобные «забавы» ученого могли губительно отразиться на его репутации. Поэтому большую часть своих рассказов Пирс подписывал псевдонимом Дж. Дж. Куплинг. Но рассказ «Инвариантный», трактующий извечную тему бессмертия - один из немногих, подписанных его настоящей фамилией. Проблема и здесь переводится в этический план. Ученый, научившийся задерживать метаболизм клеток, становится в сущности бессмертным, но при этом теряет способность воспринимать новые впечатления. Возникают вопросы: нужно ли стремиться к продлению жизни любой ценой и можно ли считать гуманными какие бы то ни было эксперименты, способные подавить психику?

Приходит в ужас от возможных последствий своего изобретения и завещает его уничтожить профессор Фэйрбенк, герой рассказа американского фантаста Рэя Рассела (не смешивать с ветераном английской фантастики Эриком Фрэнком Расселом!), придумавший еще один вариант машины времени, казалось бы, давно уже исчерпавшей скрытые в ней сюжетные возможности. Но и в данном случае дело не в самом изобретении, которое мотивируется более или менее стандартно, а в моральных критериях, вытекающих из замысла. Самоубийство ученого, пренебрегшего нравственными нормами, психологически вполне оправдано («Ошибка профессора Фэйрбенка»).

В отличие от Р. Рассела, польский писатель Януш А. Зайдель, чьи произведения у нас хорошо известны, ограничивается логической экстраполяцией, с помощью все той же машины времени остроумно решая традиционную фаустовскую тему продления жизни. Неизлечимо больного человека отправляют в будущее, медики его исцеляют, а затем из-за трудностей адаптации он возвращается в свое время.

Наибольшего успеха фантасты достигают в тех случаях, когда техническая гипотеза не только не отделяется от нравственно-психологической коллизии, но и способствует раскрытию характеров. Удается это, как правило, лишь немногим ярко одаренным авторам. К таким принадлежит, без сомнения, англо-ирландский писатель Боб (Роберт) Шоу, получивший известность после публикации в 1966 году великолепной новеллы «Свет былого». Критики считают главным достоинством Шоу выдвинутую им идею «медленного стекла», утверждая, что это чуть ли не единственная за последние годы действительно оригинальная фантастическая гипотеза. Но ведь идея сама по себе, в отвлечении от замысла, как бы она ни была эффектна, не произвела бы особого впечатления, если бы так плотно не врастала в художественную ткань и не способствовала раскрытию внутреннего мира героя. Проникновенный лиризм, тончайшие психологические нюансы делают «Свет былого» примечательным явлением современной западной фантастики.

Один из ее корифеев американец Курт Воннегут, автор переведенных у нас романов «Утопия 14» (в оригинале «Пианола»), «Бойня номер пять», «Колыбель для кошки», по праву считается крупнейшим сатириком, продолжателем в социальной фантастике линии Свифта-Уэллса-Чапека. В любом из его произведений обнажаются кричащие противоречия, неустроенность и абсурдность холодного мира денежных отношений, лишающих человека человеческой сущности. В рассказе «Как быть с Эйфи?» ловкий делец, не считаясь с пагубными последствиями, готов в погоне за прибылью запустить в массовое производство аппарат, вызывающий эйфорию. Как всегда у Воннегута, художественное воздействие достигается средствами гротеска, доведенного до «черного юмора».

Айзек Азимов более оптимистичен и вместе с тем более традиционен. Его знаменитые рассказы о роботах, так же как и единодушно принятые писателями-фантастами замечательно сформулированные «Три закона роботехники», - это смелое задание науке и технике на стадии современного мышления. Самый ранний из рассказов о роботах - «Странный товарищ по играм» (в русском переводе «Робби») появился в 1940 году, когда Азимову было двадцать лет. Этот цикл непрерывно пополняется, включая рассказы о создании и подвигах первых роботов, а затем романы «Стальные пещеры» и «Обнаженное солнце», которые наряду с новыми рассказами раскрывают особенности «второго этапа» развития роботов. Здесь постоянными героями становятся детектив Элидж Бейли и его друг - совершенный биологический робот - Р. Дэниил Оливо, обладающий безукоризненной логикой, которая демонстрируется, в частности, и в рассказе «Зеркальное отражение», где дилемма, возникающая из-за неспособности робота лгать и невозможности для него причинить вред человеку, получает интересное решение, основанное на знании человеческой психологии.

Три закона роботехники настолько прочно утвердились в научно-фантастической литературе, что, по шутливому замечанию одного из фантастов, Азимов сначала изобрел эти законы, а потом использовал всю силу своего воображения, придумывая способы, как бы их обойти. Этим занимается и французский фантаст Клод Шейнисс, посвятивший Азимову свой рассказ «Конфликт между законами». Любопытно, что примерно такая же психологическая коллизия была рассмотрена и самим Азимовым в статье «Совершенная машина»: «Должен ли робот препятствовать хирургической операции, поскольку разрез наносит ущерб организму пациента?» К. Шейнисе предлагает юмористический выход из создавшегося положения.

Более привычные художественные решения мы находим в рассказах, где традиционный приключенческий сюжет подчинен логическому обоснованию конкретной технической гипотезы.

Фантастический аппарат - левитатор, взаимодействующий с гравитационным полем Земли, поначалу испытывается изобретателем-инвалидом в трудных условиях восхождения на Эверест в предвидении блистательной перспективы «изменить судьбу многих миров». Ибо, как утверждает изобретатель, его левитатор должен возвратить человечеству «свободу, утраченную давным-давно, когда первые амфибии покинули свою невесомую подводную родину». Так в романтическом ключе решает поставленную проблему известный английский фантаст Артур Кларк в прекрасно написанном рассказе «Безжалостное небо».

По сути, к такому же традиционному художественноиллюстративному методу прибегает болгарский писатель Цончо Родев. В его «Рукописи Клитарха» изобретение, предполагающее перестройку человеческого организма для приспособления к водной среде, убедительно мотивируется, вписываясь в подвижные рамки полуюмористического, полудетективного сюжета.

Итак, в этом кратком очерке мы проследили развитие изобретательской темы в мировой научной фантастике и на произведениях, включенных в сборник «Практичное изобретение», попытались показать, насколько многогранно зарубежные фантасты воплощают сегодня фантастические идеи и гипотезы.


Е. Брандис, В. Кан

Ряд удивительных пророчеств Жюля Верна стали достоянием общества в его неопубликованном сочинении «Париж в XX веке», о существовании которого стало известно несколько лет назад. Рукопись романа была найдена случайно правнуком писателя, и это событие стало сенсацией.

Читателей романа, сочинённого в 1863 году, Ж. Верн силой воображения переносит в Париж 1960 года и подробно описывает такие вещи, об изобретении которых в первой половине XIX века никто и не догадывался: по улицам города движутся автомобили (правда, у Ж. Верна они работают не на бензине, а на водороде - для сохранения чистоты окружающей среды), преступников казнят при помощи электрического стула, а кипы документов передаются посредством прибора, очень напоминающего современный факс. Вероятно, эти предсказания показались издателю Этцелю чересчур фантастическими, а может, он счёл роман слишком мрачным - так или иначе, но рукопись была возвращена автору и в итоге затерялась среди его бумаг на полтора столетия.

В 1863 году знаменитый французский писатель Жюль Верн опубликовал в «Журнале для образования и отдыха» первый роман из цикла «Необыкновенные путешествия» - «Пять недель на воздушном шаре». Успех романа вдохновил писателя; он решил и впредь работать в этом «ключе», сопровождая романтические приключения своих героев всё более искусными описаниями невероятных, но тем не менее тщательно продуманных научных чудес, рождённых его воображением. Цикл продолжили романы «Путешествие к центру Земли» (1864), «С Земли на Луну» (1865), «20 000 лье под водой» (1869), «Таинственный остров» (1874) и т.д.

Всего Жюль Верн написал около 70 романов. В них он предсказал многие научные открытия и изобретения в самых разных областях, в том числе подводные лодки, акваланги, телевидение и космические полёты. Жюль Верн предвидел практическое применение электродвигателей, электронагревательных приборов, электрических ламп, громкоговорителей, передачи изображений на расстояние, электрической защиты зданий.

Замечательные сочинения французского писателя имели для многих поколений людей важный познавательный и воспитательный эффект. Так, в одной из фраз, высказанной фантастом в романе «Вокруг Луны» относительно падения снаряда на лунную поверхность, была заключена идея реактивного движения в пустоте, идея, впоследствии развитая в теориях К.Э. Циолковского. Неудивительно, что основоположник космонавтики не раз повторял: «Стремление к космическим путешествиям заложено во мне Жюль Верном. Он пробудил работу мозга в этом направлении».

ПУТЕШЕСТВИЕ НА ЛУНУ

Космический полёт в подробностях, весьма близких к реальным, впервые был описан Ж. Верном в сочинениях «С Земли на Луну» (1865) и «Вокруг Луны» (1870). Эта знаменитая дилогия - выдающийся пример «видения сквозь время». Она была создана за 100 лет до того, как пилотируемый полёт вокруг Луны был реализован на практике. Но что поражает более всего, так это удивительное сходство между полётом вымышленным (у Ж. Верна - рейс снаряда «Колумбиады») и реальным (имеется в виду лунная одиссея корабля «Аполлон-8», который в 1968 году совершил первый пилотируемый полёт вокруг Луны).

Оба космических аппарата - и литературный, и реальный - имели экипаж, состоявший из трёх человек. Оба стартовали в декабре с полуострова Флорида, оба вышли на окололунную орбиту («Аполлон», правда, совершил вокруг Луны восемь полных витков, в то время как его фантастический «предшественник» - всего один).

«Аполлон», облетев Луну, при помощи ракетных двигателей вернулся на обратный курс. Экипаж «Колумбиады» решил эту проблему похожим способом, использовав реактивную силу… сигнальных ракет. Таким образом, оба корабля с помощью ракетных двигателей перешли на траекторию возвращения, чтобы опять-таки в декабре приводниться в одном и том же районе Тихого океана, причём расстояние между точками приводнения составляет всего 4 км! Размеры и масса двух космических аппаратов также практически одинаковы: высота снаряда «Колумбиады» - 3,65 м, вес - 5 547 кг; высота капсулы «Аполлона» - 3,60 м, вес - 5 621 кг.

Великий фантаст предугадал всё! Даже имена героев французского писателя - Барбикен, Николь и Ардан - созвучны именам американских астронавтов - Борман, Ловелл и Андерс…

110 лет назад во французском городе Нанте родился Жюль Верн.

Великий романтик науки, автор замечательных научно-фантастических произведений завоевал себе мировую, немеркнущую славу. В 1863 г. он выпустил свое первое произведение в научно-фантастическом жанре – «Пять суток на аэростате». Этот роман имел большой успех. Вслед за этим Жюль Верн начал систематически выпускать романы – путешествия, поражающие читателя захватывающим изложением, богатой фантазией и основательным знакомством автора с различными областями науки и техники.

Вот «Приключения капитана Гаттераса», – и читатель переносится в суровую и полную романтики обстановку Арктики, как бы участвуя в экспедиции бесстрашного капитана и его спутников. Вот «20 тысяч лье под водой», – и читатель видит себя на фантастическом подводном корабле, изучая чудесную жизнь в глубинах океана. Вот читатель с трепетом следит за множеством приключений героев романа «В 80 дней вокруг света». Вот читатель вместе с потерпевшими кораблекрушение путешественниками высаживается на неизвестную землю, которую автор назвал «Таинственный остров». Самые удивительные страны посещает читатель, следуя за мастерским изложением Жюль Верна. Он летит вместе с героями автора в пушечном снаряде на Луну, переживая необычайные приключения во время этого межпланетного путешествия. Он направляется к центру Земли, и автор раскрывает перед ним чудесные тайны подземного царства...

Около шестидесяти романов написал Жюль Верн за 40 лет своей замечательной творческой деятельности в области научной фантастики. Каждый из этих романов знакомит читателя с какой-нибудь областью науки – географией, геологией, физикой, химией, астрономией и др.

Жюль Верн был широко образованным человеком. Он много читал, серьезно изучая успехи современной ему науки и техники. Поэтому он всегда был на высоте последних научных достижений, о которых он и рассказывал с захватывающим мастерством своим читателям.

Но Жюль Верн не ограничивался добросовестным и занимательным пересказом уже известных научных положений. Он был «открывателем», он смело смотрел в будущее, расширяя горизонты человеческого знания. Его чудесный гений обладал неоценимым даром научного предвидения. Многое, о чем писал Жюль Верн, еще не существовало в его время. Но гениальный писатель никогда не был беспочвенным фантазером, он всегда исходил из реальных достижений науки и техники, из тех проблем, которые стояли перед его современниками – учеными и изобретателями. Жюль Верн прекрасно понимал, куда развивается та или иная наука, и затем на крыльях своего могучего воображения делал смелый прыжок вперед, в будущее. И мы знаем, что многое из того, о чем писал Жюль Верн и чего еще не существовало в его время, теперь уже осуществилось, стало реальностью благодаря развитию науки и техники. Жюль Верн мечтал о покорении водных глубин и предсказывал появление подводных кораблей, которые теперь являются важнейшей составной частью морских флотов всех государств. Жюль Верн мечтал о покорении воздушной стихии и предсказывал появление летательных аппаратов, которые создали теперь новую эпоху в передвижении человека и преодолении пространства. Жюль Верн защищал реальность межпланетных путешествий – проблема, над которой работает весьма серьезно современная наука. Жюль Верн писал о покорении Северного полюса и снежных просторов Арктики – мечта, которую осуществили советские герои-летчики, советские полярники и исследователи...

Французская академия присудила Жюль Верну премию за его огромные заслуги в области научной фантастики. Это доказывает то весьма крупное значение, которое имели работы писателя – фантаста для постановки серьезных научных проблем. Многие виднейшие изобретатели и ученые подчеркивали то сильнейшее влияние, которое оказывали на них произведения Жюль Верна, давая могучий толчок к движению их творческой мысли. «Стремление к космическим путешествиям заложено во мне Жюль Верном. Он пробудил работу мозга в этом направлении», говорил наш великий ученый-изобретатель К. Э. Циолковский. С такой же теплотой и признательностью отзывается о Жюль Верне и крупнейший французский ученый Жорж Клод. Жюль Верн – «тот, кого обычно считают лишь развлекателем юношества, но кто в действительности является вдохновителем многих научных исследователей».

Широкие познания, дар научного предвидения сочетались у Жюль Верна с большим литературным талантом, – в этом и кроется причина того очарования, которое он оказывает на своих читателей. Многие писатели могли бы позавидовать той высокой оценке, которую дал гениальному фантасту Лев Толстой: «Романы Жюль Верна превосходны. Я читал их совсем взрослым, и все–таки, помню, они меня восхищали. В построении интригующей, захватывающей фабулы он удивительный мастер. А послушали бы вы, с каким восторгом отзывается о нем Тургенев! Я прямо не помню, чтобы он кем-нибудь еще так восхищался, как Жюлем Верном».

Многие поколения молодежи воспитывались и воспитываются на романах Жюль Верна. У многих на всю жизнь остается благодарное чувство к этому замечательному писателю за те незабываемые часы наслаждения, которые мы испытываем, погружаясь в чтение его романов, за пробуждение радостного стремления к творчеству, к борьбе с природой, к достижению больших целей. Жюль Верн особенно близок советской молодежи. Мы ценим Жюль Верна за его бодрый оптимизм, за его горячую, неугасаемую веру в силу человеческого знания, за его веру во всепобеждающий прогресс науки и техники. Жюль Верн особенно близок советскому читателю потому, что только в нашей стране социализма возможен тот небывалый расцвет науки и техники и только в стране социализма смогут полностью осуществиться те замечательные идеи, о которых мечтал великий романтик науки.

По-видимому, великий писатель так и не нашел разгадки мучившей его проблемы. Жизненный опыт человека, привыкшего к конкретному мышлению, противился умозрительной возможности движений в состоянии невесомости по собственной воле, хотя невесомость саму по себе он, как видно, не отрицал.

Еще при жизни Жюля Верна гений русской науки К. Э. Циолковский сформулировал принципы исследования мировых пространств реактивными приборами, изложил свои мысли о возможности проникновения человека в космос, об искусственном спутнике Земли, об условиях жизни при отсутствии тяготения.

"Стремление к космическим путешествиям заложено во мне известным фантазером Ж. Верном, – писал Циолковский. – Он пробудил работу мозга в этом направлении. Явились желания. За желаниями возникла деятельность ума. Конечно, она ни к чему бы не повела, если бы не встретила помощь со стороны науки".

"Калужский мечтатель", оторванный от научных центров, разрабатывал в провинциальной глуши пионерские идеи "звездоплавания", но не мог предать их широкой гласности. Эту миссию возложил на себя известный популяризатор точных наук Я. И. Перельман, один из немногих энтузиастов, сумевших оценить в полной мере прозорливость старшего современника. В 1915 году он выпустил книгу "Межпланетные путешествия", столь же "преждевременную" в царской России, как и грандиозные замыслы Циолковского.

"Межпланетным путешествиям" Перельмана суждено было выдержать много изданий, донести гениальные идеи Циолковского до широкого круга читателей, воспламенить мечтою о "звездоплавании", подкрепленной научными доказательствами, сотни и тысячи юных умов, среди которых были и первые конструкторы советских космических кораблей.

А годом раньше Перельман поместил в популярном журнале "Природа и люди" (1914, № 24) научно-фантастический рассказ "Завтрак в невесомой кухне", написанный в качестве дополнительной главы к роману "Вокруг Луны".

Ученый поправляет писателя: "Подробно рассказывая о жизни пассажиров внутри летящего ядра, Жюль Верн упустил из виду, что пассажиры, как и вообще предметы внутри каюты, во все время путешествия были абсолютно невесомы! Дело в том, – продолжает автор, – что, подчиняясь силе тяготения, все тела падают с одинаковой скоростью; сила земного притяжения должна была, следовательно, сообщать всем предметам внутри ядра совершенно такое же ускорение, как и самому ядру. А если так, то ни пассажиры, ни остальные тела в ядре не должны были давить на свои опоры; уроненный предмет не мог приближаться к полу (то есть падать ), а продолжал висеть в воздухе; из опрокинутого сосуда не должна была выливаться вода и т. д. Словом, внутренность ядра должна была на время полета превратиться в маленький мир, совершенно свободный от тяжести".

Тем самым опровергается кеплеровская гипотеза "нейтральной точки". Невесомость наступает немедленно, как только снаряду сообщают космическую скорость (не менее восьми километров в секунду).

Произвольные движения внутри снаряда не вызывают сомнений, только "пассажирам" нелегко к ним приспособиться. На вопрос Л. Н. Толстого: "Можно ли в этой точке подпрыгнуть?" ответ однозначен: "Да, можно!"

Художественной популяризацией идей Циолковского с тех пор занимались многие фантасты (среди них – Александр Беляев), подробно и достоверно изобразившие состояние невесомости задолго до выхода человека в космос.

II. Впереди века

Фантастика устремлена к будущему. Изображенные Жюлем Верном "чудеса техники" всегда опережают действительность. События же отодвинуты в недавнее прошлое или происходят в то самое время, когда книга выходила в свет. Герои – современники автора, а их дела и свершения по условиям времени невозможны. Тем самым читатель соприкасается с будущим и находит его в настоящем.

Первая часть дилогии "С Земли на Луну" – полный юмора антивоенный памфлет – публиковалась в газете в 1865 году, вскоре после того, как в Соединенных Штатах закончилась четырехлетняя гражданская война. Герои романа, члены балтиморского "Пушечного клуба", не желают примириться с наступлением "мертвого сезона". "Неужели никогда не возникнут международные осложнения, которые позволят нам объявить войну какой-нибудь заморской державе!" – сокрушается математик Мастон. Но поскольку военные действия прекратились и новых пока не предвиделось, бравые артиллеристы, по предложению председателя клуба Барбикена, решают соорудить гигантскую "Колумбиаду" и сделать мишенью… Луну. Единственная цель выстрела – продемонстрировать успехи баллистики. Как мы помним, сумасбродному французу Ардану этого показалось недостаточно, и он выступает инициатором первого полета в космос.

Для науки нет ничего невозможного. "Рано или поздно такое путешествие будет совершено", – заявляет автор устами Ардана.

Трудно говорить о прогнозе, "рассчитанном" на сто лет. Речь может идти о догадках, вернее, о редкостной интуиции. Без преувеличения, гениальную интуицию Жюль Верн проявил в лунной дилогии, избрав полуостров Флориду местом старта алюминиевого цилиндро-конического "вагона-снаряда" с тремя пассажирами, заставив их испытать эффекты невесомости, увидеть обратную сторону Луны, вернуться по эллиптической орбите на Землю и упасть в Тихий океан, в четырехстах километрах от берега, где их вылавливает американский корвет.

Межпланетный фантастический поезд, летящий по трассе Земля – Луна. Роман "Вокруг Луны". Художник Э. Байяр.

Напомню общеизвестные факты. Корабли "Аполлон" стартовали с Восточного космодрома США (мыс Канаверал во Флориде, обозначенный на географической карте, приложенной к первому изданию "С Земли на Луну").

21 декабря 1968 года к Луне был направлен космический корабль "Аполлон-8" с космонавтами Фрэнком Борманом, Джеймсом Ловел-лом и Уильямом Андерсом. Первыми из людей они увидели, как Земля, постепенно уменьшившись, превратилась в одно из небесных тел. Спустя трое суток после старта, на высоте около ста тридцати километров над лунной поверхностью, корабль перешел на окололунную орбиту. Проделав восемь витков, космонавты включили маршевый двигатель и перевели корабль на трассу полета к Земле. 27 декабря кабина экипажа вошла со второй космической скоростью в земную атмосферу и после аэродинамического торможения опустилась на парашютах в заданном районе Тихого океана.

Все этапы полета к Луне, кроме высадки экипажа, были проделаны также "Аполлоном-9" (март 1969 г.) и "Аполлоном-10" (май 1969 г.). И, наконец, в июле 1969 года пилотируемый космический корабль "Аполлон-11" впервые совершил посадку на Луну. Советский космонавт К. П. Феоктистов так определил историческое значение этого полета:

"Думаю, что естественное стремление к самоутверждению свойственно не только отдельным людям, но и коллективам, и человечеству в целом. Высадка на Луну – это акт самоутверждения всего человечества… Но, конечно, значение высадки на Луну не исчерпывается одним только эмоциональным аспектом этого события. Я бы хотел подчеркнуть техническое и научное значение успешной высадки на Луну" ("Известия", 1969, 22 июля).

Успешное завершение программы "Аполлон" ознаменовалось полетом одиннадцатого и последнего пилотируемого корабля "Аполлон-17" (декабрь 1972 г.).


«Будет время, когда люди не только будут летать, но и устремляться к дальним мирам». (Н.643)

С древнейших времен, глядя в ночное небо, человек мечтал о полете к звездам. Таинственная, мерцающая миллиардами дальних светил Беспредельность уносила его мысли в безбрежные дали Вселенной, будила воображение, заставляла задумываться над тайнами мироздания. Легенды и мифы всех народов рассказывали о полете к Луне, Солнцу и звездам. Писатели фантасты предлагали разные средства для осуществления космического полета. Учёные искали способы достичь звёздных миров. В дерзновенных умах рождались различные гипотезы, то научные, то фантастические.

ОТ ПОТЕШНЫХ ОГНЕЙ К РАКЕТНОЙ ТЕХНИКЕ

Мы поощряем научные опыты. Когда вас спросят - как относиться к опыту с ракетой на луну? отвечайте - с уважением. Конечно, знаем, что испытатели не получат ожидаемого ими, но все же произойдут полезные наблюдения. <…> Мы не препятствуем даже самым сложным опытам. <…> Пусть хотя бы из пушки стреляют по дальним мирам, лишь бы мысль направлялась к таким проблемам. Не мудро пресекать течение мышления. <…> Нужно относиться с уважением к таким попыткам. (Н.234)

Первоначально ракеты в России использовали в качестве «потешных огней».

Но уже в 1516 г. запорожцы применили ракеты в ратном деле. А в 1817 г. выдающийся российский ученый, герой Отечественной войны 1812 года А. Д. Засядко изготовил и продемонстрировал ракеты, дальность полета которых достигла 1670 м. Во второй половине XIX в. в России было предложено свыше 20 проектов реактивных летательных аппаратов.

Особого внимания заслуживает проект революционера Н. И. Кибальчича. Приговоренный к смертной казни за участие в покушении на Александра II и находясь в заключении, он начертил схему реактивного летательного аппарата. Кибальчич разработал устройство воздухоплавательного прибора, основанного на ракетно-динамическом принципе, рассмотрел систему подачи топлива в камеру сгорания и принцип управления полетом методом изменения наклона двигателя.

О Космосе мечтали самые передовые люди. В России образовалось целое направление в философии - Русский Космизм. В 1896 г. появилась брошюра А. П. Федорова «Новый принцип воздухоплавания, исключающий атмосферу как опорную среду», где он описал устройство предложенного им воздухоплавательного аппарата, движение которого основано на реактивном принципе. Работы Федорова оказали большое влияние на К.Э. Циалковского, который заложил теоретические основы космических полётов, дал философское и техническое обоснование освоения космоса Человечеством. Неизменной спутницей, а подчас предшественницей научных трудов и изобретений Циолковского была научная фантастика. «Стремление к космическим путешествиям заложено во мне известным фантазёром Ж.Верном. Он пробудил работу мозга в этом направлении. Явились желания. За желаниями возникла деятельность ума» , - вспоминал К.Э.Циолковский.

В начале ХХ века огромную популярность в Советском Союзе получила научно-фантастическая книга А. Толстого «Аэлита» о полете на Марс двух энтузиастов на самодельной ракете. Прототипом инженера Лося из «Аэлиты» был советский инженер Ф. А. Цандер. Смертельно больной неизлечимой формой туберкулёза он основал научно-инженерную группу ГИРД, заложил основы теоретических расчетов реактивных двигателей, ракетной астродинамики, расчета продолжительности космических полетов, выдвинул концепцию космоплана - комбинации самолета и ракеты, теоретически обосновал принцип планирующего спуска из околоземного пространства и доказал идею «гравитационной пращи», которую сейчас используют почти все космические аппараты, отправляемыедля исследования групп планет.На работах Цандера основывались почти все последующие разработки ракетной техники.

Важную роль в развитии отечественной ракетной техникисыграли энтузиасты ракетного дела: Ю. В. Кондратюк, аэродинамик В. П. Ветичкин, академик В. П. Глушко, талантливые инженеры С. П. Королев, М. К. Тихонравов и др.

Осенью 1933 г. в Москве был создан Реактивный научно-исследовательский институт. Начальником института был назначен И. Т. Клейменов, а заместителем по научной части - С. П. Королев.

Стремление к дальним мирам есть естественное направление человеческого духа. (АЙ 135)

Бурное развитие ракетной техники после Великой Отечественной Войны привело к разработке Советской Космической Программы. План полета человека в Космос был предложен Сталину еще в 1946 г. Однако в трудные послевоенные годы руководству военной отрасли было не до космических проектов, которые воспринимались как фантастика, мешающая выполнению главной задачи по созданию «дальнобойных ракет». Государственный план создания ракет Р-7, основывсейСоветскойКосмонавтикибыл подписан Сталиным ипринят к исполнению всего за несколько недель до его смерти.

Незадолго до запуска Первого Искусственного Спутника Земли И. А. Ефремов написал гениальное фантастическое произведение «Туманность Андромеды» о людях Будущего и полётах к звёздам. Автор не мог знать о глубоко засекреченных работах. Но он отразил устремление духа людей, их мечтания и представления о прекрасном Будущем. И то, что это Будущее прямо связано со звёздами, было очень знаменательно.

В этот день был совершен запуск первого советского искусственного спутника. Он имелформу шара диаметром 0,58 м, а его масса составляла 83,6 кг.Два радиопередатчика спутника дали возможность получить новые сведения об атмосфере. Через месяц был произведен запуск второго советского спутника. Он весил значительно больше первого - 508,3 кг и был выведен на более вытянутую орбиту.На его борту находилась собака Лайка.

Первый космическийполетживогосуществаподтвердил реальную возможность полета в космос человека. Имя первой собаки, побывавшей в космосе, облетело весь мир. Её фотографии печатали на первых полосах все газеты мира. А документальные кадры с ней показывали во всех кинотеатрах.

Запуск третьего советского искусственного спутника Земли был осуществлен 15 мая 1958 года. При полете этого спутника регистрировались корпускулярное излучение Солнца, фотоны в космических лучах, микрометеоры, изучались магнитное поле Земли, тяжелые ядра и интенсивность первичного космического излучения.

Первые советские искусственные спутники Земли позволили отработать основные системы и получить начальные сведения о параметрах верхней атмосферы Земли, о процессах, протекающих в околоземном пространстве.

Была создана сеть станций слежения и управления полетом и обработки получаемой информации.

Это было время, когда тысячи людей ясными вечерами и ночами, оставив свои дела, вглядывались в звездное небо, пытаясь разглядеть маленькую движущуюся звездочку. О времени её появления над тем или иным населённым пунктом сообщалось заранее. А радиолюбители всех стран настойчиво крутили ручки радиоприемников, чтобы уловить сигналы этих спутников.

Следующими «космонавтами», вернувшимися на Землю живыми стали собаки - Белка и Стрелка. Весной 1960 г. началась экспериментальная проверка первых беспилотных кораблей-спутников. После того, как все части были отработаны, полетели беспилотные корабли «Восток». Вместо космонавта в кресле пилота летал манекен. Наши инженеры, которые готовили его к полётам, в шутку прозвали манекен «дядя Ваня».

ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ ЧЕЛОВЕКА В КОСМОС

Дальние миры, как неосуществимое понятие жизни человеческой, наполняют пространство. Космическое понятие пространственного огня и дальних миров для сознания человеческого должны жить, как дальняя цель. Осуществление мечты принято в сознание обывателя. Осуществление дальней цели может приблизить понимание дальних миров. (Б.1, 67)

Наконец после многочисленных земных и космических экспериментов наступило 12 апреля 1961 года. В то раннее утро о старте космического корабля знали только руководство страны и те, кто готовил орбитальный полет. Ракета-носитель "Восток" была установлена в громадной шахте на стартовой площадке. На рассвете к площадке подъехал небольшой автобус. Из него вышел Юрий Алексеевич Гагарин, одетый в скафандр и гермошлем с крупными буквами: "СССР". Гагарин обратился к провожающим: «Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественники, люди всех стран и континентов! Через несколько минут могучий космический корабль унесет меняв далекие просторы Вселенной. Что можно сказать Вам в эти последниеминуты перед стартом? Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением. Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты. Сами понимаете, трудно разобраться в чувствах сейчас, когда очень близко подошел час испытания, к которому мы готовились долго и страстно. Вряд ли стоит говорить о тех чувствах, которые я испытал, когда мне предложили совершить этот первый в истории полет. Радость? Нет, это была не только радость. Гордость? Нет, это была не только гордость. Я испытал большое счастье. Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой - можно ли мечтать о большем? Но вслед за этим я подумал о той колоссальной ответственности, которая легла на меня. Первым совершить то, о чем мечтали поколения людей, первым проложить дорогу всему человечеству в космос. Назовите мне большую по сложности задачу, чем та, что выпала мне. Это ответственность не перед одним, не перед десятками людей, не перед коллективом.Это ответственность перед всем советским народом, перед всем человечеством, перед его настоящим и будущим. Иесли, тем не менее, я решаюсь на этот полет, то только потому,чтоя коммунист, что имею за спиной образцы беспримерного героизма моих соотечественников - советских людей. Я знаю, что соберу всю свою волю для наилучшего выполнения задания. Понимая ответственность задачи, я сделаю все, что в моих силах, для выполнения задания Коммунистической партии и советского народа. Счастлив ли я, отправляясь в космический полет? Конечно, счастлив. Ведь во все времена и эпохи для людей было высшим счастьем участвовать в новых открытиях. Мне хочется посвятить этот первый космический полет людям коммунизма, общества, в которое уже вступает наш советский народ и в которое, я уверен, вступят все люди на Земле. Сейчас до старта остаются считанные минуты. Я говорю вам, дорогие друзья, до свидания, как всегда говорят люди друг другу, отправляясь в далекий путь. Как бы хотелось вас всех обнять, знакомых и незнакомых, далеких и близких!

До скорой встречи!».

Лифт поднял Гагарина к космическому кораблю, что находился на самом верху почти 39-метровой ракеты-носителя "Восток". На площадке, расположенной у люка корабля Юрий поднял руку и еще раз попрощался. Затем космонавт зашел в кабину и занял свое место в специальном кресле, в котором было все для аварийного приземления. Как только он доложил о проверке бортового оборудования и готовности к старту, специалисты начали задраивать входной люк. (см. приложение)

В оставшиеся до старта минуты атмосфера в Центре управления полетами достигла максимального напряжения. Нервы у всех были на пределе, особенно разволновался Сергей Королев, главный конструктор "Востока". О том, как себя при этом чувствовал Юрий Гагарин, находившийся к тому моменту на борту космического корабля в одиночестве, можно догадываться из стенограммы переговоров космонавта с ЦУП:

Королев: "Юрий Алексеевич, значит, я хочу вам просто напомнить, что после минутной готовности пройдет минуток шесть, прежде чем начнется полет, так что вы не волнуйтесь". Через несколько минут Королев: Там в укладке тубы - обед, ужин и завтрак.

Гагарин: Ясно.

Королев: Понял?

Гагарин: Понял.

Королев: Колбаса, драже там и варенье к чаю.

Гагарин: Ага.

Королев: Понял?

Гагарин: Понял.

Королев: Вот.

Гагарин: Понял.

Королев: 63 штуки, будешь толстый.

Гагарин: Хо-хо.

Королев: Сегодня прилетишь, сразу все съешь.

Гагарин: Не, главное - колбаска есть, чтобы самогон закусывать".

В 9:07 по московскому времени старший лейтенант Юрий Алексеевич Гагарин произнес фразу, вошедшую в историю - "Поехали!"

«Я услышал свист и все нарастающий гул, почувствовал, как гигантский корабль задрожал всем своим корпусом и медленно, очень медленно оторвался от стартового устройства, - так вспоминал о первых секундах своего полета космонавт, - Начали расти перегрузки. Я почувствовал, какая-то непреоборимая сила все больше вдавливает меня в кресло. Секунды тянулись, как минуты».

Во время старта и выхода на орбиту космонавт перенес ужасную тряску, шум и сильные перегрузки. Но в целом первый этап полета прошел нормально, и вскрывать секретный пакет, в котором находился листок бумаги с цифрой "25", Гагарину не пришлось ("25" - шифр на включение системы ручного управления кораблем "Восток"). Поскольку полет проходил в автоматическом режиме, Гагарин не вмешивался в управление. Но в случае отказа автоматики должен был взять управление на себя. Шифр Гагарину заранее не сообщили, поскольку психологи и врачи в то время считали, что человек, увидевший свою родную планету со стороны, может сойти с ума и перейти на самостоятельное управление кораблем. В этом случае секретный конверт был "страховкой от безумия".

Взлетая, первый космонавт планеты докладывал на Землю: «Самочувствие отличное. Несколько растет перегрузка, вибрация, все переношу нормально. Настроение бодрое. В иллюминатор вижу Землю, различаю складки местности, снег, лес...» Наконец корабль вышел на орбиту. Наступила невесомость. «Сначала это чувство было необычным, - вспоминал позднее Гагарин, - но я вскоре привык к нему, освоился». "Чувство невесомости интересно, - сообщил он в ЦУП. - Все плавает. (Радостно.) Плавает все! Красота. Интересно". Время от времени Юрий то напевал песню "о далеком курносом детстве", то насвистывал "Ландыши" или мотив "Родина слышит, Родина знает…" Внезапно выяснилось, что корабль вышел на гораздо более высокую орбиту, чем расчетная. Это означало, что, если при спуске откажет тормозная система, то корабль будет сходить с орбиты за счет аэродинамического торможения в верхних слоях атмосферы. В таком случае при орбите высотой 247 км Гагарин мог бы вернуться на Землю через 5-7 суток. На этот срок и были рассчитаны все запасы на борту.

К счастью, все закончилось благополучно. Когда, облетев планету, космонавт снова появился над территорией своей страны, с Земли была подана команда на спуск. Первый рейс человека в космос продолжался 108 минут.

«Корабль стал входить в плотные слои атмосферы, - рассказывал потом Юрий Гагарин. - Его наружная оболочка быстро накалялась, и сквозь шторки, прикрывающие иллюминаторы, я видел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Но в кабине было всего 20 градусов тепла. Было ясно, что все системы сработали отлично…»

Из-за неисправности клапана в топливной магистрали ТДУ отключилась на секунду раньше. Кроме того, разделение спускаемого аппарата (СА) и приборного отсека произошло с задержкой на 10 мин В результате СА и космонавт приземлились не в 110 км южнее Сталинграда, как планировалось, а в Саратовской области неподалеку от г. Энгельса, где посадку никто не ожидал.

Пилот корабля катапультировался за несколько минут до приземления спускаемого аппарата и спустился на Землю на парашюте. Первой Гагарина увидела пожилая крестьянка Анна Тахтарова и ее внучка Рита. «Увидев меня в оранжевом скафандре и белом шлеме, свалившегося с неба, - вспоминал Юрий Гагарин, - старушка закрестилась и даже хотела бежать. Внучка же смело тянула ее ко мне. Я расцеловал их обеих...».

Вскоре к месту событий прибыли военные из близлежащей части. Одна группа военных взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла Гагарина в расположение части. Оттуда космонавт по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО: «Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин». Тем временем из Энгельского аэропорта вылетел вертолёт Ми-4, в его задачу входило найти и подобрать Гагарина. Спасатели обнаружили спускаемый аппарат, но Юрия рядом не былою Ситуацию прояснили местные жители: они сказали, что Гагарин уехал на грузовике в Энгельс. Вертолёт взлетел и взял курс на город. По дороге с него увидели грузовик, из которого махал руками Гагарин. Космонавта взяли на борт, и вертолёт полетел на базу в Энгельсский аэропорт. На аэродроме в Энгельсе Гагарина уже ждали, у трапа вертолёта было всё руководство базы. Ему вручили поздравительную телеграмму советского правительства, и на «Победе» повезли в диспетчерский пункт, а затем в штаб базы, для связи с Москвой.

К полудню на аэродром Энгельс с Байконура прибыли заместитель командующего ВВС генерал-лейтенант Агальцов и группа журналистов. В течение трёх часов, пока устанавливали связь с Москвой, Гагарин давал интервью и фотографировался. С появлением связи он лично доложил Н.С. Хрущёву о выполнении полёта. После доклада Гагарин на самолёте Ил-14 полетел в Самару (тогда Куйбышев). Было принято решение во избежание шумихи сесть где-нибудь подальше от города. Но пока глушили двигатель и монтировали трап, подъехало местное партийное руководство. Гагарина увезли на обкомовскую дачу на берегу Волги. Там он принял душ и нормально поел. Через три часа в Самару прилетели Королёв и ещё несколько человек из Госкомиссии. В 9 часов вечера накрыли праздничный стол и отметили удачный полёт Гагарина в космос. А в 11 все уже спали: сказалась накопившаяся усталость.

Первоначально никто не планировал грандиозной встречи Гагарина в Москве. Всё решил в последний момент Никита Хрущёв. По словам его сына, Сергея Хрущёва: «Он начал с того, что позвонил министру обороны маршалу Малиновскому и сказал: „Он у вас старший лейтенант. Надо его срочно повысить в звании“. Малиновский сказал, довольно неохотно, что даст Гагарину звание капитана. На что Никита Сергеевич рассердился: „Какого капитана? Вы ему хоть майора дайте“. Малиновский долго не соглашался, но Хрущёв настоял на своём, и в этот же день Гагарин стал майором». Потом Хрущёв позвонил в Кремль и потребовал, чтобы Гагарину подготовили достойную встречу.

За Гагариным прилетел Ил-18, а на подлёте к Москве к самолёту присоединился почётный эскорт истребителей, состоящий из МИГов. Самолёт прилетел в аэропорт Внуково, там Гагарина ожидал грандиозный приём. Огромная толпа народа, вся верхушка власти, журналисты и операторы. Самолёт подрулил к центральному зданию аэропорта, спустили трап, и первым по нему сошёл Гагарин. От самолёта до правительственных трибун была протянута ярко-красная ковровая дорожка, по ней и пошёл Юрий Гагарин под звуки оркестра, исполняющего старинный авиационный марш «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Подойдя к трибуне, Юрий Гагарин отрапортовал Никите Хрущёву: — Товарищ Первый Секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, Председатель Совета Министров СССР! Рад доложить Вам, что задание Центрального Комитета Коммунистической партии и Советского правительства выполнено…

В роддомах прошли стихийные акции, всех младенцев называли Юрами.

Никита Хрущёв вручил Гагарину на Красной площади Золотую звезду «Героя Советского Союза» и присвоил новое звание «Лётчик-космонавт СССР».

Это событие никого не оставило равнодушным. Множество людей вышло на улицы Москвы, чтобы увидеть Гагарина своими глазами, когда он будет ехать с аэродрома в Кремль. А те у кого не было такой возможности следили за происходящим по телевидению. Стихийно образовывались настоящие демонстрации. Во многих школах отменили уроки. Народ праздновал победу человеческого гения, мастерства и мужества. Вечером на площадях выступали известные писатели и поэты. Все концерты и спектакли начинались с поздравления зрителей с успешным завершением полета Гагарина.

А в следующие два дня на московских аэродромах приземлялись самолеты, которые доставляли делегации из различных стран мира для встречи с первым космонавтом. Вскоре была организована пресс-конференция, на которой Гагарину и конструкторам задавали вопросы зарубежные журналисты.

Ликовал весь мир! Первопроходец Вселенной, покоритель космических просторов, Гражданин Вселенной, Посланник мира - как только не называют Юрия Гагарина. Он стал легендой еще при жизни, с честью пройдя не только испытания неземными перегрузками, но и невиданной славой.

Ю. Б. Левитан на одной из встреч в Саратове на вопрос: «Какие события в своей дикторской работе вы запомнили особо?» - не задумываясь, ответил: «9 мая 1945 г.- День Победы и 12 апреля 1961 г. - день полета Юрия Гагарина в космос.

9 мая - понятно почему: мы долго ждали завершения Великой Отечественной войны. А вот полета человека в космос ждали и не ждали. Нам казалось, что он будет возможным через два-три года. И вдруг!.. Через несколько минут за мной приходит машина и на дикой скорости доставляет в студию. Там вручают мне текст «Сообщения ТАСС о полете человека в космос», я бегу по длинному коридору, быстро схватывая смысл написанного. Меня останавливают товарищи и спрашивают: «Что произошло? О чем сообщение?»

Человек в космосе!

Гагарин!

Захлопнулась дверь в студии. Машинально взглянул на часы: 10 часов 02 минуты. Включил микрофон:

Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза!..»

Ю.Б.Левитан признался: «Читая текст, я старался быть спокойным, но слезы радости застилали глаза. Так было и 9 мая, когда я читал «Акт о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии». Эти передачи шли прямо в эфир, к людям, к нашим соотечественникам и, конечно, ко всем людям Земли…».

Юные космонавты

Среди учебных предметов пусть будут даны основы астрономии, но поставив ее, как преддверие к дальним мирам. Так школы заронят первые мысли о жизни в дальних мирах. Пространство оживет, астрохимия и лучи наполнят представление о величии Вселенной. Молодые сердца почуют себя не муравьями на земной коре, но носителями духа и ответственными за планету. (О.110)

После полета Юрия Гагарина многие юные мечтатели, глядя в звездное небо, мысленно устремлялись в космические просторы. В начале 60-х в нашей стране появились многочисленные клубы юных космонавтов. А самый первый в мире "Клуб юных космонавтов" им. Ю.А. Гагарина (КЮК) был организован в Ленинграде летом 1961 года.

Идея создания клуба принадлежала директору Ленинградского городского детского парка Аде Александровне Картавченко. Благодаря Аде Александровне был достигнут высокий, я бы сказала, совсем не детский уровень подготовки юных космонавтов. Одним из руководителей клуба на протяжении нескольких лет был Сергей Павлович Кузин. Но высшим руководящим органом являлся Совет клуба во главе с Председателем. И Совет и Председатель избирались самими ребятами и пользовались большим авторитетом.

Мне посчастливилось заниматься в этом клубе. Запомнился энтузиазм и серьезное, ответственное отношение ребят к занятиям. Для нас это была не игра, а трудная и увлекательная работа. Мы занимались в институте теоретической астрономии, где был организован специальный курс астродинамики с изучением небесной механики, теории движения ракет и искусственных спутников.

С большим интересом мы посещали лекции по астрономии в планетарии, чертили карту звездного неба, решали астрономические задачи, наблюдали в телескоп за звездами и Луной. В Университете на матмехе проходили занятия по высшей математике. А в ВМА проводились тренировки на устойчивость организма к перегрузкам (катапультирование, барокамера, сурдокамера, центрифуга и т.п.). Многие испытания проходили под руководством Бондарева Эдуарда Васильевича, который в то время занимался исследованиями влияния различных факторов (перегрузок, давления, тишины, различных медицинских препаратов и т.д.) на организм человека и его психику.

В клубе ДОСААФ мы изучали материальную часть самолетов и двигателей, радиотехнику, учились управлению самолетом и прыжкам с парашютом (с 50-метровой вышки и с самолета). Но, пожалуй, самыми любимыми были занятия в ВАУ ГВФ, где на различных тренажерах проверяли и тренировали вестибулярный аппарат. Руководил занятиями Стрелец Владимир Григорьевич, в то время кандидат биологических наук, разрабатывающий теорию профессионально-прикладной физической подготовки летчиков.

Много внимания уделялось спорту. На всю жизнь запомнились туристические, лыжные и шлюпочные походы, в которых, как правило, создавались сложные условия, требующие мужества, терпения, выносливости и умения выживать.

А после трудного перехода - песни у костра о космосе и звездах, мечтах и дружбе. Вспомнились слова из нашей песни: «…И поют о звездах дальних и таинственных семь девчонок у походного костра…». (слова И. Бораминской) Юные космонавты встречались Ю.Гагариным и Г.Титовым. Но больше всего впечатлений оставила поездка в Звездный Городок в 1964 году. Там состоялась встреча с Г.Титовым, А.Николаевым и В.Быковским. Космонавты беседовали с ребятами около двух часов. В это же время был снят документальный фильм о нашем клубе «А потом на Марс». По окончании клуба выпускникам присваивалось звание инструктора-космонавта по организации КЮК и давалась рекомендация для поступления в ВУЗы. Свидетельства об окончании обучения в КЮК вручал Главный маршал авиации А.А.Новиков.

Несмотря на то, что никто из нас не стал космонавтом, занятия в клубе оставили неизгладимый след в нашей жизни и, так или иначе, повлияли на выбор жизненного пути. Среди выпускников клуба есть астрономы, летчики, врачи, кандидаты и доктора наук, инженеры, профессора, преподаватели. Андрей Толубеев стал народным артистом России. А Ирина Бораминская - известным хореографом; Александр Гайдов - главный нейрохирург г. Севастополь; Лев Моносов - канд. географ. наук, почетный строитель России; Виталий Богданов - профессор, канд. психол. наук; Олег Виро - профессор, доктор физ.-мат. наук, один из ведущих математиков мира; Герман Берсон за заслуги перед государством и большой личный вклад в развитие науки награжден Медалью Ордена «За заслуги перед отечеством» II степени; Михаил Горный - канд. физ.-мат. наук, юрист, доцент кафедры прикладной политологии НИУ ВШЭ в СПб, был депутатом Ленсовета, советником губернатора СПб…

День 12 апреля навсегда стал нашим праздником. В этот день, где бы мы ни находились, мы стараемся отложить свои дела и приехать на нашу встречу.

ЧЕРЕЗ 50 ЛЕТ

Взор и ожидания человечества должны быть обращены к дальним мирам. (Оз. 3-V-4)

Со дня первого полета человека в космос прошло 50 лет. С тех пор космонавтикой пройден гигантский путь, совершены невиданные открытия. Были запущены Международные космические станции. Численность космонавтов превысила половину тысячи. Пилотируемая космонавтика вышла на рекордный по продолжительности полёт космонавта на орбите (Валерия Полякова) - 438 суток. А рекордсменом по длительности пребывания в космосе стал космонавт Сергей Крикалёв, совершивший 6 полётов с пребыванием в космосе 803 суток. Появился космический туризм. С каждым днем все более расширяется сфера прикладного использования космонавтики: служба погоды, навигация, спасение людей и спасение лесов, всемирное телевидение, всеобъемлющая связь, самые передовые технологии.

Много изменений произошло в нашей стране с того памятного дня. В 90-х были приостановлены космические программы, в бедственном положении, вплоть до полного исчезновения, оказались многие направления советской науки. Все, кому небезразлична судьба России, обеспокоены проводящейся в наши дни компанией по искажению истории. Политика клеветников на Советский Союз направлена на убеждение молодежи в том, что СССР всегда отставал или только повторял чужие достижения. Еще в 60-х западные учёные стали выдвигать проекты освоения космоса, присваивая себе авторство идей Циолковского («Сфера Дайсона», «Космические поселения О’Нэйла” и многое другое). На Западе наследие великого учёного и философа почти вычеркнуто из истории и практически неизвестно даже специалистам. Многие американцы уже практически забыли о Гагарине.

Удивляют и возмущают и другие факты пренебрежения историей Российской космонавтики. Так, манекен «Иван Иванович» с 1994 года таинственным «законным» образом переехал в Америку и экспонируется в Смитсоновском национальном музее искусства и космоса. И совсем уж насмешкой выглядит аукцион, приуроченный к 50-летию первого полета человека в космос, на котором будет выставлен на торги космический корабль Восток 3КА-2. Этот аппарат совершил полет в космос с манекеном по прозвищу "Иван Иванович" и собакой Звездочкой на борту. При посадке манекен был катапультирован, а собака в целости и сохранности вернулась на Землю в самом корабле. Первый раз он был продан в начале девяностых. И до этого момента находился в частной коллекции, в США. В качестве утешения остается только надеяться, что благодаря этому американский народ хоть что-то узнает о вкладе России в освоении космоса.

В действительности ни о каком отставании СССР от Запада в области космических технологий не может быть и речи. Если учесть, что наши орбитальные системы и средства доставки оказались гораздо лучше американских, то можно говорить именно об отставании Запада от СССР.

К 90-м годам Советский Союз был лидером по абсолютному большинству (43 из 50-и!) основных научно-технических направлений. Как считают многие независимые эксперты, при сохранении СССР, перечень областей в науке и технике, по которым мы отстаём от Запада, сократился бы до нуля уже к середине 90-х. И немалую роль в этом сыграла наша космическая отрасль. Уничтожение советской космической программы оставило неосуществлёнными множество проектов - как чисто научных, так и промышленных. В настоящее время российские средства выведения космических аппаратов являются наиболее надежными в мире. Американцы летают на МКС на российских кораблях, европейцы и представители других стран используют для запуска своих спутников российские ракеты-носители. Но практически вся российская ракетно-космическая техника пришла еще из советских времен.

Для исправления сложившегося положения в России была разработана Концепция развития российской космонавтики до 2040 г. и началась реализация ее программ.

Продолжается разработка модульной РН "Ангара", начавшаяся еще в 1992 году. На космодроме Байконур совместно с казахстанскими партнерами ведется работа над проектом создания совершенно нового, экологически "чистого" космического ракетного комплекса "Байтерек" и уже началось строительство стартового комплекса под эту ракету. Первый старт "Ангары" с нового космодрома планируется на 2014 год. А с российского космодрома Плесецк ее запуск состоится двумя годами раньше. Существуют планы создания космодрома "Восточный" в приамурье.

В заключение хочу привести слова Елены Ивановны Рерих: «… наука идет такими гигантскими шагами вперед, что скоро будет осознана и следующая ступень, именно, ступень сотрудничества с Космосом, и тогда космическое сознание перестанет пугать даже самых неученых, а станет явлением обычным, и никакой человек, осознавший свое место в Космосе, не сможет оставаться в своем скворешнике. Тогда наступит и духовное объединение».

ПРИЛОЖЕНИЕ:
Хроника исторического полета
3:00 - На стартовой площадке начались заключительные проверки космического корабля. Присутствовал Сергей Павлович Королев
5:30 - Подъем и завтрак Юрия Гагарина и его дублера Германа Титова
6:00 - Началось заседание Государственной комиссии. После заседания было окончательно подписано полетное задание Космонавту-1. Через несколько минут специальный автобус голубого цвета уже ехал к стартовой площадке.
6:50 - После доклада о готовности председателю Государственной комиссии Юрий сделал заявление для печати и радио. Это заявление уместилось на нескольких десятках метров магнитофонной пленки. Спустя пять часов оно стало сенсацией. Находясь на железной площадке перед входом в кабину, Гагарин приветственно поднял обе руки - прощание с теми, кто оставался на Земле. Потом скрылся в кабине.
7:10 - Голос Гагарина появился в эфире.
8:10 - Объявлена 50-минутная готовность. Была устранена единственная неисправность. Она обнаружилась при закрытии люка №1. Его быстро открыли и все поправили.
8:30 - 30-минутная готовность. Титову объявлено, что он может снять скафандр и ехать на пункт наблюдения, где уже собрались все специалисты. Фамилия человека, который первым покинет планету, теперь известна окончательно - ГАГАРИН.
8:50 - Объявлена десятиминутная готовность. Проверка всех основных систем и герметизации.
9:06 - Минутная готовность. Гагарин занял исходное положение.
9:07 -Дается зажигание. Старт корабля «Восток», в эфире слышно знаменитое «Поехали!..»
9:09 - Отделение первой ступени. Гагарин должен услышать, как отделилась эта ступень, и почувствовать, что вибрация резко уменьшилась. Ускорение возрастает, так же как и перегрузки. На пункте наблюдения ждут доклада Гагарина.
9:11 - Выход Гагарина на связь, сброс головного обтекателя.
9:22 - Радиосигналы советского космического корабля запеленговали наблюдатели с американской радарной станции Шамия, расположенной на Алеутских островах. Пятью минутами позже в Пентагон ушла шифровка. Ночной дежурный, приняв ее, тотчас же позвонил домой доктору Джерому Уиснеру - Главному научному советнику президента Кеннеди. Заспанный доктор Уиснер взглянул на часы. Было 1 час 30 минут по вашингтонскому времени. С момента старта «Восток» прошло 23 минуты. Предстоял доклад президенту - русские опередили американцев.
9:57 - Юрий Гагарин передал, что пролетает над Америкой. Официальное сообщение о запуске в космос человека, подписание приказа о присвоении Юрию Алексеевичу Гагарину звания майора.
10:13 - Телетайпы закончили передачу первого сообщения ТАСС. Сотни корреспондентов малых и больших стран штурмом брали здание Телеграфного агентства. Юрий Гагарин стал близким для всех народов земного шара. Но больше всего волновалась и переживала за него, конечно же, Родина.
10:25 - Включена тормозная двигательная установка, и корабль пошел на спуск. Посадка - самый ответственный этап космического полета: ошибка на метр в секунду при скорости 8000 метров в секунду отклоняет точку приземления уже на целых 50 километров.
10:35 - Отделение приборного отсека. Продолжение спуска.
10:46 - Вход в плотные слои атмосферы, потеря связи.
10:55 - Обгоревший железный шар стукнулся о вспаханную почву - поле колхоза «Ленинский путь», юго-западнее города Энгельса, неподалеку от деревни Смеловка. Неподалеку на парашюте опустился Юрий Гагарин.

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Ю.З.Никитин. Подумай и ответь. Смоленск. 1999, стр. 139, 278.
2. http://www.infuture.ru/article/506
3. http://progagarina.narod.ru/polet/polet.htm
4. http://vpro24.narod.ru/mix/p12/index.htm
5. Афанасьев И.Б. Мировая пилотируемая космонавтика. История. Техника. Люди. Москва. Изд.: РТСофт. 2005 г.
6. http://www.peoples.ru/military/cosmos/gagarin/history4.html
7. http://yurigagarin.ru/
8. В. Россошанский. Феномен Гагарина. Саратов. Изд.: Летопись: Издательский центр Саратовского Государственного социально-экономического Университета. 2001 г.
9. Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2. 17.01.36
10. http://www.gagarinlib.ru/gagarin/flight.php