Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Контекстуальные синонимы примеры предложений. Тема урока: « Синонимы. Контекстуальные синонимы. Употребление синонимов в тексте»

Начнем с синонимов. Синонимами являются слова, близкие по значению. Например, «больной» - «нездоровый» - «квелый». Контекстуальными (они же заместительные) синонимами являются слова, синонимичные лишь в пределах определенного контекста. «Француз» вообще-то не является синонимом к «повару»: мало ли в мире поваров, и не все из них французы, как и не любой француз - повар. Однако, если мы говорим о вполне конкретном поваре Паскале Дюбуа, родом из Франции, «француз» и «повар» становятся контекстуальными синонимами в пределах данного текста.

В школе всем прививали стремление к лексическому разнообразию, мы думали, что применить в пределах абзаца одно и тоже имя - непростительный грех. На самом же деле непростительный грех (в подавляющем проценте случаев) - использование заместительных в литературном произведении. И это вполне логично, ведь фокальный персонаж у себя в голове называет других персонажей каким-то определенным образом (чаще всего - по имени, но бывает и по должности, кличке и прочее), а не всем возможным разнообразием контекстуальных синонимов, таких как «брюнет», «голубоглазый», «учитель», «педагог», «мужчина», «толстяк» и так далее. (Вспомните, что свою маму вы называете про себя мамой, а не Валентиной Петровной, женщиной, продавцом-консультантом или блондинкой.)

Приведем небольшой пример (все примеры созданы искусственно исключительно для статьи).

Андрей места себе не находил от нетерпения. Наматывал круги по комнате и то и дело спрашивал Вована :
- Ну чего, ответила?
- Не ответила, - бурчал кареглазый , обновляя страницу браузера.
- А теперь?
- Не беси.
У брюнета нервы были железные, но после шестого вопроса, ответила ли Инночка, и они начали сдавать.

Жирным выделены слова, которыми мы «обозвали» друга нашего фокального персонажа Андрюши. Вот так писать не надо. Андрей, зовущий друга Вованом, определенно не думает о нем как о кареглазом брюнете. Так что используйте в тексте этого самого «Вована» или местоимения («он», «его», «ему» и т.д., напоминаю).

Что же будет, если фокальный персонаж в произведении отсутствует? Просто представьте, что дополнительный незримый персонаж - автор, на котором и будет фокал. Герои в таком случае могут называться по фамилии, по профессии, социальному положению. Автор, безусловно, назовет бедняка просто бедняком, а не по имени не потому, что ему лень придумать имя и фамилию, а потому, что он «увидел» в описываемой сцене бедняка, коих бесчисленное количество, имя которого ни для кого роли не сыграет.

Рассмотрим ситуации, когда заместительные нам жизненно необходимы. Ситуация первая. Приведем такой пассаж:

Карина распахнула перед Мишей дверь общажной комнаты.
- Побудь с моими одногруппниками, пока я сбегаю к Люсе. Они тебе понравятся.
И ушла, оставив Мишу перед толпой незнакомых людей. Ну, хорошо, толпа - это громко сказано: всего-то три парня и две девушки.
- Хочешь чаю? - предложил парень с пирсингом в губе.
- Не стоит, спасибо.
- И слава богу, - сказала полноватая девчонка в обтягивающей майке. - У нас нет чистых чашек.
Толстушка вылезла из-за импровизированного стола, состоящего из табуретки и доски, положенной сверху, открыла холодильник.
- Что это, нахрен, такое? - Она вытащила из холодильника поднос с какой-то болотно-зеленой массой.
- Это мой эксперимент! - бросила ей рыжая девчонка. - Верни на место.
- Диана у нас биолог, - пояснил пирсингованный парень.
Толстушка сунула поднос обратно, брезгливо вытерла руки о джинсы.
Вернулась Карина.
- Все, вперед и с песней, Мишаня.
Она схватила Мишу под руку и потащила прочь. Напоследок Миша бросил взгляд на Диану. Красивая и, черт побери, похожа на его бывшую.

Что мы здесь видим? Миша приходит в компанию незнакомых людей, имен которых он не знает. В глаза ему бросаются некоторые особенности говорящих: пирсинг парня и полнота девушки. Именно по этим особенностям персонажи и именуются в дальнейшем. А вот имя второй девушки Миша узнает, и отпадает необходимость называть ее по цвету волос.

Ситуация вторая. В отличие от предыдущего варианта, фокальному персонажу здесь будет известно имя второго героя, однако потребуется подчеркнуть некоторую его характеристику. Например:

Боря без труда поднял Лизу с ее тяжеленным гипсом. Миша отпрянул от силача: не дай бог заденет - будет еще один с переломом.

Фокальному персонажу Мише имя Бори известно. Однако «силачом» подчеркивается, что его физические данные произвели на Мишу впечатление (предположим, что Лиза - толстушка из предыдущего пассажа).

Подведем итоги. В произведениях очень рекомендуется придерживаться следующих правил:
персонажей зовем так, как называет их у себя в голове фокальный персонаж (чаще всего это все-таки имя), не забываем о местоимениях; если фокальный персонаж стабильно называет другого «придурок» или использует, что называется, погонялово, их, эти контекстуальные синонимы, и употребляем;
заместительные вполне оправданно используем, если фокальному персонажу не известны имена других персонажей, и он «маркирует» их по каким-то заметным особенностям; а еще в том случае, если резко возникает необходимость подчеркнуть какую-то характеристику персонажа.

Задание 22 ЕГЭ по русскому языку

В заданиях 22-24 ЕГЭ по русскому языку могут встречаться одни и те же языковые явления. В задании 22 они выступают в роли лексических средств выразительности. Мы представляем вам эти лексические средства с большим количеством примеров их употребления в речи.

Формулировка задания :

Из предложений 44–47 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Чтобы выполнить задание 22, надо знать лексические средства выразительности и находить их в тексте.

Синонимы – слова одной части речи, близкие по значению: чуткий и отзывчивый, жалость и сострадание, спешить и торопиться и т. д.

Антонимы - слова одной части речи, противоположные по значению: начинаться – завершаться, отчётливо – расплывчато, добровольный – принудительный и т. д. Не являются антонимами однокоренные слова: красивый – некрасивый.

Примечание: синонимы и антонимы в тексте могут стоять в разных формах: хороший – плохого, завершился – начнется . Не обращайте внимания на форму (окончание) – вас интересует лексическое значение слова.

Труднее находить в тексте контекстные синонимы и антонимы .

КОНТЕ́КСТ - относительно законченная в смысловом отношении часть текста, высказывания. Общий смысл контекста складывается из значений отдельных слов; в свою очередь, сам контекст помогает прояснить значение каждого слова. То есть, слова живут в контексте, приобретая в нем конкретное значение.

Сравните предложения:

В предложении 2 встретились синонимы чуткость – внимательность. Взятые вне контекста, они все равно остаются близкими по значению, их можно найти в словаре синонимов.

В предложении 1 есть контекстные синонимы: понять – ощутить.

Представьте, что вы не знаете контекста. Эти слова не воспринимаются как синонимы, в другом контексте они приобретут другие значения: понять ближнего – ощутить холод. Видите, между этими словами не осталось ничего общего. У каждого из них свой ряд синонимов. У слова ощутить синонимы – испытать, почувствовать, пережить, почуять.

У слова понять – постигнуть, уяснить, осмыслить, осознать и др.

Контекстные синонимы помогают избежать повтора слов (писатель – автор, жилище – квартира) или делают текст выразительнее. В таком случае контекстные синонимы создаются так: прямое значение слова – переносное значение (гордый – орлиный взгляд, плыть – скользить по воде).

1) Только кочки да буераки указывали направление тропы. Да и то эта тоненькая ниточка не уводила далеко. (тропа – ниточка )

(пробуждаются – раскрывает – расправляет – вспыхивают ) Все эти глаголы описывают одно действие – пробуждение цветов утром.

Находим контекстные антонимы: загубить – возвысить . У каждого из них есть свой прямой антоним: загубить – спасти, возвысить – унизить, понизить. Антонимами эти слова стали только в данном контексте.

2) Странный он был человек: при большом начальстве звонким соловьем трели разводил, при подчиненных же диким медведем рыкал. (соловьем – медведем)

Как видите, контекстные антонимы тоже придают тексту выразительность, дают образную характеристику.

(44)Но хат, которые были бы с краю, нет. (45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы.

Сравните предложения:

1) Уважение проявляется в том, что вы своим вниманием стараетесь охватить другого человека, чтобы понять его, ощутить в нем лучшее.
2) Здесь необходимо проявить чуткость и внимательность, искренность и твердость.

Примеры предложений с контекстными синонимами:


2) Дневные цветы пробуждаются, когда чуть начинается рассвет. Раскрывает голубые звездочки своих цветов цикорий, расправляет свои широкие лепестки шиповник, вспыхивают яркие огоньки маков.

Примеры предложений с контекстными антонимами.

1) Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить до небес.

_____________________________________________________________________________________

Из предложений 44–47 выпишите антонимы (антонимическую пару).

(44)Но хат, которые были бы с краю, нет. (45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы.

Сравните предложения:

1) Уважение проявляется в том, что вы своим вниманием стараетесь охватить другого человека, чтобы понять его, ощутить в нем лучшее.
2) Здесь необходимо проявить чуткость и внимательность, искренность и твердость.

Примеры предложений с контекстными синонимами:

1) Только кочки да буераки указывали направление тропы. Да и то эта тоненькая ниточка не уводила далеко.
2) Дневные цветы пробуждаются, когда чуть начинается рассвет. Раскрывает голубые звездочки своих цветов цикорий, расправляет свои широкие лепестки шиповник, вспыхивают яркие огоньки маков.

Примеры предложений с контекстными антонимами.

1) Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить до небес.
2) Странный он был человек: при большом начальстве звонким соловьем трели разводил, при подчиненных же диким медведем рыкал.

Урок русского языка в 5 классе

Тема урока: « Синонимы. Контекстуальные синонимы. Употребление синонимов в тексте».

Тип урока: УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ .

Цель: воспитывать личность,

имеющую знания о синонимах и синонимических рядах, контекстуальных синонимах;

умеющую подбирать синонимы и составлять синонимические ряды, использовать контекстуальные синонимы в речи; грамотно обогащать свой словарный запас.

Компетенции учащихся (формируются посредством обучения учащихся активным способам жизнедеятельности):

Умение задавать вопросы, формулировать свою точку зрения и аргументированно ее доказывать;

Вдохновленность, раскованность мыслей, критичность, гибкость ума, фантазия;

Способность осознавать цели учебной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, рефлексивное мышление, самоанализ, самооценка;

Умение отыскивать и преобразовывать информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, способность к толерантности.

Ход урока

Этап

урока

Средообразо

вательные действия учителя

(средства)

Способы жизнедеятельности учащихся

Сфера развития

личности учащегося

Ниша

Стихии

Оформление

Презентация (Power Point ), рисунки учащихся, технологические карты, портрет и картина « Февральская лазурь» художника И.Э.Грабаря, синонимические словари.

Эпиграф урока: Слово – это одно из самых необыкновенных чудес, какие мы можем наблюдать в мире.

Лев Успенский.

Направленного внимания, визуализации, акцентирования

Сосредоточение на основных смысловых элементах уроках

Интеллектуальная,

эмоционально - нравственная

1Организационный

Организация совместной деятельности

Взаимное приветствие

Порядка

Соблюдение правил поведения на учебном занятии

Поведенческо - волевая

Обсуждение

Ребята, как вы понимаете слова Успенского, взятые в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку?

Сообщение, сомнение

Интеллектуальная, эмоционально - нравственная

Оповещение

Обсуждение

Общаясь друг с другом или поверяя бумаге свои мысли и чувства, мы редко задумываемся над тем, каким неоценимым богатством одарила нас природа. Это богатство – человеческая речь, Слово, которое таит в себе огромные возможности.

Что слово?

Речь, звезды сиянье,

Похолоданье рос, вино.

И терпеливое молчанье,

Когда оно обречено…

Что слово?

Гул от лесосплава,

Иль след гусиный по волне,

Иль слава та,

Что, как опала,

Пришла по собственной вине?

В.Цыбин.

Всегда ли мудро и верно распоряжаемся мы этим великим даром?

Иногда мы пренебрегаем простейшей истиной, о которой напоминает Н.М.Грибачёв:

Будь осторожен, выбирая слово:

Им осчастливить можно и убить.

Познания

Коллективной работы, заинтересованности

Соприкосновение с поэтическим творчеством

Сообщение, сомнение,

сотрудничество

Интеллектуальная, эмоционально – нравственная

2.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению учебного материала

.

Оцеливание

Внимание к слову, его значению, написанию, употреблению – цель наших уроков русского языка.

Сегодня мы проведём лингвистический эксперимент, сделаем вывод о роли синонимов в речи.

Наблюдательность – ценное свойство: она необходима моряку, охотнику, натуралисту, живописцу, писателю. Постарайтесь развить в себе наблюдательность.

Акцентирования, внимания

Сосредоточение

Интеллектуальная

3.Этап систематизации и обобщения изученного материала

Что вы знаете о синонимах?

Слова-синонимы всегда близки по смыслу,

Разнятся лишь оттенками подчас.

Родимый край – Отечество- Отчизна,

Как много в них священного для нас!

Познания, интеллектуального труда, заинтересованности, усовершенствования имеющихся знаний

Сообщение, сопоставление знаний учащихся с полученным заданием.

Интеллектуальная, поведенческо – волевая, эмоционально - нравственная

Организация коллективной исследовательской деятельности.

Озадачивание в области созидания и творчества.

Обобщение совместно с учащимися.

Лингвистические эксперименты.

Наблюдать – значит уметь так видеть, слышать, ощущать, чтобы заметить характерные и яркие признаки предметов.

Работа с технологической картой.

Первый эксперимент:

В утреннем лесу.

От сырости ёжится цапля,

Нахохлились кряквы, тихи.

Дрожит изумрудная капля

В зелёной ладошке ольхи.

Г. Граубин

Задания: Найти в этом тексте синонимы. Заменить слово изумрудная словом зелёная. Как от этого изменится текст?

Наблюдения детей:

1. Если вместо слова изумрудная (капля) поставить его синоним зелёная, то капля сольётся с листом, её совсем не будет видно.

2. Не будет той дрожащей, прозрачной красоты в описании росинки, какая есть в этих строках поэта.

3. Изумрудный – от слова изумруд. А изумруд не просто зелёный камень, а ярко-зелёный, прозрачный, драгоценный. Изумрудная капля – переливающаяся в лучах солнца, а не просто зелёная.

Вывод из наблюдений: Синонимы передают тончайшие оттенки в характеристике предметов, их признаков, действий и благодаря этому позволяют выразить мысль наиболее точно.

Второй эксперимент.

Работа с текстом.

Петух.

Я сидел во дворе на лавочке и смотрел на петуха. Петух разгуливал по молодой зелёной травке и клевал букашек. И алый гребень, и пёстрый хвост, и точёные шпоры на его жёлтых сапожках – всё горело, сверкало, переливалось.

Задания: 1. Найти в этом тексте синонимы.2. Понаблюдать, как изменятся смысл и звучание последнего предложения, если убрать сначала слово переливалось, а затем сверкало. 3. Проследить связь предложений в тексте.

Наблюдения детей: синонимы – глаголы гореть, сверкать, переливаться. По значению они очень близки.

Опускаем третий, затем второй синонимы – создаётся впечатление незавершённости текста, предложение делается неблагозвучным, и петуха мы представляем не так ярко, как по авторскому тексту.

Вывод: следовательно, употребляя два-три синонима рядом, можно усилить их основное общее значение, исчерпывающе полно охарактеризовать предмет, выразить мысль наиболее благозвучно, завершённо.

Творчества,

заинтересованности, иллюстрирования, всеобщего внимания,

Акцентирования, внимания

Коллективной работы, заинтересованности.

Совершенствование полученных знаний и умений в области созидания и творчества

Соприкосновение с поэтическим творчеством.

Сообщение, сомнение, сотрудничество.

Сохранение знаний

Интеллектуальная,

Озадачивание в области созидания и творчества, расширяющее минимальный базовый уровень знаний учащихся.

Оповещение.

Обсуждение

Озадачивание

Оповещение

Формирование навыков сбора и систематизации лексического материала к устному высказыванию по картине И.Э. Грабаря « Февральская лазурь»

Рассказ о художнике и его картине.

Игорь Эммануилович Грабарь(1871-1960) – известный художник-пейзажист, тонкий знаток природы. « Февральская лазурь», написанная в 1904 году, - одна из лучших его картин. Казалось бы, что необычного в хорошо знакомой нам берёзе? А вот И.Э.Грабарь сумел уловить её своеобразие, и открылось оно ему неожиданно. Вот как он пишет об этом в своих мемуарах: « Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и наклонился, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликивание всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. « Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно»,- подумал я».

Художник вырыл в снегу траншею и, глядя на берёзу снизу вверх, как на хрустальный каскад, сотворённый природой, запечатлел это чудо, сидя под голубым зонтиком, который усиливал интенсивность красок.

- Что общего в этом описании с изображённым на картине художника?

-Какую задачу ставил перед собой художник?

Он хотел изобразить всё ярким, светлым, воздушным, чтобы дать почувствовать первые признаки приближающейся весны.

- Какого цвета небо на переднем плане и на дальнем, т.е на горизонте?

1. Составьте синонимический ряд к этим оттенкам цвета.

2. А снег- какой он на солнце и в тени? Составьте синонимический ряд.

Работа со словарём синонимов.

Многие слова имеют не один синоним, а несколько. В этом случае они образуют синонимический ряд. Один из синонимов является основным, главным и помещается в словарях первым.

Есть волшебная страна,

Что распахнута перед вами,

Та, которая словами,

Как людьми, населена,

Правит ими государь

По прозванию СЛОВАРЬ.

Лазурь: 1. светло-синий цвет, синева (устар. и высок.); 2.краска светло-синего цвета.

Небо: голубое, лазоревое, синее, бездонное, небесно-голубое.

Снег: искрится, блестит, сверкает, сияет.

Поиска, творчества, самосовершенствования, заинтересованности, всеобщего внимания.

Коллективной работы, заинтересованности.

Совершенствование в области созидания и творчества, сомнения

Сосредоточение, сопоставление.

Сохранение знаний

Сохранение знаний

Интеллектуальная,

эмоционально – нравственная, поведенческо - волевая

Организация коллективной частично – поисковой деятельности

Обобщение совместно с учащимися.

Организация коллективной частично-поисковой деятельности.

Обобщение совместно с учащимися.

Наблюдения над текстами.

Медвежата.

У медведицы в зоопарке появились четыре медвежонка. Весёлые малыши хорошо растут. Тренер-дрессировщик уделяет много времени воспитанию и обучению шалунов.

Задания: Укажите, какие слова-заменители используются к слову медвежата , какими средствами связываются предложения в тексте.

Но являются ли эти слова синонимами? И да и нет. Положим, к слову шалуны синонимами будут слова: баловники, озорники, но никак не медвежата. В то же время слово медвежата в данном тексте заменяется словами: шалуны-весёлые малыши.

Такие слова, которые являются синонимами только в данном тексте (или контексте), и называются контекстуальными синонимами. Они являются синонимами только в данном тексте, а вне текста они уже не синонимы.

Давайте убедимся в сказанном. Для этого попробуем использовать те же синонимы(медвежата- весёлые шалуны) в другом контексте.

В середине зимы у медведицы в берлоге рождаются медвежата. Лёжа на боку, мать осторожно держит тёмно-бурых (детёнышей) около своей груди, кутая их в своей косматой шерсти. Она закрывает (их) от холода лапой и головой, согревая своим дыханием.(Медвежата) питаются молоком матери.

Да, действительно, такая замена будет неуместна. В первом тексте речь идёт о зоопарке. Там берегут и лелеют медвежат. Поэтому им там легко и весело. Во втором же тексте – медвежата в трескучий мороз родились в берлоге. Им не до веселья и шалостей: мать их закрывает от холода лапой и головой.

Какие же заменители используются во втором тексте?

(Медведица-мать, медвежата- тёмно-бурые детёныши -они)

Использование контекстуальных синонимов зависит от темы, содержания текста, их применение основано на уподоблении одного предмета другому.

Творчества,

самоутверждения, взаимоуважения.

Коллективной работы, заинтересованности.

Поиска, творчества, самосовершенствования.

Сосредоточение, сопоставление.

Сохранение знаний.

Интеллектуальная, эмоционально – нравственная, поведенческо - волевая

Организация частично – поисковой деятельности

    Рассмотрим ещё один текст.

Задание: проследите за использованием синонимов в данном тексте. Можно ли назвать эти синонимы контекстуальными?

Пчёлка.

Целое лето пчёлка собирает нектар с садовых и полевых цветов. С белой ромашки маленькая труженица перелетает на душистую кашку. С раннего утра до позднего вечера заботливая хлопотунья переносится с большого цветка на маленький.

Творчества,

заинтересованности, всеобщего внимания,

самоутверждения, взаимоуважения

Совершенствование полученных знаний и умений в области созидания и творчества.

Интеллектуальная, эмоционально – нравственная, поведенческо - волевая

Обобщение совместно с учащимися

Пчёлка- маленькая труженица- заботливая хлопотунья – эти контекстуальные синонимы точно характеризуют пчёлку как труженицу. Таким образом, контекстуальные синонимы, прежде всего, слова-характеристики. Правильно пользоваться синонимами – большое искусство.

Акцентирования внимания

Сохранение знаний

Интеллектуальная

Озадачивание в области решения учебных задач

Обобщение и систематизация полученных знаний

Самостоятельная работа.

Задание: исправить речевые ошибки в тексте, используя контекстуальные синонимы-заменители.

Однажды Незнайка гулял по городу и забрёл в поле. В это время летел майский жук. Он сослепу налетел на него и ударил его по затылку. Он кубарем покатился на землю. Он в ту же минуту улетел и скрылся вдали. Он вскочил, стал оглядываться по сторонам. Но кругом никого не было.

Заинтересованности, иллюстрирования, коллективной работы.

Усовершенствования имеющихся знаний.

Сохранение и совершенствование полученных знаний, состязание, соревнование

Интеллектуальная, эмоционально – нравственная, поведенческо - волевая

Обобщение итоговое

Уместное употребление синонимов позволяет выразить самые различные оттенки мысли и чувства. Необходимо добиваться точного употребления синонимов в речи, для этого их надо больше знать, надо обогащать постоянно свой запас слов, пользоваться толковыми и синонимическими словарями.

Всему название дано –

И зверю, и предмету,

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных – нету!

И всё, что может видеть глаз –

Над нами и под нами,-

И всё, что в памяти у нас, -

Означено словами…

Они слышны и здесь, и там,

На улице и дома:

Одно – давно привычно нам,

Другое – незнакомо…

Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов –

Купаться ежечасно!

А.Шибаев

Акцентирования внимания

Сохранение знаний

Интеллектуальная, эмоционально – нравственная, поведенческо - волевая

4.Этап информации о домашнем задании

Оповещение

Написать сочинение-миниатюру « Зимний день», используя синонимы и контекстуальные синонимы.

Всеобщего внимания

Сохранение знаний

Интеллектуальная, поведенческо – волевая

Оценивание

Краткие комментарии оценок.

Спасибо за сегодняшний урок!

Стимулирования, положительной мотивации

Сочувствие, сопереживание, состязание

Интеллектуальная,

эмоционально – нравственная, поведенческо - волевая

ГУ «Физико-математический лицей…»

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: « Синонимы. Контекстуальные синонимы».

Многие из нас даже не задумываются над тем, что такое контекстный синоним. А между тем ответ на этот вопрос очень прост. Постараемся в этой статье осветить проблему выделения данных видов синонимов и особенностей их изучения и понимания.

Определение

Самое простое определение звучит таким образом: данный синоним употребляется в конкретном предложении только в определенном контексте. Например, если мы говорим об источнике воды и рядом в предложении ставим слово «ключ» в значении родника, то эти слова будут называться контекстными синонимами.

Приведем еще одно толкование. Данные синонимы образуются для того, чтобы дать наиболее полное определение тому или иному явлению.

Какие же это - контекстные синонимы? Примеры приведем ниже: «Сонечка стояла на земле и смотрела на эту черную, мертвящую глубину могилы». В данном случае прилагательные «черный» и «мертвящий» являются синонимами.

Таким образом, можно говорить не только о степени семантической дискретности рассматриваемых синонимов, но и о степени континуальности их контекстного окружения: оно по-разному диагностирует особенности семантической модификации изучаемых единиц.

Подведем итоги

Семантическая дискретность словарных дефиниций позволяет ответить на вопрос о том, что такое контекстный синоним. Это обусловлено особенностями репрезентирования информации о синонимах в толковых и синонимических словарях. Анализ словарных толкований в соединении с описанием дистрибутивной специфики рассматриваемых единиц (с учетом степени диагностичности контекста) позволяет не считать их в полной мере синонимами. Об этом свидетельствует и развитие семантических модификаций анализируемых единиц, например, проявление переносных значений, которые не отмечены словарями. Это ограничивает возможность их взаимозаменяемости в других предложениях с качественно иным контекстом.

Тема: «Лексические, стилистические, контекстные (контекстуальные) синонимы. Их роль в тексте»

Русский язык – настоящий, сильный,

где нужно – строгий, где нужно – бойкий, живой.

Л.Н. Толстой

Цель:

Обучающая

Повторить понятия о лексических и стилистических синонимах, оттенки их значений, экспрессивная роль в речи;

Дать понятие о контекстных синонимах, их роль в тексте;

Познакомить с градацией как средством выразительности речи.

Развивающая

Создать условия для развития у обучающихся умений анализировать текст, выявляя роль художественных средств выразительности (градации);

Обеспечить развитие ассоциативного мышления, диалогической и монологической речи.

Воспитывающая

Воспитание любви к родному языку; стремления развивать и обогащать свою речь;

Воспитание внимания при выполнении тестовых заданий.

План урока

  1. Организационный этап.
  1. Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала: выполнение заданий 1 – 3
  1. Этап усвоения новых знаний:
  1. Роль лексических синонимов в тексте (задание 4)
  2. Роль стилистических синонимов (задание 5,6)
  3. Какие синонимы называются контекстными? Их роль в тексте.
  4. Средства выразительности, созданные на основе синонимов.
  1. Рефлексия. Соотнесение эпиграфа к уроку и его материала.
  1. Этап информирования учащихся о домашнем задании.
  1. Работа с памяткой «Средства связи предложений в тексте»
  2. и Алгоритмом выполнения заданий ЕГЭ А7, А8, В7.

(См. приложения к уроку)

  1. Этап завершения урока

Ход урока

Тема нашего урока – синонимы. Вы многое о них знаете. И наша задача сегодня – повторить известное и узнать новое. Главная цель урока – выявить роль синонимов в речи, в тексте, научиться применять свои знания при выполнении заданий ЕГЭ.

Внимательно прочтите тему урока. Вспомните, какие из названных видов синонимов вам знакомы? (лексические, стилистические). С повторения этих понятий мы и начнём. Работаем на листочках с заданиями.

Итак, пишем ответ на вопрос: Что такое синонимы ? Синонимы – это…

Прочитайте написанное. Приведите примеры. Письменно выполняем задания 1-3.

Задание №1

Подберите синонимы к данным словам:

настоящий

конечно

Отечество

красивый

Задание №2

В какой строке слова близки по своему лексическому значению?

  1. карандаш, стол, лампа
  2. ученик, школа, портфель
  3. сад, лес, берёза
  4. дом, изба, лачуга

Задание №3

Какие слова НЕ являются синонимами?

  1. печально – грустно
  2. советовать – рекомендовать
  3. эффектный – эффективный
  4. отличный – великолепный

Какое из заданий было труднее выполнить? (№1) Да, трудно работать над выбором слова, хочется, чтобы оно было более точным, значимым, ярким. Именно такую работу проделывает писатель, создавая свои творения. Посмотрим, как мастерски умеет это делать писатель Виктор Астафьев.

Прочитайте отрывок из рассказа В.П. Астафьева. Выполните задания.

Задание №4

Найдите синонимы к слову «тайга», определите оттенки их значений. Какова роль синонимов в этом тексте? Подчеркните синонимы в последнем предложении.

Мощный массив деревьев надвигается на меня. Я ещё не совсем понимаю, что этот лес пугающе тих. Боясь нарушить эту зловещую тишину, я вхожу под своды мрачной зелени кедрача. Хруст ветки под ногой нарушает покой тайги: и вот уже явственно слышится шорох прелой хвои под лапками мелкого зверя, шуршание коры от передвижения по стволам деревьев юрких белок, шелест сильных крыльев пугливых птиц.

Из рассказа В.П. Астафьева

В точном подборе синонимов - мастерство писателя . Ни разу не повторившись, В. Астафьев каждым синонимом даёт новую качественную характеристику этому природному явлению. Общее его название – это лес. А какое впечатление вызывает оборот « массив деревьев»? (величие, монолитность, громадность, обширность) Каково лексическое значение слова «кедрач»? Уточняется, какие породы деревьев встречаются. Найдём определения-эпитеты, относящиеся к этим синонимам, (Мощный массив, лес пугающе тих, мрачной зелени). Если добавим сюда зловещую тишину, то какая картина возникнет в нашем воображении? (ответ)

Точный подбор синонимов, умелое использование оттенков их значений и помогло писателю создать эту картину: тайга огромная, величественная, мрачная, даже зловещая. Найдите синонимы в последнем предложении. (шорох, шуршание, шелест) К акова их роль?

Какие эпитеты из высказывания Толстого можно отнести к тексту В.П. Асафьева?

Сделаем вывод, какова роль в тексте лексических синонимов.

Писатели часто используют не только лексические синонимы, но и стилистические. Какие синонимы называются стилистическими?

Задание №5

Расположите данные ниже синонимы согласно их стилистической принадлежности: