Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Как мы говорим и во что верим. Психология слова - психология эффективной жизни - онлайн-журнал

Как мы говорим и во что верим

Уже давно мне хотелось сделать обзор некоторых выражений, которые используются в церковном обиходе, посмотреть, каковы их истоки, как менялось со временем их значение и употребление – и в результате понять, каковы наши (православных христиан) ценности и какова наша вера.

Конечно, эта публикация – с одной стороны, всего лишь набросок. С другой стороны, я уверен, что обозначенной теме посвящены серьёзные филологические и богословские исследования. Поэтому я ни в малейшей степени не претендую ни на глубокомысленность, ни на оригинальность. Я лишь хочу призвать читателей «Предания» к совместным размышлениям. А поразмыслив, мы, может быть, что-нибудь изменим в этом мире.

Итак, к делу. Меня будут интересовать четыре понятия. И самим этим понятиям, и соответствующим русским (церковнославянским) словам и выражениям сотни и сотни лет. Мы с ними свыклись, они – некий фон нашей церковной жизни. Тем важнее, как мне представляется, критически взглянуть на обыденные вещи, на то, что формирует наш язык и наши представления о Боге, о церкви и о нас самих.

Четыре понятия, о которых пойдет речь, объединены в пары. И первая пара – это слова священник (с греческим вариантом иерей ) и храм (с синонимом церковь ).

Священник

Слово священник вполне привычно православным, католиками и еще целому ряду христианских конфессий. Казалось бы, что тут обсуждать, о чем говорить? Священник – это, как мы все знаем из книжек и из жизни, вторая степень священства в христианской церкви (между диаконом и епископом); священник совершает литургию и другие службы; он проповедует; он также принимает исповедь и осуществляет духовное руководство вверенной ему паствой.

Да, всё это так или почти так. Но дело в том, что в Новом Завете соответствующее греческое слово ἱερεύς если и употребляется (в Евангелии, в Деяниях апостолов, в Послании к Евреям и в Откровении), то вовсе не по отношению к руководителям христианских общин. Это слово обозначает: 1) либо иудейских (ветхозаветных) священников – в Четвероевангелии и в Деяниях; 2) либо Сына Божия, который является истинным (перво)священником – идея, которая проходит через всё Послание к Евреям; 3) либо, метафорически, верных Агнцу, пребывающих в Его Царстве (употребление, характерное для Апокалипсиса), то есть всех христиан. Сюда же примыкает использование слова ἱεράτευμα (священство) в известном пассаже в 1 Пет 2:9 (Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет ).

Иудейский первосвященник и православный священник (источник инфографики журнал Фома)

А как же говорит новозаветное Писание о «наших» священниках? А оно называет их пресвитерами (πρεσβύτερος) – то есть старшими, старейшинами. Стало быть, руководитель христианской общины – это не ветхозаветный коэн , а старший из христиан, первый среди равных. И если принять такой взгляд, то многое меняется: к примеру, пресвитер – не «служит литургию» (это звучит абсурдно: как можно единолично делать то, название чего переводится как «общее дело»?), а он возглавляет евхаристическое собрание . Да, он тут старший, он председатель. Но и другие христиане («миряне») – они также являются полноправными и необходимыми участниками собрания.

И между пресвитером и прочими христианами нет какой-то непреодолимой бездны: пресвитер – лишь одно из многочисленных церковных служений. И в этой перспективе возможность или невозможность входить в определенные помещения, прикасаться к определенным предметам, произносить те или иные слова – всё это видится как возрождение ветхозаветного (если не языческого) представления об отношениях между Богом и людьми.

Храм

Второе слово, о котором хочется сказать, – это храм (ну или церковь , но в том же значении культового здания). На ектеньях мы молимся о храме, в котором находимся в данный момент, о тех, кто входит в этот храм, о поющих и труждающихся в нем… Поскольку все важнейшие церковнославянские богослужебные тексты переведены с греческого, имеет смысл заглянуть в греческий служебник: что там? Там – οἶκος, то есть слово, которое означает «дом». (Кстати, в церковнославянском и русском языках родственником этого греческого слова является существительное весь ‘деревня’, ‘селение’; как видим, тут тоже нет ничего специфически сакрального. Само же слово храм в церковнославянском языке обозначает именно дом – ср. рус. хоромы ; но в русском языке эта лексема превратилась в церковный термин.)

Напротив, Иерусалимский храм, единственный в своем роде, в Новом Завете обозначался словом ἱερόν, то есть буквально святилище (замечаете перекличку со словами священник , иерей ?); использовалась также лексема ναός. Оба эти слова в греческом языке обозначали также языческие храмы и их внутренние святилища. Аналогичным образом, слово ἱερεύς вне ветхо- или новозаветного контекста обозначало прежде всего языческого жреца.

Иерусалимский храм Соломона, реконструкция

Итак, что мы имеем? От идеи дома, где собираются христиане, чтобы преломить хлеб, мы – и уже очень давно – перешли к понимаю храма как особого культового сооружения, которое специальным образом освящается, которое имеет специфическую структуру, в котором есть запретные для непосвященных зоны – и так далее и тому подобное. То есть, как и в случае со словами пресвитер / священник , мы вновь вернулись к ветхозаветному мышлению.

Иными словами, идея преображения (если угодно – освящения) мира через человека, идея расширения церкви «даже до конец земли» очень быстро сменилась стремлением отгородить церковь от мира, посвященных от непосвященных, пастырей от пасомых, алтарь от прочего храма… Что это, как не торжество ветхозаветных представлений о Боге, мире и человеке? Или же это языческие представление?

Теперь перейдем ко второй паре понятий. Эти слова и выражения также весьма давние, в основе своей – греческие и древнееврейские. Но сдвиг в их семантике, о котором я хочу сказать, произошел у нас на глазах – может быть, в последние два-три десятка лет.

Благословлять

Первое слово – благословить (благословлять ). Буквально, как мы понимаем, это означает «сказать (произнести) благое (хорошее) слово». Достаточно полистать Псалтирь, чтобы найти многочисленные примеры, когда человек (например, Давид) благословляет Бога – то есть прославляет Его. Более привычна нам другая конструкция: когда высший благословляет низшего. В литургическом контексте это может означать ниспослание (передачу) от Бога верным (через епископа или пресвитера) Божьего благоволения, Божьей любви, Божьей силы. В церковном обиходе устойчивым является еще один вариант значения слово благословлять , а именно: высший (священник, старец, отец или мать) велит или же разрешает низшему (мирянину, духовному чаду, сыну, дочери) совершить некое действие, которое, как полагает благословляющий и как верит благословляемый, послужит к пользе (духовной, душевной, физической) благословляемого. Звучит сложно, но на самом деле мы все прекрасно знаем случаи, когда слово благословлять употребляется в подобном значении. Старец благословил Анну [идти] в монастырь – то есть старец считает, а Анна ему в этом верит, что уход в монастырь будет полезен ей с духовной точки зрения. Отец Иоанн благословил Игоря сорок раз в день читать 50-й псалом – то есть о. Иоанн считает (а Игорь, как подразумевается, готов с этим согласиться), что епитимья в виде многократного чтения покаянного псалма поможет молодому человеку преодолеть последствия его грехопадения.

Заострим внимание на важном моменте: хотя речь идет, казалось бы, о реализации духовной власти, но эта власть со стороны руководимого основана на разумном и добровольном подчинении, а со стороны руководителя – на желании духовной пользы руководимому.

Однако ситуация изменилась. Кто из нас не видел и не слышал фраз наподобие этих: Не благословляется подпевать клиросу ; Батюшка благословил не выплачивать вам отпускные ; Отец Сергий благословил Пашу быть его водителем во славу Божию ; Не благословляется ставить свечи, купленные в других храмах – и так далее. Что мы видим здесь? Отношение «высший – низший» сохраняется, но высший уже не ищет пользы благословляемого – он ищет исключительно своей пользы, и прежде всего материальной, денежной: обеспечить доход своему храму за счет продажи свечей, сэкономить на водителе за счет эксплуатации неофитского рвения молодого прихожанина; получив сделанную работу, удержать «мзду наемничу»; в лучшем случае – избавить себя и прихожан от головной боли во время службы (но почему бы здесь не обойтись без церковного жаргона и не написать просто и честно: Не разрешается подпевать – ?).

Обретение мощей

Второе выражение из нашей второй пары – обретение мощей . Тут два слова, и каждое требует комментария.

Обретение само по себе значит «отыскание», «находка». Но применительно к мощам (что это такое – скажем ниже) слово обретение обычно имеет в своем значении важный добавочный компонент: неожиданность, непредсказуемость, внезапность. Конечно, это агиографический штамп – и тем не менее, в течение многих столетий представление об обретении мощей было именно таким: гроб святого случайно вскрыли (при строительстве церкви, при новом захоронении, вообще совершенно случайно) – и обнаружили нетленные останки.

Теперь о том, что такое мощи. Это слово (как и все слова, о которых мы говорили выше) – церковнославянское по происхождению. Оно представляет собой форму множественного числа от существительного мощь – то есть «сила», «власть». Вероятно, здесь имел место метонимический перенос: человеческие останки, обладающие чудесной силой => сила, мощь. Интересно, что в церковнославянских богослужебных текстах мы можем увидеть и случаи, когда слово мощи используется в расширительном значении «останки» (любого человека, необязательно причисленного к лику святых). Так, в первых же строчках «Последования мертвенного мирских тел», то есть чина отпевания, читаем: «Скончавшуся кому от православных, абие призывают сродницы его священника, иже пришед в дом, в немже мощи усопшаго лежат … кадит тело мертваго…» И через пару страниц: «И вземше мощи усопшаго, отходим в храм…» В конце чина отпевания: «И тако вземше мощи отходим ко гробу… И полагаются мощи во гроб…»

Таким образом, получается, что останки обычного мирянина «ничуть не хуже» чудотворных останков святого: те и другие достойны благоговейного почитания. И за этим стоит более общая мысль, которая – и уже не первый раз – возвращает нас к Новому Завету: святые – это не те, кто канонизирован; нет, одно из имен христиан. И если обратиться к недельному (седмичному) богослужебному циклу, то это ведь не случайно, что к субботе приурочено, с одной стороны, поминовение усопших, а с другой – молитва всем святым (см. каноны Октоиха на субботних утренях). Тут нет четкой границы: все мы в определенном смысле святые – и все нуждаемся в милости Божией и надеемся на нее.

Но мы отвлеклись. Отдельные слова – это тоже интересно, но у нас шла речь о выражении обретение мощей в целом. Думаю, не погрешу против истины, если скажу, что в массовом сознании православных присутствует следующая идея: 1) останки (= мощи) некоего угодника Божия (известного или безвестного) случайно обнаруживаются; 2) в ряде случаев они оказываются нетленными (полностью или частично); 3) мощи извлекаются из земли для поклонения; 4) установленное нетление мощей становится одним из доводов в пользу канонизации святого. В житийной литературе можно найти множество подобных примеров. Подчеркнем последовательность событий: сначала случайное обнаружение нетленных мощей, потом (да и то не всегда) – извлечение из земли для поклонения.

Что мы имеем в наши дни? Полистаем журналы Синода и постановления соборов. Здесь мы неоднократно в последние годы встречаем вот такой любопытный образчик церковного канцелярита: «… Собор … единомысленно определяет: 1. Причислить к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания … (далее следует список имен. – Ф. Л. ) … 3. Честные их останки, у коих такие обретаются, считать святыми мощами; а у коих не обретаются, оставить на Божие произволение…»

Формулировка последнего пункта кажется несколько косноязычной: если обретаются – то считать, а если не обретаются – то оставить. В огороде бузина, а в Киеве дядька. Но нет, это не косноязычие, а отражение сложившейся практики. Если мощи «не обретаются» (то есть останки утрачены либо их местонахождение неизвестно) – тогда они «оставляются на произволение Божие», то есть человеческая начальственная воля здесь бессильна. Но если же они «обретаются», то есть мы знаем, где они находятся, – тогда Божьему произволению нет места, тогда они обретаются – но уже в другом значении.

Да-да, теперь обретение мощей означает не отыскание по особому Божию промышлению нетленного тела святого, а эксгумацию останков с последующим – уж будем называть вещи своими именами – их расчленением.

Последовательность событий теперь перевернута, логика – обратна той, что была прежде. Было (повторяю, это агиографический штамп, но именно он присутствует в массовом сознании): случайное (читай: промыслительное) обнаружение нетленных мощей => их извлечение из-под спуда => канонизация святого. Стало: решение Синода/Собора о канонизации => извлечение (эксгумация) => установление нетления (или отсутствия такового).

Как видно, участие Бога в этих манипуляциях уже не предполагается.

Выводы из филологии

Какие выводы можно сделать из сказанного? Новозаветный термин пресвитер оказался вытеснен ветхозаветным понятием священник . И дело не только в словах: за переменой слов последовали изменения в мышлении, в самоосознании. Это подтверждает и история слова храм : в то время как в греческом и церковнославянском это прежде всего дом, в русском языке данное слово означает святилище – что опять-таки возвращает нас в Ветхий Завет. И выходит, что вместо того чтобы возвещать миру спасение, победу над грехом, тлением и смертью, вместо того чтобы освящать мир своей молитвой, своим присутствием, своей любовью, вместо того, чтобы превращать в церковь всё человечество, – христиане (православные, но не только) предпочли выделить для себя особое священное пространство, назначить особых священных людей, установить правила, кто куда может ходить, к чему прикасаться, что и когда вкушать – и так далее. То есть вернуться к тем преданиям старцев, о которых со столь горькой иронией и с гневом говорил наш Спаситель.

Что касается слова благословение , то семантические сдвиги, случившиеся с ним, говорят нам о том зазоре между начальствующими и ведомыми, который, раз возникнув, только расширяется. Членов церкви всё меньше связывает любовь: на церковном жаргоне благословением нынче называется приказ (или, наоборот, запрет), который более не имеет отношения к духовной пользе пасомого, но говорит в первую очередь о материальной выгоде начальника.

Наконец, обретение мощей – это часть бюрократической процедуры, которая, как мы понимаем, также имеет одной из целей увеличение денежного потока за счет паломничества к «обретенным» мощам. При этом участия Бога в этой процедуре не требуется: святым делает Синод, он же объявляет останки мощами, он же – гласно или негласно – дает разрешение на эксгумацию и расчленение; никакая случайность тут уже невозможна, Господь с Его промыслом более не нужен.

Мрачно? Да. Ново? Не уверен. Примерно то же видели и приблизительно о том же думали, говорили и писали в Европе полтысячетелия назад. И это имело последствия, которые мы знаем под именем Реформации.


Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram , чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Звук - это колебания, которые распространяются в упругих средах, например, в воздухе или в воде. Любой предмет, если его заставить вибрировать, становится источником звука . Природу рождения звуков наглядно можно представить так.

Если произвести резкое смещение частиц упругой среды в одном месте, то в этом месте увеличится давление. Благодаря упругим связям частиц давление передаётся на соседние частицы. Те, в свою очередь, воздействуют на следующие, и область повышенного давления как бы перемещается в упругой среде. За областью повышенного давления следует область пониженного давления, и, таким образом, образуется ряд чередующихся областей сжатия и разрежения, распространяющихся в среде в виде волны. Каждая частица упругой среды в этом случае будет совершать колебательные движения. Так рождается продольная волна.

В дыхательном аппарате человека. Если бы воздух проходил через наши органы дыхания беспрепятственно, то мы бы не произносили никаких звуков. Но в нашей дыхательной системе есть такие препятствия. Совокупность органов, которые участвуют в образовании голоса, называют голосовым аппаратом .

Мы можем говорить (а также кричать, петь, шептать) только на выдохе, когда воздух выходит из легких наружу через рот и нос. В нашей дыхательной системе есть участок между трахеей и глоткой, который называется гортанью . Гортань - это хрящевая трубка, покрытая изнутри слизистой оболочкой. Сверху гортань покрыта надгортанником, состоящим из эластического хряща и расположенным впереди входа в гортань. Слизистая оболочка гортани имеет складки, выступающие в ее полость и содержащие связки и мышцы. Эти складки называются голосовыми складками (их еще называют голосовыми связками ). Щель в гортани между голосовыми связками называется голосовой щелью . Именно вибрация складок при прохождении воздуха через голосовую щель создает звуковую волну и тем самым рождает голос.




Гортань человека во время вдоха (а) и выдоха, сопровождаемого речью (б):
1 - надгортанник, 2 - голосовые связки

Мышцы гортани способны изменять положение ее хрящей. В результате могут меняться ширина голосовой щели и натяжение голосовых связок. Размеры голосовых связок определяют тип голоса: у людей с низкими голосами складки более длинные и толстые, а с высокими – короткие и тонкие.

Кроме органов дыхания и места возникновения звуков – гортани к голосовому аппарату относятся артикуляционный аппарат и резонаторы .

Артикуляция (от лат. articulo – "расчленяю") – это работа органов речи при образовании звуков. Артикуляционный аппарат служит для образования звуков членораздельной речи . Помимо голосовых складок к артикуляционному аппарату относятся язык, губы, нёбо, глотка, зубы.

Характер звука зависит от того, создаются ли шумы при прохождении воздуха через речевой аппарат. Шум возникает, если воздушная струя встречает на своем пути дополнительные препятствия - органы ротовой полости. Если шума при образовании звука не происходит, мы имеем дело с гласными звуками - [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Если к голосу присоединяется шум, возникает согласный звук. Согласные, которые состоят из голоса и шума, называют звонкими (например, [д], [з], [м], [в]). Согласные звуки, которые состоят только из шума, (например, [т], [с], [ф], [п]) называют глухими. Голосовые складки при образовании глухих согласных не колеблются.

Подвижные органы артикуляционного аппарата (язык, губы) называют активными , неподвижные - пассивными (верхняя губа, верхние зубы, та или иная часть неба).

По активному органу речи все согласные звуки делятся на губные и язычные . По пассивному органу речи все согласные звуки делятся на зубные, нёбно-зубные, средне-нёбные и задне-нёбные.

Резонаторы – это полости, резонирующие на возникающий в голосовой щели звук и придающие ему силу и окраску (тембр). Резонанс (от лат. resono – "звучу в ответ", "откликаюсь") – явление усиления собственных колебаний резонаторов под воздействием внешних колебаний той же частоты.

Различают головной и грудной резонаторы. За счет верхних резонаторов голос приобретает звонкость, а за счет нижних – силу, мягкость, полноту звука. К верхним головным резонаторам относятся полости, лежащие выше голосовых связок - носовые ходы, гайморовы и лобные пазухи. К нижним резонаторам относятся трахея, бронхи и легкие. Сверху и снизу к гортани непосредственно примыкают трубообразные полости, составляющие с ней единое целое. Нижняя подгортанная труба переходит в трахею и бронхи. Верхняя надгортанная труба переходит в полость ротоглотки и далее в ротовую и носовую полости.

Головное резонирование ощущается как вибрация в голове (зубы, темя). Грудное резонирование ощущается как вибрация в груди (трахея, бронхи).

В результате прохождения звуковых волн через резонаторы приобретается характерный для каждого человека тембр голоса. Тембр является уникальным индивидуальным качеством человека, отличающим его от других людей. Как нет двух лиц, абсолютно похожих друг на друга, так нет и двух абсолютно одинаковых по тембру голосов. Бывает, что можно не узнать по лицу человека, которого не видели много лет, но характерные элементы тембра человека остаются постоянными всю его жизнь, и никакие дурные привычки или специальные упражнения не могут его изменить.

Говоря об органах, составляющих голосовой аппарат, нельзя забывать про центральную нервную систему. Специальные речевые центры головного мозга организуют их функции в единый, целостный процесс звукообразования, который является сложным психофизическим актом.

Слышимые человеком звуки - это только те колебания, которые воспринимаются нашим слуховым аппаратом. Не все колебания тел могут быть уловлены ухом, а только те, которые находятся в промежутке от 16 до 20000 Герц. Звуки ниже диапазона слышимости человека называют инфразвуками, выше - ультразвуками.
Процесс образования звука голоса называется голосообразованием, или фонацией .

Свобода - это богообщение. Общение с Богом и в Боге, общение богом в себе с богом в другом. Свобода - это бытие в Боге. Быть собой с самим собой или с другими, или с Богом, можно только пребывая в Боге.

Святой - это присутствие Бога, святая земля, на которую может зайти всякий, кто ищет Бога, и встретиться с Ним.

Самость любит себя и понимает других, говорящих на языке самости. Она живёт в душе, как змея и говорит другим змеям, живущим в других людях: ублажите меня - и я вас ублажу. И если кто не ублажит, того змея ужалит.

Знать человека - это знать его глубинное, сердцевинное, главное, его вечное. Вечность - это когда мы смотрим друг на друга вечными глазами и видим вечное друг друга. Когда мы смотрим на вечное, мы становимся вечными.

Есть люди, агрессия которых направлена вовне (потенциальные убийцы в критических обстоятельствах), и люди, агрессия которых направлена внутрь (потенциальные самоубийцы). Так и с обществами: есть направленные против других, а есть общества-самоеды, которым и враг-то не нужен - сами себя съедят.

Человек - не фабрика по производству добрых дел, к нему нельзя относиться утилитарно. Человек - не средство для получения того или иного добра, он сам - цель.

Сначала возникает в нас вопрос, вопрошание, потом неизбежно следует ответ. Подлинное вопрошание беременно ответом. А ответ без вопрошания не дает ничего кроме надмевания и мнения о своем знании, с которым так яростно боролся ещё Сократ.

Лучше плохо делать, чем хорошо не делать. Усилие, рывок, стремление - тоже вклад.
Мы становимся тем, что делаем. Мир становится тем, что мы делаем.

Мир стоит, пока существуют чудаки. Когда останутся только умники - мир рухнет.

Работа на износ - изнашивает.

Любить ближнего - это значит быть пространством его становления в Боге.
Быть с Богом - это быть пространством становления в Боге другого.

Православие - не трон, а крест.

Любовь - это не я, не моё. Любовь - это Божье и для Бога: в себе ли, в другом ли. Любовь всегда течёт от Бога к Богу, она всегда в Боге, и человек делается посланником Бога, когда впускает в себя эту благодатную реку, не препятствуя ей течь в согласии с волей Всевышнего, не навязывая ей своей маленькой корыстной воли.

Истина - это и есть искомая всеми радость. Блаженство! Из равнодушия к истине ничего по-настоящему радостного не вырастает.

Жизнь - это то, что следует отдать Богу и ближним, отдать Христа ради - т.е. безвозмездно.
Что отдал во имя любви, то и жизнь...

Вечный всегда под подозрением у невечных.

Если надо - возьми жизнь ягоды, претвори её жизнь в свою жизнь, но не глумись над её жизнью...

Дружба - поиск Песни сердца другого (петь навстречу), вызывание своей Песней Песни другого. Это бережное внимание к Песне другого. Светящийся шар на картине Чюрлёниса «Дружба» - и есть Песня. Её принимают или передают - всё это пение Одной Песни.

Не торгуй небом - не лишишься хлеба.

Любую проблему можно решить, используя принцип «Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди» (Мтф. 18:20), т.е. если проблемы не решаются, значит мы не собираемся их решать во имя Его, а хотим решить во имя своё (если вообще хотим решить, а не предпочитаем ничего не видеть и не слышать). Или же попросту каждый находится на своей волне и думает лишь о себе и своём, теряя из виду другого.

Около дороги стоял слепой мужчина. Один он не мог отправиться в свою деревню, и поэтому ждал своего сына, который задержался на рынке. Присев на старое бревно, он слушал мир вокруг и был счастлив немного побыть в одиночестве.

— Эй, старикашка! – окликнули его. – Все равно ты просиживаешь тут штаны. А ну-ка скажи мне, не проходила ли тут рота солдат?

— Да, проходила, — ответил слепой мужчина безразлично. Ему было глубоко неприятно такое к себе обращение, но он решил не грубить в ответ.

Прошло несколько минут, и старик снова услышал обращение к себе.

— Старик! Проходили ли тут солдаты? – спросили его.

— Да, — ответил тот, и спросивший тут же удалился.

Еще четвертью часа позже слепца окликнули снова.

— Здравствуй, отец! Не слышал ли ты случайно роту солдат? Они должны были проходить тут недавно?

— Да, они ушли на юг, — сказал старец.

Чуть позже еще один человек подошел к слепому. Он положил руку ему на плечо и подождал, пока старик дотронется до нее и почувствует, что опасности нет.

— Дорогой мой, — сказал человек. – Скажи мне, пожалуйста, не слышал ли ты, как рядом с тобой шла рота солдат?

— Слышал, господин, — ответил слепой. – Они отправились на юг.

— Спасибо тебе и прощай, — сказал напоследок человек и удалился.

Наконец, слепой дождался сына.

— Ты знаешь, — сказал он молодому человеку. – Только что меня спросили про ушедшую час назад роту солдат четыре человека. Один из них был рядовым, второй – офицером, третий – полководцем, а четвертый – царем.

— Как же ты узнал, ведь ты не видел их? – удивился сын.

— Да, но мне достаточно было их слышать.

То, каким языком мы говорим с окружающими, определяет нас, наш характер и воспитание. По речи можно многое сказать о человеке. Язык – это средство, при помощи которого говорит наша душа, а грубость, несдержанность в речи только ее ожесточает. Отношение людей вокруг во многом определяется тем, как и что мы им говорим.

В буддийской психологии говорится, что основным источником потери энергии является речь. В Ведах пустые разговоры называют «праджалпой». И именно она является одним из главных препятствий на пути духовного и материального прогресса. Первую оценку человеку мы даем по тому, как он говорит. Речь определяет человека.

Существует тесная связь между умом и речью, умом и телом, умом и душой. Здоровое тело, здоровый ум и здоровая речь творят гармоничную личность. Современные исследования показали, что ошибки в речи не случайны. Они имеют глубокую связь с ментальным развитием. Заикание и запинания в речи появляются тогда, когда есть серьезное эмоциональное нарушение. Практически все болезни являются психосоматическими по своей природе.

Каждый человек, стремящийся к совершенству, должен стать, во-первых, - врачом, лечащим свое тело; во-вторых, - специалистом по грамматике, следящим за своей речью; в-третьих, - философом, очищающим свое сознание и постигающим Абсолютную истину.

В жизни такого человека не может быть места для физических недомоганий, безразличия к самопознанию и для беспорядочной речи. Именно такого человека мудрец Патанджали называл йогом. И каким бы видом йоги, каким бы видом духовной практики человек не занимался, все вышесказанное применимо к нему в полной мере.

От речи зависит здоровье и материальное благополучие. И это относится не только к духовным людям, но и к тем, кто хочет преуспеть материально. Умение говорить и слушать очень серьезно изучают во всех бизнес-школах. Даже в криминальном мире, чтобы подняться в бандитской иерархии, нужно уметь контролировать язык. Там очень реализовано цитируют высказывание Будды о том, что словом можно убить человека. Три минуты гнева могут уничтожить десятилетнюю дружбу. Слова сильно определяют нашу карму. Можно десять лет заниматься духовным развитием, благотворительной деятельностью, но, оскорбив великую личность, можно все потерять на всех уровнях и деградировать в низшие формы жизни. Откуда это берется? От оскорблений. Ведическая астрология говорит, что теневая планета Кету отвечает за оскорбления. Кету - это такая планета, которая быстро дает реакции, часто мгновенно. Кету также дает освобождение. Но в отрицательном аспекте Она наказывает за оскорбления и непочтительную речь, быстро лишая человека всего, чего он достиг в духовном и материальном плане. В Ведической цивилизации каждого человека учили очень внимательно следить за своей речью. Пока человек не заговорил, его тяжело узнать.

Дурака от мудреца можно отличить, когда он заговорит. Речь обладает очень сильной энергией. Специалисты, обладающие тонким видением, говорят, что люди, которые общаются матом, грубо и оскорбительно говорят, в определенном месте тонкого тела тут же получают черное пятно, которое через год-два может перерасти в раковую опухоль.

Речь - это проявление жизненной силы. Самое главное, для чего нам предназначен язык - это чтение молитв, мантр и обсуждение тем, приближающих к Божественному. Можно также по мере необходимости обсуждать практические дела, общаться с близкими. Но, главное, не переусердствовать. В Аюрведе говорится, что речь - это проявление праны. Прана - это жизненная сила, Вселенская энергия. Чем больше праны, тем более здоров, успешен, харизматичен и гармоничен человек. Так вот, в первую очередь, прана расходуется, когда человек говорит. Особенно, когда кого-то критикует, осуждает, предъявляет претензии, матерится. По статистике, 90% всех ссор происходит из-за того, что мы говорим о ком-то плохо. Наиболее успешны те люди, которые приятно говорят и умеют контролировать свою речь. В Бхагават-Гите говорится, что аскеза речи заключается в умении говорить правду приятными словами.

Карма определяется нашей речью. Важно помнить, что если мы кого-то критикуем, то берем на себя негативную карму и плохие качества характера этого человека. Так действует закон кармы. И также мы берем качества той личности, которую восхваляем. Поэтому Веды призывают всегда говорить о Боге и о святых и восхвалять их. Это самый легкий путь для того, чтобы обрести божественные качества. То есть если вы хотите обрести какие-то качества, вам достаточно почитать о каком-нибудь святом, который ими обладает либо с кем-то обсудить его качества.

Давно замечено, что мы приобретаем качества того человека, о котором думаем и, следовательно, говорим. Поэтому даже западные психологи советуют думать и говорить об успешных и гармоничных людях.

Но чем больше в нас эгоизма и зависти, тем тяжелее нам говорить о ком-то хорошо. Мы должны учиться никого не критиковать. У меня был один пациент, у которого по гороскопу с определенного года должна была быть серьезная болезнь, но у него все было нормально. Я спросил его, что он начал делать в этот год. Он ответил мне, что дал обет, что никого не будет критиковать. И сказал, что реально заметил, что его жизнь улучшилась, его духовная практика вышла на новый уровень.

Тот, кто нас критикует, отдает нам свою положительную карму и забирает нашу плохую. Поэтому в Ведах всегда считалось, что это хорошо, когда нас критикуют. Как работает речь с нашей кармой? В «Махабхарате» говорится, что если вы что-то наметили, что-то хотите сделать, никому об этом не говорите. Как только вы об этом сказали, на 80% уменьшается вероятность, что это произойдет, особенно если вы поделились с завистливым, жадным человеком. Почему люди, говорящие мало и продуманно, достигают больше? Они не теряют энергию. Другое простое правило, связанное с речью, - если мы сделали кому-то что-то хорошее и похвастались этим перед другими, то в этот момент мы теряем положительную карму и все свои плоды благочестия, которые заработали этим поступком. Хвастуны мало чего достигают. Поэтому мы не должны никогда хвастаться своими достижениями, так как в этот момент мы теряем все плоды, которые до этого заработали.

Мысли определяют речь, поэтому важно не думать плохо ни о ком. Чем больше у нас хаотичных мыслей в голове, тем больше они проявляются на языке и тем более будет беспорядочная речь. Тот, кто ясно мыслит, тот ясно говорит.

Есть еще один уровень - научиться принимать критику. Одно из качеств ума - то, что он способен оправдать себя в любом положении. Чем ниже уровень человека, тем больше оправданий вы от него слышите. Даже совершив самое гнусное преступление, такой человек не краснея оправдывает себя. Я проводил семинары в тюрьмах, в том числе для особо опасных преступников, меня очень удивляло, что практически никто себя не считал виноватым. Один из главных показателей, человека, который находиться на высоком уровне развития, определяется тем, что он спокойно выслушивает критику в свой адрес.

Первое правило разумной речи - перед тем как что-то сказать резкое, досчитайте до 10. Это может показаться глупым. Первое время мы вряд ли сможем досчитать до 3-х. Но с другой стороны, если вы ответите после небольшой паузы, то ваш ответ будет намного разумней, потому что первое, что приходит в голову, когда нас критикуют, ругают - это желание оправдаться и ответить резко в ответ. Поэтому, научитесь 5-10 секунд думать перед тем, как отвечать. Помимо всего прочего - это собьет ненужный накал эмоций. Человек, который занимается самореализацией, очень мало и продуманно говорит. Я читал в жизнеописании некоторых великих людей, что они никогда не отвечали сразу на обвинения и вообще старались ничего не говорить в гневе. Они откладывали разговор на другой день или вообще до того момента пока не успокоятся страсти. Ибо они знали- пока гнев и раздражение влияют на их речь, последствия будут печальные, а порой просто разрушительными..

Второе правило разумной речи - не нужно впадать в крайности. Бог проявляется в мелочах, а Сатана - в крайностях. Не следует давать обет - «Буду нем как рыба». Особенно, если по вашей природе вы яркий экстраверт, то вам это может только навредить. Если ваша психофизическая природа в том, что вы должны много говорить, так говорите так, чтобы вы и окружающие получали от этого благо. Поэтому будьте открыты и доброжелательны, и главное - живите осознанно. Важно помнить, что наш уровень определяется по мелким, незначительным поступкам - как мы отреагировали на грубость в магазине, какие эмоции начинают нас переполнять, когда нас «незаслуженно» критикуют и т. д.