Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Кому на руси жить хорошо счастье крестьян. Поэма "кому на руси жить хорошо"

I. Главные герои из деревень с говорящими названиями.

II. Поиски счастливого в родном отечестве.

1. Восприятие счастья разными слоями общества.

2. Половинчатое, ущербное, скоротечное “счастье”.

III. Самый счастливый человек в мире.

Главными действующими лицами в поэме “Кому на Руси жить хорошо” являются семеро простых мужиков “из смежных деревень – Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож”. Названия их деревень говорят сами за себя: русскому крестьянину счастья не видать. Поэтому, своего счастья не имеючи, хоть на чужое поглядеть захотелось этим мужикам. Но что же, по их мнению, счастье? И где его искать?

Каждый из героев уверен, что счастливее всех живется на Руси помещику, чиновнику, попу, купцу, вельможному боярину, министру государеву или царю. В беседе со встретившимся попом они соглашаются с его пониманием счастья:

– В чем счастие, по вашему?

Покой, богатство, честь –

Не так ли, други милые? –

Они сказали: “Так”…

Но выясняется: не имеет поп такого счастья. Помещик же, встреченный крестьянами далее, рисует картину своего счастья – обладания: землею, всем и всеми, кто на этой земле есть:

Все веселило барина,

Любовно травка каждая

Шептала: “Я твоя!”

Но это все – в прошлом. Реформа, отменившая крепостное право, разрушила помещичье счастье.

На ярмарке другие люди уверяют семерых искателей счастья, что они нашли счастливца: “дьячок уволенный, тощой, как спичка серная” утверждает, что счастье “в благодушестве”:

– …Коль обогреет солнышко

Да пропущу косушечку,

Так вот и счастлив я!

Горькое счастье свое описывает солдат: “…в двадцати сражениях я был, а не убит!”, “Я и во время мирное ходил ни сыт ни голоден. А смерти не дался!”; за всякие провинности не раз был жестоко избит, “А хоть пощупай – жив!”

Жалкое лакейское счастье восторженно расписывает бывший “любимый раб”:

С французским лучшим трюфелем

Тарелки я лизал,

Напитки иностранные

Из рюмок допивал…

О недолгом счастье – детстве в родной, любящей семье – рассказывает Матрена Тимофеевна Корчагина. Но это счастье так быстро прошло! “Не дело – между бабами счастливую искать!..” – печально говорит она мужикам. Ведь, как сказала за всех русских женщин бабка-богомолица:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У Бога самого!

Так и не находят мужики настоящего счастливца. Все эти поведанные им счастья половинчаты, ущербны, скоротечны. И только в финале поэмы из уст Григория Добросклонова звучит авторское понимание истинного счастья: служить народу своему, бороться за его светлое будущее, за процветание Родины – убогой и обильной, забитой и всесильной одновременно. Некрасов говорит:

Быть бы нашим странникам под родною крышею,

Если б знать могли они, что творилось с Гришею.

Если бы могли заглянуть мужики в его сердце – каким бы пылающим они его увидели! И этот огонь – горячая, пламенная любовь к родному народу (несмотря на то, что Грише, как и многим борцам за долю народа, судьба готовила “путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь”) делает его самым счастливым человеком в мире.

(No Ratings Yet)

  1. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – итог раздумий автора о судьбах страны и народа. Кому на Руси жить хорошо? – с этого вопроса начинается поэма. Сюжет ее, подобно сюжету...
  2. Время работы над поэмой (60-70-е годы. Спад освободительного движения и новый подъем). Источники поэмы – личные наблюдения, рассказы современников, фольклор. Замысел поэмы – странствование по России в поисках счастливого человека;...
  3. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” занимает центральное место в творчестве Некрасова. Она стала своеобразным художественным итогом более чем тридцатилетней работы автора. Все мотивы лирики Некрасова развиты в поэме, заново...
  4. “Пел он воплощение счастья народного” (по поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”) I. Народные мотивы в поэзии Некрасова. 1. Демократизм некрасовского творчества. II. “Стонет он по полям,...
  5. В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов ищет ответ на главный вопрос своего творчества, который сформулирован в “Элегии”: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?..” Поэтому в центре произведения находится...
  6. История создания. Начало работы над “Кому на Руси жить хорошо” принято относить к 1863 году. К этому времени Некрасов создал произведении, которые можно рассматривать как шаги к последней поэме. Уже...
  7. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” завершает творчество Некрасова. Он писал ее в семидесятые годы, смерть помешала ему закончить поэму. И уже в первой строфе “Пролога” ставится основная проблема поэмы...
  8. I. Народные мотивы в поэзии Некрасова. 1. Демократизм некрасовского творчества. II. “Стонет он по полям, по дорогам…” 1. Трагизм крепостничества. 2. Противоречия пореформенной действительности. 3. Судьба женщины-крестьянки. III. “Ты и...
  9. Поэму “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов задумал как “народную книгу”. Он начал писать ее в 1863 году, а заканчивал смертельно больным в 1877 году. Поэт мечтал, чтобы его книга...
  10. “Кому на Руси жить хорошо” – поэма-эпопея. В центре ее – изображение пореформенной России. Некрасов писал поэму в течение двадцати лет, собирая материал для нее “по словечку”. Поэма необычайно широко...
  11. Прокомментируйте высказывание В. Аникина о стиле поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”: “… соединение стилевых потоков связано с идейным замыслом глав и произведения в целом”. Выражая согласие...
  12. Героем поэмы является не один человек, а весь народ. С первого взгляда народная жизнь представляется печальною. Само перечисление деревень говорит само за себя: Заплатово, Дырявино,… и сколько человеческих страданий в...
  13. КЛАССИКА Н. А. НЕКРАСОВ ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н. А. НЕКРАСОВА “КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО” Венцом творчества Н. А. Некрасова является народная поэма-эпопея “Кому на Руси жить хорошо”. В...
  14. Некрасов писал поэму “Кому на Руси жить хорошо” в течение двадцати лет, собирая материал для нее буквально “по словечку”. Неудивительно, что это произведение стало настоящей эпопеей, отразившей жизнь пореформенной России....
  15. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – вершина творчества Некрасова. Это произведение грандиозное по широте замысла, правдивости, яркости и многообразию типов. Сюжет поэмы близок к народному сказу о поисках счастья...
  16. “КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО” – ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОЙ ЖИЗНИ Я задумал изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и...
  17. Почему Н. А. Некрасов сказал о своей поэме “Кому на Руси жить хорошо”: “Ей не суждено окончиться”? Отвечая на поставленный в задании вопрос, отметьте, что поэма, над которой Н. А....
  18. Каким представляется вам русский народ по песням Матрены Тимофеевны (Н. А. Некрасов “Кому на Руси жить хорошо”)? Создавая сочинение на предложенную тему, вспомните, какие песни поет некрасовская героиня в третьей...
  19. Поэма-эпопея “Кому на Руси жить хорошо” является своего рода итоговым произведением в творчестве Н. А. Некрасова. Поэма показательна чрезвычайной широтой осмысления современной ему русской действительности. Противоречие между крестьянским миром и...
  20. Н. А. НЕКРАСОВ КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО Часть первая ПРОЛОГ “На столбовой дороженьке сошлись семь мужиков” и принялись спорить, “кому на Руси жить хорошо”. Весь день мужики провели в...
  21. Литература нового времени почти не знает прологов, но произведения древней – античной и средневековой литературы обычно начинались с таких прологов-предварений, в которых авторы объясняли, о чем же пойдет речь. Введя...
  22. Над поиском смысла жизни задумывались философы, писатели, рабочие всех веков и народов. Я думаю, что у каждого человека существует свое предназначение. Сравнивать разных личностей – это дело бесполезное, потому что...
  23. Русская литература 2-й половины XIX века Подлинная литература подлинной, а не вымышленной Руси. (По творчеству Н. А. Некрасова) Национальная литература впитывает в себя нравственные, философские ценности, накопленные поколениями народа. Литература... Гражданственность и народность в поэзии Некрасова “Я лиру посвятил народу своему…” I. Поэзия Некрасова – поэзия о народе и для народа. II. Соединение понятий гражданственности и народности как выражение новой... Тема крестьянства, простого народа характерна для передовой русской литературы ХIХ в. Замечательные образы крестьян мы встречаем в произведениях Радищева, Пушкина, Тургенева, Гоголя и других классиков. В работе над своей фундаментальной...
  24. Сергей Есенин мечтал о том, что сможет стать знаменитым поэтом. Однако он и не предполагал, что за это придется платить слишком высокую цену. Жизнь в Москве, которая к тому времени...
Счастье героев поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо?”

Искатели счастья в поэме. Некрасов задумал «Кому на Руси жить хорошо» вскоре после реформы 1861 года, в результате которой были фактически ограб­лены миллионы крестьян. Правительству удалось подавить народ­ные бунты, но крестьянская масса ещё долго не успокаивалась.

В это тяжкое время, не теряя надежды на лучшее будущее, поэт занялся всесторонним художественным исследованием народной жизни.

В центре поэмы - собирательный образ русского крестьяни­на. Поэма отражает крестьянские радости и горести, крестьянскую жажду воли и счастья.

Реформа 1861 года не улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней: ‘

«Добра ты, царска грамота,

Да не про нас ты писана…»

Сюжет поэмы очень близок к народному сказу о поиске счас­тья и правды. Герои поэмы ищут «Непоротой губернии, Непот- рошенной волости, Избыткова села». Как и в народных сказках о правде и кривде, на «столбовой дороженьке» «сошлись семь му­жиков». И как в сказках, спорщики расходятся во мнениях, ссо­рятся, а потом, при помощи чудесной птички, говорящей челове­ческим языком, мирятся и отправляются искать счастливого.

Описание того, что видели правдоискатели во время странствий по Руси, рассказы о себе людей, которые считают себя счастли­выми, и составляют содержание поэмы.

Ходоки за счастьем видят безрадостную, бесправную, голодную жизнь народа в губерниях с говорящими за себя названиями: Испуганная, Подстреленная, Безграмотная.

Мужицкое «счастье», с горечью восклицает поэт, «дырявое с заплатами, горбатое с мозолями!» Счастливых среди крестьян нет.

Кто же занят поисками счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

Прежде всего, это семеро мужиков-правдоискателей, пытливая мысль которых заставила их задуматься над коренным вопросом жизни: «Кому живётся весело, вольготно на Руси?»

Разнообразно представлены крестьянские типы. Это крестья­не разных деревень. Каждый шёл за своим делом, но вот они встре­тились, заспорили. И деревни названы, и губернии, и мужики по именам перечислены, но мы понимаем, что нельзя относить со­бытия ни к какому-то определённому году, ни к какому-то опре­делённому месту. Тут вся Русь с её вечными наболевшими забо­тами. В принципе, каждый из семерых уже имеет свой ответ на вопрос:

«Кому живётся весело,

Вольготно на Руси?

Роман сказал: помещику,

Демьян сказал: чиновнику,

Лука сказал: попу.

Купчине толстопузому!

Сказали братья Губины,

Иван и Митродор.

Старик Пахом потупился И молвил, в землю глядючи:

Вельможному боярину,

Министру государеву.

А Пров сказал: царю:..»

Тот прямой ответ, какой искали крестьяне, они не получили. Ответ возник в другом смысле. У попа есть свои претензии к но­вой жизни, у помещика и купца - свои. Никто не хвалит новое время, все вспоминают о старом.

«Порвалась цепь велика’я,

Порвалась - расскочилася,

Одним концом по барину,

Другим по мужику».

Разве не похожа наша сегодняшняя ситуация на воссозданную Некрасовым? Обделены мужики - и в прошлом, и в настоящем.

С горькой иронией описывает Некрасов в главе «Счастливые», как странники приготовили целое ведро водки, чтобы угостить самого удачливого мужика. Но получился лишь горький список народных несчастий. Старуха счастлива, что в её огороде уроди­лась репа, солдат - что был нещадно бит палками, но остался жив. Каменотёс счастлив своей молодой силой, а слабосильный - что живым вернулся с тяжёлых работ. Отвращение у мужиков вызы­вает ещё один «счастливый» - лакей, который после сорока лет службы болен не какой-нибудь мужицкой г рыжей, а «благород­ной» барской болезнью - подагрой.

Счастье, по мнению Некрасова, заключается вовсе не в том примитивном смысле, в каком понимали его семь ходоков-крес- тьян, а - в сопротивлении, борьбе, противостоянии горю и не­правде, оно не делится попросту между мужиками и господами.

Симпатии автора демонстрируют его несомненную духовную близость с демократическим, разночинским движением. Недаром он с такой симпатией пишет о возмутителях социального спокой­ствия: бывшем каторжнике Савелие, поднявшем «всю Корёжину» против помещика Шалашникова, закопавшем живым жестокого бурмистра; Ермиле Гирине, попавшем в острог за защиту инте­ресов крестьян, разбойнике Кудеяре. К числу крестьян, подняв­шихся до сознания своего бесправного положения, принадлежит и Яким Нагой, понявший кому достаются плоды крестьянского груда.

Автор создаёт в поэме образ ещё одного искателя крестьянско­го счастья - «народного заступника» Гриши Доброскгтонова. Го­лодное детство, суровая юность сына батрачки и сельского дьячка сблизили его с народом, ускорили духовное созревание и опреде­лили его жизненный путь:

«… лет пятнадцати Григорий твёрдо знал уже,

Что будет жить для счастия Убогого и тёмного Родного уголка».

Гриша Добросклонов многими чертами своего характера напо­минает Добролюбова, в котором Некрасов видел «идеал обществен­ного деятеля». Он - борец за народное счастье, который хочет быть там, «где трудно дышится, где горе слышится». Он видит, что многомиллионный народ пробуждается к борьбе:

«Рать поднимается Неисчислимая!

Сила в ней скажется Несокрушимая!»

Эта мысль наполняет его душу радостью и уверенностью в победе.

На основной вопрос поэмы - кому на Руси жить хорошо? - Некрасов отвечает образом Гриши Добросклонова, «народного за­ступника». Вот почему поэт говорит:

«Быть бы нашим странникам под родною крышею,

Если б знать могли они, что творилось с Гришею».

Труден, но прекрасен путь, по которому идёт Гриша Доброскло- нов. Но именно на нём ждёт человека подлинное счастье, так как, по мнению Некрасова, счастлив может быть только тот, кто отда­ёт себя борьбе за благо и счастье народа.

Название некрасовской поэмы уже давно стало крылатым вы­ражением, которое получило сегодня вторую жизнь, так как вновь перед обществом стоят вопросы, поставленные великими класси­ками XIX столетия: «Кто виноват?», «Что делать?» и «Кому на Руси жить хорошо?»

Некрасов писал свою поэму более 13 лет, но еще больше времени потратил на то, что-бы «по словечку», как он сам выразился, со-брать все сведения о русском народе. Поэт показал не только все стороны крестьянской жизни с ее изнурительным трудом, оскорб-лениями и угнетениями со стороны властей, но и противопоставил им класс крепостни-ков. Поэма имеет единый смысловой центр. Это представление о счастье. В понятие «счастье» поэт вкладывает несколько значе-ний. Нравственное смысл счастья Некрасов показывает на примере ежедневной жизни мужика-крестьянина, а также через образы женщин. Еще один аспект, политический, за-ключается в том, что поэт показывает путь, благодаря которому можно добиться счастья. Этот путь лежит через обретение свободы. Счастье для Некрасова — это вполне реаль-ная категория, которая заключается в челове-ческой справедливости, свободе и равенстве всех людей.

Сюжет поэмы строится на том, что семеро крестьян из «Подтянутой губернии, уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, из смеж-ных деревень — Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелого, Неелого, Неурожайка тож» решают отправиться на поиски счастья. В дороге мужики знакомятся с крес-тьянами из таких же несчастных деревень: Бо-сова, Дымоглотова, Столбняков, губерний Испуганной и Неграмотной. Но мужицкое сча-стье везде одинаковое — «дырявое с заплата-ми, горбатое с мозолями». Крестьяне, кото-рых встречают они на своем пути, все нищие, голодные, оборванные, изможденные от не-посильной работы:

С лаптя до ворота

Шкура вся вспорота,

Пухнет с мякины живот.

Верченый, крученый,

Сеченый, мученый,

Еле Калина бредет.

Чтобы забыться, мужики идут в кабак то-пить свою тоску в вине. Автор осуждает эту привычку крестьян и в то же время им сочув-ствует.

Но среди крестьян уже находятся люди, способные на бунт, пусть даже только на словах. Не выдержав издевательств князя Утятина, Агап Петров высказывает ему все, что накипело в душе:

... Цыц! Нишкни!..

...Сегодня ты начальствуешь,

А завтра мы Последышу

Пинка — и кончен бал!

Взбунтовался по-своему и Яков Верный. Пытаясь хоть как-то отомстить за своего пле-мянника, он повесился. Эти крестьяне еще только начинают понимать необходимость борьбы, но они нащупывают верный путь к счастью. К числу крестьян, поднявшихся до осознания своего бесправия, принадлежит Яким Нагой. Он так говорит о причине обни-щания крестьян:

Работаешь один,

А чуть работа кончена,

Гпяди, стоят три дольщика:

Бог, царь и господин!

В главе «Счастливые» Некрасов рассказы-вает о Ермиле Гирине, который встал на за-щиту крестьян. Это умный, наделенный чувст-вом справедливости человек. Став крестьян-ским защитником, Гирин попадает в острог. Такая же судьба и у «богатыря святорусско-го» Савелия. Человек острого ума, могучей силы, он борется против рабской покорности и угнетения. Он понимает необходимость борьбы и бросается на угнетателей с топо-ром в руках. Его постигает та же участь ка-торжника, но дух его не сломлен: «клейме-ный, да не раб».

Каждый по-своему видит и понимает счас-тье. Если Агап, Яким, Савелий и другие видят его в протесте и в борьбе, то такие, как Клим, Ипат, Глеб, довольствуются малым — звани-ем холопа.

Клим видит счастье не только в служении князю, но и в пьянстве, воровстве и бродяж-ничестве. Клим князя Утятина называет не иначе как князюшкой, а себя — его рабом не-достойным. Дворовый князя Переметьева вылизывает господские тарелки, допивает оставшееся в рюмках вино и с гордостью го-ворит о себе:

У князя Переметьева

Я был любимый раб.

Жена — раба любимая.

Егорка Шутов служил в полиции и за день-ги готов был продать своего брата-мужика. Он всякий раз терпел побои за свои подлые делишки. Не зря крестьяне говорят: «Не бить его, так уж кого и бить». Занимается преда-тельством и староста Глеб, который согла-сился уничтожить вольную, данную его ба-рином крестьянам. Некрасов осуждает этих людей:

Люди холопского звания —

Сущие псы иногда:

Чем тяжелей наказания,

Тем им милей господа.

У помещика Оболта-Оболдуева тоже свое понимание счастья. Он всеми силами стара-ется сохранить милую ему жизнь при крепо-стном праве. Полностью согласен с ним и поп, доходы которого растут по мере при-теснения крестьян.

Жизнь Матрены Тимофеевны, как и у каж-дой женщины-крестьянки — тяжелая доля и непосильный труд. «...Не дело — между ба-бами счастливую искать», — отвечает Матре-на на вопрос странников о счастье.

В конце поэмы Некрасов рисует образ Гриши Добросклонова. Это человек нового типа, в котором воплощено все то, что под-спудно дремало в душах крестьян. Добросклонов принадлежит будущему, он смотрит вперед, верит в силу и мощь «загадочной Руси»:

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и забитая,

Ты и всесильная,

Матушка-Русь!..

В образе Гриши Добросклонова Некрасов воплотил свое понятие о счастье: оно в осво-бождении народа от угнетения и во всеоб-щем равенстве.

Счастье - понятие многостороннее, не поддающееся какой-то однозначной формулировке. У каждого оно индивидуальное, как и любовь, и каждый воспринимает его по- своему.
Счастье бывает маленькое и большое, мимолетное и на всю жизнь. Каждый день, час, минуту человек может испытывать счастье.
Испокон веков люди искали устойчивое, подходящее для каждого человека определение счастья. Люди всегда хотели знать ответы на все вопросы, хотели дать определение всему, даже если в душе понимали, что этого сделать нельзя. Может, в этом их трагедия, а может быть, и нет, потому что любознательность давала нередко положительные результаты.
Над такими понятиями, как счастье, любовь, бились многие мудрецы, писатели, поэты и просто обыкновенные люди, но результат был таков: сколько людей - столько определений.
Но человек со своим ненасытным любопытством не удовлетворился таким раскладом вещей: раз нельзя дать определение, тогда надо найти счастье или счастливого человека.
Эти поиски продолжаются и по сей день и будут продолжаться. Подтверждение тому мы находим в литературе и в жизни. Писателей и поэтов можно назвать самыми неугомонными в поисках счастья, неземной любви, смысла жизни.
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов затронул тему счастья. И опять главные герои, мужики, столкнулись с многоопределенностью счастья. Кого бы они ни встретили: будь то мужик или холоп, поп или помещик, мужчина или женщина, у каждого из героев - свое счастье.
Автор показывает нам два типа счастья: мужицкое и барское. Мужицкое счастье «дырявое с заплатами, горбатое с мозолями». В этом мы убеждаемся, слушая рассказы героев главы «Счастливые»; у солдата счастье в том,
Что в двадцати сражениях
Я был, а не убит!
Я и во время мирное
Ходил ни сыт, ни голоден,
А смерти не дался!
...За провинности,
Великие и малые,
Нещадно бит я палками,
А хоть пощупай - жив!
У другого - в том, что отроду сильный («молотом, как перышком, махнул»).
А барское счастье радикально отличается от мужицкого: для помещиков, купцов, большинства дворян - счастье в почете, богатстве, покое.
И главные герои как бы стоят у распутья, не зная, какое же определение счастья наиболее точное, важное. И в какой-то мере перевешивает барское, потому что для них, проживших всю свою жизнь в нищете, познавших голод, счастье - прежде всего материальное благополучие. Они, может быть, до конца не осознают того, что человек может быть счастлив независимо от того, беден он или богат.
Очень часто за счастьем и ходить никуда не надо, потому что человек способен сам его сотворить, например сделав доброе дело. Ведь счастье, по-моему, - это прежде всего состояние души, поэтому добрый, отзывчивый человек всегда счастливее злого, корыстного.
И все-таки люди будут снова и снова искать счастье, для себя или для других, потому что, если хоть раз почувствовал человек себя счастливым, хочется, чтобы эти счастливые минуты или часы длились как можно дольше.

Введение

Однажды Некрасова спросили: «– А каков будет конец “Кому на Руси жить хорошо”?» Поэт долгое время молчал и улыбался, что уже само по себе предвещало необычный ответ. Затем же он ответил: «– Пья-но-му!».

И действительно, в первоначальном замысле Некрасова поэмы «Кому на Руси жить хорошо» счастье героев должно было поджидать их возле их же родных деревень – Заплатова, Дыряева и т.д. Все эти деревни сообщались между собой тропинкой к кабаку, там-то странники и встречались с пьяницей, который рассказывал им о своей счастливой, хоть и беспутной жизни.

Однако во время работы над поэмой (она продолжалась около 14 лет) автор изменил свой план, исключив из нее ряд первоначальных счастливцев и добавив взамен другие образы. Поэтому в окончательном варианте «Кому на Руси жить хорошо» понимание счастья уже совершенно иное, и воплощено оно в образе «народного заступника», Гриши Добросклонова. Для того, чтобы понять, каким же видел поэт народное счастье, рассмотрим образы счастливых в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова и проанализируем, почему никто из них не смог убедить странствующих мужиков в том, что он и правда счастлив.

Образы счастливых в первоначальном замысле

Сюжет поэмы строится вокруг путешествия семи крестьян, решивших узнать, «Кому живется весело, вольготно на Руси». Они дают клятву не оставлять своих поисков до тех пор, пока не найдут подлинного счастливца, и выдвигают свои предположения по поводу того, кто же это может быть: помещик, чиновник, поп, «толстопузый купчина», боярин, министр государев или же сам царь. Выходит, что тема счастья в поэме является основополагающей, связующей различные части произведения между собой.

Первый, кто встречается на пути у крестьян – это поп. По мнению Луки, священнику живется замечательно:

«Жена попова толстая,
Попова дочка белая,
Попова лошадь жирная…»

Услышав вопрос мужиков, он ненадолго задумывается, а затем отвечает, что ему грех ропать на Бога. Поэтому он просто расскажет странникам о своей жизни, а они уже сами решат, счастлив ли поп. В понимании священника счастье заключается в трех вещах – покое, богатстве и почете. Заметим, что крестьяне соглашаются с этим утверждением, т.е. их понятие счастья на данном этапе поэмы чисто утилитарное и заключается в основном в «жирной каше» – так иносказательно обозначается сытая жизнь. Но ни покоя, ни богатства, ни почета у попа нет: его ремесло требует от него всех душевных сил, а оплачивается скудными медяками и, зачастую, насмешками паствы.

Счастье помещика, чья жизнь представлялась большинству крестьян сказочной, тоже очень условно. Была когда-то привольная жизнь на Руси, – так считает помещик Оболт-Оболдуев, – когда все вокруг принадлежало помещику, и он имел право вершить суд на свой вкус, с помощью кулака. Тогда он мог ничего не делать, занимаясь только псовой охотой (любимым барским развлечением) и приемом подарков от крестьян. Теперь же у помещика отобрали и крестьян, и земли, а в лесах, где раньше лаяли гончие, раздается стук топора. Прежняя Русь навсегда исчезла, и вместе с ней развеялось счастье помещиков.

Не нажил счастья и еще один облеченный властью герой, появляющийся в поэме – бургомистр Ермил. У него-то как раз были и деньги, и власть и даже почет народа, полюбившего его за правду. Но случился крестьянский бунт, Ермил заступился за своих подопечных и нынче «сидит в остроге».

Получается, что счастье не зависит от богатства и всеобщего уважения, оно кроется в чем-то ином. Вполне раскрыв эту идею на примере помещика и попа, Некрасов решает отступить от своего плана, и мужики идут искать счастья в другое место, о котором в зачине поэмы не шло даже речи.

Счастье простого народа

Посреди шумной ярмарки в селе Кузьминское толпится народ: странники выставили ведро водки и пообещали щедро угостить того, кто сумеет рассказать о своем счастье. Желание выпить даром велико, и люди наперебой хвалятся своей жизнью. Так перед читателем раскрывается крестьянское счастье, «дырявое, горбатое и с заплатами». Вот дьячок, который рад тому, что ему ничего не нужно, ведь его счастье в «благодушестве», так, по крайней мере, утверждает он сам. Но это утверждение лживо – на самом деле дьяк мечтает получить «косушечку». В его образе Некрасов высмеивает тех, кто хотел отгородиться от жизненных проблем иллюзорным, а не настоящим счастьем, воспевая «прекрасный» мир и закрывая глаза на чужое горе.

Другие же рассказы о счастье способны вызвать у читателя только слезы или же горький смех. Таковы истории «счастливых» силача, охотника на медведей и солдата, которые рады тому, что, как ни била их судьба, а все же они смогли остаться в живых. А рябая и одноглазая старуха, простодушно радующаяся тому, что у нее уродилась большая репа, показывает всю глубину крестьянской нищеты.
Очень быстро странствующие мужики понимают, что счастье крестьян – это простая иллюзия, свидетельствующая исключительно о долготерпении народа. И здесь в поэме отчетливо слышится упрек Некрасова простому народу: ведь если бы не это долготерпение, давно бы уже восстала Русь, давно бы она уже начала строить подлинную счастливую жизнь…

Женское счастье

В череде «счастливых героев», встреченных мужиками на своем пути, выделяется образ Матрены Тимофеевны, знакомящий читателя со всеми тяготами жизни крестьянской женщины в те времена. Чего только не пережила эта женщина, до сих пор статная и красивая, на своем веку! Постоянный тяжелый труд, насмешки со стороны семьи, голод, долгое отсутствие мужа, бывшего то на заработках, то в солдатах – все это было для крестьянки нормой. Матрене же, кроме этого, довелось потерять своего первенца, Демушку, да и остальных детей ей, чтобы их сберечь, приходилось отправлять побираться. Нет на Руси женского счастья, – так заканчивает Матрена свой рассказ, – и даже сам Бог не сможет отыскать от него ключи.

Матрена Тимофеевна является достаточно типичным образом для Некрасова, всю жизнь развивавшего в своем творчестве тему обездоленности крестьянки, – даже свою музу он называл сестрой униженной, высеченной на площади женщины. Отметим, однако, что даже в главном произведении своей жизни он не дает ответа на вопрос – где же искать женское счастье? Разрешить эту проблему поэт предоставил грядущим поколениям.

«Народный заступник»

В конце поэмы появляется образ одного из тех людей, которые, как считает Некрасов, смогут построить счастье народа – это образ Гриши Добросклонова.

Бедный семинарист, он с ранних лет полюбил свой край, Вахалчину, горячей и искренней любовью, которая сливается у него с любовью к родной матери. Гриша изучает жизнь простых людей, интересуется народными песнями и мечтает о том времени, когда все на Руси заживут счастливо. Он – первый герой в поэме «Кому на Руси жить хорошо», которого не заботит личное счастье. Счастье Гриши неотделимо от счастья всей страны, которое наступит еще нескоро. Да и будущая судьба готовит ему далеко не легкую жизнь, «чахотку и Сибирь». И то, что именно этого персонажа Некрасов называет по-настоящему счастливым человеком, после встречи с которым странники могут с легким сердцем отправляться по домам, многое говорит о его понимании счастья. Причем понимание это существенно отличается от той установки, с которой пускаются в путь странники, поэтому неудивительно, что они не встречаются с искомым – они ищут не там, и пока что не смогут понять, кто перед ними. Только в «воплощении счастья народного» каждый человек может найти свое подлинное счастье, которое никто не сможет разрушить – вот какая идея заложена автором в поэме, и эту идею на пути к счастливому будущему предстоит осознать каждому.

Тест по произведению