Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Мужской характер чеченца

"Чеченцы умеют себя вести. И в Пекине, и в Париже".

Мудак -Кадыров.

Зарезанный в Москве парень, танцы с избиением и стрельбой в Сочи, побоище в лагере "Дон" заставляют вспомнить о подобном в последние годы. Часть чиновников и журналистов убеждает общество, что на выходцев с Кавказа наговаривают зря и подобные случаи специально выпячиваются их врагами. Оппоненты утверждают, что "лица кавказской национальности" не умеют и не хотят вести себя согласно обычаям, законам и нормам морали тех мест, где они находятся. Я приведу несколько свидетельств последних лет и хочу спросить у читателя - известны ли подобные случаи с участием знаменитой "русской мафии", каких-нибудь "славянских банд"? Мне и правда интересно.
В течение сентября - октября 2005 года сотрудники центра для беженцев в Нордбибратене (Норвегия) восемь раз вызывали полицию. Причина - агрессивное поведение чеченцев. Дело дошло до того, что беженцы из Чечни (всего 12 человек) потребовали от обитателей и персонала центра строгого соблюдения мусульманских предписаний. Дескать, все должны молиться Аллаху, пропускать чеченцев первыми, и никто не должен носить шорты.
19 августа 2006 года в полдвенадцатого ночи банда из 30 чеченцев, вооруженных бейсбольными битами и клюшками для гольфа, ворвалась в «Карре-Бич» (Бельгия). Они избили охрану, ограбили около сотни посетителей и разломали мебель. Газета De Standaard уточнила, что полиция арестовала 16 злоумышленников. Еще 14 человек сумели скрыться. Шесть посетителей дискотеки - в больнице. У кого-то сотрясение мозга, у кого-то - переломы. Трупов, слава Аллаху, нет. Газеты, поначалу схватившиеся за новость, как-то все сразу утихли и замолчали, демонстрируя "сознательность" "свободной прессы". Будто и не было нападения, массового побоища, «Скорой помощи» и полицейских сирен.
Чеченцы знали что громить. Дискотека «Карре-Бич» - одна из самых модных в Остенде.
По данным местных газет, задержанные остендские чеченцы - беженцы из России. Некоторые не впервые замечены в сварах в увеселительных заведениях и казино городка. Однако до этого о житье-бытье кавказской диаспоры здесь толком никто не слыхивал. Хотя Бельгия одной из первых в Европе демонстративно распахнула свои границы для жителей Чечни, «страдающих под пятой Москвы». В прошлом году сюда было подано 1600 прошений из России о предоставлении политического убежища. Практически все - от чеченцев. В итоге 1256 из них в 2005 году официально получили статус политэмигранта: с документами, пособием и льготным жильем. Каково же было удивление радушных хозяев, когда «обретшие свободу» гости взялись за клюшки для гольфа!

Интернет заполнился возмущенными откликами бельгийцев. Яник Ванколен, город Мехэнь, иронизирует: «Да здравствует «открытая граница» с Востоком! Начинаем ощущать первые последствия открытости». Кристиан В. из Льежа еще более категоричен: «Иностранцы в Бельгии позволяют себе все что угодно. Через год будут, наверное, уже стрелять в нас на улице. Пожизненный срок им дать и отправить отбывать его на родину...»

Под давлением растущего общественного недовольства следствие зашевелилось. На днях по ордеру прокуратуры арестованы еще 11 чеченцев. Их фамилии в полиции не называют. Комментарии по версиям событий местным чиновникам высказывать запретили. Узнать результаты на сегодняшний день нереально. Все спущено на тормозах.

Ах, как хочется ворваться в городок...

Город Остенде, самый известный морской курорт стран Бенилюкса, вытянулся вдоль берега Северного моря на многие километры. Клуб «Карре-Бич» разместился в подвальном этаже четырехзвездочного отеля «Терм Палас Отель», внешне похожего на колоннаду Казанского собора в Питере. Именно здесь чеченская дружина сошлась в жарком бою с охраной дискотеки.

В шикарном холле «Терм Палас Отеля» все ангельски любезны, пока я не задаю вопрос о недавнем инциденте. Милая фламандка разом меняется в лице: «Какие чеченцы? Клуб сейчас закрыт. Что там происходит, мы представления не имеем». Когда я отхожу от стойки, девушка куда-то спешно звонит...

А между тем чеченцы в городе есть, хотя сейчас они на публике особо не светятся. В толпе взгляд выхватывает непохожие на местных небритые лица. Мне попалась пара молодых южан, которые в черных костюмах «Адидас» вразвалочку гуляли по центру города. Оба жгучих брюнета были крепкого телосложения с темной щетиной на щеках и кавказскими орлиными носами. Между собой они изъяснялись на гортанном наречии, пересыпая его крепкими русскими словами.

Осторожный заместитель комиссара в полицейском управлении Остенде в разговоре со мной уходит от конкретики по чеченскому делу и подтверждает лишь задержание погромщиков. О материальном ущербе и ограблении туристов у него данных нет. Больше говорить о расследовании он не имеет права. Кто имеет? Только королевский прокурор города Брюгге, который и ведет следствие. Но примет ли он журналиста из России? До этого всем отказал. Еду в Брюгге.

Прокурор умывает руки

Шаркающей кавалерийской походкой королевский прокурор города Брюгге вышел мне навстречу из-за стола, заваленного папками. Голубые глаза пронзительно поблескивают из-под очков. Герр Жан-Мари Берквенс протягивает загорелую руку, извиняется за отсутствие пиджака и галстука, сославшись на то, что вообще-то он в отпуске. Но по неотложным делам на полдня заглянул в офис.

Не успеваю открыть рот, как мой собеседник сам берет быка за рога:

Сразу хочу оговориться, что не имею права раскрывать тайны следствия и не буду называть имен подозреваемых.

Господин прокурор, не могли бы вы уточнить, сколько человек проходят по «чеченскому» делу?

Шестнадцать. Возраст - от 19 до 27 лет. Сейчас суд решает вопрос о продлении срока их пребывания под стражей.

Из рассказа прокурора картинка сложилась такая. Вооруженная группа, состоявшая примерно из 30 выходцев из Чечни, подралась с охранниками ночной дискотеки «Карре-Бич» в Остенде. Нападавшие сильно избили битами, клюшками для гольфа и ножками от стульев шестерых сотрудников заведения. Однако в помещение клуба подозреваемые не входили и посетителей не грабили. Целью их нападения была охрана. Выходит, главная версия - случайная ссора?

Господин Берквенс улыбается:

Вокруг дискотек всегда крутится организованная преступность. Вероятность рэкета мы в полной мере учитываем. Но был ли этот налет попыткой устрашения или просто местью за некорректное поведение дискотечного вышибалы, предстоит определить следствию.

Что, все тридцать сильно обиделись на охрану «Карре-Бич?» - удивляюсь я.

Может, обиделся один, да кликнул подмогу, - принимает мою иронию прокурор. - А друзей у него оказалось много. Кстати, не все живут в Остенде, некоторые приехали из Антверпена, Ньюпорта и других мест. Один вообще из Франции.

Переселенцы из Чечни показали Евросоюзу свое лицо не только в Бельгии, но и на улицах Копенгагена.

Что грозит чеченцам: срок, высылка из страны, лишение вида на жительство?

Все задержанные имеют официальные документы, нелегалов среди них нет, а то бы ситуация была другой.

Битва кланов

Прокурор подтверждает мне, что у некоторых чеченцев, по его сведениям, были прецеденты - мелкие стычки и драки. Серьезный след есть только у одного: на нем висит обвинение в покушении на убийство иммигранта из Албании.

А вот это уже серьезно. В Европе после балканских событий обосновалась албанская мафия, которая контролирует рынок наркотиков и сеть проституции. Выбить крутых косовских албанцев, тоже недавних борцов за независимость, с насиженных точек можно только силой. Это, похоже, и есть смысл действия чеченских «рейдеров».

Задаю наводящий вопрос.

В Остенде или Брюгге были попытки установления контроля за бизнесом со стороны организованной этнической преступности?

Жан-Мари Берквенс задумчиво поправляет очки.

Сейчас стало ясно, что проблема касается нас непосредственно. Мы серьезно рассматриваем вариант, что эпизод в «Карре-Бич» мог быть попыткой нацменьшинства «организовать свою территорию», оттеснив конкурентов и запугав несговорчивых. Но это еще надо доказать. Дела, связанные с рэкетом, как вам известно, имеют слабую свидетельскую базу. Никто не хочет говорить - боятся.

Да уж, расколоть «чеченских орлов» бельгийцам будет ох как трудно. Нет у них пока методов против клановой дисциплины. Прокурор это понимает.

На дело мы отводим несколько месяцев. Затягивать не будем, но и спешить нельзя, надо разобраться. Многое будет зависеть от того, насколько будут готовы сотрудничать со следствием сами чеченцы. Пока они энтузиазма не проявляют. Все отрицают.

Чеченская колония в Остенде официально насчитывает всего пятьдесят семей. А сколько их на самом деле - неизвестно. Хотя формально у всех, кто имеет официальный статус, есть и адрес, и координаты. Ведь в статусе беженца они пользуются равными с бельгийцами правами. И если не работают - получают пособие.

Им ничего не грозит?

После телефонных метаний мне удается наконец выйти на адвокатскую контору «Таверньер и сын», которая взялась за чеченское дело со стороны задержанных. Герр Франки Таверньер говорить с русским журналистом не пожелал, а вот сын Дени оказался более разговорчивым.

Чем в принципе рискуют ваши подзащитные согласно уголовному уложению Бельгии?

Речь о сроке пойдет, если дело окажется в уголовном суде. Но его могут передать в гражданский суд, который определит размер материальной компенсации пострадавшим, и все на этом закончится.

Да уж, откупиться было бы для кавказцев проще всего. И деньги на это у остендской колонии нашлись бы. Но ведь прокуратуре и вообще всем в Бельгии ясно, что имело место спланированное нападение на дискотеку. Это-то уголовно наказуемо?

Адвокат, оказывается, так вовсе не считает. Аргументы мэтра Таверньера просты. Пока суду непонятно, по каким статьям и кого наказывать. Одно дело - факт драки и нанесения телесных повреждений, совсем другое - организация вооруженной банды. Во втором случае могут замаячить 5 - 10 лет тюрьмы, но вину надо еще доказать.

Интересно, как сами-то чеченцы объясняют случившееся?

По версии сайта самопровозглашенной республики, именно охранники «Карре-Бич» за неделю до известных событий «ни с того ни с сего» не пустили на дискотеку, а потом избили троих чеченских юношей. Именно в ответ на несправедливость молодежью были предприняты две безуспешные попытки разобраться с дискотечными вышибалами. Третья попытка удалась. Была драка «тридцать на тридцать», и чеченцы победили. И вот тут-то якобы и вмешались сидевшие в засаде полицейские!

Видно, авторам этой версии психологически трудно признать, что чеченцы нападали в численном большинстве, ведь тогда героический флер «гордых кавказских мстителей» сразу блекнет. Но интересно, что признается многократность попыток провести карательную акцию.

Можно предположить, что даже самым законопослушным из политэмигрантов и в голову не пришло бы обратиться в полицию Остенде с жалобой на дискриминацию и произвол персонала ночного клуба вместо разборки по понятиям. Но почти военный масштаб операции, сборы участников со всей диаспоры из разных городов толкают к другим выводам. Все это очень похоже на «укрощение строптивых», не желающих признавать преимущества чеченской «крыши». Только доказать это в «политически корректной» Бельгии практически невозможно.

Впрочем, судя по блогам, общественное восприятие европейцами эмигрантов из Чечни начинает меняться. Размеры чеченской диаспоры в Западной Европе и ее подлинная организация стали интересовать даже далеких от криминала и политики людей. А речь идет о почти 200 тысячах беженцев из горной кавказской автономии, которых доверчивая Европа запустила к себе. В Бельгии и Франции их по пять тысяч, а у скандинавов и того больше.

В Германии самая многочисленная колония давно прижилась и поделила с конкурентами зоны влияния. На Лазурном берегу чеченская диаспора Ниццы, составляющая порядка 300 семей, пока только приступила к крышеванию сделок на рынке недвижимости с богатыми российскими покупателями. В Страсбурге чеченцы пасутся вокруг Европейского суда по правам человека, обеспечивая своей поддержкой все иски против Москвы. Компенсации, присуждаемые судом, вполне позволяют окупить расходы на адвокатов.

На самом деле «бельгийский инцидент» - просто слишком скандальный и показательный случай, чтобы обойти его молчанием. Теперь европейским правительствам все чаще придется отчитываться перед собственными избирателями об импорте рабочей силы с беспокойного российского Кавказа. Попытки обучить ее бесплатно языку, дать пособие на поддержание штанов и после этого надеяться на полную ассимиляцию - наивный расчет. Люди, прошедшие через войну, лагеря боевиков, многие с криминальным прошлым не будут «скучать» на мизерное пособие. А гражданские профессии, которые предлагают иммигрантам из Африки, их едва ли устроят. Трудно представить себе бывшего боевика, работающего мусорщиком или официантом, обслуживающим на Ривьере «новых русских». Вот если для них откроют вакансии на охрану дискотек или в полиции, то в Остенде точно будет порядок. Криминальный. Но тогда уж жаловаться будет некому...

Андрей АЛЕКСЕЕВ (Наш спец. корр.)

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Наши горцы «зажигают».

Сегодня в странах ЕС проживают, по разным оценкам, от 200 до 250 тысяч чеченцев. В основном это беженцы, получившие убежище в Европе в 90-е годы. Самые многочисленные колонии расположены в Германии, Польше, Чехии, Австрии, Дании, Норвегии и Бельгии. Впрочем, с каждым годом власти этих стран все с меньшим энтузиазмом пускают к себе чеченцев. Так, в прошлом году Польша предоставила статус беженцев лишь пяти процентам чеченцев, просивших убежище в этой стране.

Обозреватель «РИА Новости» Татьяна Синицына.

Чеченцы уверены, что самые глубокие их корни исторически тянутся к Шумерскому царству (30-й век до н.э.). Они считают себя также потомками древних урартийцев (9-6 вв до н.э.). Во всяком случае, расшифрованная клинопись двух этих цивилизаций указывает на то, что в чеченском языке сохранилось немало аутентичных слов.

Сложилось так, что в течение всей истории у чеченцев не было своего государства. Единственная попытка создать королевство Синсир в XIY веке пришлась не ко времени - эту едва рожденную идею задавила конница Тамерлана. Потеряв две трети своего народа в боях с восточными завоевателями, чеченцы покинули плодородные равнины и ушли в горы - оттуда было удобнее продолжать борьбу. Горы для чеченцев навсегда стали приютом, убежищем, родным, и даже святым, местом.

Кроме чужеземных завоевателей, хватало и местных недругов - воинственные отряды других кавказских этносов то и дело нападали друг на друга, таков был способ жизни. Все время приходилось быть при оружии. Чтобы эффективнее охранять свой дом, свое селение горцы объединялись в отряды ополчения, строили оборонительные линии. До сих пор по кавказским вершинам разбросаны сотни древних крепостных башен, выложенных из дробленого камня. Отсюда наблюдали за врагом, и, заметив его, зажигали костры, дым от которых был сигналом об опасности. Постоянное ожидание набегов, необходимость всегда быть в полной боевой готовности, конечно, милитаризировали сознание, но и воспитывали отвагу, презрение к смерти.

В битвах даже одна сабля играла большую роль, поэтому каждый мальчик с пеленок воспитывался жестко и сурово, как будущий воин. По словам ученого-этнолога Галины Заурбековой, матери четырех детей, и по сей день чеченская этика запрещает ласкать, баловать детей, потакать их капризам. И сегодня у колыбелей традиционно поются старинные песни, восхваляющие воинскую доблесть, отвагу, доброго коня, хорошее оружие.

Самая высокая вершина Восточного Кавказа - гора Теболус-Мта, поднявшаяся на 4512 метров. Восхождение чеченского народа к этой горе, героические битвы с преследовавшим врагом - тема многих старинных поверий. Горный характер кавказского ландшафта «раздробил» чеченский народ - расселялись автономно, по ущельям, дифференцировались не по территориальному, а по родо-клановому принципу. Так возникли чеченские тейпы, представляющие собой соединенные группы семейств, каждую из которых возглавляет выборный староста. Наиболее почитаемы и уважаемы корневые, древние тейпы, другие, имеющие короткую родословную, образовавшиеся в результате миграционных процессов, называют «младшими». Сегодня в Чечне насчитывается 63 тейпа. Чеченская пословица гласит: «Тейп - крепость адата», то есть, традиционных правил и установлений жизни чеченского общества (адат). Но тейп защищает не только установленные веками обычаи, но и каждого своего члена.

Жизнь в горах определила весь круг общественных отношений. Чеченцы перешли от земледелия к скотоводству, был исключен принцип ленного хозяйствования, когда можно нанимать работников, и это заставляло трудиться каждого. Исчезли предпосылки для развития феодального государства, потребность в иерархии. Процветала т.н. горская демократия, где все были равны, но законы которой, нельзя подвергать сомнению. А если вдруг появлялись «птицы другого оперения» - их просто выдавливали из общин - уходи, коли не нравится! Покидая свой клан, «изгои» попадали в пределы других народов, ассимилировались.

Дух горской свободы и демократии превращал в культ чувство личного достоинства. На этой основе и сформировался чеченский менталитет. Слова, которыми чеченцы исстари приветствуют друг друга, отражают дух личной независимости - «Приходи свободным!».

Другое устойчивое выражение - «Трудно быть чеченцем». Наверно, нелегко. Хотя бы потому, что гордая, свободолюбивая сущность личности чеченца буквально заковывается в «железные доспехи» адата - норм права, возведенных в обычай. Не соблюдающему адат - позор, презрение, гибель.

Обычаев много, но в центре - кодекс мужской чести, объединяющий правила поведения для мужчин, направленные на поощрение храбрости, благородства, чести, хладнокровия. Согласно кодексу, чеченец должен быть уступчивым - горные дороги узки. Он должен уметь строить отношения с людьми, ни в коем случае не демонстрируя своего превосходства - способ избежать лишнего конфликта. Если сидящий верхом на коне встречается с пешим - он должен первым поздороваться. Если же встречный - старик, то наездник должен сойти с коня и только потом поприветствовать его. Мужчине запрещается «проигрывать» в любой жизненной ситуации, оказываться в недостойном, смешном положении.

Чеченцы нравственно боятся оскорбления. Причем, не только личного, но и оскорбления своей семьи, тейпа, несоблюдения правил адата. Если член тейпа серьезно опозорится, то жизни ему нет, община отвернется от него. «Я боюсь позора, и поэтому я всегда осторожен», - говорит горец - попутчик поэта Александра Пушкина в его путешествии в Арзрум. И в наше время внутренний и внешний стражи поведения заставляют чеченца быть в обществе предельно собранным, сдержанным, молчаливым, вежливым.

В адате есть замечательные, достойные правила. Например, куначество, (побратимство), готовность к взаимопомощи - всем миром строят дом тому, у кого его нет. Или - гостеприимство: даже враг, переступивший порог дома, получит кров, хлеб, защиту. А что уж говорить о друзьях!

Но есть и деструктивные обычаи, например, кровная месть. С этим архаизмом современное чеченское общество борется, созданы процедуры для примирения «кровников». Однако эти процедуры требуют взаимной доброй воли, препятствие на этом пути - страх оказаться «немужчиной», быть осмеянным.

Чеченец никогда не пустит женщину впереди себя - ее надо оберегать, на горной дороге много опасностей - обвал или дикий зверь. К тому же, со спины не стреляют. Женщины играют особую роль в горском этикете. Они, прежде всего, хранительницы очага. В древние времена эта метафора имела прямой смысл: женщины отвечали за то, чтобы в очаге всегда горел огонь, на котором готовилась пища. Теперь, конечно, это выражение имеет переносный, но все же очень глубокий, смысл. До сих пор самым страшным проклятием у чеченцев считаются слова «Чтобы огонь погас в твоем очаге!».

Чеченские семьи очень крепкие, адат этому способствует. Формат, стиль жизни стабилен и предопределен. Муж никогда не влезает в домашние дела, это - безраздельная сфера женщины. Неуважительно относиться к женщине, тем более - унижать, бить ее - недопустимо, невозможно. Но если жена все же довела своим характером, поведением, муж может очень просто развестись, сказав трижды: «Ты мне больше не жена». Развод неминуем и в том случае, если жена неуважительно относится к родственникам мужа. Чеченкам ничего не оставалось, как освоить тонкое искусство ладить с родней мужа.

Любые «прекрасные безумства» адат запрещает чеченцу, но они все же отваживаются, например, красть невест. В старину, по словам Галины Заурбековой, девушек крали, чаще всего, потому, что семья отказывала жениху, оскорбляя таким образом его личное достоинство. Тогда он сам восстанавливал честь - похищал девушку и делал ее женой. В другом случае причиной краж девушек было отсутствие денег на калым (выкуп), который платится родителям. Но случалось, конечно, что просто взыгрывала сердечная страсть. Как бы то ни было, «точка» в таком деле ставилась двумя способами: либо похитителя прощали и играли свадьбу, либо он до конца жизни преследовался кровной местью. Сегодня обычай «умыкание невесты» носит, скорее, романтический оттенок. Как правило, он совершается по обоюдному сговору, являясь частью свадебного ритуала.

Свадьба - один из самых больших праздников у чеченцев. Ее процедура почти не претерпела изменений. Гуляние продолжается три дня и вечерами обязательно заканчивается танцами. Чеченский танец - необыкновенно темпераментен и грациозен. У этого небольшого народа в ХХ веке была счастливая возможность показать красоту своего национального танца всему миру: великому танцору и «чеченскому рыцарю» Махмуду Эсамбаеву рукоплескали во всех странах. В пластику, смысл чеченского танца заложены мотивы главных этических и эстетических ценностей: мужчины - смелы и горды, женщины - скромны и прекрасны.

У чеченцев есть свой кодекс чести – «нохчалла». Это слово непереводимо, но каждый нохчо знает, что оно обозначает – свод неписаных правил, касающихся морали, нравственности и этики, которыми руководствуются представители данной национальности испокон веков.

Гостеприимство и доброжелательность

Характер нохчо, с детства воспитываемого традиционной чеченской семьей рыцарем, джентльменом, дипломатом, мужественным заступником и надежным товарищем – это дань уважения историческому прошлому горного народа.

Условия жизни у чеченцев всегда были непростыми – горная местность, явно некурортный климат. Отсюда у нохчо особое отношение к гостю, который в стародавние времена, будучи не принятым на ночлег, мог погибнуть от холода или голода, от разбойничьего ножа или нападения диких зверей. По закону предков у чеченцев гость обязательно должен быть приглашен в дом, согрет, накормлен, нохчо непременно предложит человеку переночевать – все это соблюдается неукоснительно.

Вежливость и уступчивость (до известных пределов, разумеется) тоже у чеченцев в крови – чтобы разминуться на узких горных дорогах и тропинках Чечни, жизненно необходимы такт и сдержанность, в противном случае скандалисты просто рискуют улететь в пропасть. Тяжелыми условиями жизни в горах можно объяснить также такие традиционные черты характера нохчо, как взаимовыручка, взаимопомощь – чеченец поможет своему земляку в любом случае, даже с риском для собственной жизни.

Ни баринов, ни крепостных

«Нохчалла» не подразумевает наличие каких-либо сословных, классовых делений у нохчо – среди представителей этого народа за века его существования никогда не существовало ни помещиков, ни крепостных – у чеченцев своя иерархическая субординация. Даже если нохчо занимает привилегированно е положение, он не станет демонстрировать это остальным – показывать свое превосходство над другими считается недостойным настоящего чеченца. Наоборот, нохчо в данном случае должен быть особенно учтив и приветлив, дабы не задеть самолюбие другого. К примеру, верховой чеченец непременно первым здоровается с безлошадным. Более того, нохчо обязан спешиться с лошади, если встречный старше его.

Если дружба, то крепче стали

Друг для чеченца даже больше чем брат. «Нохчалла» определяет дружбу между нохчо как нечто непоколебимое – и горе, и радость друзья-чеченцы делят пополам. Проявления невнимания или неучтивости к брату нохчо еще может простить. Но если это относится к другу – прощения не будет.

Особое отношение к женщине

Кодекс чести чеченца подразумевает почтительное отношение как к самой женщине (матери, жене), так и к ее родственникам. «Нохчалла» заповедует нохчо в знак особого уважения к состоящим в родстве с матерью и женой спешиваться с коня еще перед селением, где те проживают.

У нохчо есть притча о путнике, попросившемся на ночлег. Чеченец не знал, что кроме хозяйки в доме никого не было. Женщина по правилам не могла оказаться гостю, а он сам, если бы знал, что остается с ней один на один, ни за что бы не стал ночевать – это по чеченским законам, мягко говоря, непорядочно.

Гость был накормлен и уложен спать. Только наутро чеченец догадался, что хозяйка в доме была одна и всю ночь не ложилась, сидела в передней. Когда гость умывался, он ненароком задел кисть женщины мизинцем. Покидая дом, чеченец отхватил этот палец ножом, таким образом продемонстрирова в особое отношение к чести приютившей его чеченки.

Не гордыня, но гордость

Общеизвестно, что чеченцы – очень гордый и независимый народ, принуждение они не приемлют. Это тоже «нохчалла». Нохчо – испокон веков защитники, воины. Ощущать себя свободным и постоянно отстаивать свободу – жизненная потребность чеченца. Вместе с тем, свободолюбие у нохчо соседствует с уважением к другим людям. «Нохчалла» учит чеченца уважать иноверца даже больше, чем мусульманина, поскольку считается, что нанесенную единоверцу обиду Всевышний может простить, потому что обидчик и обиженный имеют шанс встретиться на главном Судилище. А несправедливость, на которую нохчо обрек иноверца, непростительна – на том свете подобной встречи не случится, и, выходит, грех навечно останется несмываемым.

4 г. назад

Аслан Дукаев был профессором университета в Грозном, когда в декабре 1994 года началась первая чеченская война. За 20 месяцев погибли тысячи человек. 20 лет спустя Аслан Дукаев, ныне директор Северокавказской службы Радио Свобода, вспоминает о разрушении родного города. Ссылка на источник

4 г. назад

💲💲ПОДДЕРЖАТЬ КАНАЛ МОЖНО ЗДЕСЬ ⏩⏩⏩ https://www.donationalerts.ru/r/aleztv Мы в Телеграм https://t.me/AlezTVmusic ♔Самый большой канал гитарных песен♔ Все новинки на канале в Телеграм https://t.me/AlezTVmusic http://www.youtube.com/user/aleztv?sub_confirmation=1 ♔ ССЫЛКИ НА СОЦ. СЕТИ ♔ ♚Группа Вк http://vk.com/aleztv Twitter https://twitter.com/aleztv INSTA https://www.instagram.com/aleztv

2 г. назад

Это мое первое экспериментальное видео, дальше планирую снимать мастеров и любителей конструировать. Но все зависит от просмотров, если людям понравиться буду делать видео больше, интересней и лучше. ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ И ОСТАВЛЯЙТЕ КОМЕНТАРИИ. кто то спрашивал про мою карточку вот. 4276 8600 5347 3100 этот счет прикреплен к этому номеру 89280003899 . для самых активных будет от меня подарок. Уважаемые подписчики, вопросы личного характера вы можете задать по ватсап на указанный сверху номер. Люди пожалуйста не выражайтесь цензурой, буду удалять такие коменты. This is my first experimental video, then I plan to shoot masters and amateurs to design. But it all depends on the views, if people like it I will make the video bigger, more interesting and better. SUBSCRIBE AND LEAVE YOUR COMMENTS.

3 г. назад

В конце 2015 года, в интернете появился видеоролик, в котором мужчина купает героического кота). Ролик тут же приобрел популярность в кавказском сегменте сети интернет. Люди были удивлены способностями мужчины ладить с котом, но ещё больше зрительских симпатий собрал кот, который стоически переносит столь нелюбимую кошачьим родом процедуру.)

5 г. назад

целая игра http://www.youtube.com/watch?v=Skjetftaj24 КВН Сборная Чечни - 2014 Высшая лига Третья 1/8 СТЭМ Лучшие миниатюры КВН http://link.ac/2m9L6 Все целые игры Вышки 1990-2013 http://link.ac/2m9M4 Все целые игры Премьерки 2003-2013 http://link.ac/2m9N2 Лучшие сборники КВН http://link.ac/2yep YouTube - http://www.youtube.com/kvn КВН Вконтакте http://vk.com/public28490858 Facebook - https://www.facebook.com/kvnofficial Твиттер КВН https://twitter.com/kvnofficial Инстаграм КВН http://instagram.com/kvnofficial . JOIN QUIZGROUP PARTNER PROGRAM: http://join.quizgroup.com/

3 г. назад

Интервью с интересным персонажем https://www.youtube.com/channel/UCZjI-DzrQ3hUOsSw35s1YqA - Новый Канал Халка, давайте поможем -Спортсмену набрать Аудиторию НАША ГРУППА ВКОНТАКТЕ - http://vk.com/dabudaishow ◓ПОДКЛЮЧИ ПАРТНЕРКУ БЕЗ ПРОБЛЕМ И ЗАРАБАТЫВАЙ НА YouTube - http://join.air.io/allesandr ПОДПИШИСЬ НА НАШ КАНАЛ - http://www.youtube.com/channel/UCRO7VdFleG1Cl0C508TW9gg + Подпишись на Группу в Одноклассниках + http://www.ok.ru/group/53658287669356

При любых видах грыж,болезни жкт,ревматизм,радикулит,нервные болезни,судороги,церебральный атеросклероз,половые болезни,сифилис,болезни печени и почек,белокровие лейкоз,язвы,опухоли раковые грудной железы,селезенки,печени и желудка,очищение от токсинов,болеутоляющее,слабительное,против отравлений,успокаивающее и омолаливающее средство-насойка омика(ферула джунгарская,адамов корень,хьакхи орам),50 г корней измельченных залить поллитром яблочного уксуса,настаивать ежедневно встряхивая 3 недели,принимать по 1ч.л. на 50 мл воды 3-4 раза в день за полчаса до еды,неделю перерыв,после дозу можно увеличить до одной ст.л. позвоночник натирать при радикулите,грыже. При аденоме,сахарном диабете,почках-одна ч.л.порошка адамового корня с чайной ложкой меда съедают за полчаса до еды,запивая теплой водой,курс сорок дней,при аденоме 2 раза в день за полчаса до завтрака и через три часа после ужина,в зависимости от самочувствия лечение продолжается от 50 до 60 дней.

Так, генерал ПУЛЛО, «назначал в Чечне на должности приставов самых отъявленных негодяев из местных жителей. Они относились к своим подчиненным с беспрецедентной жестокостью», – константирует Джон Баддели в своей работе «Завоевание Кавказа русскими» (стр. 251).

–говорили наши предки.

Кавказское офицерство было обрадовано, что новым наместником Кавказа Николаевым Первым назначен граф Воронцов.

Участник войны 1812 года, аристократ, ярый англофил, Воронцов решил доказать всем офицерам Кавказской армии, как надо воевать с туземцами или дикарями.

Граф задумал в мае 1845 года совершить новую военную экспедицию на Дарго (ДаргIа).

Он собрал огромную армию – примерно18 тыссяч солдат и офицеров. В поход изъявили желание принять участие именитые князья и генералы из Петербургского великосветского общества: Александр Гессен – Дармштадтский, Витгенштейн, Людерс, Клюгенау, будущий начальник 3-его Отделения Его Императорского Величества граф Бенкендорф, начальник Генерального Штаба Военного Министерства Российской Империи генерал Гурко – и ряд других светских особ.

Такие генералы, как Головин и Фрейтаг, доказывали графу Воронцову, что шансов на успех у экспедиции нет. К примеру, генерал Фрейтаг, у которого хорошо была организована разведка, сообщал новому наместнику: «Генерал Граббе с более 10-тысячной армией потерпел поражение, даже не добравшись до Дарго. Чеченцы нам говорят: «Пусть русские придут туда, куда хотят. Мы знаем, где их атаковать».Вы увидите, что чеченцы умеют драться, когда это необходимо». (Джон Баддели, Завоеванрие Кавказа русскими, М., 2007 г., стр. 289).

Всем здравомыслящим кавказским офицерам было ясно: шансы на успех у графа Воронцова равнялись нулю.

Однако генерал Воронцов от задуманной военной авантюры не отказался.

31мая 1845 года с армией примерно18 тысяч солдат и офицеров он двинулся из крепости«Внезапная» кДарго.

Генерал Воронцов свой маршрут начал так же, как и генерал Граббе. Только последний свой бесславный поход начал из Герзельской крепости.

Вроде бы успех сопутствовал новому покорителю Кавказа: колонны русских солдат 3 июня взяли Старый Буртунай.Что несколько вдохновило англофильского аристократа.

Но с утра 6 июня начались несчатия. Природа выступила против экзекуторов: погода резко ухудшилась. Синее небо заволокли черные тучи. В течение пяти дней хлестал резкий ветер, шли дожди со снегом, стало жутко холодно. Наступил голод.Продуктов нехватало.

В отряде Пассека были обморожены не менее 450 солдат и офицеров, 500 лошадей пали.

Как и Граббе, Воронцова встретили завалы, бесшумно падающие деревья и меткие выстрелы невидимых бойцов Сопротивления.

17 июня 1845 года рота Литовского полка была полностью разгромлена у Андийских ворот.

А в это время жители Дарго (ДаргIа), извещенные о наступлении врага, подожгли свое село и укрылись в чаще леса.

С большими потерями 6 июля 1845 года граф Воронцов и его солдаты вышли в пустое поле. Никто ему ключи от Дарго не вручал, как это было в Европе в 1813–1814 годах.

7 июля потери нашего аристократа составляли: убиты 1 генерал, 3 офицера и 32 солдата. И ранены 9 офицеров и 160 солдат.

Своего врага герои Воронцова не видели. Но они знали: за каждым камнем, кустом и деревом прятался враг. Уже убиты и ранены 187 солдат и офицеров.

Даже Воронцов понял: надо отступать. Но как? Нет провиантов. И он отправляет гонцов к Фрейтагу с просьбой направить к Дарго колонну с провиантом. И начинается ожидание этой «бисквитной экспедиции».

В армии графа Воронцова царят суета и неразбериха.

Убиты все минеры.

А вокруг грозные горы и лес.

10–11 июля 1845 года, сообщает историк Джон Баддели, армия графа Воронцова потеряла: убиты 2 генерала, 17 офицеров и 537 рядовых, ранены 32 офицера и 733 рядовых солдат. Из провианта до Дарго почти ничего не дошло. И три пушки захвачены «злыми чеченцами».

От примерно 18 тысячной армии «11 июля у графа Воронцова 5 тысяч штыков и 1100 раненых2. И с этим силами граф начал отступление а Герзел», – отмечает Джон Баддели (Д.Баддели, Указ.соч., с.289).

Генерал-аристократ не любил и не уважал умных людей. Он слышал только себя.

Он неукоснительно выполнял волю своего Императора.

Он не жалел жизни русских солдат. Благо пушечного мяса в крепостной России было предостаточно.

13 июля 1845 года колонна графа Воронцова медленно двинулась из Дарго в направлении Центорой – Шуани – Алерой– Шовхал Берд – Герзел.

Каждый шаг сопровождался потерями.

13–14 июля потери составили: убиты 7 офицеров и 70 рядовых, ранены 24 офицера и 225 рядовых.

Колонна Воронцова была рассечена на три части.

Идти вперед опасно.

Но и возвращаться или остановиться тоже нельзя.

15 июля 1845 года все артиллеристы убиты или ранены. В этот день убиты 15 рядовых, ранены 3 офицера и 63 рядовых.

Офицеры уже не красуются перед неприятелем, которого они не видят. В колонне царят страх и паника.

16 июля 1845 года убиты 2 офицера и 107 рядовых, ранены 13 офицеров и 401 рядовой.

Общие потери с момента выхода из Дарго (ДаргIа) составили более одной тысячи человек, а ранены в колонне – более 2 тыс. человек, отмечает Дж.Баддели (с.291 Уаз. сочин.).

Продовольствие кончилось.

Воронцов ждал правиантской помощи от Фрейтага.

Колонна героя войны 1812 года была деморализована.

Нпример, 14 июля 1845 года 600 бойцов Апшеронского полка отказались дальше идти.

Они устали.

Они не верили своим офицерам.

Невидимый враг стрелял в них без промаха отовсюду.

Солдат уговаривали идти генералы Людерс и Белявский. В ход были пущены и мат, и угрозы, и соленые солдатские шутки, прибаутки и песни.

И, озиряясь, усталые и голодные солдаты поплелись за своими офицерами.

Остатки армии голодают.

А боеприпасов осталось всего на 50 выстрелов.

Офицеры даже не знают, куда стрелять.

Наконец-то появляется Фрейтаг со своей помощью, которая спасла графа Воронцова от полного разгрома.

Лишь 26 июля 1845 года Воронцов добрался до Герзеля. В этот день были убиты 3 офицера и 78 рядовых, ранены 8 офицеров и 189 рядовых.

Дж.Баддели убеждает нас, что общие потери Воронцова составляют: убиты и ранены 3 генерала, 195 офицеров и 3483 солдата (его Указ. соч., с.293). Очень сомнительная арифметика.

Надо было спасать мундирную честь, поэтому наверх сообщали сфальсифицированные сведения.

Ни умом, ни числом воевать на Кавказе генералы России не умели.

Извлекать уроки из прошлого элита России не умела.

Зато обладала великолепным качеством упрямо повторять свои ошибки, выдавая их за героические подвиги.

В тридцатых годах ХХ века нашелся один русский генерал, являвшийся маршалом и президентом Финляндии. Это – Маннаргейм.

Он в свое время в Академии Генштаба Вооруженных Сил Российской империи с немецкой скурпулезностью изучил тактику войны русских генералов на Кавказе.

Он учел их ошибки.

И когда в 1939 году вооруженные силы СССР, без объявления войны, вторглись в пределы Финляндии, то они встретили ожесточенное сопротивление.

Каждое дерево стреляло.

Каждый куст стрелял.

Каждый камень упорное сопротивлялся.

Советские командиры не знали, с какой стороны «кукушка» выстрелит.

Нельзя нам лукавить: участники этой советской авантюры рассказывали об этом, как они боялись – им везде виделся враг.

И Сталину пришлось идти на мировую с мужественными финнами и поднимать бокал с тостом: «За храбрых и мужественных финнов».

Чеченцы доказали, что они умеют воевать Что было очень неприятно знаменитому герою 1812 года.

Русским солдатам в этом Даргинском походе приходилось защищать огромные обозы Воронцова и его креатуры. По их (солдаским) понятиям, это было святое дело: ведь граф – это особа, наделенная огромной влстью представителем Бога на Земле («Божий помазанник») Имерпатором всея Руси Николаем Первым.

И посыпались ордена, медали, звания на офицеров.

Граф Воронцов отныне стал князем.

Даргинские походы генералов Граббе и Воронцова – самые позорные страницы России в истории войны на Кавказе.

Руководители России, не говоря уж о генералах, не умели найти контакты с народом нохчи. Генералы России и в то время среди нас находили негодяев, отличавшихся воровством, жульничеством и крайней жестокостью.

Так, генерал ПУЛЛО,«назначал в Чечне на должности приставов самых отъявленных негодяев из местных жителей. Они относились к своим подчиненным с беспрецедентной жестокостью», – константирует Джон Баддели в своей работе «Завоевание Кавказа русскими» (стр. 251).

Сегодня на нас пристально смотрит наше прошлое. Почаще «маргIале хатта» – «спрашивай у истории», –говорили наши предки.

Наша действительность говорит: мы настолько обленились, что забываем заветы своих великих предков…

Джон Баддели, давая оценку Даргинским походам (или другим походам) русских генералов, констатирует суровую правду:

– Русские генералы, раздраженные длительным сопротивлением и понесенными потерями, думали только о возмездии. Русские историки о возмездии пишут или говорят с восхищением. Им (и генералам, и руководителям в т.ч. – М.Н.) никогда не приходит в голову простая мысль: чем отважнее враг, тем больше уважения он вызывает и тем большего снисхождения заслуживает, оказавшись в роли побежденного (с.59).

Против правды китайской стеной невозможно стоять.

Х1ийлах 1умар, публицист