Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Кто такие печенеги: подробно о кочевниках. Печенеги - какими были первые враги руси

На территории современной Российской Федерации и Европы в древности проживали десятки разных народов и племён. Племена воевали между собой, нападали на Русь, занимались земледелием или кочевали вместе со своим скотом. Чтобы успешно сдать экзамены, вам предстоит узнать, как жили печенеги, кто такие и какие у них были отношения с Киевской Русью. В этой небольшой статье мы кратко разберем, что о них известно.

Термин

Печенеги – это союз древних кочевых племён, который был организован приблизительно в восьмом – девятом столетии. Начали кочевать по территории Средней Азии. Этноним «печенег» скорей всего пошло от термина Беч (бэч), которым называли следующего вождя объединённых племён.

Особенности кочевников

Арабские, византийские, европейские и российские ученые описывали эти племена, их особенности и откуда они пришли на русские земли. Во всех источниках они представлены как варвары, несмотря на организованность племени и их чётко-построенную систему управления. Возможно, варварами их называли в Древней Руси из-за другой культуры и языка, который был непонятен славянам, ведь печенеги имели свой язык – тюркский. И для славянина их речь звучала как «вар вар вар вар».

В работах древних учёных представители этого племени выглядели как мужественные воины невысокого роста, европеоидной расы с тёмными, как земля, волосами. Также говорится, что они носили бороды, а одевались совсем скромно. Их наряды никак не отличались от других кочевых племён, а порой и от жителей Руси.

Как и все кочевые племена, печенеги занимались скотоводством, ходили на охоту, что приносило им мясо, молоко и шкуры, чем они успешно и торговали. Периодически случались стычки с другими местными племенами. Во главе их племён стоял каган, который выполнял роль главного воеводы, решал внутренние вопросы, то есть выполнял судебные функции. Самые известные правители:

  • Куря – напал и уничтожил войско Святослава, велел из его черепа сделать чашу и пить из нее на пирах.
  • Метигай – принял крещение у Владимира Великого.
  • Балтчар – верой и правдой служил Византии.

Особенностью племени были из похоронные обряды. Они насыпали небольшие курганы, умершего клали головой на запад. Вместе с ним погребали его лошадей, сабли, стрелы, лук, монеты, золото...

Борьба за земли

Кочевой способ жизни и собственный скот вынуждает искать новые и новые земли. По этой причине в месте, где они проживали, должны были находиться пастбища. Нападения со стороны соседей – огузов и хазар вынудили печенегов уже к концу девятого столетия покинуть Среднюю Азию и направиться в сторону европейского континента.

Столкнувшись с проживающими на землях между Дунаем и Волгой венграми, кочевники завоевали их земли и частично осели на них. Позже, эти кочевники, как и половцы позже, в своё время, разделяться на две группы. И начнут существовать порознь, если кратко, то западные частично останутся на завоёванных землях, а восточные продолжат свой кочевнический путь.

В 880–890 годах печенеги дойдут до Крыма. Увидев богатство русских земель, печенежский каганат будет делать постоянные набеги на княжеские земли, что и породит конфликт между ними и Киевской Русью.

Падение Хазарского каганата дало возможность кочевникам без боя занять новые территории. Огромные земли от Византии до Руси, рост население, регулярные набеги и успешная торговля дали возможность нарастить военную мощь печенегам.

При князе Игоре

Князь Игорь Старый. Годы княжения 912 — 945

Игорь правил княжеством с 912 по 945 года и именно на его правление попало появление на этих землях печенегов, от набегов которых ему постоянно приходилось оборонять родную землю. Конфликты с кочевниками были, но, вероятно в 915 или 920 годах. Об остальных годах правления этого князя толком ничего не ясно. Возможно было вообще два «Игоря». Тем не менее в походе 944 года Игорь уговорил печенегов идти на Византию походом в 944 году. Так что времена конфликта часто сменялись периодами сотрудничества, как например в дальнейшем будет в 13 веке, уже с половцами против монголо-татар.

При Святославе

На момент правления Святослава (945–972 года) печенеги решились пойти войной на Киев в 968 году, но Святослав одержал победу, ведь его с детства учили в варяжских традициях – воевать и побеждать! После такого фиаско кочевникам ничего не оставалось как пойти на мира с Святославом.

Князь Святослав Игоревич. Годы княжения 962 — 972

Они даже выступили на стороне князя в походе на Византию, но, к сожалению, этот союз просуществовал недолго и уже в 972 году на порогах Днепра они убьют князя, когда тот будет возвращаться из военного похода на болгарские земли. После этого набеги и военные конфликты возобновляться.

При Владимире Святом

Для молодого , который взошёл на киевский престол в 979, печенеги были противником номер один, поскольку они убили отца и не хотели подчиняться великой княжеской власти.

Князь Владимир Святой (Красное Солнышко). Годы княжения 979 — 1015

Воспользовавшись внутренними проблемами кочевников (одна часть принимает ислам, а другая переходит на Византийскую сторону, ), Великий Князь разбивает войско противника. Но это победа не стала концом войны.

Ярослав Мудрый и конец печенежской орде

Путь Ярослава на киевский трон был проложен кровопролитными битвами и братской борьбой за Киев. Степняки стали на сторону Святополка (брата Ярослава), чем попали в немилость следующего киевского князя. Взойдя в 1019 году на престол, Ярослав решается пойти против давнего врага и остановить набеги варваров. Удача улыбнулась правителю, и он окончательно разбил войско противников под Киевом в 1036 году, убив почти всех мужчин племени. Эта победа стала одной из самых великих в истории Руси.

Кстати именно в честь этой победы был заложен Софийский храм в Киеве.

Князь Ярослав Мудрый. Годы княжения 1019 — 1054

Превосходства печенеги были лишены, разделившись на сотни маленьких племён, они продолжили кочевать. Оседая на русских землях, они начали ассимилироваться с местными жителями, принимая их православную веру, традиции, обряды, быт. И уже к концу четырнадцатого столетия этот степной народ пропадут с политической карты мир.

Наследие

На богатые материально и духовно русские земли каждый человек, каждое новое племя приносили что то своё, чем пополняли богатство, что сейчас отобразилось на нашей культуре, языке и обычаях. Ученые спорят о наследии печенегов и в вопросе, кто их современные потомки.

Одно ясно, что гагаузы и каракалпаки (тюркские народы, проживающие на территории современной Молдовы и части Одесской области в Украине, а вторые на территории Узбекистана) - это их потомки.

Они говорили на своих языках и исповедовали разные веры. Другие исследователи считают, что юрматы - истинные наследники рода. Юрматы – башкирское племя, которое сейчас территориально относят к Саратовской области Росси. Кроме того, у коренного населения Киргизии (киргизов) есть целый род, который происходит от печенегов. Именно этот род был основным населением города Бечен (беч – печенежское слово, означавшее вождь).

Печенеги (ст.-слав. печенѣзи, др.-греч. πατζινάκοι, пачинакия), союз племён, образовавшийся в заволжских степях в результате смешения кочевников-тюрков с сарматскими и угро-финскими племенами.

Греческие писатели называли их патцинаками (πατζινακϊται). У западных писателей (Дитмара Брунона) они называются Pezineigi и Pezenegi; в польских хрониках мы находим искаженные имена Piecinigi, Pincenakili и т. д.; в венгерских источниках они называются Bessi, Bysseni, Picenati, всего чаще Besenyö; арабские писатели называют страну печенегов Баджнак. Весьма вероятно, что все это - варианты одного и того же названия, вызываемые звуковыми особенностями разных языков.

Этнически представляли европеоидов с небольшой примесью монголоидности. Печенежский язык относят к тюркским языкам.

Некогда печенеги кочевали в степях Средней Азии и составляли один народ с торками и половцами . О родстве этих трех народов и общем их тюркском происхождении свидетельствуют и русские, и арабские, и византийские, и западные писатели.

Неизвестно в точности, когда печенеги переселились из Азии в Европу. В VIII - веках они обитали между Волгой и Уралом, откуда ушли на запад под напором огузов , кипчаков и хазар . Разгромив в веке в причерноморских степях кочевавших там венгров , печенеги заняли огромную территорию от нижней Волги до устья Дуная.

Основным занятием печенегов было кочевое скотоводство. Жили родовым строем. В веке делились на две ветви (восточную и западную), которые состояли из 8 племён (40 родов). Племена возглавлялись "великими князьями", роды -"меньшими князьями", избиравшимися племенными и родовыми собраниями. У печенегов существовала и наследственная власть. Захваченных на войне пленников продавали в рабство или отпускали на родину за выкуп. Часть пленников принимали в состав родов на условиях полного равноправия.

Киевская Русь подвергалась печенежским нашествиям в , , годах. В и годах киевские князья Игорь и Святослав Игоревич водили отряды печенегов в походы на Византию и Дунайскую Болгарию . В году войска печенегов, возглавляемые ханом Курей , по подстрекательству византийцев уничтожили дружину Святослава Игоревича у днепровских порогов. В продолжение с лишком полувека борьба Руси с печенегами была беспрестанная. Русь старалась оградить себя от них укреплениями и городами. Владимир строил укрепления по р. Стугне, Ярослав Мудрый по р. Росе (южнее). В году Ярослав Мудрый нанёс печенегам сокрушительное поражение под Киевом и положил конец их набегам на Русь.

В это же время на них надвинулись торки , заставившие их передвинуться на Запад - от Днепра до Дуная. Среди печенегов были внутренние несогласия; они ослабели, подвинулись еще ближе к Дунаю, за Дунай и, наконец, на Балканский полуостров. Хозяевами южнорусских степей в это время сделались половцы , вытеснившие оттуда и торков.

В -XII веках многие печенеги были расселены на юге Киевской Руси для защиты её рубежей. В

  • Плетнева С. А., Печенеги, торки и половцы в южнорусских степях, в кн.: Материалы и исследования по археологии СССР, М.- Л., 1958.
  • Пашуто В. Т., Внешняя политика Древней Руси, М., 1968; Фёдоров-Давыдов Г. А., Курганы, идолы, монеты, М., 1968.
  • Использованные материалы

    • Большая советская энциклопедия, ст. "Печенеги".
    • Д. Б-ый "Печенеги", Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

    Второе место после византийской торговли занимала торговля с мусульманским востоком, которая велась при посредстве двух приволжских народов, Хазар и Камских Болгар, руссы ходили к этим народам из Азовского моря Доном до того места где он сближался с Волгою и где стояла хазарская крепость Саркел, построенная с помощью византийских зодчих. Тут Русь переволакивалась из Дона в Волгу и затем отправлялась или вниз по этой реке в столицу хазарского царства Итиль, или вверх до города Великие Болгары.

    Итиль лежал на обоих берегах Волги недалеко от ее устьев. Здесь на одном из островов находился дворец хазарского кагана, окруженный стенами. Каган, его двор и некоторая часть народа исповедовали еврейскую религию; остальные жители Хазарии были частью мусульмане, частью христиане, более всего язычники. Только на зиму обитатели Итиля собирались в этот город; а летом большинство их расходилось по окрестным равнинам и жило в палатках, занимаясь скотоводством, садами и земледелием. Главную пищу их составляли сарацинское пшено и рыба. В столицу Хазарскую стекались купцы даже из отдаленных стран Европы и Азии. Между прочим, здесь была часть города, занятая русскими и вообще славянскими торговцами. Приезжавшие сюда русские гости обыкновенно платили в пользу кагана десятину, или десятую часть своих товаров. Многие из Руссов служили также наемниками в его войсках. Между Хазарией и Камской Болгарией лежала страна Буртасов, в которой русские торговцы выменивали меха пушных зверей, особенно меха куньи.

    Камская Болгария имела своим средоточием город Великие Болгары, который лежал немного ниже Камского устья на левой стороне Волги, в некотором расстоянии от самой реки. Здесь жил Болгарский царь, который принял с своим народом мусульманскую веру, и с тех пор этот край вступил в деятельные торговые сношения с мусульманской Азией.

    Сюда приходили не только арабские купцы, но и разного рода ремесленники, между прочим зодчие, которые помогли Болгарам построить каменные мечети, царские дворцы и городские стены. Любимою пищею Болгар служили конина и просо. Источники не бросают почти никакого луча света на происхождение этого царства. По всей вероятности, оно было основано подвинувшеюся сюда с юга небольшою частью великого Славяно-болгарского племени. Эта горсть Славян, последующими народными движениями совершенно оторванная от своих соплеменников, мало-помалу смешалась с туземными обитателями Финского и Турецкого корня. Но она долго оживляла этот край своим предприимчивым, торговым характером; а в X веке, по-видимому, еще сохранила отчасти и свою народность; по крайней мере арабский путешественник Ибн Фадлан иногда Камских Болгар именует Славянами.

    Арабы, посещавшие Итиль и Великие Болгары, оставили нам любопытные рассказы о Руссах, которых они там встречали. Особенно занимательны рассказы Ибн Фадлана, который находился в числе послов, отправленных багдадским халифом к Альмасу, царю Камских Болгар, в первой четверти X века. Он описывает Руссов людьми высокого роста, статными, светлорусыми, с острым взором; они носили короткий плащ, наброшенный на одно плечо, секиру, нож и меч с широким волнообразным клинком франкской работы и были очень склонны к крепким напиткам. Жены их носили на груди металлические украшения (сустуги?) с кольцом, на котором висел нож, а на шее составленные из монет (преимущественно арабских) золотые и серебряные цепи, число которых определялось состоянием мужа; но особенно они любили ожерелья из зеленых бус (доселе любимое украшение великорусских женщин).

    Приплыв к Болгарской столице, Руссы прежде всего направлялись к своим идолам, которые имели вид столбов или болванов с человечьими головами; подходили к самому высокому из них (конечно, к Перуну), падали ниц, молили его о помощи в торговле и клали перед ним свои приношения, состоявшие из съестных припасов, каковы мясо, хлеб, молоко, лук, и, кроме того, из горячих напитков, т.е. меда или вина.

    Затем они строили себе на берегу Волги большие деревянные помещения и располагались в них по 10 или по 20 человек со своими товарами, которые преимущественно состояли из пушных мехов и невольниц. Если продажа идет туго, купец в другой и в третий раз несет подарки главному идолу; в случае продолжающейся неудачи он кладет приношения перед меньшими идолами, которые изображали жен и детей главного бога, и просит их о ходатайстве. Когда же торговля пойдет удачно, то русский купец убивает несколько волов и овец, часть мяса раздает бедным, а остальное кладет перед идолами в знак своей благодарности. По ночам приходят собаки и пожирают это жертвенное мясо; а язычник думает, что сами боги удостоили съесть его приношение.

    Замечательны погребальные обычаи Руссов, по описанию того же Ибн Фадлана. Бедного покойника они просто сожигали в маленькой лодке, а богатого – с разными церемониями. Фадлану удалось присутствовать при погребении одного знатного и богатого Русина. Покойника сначала положили в могилу, где оставили его на десять дней, а между тем занялись приготовлениями к торжественному погребению, или к тризне. Для этого наличное имущество его разделили на три части: одну треть отделили семье, другую на погребальные одежды, а третью – на вино и вообще на погребальное пиршество (от этой третьей части названное тризною). Так как у каждого Русина, а особенно у богатого, было по нескольку жен или наложниц, то обыкновенно одна из них вызывалась умереть вместе со своим господином, чтобы вместе с ним попасть в рай, который представлялся языческой Руси прекрасным зеленым садом. В день, назначенный для погребения, вытащили из воды ладью покойного и поставили ее на четырех столбах; в ладье устроили ложе с подушками, покрытое коврами и греческою парчою. Затем вынули мертвеца из могилы; надели на него шаровары, сапоги, куртку и кафтан из греческой парчи с золотыми пуговицами, а на голову – парчовую шапку с собольим околышем; посадили его на ложе и подперли подушками. В ладью положили благовонные растения, плоды, вино, собаку, рассеченную на две части, двух коней и двух быков, разрубленных на куски, а также зарезанных петуха и курицу; о бок с покойником положили и все его оружие. Когда день стал близиться к закату, какая-то старуха, называемая "ангелом смерти", ввела в ладью невольницу, вызвавшуюся умереть вместе с своим господином; с помощью нескольких мужчин начала душить ее веревкой и докончила ножом. В это время другие мужчины, стоя подле ладьи, ударяли в свои щиты, чтобы не было слышно криков девушки. Тогда ближайший родственник покойного взял зажженную лучину, задом приблизился к ладье и зажег сложенные под нею дрова. Затем и другие начали бросать туда же дрова и горящие лучины. Огонь, раздуваемый сильным ветром, быстро охватил судно и превратил его в пепел вместе с трупами. На том месте Руссы насыпали курган и поставили на нем столп, на котором начертали имя покойника и имя русского князя.

    Волжская торговля, свидетельствуя о богатстве и роскоши мусульманских стран, возбуждала предприимчивых, жадных к добыче Руссов попытать иногда счастья на берегах Каспийского моря. По известию арабского писателя Масуди, в 913 году собралась на Азовском море русская судовая рать, заключавшая в себе будто бы до 500 ладей и до 50 000 человек. Рекою Доном Руссы поднялись до волока, около которого находилась хазарская крепость (вероятно, Саркел), и послали к хазарскому кагану просить пропуска в Каспийское море, обещая отдать ему половину всей будущей добычи. Каган согласился. Тогда Русь перебралась на Волгу, спустилась в море и рассеялась по его юго-западным берегам, убивая жителей, грабя их имущество и забирая в плен женщин и детей. Народы, там обитавшие, пришли в ужас; им с давнего времени не случалось видеть неприятелей; только купцы да рыболовы посещали их берега. Наконец собралось большое ополчение из соседних стран: оно село на лодки и направилось к островам, лежавшим против Нефтяной земли (Бакинская область), на которых Русь имела сборное место и прятала награбленную добычу. Руссы устремились на это ополчение и большую часть его избили или потопили. После того они в течение нескольких месяцев свободно распоряжались на каспийских берегах, пока такая жизнь им не наскучила. Тогда они поплыли обратно в Волгу и послали хазарскому кагану условленную часть добычи. Хазарское войско состояло отчасти из мусульман. Последние сильно озлобились на Руссов за пролитую ими мусульманскую кровь и испросили у кагана позволение отомстить за нее, а может быть, они желали отнять и другую часть добычи. Враги собрались в числе 15 000, загородили дорогу Руссам и принудили их выйти на берег. После трехдневной битвы большая часть Руси была избита; только 5000 ушли на судах вверх по Волге и там были окончательно истреблены Буртасами и мусульманами из Камской Болгарии.

    Этот набег Руси на каспийские берега был не первый; но по своей опустошительности он сделал ее имя грозным между восточными народами, и писатели арабские стали часто упоминать о ней с этого времени; подобно тому, как со времени нападения на Константинополь в 860 г. заговорили о Руси писатели византийские.

    Около той же эпохи, именно в конце IX века, в степях Южной России поселились новые кочевые орды, которые стали беспокоить своими набегами все соседние народы. Это было турецкое племя Печенегов, издавна обитавших в стране между Уралом и Волгою. Чтобы удалить от своих границ таких беспокойных соседей, Хазары заключили союз с их соплеменниками Узами, которые кочевали далее к востоку. Узы потеснили Печенегов и заняли их места; а Печенеги в свою очередь двинулись на запад и напали на Угров, которые обитали в степях Азовских и Днепровских, Угры не выдержали их напора и перешли в Дунайскую равнину, или древнюю Паннонию, где они в союзе с Немцами разрушили Славяно-Моравскую державу и основали свое Венгерское королевство. А Печенеги между тем захватили огромное пространство от нижнего Дуная до берегов Дона. Они делились в то время на восемь больших орд состоявших под управлением родовых князей. Четыре орды поселились на запад от Днепра, а остальные четыре – на восток. Они заняли также степную часть Таврического полуострова и стали, таким образом, соседями греческих владений на северных берегах Черного моря. Чтобы удержать их от нападений на эти области, византийское правительство старалось быть с ними в мире и посылало богатые подарки их старшинам. Кроме того, с помощью золота оно вооружало их против других соседних народов, когда последние грозили опасностию северным пределам империи, именно против Угров, Дунайских Болгар, Руссов и Хазар. В мирное время Печенеги помогали торговым сношениям Руси с Корсунскою областью, нанимаясь перевозить товары; изобилуя скотом, они продавали Руси большое количество коней, быков, овец и пр. Но в случае враждебных отношений Печенеги много мешали сообщениям Руси с ее владениями Азовскими и Таврическо-Таманскими, а также торговым сношениям с Греками. Особенно они пользовались Днепровскими порогами, чтобы нападать и грабить русские караваны. Кроме того, эти хищные наездники врывались иногда в самую Киевскую область и опустошали ее. Киевская Русь обыкновенно не могла предпринимать дальних походов, если она находилась во вражде с Печенегами. Поэтому киевские князья должны были или вступать в упорную борьбу с этим народом, или привлекать его к своему союзу и в случае войны с соседями нанимать вспомогательные печенежские дружины. Русь пользовалась и тою враждою, которая существовала между Печенегами и их восточными соседями Узами: последние своими нападениями на Печенегов нередко отвлекали силы последних в другую сторону и тем доставляли Киевской Руси свободный путь к берегам Черного и Азовского морей.

    Вторжение многочисленных турецких кочевников в южную Россию имело для нее важные последствия. Они особенно потеснили жилища славяноболгарских племен, т.е. Угличей и Тиверцев. Часть этих народов была оттеснена в область верхнего Днепра и Буга, где примкнула к своей Карпатской, или Древляно-Волынской, ветви; а другая часть, оставшаяся в Черноморье и отрезанная Печенегами от Днепровской Руси, мало-помалу потом исчезает из истории. Истребляя греческие и славянские поселения, уничтожая нивы, сожигая остатки лесов, Печенеги расширили область степей и внесли в эти края еще большее запустение .


    Источники и пособия для истории Хазар: Френа – De Chasaris excerpta ex scriptoribus arabicis. Petropol. MDCCCXXII. Сума – О Хазарах (с датского перевод Сабинина в Чтен. Об. Ист. и Др. 1846. № 3). Стриттера – Chasarica в Memor. Pep. т. III. Дорна – Tabary"s Nachrichten liber die Chasaren в Memoires de l"Acad, des sciences. Vl-me serie. 1844. Григорьева – о Хазарах в журнале "Сын Отечества и Северн. Архив" за 1835, т. XLVIII и в Журн. М. Н. Пр. 1834. часть III. Лерберга – Исследование о положении Саркела. Языкова "Опыт в истории Хазаров". Труды Российской Академии. Ч. I. 1840. Хвольсона – Известия о Хазарах, Буртасах, Болгарах и пр. Ибн Даста. СПб. 1869. Гаркави – Сказания мусульманских писателей о славянах и руссах. СПб. 1870. Его же – Сказания еврейских писателей о Хазарах и Хазарском царстве (Труды Восточ. отдел. Археол. общ. ч. XVII, 1874 г.). Мои соображения о двойственной народности Хазар в исследовании "Русь и Болгаре на Азовском поморье". Письмо Хаздая и ответ Иосифа см. в. Чт. Об. И. и Др. 1847. VI и у Белевского Monumenta. I т.

    Из истории и древностей Камско-Волжских болгар: Френа – Alteste Nachrichten iiber die Wolga Bulgaren в Mem. de l"Acad. Vl-me serie. Лепехина о Болгарских развалинах в его Путешествии. Ч. I изд. 2-е. СПб. 1795. 266 – 282. Кеппена – о Волжских болгарах в Жур. М. Н. Пр. 1836. ч. XII. Эрдмана – Die Ruinen Bulgars в Beirage zur Kenntniss des Inneren van Russland т. I. Григорьева – Булгары Волжские в Библиотеке для чтения. 1836 г. Ноябрь. (Труды ориенталиста Григорьева о Хазарах и Булгарах перепечатаны в Сборнике его исследований "Россия и Азия". СПб. 1876). Березина – Булгар на Волге в Учен. Известиях Казан. Универс. 1853 н. Вельяминова-Зернова "Памятник в Башкирии" (труды Восточ. отд. Археолог. Общества. IV. СПб. 1859). Хвольсона – Известия Ибн Даста. Гаркави – Сказания мусульман, писат. Савельева – Мухаммеданская Нумизматика в отношении к Русской истории. СПб. 1846. Charmoy – Relation de Massoudy et d"auters auteurs в Mem. de l"Academie 1834. Невоструева – "О городищах древнего Волжско-Болгарского и Казанского царств" и "Ананьинский могильник". (Труды первого Археологич. съезда. М. 1871). Относительно государственного и частного быта Хазар и Камских Болгар хотя мы имеем довольно много известий, преимущественно арабских; но они так сбивчивы и разноречивы, что более точное изображение этих народов ожидает еще исследователей, и мы ограничиваемся пока только необходимыми указаниями. О славянстве болгар, кроме Фадлана, говорит и Масуди (Гаркави в Жур. М. Н. Пр. 1872. № 4).

    Отрывки из описания Ибн-Фадлана сохранились в т. наз. Большом Географическом Словаре, который был составлен арабским географом Якутом, жившим в XIII веке. См. Френа – Ibn Foszlan"s und anderer Araber Berichte uber die Russen. St. P. 1823. С рассказом арабского писателя согласуется в общих чертах известие нашей летописи о языческом погребении у русских славян. "Когда кто умирал, говорит она, то над ним творили тризну; потом воздвигали большой костер, сожигали на нем мертвеца; собравши кости, клали их в небольшой сосуд и ставили его на столпе при дороге". О том же обычае сожжения трупов у славян упоминают и другие арабские писатели X века, именно Масуди и Ибн Даста. Последний говорит, что при этом жены покойного изрезывают себе ножами руки и лица в знак печали, а одна из них добровольно подвергает себя удушению и сожигается вместе с ним. Пепел собирают в сосуд и ставят на холме (вероятно, в кургане, который насыпали в честь покойника). По истечении года родные собирались на этой могиле с кувшинами меду и устроивали пиршество в память умершего (У Хвольсона 29). Но собственно о Руссах Ибн Даста рассказывает, что когда у них умрет знатный человек, то ему выкапывают большую могилу в виде покоя и кладут туда вместе с покойником его одежду, золотые обручи, съестные припасы, сосуды с напитками и монеты; туда же помещают живою и любимую его жену, и затем отверстие могилы закладывают (ibid. 40). Это известие указывает, что одновременно с сожжением существовал у Руссов и другой обычай погребения, т.е. закапывание в землю. Но, конечно, различие в обычаях и в их подробностях относилось к разным ветвям, к разным местам жительства русского племени. Ибн Даста по всем признакам разумеет здесь ту Русь, которая жила на берегах Боспора Киммерийского, т.е. в Тмутараканском крае, в стране собственно Черных Болгар, и упомянутый обычай относится столько же к этим последним, сколько и к Руссам Боспорским. В этом мнении еще более утверждает нас Масуди. Он также говорит об обычае русских славян сожигать покойников вместе с его женою, оружием, украшениями и некоторыми животными. А о болгарах замечает, что, кроме сожжения, у них существует обычай заключать покойников в какую-то храмину вместе с его женою и несколькими рабами. (Гаркави, 127). Ясно, что тут идет речь о катакомбах; а подобные катакомбы найдены около Керчи, т.е. в стране Черных Болгар. Между прочим, любопытна в этом отношении катакомба с фресками, открытая в 1872 г. Копии с фресок и объяснения к ним г. Стасова см. в Отчете Импер. Археологич. Комиссии. СПб. 1875 г. (Некоторые замечания о том же см. в моих " Разысканиях о начале Руси "). Наиболее подробное и критическое рассмотрение всех относящихся сюда известий заключается в исследовании А.А. Котляревского "О погребальных обычаях языческих славян". М. 1868. Произведенные в 1872 – 73 г. проф. Самоквасовым в Черниговском краю раскопки некоторых курганов, заключавших в себе глиняные сосуды с перегоревшими костями, а также пережженные остатки металлических украшений и оружия, замечательным образом подтвердили достоверность арабских известий и свидетельства нашей летописи о погребальных обычаях у древних Руссов. Он также нашел в Приднепровье и языческие могилы с целыми остовами, свидетельствующие, что одновременно с сожжением трупов существовал и простой обычай погребения. Данные, выведенные из этих раскопок, были сообщены им на Третьем археологич. съезде в Киеве, в 1874 г. и потом в сборнике Древняя и Новая Россия за 1876 г. №№ 3 и 4.

    Френа Ibn Foszlan"s и пр. стр. 244. Наиболее обстоятельное известие о походе 913 года находится у арабского писателя X века Масуди в его сочинении "Золотые луга". Так как Хазары не имели флота, по замечанию арабских писателей, то мы думаем, что неприятели могли загородить Руссам дорогу и принудить их к полевому бою или при проходе через город Итиль, или при волоке из Волги в Дон-. Вероятно, битва происходила и там, и здесь. Очевидно, Русь была отбита от волока, и потому остатки ее принуждены уходить вверх по Волге. Поход 913 года показывает, что Руссам хорошо был известен судовой путь к южным берегам Каспийского моря, и действительно, по вновь открытым известиям у восточных писателей, Руссы еще прежде того совершили два набега в Каспийское море: первый около 880 г. и второй в 909 г. См. Каспий, или О походах древних русских в Табаристан – академика Дорна. 1875. (Приложение к XXVI тому Записок Акад. Наук).

    Что касается торговли и вообще сношений Руссов с мусульманским востоком, то наглядным памятником этих сношений служат многочисленные клады с арабскими, или так наз. куфическими, монетами. Они обнимают время арабских халифов от VIII до XI века. Эти клады были находимы на пространстве почти целой России, а также в Швеции и Померании. Ясно, что Руссы уже с VIII века служили деятельными посредниками в торговле между восточными мусульманскими народами и Прибалтийскими краями. Григорьева – "О куфических монетах, находимых в России и Прибалтийских странах" в Зап. Од. Об. И. и Др. том I. 1844 г. и в "Мухаммед, нумизматике" Савельева.

    Главным источником для истории и этнографии печенегов служит Константин Багр. в своем сочинении De administrando imperio. Потом следуют Лев Граматик, Кедрин, Анна Комнен и некоторые др. См. Стритера Memor. Pop. т. III. часть 2-я. Сума – "О Пацинаках" в Чтен. Об. И. и Д. 1846. кн. 1-я. Васильевского "Византия и Печенеги" в Журн.М.Н. Пр. 1872 г. №№11 и 12.

    История Древней Руси пестрит рассказами и упоминаниями о печенегах. Историки и археологи активно занимаются изучением древних времен, и уже вполне исчерпывающе могут рассказать, кто такие печенеги, каковы их особенности, роль в истории, характер, внешность, происхождение.

    Говоря об этом племени, мы имеем ввиду не просто народ, мы говорим о войске. Именно война — главный вид деятельности этого кочевого племени.

    Википедия сообщает, что их войско сложилось предположительно в 8-9 веке, в состав его вошли несколько древних кочевых племен.

    Место кочевания племени — Средняя Азия. Название “печенеги” имеет происхождение от слова “бече”, которым называли предводителя объединяемых племен.

    У них был свой язык тюркского происхождения, а основной род их деятельности — скотоводство.

    Они не возводили основательные постройки, укрепления, а основу своего прибытка, получаемого в военных сражениях, перевозили с собой на телегах.

    Во главе стоял хан, принимающий все важные решения касательно жизни племени. Однако еще проводились и так называемые собрания старейшин, которые также вносили свою лепту.

    В случае смерти хана, власть передавалась по наследству.

    Как выглядели печенеги

    Ученые пришли к единогласному мнению, что представители древнего племени не имели никаких ярко выраженных отличий от русского населения. Черты лица кочевников были европеоидные с примесью монголоидности.

    Это были невысокого роста брюнеты с узкими лицами, маленькими глазами. Отличительными особенностями для них были борода, чуб, усы. Такое внешнее сходство с русскими человеком не является удивительным фактом.

    В условиях долго длящейся войны они нередко брали в плен мужчин, которые в дальнейшем становились их полноправными воинами, а женщин вынуждали быть их наложницами.

    Современники печенегов

    Последние исследования сообщают, что потомками известных варваров являются:

    • башкирские юрматы;
    • молдавские гагаузы;
    • узбекские каракалпаки.

    Но в этом вопросе ученые не пришли к единому мнению. Изучая существующие данные о древнем народе, поиск их современников не так прост. Ведь, как известно, само племя представляет собой союз нескольких общин, что усложняет ситуацию и рассеивает мнения.

    Существует утверждение, что род племени на своем закате поделился на две линии:

    • тюркский народ гагаузов (современная территория России, Украины, Молдавии);
    • поселенцы правобережной Украины.

    Археологами на территории России и Молдавии были найдены захоронения кочевого народа. Это невысокие курганы. С воином захороняли все его снаряжение, оружие, стрелы, а также богатства: золотые монеты, украшения, лошадей.

    Составленные портреты печенегов

    Археологические и антропологические исследования позволяют нам создать примерный портрет древнего воина (см. фото) и мы можем представить, как выглядели печенеги.

    Одежда, оружие воина соответствует кочевому народу тех времен. Такие племена не вносили в свой внешний вид никаких особенностей.

    Современные режиссеры в экранизации фильмов, в которых действие идет в древние времена, также постарались передать максимально точно внешний вид народа и характеристики:

    10 интересных фактов о печенегах

    1. Они были язычниками. Религия тибетских народов — бон — была для них близкой.
    2. Они крайне редко мыли голову и умывались.
    3. Использовали кожаные мешки для переправы через реки.
    4. Стрелы, которые они использовали, были смочены смертельным ядом, поэтому даже небольшая царапина приводила к летальному исходу.
    5. Славились своими знаниями трав. Помимо применения отваров для лечения, они знали рецепты, придающие необычные силы: улучшение зрения, быстроту реакции и прочее.
    6. В еде они не были разборчивы. Главной пищей был рис, просо, однако варили они его исключительно на молоке.
    7. Мясо употребляли в сыром виде, подержав предварительно под седлом для получения нужной температуры.
    8. В условиях тяжелой жизни и голода могли не побрезговать съесть кошку или других степных животных.
    9. Ходили легенды о быстроте их лошадей. Они умели выбирать среди лошадей истинных скакунов.
    10. Принося клятву верности, воин ранил палец, а его кровь пили братья по оружию.

    Борьба руси с печенегами

    Совершать набеги и завоевания кочевников сподвигало не что иное как поиски лучшей жизни. Постоянные засухи были невозможным условием для ведения хозяйства племенем. Завоевание территорий, водоемов со временем стало неотъемлемой частью их жизни.

    Варвары славились своими молниеносными, разрушающими набегами. Даже если целью не было завладение территорией, они наносили непоправимый вред оседлым народам: разрушали, убивали, грабили, брали пленных

    Борьба Руси с кочевниками была долгой. Для защиты своих границ войска строили оборонительные сооружения: крепости, водоемы, валы. Кроме того, даже крещению Руси приписывают более практичное значение, чем может казаться изначально, а именно: объединение народа единой верой для борьбы с “нечистыми варварами”.

    Нападения печенегов на Русь были регулярны. Первое столкновение русских войск с печенежской ордой датируется 915 годом, когда во главе Киевской Руси стоял князь Игорь.

    Хотя характер взаимоотношений войск не ограничивается конфликтами. Существуют записи о совместных походах с русичами на Византию.

    Первое нападение

    Попытки набегов совершались постоянно. Однако самым серьезным из нападений считается совершенное в 969 году. Спланированный набег говорит о серьезности намерений и стратегических навыках военачальников.

    Воспользовавшись отсутствием в Киеве князя Святослава, кочевники совершили нападение.

    Как известно, основная часть войска всегда сопровождает князя, а сам князь как никто лучше умеет защитить свое государство.

    Организацией обороны пришлось командовать матери князя Святослава княгине Ольге.

    Положение города было плачевным. Кроме того, что для защиты не хватало воинов, варвары осадили входы и выходы, не пропуская в город караваны с едой, водой.

    А установившаяся в то время длительная жара только усугубляла положение киевлян. Однако Ольге удалось выдержать такой натиск. Вернувшись, князь разгромил печенежские отряды и защитил свои границы.

    Обратите внимание! Князь Святослав был убит печенегами спустя три года.

    По возвращении с Византийского похода князя Святослава ждала засада. Ее устроил никто иной как печенеги во главе с ханом Куря. В этой засаде было разгромлено русское войско, а князь Святослав убит. Легенда гласит о том, что хан Куря сделал золотой кубок из черепа киевского князя.

    Разгром печенегов Ярославом Мудрым под Киевом

    События 1036 года историки приравнивают к судьбоносным в жизни печенежских племен. Возможно, не совершив нападения на Русь, не исчез бы такой народ.

    Набег на Киев был спланирован в отсутствие князя , который в это время был в Новгороде. Осадив город, враги всеми силами бросились в атаку. Вовремя вернувшийся князь со своей дружиной разгромили обидчиков.

    Обратите внимание! По всем данным кочевники обладали хорошей разведкой, все свои масштабные нападения они планировали на время отсутствия князя в городе.

    Историки утверждают, что битва князя Ярослава Мудрого была тяжелой, а победа, которую он одержал, далась с большим трудом. Стоит заметить, что большую роль сыграла тактика князя, который не просто кинулся в бой против врага, а принимал стратегические решения.

    Кочевники превосходили русское войско по численности. Решением князя Ярослава было разделить войско: по центру на защиту встали варяги, справа киевляне, а слева новгородцы.

    Громкая победа свершилась. Она означала не только изгнание кочевников из города, но и то, что русичи добились прекращения набегов печенегов на русские земли.

    Интересно знать! В честь этой победы князь Ярослав Мудрый приказал возвести в Киеве Софийский Собор.

    После разгрома племя скрывалось в степи северо-западного Причерноморья. Дальнейшая судьба связывает кочевников с Византией. В их отношениях присутствовали как конфликты, так и совместные походы.

    Со временем это кочевое войско прекратило свое существование. А его воины разошлись по наемным службам в византийское, русское войска, а также в войска других кочевых племен.

    Полезное видео

    Подведем итоги

    После исчезновения печенегов в степях началось “правление” нового, еще более жестокого войска — половцев. Сами печенеги не сохранили своей народности и массовости.

    Сходство с представителями этого племени просматривается у многих современных народов, однако полноценных доказательств тому нет. Их плачевная судьба не позволила нам узнать больше об этом народе.

    В русских, украинских сказаниях и былинах встречается название печенеги, которое обычно связано с историями о грабеже, набегах на мирные поселения. Ну, короче, не хорошую память о себе оставили печенеги. Но какими они были на самом деле, откуда взялись и как исчезли?

    Кто назвал из печенегами?

    Название «печенеги» по своему звучанию определенно славянского происхождения: что-то типа нежиться на печи. И тут надо вспомнить средневековье, когда существовало графство Пешт в Венгрии, между Тиссой и Дунаем. Столицей Пешта был город Буда-Пешт — знакомое название, не так ли. Само название Пешт слегка искажено немецкой фонетикой, а вообще это славянское «пещь». Об этом свидетельствует и немецкое название города Пешта Ofen, которое также означает «печь».

    Название Пешта произошло от особых башнеобразных сооружений, применявшихся для выплавки железа из руды. Их и теперь называют домнами, но названы они так не потому, что похожи на дома, а потому, что дымят вечно.

    Тем не менее считается, что печенеги это смесь европейских племен и тюркских племен, кочевавших в степях Средней Азии. Основу положили именно кочевники. Язык печенегов также тюркского происхождения.

    Миграции печенегов

    В точности неизвестно, когда печенеги переселились из Азии в Европу. В VIII-IX веках они населяли пространство между Уралом и Волгой, но ушли откуда на запад под напором огузов, кипчаков и хазар. Печенеги разгромили венгров в IX веке, которые также кочевали тогда в причерноморских степях и заняли огромную территорию от нижней Волги до устья Дуная.

    Видимо и до Пешта добрались. Действительно ли они при этом заимствовали свое название из Пешта или это мирные жители тех областей, где появлялись печенеги, прозвали их так, например, за то, что те очень любили спать не печи, не известно (во всяком случае мне).

    Устои и занятия

    Печенеги — это сообщество племен, в X веке таковых было восемь, в XI - тринадцать. В каждом племени был хан, выбиравшийся, как правило из одного рода. Как военная сила печенеги представляли собой мощное формирование. В боевом построении использовали всё тот же клин, состоявший из отдельных отрядов, между отрядами устанавливались телеги, за телегами стоял резерв.

    Тем не менее, исследователи пишут, что основным занятием для печенегов было кочевое скотоводство. Жили родовым строем. Но не прочь были повоевать в качестве наемников.

    Киевская Русь подвергалась набегам печенегов в 915 г, 920 г, 968 г. А вот уже в 944 и 971 годах киевские князья Игорь и Святослав Игоревич ходили на Византию с отрядами печенегов. Византийцы подкопили деньжат и в 972 году отряды печенегов, под предводительством хана Курея разбили дружину Святослава Игоревича у порогов на Днепре.

    Закат

    Следующие лет 50 Русь постоянно и беспрестанно боролась с печенегами. Русь старалась оградить себя от них, для чего строились укрепления и города. Князь Владимир строил укрепленную динию по реке Стугне, Ярослав Мудрый делал тоже самое по реке Росе (южнее). А в 1036 году Ярослав Мудрый разгромил печенегов под Киевом и пресек конец их набегам на Русь.

    С другой стороны на печенегов, почувствовав их ослабление, двинулись торки, сместившие печенегов на Запад до Дуная, и далее на Балканский полуостров. В южнорусских степях в это время уже хозяйничали половцы, вытеснившие оттуда и торков.

    История печенегов неизменно связана с боевыми походами, точнее набегами. Похоже они не создали мощного государственного образования, не сильно вникали в мораль и предпочитали служить интересам других. Так в XI-XII веках много печенегов были расселены на юге Киевской Руси для защиты её рубежей. В X-XI веках как и писалось выше византийские императоры использовали печенегов как союзников в борьбе с Русью и Дунайской Болгарией. В X-XII веках племена печенегов проникли в Венгрию, где местные правители расселили их как по границам, так и внутри своих земель.