Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Как научиться лучше понимать людей. Что, кроме свежего дыхания, облегчает понимание. фактов из психологии человека

Исследователь Робин Данбар связывал активность неокортекса, основной части коры больших полушарий мозга, с уровнем социальной активности.

Он рассматривал размер социальных групп у разных животных и количество партнеров, занимающихся грумингом (важная часть ухаживаний у животных, например, перебирание шерсти у приматов).

Оказалось, что размер неокортекса напрямую связан с размером социальной группы и количеством особей, которые ухаживают друг за другом (постоянно общаются в человеческом эквиваленте).

Когда Данбар начал исследовать людей, он выяснил, что социальные группы насчитывают около 150 человек. То есть, у человека есть примерно 150 людей, которых он может попросить о помощи или предоставить что-то им.

Более близкая группа составляет 12 человек, но 150 социальных связей — это более значительная цифра. Это максимальное количество людей, с которыми мы поддерживаем социальные связи. Если у вас появляются знакомые свыше этого числа, какие-то из прошлых связей уходят, и вы прекращаете общение с ними.

Если выразить это по-другому, получается следующая картина:

Это количество людей, с которыми вы не откажетесь выпить в баре, если случайно встретите их там.

Писатель Рик Лакс пытался оспорить теорию Данбара, и в своем произведении писал о попытке сделать это:

Пытаясь оспорить теорию Данбара, я на самом деле подтвердил её. Даже если вы решите опровергнуть число Данбара и попытаетесь расширить свой круг знакомств, вы сможете поддерживать взаимодействие с большим количеством людей, но это большое количество как раз и есть 200 человек или даже меньше.

Этот эксперимент позволил Лаксу обратить внимание на более близкие связи:

После моего эксперимента я проникся уважением к:

1. Британской антропологии

2. Моим настоящим друзьям.

Я понял, что их не так много, но теперь я отношусь к ним гораздо лучше и больше их ценю.

Число Данбара особенно пригодится маркетологам и людям, работающим в сфере социальных медиа и брендинга. Если вы знаете, что каждый человек может взаимодействовать только со 150 друзьями и знакомыми, будет проще реагировать на отказ.

Вместо того чтобы злиться и расстраиваться из-за ситуации, когда люди не хотят общаться с вами и поддерживать ваш бренд, подумайте о том, что у них всего-то 150 контактов, и если они выбирают вас, отказываются от кого-то из своих знакомых. С другой стороны, если они идут на контакт, вы будете больше ценить то, что они выбрали именно вас.

А как же социальные сети, где у многих более тысячи друзей? С другой стороны, со сколькими из них вы хоть как-то поддерживаете общение? Наверняка число таких людей приближено к 150. И как только у вас появляются новые контакты, старые забываются и просто «висят» у вас в друзьях.

Многие периодически «чистят» свой список и удаляют тех, с кем не будут общаться, оставляя только близких людей, и это не совсем правильно. Дело в том, что важны не только сильные связи, то есть, ваше ближайшее окружение. В книге Мортена Хансена «Сотрудничество» описывается, насколько важны для человека слабые связи (в частности, связи, которые заводятся через социальные сети, например, друзья друзей, подписчики). Хансен пишет, что такие связи — это ключ к новым возможностям.

Исследование показало, что для развития человека важно не столько количество связей, сколько их разнообразие: люди, придерживающиеся разных точек зрения, с различным опытом и знаниями. И такой разнообразный контингент вполне можно найти в социальной сети.

Слабые связи полезны потому, что они выводят нас в незнакомые области, тогда как сильные связи существуют в уже изученных сферах.

Бритва Хэнлона

Никогда не приписывайте злому умыслу то, что можно объяснить глупостью.

В бритве Хэнлона вместо слова «глупость» можно поставить «невежество», то есть, недостаток информации перед принятием решения или каким-либо действием. И вот как работает эта бритва: когда вам кажется, что кто-то относится к вам со злым умыслом или делает что-то «назло», сначала копните глубже и узнайте, не связано ли это с невежеством.

Например, если вы получили e-mail от сотрудника, в котором он резко высказывается против вашей идеи, возможно, он просто не понял её сути, и его негодование не было направлено против вас, а только против идеи, которая казалось ему глупой или опасной.

Кроме того, часто бывает так, что люди стараются помочь человеку своими методами, а он воспринимает это, как злобные происки и вред. Люди по природе не злобные существа, так что каждый мнимый вред может оказаться желанием помочь, просто нелепым и невежественным.

Факторы мотивации Герцберга

Последняя теория может помочь в общении на работе с сотрудниками и коллегами, а может даже с друзьями и супругами. Эта теория была выдвинута в 1959 году Фредериком Герцбергом и её суть заключается в том, что удовлетворенность и неудовлетворенность от работы измеряются по-разному, и не являются двумя концами одной прямой.

В теории предполагается, что неудовлетворенность от работы зависит от «гигиенических факторов», таких как условия труда, размер заработной платы, отношение с начальством и коллегами. Если их нет, неудовлетворенность есть.

Но удовлетворенность работой возникает не от наличия вышеперечисленных факторов, а от следующей группы причин, «мотивации»: удовольствие от процесса работы, признание и возможности для роста.
Из этого можно вывести следующее: если вы работаете на высокооплачиваемой работе с комфортными условиями труда, всё равно можете чувствовать себя паршиво, если, например, у вас нет никакой ответственности, и вы никогда не чувствуете успех.

И наоборот - то, что вы получаете признание и понимаете, что создаете что-то ценное и стоящее, не возместит того факта, что за это вам платят копейки, а условия труда хуже не придумаешь.

Эта теория особенно пригодится тем, кто отвечает за персонал в компании. Теперь вам будет понятно, почему люди, несмотря на хорошие условия, всё равно увольняются с работы.

Для тех, кто сам недоволен работой, эта теория поможет выяснить, от чего возникает неудовлетворенность, и как с ней бороться. И ещё: если ваши друзья, родные или знакомые будут жаловаться на работу, вы никогда не скажете им: «Но тебе там так хорошо платят! Ты с жиру бесишься, оставайся». А это может быть очень важно для их будущего.


«Характер человека - это книга, в которой много зашифрованных и потерянных страниц» Оксана Сергеева (автор психологических бестселлеров).

Характер – совокупность психических свойств, определяющих образ жизни, поведение человека, его отношение к своим обязанностям, к другим людям и к самому себе. Характер человека самым прямым образом влияет на его личную жизнь, отношения с другими людьми, карьеру и благополучие.

Нас учат в школе математике, русскому языку, истории, труду, но совершенно не учат разбираться в людях, а ведь во взрослой жизни нам каждый день приходится вести переговоры и договариваться: с собственными детьми и родителями, деловыми партнерами, с любимыми и друзьями. Всегда ли у вас это получается эффективно?

Существует множество психологических тестов, с помощью которых можно составить более или менее объективное представление о характере человека. Но как писал Аркадий Петрович Егидес (кандидат психологических наук и специалист в вопросах семьи и сексологии) в книге «Как научиться разбираться в людях»: «…не будешь же предлагать тесты каждому человеку, перед тем как начать общаться с ним».

Наши представления о мире являются только частью этого мира, а не самим миром. Задумавшись об этом положении однажды, вы, к примеру, поймете, почему при слове «стол» у разных людей возникают разные ассоциации. Массажист сразу же представит – массажный стол, ваша супруга – кухонный, вы – обеденный или письменный, хирург – операционный. А это значит, наше разное восприятие не редко становится камнем преткновения в конструктивном общении. И чтобы лучше понимать собеседника, нужно стремиться расширять границы своей реальности.

Итак, как вы уже сами догадались, умение разбираться в людях – это целая наука, освоив которую, можно довольно легко найти индивидуальный подход к каждому человеку.

И для начала нужно взять за правило, что жизнь – это всегда удача, а любое общение – искусство. Главное правильно настроить угол зрения и всегда помнить: успеха добивается лишь тот, кто умеет получать настоящее удовольствие от общения с людьми.

Если у вас возникло желание стать успешным, привлекать к себе единомышленников, а также научиться решать вопросы любой сложности, взаимодействуя с людьми, тогда эта статья для вас! В ней мы собрали советы самых известных специалистов по психологии. Статья направлена на то, чтобы помочь найти индивидуальный подход к людям с разными характерами, моральными ценностями и жизненными принципами, а значит, сделать общение приятным и полезным. Оригинальные авторские правила помогут вам учиться с удовольствием!

Законы мастерства

Оксана Сергеева в книге « Как научиться разбираться в людях» предлагает 49 простых правил, используя которые, вы сможете «подобрать ключик» к человеку с самым сложным характером. Она выделяет людей, у которых преобладают активные эмоции, будь то радость, гнев или же злость, называет их – СТЕНИКАМИ. А людей, испытывающих такие эмоции как: печаль, уныние, тоска, то есть эмоции, подавляющие активную деятельность — АСТЕНИКИ. Отличить их очень просто. К примеру, страх вводит астеника в «ступор», а вот стеник, напротив, мобилизует в этот момент все свои возможности. Зачастую трудности в общении возникают, если оба типа общаются между собой, то есть один из собеседников – стеник, другой – астеник. Астеники с виду могут показаться неэмоциональными людьми. Вам нужно привыкнуть к тому, что их эмоции выражаются скучновато.

Мы решили в данной статье осветить только одни из самых важных и полезных на наш взгляд правил выше названной книги:

Правило №1. Подход к людям без эмоций

Такие люди проявляют свои эмоции только в экстраординарных, стрессовых ситуациях. Мастерски прячут свою симпатию или неприязнь.

Неэмоциональные люди по-другому выражают свое отношение к миру, нежели эмоциональные: не через эмоции, а через мысли. Подход к таким людям можно найти довольно просто — их нужно суметь подтолкнуть к рассказу о своих впечатлениях. Но в рассказе изначально не ждите эмоций, в нем, конечно же, будут присутствовать только аргументированные выводы.

Правило №2. Подход к людям с негативным настроем

Люди такого типа, как правило, озлоблены на жизнь и переполнены отрицательными эмоциями. Имеют конфликты с родственниками, часто недовольны собой.

Нельзя игнорировать такого человека, а напротив, нужно постараться всячески ему помочь снять этот стресс – поинтересуйтесь у него, чем он так расстроен, но ни в коем случае не пытайтесь «залезть в душу». Если человек пойдет с вами на контакт, значит, вы уже немного помогли ему.

Правило №3. Подход к людям настроения

У каждого человека есть свой эмоциональный фон, который называется настроением. В жизни встречаются люди с положительным эмоциональным фоном и отрицательным. Конечно же, удобны в общении люди первой группы, а вот общаться с людьми, у которых вечно плохое настроение, занятие не из приятных. Поскольку любая мелочь, любая деталь может легко испортить их хорошее настроение. А значит, в разговоре следует придерживаться тактики «опереди собеседника». К примеру, если вам предстоит сообщить такому человеку неприятное известие, лучше не откладывайте это в долгий ящик. Если же вы сообщите о неприятном для него в конце разговора, то у этого человека останется осадок обо всем разговоре в целом.

Правило №4. Подход «к людям с взрывным характером»

Состояние аффекта – это эмоциональный всплеск. Аффект в тяжелых формах может иметь очень страшные последствия – в таком состоянии люди идут даже на убийство. А значит будьте в меру вежливы и приветливы, даже если общение с таким человеком не доставляет вам никакого удовольствия. Будьте также аккуратны и исполнительны, например к поручениям начальника, но имейте и собственное мнение.

Правило №5. Подход к людям, поглощающим чужую энергию

Люди, так называемые « энергетические вампиры», во время общения с вами могут лишить вас полностью жизненной энергии. Их особенности: чересчур любопытны, хотят знать о вас все, стараются прикоснуться к вам. В разговоре могут показаться милыми и уравновешенными. Самый лучший совет по общению с ними – избегать всяческих контактов.

Правило №6. Подход к людям-манипуляторам

Их жизнь прекрасна, если они нашли лазейку к чужим деньгам, таланту, славе. Люди такого вида имеют, как правило, непрезентабельную внешность: «они не красавцы, но и не дурной наружности». Одеваются неброско. Не отличаются каким-нибудь выдающимся качеством.

Для них свойственно умолять помочь им в последний раз, но вы не поддавайтесь на провокации с их стороны, будьте тверды и непреклонны.

Правило №7. Подход к людям, переступающим границы дозволенного в обществе

Речь идет о людях, способных переступить правила высшей морали, они весьма опасны для окружающих. Для них не существует авторитетов и принципов. Разговаривать с такими людьми неприятно.

Лучше всего исключить такого человека из круга знакомых, так как такое знакомство ни к чему хорошему привести не может.

Правило №8. Подход к застенчивым, робким, обидчивым людям

Это те люди, которых природа не наделила волевым, сильным характером. Это люди, привыкшие, что все за них с детства делают родители.

С такими людьми нужно вести себя очень осторожно: не поддавайтесь на их уговоры, уловки, иначе вы сами того не заметите как превратитесь в «исполнителя желаний».

Правило №9. Подход к людям, с зашкаливающим талантом

Гениальность – это в некотором роде аномалия, часто граничащая с сумасшествием. К примеру, известный художник Ван Гог создал большое количество своих произведений, находясь в психиатрической лечебнице.

Общаясь с такими людьми, не забывайте оценивать его талант. Гении – как дети, также нуждаются в постоянном признании, и каждый раз ждут похвалы.

Правило №10 . Подход к людям с эгоцентрическим типом восприятия действительности

Такие люди постоянно стремятся к созданию комфорта и удобства для самих себя. В общении эгоисты, лидеры. Но эгоисты на самом деле очень уязвимые люди: они самолюбивы настолько, что могут не замечать неприязни или издевок окружающих. Комплименты — это лучшее лекарство для эгоистов.

Вот мы и добрались с вами до последнего пункта нашей статьи, однако на этом плавание в море эффективного успешного общения не заканчивается. Оно только начинается. Надеюсь, вы лучше узнали самих себя. И это прекрасно! Ведь – самое лучшее и увлекательное занятие на земле.

Как научиться разбираться в себе? Материалы для ответа на этот вопрос — в .

Порой мы читаем статью или разговариваем на какую-то тему с собеседником и вдруг, проскакивает мысль с которой мы категорически не согласны. Какая, как правило, реакция, у нас в подобных ситуациях, пытаемся ли мы понять человека в этот момент? Мы концентрируемся именно на этом моменте, нас вводит в ступор, ум бунтует, мы уже не воспринимаем речь нашего собеседника, нам хочется вставить свое слово. Если это был текст статьи или книги, то далее мы начинаем читать его с подозрением и скептичностью, хочется вставить свой эмоциональный комментарий, указав на то, что автор не прав в своих умозаключениях, нередко забывая обо всем том хорошем, что было сказано раннее. Знакомо? Тогда эта статья для Вас.

На самом деле, в нашей жизни достаточно много случаев когда вместо того, чтобы попытаться понять человека и точку зрения, отличную от нашей, мы пытаемся ее опровергнуть . Ладно бы еще это было похоже на доброжелательную беседу, цель которой . Нет же — как правило, имеется желание во что бы то ни стало навязать свое миропонимание, что нередко сопровождается унижением другого человека.

Для начала поговорим о всякого рода статьях, книгах и других подобных источниках информации. Два разных человека, прочитав один и тот же материал, могут понять его по своему и увидеть совсем противоположные вещи. Это говорит о том, что многое зависит от нашего восприятия , в особенности от наших способности и желания понимать информацию, хотя и немаловажную роль играет то, насколько хорошо и грамотно преподнесен материал.

Как понять человека — научитесь видеть то, что пытается донести тот или иной автор текста , учитесь хвататься за идею статьи, за ее суть. Нередко замечал картину, когда прочитываешь какую-нибудь статью и думаешь, сколько правды и мудрости в этом тексте. Заглядываешь в комментарии — а там столько критики, при этом удивляешься, как после прочтения такие мысли только могли прийти в голову. Думаю, вы замечали подобное и в своей жизни.

Тому есть несколько причин:

  • Вы живете иначе. Это, наверное, самый распространенный случай. Поэтому у многих автоматически включается защита, и человек начинает доказывать, при чем, в первую очередь самому себе, что автор текста ошибается. Человек как будто читает по диагонали, принимая лишь то, что ему по вкусу, а остальное — все то, что он не желает понять и принять, отметает в сторону. Затем он вырывает из контекста те крохи, с которыми он не согласен и обрушивает на них всю мощь своего негодования, и никакие призывы видеть всю картину целиком здесь не помогут.

Совет: когда вас начинают захлестывать эмоции и у вас возникает желание написать язвительный комментарий, надо спросить себя, что мною движет, почему меня задела та или иная мысль в тексте. Особенно задумайтесь, когда вы намереваетесь написать отрицательный отзыв, в то время как большинство комментариев — положительные.

Также не следует самоутверждаться за счет грубой критики в адрес других людей и их мнений, лучше попытайтесь понять автора, что он хотел донести. Часто обусловлена неуверенной позицией собственных взглядов, поэтому порой имеет смысл углубиться в изучение волнующего вопроса. Старайтесь сопоставлять имеющееся знание с тем, что вы узнали, а не противопоставлять его, категорически отвергая любую другую точку зрения — так вы сможете понять человека. Истина достаточно многогранна.

  • Недоверие к автору. Предвзятое отношение тоже не редкий случай. Если единожды, а то и неоднократно идеи автора не пришлись вам по душе, то и любой другой его текст будет восприниматься, как правило, весьма скептически, выискивая в нем то тут, то там, огрехи и недочеты на ровном месте.

Совет: действительно, необходимо отдавать предпочтение тем авторам, у которых большая часть материала разумная и правильная, а не пытаться выискивать крупицы мудрости там, где их практически нет. Но в то же самое время есть немало авторов, у которых много хороших мыслей с примесью не совсем правильных. Недочеты есть, наверное, практически у каждого, но стоит ли на этом зацикливаться, отсеивая также и все то хорошее, о чем пишет тот или иной автор.

К примеру, кто-то грешит на Дейла Карнеги, но у него есть немало хороших толковых мыслей, в особенности про критику. Кто-то грешит на Олега Торсунова, но благодаря именно этому человеку моя жизнь пошла в правильном русле, да и не только моя, а многих, многих людей, и у меня просто не поворачивается язык сказать что-то плохое в адрес такого человека, хотя я и прочитал немало плохого в адрес подобных людей. Старайтесь сосредотачиваться на том мудром, о чем говорит человек — это рождает понимание, а недостатки — есть у каждого.

  • Гордыня. Такие люди закрыты для знания, с этого момента прогресс приостановился и начался процесс деградации. Несложно научить чему-то того, кто не знает ничего или совсем мало, и напротив — очень трудно научить чему-то того, кто решил, что он все знает. Как такой человек может расти, если он не способен понимать и воспринимать новую информацию.

Совет: если вы начали воспринимать текст оценочно, без попытки понять суть и глубину материала: «Это правильно», «Да, это так», «Это я и так знал» и тому подобное, то часто за этим скрывается , знания перестали поступать в ваше сердце. Отслеживайте свое состояние – осудить автора или найти изъяны в тексте легче простого, особенно, если ваша критика неконструктивна.

Чем меньше человек зависит от гордыни, своей важности и ложного эго, тем ему проще понять человека, увидеть и принять истину, кто бы ее ни преподнес. Чем сильнее же чувство собственной важности и чем больше гордыня, тем ему сложнее принять даже самые простые истины, и соответственно, сделать правильный выбор.

Я замечаю, что фанатизм — куда лучше, чем скептицизм. Когда мы кем-то восхищаемся, то мы с большей силой пытаемся понять то, о чем говорит или пишет тот или иной человек. Но это не какое-то выискивание смысла, а именно трезвое восприятие информации. Когда же человек весьма скептичен, то это нередко лишь мешает воспринимать получаемую информацию должным образом. Подвергать все сомнению – далеко не лучшее занятие. Когда подрывается авторитет, в который вы долго верили, вы можете начать поддавать сомнению каждую мысль автора, что заметным образом скажется на усвояемости информации.

Когда же мы уважительно настроены к автору текста, когда мы , когда мы чувствуем вдохновение, то мы как бы входим в поток, в котором способны правильно и более глубоко и осмысленно понять ту мысль, которую нам хотят донести. Такое знание и легче ложится на сердце. Скептический же настрой нередко выступает как барьер, лишь ограждающий наши личные убеждения. Скептицизм нужен, но пусть его будет в меру.

Один буддийский мастер прочел ученикам прекрасный текст, который растрогал всех. Ученики сразу же спросили:

— Кто написал его?

— Если я скажу, что это Будда, вы будете благоговеть перед текстом, возлагать каждое утро на него цветы и отдавать поклоны. Если я скажу, что этот текст написал патриарх, вы будете испытывать большое почтение, но уже не будете преклоняться перед ним так, как перед текстом Будды. Если я скажу, что автором был монах, вы, пожалуй, растеряетесь. А если узнаете, что текст написал наш повар, вы просто посмеетесь, — ответил учитель.

Когда каждый высказывает свое мнение в комментариях, приводя те или иные доводы в пользу своей позиции – это хорошо, особенно, когда комментарии объективные, конструктивные и без лишних эмоций. Проблема заключается в другом — многие не пытаются понять другую точку зрения , а лишь продолжают навязывать свое мировоззрение. Если трезво взглянуть на подобные диспуты, то часто можно заметить, что оба правы по своему в той или иной степени и, благодаря синтезу, может родиться еще более здравая и объективная мысль. Нужно стараться искоренять из своей жизни отрицательное мышление, то есть вместо того, чтобы выискивать ошибки и постоянно возмущаться, постарайтесь найти положительные стороны и точки соприкосновения, которые могли бы вас объединить и привести к истине.

Теперь давайте затронем вопрос диалогов между людьми, хотя и ранее озвученные советы также могут помочь и при разговоре. Многие люди не умеют просто беседовать, многие люди не пытаются понять другого человека, нередко разговоры превращаются в спор, где каждый пытается доказать лишь свою правоту. Когда мы раздражены — к примеру, после того, как услышали мысль, с которой мы не согласны, или когда у нас идет сильное эмоциональное вовлечение, то мы не можем и понимать действия и слова окружающих людей.

В это время необходимо постараться успокоиться, но речь идет не о подавлении эмоций, а о наблюдении за своими эмоциями. Отслеживая в этот момент не только собственные мысли, но и действия, мы становимся осознанными. Порой мы можем отдаться этому потоку — в этом нет ничего удивительного, если ранее вы не наблюдали за собой. Потом же, становясь в позицию наблюдателя, вы из раза в раз сможете одерживать над собой маленькие победы, которые будут постепенно приводить вас к пониманию ваших реакций, а также контролю и сокращению бурных реакций.

Чтобы понять человека, необходимо научиться выслушивать человека — очень хорошая практика промолчать, когда вы больше всего хотите вставить свое слово. Человек что-то сказал, вы хотите возмутиться и уже открыть свой рот, постарайтесь помолчать в этот момент хотя бы секунды 3 – 5, лучше 10. И через некоторое время подобной практики вы заметите положительные изменения. Уровень того, кто способен слушать и слышать — выше, чем того, кто говорит. Научитесь понимать то, что пытается донести до вас ваш собеседник – это очень полезная жизненная практика, которая рождает понимание в отношениях между людьми. способен получать наставления даже от самого деградировавшего человека, если в его словах заключена истина, глупец же даже у мудреца, в устах которого одна истина, найдет недостатки, а хорошего — не увидит.

Умение понимать важно не только в разговорах, но и во многих других сферах. Что взять ребенка, который по неопытности и по незнанию порой допускает какие-то ошибки. Многие родители вместо того, чтобы понять, почему их ребенок так поступил, вместо того, чтобы как следует поступать правильно, нередко просто набрасываются на него с криками и упреками. Учитывайте жизненный опыт человека. Как мы можем упрекать человека в унизительной форме и предъявлять ему требования, совсем несоизмеримые с его опытом? Да и перед тем как критиковать, нужно спросить себя, действительно ли сказанные слова помогут в данной ситуации или они лишь усугубят обстановку.

Также, если взять отношения мужчины и женщины — часто в отношениях каждый хочет, чтобы понимали его, но в тоже время никто не пытается понять другого. У мужчин и женщин есть свои особенности в характере, с которыми необходимо считаться, которые необходимо научиться уважать и принимать. , а мужчины от женщин другого. Понимание рождает гармонию между людьми, желание идти друг к другу на встречу рождает гармоничные отношения. Если вы удивлены поведением окружающих людей, если вы хотите упрекнуть их за какой-то поступок, то попробуйте вначале вспомнить, не поступали ли вы подобным образом, попробуйте поставить себя на их место и подумайте, а как поступили бы вы сами. Это очень действенная методика – претензии, как правило, исчезают мигом, подобное поведение рождает понимание между людьми.

Остановите негативный поток мыслей и лучше подумайте, почему человек совершил тот или иной поступок, постарайтесь понять человека — может он поступил неосознанно, по глупости или по незнанию? Многим, конечно, кажется, что и специально. А вы попробуйте спросить об этом самого человека, что движило его поведением. Мы часто строим свои умозаключения, не позволяя другим высказать свою позицию. Хотим ли мы понять в этот момент другого человека и разобраться в сложившейся ситуации? Помните, на каких качествах мы начинаем акцентировать наше внимание, такой образ человека и создается в нашем уме, когда как сам человек может быть совсем другим.

Станьте понимающими, станьте внимательными, станьте осознающими. Ответы приходят в нашу жизнь то тут, то там, просто необходимо быть внимательным к жизни. Порой судьба нас сводит с человеком, у которого могут быть совсем другие взгляды на жизнь, и многим кажется, что Бог послал этого человека к нам, чтобы мы его научили уму разуму, поставили на путь истинный. А может быть, мы заблуждаемся в своем понимании мира и знание необходимо получить нам самим? Далеко не каждый сразу встает на правильный путь знания, большинство волочится от одной философии к другой.

Или может быть это проверка нашего развития, насколько смиренно мы научились относиться к другому мировоззрению. Дело же не в том, кто сколько книг прочитал или кто чаще в храм ходит. Главное — это . А одна из самых частых проблем на пути духовного развития — это осуждение. Этот не правильно живет, у того неправильное мировоззрение, эти грешники и тому подобное. Если человек заблуждается в своем миропонимании, то сразу многие переходят на личности — ты такой дурак, ты не соображаешь, откуда ты это взял и дальше в том же духе. Зачем сразу оскорблять? Это в первую очередь показывает ваш уровень.

Чтобы понять человека, необходимо порой вспомнить как минимум свой путь, какого знания придерживались вы — год, два или пять лет назад. Кто-то в своем развитии стоит на одной лестнице, кто-то на другой, и часто, вместо того, чтобы дать руку и помочь взобраться на ступень выше, многие лишь упрекают других за их положение на лестнице ниже. Да и порой еще не ясно, кто находится ниже, а кто — выше. Старайтесь быть более снисходительными к окружающим людям, старайтесь стать понимающим человеком. Грубо говоря, есть калеки телесные, а есть — калеки душевные. Но мы же не подходим, к примеру, к человеку, у которого нет одной ноги, и не упрекаем его в том, почему он так медленно ходит.

Старайтесь придерживаться позиции, что и с вами все в порядке, и с другими, без унижения какой-либо из сторон. Чаще всего, когда люди считают, что они правы и с ними все в порядке, то другие автоматически становятся не в порядке. Как правило, это выражается в надменном поведении, позиции свысока — то есть когда человек не прав, к нему возникает пренебрежительное отношение, что нередко выливается в грубую критику. «Я в порядке» означает, что я не ставлю себя выше, но также и не оправдываюсь, не унижаюсь и готов признать свою неправоту, если так оно и есть на самом деле. А «Ты в порядке» означает уважительное отношение к человеку и его взглядам, без унижения, даже если он не прав. Необязательно все должно выливаться в критику, необязательно переходить на личности, вырабатывайте культуру общения, успехов вам и любви.

  1. Помните, что ваш собеседник может быть полностью не прав. Но он так не думает. Не осуждайте его. По-иному может поступить каждый глупец. Постарайтесь понять его. Только мудрые, терпимые, незаурядные люди пытаются это сделать. (Дейл Карнеги)
  2. Люди видят то, что хотят видеть; слышат то, что хотят слышать; верят в то, во что хотят верить и отказываются верить в то, что им не нравится. (Скилеф)
  3. Если и существует некий секрет успеха, он заключается в способности принять точку зрения другого человека и видеть вещи под его углом зрения так же хорошо, как под своим собственным. (Генри Форд)
  4. Чем выше считает себя человек, тем он легче держит зло на людей. Чем человек смиреннее, тем он добрее и меньше сердится. (Лев Толстой)
  5. Человек, которому кажется, будто он очень ясно излагает свои мысли, не всегда бывает понятен другим, потому что он идет от мыслей к словам, а слушатель — от слов к мыслям. (Никола Шамфор)
  6. Если вы стремитесь стать хорошим собеседником, станьте прежде всего хорошим слушателем. (Дейл Карнеги)
  7. Заблуждаются не потому, что не знают, а потому, что думают, что знают. (Жан Жак Руссо)
  8. Должно стремиться к знанию не ради споров, не для презрения других, не ради выгоды, славы, власти или других целей, а ради того, чтобы быть полезным в жизни. (Фрэнсис Бэкон)
  9. Умейте встать на позицию другого человека и понять, что нужно ему, а не вам. С тем, кто сумеет это сделать, будет весь мир. (Дейл Карнеги)
  10. Когда мы имеем возможность уязвить кого-то, но воздерживаемся от этого, это практика Дхармы. Поэтому подлинная практика Дхармы – это контроль над собой в трудных обстоятельствах. (Далай-лама XIV)
  11. Ты никогда не сможешь оправдать чужие ожидания… Другие всегда будут недовольны чем-то, потому что их причина внутри них, а не внутри тебя. (Пападжи)

Задавайте вопросы по ходу разговора. Дополнительные вопросы во время разговора помогают лучше изучить точку зрения собеседника. Также вопросы косвенно демонстрируют ваше уважение к мыслям и чувствам говорящего. Открытость к восприятию информации собеседника является признаком умения сопереживать.

  • Задаваемые вами вопросы должны быть открытыми , чтобы человек мог сам решить, как на них отвечать. Наводящие вопросы или такие вопросы, которые пытаются убедить собеседника в правильности именно вашей точки зрения, демонстрируют неуважение к его чувствам.
  • Если вы задаете вопросы, на которые нельзя просто ответить словами “да” или “нет”, обязательно давайте собеседнику время на то, чтобы предоставить развернутый ответ, если ему требуется что-то дополнительно вам объяснить.
  • Подбирайте наилучший способ для выражения собственных чувств. Очень важно давать выход собственным эмоциям, однако, чтобы не обидеть чувства собеседника, вы должны следить за тем, как вы это делаете. Использование фраз с местоимением “я” поможет вам объяснить свои чувства собеседнику без демонстрации предосудительного отношения.

    • Например, не стоит говорить: “Ты неправ, я учился в старших классах средней школы, и со мной такое происходило”. Гораздо вежливее будет сказать: “Я расстроен тем, что ты сейчас сказал, так как это напомнило мне о собственном пережитом опыте в старших классах школы…”
    • Если вы будете сочувствовать своему собеседнику, то, вероятно, и он будет относиться к вам с сочувствием.
  • Обязательно подчеркивайте что-нибудь хорошее, когда высказываете критику. Если вам требуется выразить критику, обязательно сбалансируйте свою фразу равноценным или даже большим подчеркиванием того, что у человека получается хорошо. Совершенно свободно выбирайте те моменты, за которые вы можете искренне похвалить человека, а в критике соблюдайте умеренность (но при этом будьте прямолинейны).

    Воздержитесь от избитых фраз и клише. Если человек испытывает трудные времена, постарайтесь не говорить что-то подобное: "Для всего есть свои причины" или: "Я прекрасно знаю, что ты чувствуешь". У вас могут быть благие намерения, но попытка сказать человеку, что “нет худа без добра”, будет демонстрировать ему лишь ваше безразличие.

    • Постарайтесь сделать акцент на понимании сказанного. Собеседник будет признателен вам за использование фраз следующего вида: “Я сожалею, что так произошло. То, через что тебе пришлось и еще придется пройти, кажется действительно трудновыносимым”.
    • Также вполне нормально будет уведомить собеседника о том, что вы не обладаете похожим опытом. А в том случае, если такой опыт имеется, знайте, что он может несколько отличаться от той ситуации, в которой оказался собеседник.
  • Демонстрируйте уважение с помощью языка тела. Сигналы невербального общения могут оказаться для собеседника даже важнее ваших слов. Несмотря на то, что конкретный язык тела может отличаться от культуры к культуре, нижеупомянутые сигналы обычно демонстрируют собеседнику ваше уважение.

    • Поддерживайте визуальный контакт с собеседником. Так человек увидит, что вы искренне хотите честного общения. Однако, визуальный контакт не должен быть непрерывным в течение длительного времени, иначе он может быть интерпретирован в качестве угрозы.
    • Склоняйтесь к своему собеседнику, когда говорите с ним.
    • Периодические легкие прикосновения к руке собеседника могут служить для передачи дружелюбного отношения и поддержки. Длительный физический контакт не приветствуется по той причине, что он может быть расценен как угроза или флирт. Прежде чем прикасаться к человеку, разумно будет спросить его разрешения. Уважайте полученный в данном случае ответ.
    • Не скрещивайте руки на груди, держите их в расслабленном состоянии.
    • Расслабьте мышцы лица и улыбайтесь, если вам этого хочется.